ДОП Хореографическое творчество в коллективе Аннона

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Хореографический коллектив современного танца «Аннона»

Художественная направленность
Возраст учащихся 8-16 лет
Срок реализации 4 года

Автор-составитель:
Третьякова Анна Арменовна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024

2

Содержание
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ...................................................................3
1.1. Пояснительная записка .....................................................................................3
1.2. Цель и задачи программы.................................................................................6
1.3. Содержание программы ...................................................................................7
1.4. Планируемые результаты .................................................................................8
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ............................ 24
2.1. Календарный учебный график ...................................................................... 24
2.2. Условия реализации программы................................................................... 24
2.3. Форма аттестации/контроля и оценочные материалы ............................... 24
2.4. Воспитательная работа…………………………………………………25
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................. 28
Приложение 1 ........................................................................................................ 30
Приложение 2 ........................................................................................................ 31

3

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая
программа
Хореографический
коллектив
современного
танца «Аннона»
имеет
художественную
направленность и разработана в соответствии с новыми требованиями в
образовании, отражённых в следующих документах:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р;
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г.
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
5.
Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы);
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
7.
СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
8.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
9.
Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от
21.08.2015 г. № 1497/46/36;
10. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе от 09.01.2024 г. № 3 Муниципального

4

автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского
(юношеского) творчества «Химмашевец».
Танец
является
многофункциональным
инструментом
для
разностороннего развития личности ребенка. Как один из способов
художественно-эстетического и физического развития человека, танец
оказывает
значительное
влияние
на
творческую,
эмоциональную
составляющую личности, кроме того развивает телесный аппарат - укрепляет
мышечный корсет, формирует осанку и красивую фигуру.
Творческие занятия хореографией в группах настраивают ребенка на
созидание, раскрывают природный потенциал, формируют понимание
прекрасного, активизируют внимание и ассоциативное восприятие,
воспитывают художественный вкус, раскрепощают и в то же время
дисциплинируют, приучают к трудолюбию, вырабатывают волю, чувство
ответственности, помогают социализироваться.
Актуальность программы обусловлена тем, что хореографическое
образование, опирающееся на новое содержание и методику, комплексный и
многожанровый характер воспитания пластической культуры подрастающего
поколения – это огромный творческий потенциал в развитии художественноэстетической культуры общества в целом. Танец является многогранным
инструментом комплексного воздействия на личность ребенка. Рассматривая
современную хореографию, которая обретает все большую популярность –
contemporary, modern, experimental dance, получили широкое распространение в
культурной среде, сформировав современный стиль.
Современный танец рассчитан на детей с разными хореографическими
данными, имеет свои уникальные особенности: развивает физически,
эстетически, музыкально, учит координировать и воплощать образ. В процессе
появляются новые стили, новое будущее, так, например, экспериментальный
танец (Experimental) – это смешение танцевальных связок из джаза и балета,
гимнастических упражнений, бытовых и даже несколько неестественных
телодвижений. В экспериментальном танце нет правил, он создается сердцем.
Движения подбираются не по схожести и гармонии, а исходя из тех личных
ощущений, которые рождает музыка.
Отличительная особенность и новизна заключается в том, что
программа включает в себя обучение детей импровизации и самостоятельному
сочинению танцевальных фрагментов, комбинаций. Дети получают большую
свободу самовыражения, возможность показать свою
индивидуальность, воплотить собственные идеи, самостоятельно придумывая и
комбинируя движения. Это оказывает положительный эффект на развитие их

5

фантазии, воображения, творческих способностей. Тренирует ассоциативное,
образное восприятие, способность пластически мыслить.
Психофизиологические особенности учащихся, определяющие выбор
программы: учащиеся 8-11 лет – ядро детских хореографических коллективов.
Для данного возрастного периода большое значение имеет общение со своими
сверстниками и интересной совместной работой, что характеризует ведущий
вид деятельности младшего школьного возраста. Хореографические занятия с
данной возрастной группой проводятся на более сложном материале и в более
быстром темпе. Учащиеся способны быстро усваивать танцевальные движения,
они более координированы. Приобретая танцевальные навыки и умения,
подростки проявляют большую заинтересованность искусством танца, они
могут дать самостоятельную самооценку предложенному им танцевальному
репертуару, обладают способностью рефлексировать и анализировать
пройденный материал. Таким
образом, занятия танцами удовлетворяют их потребность в движении и
активной деятельности, активизируют жизнерадостность, свойственную детям,
непосредственное общение со сверстниками в танцевальной, хореографической
деятельности.
Рассматривая старший подростковый возраст можно говорить о том, что
хореографический коллектив становится сплоченным, при этом в связи с
особенностями психического и физического развития детей данного возраста, в
плане производятся определенные изменения. Подростковый период,
характеризующий основную массу учащихся данной возрастной группы – это
подчеркнутая самостоятельность, острый интерес ко всему, что их окружает,
стремление к самовыражению и непосредственной концертной, конкурсной
деятельности.
Психофизиологические
особенности
юношеского
возраста
характеризуются началом взрослости, становлением жизненной позиций,
прогнозированием своего места в мире и выбором профессионального пути.
Физиологически тело достигает своей мышечной крепости и силы, сохраняется
гибкость, регуляция поведения. Занятия по своему общему и физическому
развитию приближается к взрослым, существует потребность в особом подборе
танцевального репертуара, а также продолжается работа над правильным
физическим развитием: осанкой, утонченностью, активностью, ловкостью
движений, предъявляются требования к точности и четкости в усвоении
танцевальных навыков и знаний.
Адресат программы: учащиеся 8-16 лет. Количество учащихся в группе
14 – 16 человек. На первый год обучения возможен прием учащихся разных
возрастов в зависимости от их желаний и хореографических способностей.

