ДООП Технология творческого мышления

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Технология творческого мышления»

Техническая направленность
Возраст учащихся: 6-11 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
Карамышева Ольга Юрьевна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ................................................................ 3
1.1. Пояснительная записка ...................................................................................... 3
1.2. Цели и задачи программы .................................................................................. 6
1.3. Содержание программы ..................................................................................... 7
1.4. Планируемые результаты .................................................................................. 8
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ........................ 21
2.1. Календарный учебный график ........................................................................ 21
2.2. Условия реализации программы ..................................................................... 21
2.3. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы .............................. 22
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................... 22
Приложение 1 .......................................................................................................... 24
Приложение 2 .......................................................................................................... 25

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Технология творческого мышления» имеет техническую направленность.
Программа разработана в соответствие с новыми требованиями в образовании
отражённых в следующих документах:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.
Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы).
5.
Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09.
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи».
7.
СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
8.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
9.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным заказом.
10. 10
Устав
муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 21.08.2015 № 1497/46/36.
11. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе от 19.08.2022 № 30 Муниципального автономного
3

учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского)
творчества «Химмашевец».
Актуальность создания программы обусловлена заказом государства в
обучении, воспитании и развитии интеллектуальных и творческих способностей
подрастающего поколения, направленных на преобразование уже имеющихся
концепций и рожденных новых идей. Теория решения изобретательских задач
– это технология развития творческого мышления, которое определяется
активным воображением, умением оценить выдвинутую идею средствами
логики, способностью к решению задач из любой области деятельности.
Отличительные особенности. Программа разработана на основе
методических материалов специалистов-тризовцев: Гуткович И., Корзун А.,
Сидорчук Т., Гин С., Шустерман М. по обучению старших дошкольников и
младших школьников. Данная программа «Технология творческого мышеления»
выстроена на принципах сотрудничества и сотворчества, ориентирована на
привлечение опыта учащихся в качестве основного ресурса построения занятия
при использовании заданий дивергентного тип с возможностью переноса
полученных знаний в практическую, проектную деятельность.
Отличительной особенность является включение проектной деятельности
– коллективной, групповой, индивидуальной, демонстрация особенности
изобретательской деятельности, знакомство с достижениями науки и техники, а
также формирование представлений об истории изобретательства и
технических наук. Предлагается система поэтапной организации работы для
надежного формирования навыков научно- исследовательской работы.
Методологическую основу курса составляют приемы развития творческого
воображения и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Новизна программы состоит в подходе к интеграции методов ТРИЗ,
метода проектов, на основе коллективных творческих дел. Это способствует
переходу от репродуктивных форм обучения к творческим формам обучения,
формированию информационно-коммуникативных умений, таких как умение
работать в команде, взаимодействие с другими людьми, защита своей точки
зрения. В процессе обучения в органичном единстве формируется системнодиалектическое
мышление
учащихся,
элементы
самостоятельной и
коллективной творческой деятельности, представления о технологической и
проектной культуре.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
том, что в условиях личностно-ориентированной модели обучения каждый
учащийся обретает право и реальную возможность для развития своих
творческих способностей. На занятиях уделяется особое внимание поддержке и
4

одобрению любых конструктивных идей, поступающих от учащихся. Тем
самым осуществляется закрепление любых, пусть даже минимальных успехов
каждого учащегося, благодаря чему происходит развитие собственной
индивидуальности в условиях различных форм сотруднической деятельности.
Адресат программы: программа ориентирована на учащихся в возрасте
6-11 лет.
Возрастные особенности: систематическое изучение методов и приемов
ТРИЗ и использование их на практике способствует разностороннему развитию
личности младшего школьного возраста – осуществляется раскрытие
способностей учащихся, создаются благоприятные условия для реализации
индивидуально-личностных способностей, а также условий для развития
мотивационного аспекта в проектной, научно-исследовательской деятельности.
Количество учащихся в группе 10-12 человек. Набор учащихся свободный.
Комплектование творческого объединения проводится без предварительного
отбора. На период обучения возможен прием учащихся разных возрастов в
зависимости от их желаний и способностей.
При запросе родителей (законных представителей) возможна реализация
индивидуального образовательного маршрута учащегося по индивидуальному
плану.
Программа
предполагает
поступление
учащихся
на
любой,
соответствующий возрасту или имеющимся специальным способностям, год
обучения, а также окончание обучения на любом этапе. В процессе обучения
предусмотрено проведение добора учащихся в группы. Для вновь поступивших
учащихся подбираются задания, позволяющие быстрее приобрести необходимые
знания и умения.
Особенности организации образовательного процесса. Содержание
заданий может быть скорректировано в связи с дистанционным обучением и
уровнем развития учащихся.
В программу могут быть включены дополнительные задания,
соответствующие тематике. Некоторые из заданий (по выбору педагога) могут
быть изменены в ходе экспериментально-поисковой работы. Темы разделов
чередуются в течение учебного года, что позволяет отрабатывать содержание
предыдущих тем.
Объем программы: 432 часов.
Срок освоения программы: 3 года обучения.
− 1 год обучения – 36 недель, 144 часа;
− 2 год обучения – 36 недель 144 часа;
− 3 год обучения – 36 недель, 144 часа.
Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная.
5

