ДООП Основы журналистики в отряде Флагман 20220615

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Основы журналистики в отряде «Флагман»
Социально-педагогическая направленность
Возраст учащихся 8–17 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
Дедюхин Александр Юрьевич,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023

Содержание

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ .......................................................... 3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................. 3
1.2. Цель и задачи программы ............................................................................ 6
1.3. Содержание программы ............................................................................... 7
1.4. Планируемые результаты ............................................................................. 8
2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ................... 25
2.1. Календарно-учебный график ..................................................................... 26
2.2. Условия реализации программы ............................................................... 26
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ........................... 26
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .......................................................................... 30
Приложение 1 ..................................................................................................... 32
Приложение 2 ..................................................................................................... 34

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы журналистики
в
отряде
«Флагман»
социально-гуманитарной
направленности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы журналистики в
отряде «Флагман» разработана в соответствие с новыми требованиями в
образовании, отражённых в следующих документах:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.
Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы).
5.
Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09.
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
7.
СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
8.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
9.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным заказом.
10. 10
Устав
муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 21.08.2015 № 1497/46/36.
11. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе от 19.08.2022 № 30 Муниципального
3

автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского
(юношеского) творчества «Химмашевец».
В условиях решения стратегических задач образования и воспитания
подрастающего поколения важнейшими качествами личности становятся
инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные
решения, умение выбирать профессиональный путь, применять знания в
повседневной жизни, использовать их в дальнейшем обучении. Ребёнок
должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в
его единстве и разнообразии природы, народов и культур. Это возможно лишь
в результате объединения усилий основного и дополнительного образования.
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из
основополагающих принципов социализации личности и государственной
политики в области образования, закреплённых в Законе РФ «Об
образовании».
За последнее время в различных сферах общественной жизни произошёл
резкий спад в деятельности по формированию мировоззрения у
подрастающего поколения. Утратили свою актуальность в подростковой
сфере ценности – любовь к Родине и гордость за принадлежность к ней;
причастность к защите Отечества; верность культурно-национальным,
духовным, героическим традициям предков; память о павших за Родину и
знание истории своего народа. Ухудшились физическое и психическое
состояние подрастающего поколения. Социализация предполагает
многосторонние разнонаправленные влияния жизни, в результате которых
человек усваивает «правила игры», принятые в данном обществе, социально
одобряемые нормы, ценности, модели поведения.
Актуальность программы обусловлена:
● во-первых, необходимостью помочь подросткам разобраться в
понимании, анализе устного и печатного слова, в совершенствовании
основных видов речевой деятельности через теоретическую и практическую
подготовку. Содействовать тому, чтобы учащиеся умели четко
формулировать, аргументировать личную точку зрения на события,
публиковать свои материалы в газетах и журналах, на интернет ресурсах;
● во-вторых, необходимостью предоставить учащимся возможность
познакомиться с историей и культурными традициями России, воспринимая
историю, как свое собственное прошлое и представлять себе будущее в
неразрывной связи с будущим своего города и своей Родины.
Новизна программы состоит в авторском подходе к интеграции метода
проектов и исследовательской работы посредством журналисткой
4

деятельности на основе коллективных творческих дел. Это способствует
переходу от репродуктивных форм обучения к творческим формам обучения
и формированию информационно- коммуникативных умений, таких как
работать в команде, взаимодействие с другими людьми, ведение дискуссий,
защита своей точки зрения.
Программа разработана с учётом потребностей и запросов учащихся и
родителей (законных представителей).
Отличительные особенности программы:
● целенаправленное формирование культурных ценностей через
использование метода проектов при освоении знаний;
● изобретательский подход к решению любых видов заданий через
организацию практической работы;
максимального развития интеллектуальных и
● возможность
творческих способностей учащихся через интерактивные формы работы на
занятиях;
● ориентация учащихся на успех – как гарантия их успешности в
дальнейшей жизни, через участие в КТД, конкурсах, выставках различного
уровня;
● создание единого образовательного пространства для формирования
личности учащегося: дополнительное образование дети-семья-школасоциальная среда.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена её
практической значимостью. Программа даёт учащимся возможность получить
знания по журналистике и развить коммуникативные способности в процессе
совместных дел - выпусков газет и альманахов, съёмок фильмов, проведении
пресс-конференций.
Адресат программы: учащиеся 8–17 лет. Количество учащихся: 12-14
человек. Набор учащихся свободный. Состав группы разновозрастной,
постоянный.
Возрастные особенности: категория учащихся соответствует
младшему школьному, среднему школьному и старшему школьному возрасту.
Основным видом деятельности в школьном возрасте является учение.
Для данного возраста резко возрастает значение коллектива, его
общественное мнение, отношения со сверстниками, оценки поступков и
действий, стремление завоевать в глазах сверстников авторитет, занять
достойное место в коллективе. У учащихся заметно проявляется стремление к
самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной
личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы
мышления. В этом возрасте учащийся выбирает образцы для подражания из
5

окружающего мира и художественных произведений, творческие игры, где
можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку.
Учащиеся в возрасте 15-17 лет становятся младшими инструкторами и ведут
свои проекты самостоятельно.
При запросе родителей (законных представителей) возможна реализация
индивидуального образовательного маршрута учащегося по индивидуальному
плану.
Объем и срок реализации программы – 648 часов, 3 года обучения.
216 часов в год.
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 учебных часа.
Форма обучения – очная.
Уровень освоения программы: программа разноуровневая.
Стартовый (1 год обучения) – используются и реализуются
общедоступные и универсальные формы организации материала,
минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Базовый (2 год обучения) – используются и реализуются такие формы
организации материала, которые допускают освоение специализированных
знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной
картины в рамках содержательно тематического направления программы.
Продвинутый (3 год обучения) – используются и реализуются такие
формы организации материала, обеспечивающих доступ к сложным
(возможно, узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках
содержательно-тематического направления программы. Также предполагает
углубленное
изучение
содержания
программы
и
доступ
к
околопрофессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического
направления программы.
Особенности реализации образовательного процесса. Программа
предполагает поступление учащихся на любой, соответствующий возрасту
или имеющимся специальным способностям, год обучения, а также окончание
обучения на любом этапе. Образовательный процесс организуется в
традиционной форме. В период приостановки образовательной деятельности
в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями
образовательный процесс организуется с применением дистанционных
технологий.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие индивидуальных способностей и
самореализация личности учащихся в процессе обучения журналистской
деятельности.
6

Задачи программы.
Обучающие:
1. Обучить самостоятельно проводить исследовательскую работ.
2. Обучить представлять и аргументировать свою позицию в
письменной и устной форме.
3. Сформировать понимание и адекватную оценку языка средств
массовой информации.
4. Обучить самостоятельно реализовать творческие проекты – выпуск
газеты, альманаха, радио и видеосюжета.
5. Научить проводить пресс-конференции с представителями разных
профессий, с интересными людьми.
6. Научить видеть тему для материала во всех жизненных ситуациях.
7. Обучить пониманию возможностей СМИ, как «четвёртой власти».
Развивающие:
1. Обучить навыкам общения в разновозрастной группе в процессе
общих дел, в том числе - ставить цели себе и окружающим, неуклонно
достигать их.
2. Развить умение работать в команде «на результат».
3. Стимулировать способность к критическому осмыслению своих
действий, способность к самокритике.
4. Развить умение извлекать необходимую информацию из текстов
различных жанров.
5. Развить стратегию смыслового чтения и работы с информацией.
6. Развить свободную ориентацию и восприятие разных текстов
художественного, научно-популярного, публицистического и официальноделового стилей.
Воспитательные:
1. Воспитать творческую, активную, нравственную личность, имеющую
собственную точку зрения и умеющую ее объяснять и, в случае
необходимости, отстаивать.
внутреннюю
потребность
в
практической
2. Сформировать
деятельности.
3. Развить толерантность, культуру межличностных отношений в
совместной деятельности учащихся.
4. Воспитать патриота и гражданина своей родины.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ Наименование разделов

Количество часов
1 год
2 год
3 год
7

Форма контроля/
аттестации

1.

