ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Числоград» Естественнонаучная направленность Возраст учащихся: 5-7 лет Срок реализации программы: 1 год (144 часа) Автор-составитель: Конюк Людмила Викторовна старший педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 Содержание 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ............................................................................ 3 1.1. Пояснительная записка................................................................................................. 3 1.2. Цель и задачи программы ............................................................................................ 6 1.3. Планируемые результаты ............................................................................................ 7 1.4. Содержание программы ............................................................................................... 9 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ................................15 2.1. Календарный учебный график ................................................................... 15 2.2. Условия реализации программы ..............................................................................15 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы........................................15 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................................17 Приложение 1 ...................................................................................................................... 19 Карта наблюдений по формированию элементарных математических представлений...................................................................................................................... 19 2 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Числоград» естественнонаучной направленности разработана в соответствии с требованиями в образовании, отраженными в следующих документах: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»). 5. Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, направленные письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 года № ВК-1232/09. 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.09.2020 года № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 года № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 года № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным заказом. 10 Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от 21.08.2015 года № 1497/46/36. 3 11. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от 19.08.2022 года № 30. Актуальность. Одной из приоритетных задач современного образования является выявление и развитие способностей каждого ребенка в максимально возможном диапазоне его индивидуальных ресурсов. Это обусловлено кардинальными переменами, происходящими в социальноэкономическом развитии нашей страны. Потребность общества в людях, способных нестандартно решать проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности постоянно растет. Социальный заказ государства и общества на сохранение и приумножение интеллектуального и творческого потенциала страны ставит перед современной педагогикой задачу по созданию условий, обеспечивающих выявление и развитие детской одаренности, через внедрение образовательных технологий, привлечение ресурсов дополнительного образования, непрерывный поиск новых форм и методов работы. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и, согласно Концепции развития дополнительного образования, способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в занятиях естественнонаучной направленности. Программа направлена на развитие интеллектуальной активности, творческого мышления, формирование математической грамотности, самостоятельной, нестандартно мыслящей личности, умеющей творчески подходить к решению поставленной задачи на основе разнообразной творческой деятельности. Реализации социальной адаптации и ситуации успеха в деятельности, что будет являться залогом формирования высокоинтеллектуального человека будущего. Воспитательный потенциал: программа способствует развитию трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Отличительные особенности и новизна программы: проанализировав программу ДОО «Колосок+», автор С. В. Касатикова, программа «Числоград» составлена с учетом связей таких видов деятельности как: конструирование, игровая, деятельность, направленная на 4 экологическое воспитание и двигательную активность. Программа направлена на более раннее знакомство ребенка с математикой. Изучение тем данной программы формирует базу для расширенного их изучения в дальнейшем по программе «Интеллектуальное развитие дошкольников через игровую познавательную деятельность». Занятия предполагают различные формы объединения учащихся (пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебнопознавательной деятельности. Большое внимание уделяется индивидуальной работе на занятии. Основной упор в обучении отводится формированию навыков