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа.
− 1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа;
− 2-3 год обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа.
Уровень освоения программы: программа разноуровневая, предполагает
стартовый, базовый уровни обучения.
Стартовый (1 год обучения) – используются и реализуются общедоступные
и универсальные формы организации материала, минимальная сложность
предлагаемого для освоения содержания программы.
Базовый (2-3 год обучения) – используются и реализуются такие формы
организации материала, которые допускают освоение специализированных
знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной
картины в рамках содержательно тематического направления программы.
Формы обучения: групповая, фронтальная, коллективаня.
Виды занятий: галерея, викторина, КТД, беседа, выставка, игра,
фестиваль, квест, праздник, практическое занятие, игра-путешествие, мозговой
штурм, экскурсия.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: наблюдение, опрос, мини-выставка, презентация проекта.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы – развитие индивидуальных способностей учащихся
средствами проектной деятельности в процессе освоения приемов и методов
теории решения изобретательских задач.
Задачи программы.
Обучающие:
1. Обучить доступным способам изучения природного и технического мира.
2. Обучить основам теории решения изобретательски задач и приобретения
практических навыков решения задач с помощью инструментария ТРИЗ.
3. Обучить основам проектной деятельности и умению презентовать
результаты проектной деятельности.
4. Сформировать знания методов конструирования и моделирования
сказочных, природных и технических объектов, умения выявлять
противоречивые требования к объекту, формировать идеальный конечный
результат (ИКР).
Развивающие:
1. Развить творческое воображение, качества мышления: гибкость,
вариативность, системность, диалектичность.
2. Развить волевые качества в проектной деятельности.
6

3. Способствовать расширению кругозора в рамках теории решения
изобретательских задач.
Воспитательные:
1. Способствовать воспитанию творческой, активной личностной
позиции.
2. Сформировать коммуникативную компетентность в совместной
деятельности.
3. Сформировать адекватную личностную самооценку, рефлексивную
деятельность.
1.3. Содержание программы
Учебный тематический план
№

Наименование разделов

1. Развитие творческого
воображения
2. Развитие внимания и памяти
3. Моделирование с
элементами конструирования
4. Основные понятия ТРИЗ
5. Азбука проектной
деятельности
6. КТД, экскурсии
7. Промежуточная (итоговая)
аттестация
Итого:

Количество часов
Формы
1 год
2 год
3 год
аттестации/контроля
стартовый базовый базовый
наблюдение, опрос
36
36
38
8

6

10

28

24

26

38

50

46

18

14

12

12

10

8

4

4

4

144

144

144

наблюдение
наблюдение,
опрос,
мини-выставка
наблюдение, опрос
наблюдение
наблюдение
презентация проекта

Программа предполагает постепенное расширение знаний и углубление
их, а также приобретение умений в области моделирования, конструирования
и изготовления творческого продукта.
Определение
цели,
задач
и
содержания
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Теория решения
изобретательских задач» основывается на таких важных принципах, как
последовательность и доступность обучения, опора на интерес, учет
индивидуальных особенностей и личных потребностей учащихся в
познавательной и преобразовательной творческой деятельности (объекты
проектирования, моделирования и конструирования подбираются исходя из
интересов учащихся, изменяющимися с соответствии с возрастом и полом).
Данная программа реалистична, так как для достижения цели
программы имеются все возможности. Разделы и темы программы
согласованы, последовательны, взаимосвязаны.
7

Построение программы спиральное, содержание объединено шестью
основными разделами: развитие творческого воображения, развитие внимания
и памяти, моделирование с элементами конструирования, основные понятия
ТРИЗ, азбука проектной деятельности, КТД, экскурсии.
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
− обучен доступным способбам изучения природного и технического
мира;
− обучен основам теории решения изобретательских задач и приобретены
практические навыки решения задач с помощью инструментария ТРИЗ;
− обучен основам проектной деятельности и умению презентовать
результаты проектной деяельности;
− сформированы знания методов конструирования и моделирования
сказочных, природных и технических объектов, умения выявлять
противоречивые требования к объекту, формировать идеальный конечный
результат (ИКР).
Метапредметные результаты:
− развито творческое воображение, качества мышления: гибкость,
вариативность, системность, диалектичность;
− сформированы волевые качества в рамках проектной деятельности;
− расширен кругозор в рамках теории решения изобретательских задач.
Личностные результаты:
− своспитана творческая, активная личностная позиция;
− сформирована коммуникативная компетентность в совместной
деятельности;
− сформирована адекватная личностная самооценка, рефлексия.
Комплекс основных характеристик программы по годам обучения
Стартовый уровень (1 год обучения)
Цель – развитие интеллектуальных и начальных конструкторских
способностей учащихся с применением методов и приемов ТРИЗ.
Задачи.
Обучающие:
1. Ознакомить с основными понятиями ТРИЗ.
2. Обучить методам и приемам ТРИЗ (фантазирование, ассоциации,
метафоры, метод фокальных объектов).
3. Обучить первоначальным графическим знаниям и умениям для
создания объекта собственной деятельности.
8

4. Способствовать приобретению первоначальных знаний и умений по
проектной деятельности.
5. Предоставить возможность создания коллективного творческого проекта.
Развивающие:
1. Развить способность к наблюдению, сравнению, обобщению,
классификации, установлению закономерностей, интеграции информации.
2. Развить познавательную активность учащихся.
3. Развить системное мышление.
Воспитательные:
1. Воспитать самостоятельность, трудолюбие, стремление закончить
работу до конца.
2. Сформировать коммуникативную компетентность в рамках
совместной деятельности.
Учебный тематический план
1 год обучения
№

Наименование разделов, тем

1. Развитие творческого
воображения
1.1. Введение в программу.
1.2. Вводное занятие. «Мы веселые
ребята! Наше имя ИнТТалята!».
1.3. Приемы фантазирования
«увеличение-уменьшение»,
«ускорение-замедление»,
«оживление», «наоборот»,
«деление-объединение».
1.4. Понятие об ассоциациях.
Ассоциативные загадки.
1.5. Метафоры.

