6. Положение_о ДООП

2

1.

Общие положения

1.1. Настоящее Положение о дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе (далее – Положение) разработано в
соответствии:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 года 273-ФЗ;
• Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(утвержден приказом Минобрнауки РФ от 27.07.2022 № 629);
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 года № 678-р.
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
• Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»).
• Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным заказом».
• Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
• Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 года № 28).

3

1.2. Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа (далее – Программа) - нормативный документ, определяющий
цели, объем, планируемые результаты, порядок и содержание курса
дополнительного образования, содержащий учебно-тематический план,
характеризующий формы, методы и технологии реализации дополнительного
образования, а также критерии оценки результатов образовательной
деятельности педагога и учащихся в освоении Программы.
2.
Проектирование дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
2.1. Согласно ФЗ № 273 (статья 12 пункт 5) образовательные
программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией,
осуществляющей образовательную деятельность.
2.2. Проектирование и реализация Программ должны строиться на
следующих основаниях (Концепция, р. IV): свобода выбора образовательных
программ и режима их освоения; соответствие образовательных программ и
форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным
особенностям
детей;
вариативность,
гибкость
и
мобильность
образовательных
программ;
разноуровневость
(ступенчатость)
образовательных программ; модульность содержания образовательных
программ, возможность взаимозачета результатов; ориентация на
метапредметные и личностные результаты образования; творческий и
продуктивный характер образовательных программ; открытый и сетевой
характер реализации.
2.3. Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ осуществляется по инициативе администрации
учреждения (на основании исследования общественного заказа) педагогом
дополнительного образования. Педагог-разработчик программы несет
ответственность за наличие программы и ее соответствие нормативным актам
Российской Федерации и локальным нормативным актам учреждения.
2.4. Разработчик Программы самостоятельно определяет: тип, цель,
задачи
Программы,
направленность,
актуальность,
содержание,
последовательность изучения тем и количество часов на освоение,
продолжительность и частоту занятий в неделю, состав учащихся по
программе (по возрасту, по уровню и особенностям развития и др.), формы и
методы организации образовательного процесса, условия реализации
Программы, планируемые результаты и критерии их оценки.
2.5. Разработка Программы осуществляется педагогом в течение
учебного года, предшествующего году начала реализации программы.

4

2.6. Методическое сопровождение деятельности педагога по
разработке Программы и консультативную помощь на протяжении всего
процесса реализации программы оказывают методисты учреждения.
2.7. Программа имеет следующие основные характеристики.
2.7.1. Программа должна быть построена на принципах конкретности,
точности, логичности, реальности; иметь официально-деловой стиль
изложения с элементами научного, что предполагает использование
современной педагогической терминологии; иметь оптимальный объем, не
перегруженный излишней информацией.
2.7.2. Программы реализуются для детей и взрослых (ФЗ ст.75, п.2),
направлены на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей
человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или)
профессиональном совершенствовании и не сопровождаются повышением
уровня образования (ФЗ ст. 2, п.14), самостоятельно разрабатываются и
утверждаются
образовательной
организацией,
осуществляющей
образовательную деятельность (ФЗ ст.12, п.5).
2.7.3. Программы для учащихся должны учитывать возрастные и
индивидуальные особенности (ст.75, п.1), но при этом к освоению
образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления
требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой
реализуемой образовательной программы (ФЗ ст.75, п.3); право учащихся на
зачет результатов обучения по дополнительным образовательным
программам в других организациях, осуществляющих образовательную
деятельность реализуется при приеме учащегося во Дворец в процессе
выбора Программы, первичного собеседования и осуществления входной
диагностики учащихся (п.7 ч.1 ст. 34 ФЗ 273); в работе объединений при
наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать
совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные
представители) без включения в основной состав (Порядок - п.15).
2.7.4. Сроки обучения по Программам для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть
увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в
соответствии с заключением специализированной психолого-медикопедагогической комиссии.
2.7.5. Лица любых категорий, осваивающие Программы, называются
«учащимися» (ФЗ ст.33, п.2).
2.7.6. Программа может реализовываться с использованием: сетевой
формы, что обеспечивает возможность освоения учащимся образовательной
программы с использованием ресурсов нескольких организаций,