Введение в образовательную
программу

2

2

2

2. Основы юнкоровского дела

96

114

108

3. Основы развития Екатеринбурга

64

58

52

4. Практическая журналистика

32

18

30

5. Создание игрового фильма

16

20

20

6

4

4

216

216

216

6.

Промежуточная (итоговая)
аттестация
Итого:

Наблюдение,
фронтальный опрос,
анкетирование
Наблюдение,
фронтальный опрос,
анкетирование
Наблюдение,
фронтальный опрос,
Презентация газет,
фронтальный опрос,
анкетирование
Наблюдение, анализ,
анкетирование
Презентация газет

Основные разделы программы: «Основы юнкоровского дела», «Основы
развития Екатеринбурга», «Практическая журналистика».
Раздел «Основы юнкоровского дела» содержит темы о профессии
журналиста, специфике его работы, постигают правила написания материалов
в разных жанрах, изучают характерные особенности каждого жанра, правила
макетирования и оформления стенной газеты и литературного альманаха,
теорию фото и кино дела.
Раздел «Основы развития Екатеринбурга» содержит темы о понятиях
Родины и малой Родины, истории Урала, Екатеринбурга, Химмаша. Учащиеся
знакомятся с настоящим и думают о будущем родного края, постигают
неразрывность истории каждой семьи с историей Родины, гордость за неё и
необходимость заботы о родном крае.
Раздел «Практическая журналистика» учит писать материалы в разных
жанрах, проводить пресс-конференции с представителями разных профессий,
выпускать номера стенной газеты и литературные альманахи,
фотографировать, снимать радио- и видеосюжеты.
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
● умение самостоятельно проводить исследовательскую работу;
● умение представлять и аргументировать свою позицию в устной и
письменной форме;
● адекватная оценка своих продуктов деятельности на занятиях
журналистики;
● самостоятельная реализация творческих проектов;
● умение проводить пресс-конференции с представителями разных
8

профессий, с интересными людьми;
● умение видеть тему для материала;
● понимание основных направлений развития СМИ и жанровое
своеобразие каждого из них.
Метапредметные результаты:
● умение осуществлять коммуникацию с взрослыми людьми в
равноправной позиции;
● умение свободно контактировать с учащимися разного возраста в
диалоговой и групповой ситуации: видеть другого человека, учитывая его
индивидуальные особенности;
● умение обозначать свою позицию, мнение, суждение, при
необходимости аргументированно и вежливо отстаивать их в письменной и
устной форме;
● умение извлекать необходимую информацию;
● владение навыками смыслового чтения;
● владение готовности к самообразованию на основе учебнопознавательной мотивации, способность и внутренняя потребность
«научившись самому, передать знания и навыки другому»;
● умение ориентироваться в разных текстовых жанрах;
Личностные результаты:
● сформированность понимания чувств других людей, сопереживание
им, уважительное отношение к иному мнению;
● знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект
поведения, аргументированно объяснить его;
● воспитано чувство сопричастности и гордости за свою Родину,
реализация активной гражданской позиции в деятельности и поведении.
1.5. Комплекс основных характеристик по годам обучения
СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ (1 год обучения)
Цель – дать представление о специфике журналистики, как
информационной социально-ориентированной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
1. Научить находить информационные поводы для журналистских
материалов в обыденной действительности.
2. Научить излагать информацию в жанре заметки, корреспонденции,
блиц-интервью, репортажа.
3. Познакомить с особенностями игровых и документальных фильмов;
4. Познакомить с наиболее значимыми событиями родного города, с
9

литературным наследием Урала.
5. Научить составлению генеалогического дерева своего рода.
Развивающие:
1. Развивать творческие способности учащихся.
2. Развивать у учащихся умения и навыки взаимодействия с
окружающим миром людей и природы.
Воспитательные:
1. Формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся.
2. Воспитание чувства сопричастности к судьбе родной земли.
Учебно-тематический план модуля
1 год обучения (стартовый)
Количество часов
Наименование разделов,
тем
Всего Теория Практика
1. Введение в общеобразовательную программу
Введение в программу
2
2
1.1.
№

2. Основы юнкоровского дела
Журналистика, как
2.1.
профессия

4

4

-

2.2.

Исторические источники

6

2

4

2.4.

Функции журналистики

10

6

4

2.5.

Требования к журналисту

10

6

4

22

10

12

24

12

12

20

8

12

2

4

2.6.
2.7.
2.8.

Основы журналистского
мастерства
Формирование жанров
журналистики
Язык журналистики

3. Основы развития Екатеринбурга
Основы развития
3.1.
6
Екатеринбурга
3.2.

Моя родословная

6

2

4

3.3.

История имен

6

2

4

3.4.

Изучение Урала

8

2

6

3.5.

Изучение родного города

8

4

4

3.6.

Изучение родного района

6

2

4

3.7.

Памятники культуры

10

6

4

3.8.

Литературное наследие

14

4

10

10

Форма контроля/ аттестации
Наблюдение, фронтальный
опрос
Наблюдение, фронтальный
опрос,
Наблюдение, фронтальный
опрос,
Наблюдение, фронтальный
опрос,
Наблюдение, фронтальный
опрос, анкетирование
Наблюдение, фронтальный
опрос, анкетирование
Наблюдение, фронтальный
опрос, анкетирование
Наблюдение, фронтальный
опрос, анкетирование
Наблюдение, фронтальный
опрос, анкетирование
Наблюдение, фронтальный
опрос, анкетирование
Наблюдение, фронтальный
опрос,
Наблюдение, фронтальный
опрос,
Наблюдение, фронтальный
опрос,
Наблюдение, фронтальный
опрос, анкетирование
Наблюдение, фронтальный
опрос, анкетирование
Наблюдение, анкетирование

Урала
4. Практическая журналистика
Участие в выпуске
4.1.
32
стенгазеты
5. Создание игрового фильма
Участие в работе над
5.1.
16
игровым фильмом
6. Промежуточная (итоговая) аттестация
6.1. Презентация
6
Всего 216

-

32

-

16

74

6
142

Презентация газет,
фронтальный опрос
Наблюдение, анализ
Презентация газет

Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
Раздел 1. Введение в образовательную программу
Тема 1.1 Введение в программу
Теория: Знакомство с программой пресс-центра, решение
организационных вопросов, техника безопасности.
Раздел 2. Основы юнкоровского дела
Тема 2.1. Журналистика, как профессия
Теория: представление о профессии журналиста. Виды журналистской
деятельности. Газетная журналистика: первые в России типография и газета,
СМИ в виде газет и журналов, специфика работы журналистов. Теле радиожурналистика: СМИ в виде радио и ТV, специфика работы журналистов.
Тема 2.2. Исторические источники
Теория: понятие истории, как науки, виды исторических источников,
хронология. Представление о краеведении, виды краеведения. Символика,
геральдика. Основные правила создания герба.
Практика: Составление герба своей семьи.
Тема 2.3. Функции журналистики
Теория: информационная функция журналиста. Коммуникативная
функция журналиста. Выражение мнения определённых групп. Формирование
общественного мнения.
Практика: написание заметки: «Журналист, как представитель
определенного слоя общества». Фактические события – как объект интереса
журналиста и основной материал в его работе.
Тема 2.4. Требования к журналисту
Теория: компетентность журналиста – владение литературным языком.
Объективность
СМИ
как
важнейшая
составляющая
работы.
Профессиональная этика журналиста – объективность, соблюдение
профессиональных этических норм.
11

