ДООП Волшебные краски

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»
Художественная направленность
Возраст учащихся: 5–15 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Елкина Ольга Вениаминовна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023

Содержание
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ................. 3
1.1. Пояснительная записка .................................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы................................................................................ 5
1.3. Содержание программы .................................................................................. 6
1.4. Планируемые результаты ................................................................................ 7
1.5. Комплекс основных характеристик программы по годам обучения .......... 8
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ .21
2.1. Календарный учебный график ...................................................................... 21
2.2. Условия реализации программы................................................................... 21
2.3. Формы контроля и аттестации ...................................................................... 22
2.4. Оценочные материалы ................................................................................... 23
2.5. Методические материалы .............................................................................. 23
2.6. Список литературы ........................................................................................ 23
Приложение 1. Календарно учебный графикОшибка!
Закладка
не
определена.
Приложение 2. Диагностика уровня овладения изобразительной
деятельностью и развития творчества ................................................................ 26
Приложение 3. Тестовые материалы для контрольного опроса учащихся на
выявление уровня знаний теоретического материала ....................................... 27

2

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебные краски» художественной направленности, разработана в
соответствие с новыми требованиями в образовании, отражённых в
следующих документах:
− Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
− Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 г. № 196»;
− Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
Актуальность. Работа на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием освоения
учащими программного материала. В изучении разнообразных направлений
художественного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративноприкладных направлений: аппликация, оригами, коллаж, и создании
собственных произведений в смешанных техниках. Стремление к
выражению своего отношения к действительности должно служить
источником развития образного мышления.

3

Педагогическая целесообразность заключается в формировании
художественной культуры учащихся, как неотъемлемой культуры духовной,
т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как
высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством,
должны быть средством очеловечения, формирования нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и
искусстве.
Отличительные особенности: в отличие от авторской программы
«Цветовушка»
по
основам
изобразительного
искусства
(автор
А.И. Цыганова), где основное внимание направлено на цвет и цветовое
составление красок, автор предлагает путь глубокого изучения цвета. В
программе «Волшебные краски» обучение направлено на освоение
многообразие художественных техник и материалов. Кроме того, учащиеся в
результате занятий приобретут такие качества, как интерес и потребность в
получении новых знаний, творческое воображение, индивидуальный стиль,
гуманное отношение к окружающей среде.
Адресат программы: учащиеся в возрасте 5-15 лет. Набор учащихся
свободный. Количество учащихся 10-14 человек. Учащиеся могут быть
зачислены на любой год обучения в соответствии с возрастом и творческими
способностями.
Для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста
необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться
чувствовать цвет. Развитие пространственного воображения даёт работа с
пластическими материалами. Работа с различными материалами расширяет
сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение. Для
реализации двигательной ловкости и координации мелких движений рук
проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен,
штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного
характера по истории искусства в доступной форме. В конце каждого занятия
фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
Изобразительное искусство, бумажное творчество – наиболее
применимые области эмоциональных сфер учащегося. На этом уровне он
исследует форму, экспериментирует с изобразительными и пластическими
материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение
различными художественными и техническими средствами позволяет
учащемуся самовыражаться.
Объем и срок реализации программы – 360 часов, 2 года обучения.
• 1 год обучения – 36 недель в год, 144 часов в год;
• 2 год обучения – 36 недель в год, 216 часов в год;
4

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа; занятия
проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.
Форма обучения – очная.
Уровень освоения программы: программа разноуровневая,
предполагает стартовый и базовый уровень освоения.
Стартовый (1 год обучения) – используются и реализуются
общедоступные и универсальные формы организации материала,
минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Базовый (2 год обучения) – используются и реализуются такие формы
организации материала, которые допускают освоение специализированных
знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и
целостной картины в рамках содержательно тематического направления
программы.
Особенности организации образовательного процесса.
Специфической
особенностью
организации
образовательной
деятельности является то, что период обучения делится на 2 уровня. Это даёт
возможность более эффективно организовать учебно-воспитательный
процесс, дает каждому учащемуся основу изобразительной грамоты и дает
возможность работать индивидуально, а также выполнять коллективные
творческие работы. Чтобы сделать обучение увлекательным и
результативным, в данной программе обучение направлено через
многообразие художественных техник, материалов и их чередование в
учебном процессе.
Форма обучения очная, допустимо обучение с применением
дистанционных технологий в период приостановки образовательной
деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными
инфекциями.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – научить основам изобразительной грамоты,
развить творческую активность с учётом индивидуальности каждого
учащегося посредством занятий изобразительной деятельностью и
декоративно прикладным искусством.
Задачи программы.
Обучающие:
1. Обучить техникам изобразительной деятельности, грамотно,
строить композицию с выделением композиционного центра.
2. Ознакомить с выразительными средствами графики, живописи,
освоить способы и приёмы лепки.
5

3. Улучшить пластичность, гибкость рук, точность глазомера,
правильно изображать и передавать форму предмета.
4. Научить: правильно передавать реальный цвет предмета,
передавать строение, пропорции предмета в изображении.
5. Научить проявлять интерес к искусству бумажного творчества,
ознакомить учащихся с видами бумаги и научить способам работы с ней.
6. Ознакомить с техниками декоративно-прикладного искусства:
витраж, точечная роспись, роспись по дереву.
7. Ознакомить с произведениями искусства отечественной и мировой
культурой.
Развивающие:
1. Развить интерес к изобразительной деятельности.
2. Развить художественный вкус, творческие способности.
3. Развить навыки самостоятельной и групповой работы, умение
оценивать качество и анализировать собственную художественную
деятельность.
4. Развить
стремление
к
познанию
достижений
мировой
художественной культуры.
5. Развить умение работать по предложенному педагогом плану.
Воспитательные:
1. Воспитать трудолюбие и аккуратность.
2. Воспитать интерес к изобразительной деятельности.
3. Привить навыки самостоятельной работы и работы в группе.
4. Воспитать уважение к творчеству.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№

