ДООП ОРИГАМИ-УМ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ОРИГАМИ – УМ»

Художественная направленность
Возраст учащихся: 6-12 лет
Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:
Конюк Людмила Викторовна
старший педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.............................................................. 3
1.1. Пояснительная записка .................................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы................................................................................ 6
1.3. Содержание программы .................................................................................. 7
1.4. Планируемые результаты .............................................................................. 16
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ..................... 17
2.2. Условия реализации программы................................................................... 17
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .............................. 17
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................. 18
Приложение 1. Карта педагогической оценки творческих способностей и
практических умений учащихся .......................................................................... 21

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ОРИГАМИ – УМ»
художественной
направленности
разработана
в соответствии с требованиями в образовании, отраженными в следующих
документах:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.
Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы).
5.
Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09.
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
7.
СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
8.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
9.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным заказом.
10. 10
Устав
муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 21.08.2015 № 1497/46/36.
11. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе от 19.08.2022 № 30 Муниципального
автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского
3

(юношеского) творчества «Химмашевец».
Актуальность
разработанной
программы
«ОРИГАМИ – УМ»
обусловлена требованиями общества, предъявляемыми к системе образования
на современном этапе развития общества. Это и развитие способности
учащихся к самостоятельному активному освоению мира, и стимулирование у
него стремления к самореализации, формирование творческой активности в
различных видах деятельности. Так, дополнительное образование направлено
на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных,
нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование
предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья
учащихся.
Концепция развития дополнительного образования детей предъявляет
требования к реализации образовательной программы образования. Одним из
принципов является реализация программы в формах, специфических для
учащихся данной возрастной группы. Одной из таких форм, наряду с игрой,
познавательной и исследовательской деятельностью является творческая
деятельность. С целью создания условий для развития творческих
способностей и изобретательства учащихся младшего школьного возраста
в условиях дополнительного образования была разработана программа
«ОРИГАМИ – УМ».
В программе «ОРИГАМИ – УМ» предполагается, что результативность
развития творческих способностей учащихся посредством организации с ними
творческого проектирования как формы образовательной деятельности
повысится, если средством для создания творческого проекта будет выбрано
конструирование из бумаги. Программа разработана с учетом потребностей и
запросов учащихся и родителей.
Новизна программы заключается в том, что элементы художественного
конструирования используются с целью интеграции технической
и гуманитарной культуры. У учащихся развиваются навыки практического
применения
теоретических
знаний,
полученных
на
занятиях,
в самостоятельной практической проектной и изобретательской деятельности.
Отличительные особенности программы. В отличие от аналогичных
программ (Ильина Т. П. «Бумагопластика», Блохина А.Ф. «Бумагопластика»,
Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. «От Фребеля до робота:
растим будущих инженеров»), особенностью программы является интеграция
детских видов деятельности в образовательном процессе с помощью средств
конструирования из бумаги в техниках и приемах, позволяющих
моделировать и апробировать основополагающие свойства пространства
4

внешнего мира, а так же применение в качестве связующего стрежня –
ассоциативно-синектическую
технологию
(далее
АС-технология),
разработанная Новоселовым С.А., обеспечивающая комплексное гармоничное
развитие творческих способностей учащихся сразу к нескольким основным
видам творческой деятельности: вербальной, изобразительной и техникотехнологической.
Так же разработана структура творческого проектирования со
следующими обязательными компонентами: вербальная мотивация
к творческому проектированию; визуальная мотивация к творческому
проектированию; совместный со взрослыми поиск проблем, порождающих
проектную ситуацию; игровое наглядное моделирование проектных ситуаций;
материализация
комплексного
творческого
продукта;
обсуждение
и презентация результатов творческого проектирования.
Адресат программы: программа рассчитана на учащихся 6-12 лет.
Возрастные особенности: младший школьный возраст выступает
сензитивным периодом в развитии творческих способностей, это выражается
в становлении главных, определяющих предпосылок развития личности.
У учащихся появляется интерес к самостоятельному продолжению
творческой деятельности в выбранном проблемном поле.
Набор учащихся свободный. Количество учащихся в группе 12 человек.
Группы разновозрастные. В процессе обучения предусмотрено проведение
добора учащихся в группы на любой этап обучения по данной программе. Для
вновь поступивших учащихся подбираются задания, позволяющие быстрее
приобрести необходимые навыки.
При запросе родителей (законных представителей) возможна
реализация индивидуального образовательного маршрута учащегося по
индивидуальному плану.
Объем и срок реализации программы: 144 часа.
Срок освоения программы: 1 год обучения.
Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная.
Режим занятий: 2 учебных часа 2 раза в неделю.
Уровень освоения программы: стартовый уровень – используются и
реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала,
минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.
Организация работы предполагает выполнение творческих проектов в группе
с индивидуальным заданием каждого учащегося при подготовке к выставке,
конкурсу, фестивалю.
5