Практика: Написание заметки о фактически произошедшем событии.
Написание рассказа о журналисте-фантазере.
Тема 2.5. Основы журналистского мастерства
Теория:
основы
журналистского
мастерства:
информация,
информационный повод. Что такое информация? Источник информации.
Правдивость информации. Задачи журналиста, качество информации.
Критерии информативности – новизна и небанальность сведений, понятность,
доступность (декодируемость). Построение информации – этапы работы
журналиста над материалом. Три этапа работы над статьей. Правила
построения материала. Источник информации – читатели. Простая и
расширенная информация. Методы сбора информации.
Практика: Задания для разных адресатов - «Интересные события
вчерашнего дня», написать материал для мамы, для друга из отряда, для друга
из класса, для соседки.
Тема 2.6. Формирование жанров журналистики
Теория: формирование жанров журналистики, их особенности,
отличительные черты разных жанров. Заметка. Разновидности материалов
жанра «заметка». Интервью. Особенности жанра «интервью», его виды.
Статья. Роль статьи в газетах и журналах. Обзор печати. Виды обзоров.
Репортаж. Особенности построения репортажа, как жанра. Жанровое
своеобразие репортажа. Репортаж событийный. Репортаж тематический.
Репортаж постановочный. Очерк – как малая форма художественной
литературы. Документальность очерка как жанра. Очерки событийные и
путевые. Фельетон. Особые приемы изложения материала.
Практика: Написать репортаж «1945. На Берлин!». Заметка о
философах в жанре «Очерк». Работа с прессой. Подбор примеров в газетах и
журналах публикаций в разных жанрах. Оценка уровня мастерства автора.
Работа с прессой. Подборка материалов жизни отряда из отрядных стенных
газет. Создание информаций, заметок, корреспонденций на тему об отрядных
занятиях.
Тема 2.7. Язык журналистики
Теория: сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова.
Ошибки в употреблении многозначных слов. Заимствованные слова. Слова
иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы,
неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.
Стилистические пласты лексики. Фразеологизмы, пословицы. Работа с
тематической лексикой. Использование фразеологизмов, крылатых слов,
пословиц. Работа с тематической лексикой. Использование фразеологизмов,
крылатых слов, пословиц.
12

Практика: Подбор примеров лексики на темы «Слова- пришельцы»,
«Крылатые слова». Подбор в газетных и журнальных публикациях примеров
употребления старославянских слов, историзмов, архаизмов, диалектизмов,
профессиональной
лексики.
Объяснение
обоснованности
или
необоснованности их употребления. Написание рассказа на тему «Об этом
слове хочется рассказать».
Раздел 3. Основы развития Екатеринбурга
Тема 3.1. Основы развития Екатеринбурга
Теория: понятие Родины, малой родины. Символика страны, города.
Практика: Работа с иллюстративным материалом. Выполнение
творческого задания «Символы Урала, города, района».
Тема 3.2. Моя родословная
Теория: понятие родословной человека. Родословное древо.
Практика: составление семейной родословной- генеалогического древа
своего рода. Решение тематического кроссворда.
Тема 3.3. История имен
Теория: антропонимика и ономастика. Способы образования имен,
отчеств и фамилий на Руси.
Практика: Выполнение мини-проекта «История моего имени». Защита
мини-проекта «История моего имени».
Тема 3.4. Изучение Урала
Теория: территория, границы; История освоения Урала, Ермак,
становление казачества и Строгановых. Заочная экскурсия по памятным
местам края.
Практика: выполнение заданий по картам географии Урала.
Выполнение заданий по картам истории Урала.
Тема 3.5. Изучение родного города
Теория: история создания города. История страны во время основания
Екатеринбурга. Основатели города, население. Границы города, застройка.
Екатеринбург современный – музеи, театры, памятники старины и
архитектура.
Практика: подготовка презентаций о Екатеринбурге. Проведение
презентаций о Екатеринбурге.
Тема 3.6. Изучение родного района
Теория: история, культура, промышленность Химмаша. Представление
об истории, предприятиях Химмаша, культурных и образовательных
учреждениях. Ориентирование в микрорайоне по карте.
Практика: тематические прогулки по микрорайону Химмаш.
Тема 3.7. Памятники культуры
13

Теория: историческое и художественное значение памятников
культуры. Скульптурные памятники города. Их зодчие. Архитектурные
памятники города. Их зодчие. Исследование по охране памятников.
Архитектурные стили. Легенды и предания.
Практика: выставка «Достопримечательности Екатеринбурга».
Тема 3.8. Литературное наследие Урала
Теория: жанры устного народного творчества: народные сказки,
пословицы и поговорки. Бажов–певец сказов. Сказы П.П. Бажова. Изучение
уральского говора сказов. Язык сказов.
Практика: «Малахитовая шкатулка» – постановка. «Малахитовая
шкатулка» - обсуждение. Герои «Малахитовой шкатулки». Тематическая
прогулка по Бажовским местам. Знакомство с памятными местами,
связанными с жизнью и деятельностью П.П. Бажова. Выявление мест,
упомянутых в сказах. Викторина по сказам П.П. Бажова.
Раздел 4. Практическая журналистика
Тема 4.1. Участие в выпуске стенгазеты
Практика: подготовка материалов для стенгазеты – написание текстов,
съёмка фотографий. Макетирование газеты. Оформительская работа. Защита
проекта.
Раздел 5. Создание игрового фильма
Тема 5.1. Участие в работе над игровым фильмом
Практика: подготовка костюмов, реквизита. Разучивание текстов.
Работа над дикцией. Участие в фильме в качестве актёров.
Раздел 6. Промежуточная (итоговая) аттестация
Тема 6.1. Презентация
Практика: презентация газет на тему: «Что мы узнали и чему научились
в течение года»
1.4. Планируемые результаты
Стартового уровня (1 года обучения)
Предметные результаты:
● умение находить информационные поводы для журналистских
материалов;
● понимание специфики и структуры информационных жанров:
различать информацию, заметку, корреспонденцию, интервью, репортаж,
обзорно аналитические и художественные жанры;
● знание особенностей игровых и документальных фильмов;
● знание в общих чертах истории города Екатеринбурга, основные
этапы его исторического и культурного развития;
14

умение составлять генеалогическое древо своей семьи.
Метапредметные результаты:
● умение записывать впечатления о прогулке или экскурсии, связно
излагать свои мысли, грамотно используя русский литературный язык;
● умение работать в группах.
Личностные результаты:
● сформировано чувство дружбы и коллективизма среди учащихся;
● воспитано чувство сопричастности к судьбе родной земли.
●

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (2 год обучения)
Цель – дать представление о модели личности журналиста и патриота,
привить навыки радости умственного труда.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить с историей Российской журналистики.
2. Познакомить с «Золотым веком» г. Екатеринбурга.
3. Обучить алгоритмам проектной деятельности.
4. Обучить алгоритмам исследовательской деятельности.
5. Познакомить с информационными жанрами и обучить работать в
них.
Развивающие:
1. Развить интеллектуальных и личностных способностей учащихся.
2. Развить устойчивой мотивации к изучению прошлого и настоящего
своей родины, города, семьи.
Воспитательные:
1. Сформировать потребности в практической деятельности.
2. Воспитать культуры межличностных отношений в совместной
деятельности учащихся.
3. Воспитать бережного отношения к культурному наследию предков.
Учебно-тематический план модуля
2 год обучения (базовый)
Количество часов
Наименование разделов,
тем
Всего Теория Практика
1. Введение в общеобразовательную программу
№

1.

Введение в программу

2. Основы юнкоровского дела
История Российской
2.1.
журналистики
2.2.

Проектная деятельность

2

2

-

18

10

8

18

4

14

15

Форма контроля/ аттестации
Наблюдение, фронтальный
опрос
Наблюдение, фронтальный
опрос
Наблюдение, фронтальный
опрос, анкетирование

Композиция
10
журналистского материала
Стилистические фигуры
2.4.
14
речи
Информационные жанры:
2.5. отчет, репортаж, интервью, 16
информация-объявление.
Художественнопублицистические жанры:
2.6.
14
слово, очерк, эссе,
фельетон
Технические средства
2.7. журналиста, умение их
24
использовать
3. Основы развития Екатеринбурга
Екатеринбург глазами
3.1.
20
Уральских писателей
Екатеринбург XVIII века,
3.2.
18
IX века
«Золотой век»
3.3.
20
Екатеринбурга
4. Практическая журналистика
Планирование выпуска и
4.1.
18
выпуск стенных газет
5. Создание игрового фильма
Подготовка и съемка
5.1.
20
игрового фильма
6. Промежуточная (итоговая) аттестация
Планирование и выпуск
6.1.
4
итоговой стенной газеты
Всего: 216
2.3.