1.6.

Количество часов
Всего

Теория

Практика

36

3,4

32,6

2

–

2

2

0,2

1,8

наблюдение
наблюдение

16

1,6

14,4

наблюдение,
опрос
фронтальный

8

0,8

7,2

наблюдение

4

0,4

3,6

4

0,4

3,6

8
6

0,6
0,6

7,4
5,4

2

–

2

28

2,8

25,2

Метод фокальных объектов.

2. Развитие внимания и памяти
2.1. Внимание и память человека.
2.2. Упражнения на запоминание
информации.
3. Моделирование с элементами
конструирования
3.1. Понятие о материалах и
инструментах.

Формы
аттестации/
контроля

12
9

1

11

наблюдение,
опрос
фронтальный
наблюдение,
опрос
фронтальный
наблюдение
наблюдение

наблюдение,
опрос
фронтальный

Первоначальные графические
знания и умения
4. Основные понятия ТРИЗ
4.1. История изобретательства
4.2. Понятие о противоречии
3.2.

4.3.

1,8

14,2

38
2

6
2

32
–

18

1,4

16,6

12

2,6

9,4

6

–

6

18

4

14

4

2

2

наблюдение

14

2

12

наблюдение

12

–

12

4

–

4

144

16,8

127,2

Системное устройство мира

Упражнения на развитие
системного мышления
5. Азбука проектной деятельности
5.1. Знакомство с понятием
«проект»
5.2 Выполнение коллективного
проекта
6. КТД, экскурсии
4.4.

7. Промежуточная (итоговая)
аттестация
Всего:

наблюдение,
мини-выставка

16

наблюдение
наблюдение,
опрос
фронтальный
наблюдение,
опрос
фронтальный
наблюдение,
опрос

наблюдение,
опрос
презентация
проекта
(коллективный)

Содержание учебного тематического плана
1 года обучения
Раздел 1. Развитие творческого воображения
Тема 1.1. Введение в программу
Практика: игра-путешествие «Мир загадок и открытий вокруг нас (мир
природы, мир человека, мир техники)».
Тема 1.2. Вводное занятие: «Мы веселые ребята! Наше имя
ИнТТалята!»
Теория: знакомство с учащимися, планирование работы на год, правила
поведения в кабинете, техника безопасности на занятиях в объединении.
Практика: игры на знакомство: «Снежный ком», «Шел по крыше
воробей», «Если нравится тебе, то делай так».
Тема 1.3. Приемы фантазирования
Теория: термин «фантазия». Различие между терминами «фантазия» и
«воображение». Прием «Увеличение-уменьшение». Прием «Ускорениезамедление». Прием «Наоборот». Прием «Деление-объединение».
Практика: игры: «Великаны и гномы», «Хорошо-плохо», «Волшебный
дождик», «Говори наоборот». Изготовление поделок из различных материалов.
Тема 1.4. Понятие об ассоциациях. Ассоциативные загадки
Теория: значение ассоциативности. Алгоритм ассоциативных загадок.
10

Практика: игры: «На что это похоже», «Волшебная мозаика», «Цепочка
ассоциаций», «Волшебный мешочек». Сочинение собственной загадки.
Изготовление творческой загадки.
Тема 1.5. Метафоры
Теория: определение значения слова метафора. Правила придумывания
метафор.
Практика: игры: «Море волнуется», «Загадочные превращения».
Упражнения на придумывание метафор. Изготовление поделки.
Тема 1.6. Метод фокальных объектов
Теория: история создания метода фокальных объектов. Применение этого
метода для создания нового объекта.
Практика: упражнение «Волшебная дорожка».
Раздел 2. Развитие внимания и памяти
Тема 2.1 Внимание и память человека
Теория: виды памяти. Приемы запоминания информации: на основе
ассоциаций, использования нескольких органов чувств. Знакомство с
дыхательными упражнениями, положительно влияющими на внимание и память.
Практика: выполнение дыхательных упражнений, положительно
влияющих на внимание и память. Игры на развитие произвольного и
непроизвольного внимания. Игры и упражнения на развитие памяти.
Тема 2.2. Упражнения на запоминание информации
Практика: упражнения на запоминание информации.
Раздел 3. Моделирование с элементами конструирования
Тема 3.1. Понятие о материалах и инструментах
Теория: материалы и их свойства (металл, пластик, ткань, дерево,
пластилин, глина, бумага). Классификация материалов по свойствам и
функциям. Роль бумаги и картона в жизни человека. Свойства бумаги и картона.
История возникновения бумаги. Инструменты. Правила по техники
безопасности при работе с ними. Организация рабочего места.
Практика: опыты и наблюдения при изучении свойств бумаги и картона.
Игра-путешествие «Приключения Странички». Аппликационные работы из
цветной бумаги. («Машины», «Наши улицы», «Космические приключения» и
др.). Оригами - самоделки из цветной бумаги (рыбки, бабочки, машинка,
самолет, ракета, кораблик). Игры: «Хорошо–плохо», «На что это похоже?»,
«Угадай-ка». Просмотр видео инсталляции «История развития инструментов».
Тема 3.2. Первоначальные графические знания и умения
Теория: первоначальное понятие о разметке. Способы разметки деталей.
Трафареты и шаблоны. Использование их в работе. Вырезание, наклеивание,
11

