ДООП Школа исследователей 2023-2024

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»

КОМПЛЕКСНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Школа исследователей»

Естественнонаучная направленность
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Карамышева Мария Юрьевна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ ........................................ 3
1.1. Пояснительная записка................................................................................................. 3
1.2. Цели и задачи модуля .............................................................................................. 6
1.3. Содержание программы .......................................................................................... 7
1.4. Планируемые результаты программы ................................................................ 12
2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОГРАММЫ
13
2.1. Календарный учебный график..................................................................................13
2.2. Условия реализации программы ..............................................................................13
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .................................... 14
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................ 14
Приложение 1 ................................................................................................................. 16

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа исследователей» естественнонаучной направленности разработана
в соответствии с требованиями в образовании, отраженных в следующих
документах:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31.03.2022 года № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
4.
Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы»).
5.
Методические рекомендации по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017
года № ВК-1232/09.
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29.09.2020 года № 28 СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания,
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7.
СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
8.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 года № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
9.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
3

«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии
с социальным заказом.
10
Устав
Муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 21.08.2015 года № 1497/46/36.
11. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 19.08.2022 № 30.
Актуальность:
данная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа соотносится с тенденциями развития
дополнительного образования и,
согласно
Концепции
развития
дополнительного
образования,
способствует
удовлетворению
индивидуальных потребностей учащихся, направлена на закрепление
«уровня актуального развития» и выявление «зоны ближайшего развития»,
расширяя возможные границы индивидуально-личностной траектории
развития учащихся старшего дошкольного возраста, способствуя готовности
к обучению в системе начального образования.
Новизна: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Школа исследователей» направлена на формирование научного
мировоззрения и удовлетворение познавательных интересов учащихся, на
развитие у учащихся старшего дошкольного возраста исследовательской
активности, любознательности, нацеленности на изучение объектов живой и
неживой природы, поиск взаимосвязей между ними, на экологическое
воспитание. Образовательный процесс акцентируется не столько на
содержательной стороне материала, сколько на способах овладения им, на
организации деятельности учащихся по их усвоению. Ориентация
образовательного процесса направлена на обеспечение необходимого уровня
интеллектуально-личностного,
творческого
развития
учащихся
–
самостоятельности,
критичности,
уровня
аналитико-синтетической
деятельности, способности переносить действия с одного содержания на
другое, способности к моделированию, умению видеть явления и предметы в
перспективе.
Отличительная особенность программы: в основе дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Школа
исследователей» лежит поисково-познавательная деятельность, которая дает
учащимся реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Ставится акцент на непосредственную практическую деятельность () с
4

разнообразием материально-технической базы для формирования основ
естественнонаучной картины мира, в отличие от программ и модулей
аналогичной направленности «Исследуем и познаем» (Х.З. Халиуллина),
«Мы-исследователи» (О.А. Руднева).
Освоение учащимися старшего дошкольного возраста операций,
действий,
движений
поисково-познавательной
деятельности
в
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Школа исследователей» рассматривается в единстве с развитием
творческого начала и овладением структурой деятельности: постановка
проблемы учащимися со взрослым (педагог становится советчиком,
партнером, ориентиром в выборе преобразующей деятельности); выбор
варианта
преобразования,
нахождение
способа,
планирование
последовательности процесса с помощью алгоритма деятельности, схем,
рисунков; реализация замысла; получение оригинального, нестандартного
продукта деятельности-«изобретения», значимого для самого учащегося.
Для автора программы близка позиция, согласно которой творческими
считают новые с точки зрения индивидуального опыта изобретения,
имеющие новизну только для данного индивида (Л.С. Выготский, Н.Б.
Вагнер, Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова).
Адресат программы: учащиеся 5-7 лет.
Возрастные особенности:
Результаты современных психологических и педагогических
исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н.
Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И.
Щукина и др.) показывают, что дети 5-7 лет могут успешно познавать не
только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и
их внутренние связи и отношения. В этот период у них формируются
способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в
основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с
познаваемыми предметами, объектами.
Комплектование группы проводится без предварительного отбора.
Количество учащихся в группе 12 человек. Группы формируются по возрасту.
Образовательный процесс организуется в традиционной форме. В программу
могут быть включены дополнительные задания, соответствующие тематике.
Некоторые из заданий могут быть изменены в ходе экспериментальнопоисковой работы. В период приостановки образовательной деятельности в
связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями

5

образовательный процесс организуется с применением дистанционных
технологий.
Объем программы: 144 часа.
Срок освоения программы: 36 учебных недель.
Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебному часу.
Уровень освоения программы: стартовый (1 год обучения) –
используются и реализуются общедоступные и универсальные формы
организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения
содержания программы.
Формы обучения: групповая, индивидуальная в сотворчестве с
педагогом, коллективная.
Форма занятий: беседа, опытно-экспериментальная работа;
практическая работа, лабораторная работа, презентация, экскурсия.
Формы подведения итогов реализации программы: наблюдение,
опрос, соревнования, презентация объекта исследования.
1.2. Цели и задачи модуля
Цель программы – развитие поисково-познавательной деятельности
учащихся старшего дошкольного возраста как основы интеллектуальноличностного, творческого развития.
Задачи.
Обучающие:
1. Сформировать у учащихся собственный познавательный опыт через
многообразие форм
поисково-познавательной деятельности (игра,
экспериментирование, конструирование, развитие речи, общение).
2. Обучить структуре поисково-познавательной деятельности.
3.Способствовать применению знаний о живой и неживой природе,
физических явлениях окружающего мира в поисково-познавательной
деятельности.
4. Способствовать применению знаний о различных свойствах веществ
(твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость) в
экспериментальной деятельности;
5.Сформировать представления о возникновении и совершенствовании
приборов в истории человечества.
6.Обучить простейшим умениям моделирования и конструирования для
изготовления собственных изобретений.
Развивающие:

6

1.Развить у учащихся старшего дошкольного возраста предпосылки
диалектического мышления, что в свою очередь способствует проявлению
творческих способностей.
2.Развить эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
3.Расширить
перспективы поисково-познавательной деятельности
путем
включения
учащихся
в
мыслительные,
моделирующие,
преобразующие действия
4.Способствовать
развитию
инициативы,
сообразительности,
пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к
миру.
5.Развить речь как средство и форму мыслительной деятельности.
Воспитательные:
1. Сформировать доброжелательное отношение к сверстникам, умение
конструктивно представлять собственное мнение.
2. Воспитать творческое созидательное отношение к природе.
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№

Наименование разделов, тем

1. Вводное занятие
2. Теоретические основы
исследовательской деятельности
3. Воздух. Изобретения, основанные
на свойствах воздуха
3.1.
Свойство воздуха
3.2.
Давление воздуха
Воздушный двигатель, сила
3.3.
сжатого воздуха
4. Свет. Изобретения, основанные на
свойствах света
4.1.
Световой луч. Тень
4.2.
Отражение и преломление
Отклонения света
4.3.
5. Магниты. Изобретения,
основанные на свойствах магнитов
Воздействие
магнита
на
5.1.
предметы из железа, стали и
других материалов
5.2.
Магнитные полюсы
Противостояние
магнитной
5.3.
силы силе тяжести
5.4.
Устройство электромагнита
6. Твёрдые тела, жидкости и газы