4

6

7

7

8

8

Наблюдение, фронтальный
опрос, анкетирование
Наблюдение, фронтальный
опрос
Наблюдение, фронтальный
опрос

6

8

Наблюдение, фронтальный
опрос

4

20

Наблюдение, фронтальный
опрос, анкетирование

12

8

10

8

10

10

-

18

-

20

Наблюдение, анализ

-

4

Презентация газет

77

139

Наблюдение, фронтальный
опрос
Наблюдение, фронтальный
опрос
Наблюдение, фронтальный
опрос
Наблюдение, фронтальный
опрос

Содержание учебного (тематического) плана
2 год обучения
Раздел 1. Введение в общеобразовательную программу
Тема 1.1. Введение в программу
Теория: анализ занятий прошлого года. Презентация планов работы на
учебный год.
Раздел 2. Основы юнкоровского дела
Тема 2.1. История российской журналистики
Теория: журналистика XVIII века. Ее характерные особенности.
Н.И. Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».
Журналистика XIX века. Формирование жанров в журналистике. Творчество
Гиляровского. В.И. Гиляровский – репортер и публицист. А.С. Пушкин –
публицист: «Путешествие из Москвы в Петербург». Фельетоны Ильфа и

16

Петрова. Журналистика XX века. Истоки нравственных основ журналисткой
этики. Развитие жанра фельетон – И. Ильф, Е. Петров.
Практика: Заметки об осени по творчеству А.С. Пушкина. Репортаж о
событиях в классе. Написание статьи в жанре «фельетон». Дискуссия о
профессиональной этике журналиста.
Тема 2.2. Проектная деятельность
Теория: требования к написанию и защите исследовательской работы.
Правила защиты, основы публичного выступления. Правила аргументации
оппонентам. Аргументация доказательств, беседа с оппонентом.
Практика: разработка творческих проектов «Семь чудес
Екатеринбурга». Защита творческих проектов «Семь чудес Екатеринбурга».
Тема 2.3. Композиция материала
Теория: композиция журналистского материала. Основные типы
построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные
структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная
хронология. Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в
доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к
абстрактному.
Практика: примеры повествования. Подбор в газетных и журнальных
публикациях примеров повествования, описания, рассуждения. Написание
рассказа на тему «Маленькое происшествие» с использованием разных типов
построения.
Тема 2.4. Стилистические фигуры речи
Теория: стилистические фигуры речи, что это такое, для чего
используются. Метонимия, гипербола, ирония. Анафора и эпифора. Антитеза,
градация, эллипсис. Прием кольца, умолчание, риторическое обращение и
риторический вопрос.
Практика: работа с прессой. Подбор в газетных и журнальных
публикациях примеров тропов и стилистических фигур, определение их роли
в тексте. Написание зарисовки, с использованием разных стилистических
фигур.
Тема 2.5. Информационные жанры
Теория: отчет, хроника. Репортаж. Интервью. Информация - объявление
(программа, афиша). Основные требования к информативной публицистике:
оперативность, актуальность. Основные требования: правдивость, полнота
отражения явлений современной жизни. Основные требования: доступность,
выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты,
определение места, времени, обстоятельств).
Тема 2.6. Художественно-публицистические жанры
17

Теория:
основные
функции
произведений
художественнопублицистических жанров: информационная функция, эстетическая,
экспрессивная, просветительская. Основные жанры: слово, очерк, эссе,
фельетон, памфлет и др.
Практика: самостоятельная работа со справочной литературой.
Портретный очерк. Обсуждение особенностей очерка, анализ текстов образцов. Создание чернового варианта эссе и фельетона.
Тема 2.7. Технические средства журналиста, умение их
использовать
Теория: знакомство с фотоаппаратом, видеокамерой. Знакомство с
компьютером для юнкоровской работы. Приемы работы с ними: Фотомонтаж,
видеомонтаж. Макетирование газеты в электронном виде. Особенности
компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER.
Практика: фотосъемка для отрядной хроники. Оформление
фотовыставки.
Раздел 3. Основы развития Екатеринбурга
Тема 3.1. Екатеринбург глазами уральских писателей
Теория: Крапивин В.П. о Екатеринбурге. Сорокин Л.Л. о Екатеринбурге.
Хоринская Е.Е. о Екатеринбурге. Мамин–Сибиряк Д.Н. о Екатеринбурге.
Практика: подготовка и проведение презентаций: «Об истории города
глазами писателей», «Географическое положение города, природная среда
вокруг него», «Этапы формирования Екатеринбурга», «Город-крепость,
город-завод», «Этапы формирования территории города. Исторические
источники».
Тема 3.2. Екатеринбург XVIII и XIX веков
Теория: город-крепость, город-завод. Постройка плотины и первых
промышленных сооружений: завода, монетного двора, гранильной фабрики.
Первые церкви. Старообрядчество. Открытие первых школ. Декоративноприкладное искусство. В.И. де Геннин, В.Н. Татищев. Горнозаводское дело.
Развитие горнозаводского дела. Начальник горных заводов В.А. Глинка.
«Золотая лихорадка» 1830-х годов.
Практика: подготовка и проведение презентаций: «Значение
Екатеринбурга для России в XVIII веке». «Жизнь и быт уральцев в XVIII веке».
Разработка и проведение познавательной экскурсии «Екатеринбургские
знаменитые усадьбы».
Тема 3.3. «Золотой век» Екатеринбурга
Практика: классицизм в архитектуре. Эпоха классицизма в творениях
архитектора М.П. Малахова. Легенды и мифы уральских подземелий.
Творчество художников А.И. Корзухина, А.К. Денисова- Уральского.
18

Строительство и архитектура храмов. Церковное строительство: Новотихвинский монастырь, церковь Вознесения Христова, церковь
Животворящей Святой Троицы и др. Знаменитые художники Урала. Создание
и работа УОЛЕ-Уральского общества любителей естествознания;
Просветительская деятельность УОЛЕ. Ученый-краевед Н.К. Чупин. Издание
журнала «Записки УОЛЕ». Появление театра и кинематографа. Первые
театральные труппы Соколова, Головинского, Херувимова. Постройка здания
городского театра. Появление кинематографа.
Практика: викторина «Золотой век Екатеринбурга». Подготовка и
проведение презентаций о развитии культуры Екатеринбурга.
Раздел 4. Практическая журналистика
Тема 4.1. Практические занятия по выпуску стенных газет
Практика: подготовка материалов для стенгазеты – написание текстов,
съёмка фотографий. Макетирование газеты. Оформительская работа. Защита
проекта.
Раздел 5. Создание игрового фильма
Тема 5.1. Подготовка и съемка игрового фильма
Практика: подготовка костюмов, реквизита. Разучивание текстов.
Работа над дикцией. Участие в фильме в качестве актёров. Подготовка
техники. Участие в фильме в качестве осветителей, операторов
Раздел 6. Промежуточная (итоговая) аттестация
Тема 6.1. Планирование и выпуск итоговой стенной газеты
Практика: презентация газет.
Планируемые результаты
Базового уровня (2 года обучения)
Предметные результаты:
● знание истории журналистики ХVIII, XIX, XX вв.;
● знание фактов, событий и периодизации развития Екатеринбурга;
● знание основ создания проектов;
● знание и понимание алгоритмов исследовательской деятельности;
● знание структуры газетных, художественно-публицистических,
информационных жанров разного плана;
Метапредметные результаты:
● умение работать с литературой, энциклопедиями, справочниками по
истории Екатеринбурга;
● умение ориентироваться в географических картах разных лет
выпуска, самостоятельно разрабатывать маршруты экскурсий, «портфель
экскурсовода», а также самостоятельно обрабатывать собранный материал.
19