самостоятельного поиска решения учащимися поставленных не только математических, но и творческих задач. Обучение включает методы, которые способствуют овладению математическими знаниями и общему интеллектуальному развитию. Возрастные особенности: дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных способностей, усвоения знаний и умений. Повышенный интерес к новому способствует разнообразному изучению тем математического содержания и включению этих знаний в практическую игровую деятельность. При комплектовании учебных групп педагог учитывает специфику половозрастных, индивидуально-психологических, физических и иных особенностей и состояний учащихся дошкольного возраста. При формировании и усвоении базовых геометрических и арифметических понятий возникают психологические, дидактические и коммуникативные проблемы. В возрасте 5 - 7 лет эти проблемы только обозначаются и легко поддаются коррекции. Адресат программы: возраст учащихся 5-7 лет. Количество в группе 10 человек. Группы формируются по возрасту. В процессе обучения возможно дополнение учащихся согласно возрасту и уровня развития. Объем и срок освоения программы: 144 часа. Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Уровень освоения программы: стартовый уровень – используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы. 5 Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная в сотворчестве с педагогом, самостоятельная. Виды занятий: беседа, экскурсия, практическое занятие, комбинированное занятие, сюжетно-ролевая игра. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: наблюдение; устный опрос, математический КВН. Особенности организации образовательного процесса. Содержание заданий может быть скорректировано в связи с дистанционным обучением и уровнем развития учащихся. В программу могут быть включены дополнительные задания, соответствующие тематике. Некоторые из заданий (по выбору педагога) могут быть изменены в ходе экспериментальнопоисковой работы. Темы разделов чередуются в течение учебного года, что позволяет отрабатывать содержание предыдущих тем. 1.2. Цель и задачи программы Цель: интеллектуальное развитие и социализация учащихся через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания. Задачи. Обучающие: 1. Сформировать начальные представления о числе как о множестве единых предметов. 2. Сформировать начальные представления о числе как о единой мерке результата измерения. 3. Познакомить с понятием числовой отрезок. 4. Научить записи чисел первого десятка. 5. Научить сравнивать, складывать, и вычитать числа в пределах 10. 6. Научить находить общий признак совокупности предметов, состоящих из 4 элементов, находить лишний элемент сравнивать и упорядочивать 4-5 предметов по длине, ширине, высоте, вместимости. 7. Научить продолжать и находить нарушение в заданной закономерности, самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность. 8. Научить характеризовать предложенное множество по цвету, форме, величине. 9. Научить использовать математические символы для записи сравнения и для записи сложения и вычитания. 10. Научить кодировать признаки предметов. 6 11. Научить устанавливать, насколько одно число больше или меньше другого. 12. Познакомить с величиной – объем, и ее единицей измерения литр. 13. Расширить знания об объемных фигурах (цилиндр, конус, куб, шар, пирамида) и находить в окружающем пространстве предметы сходные по форме. Развивающие: 1. Развить навык ориентации в окружающем пространстве, описывая положение предметов в пространстве относительно себя, ориентироваться с помощью простого плана. 2. Развить мыслительные операции, продолжая ряд с изменяющимися признаками. 3. Развить навык дифференцирования множества по количеству, определять количество элементов во множестве, фиксировать количество элементов множества натуральным числом. 4. Развить умение высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения. 5. Развить умение устанавливать временные отношения, находить последовательность событий и нарушение последовательности. 6. Развить конструктивные умения, составляя геометрические фигуры и тела из 3-4 частей, а также распознавать геометрические фигуры и находить в окружающей обстановке предметы сходные по форме. 7. Развить навык сравнения чисел в пределах 10 путем составления пар и устанавливать, насколько одно число больше или меньше другого Воспитательные: 1. Развить терпение, настойчивость, привычку работать самостоятельно. 2. Формировать коммуникативные навыки в среде сверстников и взрослых. 3. Воспитать интерес к предмету и процессу обучения в целом. 4. Сформировать качества личности: трудолюбие, любознательность, инициативность. 