Районный Чкаловский совет старшеклассников Взлет

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯСЯ ПРОГРАММА
Районный совет старшеклассников «Взлёт»
Социально-гуманитарная направленность
Возраст учащихся 13-18 лет
Срок реализации – 2 года

Автор-составитель:
Шмыкова Евгения Александровна
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2023

1

Содержание
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ ............... 3
1.1

Пояснительная записка ................................................................................. 3

1.2. Цель и задачи программы................................................................................ 6
1.3. Содержание общеразвивающей программы ................................................. 7
Учебный план .......................................................................................................... 7
1.4. Планируемые результаты ................................................................................ 7
1.5. Основные характеристики по годам обучения ............................................. 8
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ .... 17
2.1. Календарный учебный график ...................................................................... 17
2.2. Условия реализации программы................................................................... 17
2.3. Формы аттестации и контроля ...................................................................... 18
2.4. Оценочные материалы ................................................................................... 19
2.5. Методические материалы .............................................................................. 19
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................... 20
Приложение 1 ....................................................................................................... 22
Мониторинг развития личности обучающихся ................................................. 22
Приложение 2 ....................................................................................................... 25
Мониторинг результатов обучения обучающегося по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе ....................................... 25
Приложение 3. ...................................................................................................... 28
Тест по определению уровня развития коммуникативных и организаторских
способностей .......................................................................................................... 28
Приложение 4 ....................................................................................................... 31
Критерии оценки уровня сформированности лидерских качеств.................... 31

2

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Районный совет старшеклассников «Взлет» социально-гуманитарной
направленности разработана в соответствии с основополагающими
документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 года № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
4.
Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлении информации»
(Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, включая разноуровневые программы).
5.
Методические рекомендации по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017
года № ВК-1232/09.
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29.09.2020 года № 28 СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания,
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7.
СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
8.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 года № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
9.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере

3

«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным заказом.
10
Устав
Муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 21.08.2015 года № 1497/46/36.
11. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 19.08.2022 № 30.
Актуальность программы
Мы живем в XXI веке – веке новых технологий, новых взглядов и
систем, которые диктуют нам свои правила. Для того чтобы быть готовым к
взрослой жизни, необходимо получить «базовый набор социальных
компетенций». И сегодня, от образовательных организаций в огромной
степени зависит, приобретут ли его учащиеся, смогут ли они применить его
на практике.
Благодаря развитию личностных качеств у обучающегося формируется
активная гражданская позиция, реализация инициатив и творчества,
взаимопомощь и организаторские способности.
Образовательный процесс построен на личностно-деятельностном
подходе, что позволяет решать одну из основных задач дополнительного
образования – выявление, развитие и поддержку одарённых детей.
Деятельность, которой занимается подросток, может стать
ориентиром при выборе будущей профессии. Поэтому очень важно, в какой
области подросток сможет найти приложение своим силам, найти
возможность для самоутверждения, повышения своего статуса в своих глазах
и глазах сверстников.
Данная программа ориентирована на практическую составляющую.
Здесь обучающиеся являются активными элементами формирования самого
образовательного процесса. Уже с первых занятий от них требуется
активность и креативность.
Программа формирует у обучающихся интерес к проявлению
лидерских качеств в работе коллектива и развивает организаторские,
коммуникативные, креативные способности, а также формирует навыки
межличностного и делового общения.
Программа реализуется на базе учреждения дополнительного
образования детей, что позволяет учащимся активно применять свои знания
на практике (социальные акции, проекты, участие в районных, городских и
муниципальных конкурсах, организация мероприятий и участие в них).

4

Таким образом, программа соответствует социально-экономическим
потребностям нашего региона и города, социальному заказу на
образовательные услуги, поскольку отражает потребности и индивидуальные
особенности потенциальных обучающихся, ожидания родителей, требования
и ожидания образовательных учреждений профессионального образования,
требования социума, общественности, государства.
Адресат программы: программа рассчитана на учащихся 13-18 лет.
Наполняемость группы – до 15 человек. Комплектование групп
осуществляется с учетом возрастных, индивидуально-психологических и
физиологических особенностей обучающихся. Принимаются все желающие
без какого-либо отбора. Группы комплектуются из учащихся разного
возраста и являются разновозрастными. Состав группы постоянный.
Социально-психологические особенности обучающихся. В данном
возрастном периоде складываются собственные моральные установки и
требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и
сверстниками.
Появляется
способность
противостоять
влиянию
окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они
сами считают несомненным и правильным. Они способны сознательно
добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности,
включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно
преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их
жизнь, тем более она им нравится. Формируются привычки. Характер к
этому возрасту уже, как правило, сформирован, но всё ещё присутствуют
неустойчивая самооценка и комплексы. Подростки предпочитают дебаты и
споры. Они принадлежат компаниям или к исключительной социальной
группе. Хотят социального утверждения.
Объем освоения программы: 216 часов.
Срок освоения программы: 72 недели (36 недель в год), 18 месяцев (9
месяцев в год), 2 года обучения.
Формы обучения: очная, в особых случаях применяется
дистанционная.
Особенности реализации образовательного процесса.
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
Режим занятий:
− количество занятий в неделю: 1;
− продолжительность занятия: 3 академических часа;
− продолжительность академического часа: 40 минут;
− перерыв: 10 минут.
Уровень освоения программы: базовый.
5

Базовый
уровень
–
предполагает
реализацию
материала,
обеспечивающего освоение специализированных знаний, создающего общую
и целостную картину изучаемого предмета в рамках содержательнотематического направления программы.
Форма обучения – групповая, коллективная.
Формы занятий:
− беседа;
− комбинированное занятие, включающее в себя предъявление нового
материала в виде беседы и демонстрации с последующей отработкой
умений и навыков на практике, выполнение самостоятельной
творческой работы;
− практическое занятие;
− тренинг;
− творческое занятие;
− репетиционное занятие;
− ролевая игра;
− показательные выступления;
− социальные акции.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей
программы:
наблюдение,
опрос,
тестирование,
презентация творческой работы, защита проектов, промежуточная (итоговая)
итоговая аттестация.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие лидерских качеств и организационных
способностей учащихся посредством вовлечения в социально-значимую
деятельность.
Обучающие:
1. Обучить культуре межличностных взаимоотношений, освоению
навыков конструктивного общения.
2. Познакомить с основами организаторской деятельности в сфере
массовых мероприятий, социального проектирования.
3. Развить организаторские знания, умения, навыки.
4. Развить лидерские качества.
Развивающие:
1. Сформировать потребность к саморазвитию, умению успешно
адаптироваться в окружающем мире.
2. Сформировать адекватную самооценку, уверенность в своих
возможностях, самоуважение.
3. Повысить мотивацию к социально значимой деятельности.
Воспитательные:

