ДОП Мягкая игрушка

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мягкая игрушка»

Художественная направленность
Возраст учащихся: 6-13 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Горина Екатерина Михайловна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ .................................................................. 3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................................. 3
1.2. Цель и задачи программы ............................................................................................. 7
1.3. Содержание программы................................................................................................ 7
1.4. Планируемые результаты ............................................................................................. 8
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ..................................... 16
2.1. Календарный учебный график................................................................................... 16
2.2. Условия реализации программы ............................................................................... 16
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .............................. 16
2.4. Воспитательная работа................................................................................................ 17
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................. 20
Приложение 1 ........................................................................................................ 21
Приложение 2 ........................................................................................................ 23

3

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Мягкая игрушка»
художественной направленности разработана в соответствии с новыми
требованиями в образовании, отраженными в следующих документах:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678р;
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г.
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
5.
Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы);
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
7.
СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
8.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
9.
Устав
Муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 21.08.2015 г. № 1497/46/36;
10. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе от 09.01.2024 г. № 3 Муниципального
автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского
(юношеского) творчества «Химмашевец».

3.

4

Актуальность: самые дорогие и близкие ребенку предметы – игрушки.
Первое знакомство ребенка с миром, его познание и понимание проходят через
игрушку. Мягкая игрушка – один из видов декоративно-прикладного
искусства, в котором сочетаются разные элементы рукоделия: шитье,
вышивка, аппликация.
Работа над игрушкой помогает развивать воображение, чувство формы
и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, терпение, знакомит с
традициями народного художественного творчества. Данный вид рукоделия –
важный компонент трудового обучения. Учащиеся приобретают навык шитья,
работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, объемное мышление, учатся
настойчивости в достижении цели.
Занятия по пошиву игрушек знакомят с историей развития игрушки, с
народными промыслами, через игрушку приобщают к культуре народа.
Содержание курса выстроено в определенной последовательности с
нарастанием сложности технологического процесса. Беседы о творчестве
художников, работающих над созданием игрушек, повышают интерес к
изучаемому, творческую активность в создании новых образцов.
Актуальность программы обусловлена тем, что изготовление игрушки –
это не только игра и развлечение, это способ творческого самовыражения,
приобретение жизненных навыков, развитие творческой инициативы,
воображения, воспитание художественного вкуса. Особое внимание уделяется
воспитанию культуры труда у учащихся, а также коллективной организации
их труда.
Программа «Мягкая игрушка» разработана с учетом потребностей и
запросов учащихся и родителей (законных представителей).
Новизна программы заключается в использовании новых технологий
и методик, ее практической значимости: она открывает большие возможности
профориентационной и трудовой деятельности. При освоении данной
программы активно используется метод творческого проекта – научить всему,
вызвать интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно.
Увлечение поначалу лишь непосредственным изготовлением предлагаемых
образцов игрушек постепенно перерастает в стремление самим придумывать
и решать образ, а затем воплощать его в материал.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она
развивает личностные качества и психические процессы у учащихся, и
основывается на преподавании теоретического материала параллельно с
формированием практических навыков. Так, например, в ходе
систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Такой труд