6

Комплектование творческого объединения проводится с учетом уровня
подготовки по хореографии. В процессе обучения предусмотрено проведение
добора учащихся в группы 1-го и 2-го годов обучения. Вновь поступившие
учащиеся распределяются по группам соответствующему их возрасту и уровню
подготовки.
Объем и срок освоения программы 864 часов, 4 года обучения, 216
часов в год.
Форма обучения – очная.
Уровень освоения программы – программа разноуровневая,
предполагает стартовый, базовый и продвинутый уровень освоения.
Стартовый (1 обучения) - используются и реализуются общедоступные
и универсальные формы организации материала,
минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Базовый (2-3 года обучения) - используются и реализуются такие формы
организации материала, которые допускают освоение специализированных
знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной
картины в рамках содержательно тематического направления программы.
Продвинутый (4 год обучения) – используются и реализуются такие
формы организации материала, которые допускают доступ к сложным и
нетривиальным
разделам
содержательно-тематического
направления
программы. Также предполагает углубленное изучение содержание программы
и доступ к околопрофессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления программы.
Особенности реализации образовательного процесса Образовательный
процесс организуется в традиционной форме. В период приостановки
образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости населения
вирусными инфекциями образовательный процесс организуется с применением
дистанционных технологий.
Режим занятий: занятия проводятся: 3 раза в неделю по 2 учебных часа.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – художественное, эстетическое развитие учащихся
средствами хореографии; пропаганда и популяризация здорового образа жизни.
Задачи программы.
Обучающие:
1. Обучить основам современного танца, техники исполнения, истории
возникновения.
2. Обучить основам классического танца, техники исполнения.
3. Обучить навыкам телесной импровизации.

7

4. Обучить навыкам устранениями телесных и психических зажимов.
5. Обучить терминам базовых танцевальных движений.
Развивающие:
1. Развить координацию движений.
2. Развить способности пластически мыслить, сочинять.
3. Развить механизм физической памяти.
4. Развить ритмичность и музыкальность.
5. Развить театральные способности посредством танца.
Воспитательные:
1. Сформировать устойчивый интерес к танцу.
2. Воспитать художественное восприятие и вкус.
3. Воспитать правила поведения, общения среди учащихся и с
педагогом.
4. Воспитать самостоятельность при работе над основными
упражнениями.
5. Сформировать качества личности: любознательность, трудолюбие,
инициативность, доброжелательное отношение друг к другу, сотрудничество.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
1
2
3
4
5

6

Наименование разделов
Современный танец (модерн,
contemporary dance)
Техники Release и Body
awareness
Классический танец
Импровизация
Закрепление и применение
пройденного материала.
Сценическая деятельность.
Конкурсная деятельность.
Промежуточная (итоговая)
аттестация
Итого

Количество часов по годам обучения
1
2
3
4

Форма
аттестации

6

6

Наблюдение

54

42

Наблюдение

24

44
8

44
20

Наблюдение
Наблюдение

84

108

102

102

Наблюдение

2

2

2

2

Отчетный
концерт

216

216

216

216

130

82

Содержание
программы
состоит из отдельных разделов,
распределенных по годам обучения. Основные разделы 1, 2 годов обучения
«Современный танец (модерн, contemporary dance)», «Закрепление и
применение пройденного материала. Сценическая деятельность». Начиная с 3
и 4 года обучения добавляется раздел «Классический танец», «Техники
Release и Body awareness», «Импровизация».

8

1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
• будут владеть основами современного танца, техники исполнения;
• будут владеть основами классического танца, техники исполнения;
• будут освоены навыки телесной импровизации;
• будут уметь устранять телесные и психические зажимы;
• будут знать термины базовых танцевальных движений.
Метапредметные результаты:
• будет развита координации движений;
• будет развита способность пластически мыслить и сочинять;
• будет развит механизм физической памяти;
• будет развита ритмичность и музыкальность;
• будет развита способность, передавать мысли по средствам танца;
• будет развит устойчивый интерес к хореографическому творчеству.
Личностные результаты:
• будет развит учебно-познавательный интерес к хореографическому
творчеству;
• будет сформирован интерес и уважительное отношение к культуре
разных народов;
• будет сформирован интерес к коллективной и самостоятельной
творческой деятельности в хореографическом творчестве;
• будет развит творческий потенциал учащегося, активизировано
воображение и фантазия.
Основные характеристики по годам обучения
СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ (1 год обучения)
Цель – изучение основ современного танца, развитие физических
данных.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить с основами современного танца, техникой исполнения,
историей возникновения танца.
2. Познакомить с понятием «синхронное исполнение».
3. Научить основным, базовым движениям современного танца.
4. Научить синхронному исполнению танца.
Развивающие:
1. Развить музыкальность, умение соотносить движение с музыкой.
2. Развить физические данные.
3. Развить творческую активность учащихся.

9

Воспитательные:
1. Сформировать устойчивый интерес к танцу.
2. Воспитать художественное восприятие и вкус.
3. Воспитать правила поведения, общения среди учащихся и с
педагогом.
Учебно-тематический план
1 год обучения (стартовый)
№

Наименование разделов, тем

Всего

Теория

1. Современный танец (модерн, contemporary dance)
2
1
1.1. Организационное занятие
1.2. Основы музыкальной грамотности
Введениевосновытехники
1.3. современного танца

Практика

Формы
контроля.
аттестации

1

Наблюдение

Количество часов

4

2

2

Наблюдение

20

2

18

Наблюдение

1.4. Движения на полу
Изучение положений и движений
1.5. корпуса.
Понятия «fall and recovery»,
1.6. «gravity–momentum–suspension»

20

2

18

Наблюдение

20

2

18

Наблюдение

14

2

12

Наблюдение

1.7. Позы
Движение через пространство по
параллельным и выворотным
1.8. позициям. Диагонали.
Exersis. Структура и особенности
exersis в технике современного
танца. Движения exersis по
параллельным и выворотным
1.9. позициям. Комбинации.

10

2

8

Наблюдение

16

-

16

12

2

10

1.10 Stretching

12

Наблюдение

Наблюдение
1

11

Наблюдение

Итого
130
16
114
2. Закрепление и применение пройденного материала. Сценическая
деятельность.
2.1.
2.2.

Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос

Повторение пройденного материала

36

-

36

Постановочная работа

36

-

36

12

-

12

Наблюдение

84
2
216

16

84
2
200

Открытый урок

Сценическая практика, конкурсная
2.3. деятельность
Итого
3. Промежуточная аттестация
Всего:

СОДЕРЖАНИЕ
1 год обучения

10

Раздел 1. Современный танец (модерн, contemporary dance)
Тема 1.1. Организационное занятие
Теория: цели и задачи 1-го года обучения. Содержание и форма
занятий. Внешний вид. Танцевальная форма одежды и обуви для занятий. Роль
подготовки к занятиям. Дисциплина на уроке. Правила поведения в
танцевальном классе и в раздевалках. Расписание занятий.
Практика: организация групп. Знакомство с учащимися в игровой
форме.
Тема 1.2. Основы музыкальной грамотности
Теория: взаимосвязь музыки и движения. Понятия «музыкальный счёт»,
«мелодия», «ритм», «вступление». Музыкальный размер 2/4, 3/4, 4/4. Понятие
сильной доли. Понятие музыкальной фразы.
Практика: слушание музыки. Определение характера музыки.
Ускорение и замедление движений. Ритмические комбинации.
Тема 1.3. Введение в основы техники современного танца
Теория: методика исполнения основных положений, позиций, движений
в современном танце. Понятие параллельных позиций ног. Понятие
выворотность в современном танце.
Практика: изучение основных положений и позиций рук. Координация
рук в современном танце - вытяжение, сброс. Ощущение веса (тяжести) при
движении. Изучение параллельных позиций (параллельная, II параллельная
позиция, IV параллельная позиция). Изучение выворотных позиций (I, II, III,
IV). Органичное движение во взаимодействии с полом.
Тема 1.4. Движения на полу
Теория: методика исполнения движений на полу, перекатов и контакта с
полом.
Практика: изучение перекатов в сочетании с движениями рук. Изучение
прыжков и других вариантов продвижения в пространстве с опорой одну руку и
две руки. Изучение падений (варианты падений в сторону, вперед, назад).
Изучение перекатов в положении лежа и сидя на полу. Изучение кувырков и
перекатов назад и вперед. Падение. Импульс.
Тема 1.5. Изучение положений и движений корпуса
Теория: методика исполнения основных движений корпуса в положении
стоя. Изучение основных движений корпуса в положении сидя без движений
рук:
Практика: Изучение основных движений корпуса в положении стоя:
Curve – наклон верха корпуса вперед. Side – наклон верха корпуса в сторону.
Arch – наклон верха корпуса назад. Roll down – наклон с расслабленной спиной,
задействует все тело. Roll up – возвращение в вертикальное положение.

11

Тема 1.6. Понятия «fall and recovery», «gravity–momentum–
suspension»
Теория: основные виды движения swing в разработке.
Практика: проучивание основных видов движения swing в чистом виде.
Изучение основных видов движений с опорой на руки: вертикальная стойка на
двух руках с поддержкой (с помощью партнера), вертикальная стойка на двух
руках у стены.
Тема 1.7. Позы
Теория: изучение основных поз современного танца.
Практика: diagonal level, level T – поза с ногой, открытой в сторону, и
наклоном корпуса. Tilt – поза с ногой, открытой в сторону, и наклоном корпуса.
Parallel arabesque – поза, в которой корпус и рабочая нога образуют
горизонтальную линию.
Тема 1.8. Движение через пространство по параллельным и
выворотным позициям. Диагонали
Практика: перенос веса (центра тяжести) с одной ноги на другую.
Тема 1.9. Exersis
Теория: структура и особенности exersis в технике современного танца.
Движения exersis по параллельным и выворотным позициям. Комбинации.
Практика: Plié. Foot Isolations. Battement tendu / brush. Battement jeté /
brush. Ronde de jambe. Swings. Adajio. Grand battement jeté / swings. Специфика
исполнения прыжков в технике современного танца, взаимодействие с
гравитацией, использование силы инерции. Раздел Allegro. Бег по
параллельным и выворотным позициям. Прыжки по параллельным позициям.
Прыжки по выворотным позициям. Специфика исполнения вращений в технике
современного танца Вращения и повороты.
Тема 1.10. Stretching
Теория: основы анатомии, понятия о суставах, связках и мышцах.
Практика: комплекс пассивных, парных и динамических растяжек.
Раздел 2. Закрепление и применение пройденного материала.
Сценическая деятельность. Конкурсная деятельность.
Тема 2.1. Повторение пройденного материала
Практика: Повторяются и отрабатываются ранее проученные
танцевальные движения, связки, танцевальные номера.
Тема 2.2. Танцевальные комбинации, этюды, постановочная работа
Практика: Танцевальные комбинации и номера создаются на основе
пройденного материала с добавлением эмоциональной окраски, характерных
движений и других выразительных средств. Темы интересные и понятные

12

детям, соответствующие их возрасту. Возможно использование различных
предметов в качестве реквизита для постановок.
Тема 2.3. Сценическая практика, конкурсная деятельность
Практика: Проводится организация выступлений на праздничных
мероприятиях и конкурсах самодеятельных коллективов.
Раздел 3. Промежуточная аттестация
Практика: открытый урок.
Планируемые результаты
Стартового уровня (1 года обучения)
Предметные результаты:
• знает основы современного танца, технику исполнения, историю
возникновения танца;
• знает понятие «синхронное исполнение»;
• умеет выполнять основные, базовые движения современного танца;
• умеет синхронно исполнять танец.
Метапредметные результаты:
• развита музыкальность, умение соотносить движение с музыкой;
• развиты физические данные;
• развита творческая активность учащихся.
Личностные результаты:
• сформирован устойчивый интерес к танцу;
• сформировано художественное восприятие и вкус;
• воспитаны правила поведения, общения среди учащихся и с
педагогом.
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (2 год обучения)
Цель: развитие творческой, эмоциональной составляющей личности
через введение новых техник: классический танец, техники Release и Body
awareness, усложнение приемов импровизации.
Задачи:
Обучающие:
1. Изучить строения тела, методы организации тела в движении.
2. Научить усложненному ритмическому рисунку танцевальных
комбинаций и увеличению темпа исполнения.
3. Изучить упражнений классического танца у станка, маленьких
прыжков и вращений на середине зала.
4. Изучить технику выполнения средних и больших прыжков
классического танца.

