ДООП Литературный квартал

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Литературный квартал»
Художественная направленность
Возраст учащихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)

Автор-составитель:
Турецкий Юрий Иванович
старший педагог дополнительного
образования

Екатеринбург, 2023

Содержание
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДООП ........................................... 3
1.1. Пояснительная записка.......................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы ..................................................................... 8
1.3. Планируемые результаты ...................................................................... 8
1.4. Содержание программы ........................................................................ 9
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДООП ..... 12
2.1. Календарный учебный график............................................................ 12
2.2. Условия реализации Программы........................................................ 12
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .................... 13
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...................................................................... 13
Приложение 1 .............................................................................................. 16
Карта оценки результатов обучения ......................................................... 16

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДООП
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Литературный квартал» художественной направленности разработана в
соответствии с требованиями в образовании, отражёнными в следующих
документах:
1.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31.03.2022 года № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
4.
Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы»).
5.
Методические рекомендации по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017
года № ВК-1232/09.
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29.09.2020 года № 28 СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания,
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7.
СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
8.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 года № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
9.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 года № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
3

социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным заказом.
10
Устав
Муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 21.08.2015 года № 1497/46/36.
11. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 19.08.2022 года № 30.
В основе программы «Литературный квартал» лежит система обучения
сценической речи в высших театральных учебных заведениях. Так же в
программу включены элементы современных методик и тренингов,
применяемых в различных странах. В обучении по данной программе
используются материалы: К.С. Станиславский «Работа актера над собой»,
Б.Е. Захава «Мастерство актера и режиссера», М.А. Чехов «О технике
актера», В.К. Львова, Н.К. Шихматов «Сценические этюды», В.И.
Немирович-Данченко «О творчестве актера», Б. Голубовский «Пластика в
искусстве актера», В.И. Гугова «Сценическая речь», методическое пособие
«Театр-студия Дали. Образовательные программы, игровые уроки, а также
знания, полученные на семинарах и мастер-классах адаптированные с учетом
возрастных особенностей детей».
Отношение к слову есть показатель цивилизованности государства и
культуры каждого человека. Это проблема особенно остро встала сейчас в
нашей стране, когда хлынувший поток иностранных слов, широко
распространившаяся в информационном пространстве, небрежная,
неоправданно быстрая неблагозвучная речь убивает всё накопленное
богатство неповторимого прекрасного русского звучащего слова. Нельзя не
учитывать негативного влияния таких языковых деформаций на детей.
Актуальность программы состоит в том, что обучение учащихся
сценической речи является одним из средств сохранения русских языковых
традиций, воспитания через слово тех личностных качеств, которые
характеризуют действительно культурного человека, гражданина своей
страны. Единство речи, игры и движения – универсальное средство
эмоционального и физического развития, нравственного и художественного
воспитания детей, формирующее внутренний мир человека. Данная
программа не ставит перед собой задачи воспитания профессионалов
(артистов, дикторов), а решает проблемы гармоничного, всестороннего
развития личности и прививает устойчивую любовь к родной речи.

4

Воспитательный потенциал: в наше время крупных социальных
перемен, чрезвычайно остро стоит проблема интеллектуальной и духовной
незанятости подростков. Вакуум заполняется антиобщественными
предпочтениями и склонностями. Главным барьером на пути
криминализации подростковой среды является активная духовная работа,
отвечающая интересам этого возраста. Детский театр, вооруженный
приемами театральной педагогики, становится клубным пространством, где
складывается уникальная воспитательная ситуация, через мощное
театральное средство – сопереживание. Театр объединяет детей и взрослых
на уровне общего совместного проживания, что становится мощным
эффективным средством влияния на образовательный и воспитательный
процесс.
Программа «Литературный квартал» предлагает проявить учащимся
свою индивидуальность, свой талант, постигая язык литературного
искусства. Учащиеся становится более раскрепощенными, у них появляется
возможность легче найти контакт не только в коллективе, но и с
окружающими людьми, они становятся эмоционально отзывчивее и
начинают тоньше и глубже чувствовать и познавать окружающий мир.
Постановка дыхания и голоса, выработка хорошей дикции и
правильного произношения, практическое овладение техникой речи, дает
возможность учащимся выражать свои мысли правильным и ясным языком,
гибким и звучным голосом, способным привлечь внимание слушателей,
воздействовать не только на их сознание, но и на чувства, воображение.
Живое слово остается главным оружием, главной действующей силой в
общении с людьми.
Программа разработана с учетом потребностей и запросов учащихся и
их родителей (законных представителей).
Отличительная особенность программы заключается в подходе к
специфике данного предмета, является его преимущественно практическая
направленность, связанная с упражнениями для комплексного освоения
основ сценической речи. Уделяется внимание технике речи, тренировке
дыхания, работе над голосом и развитию координации слуха и голоса. В
течение обучения акцент постепенно перемещается на разбор
художественных произведений и работу с текстами в стихах и прозе. Особое
внимание уделяется практическому материалу для работы над дыханием,
голосом, дикцией, технике речи.
Заложенные в процесс реализации программы современные
образовательные методики способствуют эффективному решению задачи
сохранения и укрепления здоровья учащихся.
5

Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа
призвана научить ребенка глубже и тоньше понимать себя и окружающую
действительность, ориентироваться в потоке информации и сделать раннюю
прививку хорошего вкуса. Она способствует развитию самостоятельного
творческого мышления, объемному восприятию окружающего мира, что
невозможно без первоосновы – раскрытия сенсорных каналов, овладения
основными элементами актерского мастерства, сценической речи и
сценического движения, созданию максимально благоприятных условий для
психологического и физического раскрепощения. Освоение актерской
техники служит почвой органического существования исполнителя
подростка в предлагаемых обстоятельствах, сохранения его индивидуальных
особенностей, создания сценического образа. Вовлеченность ребенка в
различные сферы актерского мастерства, гармонизирует эмоциональное и
физическое начала, с одной стороны и способствует формированию духовно
наполненного внутреннего стержня человека, возникновению чувства
собственной значимости – с другой, расширяет среду общения, воспитывает
непосредственность, непринужденность и свободу в общении, а также
развивает чувство ответственности за свою работу в коллективе, тем самым
непосредственно участвуя в профилактике асоциального поведения
учащихся, что является актуальным становления личности обучающегося.
Современная трактовка репертуара, избираемые средства художественного
воплощения при восприятии сегодняшних реалий жизни. Помогают
превратить «легкий жанр» в настоящее искусство, что формирует
воспитанников высокую внутреннюю культуру.
Адресат программы: программа ориентирована на учащихся 7-10 лет.
Возрастные особенности: рассматривая психофизиологические
особенности учащихся определяющие выбор программы, можно говорить о
том, что для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) характерна
учебная деятельность в качестве ведущей, происходит ориентация на
предмет деятельности и способы его преобразования. Младший школьный
возраст предполагает возможность накопления творческого опыта не только
в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и
преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого
применения полученных в процессе обучения знаний – театрализованной
деятельности. Таким образом, можно говорить о том, что младший
школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для освоения
сценической речи, поскольку в данный период онтогенеза при сохранении
детской
непосредственности,
любознательности,
впечатлительности,

6

стремлении к познанию, происходит развитие всех когнитивных процессов,
воображения, мотивации, индивидуальности в целом.
Количество в группе 12 человек в учебной группе. Программа
предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста любой
степени подготовленности. Комплектование творческого объединения
проводится без предварительного отбора. Набор учащихся свободный, состав
группы – постоянный, разновозрастной. На период обучения возможен
прием учащихся разных возрастов в зависимости от их желаний и
способностей. Образовательный процесс организуется в традиционной
форме.
При запросе родителей (законных представителей) возможно
реализация индивидуального образовательного маршрута учащегося по
индивидуальному плану.
Объем и срок освоения программы: 144 часов.
Срок освоения программы: 1 год обучения.
Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа.
Уровень освоения программы: стартовый уровень – используются и
реализуются общедоступные и универсальные формы организации
материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальногрупповая.
Виды занятий: беседа, экскурсия, практическое занятие,
комбинированное занятие, сюжетно-ролевая игра.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: наблюдение; беседы по изучаемым темам на
знание комплексов упражнений по дикции, правильному дыханию,
тренингов по артикуляции, голосоведению; контрольные задания в виде
творческих работ над художественным материалом в процессе обучения,
конкурсы, открытые занятия.
Особенности организации образовательного процесса. Содержание
заданий может быть скорректировано в связи с дистанционным обучением и
уровнем развития учащихся. В программу могут быть включены
дополнительные задания, соответствующие тематике. Некоторые из заданий
(по выбору педагога) могут быть изменены в ходе экспериментальнопоисковой работы. Темы разделов чередуются в течение учебного года, что
позволяет отрабатывать содержание предыдущих тем.