1.3. Планируемые результаты Предметные результаты: 1. Умеют сравнивать, складывать, и вычитать числа в пределах 10; 2. Умеют продолжать заданную закономерность, находить нарушение закономерности, самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность; 7 3. Характеризуют предложенное множество и находят лишний элемент по общим признакам совокупности; 4. Используют математические символы для записи чисел, сравнения и арифметических действий; 5. Используют условные знаки для кодирования признаков предметов; 6. Устанавливают насколько одно число больше или меньше другого; 7. Используют числовой отрезок при выполнении арифметических операций; 8. Развит навык дифференцирования множества по количеству, определяют количество элементов во множестве, фиксируют количество элементов множества натуральным числом; 9. Знают величину – объем, и единицы ее измерения – литр; 10. Сформированы представления об объемных фигурах (цилиндр, конус, куб, шар, пирамида) и умения находить в окружающем пространстве предметы сходные по форме; 11. Сравнивают числа в пределах 10 путем составления пар и устанавливают, насколько одно число больше или меньше другого. Метапредметные результаты: 12. Развит навык ориентации в окружающем пространстве, описывая положение предметов в пространстве относительно себя, ориентироваться с помощью простого плана; 13. Умеют продолжать ряд, составленный из предметов или фигур с 2-3 изменяющимися признаками; 14. Характеризуют предложенное множество и находят лишний элемент по общим признакам совокупности; 15. Умеют обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения высказывать; 16. Умеют устанавливать временные отношения, находить последовательность событий и нарушение последовательности; 17. Умеют составляя геометрические фигуры и тела из 3-4 частей, а также распознавать геометрические фигуры и находить в окружающей обстановке предметы сходные по форме. Личностные результаты: 18. Сформировано терпение, настойчивость, привычка работать самостоятельно; 19. Развиты коммуникативные навыки общения; 20. Сформирован интерес к предмету и процессу обучения в целом; 21. Сформированность трудолюбия, любознательности, инициативности. 8 1.4. Содержание программы Учебный (тематический) план № Разделы, темы Раздел 1. Количество и счет. 1.1 Числовой ряд. Счет до 5. 1.2 Число 6. Цифра 6. 1.3 Число 7. Цифра 7. 1.4 Число 8. Цифра 8. 1.5 Число 9. Цифра 9. 1.6 Число 0. Цифра 0. 1.7 Число 10. Запись числа. 1.8 Счет в пределах 10. Раздел 2. Геометрические фигуры и тела. 2.1 Точка, линия, отрезок. 2.2 Плоские геометрические фигуры. 2.3 Объемные геометрические фигуры. 2.4 Геометрические головоломки. 2.5 Составление объемных фигур из кубиков. Раздел 3. Величина (сравнение предметов). Измерение предметов. 3.1 Свойства предметов и символы. Кодирование информации. 3.2 Дом таблица. 3.3 Читаем таблицы, следуем правилам. 3.4 Сравнение групп предметов. Знаки сравнения. 3.5 Столько же, больше, меньше. 3.6 На сколько больше? На сколько меньше? 3.7 Измерение длины. Сравнение мер длины. 3.8 Сравнение и измерение объема. Раздел 4. Ориентировка в пространстве и во времени. Раздел 5. Деление целого на части. Раздел 6. Математические задачи. 6.1 Сложение. 6.2 Вычитание. 6.3 Сложение и вычитание. Раздел 7. Промежуточная Количество часов всего теория практика 24 8 16 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 Формы аттестации / контроля Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос 20 9 11 3 1 2 Наблюдение, опрос 4 2 2 Наблюдение, опрос 4 2 2 Наблюдение, опрос 4 2 2 Наблюдение, опрос 5 2 3 Наблюдение 56 8 48 7 1 6 Наблюдение, опрос 7 1 6 Наблюдение, опрос 7 1 6 Наблюдение, опрос 7 1 6 Наблюдение, опрос 7 1 6 Наблюдение, опрос 7 1 6 Наблюдение, опрос 7 1 6 Наблюдение, опрос 7 1 6 Наблюдение, опрос 14 6 8 Наблюдение, опрос 10 4 6 Наблюдение, опрос 18 9 9 9 2 6 2 2 2 1 12 4 4 4 1 Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Математический 9 (итоговая) аттестация. Математический КВН. Итого КВН 144 42 102 Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1. Количество и счет Тема 1.1. Числовой ряд. Счет до 5 Теория: повторить порядковый счет до 5, числа 1-5, актуализировать умение соотносить цифру с количеством предметов, умение составлять числовой ряд. Практика: игра «Собери бусы». Экскурсия в парк. Повторение понятий времена года, соотношение месяцев и времени года. Название осенних месяцев. Характерные признаки осени. Тема 1.2. Число 6. Цифра 6 Теория: познакомить с числом 6 и его цифрой, определить место числа в числовом ряду, порядковый счет в пределах 6. Практика: игра «Садовники», «В группу соберись», «Запомни и выложи». Тема 1.3. Число 7. Цифра 7 Теория: познакомить с числом 6 и его цифрой, определить место числа в числовом ряду, порядковый счет в пределах 6. Практика: игра «Садовники», «В группу соберись», «Запомни и выложи». Тема 1.4. Число 8. Цифра 8 Теория: познакомить с числом 6 и его цифрой, определить место числа в числовом ряду, порядковый счет в пределах 6. Практика: игра «Садовники», «В группу соберись», «Запомни и выложи». Тема 1.5. Число 9. Цифра 9 Теория: познакомить с числом 9 и его цифрой, определить место числа в числовом ряду, порядковый счет в пределах 9. Практика: игра «Садовники», «В группу соберись», «Запомни и выложи». Тема 1.6. Число 0. Цифра 0 Теория: сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру с ситуацией отсутствия предмета. Тренировать навыки количественного и порядкового счета. Практика: игра «Билеты», «Где стоит число 0». Тема 1.7. Число 10. Запись числа 10 Теория: сформировать Умение считать до 10, различать запись числа 10 и соотносить ее с десятью предметами. Счет десятками. Уметь определять порядковый номер предмета в зависимости от направления счета. Практика: игры «Сбор урожая», «Цветные числа», «Вырастим дерево» (игра с блоками). Тема 1.8. Счет в пределах 10 Теория: закрепление количественного и порядкового значения числа в пределах 10, составление простых задач и запись решений с помощью примеров на сложение и вычитание. Уметь определять порядковый номер предмета в зависимости от направления счета. Практика: игра «Живые числа», «Волшебный мешочек», «Домино» Раздел 2. Геометрические фигуры и тела Тема 2.1 Точка, линия, отрезок Теория: формировать первоначальные понятия – точка, линия, отрезок. Практика: научить изображению данных фигур, и находить их в окружающем пространстве. Игры с палочками на конструирование по заданному образцу. Тема 2.2. Плоские геометрические фигуры Теория: повторить формы геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, круг, овал). Закрепить их отличительные признаки. Практика: построение геометрических фигур с помощью палочек, шнуровки, преобразование одной формы в другую. Тема 2.3. Объемные геометрические фигуры Теория: познакомить с объемными телами - куб, цилиндр, конус, пирамида, призма. Сформировать представления, чем отличаются плоские фигуры от объемных. Знакомство с проекцией как с отражением на плоскости, из каких элементов состоят пространственные фигуры. Практика: игры «Фотоателье». Анализируем, сравниваем, находим закономерности «У кого в гостях Винни-Пух». Игра-путешествие «Осенины». Тема 2.4. Геометрические головоломки Теория: раскрыть смысл слова головоломка. Закрепить изученные формы пристроения и преобразования квадратов и треугольников. Практика: построить из квадрата простую головоломку, состоящую из 2 квадратов и 4 треугольников. Составлять заданные образы из фигур головоломки. Познакомить с двухцветным квадратом Воскобовича, через работу по составлению фигур по схеме. 11 Упражнять детей в составлении геометрических фигур с помощью палочек, ниток на плоскости стола, анализе, обследовании их зрительноосязательным способом. Познакомить со способом, пристроения, присоединения одной фигуры к другой. Составить два равных треугольника из 5 палочек. Составить три равных треугольника из 7 палочек. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек. Составить два равных квадрата из 7 палочек. Составить три равных квадрата из 10 палочек. Составит три равных треугольника из 7 палочек. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника. Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из 2-х палочек внутри большого). Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученные в результате пристроения, образуют 1 большой). Преобразование одной фигуры в другую Изменение квадратов в фигуре. Упражнять в умении решать задачи путем целенаправленных практических проб и обдумывания хода решения. Тема 2.5 Составление объемных фигур из кубиков. Теория: закрепить отличия куба от квадрата. Научить определять проекции объемной фигуры с разных сторон. Практика: развитие пространственных представлений, образного мышления через составление объемных фигур из кубиков по схеме (вид сверху, сбоку, спереди). Раздел. 3. Величина (сравнение предметов). Измерение предметов Тема 3.1. Свойства предметов и символы. Кодирование информации Теория: повторить признаки сходства и различия предметов по цвету, форме, размеру, толщине. Практика: игра «Помоги муравьишкам», «Домино», уметь выделять свойства предметов. Праздник –игра «Краски лета». Игра «Угадай–ка» уметь выделять два свойства в отгадываемом предмете, самим загадывать предмет по нескольким свойствам (цвет и форму, форму и размер, размер и толщину и др.). Игра «Найди клад» - уметь определять свойства блока по карточкам символам, правильно задавать вопросы по свойствам загаданного блока. Игра «Где, чей гараж» - ориентируясь на знаки символы свойств, разбивать и группировать по несовместимым свойствам. Тема 3.2. Дом-таблица Теория: объединять предметы в группу на основе сходства, сравнивать группы предметов с помощью составления пар. Познакомить с понятием таблицы, строки и столбца таблицы. 