СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка........................................................................................ 2 Раздел 1. Особенности организуемого воспитательного процесса.............. 3 Раздел 2 Цели и задачи воспитания .................................................................. 5 Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности .................................... 11 3.1 МОДУЛЬ «КЛЮЧЕВЫЕ ДЕЛА» .................................................................. 11 3.2. МОДУЛЬ «РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ» ..................................... 12 3.3. МОДУЛЬ «ЗАНЯТИЯ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ» ................................................................................................................................. 14 3.4.МОДУЛЬ «САМОУПРАВЛЕНИЕ» .............................................................. 15 3.5. МОДУЛЬ «ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ, ПОХОДЫ» .......................... 16 3.6. МОДУЛЬ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» ............................................................. 17 3.7. МОДУЛЬ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ» ................................................................................................................................. 17 3.8. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ .......................................................................... 18 Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы 19 Приложение 1 Календарный план воспитательной работы Пояснительная записка «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» (ст.2. п.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации). Воспитание представляет собой многофакторный процесс. Формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер и зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка. Программа воспитания Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» (далее ДДТ «Химмашевец» разработана в соответствии с основополагающими документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 304ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 3. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196». 2 5. Примерная программа воспитания (зарегистрирована в Единой государственной информационной системе учёта научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, № гос.регистрации АААА-Г19619070900024-2от15.08.2019). 6. Устав МАУ ДО ДДТ «Химмашевец». Программа воспитания ДДТ «Химмашевец» направлена на личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы воспитания является приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Организация воспитательной работы является составной частью дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, включающих воспитание всестороннего духовного, нравственного и интеллектуального развития обучающихся, воспитания в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда. Концепция рабочей программы воспитания ДДТ «Химмашевец» подразумевает, что образовательное учреждение создает условия для самореализации и самоутверждения обучающихся, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению, культурному росту и гражданской зрелости. Раздел 1. Особенности организуемого воспитательного процесса Процесс воспитания в ДДТ «Химмашевец» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и обучающихся: • неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; • ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой 3 невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогов; • реализация процесса воспитания главным образом через создание в образовательной организации детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; • организация основных совместных дел обучающихся и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; • системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в ДДТ «Химмашевец» являются следующие: • стержнем годового цикла воспитательной работы являются ключевые дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; • важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и обучающихся, является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; • в проведении ключевых дел отсутствует соревновательность между группами, объединениями, поощряется конструктивное межгрупповое и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность; • педагоги ориентированы на установление в группах, детских объединениях доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; • ключевой фигурой воспитания в образовательной организации является педагог дополнительного образования, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно-развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Приоритетные направления в организации воспитательной работы: • гражданско-патриотическое воспитание: формирование патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа; 4 • духовно-нравственное воспитание формирует ценностные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа других народов России; • художественно-эстетическое воспитание играет важную роль формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении; • физическое воспитание содействует здоровому образу жизни; • трудовое и профориентационное воспитание формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет творческие способности и профессиональное самоопределение обучающихся; • воспитание познавательных интересов формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к творческой деятельности. Раздел 2 Цели и задачи воспитания Современный национальный идеал личности, воспитанной в современной образовательной организации – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания – личностное развитие обучающихся, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на обеспечение 5 позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности обучающегося и усилий самого обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты: 1. В воспитании детей дошкольного возраста (5 -7 лет) целевым приоритетом является создание благоприятных условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Выделение данного приоритета связано с особенностями детей дошкольного возраста: с их потребностью в игре. Воспитательное значение игры состоит как в том, что дошкольники отражают в ней различные стороны социальной жизни, так и в том, что в игровом коллективе у дошкольников возникает потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Особое значение в воспитательном процессе придается физическому развитию, т.к. все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и хорошо учились. Особое значение придается гражданскому воспитанию: прививанию чувств любви и уважения к родным и близким, других людей, родительского дома, своего города, интереса и уважения к государственным символам (флаг, герб, гимн), исторического и культурного наследия народа, гордости за его достижения и желание приобщиться к общественнополезным делам и значимым общественным событиям. Значительное внимание в воспитательном процессе уделяется труду, как части нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. 