7

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: художественно-эстетическое развитие личности
ребенка на основе приобретенных в процессе освоения программы
театрально - исполнительских знаний, умений и навыков.
Задачи программы.
Обучающие:
1.
Обучить последовательности работы с художественным текстом,
грамотному построению произвольной речи, четкому и ясному
формулированию своих мыслей.
2. Обучить профессиональное владение речевым аппаратом (навыки
сценической речи).
3. Обучить основам литературного произношения, согласно
современным нормам русского языка.
4. Научить
самостоятельно,
работать
над
исправлением
индивидуальных недостатков дыхания, артикуляции и дикции.
5. Обучить творческому использованию полученных умений и
практических навыков.
Развивающие:
1. Развитие двигательного, голосового и речевого аппарата.
2. Развитие самостоятельности и индивидуального подхода к
решению творческих задач.
3. Развитие мизансценического мышления.
4. Развитие творческих артистических способностей детей.
5. Развить навыки самостоятельного образного мышления, творческой
инициативы.
Воспитательные:
1. Сформировать художественный вкус и эстетическое чувство
прекрасного.
2. Сформировать способность работать в коллективе и принимать
общие правила.
3. Воспитание устойчивого интереса к изучению театрального
искусства.
4. Воспитание дисциплины и трудолюбия, умения работать в
коллективе.
5. Воспитание культуры публичного поведения, как на сцене, так и в
качестве зрителя.
1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты:
8

1. Обучены последовательности работы с художественным текстом,
грамотному построению произвольной речи, четкому и ясному
формулированию своих мыслей.
2. Обучены профессиональному владению речевым аппаратом
(навыки сценической речи).
3. Обучены основам литературного произношения, согласно
современным нормам русского языка.
4. Самостоятельно
могут
работать
над
исправлением
индивидуальных недостатков дыхания, артикуляции и дикции.
5. Обучены творческому использованию полученных умений и
практических навыков.
Метапредметные результаты:
1. Развит двигательный, голосовой и речевой аппарат.
2. Развита самостоятельность и индивидуальный подход к решению
творческих задач.
3. Развито мизансценическое мышления.
4. Развиты творческие артистические способности детей.
5. Развиты навыки самостоятельного образного мышления,
творческой инициативы.
Воспитательные результаты:
1. Сформирован художественный вкус и эстетическое чувство
прекрасного.
2. Сформирована способность работать в коллективе и принимать
общие правила.
3. Воспитан устойчивый интерес к изучению театрального искусства.
4. Воспитана дисциплина и трудолюбие, умение работать в
коллективе.
5. Воспитана культура публичного поведения, как на сцене, так и в
качестве зрителя.
1.4. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№

Наименование тем и разделов

Раздел 1. Техника речи
Введение в программу. Слово в
1.1.
творчестве актера и режиссера
Изучение индивидуальных
1.2.
особенностей речи учащихся
Принципы тренировки голосо1.3.
речевого аппарата

Количество часов

Форма
аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

2

1

1

Наблюдение

8

Наблюдение

10

Наблюдение,
беседа

8
14
9

4

1.4.

Артикуляция, дикция

14

4

10

1.5.

Голосоведение

10

4

6

6
6

1
1

5
5

Наблюдение
Наблюдение

10

4

6

Наблюдение,
беседа

10

4

6

Наблюдение,
беседа

10

4

6

Наблюдение

14

4

10

Наблюдение,
беседа

14

4

10

14

2

12

10
2

-

10
2

144

37

107

Раздел 2. Орфоэпия
2.1. Понятие орфоэпии
2.2. Правила орфоэпии
Раздел 3. Работа над текстом
Основы смыслового анализа
3.1. текста. Логика речи. Перспектива
речи
Интонационно-мелодические
3.2.
средства сценической речи
Основы действенного анализа
3.3.
текста
Работа над прозаическим
3.4.
текстом
Основы теории стихосложения.
3.5. Работа над стихотворным
текстом
Работа над текстом.
3.6.
Художественное чтение
3.7. Экскурсии, посещение театров
3.8.