Виды занятий: беседы, практические занятия, комбинированные
занятия, выставки, игры-путешествия, защиты творческих проектов,
экскурсии, праздник-игра.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: наблюдение, опрос, выставка, защита
творческих проектов, анализ творческих работ.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие творческих способностей учащихся
средствами конструирования из бумаги с применением АС-технологии.
Задачи программы.
Обучающие:
1. Сформировать навык сложения базовых форм оригами.
2. Обучить безопасным приемам работы с материалами и
инструментами.
3. Сформировать умение читать графические схемы, чертежи и эскизы.
4. Сформировать умение использовать в речи терминологию,
принятую в технике оригами.
5. Сформировать знания о композиции работы.
6. Обучить проектированию изделия.
7. Сформировать начальные представления о симметрии и начальные
геометрические представления.
8. Обучить создавать и реализовывать творческие проекты.
Развивающие:
1. Развить тонко-координированные движения кисти руки.
2. Развить внимание, логическое и пространственное воображение,
конструктивное мышление.
3. Развить навык выполнения логических операций.
4. Развить способность анализировать геометрические фигуры и
формы.
5. Развить творческое воображение, художественный вкус.
6. Развить проектные, исследовательские навыки.
7. Развивать навыки сотрудничества: способность мыслить, сочинять,
изобретать оригинальные продукты творческого проектирования (изделия) на
основе коллективного труда.
8. Развить способность оценить свои поступки, умение определять
границы собственного «знания» и «незнания».
Воспитательные:

6

1. Воспитать эстетическое отношение к окружающему миру и интереса
к творческой деятельности.
2. Воспитать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность,
самостоятельность.
1.3. Содержание программы
Учебный тематический план
№

Количество часов
всего практика теория

Наименование разделов, тем

1. Введение. Техники бумажного
6
конструирования
Вводное занятие. Инструктаж по
1.1.
2
технике безопасности
Каким бывает лист? Экскурсия в
1.2.
2
осенний парк
История появления бумаги. Виды и
1.3. свойства бумаги. Основные приемы 2
работы с бумагой
2. Техника оригами. Базовые формы
76
оригами
2.1. Техника оригами
2
Базовая форма «квадрат», «двойной
2.2.
4
квадрат»
2.3. Основы композиции
2
Базовая
форма
«треугольник»,
2.4.
4
«двойной треугольник»
2.5. Метод морфологического анализа
2
Базовые формы «книга», «дверь»,
2.6. «дом». Творческий проект «Город 6
моей мечты»
Экскурсия
«Родной
город
2.7.
2
Екатеринбург»
Базовые формы «воздушный змей»,
2.8.
8
«рыба» Бумажный аквариум
Базовая форма «птица». Птица –
2.9.
6
оберег
2.10. Базовая форма «катамаран». Розетки
4
Базовая
форма
«катамаран».
2.11.
4
Новогодний шар
Новогодние игрушки. Рождественский
2.12.
6
венок
Новогодние
игрушки.
Гирлянда
2.13.
2
«Новогодняя ночь»
2.14. Новогодняя открытка
2
2.15. Оригами на праздничном столе
2

3

3

1

1

наблюдение, опрос

1

1

наблюдение
наблюдение, опрос

1

1

38

38

1

1

наблюдение, опрос

2

2

наблюдение, опрос

1

1

наблюдение, опрос

2

2

наблюдение, опрос

1

1

3

3

1

1

наблюдение, опрос
защита творческого
проекта, анализ
творческих работ
наблюдение, опрос

4

4

наблюдение, опрос

3

3

наблюдение, опрос

2

2

наблюдение, опрос

2

2

наблюдение, опрос

3

3

наблюдение, опрос

1

1

наблюдение, опрос

1
1

1
1

2.16. Новогодняя выставка

2

1

1

2.17. Базовая форма «лягушка»
2.18. Базовая форма «блинчик»

6
6

3
3

3
3

7

Формы аттестации /
контроля

наблюдение, опрос
наблюдение, опрос
выставка, наблюдение,
опрос
наблюдение, опрос
наблюдение, опрос

6

3

3

защита творческого
проекта, анализ
творческих работ

30
10
4

17
5
3

13
5
1

наблюдение, опрос
наблюдение, опрос

6

3

3

наблюдение, опрос

6

4

2

наблюдение, опрос

4
16
6
4
4

2
11
3
4
3

2
5
3
1

наблюдение, опрос

2

1

1

анализ творческих работ

14

7

7

14

7

7

6. Промежуточная (итоговая) аттестация
2
Итоговая выставка работ «БУМажный
6.1.
2
бум»
Всего: 144

1

1

1

1

77

67

2.19.