5

осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иных
организаций (ФЗ ст.13, п.1); различных образовательных технологий, в том
числе дистанционных, и электронного обучения (возможно использование
смешанной технологии, при которой часть программы реализуется в
очной/очно-заочной форме, а часть – в дистанционной форме) (ФЗ ст.13, п.2);
форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном
принципе представления содержания образовательной программы и
построения
учебных
планов,
использовании
соответствующих
образовательных технологий (ФЗ ст.13, п.3).
2.7.7. Программа разрабатывается на учебный год по следующим
направленностям: художественная, физкультурно-спортивная, техническая,
социально-гуманитарная, естественнонаучная, туристско-краеведческая.
2.7.8. Образовательная деятельность по Программам должна быть
направлена на:
• формирование и развитие творческих способностей учащихся;
• удовлетворение
индивидуальных
потребностей
учащихся
в
интеллектуальном,
художественно-эстетическом,
нравственном
и
интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и
спортом;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья учащихся;
• обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
• выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
• профессиональную ориентацию учащихся;
• создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого
труда учащихся;
• социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
• формирование общей культуры учащихся;
• удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
3.
Структура дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
3.1.Титульный лист программы (лат. Titulus - «надпись, заглавие») –
первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником
библиографической информации, необходимой для идентификации
документа (наименование образовательной организации, дату принятия

6

общеразвивающей программы на заседании методического совета
образовательной организации с указанием номера протокола; гриф
утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера
приказа), название программы, направленность, адресат программы, срок ее
реализации,
ФИО,
должность
разработчика
(ов)
программы,
квалификационная категория, город и год ее разработки). (Приложение 1)
3.2.Оформление и содержание структурных элементов Программы.
Структура программы включает два раздела.
1.
Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы.
1.3. Содержание программы.
1.4. Планируемые результаты.
1.5. Комплекс основных характеристик по годам обучения.
2.
Комплекс организационно-педагогических условий, включая
формы аттестации
2.1. Условия реализации программы.
2.2. Формы аттестации.
2.3. Оценочные материалы.
2.4. Методические материалы.
2.5. Список литературы.
Приложение:
1. Календарный учебный график (год обучения по программе на
текущий год).
2. Диагностика личностного роста.
3. Мониторинг образовательного процесса и т.д.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1.Пояснительная записка (общая характеристика программы):
• направленность программы;
Направленности дополнительных общеобразовательных программ:
•
Техническая;
•
Естественнонаучная;
•
Физкультурно-спортивная;
•
Художественная;
•
Туристско-краеведческая;
•
Социально-гуманитарная.
• актуальность программы – своевременность, современность,
соответствие потребностям времени; государственной политике в области

7

дополнительного
образования,
социальному
заказу
общества
и
ориентирование на удовлетворение образовательных потребностей учащихся
и родителей;
• отличительные особенности программы - характерные свойства,
отличающие программу от других, остальных; отличительные черты,
основные идеи, которые придают программе своеобразие;
• адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого
будет актуальным обучение по данной программе – возраст, характеристика
возрастных особенностей, связанных со спецификой программы, (медикопсихолого-педагогические характеристики детей с ОВЗ, детей-инвалидов);
принципы комплектования групп (одновозрастные или разновозрастные).
• объем и срок освоения программы – определяется содержанием
программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых
результатов, заявленных в программе. Общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы; продолжительность освоения программы - количество недель,
лет, необходимых для ее освоения.
Форма обучения – очная.
Уровни обучения по программе.
Согласно Концепции развития дополнительного образования учащихся,
одним из принципов проектирования и реализации Программ является
разноуровневость, которые представляют возможность занятий независимо
от способностей и уровня общего развития. Под разноуровневостью
понимается соблюдение при разработке и реализации программ таких
принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную
степень освоенности содержания учащимися. Такие программы
предполагают реализацию параллельных процессов освоения содержания
программы на его разных уровнях углубленности, доступности и степени
сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из
участников рассматриваемой программы.
Содержание и материал программы дополнительного образования
учащихся должны быть организованы по принципу дифференциации в
соответствии со следующими уровнями сложности:
1.
"Стартовый уровень" предполагает использование и реализацию
общедоступных универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
2.
"Базовый уровень" предполагает использование и реализацию
таких форм организации материала, которые допускают освоение
специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают

8

трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления программы.
3.
"Продвинутый уровень". Предполагает использование форм
организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно
узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках
содержательно-тематического направления программы. Также предполагает
углубленное изучение содержания программы и доступ к около
профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического
направления программы.
Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ
к любому из представленных уровней, которое реализуется через
организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника
(где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и
материала заявленного участником уровня).
Особенности организации образовательного процесса (если есть в
наличии).
Режим занятий – периодичность и продолжительность занятий.
Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах
установленного времени.
Продолжительность
занятия, час
1
2
1,5
3
2
4
2
3

Периодичность в
неделю
1
1
2
1
2
1
3
2

Количество часов в
неделю
1
2
3
3
4
4
6
6

Количество
часов в год
36
72
108
108
144
144
216
216

Формы обучения (коллективная, групповая, индивидуальногрупповая).
Виды
занятий
беседа,
экскурсия,
практическое
занятие,
комбинированное занятие, сюжетно-ролевая игра, выставка).
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: наблюдение; устный опрос, экспрессвыставка, выставка.
1.2.Цель и задачи программы:

9

- цель - это обобщенный планируемый результат, на который
направлено обучение по программе; формулируется с учетом содержания
программы, должна быть ясна, конкретна, перспективна и реальна;
- задачи - это конкретные результаты реализации программы
(обучающие, развивающие, воспитательные); должны быть технологичны,
так как конкретизируют процесс достижения результатов обучения,
воспитания и развития, заявленных в цели программы: научить, привить,
развить, сформировать, воспитать. Формулировки задач должны быть
соотнесены с прогнозируемыми результатами, формулировать задачи следует
в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной
грамматической формы:
•
способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, обучить,
сформировать, обеспечить, поддержать, расширить, углубить, познакомить,
предоставить возможность и т.д.;
1.3. Планируемые результаты
Планируемые результаты формулируются с учетом цели, задач и
содержания программы, где определяют предметные, метапредметные и
личностные результаты, основные знания, умения, навыки, а также
компетенции, приобретаемые учащимися в процессе изучения полного курса
программы в соответствии с поставленными задачами.
1.4. Содержание программы
Учебный план полного курса программы (более 1 года обучения)
содержит
наименование
разделов
(дисциплин),
определяет
последовательность и общее количество часов на их изучение, оформляется в
виде таблицы; составляется на весь период обучения по годам. В данной
таблице прописываются только основные разделы (темы, блоки, модули)
программы.
Учебный план
№ п/п Название раздела, темы

Количество часов по годам обучения
1 год
2 год
3 год

Форма
аттестации

Итого

Содержание учебно плана - это реферативное описание содержания
разделов и тем программы, которое должно быть направлено на достижение
целей программы и планируемых результатов ее освоения.
1.5.Комплекс основных характеристик программы по годам
обучения
Уровень года обучения – стартовый, базовый, продвинутый.
Цель: конкретного года обучения.

10

Задачи: конкретного года обучения (обучающие, развивающие,
воспитательные).
Учебный тематический план содержит наименование разделов и тем,
определяет последовательность и общее количество часов на их изучение (с
указанием теоретических и практических видов занятий, а также форм
контроля), оформляется в виде таблицы; составляется на каждый год
обучения.
Примерная схема составления учебный тематического плана
Учебный тематический план
СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ 1 год обучения
Количество часов
№

1.1.
1.2.

