ДООП Модный серпантин

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»

МОДУЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Модный серпантин»

Художественная направленность
Возраст учащихся 11-17 лет
Срок реализации 1 год

Автор-составитель:
Суслова Вера Николаевна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.............................................................. 3
1.1. Пояснительная записка .................................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы................................................................................ 5
1.3. Содержание программы .................................................................................. 5
1.4. Планируемые результаты ................................................................................ 8
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ....................... 8
2.1. Календарный учебный график ........................................................................ 8
2.2. Условия реализации программы..................................................................... 9
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ................................ 9
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................. 10
Приложение 1 ........................................................................................................ 12

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Модный серпантин» художественной направленности. Программа
разработана в соответствии с нормативными документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.
Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
5.
Методические рекомендации по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09.
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
7.
СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
8.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
9.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным заказом.
10.
Устав
муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 21.08.2015 № 1497/46/36.
11. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе от 19.08.2022 № 30 Муниципального
автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского
(юношеского) творчества «Химмашевец».

3

Актуальность программы в том, что дополнительное образование в
современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и
социальную адаптацию учащихся на основе приобретения ими
компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессиональнотрудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. Вопрос
формирования трудовых навыков имеет большое значение для подготовки и
адаптации детей к самостоятельной жизни. Актуальность для подростков
стремление к самоопределению и самоутверждению среди ровесников
проявляется в повышенном интересе и модной престижной одежде.
Отличительная особенность программы от программ, «Твой стиль»
Трухачева Ю.С. г. Райчихинск и «Твой стиль» Шпилева З.И. г.Таганрог,
заключаются в том, что программа предполагает изучение всех сфер
индустрии красоты включая моду, визаж и парикмахерское искусство, а
также изучение различных способов декорирования.
Адресат программы программа рассчитана на учащихся
подросткового возраста (в основном девочек) в возрасте от 11 до 15 лет.
Именно в этом возрасте у девочек-подростков появляется осознанная
потребность в творчестве, желание утвердиться в собственном «Я». Этот
период приходится на переходный возраст подростков. Они стремятся
самоутвердиться в жизни, проявляют интерес к будущей профессии, пробуют
себя в различных областях созидательной деятельности.
Набор учащихся свободный. Количество учащихся в группе: 15
человек. На обучения возможен прием учащихся разных возрастов в
зависимости от их желаний и способностей. Комплектование творческого
объединения проводится без предварительного отбора. В процессе обучения
предусмотрено проведение добора учащихся в группы 1-го и 2-го годов
обучения. Для вновь поступивших учащихся подбираются задания,
позволяющие быстрее приобрести необходимые навыки. Образовательный
процесс организуется в традиционной форме.
Объем срок реализации программы – 144 часов, 1 год обучения.
Форма обучения – очная, в исключительных случаях дистанционная.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 учебных часа.
Уровень освоения программы: программа предполагает стартовый
уровень.
Стартовый уровень – используются и реализуются общедоступные и
универсальные формы организации материала, минимальная сложность
предлагаемого для освоения содержания программы.
Особенности организации образовательного процесса. В период
приостановки образовательной деятельности в связи с ростом

4

заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
1.2. Цель и задачи программы
Цель – обучить начальным знаниям в области моды, имиджа, стиля с
последующим применением в повседневной жизни.
Обучающие:
1. Расширить представления о национальной культуре, о моде.
2. Расширить теоретические и практические знания по основам,
изготовления сценического костюма.
3. Обучить основам различных техник декоративно-прикладного
творчества, практическим навыкам и приемам изготовления и
декорирования изделий: декупаж.
Развивающие:
1. Развить творческие способности: воображение, художественнообразное мышление, фантазию, зрительное восприятие чувства цвета
и формы.
2. Развить познавательные и эмоционально-волевые процессы.
Воспитательные:
1. Воспитать внутреннюю личностную культуру.
2. Воспитать чувство сопричастности к традициям различных культур,
чувство особой гордости к традициям и культуре своей страны.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№

Наименование разделов, тем

1

Мода и все о ней
Введение. История моды. Мода на
заре цивилизации
Мода в Средние века
Современная мода
Цветоведение
Психология восприятия и сочетания
цветов. Цветовые типы людей.
Цвет в одежде. Влияние цвета на
окружающих.
Цвет в аксессуарах. Цвет в макияже.
Стиль в одежде
Понятия стиль
Знакомство со стилями одежды.
Виды силуэтов. Особенности фигуры