6

1. Сформировать навыки лидерского поведения, конструктивного
общения со сверстниками и взрослыми.
2. Сформировать эмоциональную устойчивость и отзывчивость в
сложных жизненных ситуациях (развитие эмоционального интеллекта).
3. Сформировать конструктивные способы самореализации.
4. Воспитать взаимопонимание, взаимовыручку, доброжелательность,
уважение, доверие, ответственность.
1.3. Планируемые результаты

Предметные:
1. Владеют культурой межличностных взаимоотношений, освоению
навыков конструктивного общения.
2. Ознакомлены с основами организаторской деятельности в сфере
массовых мероприятий, социального проектирования.
3. Развиты организаторские знания, умения, навыки.
4. Развиты лидерские качества.
Метапредметные:
1. Сформирована потребность к саморазвитию, умению успешно
адаптироваться в окружающем мире.
2. Сформирована адекватная самооценка, уверенность в своих
возможностях, самоуважение.
3. Повышена мотивация к социально значимой деятельности.
Личностные:
1. Сформированы навыки лидерского поведения, конструктивного
общения со сверстниками и взрослыми.
2. Сформирована эмоциональная устойчивость и отзывчивость в
сложных жизненных ситуациях.
3. Сформированы конструктивные способы самореализации.
4. Воспитано взаимопонимание, взаимовыручка, доброжелательность,
уважение, доверие, ответственность.
1.4. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
№
1.
2.
3.
4.

Название блока
Введение. «Лидер и порядок». Развитие
самодисциплины, самомотивации.
«Разбуди в себе лидера». Создание
благоприятного социально- психологического
климата в группе
«Мужество». Обучение навыкам преодоления
трудностей, развитие уверенности в себе
«Лидер-человек- действие». Развитие навыков

7

Количество часов
по годам обучения Всего
1 год
2 год
18

-

18

9

-

9

-

9

9

-

9

9

социальной ответственности
Разработка и реализация
социальных акций

5.

«Выбор будущего» Закрепление приобретенных
знаний, ориентация на их использование в
повседневной жизни

6.

Сценическая практика
(подготовка к конкурсам и
защитам)
Авторская работа
(разработка сценариев)

7.

8.

Промежуточная (итоговая) аттестация

9.

ИТОГО:

18

27

45

12

-

12

21

30

51

24

27

51

6

6

12

108

108

216

1.5. Основные характеристики по годам обучения
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Учебно-тематический план
№
п/ п
1.
1.1.

1.2.

Название разделов, тем
Введение. «Лидер и
порядок».
Возникновение и значение
термина «Лидер». Легенда
лидера.
Упражнения на развитие
самодисциплины,
самомотивации.

Количество часов
Формы аттестации/
контроля
всего теория
практика
18

9

9

9

9

Наблюдение

9

-

9

«Разбуди в себе лидера».
Создание благоприятного
социально-психологического
климата в группе

9

3

6

2.1.

Цель работы лидера, её
структура

3

1

2

Наблюдение

2.2.

Правила группы

6

2

4

Наблюдение

Разработка и реализация
социальных акций

18

9

9

Понятие социальный проект

6

3

3

2

3
3.1

8

Наблюдение,
опрос

3.2.

Основные принципы работы
над проектом

6

3

3

Наблюдение,
опрос

3.3.

Вопросы и сложности в
написании и защите
социального проекта

6

3

3

Наблюдение,
опрос

«Выбор будущего»
Закрепление приобретенных
знаний, ориентация на их
использование в
повседневной жизни

12

3

9

4.1.

Методика написания
мероприятия
«Ярмарка интересов»

6

1,5

4,5

Наблюдение,
опрос

4.2.

Тренинг «Город выборов»

6

1,5

4,5

Наблюдение,
опрос

5.

Сценическая практика
(подготовка к конкурсам и
защитам)

21

6

15

5.1

Сценическая речь

6

1,5

4,5

Наблюдение

5.2

Сценическая культура

9

3

6

Наблюдение

6

1,5

4,5

Наблюдение

24

6

18

4.

5.3

6.

Особенности ведения
концертов, торжественных
мероприятий
Авторская работа
(разработка
сценариев)

6.1

Написание сценариев

15

3

12

Наблюдение
Опрос

6.2

Режиссура

9

3

6

Наблюдение

7.

Промежуточная (итоговая)
аттестация

6

-

6

7.1.

Импровизационные
игры, творческие работы
Итого:

6

-

6

108

36

72

Презентация
творческой работы,
тест

Содержание учебного плана
Раздел I. Введение. Лидер и порядок.
Тема 1.1. Возникновение и значение термина «Лидер». Легенда
лидера

9

Теория: легенда о магическом треугольнике. Магический треугольник:
успех, труд, самосовершенство. Ключевое слово-дисциплина. Стремление
лидера к достижениям более высокого уровня. 2-й закон лидера.
Тема
1.2.
Упражнения
на
развитие
самодисциплины,
самомотивации.
Практика: упражнение «Тарелка».
Цель: воспитание дисциплинированности. Дети, включая тренера,
встают парами спиной друг к другу. Тарелку, наполненную водой, передают
из рук в руки, стараясь не пролить воду.
Упражнение «Встаньте вместе».
Цель: сплоченность группы, выявление лидера. Участники должны
встать вместе одновременно только с помощью невербального общения.
Упражнение: «Да-может быть-нет».
Цель: Учить отстаивать свое мнение, объяснять свой выбор. В разных
местах класса вывешиваются ответы: «да», «может быть», «не знаю».
Участникам зачитываются утверждения:
Внешний вид лидера не имеет никакого значения.
Лидер работает во благо других.
Лидер управляет при помощи силы.
Лидер должен уметь подчиняться.
Каждый выбирает ответ на это утверждение. Объясняют свой выбор.
Рефлексия. Что больше всего понравилось на занятии, какие чувства
испытываем, с каким настроением уходим.
Раздел 2. «Разбуди в себе лидера». Создание благоприятного
социально-психологического климата в группе
Тема 2.1. Цель работы лидера, её структура
Теория: цель работы лидера. Структура работы.
Практика: упражнение «Слепая геометрия». Участники встают в круг,
берутся за руки и закрывают глаза. Инструкция: «Сейчас ваша задача,
держась за руки с закрытыми глазами, выстроиться в квадрат (треугольник,
круг, овал). Затем проводится обсуждение: что помогло справиться с
заданием, что мешало. Рефлексия по занятию. Что было легко, какие
встретились трудности, самочувствие на данный момент.
Тема 2.2. Правила группы
Теория: правила группы. Разработка и их принятие.
Практика: тренинги и упражнения с приемами релаксации.
Упражнения: «Сосулька», «Снежинки», «Холодно жарко», «Тряпичная кукла
– солдат», «Шалтай-болтай», «Штанга», «Муравей», «Спящий котенок»,
«Насос и мяч», «Зернышко», «Пишущая машинка» и др.
Раздел 3. Разработка и реализация социальных акций
Тема 3.1. Понятие социальный проект
Теория: знакомство с понятием социальный проект. В чем его отличие
от других. Какие проблемы должен рассматривать тот или иной проект.
Основные принципы работы над проектом. Вопросы и сложности в
написании и защите социального проекта.