Наименование разделов, тем
Раздел 1. ……………
Тема ………..
Тема ………
Итого

Всего

Теория

…
…
…
144

…
…
…
40

Формы
контроля/
Практика
аттестации
…
…
…
104

Содержание программы
Раскрывать содержание тем конкретного года обучения следует в том
порядке, в котором они представлены в учебном тематическом плане.
Описать тему означает:
•
указать название темы;
•
указать в каких формах организуется образовательный процесс
(Теория:, Практика:).
В «Теории» телеграфным стилем (в именительном падеже)
перечисляются основные теоретические вопросы, которые раскрывают тему
(без методики), называются изучаемые ключевые понятия, факты, идеи.
В «Практике» описывается практическая деятельность учащихся. При
планировании экскурсий желательно указывать тему и место проведения
экскурсии.
Образец оформления содержания:
Раздел 1. Общая физическая подготовка
Тема 1.1. Основные понятия ОФП
Теория: понятие ОФП. Функции ОФП.
Практика: освоение навыков физической подготовки: бег по прямой,
бег приставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег,
кувырки вперед и назад. Эстафета. Спортивные игры.

11

Планируемые результаты конкретного года обучения в соответствии
с поставленными задачами.
Предметные: будут уметь, будут стремиться, получат навыки,
научатся делать, будут развиты творческие способности…;
Метапредметные: будут знать/понимать, иметь представление,
овладеют понятиями, расширят представления, будет развита устойчивая
потребность к самообразованию…;
Личностные: будет сформирована устойчивая потребность, будут
воспитаны морально-волевые и нравственные качества (какие), будет
сформирована активная жизненная позиция….
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график - это составная часть
образовательной
программы,
являющейся
комплексом
основных
характеристик образования и определяет количество учебных недель и
количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и
окончания учебных периодов/этапов: календарный учебный график является
обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной
программе. (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).
Дата начала Дата окончания
Всего
Год
обучения по обучения по
учебных
обучения
программе
программе
недель
1 год
2 год
3 год

00 сентября
00 сентября
00 сентября

00 мая
00 мая
00 мая

36
36
36

Количество
учебных
часов

Режим занятий

216
216
216

3 раза в неделю по 2 часа
2 раза в неделю по 3 часа
2 раза в неделю по 3 часа

2.2.Условия реализации программы
- реальная и доступная совокупность условий реализации программы –
материально техническое обеспечение (характеристика помещения для
занятий, перечень оборудования, инструментов, приборов и материалов в
расчете на количество учащихся);
- кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительной
общеобразовательной
программы
осуществляется
педагогом
дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства
труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»;
- информационные ресурсы – аудио-, видео-, фото-, интернет
источники.

12

2.3.Формы аттестации и контроля - разрабатываются и
обосновываются для определения результативности освоения программы,
отражают цели и задачи. Виды и формы контроля/аттестации:
Время
проведения

Виды контроля

В начале учебного Входной контроль (при наличии)
года
Цель проведения: определение уровня
развития учащихся, их творческих
способностей
В течение всего
учебного года

По окончании
изучения темы
или тем, раздела

Формы
контроля/аттестации
Беседа, опрос, тестирование,
анкетирование и др.

Текущий контроль
Педагогическое наблюдение,
Цель проведения:
опрос, самостоятельная
работа и др.
• определение степени усвоения
учащимися учебного материала в рамках
определенной темы;
• определение готовности учащихся к
восприятию нового материала;
• повышение ответственности и
заинтересованности учащихся в
обучении;
• выявление учащихся, отстающих и
опережающих обучение;
• подбор наиболее эффективных
методов и средств обучения.
Тематический контроль
опрос, самостоятельная
Цель проведения:
работа, выставка, экзамен,
зачет, защита проекта и др.
• определение степени усвоения
учащимися учебного материала по
определенной теме;
• определение результатов обучения.