Творческий
модельер»

проект

«Бумажный

3. Модульное оригами
3.1. Модульное оригами. «Чайная пара»
3.2. Модульное оригами. «Фоторамка»
Модульное оригами. Мозаика из
3.3.
ромбиков
Модульное оригами. Мозаика из
3.4.
модуля «цветок»
3.5. Метод фокальных объектов
4. Техника паперкрафт
4.1. Что такое «паперкрафт»?
4.2. Модель «Домашний котик»
4.3. Мой любимый сказочный герой
Выставка «Ожившие скульптуры».
4.4.
Уровни сложности паперкрафт
5. Творческий проект «Бумажная страна
изобретателей»
5.1. «Бумажная страна изобретателей»

наблюдение, опрос
наблюдение
наблюдение

защита творческого
проекта, анализ
творческих работ
анализ творческих работ

Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. Введение. Техники бумажного конструирования
Тема 1.1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Теория: ознакомление учащихся с целями и задачами предмета,
режимом работы, с содержанием предстоящей работы. Организационные
вопросы. Безопасность труда и правила личной гигиены. Обсуждение правил
игр на знакомство и организацию взаимодействия.
Практика: тесты и творческие задания на выявление неординарности
мышления учащихся. Игры: «Снежный ком», «Поменяйтесь местами те, кто».
Тема 1.2. Каким бывает лист? Экскурсия в осенний парк
Теория: лексическое значение слова лист, его многозначность.
Практика: экскурсия в осенний парк. Игры на комадообразование:
«Лазер», «Рыбаки и рыбки», «Нарисуй свое имя».
Тема 1.3. Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги. Основные
приемы работы с бумагой
Теория: краткие сведения из истории возникновения и развития
бумажного производства, знакомство с видами бумаги; техниками бумажного
конструирования. Демонстрация изделий, выполненных из бумаги и картона.
8

Показ слайдов, видеофильмов: значение изделий из бумаги и картона в быту,
в жизни современного человека, в интерьере.
Практика: отработка приемов при выполнении изделия: «складка»,
«линия сгиба», «перегнуть», «согнуть», «вогнуть», «отрезать», «надрезать»,
«вставить одну деталь в другую», «оторвать (надорвать)». На практике
знакомство со свойствами бумаги (плотность, пластичность, упругость).
Определение продольных и поперечных волокон бумажного листа. Игра
«Заслонки».
Раздел 2. Техника оригами. Базовые формы оригами
Тема 2.1. Техника оригами
Теория: знакомство с возникновением оригами, как традиционного
японского искусства сложения моделей из бумажного листа. Представление о
стране, культуре японского народа. Знакомство с простейшими чертежами и
условными обозначениями, принятыми в оригами. Введение понятие «базовая
форма». Знакомство со схемами. Обучение выделять существенный признак,
классифицировать.
Практика: изготовление базовых форм. Простые базовые формы:
треугольник, книга, дверь, воздушный змей. Средние базовые формы: блин,
рыба, двойной треугольник, двойной квадрат. Сложные базовые формы: дом,
птица, катамаран, лягушка. Создание индивидуальных пособий с примерами
базовых форм. В течение учебного года учащиеся смогут дополнять свои
наглядные пособия новыми формами, схемами. Игра «Элемент, имя признака,
значение признака».
Тема 2.2. Базовые формы «квадрат», «двойной квадрат»
Теория: повторение основных свойств квадрата, понятий: диагональ,
угол, противоположные стороны, углы. Правила работы с клеем, приемы
фациального вырезания и приклеивания. Продолжение работы по
формированию навыка выделять существенный признак, классифицировать.
Практика: изготовление базовой формы «квадрат» из прямоугольного
листа. Сложение и вырезание квадрата из прямоугольника путем разметки
заготовки по осям симметрии, преобразование прямоугольной формы в
квадратную и наоборот. Способы рационального сгибания заданной формы
меньшего размера. Создание заготовок для мозаики, создание эскиза открытки
в данной технике. Работа по созданию открытки из заготовок базовой формы
«квадрат», «двойной квадрат». Игра «Путешествия с ощущениями. Игра с
мячом: ведущий (на первых порах взрослый, затем может быть учащийся)
задает многовариантное задание: «Что летает? Что красное? Что шуршит?» и
т. п. и кидает мяч участнику. Участник, отвечая, возвращает мяч. Постепенно
темп увеличивается.
9