склеивание. Понятие о контуре и силуэте. Виды соединения деталей из бумаги и
картона: подвижные, неподвижные.
Практика: изготовление поделок с применением различных способов
разметки деталей. Изготовление игрушек дергунчиков. Изготовление модели из
картона по шаблонам.
Раздел 4. Основные понятия ТРИЗ
Тема 4.1. История изобретательства
Теория: сказка стала былью. Природа и техника (что подсказала природа
человеку). Кто такие изобретатели. Качества человека, необходимые для
придумывания новых предметов, процессов.
Тема 4.2. Понятие о противоречии
Теория: противоречия в природе. Противоречия в предметах.
Противоречия в ситуациях. Противоречия в размерах. Противоречия в
количестве. Противоречивые признаки.
Практика:
игры:
«Хорошо-плохо»,
«Солнышко
и
дождь»,
«Дрессировщик», «Магазин», «Гулливер в стране лилипутов», «Большоймаленький», «Да-нет». Упражнение «Расставь по порядку». Изготовление
поделок.
Тема 4.3. Системное устройство мира
Теория: подсистемы человека. Подсистемы предметов: объект «Часы».
Подсистемы предметов: объект «Автомобиль». Обобщающее занятие по
подсистемам. Функции подсистем. «Системный лифт».
Практика: игры «Хорошо-плохо»; «Светофор». Изготовление поделок:
часы, автомобиль.
Тема 4.4. Упражнения на развитие системного мышления
Практика: выполнение упражнений на развитие системного мышления.
Раздел 5. Азбука проектной деятельности
Тема 5.1 Знакомство с понятием «проект»
Теория: знакомство с основными этапами проекта: инициативный,
организационный,
проектировочный,
исполнительский,
теоретико
–
рефлексивный.
Практика: «Мозговой штурм».
Тема 5.2. Выполнение творческого проекта
Практика: работа над коллективным проектом.
Раздел 6. КТД, экскурсии
Практика: КТД «Осеннее приключение». КТД «Эстафета любимых
занятий» - день семьи. «Веселое путешествие в страну неразгаданных тайн».
Посещение океанариума. Посещение Галилео парка. Экскурсия в кукольный
12

театр «Театральное за кулисье».
Раздел 7. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: презентация проекта (коллективный).
Планируемые результаты
Стартового уровня (1 года обучения)
Предметные результаты:
− знания основных понятий ТРИЗ;
− умения применять в своей деятельности приемы и методы ТРИЗ:
фантазирование, ассоциации, метафоры, метод фокальных объектов;
− овладение первоначальными графическими знаниями и умениями для
создания объекта собственной деятельности;
− овладение первоначальными знаниями и умениями по проектной
деятельности;
− создание коллективного творческого проекта.
Метапредметные результаты:
− развиты способности к наблюдению, сравнению, обобщению,
классификации, установлению закономерностей, интеграции информации;
− развита познавательная активность учащихся;
− развито системное мышление.
Личностные результаты:
− воспитана самостоятельность, трудолюбие, стремление закончить
работу до конца;
− сформирована коммуникативная компетентность в рамках совместной
деятельности.
Базовый уровень (2-3 год обучения)
Цель – развитие личности учащегося в процессе групповой проектной
деятельности средствами решения изобретательских и творческих задач.
Задачи.
Обучающие:
1. Обучить методам и приемам ТРИЗ: мозговой штурм, орфологический
анализ.
2. Обучить методам создания сказочных образов, технических и бытовых
объектов.
3. Расширить знания и умения о моделировании и конструировании
объектов в рамках практической деятельности.
4. Обучить основным этапам работы над проектом.
13

5. Предоставить возможность по созданию группового проекта.
6. Обучить новым способам решения изобретательских и творческих
задач.
7. Ознакомить с историей моделирования технических средств,
макетирование транспортных средств в практической деятельности.
8. Обучить формам презентации проекта.
9. Способствовать созданию собственного индивидуального проекта.
Развивающие:
1. Развить творческое воображение, индивидуально-личностные качества
мышления: гибкость, вариативность, системность, диалектичность.
2. Стимулировать и развивать волевые качества в рамках проектной
деятельности: самостоятельность, стремление к поиску оптимальных решений
возникающих проблем, умение довести работу до конца.
3. Способствовать расширению кругозора учащихся в рамках теории
решения изобретательских задач.
Воспитательные:
1. Воспитание чувства гордости и патриотизма.
2. Формирование нравственных ориентиров в поведении.
3. Способствовать в формировании навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками.
Учебный тематический план
2 года обучения
№

Наименование разделов, тем

1. Развитие творческого воображения
1.1. Введение занятие «Час
Почемучек».
1.2. Приемы фантазирования

Количество часов
Всего Теория Практика
36
3,2
32,8

Формы аттестации/
контроля
наблюдение

2

0,2

1,8

10

1

9

Способы создания новых образов.
Метод «Мозговой штурм».

8

0,8

7,2

8

0,8

7,2

1.5. Метод морфологического анализа.
2. Развитие внимания и памяти
2.1. Упражнения на развитие
зрительной памяти.
2.2. Упражнения на запоминание
информации.
3. Моделирование с элементами
конструирования
3.1. Простейшие геометрические тела.

