1 ДООП Рукодельные чудеса

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«РУКОДЕЛЬНЫЕ ЧУДЕСА»
Художественная направленность
возраст обучающихся 5 – 8 лет,
срок реализации 1 год (144 часа)

Автор-составитель:
Елкина Ольга Вениаминовна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023

Содержание
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ............................................................................. 3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................................. 3
1.2. Цель и задачи программы ............................................................................................. 7
1.3. Планируемые результаты ............................................................................................. 8
1.4. Содержание программы................................................................................................ 8
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ..................................... 14
2.1. Календарный учебный график................................................................................... 14
2.2. Условия реализации программы ............................................................................... 14
2.3. Формы контроля/аттестации и оценочные материалы ......................................... 14
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................. 15
Приложение 1....................................................................................................................... 17
Приложение 2....................................................................................................................... 19

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Рукодельные чудеса» художественной направленности, разработана в
соответствие с новыми требованиями в образовании, отраженных в
следующих документах:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31.03.2022 года № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
4.
Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы»).
5.
Методические рекомендации по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017
года № ВК-1232/09.
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29.09.2020 года № 28 СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания,
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7.
СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
8.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 года № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
9.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии
с социальным заказом.
10
Устав
Муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 21.08.2015 года № 1497/46/36.
3

11. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 19.08.2022 № 30.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа соотносится с тенденциями развития дополнительного
образования и, согласно Концепции развития дополнительного образования,
способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии.
Программа формирует социально значимые знания, умения и навыки
оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное
воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных
качеств личности, приобщает детей к творчеству.
В современном мире отводится особая роль зрительного образа в
восприятии человека, происходит общая переориентация человеческой
культуры в сторону визуализации. Обилие и доступность зрительной
информации, может оказывать на человека непредсказуемое, подчас
негативное, воздействие. Скорость и разнообразие получаемой человеком
информации не дает сконцентрироваться, критически осмыслить увиденное,
заставляет воспринимать все подряд независимо от ценностно-смысловых
характеристик. Таким образом, в условиях современной действительности
человеку необходимы умения, которые помогут ориентироваться в потоке
зрительных образов, отбирать то, что действительно ценно и необходимо.
Формирование таких умений особенно важно для развития учащихся,
поскольку они в большей степени подвержены влиянию массовой культуры.
Важную роль играют занятия изобразительным искусством, поскольку они
совершенствуют
органы
чувств,
развивают
умение
наблюдать,
анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство
от дешевых подделок, дают возможность формирования универсальных
учебных действий.
Актуальность.
Работа на основе наблюдения и эстетического переживания
окружающей реальности является важным условием освоения учащими
программного материала. В изучении разнообразных направлений
художественного искусства: живопись, скульптура, декоративно-прикладных
направлений: аппликация, оригами, коллаж, и создании собственных
произведений в смешанных техниках. Стремление к выражению своего
отношения к действительности должно служить источником развития
образного мышления.
4

Разделы программы составлены таким образом, чтобы занятия
изобразительным искусством были результативны не только в области
предметных навыков, но и способствовали формированию личностных
качеств и метапредметных умений учащихся. Обсуждая и оценивая
произведения живописи и графики и собственные творческие работы,
учащиеся овладевают умением нравственно-эстетического оценивания.
Процесс освоения художественных приемов и техник способствует
формированию познавательных и регулятивных универсальных учебных
действий, среди которых: умение понимать информацию, представленную в
виде рисунка или схемы, умение осуществлять пооперационный контроль в
ходе работы, умение анализировать тематической композицией позволяет
учащимся овладеть начальными формами исследовательских и логических
учебных действий: наблюдения, сравнения, анализа, обобщения. В ходе
выполнения заданий в парах и группах и участия в проектной деятельности,
являющейся неотъемлемой частью программы, формируются умение
вступать в диалог, умение считаться с мнением партнера, ориентироваться на
общий конечный результат.
Изобразительное
искусство,
пластика,
художественное
конструирование − наиболее эмоциональные сферы деятельности учащихся.
И, рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания
детей младшего школьного возраста. Работа с различными материалами в
разных техниках расширяет круг возможностей учащегося, развивает
пространственное конструкторские способности, способствует развитию
зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных
умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
Декоративное прикладное искусство является основной частью
художественного направления − поражает своим богатством и
многообразием. Оно наряду с другими видами искусства готовит
обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их
различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и
художественного опыта у учащихся складывается отношении к собственной
деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу
познания, развивает широту интересов и любознательность.
Изобразительное искусство, бумажное творчество и лепка – наиболее
применимые области эмоциональных сфер учащегося. На этом уровне он
исследует форму, экспериментирует с изобразительными и пластическими
материалами.
Воспитательный потенциал: в системе эстетического, творческого
воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит
5

