Программа воспитания 2021-2025

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка........................................................................................ 2
Раздел 1. Особенности организуемого воспитательного процесса.............. 3
Раздел 2 Цели и задачи воспитания .................................................................. 5
Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности .................................... 11
3.1 МОДУЛЬ «КЛЮЧЕВЫЕ ДЕЛА» .................................................................. 11
3.2. МОДУЛЬ «РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ» ..................................... 12
3.3. МОДУЛЬ «ЗАНЯТИЯ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ»
................................................................................................................................. 14
3.4.МОДУЛЬ «САМОУПРАВЛЕНИЕ» .............................................................. 15
3.5. МОДУЛЬ «ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ, ПОХОДЫ» .......................... 16
3.6. МОДУЛЬ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» ............................................................. 17
3.7. МОДУЛЬ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ»
................................................................................................................................. 17
3.8. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ .......................................................................... 18
Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы 19
Приложение 1 Календарный план воспитательной работы

Пояснительная записка
«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде» (ст.2. п.2 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации).
Воспитание
представляет
собой
многофакторный
процесс.
Формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных
учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой
информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К
тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом,
результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер и
зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного
ребенка.
Программа воспитания Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» (далее ДДТ «Химмашевец» разработана в соответствии с
основополагающими документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 304ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 № 533 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018
г. № 196».

2

5. Примерная программа воспитания (зарегистрирована в Единой
государственной
информационной
системе
учёта
научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
гражданского
назначения,
№
гос.регистрации
АААА-Г19619070900024-2от15.08.2019).
6. Устав МАУ ДО ДДТ «Химмашевец».
Программа воспитания ДДТ «Химмашевец» направлена на личностное
развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных
аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации
программы воспитания является приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных
результатов: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и
обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности;
активное участие в социально-значимой деятельности.
Организация воспитательной работы является составной частью
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ,
включающих воспитание всестороннего духовного, нравственного и
интеллектуального развития обучающихся, воспитания в них чувства
патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества, старшему поколению и человеку труда.
Концепция рабочей программы воспитания ДДТ «Химмашевец»
подразумевает, что образовательное учреждение создает условия для
самореализации и самоутверждения обучающихся, что, несомненно,
способствует их творческому самовыражению, культурному росту и
гражданской зрелости.
Раздел 1. Особенности организуемого воспитательного процесса
Процесс воспитания в ДДТ «Химмашевец» основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и обучающихся:
• неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье,
приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной
организации;
• ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой

3

невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и
педагогов;
• реализация процесса воспитания главным образом через создание в
образовательной организации детско-взрослых общностей, которые бы
объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями,
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг
к другу;
• организация основных совместных дел обучающихся и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
• системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как
условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в ДДТ «Химмашевец» являются
следующие:
• стержнем годового цикла воспитательной работы являются ключевые
дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогов;
• важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых
для воспитания других совместных дел педагогов и обучающихся,
является коллективная разработка, коллективное планирование,
коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
• в проведении ключевых дел отсутствует соревновательность между
группами, объединениями, поощряется конструктивное межгрупповое
и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная
активность;
• педагоги ориентированы на установление в группах, детских
объединениях доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
• ключевой фигурой воспитания в образовательной организации
является педагог дополнительного образования, реализующий по
отношению к обучающимся защитную, личностно-развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов)
функции.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы:
• гражданско-патриотическое
воспитание:
формирование
патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне,
народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование
представлений о ценностях культурно-исторического наследия России,
уважительного отношения к национальным героям и культурным
представлениям российского народа;