5

способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и
руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в
выполнении действий.
Занятия организуются таким образом, чтобы учащиеся принимали
активное участие в анализе, планировании предстоящей работы, организации
рабочего места, проводили необходимые расчеты, пользовались готовыми
выкройками, знакомились с различными видами швов, экономно расходовали
материал, рационально использовали инструменты, самостоятельно
контролировали свои действия.
В процессе работы над мягкой игрушкой, учащиеся не только
приобщаются к творчеству, но и постигают мир более чувственно,
разнообразно. Вкладывая частичку своей души в созданную ими игрушку,
учатся любить и отдавать. Учащиеся, общаясь между собой, обмениваются
мнениями, помогают друг другу в работе, учатся взаимному уважению и
приобщаются к культуре отношений в обществе.
Отличительные особенности программы «Мягкая игрушка» от
программы Е.В. Архиповой «Мягкая игрушка» заключаются в том, что она
нацелена на возрождение традиций изготовления куклы своими руками,
решение вопросов, связанных с развитием творческой фантазии,
самостоятельности,
развитие
эстетического
вкуса,
формирование
положительных качеств личности. При изготовлении куклы используются
современные материалы, которые не используются при изготовлении
покупных игрушек. А также программа нацелена на более глубокое изучение
европейских традиций по пошиву мягкой игрушки – это кукла-Тильда.
Содержание и формы дополнительного образования детей должны
обеспечивать сочетание воспитания и обучения.
Вследствие воспитательной деятельности учащимся предоставлена
профессиональная проба, которая дает возможность изучить избранную сферу
и примерить на себя ту или иную профессию.
Адресат программы: программа ориентирована на учащихся 6-12 лет.
Возрастные особенности: категория учащихся соответствует
младшему школьному и подростковому возрасту. У учащихся данного
возрастного периода хорошо развита механическая память, произвольное
внимание, наглядно-образное мышление, развиваются познавательные и
коммуникативные умения и навыки, прослеживается потребность в
творческой активности.
В процессе изготовления изделий, учащиеся получают большие
возможности для творчества. В этом возрасте дети стремятся к конечному

6

результату, т.е. изготовлению изделия, а также его оформлению. Им
свойственно желание внести что-то новое, украсить игрушку по-своему,
ощутить результат собственного творческого поиска. Обращение к изучению
декоративно-прикладного искусства развивает эстетический вкус, вызывает
интерес и любовь к искусству своего народа, а также желание вернуться к
этому виду ручного труда.
Таким образом, в процессе изготовления игрушки учащийся
приобретает практические навыки кройки и шитья, навыки работы с разными
материалами и инструментами, умение подбирать гармоничные цвета и
оттенки ткани. У учащихся развивается усидчивость, внимание, аккуратность,
бережное отношение к вещам.
Количество в группе до 15 человек. Набор учащихся свободный, группы
– разновозрастные. На первый год обучения возможен прием учащихся разных
возрастов в зависимости от их желаний и способностей. Комплектование
творческого объединения проводится без предварительного отбора. В
процессе обучения предусмотрено проведение добора в группы всех годов
обучения. Для вновь поступивших учащихся подбираются задания,
позволяющие быстрее приобрести необходимые навыки. Образовательный
процесс организуется в традиционной форме.
При запросе родителей (законных представителей) возможна
реализация индивидуального образовательного маршрута учащегося по
индивидуальному плану.
Объем программы: 350 часа.
Срок освоения программы: 2 года обучения.
− 1 год обучения – 36 недель, 144 часов;
− 2 год обучения – 36 недель 216 часов.
Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная.
Режим занятий: 1 год: 2 раза в неделю по 2 учебных часа, 2 год: 2 раза
в неделю по 3 учебных часа.
Уровень освоения программы: программа разноуровневая,
предполагает стартовый, базовый уровень освоения.
Стартовый (1 год обучения) – используются и реализуются
общедоступные и универсальные формы организации материала,
минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Базовый (2 год обучения) – используются и реализуются такие формы
организации материала, которые допускают освоение специализированных
знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной
картины в рамках содержательно тематического направления программы.

7

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: беседа, практические занятия, комбинированные
занятия, итоговые, игры, игры-праздники, выставки-конкурсы, выставки.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: наблюдение, тестирование, опрос, экспрессвыставка, выставка.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие творческого потенциала, получение
базовых навыков по декоративно-прикладному искусству посредством
изготовления мягкой игрушки.
Задачи программы.
Обучающие:
1. Знать основные навыки работы с тканью, мехом и другими
материалами.
2. Освоить основные швы, необходимые для пошива мягких игрушек.
3. Изучить основные технологии изготовления мягких игрушек.
4. Обучить рациональному использованию материалов.
Развивающие:
1. Развить фантазию, воображение, творческое, техническое и
художественное мышление, конструкторские способности.
2. Развить интерес к прикладному творчеству.
3. Сформировать потребность к творческой активности, потребность
трудиться в одиночку и в паре, группе, умение распределять трудовые знания
между собой.
Воспитательные:
1. Сформировать практические трудовые навыки в процессе обучения
и воспитания, привычки точного выполнения правил трудовой культуры.
2. Воспитать уважительное отношение к людям труда и результату их
трудовой деятельности.
3. Воспитать трудолюбие, вырабатывать терпение, усидчивость,
сосредоточенность.
4. Воспитать эстетический вкус.
1.3. Содержание программы
Учебный тематический план
№