2. В воспитании детей младшего школьного возраста (7 – 11 лет) целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем 6 новом социальном статусе – статусе учащегося. Такого рода нормы и традиции задаются в образовательном учреждении педагогами и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения учащегося. К наиболее важным из них относятся следующие: • быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); • уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребѐнка домашнюю работу, помогая старшим; • быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; • знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну; • беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоѐмы); • проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; • стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; • быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; • уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; • быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чѐм-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своѐ мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка, поскольку облегчает его вхождение в 7 широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 3. В воспитании детей подросткового возраста (11-15 лет) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений: • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; • к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; • к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; • к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; • знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; • к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; • к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития обучающихся в подростковом возрасте, так как 8 именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений. 4. В воспитании детей юношеского возраста (15–18 лет) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор поможет имеющийся у молодых людей реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в учреждениях дополнительного образования. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению юношей и девушек во взрослую жизнь окружающего их общества. Это: • опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; − трудовой опыт; − опыт дел, направленных на пользу своему родному городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; • природоохранных дел; • опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в образовательном учреждении, дома или на улице; • опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; • опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; • опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; • опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; • опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. 9 Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями обучающихся, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему педагогам, работающим с обучающимися конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание. Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит обучающемуся получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач: • реализовывать воспитательные возможности ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в ДДТ «Химмашевец»; • реализовывать потенциал руководителя детского объединения в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие детских объединений жизни образовательной организации; • реализовывать воспитательные возможности занятий по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам; • инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне образовательной организации, так и на уровне детских объединений; • организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; • организовывать профориентационную работу с обучающимися; • развивать предметно-эстетическую среду образовательной организации и реализовывать ее воспитательные возможности; • организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДДТ «Химмашевец» интересную и событийно насыщенную жизнь 10 обучающихся и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся. Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках направлений воспитательной работы ДДТ «Химмашевец» Каждое из них представлено в соответствующем модуле. 3.1 МОДУЛЬ «КЛЮЧЕВЫЕ ДЕЛА» Ключевые дела – это главные традиционные дела, в которых принимает участие большинство обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для них, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Для этого используются следующие формы работы: На внешнем уровне: • социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего ДДТ «Химмашевец» социума; • проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями обучающихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации обучающихся и включают их в деятельную заботу об окружающих. На внутриучрежденческом уровне: • разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости; • общие праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все объединения; 11 • церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогов за активное участие в жизни ДДТ «Химмашевец». Это способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и обучающихся, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. На уровне объединений: • выбор и делегирование представителей объединений в советы дел, ответственных за подготовку общих в учреждении ключевых дел; • участие объединений в реализации общих в учреждении ключевых дел; • проведение в рамках объединения итогового анализа обучающимися общих в учреждении ключевых дел. На индивидуальном уровне: • вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела ДДТ «Химмашевец» в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); • наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа общих в учреждении ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, с педагогами и другими взрослыми; • при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для него, через предложение взять в следующем общем в учреждении ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 3.2. МОДУЛЬ «РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ» Осуществляя работу с детским объединением, педагог дополнительного образования, руководитель детского объединения организует работу с коллективом объединения; индивидуальную работу с обучающимися; работу с родителями или их законными представителями. Работа с коллективом детского объединения: • инициирование и поддержка участия объединения в ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; 12 • организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося, совместных дел с обучающимися объединения (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовнонравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе; • проведение бесед с обучающимися, как мероприятий плодотворного и доверительного общения педагога и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. • сплочение коллектива детского объединения через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые руководителями объединения и родителями; • празднования в объединении дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные обучающимися поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные мероприятия внутри коллектива, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни детского объединения. Индивидуальная работа с обучающимися: • изучение особенностей личностного развития обучающихся детского объединения через наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед руководителя объединения с родителями обучающихся; • поддержка в решении важных для обучающегося жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с обучающимися в коллективе, выбор профессии и т.п.), когда каждая проблема трансформируется руководителем объединения в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить; 13 • индивидуальная работа с обучающимися объединения, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых не просто фиксируют свои достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с руководителем объединения в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи. • коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими обучающимися объединения. Работа с родителями обучающихся или их законными представителями: • регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни объединения в целом; • помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией ДДТ «Химмашевец» и учителями школы; • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания учащихся детского объединения; • привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел в детском объединении; • организация в детском объединении семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и образовательного учреждения. 