1.1
1.2
1.3
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3

Кол-во часов
всего теория практика

5

16

6

10

4

2

2

6
6
30

2
2
20

4
4
10

10

6

4

9

6

3

11
32
6
6
6

8
20
4
4
4

3
12
2
2
2

Форма
контроля/
аттестации
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

3.4
3.5
4
4.1
4.2
5
5.1
5.2
6
6.1
6.2
6.3
7

Коррекция фигуры при помощи
одежды.
Стиль–история и современность
Основа парикмахерского
искусства
Мода и стиль в прическе
Основные стили причёсок
Основы косметологии и визажа
История косметологии и визажа
Понятие о строении кожи и её
функции. Типы кожи и уход за ней
Фото-образ
Профессия фотомодели.
Мимика, эмоции. Жест.
Фотосъёмка для конкурса красоты
Промежуточная (итоговая)
аттестация
Итого:

7

4

3

Наблюдение

7

4

3

Наблюдение

20

10

10

10
10
20
10

5
5
10
5

5
5
10
5

Наблюдение
Наблюдение

10

5

5

Наблюдение

22
8
8
6

10
4
4
2

12
4
4
4

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

4

-

4

Наблюдение

144

76

68

Наблюдение

Раздел 1. Мода и все о ней
Тема 1.1. Введение. История моды. Мода на заре цивилизации
Теория: определение «мода». Мода Древней Греции, Рима, Египта, Японии,
Китая. Элементы костюма древних цивилизаций в наши дни.
Практика: создание Панно «Дамы средневековья» Эскизы одежды Древней
Греции, Рима. Рисунок костюма с элементами древних цивилизаций в наши
дни.
Тема 1.2. Мода в Средние века.
Теория: романский период, готическая мода. Помпезность стиля барокко,
женственность стиля ампир.
Практика: рисование эскизов платьев для бумажных кукол в стиле барокко
и ампир.
Тема 1.3. Современная мода.
Теория: мода в наши дни.
Практика: просмотр журналов. Составление индивидуального гардероба на
осень-весна, зиму, лето.
Раздел 2. Цветоведение
Тема 2.1. Психология восприятия и сочетания цветов. Цветовые типы
людей.
Теория: Цвет в одежде. Цветотипы людей: весна, лето, осень, зима. Таблица
цветового спектра. Восприятие цветов.
Практика: определение своего цветотипа.
Тема 2.2 Цвет в одежде. Влияние цвета на окружающих.

6

Теория: восприятие цветов. Передача информации посредством цвета в
образе. Подсознательное считывание цветовых сигналов.
Практика: обсуждение влияние цвета на окружающих.
Тема 2.3 Цвет в аксессуарах. Цвет в макияже.
Теория: подсознательное считывание цветовых сигналов. Резко-контрастные
цвета. Полутона. Контрастные и однотонные цвета.
Практика: изготовление украшения-заколки для волос, своими руками.
Раздел 3 Стиль в одежде
Тема 3.1 Понятие стиль
Теория: знакомство с понятиями мода, стиль, вкус, образ, имидж.
Практика: просмотр журналов мод, рисование эскизов
Тема 3.2 Знакомство со стилями одежды.
Теория: законы моды.
Практика: просмотр журналов мод, рисование эскизов.
Тема 3.3 Виды силуэтов. Особенности фигуры.
Теория: небольшие секреты для исправления недостатков фигуры.
Практика: определение своего типа фигуры.
Тема 3.4 Коррекция фигуры при помощи одежды.
Теория: способы коррекции одежды.
Практика: выбор одежды для своего типа фигуры.
Тема 3.5 Стиль–история и современность
Теория: обзор исторических стилей в одежде от Древнего Египта до начала
20-х годов 20 века. Познакомить с современными стилями и направлениями в
моде.
Практика: Просмотр журналов. Эскизы.
Раздел 4 Основа парикмахерского искусства
Тема 4.1 Мода и стиль в причёске.
Теория: инструменты и аксессуары. Средства для укладки и фиксации волос.
Практика: просмотр журналов.
Тема 4.2 Основные стили причёсок.
Теория: причёски по форме лица, как корректор недостатков.
Практика: рисунок прически.
Раздел 5 Основы косметологии и визажа
Тема 5.1 История косметологии и визажа.
Теория: история косметологии и визажа и их значении для создания
необходимого образа.
Практика: просмотр журналов составление коллажа.
Тема 5.2 Понятие о строении кожи и её функции.
Типы кожи и уход за ней

