ДООП Танцевальная азбука Старт

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯПРОГРАММА
«Танцевальная азбука «Старт»

Художественная направленность
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Гурвич Екатерина Валерьевна
старший педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.............................................................. 3
1.1. Пояснительная записка .................................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы................................................................................ 6
1.3. Содержание программы .................................................................................. 6
1.4. Планируемые результаты .............................................................................. 16
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ..................... 16
2.1. Условия реализации программы................................................................... 16
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .............................. 17
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................. 18
Приложение 1. Карта входного контроля ........................................................... 20
Приложение 2. Диагностическая карта «Мониторинг результатов обучения» .....21

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Танцевальная
азбука
«Старт» художественной направленности
разработана в соответствии с новыми требованиями в образовании,
отраженными в следующих документах:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 09-3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы).
5. Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным заказом;
10.
Устав
Муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 21.08.2015 № 1497/46/36.
11.Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе Муниципального автономного учреждения дополнительного
3

образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от
19.08.2022 № 30.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа соотносится с тенденциями развития дополнительного
образования и, согласно Концепции развития дополнительного образования,
способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии.
Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого
состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь
в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных
движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. На развитие
творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. Танцу
свойственны образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации
и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению
Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые
особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную
для развития у дошкольников способностей.
Таким образом, танец – вид художественной деятельности,
оптимальный для формирования и развития у учащихся творчества и
воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех
характеристик танца – музыки, движения и игры.
Обучение учащихся танцу и развитие у них на этой основе творческих
способностей требуют от педагога, руководителя кружка не только знания
определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него
правильного представления о танце как художественной деятельности, виде
искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более
осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи.
Актуальность программы обусловлена ее направленностью не только
на то чтобы обучить учащихся хореографическим навыкам и умениям, но и
обеспечить формирование познавательной активности и творческого
мышления. Занятия по данной программе учитывают возрастные
психологические и физиологические особенности учащихся, поэтому темы
занятий танца и игры чередуются в течении всего учебного процесса.
Ведущие педагогические идеи, ценности, принципы обучения и
воспитания, следование которым обеспечивает реализацию целевого
назначения программы:
− личностно-ориентированный подход – предполагает помощь
педагога воспитаннику в выявлении своих возможностей, реализации своих
интересов;
4

− преемственность – после изучения элементарных движений танца
задания осторожно усложняются. Освоение последующих заданий гораздо
легче на основе предыдущих;
− систематичность – соблюдение дидактического принципа «от
простого к сложному», осознанное отношение учащихся к средствам
танцевальной выразительности, овладение языком танцевальных движений.
Понимание семантики, значений этих движений, умение с их помощью
выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого
персонажа, а также умение связывать эти «единицы» языка движений в
«речевые» построения, включая их в контекст танца.
Отличительная особенность программы заключается в том, что
занятия делятся на 2 раздела ритмика и танцевальные развивающие игры.
Два раздела взаимодействуют и дополняют друг друга, и в тоже время могут
реализовываться отдельно. Такой подход позволяет творчески сформировать
хореографические навыки и умения учащихся.
Адресат программы: программа ориентирована на учащихся 5-7 лет.
Возрастные особенности: категория учащихся соответствует
дошкольному возрасту – сензитвному периоду психофизического развития.
Танец обладает скрытыми резервами для развития детей дошкольного
возраста. Соединение движения, музыки и игры, как ведущего вида
деятельности в данный период онтогенеза, формируют эмоциональную
сферу, координацию, музыкальность и артистичность. Хореография в
дошкольном возрасте направлена на укрепление здоровья, развитие
двигательной активности и, самое главное, развитие творческих
способностей средствами хореографического искусства.
На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную,
мышечную память, формируют ассоциативное мышление, побуждаются к
творчеству. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие,
умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения
детей дошкольного возраста. Таким образом, программа соответствует
возрастным особенностям детям дошкольного возраста и удовлетворяет их
ведущие потребности.
Количество учащихся: 16 человек в учебной группе. Набор учащихся
свободный. Состав группы постоянный. На период обучения возможен
прием учащихся в зависимости от возраста или имеющихся специальных
способностей. Образовательный процесс организуется в традиционной
форме.
Объем программы: 288 часов.
Срок освоения программы: 2 года обучения.
5