12 Практика: составляем таблицы. Игра «Засели домик» (используя одно свойство блока) Тема 3.3. Читаем таблицы, следуем правилам Теория: закрепить умение ориентироваться в строках и столбцах таблицы. Практика: учащиеся разбирают блоки и раскладывают их в домики – таблицы, называют общее свойство блоков в каждой клетке. Игра «Засели домик», работа с двумя таблицами – домиками, опираясь на три свойства: цвет, размер, толщина. Тема 3.4. Сравнение групп предметов. Знаки сравнения Теория: тренировать умение выделять и называть свойства предметов. Сформировать представление о равных и неравных группах предметов. Умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем составления идентичных пар и фиксировать результат сравнения с помощью знаков =, >, <. Практика: игра «Сок на завтрак», «Построй дом». Тема 3.5. Столько же, больше, меньше Теория: уточнение представлений о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар и умения записывать результаты сравнения с помощью цифр и знаков сравнения. Практика: Игра «Команды», «Построй дом». Тема 3.6. На сколько больше? На сколько меньше? Теория: формирование представлений о сравнении чисел на основе их расположения в числовом ряду. Установление взаимосвязей между целым и его частями. С помощью предметных действий отвечать на вопрос «На сколько больше или меньше другого». Практика: игры «Прятки с числами», «Переучет», «Построй дом». Тема 3.7. Измерение длины. Сравнение мер длины Теория: формирование представлений об измерении длины предметов с помощью мерки. Измерять длину предметов с помощью мерки, установить зависимость результата измерения длины от величины мерки, тренировать умение соотносить число с количеством. Практика: игра «Дорога», «Разные шаги», «Живые числа». Квест-игра «Помощники Деда Мороза». Новогодняя сказка. Тема. 3.8. Сравнение и измерение объема Теория: формировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему (вместимости), с помощью переливания, пересыпания определять больше по объему, а какой меньше. Формирование представления об измерении объема сосуда с помощью мерки. 13 Практика: игра «Повара», «Наполни бочку». Раздел 4. Ориентировка в пространстве и во времени Теория: знакомство с временной единицей неделя, сутки, из чего состоят (утро, день, вечер, ночь), месяц, времена года ритмичность повторения. Составление последовательности дней недели и их названий. Развивать умения ориентироваться в пространстве используя слова и предлоги ориентирования относительно живых и неживых предметов. Практика: Игра «Живые числа», «Дни недели». Преодолей лабиринт и проведи друзей. Раздел 5. Деление целого на части Теория: деление целого на части. Формирование умения делить целое на части и составлять целое по его частям. Практика: игра «Печем печенье», игры с палочками. Раздел 6. Математические задачи Тема 6.1 Сложение Теория: формирование представления о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака +. Формировать умение складывать предметы с одинаковыми свойствами, исключать лишние предметы. На практике сформировать представление о переместительном свойстве сложения. Сформировать соответствие между сложением предметов и сложением чисел. Практика: на практике актуализировать представление о целом и его частях, взаимосвязи между ними, учиться составлять целое из частей. Игра «Разбитая ваза», «Магазин», «Рецепт», «Письмо к бабушке». Составление простых задач на сложение, игры «Хитрая лиса», « Земляничные тропинки». Тема 6.2. Вычитание Теория: формирование представления о вычитании как об удалении части из целого, о записи вычитания с помощью знака. Практика: на основе предметных действий выполнять конкретный смысл вычитания. Составление простых задач на вычитание. Тема 6.3 Сложение и вычитание Теория: закрепить представление о сложении и вычитании, взаимосвязи между ними. Практика: производить данные операции на основе предметных действий. Игра «Хромая лиса». Раздел 7 Промежуточная (итоговая) аттестация Теория: инструктаж по выполнению заданий. Практика: математический КВН. 14 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Календарный учебный график Период обучения Дата начала обучения по программе 1 полугодие 15 сентября 2 полугодие 08 января Дата окончания обучения по программе 31 декабря 31 мая Всего учебных недель Количество учебных часов Режим занятий 15 21 60 84 2 раза в неделю по 2 учебных часа 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: для создания условий реализации программы занятия проводятся в специально оборудованном кабинете. Для организации работы на занятиях в кабинете должны быть: детские столы, детские стулья, доска. Учебный кабинет должен быть оформлен в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с нормами СанПиН 2.4.4.3172-14. Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям: Наличие в образовательном учреждении подключения к сети Интернет – да. Скорость подключения - 2 Мбит/сек и выше. Подключение к Wi-Fi – да. Информационно-методическое обеспечение: − дидактические материалы: счетные палочки, цифры, геометрические фигуры и тела, наборы палочек Кюизенера, блоки Дьенеша, танграммы, квадрат Воскобовича, волшебная восьмерка Воскобовича. Демонстрационный и раздаточный материал в соответствии с изучаемой темой. − наглядные материалы: сюжетные иллюстрации, плакаты, альбомы и схемы использования логических блоков Дьенеша, цветных палочек Кюизенера. Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Виды контроля: текущий, тематический, итоговый. 