ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Играем вместе» Направленность: социально-гуманитарная Возраст учащихся: 6-9 лет Срок реализации: 1 год Авторы-составители: Макарцева Ольга Андреевна педагог дополнительного образования Екатеринбург 2024 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ........................................................................ 3 1.1. Пояснительная записка............................................................................................. 3 1.2. Цель и задачи программы ........................................................................................ 5 1.3. Содержание программы............................................................................................ 6 1.4 Планируемые результаты ......................................................................................... 8 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ .............................. 8 2.1. Календарный учебный график............................................................................... 8 2.2 Условия реализации программы ............................................................................ 9 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ................................. 9 2.4. Воспитательная работа……………………………………………………….8 3. Список литературы .....................................................................................................10 Приложение 1 ..................................................................................................................... 11 Карта наблюдений развития познавательной активности и игровых умений учащихся.............................................................................................................................. 11 3 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Играем вместе» социальногуманитарной направленности разработана в соответствии с требованиями в образовании, отраженными в следующих документах: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678р; 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 9. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от 21.08.2015 г. № 1497/46/36; 10. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе от 09.01.2024 г. № 3 Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец». 4 Актуальность: игра как особая форма активности занимает в жизни ребенка центральное место. Этот тезис обычно относят к дошкольному возрасту, что с точки зрения игры как ведущей деятельности правомерно. Однако и в младшем школьном возрасте, играя, ребенок решает стоящую перед ним задачу развития, свойственную уже данному возрасту. Для младшего школьника меняются игровой репертуар и задача игры, но игра не уходит из жизни. Игра имеет огромное значение для развития воображения и фантазии младшего школьника, а также вырабатывает различные аспекты познавательной активности, социальные способности, произвольность деятельности. Большое значение игра занимает в развитии и воспитании личности. Игра влияет на жизненное самоопределение младших школьников, на становление коммуникативной компетентности, эмоциональной стабильности, способности принимать различные ролевые позиции и ответственно к ним относится. Важную роль в реализации данной программы занимает создание оптимальных условий и возможностей для полноценного развития личности ребенка, проявления его индивидуальности. Воспитание, как приоритетное направление деятельности является целенаправленным, целостным, индивидуально – творческим, прежде всего, за счет комплексного подхода: в использовании различных видов деятельности, в применяемых методах и технологиях, в уровне взаимоотношений (реализация принципа взаимного сотрудничества). В содержании программы имеются профориентационные темы занятий, которые направлены на развитие таких качеств личности, как инициативность, способность находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь. Отличительные особенности и новизна программы. Анализируя существующие программы системы дополнительного образования для учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста по формированию эмоционально-волевой регуляции, освоению навыков конструктивного общения, в частности «Жизненные навыки» под ред. С.В. Кривцовой, выяснилось, что программе не используются разнообразные формы и виды игры как средство формирования навыка достижения цели, что явилось главной отличительной особенностью данной программы. Адресат программы: программа рассчитана на учащихся 6–9 лет. Возрастные особенности: игра является основой деятельности учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Применение разнообразных видов и форм игры способствует эмоциональной включенности в образовательный процесс, повышению мотивации к 5 саморазвитию, умению удерживать и оперировать установленными правилами. В рамках игры происходит развитие высших психических функций (мышление, память, восприятие, речь). Комплектование группы проводится без предварительного отбора. Группы могут формироваться по возрасту, а также быть и разновозрастные. Количество учащихся до12 человек. Образовательный процесс организуется в традиционной форме. В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс организуется с применением дистанционных технологий. В процессе обучения предусмотрено проведение добора учащихся в группы на любой этап обучения по данной программе. Для вновь поступивших учащихся подбираются задания, позволяющие быстрее приобрести необходимые навыки. Объем и срок реализации программы: 144 часа. Срок освоения программы: 1 год обучения. Форма обучения: очная, в особых случаях применяется дистанционная. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа Уровень освоения программы: стартовый уровень – используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая. Виды занятий: игра, мини-лекция, беседа, турнир, игровая эстафета. Формы подведения итогов: наблюдение, фронтальный опрос, игровая эстафета. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы – формирование познавательной активности и игровых умений учащихся через игровую деятельность. Задачи. Обучающие: 1. Обучить правилам настольных, подвижных. коммуникативных игр, основным элементам игр с правилами. 2. Обучить навыкам творческого подхода в решении игровых задач. 3. Обучить моделям взаимодействия и поведения в рамках смоделированной игровой ситуации. 4. Сформировать представление о феномене успеха/неудачи, победители/проигравшем. 5. Сформировать оптимистичное отношение к сценариям игрового действия, умение принять позицию проигрыша. 6 Развивающие: 1. Развить высшие психические функции: память, внимание, мышление, речь. 2. Развить самоконтроль над импульсивными реакциями в случае проигрыша. 3. Развить произвольность поведения, умение следовать установленным правилам и проводить рефлексивный анализ. 4. Развить коммуникативные навыки взаимодействия в группе сверстников в рамках смоделированной игровой ситуации. Воспитательные: 1. Воспитать нравственную культуру личности, бережное отношение к своим чувствам и чувствам других людей. 2. Воспитать умение общаться в группе, мотивированной на достижение высоких результатов. 1.3. Содержание программы Учебный тематический план № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Наименование разделов Вводное занятие. Принимаем свои правила. Игры Кота Леопольда» (игры для команды) Игры зоркого глаза» (игры на внимание) Игры для памяти Игры для реакции Игры Шерлока Холмса» (игры для мышления) Игры-стратегии «Моя игра» (игры-самоделки) Турниры Промежуточная (итоговая) аттестация Итого: Количество часов Всего Теория Практика Формы контроля/ аттестации Наблюдение, фронтальный опрос 2 1 1 16 4 12 Наблюдение 28 6 22 Наблюдение 20 16 6 6 14 10 Наблюдение Наблюдение 24 12 12 Наблюдение 14 16 6 7 4 2 7 12 4 Наблюдение Наблюдение Наблюдение 2 - 2 Игровая эстафета 144 48 96 Содержание учебного тематического плана Раздел 1. Вводное занятие. Принимаем свои правила. Теория: задачи программы, знакомство. Утверждение и принятие правил группы. Рефлексивный анализ «Как быть победителем». Практика: подвижные игры «Горячий мяч» «Дотронься до…», «Трамвайчик», «Свечка». Раздел 2. «Игры Кота Леопольда» (игры для команды) 7 Теория: обсуждение понятия «команда», основных принципов работы в команде и командные роли. Практика: подвижные игры «Карандаши», «Сбор по голосам», «Поворот в прыжках», «Циферблат», «Картошка на платке». Настольные игры «TRES», «День сырка», «Спаси пчелу». Раздел 3. «Игры зоркого глаза» (игры на внимание) Теория: знакомство с понятием «внимание», свойства внимания, почему важно внимание и где оно пригождается. Практика: подвижные игры «Я и мои друзья», «3,13,30», «Свободное место», «Повтори наоборот», «Кружева». Настольные игры «Кораблики», «Подковы на удачу», «Турбосчет». Знакомство профессиями, требующими внимание (врач, фармацевт) Раздел 4. Игры для памяти Теория: знакомство с понятием «память», виды памяти и где пригождается память. Беседа о важности сохранять память о истории и культуре своего народа, родного края. Практика: подвижные игры «Я-фотоаппарат», «Попробуй повтори», «Раз, два, три свое место найди», «Пересказ по кругу». Настольные игры «Мемо», «Сыр-бор», «Код в сундуке». Раздел 5. Игры для реакции Теория: знакомство с понятием «реакция», мини-лекция «Как сделать быстрее». Профессии спасателей. Практика: подвижные игры «Воробьи-вороны», «Сороконожка». Настольные игры «Аква бум», «Держи ритм», «Спрячь крота», «Кто быстрее». Раздел 6. «Игры Шерлока Холмса» (игры для мышления) Теория: знакомство с понятием «мышление», виды мышления: наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление. Практика: подвижные игры «Попробуй повтори». Настольные игры «Соображариум», «Воображариум», «Пакля-рвакля», «Котосовы», «Разноцветная Дженга», «Загадки от Лисенка». Раздел 7. Игры-стратегии Теория: знакомство с понятиями «стратегия». Беседа «Стратегия в вашей жизни». Практика: подвижные игры «Попробуй повтори», «Попробуй дотянись». Настольные игры «Пальчиковый Твистер», «Черепашьи бега», «Цветариум». Раздел 8. «Моя игра» (игры-самоделки) 8 Теория: составление рейтинга любимых игр, знакомство с тематикой настольных игр. Выбор основной идеи игры; обсуждение макета или эскиза – краткий план содержания игры; поиск подходящих материалов. Практика: разработка и создание настольных игр. Раздел 9. Турниры Практика: турнир любимых игр по выбору. Раздел 10. Промежуточная (итоговая) аттестация Практика: игровая эстафета. 