ДООП Волшебная кисточка

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА*
«Волшебная кисточка»

Художественная направленность
Возраст учащихся: 6-7 лет
Срок реализации программы: 1 год (144 часов)

Автор-составитель:
Макарова Наталья Владимировна
старший педагог
дополнительного образования

Екатеринбург, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ .................................................................. 3
1.1. Пояснительная записка .................................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы................................................................................ 6
1.3. Планируемые результаты................................................................................. 7
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ............................ 12
2.1. Календарный учебный график ...................................................................... 12
2.2. Условия реализации программы................................................................... 12
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................. 13
Приложение 1. Карта педагогического наблюдения освоения программы..... 16
«Волшебная кисточка».......................................................................................... 16

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебная кисточка» художественной направленности разработана в
соответствии с требованиями в образовании, отраженными в следующих
документах:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31.03.2022 года № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
4.
Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы»).
5.
Методические рекомендации по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017
года № ВК-1232/09.
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29.09.2020 года № 28 СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания,
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7.
СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
8.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 года № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
9.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 года № 785-Д «Об утверждении
3

Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным заказом.
10
Устав
Муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 21.08.2015 года № 1497/46/36.
11. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 19.08.2022 года № 30.
Актуальность программы. Потребность государства и общества
в творческих и креативных людях актуализирует использование
изобразительной деятельности на занятиях с младшими школьниками.
Изобразительная деятельность несет в себе ценный психологопедагогический потенциал в связи с тем, что содействует процессу
становления ребенка как субъекта деятельности. Под руководством
взрослого, в процессе изображения, учащиеся учатся ставить цели, выбирать
средства, планировать и осуществлять деятельность. В результате, учащиеся
учатся быть самостоятельными, продукты их деятельности приобретают
уникальность и неповторимость.
Программа направлена на овладение основами изобразительного
искусства, на приобщение учащихся к активной познавательной
и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству
строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов работы,
при которых в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного
искусства у обучающихся развиваются творческие способности.
Программа разработана с учетом потребностей и запросов учащихся
и родителей (законных представителей).
Воспитательный потенциал: в системе эстетического, творческого
воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит
изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию
художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности,
воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает
возможность
творческой
самореализации
личности.
Занятия
изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения
детей к изучению народных традиций и современных техник.
Отличительные
особенности:
отличительной
особенностью
программы «Волшебная кисточка» от аналогичных программ «Акварелька»
4

(автор-составитель А.И. Бубнова), «Маленький художник» (авторсоставитель И.А. Ябуров.) является то, что она содержит занятия,
включающие нетрадиционные техники рисования. Такие занятия развивают
эмоциональную сферу учащихся, раскрывают возможность использовать
хорошо знакомые бытовые предметы в качестве оригинальных
художественных
материалов,
а
также
развивают
творческий
и исследовательский характер пространственных представлений.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа
предполагает формирование высокого интеллекта духовности через
мастерство. Целый ряд специальных заданий и методов на наблюдение,
сравнение, домысливание, проектирование, фантазирование служат для
достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд
и искусство приобщить детей к творчеству. Творчество способствует
формированию готовности личности к саморазвитию, потребности
самообразовании, способности адаптироваться в быстро меняющемся мире,
ориентации в современном информационном пространстве культуры
и искусства.
Содержание программы учитывает физиологические особенности
учащихся
6-7
лет,
способствует
развитию
эмоциональной
и интеллектуальной
сфер,
пробуждает
и
стимулирует
интерес
к окружающему миру.
Адресат программы: учащиеся 6–7 лет.
Возрастные особенности: программа составлена с учётом возрастных
особенностей учащихся 6-7 лет. Процесс становления изобразительной
деятельности ребенка данного возрастного периода тесно связан с его
личностным развитием и характеризуется формированием самосознания.
Ребенок переходит от импульсивного, ситуационного поведения
к личностному, опосредованному. Образ поведения и образ результата
действия становится его регулятором и выступает как образец. Это ярко
проявляется в изобразительной деятельности: от спонтанных действий
и подражания готовым образцам, дети переходят к воплощению собственных
замыслов. Данный возрастной период характерен для наиболее интенсивного
развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются
здесь основными формами познания. Дети готовы творить, а, следовательно
– создавать что-то объективно новое.
При запросе родителей (законных представителей) возможно
реализация индивидуального образовательного маршрута учащегося
по индивидуальному плану.
5