Тема 2.3. Основы композиции
Теория: основные законы композиции. Закон контраста. Закон
целостности и неделимости. Закон подчиненности единому замыслу.
Практика: анализ эскизов работ по законам композиции, внесение
необходимых коррективов. Продолжение работы по созданию заготовок для
мозаики.
Тема 2.4. Базовые формы «треугольник», «двойной треугольник»
Теория: знакомство с видами треугольников, понятиями: угол, вершина
угла. Обучение выделять существенный признак, классифицировать.
Практика: Получение треугольника из квадратной и прямоугольной
формы. Отработка навыка складывать из квадрата треугольник, совмещая
противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба.
Изготовление изделия на основе базовой формы «треугольник», «двойной
треугольник». Оформление композиции «Аквариум». Продолжение работы по
формированию навыка выделять существенный признак, классифицировать,
обращение внимание на многовариантность классификации. Групповые игры:
«Гирлянда», «Узнай меня», «Что можно сказать о предмете, если там есть…?».
Тема 2.5. Метод морфологического анализа
Теория: рассмотрение способа систематизации перебора вариантов всех
теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры
объекта. Обсуждение вариативности применения метода морфологического
анализа в жизни.
Практика:
выполнение
творческих
заданий,
упражнений,
конструирование из подручных материалов изобретений, придуманных с
помощью метода морфологического анализа.
Тема 2.6. Базовые формы «книга», «дверь», «дом». Творческий
проект «Город моей мечты»
Теория: обсуждение уникальности родного города. Изучение схем
базовых форм. Повторение математических понятий: линия, квадрат,
прямоугольник, прямой угол. Повторение свойств прямоугольника.
Рассмотрение горизонтальной и вертикальной линии симметрии.
Рациональные способы сгибания и вырезания прямоугольников. Способы
деления прямоугольника на равные две, три, четыре части. Метод фокальных
объектов. Беседа об архитектуре родного города, просмотр видеоматериалов
по теме занятия. Беседа о правилах публичной презентации своего проекта.
Практика: создание заготовок для аппликации «Город моей мечты».
Создание плана города. Создание аппликации «Город моей мечты» с
использованием метода фокальных объектов. Подготовка и презентация
проекта. Игры: «Смешивание ощущений», «Чепуха», «Что-то – часть чего-то».
10

Тема 2.7. Экскурсия «Родной город Екатеринбург»
Теория:
история
возникновения
г.
Екатеринбурга,
достопримечательности и тайны столицы Урала.
Практика: экскурсия в музей истории Екатеринбурга.
Тема 2.8. Базовые формы «воздушный змей», «рыба». Бумажный
аквариум
Теория: повторение математических понятий: квадрат, диагональ,
треугольник, ромб, вершина, равные углы. Работа по формированию
системного подхода в мышлении. Повторение математических понятий:
квадрат, диагональ, треугольник, ромб, вершина, равные углы. Работа по
формированию навыка чтения схем изделия. Обсуждение правил игр,
обучающих
самостоятельно
находить
противоречивые
свойства.
Формирование умения самостоятельно находить противоречивые свойства.
Практика: выполнение изделия с применением данных базовых форм.
Повторение условных обозначений линии сгиба, чтение схем оригами.
Выполнение изделия с применением данных базовых форм. Организация
изобретательской деятельности по созданию бумажного аквариума. Мозговой
штурм, выдвижение идей Игры на тренировку системного подхода: «Что в
чем?», «У кого есть…», «Волшебный светофор», «Путешествие в будущее»,
«Где живу и с кем дружу», «Хорошо-плохо», «Где прячутся
противоположности?». Игры на формирование умения самостоятельно
находить противоречия, противоречивые свойства: «Составь противоречие»,
«Противоречивые свойства материалов», «Что хорошо, то и плохо», «Для
кого, когда, при каких условиях?».
Тема 2.9. Базовая форма «птица». Птица – оберег
Теория: разбор схемы оригами по созданию птицы-оберега. История
оберегов разных народов. Обсуждение образов, эскизов птиц-оберегов.
Правила цветовых сочетаний с использованием цветовых карточек. Введение
понятия «оттенок». Правила цветовых сочетаний с использованием цветовых
карточек. Формирование умения устанавливать причинно-следственные
связи.
Практика: сложение базовой формы «птица». Создание эскиза, выбор
цветового решения будущей работы. Изготовление и декор изделия. Игры:
«Что имеем - не храним, потерявши – плачем», «Неверная причина», «Что
может произойти, если…», «Причинно-следственное дерево», «Цепочка
событий», «Продолжи историю», «Бином фантазии», «Почему это
произошло?»
Тема 2.10. Базовая форма «катамаран». Розетки
Теория: анализ схемы «катамаран». Преобразование базовой формы
11