1.4 Планируемые результаты Предметные результаты: − обучен правилам настольных, подвижных игр, основным элементам игр с правилами; − обучен навыкам творческого подхода в решении игровых задач; − обучен моделям взаимодействия и поведения в рамках смоделированной игровой ситуации; − сформированы представление о феномене успеха/неудачи, победители/проигравшем; − сформировано оптимистичное отношение к сценариям игрового действия, умение принять позицию проигрыша. Метапредметные результаты: − развиты высшие психические функции: память, внимание, мышление, речь; − развит самоконтроль над импульсивными реакциями в случае проигрыша; − развито произвольность поведения, умение следовать установленным правилам и проводить рефлексивный анализ; − развиты коммуникативные навыки взаимодействия в группе сверстников в рамках смоделированной игровой ситуации. Личностные результаты: − воспитана нравственная культура личности, бережное отношение к своим чувствам и чувствам других людей, эмпатийность; − воспитано умение общаться в группе, мотивированной на достижение высоких результатов. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Календарный учебный график. Период обучения Дата начала обучения по программе Дата окончания Всего учебных недель Количество учебных часов Режим занятий 9 обучения по программе 1 полугодие 10 сентября 30 декабря 2 полугодие 09 января 28 мая 16 недель 20 неделя 144 2 раза в неделю по 2 часа 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет со стульями по количеству учащихся, стол. Методическая литература, настольные игры, пособия, канцелярские товары, инвентарь для подвижных игр. Информационно- методическое обеспечение: − дидактические материалы: наборы настольных игр, картотека подвижных игр. Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительная общеразвивающая программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Виды и формы контроля: − текущий контроль: осуществляется в течение всего учебного года для проверки уровня освоения модульного материала, формирования практических навыков и умений в форме наблюдения, фронтального опроса; − итоговый контроль: заключается в определении уровня и объема овладения знаниями, навыками и умениями в конце учебного года. Промежуточная (итоговая) аттестация проходит в соответствии с разработанными критериями оценки результатов в форме игровой эстафеты. Результаты освоения программы определяются по трем уровням: высокий, средний, низкий. 1 уровень – высокий, полное освоение содержания образования (80100%). 2 уровень – средний, частичное освоение содержания программы (5080%), но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки. 3 уровень – низкий, не полностью освоил содержание программы (3050%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий. Оценочные материалы: 1. Карта наблюдений развития познавательной активности и игровых умений учащихся (Приложение 1). 10 2.4. Воспитательная работа: воспитательная работа регламентируется в соответствии с планом воспитательной работы МАУ ДО ДДТ «Химмашевец». 3. Список литературы Литература для педагога: 1. Алекинова О.В. Безопасность дошкольников в игровых технологиях. 5-7 лет. ФГОС ДО / О.В. Алекинова, Н.Г. Лапина. – Волгоград: Учитель, 2020. – 215 с. 2. Гайнуллова Ф.С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников. Методическое пособие. ФГОС / Ф.С. Гайнуллова, И.С. Сергеева. – М.: Кнорус, 2018. – 112 с. 3. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: Питер, 2019. – 464 с. 4. Захарова Л.М. Современные технологии дошкольного образования : учебное пособие / Л.М. Захарова, М.И. Богомолова, Е.И. Андрианова. – М.: ИНФА-М, 2020. – 251 с. 11 Приложение 1 Карта наблюдений развития познавательной активности и игровых умений учащихся № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Познавательная активность и игровые умения Внимательное отношение к словесной инструкции, оперирование правилами настольной игры Включенность в смоделированную игровую ситуацию Стремление прикладывать усилия для достижения результата Творческий подход к решению игровой задачи Отношение к сценариям игрового действия, умение принять позицию проигрыша/выигрыша Самоконтроль над импульсивными реакциями Способность проводить рефлексивный анализ игровой деятельности Коммуникативные навыки взаимодействия в рамках смоделированной игровой ситуации 1 2 3 Ф.И. учащихся 4 5 6 7 8 … Уровни оценивания: 1. Высокий (4-5 баллов) – самостоятельно анализирует собственные действия с опорой на внутренние ресурсы, применяет творческий подход к решению игровой задачи, умеет принять позицию проигрыша, владеет самоконтролем над импульсивными реакциями, ярко выражены показатели игровых умений и личностной познавательной активности. 2. Средний (2-3 балла) – самостоятельно оценивает свои успехи в соответствии с внешними показателями, с помощью взрослого включает в самооценку действий внутренние ресурсы: индивидуальные особенности познавательной сферы, мотивации, количество приложенных усилий, сильные стороны личности и пр., прослеживаются деструктивные навыки критериев познавательной активности и игровых умений. 3.Низкий (0-1 балл) – ориентируется только на внешние показатели игровой ситуации, прослеживаются деструктивные сценарии коммуникативных взаимодействия и импульсивные реакции на позицию