ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мягкая игрушка» Художественная направленность Возраст учащихся: 6-13 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Горина Екатерина Михайловна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ .................................................................. 3 1.1. Пояснительная записка ................................................................................................. 3 1.2. Цель и задачи программы ............................................................................................. 7 1.3. Содержание программы................................................................................................ 7 1.4. Планируемые результаты ............................................................................................. 8 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ..................................... 16 2.1. Календарный учебный график................................................................................... 16 2.2. Условия реализации программы ............................................................................... 16 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .............................. 16 2.4. Воспитательная работа................................................................................................ 17 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................. 20 Приложение 1 ........................................................................................................ 21 Приложение 2 ........................................................................................................ 23 3 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Мягкая игрушка» художественной направленности разработана в соответствии с новыми требованиями в образовании, отраженными в следующих документах: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678р; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 9. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от 21.08.2015 г. № 1497/46/36; 10. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе от 09.01.2024 г. № 3 Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец». 3. 4 Актуальность: самые дорогие и близкие ребенку предметы – игрушки. Первое знакомство ребенка с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Мягкая игрушка – один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются разные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа над игрушкой помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, терпение, знакомит с традициями народного художественного творчества. Данный вид рукоделия – важный компонент трудового обучения. Учащиеся приобретают навык шитья, работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, объемное мышление, учатся настойчивости в достижении цели. Занятия по пошиву игрушек знакомят с историей развития игрушки, с народными промыслами, через игрушку приобщают к культуре народа. Содержание курса выстроено в определенной последовательности с нарастанием сложности технологического процесса. Беседы о творчестве художников, работающих над созданием игрушек, повышают интерес к изучаемому, творческую активность в создании новых образцов. Актуальность программы обусловлена тем, что изготовление игрушки – это не только игра и развлечение, это способ творческого самовыражения, приобретение жизненных навыков, развитие творческой инициативы, воображения, воспитание художественного вкуса. Особое внимание уделяется воспитанию культуры труда у учащихся, а также коллективной организации их труда. Программа «Мягкая игрушка» разработана с учетом потребностей и запросов учащихся и родителей (законных представителей). Новизна программы заключается в использовании новых технологий и методик, ее практической значимости: она открывает большие возможности профориентационной и трудовой деятельности. При освоении данной программы активно используется метод творческого проекта – научить всему, вызвать интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно. Увлечение поначалу лишь непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление самим придумывать и решать образ, а затем воплощать его в материал. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она развивает личностные качества и психические процессы у учащихся, и основывается на преподавании теоретического материала параллельно с формированием практических навыков. Так, например, в ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Такой труд 5 способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Занятия организуются таким образом, чтобы учащиеся принимали активное участие в анализе, планировании предстоящей работы, организации рабочего места, проводили необходимые расчеты, пользовались готовыми выкройками, знакомились с различными видами швов, экономно расходовали материал, рационально использовали инструменты, самостоятельно контролировали свои действия. В процессе работы над мягкой игрушкой, учащиеся не только приобщаются к творчеству, но и постигают мир более чувственно, разнообразно. Вкладывая частичку своей души в созданную ими игрушку, учатся любить и отдавать. Учащиеся, общаясь между собой, обмениваются мнениями, помогают друг другу в работе, учатся взаимному уважению и приобщаются к культуре отношений в обществе. Отличительные особенности программы «Мягкая игрушка» от программы Е.В. Архиповой «Мягкая игрушка» заключаются в том, что она нацелена на возрождение традиций изготовления куклы своими руками, решение вопросов, связанных с развитием творческой фантазии, самостоятельности, развитие эстетического вкуса, формирование положительных качеств личности. При изготовлении куклы используются современные материалы, которые не используются при изготовлении покупных игрушек. А также программа нацелена на более глубокое изучение европейских традиций по пошиву мягкой игрушки – это кукла-Тильда. Содержание и формы дополнительного образования детей должны обеспечивать сочетание воспитания и обучения. Вследствие воспитательной деятельности учащимся предоставлена профессиональная проба, которая дает возможность изучить избранную сферу и примерить на себя ту или иную профессию. Адресат программы: программа ориентирована на учащихся 6-12 лет. Возрастные особенности: категория учащихся соответствует младшему школьному и подростковому возрасту. У учащихся данного возрастного периода хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки, прослеживается потребность в творческой активности. В процессе изготовления изделий, учащиеся получают большие возможности для творчества. В этом возрасте дети стремятся к конечному 6 результату, т.е. изготовлению изделия, а также его оформлению. Им свойственно желание внести что-то новое, украсить игрушку по-своему, ощутить результат собственного творческого поиска. Обращение к изучению декоративно-прикладного искусства развивает эстетический вкус, вызывает интерес и любовь к искусству своего народа, а также желание вернуться к этому виду ручного труда. Таким образом, в процессе изготовления игрушки учащийся приобретает практические навыки кройки и шитья, навыки работы с разными материалами и инструментами, умение подбирать гармоничные цвета и оттенки ткани. У учащихся развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Количество в группе до 15 человек. Набор учащихся свободный, группы – разновозрастные. На первый год обучения возможен прием учащихся разных возрастов в зависимости от их желаний и способностей. Комплектование творческого объединения проводится без предварительного отбора. В процессе обучения предусмотрено проведение добора в группы всех годов обучения. Для вновь поступивших учащихся подбираются задания, позволяющие быстрее приобрести необходимые навыки. Образовательный процесс организуется в традиционной форме. При запросе родителей (законных представителей) возможна реализация индивидуального образовательного маршрута учащегося по индивидуальному плану. Объем программы: 350 часа. Срок освоения программы: 2 года обучения. − 1 год обучения – 36 недель, 144 часов; − 2 год обучения – 36 недель 216 часов. Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная. Режим занятий: 1 год: 2 раза в неделю по 2 учебных часа, 2 год: 2 раза в неделю по 3 учебных часа. Уровень освоения программы: программа разноуровневая, предполагает стартовый, базовый уровень освоения. Стартовый (1 год обучения) – используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Базовый (2 год обучения) – используются и реализуются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно тематического направления программы. 7 Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуально-групповая. Виды занятий: беседа, практические занятия, комбинированные занятия, итоговые, игры, игры-праздники, выставки-конкурсы, выставки. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: наблюдение, тестирование, опрос, экспрессвыставка, выставка. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы – развитие творческого потенциала, получение базовых навыков по декоративно-прикладному искусству посредством изготовления мягкой игрушки. Задачи программы. Обучающие: 1. Знать основные навыки работы с тканью, мехом и другими материалами. 2. Освоить основные швы, необходимые для пошива мягких игрушек. 3. Изучить основные технологии изготовления мягких игрушек. 4. Обучить рациональному использованию материалов. Развивающие: 1. Развить фантазию, воображение, творческое, техническое и художественное мышление, конструкторские способности. 2. Развить интерес к прикладному творчеству. 3. Сформировать потребность к творческой активности, потребность трудиться в одиночку и в паре, группе, умение распределять трудовые знания между собой. Воспитательные: 1. Сформировать практические трудовые навыки в процессе обучения и воспитания, привычки точного выполнения правил трудовой культуры. 2. Воспитать уважительное отношение к людям труда и результату их трудовой деятельности. 3. Воспитать трудолюбие, вырабатывать терпение, усидчивость, сосредоточенность. 4. Воспитать эстетический вкус. 1.3. Содержание программы Учебный тематический план № Название разделов Количество часов 1 год 2 год стартовый базовый Форма контроля/ аттестации 8 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Открытки в ретро стиле Пошив примитивных игрушек из ткани и фетра Новогодние украшения Тильды-пасха Тильда-игрушки Пошив примитивных кукол Тильда-куклы Объемная игрушка Сувениры и подарки Промежуточная (итоговая) аттестация Итого: 4 – 36 – 16 8 38 40 – – – – – – – 96 87 30 Наблюдение Наблюдение, экспрессвыставка Наблюдение, выставка Наблюдение, выставка Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, выставка Наблюдение, выставка Наблюдение, выставка 2 3 Тест, выставка 144 216 1.4. Планируемые результаты Предметные результаты: − знание основных навыков работы с тканью, мехом и другими материалами; − освоены основные швы, необходимые для пошива мягких игрушек; − изучены основные технологии изготовления мягких игрушек; − обучены рациональному использованию материалов. Метапредметные результаты: − развита фантазия, воображение, творческое, техническое и художественное мышление, конструкторские способности; − развит интерес к прикладному творчеству; − сформирована потребность к творческой активности, потребность трудиться в одиночку и в паре, группе, умение распределять трудовые знания между собой. Личностные результаты: − сформированы практические трудовые навыки в процессе обучения и воспитания, привычки точного выполнения правил трудовой культуры. − воспитано уважительное отношение к людям труда и результату их трудовой деятельности. − воспитано трудолюбие, выработано терпение, усидчивость, сосредоточенность. − воспитан эстетический вкус. Комплекс основных характеристик программы по годам обучения Стартовый уровень (1 год обучения) Цель – развитие творческие способности учащихся через основы шитья 9 и освоение видов декоративно-прикладного творчества: шитье мягкой игрушки, валяние из шерсти, работа с мехом и тканью. Задачи. Обучающие: 1. Научить основам ручного шитья, машинного шитья, валяния с соблюдением технологии изготовления. 2. Научить работать с красками, карандашами, клеем, бумагой, пряжей. 3. Научить практическим навыкам и умениям при работе с ручным инструментом. 4. Познакомить с традиционным народным творчеством, историей игрушки, с историей творчества куклы-Тильда. Развивающие: 1. Развить художественные способности, образное мышление, фантазию. 2. Развить координацию движения тела и мелкую моторику рук. 3. Развить аналитические способности, побуждающие к самостоятельной проверке результатов готовой работы. Воспитательные: 1. Воспитать умение работать в коллективе. 2. Воспитать бережное и экономное отношение к основным материалам. 3. Воспитать трудолюбие, аккуратность, ответственность. Учебный тематический план 1 года обучения № 1. 1.1 1.2 2. 2.1 2.2 2.3 3. 4. 4.1 Наименование раздела, темы Открытки в ретро стиле Введение. Рабочее место и инструменты Открытки в ретро стиле Пошив игрушек из фетра и ткани Общие сведения о тканях. Изучение ручных стежков Пошив игрушек из фетра Шитье игрушек с наполнением из ткани Новогодние украшения Тильда-игрушки Игрушки: «Улитка», «Ежик», «Тыква» Количество часов Всего Теория Практика 4 1 3 Формы аттестации /контроля 1 1 – Наблюдение 3 – 3 Наблюдение 36 10 26 8 2 6 Наблюдение, опрос 14 4 10 14 4 10 16 2 14 Наблюдение Наблюдение, экспресс-выставка Наблюдение, экспресс-выставка 38 6 32 12 2 10 Наблюдение, опрос 10 4.2 4.3 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 6. 