ДООП Учимся петь

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Учимся петь»

Художественная направленность
Возраст учащихся: 5-8 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)

Автор-составитель:
Баитова Светлана Андреевна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ .................................................................. 3
1.1. Пояснительная записка .................................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы................................................................................ 6
1.3. Содержание программы .................................................................................. 7
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ............................ 10
2.1. Календарный учебный график ...................................................................... 10
2.2. Условия реализации программы................................................................... 10
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .............................. 11
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................. 12
Приложение № 1.................................................................................................... 15
Приложение № 2.................................................................................................... 16
Приложение № 3.................................................................................................... 17
Приложение № 4.................................................................................................... 18

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Учимся петь» художественной направленности разработана в
соответствии с требованиями в образовании, отраженными в следующих
документах:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31.03.2022 года № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
4.
Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы»).
5.
Методические рекомендации по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017
года № ВК-1232/09.
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29.09.2020 года № 28 СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания,
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7.
СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
8.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 года № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
9.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии
с социальным заказом.
10
Устав
Муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
3

«Химмашевец» от 21.08.2015 года № 1497/46/36.
11. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 19.08.2022 № 30.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа соотносится с тенденциями развития дополнительного
образования и, согласно Концепции развития дополнительного образования,
способствует удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в
художественно-эстетическом,
нравственном
развитии,
способствует
формированию и развитию творческих способностей учащихся, выявление,
развитие и поддержку талантливых учащихся.
Актуальность программы заключается в том, что обозначено
художественно-эстетическое развитие учащихся, приобщение их к
эстрадному искусству.
В настоящее время уделяется большое внимание культурному
развитию населения, которое важно развивать с раннего возраста. Занятия
пением в творческом коллективе помогут реализовать центральную
проблему ребенка – потребность в общении. Занятия в группе со
сверстниками дают особое чувство сплоченности. Живое общение помогает
нарабатывать бесценный опыт познания, сопереживания, осознавать себя как
творческую личность. Коллективное пение дает богатый опыт ребенку
слышать товарища, помогать воспроизвести мелодию в коллективе,
сливаться с коллективом и чувствовать себя единым целым.
Занятия вокалом в группе развивают и воспитывают волю учащихся
через кропотливый и упорный труд. Но самое важное в занятиях эстрадной
песней – это приобщение учащихся к культурной вокальной традиции нашей
страны. Эстрадный вокал предполагает обучение не только правильному и
красивому исполнению песен в данном жанре, но еще и умение работать с
микрофоном, владение сценическим движением и актерскими навыками.
Движение на сцене – одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного
артиста. В свою очередь актерское мастерство является проводником к
сердцу зрителя. Каждый талантливый певец должен быть хорошим актером,
герой песни – его главная роль, сама же песня должна быть настоящим
моноспектаклем. А для того, чтобы выполнить поставленные актерские задачи
необходимо понять и прочувствовать душу главного героя песни, выразить
этим образом и только после этого считать песню выученной, готовой к показу.
Программа разработана с учетом потребностей и запросов учащихся и
родителей (законных представителей).
Воспитательный потенциал: умение слышать музыку и понимать
4

красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств,
развитию эстетического вкуса, трудовой и творческой активности,
воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает
возможность творческой самореализации личности. Занятия вокалом
являются эффективным средством приобщения детей к изучению народной,
классической и современной музыки.
Отличительная особенность программы: в отличии от программы
«Эстрадный вокал» (город Самара, возраст: 4-7 лет, срок реализации: 3 года)
и «По дороге с песенкой» (город Онега, возраст: 5-6 лет, срок реализации: 1
год) данная программа отличается своим уникальным подходом к
проведению занятия. В течении всего урока учащиеся поют, двигаются,
учатся взаимодействовать на сцене с помощью актерских упражнений для
постановки номера к песне. Остальные отличительные черты наблюдаются в
изменении последовательности подачи материала, включает элементы
современных методик Н.Б. Гонтаренко, М. Монтессори, О.В. Кацер,
тренингов, упражнений, применяемых в работе музыкальных студий.
Программа нацелена на начальное обучение вокалу, предусматривает
личностно-ориентированный
подход
и
развивающее
обучение
способствующее развитию голоса и музыкального слуха, получению опыта
социального общения в разновозрастной группе и приобретению опыта
публичных выступлений в рамках концертной деятельности.
Новизна: используются собственные сочинения упражнений и песен
для детей дошкольного и младшего школьного возраста, где упражнения
помогают современным учащимся быстро понять музыкальный материал и
спеть его, а песни помогут исполнить необычные, новые мелодии.
Адресат программы: программа ориентирована на учащихся 5-8 лет.
Возрастные особенности: категория учащихся соответствует
дошкольному и младшему школьному возрасту. Ведущие виды деятельности
в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте – игра и учебная
деятельность. Игровая деятельность, направленная на ориентацию учащегося
в системе социальных и межличностных отношений с помощью вокальных и
актерских упражнений. Учебная деятельность – та деятельность, в процессе
которой происходит усвоение новых знаний и управление которой
составляет основную задачу в процессе обучения.
В этом возрасте наиболее значимым является «потребность в
достижении успеха», прослеживается потребность в общении и творческом
взаимодействии со сверстниками. Актуальность занятий по программе в
данном возрасте обусловлено музыкально-эстетическим воспитанием и
вокально-техническим развитием учащихся. Именно в этом возрасте пение
5

должно стать для ребенка той эстетической ценностью, которая будет
обогащать всю его дальнейшую жизнь. Занятия пением способствуют
улучшению психического и эмоционального состояния ребенка – песня
воздействует на чувства учащихся, занимает досуг, в яркой, образной,
занимательной форме, а также углубляет имеющиеся представления об
окружающей действительности.
Количество в группе 12 человек. Комплектование объединения
проводится без предварительного отбора. Набор учащихся свободный, состав
группы – постоянный, разновозрастной. На период обучения возможен
прием учащихся в зависимости от возраста или имеющихся специальных
способностей. Образовательный процесс организуется в традиционной
форме.
При запросе родителей (законных представителей) возможно
реализация индивидуального образовательного маршрута учащегося по
индивидуальному плану.
Объем программы: 144 часа.
Срок освоения программы: 1 год обучения.
Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа.
Уровень освоения программы: стартовый уровень – используются и
реализуются общедоступные и универсальные формы организации
материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая.
Виды
занятий:
беседа,
рассказ,
практическое
занятие,
комбинированное занятие, репетиция, концерт.
Формы подведения итогов: наблюдение, устный опрос, отчетный
концерт.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие вокально-эстрадных способностей,
творческого самовыражения в рамках концертной деятельности.
Задачи программы.
Обучающие:
1. Обучить навыкам в области техники эстрадного пения.
2. Обучить навыкам вокальной артикуляции.
3. Сформировать
певческие
навыки
(певческое
дыхание,
звуковедение, дикция, звукообразование).
4. Научить музыкально-ритмическим движениям.
6

Развивающие:
1. Развить артистические, эмоциональные качества.
2. Пробудить творческое воображение и фантазию через средства
музыкальной выразительности.
3. Развить музыкальную память, внимание, наблюдательность,
выразительность мимики.
4. Развить слух и голос у учащихся.
Воспитательные:
1. Воспитать эстетический вкус.
2. Воспитать ответственность, трудолюбие.
3. Воспитать навыки сценической культуры.
4. Воспитывать чувство товарищества, взаимопонимание, патриотизма.
1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты:
1. Сформированы навыки в области техники эстрадного пения.
2. Сформированы навыки вокальной артикуляции.
3. Сформированы
певческие
навыки
(певческое
дыхание,
звуковедение, дикция, звукообразование).
4. Владеют музыкально-ритмическим движениям.
Метапредметные результаты:
1. Развиты артистические, эмоциональные качества.
2. Развито творческое воображение и фантазия через средства
музыкальной выразительности.
3. Развита музыкальная память, внимание, наблюдательность,
выразительность мимики.
4. Развит слух и голос у учащихся.
Личностные результаты:
1. Воспитан эстетический вкус.
2. Воспитана ответственность, трудолюбие.
3. Воспитаны у учащегося навыки сценической культуры.
4. Воспитано чувство товарищества, взаимопонимание, чувство
патриотизма.
1.3. Содержание программы
Учебный тематический план
№
п/п
1