изобразительному искусству, декоративно прикладному искусству. Умение
видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и
творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость,
чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации
личности. Занятия искусством являются эффективным средством
приобщения детей к изучению народных традиций и современных техник.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена ее
практической значимостью. Полученные знания, умения и навыки учащиеся
могут применить в повседневной жизни. Программа способствует развитию
творческих способностей и личностных качеств каждого ребенка,
формированию коммуникативной культуры. Участие в выставках конкурсах помогает формировать характер, вырабатывает силу воли,
настойчивость и упорство в достижении поставленной цели, развивает
чувство ответственности и коллективизма, а победа придает уверенности в
своих силах, способствует успешной социализации в среде сверстников.
Отличительные особенности: в отличие от авторской программы
«Цветовушка»
по
основам
изобразительного
искусства
(автор
А.И. Цыганова), где основное внимание направлено на цвет и цветовое
составление красок, автор предлагает путь глубокого изучения цвета. В
программе обучение направлено на освоение многообразия художественных
техник и материалов. Кроме того, учащиеся в результате занятий приобретут
такие качества, как интерес и потребность в получении новых знаний,
творческое воображение, индивидуальный стиль, гуманное отношение к
окружающей среде.
Адресат программы: учащиеся в возрасте 5-8 лет. Набор учащихся
свободный. Количество учащихся 12 человек.
Возрастные особенности: для учащихся дошкольного и младшего
школьного возраста необходим определенный уровень графических навыков,
важно научиться чувствовать цвет. Развитие пространственного воображения
дает работа с пластическими материалами. Работа с различными
материалами расширяет сферу возможностей учащегося, обеспечивает его
раскрепощение. Для реализации двигательной ловкости и координации
мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного
характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся
беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной
форме. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на
достигнутом результате.

6

При запросе родителей (законных представителей) возможно
реализация индивидуального образовательного маршрута учащегося по
индивидуальному плану.
Объем и срок реализации программы – 144 часа, 1 год обучения.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Форма обучения – очная в особых случаях применяется
дистанционная.
Уровень освоения программы: стартовый уровень – используется и
реализуются общедоступные и универсальные формы организации
материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальногрупповая.
Методы и приемы: наглядные, словесные, практические.
Виды занятий: беседа, практическое занятие. Комбинированное
занятие, сюжетно-ролевая игра, выставка.
Форма
подведения
итогов:
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: наблюдение: устный опрос, экспрессвыставка, выставка.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие творческих способностей учащихся,
через занятия изобразительным искусством и декоративно-прикладным
творчеством.
Задачи программы.
Обучающие:
1. Способствовать формированию знаний, умений, навыков в области
рисунка, живописи, композиции.
2. Способствовать формированию знаний, умений, навыков в области
бумажного творчества и лепки.
3. Научить учащихся использовать материалы и инструменты,
используемые в изобразительном искусстве и декоративно-прикладном
творчестве.
4. Обучить навыкам организации и планирования работ.
Развивающие:
1. Способствовать развитию интереса к изобразительной деятельности
и декоративно-прикладному творчеству.
2. Способствовать развитию художественного вкуса, творческих
способностей.