6.1 6.2 7. Игрушки: «Овечка», «Мухомор» Игрушки: «Собачка», «Мишка» Тильды-пасха История традиции. Классификация пасхальных игрушек. Изготовление открытки Работа на швейной машине. Основные машинные швы Аппликация Пошив игрушек к Пасхе Выставка « Светлая Пасха» Пошив примитивных кукол Кукла-Мальчик Кукла-Девочка Промежуточная (итоговая) аттестация Итого: 12 2 10 Наблюдение, опрос 14 2 12 Наблюдение, опрос 8 2 6 1 0 1 Наблюдение 2 1 1 Наблюдение, опрос 2 2 1 40 20 20 1 – 6 2 4 1 2 1 34 18 16 Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Выставка Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос 2 – 2 Выставка 144 27 117 Содержание учебного тематического плана 1 года обучения Раздел 1. Открытки в ретро стиле Тема 1.1. Введение. Рабочее место инструменты Теория: задачи и цели работы. Знакомство с оборудованием кабинета. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. Практика: просмотр готовых изделий, рисунков, журналов. Организация рабочего места, инструменты и приспособления. Приемы работы с инструментами. Тема 1.2. Открытки в ретро стиле Практика: изготовление открытки по выбору. Раздел 2. Пошив игрушек из фетра и ткани Тема 2.1. Общие сведения о тканях. Изучение ручных стежков Теория: изучение ручных стежков «шов назад иголку», «шов вперед иголку», петельный шов. Практика: выполнение образца ручных стежков. Изготовление простых изделий по выбору. Тема 2.2. Пошив игрушек из фетра Теория: изучение фетра, работа с ним. Практика: подбор ткани. Крой. Шитье игрушек по выбору. Тема 2.3. Пошив игрушек с наполнителем из ткани Теория: классификация тканей, работа с ними. 11 Практика: подбор тканей. Крой. Шитье игрушек по выбору. Раздел 3. Пошив новогодних украшений Теория: введение. Классификация. Технология изготовления. Практика: подбор тканей. Крой. Изготовление игрушки по выбору. Раздел 4. Тильда-игрушки Тема 5.1. Игрушки: «Улитка», «Ежик», «Тыква» Теория: беседа «История появления игрушки». Особенности изготовления игрушек тильда. Практика: пошив игрушек «Улитка», «Ежик», тыква. Тема 5.2. Игрушки: «Овечка», «Мухомор» Теория: технология изготовления игрушек-тильда. Практика: пошив игрушек «Овечка», «Мухомор». Тема 5.3. Игрушки: «Собачка», «Мишка» Теория: технология изготовления игрушек-тильда. Практика: пошив игрушек «Собачка», «Мишка». Выставка. Раздел 5. Тильды-пасха Тема 4.1. История традиции. Классификация пасхальных игрушек. Изготовление открытки Теория: праздник «Пасха», история и традиции. Беседа «История создания пасхальных игрушек». Практика: изготовление пасхальной открытки. Тема 4.2. Работа на швейной машине. Основные машинные швы Теория: правила работы на швейной машине. Основные машинные швы. Практика: выполнение основных машинных швов. Тема 4.3. Аппликация Теория: виды аппликации. Технология изготовления аппликации. Практика: изготовление различных видов аппликации. Тема 4.4. Пошив игрушек к пасхе Теория: классификация материалов, фурнитуры. Практика: подбор материалов. Крой. Пошив игрушек по данной тематике. Тема 4.5. Выставка «Светлая Пасха» Практика: оформление выставки «Светлая Пасха». Раздел 6. Пошив примитивных кукол Тема 6.1. Кукла-Мальчик Теория: технология изготовления куклы - Мальчик. Практика: пошив куклы – Мальчик. 12 Тема 6.2. Кукла-Девочка Теория: технология изготовления куклы - Девочка. Практика: пошив куклы – Девочка. Выставка. Раздел 7. Промежуточная (итоговая) аттестация Практика: оформление выставки. Подведение итогов. Планируемые результаты Стартового уровня (1 года обучения) Предметные результаты: − научен основам ручного шитья, машинного шитья, валяния с соблюдением технологии изготовления; − научен работать с красками, карандашами, клеем, бумагой, пряжей; − научен практическим навыкам и умениям при работе с ручным инструментом; − знаком с традиционным народным творчеством, историей игрушки, с историей творчества куклы-Тильда. Метапредметные результаты: − развиты художественные способности, образное мышление, фантазия; − развита координация движения тела и мелкая моторика рук; − развиты аналитические способности, побуждающие к самостоятельной проверке результатов готовой работы. Личностные результаты: − воспитано умение работать в коллективе; − воспитано бережное и экономное отношение к основным материалам; − воспитано трудолюбие, аккуратность, ответственность. Базовый уровень (2 год обучения) Цель – развитие творческих способностей учащихся через совершенствование навыков шитья и освоения видов декоративноприкладного творчества. Задачи. Обучающиеся: 1. Познакомить со сложными Тильда-игрушками, с разновидностями текстильных кукол. 