Количество часов

Формы аттестации/
контроля
теория практика всего

Наименование разделов, тем
Раздел 1. Постановка дыхания, голоса

1.1. Вводное занятие
7

17

33

50

1

-

1

Наблюдение, опрос

1.2 Певческое дыхание

5

10

15

Наблюдение

1.3 Мелодия, звуки, лад

4

10

14

Наблюдение, опрос

1.4 Темп и ритм

4

7

11

Наблюдение, опрос

1.5 Артикуляция и дикция

3

6

9

Наблюдение

17

26

43

2.1 Развитие музыкального слуха

9

14

23

Наблюдение

2.2 Развивающие игры с голосом

8

12

20

Наблюдение

Раздел 3. Подготовка к концертным
выступлениям

12

38

50

3.1 Создание и воплощение сценического
образа

3

23

26

Наблюдение

3.2 Практическое применение микрофона

4

9

13

Наблюдение

3.3 Знакомство с музыкальным театром

5

6

11

Наблюдение, опрос

1

-

1

Отчетный концерт

47

97

144

2

3

4

Раздел 2. Вокальные игры, каноны на
развитие слуха и голоса

Раздел 4. Промежуточная (итоговая)
аттестация
Итого:

Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. Постановка дыхания и голоса
Тема 1.1. Вводное занятие
Теория: Цели и задачи программы. Ознакомление с основами
эстрадного пения. Знакомство с помещением, реквизитом.
Тема 1.2. Певческое дыхание
Теория: Роль дыхания в вокальном искусстве. Правила дыхания –
вдоха, выдоха, удерживания дыхания.
Практика: Упражнение №1 «Кошка», упражнение №2 «Шарик»,
упражнение №3 «Насос», упражнение №4 «Комар», упражнение №5
«Жужжание», упражнение №6 «Собачка», упражнение №7 «Эхо»,
упражнение №8 «Выдох», упражнение №9 «Ветер-ветерок», упражнение
№10 «Паровоз», упражнение №11 «Ходьба», упражнение №12 «Ушки»,
упражнение №13 «Задний шаг», упражнение №14 «Перекаты», упражнение
№15 «Ладошки», упражнение №16 «Ветер и ветерок», упражнение №17 «Что
у кого внутри», упражнение №18 «Сказка», упражнение №19 «Гармошка»,
упражнение №20 «Небо».
Тема 1.3. Мелодия, звуки, лад
Теория: Что такое мелодия, мелодическая линия. Что такое «высота
звука», классификация звуков. Что такое лад, мажор. Минор.
Практика: Упражнение №21 «Подбери музыкальные инструменты»,
упражнение №22 «Веселые матрешки», упражнение №23 «В сказочном
8

лесу», упражнение №24 «Колыбельная», упражнение №25 «Дождик».
Тема 1.4. Темп и ритм
Теория: Что такое темп и ритм.
Практика: Упражнение №26 «Песня-Танец-Марш», упражнение №27
«Веселые погремушки», упражнение №28 «Лебедь», упражнение №29
«Солнышко и дождик», упражнение №30 «Три дождика», упражнение №31
«В лесу», упражнение №32 «День рождения», упражнение №33 «В гостях у
игрушек», упражнение №34 «Путешествие в лесу», упражнение №35
«Упрямый зайчик».
Тема 1.5. Развитие артикуляции
Теория: Что такое дикция и артикуляция речи в песне.
Практика: Упражнение №36 «Открыть-закрыть», упражнение №37
«Скачки», упражнение №38 «Атака», упражнение №39 «Язычок»,
упражнение №40 «Тренировка», упражнение №41 «Развитие артикуляции»,
упражнение №42 «Уголки», упражнение №43 «Цокание», упражнение №44
«Скороговорки».
Раздел 2. Вокальные игры, каноны на развитие слуха и голоса
Тема 2.1. Развитие музыкального слуха
Теория: Что такое музыкальный слух.
Практика: Упражнение №45 «Музыкальные загадки», упражнение
№46 «Продолжалочка», упражнение №47 «Мышка», упражнение №48
«Лягушка», упражнение №49 «Ежик», упражнение №50 «Зайка», упражнение
№51 «Два петуха», упражнение №52 «Медведь», упражнение №53 «Строим
дом», упражнение №54 «Сценарий», упражнение №55 «Бубенчики»,
упражнение №56 «Качели», упражнение №57 «Кошка».
Тема 2.2. Развивающие игры с голосом
Теория: Что такое игра с голосом.
Практика: Упражнение №58 «Времена года» (Осень), упражнение
№59 «Времена года» (Зима), упражнение №60 «Времена года» (Весна),
упражнение №61 «Времена года» (Лето), упражнение №62 «Солнышко»,
упражнение №63 «Прятки с мишкой», упражнение №64 «Укачиваем куклу в
коляске», упражнение №65 «Будь подвижным», упражнение №66 «Хоровод»,
упражнение №67 «Рано утром», упражнение №68 «Каноны», упражнение
№69 «Листопад».
Раздел 3. Подготовка к концертным выступлениям
Тема 3.1. Создание и воплощение сценического образа
Теория: Что такое сценический образ и эмоциональная
выразительность исполнения.
9