Название разделов

Количество часов
1 год
2 год
стартовый базовый

Форма контроля/
аттестации

8

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Открытки в ретро стиле
Пошив примитивных
игрушек из ткани и фетра
Новогодние украшения
Тильды-пасха
Тильда-игрушки
Пошив примитивных кукол
Тильда-куклы
Объемная игрушка
Сувениры и подарки
Промежуточная (итоговая)
аттестация
Итого:

4

–

36

–

16
8
38
40
–
–
–

–
–
–
–
96
87
30

Наблюдение
Наблюдение, экспрессвыставка
Наблюдение, выставка
Наблюдение, выставка
Наблюдение, опрос
Наблюдение, опрос
Наблюдение, выставка
Наблюдение, выставка
Наблюдение, выставка

2

3

Тест, выставка

144

216

1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
− знание основных навыков работы с тканью, мехом и другими
материалами;
− освоены основные швы, необходимые для пошива мягких игрушек;
− изучены основные технологии изготовления мягких игрушек;
− обучены рациональному использованию материалов.
Метапредметные результаты:
− развита фантазия, воображение, творческое, техническое и
художественное мышление, конструкторские способности;
− развит интерес к прикладному творчеству;
− сформирована потребность к творческой активности, потребность
трудиться в одиночку и в паре, группе, умение распределять трудовые знания
между собой.
Личностные результаты:
− сформированы практические трудовые навыки в процессе обучения
и воспитания, привычки точного выполнения правил трудовой культуры.
− воспитано уважительное отношение к людям труда и результату их
трудовой деятельности.
− воспитано трудолюбие, выработано терпение, усидчивость,
сосредоточенность.
− воспитан эстетический вкус.
Комплекс основных характеристик программы по годам обучения
Стартовый уровень (1 год обучения)
Цель – развитие творческие способности учащихся через основы шитья

9

и освоение видов декоративно-прикладного творчества: шитье мягкой
игрушки, валяние из шерсти, работа с мехом и тканью.
Задачи.
Обучающие:
1. Научить основам ручного шитья, машинного шитья, валяния с
соблюдением технологии изготовления.
2. Научить работать с красками, карандашами, клеем, бумагой, пряжей.
3. Научить практическим навыкам и умениям при работе с ручным
инструментом.
4. Познакомить с традиционным народным творчеством, историей
игрушки, с историей творчества куклы-Тильда.
Развивающие:
1. Развить художественные способности, образное мышление,
фантазию.
2. Развить координацию движения тела и мелкую моторику рук.
3. Развить
аналитические
способности,
побуждающие
к
самостоятельной проверке результатов готовой работы.
Воспитательные:
1. Воспитать умение работать в коллективе.
2. Воспитать бережное и экономное отношение к основным материалам.
3. Воспитать трудолюбие, аккуратность, ответственность.
Учебный тематический план
1 года обучения
№
1.
1.1
1.2
2.
2.1
2.2
2.3
3.
4.
4.1

Наименование раздела, темы
Открытки в ретро стиле
Введение. Рабочее место и
инструменты
Открытки в ретро стиле
Пошив игрушек из фетра и
ткани
Общие сведения о тканях.
Изучение ручных стежков
Пошив игрушек из фетра
Шитье игрушек с
наполнением из ткани
Новогодние украшения
Тильда-игрушки
Игрушки: «Улитка», «Ежик»,
«Тыква»