7

Теория: познакомить со строением кожи человека, ее функциями и
особенностями, влиянием различных факторов на нашу кожу. Тип и цвет
кожи. Способы и средства ухода за кожей лица.
Практика: определение своего типа кожи.
Раздел 6 Фото-образ
Тема 6.1 Профессия фотомодели.
Теория: отличия фото и видео работы манекенщицы от подиумного показа.
Практика: просмотр фото в журналах мод.
Тема 6.2 Мимика, эмоции. Жест.
Теория: понятия «мимика», «эмоции», «жест».
Практика: беседа о мимике, эмоциях и жестах во время фото съемки.
Тема 6.3 Фотосъёмка для конкурса красоты.
Теория: пластика – мгновенные 5-ти секундные позы. Правила фотосъёмки
для конкурса красоты.
Практика: индивидуальный подбор образов и аксессуаров к фото пробам.
Раздел 7.Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: открытый урок.
1.4. Планируемые результаты
Предметные:
• расширены представления о национальной культуре, о моде;
• расширены теоретические и практические знания по основам,
изготовления сценического костюма;
• овладели основами различных техник декоративно-прикладного
творчества, практическими навыкам и приемами изготовления и
декорирования изделий: декупаж.
Развивающие:
• развиты творческие способности: воображение, художественнообразное мышление, фантазию, зрительное восприятие чувства цвета и
формы;
• развиты познавательные и эмоционально-волевые процессы.
Воспитательные:
• воспитана внутренняя личностная культура;
• воспитано чувство сопричастности к традициям различных культур,
чувство особой гордости к традициям и культуре своей страны.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Период
обучения

2.1. Календарный учебный график

Дата начала
обучения по
программе

Дата
окончания
обучения по
программе

8

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

Режим занятий

1 полугодие
2 полугодие

15 сентября
08 января

31 декабря
31 мая

15
21

96
120

2 раза в неделю
по 2 учебных
часа

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для создания условий реализации программы занятия проводятся в
специально оборудованном кабинете: соответствующее СанПиНам
освещение, горячая и холодная вода, выставочные стенды, шкафы – витрины.
Для организации работы на занятиях в кабинете должны быть:
демонстрационные материалы (плакаты «Строение кожи человека,
«Строение ногтевой пластины», «Строение волос» и «Типы фигуры
человека», «Цветовой круг». Расходные материалы резинки для волос,
расчески, шпильки; ножницы, клей, цветная бумага и картон, писчая бумага).
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и
реализации дополнительные общеобразовательные общеразвивающие
программы осуществляется педагогами дополнительного образования, что
закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Информационно-методическое обеспечение:
Дидактические материалы:
Демонстрационные материалы, коллекция «Лен», «Хлопок», «Шерсть»,
плакат «Цветовой круг», наборы-планшеты по видам тканей.
Наглядные материалы:
Расходными материалами (отрезы льна, шелка, шерсти); швейная фурнитура
(молнии, пуговицы, тесьма, кружево, набор бусин и страз, нитки, наборы
швейных игл и игл для вышивания); резерв, контур и краски для шелка,
набор акриловых красок, фурнитура для бижутерии, набор кистей для
макияжа, набор декоративной косметики, расчески, шпильки, резинки для
волос, невидимки.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды контроля:
текущий контроль осуществляется в ходе выполнения практического задания
по каждому разделу методом наблюдения, теоретические знания
проверяются в ходе беседы или фронтального опроса.
Тематический контроль проводится по окончании каждой темы
проходит просмотр готовых изделий, демонстрирующий лучшие образцы
швов, лучшие рисунки, лучшие изделия. При обсуждении их отмечаются
недостатки, типичные ошибки и недочеты.

9

Формы контроля:
-наблюдение
-устный опрос
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме
открытого урока, в соответствии с разработанными критериями оценки
результатов реализации программы.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
высокий; средний; низкий.
1 уровень – высокий, полное освоение содержания образования (80-100%).
2 2 уровень – средний, частичное освоение содержания программы (5080%), но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки.
3 3 уровень – низкий, не полностью освоил содержание программы (3050%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при
выполнении практических заданий.
Критерии оценки качества исполнения
Количество баллов
«Отлично» - 5 баллов
(освоение учащимся более 80%
содержания дополнительной
общеразвивающей программы)
«Хорошо» - 4 балла
(освоение учащимся от 60% до
80% содержания дополнительной
общеразвивающей программы)
«Удовлетворительно» - 3 балла
(освоение учащимся от 40% до
60% содержания дополнительной
общеразвивающей программы)
«Неудовлетворительно» - 2
балла
(освоение учащимся менее 40%
содержания дополнительной
общеразвивающей программы)

Критерии оценивания выступления
Уверенное и осмысленное выступление;
свободное владение материалом:
умение передавать характер произведения и владеть
художественно-выразительными средствами.
Исполнение уверенное, выразительное, но задачи,
поставленные преподавателем выполнены не в полном
объеме: небольшие недочеты в исполнительском
плане;
характер
произведения
передается
ограниченными выразительными средствами.
Исполнение с большим количеством недочетов:
выступление с явными техническими погрешностями;
вялый физический аппарат; формальное отношение к
исполнению.
Комплекс серьезных недостатков:
плохое знание материала;
грубые и частые ошибки при исполнении
хореографических движений;
слабое владение навыками (по программным
требованиям,
соответствующим
данному
году
обучения).