7

3. Способствовать развитию зрительной памяти, внимания,
воображения.
4. Способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой
работы, умению оценивать качество и анализировать собственную
художественную деятельность.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение и интерес к изобразительному искусству и
декоративно-прикладному творчеству.
2. Воспитывать аккуратность и настойчивость в работе, умение
доводить начатое дело до конца.
3. Воспитывать внимание и уважение к людям, терпимости к чужому
мнению, культуры поведения и общения в коллективе.
1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты:
1. Сформированы знания, умения, навыки в области рисунка,
живописи, композиции.
2. Сформированы знания, умения, навыки в области бумажного
творчества и лепки.
3. Использованы материалы и инструменты, применяемые в
изобразительном искусстве и декоративно-прикладном творчестве.
4. Обучены навыкам организации и планирования работ.
Метапредметные результаты:
1. Развит интерес к изобразительной деятельности и декоративноприкладному творчеству.
2. Развит художественный вкус, творческие способности.
3. Развита зрительная память, внимание, воображение.
4. Развиты навыки самостоятельной и групповой работы, умение
оценивать качество и анализировать собственную художественную
деятельность.
Личностные результаты:
1. Воспитано уважение и интерес к изобразительному искусству и
декоративно-прикладному творчеству.
2. Воспитана аккуратность и настойчивость в работе, умение доводить
начатое дело до конца.
3. Воспитано внимание и уважение к людям, терпимости к чужому
мнению, культуры поведения и общения в коллективе.
1.4. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№

Наименование раздела, темы

Количество часов
8

Формы аттестации

1. Основы изобразительного
искусства.
Введение. «Королева-кисточка
1.1. рассказывает». Условия
безопасной работы

Всего

Теория

Практика

72

11,5

60,5

2

0,5

1,5

1.2.

Изобразительные свойства
акварели

18

2,5

15,5

1.3.

Изобразительные свойства
гуаши

36

6

30

1.4.

Жанры изобразительного
искусства

6

1

5

1.5.

Изобразительные техники

6

1

5

Выставка «Танец дружных
красок»
2. Бумажное творчество

4

0,5

3,5

36

6

30

2.1.

Приемы вырезания

6

1

5

2.2.

Вырезание симметричных
форм

6

1

5

2.3.

Вырезание путем складывания

6

1

5

2.4.

Полуобъемная композиция

6

1

5

2.5.

Выполнение орнаментального
ряда

6

1

5

2.6.

Вырезание из геометрических
форм

4

0,5

3,5

2
30

0,5
4

1,5
26

1.6.

2.7. Выставка работ по теме
3. Лепка и тестопластика
3.1.

Способы и приемы лепки

8

1

7

3.2.

Лепка скульптурным
способом

8

1

7

3.3.

Лепка в технике полуобъем

8

1

7

3.4.

Рельефная лепка

6

1

5

9

контроля

Наблюдение
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Выставка
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Выставка
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный
опрос, экспрессвыставка.
Наблюдение, устный

4.Промежуточная (итоговая)
аттестация
Итого:

опрос, экспрессвыставка.
6

0,5

5,5

144

22

122

Тест, выставка

Содержание учебного тематического плана
Содержание программы делится на разделы:
Раздел 1. «Основы изобразительного искусства» представляет собой
введение в художественную культуру. Он включает в себя несколько тем,
благодаря которым учащиеся знакомятся с изобразительными свойствами
живописи, графики и жанрами изобразительного искусства.
Раздел 2. «Бумажное творчество» знакомит учащихся с содержанием
по темам, связанным с использованием бумаги: квиллинг, оригами,
киригами, художественное вырезание, коллаж, пейп-арт; с приемами
вырезания: симметричных форм из геометрических форм и вырезание путем
складывания.
Раздел 3. «Лепка и тестопластика» включает в себя темы по
изобразительной деятельности, в процессе которой учащиеся учатся
изображать предметы окружающей их действительности, создают
пластический образ из мягких материалов (пластилин, соленое тесто).
Знакомятся с приемами и способами лепки.
Раздел 1. Основы изобразительного искусства
Тема 1.1. Введение. «Королева-кисточка рассказывает». Условия
безопасной работы
Теория: выявление интересов и мотивов у учащихся. Способы
рисования сюжет по замыслу: «Королева-кисточка рассказывает». Правила
внутреннего распорядка. Техника безопасности.
Практика: выполнение задания: «Как я провел лето» (материалы
графики или живописи на выбор).
Тема 1.2. Изобразительные свойства акварели
Теория: беседа об особенностях рисования акварелью. Обсуждение
основных цветов, их смешивания. Изучение цветового круга. Изучение
техник рисования акварельными красками («по-сырому», лессировка). Беседа
о композиции в рисунке. Обсуждение репродукций великих художников.
Практика: выполнение заданий: «Краски осени», «Танец дружных
красок», «Сказочные коврики». Выполнение задания: «Радуга – дуга»,
отработка приема: рисование непрерывных красочных линий. Выполнение
задания: «Осенние листья». Выполнение задания: «Золотая осень».
Выполнение задания: «Грустный дождик».
Тема 1.3. Изобразительные свойства гуаши
10