Количество учащихся в группе 12 человек. Комплектование
творческого объединения проводится без предварительного отбора.
Объем программы: 144 часа в год.
Срок освоения программы: 1 год.
Форма обучения – очная, в особых случаях применяется
дистанционная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа.
Уровень освоения программы: стартовый уровень – используются
и реализуются общедоступные и универсальные формы организации
материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Формы обучения: очная (групповая, индивидуально-групповая).
Виды занятий: беседа, экскурсия, практическое занятие.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: наблюдение, выставка, самостоятельная
работа.
Занятия в программе делятся на три основных раздела:
1. «Основы изображения».
2. «Искусство изображения».
3. «Креативность изображения».
Разделы
отражают
сезонную
и
общую
содержательную
направленность.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: художественно-эстетическое развитие дошкольников через
изобразительное творчество.
Задачи программы.
Образовательные:
1. Ознакомить с цветами палитры (основы колористики).
2. Познакомить с жанрами изобразительного искусства.
3. Научить самостоятельно определять замысел.
4. Научить выполнять рисунки в нетрадиционных техниках
изображения.
Развивающие:
1. Развить умение подбирать соответствующее изобразительное
средство для создания более выразительного образа.
2. Развить наблюдательность, виденье цвета (в том числе в природе,
в зависимости от времени суток).

6

3. Развить умение передавать сюжеты, а также форму изображаемых
объектов, их характерные признаки, пропорции, и взаимное размещение
частей; передавать движение.
4. Развить умение передавать впечатление об окружающем, отражая
свои эстетические чувства и отношение.
5. Развить креативность, эстетический вкус, творческое мышление.
Воспитательные:
1. Воспитать трудолюбие, терпение, настойчивость, аккуратность при
выполнении работы, бережное отношение к окружающей среде,
самостоятельность.
2. Воспитать уважительное отношение к своей работе, и работе
других учащихся.
3. Сформировать коммуникативные навыки учащихся.
1.3. Планируемые результаты

Предметные:
1. Ознакомлены с цветами палитры (знают основы колористики).
2. Ознакомлены с жанрами изобразительного искусства.
3. Самостоятельно определяют замысел работы.
4. Освоены нетрадиционные техники изображения.
Метапредметные:
1. Развито умение подбирать соответствующее изобразительное
средство для создания более выразительного образа.
2. Развита наблюдательность, виденье цвета (в том числе в природе, в
зависимости от времени суток).
3. Развито умение передавать сюжеты, а также форму изображаемых
объектов, их характерные признаки, пропорции, и взаимное размещение
частей; передавать движение.
4. Развито умение передавать впечатление об окружающем, отражая
свои эстетические чувства и отношение.
5. Развита креативность, эстетический вкус, творческое мышление.
Личностные:
1. Воспитана
любознательность,
интерес
к
творческому
самопознанию, самовыражению, терпение, настойчивость, аккуратность;
2. Воспитано уважительное отношение к своей работе, и работе
других учащихся;
3. Сформированы коммуникативные навыки у учащихся.
1.4. Содержание программы
Учебный (тематический) план
7

Формы
аттестации/
практи контроля
всего теория
ка
44
22
22
2
1
1
беседа
наблюдение,
6
3
3
беседа
4
2
2
наблюдение
Количество часов