Личностные результаты:
● сформированы потребности в практической деятельности;
● сформирована культура межличностных отношений в совместной
деятельности учащихся;
● сформировано бережное отношение к культурному наследию
предков.
ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ (3 год обучения)
Цель – дать представление о методах самовоспитания и развития
творческой личности, испытывающей потребность в сохранении и развитии
культурных традиций.
Задачи:
Обучающие:
1. Научить реализовывать авторский замысел при выполнении
творческой работы.
2. Разъяснить особенности встреч с представителями разных профессий
для проведений пресс-конференций и интервью.
Развивающие:
1. Развить эстетический вкус – как ориентир к самостоятельному
восприятию искусства.
2. Способствовать развитию активной жизненной позиции личности.
3. Развить образное и логическое мышление.
Воспитательные:
1. Сформировать готовности выражать и отстаивать собственное
мнение, оценку, суждение в письменной и устной форме.
2. Воспитать уважения к окружающим людям, интереса к каждому
человеку с учетом его индивидуальных особенностей;
Учебно-тематический план модуля
3 год обучения (продвинутый)
Количество часов
Всего
Теория Практика
1. Введение в общеобразовательную программу
1.1
Введение в программу
2
2
2. Основы юнкоровского дела
№

Наименование разделов, тем

2.1

Газетный язык и авторский
почерк

24

4

20

2.2

Этика и мораль. Поступок и
мотив.

26

8

18

20

Форма
контроля/аттестация
Наблюдение,
Наблюдение,
фронтальный опрос,
анкетирование
Наблюдение,
фронтальный опрос,
анкетирование

2.3

Эстетика

26

Аналитические и
художественные жанры.
2.4
20
Очерк и зарисовка. Стихи и
рассказы
Особенности работы
журналиста в печатных
2.5
12
изданиях, на радио и
телевидении
3. Основы развития Екатеринбурга
Екатеринбург с конца XIX в.
3.1
20
И до осени 1917 года.
Революционный
3.2 Екатеринбург в годы
10
Гражданской войны
Свердловск в 20-е – 3О-е
3.3
8
годы XX века
Свердловск в годы Великой
3.4
6
Отечественной войны
От Свердловска – к
3.5
8
Екатеринбургу
4. Практическая журналистика
Планирование выпуска и
4.1
30
выпуск стенных газет
5. Создание игрового фильма
Организация, подготовка,
5.1
20
съёмка и монтаж фильма
6. Промежуточная (итоговая) аттестация
Презентация «Портфель
6.1
4
творческих достижений»
Всего: 216

12

14

8

12

Наблюдение,
фронтальный опрос,
анкетирование
Наблюдение,
фронтальный опрос

6

6

Наблюдение,
фронтальный опрос

8

12

4

6

4

4

2

4

4

4

-

30

-

20

Наблюдение, анализ

-

4

Презентация газет

62

154

Наблюдение,
фронтальный опрос
Наблюдение,
фронтальный опрос
Наблюдение,
фронтальный опрос
Наблюдение,
фронтальный опрос
Наблюдение,
фронтальный опрос
Презентация газет,
фронтальный опрос

Содержание учебного (тематического) плана
3 год обучения
Раздел 1. Введение в общеобразовательную программу
Тема 1.1. Введение в программу
Теория: анализ занятий прошлого года. Презентация планов работы на
учебный год.
Раздел 2. Основы юнкоровского дела
Тема 2.1. Газетный язык и авторский почерк
Теория: особенности газетного языка. Авторский почерк. Русский язык
на газетной полосе. Специфика изложения фактов (простота, доходчивость,
лаконичность, выразительность). Смысловая точность. Газетный язык,
«острота» языка. Личный стиль журналиста. Личные качества журналиста.
Движение, эмоция, экспрессия. Основа языка – движение и его выражение.
21

Эмоции, экспрессия в языке. Прямая речь в обозначении характера героев
публикаций. Реплики, монологи, диалоги – речевая характеристика героев.
Практика: подготовка заметок к публикации в редакции.
Специфическое оформление материала для публикации: заголовок, рубрика,
разбивка на абзацы. Корректорские обозначения. Реплики, монологи, диалоги
– находим в предложенных текстах, зачитываем вслух. Экскурсия в
типографию. Знакомство с производственными цехами. Сравнительный
анализ рукописей и публикаций. Ознакомление с подготовкой макета номера
газеты.
Тема 2.2. Этика и мораль. Поступок и мотив
Теория: мораль: нравы, обычаи, мода, поведение; Наука о
нравственности; система норм поведения человека. Категории этики: добро и
зло, отражение их в литературе начала ХХ века. Категории этики: достоинство,
духовность, героизм, любовь, верность, долг, счастье, идеалы. Отражение их в
литературе начала ХХ века. Самовоспитание: Вежливость, деликатность, такт,
простота в общении с людьми.
Практика: Диспут: Любовь, счастье, идеалы, верность, долг. Диспут:
«Личность - способы ставить цель и достигать ее». Умение принимать
решения и оценивать свои поступки. Самовоспитание. Вежливость,
деликатность, такт, простота в общении с людьми. Тренинг общения. Прессопрос «Оценка поступков героев фильмов и спектаклей по личностным
категориям».
Тема 2.3. Эстетика
Теория: творчество по законам красоты. Наука познавать красоту.
Предмет изучения эстетики – искусство. Отличие этики от других предметных
наук (музыковедения, театроведения, киноведения). Изучение общих законов
искусства как формы художественно-творческого освоения действительности.
Категории эстетики: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное,
трагическое и комическое. Гармония. Красота – понятие изменяющееся.
Условность искусства. Каноны красоты в разных эпохах. Различие понятий
«красивое» и «прекрасное». Театральные жанры: драма, мюзикл, трагедия,
комедия (водевиль, фарс, комедия интриги). Природа трагического и
комического в искусстве. Сопереживание в искусстве (катарсис – очищение
души через страданиеи сострадание). Художественный образ в искусстве.
Правда и вымысел. Фантазия. Киноискусство. Специфика, жанры, виды.
История: факты, даты, имена. Братья Люмьер. Волшебный фонарь.
Рисованные фильмы. Немое кино. Условность в кино. Образность. Съемный
процесс и его организация. Кинопрофессии (актер, режиссер, оператор,
художник, композитор, каскадер).
22

Практика: в мастерской художника и писателя мариниста Е.И.
Пинаева. В мастерской художника, профессора Екатеринбургской академии
Е.И. Стерлиговой. Творческий отчет написание заметок о впечатлениях от
работ художников. Творческий отчет - мини-рецензии на просмотренные
фильмы, спектакли по категориям эстетики.
Тема 2.4. Аналитические и художественные жанры
Теория: специфика аналитической публицистики. Основные требования
к аналитическим жанрам (очерк, зарисовка). Зарисовка: штрихи к портрету
человека (заготовка к очерку). Очерк «Портрет человека». Виды очерков:
портретный, судебный, тематический, проблемный, путевой. Сходство и
различие с другими жанрами, их структура. Отличие очерка документального
от художественного. Поэзия и проза. Стихи и рассказы. Источник поэзии –
внутренний мир человека. Тема. Сюжет. Рифма. Ритм. Ударение. Смысловая
нагрузка. Роль глагола в поэзии. Выбор слова. Настроение. Образ. Стихи в
прозе и проза в стихах. Можно ли редактировать стихи? Плагиат. Статья.
Фельетон. Обзор печати. Рецензия.
Практика: творческая лаборатория. Специализация по жанрам
«Зарисовка», «Статья», «Рецензия», «Любовь в стихах и прозе», «Рассказ о
близком человеке».
Тема 2.5. Особенности работы журналиста в печатных изданиях, на
радио и телевидении
Теория: соответствие функций, целей, задач, профессиональных
требований к конкретным жанрам. Особенность учета фактора времени на
радио и телевидении. Сочетание записи и прямого эфира. Своевременность
подачи информации. Главенство фактора изображения на телевидении,
возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука.
Практика: Прослушивание и просмотр радио и телепередач,
определение их жанровой принадлежности. Определение методов и приемов,
используемых авторами, оценка уровня их мастерства.
Раздел 3. Основы развития Екатеринбурга
Тема 3.1. Екатеринбург с конца Х1Х века и до осени 1917 года
Теория: социальные причины рабочего движения конца Х1Х – начала
ХХ вв. Социально-экономическое развитие. Положение различных слоев
населения. Участие наших соотечественников в Первой мировой войне, в
Октябрьской революции. Рабочее движение в конце XIX – начале ХХ в.
Первые общественные организации и партии. Участие уральцев в русскояпонской войне и первой русской революции. Влияние первой мировой войны
на экономику, положение трудящихся. Участие уральцев во второй
революции. Особенности архитектуры Урала начала ХХ в. Особенности
23