Практика: Упражнение №70 «Лукоморье», упражнение №71 «Волк и
Коза», упражнение №72 «Лучшая пара», упражнение №73 «Подбери
движения», «Игра»: эмоции (удовольствие, восторг, радость, уверенность),
упражнение №74 «Игра»: Игра на развитие эмоций (печаль), упражнение
№75 «Игра»: Игра на развитие эмоций сценических (бодрость), упражнение
№76 «Игра»: Игра на развитие эмоций нейтральные (изумление), упражнение
№77 «Броуновское движение», упражнение №78 «Карнавал животных»,
упражнение №79 «Передай образ животного», и пение одновременно. Песня.
Сценический образ.
Тема 3.2. Практическое применение микрофона
Теория: Микрофон и как им пользоваться на сцене.
Практика: Репетиция песни.
Тема 3.3 Знакомство с музыкальным театром
Теория: Знакомство с различными видами театров: теневой, бибабо,
пальчиковый, настольный. Упражнения на восприятие музыки.
Театрализованные игры.
Практика: Упражнение №80 «Послушай и расскажи», упражнение
№81 «Послушай и протануй», упражнение №82 «Послушай и сыграй»,
упражнение №83 «Слушай и пой», упражнение – игра №84 «Стулья»,
упражнение – игра №85 «Запомни фотографию», упражнение – игра №86
«Кто во что одет?», упражнение – игра №87 «Дружные звери», упражнение –
игра №88 «След в след». Поход в музыкальный, кукольный театр.
Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: Фольклорные праздники, сказки, инсценировка песен,
отчетный концерт в конце учебного года.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Дата
Дата начала
Период
окончания
обучения по
обучения
обучения по
программе
программе
1 полугодие 15 сентября 31 декабря
2 полугодие 08 января
31 мая

Всего
Количество
учебных
учебных
недель
часов
15
21

60
84

Режим занятий
2 раза в неделю по 2
часа

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет оформлен
в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудован в
соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и
10

обучающего, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и
наглядных пособий, фортепиано (настроенное).
Информационно-методическое обеспечение:
дидактические материалы: методические разработки: пособия
«Веселые упражнения», «Музыкальные истории», «Поём и танцуем» (ноты),
методическая литература.
наглядные
материалы:
артикуляционная
гимнастика
(демонстрационные карты, плакаты).
Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляют
штатные педагогические работники Муниципального автономного
учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского)
творчества «Химмашевец» г. Екатеринбург. Реализовывать программу может
педагог дополнительного образования, имеющий среднее специальное или
высшее педагогическое образование, обладающий достаточными знаниями и
опытом практической работы с учащимися дошкольного и младшего
школьного возраста, что закреплено Профессиональным стандартом
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»).
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды контроля:
1. входной контроль: проводится в начале учебного года в форме
собеседования, прослушивания.
2. текущий контроль: проводится в форме опроса по окончании темы
«Мелодия, звуки, лад», «Темп и ритм».
3. итоговый контроль: проводится в форме отчетного концерта.
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме
отчетного концерта в соответствии с разработанными критериями оценки
результатов реализации программы.
Критерии оценки реализации программы:
1. Оценка результатов представляет оценку достижения планируемых
результатов,
освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы. Основным объектом оценки результатов
служит сформированность у учащихся познавательных действий, которые
направлены на стремление к желанию выступать на различных конкурсах,
музыкальных мероприятиях, музыкальных фестивалях.
2. Оценка предметных результатов представляет способность
11

