ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Хореографический коллектив современного танца «Аннона» Художественная направленность Возраст учащихся 8-16 лет Срок реализации 4 года Автор-составитель: Третьякова Анна Арменовна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 2 Содержание 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ...................................................................3 1.1. Пояснительная записка .....................................................................................3 1.2. Цель и задачи программы.................................................................................6 1.3. Содержание программы ...................................................................................7 1.4. Планируемые результаты .................................................................................8 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ............................ 24 2.1. Календарный учебный график ...................................................................... 24 2.2. Условия реализации программы................................................................... 24 2.3. Форма аттестации/контроля и оценочные материалы ............................... 24 2.4. Воспитательная работа…………………………………………………25 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................. 28 Приложение 1 ........................................................................................................ 30 Приложение 2 ........................................................................................................ 31 3 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа Хореографический коллектив современного танца «Аннона» имеет художественную направленность и разработана в соответствии с новыми требованиями в образовании, отражённых в следующих документах: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р; 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 9. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от 21.08.2015 г. № 1497/46/36; 10. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе от 09.01.2024 г. № 3 Муниципального 4 автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец». Танец является многофункциональным инструментом для разностороннего развития личности ребенка. Как один из способов художественно-эстетического и физического развития человека, танец оказывает значительное влияние на творческую, эмоциональную составляющую личности, кроме того развивает телесный аппарат - укрепляет мышечный корсет, формирует осанку и красивую фигуру. Творческие занятия хореографией в группах настраивают ребенка на созидание, раскрывают природный потенциал, формируют понимание прекрасного, активизируют внимание и ассоциативное восприятие, воспитывают художественный вкус, раскрепощают и в то же время дисциплинируют, приучают к трудолюбию, вырабатывают волю, чувство ответственности, помогают социализироваться. Актуальность программы обусловлена тем, что хореографическое образование, опирающееся на новое содержание и методику, комплексный и многожанровый характер воспитания пластической культуры подрастающего поколения – это огромный творческий потенциал в развитии художественноэстетической культуры общества в целом. Танец является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка. Рассматривая современную хореографию, которая обретает все большую популярность – contemporary, modern, experimental dance, получили широкое распространение в культурной среде, сформировав современный стиль. Современный танец рассчитан на детей с разными хореографическими данными, имеет свои уникальные особенности: развивает физически, эстетически, музыкально, учит координировать и воплощать образ. В процессе появляются новые стили, новое будущее, так, например, экспериментальный танец (Experimental) – это смешение танцевальных связок из джаза и балета, гимнастических упражнений, бытовых и даже несколько неестественных телодвижений. В экспериментальном танце нет правил, он создается сердцем. Движения подбираются не по схожести и гармонии, а исходя из тех личных ощущений, которые рождает музыка. Отличительная особенность и новизна заключается в том, что программа включает в себя обучение детей импровизации и самостоятельному сочинению танцевальных фрагментов, комбинаций. Дети получают большую свободу самовыражения, возможность показать свою индивидуальность, воплотить собственные идеи, самостоятельно придумывая и комбинируя движения. Это оказывает положительный эффект на развитие их 5 фантазии, воображения, творческих способностей. Тренирует ассоциативное, образное восприятие, способность пластически мыслить. Психофизиологические особенности учащихся, определяющие выбор программы: учащиеся 8-11 лет – ядро детских хореографических коллективов. Для данного возрастного периода большое значение имеет общение со своими сверстниками и интересной совместной работой, что характеризует ведущий вид деятельности младшего школьного возраста. Хореографические занятия с данной возрастной группой проводятся на более сложном материале и в более быстром темпе. Учащиеся способны быстро усваивать танцевальные движения, они более координированы. Приобретая танцевальные навыки и умения, подростки проявляют большую заинтересованность искусством танца, они могут дать самостоятельную самооценку предложенному им танцевальному репертуару, обладают способностью рефлексировать и анализировать пройденный материал. Таким образом, занятия танцами удовлетворяют их потребность в движении и активной деятельности, активизируют жизнерадостность, свойственную детям, непосредственное общение со сверстниками в танцевальной, хореографической деятельности. Рассматривая старший подростковый возраст можно говорить о том, что хореографический коллектив становится сплоченным, при этом в связи с особенностями психического и физического развития детей данного возраста, в плане производятся определенные изменения. Подростковый период, характеризующий основную массу учащихся данной возрастной группы – это подчеркнутая самостоятельность, острый интерес ко всему, что их окружает, стремление к самовыражению и непосредственной концертной, конкурсной деятельности. Психофизиологические особенности юношеского возраста характеризуются началом взрослости, становлением жизненной позиций, прогнозированием своего места в мире и выбором профессионального пути. Физиологически тело достигает своей мышечной крепости и силы, сохраняется гибкость, регуляция поведения. Занятия по своему общему и физическому развитию приближается к взрослым, существует потребность в особом подборе танцевального репертуара, а также продолжается работа над правильным физическим развитием: осанкой, утонченностью, активностью, ловкостью движений, предъявляются требования к точности и четкости в усвоении танцевальных навыков и знаний. Адресат программы: учащиеся 8-16 лет. Количество учащихся в группе 14 – 16 человек. На первый год обучения возможен прием учащихся разных возрастов в зависимости от их желаний и хореографических способностей. 