В конце учебного Промежуточный (контроль),
года
промежуточная аттестация
Цель проведения:
• определение результатов обучения,
изменения уровня развития учащихся,
их творческих способностей по
окончании учебного года;
• ориентирование учащихся на
дальнейшее обучение;
• анализ дополнительной
общеобразовательной программы для
коррекции и совершенствования
содержания.

выставка, конкурс,
концертное прослушивание,
соревнование, защита
творческого проекта, опрос,
контрольное занятие, зачёт,
самостоятельная
практическая работа,
выставка с презентацией
творческих работ,
демонстрация моделей,
тестирование и др.

13

В конце курса
обучения по
программе

Итоговая аттестация.
Цель проведения:
• определение результатов обучения;
• определение изменения уровня
развития детей, их творческих
способностей;
• анализ дополнительной
общеобразовательной программы для
коррекции и совершенствования
содержания.

конкурс, фестиваль,
соревнование, концертное
прослушивание, защита
творческого проекта, зачет,
экзамен, тестирование,
практическая
самостоятельная работа и др.

Порядок аттестации учащихся определяется локальным нормативным
актом организации дополнительного образования и может включать в себя:
-промежуточную аттестацию после освоения программы конкретного
года обучения;
- итоговую аттестацию после освоения всего объема Программы.
2.4.Оценочные материалы. Пакет диагностических методик,
позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов
(ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).
Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы,
карты наблюдений и т.п.) за процессом овладения знаниями, умениями,
навыками, компетенциями, предусмотренными образовательной программой.
Материалы для проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся, а именно: тесты, вопросы, задания,
задачи и т.п. (п.9 ст.2; п.5 ст.47 ФЗ №273).
2.5.Методические материалы.
Формы организации образовательного процесса (индивидуальные,
групповые и т.д.), типы занятий по программе определяются содержанием
программы и могут предусматривать:
•
занятие, направленное на изучение, усвоение нового материала
(лекция, объяснение, демонстрация и др.);
•
занятие, ориентированное на закрепление и совершенствование
ЗУН (обобщение, решение задач, контрольные работы, лабораторные,
упражнения на повторение и др.);
•
занятие, нацеленное на самостоятельное применение ЗУН
(самостоятельные
работы,
семинары-практикумы,
мастер-классы,
представления, концерты и др.).
Формы занятий: лекции, беседы, практические и семинарские
занятия, комбинированные занятия (теория и практика), лабораторные
работы, круглые столы, мастер - классы, мастерские, деловые и ролевые
игры, тренинги, концерты, выставки, праздники и другие виды учебных
занятий и учебных работ.

14

Обеспечение программы методическими видами продукции,
необходимыми для ее реализации - указание тематики и формы
методических материалов по программе (дидактический материал); краткое
описание общей методики работы в соответствии с направленностью
содержания и индивидуальными особенностями учащихся; описание
используемых методик и технологий, в том числе информационных (ФЗ №
273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5);
2.6.Список литературы - включает перечень основной и
дополнительной литературу (учебные пособия, сборники упражнений
контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов),
справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы,
атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников
образовательного процесса – педагогов, учащихся и родителей; оформляется в
соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам ГОСТ Р 7.0.5 2008. (Приложение 5).
В приложениях к Программе размещаются: календарный учебный
график (по годам обучения и группам); диагностические карты по
аттестации, тесты, анкеты и другое.
Календарный учебный график (по годам обучения, группам) составляется на текущий учебный год (на каждую группу учащихся).
Указывается номер группы, Ф.И.О. педагога, общее количество часов на год,
режим занятий. Для написания календарно-учебного графика необходимо
использовать «Учебно-тематический план» и «Содержание» утвержденной
Программы. (Приложение 2).
Лист корректировки календарного учебного графика (Приложение 3)
Заполняется в том случае, когда занятие не было проведено по каким-либо
причинам: учебный отпуск педагога, приказ на выход, командировка,
карантин и т.п. В этом случае занятия могут быть перенесены на другую
дату, либо проведены методом уплотнения (когда на одном занятии
рассматриваются не более двух тем).
4.
Требования к оформлению дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
4.1. Текст набирается в редакторе Microsoft® Word, шрифтом Times
New Roman размер-14 (для таблиц–12) , стиль – обычный, межстрочный
интервал 1,15, переносы в тексте не ставятся, абзац 1,25 см; центровка
заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word,
написание шрифта в заголовках любого уровня – строчными буквами как в
предложении. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