учащихся владеть певческими навыками песни по певческому дыханию,
звуковедению, звукообразованию мелодии, ритму, характеру, владеть навыки
вокальной артикуляции и дикции.
3. Оценка личностных результатов представляет собой оценку
достижения учащимися планируемых результатов в их личностном развитии,
а именно, воспитание, развитие эстетического вкуса, воспитание
ответственности, трудолюбия, патриотизма, воспитание у учащегося навыков
сценической культуры.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
1 уровень – высокий, пение мелодии без ошибок, четкая артикуляция,
быстрое повторение темпа по песни.
2 уровень – средний, допускаются не значительные ошибки в мелодии
и артикуляции.
3 уровень – низкий, допускает ошибки в процессе пения и при
выполнении практических упражнений.
Оценочные материалы:
1. Карта выявления уровня подготовки учащихся (приложение 1).
2. Опрос «Звук, лад и мелодия» (приложение 2).
3. Опрос «Темп и ритм» (приложение 3).
4. Карта отслеживания развития учащихся в группе (приложение 4).
5. Критерии оценки выступлений (приложение 5).
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Авдулова Т.П. Психология игры: учебник для академического
бакалавриата / Т.П. Авдулова. — М.: Юрайт, 2018. — 232 с.
2. Александрова
Е.
Режиссер
работает
с
хором.
ХХ
век/Е. Александрова. — М.: Культурная революция, 2017. — 56 с.
3. Андреева М. От примы до октавы/М. Андреева. — М.: Кифара,
2007. — 84 с.
4. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников.
Старшая и подготовительная группы/Г.И. Анисимова. — М.: АСТ, 2008. —
96 с.
5. Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. Метод
диагностики проблем: Учебное пособие/И.Б. Бархатова. — СПб.: Лань, 2015.
— 34 с.
6. Бочкарев
Л.Л.
Психология
музыкальной
деятельности/
Л.Л. Бочкарев. — М.: Классика-ХХI, 2008. — 56 с.
12

7. Веденина И.Г., Соколов А. П. Обучение с увлечением. Выпуск 4.
Учебно-педагогический репертуар/И.Г. Веденина., А.П. Соколов. — М.:
Мелограф, 2000. — 16 с.
8. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика
музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для
студентов высших учебных заведений/А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. —
М.: Академия, 2007. — 320 с.
9. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства/
Н.Б. Гонтаренко. — Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2008. — 68 с.
10. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей
младшего школьного возраста/А.Н. Зимина. — М.: Владос, 2000. — 84 с.
11. Крылова М. Мои первые нотки/М. Крылова. — Спб.: Композитор,
2008. — 80 с.
12. Линда Маркуорт. Самоучитель по пению. Перевод с оригинального
издания The Right Way to sing/Маркуорт Линда. — М.: Астрель АСТ, 2007.
— 196 с.
13. Минеева Л.И. Музыка для ритмики/Л.И. Минеева. — Спб.:
Композитор, 2002. — 42 с.
14. Овчинников Т.К. Детские песни в классе эстрадного вокала. Ноты/
Т.К. Овчинников — СПб.: Лань, 2021. — 56 с.
15. Питько А. Идет коза рогатая. Русские народные песни для детей в
легком переложении для голоса с фортепиано/А. Питько. — Спб.:
Композитор, 2007. — 54 с.
16. Поляков А.С. Методика преподавания эстрадного пения. Экспресскурс/А.С. Поляков. — М.: Согласие, 2015. — 248 с.
Литература для учащихся, родителей (законных представителей):
1. Гонтаренко
Н.Б.
Сольное
пение.
Секреты
вокального
мастерства/Н.Б. Гонтаренко. — Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2008. — 86 с.
2. Фролова Ю. В. Веселая музыкалочка/Ю.В. Фролова. — Ростов-наДону.: Феникс, 2013. — 79 с.
3. Поплянова Е. Кто стоит на трех ногах. Музыкальные
загадки/Е. Поплянова. — Спб.: Композитор, 2004. — 28 с.
Электронные ресуры:
1. Упражнения для развития вокала, голоса. [Электронный ресурс]. —
Режим доступа: http://www.21one.ru/v/55/589-uprazhneniya-dlya-razvitiyavokala-golosa.html.
2. Упражнения по вокалу. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://vasilina-vocal.com/yprajneniyapovocaly.html.
3.
Певческое дыхание упражнения в картинках. [Электронный
13