Итоговая аттестация
Всего

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа

Наблюдение
Наблюдение,
беседа
Наблюдение
Отчетный
концерт

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Техника речи
Тема 1.1. Введение в программу. Слово в творчестве актера и
режиссера
Теория: смысловая и художественная функция звуковой речи.
Основные требования к произношению на сцене. К.С. Станиславский,
В.И. Немирович-Данченко о значении работы над речью для драматических
актеров. Техника безопасности. Знакомство с учащимися.
Тема 1.2. Изучение индивидуальных особенностей речи учащихся
Теория: изучение строения речеобразующих органов. Исследование
качеств и возможностей голоса. Определение степени мышечного
напряжения в области речеобразующих органов.
Практика: выявление дикционных недостатков. Выявление в речи
учащихся отклонений от норм современного русского произношения
(наличие акцента, говора, диалектического оттенка, бытовой речевой манеры
и т.д.).
Тема 1.3. Принципы тренировки голосоречевого аппарата

10

Теория: снятие мышечных зажимов в области речеобразующих
органов. Укрепление дыхательной мускулатуры. Развитие навыков
фонационного дыхания.
Практика: индивидуальные и коллективные речевые и голосовые
упражнения.
Тема 1.4. Артикуляция, дикция
Теория: дикция как средство художественной выразительности.
Классификация гласных и согласных по способу и месту их образования.
Укрепление артикуляционной мускулатуры. Изучение индивидуальных
особенностей артикуляционного уклада учащихся. Определение верных
артикуляционных позиций звуков речи.
Практика: упражнения для тренировки речеобразующих органов
(дикционный тренинг). Подбор индивидуальных комплексов упражнений для
исправления речевых недостатков.
Тема 1.5. Голосоведение
Теория: гигиена и профилактика профессиональных заболеваний
голосо-речевого аппарата. Процесс голосообразования. Посыл звука. Мягкая
атака. Твердая атака. Тембр голоса (глубина, эмоциональное наполнение).
Развитие диапазона звучания. Сила звука. Громкость звука. Полетность
звука.
Практика: упражнения на развитие диапазона звучания. Тренинг
«Сила звука».
Раздел 2. Орфоэпия
Тема 2.1. Понятие орфоэпии
Теория: нормы произношения и ударения в русском языке. Правила
орфоэпии. Орфоэпический разбор текста.
Практика: работа по ликвидации индивидуальных неточностей
произношения (акцента, говора, просторечья и т.п.). Закрепление
орфоэпических норм произношения в работе над литературным материалом.
Тема 2.2. Правила орфоэпии
Теория: Произношение как одно из выразительных средств
сценической речи. Орфоэпический разбор литературного текста.
Практика: закрепление орфоэпических норм произношения в работе
над литературным материалом.
Раздел 3. Работа над текстом
Тема 3.1. Основы смыслового анализа текста. Логика речи.
Перспектива речи
Теория: К.С. Станиславский о законах речи. Логико-грамматический
анализ структуры текста. Речевая пауза (смысл разделительная,
11

психологическая, техническая). Речевой такт. Виды речевых тактов.
Смысловое ударение (тактовое, фразовое, главное ударение смыслового
куска, подчеркивающее ударение).
Практика: упражнения на умение правильного логического разбора
произведения.
Тема 3.2. Интонационно-мелодические средства сценической речи
Теория: Типология речевых мелодик. Тонально-мелодическое
выражение знаков препинания.
Практика: упражнения на логико-интонационное построение фразы.
Тема 3.3. Основы действенного анализа текста
Теория: К.С. Станиславский о словесном действии. Личное восприятие
произведения. Ассоциативный ряд.
Практика: этюды на личностное восприятие произведения.
Тема 3.4. Работа над прозаическим текстом
Теория: элементы словесного действия в работе над прозой.
Практика: этюды в работе над прозой.
Тема 3.5. Основы теории стихосложения. Работа над стихотворным
текстом
Теория: системы стихосложения. Ритмика стиха (стихотворные
размеры)
Практика: элементы словесного действия в работе над стихом.
Тема 3.6. Работа над авторским текстом
Теория: воплощение особенностей авторской поэтики. Смысл и стиль.
Жанр произведения.
Практика: художественное чтение.
Тема 3.7. Экскурсии, посещение театров
Практика: Посещение ТЮЗ, театра драмы, посещение музеев.
Тема 3.8. Итоговая аттестация «Литературная гостиная».
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДООП
2.1. Календарный учебный график
Дата
Дата начала
Период
окончания
обучения по
обучения
обучения по
программе
программе
1 полугодие 15 сентября 31 декабря
2 полугодие 08 января
31 мая

