Аннотированный перечень дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в 2022-2023 уч. году С обновлениями от 16.02.2023 года Наименование программы, Срок Возраст Аннотация авторы-составители реализации учащихся ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ 1 5-7 Основной упор в обучении отводится формированию навыков самостоятельного поиска 1. «Числоград» решения учащимися поставленных не только математических, но и творческих задач. (сертифицированная) (Конюк Л.В.) Обучение включает методы, которые способствуют овладению математическими знаниями и общему интеллектуальному развитию. Цель: Интеллектуальное развитие и социализация учащихся через занимательные развивающие игры математического содержания. Задачи. Обучающие: 1. Сформировать начальные представления о числе как о множестве единых предметов. 2. Сформировать начальные представления о числе как о единой мерке результата измерения. 3. Познакомить с понятием числовой отрезок. 4. Научить записи чисел первого десятка. 5. Научить сравнивать, складывать, и вычитать числа в пределах 10. 6. Научить находить общий признак совокупности предметов, состоящих из 4 элементов, находить лишний элемент сравнивать и упорядочивать 4-5 предметов по длине, ширине, высоте, вместимости. 7. Научить продолжать и находить нарушение в заданной закономерности, самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность. 8. Научить характеризовать предложенное множество по цвету, форме, величине. 9. Научить использовать математические символы для записи сравнения и для записи сложения и вычитания. 10. Научить кодировать признаки предметов. 11. Научить устанавливать, насколько одно число больше или меньше другого. 12. Познакомить с величиной – объем, и ее единицей измерения литр. 13. Расширить знания об объемных фигурах (цилиндр, конус, куб, шар, пирамида) и находить в окружающем пространстве предметы сходные по форме. 1 2. «Школа исследователей» (сертифицированная) (Карамышева М.М.) 1 5-7 Развивающие: 1. Развить навык ориентации в окружающем пространстве, описывая положение предметов в пространстве относительно себя, ориентироваться с помощью простого плана. 2. Развить мыслительные операции, продолжая ряд с изменяющимися признаками. 3. Развить навык дифференцирования множества по количеству, определять количество элементов во множестве, фиксировать количество элементов множества натуральным числом. 4. Развить умение высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения. 5. Развить умение устанавливать временные отношения, находить последовательность событий и нарушение последовательности. 6. Развить конструктивные умения, составляя геометрические фигуры и тела из 3-4 частей, а также распознавать геометрические фигуры и находить в окружающей обстановке предметы сходные по форме. 7. Развить навык сравнения чисел в пределах 10 путем составления пар и устанавливать, насколько одно число больше или меньше другого Воспитательные: 1. Развить терпение, настойчивость, привычку работать самостоятельно. 2. Формировать коммуникативные навыки в среде сверстников и взрослых. 3. Воспитать интерес к предмету и процессу обучения в целом. Сформировать качества личности: трудолюбие, любознательность, инициативность. Отличительная особенность программы: в основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа исследователей» лежит поисково-познавательная деятельность, которая дает учащимся реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Цель программы – развитие поисково-познавательной деятельности учащихся старшего дошкольного возраста как основы интеллектуально-личностного, творческого развития. Задачи: Обучающие: 1. Сформировать у учащихся собственный познавательный опыт через многообразие форм поисково-познавательной деятельности (игра, экспериментирование, конструирование, развитие речи, общение). 2. Обучить структуре поисково-познавательной деятельности. 2 3.Способствовать применению знаний о живой и неживой природе, физических явлениях окружающего мира в поисково-познавательной деятельности. 4. Способствовать применению знаний о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость) в экспериментальной деятельности; 5.Сформировать представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества. 6.Обучить простейшим умениям моделирования и конструирования для изготовления собственных изобретений. Развивающие: 1.Развить у учащихся старшего дошкольного возраста предпосылки диалектического мышления, что в свою очередь способствует проявлению творческих способностей. 2.Развить эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. 3.Расширить перспективы поисково-познавательной деятельности путем включения учащихся в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия 4.Способствовать развитию инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру. 5.Развить речь как средство и форму мыслительной деятельности. Воспитательные: 1. Сформировать доброжелательное отношение к сверстникам, умение конструктивно представлять собственное мнение. 2. Воспитать творческое созидательное отношение к природе. 3. «Математические тропинки» (сертифицированная) (Ржанникова Е.А.) 1 5-7 Важные принципы при составлении занятий: интересная подача материала – у каждого задания есть история и сюжет, вовлекающие в процесс, постепенное усложнение – учащийся сам справится с простыми заданиями и с радостью перейдёт к более сложным, ведь теперь они будут для него посильны, баланс дидактики и дизайна – учтены психологические особенности учащихся возраста 5-7 лет при подборе заданий, которые действительно «работают»! Цель: развитие логических способностей, развития личности, индивидуальных, творческих способностей через игровую деятельность. Задачи: Обучающие: 1. Обучить основам математических знаний, терминов и научить применять их на практике. 3 2. Сформировать необходимый уровень математических представлений о натуральном числе и арифметических действиях (числовая грамотность), величине и геометрических фигурах, ориентировке в пространстве, понятии о величине предметов. Развивающие: 1. Развить логическое мышление при мыслительных операциях, и других психических процессах (памяти, восприятия, произвольного внимания, творческого воображения). 2. Привить мотивационную готовность, нравственные качества, волю, трудолюбие, ответственности. Воспитательные: 1. Воспитать нравственные качества, волю, трудолюбие. 2. Сформировать совокупность ценностных качеств личности: трудолюбия, ответственности, дисциплинированности, дружеской взаимопомощи, бережного отношения к окружающей среде, самостоятельность. 4