Количество часов
Всего Теория Практика
4
1
3

Формы аттестации
/контроля

1

1

–

Наблюдение

3

–

3

Наблюдение

36

10

26

8

2

6

Наблюдение, опрос

14

4

10

14

4

10

16

2

14

Наблюдение
Наблюдение,
экспресс-выставка
Наблюдение,
экспресс-выставка

38

6

32

12

2

10

Наблюдение, опрос

10

4.2
4.3
5.
5.1

5.2
5.3
5.4
5.5
6.
6.1
6.2
7.

Игрушки: «Овечка»,
«Мухомор»
Игрушки: «Собачка»,
«Мишка»
Тильды-пасха
История традиции.
Классификация пасхальных
игрушек. Изготовление
открытки
Работа на швейной машине.
Основные машинные швы
Аппликация
Пошив игрушек к Пасхе
Выставка « Светлая Пасха»
Пошив примитивных кукол
Кукла-Мальчик
Кукла-Девочка
Промежуточная (итоговая)
аттестация
Итого:

12

2

10

Наблюдение, опрос

14

2

12

Наблюдение, опрос

8

2

6

1

0

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение, опрос

2
2
1
40
20
20

1
–
6
2
4

1
2
1
34
18
16

Наблюдение, опрос
Наблюдение, опрос
Выставка
Наблюдение, опрос
Наблюдение, опрос
Наблюдение, опрос

2

–

2

Выставка

144

27

117

Содержание учебного тематического плана
1 года обучения
Раздел 1. Открытки в ретро стиле
Тема 1.1. Введение. Рабочее место инструменты
Теория: задачи и цели работы. Знакомство с оборудованием кабинета.
Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования.
Практика: просмотр готовых изделий, рисунков, журналов.
Организация рабочего места, инструменты и приспособления. Приемы работы
с инструментами.
Тема 1.2. Открытки в ретро стиле
Практика: изготовление открытки по выбору.
Раздел 2. Пошив игрушек из фетра и ткани
Тема 2.1. Общие сведения о тканях. Изучение ручных стежков
Теория: изучение ручных стежков «шов назад иголку», «шов вперед
иголку», петельный шов.
Практика: выполнение образца ручных стежков. Изготовление
простых изделий по выбору.
Тема 2.2. Пошив игрушек из фетра
Теория: изучение фетра, работа с ним.
Практика: подбор ткани. Крой. Шитье игрушек по выбору.
Тема 2.3. Пошив игрушек с наполнителем из ткани
Теория: классификация тканей, работа с ними.

11

Практика: подбор тканей. Крой. Шитье игрушек по выбору.
Раздел 3. Пошив новогодних украшений
Теория: введение. Классификация. Технология изготовления.
Практика: подбор тканей. Крой. Изготовление игрушки по выбору.
Раздел 4. Тильда-игрушки
Тема 5.1. Игрушки: «Улитка», «Ежик», «Тыква»
Теория: беседа «История появления игрушки». Особенности
изготовления игрушек тильда.
Практика: пошив игрушек «Улитка», «Ежик», тыква.
Тема 5.2. Игрушки: «Овечка», «Мухомор»
Теория: технология изготовления игрушек-тильда.
Практика: пошив игрушек «Овечка», «Мухомор».
Тема 5.3. Игрушки: «Собачка», «Мишка»
Теория: технология изготовления игрушек-тильда.
Практика: пошив игрушек «Собачка», «Мишка». Выставка.
Раздел 5. Тильды-пасха
Тема 4.1. История традиции. Классификация пасхальных игрушек.
Изготовление открытки
Теория: праздник «Пасха», история и традиции. Беседа «История
создания пасхальных игрушек».
Практика: изготовление пасхальной открытки.
Тема 4.2. Работа на швейной машине. Основные машинные швы
Теория: правила работы на швейной машине. Основные машинные
швы.
Практика: выполнение основных машинных швов.
Тема 4.3. Аппликация
Теория: виды аппликации. Технология изготовления аппликации.
Практика: изготовление различных видов аппликации.
Тема 4.4. Пошив игрушек к пасхе
Теория: классификация материалов, фурнитуры.
Практика: подбор материалов. Крой. Пошив игрушек по данной
тематике.
Тема 4.5. Выставка «Светлая Пасха»
Практика: оформление выставки «Светлая Пасха».
Раздел 6. Пошив примитивных кукол
Тема 6.1. Кукла-Мальчик
Теория: технология изготовления куклы - Мальчик.
Практика: пошив куклы – Мальчик.