«катамаран» в «розетку». Формирование умения находить функциональный
подход, альтернативные варианты.
Практика: выполнение базы «катамаран». Изготовление «розеток».
Игры: «Аукцион», «Что умеет делать», «Метод Робинзона Крузо», «Давай
поменяемся», «Если я хочу... то что мне поможет...», «Сломался робот».
Тема 2.11. Базовая форма «катамаран». Новогодний шар
Теория: история появления новогодних игрушек. Особенности дизайна
новогодних шаров. Формирование умения находить функциональный подход,
альтернативные варианты. Формирование умения находить функциональный
подход, альтернативные варианты.
Практика: преобразование розеток в новогодний шар. Работа по
созданию новогоднего шара, украшение готового изделия. Игры: «Давай
поменяемся», «Если я хочу... то что мне поможет...», «Сломался робот», «Мои
друзья», «Дразнилка».
Тема 2.12. Новогодние игрушки. Рождественский венок
Теория: правила составления рождественского венка. Обсуждение
вариантов декора рождественского венка и его элементов. Беседа «новогодние
традиции разных стран». Формирование умения проводить аналогии и
ассоциации.
Практика: эскиз рождественского венка, выбор базовой формы в
качестве основы. Изготовление рождественского венка, его декор.
Организация выставки. Игры: «На что похоже?», «Метод Каталога»,
«Волшебные картинки».
Тема 2.13. Новогодние игрушки. Гирлянда «Новогодняя ночь»
Теория: понятие ритм, закономерность. Рассмотрение разновидностей
гирлянд.
Практика: изготовление гирлянды.
Тема 2.14. Новогодняя открытка
Теория: история возникновения открыток. Особенности композиции
новогодней открытки. Формирование умения проводить аналогии и
ассоциации.
Практика: работа над составлением композиции открытки.
Составление предметов композиции новогодней открытки. Игра «Елочка».
Тема 2.15. Оригами на праздничном столе
Теория: изучение правил этикета праздничного стола. Формирование
умения проводить аналогии и ассоциации.
Практика: складывание приглашений, поздравительных открыток,
салфеток. Игра «Крокодил».
Тема 2.16. Новогодняя выставка
12

Теория: обсуждение правил оценки работ, выбор критериев оценки
(самооценки) работ. Формирование умения проводить аналогии и ассоциации.
Практика: оформление выставки, подведение итогов полугодия. Игры:
«Друдлы», «Цепочки ассоциаций».
Тема 2.17. Базовая форма «лягушка»
Теория: анализ схемы базовой формы «лягушка». Знакомство с
разнообразием видов игр. Обсуждение правил и закономерностей при
создании авторских настольных игр. Разработка правил авторской настольной
игры, внесение необходимых коррективов. Формирование умения проводить
аналогии и ассоциации и находить способы решения проблемной ситуации.
Практика: выполнение базовой формы «лягушка». Разработка
авторской настольной игры «Болото и лягушки». Декор игрового поля
авторской настольной игры. Игры: «Найди выход», «Изобретатель», «Ямкигорки», «Аналогии», «На что похоже настроение?», «Помоги сказке», «Если
бы ты попал в сказку».
Тема 2.18. Базовая форма «блинчик»
Теория: анализ схемы базовой формы «блинчик». Знакомство с
японским искусством создания икебаны. Правила цветовых сочетаний.
Сказочная история базовой формы «блинчик». Формирование умения
проводить аналогии и ассоциации.
Практика: создание корзинки с цветами с применением базовой формы
«блинчик». Создание цветочной композиции на основе изученных ранее
базовых форм оригами. Преобразование базовой формы «блинчик» в разных
персонажей по сюжету сказки. Игра «Фокусник».
Тема 2.19. Творческий проект «Бумажный модельер»
Теория: история костюмов. Обсуждение вариантов преобразование
базовых форм оригами в костюм (элемент костюма). Обсуждение критериев
оценки будущих образов, костюмов. Обсуждение правил презентации
коллекции. Знакомство с методом фокальных объектов.
Практика: изобретение авторских костюмов с применением изученных
базовых форм оригами. Организация «мозгового штурма» с помощью метода
фокальных объектов с целью разработки функциональности применения в
жизни и уникальности создаваемых образов, костюмов. Создание эскиза
костюма, работа по созданию изделия (костюма), показ мод.
Раздел 3. Модульное оригами
Тема 3.1. Модульное оригами. «Чайная пара»
Теория: беседа об особенностях модульного оригами, рассмотрение
функциональности применения изделий, выполненных в данной технике, в
декоре дома. Разбор схемы треугольного модуля. Чтение и анализ схемы
13