Наименование разделов

Количество часов за год
1 год
2 год

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Основы изобразительного искусства
Бумажное творчество
Лепка и тестопластика
Графика
Живопись
Декоративно-прикладное искусство
Промежуточная (итоговая) аттестация

82
32
24

6

6

Итого:

144

216

81
66
63

Содержание программы делится на разделы:
6

Форма
контроля/
аттестации

Тесты,
выставка

Раздел 1. «Основы изобразительного искусства» представляет собой
введение в художественную культуру. Он включает в себя несколько тем,
благодаря которым учащиеся знакомятся с изобразительными свойствами
живописи, графики и жанрами изобразительного искусства.
Раздел 2. «Живопись» – знакомит учащихся с темами, связанными с
выразительными средствами живописи (цвет, рисунок, композиция), с
жанрами изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет),
автопортретом и анималистическим жанром.
Раздел 3. «Графика» – знакомит учащихся с темами, в основу которых
включены понятия: об изобразительных свойствах графических материалов,
основных изобразительных средствах графики (линия, штрих, пятно и
точки), рисовании с натуры, изображении линии горизонта, о средствах
выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия.
Раздел 4. «Лепка и тестопластика» – включает в себя темы по
изобразительной деятельности, в процессе которой учащиеся учатся
изображать предметы окружающей их действительности, создают
пластический образ из мягких материалов (пластилин, солёное тесто).
Знакомятся с приёмами и способами лепки.
Раздел 5. «Бумажное творчество» знакомит учащихся с содержанием
по темам, связанным с использованием бумаги: квиллинг, оригами,
киригами, художественное вырезание, коллаж, пейп-арт; с приемами
вырезания: симметричных форм, из геометрических форм и вырезание путём
складывания.
Раздел 6. «Декоративно-прикладное искусство» - охватывает темы
по отрослям творческой деятельности, знакомит с точечной росписью,
росписью по дереву, с техникой витраж, росписью по стеклу, с созданием
художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
• владение техниками изобразительной деятельности, грамотно,
строить композицию с выделением композиционного центра;
• знания о выразительных средствах графики, живописи, владение
способами и приёмами лепки;
• умение правильно изображать и передавать форму предмета через
улучшение пластичности, гибкости рук, точности глазомера;
• умение правильно передавать реальный цвет предмета, передавать
строение, пропорции предмета в изображении;

7

• проявление интереса к искусству бумажного творчества,
знакомство с видами бумаги и владение способами работы с ней.
• знание техник декоративно-прикладного искусства: витраж,
точечная роспись, роспись по дереву;
• знание произведений искусства отечественной и мировой культуры.
Метапредметные результаты:
• развит интерес к изобразительной деятельности;
• развит художественный вкус, творческие способности;
• развиты навыки самостоятельной и групповой работы, умения
оценивать качество и анализировать собственную художественную
деятельность;
• развито
стремление
к
познанию
достижений
мировой
художественной культуры;
• развито умение работать по предложенному педагогом плану.
Личностные результаты:
• воспитано трудолюбие и аккуратность;
• воспитан интерес к изобразительной деятельности;
• привиты навыки самостоятельной работы и работы в группе;
• воспитано уважение к творчеству.
1.5. Комплекс основных характеристик программы по годам обучения
СРАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ (1 год обучения)
Цель: научить основам художественных представлений для овладения
средствами и способами изобразительной деятельностью; сформировать
интерес к изобразительному искусству.
Задачи:
Обучающие:
1. Изучить художественные материалы и обучить техникам
изобразительной деятельности.
2. Научить грамотно, строить композицию с выделением
композиционного центра.
3. Улучшить пластичность, гибкость рук, правильно изображать и
передавать форму предмета.
Развивающие:
1. Развить интерес к изобразительной деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитать трудолюбие и аккуратность.
Учебно-тематический план
8

Первый год обучения (стартовый)
Количество часов
№
Названия разделов, тем
п/п
Всего Теория Практика
Раздел 1. Основы изобразительного
82
24
58
искусства.
1.1. Введение. «Королева-кисточка
3
1
2
рассказывает». Условия
безопасной работы.
1.2. Изобразительные свойства
18
6
12
акварели.
1.3.

Изобразительные свойства
гуаши.

18

4

14

1.4.

Жанры изобразительного
искусства.

18

6

12

1.5.

Изобразительные техники.

18

6

12

1.6.

Изобразительные свойства
графики.

5

1

4

Выставка «Танец дружных
красок»
Раздел 2. Бумажное творчество
2.1. Приёмы вырезания.

2

0

2

32
4

12
2

20
2

1.7.

2.2.

Вырезание симметричных
форм.

6

2

4

2.3.

Вырезание путём
складывания.

4

2

2

2.4.

Полуобъёмная композиция

4

2

2

2.5.

Выполнение орнаментального
ряда

6

2

4

2.6.

Вырезание из геометрических
форм

6

2

4

2.7. Выставка работ по теме
Раздел 3. Лепка и тестопластика
3.1. Способы и приёмы лепки

2
24
6

0
8
2

2
16
4

Лепка скульптурным
способом.