8
6

0,4
0,6

7,6
5,4

2

0,6

1,4

наблюдение

4

-

4

наблюдение

24

2,8

21,2

14

1,2

12,8

1.3.
1.4.

14

наблюдение, опрос
фронтальный
Наблюдение
наблюдение, опрос
фронтальный
наблюдение, опрос

наблюдение, минивыставка

3.2.

Развертки и выкройки.

4. Основные понятия ТРИЗ
4.1. Системное устройство мира
4.2. Противоречия
4.3. Упражнения на развитие
диалектического мышления
4.4. Упражнения на развитие
функционального мышления
5. Азбука проектной деятельности
5.1. Организация работы над проектом.
5.2. Предварительная презентация
проекта
6. КТД, экскурсии
7. Промежуточная (итоговая)
аттестация
Всего:

10

1,6

8,4

наблюдение, минивыставка

50
18
16

4
1,4
2,6

46
16,6
13,4

наблюдение, опрос
наблюдение

8

-

8

наблюдение

8

-

8

наблюдение

14
10

2
2

12
8

наблюдение

4

-

4

наблюдение

10

-

10

4

-

4

наблюдение, беседа
презентация проекта
(групповой)

144

12,6

131,4

Содержание учебного тематического плана
2 год обучения
Раздел 1. Развитие творческого воображения
Тема 1.1. Вводное занятие «Час Почемучек»
Теория: планирование работы на год, правила поведения в кабинете,
техника безопасности на занятиях в объединении.
Практика: творческое задание «Как прекрасен этот мир».
Тема 1.2. Приемы фантазирования
Теория: приемы фантазирования, использующие ассоциации: «Елочка
ассоциаций», «Бином фантазий».
Практика: живые буквы, слова, понятия. Изготовление поделок из
различных материалов. Упражнение «Волшебная дорожка».
Тема 1.3. Способы создания новых образов
Теория: способ «Агглютинации». Способ «Акцентирование». Способ
«Гиперболизация».
Практика: игра «Фоторобот». Игра «Там на невиданных дорожках!!!».
Тема 1.4. Метод «Мозговой штурм»
Практика: решение бытовых проблем с помощью метода «Мозговой
штурм». Решение непредвиденных ситуаций с помощью метода «Мозговой
штурм».
Тема 1.5. Метод Морфологического анализа
Практика: создание сказочных образов с помощью Морфологического
анализа. Создание технического объекта методом Морфологического анализа.
Создание бытового объекта методом Морфологического анализа.
15

Раздел 2. Развитие внимания и памяти
Тема 2.1 Упражнения, игры на развитие зрительной памяти и
внимания
Практика: выполнение дыхательных упражнений, положительно
влияющих на внимание и память. Игры на развитие произвольного и
непроизвольного внимания. Игры и упражнения на развитие памяти.
Тема 2.2. Упражнения на запоминание информации
Практика: упражнения на запоминание информации.
Раздел 3. Моделирование с элементами конструирования
Тема 3.1. Простейшие геометрические тела
Теория: понятие о простейших геометрических телах: куб, конус, шар,
параллелепипед, цилиндр. Элементы геометрических тел.
Практика: изготовление поделок с применением простейших
геометрических тел.
Тема 3.2. Развертки и выкройки
Теория: элементарные понятия о развертках и выкройках.
Практика: изготовление поделок с применением выкроек.
Раздел 4. Основные понятия ТРИЗ
Тема 4.1. Системное устройство мира
Теория: биологические и технические системы. Система. Надсистема.
Подсистема. Антисистема. Системный оператор. Метод маленьких человечков.
Твердые и жидкие человечки. Газообразные человечки. Цветные человечки.
Свойства и признаки объектов.
Практика: просмотр видео инсталляций. Решение творческих задач.
Тема 4.2. Противоречия
Теория: разделение противоречивых свойств в пространстве. Разделение
противоречивых свойств во времени. Разделение противоречивых свойств между
системой и подсистемой.
Практика: решение творческих задач.
Тема 4.3. Упражнения на развитие диалектического мышления
Практика: выполнение упражнений на развитие диалектического
мышления.
Раздел 5. Азбука проектной деятельности
Тема 5.1 Организация работы над проектом
Теория: информационный этап – определение темы проекта, выдвижение
и обсуждение идеи. Организационный этап – определение источников
информации,
определение
способа
представления
информации.
Организационный этап - уточнение информационных источников, определение
16

направлений поисковой деятельности. Проектировочный этап - составление
проекта на основе собранной информации.
Тема 5.2. Предварительная презентация проекта
Практика: подготовка к предварительной презентации проекта.
Раздел 6. КТД, экскурсии
Практика: КТД «Город веселых мастеров». Игра-путешествие
«Восточная сказка». Фестиваль проектов «Город будущего». Посещение Галилео
парка. КТД «Чудеса России».
Раздел 7. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: презентация проекта (групповой).
Базовый уровень (3 год обучения)
Учебный тематический план
3 года обучения
№

Наименование разделов, тем

1. Развитие творческого
воображения
1.1. Вводное занятие
1.2. Психологическая инерция.
1.3. Системные приемы
фантазирования.
1.4. Способы создания новых
образов.
1.5. Решение творческих задач.
2. Развитие внимания и
памяти
2.1. Порядок, правило,
закономерность, закон.
2.2. Упражнения на запоминание
информации.
3. Моделирование с
элементами конструирования
3.1. Беседы из истории техники.
3.2. Моделирование
и
макетирование
различных
видов транспорта.
4. Основные понятия ТРИЗ
4.1. Системное устройство мира
4.2.
4.3.
4.4.

