ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА* «Мастер лепки» Художественная направленность Возраст учащихся 6-9 лет Срок реализации 1 год Автор-составитель: Перетыкина Надежда Михайловна педагог дополнительного образования Екатеринбург 2024 2 Содержание 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ................... 3 1.1.Пояснительная записка ....................................................................................................... 3 1.2. Цели и задачи программы.................................................................................................. 7 1.3. Содержание программы ..................................................................................................... 8 1.5. Комплекс основных характеристик программы.............................................................. 8 1.4. Планируемые результаты ................................................................................................ 11 2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ................................ 12 2.1. Календарный учебный график ........................................................................................ 12 2.2. Условия реализации программы ..................................................................................... 12 2.3. Формы аттестации/контроля ........................................................................................... 13 2.4. Оценочные материалы ..................................................................................................... 13 2.5. Методическое обеспечение ............................................................................................. 13 2.6. Воспитательная работа………………………………………………………………….14 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................................... 14 Приложение 1........................................................................................................................... 16 Карта оценки развития творческих способностей учащихся .............................................. 16 3 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1.Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Мастер лепки» художественной направленности разработана в соответствие с требованиями в образовании, отражённых в следующих документах: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678р; 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 9. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от 21.08.2015 г. № 1497/46/36; 10. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе от 09.01.2024 г. № 3 Муниципального 4 автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец». Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные и рельефные фигурки, и даже целые композиции. Образовательное значение искусства лепки огромно в плане комплексного воздействия на развитие ребёнка. В процессе деятельности у учащихся развивается умственная активность, совершенствуется наблюдательность, развиваются эстетическое воспитание и эмоции, художественный вкус, творческие способности и многие другие качества. Все это позволяет сформировать первоначальные основы социально-активной личности. На занятиях лепкой учащиеся непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем. Занятие лепкой развивает чувство осязания обеих рук, тренирует мелкую моторику, что в свою очередь способствует развитию речи, улучшает память, прививает усидчивость. В процессе деятельности у учащихся формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Актуальность: Программа «Мастер лепки» разработана с учетом потребностей и запросов учащихся и родителей (законных представителей). Содержание программы направленно на то, чтобы дать учащимся не только знания об искусстве скульптуры и техниках лепки, но и обеспечить формирование и развитие познавательной активности, творческого мышления, умение и навыков целенаправленного труда; Программа «Мастер лепки» способствует реализации важнейших целей современного образования: формированию самостоятельно мыслящей личности, умеющей видеть и творчески решать возникающие проблемы путем развития творческих способностей на основе деятельности. Воспитательный потенциал: Целевые ориентиры воспитания детей в программе: уважения к художественной культуре, искусству народов России; восприимчивости к разным видам искусства; интереса к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров; опыта творческого самовыражения в искусстве. Формы работы: основная – учебное занятие; дополнительные – мастер-класс, праздник, экскурсия. 5 Методы: метод убеждения (рассказ, разъяснение), метод положительного примера (педагога), метод упражнений (приучения), метод осуждения и одобрения поведения детей, метод поощрения, метод развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании. Анализ результатов. Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности объединения в ДДТ «Химмашевец». Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путем опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после е завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год). Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня. А получение общего воспитанности, развития качеств личности конкретного ребенка, учащегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив учащихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур – опросов, интервью – используются только в виде агрегированных, усредненных и анонимных данных. Профориентационная работа в объединении. В содержании программы имеются профориентационные логические игры, которые направлены на развитие таких качеств личности как способность творчески мыслить, инициативность, умение выбирать профессиональный путь. Учащиеся знакомятся с профессиями: гончар, скульптор, Вследствие воспитательной деятельности учащимся предоставлена профессиональная проба, которая дает возможность изучить избранную сферу и примерить на себя ту или иную профессию. Отличительные особенности и новизна: − заключается в изучении основ лепки, которые являются фундаментом для дальнейшего развития творческих способностей учащихся; − дифференцированный подход к каждому ребенку; − обучение начинается с репродуктивных методов, переходящих в продуктивные методы, самостоятельное творчество детей; 6 − в программе предусмотрено использование в работе разнообразных материалов; просматривается эволюция материалов от глины, к тесту, к пластилину; − программа построена на поэтапном овладении знаниями, умениями и навыками выполнения работы, что позволяет детям добиваться более высокого уровня в выполнении своей творческой работы; − изучение разнообразных приемов и техник лепки (объемные работы, полу объемные, рельефные, полу рельефные работы, работы, выполненные из жгута, аппликационные работы). Основная идея программы – развить у учащихся творческие способности и социализацию в процессе совместной деятельности и диалогического общения на занятиях по лепке. Творчество рассматривается учеными, как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего и социального мира. В процессе творческой деятельности важно научить детей ориентироваться в окружающем мире, реализоваться в деятельности, способствующей его творческому развитию. Адресат программы: программа ориентированна на учащихся 6-9 лет. Количество учащихся в группах 10-11 человек. Возрастные особенности: анализируя психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста можно говорить о том, что этот период онтогенеза характеризуется формированием учебной деятельности, которая становится ведущей как способ усвоения человеческого опыта. Младший школьный возраст с выявленной учебной деятельностью, новообразованиями является сензитивным и обладает потенциальными возможностями физического и духовного развития. В этом возрасте происходят не только существенные физические изменения, но и формирование и развитие высших психических функций. Ведущими свойствами познания младшими школьниками окружающего мира является образное мышление – мыслительный процесс, преобразования зрительной и чувственной информации в образные представления. В значительной степени образное мышление развивается благодаря практическим навыками, в работе с материалом. Занятия в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы способствуют межличностному общению как со сверстниками, так и со взрослым, что носит важное значение в жизни младших школьников. Выставочная деятельность благоприятно влияет на формирование личностных качеств младших школьников и способствует творческому самовыражению. 7 Объем и срок освоения программы. Объем программы: 36 часа, 36 учебных недель. Срок освоения программы 1 год обучения. Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная Режим занятий: 1раз в неделю по 1 учебному часу Уровень освоения программы – стартовый и предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы, дает возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, поддержать интерес, увлечённость процессом, вызвать у учащегося положительные эмоции, способствуя его самовыражению и повышению самооценки. Форма обучения: коллективная, групповая. Образовательный процесс организуется в традиционной форме. В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс организуется с применением дистанционных технологий. Виды занятий: беседа, экскурсия, практическое занятие, сюжетноролевая игра, выставка. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: наблюдение, выставка. 1.2. Цели и задачи программы Цель программы: развитие творческих способностей и социализация учащихся в процессе занятий лепкой из соленого теста, пластилина и глины. Задачи программы. Обучающие: 1. Познакомить с характеристиками материалов для лепки, правилами безопасной работы с тестом, пластилином, глиной. 