6

2

4

3.2.

9

Формы аттестации
контроля

Наблюдение
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Выставка
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Выставка
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспресс-

3.3.

Лепка в технике полуобъём.

6

2

4

3.4.

Рельефная лепка.

6

2

4

6

2

4

144

46

98

Раздел 4.Промежуточная
(итоговая) аттестация
Итого:

СОДЕРЖАНИЕ
первый год обучения

выставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Тест, выставка

Раздел 1. Основы изобразительного искусства
Тема 1.1. Введение. «Королева-кисточка рассказывает». Условия
безопасной работы
Теория: выявление интересов и мотивов у учащихся. Способы
рисования сюжет по замыслу: «Королева-кисточка рассказывает». Правила
внутреннего распорядка. Техника безопасности.
Практика: выполнение задания: «Как я провёл лето» (материалы
графики или живописи на выбор).
Тема 1.2. Изобразительные свойства акварели
Теория: живопись, как язык цвета. Особенности акварели:
прозрачность, «нежность». Цвет и его нюансы. Насыщенность цвета и его
образное звучание. Основные цвета. Холодные и тёплые гаммы цветов.
Цветовой круг. Знакомство со спектром. Мнемонический приём для
запоминания последовательности цветовых дуг в радуге («Каждый охотник
желает знать, где сидит фазан»). Передача осеннего колорита, техника
рисования акварельными красками («по - сырому», лессировка).
Дополнительные цвета. Рисование осенних листьев с натуры. Отработка
приёма рисования листиков в разных направлениях. Плавное движение.
Приём «размыть пятно». Композиционные приёмы. Палитра. Правила
смешивания красок для получения сложных оттенков. Репродукции великих
художников (И.Шишкин, Саврасов, И.Левитан.). Создание выразительного
образа красавицы золотой осени. Смешивание тёплых цветов. Отработка
приёма: «примакивание» кисти ребром. Ход работы: от светлого к тёмному.
Передача настроения в картинах русского художника Саврасова. Передача
чувств через иллюстративный материал. Ахроматические цвета (цвета
бесцветные, различающиеся по светлоте.). Богатство оттенков от светло серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании
ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее). Рисование образа
дождя. Ограниченная палитра.
10

Практика: выполнение заданий: «Краски осени», «Танец дружных
красок», «Сказочные коврики». Выполнение задания: «Радуга – дуга»,
отработка приёма: рисование непрерывных красочных линий. Выполнение
задания: «Осенние листья». Выполнение задания: «Золотая осень».
Выполнение задания: «Грустный дождик».
Тема 1.3. Изобразительные свойства гуаши
Теория: прославленное искусство кружевоплетения на примере
вологодских мастериц. Кружевные изделия (салфетки, воротнички, платочки,
занавески и пр.). Поиск аналогий между кружевами и другими
композициями, например, природными объектами (морозные узоры на окне).
Применение разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок,
трилистник, волнистая линия с узелками.). Отработка техники рисования
концом кисти. Приёмы рисования гуашью. Особенности гуаши: плотность,
тугая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя
краски другим, лёгкость смешивания. Ритм геометрических пятен. Отработка
приёма (ритм геометрических пятен). Композиционный ритм – это тип связи
между фигурами живописных пятен на картинной плоскости. Холодная
цветовая гамма.
Практика: выполнение задания: «Морозные узоры», рисование
морозных узоров в стилистике кружевоплетения. Выполнение задания:
«Золотая рыбка». Отработка приёма - волнистые линии. Закрепление навыка
– примакивание кистью. Рисование композиции: «Зимняя сказка».
Тема 1.4. Жанры изобразительного искусства
Теория: знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства.
Жанр - пейзаж. Эстетические переживания и чувства. Характер деревьев.
Поиск оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев.
Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуашевых красок.
Знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства. Жанр портрет. Картины известных художников-портретистов (Серов, Репин,
Крамской). Пропорции лица человека. Холодная цветовая гамма. Передача
особенности внешнего вида, характера и настроения. Поиск изобразительно выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно,
индивидуально. Пропорции лица человека. Просмотр иллюстраций по
иконописи. Самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств.
Передача особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного
человека. Творческая работа. Фигура человека в одежде. Пропорции
человека. Контраст холодных и тёплых цветов. Сказочно-былинный жанр.
Самостоятельный отбор: содержание рисунка и способа передачи действий.
Жанр – пейзаж. Пейзаж – это изображение природы. Картины знаменитых
11