архитектурного строительства. Деятельность архитекторов Бабыкина и
Турского. Открытие Театра оперы и балета. Развитие кинематографа.
Открытие художественно-промышленной школы.
Практика: работа с историческими источниками, подготовка и
проведение тематических презентаций.
Тема 3.2. Революционный Екатеринбург в годы гражданской войны
Теория: расстрел царской семьи. Гражданская война на Урале.
Революционное движение в Екатеринбурге. Политические режимы.
Установление Советской власти. Создание Уральской области. Екатеринбург
– столица Урала. Участники революционных событий и Гражданской войны
на Урале.
Практика: работа с историческими источниками, подготовка и
проведение тематических презентаций.
Тема 3.3. Свердловск – в 20-е и 30-е годы ХХ века
Теория: присвоение городу нового имени. Свердловск в годы первых
пятилеток. Строительство УЗТМ и других крупных предприятий. Расширение
территории города, появление новых районов. Первый городской трамвай.
Архитектура эпохи конструктивизма. Открытие картинной галереи, музеев,
Драматического театра, Театра музыкальной комедии. Появление новых
учебных заведений. Политические репрессии на Урале. Именитые жители и
гости города. В.К. Блюхер. Жизнь и быт горожан.
Практика: работа с историческими источниками, подготовка и
проведение тематических презентаций.
Тема 3.4. Свердловск в годы Великой Отечественной войны
Теория: эвакуация предприятий. Становление Химмаша. Уральский
добровольческий танковый корпус. «Все для фронта, все для победы!»
Трудовой героизм свердловчан. Фронтовые бригады. Донорское движение.
Эвакуация в Свердловск предприятий из западных районов страны. Сбор
средств и создание танковых колонн. Вклад уральской науки в победу над
врагом. Культура города в годы войны. Свердловчане – известные труженики
тыла. Свердловчане – Герои Советского Союза. Личные архивы,
воспоминания участников войны и тружеников тыла. Наши деды – воины и
труженики. Жизнь и быт свердловчан в годы войны.
Практика: просмотр и обсуждение фильма «Сильные духом» о
Н.И. Кузнецове.
Тема 3.5. От Свердловска – к Екатеринбургу
Теория: важнейшие экономические и политические события
послевоенной эпохи в жизни Свердловска. Современная архитектура города.
Исторические памятники и музеи. Улицы и площади. Строительство новых
24

микрорайонов, предприятий, создание учреждений образования и культуры,
открытие новых музеев, строительство метро. Возвращение городу
исторического имени. «Почетные граждане» города Екатеринбурга.
Практика: работа с историческими источниками и картой города.
Создание проекта «Мой город сегодня, через 50 и через 100 лет».
Раздел 4. Практическая журналистика
Тема 4.1. Практические занятия по выпуску стенных газет
Практика: подготовка материалов для стенгазеты – написание текстов,
съёмка фотографий. Макетирование газеты. Оформительская работа. Защита
проекта.
Раздел 5. Создание игрового фильма
Тема 5.1. Организация, подготовка, съемка и монтаж игрового
фильма
Практика: подготовка костюмов, реквизита. Разучивание текстов.
Работа над дикцией. Участие в фильме в качестве актёров. Подготовка
техники. Участие в фильме в качестве осветителей, операторов. Монтаж и
озвучка фильма.
Раздел 6. Промежуточная (итоговая) аттестация
Тема 6.1. Презентация «Портфеля творческих достижений»
Практика: презентация газет.
Планируемые результаты
Продвинутого уровня (3 года обучения)
Предметные результаты:
● умение реализовать авторский замысел при выполнении творческой
работы;
● знание особенностей пресс-конференций и умение разъяснить эти
особенности.
Метапредметные результаты:
● умение самостоятельно воспринимать искусство;
● навыки образного и логического мышления.
Личностные результаты:
● сформирована готовность выражать и отстаивать собственное
мнение, оценка, суждения в письменной и устной форме;
● сформировано уважения к окружающим людям, интереса к каждому
человеку с учетом его индивидуальных особенностей;
● сформирована активная жизненная позиция личности.
2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
25

2.1. Календарно-учебный график
Год обучения

Дата начала Дата окончания
Всего
Количество
обучения по
обучения по
учебных
Режим занятий
учебных часов
программе
программе
недель
Стартовый, базовый, продвинутый уровни (1, 2, 3 год обучения)
1 полугодие
10 сентября
30 декабря
16
96
3 раза в неделю
2 полугодие
09 января
28 мая
20
120
по 2 часа

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
Кабинет, столы, стулья. Кабинет оснащен школьной доской,
компьютером, принтером. Необходимым является цветная и белая бумага для
печати, фломастеры, карандаши, краски.
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. №
652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
Наглядные пособия для проведения занятий: образцы жанровой
продукции из газет и журналов, выпускаемых учащимися для детей; образцы
жанровой продукции и периодических изданий взрослой прессы;
репортажные и портретные фотоснимки; фотомонтажи; юмористические
журналы; репродукции картин и иллюстрации художников к книгам; фото
негативы и клише; образцы офсетных плёнок; карты, диаграммы, технические
рисунки, рекламные объявления; видеоматериалы.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Методы контроля - контрольные задания в виде творческих работ в
конце каждой темы в процессе обучения, тесты, анализ журналистского
материала, стенных газет и литературных альманахов в конце каждого месяца;
выставки, соревнования, творческие конкурсы.
● наблюдение (получение информации через органы чувств);
● опрос (получение информации на основе словесного общения);
● анкетирование (получение письменной информации с помощью
заранее составленной информации);
● анализ (изучение динамики развития и достижений учащихся в
образовательной, развивающей и воспитательной сферах).
Виды контроля:
● текущий (наблюдение, опрос, анкетирование, анализ выполненных
работ);
● тематический (выполнение заданий по темам разделов);
26

итоговый контроль (выполнение итоговой творческой работы, отбор
работы на конкурсы и выставки различного уровня).
Формы контроля: блиц-опрос, конкурсы, выставки, презентация
творческих и конкурсных работ, защита проектов.
Критерии оценки журналистской заметки
●

Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
5 баллов
4 балла
3 балла
Присутствие элементов Композиция текста
Композиция текста Композиция текста не
композиции:
полностью
почти полностью
полностью
заголовок, лид,
соответствует нормам соответствует нормам соответствует нормам
основная,
журналистики
журналистики
журналистики
заключительная части.
Актуальность и
Информация
Информация почти Информация не
достоверность
полностью актуальна полностью актуальна полностью актуальна
информационного
и достоверна
и достоверна
и достоверна
материала.
Соответствие подачи Подача материала
Подача
материала Подача материала не
материала теме и
полностью
почти
полностью полностью
жанру
соответствует теме и соответствует теме и соответствует теме и
жанру
жанру
жанру
Реализация творческой Творческая идея
Творческая идея
Творческая идея
идеи: глубина
реализована
реализована почти
реализована не
освещения проблемы, полностью. Проблема полностью. Проблема полностью. Проблема
точная направленность освещена глубоко,
освещена достаточно, не достаточно
и объективность
материал написан
материал написан
освещена, подача
максимально
объективно
материала не слишком
объективно, с учётом
объективна.
всех нюансов.
Образность и
Материал написан
Материал написан
Материал написан
эмоциональность
образно,
сдержанно, не хватает несколько сухо,
материала
эмоционально, его
эмоциональности
желательно больше
очень интересно
подачи и образности. эмоциональности и
читать.
образности.
Наличие чётко
Авторская позиция по Авторская позиция по Авторская позиция по
выраженной авторской отношению к
отношению к
отношению к
позиции
основной проблеме основной проблеме основной проблеме
материала выражена материала выражена материала выражена
чётко и понятно.
довольно понятна.
не слишком чётко.
Грамотность
Нет ошибок: ни
Минимальное
Есть ошибки,
грамматических, ни количество ошибок мешающие
синтаксических
восприятию
Оценка