2. Научить шить кукол с соблюдением технологической последовательности. 3. Научить пользоваться технологическими картами. 4. Научить практическим навыкам и умениям при работе с особыми 13 тканями: трикотаж, искусственная кожа, мех, капрон, фатин. 5. Познакомить с различными видами использования фурнитуры в своих изделиях. Развивающие: 1. Развить образное мышление, фантазию. 2. Развить новое отношение к окружающему миру и умению отображать его в своих творческих работах. 3. Научить решать художественно — творческие задачи при пошиве одежды, игрушек. 4. Развить способность анализировать результат своей работы. Воспитательные: 1. Воспитать умение работать в коллективе. 2. Воспитать бережное и экономное отношение к основным материалам и инструментам. 3. Воспитать культуру поведения, труда и свободного досуга. Учебный тематический план 2 года обучения № Разделы, темы 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. Тильда-куклы Основы ремесла Тильда-кукла «Балерина» Кукла Дед Мороз Кукла Снегурочка Кукла с пуговичным креплением рук и ног Объемная игрушка Объемная игрушка из ткани Объемная игрушка из меха Сувениры и подарки Праздничный воротничок из фетра и кружева Косметичка с фермуаром Игольница-манекен на подставке Промежуточная (итоговая) аттестация Итого: 1.5. 2. 2.1. 2.2. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 4. Количество часов Всего Теория Практика 96 24 72 9 3 6 18 6 12 18 3 15 18 3 15 Формы аттестации /контроля Наблюдение Наблюдение, выставка Наблюдение, выставка Наблюдение, выставка 33 9 24 Наблюдение, выставка 87 66 21 30 15 9 6 7 72 57 15 23 Наблюдение, выставка Наблюдение, выставка 12 3 9 Наблюдение, выставка 12 3 9 Наблюдение, выставка 6 1 5 Наблюдение, выставка 3 1 2 Тест, выставка 216 47 169 Содержание учебного тематического плана 2 год обучения Раздел 1. Тильда-куклы 14 Тема 1.1. Основы ремесла Теория: разновидности тканей. Их сочетание по цвету и фактуре. Особенности кроя. Беседа: «История куклы-Тильда». Технология изготовления и художественное оформление игрушки. Практика: определение по внешнему виду и на ощупь вида ткани, рассказ о её характерных особенностях и свойствах. Тема 1.2. Тильда-кукла «Балерина» Теория: особенности и технология изготовления куклы. Практика: пошив куклы «Балерина». Подготовка и оформление итоговой выставки. Тема 1.3. Кукла Дед Мороз Теория: особенности и технология изготовления куклы. Практика: пошив куклы «Дед Мороз». Подготовка и оформление итоговой выставки. Тема 1.4. Кукла Снегурочка Теория: особенности и технология изготовления куклы. Практика: пошив куклы «Снегурочка». Подготовка и оформление итоговой выставки. Тема 1.5. Кукла с пуговичным креплением рук и ног Теория: особенности и технология изготовления куклы. Практика: пошив куклы. Подготовка и оформление итоговой выставки. Раздел 2. Объемная игрушка Тема 2.1. Объемная игрушка из ткани Теория: разновидности тканей. Сочетание тканей по цвету и фактуре. Особенности кроя. Беседа «История появления игрушки». Технология изготовления и художественное оформление игрушки. Практика: изготовление игрушек по выбору, декор. Подготовка и оформление итоговой выставки. Тема 2.2. Объемная игрушка из меха Теория: разновидности меха. Особенности края и пошива. Беседа «Изображение животных в искусстве». Моделирование лекал. Особенности оформления мордочки. Практика: изготовление лекал. Увеличение выкройки. Моделирование выкройки. Изготовление игрушек по выбору, декор. Подготовка и оформление итоговой выставки. Раздел 3. Сувениры и подарки Тема 3.1. Праздничный воротничок из фетра и кружева Теория: разновидности тканей. Сочетание тканей по цвету и фактуре. 15 Особенности кроя. Технология изготовления и художественное оформление изделия. Практика: изготовление изделия, декор. Подготовка и оформление итоговой выставки. Тема 3.2. Косметичка с фермуаром Теория: разновидности изделий с фермуарами. Особенности края и пошива. Моделирование лекал. Художественное оформление изделия. Практика: изготовление лекал. Увеличение выкройки. Моделирование выкройки. Изготовление изделия по выбору, декор. Подготовка и оформление итоговой выставки. Тема 3.3. Игольница-манекен на подставке Теория: разновидности материалов. Особенности края и пошива. Художественное оформление изделия. Практика: изготовление лекал. Изготовление изделия по выбору, декор. Подготовка и оформление итоговой выставки. Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация Теория: тестирование. Практика: выставка итоговых работ по выбору. Планируемые результаты Базового уровня (2 года обучения) Предметные результаты: − знаком со сложными Тильда-игрушками, с разновидностями текстильных кукол; − научен шить кукол с соблюдением технологической последовательности; − научен пользоваться технологическими картами. − научен практическим навыкам и умениям при работе с особыми тканями: трикотаж, искусственная кожа, мех, капрон, фатин; − знаком с различными видами использования фурнитуры в своих изделиях. Метапредметные результаты: − развито образное мышление, фантазия; − развито новое отношение к окружающему миру и умение отображать его в своих творческих работах; − научен решать художественно-творческие задачи при пошиве одежды, игрушек; − развита способность анализировать результат своей работы. 16 Личностные результаты: − воспитано умение работать в коллективе; − воспитано бережное и экономное отношение к основным материалам и инструментам; − воспитана культуру поведения, труда и свободного досуга. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Календарный учебный график Период обучения Дата Дата начала окончания обучения по обучения по программе программе 1 полугодие 10 сентября 2 полугодие 09 января 30 декабря 28 мая Всего учебных недель 16 20 Количество учебных часов Режим занятий 144 на 1 году 2 раза в неделю по обучения, 216 на 2 и 3 часа 2 году обучения Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: для создания условий реализации программы занятия проводятся в специально оборудованном кабинете: соответствующее СанПиНам освещение, горячая и холодная вода, выставочные стенды, шкафы – витрины. Для организации работы на занятиях в кабинете должны быть: набор материалов и инструментов для шитья и занятий декоративно-прикладным творчеством: мягкая игрушка. Информационно-методическое обеспечение: − дидактические материалы: методические разработки, методическая литература; − наглядные материалы: образцы изделий, шаблоны, таблицы и схемы, инструктажи по выполнению игрушек, инструктажи по технике безопасности. Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительная общеразвивающая программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Виды и формы контроля: − текущий контроль осуществляется в ходе выполнения практического задания по каждому разделу методом наблюдения, теоретические знания 17 проверяются в ходе беседы или фронтального опроса; − тематический контроль проводится по окончании каждой темы проходит просмотр готовых изделий, демонстрирующий лучшие образцы швов, лучшие рисунки, лучшие изделия. При обсуждении их отмечаются недостатки, типичные ошибки и недочеты. Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме выставки в соответствии с разработанными критериями оценки результатов реализации программы. Критерии оценки результатов реализации программы: − усвоение знаний, умений, навыков по базовым разделам программы; − личностный рост, развитие общительности, работоспособности; − формирование художественных способностей, эстетического вкуса; − при оценке знаний, умений и навыков учитывается участие в выставках, конкурсах прикладного творчества. Художественная выразительность и практические умения оцениваются по следующим критериям: художественная выразительность: форма, цвет, композиция; сложность, изобретательность, авторская идея; качество, выявление ошибок и пути их исправлений; самоанализ, самооценка. Критерии оценки результатов практической деятельности по программе «Мягкая игрушка» можно считать следующее: создание каждым учащимся своего оригинального проекта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. Результаты освоения программы определяются по трем уровням: высокий; средний; низкий. 1 уровень – высокий, полное освоение содержания образования (80100%). 2 уровень – средний, частичное освоение содержания программы (5080%), но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки. 3 уровень – низкий, не полностью освоил содержание программы (3050%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий. Оценочные материалы: 1. Карта наблюдения развития творческих способностей учащихся (Приложение № 1). 