художников-пейзажистов (И.Э.Грабарь «Мартовский снег», А.К.Саврасов
«Грачи прилетели»). Способы изображения птицы. Изобразительно выразительные средства гуаши. Использование тёплой палитры. Применение
в композиции изобразительных свойств живописи: цвет, пятно, линия, точка.
Практика: выполнение задания: «Зимний лес» по замыслу.
Выполнение задания: «Портрет снегурочки». Рисование портрета «Моя
мама». Выполнение новогодней композиции «К нам едет Дед Мороз».
Выполнение композиции: «Баба-яга». Выполнение композиции: «Волшебная
птица Весны».
Тема 1.5. Изобразительные техники
Теория: знакомство с новой техникой – «граттаж». Тёплая гамма
цветов. Поиск композиции в карандаше. Роспись фона в цвете. Натирание
поверхности воском. Процарапывание. Знакомство с нетрадиционными
техниками рисования. Техника рисования на мятой бумаге, рисование
ниточкой. Знакомство с новой техникой - «коллаж». Приёмы выполнения
«коллажа». Материалы коллажа. Творческая работа. Свободный выбор
материала.
Практика: выполнение задания: «Новогодняя свеча». Выполнение
задания: «Таинственные картинки», «Волшебная ниточка». Выполнение
композиции: «Ёлочка-красавица».
Тема 1.6. Изобразительные свойства графики
Теория: понятия симметрия и асимметрия. Линия – начало всех начал.
Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные.
Выполнение декоративной композиции в круге. Зарисовки в карандаше.
Знакомство с экзотическими растениями. Особенности внешнего вида.
Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, восковых
мелков. Ритм пятен и линий. Рисование пейзажа с фантазийными цветами по
мотивам экзотических растений.
Практика: выполнение задания: «Фантастические цветы».
Тема 1.7. Выставка «Танец дружных красок»
Теория: способы организации выставки.
Практика: оформление экспонатов на выставку.
Раздел 2. Бумажное творчество
Тема 2.1. Приёмы вырезания
Теория: знакомство с ножницами, клеем, кисточкой. Отработка навыка
аккуратного и экономного отрезания: полоска, квадрат, треугольник.
Отработка навыка аккуратной работы. Ритм цветовых пятен. Цветной картон.
Практика: выполнение композиции: «Коврик для котика».
Тема 2.2. Вырезание симметричных форм
12

Теория: уникальная техника китайского искусства вырезания фигур из
бумаги. История возникновения художественного вырезания. Техника
вырезания симметричных форм и узоров: зеркальная, в полосе, в круге.
Практика: выполнение задания: «Симметрия и образ».
Тема 2.3. Вырезание путём складывания
Теория:
способы
планирования
работы,
организованного
последовательного исполнения. Коллективная работа. Техника вырезания
путём складывания. Законы композиции. Композиционный приём:
выделение главного. Цветная бумага, серый или белый фон. Контраст.
Практика: выполнение композиции: «Цветочная сказка». Выполнение
композиции: «Бабочки».
Тема 2.4. Полуобъёмная композиция
Теория: мозаика – одно из самых древних искусств. Знакомство с
произведениями мозаики (искусство Зураба Церетели). Полуобъёмная
композиция. Способы выполнения мозаики.
Практика: выполнение полуобъёмной композиции. Коллективная
работа. Выполнение творческой полуобъёмной композиции: «Дерево чудес».
Декорирование бабочками.
Тема 2.5. Выполнение орнаментального ряда
Теория: знакомство с архитектурными сооружениями. Орнаменты:
плоские, рельефные, орнаментальный ряд. Особенности орнамента. Мотив.
Чередование цвета и формы.
Практика: выполнение задания: «Город бумагопластики».
Тема 2.6. Вырезание из геометрических форм
Теория: способы составления фигурок из вырезанных простых
геометрических форм.
Практика: выполнение коллективной композиции: «Подводный мир».
Тема 2.7. Выставка работ по теме
Теория: способы организации выставки.
Практика: оформление экспонатов на выставку.
Раздел 3. Лепка и тестопластика
Тема 3.1 Способы и приёмы лепки
Теория:
Способы
лепки:
скульптурный,
конструктивный,
комбинированный.
Приёмы
лепки:
прищипывание,
разминание,
сплющивание, скатывание, вдавливание, заострение, соединение. Рельефная
лепка. Формообразование, движения: шар, овал, колбаски. Лепка блюда с
фруктами. Конструктивный способ лепки. Приёмы смешивания пластилина.
Формообразующие движения. Передача специфики камня. Декор из разных
материалов. Создание образа из пластилина. Отработка приёма рельефной
13

лепки – пластилиновая «живопись». Приём лепки – цветовая растяжка.
Комбинированный способ лепки. Беседа о маме. Творческая работа из
солёного теста. Объёмная лепка корзиночки из жгутиков, имитируя технику
плетения. Лепка объёмных цветов.
Практика: выполнение задания: «Натюрморт». Выполнение задания:
«Каменный цветок». Выполнение композиции: «Морское дно». Выполнение
подарка маме. Роспись гуашью.
Тема 3.2. Лепка скульптурным способом
Теория: техника лепки скульптурным способом. Объём - основа языка
пластического «искусства». Формообразующие движения. Лепка из целого
куска с добавлением деталей. Отработка приёма - прищипывания.
Практика: выполнение задания: «Сад динозавров».
Тема 3.3. Лепка в технике полуобъём
Теория: знакомство с понятием «Объём», «Полуобъём». Лепка из
солёного теста. Отработка приёма полуобъём. Создание сказочного образа.
Стеки, палочки.
Практика: выполнение задания: «Сказка».
Тема 3.4. Рельефная лепка
Теория: способы выполнения рельефной лепки. Применение приёмов:
процарапывание, прищипывание.
Практика: выполнение творческого задания: «Абракадабрик».
Раздел 4 Промежуточная (итоговая) аттестация
Теория: тест.
Практика: выставка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Стартового уровня (1 года обучения)
Предметные результаты:
• знание свойств художественных материалов и владение техниками
изобразительной деятельности;
• умение
грамотно,
строить
композицию
с
выделением
композиционного центра;
• улучшена пластичность, гибкость рук, умение правильно
изображать и передавать форму предмета.
Развивающие:
• развит интерес к изобразительной деятельности.
Личностные результаты:
• воспитано трудолюбие и аккуратность.
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (2 год обучения)
14

Цель:
развитие
творческой
активности
учащихся
через
совершенствование художественных навыков.
Задачи:
Обучающие:
1. Научить правильно передавать реальный цвет предмета, строение,
пропорции предмета в изображении.
2. Проявить интерес к искусству бумажного творчества: оригами,
киригами.
3. Освоить новые способы и приёмы лепки.
Развивающие:
1. Развить художественный вкус, творческие способности.
2. Развить
стремление
к
познанию
достижений
мировой
художественной культуры.
Воспитательные:
1. Воспитать трудолюбие и аккуратность.
2. Воспитать интерес к изобразительной деятельности.
Учебно-тематический план
Второй год обучения (базовый)
№
Названия разделов, тем
п/п
Раздел 1. Основы
изобразительного искусства.
1.1. Виды
изобразительного
искусства.
1.2. Орнаментальная
композиция.
1.3.