Всего
Количество
учебных
учебных
недель
часов
15
21

60
84

Режим занятий
2 раза в неделю по 2
часа

2.2. Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение: для создания условий
реализации программы занятия проводятся в специально оборудованном
12

кабинете: соответствующее СанПиНам освещение, горячая и холодная вода.
Репетиции номеров проводятся в зрительном зале, оборудованном
аппаратурой и специальным освещением.
Информационно-методическое обеспечение:
− дидактические материалы: набор канцелярских принадлежностей,
набор предметов для упражнений на внимание, книги, видеокассеты,
компакт- диски, методическая литература.
− наглядные материалы: реквизит для этюдов: мячи, палки, шары,
портфели и другие бытовые предметы. Для драматических произведений и
концертных номеров используется головные уборы, парики, детали
костюмов, декорации.
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и
реализации
ДООП
осуществляется
педагогами
дополнительного
образования, что закрепляется Профессиональным стандартом «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Министерства
труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 года № 652н).
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды контроля: текущий контроль осуществляется в ходе
наблюдения, беседы по изучаемым темам на знание комплексов упражнений
по дикции, правильному дыханию, тренингов по артикуляции,
голосоведению. Промежуточные –конкурсы. Итоговый – отчетный концерт.
Формы контроля: наблюдение, беседа, отчетный концерт.
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в соответствии с
разработанными критериями оценки результатов освоения программы в
форме отчетного концерта.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
Оценочные материалы: карта оценки результатов обучения
(Приложение 1).
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Аванесов Г. Русское литературное произношение/Г.Аванесов. —
М.: Просвещение, 2004. — 54 с.
2. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты/Ю.С. Василенко.
— М.: Речь, 2002. — 74 с.
3. Васильев
Ю.
Голосоречевой
тренинг.
Учебное
пособие/Ю. Васильев. — СПб.: СПбГУП, 2006. — 32 с.
13

4. Вербовая Н. Искусство речи/Н. Вербовая, О.Головина, В. Урнова.
— М.: Речь, 2007. — 232 с.
5. Кнебель С. Слово в творчестве актера/С. Кнебель. — М.: Искусство,
2011. — 166 с.
6. Козлянинова И. Речевой голос и его воспитание/И. Козлянинова, Э.
Чарели. — М.: Просвещение, 2005. — 82 с.
7. Петрова А. Сценическая речь/А. Петрова. — М.: Просвещение,
2001. — 94 с.
8. Смоленский Я. В союзе звуков, чувств и дум/Я. Смоленский. — М.:
Речь, 2006. — 26 с.
9. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика
воспитания/В.С. Селиванов. — М.: Академия, 2000. — 268 с.
10. Царегородцева Е.Г. Техника сценической речи: речевые
проблемы и их решение/Е.Г. Царегородцева. — М.: АСТ, 2016. — 102 с.
Электронные ресурсы:
1.
Автушенко И.А. Сценическая речь и эмоциональный слух/И.А.
Автушенко. — М.: ВГИК, 2012. — 124 с. [Электронный ресурс]. — Режим
доступа:
https://www.google.ru/books/edition/%D0%A1%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0
%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%
B5%D1%87%D1%8C_%D0%B8_%D1%8D%D0%BC/gbZmDwAAQBAJ?hl=ru
&gbpv=0.
2.
Сайт: Онлайн театр. — Режим доступа: https://onlineteatr.com/.
3.
Сайт:
Энциклопедия
Кругосвет.
—
Режим
доступа:
http://www.krugosvet.ru.
4.
Сайт: Детские спектакли онлайн. — Режим доступа:
https://theatre4kids.ru/2020/03/detskie-spektakli-onlajn/.
5.
Сайт: Новости театральной жизни. — Режим доступа: http://subcuIt.ru/teatr.
Литература для учащихся и родителей:
1. Арто А. Театр и его двойник/А. Арто. — М.: Искусство, 1970. —
56 с.
2. Васильев Ю.А. Тренинг голосовой энергии в ритмах
общения/Ю.А. Васильев. — М.: Речь, 2002. — 88 с.
3. Дидро Б. Парадокс об актере/Б. Дидро. — М.: Политиздат, 1984 —
94 с.
4.
Дурылин С.Н. Пушкин на сцене/С.Н. Дурылин. — М.: Речь, 2001.
— 42 с.