6 Комплектование творческого объединения проводится с учетом уровня подготовки по хореографии. В процессе обучения предусмотрено проведение добора учащихся в группы 1-го и 2-го годов обучения. Вновь поступившие учащиеся распределяются по группам соответствующему их возрасту и уровню подготовки. Объем и срок освоения программы 864 часов, 4 года обучения, 216 часов в год. Форма обучения – очная. Уровень освоения программы – программа разноуровневая, предполагает стартовый, базовый и продвинутый уровень освоения. Стартовый (1 обучения) - используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Базовый (2-3 года обучения) - используются и реализуются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно тематического направления программы. Продвинутый (4 год обучения) – используются и реализуются такие формы организации материала, которые допускают доступ к сложным и нетривиальным разделам содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержание программы и доступ к околопрофессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления программы. Особенности реализации образовательного процесса Образовательный процесс организуется в традиционной форме. В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс организуется с применением дистанционных технологий. Режим занятий: занятия проводятся: 3 раза в неделю по 2 учебных часа. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы – художественное, эстетическое развитие учащихся средствами хореографии; пропаганда и популяризация здорового образа жизни. Задачи программы. Обучающие: 1. Обучить основам современного танца, техники исполнения, истории возникновения. 2. Обучить основам классического танца, техники исполнения. 3. Обучить навыкам телесной импровизации. 7 4. Обучить навыкам устранениями телесных и психических зажимов. 5. Обучить терминам базовых танцевальных движений. Развивающие: 1. Развить координацию движений. 2. Развить способности пластически мыслить, сочинять. 3. Развить механизм физической памяти. 4. Развить ритмичность и музыкальность. 5. Развить театральные способности посредством танца. Воспитательные: 1. Сформировать устойчивый интерес к танцу. 2. Воспитать художественное восприятие и вкус. 3. Воспитать правила поведения, общения среди учащихся и с педагогом. 4. Воспитать самостоятельность при работе над основными упражнениями. 5. Сформировать качества личности: любознательность, трудолюбие, инициативность, доброжелательное отношение друг к другу, сотрудничество. 1.3. Содержание программы Учебный план № 1 2 3 4 5 6 Наименование разделов Современный танец (модерн, contemporary dance) Техники Release и Body awareness Классический танец Импровизация Закрепление и применение пройденного материала. Сценическая деятельность. Конкурсная деятельность. Промежуточная (итоговая) аттестация Итого Количество часов по годам обучения 1 2 3 4 Форма аттестации 6 6 Наблюдение 54 42 Наблюдение 24 44 8 44 20 Наблюдение Наблюдение 84 108 102 102 Наблюдение 2 2 2 2 Отчетный концерт 216 216 216 216 130 82 Содержание программы состоит из отдельных разделов, распределенных по годам обучения. Основные разделы 1, 2 годов обучения «Современный танец (модерн, contemporary dance)», «Закрепление и применение пройденного материала. Сценическая деятельность». Начиная с 3 и 4 года обучения добавляется раздел «Классический танец», «Техники Release и Body awareness», «Импровизация». 8 1.4. Планируемые результаты Предметные результаты: • будут владеть основами современного танца, техники исполнения; • будут владеть основами классического танца, техники исполнения; • будут освоены навыки телесной импровизации; • будут уметь устранять телесные и психические зажимы; • будут знать термины базовых танцевальных движений. Метапредметные результаты: • будет развита координации движений; • будет развита способность пластически мыслить и сочинять; • будет развит механизм физической памяти; • будет развита ритмичность и музыкальность; • будет развита способность, передавать мысли по средствам танца; • будет развит устойчивый интерес к хореографическому творчеству. Личностные результаты: • будет развит учебно-познавательный интерес к хореографическому творчеству; • будет сформирован интерес и уважительное отношение к культуре разных народов; • будет сформирован интерес к коллективной и самостоятельной творческой деятельности в хореографическом творчестве; • будет развит творческий потенциал учащегося, активизировано воображение и фантазия. Основные характеристики по годам обучения СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ (1 год обучения) Цель – изучение основ современного танца, развитие физических данных. Задачи: Обучающие: 1. Познакомить с основами современного танца, техникой исполнения, историей возникновения танца. 2. Познакомить с понятием «синхронное исполнение». 3. Научить основным, базовым движениям современного танца. 4. Научить синхронному исполнению танца. Развивающие: 1. Развить музыкальность, умение соотносить движение с музыкой. 2. Развить физические данные. 3. Развить творческую активность учащихся. 9 Воспитательные: 1. Сформировать устойчивый интерес к танцу. 