Критерии оценки презентаций учащихся
Критерии
Содержание

Высокий уровень
5 баллов
Работа
завершена

Средний уровень
Низкий уровень
4 балла
3 балла
Почти
полностью
Не
все
важнейшие
полностью сделаны
наиболее
компоненты
работы
важные
компоненты
выполнены
работы
27

Работа демонстрирует
Работа демонстрирует понимание
основных
Работа
демонстрирует
глубокое
понимание моментов,
хотя
понимание, но неполное
описываемых процессов некоторые детали не
уточняются
Дискуссионные материалы
Имеются
некоторые
Даны
интересные.
есть в наличии, но не
материалы
Дискуссионные
способствуют пониманию
дискуссионного
материалы.
Грамотно
проблемы.
Научная
характера.
Научная
используется научная
терминология
или
лексика используется,
лексика
используется мало или
но иногда не корректно.
используется некорректно.
Учащийся предлагает
Учащийся
в
собственную
большинстве
случаев Учащийся
иногда
интерпретацию
или
предлагает собственную предлагает
свою
развитие
темы
интерпретацию
или интерпретацию
(обобщения,
развитие темы
приложения, аналогии)
Везде, где возможно
Почти везде выбирается Учащемуся нужна помощь
выбирается
более
более
эффективный в выборе эффективного
эффективный
и/или
процесс
процесса
сложный процесс
Дизайн
Дизайн
логичен
и
Дизайн есть
Дизайн случайный
очевиден
Имеются
постоянные Имеются
постоянные Нет постоянных элементов
элементы
дизайна. элементы
дизайна. дизайна. Дизайн может и не
Дизайн
подчеркивает Дизайн соответствует соответствовать
содержание.
содержанию.
содержанию.
Графика
Параметры
шрифта
Все параметры шрифта Параметры
шрифта
недостаточно
хорошо
хорошо
подобраны подобраны.
Шрифт
подобраны, могут мешать
(текст хорошо читается) читаем.
восприятию
Хорошо
подобрана,
соответствует
Графика соответствует Графика
мало
содержанию, обогащает содержанию
соответствует содержанию
содержание
Грамотность Нет
ошибок:
ни
Минимальное
Есть ошибки, мешающие
грамматических,
ни
количество ошибок
восприятию
синтаксических

Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме:
презентации газет.
Оценочные материалы:
1. Мониторинг развития учащихся в объединении «Флагман»
(Приложение 2).
2. Мониторинг развития знаний и умений учащихся по программе
«Основы журналистики в отряде «Флагман» (Приложение 3).
Методическое материалы:
Методы обучения:
28

словесные – беседа, рассказ, диалог, монолог;
● наглядные – демонстрация иллюстраций, открыток, рисунков, схем с
CD-дисков и сайтов Интернета;
● практические – решение творческих заданий;
● репродуктивные – работа по алгоритму;
● проблемно-поисковые – написание журналистских материалов по
собственному замыслу, выполнение творческих заданий (исследовательских
работ, проектов, презентаций);
● творческие мастерские;
● метод проектов;
● индивидуальные – задания в зависимости от доступного уровня
развития обучающегося;
● игровые – мозговой штурм.
Выбор метода обучения зависит от содержания занятия, уровня
подготовки и опыта учащихся.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной
деятельности – привлекательные задания для учащихся, соревнование,
познавательные и развивающие игры, дискуссия, эмоциональное воздействие,
поощрение, коллективные обсуждения выполненных работ.
Методы воспитания - метод примера, коллективные творческие дела,
беседы, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций,
соревнование, наблюдение, упражнение, поощрение, анкетирование, анализ
результатов.
Типы занятий:
● комбинированное
изучение,
усвоение
нового
материала
(объяснение, демонстрация, практическая часть);
● закрепление, совершенствование знаний, умений и навыков;
● самостоятельное применение знаний, умений и навыков.
Формы занятий
Коллективная, групповая работа проводится в форме: бесед,
теоретических и практических занятий, комбинированных занятий
(выполнении творческих заданий, проведения и участия в диспутах, в
семинарах, в ролевых играх, в создании стенных газет).
Самостоятельная работа осуществляется в форме усвоения
теоретического материала, чтения литературы, работы в сети Интернете,
подготовке материалов для публикаций в прессе, процессе написания отчетов,
разработке и воплощении творческих проектов.
Программа предполагает построение занятий в следующей
последовательности: творческий процесс - творческий продукт - осознание его
●

29

закономерностей - соотнесение полученного с достижениями культуры и
науки - коррекция своей деятельности - новый творческий продукт.
Решению задач, поставленных в программе, способствует система
развивающего обучения по методике коллективно-творческого воспитания
И.П. Иванова, технологии погружения (И.П. Иванов, М.П. Щетинин),
технологии
«педагогика
сотрудничества»
(В.А. Караковский,
С.Н. Лысенковой).
Реализация программы позволяет решить многие проблемы воспитания
подрастающего поколения, такие как профессиональная ориентация,
социальное и нравственное взросление, положительная гражданская позиция.
Достигается максимальное приближение к реальному опыту постижения
мира, так как каждый учащийся движется от осознания личностного опыта к
опыту национальной и общественной культуры в свободной деятельности.
Образовательно-воспитательный процесс направлен на формирование и
развитие у учащихся таких важных социально-значимых качеств, как:
готовность к нравственному самоопределению, стремление к сохранению и
преумножению культурных и исторических ценностей. Как следствие –
утверждение активной жизненной позиции при решении важнейших проблем
общества в различных сферах общественной деятельности.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога
1. История Урала: в 2 т. / под редакцией Шабуровой Т.Н. – 2-е изд.,
Екатеринбург: Уральский рабочий, 1997.
2. Как относиться к себе и к людям, или практическая психология на
каждый день / Козлов Н.И. - М.: Новая школа, 1994.
3. Методические рекомендации, разработанные на основе материалов
семинаров-совещаний «Роль дополнительного образования детей и молодёжи
в гражданском патриотическом воспитании» /Министерство образования и
науки Российской федерации / Краснодар: Экоинвест, 2017.
4. Очерки истории Урала. Город Екатеринбург. В провинциальном
Екатеринбурге / Корепанов Н.Н. - Екатеринбург: БКИ, 2001.
5. Очерки истории Урала. В раннем Екатеринбурге / Корепанов Н.Н. Екатеринбург: БКИ, 2001.
6. Очерки истории Урала. Геннин на Урале / Корепанов Н.Н. Екатеринбург: БКИ, 2006.
7. Очерки истории русской этической мысли / под ред. Пеунова М.Н.,
Целикова О.П., Шкоринова В.П. – М.: изд.Наука, 1999.
8. О прозе и поэзии / Эйхенбаум Б.М. – М.: Республика, 1994.
30

9. Памятная книга редактора / авт.-сост. Мильчин А.В. – М.: Книга,
1988.
10. Правильно ли мы говорим по-русски / Скворцов Л.И. – М.:
Полиграфкнига, 2010.
11. Русские фамилии / Федосюк Ю.А. – М.: Дом детской книги, 1989.
12. Словарь по этике / под редакцией И.С. Кона / М.: Политиздат, 1975.
13. Словарь трудностей русского языка / под ред. Розенталя Д.Э.,
Теленковой М.А. – 4 изд., М.: Русский язык, 1985.
14. Теория литературы. Поэтика. Стилистика / Жирмунский В.М. – П.:
Наука 1998.
15. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / Даль В.И. –
М.: Русский язык, 1982.
16. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Фасмера
М. – М.: Прогресс, 1986.
17. Этимологический словарь русского языка для школьников / авт.сост. Карантиров С.И. – М.: Славянский дом книги, 1977.
Литература для учащихся и родителей
1. Барабанщики, вперёд! / Каравелла – Свердловск: Ср.Ур.кн.изд-во,
1986.
2. Из жизни слов / Вартаньян Э.А. - М.:Детгиз, 1988.
3. Море в конце переулка / Каравелла – М.: Молодая гвардия, 1976.
4. Чем крепче ветер / Каравелла - Свердловск, Ср.Ур.кн.изд-во, 1972.
5. Педагогическая поэма / Макаренко А.С.–Сыктывкар: Изд. Коми,
1978.
Интернет-ресурсы:
1. Юнпресс. Лига юных журналистов. – Режим доступа:
https://ynpress.com/
2. Центр социального продюсирования «Журавейник». – Режим
доступа: https://vk.com/juraveinik
3. Наш Химмаш (Екатеринбург). Химмаш-газета. – Режим доступа:
https://vk.com/himmashgazeta
4. Формирование активной гражданской позиции и воспитание
лидерских качеств подростков в разновозрастном отряде «Флагман». – Режим
доступа: https://moluch.ru/archive/102/23305/

31

Приложение 1
Мониторинг развития учащихся в объединении «Флагман»
№

Описание составляющих

Личностные универсальные учебные действия

Готовность и способность к переходу к самообразованию

Шкала оценки
Низкий Средний Высокий
уровень уровень уровень
3 балла 4 балла 5 баллов

1 на основе учебно- познавательной мотивации.
Готовность к выбору направления профильного
2
образования
3 Стабильная самооценка
Понимание чувств других людей, сопереживание
4
им
5 Уважительное отношение к иному мнению
Знание моральных норм и умение выделить
6
нравственный аспект поведения
Чувство сопричастности и гордости за свою
7
Родину
Реализация гражданской позиции в деятельности
8
и поведении
Метапредметные УУД
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Умение представлять и аргументировать свою
1
позицию в письменной и устной форме
2 Навыки совместной деятельности –
- умение устанавливать рабочее отношения,
- умение слушать и слышать друг друга,
- действовать с учетом позиции другого,
- уметь согласовывать свои действия,
- участвовать в коллективном обсуждении
проблем,
- эффективно сотрудничать и способствовать
работе «на результат»
Познавательные универсальные учебные действия:
Развитие стратегий смыслового чтения и работы с
1
информацией
Смысловое чтение, в зависимости от цели 2 извлечение необходимой информации из текстов
различных жанров
Определение основной и второстепенной
3
информации
Свободная ориентация и восприятие разных
4 текстов художественного, научно- популярного,
публицистического и официально-делового
32

стилей; понимание и адекватная оценка языка
средств массовой информации
Самостоятельное выделение и формулирование
5
познавательной цели
Практическое освоение методов познания,
6 используемых в различных областях знания и
сферах культуры
7 Структурирование знаний
Выбор наиболее эффективных способов решения
8
задач в зависимости от конкретных условий
Рефлексия способов и условий действия, контроль
9
и оценка процесса и результатов деятельности
Постановка и формулирование проблемы,
самостоятельное создание алгоритмов
10
деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера
Практическое освоение основ проектно11 исследовательской деятельности, активной работы
воображения - непременной основы творчества.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Целеполагание–определение желаемого, или
1
должного результата
Планирование–составление плана, определение
2 конкретных способов достижения целей,
необходимых для этого средств
Прогнозирование умение предсказать развитие
3
событий
Ориентация в ситуации – умение разобраться в
4 ситуации и понять, почему возникло затруднение
в деятельности
5 Принятие решения
Самоконтроль –контроль деятельности с учетом
6 того, насколько результат близок к поставленной
цели
Коррекция – изменение реальных действий,
7
поступков.
Оценка полученного результата
8 (с предварительным определением критериев
достигнутой цели)

33

Приложение 2
Мониторинг развития знаний и умений учащихся по программе
«Основы журналистики в отряде «Флагман»
Шкала оценки
№
Низкий Средний Высокий
Описание составляющих
п/п
уровень уровень уровень
3 балла 4 балла 5 баллов
К концу 1 года обучения учащийся должен знать:
что такое журналистика и для чего она нужна,
1 требования, выставляемые обществом
журналистам
специфику и структуру информационных
2 жанров: различать информацию, заметку,
корреспонденцию, интервью, репортаж
обзорно аналитические и художественные
3
жанры
в общих чертах историю города Екатеринбурга,
4 основные этапы его исторического и
культурного развития
ориентироваться во времени, в ходе
5
исторических событий
знать и отчетливо представлять основные виды
6 краеведческие источников и откуда они
поступают
что такое чувство сопричастности и гордости за
7
свою Родину
различать хронологию, геральдику, генеалогию,
8
антропонимику
К концу 1 года обучения учащийся должен уметь:
работать с источниками по истории
1
Екатеринбурга
2 ориентироваться по карте города
записывать впечатления о прогулке или
3
экскурсии
составлять текст обзорной и тематической
4
экскурсии
связно излагать свои мысли, грамотно используя
5
русский литературный язык
находить информационные факты для
6
публикаций
излагать информацию в жанре заметки,
7
корреспонденции, блиц-интервью, репортажа
К концу 2 года обучения учащийся должен знать:
1 источники краеведения
2 топонимику города (основных улиц, площадей)
34

3
4
5
6
7
1
2

3

4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7

1

факты, события и периодизацию исторического
развития Екатеринбурга
важнейшие архитектурные памятники и
памятные места города, историю их
возникновения, авторов
историю журналистики 18,19,20 в.в.
структуру газетных, художественнопублицистических, информационных жанров
разного плана
правила и нормы газетного языка
К концу 2 года обучения учащийся должен уметь:
работать с литературой, энциклопедиями,
справочниками по истории Екатеринбурга
ориентироваться в географических картах
разных лет выпуска
самостоятельно разрабатывать маршруты
экскурсий, «портфель экскурсовода», а также
самостоятельно обрабатывать собранный
материал
вести беседу с интервьюированными людьми,
владеть фактами, документами, историческими
данными
развивать тему в жанрах информационного
плана
рецензировать устно и письменно фильмы,
спектакли, стихи, художественные выставки
делать фотографии для газеты в разных жанрах
пользоваться кинокамерой
макетировать газету в бумажном и электронном
виде
К концу 3 года обучения учащийся должен знать:
основы и источники краеведения
факты, события и периодизацию исторического
развития Екатеринбурга; культурные и бытовые
традиции города
важнейшие архитектурные памятники и
памятные места города
правила организации экскурсий, основы
проектной деятельности
особенности коллективной работы
возможности СМИ и их воздействие на жизнь
общества
возможности СМИ и их воздействие на жизнь
общества
К концу 3 года обучения учащийся должен уметь:
обозначить свою позицию, суждение;
аргументированно и вежливо отстаивать их в
35

2

3
4

5

6
7
8
9
10

11

12
13

письменной и устной форме
свободно контактировать с ребятами разного
возраста в диалоговой и групповой ситуациях:
видеть другого человека, учитывая его
индивидуальные особенности
осуществлять коммуникацию со взрослыми
людьми в равноправной позиции
работать по заданию городской и районной
прессы
отстаивать интересы организации в ситуациях
“на выезде”, а также в профессиональных делах
пресс- центра: беседы, интервью, круглые
столы, пресс-конференции
«чувствовать» информационное поле, видеть
тему материала в жизненной ситуации
разбираться в жанрах и оценивать уровень
современных СМИ
использовать полученные знания при
подготовке собственных авторских материалов:
писать материал в любом из заданных жанров
выпустить номер стенгазеты, подготовить радио
или видеосюжет
самостоятельно определять тему исследования,
формулировать цели исследовательской
деятельности
работать с библиотечными каталогами,
составлять краеведческую библиографическую
картотеку, оформлять выставки, музейные
экспозиции
разрабатывать маршруты экскурсий по району и
городу
проводить интервью, опросы, оформлять
полученные результаты

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».