ресурс]. — Режим доступа:
https://infourok.ru/pevcheskoe_dyhanie.uprazhneniya_v_kartinkah-410523.htm.
4. Метод эмоциональной драматургии. [Электронный ресурс]. —
Режим
доступа:
https://studopedia.su/19_107338_metod-emotsionalnoydramaturgii.html.
5. Комплекс
вокально-хоровых,
ритмических,
дыхательных
упражнений для развития певческих навыков детей дошкольного возраста.
[Электронный
ресурс].
—
Режим
доступа:
https://a2b2.ru/methods/34939_kompleks__vokalnohorovyh_ritmicheskih__________________dyhatelnyh__uprazhneniy__dlya____
________razvitiya__pevcheskih__navykov__detey_______________________do
shkolnogo_vozrasta/.
6. Методы музыкального воспитания. [Электронный ресурс]. —
Режим доступа: https://megalektsii.ru/s67644t3.html.
7. Как устроен голос? [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://ovocale.ru/kak-rabotayut-golosovye-svyazki-golos-i-fiziologiya/.
8. Дыхательная гимнастика для детей. [Электронный ресурс]. —
Режим
доступа:
https://azbyka.ru/deti/dy-hatel-naya-gimnastika-dlya-detejzametki-regenta.

14

Приложение № 1
Карта выявления уровня подготовки учащихся
Дата диагностики

ФИ учащегося

Возраст учащегося

техника эстрадного вокала

уровни подготовки

Упражнение
на дыхание

Повторение
мелодии

Ритмическое
упражнение

в начале
года

в начале
года

в начале
года

3 Высокий
2 Средний
1 Низкий
ПРИМЕЧАНИЕ

15

Упражнение на
развитие
артиккуляции
в начале
года

Приложение № 2
Опрос «Звук, лад и мелодия»
Из трех или двух возможных вариантов необходимо выбрать правильный
ответ
1. Музыкальный звук -это…..
А) звук, обладающий определенной высотой, громкостью, длительностью.
Б) созвучие трех и более музыкальных звуков.
В) расстояние между звуками.
2. Мелодия- это….
3. Лад- это…..
А) взаимоотношение звуков в пределе 5 нот.
Б) взаимоотношение звуков в пределе 8 нот.
4. Мажор-это….
А) лад, который звучит весело и бодро.
Б) лад, который звучит протяжно, тоскливо.
5. Минор-это…

16

Приложение № 3
Опрос «Темп и ритм»
Из трех или двух возможных вариантов необходимо выбрать правильный
ответ
1. Музыкальный темп -это…..
А) скорость произнесения звуков, слов и целых фраз.
Б) прибор, для отсчета времени на слух.
В) скорость, где выполняются быстрые, медленные, средние движения.
2. Ритм- это….
А) повторение каких-либо явлений через равные промежутки времени.
Б) сочетание одного ударного слога с несколькими безударными.
3. Акцентный ритм- это…..
4. Средний темп-это
А) умеренный, спокойный.
Б) тяжелый, широкий.
5.Разгадать музыкальную загадку по группам и прохлопать ритм.

17

Приложение № 4
Карта отслеживания развития учащихся в группе
Дата
диагностики

ФИ учеников

возраст

год обучения

техника эстрадного вокала

уровни развития

мышечная и
координация
дыхание
каноны
голосовая
голоса
раскрепощенность
в начале в конце в начале в конце в начале в конце в начале в конце
года
года
года
года
года
года
года
года

3 Высокий
2 Средний
1 Низкий
ПРИМЕЧАНИЕ
методика создания сценического образа
создание сценического образа
уровни развития
в начале года

в конце года

3 высокий
2 средний
1 низкий
ПРИМЕЧАНИЕ

18

воплощение сценического образа
в начале
года

в конце года

Приложение № 5
Критерии оценки выступлений
Дата
диагностики

ФИ
ученико
в

Участие

Тематиче
ские
праздник
и

Высокий
Средний
Низкий

19

Выступление
на различных
площадках
Екатеринбург
а

Международн
ый конкурс

Отчетный
концерт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».