2. Воспитать художественное восприятие и вкус. 3. Воспитать правила поведения, общения среди учащихся и с педагогом. Учебно-тематический план 1 год обучения (стартовый) № Наименование разделов, тем Всего Теория 1. Современный танец (модерн, contemporary dance) 2 1 1.1. Организационное занятие 1.2. Основы музыкальной грамотности Введениевосновытехники 1.3. современного танца Практика Формы контроля. аттестации 1 Наблюдение Количество часов 4 2 2 Наблюдение 20 2 18 Наблюдение 1.4. Движения на полу Изучение положений и движений 1.5. корпуса. Понятия «fall and recovery», 1.6. «gravity–momentum–suspension» 20 2 18 Наблюдение 20 2 18 Наблюдение 14 2 12 Наблюдение 1.7. Позы Движение через пространство по параллельным и выворотным 1.8. позициям. Диагонали. Exersis. Структура и особенности exersis в технике современного танца. Движения exersis по параллельным и выворотным 1.9. позициям. Комбинации. 10 2 8 Наблюдение 16 - 16 12 2 10 1.10 Stretching 12 Наблюдение Наблюдение 1 11 Наблюдение Итого 130 16 114 2. Закрепление и применение пройденного материала. Сценическая деятельность. 2.1. 2.2. Наблюдение Опрос Наблюдение Опрос Повторение пройденного материала 36 - 36 Постановочная работа 36 - 36 12 - 12 Наблюдение 84 2 216 16 84 2 200 Открытый урок Сценическая практика, конкурсная 2.3. деятельность Итого 3. Промежуточная аттестация Всего: СОДЕРЖАНИЕ 1 год обучения 10 Раздел 1. Современный танец (модерн, contemporary dance) Тема 1.1. Организационное занятие Теория: цели и задачи 1-го года обучения. Содержание и форма занятий. Внешний вид. Танцевальная форма одежды и обуви для занятий. Роль подготовки к занятиям. Дисциплина на уроке. Правила поведения в танцевальном классе и в раздевалках. Расписание занятий. Практика: организация групп. Знакомство с учащимися в игровой форме. Тема 1.2. Основы музыкальной грамотности Теория: взаимосвязь музыки и движения. Понятия «музыкальный счёт», «мелодия», «ритм», «вступление». Музыкальный размер 2/4, 3/4, 4/4. Понятие сильной доли. Понятие музыкальной фразы. Практика: слушание музыки. Определение характера музыки. Ускорение и замедление движений. Ритмические комбинации. Тема 1.3. Введение в основы техники современного танца Теория: методика исполнения основных положений, позиций, движений в современном танце. Понятие параллельных позиций ног. Понятие выворотность в современном танце. Практика: изучение основных положений и позиций рук. Координация рук в современном танце - вытяжение, сброс. Ощущение веса (тяжести) при движении. Изучение параллельных позиций (параллельная, II параллельная позиция, IV параллельная позиция). Изучение выворотных позиций (I, II, III, IV). Органичное движение во взаимодействии с полом. Тема 1.4. Движения на полу Теория: методика исполнения движений на полу, перекатов и контакта с полом. Практика: изучение перекатов в сочетании с движениями рук. Изучение прыжков и других вариантов продвижения в пространстве с опорой одну руку и две руки. Изучение падений (варианты падений в сторону, вперед, назад). Изучение перекатов в положении лежа и сидя на полу. Изучение кувырков и перекатов назад и вперед. Падение. Импульс. Тема 1.5. Изучение положений и движений корпуса Теория: методика исполнения основных движений корпуса в положении стоя. Изучение основных движений корпуса в положении сидя без движений рук: Практика: Изучение основных движений корпуса в положении стоя: Curve – наклон верха корпуса вперед. Side – наклон верха корпуса в сторону. Arch – наклон верха корпуса назад. Roll down – наклон с расслабленной спиной, задействует все тело. Roll up – возвращение в вертикальное положение. 11 Тема 1.6. Понятия «fall and recovery», «gravity–momentum– suspension» Теория: основные виды движения swing в разработке. Практика: проучивание основных видов движения swing в чистом виде. Изучение основных видов движений с опорой на руки: вертикальная стойка на двух руках с поддержкой (с помощью партнера), вертикальная стойка на двух руках у стены. Тема 1.7. Позы Теория: изучение основных поз современного танца. Практика: diagonal level, level T – поза с ногой, открытой в сторону, и наклоном корпуса. Tilt – поза с ногой, открытой в сторону, и наклоном корпуса. Parallel arabesque – поза, в которой корпус и рабочая нога образуют горизонтальную линию. Тема 1.8. Движение через пространство по параллельным и выворотным позициям. Диагонали Практика: перенос веса (центра тяжести) с одной ноги на другую. Тема 1.9. Exersis Теория: структура и особенности exersis в технике современного танца. Движения exersis по параллельным и выворотным позициям. Комбинации. Практика: Plié. Foot Isolations. Battement tendu / brush. Battement jeté / brush. Ronde de jambe. Swings. Adajio. Grand battement jeté / swings. Специфика исполнения прыжков в технике современного танца, взаимодействие с гравитацией, использование силы инерции. Раздел Allegro. Бег по параллельным и выворотным позициям. Прыжки по параллельным позициям. Прыжки по выворотным позициям. Специфика исполнения вращений в технике современного танца Вращения и повороты. Тема 1.10. Stretching Теория: основы анатомии, понятия о суставах, связках и мышцах. Практика: комплекс пассивных, парных и динамических растяжек. Раздел 2. Закрепление и применение пройденного материала. Сценическая деятельность. Конкурсная деятельность. Тема 2.1. Повторение пройденного материала Практика: Повторяются и отрабатываются ранее проученные танцевальные движения, связки, танцевальные номера. Тема 2.2. Танцевальные комбинации, этюды, постановочная работа Практика: Танцевальные комбинации и номера создаются на основе пройденного материала с добавлением эмоциональной окраски, характерных движений и других выразительных средств. Темы интересные и понятные 12 детям, соответствующие их возрасту. Возможно использование различных предметов в качестве реквизита для постановок. Тема 2.3. Сценическая практика, конкурсная деятельность Практика: Проводится организация выступлений на праздничных мероприятиях и конкурсах самодеятельных коллективов. Раздел 3. Промежуточная аттестация Практика: открытый урок. Планируемые результаты Стартового уровня (1 года обучения) Предметные результаты: • знает основы современного танца, технику исполнения, историю возникновения танца; • знает понятие «синхронное исполнение»; • умеет выполнять основные, базовые движения современного танца; • умеет синхронно исполнять танец. Метапредметные результаты: • развита музыкальность, умение соотносить движение с музыкой; • развиты физические данные; • развита творческая активность учащихся. Личностные результаты: • сформирован устойчивый интерес к танцу; • сформировано художественное восприятие и вкус; • воспитаны правила поведения, общения среди учащихся и с педагогом. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (2 год обучения) Цель: развитие творческой, эмоциональной составляющей личности через введение новых техник: классический танец, техники Release и Body awareness, усложнение приемов импровизации. Задачи: Обучающие: 1. Изучить строения тела, методы организации тела в движении. 2. Научить усложненному ритмическому рисунку танцевальных комбинаций и увеличению темпа исполнения. 3. Изучить упражнений классического танца у станка, маленьких прыжков и вращений на середине зала. 4. Изучить технику выполнения средних и больших прыжков классического танца. 13 Развивающие: 1. Освоить понятие художественного образа. 2. Развить интерес к коллективной и самостоятельной творческой деятельности в хореографическом творчестве. Воспитательные: 1. Воспитать интерес и уважительное отношение к культуре разных народов. 2. Воспитать интерес к коллективной и самостоятельной творческой деятельности в хореографическом творчестве. Учебно-тематический план 2 год обучения (базовый) № Наименование разделов, тем 1. Современный танец (модерн, contemporary dance) 1.2 Содержание музыкальной темы 1.3 Движения на полу 1.4 Изучение положений и движений корпуса. 1.5 Баланс на руках 1.6 Позы Понятия «fall and recovery», «gravity– 1.7 momentum–suspension» Движение через пространство по параллельным и выворотным позициям. Диагонали. Exersis. Структура и особенности exersis в технике современного танца. Движения 1.9 exersis по параллельным и выворотным позициям. Комбинации. 1.10 Stretching (растяжка) 2. Классический танец 2.1 Exersis у станка в классическом танце. 1.8 2.2 Часть Allegro и вращения на середине зала в классическом танце. 3. Закрепление и применение пройденного материала. Сценическая деятельность. Конкурсная деятельность. 3.1 Повторение пройденного материала 3.2 Постановочная работа Сценическая практика, конкурсная 3.3 деятельность. 4. Промежуточная аттестация Количество часов Практик Всего Теория а Формы контроля. аттестации 80 1 79 2 14 10 8 8 1 - 1 14 10 8 8 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 4 - 4 Наблюдение 12 - 12 Наблюдение 12 - 12 Наблюдение 10 24 6 10 18 Наблюдение 16 4 12 Наблюдение 8 2 6 Опрос Наблюдение 108 - 108 36 36 - 36 36 Наблюдение Наблюдение 36 - 36 2 2 2 Наблюдение Открытый урок 14 Итого: 216 9 207 СОДЕРЖАНИЕ 2 год обучения Раздел 1. Современный танец (модерн, contemporary dance) Тема 1.1. Организационное занятие Теория: организационное собрание. Объявляются цели и задачи третьего года обучения, расписание, план концертной деятельности и массовых мероприятий с обучающимися. Тема 1.2. Содержание музыкальной темы Теория: понятие музыкальной темы. Музыкальные инструменты. Практика: определение музыкальных тем и инструментов на слух. Движение на разные музыкальные темы. Движения, характеризующие разные музыкальные инструменты. Тема 1.3. Движения на полу. Практика: повторяется материал первого и второго года обучения. Добавляются сложные, комбинированные кувырки и перекаты. Тема 1.4. Изучение положений и движений корпуса Практика: повторяется материал первых двух лет обучения с усложненным ритмических рисунком и координацией движений. Добавляются новые элементы. Contraction – сжатие, сокращение, движение центра корпуса. Повороты корпуса в сторону – изолированные и последовательные. Круговые движения для корпуса. Тема 1.5. Баланс на руках Практика: динамический баланс на двух руках. Динамический баланс на одной руке. Тема 1.6. Позы Практика: Arabesque, attitude – особенности исполнения в технике танца модерн. Другие позы. Тема 1.7. Понятия «fall and recovery», «gravity–momentum– suspension» Практика: Движения Swing в сложных танцевальных комбинация в сочетании с другими движениями на полу и стоя. Тема 1.8. Движение через пространство по параллельным и выворотным позициям. Диагонали Практика: Pas de bourréе; Pas de bourréе в повороте и с уходом в пол. Тема 1.9. Exersis. Структура и особенности exersis в технике современного танца. Движения exersis по параллельным и выворотным позициям. Комбинации. 15 Практика: Повторение пройденного материала с добавлением новых элементов. Вращения и повороты в сочетании с движениями корпуса. Tours: с IV параллельной и IV выворотной позиций; со II параллельной и II выворотной. Tours в больших позах – attitude, arabesque, parallel arabesque, Tilt, level T, diagonal level и другие позы. Tour chaîné. Другие виды поворотов: renversé, fouetté, pencil turn, шаги в повороте и др. Тема 1.10. Stretching (растяжка) Практика: комплекс пассивных, парных и динамических растяжек. Раздел 2. Классический танец Тема 2.1. Exersis у станка в классическом танце Теория: изучение движений классического танца лицом к станку в первом полугодии и с одной рукой на станке во втором. Практика: учебные комбинации с движениями в чистом виде крестом и в медленном темпе. Demi, grand plie. Battement tendu. Battement tendu jete. Rond de jamde. Sur le cou de pied. Fondue. Relevelent. Passe. Allongée. Pordebras. Grand Bettement. Тема 2.2. Часть Allegro и вращения на середине зала в классическом танце Теория: правила вращения на середине зала в классическом танце. Практика: Saute. Echappe. Glissade Раздел 3. Закрепление и применение пройденного материала. Сценическая деятельность. Конкурсная деятельность. Тема 3.1. Повторение пройденного материала Практика: повторяются и отрабатываются ранее проученные танцевальные движения, связки, танцы. Тема 3.2. Постановочная работа Практика: танцевальные комбинации и номера создаются на основе пройденного материала с добавлением эмоциональной окраски, характерных движений и других выразительных средств. Тема 3.3. Сценическая практика. Конкурсная деятельность. Практика: открытые уроки, выступления на традиционных, праздничных мероприятиях, участие в конкурсах. Раздел 4. Промежуточная аттестация Практика: открытый урок. Планируемые результаты Базового уровня (2 года обучения) Предметные результаты: • знает строение тела, методы организации тела в движении; 16 • умеет выполнять усложненный ритмический рисунок танцевальных комбинаций и с увеличением темпа исполнения; • знает содержание упражнений классического танца у станка, маленьких прыжков и вращений на середине зала; • знает технику выполнения средних и больших прыжков классического танца. Метапредметные результаты: • освоено понятие художественный образ; • развит интерес к коллективной и самостоятельной творческой деятельности в хореографическом творчестве. Личностные результаты: • воспитан интерес и уважительное отношение к культуре разных народов; • воспитан интерес к коллективной и самостоятельной творческой деятельности в хореографическом творчестве. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (3 год обучения) Цель: обучение учащихся самостоятельному сочинению танцевальных фрагментов, комбинаций через изучение новых приемов импровизации, новые движения в технике современного танца. Задачи: Обучающие: 1. Обучить выполнять сольную партию в импровизации танца. 2. Совершенствовать технику современного танца. Развивающие: 1. Научить применять полученные знания в самостоятельной исполнительской деятельности, создавать танцевальные комбинации на основе современного танца. 2. Развить умение импровизировать. Воспитательные: 1. Воспитать интерес и уважительное отношение к культуре разных народов. 2. Воспитать интерес к коллективной и самостоятельной творческой деятельности в хореографическом творчестве. Учебно-тематический план 3 год обучения (базовый) № Наименование раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы контроля/ аттестации 17 1. Современный танец (модерн, contemporary dance) 1.1 Организационное занятие Краткий обзор истории современного 1.2 танца 2. Техники Release и Body awareness Введение в техники Release и Body 2.2 awareness Методы организации оптимальной 2.3. работы отдельных частей тела и всего тела в движении Техника Body awareness и развитие восприятия и выразительности 2.4. движения 2.5. Stretching (растяжка) 3. Классический танец 3.1. 3.2. 3.3 4.1. Exersis у станка в классическом танце. Exersis на середине зала в классическом танце. Часть Allegro и вращения на середине зала в классическом танце. 4. Импровизация Соло-импровизаиця 5. Закрепление и применение пройденного материала. Сценическая деятельность. Конкурсная деятельность. 5.1. Повторение пройденного материала 5.2. Постановочная работа Сценическая практика. Конкурсная 5.3. деятельность. 6. Промежуточная аттестация 6 6 - 2 2 - Опрос 4 4 - Опрос 54 8 46 Наблюдение Опрос 16 4 12 14 2 12 Наблюдение Опрос 14 2 12 Наблюдение Опрос 10 44 8 10 36 16 4 12 12 2 10 16 2 14 8 2 6 8 2 6 102 - Наблюдение Наблюдение Опрос Наблюдение Опрос Наблюдение Опрос Наблюдение Опрос 102 30 36 - 30 36 Наблюдение Наблюдение 36 - 36 Наблюдение Отчетный концерт 2 Итого: 216 - 2 24 192 СОДЕРЖАНИЕ 3 год обучения Раздел 1. Современный танец (модерн, contemporary dance) Тема 1.1. Организационное занятие Теория: организационное собрание. Объявляются цели и задачи второго года обучения, расписание, план концертной деятельности и массовых мероприятий с обучающимися. Тема 1.2. Краткий обзор истории современного танца Теория: просмотр фильмов по теории и истории классического, современного танца и других направлений. Обсуждение с учениками. 18 Раздел 2. Техники Release и Body awareness Тема 2.1. Введение в техники Release и Body awareness Теория: значение техники Release и Body awareness в подготовке танцоров современного танца; Структура человеческого тела. Различные системы тела, их функции и роль в движении. Практика: применение теоретических знаний в учебных и танцевальных комбинациях. Тема 2.2. Методы организации оптимальной работы отдельных частей тела и всего тела в движении. Теория: понятие центральной оси тела. Динамическое выравнивание центральной оси тела. Понятие трех центров тела, их взаимосвязь и взаимодействие во время движения. Свободное движение головы, шеи, рук. Строение плечевого пояса, естественное взаимодействие всех составляющих в движении. Снижение мышечного напряжения. Практика: применение теоретических знаний в учебных и танцевальных комбинациях. Тема 2.3. Техника Body awareness и развитие восприятия и выразительности движения Теория: восприятие. Пять чувств и их влияние на движение. Практика: работа с отдельными частями тела и всего тела в движении Тема 2.4. Stretching (растяжка) Практика: комплекс пассивных, парных и динамических растяжек. Раздел 3. Классический танец Тема 3.1. Exersis у станка в классическом танце Теория: повторение материала 2 года обучения с введением новых элементов. Учебные комбинации координационно и ритмически более сложные, включают в себя сочетание различных элементов. Практика: вводится понятие «разбитый крест». Подготовка к турам. Туры: battement soutenu, battement frappe, rond de jamb en l'air, developpe, arabesque, balancoire. Тема 3.2. Exersis на середине зала в классическом танце Теория: все движения, проученные у станка на 3 году обучения, исполняются на середине зала. Изучаются позы классического танца. Практика: практическое изучение поз: tombée, сoupe, pas de bourree, arabesque, croisee, ecartee, efface, pirouette. Тема 3.3. Часть Allegro и вращения на середине зала в классическом танце 19 Теория: понятие Allegro assemble. Pas chasse. Pas emboite. Grand jete. Практика: assemble. Pas chasse. Pas emboite. Grand jete. Раздел 4. Импровизация Тема 4.1. Соло-импровизация Теория: введение понятия импровизации. Импровизация как вид танцевального искусства. Практика: упражнения: «Стая рыбок», «Зеркало». Раздел 5. Закрепление и применение пройденного материала. Сценическая деятельность. Конкурсная деятельность. Тема 5.1. Повторение пройденного материала Практика: повторяются и отрабатываются ранее проученные танцевальные движения, связки, танцы. Тема 5.2. Постановочная работа Практика: танцевальные комбинации и номера создаются на основе пройденного материала с добавлением эмоциональной окраски, характерных движений и других выразительных средств. Темы интересные, понятные, соответствующему возрасту. Тема 5.3. Сценическая практика. Конкурсная деятельность. Практика: открытые уроки, выступления на традиционных, праздничных мероприятиях, участие в конкурсах самодеятельных коллектив. Раздел 6. Промежуточная аттестация Практика: отчетный концерт в конце учебного года. Планируемые результаты Базового уровня (3 года обучения) Предметные результаты: • умеет выполнять сольную партию в импровизации танца; • владеет в совершенстве техникой современного танца. Метапредметные результаты: • умеет применять полученные знания в самостоятельной исполнительской деятельности, создавать танцевальные комбинации на основе современного танца; • умеет импровизировать. Личностные результаты: • воспитан интерес и уважительное отношение к культуре разных народов; • воспитан интерес к коллективной и самостоятельной творческой деятельности в хореографическом творчестве. ПРОДВИНУТЙ УРОВЕНЬ (4 год обучения) 20 Цель: развить специальные физические и танцевальные качества через освоение усложненных танцевальных фигур и соединение их в композицию, стремление к самовыражению и непосредственной концертной, конкурсной деятельности Задачи: Обучающие: 1. Освоить интеграционные аспекты баланса. 