− 1 год обучения – 36 недель, 144 часа;
− 2 год обучения – 36 недель, 144 часа.
Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа.
Уровень освоения программы: стартовый уровень – предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предполагаемого для
освоения содержание программы.
Форма обучения: коллективная, групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: практическое занятие, беседа, комбинированное
занятие.
Формы подведения итогов: наблюдение, открытый урок.
1.2. Цель и задачи программы
Цель
программы
–
формирование
и
совершенствование
исполнительских навыков, воспитание единого комплекса физических и
духовных качеств учащихся: гармоничное телосложение, хорошее здоровье и
выносливость, артистизм.
Задачи программы.
Обучающие:
1. Ознакомить учащихся с основами хореографического искусства и
элементарной теории музыки.
2. Научить выполнять основные хореографические элементы.
3. Обучить выразительному и техничному исполнению движений.
4. Научить публично выступать, эмоционально отзываться на музыку.
5. Сформировать навыки ансамблевого исполнительства.
Развивающие:
1. Развить эмоциональное отношение к искусству.
2. Развить
музыкальные
способности:
музыкальный
слух,
музыкальную память.
3. Развить продуктивное сотрудничество со сверстниками при
решении различных танцевальных задач.
Воспитательные:
1. Воспитать трудолюбие и дисциплинированность.
2. Воспитать навыки самостоятельной работы над танцевальным
номером.
1.3. Содержание программы
Учебный тематический план
№

Разделы

Количество часов

6

Общее

Форма контроля/

1.
2.
3.
4.

Ритмика, базовые элементы
классического танца, современный
танец.
Танцевально-развивающие игры
Досугово-развлекательные
мероприятия
Промежуточная (итоговая)
аттестация
Итого

1 год

2 год

70

70

140

наблюдение

56

56

112

наблюдение

16

16

32

наблюдение

2

2

4

открытый урок

144

144

288

Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. «Ритмика базовые элементы классического танца,
современный танец» состоит из основных тем, в которых раскрыта суть
освоения знаний навыков и умений хореографического искусства.
Раздел 2. «Танцевальные развивающие игры» состоит из основных
тем:
«Танцевально-образные
движения»,
«Танцевально-образная
импровизация», «Развивающие игры». Данный раздел сфокусирован на
формирование личностных качеств необходимых для взаимодействия в
творческом коллективе.
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный тематический план
1 год обучения
№

Наименование разделов, тем

Количество часов

Форма
контроля/
аттестации

Всего

Теория

Практика

70

3

67

2
20
10
10
10

1
2
-

1
18
10
10
10

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

8
10

-

8
10

Наблюдение

56
2
16
14
24
16

3
1
2
-

53
1
16
14
22
16

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

2

-

2

Открытый
урок

144

6

138

1. Ритмика, базовые элементы
классического танца, современный танец
1.1.
Введение в программу.
1.2. Азбука музыкального движения
1.3. Основные виды движения
1.4. Партерная гимнастика
Пространственные перестроения.
1.5.
Рисунки танца
1.6. Простые элементы танца
Постановочная и репетиционная
1.7.
работа
2. Танцевально-развивающие игры
2.1. Вводное занятие
2.2. Танцевально-образные движения
2.3. Танцевально -образная импровизация
2.4. Развивающие игры
3. Досугово-развлекательные
мероприятия
4. Промежуточная (итоговая) аттестация
Итого:
7

