ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Рисуем шаг за шагом Художественная направленность Возраст 7-10 лет, Срок реализации - 1 год (144 часа) Автор-составитель: Петухова Карина Олеговна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ....................................................... 3 1.1. Пояснительная записка .............................................................................. 3 1.2. Цели и задачи Программы ......................................................................... 8 1.3. Планируемые результаты .......................................................................... 8 1.4. Содержание программы ............................................................................ 9 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ................... 13 2.1. Календарный учебный график ................................................................ 13 2.2. Условия реализации Программы ............................................................. 13 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ............................ 14 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ....................................................................... 15 Приложение 1 ............................................................................................... 17 Карта наблюдения развития творческих способностей и практических умений учащихся ........................................................................................................... 17 2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рисуем шаг за шагом» художественной направленности разработана в соответствие с требованиями в образовании, отраженных в следующих документах: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»). 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.09.2020 года № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 7. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 года № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 8. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным заказом. 9. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от 21.08.2015 года № 1497/46/36. 10. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от 19.08.2022 № 30. 1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рисуем шаг за шагом» соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и, согласно Концепции развития дополнительного образования, способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии. Социальный заказ государства и общества на сохранение и приумножение интеллектуального и творческого потенциала страны ставит перед современной педагогикой задачу по созданию условий, обеспечивающих выявление и развитие детской одаренности, через внедрение образовательных технологий, привлечение ресурсов дополнительного образования, непрерывный поиск новых форм и методов работы. Сегодня в педагогике все более актуальными становятся вопросы социализации ребенка, успешной адаптации его в обществе, помочь ему сделать первые шаги в жизненном пространстве. Программа формирует социально значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству. Актуальность программы заключается в том, что в условиях развития нашего общества все более значимой становится задача обеспечения полноценного духовного развития детей. Программа отвечает социальному запросу населения на творческий полезный досуг для детей младшего школьного возраста и усиливает роль художественно-практической деятельности как средства эстетического образования и воспитания. Современные дети активно осваивают мир, и информация приобретает визуальный облик. В процессе рисования у учащегося совершенствуются наблюдательность, формируется художественный вкус, развиваются творческие способности и технические навыки зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, координация глаза и руки, владение кистью руки. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребенка чувства гордости и удовлетворения результатами труда. Программа направлена на овладение учащимися основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой деятельности. Особый акцент программы сделан на использование игровых приемов, сказочных ситуаций в процессе изобразительной деятельности. Игровая 4 деятельность как средство обучения обладает мотивацией на обучение, отсутствием принуждения, учения с увлечением. В игре лучше усваиваются нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает. Игровые приемы способствуют привлечению внимания к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Развитие творчества – это один из мостиков, ведущих к развитию художественных способностей. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач: - необходимость пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни; - сформировать у них изобразительные навыки и умения. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. Об изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят на традиционные и нетрадиционные. В процессе образовательной деятельности учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, линейной и воздушной перспективах, цветоведения, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, а также о красоте природы и человеческих чувств. Воспитательный потенциал: в системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций и современных техник. Программа «Рисуем шаг за шагом» разработана с учетом потребностей и запросов учащихся и родителей (законных представителей). 5 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рисуем шаг за шагом» создана на основе общеразвивающих программ дополнительного образования «Маленькие художники» Стыровой Е.Ю. (г.Москва), «Изобразительное искусство» Дубосарского Е.Д. (г. Москва). Отличительными особенностями программы являются то, что она соединяет в себе основы традиционного рисования совместно с использованием нетрадиционных техник рисования, что дает возможность развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования – это удивительная непредсказуемость в творчестве, которая заставляет детей поверить в то, что они могут творить на бумаге настоящие чудеса. Техники нетрадиционного рисования снимают у детей страх перед самим этим процессом и вызывают радостное настроение. В дальнейшем они будут охотно обучаться традиционному рисованию и получать удовольствие от работы с карандашами, кистью и красками. Рисование способствует развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Интерес к этому виду деятельности помогает развитию глазомера, внимания и усидчивости, детского интеллекта, творческой активности, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, учащийся начинает экспериментировать, творить. Главное на занятиях – вызвать у детей желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно… Практические и теоретические занятия интегрированы, что способствует лучшему усвоению программы. Беседы об изобразительном искусстве проводятся в течение 5-10 минут на занятии перед практической работой для общекультурного развития учащихся. Педагогическая целесообразность заключается в том, что обучение выстраивается на основе учета возрастных особенностей, основной ведущей деятельности возраста. При создании условий по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных учащихся, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. Важное условие развития – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий. 6 Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по программе: развивает уверенность в своих силах; способствует снятию детских страхов; побуждает детей к творческим поискам и решениям; учит детей работать с разнообразными художественными, природными бросовыми материалами; развивает мелкую моторику рук; во время работы учащиеся получают эстетическое удовольствие. Адресат программы: программа ориентирована на учащихся 7-10 лет. Содержание программы учитывает возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста. Возрастные особенности: в младшем школьном возрасте происходит перестройка познавательных процессов ребенка: начинает формироваться произвольность внимания и память; мышление из наглядно-образного преобразуется в словесно-логическое и рассуждающее; формируется способность к созданию умственного плана действий. Использование нетрадиционных техник рисования с включением игровых форм работы способствует развитию творческих способностей учащихся, воспитанию творчески активной и самостоятельной личности, формированию умения анализировать результаты своей работы. Дети младшего школьного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи. Познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания. Продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. Количество в группе до 10 человек. Комплектование объединения проводится без предварительного отбора. Состав группы – постоянный, разновозрастной. На период обучения возможен прием учащихся разных возрастов в зависимости от их желаний и способностей. Образовательный процесс организуется в традиционной форме. При запросе родителей (законных представителей) возможно реализация индивидуального образовательного маршрута учащегося по индивидуальному плану. Объем программы: 144 часов. Срок освоения программы: 1 год обучения. Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная. Режим занятий: 2 раза в неделю 2 учебных часа. Уровень освоения программы: стартовый уровень – используются и 7 реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Форма обучения: коллективная, групповая, индивидуальногрупповая. Виды занятий: беседы, практические задания, коллективные работы, организация игровых ситуаций, связанных с рефлексией мыслительной деятельности. Формы подведения результатов: для оценки результата применяется комплекс методов: педагогическое наблюдение, опрос, выставка. 1.2. Цели и задачи Программы Цель – развитие творческих способностей средствами нетрадиционных техник и приемов рисования. Задачи программы. Образовательные: 1. Познакомить с законами цветового круга. 2. Познакомить с нетрадиционными художественными техниками, приемами. 3. Изучить жанры и виды изобразительного искусства. 4. Обучить приемам и техникам работы с художественными материалами. Развивающие: 1. Сформировать навыки коммуникативной культуры во взаимодействии со сверстниками и педагогом. 2. Развить художественно – творческие способности, абстрактное мышление, воображение, фантазию и умение решать композиционные задачи по предложенной теме. 3. Развить эстетическое восприятие окружающего мира и художественного вкуса. Воспитательные: 1. Воспитать уважение и интерес к изобразительному искусству. 2. Воспитать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, готовность к совместной деятельности со сверстниками. 3. Воспитать инициативность, исполнительность, ответственность, трудолюбие. 1.3. Планируемые результаты Предметные результаты: 1. Ознакомлены с законами цветового круга. 8 2. Ознакомлены с нетрадиционными художественными техниками, приемами. 3. Изучены жанры и виды изобразительного искусства. 4. Изучены приемы и техники работы с художественными материалами. Метапредметные результаты: 1. Сформированы навыки коммуникативной культуры во взаимодействии со сверстниками и педагогом. 2. Развиты художественно-творческие способности, абстрактное мышление, воображение, фантазия и умение решать композиционные задачи в предложенной теме. 3. Развиты понятия эстетического восприятия окружающего мира и художественного вкуса. Личностные результаты: 1. Воспитано уважение и интерес к изобразительному искусству. 2. Воспитана эмоциональная отзывчивость, сопереживание, готовность к совместной деятельности со сверстниками. 3. Воспитана инициативность, исполнительность, ответственность, трудолюбие. 1.4. Содержание программы Учебный тематический план Количество часов № 1. 2. 2.1 3. 3.1. 3.2. 4. 4.1. 5. 5.1. 5.2. 6. 6.1 7. Название раздела, тем Вводное занятие. Семь цветов радуги. Что нужно знать о цвете. Изучение цветового круга Изучение оттенков Смешение цветов Выполнение творческой работы Графика. Материалы и техника рисунка: фломастеры, маркеры, капиллярные ручки. Создание узора Перспектива- что это? Линейная перспектива Воздушная перспектива Основы композиции Изучение художников. Композиции по замыслу. Природа вокруг нас. 9 Формы аттестации/ контроля всего теория практика 2 1 1 Наблюдение 8 8 18 6 12 3 3 2 1 1 5 5 16 5 11 Наблюдение Опрос Наблюдение Выставка 8 1 7 8 16 8 8 20 1 4 2 2 1 7 12 6 6 19 Выставка Выставка 20 1 19 Наблюдение 20 3 17 Опрос Виды пейзажей. Изучение художников. 7.2. Композиции на тему «Времена года» 8. Мир животных 8.1. Путешествие по зоопарку 8.2. Животные, которых интересно рисовать и изучать 8.3. Царство попугаев 9. Подводный мир 9.1 Подводный мир в разных техниках 10. Техника «граттаж» 10.1 Рисование космоса. 11. Рисование цветов 11.1 Весенний букет цветов в разных техниках 12. Рисование города 12.1. «Сказочный город» 12.2. Наш город Промежуточная (итоговая) 13. аттестация. Итого 7.1. 4 2 2 Наблюдение 16 20 2 1 3 1 15 17 1 Выставка 12 1 11 Наблюдение 6 6 6 6 6 6 1 1 1 1 1 1 5 5 5 5 5 5 Выставка 6 1 5 Выставка 12 6 6 2 1 1 10 5 5 Наблюдение Выставка 2 - 2 Выставка 144 23 121 Опрос Наблюдение Выставка Содержание учебного тематического плана Раздел 1. Вводное занятие. Семь цветов радуги. Теория: техника безопасности. Знакомство с группой. Постановка целей на год. Правила работы с художественными материалами, правила поведения в аудитории и во время учебного процесса. Знакомство с радугой. Практика: игра на знакомство «Расскажи мне о себе». Какой твой любимый цвет. Раздел 2. Что нужно знать о цвете. Тема 2.1. Изучение цветового круга. Теория: беседа о цветовом круге. Обсуждение темы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Раздел 3. Изучение оттенков. Тема 3.1. Смешение цветов. Теория: беседа о цвете. Обсуждение темы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Тема 3.2. Выполнение творческой работы. Теория: беседа о цвете. Обсуждение темы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Выставка. Раздел 4. Графика. Материалы и техника рисунка: фломастеры, маркеры, капиллярные ручки. 