2. Научить исполнять учебно-танцевальные и танцевальные комбинации, этюды, номера в технике классического и современного танца. 3. Научить понимать разницу в особенностях исполнения движения в разных направлениях, исполнять движения современного танца с различной манерой, придавать движениям разную окраску и характер. 4. Научить самостоятельно создавать хореографический текст, танцевальные фигуры и составлять из них композицию. 5. Овладеть методами предупреждения травматизма. Развивающие: 1. Развить способностью пластически мыслить и сочинять. 2. Развить ритмичность и музыкальность. 3. Сформировать способностью создавать танцевальный художественный образ; 4. Сформировать устойчивый интерес к хореографическому творчеству. Воспитательные: 1. Сформировать дисциплину и трудолюбие. 2. Выработать волю, чувство ответственности. 3. Сформировать активную жизненную позицию. Учебно-тематический план Четвертый год обучения (продвинутый) № Наименование раздела, темы 1. Современный танец (модерн, contemporary dance) 1.1 Организационное занятие 1.2 Выдающиеся исполнители современного танца 2. Техники Release и Body awareness Введение в техники Release и Body 2.1 awareness Методы организации оптимальной 2.2 работы отдельных частей тела и всего Количество часов Всего Теория Практика Формы контроля. аттестации 6 4 2 4 2 2 Опрос 2 2 - Опрос 42 6 12 2 10 12 2 10 36 Наблюдение Опрос Наблюдение Опрос 21 тела в движении 2.3 Техника Body awareness и развитие восприятия и выразительности движения 2.4 Stretching (растяжка) 3. Классический танец комплекс пассивных, парных и динамических растяжек 3.1 Exersis у станка в классическом танце. Exersis на серединезалав классическом танце. Часть Allegro и вращения на середине 3.3 зала в классическом танце. 4. Импровизация 4.1 Соло-импровизация 3.2 4.2 Контактная импровизация 5. Закрепление и применение пройденного материала. Сценическая деятельность. Конкурсная деятельность. 5.1 Повторение пройденного материала 5.2 Постановочная работа Сценическая практика. Конкурсная деятельность. 5.3 6. Промежуточная (итоговая) аттестация Итого: 14 2 12 Наблюдение Опрос 4 - 4 Наблюдение 44 6 14 2 12 14 2 12 16 2 14 20 2 18 8 12 38 2 102 8 10 - Наблюдение Опрос Наблюдение Опрос Наблюдение Опрос Наблюдение Наблюдение Опрос 102 28 34 - 28 34 Наблюдение Наблюдение 40 - 40 Наблюдение Отчетный концерт 2 216 - 2 18 198 СОДЕРЖАНИЕ 4 год обучения Раздел 1. Современный танец (модерн, contemporary dance) Тема 1.1 Организационное занятие Теория: организационное собрание. Объявляются цели и задачи третьего года обучения, расписание, план концертной деятельности и массовых мероприятий с учащимися. Тема 1.2. Выдающиеся исполнители современного танца Теория: просмотр фильмов по теории и истории классического, современного танца и других направлений с участием выдающихся исполнителей, биография и характер исполнения танцев. Раздел 2. Техники Release и Body awareness Тема 2.1. Введение в техники Release и Body awareness Теория: органичное дыхание. Дыхание как физиологический процесс. Естественное дыхание в движении. 22 Практика: техника Release и Body awareness Тема 2.2. Методы организации оптимальной работы отдельных частей тела и всего тела в движении Теория: методы предупреждения травматизма. Свободное движение грудной клетки и всего торса. Снижение излишнего напряжения в области грудной клетки и легких. Естественная подвижность диафрагмы и естественная реакция других групп мышц и структур тела на движение диафрагмы. Практика: применение теоретических знаний в учебных и танцевальных комбинациях. Тема 2.3. Техника Body awareness и развитие восприятия и выразительности движения Теория: Техника Body awareness и развитие восприятия и выразительности движения Практика: наружный баланс и внутренний баланс. Интеграционные аспекты баланса. Тема 2.4. Stretching (растяжка) Теория: понятие и приемы Stretching (растяжка). Практика: Stretching (растяжка). Раздел 3. Классический танец комплекс пассивных, парных и динамических растяжек Тема 3.1. Exersis у станка в классическом танце Теория: повторение материала прошлых лет обучения. Комбинации у станка становятся учебно-танцевальными. Практика: изучаются новые движения классического танца: picce, pounte, petit battement, attitude, terboushon, battement double frappe. Тема 3.2. Exersis на середине зала в классическом танце Теория: Exersis на середине зала в классическом танце Практика: учебно-танцевальные комбинации на середине зала. Вводятся новые элементы: temps lie. Тема 3.3. Часть Allegro и вращения на середине зала в классическом танце Теория: понятия Changement de pieds. Pas failli. Pas de chat. Saut de basque. Sissonne tombee. Entrechat. Brize. Fouette. Jete ferme. Sissonne ouverte. Sissonne fermee Практика: Changement de pieds. Pas failli. Pas de chat. Saut de basque. Sissonne tombee. Entrechat. Brize. Fouette. Jete ferme. Sissonne ouverte. Sissonne fermee 23 Раздел 4. Импровизация Тема 4.1. Соло-импровизация Практика: упражнения на внимание, части тела, структура тела, пространство. Упражнения на время и ритм, энергию, импульс, динамику, образ. Тема 4.2. Контактная импровизация Теория: понятие контакта, пространства, веса. Структура человеческого тела. Практика: упражнения на внимание и контакт, разделение пространства, вес и центр тяжести, разделение веса, партнеринг, дезориентация, спиральное движение, трио, структуры, открытая импровизация. Раздел 5. Закрепление и применение пройденного материала. Сценическая деятельность. Конкурсная деятельность. Тема 5.1. Повторение пройденного