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

Содержание учебного тематического плана
1 год обучения
Раздел 1. Ритмика, базовые элементы классического танца,
современный танец
Тема 1.1. Введение в программу
Теория: знакомство учащихся с учебным кабинетом, его
оборудованием. Экскурсия по Дворцу детского творчества «Химмашевец».
Знакомство с правилами поведения в учреждении и в кабинете.
Практика: игровой тренинг «Давайте познакомимся».
Тема 1.2. Азбука музыкального движения
Теория: понятие хореографического зала, зеркало сцены, 1,4,8 точка
зала. Основные закономерности координации движения рук, ног, головы и
корпуса.
Практика: понятие осанка. Постановка корпуса. Положения головы.
Поклон-приветствие. Позиция ног – VI. Хлопки в ладоши – простые и
ритмические. Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на
уровне головы. Положения головы. Прямо, вверх-вниз; «уложить ушко»
вправо и влево; повороты вправо и влево; упражнения «тик-так» – «уложить
ушко» с задержкой в каждой стороне (можно с ритмическим рисунком).
Музыкальные темпы: вальс, полька. Импровизационные движения в
соответствии с каждым темпом «Пружинка» - легкое приседание.
Музыкальный размер 2/4. темп умеренный. Приседание на два такта, потом
на один такт и два приседания, на один такт. «Мячик» - прыжки по VI
позиции. Музыкальный размер 2 \4. Темп умеренный. Прыжок на два такта,
затем на один такт и четыре и более прыжков на один такт. Упражнения для
рук и кистей. Руки поднять вперед на уровень грудной клетки, затем развести
в стороны, поднять вверх и опустить вниз в исходное положение. В каждом
положении кисти делают «фонарики» – это круговые движения кистей с
раскрытыми пальцами и «кивание» - сгибание и разгибание кистей.
Упражнение для плеч. Оба плеча поднять вверх и опустить, изображая
«удивление». Поочередное поднятие плеч. Положение рук: на поясе и внизу.
«Мельница» - круговые движения прямыми руками вперед и назад, двумя –
поочередно и по одной. Понятия: «птичка», «утюжок», «флажок». «Птичка» оттянутый носок вперед, в стороны. «Утюжок» - стопа сокращена, вынос
ноги на пятку вперед и в стороны. «Флажок» - поднимание ноги до колена с
натянутой стопой. Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Наклоны корпуса
вперед и в стороны с поворотом головы вправо и влево. Исполняться
поклоны могут как по VI позиции, так и по II позиции. «Топотушки» притопы в небольшом приседании на месте и в продвижении. Тройные
8

притопы с остановкой. Логика поворотов вправо и влево. Повороты по
четырем точкам шагами на месте – по два шага в каждую точку. Поднимание
на полупальцы по VI позиции.
Тема 1.3.Основные виды движения
Практика: шаги с носка по кругу. Музыкальные размеры 4/4,
2/4.Шаги с высоким подъемом колена. Музыкальный размер 2/4. Шаги на
полупальцах.
Шаги на пятках. Шаги в комбинации с хлопками. Прыжки «зайчики» в
продвижении по кругу в глубоком приседании и на прямых ногах. Бег на
месте и в продвижении «лошадки» (вперед колени). Галоп (лицом в круг).
Тема 1.4.Партерная гимнастика
Практика: упражнения исполняются на полу для растяжки и
эластичности мышц ног, спины, живота. Упражнение для подъема стопы.
Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, спина прямая, стараемся коснуться
большим пальцем пола. Упражнение для выворотности стопы. Сидя на полу,
ноги вытянуты вперед, спина прямая, разворачиваем стопы так, чтобы
коснуться мизинцами пола. «Буратино» - ноги на полу на ширине 90˚, руки
раскрыты в стороны. Музыкальный размер 2/4: 1 - 2 такты – наклон корпуса
к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, руками коснуться носка; 3 - 4
такты – вернуться в исходное положение. Движение повторить с левой ноги.
«Солнышко» – ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны.
Музыкальный размер 4/4: 1 такт – наклон корпуса к правой ноге, корпус
вытянуть вдоль ноги, левой рукой коснуться носка правой ноги, правой
рукой дотронуться до левой ноги. 2 такт – вернуться в исходное положение.
Движение повторить с левой ноги. «Складочка» – ноги на полу
вытянуты вперед, руки на поясе. Музыкальный размер 4/4: 1 такт – наклон
корпуса вперед, руками стараемся достать до носков, подбородок тянуть
вперед. 2 такт – вернуться в исходное положение. «Бабочка» - ноги на полу
подтянуты к себе, колени раскрыть в стороны, руки на коленях. Стараемся
коленями достать до пола «развернуть у бабочки крылья». «Лодочка» – лежа
на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед. Поочередно поднимаем ноги
и руки, изображая качающуюся лодочку. «Рыбка» – лежа на животе, ноги
вместе, стопы раскрыты в стороны, пятки прижаты к полу, руки вдоль
корпуса.
«Русалочка» – лежа на животе, ноги вместе, стопы раскрыты в
стороны, пятки прижаты к полу, ладошки возле плеч прижаты к полу, руки
согнуты в локтях. Музыкальный размер 3/4: 1 – 2 такты – выпрямляем руки и
прогибаем корпус назад, запрокинуть голову. 3 – 4 такты – вернуться в
исходное положение.
9