Упражнения на развитие
логического мышления
Упражнения на развитие
диалектического мышления
Упражнения на развитие

Количество часов
Всего
Теория
Практика

Формы аттестации/
контроля

38

2,2

35,8

2
4

0,2
0,2

1,8
3,8

16

1

15

12

0,8

11,2

4

-

4

10

2

8

6

2

4

наблюдение

4

-

4

наблюдение

26

7

19

6

3

3

20

4

16

46

6

40

40

6

34

2

-

2

наблюдение, опрос
фронтальный,
наблюдение, опрос

2

-

2

наблюдение, опрос

2

-

2

наблюдение, опрос

17

наблюдение
наблюдение
наблюдение, опрос
фронтальный
наблюдение, минивыставка
наблюдение, опрос

наблюдение
наблюдение, минивыставка

системного мышления
5. Азбука
проектной
деятельности
5.1. Организация работы над
проектом.
5.2. Подготовка проекта к
защите.
6. КТД, экскурсии
7. Промежуточная
(итоговая) аттестация
Всего:

12

4

8

6

2

4

наблюдение

6

2

4

наблюдение

8

-

8

4

-

4

144

21,2

122,8

наблюдение, беседа
презентация проекта
(индивидуальный)

Содержание учебного тематического плана
3 год обучения
Раздел 1. Развитие творческого воображения
Тема 1.1. Вводное занятие
Теория: цели и задачи программы. Темы проектов.
Практика: творческое задание «Я и мой мир».
Тема 1.2. Психологическая инерция
Теория: понятие «Психологическая инерция».
Практика: упражнения на выявление наличия «Психологической
инерции». Упражнения, игры на снятие «Психологической инерции».
Тема 1.3. Системные приемы фантазирования
Теория: метод Робинзона Крузо. Метод «Матрица идей».
Практика: придумывание фантастических рассказов. Составление
загадок. Конструирование объектов к придуманному устному творчеству.
Тема 1.4. Способы создания новых образов
Практика: закрепление знаний: способ «Агглютинация», способ
«Акцентирование», Способ «Гиперболизация». Игры: «Фоторобот», «Попробуй
отгадай», «Да-нет». Конструирование не существующего объекта из различных
материалов. Фестиваль фантазии «Та-рра-ррам!».
Тема 1.5. Решение творческих задач
Практика: решение творческих задач.
Раздел 2. Развитие внимания и памяти
Тема 2.1. Порядок, правило, закономерность, закон
Теория: закономерности в образовании слов, числовых рядов, явлениях
окружающего мира. Нахождение алгоритма построения закономерностей.
Практика: упражнения на концентрацию и распределение внимания.
Интеллектуальные игры: «Танграм», «Анаграммы», игры Воскобовича.
Тема 2.2. Упражнения на запоминание информации
Практика: упражнения на запоминание информации.
18

Раздел 3. Моделирование с элементами конструирования
Тема 3.1. Беседы из истории техники
Теория: модели техники вчера, сегодня, завтра. Знакомство с
закономерностями технических систем. Знакомство с историей воздухоплавания
(воздушные шары, дирижабли, первые самолеты). Знакомство с историей
автомобилестроения. Знакомство с историей отечественной космонавтики.
Практика: просмотр видеофильмов по истории создания техники.
Тема 3.2. Моделирование и макетирование различных видов
транспорта
Теория: моделирование и макетирование наземного транспорта.
Знакомство с понятием «автомобиль». Виды автомобилей (легковой, грузовой,
специальный). Свойства и применение бумаги и картона для изготовления
моделей наземного транспорта. Моделирование и макетирование воздушного
транспорта. Понятие «воздушный транспорт». Свойства и применение бумаги и
картона для изготовления моделей воздушного транспорта. Моделирование и
макетирование космической техники. Свойства и применение бумаги и картона
для изготовления моделей космической техники. Возможные ресурсы
материалов (пластик, поролон, деревянные бруски, пластиковые крышки, ткань
и другие материалы) при создании нового объекта.
Практика: изготовление силуэтных и объемных моделей наземного
транспорта. Изготовление силуэтных и объемных моделей воздушного
транспорта. Изготовление силуэтных и объемных моделей ракетной техники.
Изготовление моделей всех видов транспорта из различных материалов.
Раздел 4. Основные понятия ТРИЗ
Тема 4.1. Системное устройство мира
Теория: история изобретательства. Знаменитые изобретатели. Альтшуллер
Г.С. – изобретатель ТРИЗ. Понятие об изобретательской задаче. Задачи,
найденные в сказках, рассказах. Решение задач перебором вариантов: метод проб
и ошибок. Упорядочивание перебора вариантов –«Морфологический ящик».
Объекты изобретательства. Структура систем. Альтернативные системы и
антисистемы Объединение систем. Моно и поли системы. Понятие о функции.
Виды функций: главная функция, полезные и вредные функции. Идеальный
конечный результат (ИКР).
Практика: решение задач и выполнение творческих заданий используя
«Морфологический ящик». Выполнение творческих заданий на знание понятий
«система», «системный оператор», «ИКР». Просмотр видеоматериалов.
Тема 4.2. Игры и упражнения на развитие логического мышления
Практика: выполнение упражнений на развитие логического мышления.
19