1.4.

1.5.

Выразительные
живописи.

2.2.

81

11,5

78,5

3

0,5

2,5

6

2

4

21

3

18

33

3

30

18

3

15

3

0.5

2.5

63

7

46

30

2

22

27

2,5

24,5

средства

Жанры
изобразительного
искусства.
Рисование с натуры.

1.6. Выставка по теме «Портрет»
Раздел 2. Графика.
2.1.

Количество часов
Всего Теория Практика

Выразительные
графики.
Рисование с натуры.

средства

15

Формы аттестации
контроля

Наблюдение,
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Выставка
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспресс-

2.3.

Пейзаж в графике.

Выставка «Графические
шедевры».
Раздел 3. Бумажное творчество.
3.1. Оригами.
2.4

3.2.

3.3.

3.4.

3.5

9

2

7

3

0,5

2,5

66

11

55

17

2

15

6

1

5

19

2,5

16,5

9

2

7

12

3

9

3

0.5

2.5

216

26

190

Новогодняя маска.
Делаем открытки.
Киригами.
Композиции из бумаги.

Раздел
4.
Промежуточная
(итоговая) аттестация
Итого:

выставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Выставка
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Тест,
выставка

СОДЕРЖАНИЕ
второй год обучения
Раздел 1. Основы изобразительного искусства
Тема 1.1. Введение в программу
Теория: разнообразие видов изобразительной деятельности.
Практика: выполнение рисунка «Воспоминания о лете».
Тема 1.2. Орнаментальная композиция
Теория: орнамент. Виды орнаментов. Особенность орнамента. Мотивы.
Выбор композиционного решения. Организация плоскости.
Практика: выполнение орнаментальной композиции.
Тема 1.3. Выразительные средства живописи
Теория: цветовой круг. Выразительные возможности холодных цветов.
Колорит в холодной гамме. Выразительные возможности холодных цветов.
Колорит в холодной гамме. Сказка Андерсена «Снежная королева». Приём ритм геометрических форм. Холодные цвета.
Практика: выполнение задания: «Холодные цвета». Стихия – вода.
Рисование по методу ассоциаций. Акварельные краски. Выполнение задания:
«Тёплые цвета». Стихия – огонь. Рисование по методу ассоциаций.
16

Акварельные краски. Выполнение задания: «Дворец снежной королевы».
Работа над освоением холодной гаммы.
Тема 1.4. Жанры изобразительного искусства
Теория: виды живописи: станковая, монументальная, декоративная.
Жанры живописи: исторический, пейзаж, натюрморт и тд. Портрет в
произведениях живописи великих русских классиков. Композиция в
портретном жанре. Поиск характера, передача настроения при помощи
определённой гаммы цветов (ограниченная палитра). Организация
пространственной среды. Жанр живописи – натюрморт. Натюрморт –
изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
Основные и дополнительные цвета. Композиция в натюрморте. Пропорции
человеческого лица. Передача в портрете характера и настроения. Образновыразительные возможности живописи. Гармония тёплых и холодных
цветов. Портреты великих художников: О.Ренуара, В.Ван-Гога, В.Серова,
З.Серебряковой. Весенняя цветовая гамма красок. Натюрморты великих
художников. Пейзажный жанр. Пропорции фигуры человека. Поиск
композиции с фигурами в движении.
Практика: «Портрет в живописи». Выполнение автопортрета или
портрета литературного героя. Выполнение задания: «Натюрморт».
Рисование на тему: «Портрет снегурочки». Выполнение натюрморта на тему:
«Цветы весны». Выполнение композиции: «Прогулка по весеннему саду».
Тема 1.5. Рисование с натуры
Теория: свет в рисунке. Светотень в рисунке. Трансформация
плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, белая
бумага. Цветы, их разнообразие и культурно-эстетическая роль в жизни
человека. Композиционные приёмы. Наброски с натуры (зарисовки), по
памяти, по воображению и комбинированные. Знакомство с картинами
известных художников И. Шишкина, И.Левитана. Осенние листья красивой
формы и окраски.
Практика: выполнение задания: «Рисующий свет». Зарисовки
растений с натуры. Выполнение задания: «Осень». Букет цветов с натуры.
Акварель. Рисование листьев с натуры. Выполнение задания: «Природная
форма – лист». Тоновая растяжка цвета. Акварель.
Тема 1.6. Выставка по теме «Портрет»
Теория: способы организации выставки.
Практика: оформление экспонатов на выставку.
Раздел 2. Графика
Тема 2.1. Выразительные средства графики