Теория: беседа о приемах рисования гуашью. Изучение особенностей
гуаши. Изучение приема «ритм геометрических пятен». Беседа о
композиционном ритме.
Практика: выполнение задания: «Морозные узоры», рисование
морозных узоров в стилистике кружевоплетения. Выполнение задания:
«Золотая рыбка». Отработка приема - волнистые линии. Закрепление навыка
– примакивание кистью. Рисование композиции: «Зимняя сказка».
Тема 1.4. Жанры изобразительного искусства
Теория: знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства
(пейзаж, портрет). Беседа о применение в композиции изобразительных
свойств живописи: цвет, пятно, линия, точка. Обсуждение репродукций
великих художников. Просмотр иллюстраций по иконописи. Изучение
пропорций человека.
Практика: выполнение задания: «Зимний лес» по замыслу.
Выполнение задания: портреты «Снегурочка», «Моя мама». Выполнение
новогодней композиции «К нам едет Дед Мороз». Выполнение композиции:
«Баба-яга». Выполнение композиции: «Волшебная птица Весны».
Тема 1.5. Изобразительные техники
Теория: знакомство с новой техникой «граттаж». Изучение
нетрадиционных техник рисования (мятая бумага, рисование ниточкой).
Знакомство с новой техникой «коллаж». Творческая работа. Свободный
выбор материала.
Практика: выполнение задания: «Новогодняя свеча», «Таинственные
картинки», «Волшебная ниточка». Выполнение композиции: «Елочкакрасавица».
Тема 1.76. Выставка «Танец дружных красок»
Теория: способы организации выставки.
Практика: оформление экспонатов на выставку.
Раздел 2. Бумажное творчество
Тема 2.1. Приемы вырезания
Теория: знакомство с ножницами, клеем, кисточкой. Отработка навыка
аккуратного и экономного отрезания: полоска, квадрат, треугольник.
Отработка навыка аккуратной работы.
Практика: выполнение композиции: «Коврик для котика».
Тема 2.2. Вырезание симметричных форм
Теория: изучение техники китайского искусства вырезания фигур из
бумаги. Знакомство с историей возникновения художественного вырезания.
Изучение техники вырезания симметричных форм и узоров: зеркальная, в
полосе, в круге.
11

Практика: выполнение задания: «Симметрия и образ».
Тема 2.3. Вырезание путем складывания
Теория: изучение техники вырезания путем складывания. Беседа о
законах композиции. Выполнение коллективной работы.
Практика: выполнение композиции: «Цветочная сказка», «Бабочки».
Тема 2.4. Полуобъемная композиция
Теория: изучение техники «мозаика». Знакомство с произведениями
мозаики (искусство Зураба Церетели). Обсуждение способов выполнения
мозаики.
Практика:
коллективная
работа.
Выполнение
творческой
полуобъемной композиции: «Дерево чудес». Декорирование бабочками.
Тема 2.5. Выполнение орнаментального ряда
Теория: знакомство с архитектурными сооружениями. Обсуждение
видов орнаментов: плоские, рельефные, орнаментальный ряд. Изучение
особенностей орнамента.
Практика: выполнение задания: «Город бумагопластики».
Тема 2.6. Вырезание из геометрических форм
Теория: изучение способов составления фигурок из вырезанных
простых геометрических форм.
Практика: выполнение коллективной композиции: «Подводный мир».
Тема 2.7. Выставка работ по теме
Теория: способы организации выставки.
Практика: оформление экспонатов на выставку.
Раздел 3. Лепка и тестопластика
Тема 3.1. Способы и приемы лепки
Теория: изучение способов лепки: скульптурный, конструктивный,
комбинированный. Изучение приемов лепки: прищипывание, разминание,
сплющивание, скатывание, вдавливание, заострение, соединение, цветовая
растяжка. Обсуждение рельефной лепки. Изучение комбинированного и
конструктивного способов лепки. Беседа о приемах смешивания пластилина.
Практика: выполнение задания: «Натюрморт», «Каменный цветок»,
«Морское дно». Выполнение подарка маме. Роспись гуашью.
Тема 3.2. Лепка скульптурным способом
Теория: изучение техники лепки скульптурным способом. Отработка
приема - прищипывания.
Практика: выполнение задания: «Сад динозавров».
Тема 3.3. Лепка в технике полуобъем
Теория: знакомство с понятием «Объем», «Полуобъем». Изучение
способов лепки из соленого теста. Беседа о создании сказочного образа.
12