сборки «Чайной пары» из треугольных модулей. История возникновения в
Японии традиции чайных церемоний. Русские чайные традиции. Знакомство с
фарфоровыми изделиями, расписанными вручную уральскими мастерами.
Фарфор Сысерти. Беседа «традиции семейного чаепития».
Практика: складывание треугольных модулей, сборка изделия «Чайная
пара» (блюдце, чашка).
Тема 3.2. Модульное оригами. «Фоторамка»
Теория: чтение и анализ схемы сборки фоторамки из треугольных
модулей.
Практика: складывание треугольных модулей, сборка изделия
«фоторамка», декор авторской фоторамки.
Тема 3.3. Модульное оригами. Мозаика из ромбиков
Теория: закрепление схемы сложения базовой формы «воздушный
змей». Закрепление цветовых сочетаний.
Практика: создание цветочной мозаики из модуля «ромбики»
(подготовка модулей, создание эскиза, сборка композиции, оформление работы).
Тема 3.4. Модульное оригами. Мозаика из модуля «цветок»
Теория: закрепление схемы сложения базовой формы «блинчик» и
преобразование его в новый модуль – «цветок». Знакомство с изображением
цветов и цветочных композиций в живописи, образ цветов в музыке.
Повторение техники безопасности работы с клеем.
Практика: создание модулей для будущей композиции, построение
схемы будущей композиции, проектирование цветового решения, сборка
композиции «Сирень». Игры на совершенствование навыка применения
метода морфологического анализа.
Тема 3.5. Метод фокальных объектов
Теория: рассмотрение способов поиска новых идей путем
присоединения к исходному объекту свойств других, случайно выбранных
объектов. Обсуждение вариативности применения метода фокальных
объектов в жизни.
Практика: выполнение творческих заданий, конструирование из
подручных материалов изобретений, придуманных с помощью метода
фокальных объектов.
Раздел 4. Техника паперкрафт
Тема 4.1. Что такое «паперкрафт»?
Теория: История развития техники «паперкрафт». Понятия об осевой
симметрии, симметричных фигурах, симметричных деталях плоской формы,
круг, окружность. Диаметр и радиус, их условные обозначения. Понятие о
делении окружности на 2,3,4,6,8 и 12 частей. Понятие о масштабе.
14

Рассмотрение понятий развертка. Рассмотрение хитростей при склеивании
паперкрафт схем.
Практика: проведение линий по линейке, параллельные линии; линии
видимого и невидимого контура, осевая линия; проведение линий сгиба
канцелярским ножом; ось симметрии, симметричные фигуры; проведение
окружности циркулем, диаметр и радиус, деление окружности на части;
масштабы увеличения и уменьшения. Правильность чтения схем (разверток).
Вырезание схемы. Изготовление развертки изделия «Подарочная коробочка».
Отработка приемов аккуратного склеивания паперкрафт схем.
Тема 4.2. Модель «Домашний котик»
Практика: чтение схемы модели «домашний котик», вырезание,
склейка схемы, декорирование.
Тема 4.3. Мой любимый сказочный герой
Теория: обсуждение любимых героев. Выбор и необходимое
преобразование подходящих схем.
Практика: чтение схем моделей, вырезание, склейка схемы,
декорирование.
Тема 4.4. Выставка «Ожившие скульптуры». Уровни сложности
паперкрафт
Теория: обсуждение получившихся изделий, определение критериев
оценки работ. Рассмотрение возможных уровней сложности при изготовлении
работы в технике паперкрафт.
Практика: оформление выставки, подведение итогов.
Раздел 5. Творческий проект «Бумажная страна изобретателей»
Тема 5.1. «Бумажная страна изобретателей»
Теория: вербальная мотивация к творческому проектированию,
визуальная мотивация к творческому проектированию, поиск проблем,
игровое наглядное моделирование, поисковая проектная деятельность,
материализация объекта проектирования, совместное обсуждение и
презентация результатов творческого проектирования.
Практика: выбор любого детского литературного произведения. По
аналогии с сюжетом (сюжетами) выбранных произведений сочинение
собственного литературного произведения. Зарисовка действующих лиц,
выполнение графической или живописной композиции. Поиск, анализ
проблем, в которых оказались герои. Устранение увиденной проблемы с
помощью придумывания новых устройств и способов. Изобретательская
деятельность учащихся с помощью применения одного из ассоциативных
методов творчества (метод фокальных объектов). Проектная деятельность,
устранение увиденной проблемы. Материализация объекта проектирования по
15

сочиненному литературному произведению и нарисованным композициям.
Защита творческих проектов, анализ комплексных творческих продуктов.
Раздел 6. Промежуточная (итоговая) аттестация
Тема 6.1. Итоговая выставка работ «БУМажный бум»
Теория: правила оформления выставки.
Практика: выставка «БУМажный бум».
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
− овладение навыком сложения базовых форм оригами;
− овладение безопасными приемами работы с материалами и
инструментами;
− умение читать графические схемы, чертежи и эскизы;
− умение использовать в речи терминологию, принятую в технике
оригами;
− умение составлять композицию работы;
− умение выполнять проектирование изделия;
− овладение начальными представлениями о симметрии и начальными
геометрическими представлениями;
− умение создавать и реализовывать творческие проекты.
Метапредметные результаты:
− развиты тонко-координированные движения кисти руки.
− развито внимание, логическое и пространственное воображение,
конструктивное мышление;
− развит навык выполнения логических операций;
− развиты способности анализировать геометрические фигуры и
формы;
− развито творческое воображение, художественный вкус;
− развиты навыки проектной деятельности;
− развиты навыки сотрудничества: способность мыслить, сочинять,
изобретать оригинальные продукты творческого проектирования (изделия) на
основе коллективного труда;
− развиты способности оценивать свои поступки, умения определять
границы собственного «знания» и «незнания».
Личностные результаты:
− воспитано эстетическое отношение к окружающему миру и интерес
к творческой деятельности;