4

• духовно-нравственное
воспитание
формирует
ценностные
представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло,
истина ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме
нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных
ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям,
культуре и языку своего народа других народов России;
• художественно-эстетическое воспитание играет важную роль
формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии
хорошего вкуса и в поведении;
• физическое воспитание содействует здоровому образу жизни;
• трудовое и профориентационное воспитание формирует знания,
представления о трудовой деятельности; выявляет творческие
способности и профессиональное самоопределение обучающихся;
• воспитание познавательных интересов формирует потребность в
приобретении новых знаний, интерес к творческой деятельности.
Раздел 2 Цели и задачи воспитания
Современный национальный идеал личности, воспитанной в
современной образовательной организации – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество,
природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая
цель воспитания – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество
выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально
значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на обеспечение

5

позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно
сочетание усилий педагога по развитию личности обучающегося и усилий
самого обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество,
партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении
цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты:
1.
В воспитании детей дошкольного возраста (5 -7 лет) целевым
приоритетом является создание благоприятных условий для развития
ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на
основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим
возрасту видам деятельности.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей
дошкольного возраста: с их потребностью в игре. Воспитательное значение
игры состоит как в том, что дошкольники отражают в ней различные
стороны социальной жизни, так и в том, что в игровом коллективе у
дошкольников возникает потребность регулировать взаимоотношения со
сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются
нравственные чувства. Особое значение в воспитательном процессе
придается физическому развитию, т.к. все дети, начиная с самого раннего
возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и
хорошо учились. Особое значение придается гражданскому воспитанию:
прививанию чувств любви и уважения к родным и близким, других людей,
родительского дома, своего города, интереса и уважения к государственным
символам (флаг, герб, гимн), исторического и культурного наследия народа,
гордости за его достижения и желание приобщиться к общественнополезным делам и значимым общественным событиям. Значительное
внимание в воспитательном процессе уделяется труду, как части
нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на
формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и
навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей.
2.
В воспитании детей младшего школьного возраста (7 – 11 лет)
целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных
норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей
младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем

6

новом социальном статусе – статусе учащегося. Такого рода нормы и
традиции задаются в образовательном учреждении педагогами и
воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения
учащегося. К наиболее важным из них относятся следующие:
• быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой);
• уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребѐнка домашнюю работу, помогая старшим;
• быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как
в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца;
• знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
свою страну;
• беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные
зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоѐмы);
• проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
• стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
• быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
• соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
• уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности
помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к
людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями
здоровья;
• быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чѐм-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать своѐ мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.
Знание социальных норм и традиций, понимание важности следования
им имеет особое значение для ребенка, поскольку облегчает его вхождение в

7

широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных
отношений.
3.
В воспитании детей подросткового возраста (11-15 лет) таким
приоритетом является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных
отношений:
• к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
• к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
• к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая
завещана ему предками и которую нужно оберегать;
• к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со
стороны человека;
• к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в
будущем и создания благоприятного микроклимата в своей
собственной семье;
• знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного
труда;
• к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
• к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его
хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
• к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения,
дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства
одиночества;
• к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное
будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен
для личностного развития обучающихся в подростковом возрасте, так как

8

именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки,
его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании
связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением
утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому
миру. В этом возрасте особую значимость для обучающихся приобретает
становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных
ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития
социально значимых отношений.
4.
В воспитании детей юношеского возраста (15–18 лет) таким
приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения
обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
поможет имеющийся у молодых людей реальный практический опыт,
который они могут приобрести в том числе и в учреждениях
дополнительного образования. Важно, чтобы опыт оказался социально
значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению юношей и
девушек во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
• опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; −
трудовой опыт; − опыт дел, направленных на пользу своему родному
городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной
гражданской позиции;
• природоохранных дел;
• опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в
образовательном учреждении, дома или на улице;
• опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
• опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры,
опыт творческого самовыражения;
• опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
• опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
• опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.