10

Практика: деловая игра «Социальные партнеры. Взаимопомощь и
взаимовыгодное сотрудничество»
Цель: предупреждение, минимизация или разрешение проблем,
обусловленных дефицитами социально-культурной интеграции, адаптации,
реабилитации, социализации, инкультурации и самореализации личности.
Созданная на основе анализа ситуации последовательность взаимосвязанных
мероприятий, действий и акций, обеспеченная в нормативно-правовом,
экономическом и кадровом отношении, должна обеспечить изменение
ситуации и создать условия, способствующие разрешению противоречий и
трудностей личного развития; оптимизации социально-культурной и
социально-психологической среды обитания человека.
Тема 3.2. Основные принципы работы над проектом
Теория: принципы и этапы работы над проектом.
Практика: создание реализация и защита собственного проекта.
Тема 3.3. Вопросы и сложности в написании и защите социального
проекта
Теория: спонсоры, защита и социальные партнеры проекта.
Практика: поиск способов решения вопросов, которые возникают при
реализации собственного проекта.
Раздел 4. «Выбор будущего». Закрепление приобретенных знаний,
ориентация на их использование в повседневной жизни
Тема 4.1. Методика написания мероприятия «Ярмарка интересов»
Теория: «Ярмарка Интересов» - сущность проекта, его цель. Этапы
организации.
Практика: Упражнения и практические задания на отработку приемов
организации мероприятия.
Тема 4.2. Тренинг «Город выборов»
Теория: Цели и задачи тренинга. Разбор правил.
Практика: проведение игры. Место и условия проведения: игра
проводиться на любой территории, с условиями к расположению станций не
рядом друг с другом, желательно вечером, передвижение между станциями
должно осуществляться всей командой вместе и в полной тишине.
Сюжет: Игра заключается в том, что ребята должны услышать 5
историй. После того, как они услышат историю, то должны сделать
коллективный выбор, после рассказа героя и можно сделать
самостоятельный выбор: правильным ли было решение или неверным.
Самостоятельный выбор каждый из участвующих делает с помощью
ленточки в руках, белой и черной (и белых и черных меньше чем количество
станций). Белая при выборе обозначает, что участник поддерживает
конечный выбор ребят и финал истории. Черная лента – неодобрение,
протест.
Раздел 5. Сценическая практика (подготовка к конкурсам и
защитам)
Тема 5.1 Сценическая речь

11

Теория: Техника. Резонаторы. Значение резонирования. Роль слуха в
воспитании речевого голоса. Упражнения для тренировки дыхания и дикции.
Дикция. Понятие дикция. Понятие артикуляция и характеристика
гласных звуков. Согласные звуки, их значение для формирования слова.
Виды артикуляционных упражнений, гимнастика.
Дыхание и голос. Типы и вид дыхания. Роль дыхания в воспитании
речевого голоса. Смешано диафрагматический тип дыхания как основа
постановки речевого голоса. Виды дыхательных упражнений, гимнастика.
Дыхание и звук. Виды звуков. Упражнения на подачу звука, контроль
звука. Голос и дикция. Мышечная свобода речевого аппарата. Понятие
речевой аппарат. Артикуляционная гимнастика. Упражнения для нижней
челюсти, губных мышц, мышц языка. Речевая постановка голоса.
Пословицы, скороговорки. Словарь настроений. Работа с текстом по
выделению "ведущего настроения". Радостное, светлое. Печальное, сонное.
Хвастливое, хвалебное, насмешливое. Сердитое, возмущенное, обиженное
настроение. Таинственное, капризное, противоречивое настроение.
Монолог и диалог как основное средство раскрытия сценического
образа. Монолог и диалог ведущего. Особенности чтения монологов и
диалогов. Практика:
Упражнения на технику речи, дыхание, развитие голосового аппарата.
Чтение монологов и диалогов.
Тема 5.2. Сценическая культура
Теория: Умение вести себя на сцене. Имидж ведущего. Что можно, что
нельзя делать на сцене.
Практика: Практические задания.
Тема 5. Особенности ведения концертов, торжественных
мероприятий
Теория: Основные правила ведения торжественных мероприятий.
Одежда, речь ведущего. Искусство конферансье.
Практика: Работа с микрофоном. Выход на сцену.
Раздел 6. Авторская работа (разработка сценариев)
Тема 6.1 Написание сценариев
Теория: Понятие синопсис. Понятие логлайн. Алгоритмы сценариев.
Определение содержания сценария. Целеполагание.
написания
Практика: Моделирование различных видов сценариев. Подготовка к
проведению. Разбор сценария программы.
Тема 6.2. Режиссура
Теория: Художественное оформление спектаклей. Бутафория и
реквизит, их отличие друг от друга. Грим. Как пользоваться театральным
гримом, париком и наклейками. Использование грима в мастерстве
ведущего. Смысловая работа с текстом, средствами выразительности.
Практика: Самостоятельная постановка и режиссирование спектаклей
и сценариев
Раздел 7. Промежуточная (итоговая) аттестация

12

Тема 7.1. Импровизационные игры, творческие работы
Практика: импровизационные игры, выступления на конкурсах,
творческие работы. Тестирование. Презентация творческой работы.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Учебно тематический план
№
п/ п
1.

1.1.
1.2.
2

2.1.
2.2.
3

3.1
3.2.
3.3.
4.

4.1

Количество часов
Формы аттестации/
контроля
всего теория
практика

Название разделов, тем
«Мужество». Обучение навыкам
преодоления трудностей,
развитие уверенности в себе.
Как избежать конфликтов в
команде
Подготовка к созданию проекта.
«Лидер-человек-действие».
Развитие навыков социальной
ответственности.
Правила приятия решений
Тренинги на сплочение.
Веревочный курс.
Разработка и реализация
социальных акций
Понятие социальный проект
Основные принципы работы над
проектом
Вопросы и сложности в написании
и защите социального проекта
Сценическая практика
(подготовка к конкурсам и
защитам)
Сценическая речь. Тренинги

4.2

Сценическая культура. Тренинги.

4.3

Особенности ведения концертов,
торжественных мероприятий

5.

Авторская работа

5.1

Написание сценариев

13

9

1

8

6

0,5

5,5

3

0,5

2,5

9

2

7

3

1

2

6

1

5

27

3

24

9

1

8

9

1

8

9

1

8

30

3

27

12

1

11

6

1

5

12

1

11

27

4

23

18

3

15

Наблюдение
Опрос

Наблюдение
Опрос

Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос

Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос

Презентация
творческих работ

5.2

Режиссура

6.
6.1.

Промежуточная (итоговая)
аттестация
Импровизационные игры,
конкурсы, проекты
Итого:

9

1

8

6

3

3

6

3

3

16

92

108

Презентация
творческих работ

Тест
Защита проекта

Содержание учебного плана
Раздел 1. «Мужество». Обучение навыкам преодоления трудностей,
развитие уверенности в себе.
Тема 1.1. Как избежать конфликтов в команде
Теория: знакомство с понятием мужество и его значение в лидерских
качествах. Понятие Конфликт. Как избежать конфликтов.
Практика: выполнение упражнений. Упражнение-разминка «Японские
машинки». Сидя в кругу, рассчитаться от 0 до числа участников. «0» ведущий хлопает ладонями по коленям, затем, щелкая пальцами правой руки,
называет свой номер, щелкая пальцами левой руки - «включает» любого
участника группы (например: 0-3). Третий продолжает вместе с ведущим,
«включает» следующего участника группы. И так до вовлечения всех ребят.
Работа в группах.
Ребята разбиваются на микрогруппы. Задание: составить вербальный
портрет уверенного, неуверенного и самоуверенного человека. По
окончанию выполнения задания проходит обсуждения.
Упражнение «Поводырь и ведомый».
Цель – выработка навыков уверенного поведения. Одному из
участников (по желанию) завязывают глаза, ведущий является поводырем,
проводит «слепого» по определенному пути с препятствиями. Затем ребята
обмениваются ролями. В конце упражнения проводится обсуждение.
Тема 1.2. Подготовительная работа по созданию проекта
Теория: карта проекта и ее разработка. Творческие проекты досуговых
программ, посвященных «Дню матери». Разработка и создание проектов
досуговых праздничных программ. Распределение социальных ролей между
участниками проектов и их освоение.
Практика: разработка сценариев, эскизов костюмов и оформления
праздничного пространства в ходе разработки творческих проектов.
Раздел 2. «Лидер-человек-действие». Развитие навыков
социальной ответственности
Тема 2.1 Правила приятия решений
Теория: как правильно принимать решения.
Человек – сумма всех отдельных решений, принятых им в течение его
жизни. Не принимать решения – значить решить ничего не предпринимать.
Составляющие успешности: умение быстро принимать решения и редко их
менять. Медлительность и нерешительность как результат недостатка

14

энергии. Право и власть принимать решения. Способность находить
элегантные, простые решения сложных проблем – качества эффективных
лидеров. Ответственность лидера за результат. (Проводится работа в
группах. Ребятам раздаются примеры рассуждений о лидерстве известных
руководителей, проводится обсуждение).
Практика: выполнение упражнений. Игра «Необитаемый остров».
Учащимся предлагается ситуация: в результате кораблекрушения вы
оказались на необитаемом острове с богатой растительностью и животным
миром. Есть на острове и ядовитые растения, и хищные животные. Помощи
ждать не от кого. Игра начинается с распределения ролей: кто и что будет
делать, за что отвечать, как будут приниматься решения, кто будет
руководить жителями острова? Обращается внимание на распределение
пищи и т.п. Разрабатывается нравственный кодекс. Предусматриваются
санкции за нарушение правил. После игры проводится её обсуждение,
подчеркиваются положительные стороны общения, удачные способы
принятия решений и др. Цель игры – формирование навыков принятия
конструктивных решений, развитие лидерских качеств.
Тема 2.2 Тренинги на сплочение. Веревочный курс
Теория: понятие веревочный курс. Тимбилдинг.
Практика:
упражнение
«Спиной
к
спине»
(способствует
воодушевлению и расслаблению членов группы). Участники делятся по
парам и становятся спиной к спине, плотно прикасаясь, друг к другу.
Ведущий дает различные задания: присели, погладили по голове друг друга,
наклонились, повернулись вокруг.
Раздел 3. Разработка и реализация социальных акций
Тема 3.1. Понятие социальный проект
Теория: социальное проектирование как метод создания и реализации
эффективных социально ориентированных проектных идей. Субъекты
социального проектирования. Объекты социального проектирования.
Классификация социальных проектов.
Практика: упражнения и практические задания на отработку приемов
активизации зала. Анализ и доработка «Карты проекта».
Тема 3.2. Основные принципы работы над проектом
Теория: личностно-ориентированный подход и уважение личности
каждого; социальная активность при работе с общественностью; значимость
духовно - нравственных и эколого–этических позиций в процессе
формирования и становления личности; сотрудничество и содружество;
многообразия форм, видов и содержания деятельности; учет возрастных
особенностей, доступность предлагаемых форм работ.
Практика: упражнения и практические задания.
Тема 3.3. Вопросы и сложности в написании и защите социального
проекта
Теория: социальные партнеры – это… Методы выходов на спонсоров.
Практика: деловая игра «Социальные партнеры. Взаимопомощь и
взаимовыгодное сотрудничество».

15

Цель: предупреждение, минимизация или разрешение проблем,
обусловленных дефицитами социально-культурной интеграции, адаптации,
реабилитации, социализации, инкультурации и самореализации личности.
Созданная на основе анализа ситуации последовательность взаимосвязанных
мероприятий, действий и акций, обеспеченная в нормативно-правовом,
экономическом и кадровом отношении, должна обеспечить изменение
ситуации и создать условия, способствующие разрешению противоречий и
трудностей личного развития; оптимизации социально-культурной и
социально-психологической среды обитания человека.
Раздел 4. Сценическая практика
Тема 4.1 Сценическая речь. Тренинги
Теория: техника. Резонаторы. Значение резонирования. Роль слуха в
воспитании речевого голоса. Упражнения для тренировки дыхания и дикции.
Дикция. Понятие дикция. Понятие артикуляция и характеристика гласных
звуков. Согласные звуки, их значение для формирования слова. Виды
артикуляционных упражнений, гимнастика. Дыхание и голос. Типы и вид
дыхания. Роль дыхания в воспитании речевого голоса. Смешано
диафрагматический тип дыхания как основа постановки речевого голоса.
Виды дыхательных упражнений, гимнастика. Дыхание и звук. Виды звуков.
Упражнения на подачу звука, контроль звука. Голос и дикция. Мышечная
свобода речевого аппарата. Понятие речевой аппарат. Артикуляционная
гимнастика. Упражнения для нижней челюсти, губных мышц, мышц языка.
Речевая постановка голоса. Пословицы, скороговорки. Словарь настроений.
Работа с текстом по выделению "ведущего настроения". Радостное, светлое.
Печальное, сонное. Хвастливое, хвалебное, насмешливое. Сердитое,
возмущенное,
обиженное
настроение.
Таинственное,
капризное,
противоречивое настроение. Монолог и диалог как основное средство
раскрытия сценического образа. Монолог и диалог ведущего. Особенности
чтения монологов и диалогов.
Практика: упражнения на технику речи, дыхание, развитие голосового
аппарата. Чтение монологов и диалогов.
Тема 4.2. Сценическая культура
Теория: умение вести себя на сцене. Имидж ведущего. Что можно, что
нельзя делать на сцене.
Практика: практические задания
Тема 4.3. Особенности ведения концертов, торжественных
мероприятий
Теория: основные правила ведения торжественных мероприятий.
Одежда, речь ведущего. Искусство конферансье.
Практика: работа с микрофоном. Выход на сцену.
Раздел 5. Авторская работа
Тема 5.1 Написание сценариев
Теория: понятие синопсис. Понятие логлайн. Алгоритмы сценариев.
Определение содержания сценария. Целеполагание. написания сценария.

16

Практика: моделирование различных видов сценариев. Подготовка к
проведению. Разбор сценария программы.
Тема 5.2. Режиссура
Теория: художественное оформление спектаклей. Бутафория и
реквизит, их отличие друг от друга. Грим. Как пользоваться театральным
гримом, париком и наклейками. Использование грима в мастерстве
ведущего. Смысловая работа с текстом, средствами выразительности.
Практика: самостоятельная постановка и режиссура спектаклей и
сценариев
Раздел 6. Промежуточная (итоговая) аттестация
Тема 6.1. Импровизационные игры, конкурсы, проекты
Теория: тест по теоретической части.
Практика: импровизационные игры, выступления на конкурсах,
защита «Социально-значимых» проектов и акций, подведение итогов.
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Дата начала
обучения

Дата
окончания
обучения

1 полугодие 15 сентября
2 полугодие 08 января

31 декабря
31 мая

Период
обучения

Всего
Количеств
учебных о учебных
недель
часов
15
21

45
63

Режим занятий
1 раз в неделю 3
учебных часа

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Обеспечивается образовательной организацией:
Помещение: учебный кабинет, оснащенный доступом в Интернет.
№
1.
2.
3.
4.

Оборудование

Количество /шт.
1
4
1
1

Мультимедиа
Микрофоны
Компьютер персональный
Телевизор

Медицинская аптечка для оказания
5. первой медицинской помощи.

1

Информационно-методическое обеспечение
№
1.
2.
3.
4.
5.

Учебные пособия
Костецкая Л. Школа телеведущих. – Новосибирск: Феникс, 2002.- 100с.
Кох И.Э. Основы сценического движения.- Л.: Искусство, 1962. – 111 с.
Савкова З.В. Техника звучащего слова: методическое пособие - М.: ВНМЦ НТ и
КПР МК СССР, 1988.
Шмаков С.А. Игры шутки - игры минутки . -- М.: Новая школа, 1996. - 112 с.
Бочкарева, Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и
хореографии. [Текст]: Учебно-методическое пособие / Н.И. Бочкарева. –

17

6.
7.

8.
9.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24

Кемерово: Кемеровская Государственная Академия культуры и искусства, 1998. –
67 с
Коган М.С. Игровая кладовая. [Текст] / М.С. Коган. – Новосибирск: Сибирский
университет, 2004. – 56 с.
Михайлова, М.А. Детские праздники: фокусы, игры, забавы. [Текст]: Популярное
пособие для родителей и педагогов / М.А. Михайлова. – Ярославль: Академия
развития, 1999. – 68 с
Методическая продукция
Сборник сценариев ролевых игр
План занятий
Сборник сценариев мероприятий
Задания для самостоятельного выполнения
Глоссарий понятий
Памятка ведущего
Сборник сценариев праздников
Задания для работы в команде
Задания на сплочения
https://ddtor.ru/dokument/obraz/katalog-ob/ya-vedushiy20.pdf
https://ddtor.ru/dokument/obraz/katalog-metod/muskul-svoboda-petuhova.pdf
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11062877660567939514&from=tabbar&
parent-reqid=1618229657535807-615650861937375635800175-production-app- hostsas-web-yp-178&text=актерский+тренинг
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12396533572895386960&from=tabbar&
text=актерский+тренинг
Дидактические материалы
Настольные игры
Развивающие игры

Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и
реализации дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что
закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
2.3. Формы аттестации и контроля
Виды контроля: текущий контроль осуществляется в ходе
выполнения творческого задания по каждому разделу методом наблюдения,
теоретические знания проверяются в ходе беседы или опроса.
Тематический контроль осуществляется по окончании каждой темы
в форме: импровизированных игр, проведение тренингов или комплекса
игр, написания сценария и проведение игровых мероприятий.
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме:
тестирования, презентации творческих работ, защита проектов.

18

Сроки проведения аттестации (последняя неделя учебного года)
устанавливаются администрацией образовательной организации и
фиксируются в общем учебном плане.
1.
2.
3.
4.

2.4. Оценочные материалы
Мониторинг личностного развития (Приложение 1).
Мониторинг
результатов
обучения
по
дополнительной
общеразвивающей программе (Приложение 2).
Тест по определению уровня развития коммуникативных и
организаторских способностей (Приложение 3).
Критерии оценки уровня сформированности лидерских качеств
(Приложение 4).

2.5. Методические материалы
Изучение материала каждого раздела проходят суммарно и
комплексно, сочетая теоретическую и практическую составляющую воедино.
На одном занятии происходит гармоничный переход от одного раздела
обучения к другому, по мере потребности в каждом, этим объединяя занятия
в один общий курс обучения. Возможна интеграция практики и теории в ходе
учебного процесса. Учебный материал последовательно усложняется.
Одновременно решается комплекс задач в формировании культуры
подростка: собранность внимания на подлинность дела, импровизационный
характер игры, активизация воображения, погруженность в материал
выразительности и разнообразия действий. На занятиях используются
сюжетно-ролевые игры, актерские тренинги, речевые упражнения, занятия
насыщены интересной информацией, применяются технические средства,
созданы условия для «ситуации успеха». Упражнения разбиты на четыре
группы: организующие коллектив; развивающие воображение и внимание;
активизирующие личность исполнителя; обеспечивающие создание этюдов,
импровизаций и сценок, к которым можно предъявить качественные
зрительские требования. Прерогативой обучения является общекультурное
развитие подростков. Занятия включают их в активную познавательную и
исследовательскую деятельность, организуют их самостоятельный поиск
через подготовку и организацию социально-значимых акций и мероприятий.
Полученные знания реализуются в подготовке и проведении социальнозначимых акций и мероприятий, конкурсов, концертных программ и
различных праздников.
У обучающихся второго года обучения уже накоплен определенный
опыт. На данном этапе обучения совершенствуются умения и навыки,
полученные в первый год обучения. Даются индивидуальные и

19

коллективные задания на импровизацию. Продолжается работа над
сценическим движением, сценической речью, актерским мастерством.
Большой упор делается на репетиционно-постановочную работу и
выступления, также уделяется внимание самостоятельной, авторской работе
подростков: импровизации, написанию сценария, редактированию сценария,
работе над сценическим воплощением образа, номера, работе над
музыкальным оформлением. Основой творчества здесь является то, что
подростки придумывают, создают и воплощают свое творческое
воображение на сцене. Формируется умение режиссировать.
На занятиях используются следующие технологии:
− информационно-коммуникационные;
− игровая;
− развития критического мышления;
− технология интегрированного обучения.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога
1. Гиппиус С. В.. Гимнастика чувств.- М: Искусство, 1967. – 129 с.
2. Корогодский З.Я.. Этюд и школа.- М: Просвещение, 1975. – 106 с.
3. МБУ ЕЦПППН «Диалог». Ресурсы волонтерского движения для
профилактической работы с детьми и подростками в образовательном
комплексе города Екатеринбурга. Часть 3. – Екатеринбург: Форд ДиалогИсеть, 2013. – 96 с.
4. Нахимовский A.M. Театральное действо от "А «до «Я". – М:
АРКТИ, 2002. – 256с.
5. Раугул Е., Козырев М. Театр в чемодане. - СПб: Литера, 1998. – 174
с.
6. Савкова З.В. Техника звучащего слова.- СПб, 1997. – 61 с.
7. Станиславский К. С. Работа над собой в творческом процессе
переживания.
8. - М: Искусство, 1995 – 274 с.
9. Фельдитейн Д.И.. Психология становления личности. – М: МПА,
1994. – 189с.
10. Центр благотворительных фондов и организаций. Ресурсы для
социальных проектов. - Екатеринбург: Центр благотворительных фондов и
организаций, 2013. – 90 с.
11. Шулешко Л.Е.. Социально-игровые подходы в педагогике.
Новосибирск: 1982. – 12 с.
Для обучающихся
1. Горчаков Н.М.. Режиссерские уроки. - М: Арнир, 2006. - 205 с.
2. Кох И.Э. Основы сценического движения.- М: Просвещение, 1962.
– 301с.

20

274 с.

3. Станиcлавский К.С. Работа актера над собой. М: Искусство, 1995. –

4. Шмакова С.А.. Игры шутки - игры минутки. - М: Новая школа,
1996. 112 с.
5. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе. – СПб: Речь, 2006. –
229 с.

21

Приложение 1
Мониторинг развития личности обучающихся

Параметры
Мотивация

Критерии

Степень выраженности качества

- Выраженность
интереса к занятиям;
- Самооценка
деятельности на
занятиях;
- Ориентация на
общепринятые
моральные нормы и их
выполнение в
поведении;

− интерес возникает к новому материалу, но
не к способам решения;
− приступая к решению новой задачи,
пытается оценить свои возможности
относительно ее решения, однако при этом
учитывает лишь то, знает он ее или нет, а не
возможность изменения известных ему
способов действия;
− недостаточно осознает правила и нормы
поведения, но в основном их выполняет.
− устойчивый учебно-познавательный
интерес, но он не выходит за пределы
изучаемого материала;
− может с помощью учителя оценить свои
возможности в решении задачи, учитывая
изменения известных ему способов
действий;
− осознает моральные нормы и правила
поведения в социуме, но иногда частично
их нарушает.
− проявляет постоянный интерес и
творческое отношение к предмету,
стремится получить дополнительную
информацию;
− может самостоятельно оценить свои
возможности в решении задачи, учитывая
изменения известных способов действия;
− всегда следует общепринятым нормам и
правилам поведения, осознанно их
принимает;
Уровень активности, самостоятельности
ребенка низкий, при выполнении заданий
требуется постоянная внешняя стимуляция,
любознательность не проявляется.

Познавательн Уровень развития
познавательной
ая сфера
активности,
самостоятельности

22

Баллы

1

2

3

1

Ребенок недостаточно активен и
самостоятелен, но при выполнении
заданий требуется внешняя стимуляция,
круг интересующих вопросов довольно
узок.

Регулятивная -произвольность
деятельности;
сфера
- уровень развития
контроля;

Коммуникати Способность к
сотрудничеству
вная сфера

Ребенок любознателен, активен, задания
выполняет с интересом, самостоятельно,
не нуждаясь в дополнительных внешних
стимулах, находит новые способы
решения заданий.
Деятельность хаотична, непродуманна,
прерывает деятельность из-за возникающих
трудностей, стимулирующая и
организующая помощь малоэффективна;
Ученик осознает правило контроля, но
затрудняется одновременно выполнять
учебные действия и контролировать их.
Удерживает цель деятельности, намечает
план, выбирает адекватные средства,
проверяет результат, однако в процессе
деятельности может отвлекаться, трудности
преодолевает только при поддержке
педагога.
При выполнении действия ученик
ориентируется на правило контроля и
успешно использует его в процессе решения
задач, почти не допуская ошибок.
Ребенок удерживает цель деятельности,
намечает ее план, выбирает адекватные
средства, проверяет результат, сам
преодолевает трудности в работе, доводит
дело до конца.
Самостоятельно обнаруживает ошибки,
вызванные несоответствием усвоенного
способа действия и условий задачи, и
вносит коррективы.
Способен к сотрудничеству, но не всегда
умеет аргументировать свою позицию и
слушать партнера.
Способен к взаимодействию и
сотрудничеству (групповая и парная работа;
дискуссии; коллективное решение учебных
задач).

23

2

3

1

2

3

1

2

Проявляет эмоционально позитивное
отношение к процессу сотрудничества;
ориентируется на партнера по
общению, умеет слушать собеседника,
совместно планировать, договариваться и
распределять функции в
ходе выполнения задания, осуществлять
взаимопомощь.

24

3

Приложение 2
Мониторинг результатов обучения по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
Показатели

Степень
выраженности
оцениваемого
качества

Критерии

1. Теоретическая подготовка
1.1.
Соответствие
Теоретические знания теоретических
по основным разделам знаний
УП ДОП
обучающегося
программным
требованиям

1.2. Владение
специальной
терминологией

высокий уровень
– успешное
освоение учащимся
более 70%
содержания
образовательной
программы,
подлежащей
аттестации;
средний уровень –
успешное освоение
учащимся от 50% до
70% содержания
образовательной
программы,
подлежащей
аттестации;
низкий уровень –
успешное освоение
учащимся менее 50%
содержания
образовательной
программы,
подлежащей
аттестации.
Осмысленность и высокий уровень
правильность
– осознанное
использования
употребление
специальной
специальных
терминологии
терминов в полном
соответствии с их
содержанием;
средний уровень сочетание
специальной
терминологии с

25

Возможное
количество
баллов

Методы
диагностики

3

2

Наблюдение,
собеседование

1

3

Наблюдение,
собеседование

2

бытовой;

низкий уровень –
специальные
термины не
употребляются
2.
Практическая подготовка учащегося
2.1. Практические
- качество
высокий уровень –
навыки и умения
выполнения
овладел всеми
предусмотренные
практического умениями и
задания;
ДООП (по основным
навыками
разделам УП)
-аккуратность и средний уровень –
ответственность объем усвоенных
при работе
умений и навыков
составляет более50%;
низкий уровень –
объем усвоенных
умений и навыков
составляет менее
50%;
1.2.Владение
свобода владения высокий уровень –
специальным
специальным
работает с
оборудованием
оборудованием и оборудованием
оснащением
самостоятельно,
трудностей не
испытывает
средний уровень –
работает с
оборудованием с
помощью педагога
низкий уровень –
испытывает
серьезные
затруднения при
работе с
оборудованием
2.3. Творческие навыки Креативность в
Творческий уровень
выполнении
– задания
практических
выполняются с
заданий
элементами
творчества;
Репродуктивный
уровень – в

26

1

Показательное
выступление
3
2

1
Наблюдение,
собеседование
3

2

1

Показательные
выступления
3

2

основном выполняет
задания на основе
образца
Начальный
(элементарный)
уровень – выполняет
лишь простейшие
практические
задания педагога
2.4. Личные достижения Активность
высокий уровень –
обучающегося
обучающегося и ребенок принимает
результативность участие во всех
его участия в
мероприятиях с
мероприятиях
хорошими и
отличными
результатами
средний уровень –
ребенок принимает
участие в
большинстве
мероприятий
низкий уровень –
ребенок
малоактивен

27

1

3

2

1

Тест, защита
проектов,
конкурсы

Приложение 3.
Тест по определению уровня развития коммуникативных и
организаторских способностей

Методика КОС (коммуникативные и организаторские способности)
(В.Синявский и Б. А. Федоришин)
Параметр: уровень социализированности учащихся
Критерий: деятельностно-практический компонент
Показатель: уровень развития коммуникативных и организаторских способностей.
Метод диагностики: КОС
Цель: изучение коммуникативных и организаторских способностей Методика
предназначена для подростков и старшеклассников 14 – 17 лет. Методика проводится в
стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы
тестирования).
Коммуникативные и организаторские способности являются и по своему
содержанию связаны с активным взаимодействием между людьми. Они являются
важными факторами для достижения успеха во многих профессиях типа "человек человек". Коммуникативные и организаторские способности являются ведущими в
образовании межличностных отношений, в сплочении членов коллектива, в организации
учебных, спортивных, игровых и других групп, в привлечении к себе людей, в умении
организовать и направить их деятельность.
Описание методики: учитывая, что способности тесно связаны с потребностями
личности, ее интересами и избирательным эмоционально-волевым отношением к
деятельности, была разработана психодиагностическая методика опосредованного
выявления коммуникативных и организаторских способностей - через выявление и оценку
соответствующих склонностей. Диагностике подвергаются потенциальные возможности
личности в развитии ее коммуникативных и организаторских способностей.
Методика базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых
особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые
испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях
основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального,
пережитого в его опыте, отношения.
При построении опросника были учтены различные формы отношения
опрашиваемых к вопросам. Дело в том, что одни испытуемые могут быть более склонны к
утвердительным ответам, другие - к отрицательным. Поэтому вопросы в бланке
построены так, чтобы утвердительный ответ на один вопрос имел такое же смысловое
значение, что и отрицательный ответ на другой вопрос.
В программу изучения коммуникативных склонностей введены вопросы:
а) проявляет ли личность стремление к общению, много ли у нее друзей;
б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество;
в) быстро ли привыкает к новым людям, к новому коллективу;
г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых;
д) любит ли общественную работу, выступает ли на собраниях;
е) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми;
ж) легко ли ему даются выступления в аудитории слушателей.
В соответствии с этим было разработано 20 специальных вопросов.

28

Программа изучения организаторских склонностей включает вопросы:
а) быстрота ориентации в сложных ситуациях; б) находчивость, инициативность,
настойчивость, требовательность; в) склонность к организаторской деятельности; г)
самостоятельность, самокритичность; д) выдержка; е) отношение к общественной работе.
Стимульный материал методики КОС
Инструкция: Вам нужно ответить на все вопросы этого бланка. Свободно
выразите свои мысли по каждому вопросу и отвечайте на них так: если Ваш ответ на
вопрос положителен, то поставьте против него знак «+», если же не согласны – знак «-».
Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями.
Текст опросника
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими
Вашего мнения?
3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из ваших
товарищей?
4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
6. Нравиться ли Вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо
другими занятиями, чем с людьми?
8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы
отступаете от своих намерений?
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по
возрасту?
10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные
игры и развлечения?
11. Трудно ли для Вас включиться в новые для Вас компании?
12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить
сегодня?
13. Легко ли Вам удаётся установить контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с
Вашим мнением?
15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими
своих обещаний, обязанностей, обязательств?
17. Стремитесь ли Вы при удобном случае побеседовать и познакомиться с новым
человеком?
18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть
одному?
20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
21. Нравиться ли Вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится
проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

29

25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы
Ваших товарищей?
27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых
людей?
28. Верно ли, что Вы стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в
малознакомую для Вас компанию?
30. Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе?
31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно было
не сразу принято Вашими товарищами?
33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в малознакомую
компанию?
34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих
товарищей?
35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда
приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у Вас много друзей?
38. Часто ли оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми
людьми?
40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы
своих товарищей?
КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ
Двадцать вопросов методики дают возможность оценить наличие или отсутствие
коммуникативных способностей (высокий, средний или низкий уровень их развития).
Один балл получает ответы «да» на следующие вопросы № 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
и ответы «нет» на вопросы № 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.
Двадцать вопросов оценивают организаторские способности и уровень их
развития. Один балл получают ответы «да» на вопросы № 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 34, 38 и
ответы «нет» на вопросы № 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 30, 32, 36, 40.
Высчитывается коэффициент (К) отдельно для коммуникативных и
организаторских способностей. К=м\20, м – количество совпавших ответов.
Уровни способностей:
Коммуникативные
Организаторские
0,10-0,45
Низкий
0,20 - 0,55
0,46-0,55
ниже среднего
0,56 - 0,65
0,56- 0,65
Средний
0,66 - 0,70
0,66- 0,75
Высокий
0,71 - 0,80
0,76- 1,00
очень высокий
0,81 - 1,00

30

Приложение 4
Критерии оценки уровня сформированности лидерских качеств
1-й год обучения

Планируемые результаты

Виды
Диагностический
Критерии оценивания контроля/ инструментарий (формы,
методы, диагностики)
аттестации

Личностные
- сформированность
устойчивых; творческих
групп;
− личностный рост в
коммуникативной и
культурно-эстетической
сфере;
- понимание необходимости
самосовершенствования и
саморазвития и готовность к
этому;
-устойчивый интерес к
социальной деятельности;
Предметные
-владение теоретической
основой и терминологией; владение методикой
написания сценариев;
-умение правильно держаться
на сцене;
-владение методикой
сценического
перевоплощения;
-владение базовыми знаниями
ученического
самоуправления,
информационного
пространства
Метапредметные
-умение решать проблемы
творческого и поискового
характера;
− умение планировать,
контролировать и оценивать
свои действия в

- выраженность
интереса к занятиям;
- самооценка
деятельности на
занятиях;
- ориентация на
общепринятые
моральные нормы и
их выполнение в
поведении;
-уровень развития
познавательной
активности,
самостоятельности
- произвольность
деятельности;
- уровень развития
контроля;
- способность к
сотрудничеству.
уровень
теоретической
подготовки:
соответствие
теоретических знаний
программным
требованиям;
- осмысленность и
свобода
использования
специальной
терминологии.
уровень практической
подготовки:
качество выполнения
практического

31

педагогич
еское
наблюден
ие,
тестирова
ние

Собеседов
ание

Творческа
я работа,
выступлен
ие, проект

− Мониторинг
личностного развития
(приложение 1)
- Мониторинг результатов
обучения по ДОП
(приложение 2)
- Тест по определению
уровня развития
коммуникативных и
организаторских
способностей (приложение
3)

соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации;
− умение понимать причины
успеха/неуспеха своей
деятельности и способность
конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
− умение управлять своей
деятельностью,
контролировать и
корректировать ее;
− умение презентовать себя;
- умение анализировать и
сопоставлять, обобщать,
делать выводы, проявлять
настойчивость в достижении
цели.

задания; аккуратность
и ответственность при
работе;
-свобода владения
специальным
оборудованием и
оснащением;
- креативность в
выполнении заданий;
-активность учащихся
и результативность
его участия в
мероприятиях;
- участие в
мероприятиях
различного уровня.

2-й год обучения
Планируемые результаты
Личностные
− умение работать в команде
с сохранением своей
творческой
индивидуальности;
− сформированность
организаторских навыков
− понимание необходимости
самосовершенствования и
саморазвития и готовность к
этому;
− обогащенный словарный
запас;
-расширенный кругозор;
Метапредметные
-способность к
саморефлексии;
− освоение базовых
принципов коллективногрупповой деятельности;
− умение определять

Виды
Диагностический
Критерии оценивания контроля/ инструментарий (формы,
аттестации
методы, диагностики)
- выраженность
педагогичес − Мониторинг
интереса к занятиям; кое
личностного развития
-самооценка
наблюдение (приложение 1)
- Тест (приложение 3)
деятельности на
- Мониторинг результатов
занятиях;
обучения по ДОП
-ориентация на
(приложение 2)
общепринятые
моральные нормы и
их выполнение в
поведении;

-уровень развития
познавательной
активности,
самостоятельности;
- произвольность
деятельности;
- уровень развития

32

наиболее эффективные
способы достижения
результата;
− умение слушать и слышать
собеседника и вести диалог;
готовность признавать
возможность существования
различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
− умение излагать свое
мнение и аргументировать
свою точку зрения, давать
оценку событий;
− владение методикой поиска
и отбора информации из
различных информационных
источников;
− владение ИТКтехнологиями;
Предметные
− владение методикой
написания сценариев
подводок;
− умение правильно
держаться на сцене;
-владение методикой
сценического
перевоплощения;
− умение писать,
реализовывать и защищать
проекты;
- выполнение творческой
работы

контроля;
- способность к
сотрудничеству

уровень
теоретической
подготовки:
- соответствие
теоретических знаний
программным
требованиям;
- осмысленность и
свобода
использования
специальной
терминологии;
уровень практической
подготовки:
-качество выполнения
практического
задания; аккуратность
и ответственность при
работе;
- свобода владения
специальным
оборудованием и
оснащением;
-креативность в
выполнении заданий

33

собеседова
ние , тест

выполнени
е
творческой
работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».