15

4.2. Параметры страницы:
• формат листа – А 4 (21 × 29,7 см), ориентация – книжная;
• поля: левое – 2,5 см; верхнее - 2 см; нижнее – 2; правое - 2см,
переплёт – 0 см; положение переплета – слева;
• выравнивание текста – по ширине;
• нумерация страниц: положение - внизу страницы; выравнивание - по
центру, начало нумерации страниц основного текста (титульный лист в
нумерацию не включается).
5.
Утверждение дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
5.1. Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа ежегодно до 01 сентября согласуется с Методическим советом и
утверждается директором Дворца, с последующим изданием приказа.
5.2. При несоответствии Программы установленным требованиям
Методический совет накладывает резолюцию о необходимости доработки
программы с указанием конкретного срока исполнения.
5.3. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в
течение учебного года, должны быть согласованы с Методическим советом.
Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Программу включает в
себя:
•
определение оснований для внесения изменений и (или)
дополнений в Программу, в числе которых: невыполнение программного
материала;
•
пропуски занятий по непредвиденным обстоятельствам;
•
закрепление вносимых изменений и (или) дополнений в
Программу приказом по Дворцу.
5.4. Один экземпляр утвержденных Программ хранится в учебной
части в соответствии с номенклатурой дел, второй экземпляр хранится у
педагога для осуществления учебного процесса.
5.5. На
основании
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы педагогом дополнительного образования
ежегодно разрабатывается календарный учебный график (по годам обучения
и группам), который является нормативным документом. Один экземпляр
утвержденного календарного учебного графика хранится в учебной части,
второй хранится у педагога при организации образовательного процесса и
ведения журнала учета работы педагога дополнительного образования.

16

6.

Корректировка программы

6.1. Коррективы в Программу вносятся ежегодно с учетом
результатов мониторинга полноты и качества реализации Программы,
последних изменений в законодательстве РФ, новых нормативных актов и
документов.
6.2. Корректировка
Программы
производится
в
период,
предшествующий срокам реализации программы до 10 августа текущего
календарного года.
6.3. Тексты изменений на отдельных листах прошиваются и являются
приложением к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе, либо новая Программа утверждается в полном объеме.

17

Приложение 1
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества

Принята на заседании
методического совета
Протокол № ____
________________

УТВЕРЖДАЮ
Директор ДДТ «Химмашевец»
______________ М.М. Симонова
________________
Приказ _________ № _______

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Рукодельница»

Художественная направленность
Возраст учащихся: 10 – 12 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Петрова Мария Степановна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории

Екатеринбург, 2020

18

Приложение 2
Оформление календарного учебного графика по годам обучения
Время и место проведения занятий прописаны в расписании,
утвержденном приказом директора.
Дата
№
№
проведени гр уппы занятия
Тема занятия
я занятия
00.00.0000
1
1
Раздел 1. Тема 1.1.

Форма
занятия

Кол-во
часов

Форма
контроля/
аттестации

19

Приложение 3
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНОГО УЧЕБНОГО ГРАФИКА
Причина переноса
Дата, на
Форма реализации
(№ приказа на отпуск
которую
программного
Дата
либо дни Б\С,
осуществлен
материала
переноса
командировка;
перенос
(уплотнение,
занятия
больничный и т.п.)
занятия
доп.занятие или др.).