Количество часов
Всего Теория Практика
2
1.5
0.5

Формы аттестации и
контроля
наблюдение, опрос
наблюдение, опрос

6

2

4

20

6

14

6
6

2
2

4
4

8

2

6

22

6

16

5
14
3

1
4
1

4
10
2

28

9

19

10

4

6

наблюдение, опрос

6

2

4

наблюдение, опрос

8

2

6

наблюдение, опрос

4
6

1
2

3
4

наблюдение, опрос
наблюдение, опрос

7

наблюдение, опрос
наблюдение, опрос
наблюдение, опрос,
соревнования

наблюдение, опрос
наблюдение, опрос
наблюдение, опрос

7. Химия в повседневной жизни
8. Растения в нашей жизни
8.1. Строение растения
8.2. Фотосинтез
9. Вода. Изобретения, основанные на
свойствах воды
9.1
Вода и человек
9.2. Вода из растений
9.3. Три состояния воды
9.4. Круговорот воды в природе
9.5. Сила воды
9.6. Зависимость плавучести тела от
формы и плотности
9.7. Вымещение жидкости при
погружении судна
9.8. Водяной двигатель
9.9
Испарение водных растворов
9.10 Понятие
«экология».
Микроорганизмы.
10. Разработка проекта
предмета
10.1. Определение
исследования
этапов
10.2. Реализация
исследовательской работы
11. Промежуточная (итоговая)
аттестация
Итого

наблюдение, опрос

8
8
6
2

2
1,5
1
0.5

6
6,5
5
1,5

30

7,7

22,3

4
2
1
1
4

1
1
0,2
0,5
1

3
1
0.8
0,5
3

наблюдение, опрос
наблюдение, опрос
наблюдение, опрос
наблюдение, опрос
наблюдение, опрос

3

-

3

наблюдение, опрос

3

1

2

наблюдение, опрос

2
2

0,5
0,5

1,5
1,5

наблюдение, опрос
наблюдение, опрос

8

2

6

наблюдение, опрос

12

3

9

4

1

3

наблюдение, опрос

8

2

6

наблюдение, опрос

2

-

2

презентация объекта
исследования

144

40.7

103,3

наблюдение, опрос
наблюдение, опрос

Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: кто такие исследователи? История изобретения. Изобретатели.
Практика: просмотр видео-презентации «История изобретения».
Раздел 2. Теоретические основы исследовательской деятельности
Теория: понятия: «Доказательство», «Опровержение». Выдвижение
гипотезы, понятие: «Гипотеза». Постановка цели, планирование. Понятия:
«цель», «задача».
Практика: игры «Белый огурец», «Хорошо - плохо», «Я поеду и
возьму с собой». Самостоятельная работа: «Доказать и опровергнуть
необходимость подарка на день рождение для Бармалея, Снегурочки». Игра
«Мой день».
Раздел 3. Воздух. Изобретения, основанные на свойствах воздуха
Тема 3.1. Свойство воздуха
Теория: свойства горячего и холодного воздуха. Сопротивление воздуха.
8

Практика: лабораторная работа: «Циркуляция воздуха», лабораторная
работа: «Волшебный стакан». Практическая работа: «Изготовление аппарата,
передвигаемого путём нагревания воздуха, и определение его назначения
(для передачи информации, сигнальная система и т.п.).
Тема 3.2. Давление воздуха
Теория: понятие «давление воздуха».
Практика: лабораторная работа: «Определение давления воздуха во
всех направлениях». Практическая работа: «Изобретение вертушки».
Тема 3.3. Воздушный двигатель, сила сжатого воздуха
Теория: воздушный двигатель, сила сжатого воздуха. Лучшая форма
для скоростного аппарата. Сопротивление воздуха.
Практика: лабораторная работа: «Передвижение грузов с помощью
сжатого воздуха». Практическая работа: «Конструирование аппарата,
передвигаемого силой сжатого воздуха; «Изготовление парашюта»,
испытание изобретений. Практическая работа: «Изготовление самолёта с
разной формой крыла». Практическая работа: «Изобретение воздушного
двигателя». Соревнования лётных аппаратов.
Раздел 4.Свет. Изобретения, основанные на свойствах света
Тема 4.1. Световой луч. Тень
Теория: распространение светового луча, образование тени.
Практика: лабораторная работа: «Можно ли остановить свет?».
Практическая работа: «Изготовление теневого театра».
Тема 4.2. Отражение и преломление
Теория: отражение и преломление.
Практика: практическая работа: «Изготовление солнечных часов».
Лабораторная работа: «Сверкающий белый цвет». Практическая работа:
«Изготовление перископа».
Тема 4.3. Отклонения света
Теория: отклонения света.
Практика: исследовательская работа: «Может ли луч света
искривляться?». «Сломанный луч». Практическая работа: «Изобретение
простого телескопа».
Раздел 5. Магниты. Изобретения, основанные на свойствах света
Тема 5.1. Воздействие магнита на предметы из железа, стали и
других материалов
Теория: воздействие магнита на предметы из железа, стали и других
материалов. Зависимость силы магнита от формы и размера.

9

Практика: Лабораторная работа: «Всё ли притягивают магниты?
Практическая работа: создание игры: «Магнитная регата»; создание игры:
«Вынужденный маршрут», создание игры: «Весёлая рыбалка».
Тема 5.2. Магнитные полюсы
Теория: магнитные полюсы. Разноимённые и одноимённые полюсы
магнитов. Ищем северный полюс.
Практика: Лабораторная работа: «Нейтрализация магнитной силы.
«Рисование без рук». «Силовые линии», «Плавающие магниты».
Тема 5.3. Противостояние магнитной силы силе тяжести
Теория: противостояние магнитной силы силе тяжести.
Практика: практическая работа: создание игр «Гонки». Опытноэкспериментальная работа: «Магнит по команде».
Тема 5.4. Устройство электромагнита
Теория устройство электромагнита.
Практика: практическое занятие: «Разработка и изготовление
простейшего электромагнитного мотора».
Раздел 6. Твёрдые тела, жидкости и газы
Теория: строение тел, понятия «молекулы». Влияние тепла на
состояние вещества. Влияние изменения температуры и давления на
агрегатное состояние вещества.
Практика: игры: «Молекулы», «Маленькие человечки». Опытноэкспериментальная работа: «Расширение жидкостей, нагревание твёрдых
тел». «Охлаждение твердых тел и газа». Опытно-экспериментальная работа:
«Молекулы в движении».
Раздел 7. Химия в повседневной жизни
Теория: химические вещества в нашей жизни. Ферменты,
превращающие пищу в усвояемые вещества.
Практика: лабораторная работа: «Сила пузырьков или почему дрожжи
заставляют тесто подниматься?». «Ферменты в работе или как пища
расщепляется в желудке?». Лабораторная работа: «Превращение пищи в
легкоусвояемые вещества, действие слюны.
Раздел 8. Растения в нашей жизни
Тема 8.1. Строение растения
Теория: строение растения. Вода – источник жизни для растений.
Значение корневой системы для растений.
Практика: практическая работа: «Посадка семян». Опытноэкспериментальная работа: «Наблюдение за изменениями семени во влажной
ёмкости и сухой» Опытно-экспериментальная работа: «Аленький цветочек».
Тема 8.2. Фотосинтез
10

Теория: фотосинтез растений, питание растений. Значение углекислого
газа, кислорода в жизни растений. Влияние солнечных лучей на жизнь
растения. Многолетние и однолетние растения.
Практика: опытно - экспериментальная работа: «Наблюдение за
посадками, сравнительный анализ»; «Растения за работой», получение
кислорода и углекислого газа; «Вслед за солнцем». Наблюдение за
изменениями растения, сравнительный анализ.
Раздел 9. Вода. Изобретения, основанные на свойствах воды
Тема 9.1. Вода и человек
Теория: вода в организме человека. Влияние воды на организм
человека. Понятие «Экология».
Практика: лабораторная работа: «Исследование воды из водоема,
кипяченой воды, талой воды на наличие микроорганизмов с помощью
микроскопа». Лабораторная работа: «Очистка воды ультрафиолетовыми
лучами, Эко - фильтром. Сравнительный анализ жидкостей в лаборатории».
Тема 9.2. Вода из растений
Теория: Значение ствола и листьев для растений.
Практика: Опытно-экспериментальная работа: «Цветик-семицветик».
Тема 9.3. Три состояния воды
Теория: понятие «агрегатное состояние воды» (твердое, жидкое,
газообразное).
Практика: лабораторная работа: «Способы превращения воды в пар,
лед, жидкость».
Тема 9.4. Круговорот воды в природе
Теория: процесс циклического перемещения воды в земной биосфере.
Практика: опытно-экспериментальная работа по исследованию
круговорота воды. Практическая работа: Изготовление макета «Круговорот
воды в природе».
Тема 9.5. Сила воды
Теория: понятие «Сила воды».
Практика: Практическая работа: «Изготовление самого простого
механизма фонтана». Практическая работа: «Водовод».
Тема 9.6. Зависимость плавучести тела от формы и плотности
Теория: зависимость плавучести тела от формы и плотности.
Практика:
опытно-экспериментальная
работа:
«Определяем
плавучесть разных предметов, сравнительный анализ». Лабораторная работа:
«Предел плавучести». Практическая работа: «Изготовление плавучего судна.
Тема 9.7. Вымещение жидкости при погружении судна
Теория: вымещение жидкости при погружении судна.
11

Практика: лабораторная работа: «Вымещение жидкости при
погружении судна».
Тема 9.8. Водный двигатель
Теория: история водяного двигателя.
Практика: практическая работа: «Водяная мельница».
Тема 9.9. Испарение водных растворов
Теория: испарение водных растворов.
Практика: опытно-экспериментальная работа: «Тайна кристаллов».
Наблюдения за образующими кристаллами, сравнительный анализ.
Тема 9.10. Понятие «экология». Микроорганизмы
Теория: понятие «Экология». Микроорганизмы.
Практика: лабораторная работа: «Исследование воды из водоема,
кипяченой воды, талой воды на наличие микроорганизмов с помощью
микроскопа». Лабораторная работа: «Очистка воды ультрафиолетовыми
лучами, Эко - фильтром. Сравнительный анализ жидкостей».
Раздел 10. Разработка исследовательского проекта
Тема: 10.1. Определение предмета исследования
Теория: определение предмета исследования.
Практика: постановка цели и задач, выдвижение гипотезы.
Тема 10.2. Реализация этапов исследовательской работы
Практика: реализация этапов исследовательской работы.
Раздел 11. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: презентация объекта исследования.
1.4. Планируемые результаты программы
Предметные результаты:
•
сформирован у учащихся собственный познавательный опыт
через многообразие форм поисково-познавательной деятельности (игра,
экспериментирование, конструирование, развитие речи, общение);
o
обучен структуре поисково-познавательной деятельности;
• способен применять знания о живой и неживой природе,
физических явлениях окружающего мира в поисково-познавательной
деятельности;
•
способен применять знания о различных свойствах веществ
(твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость) в
экспериментальной деятельности;
• сформированы
представления
о
возникновении
и
совершенствовании приборов в истории человечества;

12

• обучен простейшим умениям моделирования и конструирования
для изготовления собственных изобретений.
Метапредметные результаты:
• развиты у учащихся старшего дошкольного возраста предпосылки
диалектического мышления, что в свою очередь способствует проявлению
творческих способностей;
•
развито эмоционально-ценностное отношение к окружающему
миру;
•
расширены перспективы поисково-познавательной деятельности
путем
включения
учащихся
в
мыслительные,
моделирующие,
преобразующие действия;
• развиты
инициатива,
сообразительность,
пытливость,
самостоятельность, оценочное и критическое отношения к миру;
• развита речь как средство и форма мыслительной деятельности.
Личностные результаты:
• сформированы доброжелательное отношение к сверстникам, умение
конструктивно представлять собственное мнение;
• воспитано творческое созидательное отношение к природе.
2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ПРОГРАММЫ
2.1. Календарный учебный график
Период
обучения

