ДОП Вокально-эстрадное искусство

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Вокально-эстрадное искусство»

Художественная направленность
Возраст учащихся: 7–17 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
Баитова Светлана Андреевна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ .......................................................... 3
1.1. Пояснительная записка ........................................................................ 3
1.2. Цель и задачи программы .................................................................... 6
1.3. Содержание программы ...................................................................... 7
1.4. Планируемые результаты .................................................................... 8
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.................... 18
2.1. Календарный учебный график .......................................................... 18
2.2. Условия реализации программы....................................................... 18
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .................. 19
2.4. Воспитательная работа………………………………………………21
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................... 20
Приложение 2 ................................................................................................ 27
Приложение 3 ................................................................................................ 28
Приложение 4 ................................................................................................ 29
Приложение 5 ................................................................................................ 30

3

1.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Вокально-эстрадное
искусство» художественной направленности разработана в соответствии с
требованиями в образовании, отраженнымив следующих документах:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №
678-р;
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г.
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
5.
Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы);
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
7.
СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
8.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
9.
Устав
Муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 21.08.2015 г. № 1497/46/36;
10. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе от 09.01.2024 г. № 3 Муниципального
автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского
(юношеского) творчества «Химмашевец».
Данная дополнительная общеразвивающая программа соотносится с

3.

4

тенденциями развития дополнительного образования и, согласно Концепции
развития дополнительного образования, способствует удовлетворение
индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом,
нравственном развитии, способствует формированию и развитию творческих
способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых
учащихся.
Актуальность программы заключается в развитии и проявлении
интереса в современном мире к эстрадной культуре. Эстрадное пение стало
популярным направлением в искусстве среди детей и подростков. В эстрадном
вокале песня является самым широко распространенным жанром. Эстрадный
вокал помогает развить широкий диапазон у учащихся и развить голос
у каждого в группе за короткий промежуток времени. Для детей младшего
школьного возраста занятие вокалом актуально, так как формируется интерес
к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний. Занятие музыкой
связано с переживанием чувства удовлетворения от собственных достижений.
Новое, яркое, интересное привлекает внимание учеников и лежит основе
развития высших психических функций. Для учащихся подросткового
возраста важным аспектом является самореализация на сцене и общение
в группе, что удовлетворяет ведущий вид деятельности данного периода
онтогенеза.
Главное отличие эстрадной песни – это простота формы и содержания,
доступность понимания. Эстрадное пение предполагает обучение исполнению
песни, умение работать с микрофоном, владение сценическим движением
и актерскими навыками. Движение на сцене – одно из важнейших
составляющих имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать
правила поведения на сцене и работы со зрителем.
Программа «Вокально-эстрадное искусство» разработана с учетом
потребностей и запросов учащихся и родителей.
Новизна программы: заключается в использовании авторских
упражнений, новых современных методик постановки вокала, открывает
большие возможности профориентационной деятельности, помогает
учащимся быстро понять музыкальный материал и спеть его. Обозначено
художественно-эстетическое развитие учащихся, приобщение их к вокальноэстрадному искусству.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что
каждый ребёнок имеет возможность овладеть умениями и навыками
вокального искусства, самореализовываться в творчестве, научиться голосом
передавать внутреннее эмоциональное состояние. Освоение данной
программы способствует развитию голосового аппарата и голосовой