№

Название разделов и тем

Раздел 1. «Основы изображения»
1.1 Искусство в природе
1.2 Пленэр «Осенние зарисовки»
1.3 Цветовые колориты природы
1.4 Основы натюрморта. Цветы
1.5 Основы натюрморта. Фрукты
1.6 Основы портрета. Женский портрет
1.7 Цветовой колорит неба. Осенняя палитра
1.8 Основы анималистики. Птицы
1.9 Основы анималистики. Животные
Раздел 2. «Искусство изображения»
2.1 Морской пейзаж
2.2 Женский и мужской портрет
2.3 Искусство оформления
2.4 Искусство и праздник
2.5 Цветовые колориты зимы
2.6 Бумагопластика. Коллажирование.
2.7 Искусство стилизации
2.8 Коллективный портрет
Раздел 3. «Креативность изображения»
3.1 Узелковый батик
3.2 Весенний натюрморт
3.3 Космический пейзаж
3.4 Акварель «по-сырому»
3.5 Мужской портрет
3.6 Мы - архитекторы
3.7 Основы ландшафтного дизайна
Раздел 4. Промежуточная (итоговая)
аттестация. Автопортрет
Итого

6

3

3

наблюдение

6

3

3

наблюдение

6
4
4
6
48
6
6
4
4
6
6
8
8
44
6
6
6
4
6
8
8

3
2
2
3
24
3
3
2
2
3
3
4
4
22
3
3
3
2
3
4
4

3
2
2
3
24
3
3
2
2
3
3
4
4
22
3
3
3
2
3
4
4

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

4

2

2

144

72

72

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
Самостояте
льная
работа

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. «Основы изображения»
Тема 1.1 Искусство в природе
Теория: знакомство с различными видами деревьев, растений.
Практика: наблюдения в природе, сбор гербария, природных
материалов.
Тема 1.2 Пленэр «Осенние зарисовки»
Теория: обучение рисованию с натуры
Практика: рисование с натуры, передача цвета и форм, работа
графическими материалами.
8

Тема 1.3 Цветовые колориты природы
Теория: передача цветового колорита природы на закате.
Практика: обучение изображению пейзажа «Какие они, вечерние
закаты Урала». Этапы работы:
−
заполнение листа бумаги тёплой гаммой цветов в технике мазка;
изображение неба на закате солнца (гуашь);
− изображение тёмных силуэтов деревьев лиственных и хвойных;
композиционное, многоплановое размещение на листе.
Тема 1.4 Основы натюрморта. Цветы
Теория: знакомство с натюрмортом.
Практика: обучение составлению натюрморта - цветы в вазе на столе;
обучение лёгкому наброску простым карандашом; подбор цвета и оттенков
для предметов натюрморта так, чтобы они гармонично сочетались друг
с другом; обучение изображению астр в вазе; смешивание красок на палитре,
работа гушью; использование техники мазка для изображения лепестков
астр.
Тема 1.5 Основы натюрморта. Фрукты.
Теория: знакомство с натюрмортом.
Практика: обучение изображению натюрморта – круглый зелёный
арбуз с красной сочной долькой на ярком «холодном» фиолетовом фоне,
создание несложной композиции, использование масляной пастели
и акварели.
Тема 1.6 Основы портрета. Женский портрет
Теория: знакомство с особенностями женского портрета.
Практика: создание портрета «Волшебницы Природы в осенних
нарядах»; обучение изображению «от живописного пятна», работа гуашью;
использование засушенных листьев для дополнения образа.
Тема 1.7 Цветовой колорит неба. Осенняя палитра.
Теория: изменчивость цветового колорита неба, в зависимости
от погоды.
Практика: изображение на всей поверхности листа «цветового
подмалёвка» с ярко выраженным настроением (пасмурное, облачное небо),
работа гуашью.
Тема 1.8 Основы анималистики. Птицы
Теория: передача в рисунке внешнего вида, окраса перелётных птиц.
Практика: изображение больших и маленьких птиц в полёте (лебедей,
гусей, журавлей и т.п.) работа гуашью.
Тема 1.9 Основы анималистики. Животные
9