16

− воспитано трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность,
самостоятельность.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Дата
Дата начала
Период
окончания
обучения по
обучения
обучения по
программе
программе
1 полугодие 15 сентября 31 декабря
2 полугодие 08 января
31 мая

Всего
Количество
учебных
учебных
недель
часов
16
20

64
80

Режим занятий
2 раза в неделю по 2
часа

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: кабинет со столами,
стульями и школьной доской; набор материалов для организации работы с
бумагой; демонстрационный и раздаточный материал в соответствии с
изучаемой темой, образцы готовых изделий, методическая литература.
Информационно-справочные материалы: инструкции, карты, схемы
выполнения изделий в технике оригами; памятки для учащихся и родителей
при выполнении творческих проектов с помощью АС-технологии;
тематические фото, видеоотчеты открытых уроков, конкурсов.
− аудиовизуальные материалы: систематизированная картотека
аудиозаписей и видеозаписей для сопровождения занятий.
− дидактические материалы: раздаточный материал, упражнения и
творческие задания, образцы изделий.
Кадровое обеспечение: Кадровое обеспечение разработки и реализации
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В учебном процессе для отслеживания результатов освоения программы
используются следующие виды контроля:
− текущий контроль: в конце каждого тематического раздела
планируется итоговое занятие в форме наблюдения, устного опроса, защиты
творческого проекта, анализа творческих работ;

17

− итоговый контроль: защита творческого проекта, анализ
творческих работ.
Отслеживание личностного развития и практических умений учащихся,
осуществляется методом наблюдения и самостоятельной работы.
Для определения уровня развития творческих способностей и
практических умений учащихся используется метод оценки. Оценка уровня
развития творческих способностей учащихся осуществляется на основе
наблюдения за их учебно-игровой творческой деятельностью в процессе
выполнения творческих заданий, а также анализа результатов выполнения
этих заданий.
Наблюдение за работой учащихся по выполнению заданий и анализ их
результатов были организованы на основе применения теоретической модели
блочной структуры творческих способностей и соответствующей системой
критериев их оценки, которая была разработана академиком Андреевым В.И.
С помощью этой модели и принятых в ней критериев мы оценивали степень
проявления (включения) тех или иных творческих способностей и
практических умений учащихся при выполнении творческого задания.
В процессе наблюдения за выполнением творческих заданий и анализа
их результатов выставляются оценки творческих способностей учащихся.
Проявление качеств личности оценивается по бальной шкале от 0 до 10, что
соответствует следующим уровням: от 0 до 2 баллов – низкий уровень, от 3 до
6 баллов – средний уровень, от 7 до 10 – высокий уровень. Таким образом
каждая из измеряемых творческих способностей учащегося получает оценки,
из которых затем будет выведена средняя.
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме анализа
творческих работ.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
Оценочные материалы: карта педагогической оценки творческих
способностей и практических умений учащихся (приложение 1).
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей : учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. – М.: Академия,
2002. – 320 с.
2. Ветлугина, Н.А. О теории и практике художественного творчества
детей // Н. А. Ветлугина. – Дошкольное воспитание. – 2005. – №5. – С. 11-12.
18

3. Винокурова, Н. К. Развиваем способности детей / Н. К. Винокурова.
– М.: Росмэн, 2002. – 79 с.
4. Воробьева, В.И. Сочинения по картинкам / В. И. Воробьева, С. К.
Тивикова – Тула: Изд. «Родничок», 2003 – 222 с.
5. Жукова, Е.С. Динамика становления творческих способностей на
протяжении дошкольного и младшего школьного возраста: дисс... канд. психол. наук / Е.С. Жукова. – М., 2000. – 423 с.
6. Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка / А. В. Запорожец. –
М.: Педагогика, 2006. – 233 с.
7. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.
П. Ильин. – М.: Питер, 2012. – 444 с.
8. Институт дизайна инноваций. Инновационная площадка поддержки
проектных групп студентов, учащихся школ и всех желающих реализовать
себя в творчестве. – Режим доступа: https://idi.space.
9. Комарова, Т.С. Художественная культура. Интегрированные занятия
с детьми 5-7 лет: Книга для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов
дополнительного образования и учителей начальных классов / Т.С. Комарова,
М.Б. Зацепина. – М.: АРКТИ, 2001. – 96 с.
10. Коротаева, Е. В. Педагогика взаимодействий / Е. В. Коротаева. –
Екатеринбург, 2008 – 56 с.
11. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении /
М. И. Лисина. – М.: СПб, 2009. – 287 с.
12. Новоселов, С.А. Методология развития креативности и творчества /
С.А. Новоселов, Л.С. Попова //Педагогическое образование в России. URL:
http://reftrend.ru
13. Новоселов, С.А. Технология творчества для детей или АСтехнология/ С.А. Новоселов, Л.С. Попова // Педагогическое образование в
России– Режим доступа: http://reftrend.ru
14. Новоселов, С.А. Учебно-творческая задача как средство активизации
проектно–исследовательской деятельности на занятиях декоративно–
прикладного искусства / С.А. Новоселов, Т.В. Зверева // Педагогические
системы развития творчества: материалы 6–й Междунар. науч.–практ. конф.
10–20 дек. 2007 г., Екатеринбург: в 3 ч. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун–т,
2008. – Ч.3. – С. 174-179.
15. Оригами. – Режим доступа: http://www.zonar.info.
16. Пепакура. – Режим доступа: http://pepakura.ru.
17. Рябинина, Е. Калейдоскоп мышления/ Е. Рябинина. – 2016. – 38 с. –
Режим доступа: http://lp.bosikomporaduge.ru/kalejdoskop-myshleniya/