«Колечко» – упражнение для мышц спины. Музыкальный размер 4/4.
Лечь на живот, опереться впереди на руки, прогнуть корпус назад так, чтобы
достать головой носки согнутых назад ног. Зафиксировать это положение,
вернуться в исходное положение. «Ушастый заинька» – упражнение для
мышц спины. Музыкальный размер 2/4. лечь на спину, руки вдоль корпуса,
поднять прямые ноги вверх и опустить их вниз за голову, достать носками до
пола. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение.
«Корзиночка» – упражнение для мышц спины. Лечь на живот, руками
взяться за щиколотки с внешней стороны, ноги потянуть вверх. Слегка
покачаться на животе, голова поднята вверх. «Дощечка» – упражнение для
укрепления мышц живота. Стоя на коленях, руки прижаты к корпусу.
Исполняются покачивания корпуса вперед-назад, не садясь на ноги.
Тема 1.5. Пространственные перестроения. Рисунки танца
Практика: понятие пространственных перестроений: линия, колонна,
круг. Круг. Отработка навыков двигаться по кругу: лицом и спиной; по
одному и в парах. Собираться в маленький круг и расходиться в большой
круг. Перестроения из свободного расположения в круг и обратно.
Линия. Движения в линиях, смены линиями, движение в линиях вправо
и влево, вперед и назад. «Змейка» – движение по линии друг за другом,
перестраиваясь в круг. Колонна. Понятие «колонна». Движение в колонне
вперед. Движения в колонне на месте: наклоны в стороны через одного и все
вместе.
Тема 1.6. Простые элементы танца
Практика: изучение комбинаций из основных, ранее выученных
движений. Комбинации движений на месте.
I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе.
Музыкальный размер 2/4. 1 такт – отвести правую ногу на носок вперед
(«птичка»).2 такт – вернуться в исходное положение. 3 – 4 такты –
упражнение «тик-так» головой. 5 такт – отвести левую ногу на носок вперед
(«птичка»). 6 такт – вернуться в исходное положение. 7 – 8 такты –
упражнение «тик-так» головой. II комбинация. Исходное положение – ноги
вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4. 1 такт – шаг правой ногой в
сторону, корпус наклонить вперед, шею вытянуть вперед. 2 такт – вернуться
в исходное положение. 3 – 4 такты – то же повторить еще раз. Комбинацию
повторить с левой ноги. III комбинация. Исходное положение – ноги вместе,
руки на поясе. Музыкальный размер 2/4. 1 такт – отвести правую ногу на
носок вперед («птичка»). 2 такт – перевести правую ногу на пятку
(«утюжок»). 3 такт – поднять правую ногу согнутую в колене («флажок»). 4
такт – вернуться в исходное положение. Комбинацию повторить с левой
10

ноги. IV комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки опущены
вдоль корпуса. Музыкальный размер 2/4. 1 – 2 такт – правая рука изображает
волнистые движения справа налево. 3 – 4 такты – левая рука изображает
волнистые движения слева направо. 5 – 6 такты – руки перед собой согнуты в
локтях, кисти в кулачках. Исполняются круговые движения «кулачок за
кулачком». 7 – 8 такты – руки разводим в стороны. Комбинации движений в
продвижении по кругу. I комбинация. Исходное положение – ноги вместе,
руки на поясе. Музыкальный размер 2/4. Три шага с правой ноги –
приставить. Три хлопка в ладоши – исходное положение. II комбинация.
Исходное положение – ноги вместе, руки свободно вдоль корпуса.
Музыкальный размер 4/4. Четыре шага со свободными движениями рук,
затем поворот вправо на полупальцах, руки поднять вверх («раскрытый
цветок»). III комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки в
стороны. Музыкальный размер 2/4. 1 – 4 такты – мелкий бег на полупальцах.
5 – 8 такты – присесть в глубокое приседание, руки опустить вниз.
Тема 1.7. Постановочная и репетиционная работа
Практика: направлена на отработку и закрепление полученных
умений и навыков при исполнении хореографических этюдов и небольших
композиций.
Раздел 2. Танцевально-развивающие игры
Тема 2.1. Вводное занятие
Теория: игра-знакомство с «Мышкой-балериной».
Практика: разучивание в игровой форме простейших танцевальных
движений: марш, поклон, бег, прыжки.
Тема 2.2. Танцевально-образные движения
Практика: «Звереритмика»–движения имитирующие повадки зверей,
птиц в соответствии с четверостишьями.
Кошка села на окошко,
Стала кошка лапки мыть,
Понаблюдав за ней немножко,
Мы все движенья можем повторить.
Раз, два, три – ну-ка повтори (руки перед собой согнуты в локтях,
изображаем кошку, которая моет лапки).
Три, четыре, пять – повтори опять (руками прикасаемся к ушам)
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Змея ползет тропой лесной,
Как лента по земле скользит,
А мы движение такое,
Рукою сможем все изобразить.
11