Теория: знакомство с приемом «очеловечивание», обучение
изображению различной мимики.
Практика: изображение медведя в теплом свитере или шарфе
графическим способом, передача в рисунке внешнего вида, окраса медведя,
изображение различной мимики, присущей человеку, «очеловечивание»
животного. Дополнение изображения акварельными пятнами.
Раздел 2. «Искусство изображения»
Тема 2.1 Морской пейзаж
Теория: знакомство с морским пейзажем.
Практика: обсуждение зависимости цвета моря от разного состояния
погоды, времени года. Рассматривание репродукций картин Айвазовского,
фото иллюстраций. Создание образа моря при помощи различных
нетрадиционных техник: экспериментирование с художественными
материалами и инструментами.
Тема 2.2 Женский и мужской портрет
Теория: передача характера образа через цвет.
Практика: Изображение портрета Снегурочки, Снежной королевы или
Деда Мороза. Работа масляной пастелью.
Тема 2.3 Искусство оформления
Теория: знакомство с различными видами выставок, способами
оформления выставки.
Практика: обучение оформлению выставки, посещение экспозиции
учреждения.
Тема 2.4 Искусство и праздник
Теория: Знакомство с традициями празднования Нового Года.
Практика: организация и проведение праздника, чаепитие.
Тема 2.5 Цветовые колориты зимы
Теория: обучение изображению разных оттенков снега.
Практика: рассматривание фотографий, репродукций картин
с изображением разного цвета снега (в зависимости от времени суток,
погоды). Чтение стихов с упоминанием разного цвета, характеристик снега.
Обсуждение с учащимися. Изображение снега, сугробов, создание
подмалевка.
Тема 2.6 Бумагопластика. Коллажирование.
Теория: знакомство с различными видами деревьев, особенностями
строения и внешним видом в зимний период, способами их изображения.
Знакомство с техниками «бумагопластика», «коллаж».
Практика: рассматривание репродукций, фотографий с изображением
различных видов деревьев, просмотр видеофильма «Зимний лес». Создание
10

дерева из бумажных салфеток белого цвета в технике «бумагопластика» на
подмалёвке предыдущего занятия. Подбор цвета на палитре для
закрашивания ствола и веток. Дополнение изображения сугробами в технике
«бумагопластика».
Тема 2.7. Искусство стилизации
Теория: знакомство с геральдикой на примере герба России.
Практика: обучение стилизации и условности в изображении;
создание герба семьи и изображение его графическим способом.
Тема 2.8 Коллективный портрет
Теория: особенности изображения коллективного портрета, понятие
«загораживание».
Практика: создание семейного портрета, изображение взрослых
и детей, домашних животных, передача особенностей внешнего вида через
цвет, линию, работа гуашью.
Раздел 3. «Креативность изображения»
Тема 3.1 Узелковый батик
Теория: знакомство с технологией узелкового батика.
Практика: окрашивание текстильного изделия в технике «узелковый
батик».
Тема 3.2 Весенний натюрморт
Теория: способы составления натюрморта, правила композиции.
Практика: изображение натюрморта (весенние цветы, верба, веточки
с листочками), свободный выбор художественных материалов, дополнение
элементами коллажа.
Тема 3.3 Космический пейзаж
Теория: способы создания цветового образа космического
пространства.
Практика: изображение космического пространства, использование
всей палитры, смешивание цветов на подмалёвке, заполнение всего листа
цветными пятнами с добавлением черной гуаши. Дополнение изображения
элементами в технике бумагопластика, составление композиции: планеты,
летящие ракеты, кометы.
Тема 3.4 Акварель «по-сырому»
Теория: знакомство с нетрадиционными техниками «акватипия»,
«акварельные кляксы «по-сырому».
Практика: заполнение всего листа цветными пятнами в технике
«акварельные кляксы «по-сырому», изображение цветов-бабочек в технике
«акватипия», составление композиции в технике коллажа с прорисовкой
стеблей, листьев зелёным цветом.
11