2. Обучить основным приемам лепки. 3. Познакомить с исходными формами: объемные и плоские геометрических фигуры. 4. Обучить основным приемам соединения деталей при помощи приемов и приспособлений. 5. Познакомить историей лепки из глины, пластилина, солёного теста. Развивающие: 1. Развить координацию движения тела и мелкую моторику рук. 2. Развить чувства цвета, пропорций, ритма. 8 3. Развить креативность, потребность реализовать свой творческий потенциал. 4. Развить положительную самооценку. 5. Развить привычку анализировать свою работу, делать выводы и реализовать их на практике. Воспитательные: 1. Воспитать умение ценить и уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество; 2. Воспитать аккуратность, трудолюбие; 3. Воспитать умение работать в коллективе; 4. Воспитать терпение, настойчивость к труду для достижения желаемого результата. 1.3. Содержание программы Учебный план № п/п 1 2 3 4 Наименование разделов Работа с глиной Работа с соленым тестом Работа с пластилином Промежуточная (итоговая) аттестация Итого: Количество часов 10 15 10 1 36 Формы аттестации и контроля наблюдение наблюдение наблюдение выставка Предлагаемая программа по лепке представляет собой последовательность тщательно подобранных, последовательно усложняющихся изделий. Каждое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и известные приемы выполнения. Но при этом дополнено новыми элементами. В основе программы лежит ознакомление с классическим и народным пластическим искусством. На начальном этапе в лепке изделий рабочий процесс начинается с исходных форм (шар, цилиндр конус и жгут), и считается основой для первого раздела. Более сложный этап происходит при доработке исходных форм с применением различных приемов и техник - основа второго раздела программы. Далее сложный этап, который охватывает все полученные знания и навыки – основа третьего раздела программы. 1.5. Комплекс основных характеристик программы Учебный тематический план № Наименование разделов, тем Количество часов 9 Всего Раздел 1 Работа с глиной. Введение в программу. Знакомство с глиной, её 1.1 свойствами. Техника безопасности работы с глиной. Средства художественной 1.2 выразительности. Исходные формы. Традиции русской глиняной 1.3 игрушки. Раздел 2 Работа с соленым тестом. Знакомство с солёным тестом и его свойствами. Техника 2.1 безопасности работы с солёным тестом. Лепка по воображению. По 2.2 мотивам сказок Раздел 3 Работа с пластилином. Знакомство с пластилином и 3. его свойствами. 3.2 Лепка по мотивам. Раздел 4 Промежуточная (итоговая) аттестация Итого: Теория Практика Формы контроля/ аттестации наблюдение 1 1 наблюдение 4 1 3 5 2 3 наблюдение наблюдение 1 1 0 14 7 7 1 1 0 9 4 5 1 - 1 36 17 19 наблюдение наблюдение наблюдение выставка СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Работа с глиной Тема 1.1. Введение в программу. Знакомство с глиной, её свойствами. Техника безопасности работы с глиной Теория: понятие о материале, оборудование рабочего места, инструменты для лепки из глины. История лепки из глины. Профориентационная работа в объединении Профессия гончар. Тема 1.2. Средства художественной выразительности. Исходные формы Теория: средства художественной выразительности. Исходные формы плоские и объемные. Плоские геометрические фигуры. Определение формы, название и узнавание геометрических фигур (Квадрат, круг, треугольник, овал, овоид, шар). История появления первой посуды. Разные размеры. Как создать узор, чередуя бусины разных размеров. Ритм. Практика: проминание глины, раскатывание пласта, вырезание плоских фигур, декорирование. Создание фактуры (тиснение) лепка горшочка 10 способом раскатывания жгута, декоративная проработка. Лепка бусин разных размеров (исходная форма - шар). Создание фактуры бусин. Роспись бусин и сборка изделия. Тема 1.3. Традиции русской глиняной игрушки Теория: знакомство с историей и особенностями декора дымковской, филимоновской игрушек. Знакомство с традициями «Гжель». Практика: лепка филимоновской птички и роспись изделия. Лепка дымковской лошадки и роспись изделия. Чайник. Лепка Умение лепить из цельного куска и нескольких частей, оттягивать глину, вытягивать, вдавливать, скручивать. Раздел 2. Работа с соленым тестом Тема 2.1. Знакомство с солёным тестом и его свойствами Теория: понятие о материале. Техника безопасности работы с солёным тестом. Знакомство с жанром натюрморт. Знакомство с традициями русского изготовления хлебных изделий. Сложные геометрические фигуры в образах елочных игрушек. Прием - раскатывание теста. Объём. Форма колокола полый конус. Знакомство со сказом П.