15 Текущий контроль осуществляется в форме педагогического наблюдения. Итоговый контроль проводится с использованием методики В.П. Новиковой. Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития учащихся. Формы контроля: наблюдение, устный опрос. Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме: математический КВН. Критерии оценки результатов реализации программы: − усвоение знаний, умений, навыков по базовым разделам программы; − личностный рост, развитие коммуникативных навыков, работоспособности, умение работать самостоятельно − формирование математических понятий и представлений Результаты освоения программы определяются по трем уровням: высокий, средний, низкий. 1 уровень – высокий, полное освоение содержания образования (80100%). 2 уровень – средний, частичное освоение содержания программы (5080%), но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки. 3 уровень – низкий, не полностью освоил содержание программы (3050%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий. Оценочные материалы: Карта наблюдений по формированию элементарных математических представлений (Приложение 1). 16 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 1. Голубь В.Т. Предшкольная подготовка. Математика. Практическое пособие/В.Т. Голубь. — Воронеж: ООО «Метода», 2014.—48 с. 2. Михайлова З.А. Математика – это интересно/З.А. Михайлова. Методическое пособие. — СПб: Детство-Пресс, 2002.—37 с. 3. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико – математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера/З.А. Михайлова, Е.А. Носова. — СПб.: Детство-Пресс, 2015.—128 с. 4. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с учащимися 4-5 лет/В.П. Новикова. — М.: Мозаика – Синтез, 2016.—80 с. 5. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с учащимися 5-6 лет/В.П. Новикова. — М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 112 с. 6. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с учащимися 6-7 лет/В.П. Новикова. М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 176 с. Электронные ресурсы: 7. Арест М.Я., Тупичкина Е.А. Представление дошкольного математического образования в рамках непрерывного математического образования [Электронный ресурс]/М.Я. Арест, Е.А. Тупичкина. — Режим доступа: math-edu.ucoz.ru. 8. Бантова, М.А. Математика: методическое пособие [Электронный ресурс]/М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С. В. Степанова. — Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/bantova_matematika_1_fragm. 9. Дидактические и раздаточные материалы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443. 10. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.school-collection.edu.ru. 11. Захарова С.В. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Электронный ресурс]/С.В. Захарова, М.М. Морозова//Воспитание и обучение детей младшего возраста. — 2016. — № 5. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-elementarnyhmatematicheskih-predstavleniy-u-doshkolnikov-sredstvami-ikt. 12. Нестандартные задачники для дошкольников [Электронный ресурс]//Дошкольное воспитание. — Режим доступа: http://chudo-udo.com/ot-6do-9-let. Литература для учащихся, родителей (законных представителей): 17 1. Иванова И.В., Асриева М.В. Я учусь считать до 10/ И.В. Иванова, М.В. Асриева. — М.: Экзамен, 2015. — 64 с. 2. Игры с числами от 1 до 70/пер. с англ. М. Меньшиковой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 84 с. 3. Семенова Н.Г. Чудо-кубики: альбом – игра к игре «Сложи узор»/Н.Г. Семенова. — СПб.: ООО «КОРВЕТ», 2016. — 21 с. Электронные ресурсы: 4. Детский Чудо-юдо портал [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://chudo-udo.com/ot-6-do-9-let. 5. Оригами, раскраски, развивающие игры [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www.ruskid.ru/razvimg.html. 6. Развивающие задания для детей [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/photos/1044. 7. Развитие ребенка [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www.razvitierebenka.com/p/blog-page_6290.html#.V8UZbvmLTIU. 18 Приложение 1 Карта наблюдений по формированию элементарных математических представлений Дата заполнения (число, месяц, год) ___________________________________ Группа №____ Критерии Положение предметов в пространстве Времена года, дни недели, части суток Величина предметов Длина, ширина, высота Объём (ёмкость), масса предметов Сравнение предметов Символы и таблицы Сравнение по количеству предметов Сохранение количества предметов Геометрические фигуры Числа 1 - 10 Объединение предметов по цвету, форме, величине, материалу Количественный счёт в пределах 10 Порядковый счёт в пределах 10 Состав чисел Наглядное изображение однозначных чисел Сравнение чисел Решение логических задач Порядковый номер учащегося, соответствующий номеру в журнале 1 2 3 4 5 6 7 8 Уровни оценивания: В – высокий (4-5 баллов) Знает уверенно/Умение сформировано Знает частично/Умение сформировано частично С – средний (2-3 балла) Знание отсутствует/Умение не сформировано Н – низкий (0-1 балл) 19