17

Теория: знакомство с графикой, как видом изобразительного
искусства, материалами и выразительными средствами. Линия. Создание
замкнутой круговой композиции. Знакомство с выразительным средством
графики штрихом и его разновидностью: частый штрих, редкий, по форме
предмета, с перекрыванием. Знакомство с понятием силуэта, передача
выразительного решения композиции графическими средствами. Правила
рисования пейзажа. Линия горизонта. Понятия отпечатка и оттиска. Средства
выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия. Цвет, как выразитель
настроения. Знакомство с понятием силуэта на чёрном. Выразительные
средства графики: пятно. Точки маленькие, точки средние, большие и их
расположение на листе и предметах.
Практика: выполнение задания: «Ажурная салфетка». Упражнения на
выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые,
исчезающие. Фломастеры. Рисование композиции «Дождливый день».
Выполнение задания: «Пятно. Силуэт на белом». Тушь, кисть, перо.
Выполнение задания: «Монотипия пейзажная». Творческая работа.
Рисование выразительной композиции «Силуэт на чёрном» графическими
средствами: тушь, кисть, перо. Рисование композиции: «В царстве снежной
королевы». Изображение мерцающего света холодных льдинок снежной
королевы с помощью различных оттенков холодных цветов, выраженных
точками. Гуашь, бумага.
Тема 2.2. Рисование с натуры
Теория: композиционные приёмы в графике. Передача формы листьев.
В рисунке использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия.
Характер рисунков с разных положений. Положение предметов в
пространстве. Свет и тень – падающая, собственная. Практика: рисование с
натуры: «Листья и веточки». Упражнения на выполнение линий разного
характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. Тушь, перо.
Выполнение задания: «Осенние листья», тушь, перо. Выполнение задания:
«Натюрморт – набросочный». Простой карандаш.
Тема 2.3. Пейзаж в графике
Теория: основные средства пространственного изображения.
Плановость, знакомство с толстой, тонкой и с плавным переходом из тонкой
в толстую линию. Используя красоту линий, создание композиции
сказочного леса. Ознакомление с историей родного края, на основе
творчества Г.Райшева. Виды пейзажей: городской, сельский и
индустриальный. Архитектура городов мира. Архитектура деревни.
Деревянное зодчество России. Кижи. Практика: выполнение задания:
«Сказочный зимний лес». Тушь, перо. Изображение сельского пейзажа
18

простым карандашом. Выполнение рисунка на тему: «Город». Дома рисуем
линиями, штрихами. Люди – силуэты. Материалы: шариковая ручка, тушь,
перо. Выполнение рисунка на тему: «Терема». Материалы: шариковая ручка,
тушь, перо.
Тема 2.4. Выставка «Графические шедевры».
Теория: способы организации экспресс-выставки.
Практика: оформление экспонатов на выставку.
Раздел 3. Бумажнное творчество
Тема 3.1. «Оригами»
Теория: знакомство с коллекцией бумаги, историей Японии. Оригами –
искусство складывания из бумаги, без ножниц и клея. «Ори» в переводе с
японского «складывать», «гами» - «бумага». Базовые формы. Просмотр
готовых моделей оригами, сделанных учащимися, анализ работ. Знакомство с
японским журавликом. Изготовления моделей: попугай, птица - солнце.
Образцы готовых изделий. Знакомство с архитектурой городов России.
Практика: выполнение из бумаги простейших моделей. Изготовление
японских журавликов и других птиц. Выполнение архитектурной
композиции по методу проекта. Работа с бумагой и способы её
трансформации в объёмные формы. Связь с живописью и графикой.
Тема 3.2. Новогодняя маска
Теория: маски разных времён и народов. Маски в древних образах, в
театре, на празднике.
Практика: изготовление новогодней маски. Трансформация плоскости
в объём. Декорирование. Связь с живописью и с графикой.
Тема 3.3. Делаем открытки
Теория: открытки из картона и ниток. Получить на праздник
самодельную открытку, созданную с любовью и терпением, приятно
каждому. Материалы и инструменты. Открытки из картона и ниток.
Композиционные приёмы. Технологические приёмы. Знакомство с новой
техникой – квиллинг, основанной в Китае. Приёмы скручивания бумажных
полос. Бумагокручение, бумажная филигрань – искусство скручивать
длинные и узкие полоски бумаги в спиральки.
Практика: изготовление открытки «Рыбка в пузырьках». Перевод
рисунка на картон. Разрезание краёв заготовки. Наматывание. Декорирование
открытки. Цветной картон, нитки и украшения. Выполнение открытки:
«Золотое сердце». Последовательность работы: перевод рисунка на картон.
Наматывание. Декорирование открытки. Материалы: цветной картон, нитки
и украшения. Выполнение открытки: «Сверкающие рождественские ёлки».
Перевод рисунка ёлки на рельефную бумагу. Перевод рисунка горшка на
19