13

Развивающие:
1. Освоить понятие художественного образа.
2. Развить интерес к коллективной и самостоятельной творческой
деятельности в хореографическом творчестве.
Воспитательные:
1. Воспитать интерес и уважительное отношение к культуре разных
народов.
2. Воспитать интерес к коллективной и самостоятельной творческой
деятельности в хореографическом творчестве.
Учебно-тематический план
2 год обучения (базовый)
№

Наименование разделов, тем

1. Современный танец (модерн, contemporary
dance)
1.2
Содержание музыкальной темы
1.3
Движения на полу
1.4
Изучение положений и движений корпуса.
1.5
Баланс на руках
1.6
Позы
Понятия «fall and recovery», «gravity–
1.7
momentum–suspension»
Движение через пространство по
параллельным и выворотным позициям.
Диагонали.
Exersis. Структура и особенности exersis в
технике современного танца. Движения
1.9
exersis по параллельным и выворотным
позициям. Комбинации.
1.10 Stretching (растяжка)
2. Классический танец
2.1
Exersis у станка в классическом танце.
1.8

2.2

Часть Allegro и вращения на середине зала
в классическом танце.

3. Закрепление и применение пройденного
материала. Сценическая деятельность.
Конкурсная деятельность.
3.1
Повторение пройденного материала
3.2
Постановочная работа
Сценическая практика, конкурсная
3.3
деятельность.
4. Промежуточная аттестация

Количество часов
Практик
Всего Теория
а

Формы
контроля.
аттестации

80

1

79

2
14
10
8
8

1
-

1
14
10
8
8

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

4

-

4

Наблюдение

12

-

12

Наблюдение

12

-

12

Наблюдение

10
24

6

10
18

Наблюдение

16

4

12

Наблюдение

8

2

6

Опрос
Наблюдение

108

-

108

36
36

-

36
36

Наблюдение
Наблюдение

36

-

36

2

2

2

Наблюдение
Открытый
урок

14

Итого:

216

9

207

СОДЕРЖАНИЕ
2 год обучения
Раздел 1. Современный танец (модерн, contemporary dance)
Тема 1.1. Организационное занятие
Теория: организационное собрание. Объявляются цели и задачи третьего
года обучения, расписание, план концертной деятельности и массовых
мероприятий с обучающимися.
Тема 1.2. Содержание музыкальной темы
Теория: понятие музыкальной темы. Музыкальные инструменты.
Практика: определение музыкальных тем и инструментов на слух.
Движение на разные музыкальные темы. Движения, характеризующие разные
музыкальные инструменты.
Тема 1.3. Движения на полу.
Практика: повторяется материал первого и второго года обучения.
Добавляются сложные, комбинированные кувырки и перекаты.
Тема 1.4. Изучение положений и движений корпуса
Практика: повторяется материал первых двух лет обучения с
усложненным ритмических рисунком и координацией движений. Добавляются
новые элементы. Contraction – сжатие, сокращение, движение центра корпуса.
Повороты корпуса в сторону – изолированные и последовательные. Круговые
движения для корпуса.
Тема 1.5. Баланс на руках
Практика: динамический баланс на двух руках. Динамический баланс
на одной руке.
Тема 1.6. Позы
Практика: Arabesque, attitude – особенности исполнения в технике танца
модерн. Другие позы.
Тема 1.7. Понятия «fall and recovery», «gravity–momentum–
suspension»
Практика: Движения Swing в сложных танцевальных комбинация в
сочетании с другими движениями на полу и стоя.
Тема 1.8. Движение через пространство по параллельным и
выворотным позициям. Диагонали
Практика: Pas de bourréе; Pas de bourréе в повороте и с уходом в пол.
Тема 1.9. Exersis. Структура и особенности exersis в технике
современного танца. Движения exersis по параллельным и выворотным
позициям. Комбинации.

15

Практика: Повторение пройденного материала с добавлением новых
элементов. Вращения и повороты в сочетании с движениями корпуса. Tours: с
IV параллельной и IV выворотной позиций; со II параллельной и II выворотной.
Tours в больших позах – attitude, arabesque, parallel arabesque, Tilt, level T,
diagonal level и другие позы. Tour chaîné. Другие виды поворотов: renversé,
fouetté, pencil turn, шаги в повороте и др.
Тема 1.10. Stretching (растяжка)
Практика: комплекс пассивных, парных и динамических растяжек.
Раздел 2. Классический танец
Тема 2.1. Exersis у станка в классическом танце
Теория: изучение движений классического танца лицом к станку в
первом полугодии и с одной рукой на станке во втором.
Практика: учебные комбинации с движениями в чистом виде крестом
и в медленном темпе. Demi, grand plie. Battement tendu. Battement tendu jete.
Rond de jamde. Sur le cou de pied. Fondue. Relevelent. Passe. Allongée. Pordebras.
Grand Bettement.
Тема 2.2. Часть Allegro и вращения на середине зала в классическом
танце
Теория: правила вращения на середине зала в классическом танце.
Практика: Saute. Echappe. Glissade
Раздел 3. Закрепление и применение пройденного материала.
Сценическая деятельность. Конкурсная деятельность.
Тема 3.1. Повторение пройденного материала
Практика: повторяются и отрабатываются ранее проученные
танцевальные движения, связки, танцы.
Тема 3.2. Постановочная работа
Практика: танцевальные комбинации и номера создаются на основе
пройденного материала с добавлением эмоциональной окраски, характерных
движений и других выразительных средств.
Тема 3.3. Сценическая практика. Конкурсная деятельность.
Практика: открытые уроки, выступления на традиционных,
праздничных мероприятиях, участие в конкурсах.
Раздел 4. Промежуточная аттестация
Практика: открытый урок.
Планируемые результаты
Базового уровня (2 года обучения)
Предметные результаты:
• знает строение тела, методы организации тела в движении;

16

• умеет выполнять усложненный ритмический рисунок танцевальных
комбинаций и с увеличением темпа исполнения;
• знает содержание упражнений классического танца у станка,
маленьких прыжков и вращений на середине зала;
• знает технику выполнения средних и больших прыжков
классического танца.
Метапредметные результаты:
• освоено понятие художественный образ;
• развит интерес к коллективной и самостоятельной творческой
деятельности в хореографическом творчестве.
Личностные результаты:
• воспитан интерес и уважительное отношение к культуре разных
народов;
• воспитан интерес к коллективной и самостоятельной творческой
деятельности в хореографическом творчестве.
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (3 год обучения)
Цель: обучение учащихся самостоятельному сочинению танцевальных
фрагментов, комбинаций через изучение новых приемов импровизации, новые
движения в технике современного танца.
Задачи:
Обучающие:
1. Обучить выполнять сольную партию в импровизации танца.
2. Совершенствовать технику современного танца.
Развивающие:
1. Научить применять полученные знания в самостоятельной
исполнительской деятельности, создавать танцевальные комбинации на основе
современного танца.
2. Развить умение импровизировать.
Воспитательные:
1. Воспитать интерес и уважительное отношение к культуре разных
народов.
2. Воспитать интерес к коллективной и самостоятельной творческой
деятельности в хореографическом творчестве.
Учебно-тематический план
3 год обучения (базовый)
№