материала Практика: повторяются и отрабатываются ранее проученные танцевальные движения, связки, танцы. Тема 5.2. Постановочная работа Практика: танцевальные комбинации и номера создаются на основе пройденного материала с добавлением эмоциональной окраски, характерных движений и других выразительных средств. Тема 5.3. Сценическая практика. Конкурсная деятельность. Практика: открытые уроки, выступления на традиционных, праздничных мероприятиях, участие в конкурсах самодеятельных коллектив. Раздел 6. Промежуточная (итоговая) аттестация Практика: отчетный концерт. Планируемые результаты Продвинутого уровня (4 года обучения) Предметные результаты: • понимает интеграционные аспекты баланса; • умеет исполнять учебно-танцевальные и танцевальные комбинации, этюды, номера в технике классического и современного танца; • понимает разницу в особенности исполнения движения в разных направлениях, исполняет движения современного танца с различной манерой, придает движениям разную окраску и характер; • самостоятельно создает хореографический текст, танцевальные фигуры и составляет из них композицию; • владеет методами предупреждения травматизма. 24 Метапредметные результаты: • владеет способностью пластически мыслить и сочинять; • развита ритмичность и музыкальность; • владеет способностью создавать танцевальный художественный образ; • сформирован устойчивый интерес к хореографическому творчеству. Личностные результаты: • воспитана дисциплина, трудолюбие; • выработана воля, чувство ответственности; • сформирована активная жизненная позиция. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Календарный учебный график Дата Дата начала окончания обучения по обучения по программе программе 1 полугодие 10 сентября 30 декабря 2 полугодие 09 января 28 мая Период обучения Всего Количество учебных учебных недель часов 16 20 96 120 Режим занятий 3 раза в неделю по 2 часа 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Просторный класс, оборудованный станками и зеркалами; музыка на цифровых носителях; видеофильмы по хореографии; сценическая площадка. Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительная общеразвивающая программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Информационное обеспечение: Аудиотека (диски и флэш карты) для музыкального сопровождения, фото- и видеоматериалы. 2.3. Форма аттестации/контроля и оценочные материалы Время проведения Виды контроля Входной контроль В начале учебного Цель проведения: определение уровня года развития учащихся, их творческих способностей Формы контроля/аттестации Беседа, опрос, анкетирование. 25 Тематический контроль По окончании Цель проведения: изучения темы или •определение степени усвоения учащимися тем, раздела учебного материала по определенной теме; •определение результатов обучения. Промежуточная аттестация Цель проведения: •определение результатов обучения, изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей по окончании В конце учебного учебного года; года •ориентирование учащихся на дальнейшее обучение; •анализ дополнительной общеобразовательной программы для коррекции и совершенствования содержания. Итоговая аттестация. Цель проведения: •определение результатов обучения; В конце курса •определение изменения уровня развития обучения по учащихся, их творческих способностей; программе •анализ дополнительной общеобразовательной программы для коррекции и совершенствования содержания. Опрос, самостоятельная работа Открытый урок Отчетный концерт Формы контроля и промежуточной (итоговой) аттестации являются: • педагогическое наблюдение; • опрос; • открытые уроки, отчетные концерты; • участие в концертах, фестивалях, конкурсах. Подведение итогов проводится в соответствии с разработанными критериями оценки результатов реализации программы. Оценочные материалы: 1. Лист самоконтроля в хореографическом коллективе «Аннона» (Приложение № 1). 2. Карта входного контроля (Приложение № 2). Методические материалы: Формы организации образовательного процесса: командная работа (работа в малых группах), индивидуальная работа (сольные партии). Ведущими методами обучения учащихся танцевальному искусству являются: показ движений; объяснение методики исполнения движений современного танца; задания на импровизацию; танцевальная игра; постановка танцевальных композиций; просмотр видео материалов. Такая организация учебного процесса дает учащемуся комплекс знаний и умений по хореографии, культурно обогащает, прививает любовь к искусству, к творчеству, прививает способность понимать сущность хореографической деятельности, самостоятельно решать разнообразные 26 задачи, готовит к выбору профессионального образования в среднеспециальных и высших учебных заведениях. Типы занятий: изучение нового материала, закрепление и совершенствование пройденного материала, применение полученных навыков. Формы занятия: беседа, практические, комбинированные, итоговые. К концу обучения по программе учащиеся готовы к продолжению обучения профессии хореографа в средне-специальных и высших учебных заведениях. Методика преподавания по данной программе опирается на школу профессионально-хореографического обучения. Занятия логически выстроены с учетом специфики хореографического направления - от простого к сложному. Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение пройденных тем. Классический танец является фундаментом всей танцевальной подготовки и основой высокой исполнительской культуры. Современный танец дает представление о свободном, раскрепощенном, импульсном движении. В своем сочетании эти направления дают разностороннее развитие личности танцовщика, его творческих способностей, так как демонстрируют разные подходы к движению и приемы исполнения. Практические занятия импровизацией открывают большие возможности для развития индивидуальности танцора, поиска собственного неповторимого и естественного стиля движения в танце, приобретения и развития чувства партнерства. Музыкальный материал для занятий и постановок выбирается с учетом возраста учащихся по критериям – тематика и сложность восприятия. От простых музыкальных размеров и ровных музыкальные фраз на первых годах обучения к более сложным музыкальным формам на последних этапах. Обучение хореографии включает в себя занятия по теории и истории танца - просмотр обучающих документальных и художественных фильмов, спектаклей, разъяснения педагогом терминологии, исторические экскурсы. Репертуару и концертной деятельности коллектива уделяется большое внимание, так как они являются основными показателями его активности. Темы выбираются с учетом возраста и интересов учащихся. Материал подается с разъяснением не только техники исполнения движений, но также идеи и образа. Педагогические технологии: 1. Игровые технологии. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. 27 2. Технология здоровьесберегающего обучения. Для занятий хореографией мною принимаются учащиеся с различными физическими данными, поэтому возникает необходимость на уроках заниматься как общим физическим развитием, так и исправлением (коррекцией) физических недостатков. Формирование правильной техники исполнения движений создает и совершенную, в смысле «скульптурности», форму тела. В процессе обучения в коллективе формируются необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. 3. Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение. Данная технология позволяет организовать обучение учащихся в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. 2.4. Воспитательная работа Воспитательный потенциал. Воспитательный потенциал в хореографии заключается в формировании определённых качеств личности, таких как дисциплинированность, трудолюбие, терпение, аккуратность и чувство ответственности. Занятия хореографией помогают развивать творческое мышление и учат детей относиться к любому делу творчески. Кроме того, хореография расширяет общий культурный и художественный кругозор, развивает эстетический вкус. Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации. Методы воспитания в хореографии: − метод убеждения: педагог использует разные способы воздействия на учащихся, чтобы сформировать у них определённые убеждения и взгляды; − метод побуждения: педагог стимулирует учащихся к эстетически прекрасному исполнению движений, сознательному применению идейноэстетических требований и норм поведения; − метод примера: педагог показывает учащимся образцы правильного поведения и исполнения движений, тем самым влияя на их эстетическое развитие; − метод поощрения: педагог использует различные формы 28 поощрения, такие как похвала, награды и признание успехов учащихся, чтобы стимулировать их к дальнейшему развитию и улучшению своих результатов; − метод критики: педагог критикует ошибки учащихся, помогает им осознать и исправить свои недостатки, а также формирует критическое мышление и способность анализировать свои действия. Профориентационная деятельность на занятиях по хореографии направлена на подготовку учащихся к выбору профессии в сфере хореографического искусства. Она включает: − Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития учащихся. − Приобретение знаний, умений и навыков в области хореографического исполнительства. − Формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями. − Воспитание доброжелательности, эмоциональной отзывчивости и профессиональной требовательности. − Формирование умений давать объективную оценку своему труду, навыков взаимодействия с преподавателями и другими учениками. Профориентационная работа начинается с первых дней знакомства с хореографическим коллективом и продолжается на протяжении всего обучения. 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 1. Бежар М. Мгновения из жизни другого. Мемуары. –М.: Редакция журнала «Балет», 2002 – 239 с. 2. Васенина Е. Российский современный танец. Диалоги. – М: Emergency Exit, 2005 – 268 c. 3. Ивлева Л. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе. – Челябинск: ЧГИК, 2009. 4. Жак – Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика - XXI, 2006 - 248c. 5. Классический танец: Методическая разработка для преподавателей хореографических школ. – М., 2002. 6. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. – М.: ГИТТИС, 2000 – 440с. 7. Полятков С.С. Основы современного танца. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 - 80 с. 8. Суриц Е. Балет и танец в Америке. Очерки истории. – Екатеринбург: Изд-во госуниверситета, 2004 – 392с. 9. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: двенадцать практических уроков. – М.: Ин - т Общегуманитарных исследований, 2009 - 224 с. 29 Литература для учащихся: 1. Васенина Е. Российский современный танец. Диалоги. – М: Emergency Exit, 2005 – 268 c. 2. Захаров Р. Сочинения танца. – М.: Искусство, 2012. 3. Суриц Е. Балет и танец в Америке. Очерки истории. – Екатеринбург: Изд-во госуниверситета, 2004 – 392с. Интернет ресурсы: 1. Дэнсхелп.ру. – Режим доступа: https://dancehelp.ru/catalog/ 2. Журнал балет. – Режим доступа: www.russianballet.ru 3. Маленькая балетная энциклопедия. – Режим доступа: ballet.classical.ru 4. Международный танцевальный журнал. – Режим доступа: www.danceinternational.org 5. Энциклопедия балет. – Режим доступа: ballet-enc.ru 30 Приложение 1 Лист самоконтроля в хореографическом коллективе «Аннона» Ф.И. учащегося ___________________________ 0 баллов Развитие физических данных гибкость 1 выворотность прыжок растяжка выносливость равновесие шаг Средний балл: Знание основных хореографических навыков и умение их применять на практике постановка корпуса понятие "втянутое колено" 2 понятие "вытянутый подъем", "птичка" крест "два плеча, два бедра" основные позиции ног основные позиции рук термины различных техник танца, согласно году обучения Средний балл: Пространственная ориентация понятия "ближний круг", "дальний круг" интервал 3 ракурс Умение держать рисунок точность перестроения чувство партнёра Средний балл: Психофизиологическое развитие 4 развитие чувства ритма 1 балл 2 балла Качество выражено всреднейстепенинауровне первичногонавыка всреднейсте пенинауров ненавыка(пр именяетнапр актике) ввысокойс тепенинау ровнеувер енногопри мененияна практике Описание составляющих Качество выражено оченьслабонауров незнаний № Качество отсутствует выражено оченьслабонауро внепервичногозн ания Шкала оценки 3 балла 4 балла 5 баллов 31 Карта входного контроля Фамилия имя Сколько полных лет, месяцев Рост Вес Строение тела Осанка Выворотность Стопа Балетный шаг Гибкость тела Прыжок Координация движений Музыкально-ритмическая координация Устойчивость Темперамент Особые отметки Приложение 2