Оценочные материалы
1. Диагностическая карта мониторинга результатов
(Приложение № 1)
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:

10

обучения.

1. Л. Кибалова, О.Гербенова, М Ламарова. Иллюстрированная
энциклопедия моды/ Л.Кибалова, О.Гербенова, М.Ламарова: Артия, 1987г.
2. Александр Васильев. Этюды о моде и стиле/А. Васильев: Глагол,
2007 г.
3 Наталия Найденской, Инесса Трубецковой. Мода. Цвет. Стиль/
Н.Найденская, И.Трубецкова: Эксмо
4. Юлия Мурадян. Имидж и стиль: полный свод правил/ Ю.Мурадян:
АСТ
5. Мария Мерцалова. Костюм разных времен и народов в 4-х томах /
М.Н.Мерцалова: Исскуство, 1972 г.
6. Шарлотта Зелинг. Мода. Век модельеров 1900-1999/ Ш. Зелинг:
KONEMANN, 2000 г.
7. Тейлор Чанг-Бабаян. Макияж глаз. Подробное руководство/ Т. ЧангБабаян: Эксмо
8. Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных «Просвещение», 2003
9. Стивенсон Нил «История моды в деталях. С XVIII века до наших
дней»: Эксмо, 2013
10. Омельяненко Е «Цветоведение и колористика»: Учебное пособие.
Издательство: Планета музыки, 2014 г.
11.Бакеева Д.А. «Символика цвета в разнообразных культурах мира:
мифологический этап» Тамбов: Грамота, 2012
12. Константинов А.В. «Как стать парикмахером». Учебное пособие
для студентов профессиональных колледжей, Москва, 2002 г.
Литература для учащихся:
13. Лерпер, Л.А. Сколько цветов у радуги [Текст] / Л.А. Лерпер //
пособие для начинающего художника. - М: Педагогика, 2011
14. Орлова, Л.В. Азбука моды [Текст] / Л.В. Орлова // Научнопопулярное издание. М.: Просвещение, 2012
15. Спенсер, К. Выбери свой стиль [Текст] / К. Спенсер // Для женщин.
– М: Экспо-пресс, 2011
16. Храмова, Л. Энциклопедия моды для девочек [Текст] / Л. Храмова
//, М., «Делия», 2012

11

Приложение 1
Диагностическая карта «Мониторинг результатов обучения»

Показатели
Критерии
(оцениваемые
параметры)
1. Теоретическая подготовка учащегося
1.1 Теоретические Соответствие
знания (по
теоретических знаний
основным
учащегося программным
разделам учебнотребованиям
тематического
плана программы)

1.2 Владение
специальной
терминологией

ВЫВОД:

2.1 Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным
разделам учебнотематического
плана программы)

Степень выраженности
оцениваемого качества

Минимальный уровень
(учащийся овладел менее
чем 1\2 объема знаний,
предусмотренных
программой);
Средний уровень (объем
усвоенных знаний
составляет более 1\2)
Максимальный уровень
(учащийся освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренных
программой за конкретный
период)
Осмысленность и
Минимальный уровень
правильность
(учащийся, как правило,
использования
избегает употреблять
специальной
специальные термины);
терминологии. Знание
Средний уровень (учащийся
элементарной
сочетает специальную
художественной
терминологию с бытовой);
терминологии.
Максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознанно в
полном соответствии с их
Содержанием)
Уровень теоретической
Низкий
подготовки
Средний
Высокий
2. Практическая подготовка учащегося
Соответствие
Минимальный уровень
практических умений
(учащийся овладевал менее
навыков программным
1\2 предусмотренных
требованиям. Освоение
умений и навыков);
знаний, умений, навыков
Средний уровень (объем
художественного
освоенных умений и
искусства.
навыков составляет более
1\2);
Максимальный уровень

12

Баллы

1

5

10

1

5

10

2-6
7-14
15-20
1

5

10

2.2 Творческие
навыки

ВЫВОД:

Заключение

(учащийся овладел
практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой за конкретный
период
Креативность в
Начальный (элементарный)
выполнении практических уровень развития
заданий. Организация
креативности (учащийся в
коллективной работы над
состоянии выполнять лишь
композициями и
простейшие практические
воплощение своего
задания педагога);
замысла, подключая к
Репродуктивный уровень
работе партнеров. Наличие (выполняет в основном
эмоционального
задания на основе образца);
отношения к искусству.
Творческий уровень
Продуктивное
(выполняет практические
сотрудничество (общение, задания с элементами
взаимодействие) со
творчества)
сверстниками при
решение различных
творческих задач.
Уровень практической
Низкий
подготовки
Средний
Высокий
Результат обучения
Низкий
учащегося по
Средний
дополнительной
Высокий
общеобразовательной
программе

13

1

5

10

3-10
11-22
23-30
До 16
18-36
38-50


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».