Практика: выполнение задания: «Сказка».
Тема 3.4. Рельефная лепка
Теория: беседа о способах выполнения рельефной лепки. Применение
приемов: процарапывание, прищипывание.
Практика: выполнение творческого задания: «Абракадабрик».
Раздел 4 Промежуточная (итоговая) аттестация
Теория: способы организации выставки.
Практика: оформление экспонатов на выставку. Решение теста.

13

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Дата
Дата начала
Период
окончания
обучения по
обучения
обучения по
программе
программе
1 полугодие 15 сентября 31 декабря
2 полугодие 08 января
31 мая

Всего
Количество
учебных
учебных
часов
недель
15
21

60
84

Режим занятий
2 раза в неделю по 2
часа

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: для создания условий
реализации программы занятия проводятся в специально оборудованном
кабинете: соответствующее СанПиНам освещение, горячая и холодная вода.
Для организации работы на занятиях в кабинете должны быть: мольберты,
столы, стулья; шкафы для хранения; набор материалов и инструментов для
занятий художественным творчеством.
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и
реализации дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что
закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Информационное обеспечение:
Демонстрационный и раздаточный материал: репродукции
произведений живописи и графики, папки с демонстрационным материалом.
Детские работы, как примеры для выполнения творческих заданий, таблицы
последовательного рисования, шаблоны, трафареты.
Аудио-материалы: серия «Наедине с природой» «Лес, птицы, дождь,
гроза».
Дидактический материал: муляжи для рисования; предметы для
натурной постановки; игры: «Подбери подружек», «Времена года»,
«Подбери цвет к предмету», «Жанры живописи», «Составь портрет», «Из
чего состоит пейзаж», «Составь натюрморт», «Что рисовал художник?»;
игра-викторина «Из какой сказки прилетела птица?»; художественнодидактическая игра «Узнай на ощупь»; художественно-дидактическая игра
«Узнай цветок».
2.3. Формы контроля/аттестации и оценочные материалы
Входной контроль проводится в сентябре (по окончанию набора
учащихся в объединение). Цель контроля – определение уровня или степени
творческих способностей в начале цикла обучения.

14

Промежуточный контроль проводится с целью изучения динамики
освоения предметного содержания учащимся, личностного развития,
взаимоотношений в коллективе в форме экспресс-выставки.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, устный опрос,
экспресс-выставка.
Для итогового контроля разработаны тестовые материалы для опроса
учащихся на выявление уровня знаний теоретического материала.
Отслеживаются:
уровень
знаний
теоретического
материала,
сформированность интереса учащихся к занятиям.
Оценка осуществляется по 3-балльной системе:
− 1 балл – знает отдельные специальные термины, но избегает их
употреблять;
− 2 балла – сочетает специальную терминологию с бытовой;
− 3 балла – специальные термины употребляет осознанно и в полном
соответствии с их содержанием.
Уровень освоения программы определяется:
− 0-10 баллов – низкий уровень;
− 11-20 баллов – средний уровень;
− 21-30 баллов – высокий уровень.
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в конце учебного
года в форме тестирования и выставки.
Оценочные материалы:
1. Диагностика
уровня
развития
творческих
способностей
(Приложение 1).
2. Тестовые материалы для опроса учащихся на выявление уровня
знаний теоретического материала (Приложение 2).
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литературы для педагога:
1. Андриенко Е.В. Социальная психология/В.А. Сластенина. — М.:
Издательский центр «Академия», 2001 — 264 с.
2. Антипова М.А. Соленое тесто. Украшения и подарки/
М.А. Антипова. — М.: Рипол классик, 2010 — 448 с.
3. Аристова В. История искусства для детей/В. Аристова. — М.:
Издательство Росмэн, 2002 — 65 с.
4. Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия:
Энциклопедия/Н.К. Величко. — М.: АСТ – Пресскнига, 2013 — 224 с.
5. Дмитриева Н. Краткая история искусств/Н. Дмитриева. — М.: АСТ
- Пресс, 2000 — 86 с.
15