20

Приложение 4
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ УЧАЩИХСЯ
В ДДТ «ХИММАШЕВЕЦ»

N п/п

Число
Направленность объединения занятий в
неделю

Число и продолжительность занятий в
день

1.

Техническая

2-3

2 по 40 мин.

1.1.

Объединения с
использованием
компьютерной техники

1-3

2 по 30 мин. для учащихся в возрасте до
8 лет;
2 по 40 мин. для остальных учащихся

2.

Художественная

2-3

2 по 30 мин. для учащихся в возрасте до
8 лет;
2 - 3 по 40 мин.

2.1.

Объединения
изобразительного и
декоративно-прикладного
искусства

2-3

2 по 30 мин. для учащихся в возрасте до
8 лет;
2 - 4 по 40 мин.

2.2.

Музыкальные и вокальные
объединения

2-3

2 - 3 по 40 мин. (групповые занятия);
30 - 40 мин. (индивидуальные занятия)

2.3.

Хореографические
объединения

2-3

2 по 30 мин. для учащихся в возрасте до
8 лет;
2 по 40 мин. - для остальных
обучающихся

3.

Естественнонаучная

1-3

30 мин. для учащихся в возрасте до 8
лет;
1 - 3 по 40 мин.;
занятия на местности до 8 час

4.

Физкультурноспортивная

4.1.

Занятия по дополнительным
общеразвивающим
программам в области
физической культуры и спорта

2-3

2 по 30 мин. для учащихся в возрасте до
8 лет;
2 по 45 мин. - для остальных учащихся

4.2.

Спортивно-оздоровительные
группы (кроме командных

2-3

2 по 30 мин. для учащихся в возрасте до
8 лет;

21

игровых и технических видов
спорта)

2 по 40 мин. - для остальных учащихся

4.3.

Спортивно-оздоровительные
группы в командно-игровых
видах спорта

2-3

2 по 40 мин.

4.4.

Спортивно-оздоровительные
группы в технических видах
спорта

2-3

2 по 40 мин.

5.

Социально-гуманитарная

1-2

1 - 3 по 40 мин.

5.1.

Предшкольное развитие

2-3

1 - 4 по 30 мин.

5.2.

Учащиеся с оппозиционно
вызывающим расстройством
(ОВР)

2-4

1 - 2 по 40 мин.

Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29.09.2020 года № 28 СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания,
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

22

Приложение 5

Оформление списка литературы
Оформление списка литературы регулируются ГОСТ 7.1-2003
«Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие
требования и правила составления».
Все источники нумеруются по порядку, начиная с 1. Разные типы
источников (книги, научные статьи) разделяются заголовками, после которых
исчисление продолжается.
Самым популярным источником в списке литературы являются книги.
При оформлении книг в списке литературы необходимо указать следующие
данные, в строгой последовательности: имя основного автора и инициалы;
полное название книги: тип книги или научной работы / полный список
авторов и соавторов (фамилия инициалы); редакция: издательство —
количество страниц.
Образец оформления списка литературы
Литература для педагога:
1. Фамилия, И.О. Название книги / И.О. Фамилия автора, отв. ред.
И.О. Фамилия. – Город (М. СПб. Екатеринбург:): Издательство, год. –
Количество страниц.
Например:
1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – Чебоксары: Чуваш. кн.
изд-во. 2017. – 375 с.
2. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения
детей / Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 160 с.
Литература для учащихся и родителей:
2. Фамилия, И.О. Название книги / И.О. Фамилия автора, отв. Ред.
И.О. Фамилия. – Город (М. СПб. Екатеринбург:): Издательство, год. –
Количество страниц.
Интернет ресурсы:
1.
Название сайта. – Режим доступа: http://ссылка.
Например:
1. Подвижные игры для детей. 29 подвижных игр для детей 3-12 лет с
подробным
описанием
правил
игры.
–
Режим
доступа:
http://pedsovet.su/dosug/podvizhnye_igry_dlya_detey.
С ЛНА ознакомлены:
№
ФИО

Должность

Дата

Подпись

23

24

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».