Тема 4.3. Игры и упражнения на развитие диалектического мышления
Практика: выполнение упражнений на развитие диалектического
мышления.
Тема 4.4. Игры и упражнения на развитие системного мышления
Практика: выполнение упражнений на развитие системного мышления.
Раздел 5. Азбука проектной деятельности
Тема 5.1. Организация работы над проектом
Теория: определение темы проекта. Выдвижение и обсуждение идеи
проекта. Определение источников информации, определение способа
представления информации. Уточнение информационных источников,
определение направлений поисковой деятельности.
Тема 5.2. Подготовка проекта к защите
Практика: подготовка материалов для защиты проекта. Составление
описания проекта.
Раздел 6. КТД, экскурсии
Практика: экскурсия в аэропорт. Экскурсия на Березовский прииск по
побыче золота. Экскурсия на завод Уралхиммаш. Игра-квест «Путешествие в
город Светофорд».
Раздел 7. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: презентация проекта (индивидуальный).
Планируемые результаты
Стартового уровня (2-3 год обучения)
Предметные результаты:
− уметь применять в своей деятельности приемы и методы ТРИЗ:
мозговой штурм, морфологический анализ;
− знать и практически применять методы создания сказочных образов,
технических и бытовых объектов при решении творческих задач;
− уметь моделировать и конструировать объекты в рамках
практической деятельности;
− уметь определять и разрабатывать основные этапы проекта;
− знания способов решения изобретательских и творческих задач;
− знания истории моделирования технических средств, макетирование
транспортных средств в практической деятельности;
− знание форм презентации проекта;
− создание собственного индивидуального проекта.
− применять знания и умения в создании группового проекта.
20

Метапредметные результаты:
− развито творческое воображение и индивидуально-личностные
качества мышления: гибкость, вариативность, системность;
− развиты волевые качества в рамках проектной деятельности:
самостоятельность,
стремление
к
поиску
оптимальных
решений
возникающих проблем, умение довести работу до конца;
− расширен кругозор в рамках теории решения изобретательских задач.
Личностные результаты:
− воспитано чувство гордости и патриотизма;
− сформированы нравственные ориентиры в поведении;
− сформированы навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
совместной деятельности.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график

Период
обучения

Дата начала
обучения по
программе

Дата
окончания
обучения по
программе

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

1 полугодие
2 полугодие

15 сентября
08 января

31 декабря
31 мая

15
21

60
84

Режим занятий

2 раза в неделю
по 2 учебных
часа

2.2. Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение: для создания условий
реализации программы занятия проводятся в специально оборудованном
кабинете (соответствующее СанПиНам освещение, горячая и холодная вода).
Учебный кабинет с типовой мебелью – столы, стулья, магнитно- маркерная
доска. Канцелярские принадлежности, художественно-творческие материалы:
бумага (писчая, чертежная, ватман, цветная, газетная и др.), картон разной
толщины и фактуры, нитки капроновые, хлопчатобумажные и полиамидные,
клеи (ПВА, момент, канцелярский), краски, проволока, нитки шпагат,
пластилин, рейки, полистирол, оргстекло, провод монтажный, резина пористая,
гвозди разной величины, ножницы для бумаги, ножницы по металлу, наборы
чертежного инструмента, линейки, ножи для бумаги, угольники, карандаши,
маркеры, дырокол, шило, кисточки, нож, кусачки.
Информационно-методическое обеспечение:
− дидактические материалы: методические разработки;
− наглядные
материалы:
аудиовизуальные
материалы
для
сопровождения образовательного процесса (аудио, фото, видео, Интернет21

ресурсы).
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации
дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы
осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
2.3. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
Формы контроля:
− текущий контроль: проводится для проверки уровня освоения
программного
материала,
в
повседневной
учебной деятельности,
формирования практических навыков и умений (наблюдение, опросы);
− тематический контроль: проводится в конце каждого тематического
раздела в форме устного опроса, мини-выставки.
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме презентации
проекта (коллективный, групповой, индивидуальный) в соответствии с
разработанными критериями результатов реализации программы.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
1 уровень – высокий, полное освоение содержания образования (80-100%).
2 уровень – средний, частичное освоение содержания программы (50-80%),
но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки.
3 уровень – низкий, не полностью освоил содержание программы (3050%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении
практических заданий.
Оценочные материалы:
1. Карта оценки проекта (Приложение 1).
2. Карта «Критерии и показатели оценки уровней освоения программы»
(Приложение 2).
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. – М.: Просвещение, 2012.
2. Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара. – Карелия,
Петрозаводск, 2014.
3. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. –
Новосибирск, 2013.
4. Викентьев И.Л., Кайков И.К. Лестница идей — Новосибирск: изд- во
НГПИ, 1992.
22