Наименование раздела, темы

Количество часов
Всего Теория

Практика

Формы
контроля/
аттестации

17

1. Современный танец (модерн, contemporary
dance)
1.1
Организационное занятие
Краткий обзор истории современного
1.2
танца
2. Техники Release и Body awareness
Введение в техники Release и Body
2.2
awareness
Методы организации оптимальной
2.3.
работы отдельных частей тела и всего
тела в движении
Техника Body awareness и развитие
восприятия и выразительности
2.4.
движения
2.5.
Stretching (растяжка)
3. Классический танец
3.1.
3.2.
3.3
4.1.

Exersis у станка в классическом танце.
Exersis на середине зала в классическом
танце.
Часть Allegro и вращения на середине
зала в классическом танце.
4. Импровизация
Соло-импровизаиця

5. Закрепление и применение пройденного
материала. Сценическая деятельность.
Конкурсная деятельность.
5.1.
Повторение пройденного материала
5.2.
Постановочная работа
Сценическая практика. Конкурсная
5.3.
деятельность.
6. Промежуточная аттестация

6

6

-

2

2

-

Опрос

4

4

-

Опрос

54

8

46
Наблюдение
Опрос

16

4

12

14

2

12

Наблюдение
Опрос

14

2

12

Наблюдение
Опрос

10
44

8

10
36

16

4

12

12

2

10

16

2

14

8

2

6

8

2

6

102

-

Наблюдение
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос

102

30
36

-

30
36

Наблюдение
Наблюдение

36

-

36

Наблюдение
Отчетный
концерт

2
Итого: 216

-

2

24

192

СОДЕРЖАНИЕ
3 год обучения
Раздел 1. Современный танец (модерн, contemporary dance)
Тема 1.1. Организационное занятие
Теория: организационное собрание. Объявляются цели и задачи второго
года обучения, расписание, план концертной деятельности и массовых
мероприятий с обучающимися.
Тема 1.2. Краткий обзор истории современного танца
Теория: просмотр фильмов по теории и истории классического,
современного танца и других направлений. Обсуждение с учениками.

18

Раздел 2. Техники Release и Body awareness
Тема 2.1. Введение в техники Release и Body awareness
Теория: значение техники Release и Body awareness в подготовке
танцоров современного танца; Структура человеческого тела. Различные
системы тела, их функции и роль в движении.
Практика: применение теоретических знаний в учебных и танцевальных
комбинациях.
Тема 2.2. Методы организации оптимальной работы отдельных
частей тела и всего тела в движении.
Теория: понятие центральной оси тела. Динамическое выравнивание
центральной оси тела. Понятие трех центров тела, их взаимосвязь и
взаимодействие во время движения. Свободное движение головы, шеи, рук.
Строение плечевого пояса, естественное взаимодействие всех составляющих в
движении. Снижение мышечного напряжения.
Практика: применение теоретических знаний в учебных и танцевальных
комбинациях.
Тема 2.3. Техника Body awareness и развитие восприятия и
выразительности движения
Теория: восприятие. Пять чувств и их влияние на движение.
Практика: работа с отдельными частями тела и всего тела в движении
Тема 2.4. Stretching (растяжка)
Практика: комплекс пассивных, парных и динамических растяжек.
Раздел 3. Классический танец
Тема 3.1. Exersis у станка в классическом танце
Теория: повторение материала 2 года обучения с введением новых
элементов. Учебные комбинации координационно и ритмически более
сложные, включают в себя сочетание различных элементов.
Практика: вводится понятие «разбитый крест». Подготовка к турам.
Туры: battement soutenu, battement frappe, rond de jamb en l'air, developpe,
arabesque, balancoire.
Тема 3.2. Exersis на середине зала в классическом танце
Теория: все движения, проученные у станка на 3 году обучения,
исполняются на середине зала. Изучаются позы классического танца.
Практика: практическое изучение поз: tombée, сoupe, pas de bourree,
arabesque, croisee, ecartee, efface, pirouette.
Тема 3.3. Часть Allegro и вращения на середине зала в классическом
танце

19

Теория: понятие Allegro assemble. Pas chasse. Pas emboite. Grand jete.
Практика: assemble. Pas chasse. Pas emboite. Grand jete.
Раздел 4. Импровизация
Тема 4.1. Соло-импровизация
Теория: введение понятия импровизации. Импровизация как вид
танцевального искусства.
Практика: упражнения: «Стая рыбок», «Зеркало».
Раздел 5. Закрепление и применение пройденного материала.
Сценическая деятельность. Конкурсная деятельность.
Тема 5.1. Повторение пройденного материала
Практика: повторяются и отрабатываются ранее проученные
танцевальные движения, связки, танцы.
Тема 5.2. Постановочная работа
Практика: танцевальные комбинации и номера создаются на основе
пройденного материала с добавлением эмоциональной окраски, характерных
движений и других выразительных средств. Темы интересные, понятные,
соответствующему возрасту.
Тема 5.3. Сценическая практика. Конкурсная деятельность.
Практика: открытые уроки, выступления на традиционных,
праздничных мероприятиях, участие в конкурсах самодеятельных коллектив.
Раздел 6. Промежуточная аттестация
Практика: отчетный концерт в конце учебного года.
Планируемые результаты
Базового уровня (3 года обучения)
Предметные результаты:
• умеет выполнять сольную партию в импровизации танца;
• владеет в совершенстве техникой современного танца.
Метапредметные результаты:
• умеет применять полученные знания в самостоятельной
исполнительской деятельности, создавать танцевальные комбинации на основе
современного танца;
• умеет импровизировать.
Личностные результаты:
• воспитан интерес и уважительное отношение к культуре разных
народов;
• воспитан интерес к коллективной и самостоятельной творческой
деятельности в хореографическом творчестве.
ПРОДВИНУТЙ УРОВЕНЬ (4 год обучения)