Раз, два, три – ну-ка повтори (правой рукой перед собой изображаем
змею, которая ползет вперед).
Три, четыре, пять – повтори опять (левой рукой перед собой
изображаем змею, которая ползет вперед)
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Стоит цапля на болоте,
Ловит клювом лягушат,
И так стоять совсем не трудно
Для нас, для тренированных ребят.
Раз, два, три – ну-ка повтори (правую ногу поднять до колена, руки
вверх прямые, голову повернуть на правое плечо).
Три, четыре, пять – повтори опять (левую ногу поднять до колена, руки
прямые вверх через стороны, голову повернуть на левое плечо)
Ну, просто молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Ветер деревце качает,
Хочет ветку наклонить,
Понаблюдав за ним немножко
Мы все движенья сможем повторить.
Раз, два, три – ну-ка повтори (руки прямые вверху над головой
изображают качающееся дерево).
Три, четыре, пять – повтори опять (руки прямые вверху над головой
изображают качающееся дерево).
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Мартышка к нам спустилась с ветки,
Мартышку надо уважать
Ведь обезьяны наши предки,
А предкам детки, надо подражать.
Раз, два, три – ну-ка повтори.
Три, четыре, пять – повтори опять (повторяем все движения вместе).
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Этюд, имитирующий действия человека.
Жила была бабка (руками изображаем как «бабка» надевает платок) у
самой речки (правая рука перед собой делает волнистые движения).
Захотелось бабке («бабка» надевает косынку) искупаться в речке (руки
выводим вперед, затем в стороны, изображая плавание). Она купила себе
мочало (на высоких полупальцах на месте разворачиваем пятки то вправо, то
влево, при этом кулачками трем животик круговыми движениями). Наша
песня хороша начинай сначала!

12

Тема 2.3. Танцевально-образная импровизация
Практика: отработка умений выразить в импровизации свое образное
представление в движениях, связанных с образом зверей, птиц, людей разных
профессий (например: кузнец, вышивальщица, водитель, художник), явлений
природы и неодушевленных предметов. Танцевальные шаги в образах:
журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птиц, слона и т.д. Изображение
неодушевленных предметов и явлений. Через танцевальные элементы
предложить учащимся изобразить как помогают дома маме, папе (например:
забиваем гвоздь, подметаем пол, моем посуду, стираем белье и т.д.).
Тема 2.4. Развивающие игры
Теория: на развитие музыкальных качеств (чувство ритма,
музыкальный слух) – хлопки под музыку, определение характера мелодий,
марш высоко поднимая колени, марш с вытянутого подъема, шаг на
полупальцах.
Практика: на развитие психических процессов (внимание, память,
мышление, воображение) - игры на построения, ходьба на пятках и носках
попеременно.
На
развитие
артистических
качеств,
проявление
эмоциональных состояний в движении – этюды на создание образов,
передача настроения музыки, танцевальные импровизации на заданный
музыкой характер.
На развитие танцевальных способностей (укрепление мышц ног,
спины, пресса; развитие гибкости, выворотности, шага). Шаг, совмещенный с
работой рук- «Лебеди», семенящий шаг на высоких полупальцах, прыжки по
VI позиции, врозь-вместе, «через ямку» (из стороны в сторону), бег высоко
поднимая колени, захлест голени, галоп, подскоки, прыжки в полном приседе
на месте – «Лягушки», релеве по первой невыворотной, по второй
невыворотной позиции ног.
Раздел 3.Досугово-развлекательные мероприятия
Практика: выступление на концертах, конкурсах, фестивалях
различного уровня. Участие в праздничных мероприятиях: день рождение
МИКСа, Новый год, окончание учебного года и т.д.
Раздел 4.Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: открытый урок.
Стартовый уровень (2 год обучения)
Учебный тематический план
2 года обучения
№

Количество часов
Всего Теория Практика

Наименование разделов, тем
13

Форма
контроля/

аттестации
1. Ритмика, базовые элементы
классического танца, современный танец
1.1. Введение в программу.
1.2. Основные виды движения
1.3. Партерная гимнастика
Постановочная и репетиционная
1.4.
работа
2. Танцевально-развивающие игры
2.1. Вводное занятие
2.2. Танцевально-образные этюды
2.3. Танцевально-образная импровизация
2.4. Развивающие игры
3. Досугово-развлекательные
мероприятия
4. Промежуточная (итоговая) аттестация
Итого:

70

1

69

2
28
10
30

1
-

1
28
10
30

56
2
16
14
24
16

3
1
2
-

53
1
16
14
22
16

2

-

2

144

4

140

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Открытый
урок

Содержание учебного тематического плана
2 год обучения
Раздел 1. Ритмика, базовые элементы классического танца,
современный танец
Тема 1.1. Введение в программу
Теория: знакомство с программой.
Практика: повторение простейших основных элементов.
Тема 1.2. Основные виды движения
Практика:2 выворотная и прямая позиция ног. 4 прямая позиция ног.
Положение вытянутой стопы и положение флекс. Sauté по 6 ,1,2 позиции ног.
Подготовка к поворотам и вращениям. Движения головой и плечами. Марш
на месте и по кругу. Ход и бег на полупальцах. Releve, plie, по 6,1,2 позиции
ног. Battementtondu по 6,1 позиции ног в сторону. Battementtondu по 6,1
позиции ног вперед и назад. Постановка корпуса лицом к станку. Подготовка
releve lent на полу вперед. Подготовка releve lent во всех направлениях стоя у
станка. Grand battement лежа на полу во всех направлениях.Grand battement у
станка по 6 позиции, во всех направлениях. Изучение простых видов
прыжков «с двух на две» у станка и на середине.
Тема 1.3. Партерная гимнастика
Практика: упражнения на развитие подъема, выворотности, гибкости
и шага. Упражнения исполняются на полу для растяжки и эластичности
мышц ног, спины, живота. Сидя на полу: поочередное, затем одновременное
14

сокращение стоп в выворотном положении. Лежа на спине: медленный
поочередный, затем одновременный подъем ног в выворотном положении на
45°, затем на 90° с опусканием в исходное положение.
Лежа на спине: резкие броски ног в выворотном положении вперед на
45°, затем на 90°. Лежа на спине: поочередное сокращение стоп в
выворотном положении ноги, поднятой на 45°, затем на 90°. Сидя на полу:
наклоны корпуса в сторону. Лежа на спине: отведение ноги в выворотном
положении в сторону на 45°, затем на 90°. Лежа на спине: медленный подъем
ноги на 90° и отведение ноги в сторону. Возвращение ноги по полу до
исходного положения. Подтягивание к груди согнутой в колене ноги, затем
разворот ноги в тазобедренном суставе до пола. Лежа на животе: медленный
поочередный, затем одновременный подъем ног назад в выворотном
положении. Лежа на животе: резкие броски ног назад в выворотном
положении. Лежа на животе: подъем корпуса с помощником, удерживающим
ноги в выворотном положении и с отведением рук в стороны, затем
переводом их на затылок. Лежа на животе: «кольцо». Лежа на животе:
«качалка» с положением рук на затылке. Сидя на полу: прямой шпагат с
правой и левой ноги; поперечный шпагат. «Солнышко».
Тема 1.4.Постановочная и репетиционная работа
Практика: направлена на отработку и закрепление полученных
умений и навыков при исполнении хореографических этюдов и небольших
композиций.
Раздел 2. Танцевально-развивающие игры
Тема 2.1. Вводное занятие
Теория: приветствуем после каникул «мышку-балерину», делимся
впечатлениями за лето, вспоминаем самые яркие моменты прошедшего года
Практика: разучивание в игровой форме простейших танцевальных
движений: марш, поклон, бег, прыжки.
Тема 2.2. Танцевально-образные этюды
Практика: этюд «Автобус». Этюд «У жирафа». Этюд «Мышка деток
приглашает…». Этюд «Сороконожка». Этюд «Две сестрицы, две руки».
Этюд «Машина». Этюд «Туки- тук». Этюд «Часики». Этюды построены на
музыкальном материале Е. Железновой.
Тема 2.3. Танцевально-образная импровизация
Практика: отработка умений и навыков выразить в импровизации
свое образное представление в движениях, связанных с образом времен года
и настроения.
Тема 2.4. Развивающие игры