3.3. МОДУЛЬ «ЗАНЯТИЯ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ» Реализация педагогами дополнительного образования воспитательного потенциала занятия предполагает следующее: • установление доверительных отношений между педагогом дополнительного образования и обучающимися, способствующих позитивному восприятию требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности; • побуждение соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами дополнительного образования) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; 14 • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятии явлений, организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных возможностей содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор проблемных ситуаций для обсуждения в объединении; • применение на занятии интерактивных форм работы: дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими; • включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в объединении, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия; • организация шефства над обучающимися, испытывающими трудности в освоении программы, дающего социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 3.4. МОДУЛЬ «САМОУПРАВЛЕНИЕ» Поддержка детского самоуправления в ДДТ «Химмашевец» помогает педагогам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Детское самоуправление в ДДТ «Химмашевец» осуществляется следующим образом: 15 • на уровне учреждения: через деятельность выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения обучающимися по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; через деятельность Творческого совета обучающихся, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для обучающихся событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов и т.п.) и отвечающего за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, акций и т.п.; на уровне объединений: • через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся объединения лидеров, представляющих интересы объединения и призванных координировать его работу с работой органов самоуправления; на индивидуальном уровне: • через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ ключевых дел. • 3.5. МОДУЛЬ «ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ, ПОХОДЫ» Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающимся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности: • экскурсии, походы выходного дня; • экскурсии (в музей, на предприятие, в парк и т.д.) с обучающимися и родителями/законными представителями. 16 3.6. МОДУЛЬ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение учащихся и консультирование по проблемам профориентации. Задача совместной деятельности педагога и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационные значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: • профориентационные часы общения, направленные на подготовку обучающихся к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; • профориентационные игры: квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности; • совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий; • освоение обучающимися основ профессии в рамках обучения по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. 3.7. МОДУЛЬ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ» Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда образовательного учреждения, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся места обучения. Воспитывающее влияние осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой ДДТ «Химмашевец» как: 17 • оформление интерьера помещений учреждения (вестибюля, коридоров, аудиторий, актового зала, лестничных пролетов и т.п.); • размещение в стенах учреждения регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в ДДТ «Химмашевец» (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.); • событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий (праздников, церемоний, выставок, собраний и т.п.); • организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков территории ДДТ «Химмашевец» (например, высадке культурных растений, закладке газонов, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест); • акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях ДДТ «Химмашевец», его традициях, правилах. 3.8. «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ» Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и ДДТ «Химмашевец» в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: на групповом уровне: • родительский комитет ДДТ «Химмашевец» участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации; • родительские дни, во время которых родители могут посещать учебные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса; • общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; • родительские собрания в группах, объединениях; 18 • общение родителей/законных представителей обучающихся и руководителей объединений в группах объединений в мессенджерах, в социальных сетях. На индивидуальном уровне: • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении ключевых мероприятий и мероприятий воспитательной направленности в объединениях, группах; • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ организуемой в ДДТ «Химмашевец» воспитательной работы осуществляется по выбранным направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в ДДТ «Химмашевец», являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к обучающимся, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами; • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности; • принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие – это результат как социального воспитания (в котором образовательное учреждение участвует наряду с другими • 19 социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся. Основные направления анализа воспитательного процесса: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждой группы. Осуществляется анализ руководителем детского объединения совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического совета. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в образовательном учреждении совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в ДДТ «Химмашевец» интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора, руководителями объединений, Советом обучающихся и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью ДДТ «Химмашевец». Способами получения информации о состоянии организуемой в образовательной организации совместной деятельности обучающихся и взрослых могут быть беседы с обучающимися и их родителями, педагогами при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического совета. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: • качеством проводимых ключевых дел; • качеством совместной деятельности руководителей объединений и их объединений, групп; • качеством реализации личностно развивающего потенциала учебных занятий; • качеством существующего в образовательном учреждении ученического самоуправления; • качеством проводимых экскурсий, экспедиций, походов; 20 • качеством профориентационной работы; • качеством организации предметно-эстетической среды; • качеством взаимодействия образовательного учреждения и семей обучающихся. Итогом самоанализа организуемой в ДДТ «Химмашевец» воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений. 21