2. Карта мониторинга развития творческих способностей учащихся (Приложение № 2). Воспитательная работа Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и 18 социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2). Задачами воспитания по программе являются: − усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей; − информирование детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания; − формирование и развитие личностного отношения детей к занятиям по рукоделию, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе; − приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы. Формы и методы воспитания. Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий. Формы: основная - учебное занятие; дополнительные - выставка, мастерские, мастер-классы. Методы: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учетом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля 19 и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе. Анализ результатов. Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности объединения в ДДТ «Химмашевец». Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путем опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после ее завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год). Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребенка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усредненных и анонимных данных. Профориентационная работа в объединении. В содержании программы имеются профориентационные темы занятий, которые направлены на развитие таких качеств личности как способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. 20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 1. Андреева И.А. Шитье и рукоделие. – М.: «Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2000. – 288 с. 2. Белова Н.Р., Неботова З.Л. Мягкая игрушка. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2000. – 336 с. 3. Городкова Т.В., Нагибина М.И. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки. – Ярославль: «Академия развития», 2013. 4. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. – М.: Просвещение, 2010. 5. Зайцева И.Г. Мягкая игрушка. – М.: Издательский дом, 2011. 6. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Девичьи хлопоты. – М.: «ЭксмоПресс, 2006. – 80 с. 7. Максимова М.В, Кузьмина М.А. Лоскутики. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 112 с. 8. Максимова М.В., Кузьмина Н. Мозаика лоскутных узоров. – М.: Экмо-Пресс, 2013. – 64 с. 9. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М.: Просвещение, 2010. 10. Павлова Н. Мягкая игрушка. 100 новых моделей. – Ростов-н/Д.: Владис, 2004. – 192 с. 11. Петухова В.И. Мягкая игрушка. – М.: Просвещение, 2011. 12. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 176 с. Литература для учащихся, родителей (законных представителей): 1. Агапова И., Давыдова М. Мягкая игрушка своими руками. – М.: Айрис Пресс, 2012. 2. Деревянко Н.С. Мягкая игрушка: Волшебный сад. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. 3. Калинин М. Рукоделие для детей. – Минск: «Полымя», 2011. 4. Кононович Т.И. Мягкая игрушка: Веселый зоопарк. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. 5. Кочетова С.В. Мягкая игрушка: Игрушки из носочков. – М: РИПОЛ КЛАССИ», 2001. 6. Праздники. Поделки своими руками. – Режим доступа: https://svoimirukamy.com/category/prazdniki 7. Путянина Е.Б. Шьем мягкие игрушки. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. 8. Фролова Т.О. Мягкая игрушка. – М.: «Издательство ACT», 2004. 21 Приложение 1 № п/ п 1. 2. 3. 4. 5. Карта наблюдения развития творческих способностей учащихся Показатели Критерии оценки Склонность к творчеству Готовность к саморазвитию Творческая активность: 1. чувство новизны 2. направленность на творчество 3. самооценка творчества Развитость творческих (интеллектуальных) качеств: 1. самостоятельность 2. наблюдательность 3. заинтересованность в деле 4. творческое мышление(креативность) 5. потребность в качественной работе Сформированность творческих (эмоционально-волевых) качеств: 1. обязательность 2. решительность 3. оптимистичность 4. уравновешенность (уверенность тревожность) Высокий уровень 3 балла Средний уровень 2 балла Низкий уровень 1 балл 22 Карта наблюдения развития творческих способностей учащихся 3 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 2 1 3 2 Баллы 1 3 2 Сформированност ь творческих качеств Баллы Развитость творческих качеств Баллы Творческая активность Ф.И. учащегося Готовность к саморазвитию № Склонность к творчеству Критерии оценки Баллы 1 3 2 Итоги Баллы 1 3 2 1 23 Приложение 2 № п/ п 1. 2. 3. Мониторинг развития творческих способностей учащихся Показатели Показатели оценки Высокий уровень 13-15 баллов Средний уровень 7-12 баллов Низкий уровень 0-6 баллов Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень