ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Современная хореография для малышей» Возраст учащихся: 5-7 лет Срок реализации: 1 год (144 часа) Автор-составитель Третьякова Анна Арменовна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ .................................................................. 3 1.1 Пояснительная записка ..................................................................................... 3 1.2. Цели и задачи программы ............................................................................... 6 1.3. Планируемые результаты ................................................................................ 6 1.4. Содержание программы .................................................................................. 7 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯ ........................... 10 2.1. Календарный учебный график ...................................................................... 10 2.2. Условия реализации программы................................................................... 10 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .............................. 10 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................. 11 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ....................................................................................................... 13 Карта входного контроля...................................................................................... 13 Приложение 2 ........................................................................................................ 14 Карта уровня развития хореографических способностей ................................. 14 2 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современная хореография для малышей» художественной направленности разработана в соответствие с требованиями в образовании, отраженных в следующих документах: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»). 5. Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, направленные письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 года № ВК-1232/09. 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.09.2020 года № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 года № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным заказом. 10 Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от 21.08.2015 года № 1497/46/36. 3 11. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от 19.08.2022 № 30. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и, согласно Концепции развития дополнительного образования, способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии. Программа разработана с учетом запросов и потребностей учащихся и родителей (законных представителей). Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. В настоящее время существует большой спрос со стороны детей и их родителей на образовательные услуги в области хореографии. Понимание всех положительных сторон в систематических занятиях танцем, подталкивает родителей отдавать детей в танцевальные кружки, студии в дошкольном возрасте. Танцевальные занятия предоставляют возможность самовыражения. Жизнерадостность и активность ребенка находят органичный выход в танце. Выступления перед зрителем приносят детям моральное удовлетворение, заставляют чувствовать себя успешными и все время стремиться к совершенству. Систематические занятия хореографией оказывают благоприятное воздействие на костно-мышечный аппарат, осанку, снимают эмоциональное напряжение, поддерживают и укрепляют жизненный тонус ребенка. Занятия танцем развивают у ребенка любовь к музыке, музыкальный вкус, учат слушать музыку, воспринимать, оценивать ее и пластически выразительно воплощать характер музыки. Танец учит ребенка создавать художественный образ, понимать смысл произведений. Особая культура поведения в танцевальном классе формирует у ребенка понимание норм поведения в обществе, общения со сверстниками и с педагогами, развивает чувство такта. Воспитательный потенциал: искусство танца является одним из лучших средств воспитания детей. Оно обогащает духовный мир ребенка, прививает ему хороший вкус, формирует целеустремленный характер. С помощью танцев дети раскрываются, проявляя свои таланты, учатся коммуницировать. Отличительная особенность и новизна: творческие занятия хореографией в группах настраивают ребенка на созидание, раскрывают 4 природный потенциал, формируют понимание прекрасного, активизируют внимание и ассоциативное восприятие, воспитывают художественный вкус, раскрепощают и в то же время дисциплинируют, приучают к трудолюбию, вырабатывают волю, чувство ответственности, помогают социализироваться. Таким образом, танец является многофункциональным инструментом для разностороннего развития личности ребенка с ранних лет. Педагогическая целесообразность программы определена тем, что приобщает каждого учащегося к хореографическому искусству, учит применять полученные знания, умения и навыки в повседневной деятельности, ориентирует на улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Адресат программы: возраст учащихся 5-7 лет. Возрастные особенности: рассматривая дошкольный возраст можно говорить о том, что данный возрастной этап психического развития характеризуется игрой, как ведущим видом деятельности. Содержание игры, в частности в рамках учебных занятий, направлено на развитие психофизиологических особенностей, высших психических функций, способствует развитию коммуникативных умений в межличностном общении со сверстниками и взрослыми. Данный период онтогенеза связан со становлением личности и личностных механизмов поведения, осуществляется значительный рост физиологических особенностей и физических качеств личности, коррекция и развитие которых возможна в рамках творческих занятий хореографическогоколлектива. Количество учащихся в группе – 12 человек. Набор учащихся свободный, состав группы – постоянный, разновозрастной. На период обучения возможен прием учащихся в зависимости от возраста или имеющихся специальных способностей. Образовательный процесс организуется в традиционной форме. При запросе родителей (законных представителей) возможно реализация индивидуального образовательного маршрута учащегося по индивидуальному плану. Объем программы: 144 часов. Срок освоения программы: 1 год обучения. Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная. Режим занятий: 2 раза в неделю 2 учебных часа. Уровень освоения программы: стартовый уровень – используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы, дает возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, 5 поддержать интерес, увлеченность процессом, вызвать у учащегося положительные эмоции, способствуя его самовыражению и повышению самооценки. Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальногрупповая. Виды занятий: занятие-игра, практическая работа с элементами беседы и игры, практическая работа с элементами импровизации, занятиерепетиция, концерт. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: наблюдение, контрольное занятие, открытый урок, а также выступления на праздничных мероприятиях, участие в конкурсах различного уровня. 1.2. Цели и задачи программы Цель программы – развитие телесных навыков и приемов передачи художественного образа языком хореографии. Задачи программы. Обучающие: 1. Обучить танцевальным навыкам: сформировать координацию движений, танцевальную выразительность, чувство ритма. 2. Познакомить учащихся с историей хореографии и танца. 3. Обучить умению свободно, красиво и органично выражать себя в танце, отражая содержание музыкального произведения. Развивающие: 4. Развить музыкальные способности и интерес к искусству танца. 5. Развить творческое, образное, ассоциативное мышление и навыки пластического выражения. 6. Развить гибкость, пластичность, мягкость движений. 7. Способствовать формированию навыков организации самостоятельной работы. Воспитательные: 1. Воспитать морально-волевые качества: терпение, настойчивость, уверенность в своих силах. 2. Воспитать культуру поведения и общения. 3. Воспитать умение работать в коллективе. 4. Воспитать трудолюбие, самостоятельность, аккуратность и целеустремлённость в достижении поставленных целей. 1.3. Планируемые результаты Предметные результаты: 6 Владеют танцевальными навыками: сформирована координация движений, танцевальная выразительность, чувство ритма. 2. Сформированы знания истории хореографии и танца. 3. Сформировано умение свободно, красиво и органично выражать себя в танце, отражая содержание музыкального произведения. Метапредметные результаты: 4. Развиты музыкальные способности и интерес к искусству танца. 5. Развито творческое, образное, ассоциативное мышление и навыки пластического выражения; 6. Развита гибкость, пластичность, мягкость движений; 7. Сформированы навыки организации самостоятельной работы. Личностные результаты: 8. Воспитаны морально-волевые качества: терпение, настойчивость, уверенность в своих силах. 9. Воспитана культура поведения и общения. 10. Воспитано умение работать в коллективе. 11. Воспитано трудолюбие, самостоятельность, аккуратность и целеустремлённость в достижении поставленных целей. 1.4. Содержание программы Учебный тематический план 1. № Наименование раздела, темы 1 Введение в танец 2 3 4 5 6 7 Количество часов Формы аттестации/ контроля всего 2 теория 1 практика 1 Интервалы 10 2 8 Наблюдение Партерная гимнастика 30 4 26 Наблюдение, контрольное занятие Наблюдение Акробатические упражнения Импровизационные и образные игры Постановочная деятельность 36 6 30 Наблюдение 36 6 30 Наблюдение 28 2 26 Наблюдение, контрольное занятие Итоговая аттестация 2 - 2 Открытый урок 144 21 123 Всего часов: Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1. Введение в танец Теория: правила поведения на занятиях. Изучение требований к занятиям. Время начала занятий. Форма репетиционной одежды. Санитарногигиенические требования. 