Тема 3.5 Мужской портрет
Теория: особенности мужского портрета.
Практика:
изображение
воинов
Древней
Руси,
Великой
Отечественной войны или современного военного любого вида войск на
выбор. Создание портрета от живописного пятна. Закрепление понятий
о пропорциях лица, тела. Упражнять в умении подбирать и смешивать
нужные цвета на палитре.
Тема 3.6 Мы – архитекторы.
Теория: знакомство с профессией архитектора.
Практика: творческая работа по созданию проекта школы будущего
(свободный выбор материалов).
Тема 3.7 Проект клумбы. Основы ландшафтного дизайна.
Теория: знакомство с особенностями ландшафтного дизайна. Понятие
разноярусности растений, сочетание различных видов растений по цветовой
гамме, размеру, времени цветения.
Практика: создание композиции «Моя клумба». Использование
художественного и бросового материала.
Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация «Автопортрет»
Теория: актуализация полученных знаний.
Практика: выполнение автопортрета в полный рост; свободный выбор
материалов, способов изображения, работа гуашью, дополнение изображения
элементами коллажа.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Период
обучения
1 полугодие
2 полугодие

Дата начала Дата окончания
обучения по обучения по
программе
программе
15 сентября
08 января

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

Режим занятий

15
21

60
84

2 раза в неделю по 2 часа

31 декабря
31 мая

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: для создания условий
реализации программы занятия проводятся в специально оборудованном
кабинете: соответствующее СанПиНам освещение, горячая и холодная вода,
мольберты, столы, стулья, магнитно-маркерная доска, телевизор, ноутбук,
организован зрительный ряд (репродукции, иллюстрации, фотографии),
художественные материалы, различные материалы для нетрадиционных
техник изображения, природный материал хранятся в шкафу.
Информационно-методическое обеспечение:
На занятиях используются фото, видео- и аудио- материалы.
12

Учебно-наглядные средства:
В кабинете организован зрительный ряд, где на данную тему педагог
вывешивает репродукции, фотографии, иллюстрации, работы учащихся
прошлых лет. Учебно-наглядные средства хранятся у педагога. Необходимые
материалы по ведущей теме выбирает педагог. Материалы для зрительного
ряда, хранятся в специальных папках по следующим темам: «Мир животных,
птиц, рыб, насекомых»; «Портрет, пейзаж, натюрморт»; «Архитектура»;
«Космос»; «Деревья, цветы, плоды, растения»; «Декоративно-прикладное
искусство»; «Наглядные пособия по различной тематике».
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы осуществляется педагогами дополнительного образования, что
закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
22.09.2021 года № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Время проведения
В течение всего
учебного года. По
окончании
изучения темы или
раздела.

В конце учебного
года

Цель проведения
Формы контроля
Текущий контроль
Определение степени усвоения
учащимися учебного материала.
Определение готовности учащихся к
восприятию нового материала.
Повышение ответственности и
Педагогическое
заинтересованности воспитанников в
наблюдение, выставка,
обучении. Выявление учащихся,
конкурс.
отстающих и опережающих
обучение. Подбор наиболее
эффективных методов и средств
обучения.
Промежуточная (итоговая) аттестация
Определение степени усвоения
учащимися учебного материала./
Самостоятельная работа
Определение результатов обучения.

Оценочные материалы: Карта педагогического наблюдения освоения
программы «Волшебная кисточка» (Приложение 1).
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
1. Белошистая А.В., Жуков О.Г., Дьяченко И.И. Волшебные ладошки:
пособие для занятий с учащимися/А.В. Белошистая, О.Г. Жуков, И.И.
Дьяченко. — Челябинск: Цицеро, 2008. — 38 с.
2. Грек В.А. Рисую штрихом/В.А. Грек. — Минск: АСТРА, 2002. —
42 с.
13

3. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников
изобразительной деятельности/Г.Г. Григорьева. — М.: Просвещение, 2005.
— 63 с.
4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников/Г.Г.
Григорьева. — М.: Просвещение, 2007. — 68 с.
5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 1./Г.Н. Давыдова. — М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2008. — 56 с.
6. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 2. /Г.Н. Давыдова. — М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2008. — 60 с.
7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение
дошкольников технике аппликации и коллажа/Н.В. Дубровская. — СанктПетербург: Бумкнига, 2004. — 127 с.
8. Дунина А.А. Как рисовать животных/А.А. Дунина. — М.: Аванта,
2011. — 132 с.
9. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги/Е.И. Коротеева. — М.: Арка,
2006. — 89 с.
10. Коротеева Е.И. Я учусь рисовать/Е.И. Коротеева. — М.: Арка, 2005.
— 48 с.
11. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду.
Конспекты занятий в изостудии/И.А. Лыкова. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. —
60 с.
12. Лыкова И.А. Цветные пейзажи. Рисуем круглый год/И.А. Лыкова.
— М.: АСТ-ПРЕСС, 2002. — 60 с.
13. Мартин Д. Учимся смешивать цвета/Д. Мартин. — М.: ЭКСМО,
2004. — 117 с.
14. Мосин И.Г. Рисование. Часть 1./И.Г. Мосин. — Екатеринбург: УФактория, 2008. — 120 с.
15. Мосин И.Г. Рисование. Часть 2. Виды и жанры/И.Г. Мосин. —
Екатеринбург: У-Фактория, 2010. — 121 с.
16. Уотт Ф. Как научиться рисовать/Ф. Уотт. — М.: ЭКСМО, 2004. —
95 с.
17. Уотт Ф. Я умею рисовать/Ф. Уотт. — М.: ЭКСМО, 2004. — 96 с.
Литература для учащихся и родителей:
1. 250 золотых страниц: Лучшие произведения для детей. —
М.:ЭКСМО, 2008. — 250 с.
2. Бокова Т.В. Чудеса под Новый год/Т.В. Бокова. — М.: Азбука,
2008. — 46 с.
3. Догерти Дж. Птицы/Дж. Догерти. — М.: АСТ, 2014. — 47 с.
14

4. Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты/Ю.Г. Дорожин. — М.:
РОСМЭН, 2009. — 30 с.
5. Дэвидсон С. Киты и дельфины/С.Дэвидсон. — М.: РОСМЭН, 2014.
— 47 с.
Электронные ресурсы:
1. Группа в социальной сети «Вконтакте». Студия детского творчества
«Цветной мир». — Режим доступа: https://vk.com/club77044682.
2. Группа в социальной сети «Вконтакте». «Уроки рисования». —
Режим доступа: https://vk.com/uroki_risovanija_poetapno.
3. Интернет-сайт «Рисовать могут все!». — Режим доступа:
https://mogut-vse.ru.

15

Приложение 1
Карта педагогического наблюдения освоения программы
«Волшебная кисточка»
Дата заполнения (число, месяц, год) ________________________________
Группа №_______
Порядковый номер учащегося,
соответствующий номеру в журнале

Критерии
Предметные
1. Знает цвета палитры.
2. Подбирает цвет к определённому
настроению.
3. Знает жанры изобразительного
искусства.
4. Самостоятельно определяет
замысел и сохраняет его на
протяжении всей работы.
5. Использует в работе
нетрадиционные техники
изображения.
Метапредметные
6. Подбирает соответствующее
изобразительное средство для
создания более выразительного
образа.
7. Наблюдает, видит, передаёт
изменчивость цвета в природе, в
зависимости от времени суток.
8. Передаёт сюжеты, форму
изображаемых объектов, их
характерные признаки, пропорции, и
взаимное размещение частей;
передавать движение.
9. Передаёт впечатление об
окружающем, отражая свои
эстетические чувства и отношение.
10.Умеет находить новые
нешаблонные решения
художественного образа.

Уровни оценивания:

В – высокий (4-5 баллов)
С – средний (2-3 балла)
Н – низкий (0-1 балл)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Знает уверенно/Умение сформировано
Знает частично/Умение сформировано частично
Знание отсутствует/Умение не сформировано

16

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».