14

5.
Немирович-Данченко В.И. Рождение театра/В.И. НемировичДанченкою. — М.: Правда, 1989. — 74 с.
6.
Петров В.А. Нулевой класс актера/В.А. Петров. — М.: Советская
Россия, 1985. — 62 с.
7.
Стуль М.П. Творческие игры и театрализованные упражнения в
школьном классе/М.П. Стуль. — Челябинск: АСТРА, 1991. — 54 с.
8.
Стреллер Д. Театр для детей/Д. Стреллер. — М.: Искусство, 1987.
— 78 с.

15

Карта оценки результатов обучения
№
п/п
1
2
3

Учащийся

Приложение 1

Результативность

Фамилия Имя
Фамилия Имя
Фамилия Имя

Для оценки качества результатов освоения учащимися дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Литературный
квартал» применяется комплексная система оценивания сформированности
личностных, метапредметных и предметных навыков.
Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных
результатов учащихся
№
Критерии
п/п
1 Взаимодействие
в
команде
Умение
учащегося
продуктивно общаться,
готовность помочь при
коллективном решении
творческих задач

2

3

4

Показатели

1.
Вступает во взаимодействие с
детьми
2.
Вступает во взаимодействие с
педагогом
3.
Отстаивает
свое
мнение
аргументировано и спокойно
4.
Оказывает помощь сверстникам
при выполнении какой-либо работы
5.
Просит и принимает помощь
сверстников
1.
Интересуется
темой
занятия,
Познавательная
задает дополнительные вопросы педагогу
активность
Желание
узнавать по теме занятия/темы/программы
новое
2.
Воспроизводит информацию по
итогам учебного занятия
3.
Умеет вычленять главное из
полученной информации.
4.
Самостоятельно (без помощи
взрослого) выполняет дополнительные
(творческие) задания
1.
Выполняет задания педагога в
Ответственность
Проявляется
при указанный срок и без напоминания
выполнении
2.
Своевременно
приходит
на
функциональных
занятие, другие мероприятия
заданий,
известных, 3.
Доводит начатую работу до конца
повторяющихся
4.
Адекватно реагирует на оценку
своего труда, полученного результата.
5.
Выполняет взятые обязательства
1.
Принимает правила и традиции
Социальная
группы
идентичность
Индивидуальное
2. Охотно (без давления педагога)
16

Проявляется
/не проявляется

чувство
принадлежности
творческому
объединению.
Убежденность
собственной
значимости
развития среды

5

принимает участие в мероприятиях,
к важных для группы (конкурсах)
3. Предлагает свою помощь при
проведении
в важных для группы дел (мероприятий)
4. Положительно высказывается об
для отношении к группе, Дворцу.
5.
Положительно оценивает свою роль
и
место
в
детском
творческом
коллективе.
Предметные знания и 1. Владеет элементарными навыками
умения
владения дыханием и голосом;
2. Владеет речевым аппаратом и умеет
его рационально использовать;
3. Знает основы владения литературным
произношением, согласно современным
нормам русского языка;
4. Владеет навыками самостоятельного
анализа
и
умеет
работать
над
исправлением
индивидуальных
недостатков дыхания, артикуляции и
дикции;
5. Умеет
творчески
использовать
полученные знания и практические
навыки.

В таблице обозначается проявление или не проявление показателей 5
критериев, которые дают представление о тех качествах учащегося, на
развитие которых направленна данная программа. Применяемые методы
оценки: педагогическое наблюдение, беседа, отчетный концерт.
Принята 10-бальная шкала, на которой определены 4 интервала,
которые соответствуют:
− высокому уровню результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы от 8 до 10 баллов и характеризуются
сформированностью и закрепленностью в деятельности учащихся
ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер
деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые
творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых)
ситуациях, условиях.
− средний уровень от 6 до 7 баллов характеризуется осознанностью
желания заниматься творческой деятельностью, умением самостоятельно
воспроизводить и применять информацию в ранее рассмотренных типовых
ситуациях, при этом действия учащегося расценивается как репродуктивные;
осознанностью своей роли и ответственности за результаты работы группы.
17

− низкий уровень от 4 до 5 баллов характеризуется умением
учащегося выполнять учебную деятельность, опираясь на описание действия,
подсказку, намек; учащийся знает о ценности коллектива, дружбы,
взаимопомощи; имеет неосознанный уровень (интерес или потребность) к
занятиям деятельностью по программе.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».