9

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных
с возрастными особенностями обучающихся, не означает игнорирования
других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему
педагогам, работающим с обучающимися конкретной возрастной категории,
предстоит уделять большее, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели, позволит обучающемуся получить необходимые
социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном
мире
человеческих
взаимоотношений,
эффективнее
налаживать
коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во
взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных
возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить
выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой
жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его
людей.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет
способствовать решение следующих основных задач:
• реализовывать
воспитательные
возможности ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в ДДТ «Химмашевец»;
• реализовывать потенциал руководителя детского объединения в
воспитании обучающихся, поддерживать активное участие детских
объединений жизни образовательной организации;
• реализовывать
воспитательные
возможности
занятий
по
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам;
• инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на
уровне образовательной организации, так и на уровне детских
объединений;
• организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
• организовывать профориентационную работу с обучающимися;
• развивать предметно-эстетическую среду образовательной организации
и реализовывать ее воспитательные возможности;
• организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение
проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
ДДТ «Химмашевец» интересную и событийно насыщенную жизнь
10

обучающихся и педагогов, что станет эффективным способом профилактики
антисоциального поведения обучающихся.
Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках направлений воспитательной работы ДДТ «Химмашевец» Каждое из
них представлено в соответствующем модуле.
3.1 МОДУЛЬ «КЛЮЧЕВЫЕ ДЕЛА»
Ключевые дела – это главные традиционные дела, в которых
принимает участие большинство обучающихся и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами.
Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для
них, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Для этого используются следующие формы работы:
На внешнем уровне:
• социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые обучающимися и педагогами комплексы дел
(благотворительной, экологической, патриотической, трудовой
направленности), ориентированные на преобразование окружающего
ДДТ «Химмашевец» социума;
• проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с
семьями обучающихся спортивные состязания, праздники, фестивали,
представления, которые открывают возможности для творческой
самореализации обучающихся и включают их в деятельную заботу об
окружающих.
На внутриучрежденческом уровне:
• разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события,
включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе которых складывается особая детско-взрослая общность,
характеризующаяся
доверительными,
поддерживающими
взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей
радости;
• общие
праздники
–
ежегодно
проводимые
творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные
со значимыми для обучающихся и педагогов знаменательными датами
и в которых участвуют все объединения;

11

• церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогов за
активное участие в жизни ДДТ «Химмашевец». Это способствует
поощрению социальной активности обучающихся, развитию
позитивных межличностных отношений между педагогами и
обучающихся, формированию чувства доверия и уважения друг к
другу.
На уровне объединений:
• выбор и делегирование представителей объединений в советы дел,
ответственных за подготовку общих в учреждении ключевых дел;
• участие объединений в реализации общих в учреждении ключевых дел;
• проведение в рамках объединения итогового анализа обучающимися
общих в учреждении ключевых дел.
На индивидуальном уровне:
• вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела
ДДТ «Химмашевец» в одной из возможных для них ролей:
сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы
и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и
т.п.);
• наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки,
проведения и анализа общих в учреждении ключевых дел, за его
отношениями со сверстниками, с педагогами и другими взрослыми;
• при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими
обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для него,
через предложение взять в следующем общем в учреждении ключевом
деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей
работы.
3.2. МОДУЛЬ «РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ»
Осуществляя
работу
с
детским
объединением,
педагог
дополнительного образования, руководитель детского объединения
организует работу с коллективом объединения; индивидуальную работу с
обучающимися; работу с родителями или их законными представителями.
Работа с коллективом детского объединения:
• инициирование и поддержка участия объединения в ключевых делах,
оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке,
проведении и анализе;