20

Цель: развить специальные физические и танцевальные качества через
освоение усложненных танцевальных фигур и соединение их в композицию,
стремление к самовыражению и непосредственной концертной, конкурсной
деятельности
Задачи:
Обучающие:
1. Освоить интеграционные аспекты баланса.
2. Научить исполнять учебно-танцевальные и танцевальные
комбинации, этюды, номера в технике классического и современного танца.
3. Научить понимать разницу в особенностях исполнения движения в
разных направлениях, исполнять движения современного танца с различной
манерой, придавать движениям разную окраску и характер.
4. Научить самостоятельно создавать хореографический текст,
танцевальные фигуры и составлять из них композицию.
5. Овладеть методами предупреждения травматизма.
Развивающие:
1. Развить способностью пластически мыслить и сочинять.
2. Развить ритмичность и музыкальность.
3. Сформировать способностью создавать танцевальный
художественный образ;
4. Сформировать устойчивый интерес к хореографическому творчеству.
Воспитательные:
1. Сформировать дисциплину и трудолюбие.
2. Выработать волю, чувство ответственности.
3. Сформировать активную жизненную позицию.
Учебно-тематический план
Четвертый год обучения (продвинутый)
№

Наименование раздела, темы

1. Современный танец (модерн, contemporary
dance)
1.1
Организационное занятие
1.2

Выдающиеся исполнители современного
танца

2. Техники Release и Body awareness
Введение в техники Release и Body
2.1
awareness
Методы организации оптимальной
2.2
работы отдельных частей тела и всего

Количество часов
Всего Теория

Практика

Формы
контроля.
аттестации

6

4

2

4

2

2

Опрос

2

2

-

Опрос

42

6

12

2

10

12

2

10

36
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос

21

тела в движении

2.3

Техника Body awareness и развитие
восприятия и выразительности
движения

2.4
Stretching (растяжка)
3. Классический танец комплекс пассивных,
парных и динамических растяжек
3.1

Exersis у станка в классическом танце.

Exersis на серединезалав классическом
танце.
Часть Allegro и вращения на середине
3.3
зала в классическом танце.
4. Импровизация
4.1
Соло-импровизация
3.2

4.2

Контактная импровизация

5. Закрепление и применение пройденного
материала. Сценическая деятельность.
Конкурсная деятельность.
5.1

Повторение пройденного материала

5.2

Постановочная работа
Сценическая практика. Конкурсная
деятельность.

5.3

6. Промежуточная (итоговая)
аттестация
Итого:

14

2

12

Наблюдение
Опрос

4

-

4

Наблюдение

44

6

14

2

12

14

2

12

16

2

14

20

2

18

8
12

38

2

102

8
10

-

Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Наблюдение
Опрос

102

28
34

-

28
34

Наблюдение
Наблюдение

40

-

40

Наблюдение
Отчетный
концерт

2
216

-

2
18

198

СОДЕРЖАНИЕ
4 год обучения
Раздел 1. Современный танец (модерн, contemporary dance)
Тема 1.1 Организационное занятие
Теория: организационное собрание. Объявляются цели и задачи третьего
года обучения, расписание, план концертной деятельности и массовых
мероприятий с учащимися.
Тема 1.2. Выдающиеся исполнители современного танца
Теория: просмотр фильмов по теории и истории классического,
современного танца и других направлений с участием выдающихся
исполнителей, биография и характер исполнения танцев.
Раздел 2. Техники Release и Body awareness
Тема 2.1. Введение в техники Release и Body awareness
Теория: органичное дыхание. Дыхание как физиологический процесс.
Естественное дыхание в движении.

22

Практика: техника Release и Body awareness
Тема 2.2. Методы организации оптимальной работы отдельных
частей тела и всего тела в движении
Теория: методы предупреждения травматизма. Свободное движение
грудной клетки и всего торса. Снижение излишнего напряжения в области
грудной клетки и легких. Естественная подвижность диафрагмы и
естественная реакция других групп мышц и структур тела на движение
диафрагмы.
Практика: применение теоретических знаний в учебных и
танцевальных комбинациях.
Тема 2.3. Техника Body awareness и развитие восприятия и
выразительности движения
Теория: Техника Body awareness и развитие восприятия и
выразительности движения
Практика: наружный баланс и внутренний баланс. Интеграционные
аспекты баланса.
Тема 2.4. Stretching (растяжка)
Теория: понятие и приемы Stretching (растяжка).
Практика: Stretching (растяжка).
Раздел 3. Классический танец комплекс пассивных, парных и
динамических растяжек
Тема 3.1. Exersis у станка в классическом танце
Теория: повторение материала прошлых лет обучения. Комбинации у
станка становятся учебно-танцевальными.
Практика: изучаются новые движения классического танца: picce,
pounte, petit battement, attitude, terboushon, battement double frappe.
Тема 3.2. Exersis на середине зала в классическом танце
Теория: Exersis на середине зала в классическом танце
Практика: учебно-танцевальные комбинации на середине зала.
Вводятся новые элементы: temps lie.
Тема 3.3. Часть Allegro и вращения на середине зала в классическом
танце
Теория: понятия Changement de pieds. Pas failli. Pas de chat. Saut de basque.
Sissonne tombee. Entrechat. Brize. Fouette. Jete ferme. Sissonne ouverte. Sissonne
fermee
Практика: Changement de pieds. Pas failli. Pas de chat. Saut de basque.
Sissonne tombee. Entrechat. Brize. Fouette. Jete ferme. Sissonne ouverte. Sissonne
fermee