Бажова «Серебряное копытце». Скульптура. Рельеф. Круглая скульптура. Профориентационная работа в объединении Профессия Скульптор. Последовательность лепки оленя на плоскости. Понятие «пейзаж». Понятия о природных явлениях, временах года, их признаках и отличиях; понятия о дереве, его строении, видов деревьев. Анималистическая скульптура. Понятие «портрет»- как жанр искусства. Пасхальные украшения. Практика: лепка с натуры, «Фрукты – медальоны». Натюрморт «Угощения из сдобного теста». Изготовление миниатюрных хлебобулочных изделий в рельефе. Новогодние украшения. Лепка и украшение колокольчиков. Налепы. Изготовление оленя из отдельных деталей в полурельефе. Рассматривание зоологических игрушек. Лепка погрудного изображения человека, лепка рамки. Лепка из нескольких частей в объеме, соблюдение пропорций, точное соединение частей. Тема 2.2. Лепка по воображению Теория: просмотр мультфильма по мотивам сказки «Аленький цветочек. Рассматривание изображений деревянных строений. Рассматривание картинок экзотических цветущих растений. Рассматривание картинок экзотических животных. Рассматривание иллюстраций Практика: лепка веточек с листьями и цветами способом расплющивания формы на горизонтальной поверхности, умение лепить из нескольких частей, используя технику налепы мелких детали. Лепка по 11 воображению несуществующего животного. Лепка цветов способом расплющивания формы между ладонями, так что бы получился блинчик, умение лепить из нескольких частей. Раздел 3. Работа с пластилином Тема 3.1. Знакомство с пластилином и его свойствами Теория: краткая история космонавтики. Знакомство с космическим небом, планетами, космонавтами, космической техникой, пришельцами в познавательно игровой форме. Объемная скульптура. Фигура человека. Пропорции. Скульптурная композиция. Способы изготовления роз, ромашек, фиалок на зубочистках или других вспомогательных основах в объеме. Практика: создание фона на плоскости. Лепка планет Лепка космонавта в объеме. Лепка из нескольких частей. Лепка космического корабля. Соединение фигуры астронавта и корабля в единую композицию. Тема 3.2. Лепка по мотивам Теория: Чтение сказки А.С Пушкина «Золотая рыбка». Выбор интересных эпизодов и героев. Рассматривание изображений героев сказки. Сюжеты мультфильмов. Выбор интересных эпизодов и героев по выбору учащихся (супергерои, фигурки птиц, зверей, фантастических животных). Знакомство с искусством изготовления монет и медалей. Декоративноприкладного искусства. Рассматривание изображений трав и насекомых. Практика: Лепка цветов в объёме. Изготовление бутоньерок. Лепка по мотивам сказки А.С. Пушкина: рисование пластилином фона на плоскости, изготовление деталей картины в полу объёме. Лепка водорослей, лепить из нескольких частей, оттягивать тесто, вытягивать, вдавливать, скручивать. Лепка в полу объеме рыбок и фигуры рыбака. Лепка по мотивам любимых мультфильмов в объёме. Плоскостное изображение монет и медалей. Плоскостное изображение часов. Умение соблюдать пропорций, точное соединение частей, декоративная проработка мелких деталей, умение сочетать цвета. «Майская лужайка». Фон. Бабочки. Раздел 4 Промежуточная (итоговая) аттестация. Выставка. 1.4. Планируемые результаты Предметные результаты: • характеристики материалов для лепки, правила безопасной работы с тестом, пластилином, глиной и прикладными материалами такими как: стеки, зубочистки, кисти; • основные приемы в лепке из соленого теста, пластилина и глины; 12 • знать исходные формы: иметь представление об объемных и плоских геометрических фигурах; • основные приемы соединения деталей при помощи приемов и приспособлений; • знать последовательность выполнения творческой работы, приемы лепки объемных форм; • основные приемы построения композиции; • основы истории лепки из разных материалов. Метапредметные результаты: • скоординировать движение тела во время работы, и мелкую моторику рук; • различать цвета, пропорции, ритм; • реализовать свой творческий потенциал; • проявлять умение анализировать свою работу, делать выводы и реализовать их на практике. Личностные результаты: • проявляет интерес к изучению декоративно-прикладного искусства, к малым скульптурным жанрам; • умеет ценить и уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество; • проявляет в работе аккуратность, трудолюбие; • умеет работать в коллективе; • проявляет терпение, настойчивость к труду для достижения желаемого результата. 2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Календарный учебный график Начало Окончания Период обучения по обучения по обучения программе программе 1 период 10 сентября 30 декабря 2 период 09 января 28 мая Всего учебных Количество недель учебных часов 16 недель 20 неделя 36 Режим занятий 1 раз в неделю по 1 часу 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Учебный кабинет, инструменты и приспособления для лепки. 