12

• организация интересных и полезных для личностного развития
обучающегося, совместных дел с обучающимися объединения
(познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовнонравственной, творческой, профориентационной направленности),
позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них обучающихся с
самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с обучающимися, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
• проведение бесед с обучающимися, как мероприятий плодотворного и
доверительного общения педагога и обучающихся, основанных на
принципах уважительного отношения к личности обучающегося,
поддержки активной позиции каждого в беседе, предоставления
обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
• сплочение коллектива детского объединения через: игры и тренинги на
сплочение и командообразование; однодневные и многодневные
походы и экскурсии, организуемые руководителями объединения и
родителями;
• празднования в объединении дней рождения обучающихся,
включающие в себя подготовленные обучающимися поздравления,
сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные мероприятия
внутри коллектива, дающие каждому обучающемуся возможность
рефлексии собственного участия в жизни детского объединения.
Индивидуальная работа с обучающимися:
• изучение особенностей личностного развития обучающихся детского
объединения через наблюдение за поведением обучающихся в их
повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих
отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с
результатами бесед руководителя объединения с родителями
обучающихся;
• поддержка в решении важных для обучающегося жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с обучающимися в коллективе, выбор
профессии и т.п.), когда каждая проблема трансформируется
руководителем объединения в задачу для обучающегося, которую они
совместно стараются решить;

13

• индивидуальная работа с обучающимися объединения, направленная
на заполнение ими личных портфолио, в которых не просто фиксируют
свои достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с
руководителем объединения в начале каждого года планируют их, а в
конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
• коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его
родителями
или
законными
представителями,
с
другими
обучающимися объединения.
Работа с родителями обучающихся или их законными
представителями:
• регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их
детей, о жизни объединения в целом;
• помощь родителям обучающихся или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией ДДТ
«Химмашевец» и учителями школы;
• организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания
учащихся детского объединения;
• привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению
дел в детском объединении;
• организация в детском объединении семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и образовательного
учреждения.
3.3. МОДУЛЬ «ЗАНЯТИЯ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ»
Реализация педагогами дополнительного образования воспитательного
потенциала занятия предполагает следующее:
• установление
доверительных
отношений
между
педагогом
дополнительного образования и обучающимися, способствующих
позитивному восприятию требований и просьб педагога, привлечению
их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их
познавательной деятельности;
• побуждение соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогами дополнительного
образования) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;

14

• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на занятии явлений, организация их работы с получаемой
на занятии социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование
воспитательных
возможностей
содержания
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
через демонстрацию
примеров
ответственного,
гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через
подбор проблемных ситуаций для обсуждения в объединении;
• применение на занятии интерактивных форм работы: дискуссий,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах,
которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с
другими;
• включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в объединении, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятия;
• организация шефства над обучающимися, испытывающими трудности
в освоении программы, дающего социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности
обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.4. МОДУЛЬ «САМОУПРАВЛЕНИЕ»
Поддержка детского самоуправления в ДДТ «Химмашевец» помогает
педагогам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а
обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Детское
самоуправление в ДДТ «Химмашевец» осуществляется следующим образом:

15

•

на уровне учреждения:
через деятельность выборного Совета обучающихся, создаваемого для
учета мнения обучающимися по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих
их права и законные интересы;

через деятельность Творческого совета обучающихся, инициирующего
и организующего проведение личностно значимых для обучающихся
событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов и т.п.) и
отвечающего за проведение тех или иных конкретных мероприятий,
праздников, акций и т.п.;
на уровне объединений:
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям
обучающихся объединения лидеров, представляющих интересы
объединения и призванных координировать его работу с работой
органов самоуправления;
на индивидуальном уровне:
• через вовлечение обучающихся в планирование, организацию,
проведение и анализ ключевых дел.

•

3.5. МОДУЛЬ «ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ, ПОХОДЫ»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающимся расширить
свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной,
культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться
к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в
различных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются
благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда,
преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения
рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти
воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и
форм деятельности:
• экскурсии, походы выходного дня;
• экскурсии (в музей, на предприятие, в парк и т.д.) с обучающимися и
родителями/законными представителями.