15

Практика: игра «Веселый каблучок». Игра «Выбирай скорее друга».
Игра «Зайка прыгал и устал». Игра «Головами покиваем…». Игра «Как
котята парами идем». Игра «Краб». Игра «Кыш муха, улетай». Игры
построены на музыкальном материале Е. Железновой.
Раздел 3. Досугово-развлекательные мероприятия
Практика: выступление на концертах, конкурсах, фестивалях
различного уровня. Участие в праздничных мероприятиях: день рождение
МИКСа, Новый год, окончание учебного года и т.д.
Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: открытый урок.
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
− знание основы хореографического искусства и элементарной
теории музыки;
− умение выполнять основные хореографические элементы;
− обучен выразительному и техническому исполнению движений;
− умение публично выступать, эмоционально отзываются на музыку;
− сформированы навыки ансамблевого исполнительства.
Метапредметные результаты:
− развито эмоциональное отношение к искусству;
− развиты
музыкальные
способности:
музыкальный
слух,
музыкальная память;
− развито продуктивное сотрудничество со сверстниками при
решение различных творческих задач;
− развиты навыки танцевального восприятия.
Личностные результаты:
− воспитано трудолюбие и дисциплинированность;
− воспитаны навыки самостоятельной работы над танцевальным
номером.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Дата
Дата начала
окончания
обучения по
обучения по
программе
программе
1 полугодие 15 сентября 31 декабря
2 полугодие 08 января
31 мая
Период
обучения

Всего
Количество
учебных
учебных
недель
часов
16
20

16

64
80

Режим занятий
2 раза в неделю по 2
учебных часа

2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: занятия проходят в
специально оборудованном помещении, где есть: хореографические станки;
музыкальная аппаратура; колонка; музыкальный носитель; зеркала.
Информационно-методическое обеспечение:
− дидактические материалы: методическое пособие, сказки, стихи,
подборка музыкальных произведений, подборка упражнений и этюдов.
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и
реализации дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что
закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды контроля:
− входной контроль – проводится в виде среза индивидуальных
хореографических данных учащегося;
− текущий контроль – после каждой темы, может быть фронтальный,
групповой, индивидуальный;
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в конце года в
соответствии с разработанными критериями оценки результатов в форме
открытого урока.
Формы контроля: наблюдение, беседа, сравнение и анализ
выполняемых упражнений и этюдов, итоговый анализ полученных умений и
навыков за период обучения.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
Исполнение программы на контрольном уроке оценивается по
пятибалльной шкале, в основу которой положены объективность и единый
подход оценки качестве исполнения в соответствии с выделенными
критериями.
Критерии оценки качества исполнения
Количество баллов
«Отлично» - 5 баллов
(освоение учащимся более 80%
содержания дополнительной
общеразвивающей программы)
«Хорошо» - 4 балла
(освоение учащимся от 60% до
80% содержания
дополнительной

Критерии оценивания выступления
Уверенное и осмысленное выступление;
свободное владение материалом:
умение передавать характер произведения и владеть
художественно-выразительными средствами.
Исполнение уверенное, выразительное, но задачи,
поставленные преподавателем выполнены не в полном
объеме: небольшие недочеты в исполнительском плане;
характер произведения передается ограниченными
17

общеразвивающей программы)
«Удовлетворительно» - 3 балла
(освоение учащимся от 40% до
60% содержания
дополнительной
общеразвивающей программы)
«Неудовлетворительно» - 2
балла
(освоение учащимся менее 40%
содержания дополнительной
общеразвивающей программы)

выразительными средствами.
Исполнение с большим количеством недочетов:
выступление с явными техническими погрешностями;
вялый физический аппарат; формальное отношение к
исполнению.
Комплекс серьезных недостатков:
плохое знание материала;
грубые
и
частые
ошибки
при
исполнении
хореографических движений;
слабое
владение
навыками
(по
программным
требованиям, соответствующим данному году обучения).

Оценочные материалы:
1. Карта входного контроля (Приложение 1).
2. Диагностическая карта «Мониторинг результатов
(Приложение 2).

обучения»

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической
пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд.,
испр. и доп. –СПб.: ЛОИРО,2000.
2. Горшкова Е. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по
развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. – М.: Издательство «Гном и Д»,
2002. – 120 с.
3. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972.
4. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.
5. Руднева С., Фиш А. Ритмика. Музыкально-ритмическое движение.
– М., 1972.
6. Сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с
хореографическим направлением». – Научный руководитель Н.М.
Лаврухина. Под ред. О.А. Петрашевича. - Мн. – Национальный институт
образования. – 2005.
7. Череховская Р. Танцевать могут все. – Мн., 1973.
Литература для учащихся, родителей (законных представителей):
1. Контактная
импровизация.
–
Режим
доступа:
http://www.contactimprovisation.ru/
2. Маленькая
балетная
энциклопедия.
–
Режим
доступа:
http://ballet.classical.ru/
3. Международный танцевальный журнал. – Режим доступа:
https://danceinternational.org/
4. Мир джазового танца. – Режим доступа: http://www.offjazz.com/
18