13 Наглядный и раздаточный материал: иллюстрации по темам, наглядные пособия: геометрические фигурки, муляжи фруктов и овощей, грибов и ягод, образцы работ из глины, соленого теста, пластилина. Кадровое обеспечение: Кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительная общеразвивающая программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 2.3. Формы аттестации/контроля Формы контроля: • тематический контроль: в конце каждого тематического раздела планируется итоговое занятие в форме устного опроса и выполнения творческого задания, на котором учащиеся показывают полученные знания, умения по заданной теме; • итоговый контроль: представление творческой работы, участие в выставках разного уровня. Динамика развития качественных личностных изменений определяется методами опроса, педагогического наблюдения, беседами с родителями, самооценкой. Формы промежуточной (итоговой) аттестации: выставка творческих работ. 2.4. Оценочные материалы 1. Карта оценки развития творческих способностей учащихся. (Приложение №2) 2.5. Методическое обеспечение Особенности организации образовательного процесса: в образовательном процессе используются личностно – ориентированная и игровая технологии. Форма занятий: практическое занятие, комбинированное занятие, беседа, выставка. Типы занятий: • комбинированное изучение, усвоение нового материала закрепление изученного (объяснение, демонстрация и практическая часть); • совершенствование знаний, умений и навыков (изготовление и доработка исходных форм, точное соединение частей); • самостоятельное применение знаний, умений и навыков (охватывая все полученные навыки). Форма работы: 14 • коллективная, групповая работа проводится в форме теоретических знаний, практических умений. 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 1. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М., 2002. 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1986. 3. Григорьва Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М, 2005. 4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000. 5. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб., 2002. 6. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: Владос, 2006. 7. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М.: КарапузДидактика, 2006. 8. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей». – М., 2000. 9. «Актуальные проблемы эстетического воспитания и развития детей», под. Ред. Т.С.Комаровой. – М., 2002. 10. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М, 2005. 11. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. «Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей» (методика). – М., 2004. 12. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа. Карапуз-дидактика. – М., 2009. 13. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. – М., 2000. 14. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем». – М., 2004. 15. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Карапуз-дидактика. – М., 2007. 16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика. – М., 2009. 17. Николаева Е.И. Психология детского творчества. – СПб: Речь, 2006. 18. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу/под ред. Комарова Т.С., Соломенниковой О.А., – Ярославль, 2006. 15 19. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. – М., 2005. Литература для учащихся и родителей: 1. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто». – М.: Эксмо, 2004. 2. Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование». – М.: Профиздат, 2002. 3. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». – М., 2002. Интернет ресурсы: 1. Дидактический интернет-сайт «Страна мастеров». – Режим доступа: https://stranamasterov.ru/ 2. Информационный сайт «КроКотак». – Режим доступа: http://krokotak.com/ 16 Общее число баллов Цвет. Цветовое решение. Самостоятельность замысла оригинальность изображения Передача движения выразительность Композиция Различные способы в лепке Строение предмета Пропорции Форма Имя ребенка № п/п Приложение 1 Карта оценки развития творческих способностей учащихся 1 В соответствии с критериями определяются уровни развития творчества учащихся: • высокий уровень; • средний уровень; • низкий уровень. Критерии оценки развития творческих способностей учащихся Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности учащихся. 1. Развитие творческого воображения, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации. 2. Увлеченность деятельностью – качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели. 3. Искренность, правдивость, непосредственность переживания. 4. Специальные художественные способности, позволяющие успешно решать творческие задания. 5. Изменение мотивов деятельности, доставляющий учащимся удовольствие своими результатами; этот показатель, по существу, характеризует направленность воображения, подчинение его творческой задаче (непременное условие работы продуктивного воображения). 6. Возникновение потребности в творчестве. Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий 17 1. Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применение известного в новых ситуациях, создания новой комбинации из усвоенных, старых элементов. Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизм воображения и реализации замысла (характер действий комбинирования). 2. Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания. Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования), ее целенаправленности и в то же время вариативности. 3. Нахождение новых приемов решения, самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий. 4. Быстрота реакций, находчивость в действиях. Большинство из названных показателей проявляются в процессе деятельности, что требует со стороны педагога целенаправленного наблюдения за обучающимися, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость. Показатели творчества, характеризующие качество продукции художественной деятельности 1. Нахождение соответствующих изобразительно – выразительных средств для воплощения образа. 2. Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения. 3. Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям. Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детской поделки, как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств. После третьего блока занятий в группе проводится анализ по отобранным критериям. Анализ результата деятельности: анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым учащимся образа. В последующих критериях выделяются показатели, позволяющие определить уровень овладения учащимися лепкой по разным направлениям. 1. Передача формы: 18 • форма передана точно: • есть незначительные искажения; • искажения значительные, форма не удалась. 2. Строение предмета: • части расположены верно; • есть незначительные искажения; • пропорции предмета переданы не верно. 3. Передача пропорций предмета в изделии: • пропорции предмета соблюдаются; • есть незначительные искажения; • пропорции предмета переданы не верно. 4. Композиция: В этом критерии более полная и точная характеристика овладения учащимися композицией двух групп показателей: «а» и «б»: а) расположение фигур: • по всей доске; • не продумана, носит случайный характер; б) отношение по величине разных изделий, составляющих сюжет: • соблюдается пропорциональность в изделии разных предметов; • есть незначительные искажения; • пропорциональность разных предметов передана не верно. 5. Передача движения: • движение передано достаточно четко; • движение передано неопределенно, неумело; • изображение статичное. Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделялась на занятии или вытекает из темы занятия. 6. Цвет (лепка из окрашенного теста): В этом критерии выделяются две группы показателей: первая - «а» характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая - «б» - творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом: а) цветовое решение изображения: • передан реальный цвет предметов; • есть отступление от реальной окраски; • цвет предметов передан не верно; Анализ процесса деятельности. 1. Характер лепки. 19 В соответствии с проведенным исследованием по формированию у обучающихся ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей: а) характер лепки: • по частям • из целого куска • комбинированным способам б) технические приемы 2. Регуляция деятельности. В этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности: а) отношение к оценке взрослого: • адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, не точности; • эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале - радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается); • безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется); б) оценка обучающимся, созданного им изображения: • адекватна; • неадекватна (завышенная, заниженная); • отсутствует; в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) обучающийся относится: • к предложенному заданию; • к процессу деятельности; • к продукту собственной деятельности. 3. Уровень самостоятельности: • выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами; • требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослым обращается редко; • необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослым не обращается. 4. Творчество: • самостоятельность замысла; • оригинальность изображения; • стремление к наиболее полному раскрытию замысла. 20 Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме. По всем другим критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, в каждом из которых по три показателя, оценка дастся по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) - 3 балла, второй - 2 балла, третий — 1 балл. Например, критерий «передача формы»: • форма передана точно - 3 балла; • есть незначительные искажения - 2 балла; • искажения значительные, форма не удалась - 1 балл. Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому учащемуся суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить учащийся — 45 баллов, низшее - 15 баллов, промежуточное число может быть разным: оно зависит от того, какие оценки по каждому показателю получил каждый