5. Гин С. Мир логики. – М.: Вита-Пресс, 2018.
6. Гин С. Мир фантазии. – М.: Вита-Пресс, 2018.
7. Гин С. Мир человека. – М.: Вита-Пресс, 2018.
8. Гин А. Задачки — сказки от кота Потряскина. – М.: Вита-Пресс, 2012.
9. Давыдова В.Ю., Тараненко Т.А. Мир интеллектуального творчества.
Игры для ума. – СПб., 2012.
10. Иванов Г. Денис-изобретатель. - СПб, 2011.
11. Нестеренко А.А. «Страна загадок». – Ростов на Дону, издательство
Ростовского университета, 2014.
12. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии
учащихся. - М., 2007.
13. Гин А.А. Теория решения изобретательских задач. Учебное пособие I
уровня / А.А. Гин, А.В. Кудрявцев, В.Ю. Бубенцов, А. Серединский. – 3-е изд. –
Томск Изд-во Томского политехнического университета, 2017. – Режим доступ:
https://portal.tpu.ru/SHARED/s/SHOB/study/TIPS/TR1/Gin_Kudravzev_TRIZ.pdf
14. Система ТРИЗ – двигатель творческого мышления. – Режим доступа:
https://www.mgpu.ru/sistema-triz-dvigatel-tvorcheskogo-myshleniya/
15. Соловьева Г.А. Развитие логического мышления дошкольников
посредством
элементов
ТРИЗ-технологии//Вестник
экспериментального
образования. 2015. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitielogicheskogo-myshleniya-doshkolnikov- posredstvom-elementov-triz-tehnologii.
16. Что такое система ТРИЗ и как она учит детей смекалке и мыслить
самостоятельно. – Режим доступа: https://mel.fm/pedagogika/9506213-triz
17. MATRIZ. – Режим доступа: https://matriz.org/
Литература для учащихся:
1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. – М.: Просвещение, 2010.
2. Весёлые самоделки. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2010.
3. Гин А. Задачки — сказки от кота Потряскина. - М.: Вита-Пресс, 2012.
4. Иванов Г. Денис-изобретатель. – СПб., 2011.
5. Падалко А.Е. Задач и упражнения по развитию творческой фантазии
учащихся. – М., 2007.
6. Чернихнович Е. Винни-Пух решает вслух. – Гомель: ИПП СОЖ, 2010.
7. Шустерман З.Г., Шустерман М.Н. Новые похождения Колобка или
наука думать для больших и маленьких. – М.: Генезис, 2012.

23

Карта оценки проекта
Показатели (в баллах)
1 год обучения
2 год обучения
1. Оценка продукта проектной деятельности
1.1. Функциональность
1.2. Эстетичность
1.3. Эксплуатационные
качества
1.4. Оптимальность
1.5. Экологичность
1.6. Новизна
Оригинальность
Уникальность
2. Оценка процесса проектной деятельности
2.1. Актуальность
2.2. Технологичность
2.3. Экономичность
2.4. Экологичность
2.5. Безопасность
2.6. Содержательность
2.7. Разработанность
2.8. Завершенность
3. Оценка защиты (презентации) проекта
3.1. Качество доклада
3.2. Ответы на вопросы
3.3. Личные проявления
докладчика
ИТОГО:
Критерии

Уровни оценивания:
1. Высокий уровень – 40 баллов и более;
2. Средний уровень – 20 -40 баллов;
3. Низкий уровень –10-20 баллов.

24

Приложение 1
3 год обучения

Приложение 2
Карта «Критерии и показатели оценки уровней освоения программы»
Дата заполнения (число, месяц, год) Объединение_
Группа №
Способности и качества личности
Блок
мотивационно-творческой
активности
и
направленности
личности
1. Любознательность, трудолюбие в
процессе технического творчества.
2. Чувство увлеченности творчеством
по предмету.
3. Стремление к творческим
достижениям.
4. Личная значимость творческой
деятельности по предмету.
5. Чувство долга, ответственности,
проявляемое в процессе занятий.
Блок интеллектуально-логических
способностей
1. Способность выделять главное.
2. Способность анализировать.
3. Способность описывать явления и
процессы.
4. Способность давать определения.
5. Способность доказывать.
6. Способность к классификации и
систематизации.
Блок интеллектуальноэвристических способностей
1. Ассоциативность мышления.
2. Способность генерировать идеи.
3. Способность видеть потребности,
противоречия, проблемы.
4. Способность видеть потребности,
проблемы.
5. .Способность преодолевать
инерцию мышления.
Блок
способностей
к
самоуправлению
творческой
деятельностью
1. Целеполагание,
целеустремленность.
2. Способность к планированию.
3. Способность к рефлексии и

1

Порядковый номер учащегося,
соответствующий номеру в журнале
2
3
4
5
6
7
8
9

25

10

коррекции в творческой деятельности.
Блок коммуникативно-творческих
способностей личности
1. Способность аккумулировать и
использовать творческий опыт других.
2. Способность к сотрудничеству в
процессе занятий.
3. Способность избегать конфликтов
и разрешать их.
Блок знаний и практических умений
по предмету
1. Знание правил ТБ и личной
гигиены при работе с ножницами,
ножом, шилом, клеем.
2. Умение соблюдать ТБ, правильно
организовать свое рабочее место.
3. Знание
основных
свойств
материалов, их ресурсов, приемов
работы с различными материалами (в
рамках программы).
4. Знание истории моделирования
технических
средств,
умение
макетирования транспортных средств
в практической деятельности.
5. Умение создать объект собственной
деятельности.
6. Знание
основных
понятий
системного устройства мира: система,
подсистема,
надсистема,
противоречия, функция, ресурсы, ИКР
(в рамках программы).
7. Знание
способов
решения
изобретательских и творческих задач.
8. Умение
применять
в
своей
деятельности приемы и методы ТРИЗ:
фантазирование,
ассоциации,
метафоры, метод фокальных объектов,
мозговой штурм, морфологический
анализ.
9. Умение решать изобретательские и
творческие задачи.
10.Знание этапов создания проекта.
11.Знание форм презентации проекта.
Уровни оценивания:
Знает уверенно/Умение сформировано
В – высокий (4-5 баллов)
Знает частично/Умение сформировано частично
С – средний (2-3 балла)
Знание отсутствует/Умение не сформировано
Н – низкий (0-1 балл)

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».