красную бумагу. Фон – монотипия. Декорирование открытки блёстками.
Выполнение открытки в технике квиллинг. Изготовление формы: «капля»,
«полумесяц». Составление композиции открытки из элементов квиллинга.
Выполнение открытки: «Цветок». Выполнение скручивания бумажных
полос. Формы: «полукруг», «глаз». Составление композиции открытки из
элементов квиллинга.
Тема 3.4. Киригами
Теория: знакомство с киригами (вид оригами). Виды киригами
(плоское, объёмное). Плоское киригами. Техника объёмного киригами.
Практика: выполнение в технике киригами животных: собака, зебра,
слон. Выполнение композиции в технике объёмного киригами. Поиск
конструкции в карандаше. Вырезание композиции по рисунку. Оформление.
Тема 3.5. Композиция из бумаги
Теория: композиции из бумаги. «Архитектурная композиция». Теория:
знакомство с архитектурой городов России. Работа с бумагой и способы её
трансформации в объёмные формы. Композиции из бумаги. «Архитектурная
композиция». Теория: методы и способы сгибания бумаги. Композиции из
бумаги. «Объёмная конструкция». Теория: знакомство со свойствами бумаги.
Композиции из бумаги. «Объёмная конструкция». Теория: технологические
операции с бумагой.
Практика: выполнение композиции из геометрических форм.
Выполнение архитектурной композиции. Связь с живописью и графикой.
Выполнение из бумаги: разметка, сгибание, складывание. Выполнение из
бумаги: надрезание, склеивание, сборка, отделка.
Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация
Теория: тесты.
Практика: выставка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Базового уровня (2 года обучения)
Предметные результаты:
• умение правильно передавать реальный цвет предмета, строение,
пропорции предмета в изображении;
• проявление интереса к искусству бумажного творчества: оригами,
киригами;
• освоение новых способов и приёмов лепки.
Развивающие:
• развит художественный вкус, творческие способности;

20

• развито
стремление
к
познанию
достижений
мировой
художественной культуры.
Личностные результаты:
• воспитано трудолюбие и аккуратность;
• воспитан интерес к изобразительной деятельности.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения полугодия

Дата начала
обучения по
программе

Дата
окончания
обучения
по
программе

Всего
учебных
недель

1полугодие

15 сентября

31 декабря

16

96

2полугодие

08 января

31 мая

20

120

1-2 год

Количество
учебных Режим занятий
часов
2 раза в неделю
по 2 и 3
учебных часа

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет, стулья, столы. Учебное оборудование, материалы, для
изобразительной деятельности.
Кадровое обеспечение:
кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
осуществляется
педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
Информационное обеспечение:
Демонстрационный и раздаточный материал: репродукции
произведений живописи и графики, папки с демонстрационным материалом:
«Бумажное творчество», «Рисунки ниточкой, «9 мая», «Пейзаж, портрет,
натюрморт», «Флора», «Фауна», «Птицы, «Космос», «Декоративноприкладное искусство», «Осень», «Зима» «Весна», «Наброски в карандаше»,
детские работы, как примеры для выполнения творческих заданий, таблицы
последовательного рисования, шаблоны, трафареты.
Аудио-материалы: серия «Наедине с природой» «Лес, птицы, дождь,
гроза»; Вивальди «Времена года».
Дидактический материал: муляжи для рисования; предметы для
натурной постановки (вазы, самовар, корзинки, чайники и др.); игры:
«Подбери подружек», «Времена года», «Подбери цвет к предмету», «Жанры
21

живописи», «Составь портрет», «Из чего состоит пейзаж», «Составь
натюрморт», «Что рисовал художник?»; игра-викторина «Из какой сказки
прилетела птица?»; игра-эстафета «Весёлый узор»; художественнодидактическая игра «Узнай на ощупь»; художественно-дидактическая игра
«Узнай цветок».
2.3. Формы контроля/аттестации и оценочные материалы
Входной контроль проводится в сентябре (по окончанию набора
учащихся в объединение). Цель – определение уровня или степени
творческих способностей в начале цикла обучения.
Промежуточный контроль проводится с целью изучения динамики
освоения предметного содержания учащимся, личностного развития,
взаимоотношений в коллективе в форме экспресс-выставки.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, устный опрос,
экспресс-выставка.
Для итогового контроля разработаны тестовые материалы для опроса
учащихся на выявление уровня знаний теоретического материала по каждому
году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала,
сформированность интереса учащихся к занятиям.
Оценка осуществляется по 3-балльной системе:
• 1 балл – знает отдельные специальные термины, но избегает их
употреблять;
• 2 балла – сочетает специальную терминологию с бытовой;
• 3 балла – специальные термины употребляет осознанно и в полном
соответствии с их содержанием.
Уровень освоения программы определяется:
• 0 – 10 баллов – низкий уровень;
• 11 – 20 баллов – средний уровень;
• 21 – 30 баллов – высокий уровень.
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в конце учебного
года в форме тестирования и выставки.
Педагогический мониторинг
На занятиях, художественной направленности проводится мониторинг,
который направлен на изучение и фиксацию творческих способностей и
динамику личностного развития.
План мониторинга:
1. 1.Наблюдение за развитием творческих способностей учащихся и
фиксирование достигнутых результатов.
2. 2.Обобщение результатов.
3. 3.Анализ достигнутых результатов.
22

Объектом мониторинга является творческое развитие учащихся.
Результаты отслеживаются путём проведения первичного, промежуточного
контроля.
Оценочные материалы:
1. Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и
развития творчества (Приложение 1).
2. Тестовые материалы для опроса учащихся на выявление уровня
знаний теоретического материала. (Приложение 2).
Методические материалы:
Формы
организации
учебной
деятельности:
групповая,
коллективное творчество, индивидуально-групповая.
Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические.
Формы учебного занятия: практическое занятие, комбинированное
занятие, просмотр иллюстраций, игра, беседа.
Педагогические технологии: развивающие технологии – это игровые
технологии: дидактические игры, беседы об изобразительном искусстве.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литературы для педагога:
1. Андриенко Е.В. Социальная психология / Под ред. В.А.Сластёнина.
– М.: Издательский центр «Академия», 2001; -264с.
2. Антипова М.А. Солёное тесто. Украшения и подарки. – Ростов н-/Д:
Владис: М.: Рипол классик. 2010. – 448с.
3. Аристова В. История искусства для детей. Икона – М.,
Издательство Росмэн, 2002.
4. Величко Н. К. Русская роспись: Техника. Приёмы. Изделия:
Энциклопедия, - М.: АСТ – Пресскнига, 2013-224с.
5. Дмитриева Н. Краткая история искусств М.: издательство «Галарт»
«АСТ - Пресс», 2000.
6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Мозаика –
синтез. - М., 2008.
7. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в
ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «Карапуз» 2009.
8. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания и развития
детей 2-7 лет Цветные ладошки. – М.: Издательский дом «Карапуз» 2007.
9. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. Педагогическое общество
России М.: 2002.
10. Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о
цвете у дошкольников 6-7 лет: Методика. – М.: Школьная Пресса, 2006.
23