12

Тема 6.2. Кукла-Девочка
Теория: технология изготовления куклы - Девочка.
Практика: пошив куклы – Девочка. Выставка.
Раздел 7. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: оформление выставки. Подведение итогов.
Планируемые результаты
Стартового уровня (1 года обучения)
Предметные результаты:
− научен основам ручного шитья, машинного шитья, валяния с
соблюдением технологии изготовления;
− научен работать с красками, карандашами, клеем, бумагой, пряжей;
− научен практическим навыкам и умениям при работе с ручным
инструментом;
− знаком с традиционным народным творчеством, историей игрушки,
с историей творчества куклы-Тильда.
Метапредметные результаты:
− развиты художественные способности, образное мышление, фантазия;
− развита координация движения тела и мелкая моторика рук;
− развиты
аналитические
способности,
побуждающие
к
самостоятельной проверке результатов готовой работы.
Личностные результаты:
− воспитано умение работать в коллективе;
− воспитано бережное и экономное отношение к основным материалам;
− воспитано трудолюбие, аккуратность, ответственность.
Базовый уровень (2 год обучения)
Цель – развитие творческих способностей учащихся через
совершенствование навыков шитья и освоения видов декоративноприкладного творчества.
Задачи.
Обучающиеся:
1. Познакомить со сложными Тильда-игрушками, с разновидностями
текстильных кукол.
2. Научить
шить
кукол
с
соблюдением
технологической
последовательности.
3. Научить пользоваться технологическими картами.
4. Научить практическим навыкам и умениям при работе с особыми

13

тканями: трикотаж, искусственная кожа, мех, капрон, фатин.
5. Познакомить с различными видами использования фурнитуры в
своих изделиях.
Развивающие:
1. Развить образное мышление, фантазию.
2. Развить новое отношение к окружающему миру и умению
отображать его в своих творческих работах.
3. Научить решать художественно — творческие задачи при пошиве
одежды, игрушек.
4. Развить способность анализировать результат своей работы.
Воспитательные:
1. Воспитать умение работать в коллективе.
2. Воспитать бережное и экономное отношение к основным
материалам и инструментам.
3. Воспитать культуру поведения, труда и свободного досуга.
Учебный тематический план
2 года обучения
№

Разделы, темы

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

Тильда-куклы
Основы ремесла
Тильда-кукла «Балерина»
Кукла Дед Мороз
Кукла Снегурочка
Кукла с пуговичным
креплением рук и ног
Объемная игрушка
Объемная игрушка из ткани
Объемная игрушка из меха
Сувениры и подарки
Праздничный воротничок
из фетра и кружева
Косметичка с фермуаром
Игольница-манекен на
подставке
Промежуточная
(итоговая) аттестация
Итого:

1.5.
2.
2.1.
2.2.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
4.