19

18. Соколова, С. Школа оригами: Апликации и мозаика. – М.: Изд-во
Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2004. – 176 с.
19. Торренс, Э.П. Изобразительное творческое мышление 30 уроков
развития творческих способностей и воображения / Э.П. Торренс. – М.:
Букмастер, 2015. – 258 c.
20. ТРИЗ игры для детей с подробным описанием правил игры. – Режим
доступа: http://triz-plus.ru/kontakty.
Литература для учащихся, родителей (законных представителей):
1. Афонькин, С.Ю. Оригами: бумажный зоопарк. Спб.: Издательский
дом «Литера», 2002. – 112 с.
2. Афонькина, Е.Ю. Иллюстрированная энциклопедия. Оригами. От
простых фигур до сложных моделей. Спб.: ООО «СЭКЭО», 2011. – 72 с.
3. Богатова, И.В. Оригами. М.: Мартин, 2011. – 38 с.
4. Далидович, А. Секреты аппликации «Шаг за шагом». – М.: Эксмо,
2014. – 102 с.
5. Кошелев, В.М., Афонькин С.Ю. Вырезаем и складываем. Спб.:
Кристалл, 2008. – 126 с.
6. Сержантова, Т.Б. Оригами. Базовые формы. М.: Айрис-пресс, 2011.
7. Сержантова, Т.Б. Оригами. Лучшие модели. – М.: Айрис-пресс, 2010.
8. Соколова, С. Школа оригами: Апликации и мозаика. – М.: Изд-во
Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2004. – 176 с.
9. Ступак Е.А. Оригами. Подарки к праздникам. - М.: Айрис-пресс,
2011. – 92 с.
10. Сухаревская О.Н. Оригами для маленьких. М.: Айрис-пресс, 2012. –
76 с.
11. Юртакова, А.Э. Юртакова Л.В. Объемные фигуры животных из
бумаги – М.: Эксмо, 2010. – 85 с.

20

Приложение 1
Карта педагогической оценки творческих способностей и
практических умений учащихся
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1. Дата заполнения (число, месяц, год) ________________________________
2. Возраст_________
3. Группа _________
Оценка
(по 10-бал. шк.) от 1 до 10
Порядковый номер учащегося,
соответствующий номеру в журнале

Способности и качества личности
Блок
мотивационно-творческой
активности
и
направленности
личности
1.Любознательность
в
процессе
творчества
2.Чувство увлеченности творчеством
3.Стремление
к
творческим
достижениям
4.Личная значимость творческой
деятельности
Усредненная оценка
Блок интеллектуально-логических
способностей
1.Способность анализировать
2.Способность выделять главное
3.Способность доказывать
4.Способность к классификации и
систематизации
Усредненная оценка
Блок
интеллектуальноэвристических способностей
1.Способность генерировать идеи
2.Ассоциативность мышления
3.Способность видеть противоречия,
проблемы
Усредненная оценка
Блок коммуникативно-творческих
способностей личности
1.Способность аккумулировать и
использовать творческий опыт других
2.Способность к сотрудничеству в
процессе творчества
3.Способность избегать конфликтов и
разрешать их
Усредненная оценка

1

21

2

3

…

Блок практических умений по
предмету
1.Навык сложения базовых форм
оригами
2.Владение безопасными приемами
работы
с
материалами
и
инструментами
3.Чтение графические схем, чертежей
и эскизов
4.Использование
в
речи
терминологии, принятой в технике
оригами
5.Знания о композиции работы
6.Навык проектирования изделия
7. Представления о симметрии и
начальные
геометрические
представления
8. Навык создания и реализации
творческого проекта
Усредненная оценка
Итоговый показатель

Уровни оценивания
В – высокий
С – средний
Н – низкий

(7-10 баллов)
(3-6 балла)
(0-2 балл)

Знает уверенно / Умение сформировано
Знает частично / Умение сформировано частично
Знание отсутствует / Умение не сформировано

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».