11. Рокотов Ф. из собрания государственной Третьяковской галереи. М., «Изобразительное искусство», 1986.
12. Рони Орен Секреты пластилина. Учебное пособие, - М., Махаон,
Азбука – Артикус, 2012.
13. Роспись по стеклу. Хобби клуб. ООО «АСТ – Пресс книга». М –
2013.
14. Саврасов А. из собрания государственной Третьяковской галереи. М., «Изобразительное искусство», 1986.
15. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Владос – М.,
2002.
16. Стенли Молцмен Рисуем пейзаж (серия «Школа рисования»), ООО
«Попурри», 2003.
17. Фиона Уотт. Большая энциклопедия поделок (350 идей для
творчества). ЭКСМО. – М.,2009;
Литература для учащихся и родителей:
1. Гальперштейн Л.Я. Как начиналась жизнь. Научно-популярное
издание для детей, - М., ООО «Росмен – Пресс», 2012.
2. Горичева Е.А.Росмэн. Космос. Самая первая энциклопедия. ЗАО
«Росмен – Пресс», – М.: 2013.
3. Клерн Торн. Рисуем как древние египтяне. – М., Ниола – Пресс,
2010;
4. Павел Бажов. Сказы. Издательство Эксмо. – М., 2010.
5. Петров С.Т.Русские народные сказки. Издательство Стрекоза. – М.,
2013.
6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство для детей. Рисуем и
фантазируем. АСТ – Астрель, – М., 2010.
7. Скоробогатова Е.В. Школа творчества. Для младших школьников.
«Оникс», 2007.
8. Четыре времени года. / Сост.В.Г.Ермолаева. - М.: Издательство
«Ювента», 2008 – 64 с.
Интернет ресурсы:
1. Квиллинг. – Режим доступа: http://searchmasterclass.net/kvilling.
2. Мастер классы для вас. – Режим доступа: http://masterclassy.ru.
3. Страна мастеров. – Режим доступа: http://stranamasterov.ru.
4. Рисование красками. – Режим доступа: http://www.rasumniki.ru
5. Уроки
рисования
карандашом.
–
Режим
доступа:
http://www.lesyadraw.ru.
6. Уроки
рисования
для
детей.
–
Режим
доступа:
http://www.allforchildren.ru.
24

25

Приложение 1
Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и
развития творчества
Таблица оценки уровня овладения учащимся изобразительной
деятельностью /рисование/
Таблица № 1
№

1
2
3
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
-

Имя,
фамилия

Форма

Изображен
ие
предметов

Пропо
рции

Композ
иция

Передач
а
движени
я

Цвет

Общее
число
балов

Итого
баллов по
критериям

Таблица № 2
Таблица оценки уровня овладения учащимся изобразительной
деятельностью /лепка/
№

1
2
3
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
-

Имя, фамилия

Итого баллов по
критериям

Форма

Изображение
предметов

Передача
движения

Общее
число
балов

Приложение 2
Тестовые материалы для контрольного опроса учащихся на выявление уровня знаний теоретического
материала
Первый год обучения

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Фамилия,
имя
учащегося

Перечень вопросов

Какие цвета нужно смешать, чтобы
получить оранжевый цвет?
Какие цвета нужно смешать, чтобы
получить фиолетовый цвет?
Какие цвета нужно смешать, чтобы
получить зелёный цвет?
Какие цвета относятся к тёплой гамме?
Какие цвета относятся к холодной гамме?
Что такое симметрия? Какие предметы
имеют симметричную форму?
Какие геометрические фигуры ты знаешь?
Чем отличаются предметы, изображенные
на первом и дальнем планах?
Какая разница между вертикальным и
горизонтальным форматом листа?
С чего лучше начинать рисунок (с мелких
деталей или с крупных частей)?

Знает отдельные
специальные
термины, но
избегает их
употреблять

Ответы (в баллах)
Специальные термины
Общее
Сочетает
употребляет осознанно
количество
специальную
и в полном
баллов
терминологию
соответствии с их
с бытовой
содержанием

Второй год обучения

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Фамилия,
имя
учащегося

Перечень вопросов

Ответы (в баллах)
Знает отдельные
Специальные термины
Общее
Сочетает
специальные
употребляет осознанно
количество
специальную
термины, но
и в полном
баллов
терминологию
избегает их
соответствии с их
с бытовой
употреблять
содержанием

Назови три основных жанра
изобразительного искусства (пейзаж,
портрет, натюрморт)
Чем отличается эскиз от композиции
Какие краски надо смешать на палитре,
чтобы получилось грустное настроение?
Какие краски надо смешать на палитре,
чтобы получилось весёлое настроение?
Какие линии используются в рисунке?
Чем отличается плоская аппликация от
объёмной?
Что такое линия горизонта?
Чем отличаются акварельные краски от
гуаши?
Какие объёмные формы ты знаешь?
Какие цвета являются контрастными?

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».