Дата начала
обучения по
программе

Дата
окончания
обучения по
программе

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

Режим занятий

1 полугодие
2 полугодие

15 сентября
08 января

31 декабря
31 мая

15
21

60
84

2 раза в неделю
по 2 учебных
часа

2.2. Условия реализации программы
Материальное техническое обеспечение: учебный кабинет, столы,
стулья, доска демонстрационная. Аудио-видео оборудование. Методическая
литература. Пособия. Канцелярские товары. Природные, бросовые,
технические материалы. Приспособления: микроскопы, увеличительные
стекла, чашечные весы, безмены, песочные часы на 1,2,3,5,10 минут,
компасы, разнообразные магниты, бинокль. Макеты. Инструменты.
Лабораторная посуда: штативы, колбы, пробирки, мензурки, воронки,

13

пипетки, стеклянные палочки, деревянные палочки, резиновые груши,
мерные ложечки.
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и
реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ осуществляется педагогами дополнительного образования, что
закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Информационно - методическое обеспечение:
− дидактические материалы: методическая литература, аудио - и
видео - материалы;
− наглядные материалы: наглядные карточки (космические
объекты, растения, животные, природные явления, технические объекты),
модели, схемы, чертежи.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды и формы контроля: текущий контроль, тематический контроль,
итоговый контроль.
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в конце учебного
года в форме презентации объекта исследования.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
1 уровень – высокий, полное освоение содержания образования (80100%).
2 уровень – средний, частичное освоение содержания программы (5080%), но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки.
3 уровень – низкий, не полностью освоил содержание программы (3050%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при
выполнении практических заданий.
Оценочные материалы:
1. Карта
овладения
учащимися
поисково-познавательной
деятельностью (Приложение 1).
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагогов:
1. Бухарова Г.Д. Опытно-поисковая, опытно-экспериментальная
работа и педагогический эксперимент в диссертационных исследованиях //
Научные исследования в образовании. 2012. №11. – Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/opytno-poiskovaya-opytno-eksperimentalnayarabota-i-pedagogicheskiy-eksperiment-v-dissertatsionnyh-issledovaniyah
14

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –
СПб., 2011.
3. Дмитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М., 2005.
4. Куликова
И.Э.
Детское
экспериментирование.
Старший
дошкольный возраст. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 79 с.
5. Москвина Ю.А. Опытно-поисковая работа как основной метод
диссертационного исследования // Концепт. – 2018. – №2. – Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/opytno-poiskovaya-rabota-kak-osnovnoy-metoddissertatsionnogo-issledovaniya.
6. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 2011.
7. Новоженова А. Наши пять чувств. Сборник экспериментов. – М.,
2010.
8. Образовательная программа по методу Монтессори: метод.
пособие. – Снежинск, 2002.
9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л.Ф. Обухова. –
М.: Издательство Юрайт; МГППУ, 2011. – 460 с.
10. Программа по организации поисковой деятельности детей
дошкольного возраста / под ред. О.В. Дыбиной. – М., 2007.
Литература для учащихся, родителей (законных представителей):
1. Брукс С. География Земли. – М., 2003.
2. Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. – Новосибирск:
Сиб.унив. изд-во, 2008.
3. Карпинская А.М. Большая книга экспериментов. – М., 2010.
4. Хауэлл Л., Роджерс К. Земля и космос. – М., 2002.

15

Определение
этапов ОПД
Самостоятельна
я ОПД
Формулировка
выводов ОПД

Этапы
поисковопознавательно
й деятельности
(ППД)

Изложение
материала

Уверенность и
выразительност
ь речи

Речь

Логичность
изложения

Постановка
цели, задач

Ф.И.
учащихся

Гипотеза

№

Рефлексивный
анализ

Соблюдение структуры
поисково- познавательной
деятельности

Выводы

Приложение 1
Карта овладения учащимися поисково-познавательной деятельностью

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Уровни оценивания:
1. Высокий (4-5 баллов) – задание в рамках ППД выполняется
учащимся самостоятельно.
2. Средний (2-3 балла) – с заданием в рамках ППД справляется,
выполняет с подсказки взрослого.
3. Низкий (0-1 балл) – задание в рамках ППД не выполнено, даже с
подсказки взрослого.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».