6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Мозаика –
синтез/Т.С. Комарова. — М.: ЭКСМО, 2008 — 98 с.
7. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в
ИЗОстудии/И.А. Лыкова. — М.: Издательский дом «Карапуз», 2009 — 46 с.
8. Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о
цвете у дошкольников 6-7 лет: Методика/Л.А. Ремезова. — М.: Школьная
Пресса, 2006 — 46 с.
9. Рони Орен. Секреты пластилина. Учебное пособие/О. Рони. — М.:
Махаон, Азбука – Артикус, 2012 — 78 с.
10. Уотт Фиона. Большая энциклопедия поделок (350 идей для
творчества)/Ф. Уотт. — М.: ЭКСМО, 2009 — 146 с.
Электронные ресурсы:
1. Дубосарский Е.Д. Дополнительная общеразвивающая программа
«Изобразительное искусство» [Электронный ресурс]. — М: 2022. — Режим
доступа: https://www.sites.google.com/a/music238410.com/dmszdr/izobrazitelnoe
-iskusstvo
2. Скорнякова Е. В.. Дополнительная общеобразовательная программа
«Акварельки» [Электронный ресурс]. — М.: 2015. — Режим доступа:
https://multiurok.ru/files/dopolnitielnaiaobrazovatiel-naia-proghramma-akvarielki-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu.html
3. Стырова Е.Ю. Дополнительная общеразвивающая программа
«Маленькие художники» [Электронный ресурс]. — М: 2022. — Режим
доступа: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/planirovanie/dopolnitie
l_naia_obrazovatiel_naia_obshchierazvivaiushchaia_proghramma_sotsial_n
Литература для учащихся и родителей:
1. Клерн Торн. Рисуем как древние египтяне/Т. Клерн. — М.: Ниола Пресс, 2010 — 43 с.
2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство для детей. Рисуем и
фантазируем/Н.М. Сокольникова. — М.: АСТ, 2010 — 58 с.
3. Скоробогатова
Е.В.
Школа
творчества.
Для
младших
школьников/Е.В. Скоробогатова. М.: Оникс, 2007 — 89 с.

16

Приложение 1
Диагностика уровня развития творческих способностей
Таблица оценки уровня овладения учащимся изобразительной деятельностью
/рисование/
Таблица № 1
№

1
2
3
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
-

Имя,
фамилия

Форма

Изображен
ие
предметов

Пропо
рции

Композ
иция

Передача
движения

Цвет

Общее
число
балов

Итого
баллов по
критериям

Таблица № 2
Таблица оценки уровня овладения учащимся изобразительной деятельностью
/лепка/
№
1
2
3
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
-

Имя, фамилия

Форма

Пропорции

Передача
движения

Общее число
балов

Итого баллов по
критериям

Таблица № 3

Таблица оценки уровня овладения учащимся изобразительной деятельностью
/бумажное творчество/
№
1
2
3
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
-

Имя, фамилия

Форма

Пропорции

Итого баллов по
критериям

18

Ровность
сгиба

Общее число
балов

Приложение 2
Тестовые материалы для контрольного опроса учащихся на выявление уровня знаний теоретического материала
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Фамилия,
имя
учащегося

Перечень вопросов

Какие цвета нужно смешать, чтобы
получить оранжевый цвет?
Какие цвета нужно смешать, чтобы
получить фиолетовый цвет?
Какие цвета нужно смешать, чтобы
получить зеленый цвет?
Какие цвета относятся к теплой гамме?
Какие цвета относятся к холодной гамме?
Что такое симметрия? Какие предметы
имеют симметричную форму?
Какие геометрические фигуры ты знаешь?
Чем отличаются предметы, изображенные
на первом и дальнем планах?
Какая разница между вертикальным и
горизонтальным форматом листа?
С чего лучше начинать рисунок (с мелких
деталей или с крупных частей)?

Знает отдельные
специальные
термины, но
избегает их
употреблять

19

Ответы (в баллах)
Специальные термины
Общее
Сочетает
употребляет осознанно
количество
специальную
и в полном
баллов
терминологию
соответствии с их
с бытовой
содержанием


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».