23

Раздел 4. Импровизация
Тема 4.1. Соло-импровизация
Практика: упражнения на внимание, части тела, структура тела,
пространство. Упражнения на время и ритм, энергию, импульс, динамику,
образ.
Тема 4.2. Контактная импровизация
Теория: понятие контакта, пространства, веса. Структура человеческого
тела.
Практика: упражнения на внимание и контакт, разделение пространства,
вес и центр тяжести, разделение веса, партнеринг,
дезориентация,
спиральное
движение,
трио,
структуры,
открытая
импровизация.
Раздел 5. Закрепление и применение пройденного материала.
Сценическая деятельность. Конкурсная деятельность.
Тема 5.1. Повторение пройденного материала
Практика: повторяются и отрабатываются ранее проученные
танцевальные движения, связки, танцы.
Тема 5.2. Постановочная работа
Практика: танцевальные комбинации и номера создаются на основе
пройденного материала с добавлением эмоциональной окраски, характерных
движений и других выразительных средств.
Тема 5.3. Сценическая практика. Конкурсная деятельность.
Практика: открытые уроки, выступления на традиционных,
праздничных мероприятиях, участие в конкурсах самодеятельных коллектив.
Раздел 6. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: отчетный концерт.
Планируемые результаты
Продвинутого уровня (4 года обучения)
Предметные результаты:
• понимает интеграционные аспекты баланса;
• умеет исполнять учебно-танцевальные и танцевальные комбинации,
этюды, номера в технике классического и современного танца;
• понимает разницу в особенности исполнения движения в разных
направлениях, исполняет движения современного танца с различной манерой,
придает движениям разную окраску и характер;
• самостоятельно создает хореографический текст, танцевальные
фигуры и составляет из них композицию;
• владеет методами предупреждения травматизма.

24

Метапредметные результаты:
• владеет способностью пластически мыслить и сочинять;
• развита ритмичность и музыкальность;
• владеет способностью создавать танцевальный художественный
образ;
• сформирован устойчивый интерес к хореографическому творчеству.
Личностные результаты:
• воспитана дисциплина, трудолюбие;
• выработана воля, чувство ответственности;
• сформирована активная жизненная позиция.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график

Дата
Дата начала
окончания
обучения по
обучения по
программе
программе
1 полугодие 10 сентября 30 декабря
2 полугодие 09 января
28 мая
Период
обучения

Всего
Количество
учебных
учебных
недель
часов
16
20

96
120

Режим занятий
3 раза в неделю по 2
часа

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Просторный класс, оборудованный станками и зеркалами; музыка на
цифровых носителях; видеофильмы по хореографии; сценическая площадка.
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации
дополнительная общеразвивающая программа осуществляется педагогами
дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
Информационное обеспечение:
Аудиотека (диски и флэш карты) для музыкального сопровождения,
фото- и видеоматериалы.
2.3. Форма аттестации/контроля и оценочные материалы
Время проведения

Виды контроля

Входной контроль
В начале учебного Цель проведения: определение уровня
года
развития учащихся, их творческих
способностей

Формы
контроля/аттестации
Беседа, опрос,
анкетирование.

25

Тематический контроль
По окончании Цель проведения:
изучения темы или •определение степени усвоения учащимися
тем, раздела
учебного материала по определенной теме;
•определение результатов обучения.
Промежуточная аттестация
Цель проведения:
•определение результатов обучения,
изменения уровня развития учащихся, их
творческих способностей по окончании
В конце учебного учебного года;
года
•ориентирование учащихся на дальнейшее
обучение;
•анализ дополнительной
общеобразовательной программы для
коррекции и совершенствования содержания.
Итоговая аттестация.
Цель проведения:
•определение результатов обучения;
В конце курса
•определение изменения уровня развития
обучения по
учащихся, их творческих способностей;
программе
•анализ дополнительной
общеобразовательной программы для
коррекции и совершенствования содержания.

Опрос,
самостоятельная
работа

Открытый урок

Отчетный концерт

Формы контроля и промежуточной (итоговой) аттестации являются:
• педагогическое наблюдение;
• опрос;
• открытые уроки, отчетные концерты;
• участие в концертах, фестивалях, конкурсах.
Подведение итогов проводится в соответствии с разработанными
критериями оценки результатов реализации программы.
Оценочные материалы:
1. Лист самоконтроля в хореографическом коллективе «Аннона»
(Приложение № 1).
2. Карта входного контроля (Приложение № 2).
Методические материалы:
Формы организации образовательного процесса: командная работа
(работа в малых группах), индивидуальная работа (сольные партии).
Ведущими методами обучения учащихся танцевальному искусству
являются: показ движений; объяснение методики исполнения движений
современного танца; задания на импровизацию; танцевальная игра; постановка
танцевальных композиций; просмотр видео материалов.
Такая организация учебного процесса дает учащемуся комплекс знаний и
умений по хореографии, культурно обогащает, прививает любовь
к искусству, к творчеству, прививает способность понимать сущность
хореографической деятельности, самостоятельно решать разнообразные

26

задачи, готовит к выбору профессионального образования в среднеспециальных и высших учебных заведениях.
Типы занятий: изучение нового материала, закрепление и
совершенствование пройденного материала, применение полученных навыков.
Формы занятия: беседа, практические, комбинированные, итоговые.
К концу обучения по программе учащиеся готовы к продолжению
обучения профессии хореографа в средне-специальных и высших учебных
заведениях.
Методика преподавания по данной программе опирается на школу
профессионально-хореографического обучения. Занятия логически выстроены
с учетом специфики хореографического направления - от простого к сложному.
Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение
пройденных тем.
Классический танец является фундаментом всей танцевальной
подготовки и основой высокой исполнительской культуры. Современный танец
дает представление о свободном, раскрепощенном, импульсном движении. В
своем сочетании эти направления дают разностороннее развитие личности
танцовщика, его творческих способностей, так как демонстрируют разные
подходы к движению и приемы исполнения.
Практические занятия импровизацией открывают большие возможности
для развития индивидуальности танцора, поиска собственного неповторимого и
естественного стиля движения в танце, приобретения и развития чувства
партнерства.
Музыкальный материал для занятий и постановок выбирается с учетом
возраста учащихся по критериям – тематика и сложность восприятия. От
простых музыкальных размеров и ровных музыкальные фраз на первых годах
обучения к более сложным музыкальным формам на последних этапах.
Обучение хореографии включает в себя занятия по теории и истории
танца - просмотр обучающих документальных и художественных фильмов,
спектаклей, разъяснения педагогом терминологии, исторические экскурсы.
Репертуару и концертной деятельности коллектива уделяется большое
внимание, так как они являются основными показателями его активности.
Темы выбираются с учетом возраста и интересов учащихся. Материал подается
с разъяснением не только техники исполнения движений, но также идеи и
образа.
Педагогические технологии:
1. Игровые технологии. Игровые технологии обладают средствами,
активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их
основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности,
направленный на усвоение общественного опыта.