Количество часов
Всего Теория Практика
96
24
72
9
3
6
18
6
12
18
3
15
18
3
15

Формы аттестации
/контроля
Наблюдение
Наблюдение, выставка
Наблюдение, выставка
Наблюдение, выставка

33

9

24

Наблюдение, выставка

87
66
21
30

15
9
6
7

72
57
15
23

Наблюдение, выставка
Наблюдение, выставка

12

3

9

Наблюдение, выставка

12

3

9

Наблюдение, выставка

6

1

5

Наблюдение, выставка

3

1

2

Тест, выставка

216

47

169

Содержание учебного тематического плана
2 год обучения
Раздел 1. Тильда-куклы

14

Тема 1.1. Основы ремесла
Теория: разновидности тканей. Их сочетание по цвету и фактуре.
Особенности кроя. Беседа: «История куклы-Тильда». Технология
изготовления и художественное оформление игрушки.
Практика: определение по внешнему виду и на ощупь вида ткани,
рассказ о её характерных особенностях и свойствах.
Тема 1.2. Тильда-кукла «Балерина»
Теория: особенности и технология изготовления куклы.
Практика: пошив куклы «Балерина». Подготовка и оформление
итоговой выставки.
Тема 1.3. Кукла Дед Мороз
Теория: особенности и технология изготовления куклы.
Практика: пошив куклы «Дед Мороз». Подготовка и оформление
итоговой выставки.
Тема 1.4. Кукла Снегурочка
Теория: особенности и технология изготовления куклы.
Практика: пошив куклы «Снегурочка». Подготовка и оформление
итоговой выставки.
Тема 1.5. Кукла с пуговичным креплением рук и ног
Теория: особенности и технология изготовления куклы.
Практика: пошив куклы. Подготовка и оформление итоговой выставки.
Раздел 2. Объемная игрушка
Тема 2.1. Объемная игрушка из ткани
Теория: разновидности тканей. Сочетание тканей по цвету и фактуре.
Особенности кроя. Беседа «История появления игрушки». Технология
изготовления и художественное оформление игрушки.
Практика: изготовление игрушек по выбору, декор. Подготовка и
оформление итоговой выставки.
Тема 2.2. Объемная игрушка из меха
Теория: разновидности меха. Особенности края и пошива. Беседа
«Изображение животных в искусстве». Моделирование лекал. Особенности
оформления мордочки.
Практика: изготовление лекал. Увеличение выкройки. Моделирование
выкройки. Изготовление игрушек по выбору, декор. Подготовка и оформление
итоговой выставки.
Раздел 3. Сувениры и подарки
Тема 3.1. Праздничный воротничок из фетра и кружева
Теория: разновидности тканей. Сочетание тканей по цвету и фактуре.

15

Особенности кроя. Технология изготовления и художественное оформление
изделия.
Практика: изготовление изделия, декор. Подготовка и оформление
итоговой выставки.
Тема 3.2. Косметичка с фермуаром
Теория: разновидности изделий с фермуарами. Особенности края и
пошива. Моделирование лекал. Художественное оформление изделия.
Практика: изготовление лекал. Увеличение выкройки. Моделирование
выкройки. Изготовление изделия по выбору, декор. Подготовка и оформление
итоговой выставки.
Тема 3.3. Игольница-манекен на подставке
Теория: разновидности материалов. Особенности края и пошива.
Художественное оформление изделия.
Практика: изготовление лекал. Изготовление изделия по выбору,
декор. Подготовка и оформление итоговой выставки.
Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация
Теория: тестирование.
Практика: выставка итоговых работ по выбору.
Планируемые результаты
Базового уровня (2 года обучения)
Предметные результаты:
− знаком со сложными Тильда-игрушками, с разновидностями
текстильных кукол;
− научен
шить
кукол
с
соблюдением
технологической
последовательности;
− научен пользоваться технологическими картами.
− научен практическим навыкам и умениям при работе с особыми
тканями: трикотаж, искусственная кожа, мех, капрон, фатин;
− знаком с различными видами использования фурнитуры в своих
изделиях.
Метапредметные результаты:
− развито образное мышление, фантазия;
− развито новое отношение к окружающему миру и умение отображать
его в своих творческих работах;
− научен решать художественно-творческие задачи при пошиве
одежды, игрушек;
− развита способность анализировать результат своей работы.