7 Практика: игра-знакомство в кругу, «Чем мы похожи», «Интервью», «Снежный ком», «Расскажи, игрушка». Раздел 2. Интервалы Теория: понятие – «рисунок танца», перестроения в рисунках танцев, основные принципы ориентации в пространстве: точки класса, коллективное взаимодействие. Практика: игры и этюды на ориентацию в пространстве, перестроения в рисунках: «Строим дом», «Найди себя», «Паровозик», «Змея», «Танец в кругу». Раздел 3. Партерная гимнастика Теория: последовательность выполнения упражнений для развития выворотности, гибкости, растяжки, подъема. Практика: упражнения для развития выворотности (упражнения «Лягушка», «Черепашка», «Бабочка»). Упражнения для развития гибкости из положений: сидя, лежа, на боку (упражнения «Кошечка», «Лодочка», «Рыбка»). Упражнения для развития растяжки, шпагаты. Упражнения для развития подъема (упражнение «Вытянутые стопы»). Упражнения для развития шага (упражнение «Броски»). Упражнения для укрепления мышц пресса» (упражнения «Скамеечка», «Горка», «Повороты корпуса», махи в сторону на боку). Силовые упражнения «Делай так». Упражнение «Складочка». Упражнения на гибкость с лентами. Упражнения для развития выворотности с мячами. Упражнения с использованием эластичной ленты, жгута. Упражнения в развитии с добавлением координации головы и рук. Принципы правильного дыхания – диафрагмальное дыхание. Расслабление и дыхание, упражнение «Надуй мяч». Раздел 4. Акробатические упражнения Теория: последовательность и техника выполнения акробатических упражнений: «Шпагаты», «Колесо», «Мостик», «Стойка на лопатках», «Стойка на руках» у стенки, «Кувырок вперед». Практика: упражнения «Шпагаты» (с правой, с левой, поперечный), «Мостик», «Стойка на лопатках», «Стойка на руках» у стенки, «Кувырок вперед». Силовое упражнение «отжимание». Приседания, упор лежа. Упражнения с использованием скакалки. Упражнения на развитие устойчивости «Цапля». Трамплинные прыжки. Прыжки с разножкой. Упражнения на развитие силы голеностопа. Принципы правильного дыхания при исполнении силовых упражнений. Упражнения на равновесие. Игровые образы в акробатике, «Обезьянка». Раздел 5. Импровизационные и образные игры 8 Теория: понятия – «импровизация», «образ». Принципы импровизационной деятельности: взаимосвязь музыки и движений, творческое раскрепощение. Практика: Сочинение танцев: «Свободный танец», «Если весело живется», «Разговор ручек и ножек», «Части тела», «Жемчужинка», «Кальмарчики и кит», «Медведь и пчела», «Страусы», «Перышко», «В лесу», «Огонь – лед»; «Море волнуется». Раздел 6. Постановочная деятельность Теория: исполнение движений в классическом танце. Постановка корпуса на середине зала. Знакомство с планом класса. Точки в зале (четные и нечетные). Понятие шахматного порядка. Русский танец, его движения. Движения в современном танце, их исполнение. Практика: позиции рук: I, II, III и подготовительное положение. Позиции ног: I, II, III, V. Полуприседания (деми плие). Упражнения для головы: повороты головы вправо, влево; опускания вниз – вперед; запрокидывание назад. Бег на месте, с продвижением вперед и назад, на полупальцах. Подскоки на месте, с продвижением вперед, назад и вокруг себя, бег с захлестом ног. Изолированные движения различных частей тела: наклоны, повороты головы, корпуса, движения руками, плечами. Круговые вращения кистей и стоп. Исполнение небольших комбинаций с хлопками, притопами, паузами под заданный счет и музыку. Вращения: игра «Юла», разучивание четверти и полуповоротов, шаги с полуповоротами, свободные вращения. Основные танцевальные шаги и прыжки: «пружинка», шаги на полупальцах. Элементы взаимодействия: игра «Зеркало». Ход по кругу простым шагом с «носка». Приставные шаги в сторону и вперед. Тройные притопы. «Ковырялочка», «Ковырялочка с притопом». Раскрывание и закрывание рук: одной руки, двух рук. Па галопа по шестой позиции. Па польки. Бытовой шаг с притопом. Ритмические упражнения со счетом и хлопками. Элементы взаимодействия и партнеринга, «Дразнилка». Разучивание рисунков танца (круг, змейка, круг в круге, воротца). Проучивание элементов танцев. Соединение выученных движений в выученную композицию. Работа над танцевальным образом, исполнением и техничностью. Раздел 7. Итоговая аттестация Практика: открытый урок. 9 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯ 2.1. Календарный учебный график Дата Дата начала Период окончания обучения по обучения обучения по программе программе 1 полугодие 15 сентября 31 декабря 2 полугодие 08 января 31 мая Всего учебных недель 15 21 Количество учебных часов 60 84 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 учебных часа 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: для создания условий реализации программы, занятия проводятся в учебном классе, соответствующем СанПиНам. Для организации работы учебный класс должен быть оборудован хореографическими станками, зеркалами, необходима: музыка на цифровых носителях, видеофильмы по хореографии, сценическая площадка. Информационно-методическое обеспечение: − дидактические материалы: комплекс упражнений, подборка музыкальных произведений − наглядные материалы: видеофильмы по хореографии, видеозаписи выступлений коллектива с танцевальных конкурсов и фестивалей. Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Виды и формы контроля: − входной контроль обычно проводят в начале учебного года. Цель – изучение готовности коллектива и каждого учащегося к усвоению учебного материала, включению в деятельность; − текущий контроль предполагает собой непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов образовательного процесса и создания внешней стимуляции, побуждающей учащегося к систематическим занятиям; − промежуточная (итоговая) аттестация – завершающий значительный отрезок образовательного процесса, проводиться при 10 завершении обучения по программе. Проводится в конце года в форме открытого урока. Результаты освоения программы определяются по трем уровням (высокий, средний, низкий) в соответствии с разработанными критериями (пятибалльная шкала), а также с учетом индивидуальных особенностей и сроков достижения личного результата. Оценочные материалы: 1. Карта входного контроля (Приложение 1). 2. Карта уровня развития хореографических способностей (Приложение 2). 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 1. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. Пособие для музыкальных руководителей детских садов/Е.В. Горшкова. — М.: Издательство «Гном и Д», 2004 — 120 с. 2. Деникаева О.В. Развитие ребенка средствами хореографии: сборник учебных программ/О.В. Деникаева. — Екатеринбург: Малахит, 2000 — 50 с. 3. Калашникова Т.И. Программа музыкально-ритмического воспитания/Т.И. Калашникова. — ИГПК № 1, 2007. — 23 с. 4. Костровицкая В. Сто уроков классического танца/В. Костровицкая. — М.: ЭКСМО, 2009 — 86 с. 5. Лисицкая Т. Пластика, ритм/Т. Лисицкая. — М.: Физкультура и спорт, 2005 — 56 с. 6. Лифиц И.В. Ритмика: учебное пособие/И.В. Лифиц. — М.: Академия, 2009 — 36 с. 7. Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников/А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова. — СПб.: Речь, 2009 — 58 с. 8. Руднева С. Ритмика. Музыкальное движение/С. Руднева, Э. Фишер. — М.: Просвещение, 1972. — 334 с. 9. Фирилева Ж.Е. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие/Ж.Е. Фирлева, Е.Г. Сайкина. — СПб.: Детство-пресс, 2001 — 96 с. Электронные ресурсы: 1. Материалы на тему народных костюмов и традиций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.costumer.narod.ru/. 2. Портал о танцах мира [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.alldanceworld.ru/. 11 3. Спортивная студия Ирины Парусенковой [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dream-and-dance.com 4. Педагогика искусства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.art-education.ru/ Литература для учащихся, родителей (законных представителей): 1. Барышникова Т. Азбука хореографии/Т. Барышникова. — М.: Айрис Пресс, 2009 — 66 с. 2. Лисицкая, Т.С. Ритм + пластика/Т.С. Лисицкая. — М.: Физкультура и спорт, 1987 — 158 с. 3. Михеева, Л.В. Музыкальный словарь в рассказах/Л.В. Михеева. — М.: Сов. композитор, 1988 — 175 с. 4. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца/В.М. Пасютинская. — М.: Просвещение, 2015 — 233 с. 5. Портнов Г. Ну-ка, дети, встаньте в круг! Танцы народов мира. Пособие для преподавателей ритмики и хореографии/Г. Портнов. — М.: Просвещение, 2011 — 88 с. 12 Карта входного контроля Фамилия имя Сколько полных лет, месяцев Рост Вес Строение тела Осанка Выворотность Стопа Балетный шаг Гибкость тела Прыжок Координация движений Музыкально-ритмическая координация Устойчивость Темперамент Особые отметки 13 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Приложение 2 Карта уровня развития хореографических способностей Шкала оценки № 1 2 3 4 Качество отсутствует Качество выражен о очень слабо на уровне первично го знания Качество выражен о очень слабо на уровне знаний Качество выражен ов средней степени на уровне первично го навыка Качество выражено в средней степени на уровне навыка (применяе т на практике) Качество выражено в высокой степени на уровне уверенног о применени я на практике 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов Описание составляющих Развитие физических данных гибкость выворотность прыжок растяжка выносливость равновесие шаг Средний балл: Знание основных хореографических навыков и умение их применять на практике постановка корпуса понятие "втянутое колено" понятие "вытянутый подъем", "птичка" Понятие «лягушка», «бабочка», «шпагат» основные позиции ног основные позиции рук термины различных техник танца Средний балл: Пространственная ориентация понятия "ближний круг", "дальний круг" интервал ракурс умение держать рисунок точность перестроения чувство партнера Средний балл: Психофизиологическое развитие развитие чувства ритма 14