10 Тема 4.1. Создание узора. Теория: беседа о различных графических материалах. Обсуждение темы. Практика: выполнение творческого задания. Фон. Эскиз. Нанесение воска на фон. Нанесение верхнего слоя, выбор цвета, сушка. Выполнение рисунка. Композиция работы. Процарапывание рисунка. Выставка. Раздел 5. Перспектива – что это? Тема 5.1. Линейная перспектива. Теория: изучение перспективы в рисунке. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Выставка. Тема 5.2. Воздушная перспектива. Теория: изучение перспективы в рисунке. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Выставка. Раздел 6. Основы композиции. Тема 6.1. Изучение художников. Композиции по замыслу. Теория: беседа о знаменитых художников и композиции. Композиция изображения по замыслу. Последовательность выполнения работы. Практика: выполнение творческого задания. Выполнение рисунка. Выполнение работы. Раздел 7. Природа вокруг нас. Тема 7.1. Виды пейзажей. Изучение художников. Теория: беседа о пейзаже. Виды пейзажа. Образ природы. Художники. Практика: выбор темы. Выбор техники. Эскиз. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Тема 7.2. Композиции на тему «Времена года». Теория: особенности пейзажа. Беседы о временах года и природы: осенью, зимой, весной, летом. Практика: выполнение творческого задания. Выполнение рисунка. Работа в смешанной технике. Выставка. Раздел 8. Мир животных Тема 8.1. Путешествие по зоопарку. Теория: беседа о животных. Выбор сюжета. Характер образа. Обсуждение темы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. 11 Тема 8.2. Животные, которых интересно рисовать и изучать. Теория: беседа о домашних питомцев. Выбор сюжета. Практика: выполнение творческого задания. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Тема 8.3. Царство попугаев. Теория: обсуждение выполнения работы. Характер образа. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в декоративном стиле. Оформление работы. Выставка. Раздел 9. Изучение подводного мира Тема 9.1. Подводный мир в разных техниках. Теория: беседа о рыбах. Выбор сюжета. Характер образа. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Выставка. Раздел 10. Изучение техники «граттаж». Тема 10.1. Рисование космоса. Теория: беседа о различных графических материалах. Особенности работы в технике граттаж. Обсуждение темы. Практика: выполнение творческого задания «Полет в космос». Фон. Эскиз. Нанесение воска на фон. Нанесение верхнего слоя, выбор цвета, сушка. Выполнение рисунка. Композиция работы. Процарапывание рисунка. Выставка. Раздел 11. Рисование цветов. Тема 11.1. Весенний букет цветов в разных техниках. Теория: виды цветов. Обсуждение темы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Выставка. Раздел 12. Рисование города Тема 12.1. «Сказочный город». Теория: беседа об архитектуре. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Тема 12.2. Наш город. Теория: беседа об особенностях архитектуры города. Выбор темы. Композиция. Обсуждение последовательности работы. 12 Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Выставка. Раздел 13. Промежуточная (итоговая) аттестация Практика: выставка творческих работ. Подведение итогов. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Календарный учебный график Дата Дата начала окончания обучения по обучения по программе программе 1 полугодие 15 сентября 31 декабря 2 полугодие 08 января 31 мая Период обучения Всего Количество учебных учебных недель часов 15 21 60 84 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа 2.2. Условия реализации Программы Материально-техническое обеспечение: для создания условий реализации программы занятия проводятся в специально оборудованном кабинете: соответствующее СанПиНам освещение, горячая и холодная вода. Для организации работы на занятиях в кабинете должны быть: мольберты, столы, стулья; шкафы для хранения; набор материалов и инструментов для занятий художественным творчеством. Индивидуальный ученический комплект включает: 1. Краски: акварель, гуашь. 2. Карандаши: простые. 3. Палитры: бумажные, пластиковые или деревянные. 4. Точилки для карандашей. 5. Стаканчики для разведения красок. 6. Линейки, ножницы, ластики. 7. Тряпочки для кистей. 8. Бумага: акварельная, для черчения, офисная бумага для набросков. 9. Маркеры и фломастеры. 10. Пастель масляная или восковые карандаши. Информационное обеспечение: Дидактические материалы: на занятиях используются фото, видео- и аудио-материалы, методические разработки. Учебно-наглядные пособия: учебный рисунок, таблицы по цветоведению, фотографии животных. Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека. Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется педагогами дополнительного образования, что 13 закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Виды контроля: текущий контроль осуществляется в ходе выполнения практического задания по каждой теме методом наблюдения, теоретические знания проверяются в ходе беседы или фронтального опроса. Тематический контроль проводится по окончании каждого раздела. Проводится просмотр рисунков: отмечаются лучшие, а также выявляются недостатки, типичные ошибки. Формы контроля: наблюдение; устный опрос, выставка. Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме выставки в соответствии с разработанными критериями оценки результатов реализации программы. Критерии оценки результатов реализации программы: усвоение знаний, умений, навыков по основным разделам программы; личностный рост, развитие общительности, работоспособности; формирование художественных способностей, эстетического вкуса; Творческие способности и практические умения оцениваются по следующим критериям: форма, цвет, композиция; сложность, изобретательность; авторская идея; качество, выявление ошибок и пути их исправлений; самоанализ, самооценка (Приложение 1). Результаты развития творческих способностей определяются по трем уровням: высокий, средний, низкий. 1 уровень – высокий, полное освоение содержания программы (80100%). 2 уровень – средний, частичное освоение содержания программы (5080%), но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки. 3 уровень – низкий, не полностью освоил содержание программы (3050%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий. Критерии оценки результатов практической деятельности: создание каждым учащимся своего оригинального проекта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата, участие в выставках, конкурсах прикладного творчества. Оценочные материалы: 1. Карта наблюдения развития творческих способностей и практических умений учащихся (Приложение 1). 14 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 1. Баррингтон Барбер. Рисуем, как великие/Б. Баррингтон. — М.: ЭКСМО, 2010. — 304 с. 2. Безрукова В.С. Все о современном уроке: проблемы и решения. Библиотека журнала «Директор школы» /В.С. Безрукова. — М.: ЭКСМО, 2004 — 34 с. 3. Бутенко Н.В. Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности ребенка/Н.В. Бутенко. — Челябинск: Цицеро, 2013. — 66 с. 4. Горяева Н.А. Островская О.В. Изобразительное искусство/Н.А. Горяева, О.В. Островская. — М.: Просвещение, 2010. — 198 с. 5. Кузин В.С. Особенности изобразительной деятельности/В.С. Кузин — М.: Просвещение, 1969. — 120 с. 6. Кузнецов Б.В. Большой самоучитель рисования/Б.В. Кузнецов — М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2010. — 192 с. 7. Неменский Б.М. Твоя мастерская/Б.М. Неменский. — М.: Просвещение, 2003. — 53 с. 8. Неменский Б.М. Искусство вокруг нас/Б.М. Неменский. — М.: Просвещение, 2003. — 85 с. 9. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки/А.А. Фатеева. — Ярославль: Академия развития, 2006. — 98 с. 10. Федотова И.В. Изобразительное искусство/И.В. Федотова. — Волгоград: Учитель, 2006. — 119 с. 11. Шматова О.В. Самоучитель по рисованию акварелью/О.В. Шматова. — М.: ЭКСМО, 2015. — 80 с. 12. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство/Т.Я.Шпикалова. — М.: Просвещение, 1985. — 192 с. Электронные ресурсы: 13. Дубосарский Е.Д. Дополнительная общеразвивающая программа «Изобразительное искусство» [Электронный ресурс]. — М: 2022. — Режим доступа: https://www.sites.google.com/a/music238410.com/dmszdr/izobrazitelno e-iskusstvo 14. Стырова Е.Ю. Дополнительная общеразвивающая программа «Маленькие художники» [Электронный ресурс]. — М: 2022. — Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/planirovanie/dopolnitie l_naia_obrazovatiel_naia_obshchierazvivaiushchaia_proghramma_sotsial_n Литература для детей и родителей: 15 15. Гарни Д., Захарова А. Как нарисовать то, что не существует: учебное пособие/Д. Гарни, А. Захарова. — М: Бомбора, 2018. — 224 с. 16. Добрусина А. Точечная роспись: Сборник/А. Добрусина. — М: Феникс, 2015. — 94 с. 17. Евстратова Е.Н. 500 сокровищ русской живописи: Сборник/Е.Н.Евстратова. — М: Абрис, 2020 — 360 с. 18. Опимах И. Живописные истории. О великих полотнах, их создателях и героях: Сборник/И. Опимах — М: Ломоносовъ, 2020 — 272 с. 19. Руднев И.Ю. Композиция в изобразительном искусстве/И. В. Руднев. — Москва: Мир науки, 2019. — 98 с. 16 Приложение 1 Карта наблюдения развития творческих способностей и практических умений учащихся качество, выявление ошибок и пути их исправлений самоанализ, самооценка Баллы 1 2 3 Баллы 1 2 3 Баллы 1 2 3 Баллы 1 2 3 Баллы 2 17 1 Итоги авторская идея Ф.И. учащегося сложность, изобретательность № форма, цвет, композиция Критерии оценки 3