16

3.6. МОДУЛЬ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
учащихся и консультирование по проблемам профориентации. Задача
совместной деятельности педагога и обучающегося – подготовить
обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности.
Создавая профориентационные значимые проблемные ситуации,
формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует
его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в
постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но
и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа
осуществляется через:
• профориентационные часы общения, направленные на подготовку
обучающихся к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
• профориентационные игры: квесты, решение кейсов (ситуаций, в
которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания о типах профессий, о способах выбора
профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной
обучающимся профессиональной деятельности;
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору профессий;
• освоение обучающимися основ профессии в рамках обучения по
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам.
3.7. МОДУЛЬ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ
СРЕДЫ»
Окружающая
обучающегося
предметно-эстетическая
среда
образовательного учреждения, при условии ее грамотной организации,
обогащает внутренний мир, способствует формированию у него чувства
вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному
восприятию обучающимся места обучения.
Воспитывающее влияние осуществляется через такие формы работы с
предметно-эстетической средой ДДТ «Химмашевец» как:

17

• оформление интерьера помещений учреждения (вестибюля, коридоров,
аудиторий, актового зала, лестничных пролетов и т.п.);
• размещение в стенах учреждения регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой
творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга;
фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в ДДТ
«Химмашевец»
(проведенных
ключевых
делах,
интересных
экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
• событийный дизайн – оформление пространства проведения
конкретных событий (праздников, церемоний, выставок, собраний и
т.п.);
• организация и проведение конкурсов творческих проектов по
благоустройству различных участков территории ДДТ «Химмашевец»
(например, высадке культурных растений, закладке газонов, созданию
инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для
детских проектов мест);
• акцентирование внимания обучающихся посредством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на
важных для воспитания ценностях ДДТ «Химмашевец», его традициях,
правилах.
3.8. «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и ДДТ «Химмашевец»
в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями
обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
на групповом уровне:
• родительский
комитет ДДТ «Химмашевец» участвующий в
управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и социализации;
• родительские дни, во время которых родители могут посещать учебные
занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного
процесса;
• общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
• родительские собрания в группах, объединениях;

18

• общение родителей/законных представителей обучающихся и
руководителей объединений в группах объединений в мессенджерах, в
социальных сетях.
На индивидуальном уровне:
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении ключевых
мероприятий и мероприятий воспитательной направленности в
объединениях, группах;
• индивидуальное
консультирование
c
целью
координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в ДДТ «Химмашевец» воспитательной
работы осуществляется по выбранным направлениям и проводится с целью
выявления основных проблем воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется
самоанализ воспитательной работы в ДДТ «Химмашевец», являются:
принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к
обучающимся, так и к педагогам, реализующим воспитательный
процесс;
• принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его
показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие
деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и
педагогами;
• принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования
воспитательной
деятельности
педагогов:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора
видов, форм и содержания их совместной с обучающимися
деятельности;
• принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития обучающихся ориентирующий экспертов на понимание того,
что личностное развитие – это результат как социального воспитания
(в котором образовательное учреждение участвует наряду с другими
•

19

социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития обучающихся.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития обучающихся каждой группы.
Осуществляется анализ руководителем детского объединения
совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе с
последующим обсуждением его результатов на заседании методического
совета.
Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих
вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития
обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы
решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем
далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в образовательном учреждении совместной
деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие в ДДТ «Химмашевец» интересной, событийно насыщенной
и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и
взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора, руководителями
объединений, Советом обучающихся и родителями, хорошо знакомыми с
деятельностью ДДТ «Химмашевец».
Способами получения информации о состоянии организуемой в
образовательной организации совместной деятельности обучающихся и
взрослых могут быть беседы с обучающимися и их родителями, педагогами
при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты
обсуждаются на заседании методического совета.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
• качеством проводимых ключевых дел;
• качеством совместной деятельности руководителей объединений и их
объединений, групп;
• качеством реализации личностно развивающего потенциала учебных
занятий;
• качеством
существующего
в
образовательном
учреждении
ученического самоуправления;
• качеством проводимых экскурсий, экспедиций, походов;

20

• качеством профориентационной работы;
• качеством организации предметно-эстетической среды;
• качеством взаимодействия образовательного учреждения и семей
обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в ДДТ «Химмашевец»
воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над
которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект
направленных на это управленческих решений.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».