16

Личностные результаты:
− воспитано умение работать в коллективе;
− воспитано бережное и экономное отношение к основным
материалам и инструментам;
− воспитана культуру поведения, труда и свободного досуга.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Календарный учебный график
Период
обучения

Дата
Дата начала
окончания
обучения по
обучения по
программе
программе

1 полугодие 10 сентября
2 полугодие 09 января

30 декабря
28 мая

Всего
учебных
недель
16
20

Количество
учебных часов

Режим занятий

144 на 1 году
2 раза в неделю по
обучения, 216 на
2 и 3 часа
2 году обучения

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение: для создания условий
реализации программы занятия проводятся в специально оборудованном
кабинете: соответствующее СанПиНам освещение, горячая и холодная вода,
выставочные стенды, шкафы – витрины.
Для организации работы на занятиях в кабинете должны быть: набор
материалов и инструментов для шитья и занятий декоративно-прикладным
творчеством: мягкая игрушка.
Информационно-методическое обеспечение:
− дидактические
материалы:
методические
разработки,
методическая литература;
− наглядные материалы: образцы изделий, шаблоны, таблицы и
схемы, инструктажи по выполнению игрушек, инструктажи по технике
безопасности.
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации
дополнительная общеразвивающая программа осуществляется педагогами
дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства
труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды и формы контроля:
− текущий контроль осуществляется в ходе выполнения практического
задания по каждому разделу методом наблюдения, теоретические знания

17

проверяются в ходе беседы или фронтального опроса;
− тематический контроль проводится по окончании каждой темы
проходит просмотр готовых изделий, демонстрирующий лучшие образцы
швов, лучшие рисунки, лучшие изделия. При обсуждении их отмечаются
недостатки, типичные ошибки и недочеты.
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме выставки
в соответствии с разработанными критериями оценки результатов реализации
программы.
Критерии оценки результатов реализации программы:
− усвоение знаний, умений, навыков по базовым разделам программы;
− личностный рост, развитие общительности, работоспособности;
− формирование художественных способностей, эстетического вкуса;
− при оценке знаний, умений и навыков учитывается участие в
выставках, конкурсах прикладного творчества.
Художественная выразительность и практические умения оцениваются
по следующим критериям: художественная выразительность: форма, цвет,
композиция; сложность, изобретательность, авторская идея; качество,
выявление ошибок и пути их исправлений; самоанализ, самооценка.
Критерии оценки результатов практической деятельности по программе
«Мягкая игрушка» можно считать следующее: создание каждым учащимся
своего оригинального проекта, его способность трудиться, упорно добиваться
достижения нужного результата.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
высокий; средний; низкий.
1 уровень – высокий, полное освоение содержания образования (80100%).
2 уровень – средний, частичное освоение содержания программы (5080%), но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки.
3 уровень – низкий, не полностью освоил содержание программы (3050%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении
практических заданий.
Оценочные материалы:
1. Карта наблюдения развития творческих способностей учащихся
(Приложение № 1).
2. Карта мониторинга развития творческих способностей учащихся
(Приложение № 2).
Воспитательная работа
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и

18

социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
−
усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей;
−
информирование детей, организация общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
−
формирование и развитие личностного отношения детей к
занятиям по рукоделию, к собственным нравственным позициям и этике
поведения в учебном коллективе;
−
приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных
и социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных
знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения,
создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической
безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения,
социализации, признания, самореализации, творчества при освоении
предметного и метапредметного содержания программы.
Формы и методы воспитания.
Решение задач информирования детей, создания и поддержки
воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
Формы: основная - учебное занятие; дополнительные - выставка,
мастерские, мастер-классы.
Методы: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод
положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,
педагогического требования (с учетом преимущественного права на
воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных
и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования,
поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в
деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля

19

и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы,
в коллективе.
Анализ результатов.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности объединения в ДДТ «Химмашевец».
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе.
Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путем опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и
после ее завершения (итоговые исследования результатов реализации
программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребенка, обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем.
Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью —
используются только в виде агрегированных усредненных и анонимных
данных.
Профориентационная работа в объединении.
В содержании программы имеются профориентационные темы занятий,
которые направлены на развитие таких качеств личности как способность
творчески мыслить и находить нестандартные решения.

20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Андреева И.А. Шитье и рукоделие. – М.: «Научное издательство
«Большая Российская энциклопедия», 2000. – 288 с.
2. Белова Н.Р., Неботова З.Л. Мягкая игрушка. – М.: «РИПОЛ
КЛАССИК», 2000. – 336 с.
3. Городкова Т.В., Нагибина М.И. Мягкие игрушки – мультяшки и
зверюшки. – Ярославль: «Академия развития», 2013.
4. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. – М.:
Просвещение, 2010.
5. Зайцева И.Г. Мягкая игрушка. – М.: Издательский дом, 2011.
6. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Девичьи хлопоты. – М.: «ЭксмоПресс, 2006. – 80 с.
7. Максимова М.В, Кузьмина М.А. Лоскутики. – М.: Эксмо-Пресс,
2000. – 112 с.
8. Максимова М.В., Кузьмина Н. Мозаика лоскутных узоров. – М.:
Экмо-Пресс, 2013. – 64 с.
9. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М.:
Просвещение, 2010.
10. Павлова Н. Мягкая игрушка. 100 новых моделей. – Ростов-н/Д.:
Владис, 2004. – 192 с.
11. Петухова В.И. Мягкая игрушка. – М.: Просвещение, 2011.
12. Программа педагога дополнительного образования: От разработки
до реализации. /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 176 с.
Литература для учащихся, родителей (законных представителей):
1. Агапова И., Давыдова М. Мягкая игрушка своими руками. – М.:
Айрис Пресс, 2012.
2. Деревянко Н.С. Мягкая игрушка: Волшебный сад. – М.: РИПОЛ
КЛАССИК, 2001.
3. Калинин М. Рукоделие для детей. – Минск: «Полымя», 2011.
4. Кононович Т.И. Мягкая игрушка: Веселый зоопарк. – М.: РИПОЛ
КЛАССИК, 2001.
5. Кочетова С.В. Мягкая игрушка: Игрушки из носочков. – М: РИПОЛ
КЛАССИ», 2001.
6. Праздники. Поделки своими руками. – Режим доступа:
https://svoimirukamy.com/category/prazdniki
7. Путянина Е.Б. Шьем мягкие игрушки. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011.
8. Фролова Т.О. Мягкая игрушка. – М.: «Издательство ACT», 2004.

21

Приложение 1

№
п/
п
1.
2.
3.

4.

5.

Карта наблюдения развития творческих способностей учащихся
Показатели
Критерии оценки
Склонность к творчеству
Готовность к саморазвитию
Творческая активность:
1. чувство новизны
2. направленность на творчество
3. самооценка творчества
Развитость творческих (интеллектуальных)
качеств:
1. самостоятельность
2. наблюдательность
3. заинтересованность в деле
4. творческое мышление(креативность)
5. потребность в качественной работе
Сформированность творческих
(эмоционально-волевых) качеств:
1. обязательность
2. решительность
3. оптимистичность
4. уравновешенность (уверенность тревожность)

Высокий
уровень
3 балла

Средний
уровень
2 балла

Низкий
уровень
1 балл

22

Карта наблюдения развития творческих способностей учащихся

3
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

2

1

3

2

Баллы

1

3

2

Сформированност
ь творческих
качеств

Баллы

Развитость
творческих
качеств

Баллы

Творческая
активность

Ф.И. учащегося

Готовность к
саморазвитию

№

Склонность к
творчеству

Критерии оценки

Баллы

1

3

2

Итоги

Баллы

1

3

2

1

23

Приложение 2

№
п/
п
1.
2.
3.

Мониторинг развития творческих способностей учащихся
Показатели
Показатели оценки
Высокий уровень 13-15 баллов
Средний уровень 7-12 баллов
Низкий уровень 0-6 баллов

Высокий
уровень

Средний
уровень

Низкий
уровень


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».