27

2. Технология здоровьесберегающего обучения. Для занятий
хореографией мною принимаются учащиеся с различными физическими
данными, поэтому возникает необходимость на уроках заниматься как общим
физическим развитием, так и исправлением (коррекцией) физических
недостатков. Формирование правильной техники исполнения движений создает
и совершенную, в смысле «скульптурности», форму тела. В процессе обучения
в коллективе формируются необходимые знания, умения и навыки по
здоровому образу жизни.
3. Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение.
Данная технология позволяет организовать обучение учащихся в тех формах,
которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология
обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает
индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу.
2.4. Воспитательная работа
Воспитательный потенциал.
Воспитательный потенциал в хореографии заключается в формировании
определённых качеств личности, таких как дисциплинированность,
трудолюбие, терпение, аккуратность и чувство ответственности. Занятия
хореографией помогают развивать творческое мышление и учат детей
относиться к любому делу творчески. Кроме того, хореография расширяет
общий культурный и художественный кругозор, развивает эстетический вкус.
Основной формой воспитания и обучения детей в системе
дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных
занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием
программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное
значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются
и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Методы воспитания в хореографии:
−
метод убеждения: педагог использует разные способы воздействия
на учащихся, чтобы сформировать у них определённые убеждения и взгляды;
−
метод побуждения: педагог стимулирует учащихся к эстетически
прекрасному исполнению движений, сознательному применению идейноэстетических требований и норм поведения;
−
метод примера: педагог показывает учащимся образцы правильного
поведения и исполнения движений, тем самым влияя на их эстетическое
развитие;
−
метод поощрения: педагог использует различные формы

28

поощрения, такие как похвала, награды и признание успехов учащихся, чтобы
стимулировать их к дальнейшему развитию и улучшению своих результатов;
−
метод критики: педагог критикует ошибки учащихся, помогает им
осознать и исправить свои недостатки, а также формирует критическое
мышление и способность анализировать свои действия.
Профориентационная деятельность на занятиях по хореографии
направлена на подготовку учащихся к выбору профессии в сфере
хореографического искусства. Она включает:
−
Создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания и духовно-нравственного развития учащихся.
−
Приобретение знаний, умений и навыков в области
хореографического исполнительства.
−
Формирование эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями.
−
Воспитание доброжелательности, эмоциональной отзывчивости и
профессиональной требовательности.
−
Формирование умений давать объективную оценку своему труду,
навыков взаимодействия с преподавателями и другими учениками.
Профориентационная работа начинается с первых дней знакомства с
хореографическим коллективом и продолжается на протяжении всего обучения.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Бежар М. Мгновения из жизни другого. Мемуары. –М.: Редакция
журнала «Балет», 2002 – 239 с.
2. Васенина Е. Российский современный танец. Диалоги. – М: Emergency
Exit, 2005 – 268 c.
3. Ивлева Л. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном
хореографическом коллективе. – Челябинск: ЧГИК, 2009.
4. Жак – Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика - XXI, 2006 - 248c.
5. Классический танец: Методическая разработка для преподавателей
хореографических школ. – М., 2002.
6. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. – М.: ГИТТИС, 2000 – 440с.
7. Полятков С.С. Основы современного танца. – Ростов н/Д: Феникс,
2006 - 80 с.
8. Суриц Е. Балет и танец в Америке. Очерки истории. – Екатеринбург:
Изд-во госуниверситета, 2004 – 392с.
9. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: двенадцать
практических уроков. – М.: Ин - т Общегуманитарных исследований, 2009 - 224
с.

29

Литература для учащихся:
1. Васенина Е. Российский современный танец. Диалоги. – М: Emergency
Exit, 2005 – 268 c.
2. Захаров Р. Сочинения танца. – М.: Искусство, 2012.
3. Суриц Е. Балет и танец в Америке. Очерки истории. – Екатеринбург:
Изд-во госуниверситета, 2004 – 392с.
Интернет ресурсы:
1. Дэнсхелп.ру. – Режим доступа: https://dancehelp.ru/catalog/
2. Журнал балет. – Режим доступа: www.russianballet.ru
3. Маленькая балетная энциклопедия. – Режим доступа: ballet.classical.ru
4. Международный танцевальный журнал. – Режим доступа:
www.danceinternational.org
5. Энциклопедия балет. – Режим доступа: ballet-enc.ru

30

Приложение 1
Лист самоконтроля в хореографическом коллективе «Аннона»
Ф.И. учащегося ___________________________

0 баллов
Развитие физических
данных гибкость
1 выворотность прыжок
растяжка выносливость
равновесие шаг
Средний балл:
Знание основных
хореографических
навыков и умение их
применять на практике
постановка корпуса
понятие "втянутое
колено"
2 понятие "вытянутый
подъем", "птичка" крест
"два плеча, два бедра"
основные позиции ног
основные позиции рук
термины различных
техник танца, согласно
году обучения
Средний балл:
Пространственная
ориентация понятия
"ближний круг", "дальний
круг" интервал
3 ракурс
Умение держать рисунок
точность перестроения
чувство партнёра
Средний балл:
Психофизиологическое
развитие
4
развитие чувства ритма

1 балл

2 балла

Качество выражено
всреднейстепенинауровне
первичногонавыка
всреднейсте
пенинауров
ненавыка(пр
именяетнапр
актике)
ввысокойс
тепенинау
ровнеувер
енногопри
мененияна
практике

Описание
составляющих

Качество
выражено
оченьслабонауров
незнаний

№

Качество
отсутствует
выражено
оченьслабонауро
внепервичногозн
ания

Шкала оценки

3 балла

4 балла

5 баллов

31

Карта входного контроля
Фамилия имя
Сколько полных лет,
месяцев
Рост
Вес

Строение тела
Осанка
Выворотность
Стопа
Балетный шаг
Гибкость тела
Прыжок
Координация движений
Музыкально-ритмическая
координация
Устойчивость
Темперамент
Особые отметки

Приложение 2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».