5. Официальный сайт танцевальной компании «КаннонДанс». –
Режим доступа: https://www.kannondance.ru/
6. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца / В.М. Пасютинская – М.:
Просвещение, 1985. – 233 с.
7. Центр хореографии А. Прельжокаж. – Режим доступа:
https://www.preljocaj.org
8. Челябинский театр современного танца. – Режим доступа:
https://www.urc.ac.ru/Arts/Dance_Theatre/about.html
9. Энциклопедия балет. – Режим доступа: https://ballet-enc.ru
10. American
contemporary
ballet.
–
Режим
доступа:
https://www.americancontemporaryballet.com
11. Dance-net.ru.– Режим доступа: https://www.dance-net.ru
12. CriticalDance. – Режим доступа: https://www.ballet-dance.com

19

Карта входного контроля

Фамилия, имя
Сколько полных лет,
месяцев
Рост
Вес
Строение тела
Осанка
Выворотность
Стопа
Балетный шаг
Гибкость тела
Прыжок
Координация движений
Музыкально-ритмическая
координация
Устойчивость
Темперамент
Особые отметки

20

Приложение 1

Приложение 2
Диагностическая карта «Мониторинг результатов обучения»

Показатели
Критерии
(оцениваемые
параметры)
1. Теоретическая подготовка учащегося
1.1 Теоретические Соответствие
знания (по
теоретических знаний
основным
учащегося программным
разделам учебнотребованиям
тематического
плана программы)

1.2 Владение
специальной
терминологией

ВЫВОД:

2.1 Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным
разделам учебнотематического
плана программы)

Степень выраженности
оцениваемого качества

Минимальный уровень
(учащийся овладел менее
чем 1\2 объема знаний,
предусмотренных
программой);
Средний уровень (объем
усвоенных знаний
составляет более 1\2)
Максимальный уровень
(учащийся освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренных
программой за конкретный
период)
Осмысленность и
Минимальный уровень
правильность
(учащийся, как правило,
использования
избегает употреблять
специальной
специальные термины);
терминологии. Знание
Средний уровень (учащийся
элементарной
сочетает специальную
хореографической
терминологию с бытовой);
терминологии.
Максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознанно в
полном соответствии с их
Содержанием)
Уровень теоретической
Низкий
подготовки
Средний
Высокий
2. Практическая подготовка учащегося
Соответствие
Минимальный уровень
практических умений
(учащийся овладевал менее
навыков программным
1\2 предусмотренных
требованиям. Освоение
умений и навыков);
знаний, умений, навыков
Средний уровень (объем
хореографического
освоенных умений и
искусства: экзерсиса,
навыков составляет более
основных танцевальных
1\2);
элементов. Наличие
Максимальный уровень
навыков танцевального
(учащийся овладел
восприятия.
практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой за конкретный
период
21

Баллы

1

5

10

1

5

10

2-6
7-14
15-20
1

5

10

2.2 Концертная
деятельность

2.3 Творческие
навыки

ВЫВОД:
Заключение

Осмысленность и
правильное исполнение
хореографических
элементов и
эмоциональнаяпередача
танцевального
образа.Умение
использовать полученные
знания в сценической
деятельности.

Минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при исполнении
хореографических
постановок )
Средний уровень
(обучающийся справляется с
исполнением элементов на
½, недостаточная
вовлеченность в исполнения
хореографического образа);
Максимальный уровень
(обучающийся максимально
справляется с поставленной
балетмейстером задачей )
Креативность в
Начальный (элементарный)
выполнении практических уровень развития
заданий. Организация
креативности (учащийся в
коллективной работы над
состоянии выполнять лишь
хореографическими
простейшие практические
композициями и
задания педагога);
Репродуктивный уровень
воплощение своего
(выполняет в основном
замысла, подключая к
работе партнеров. Наличие задания на основе образца);
эмоционального
Творческий уровень
(выполняет практические
отношения к искусству.
задания с элементам
Продуктивное
сотрудничество (общение, творчества)
взаимодействие) со
сверстниками при
решение различных
творческих задач.
Уровень практической
Низкий
подготовки
Средний
Высокий
Результат обучения
Низкий
учащегося по
Средний
дополнительной
Высокий
общеобразовательной
программе

22

1

5

10
1

5

10

3-10
11-22
23-30
До 16
18-36
38-50


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».