5

функции ребёнка как носителя речи, развитию звуковысотного слуха,
интонирования, эмоционального восприятия, то есть всего комплекса
вокальной подготовки, без овладения которым невозможно стать артистом.
Пение в группе представляет собой действенное средство снятия напряжения
и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно
адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с
речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для
детей всех возрастов занятия являются источником раскрепощения,
оптимистического настроения, уверенности в своих силах.
Отличительная особенность программы: в отличии от учебной
программы «Эстрадный вокал» (город Анива, возраст: 13-17 лет, срок
реализации: 3 года) и «Мир вокального искусства» (город Тольятти, «Базовый
уровень, возраст: 11-15 лет, срок реализации: 1 год) данная программа ценна
своей практической значимостью. Основная идея, которая придает программе
своеобразие – это приобщение детей к эстрадному искусству через
музыкально-образовательные беседы (историю возникновения эстрадного,
вокального искусства; жанры вокального, эстрадного исполнения), получение
опыта социального общения в разновозрастной группе и приобретение опыта
во время концертов и выступлений. Остальные отличительные черты
наблюдаются в изменении последовательности подачи материала, во включении
элементов современных методик Н.Б. Гонтаренко, С. Риггса, тренингов,
упражнений, применяемых в работе музыкальных студий различных стран.
Содержание и формы дополнительного образования детей должны
обеспечивать сочетание воспитания и обучения.
Адресат программы: программа ориентирована на учащихся 7-17 лет.
Возрастные особенности: категория учащихся соответствует младшему
школьному, подростковому возрасту. Ведущий вид деятельности
в младшем школьном возрасте – учебная деятельность. В
подростковом возрасте – общение со сверстниками, предпосылки учебнопрофессиональнойдеятельности.
Занятия эстрадным вокалом направлены, прежде всего, на становление
и развитие личности ребенка, формирование его творческого потенциала
и развитие его индивидуальных музыкальных способностей. Вокальноэстрадное искусство для детей младшего школьного и подросткового возраста
способствует развитию активного внимания, речи, мышления и координации.
Занимаясь эстрадным пением, учащиеся не только овладевают искусством
вокала, специфическими приемами, характерными для различных жанров
современной популярной музыки, сольного исполнения под аккомпанемент
фортепиано, но и учатся работать в команде.

6

Программа нацелена на разноуровневый и дифференцированный
подход к обучению. Чередование разделов и тем обеспечивает интересное
и разнообразное восприятия материала учащимися. Разнообразная структура
занятий позволяет быстрее усвоить материал, переключая внимание на
различные виды деятельности в рамках занятия.
Количество в группе – 10-15 человек. Комплектование объединения
проводится без предварительного отбора. Набор учащихся свободный, состав
группы – постоянный, разновозрастной. На период обучения возможен
прием учащихся в зависимости от возраста или имеющихся специальных
способностей. Образовательный процесс организуется в традиционной форме.
Объем программы: 576 часов.
Срок освоения программы: 3 года обучения.
−
1 год обучения – 36 недель, 144 часа;
−
2 год обучения – 36 недель, 216 часов;
−
3 год обучения – 36 недель, 216 часов.
Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная.
Режим занятий: 1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа,
2,3 год обучения – 3 раза в неделю по 2 учебных часа.
Уровень освоения программы: программа разноуровневая,
предполагает стартовый, базовый, продвинутый уровень освоения.
Стартовый (1 год обучения) – используются и реализуются
общедоступные и универсальные формы организации материала,
минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Базовый (2 год обучения) – используются и реализуются такие формы
организации материала, которые допускают освоение специализированных
знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной
картины в рамках содержательно тематического направления программы.
Продвинутый (3 год обучения) – используются и реализуются такие
формы организации материала, которые допускают доступ к сложным
и нетривиальным разделам содержательно-тематического направления
программы. Также предполагает углубленное изучение содержание
программы и доступ к предпрофессиональным знаниям в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: беседа, рассказ, теоретическое занятие, практическое
занятие, комбинированное занятие, контрольное занятие, репетиция, концерт.
Формы подведения итогов наблюдение, наблюдение-тест, отчетный
концерт.
1.2.
Цель и задачи программы

7

Цель программы – развитие музыкально-творческих способностей
учащихся в области эстрадного вокального искусства.
Задачи.
Обучающие:
1. Сформировать навыки в области техники вокально-эстрадного
пения.
2. Сформировать навыки анализа песни по ритму, характеру, тембру.
3. Сформировать навыки вокальной артикуляции.
4. Обучить приемам самостоятельной работы, самоконтроля.
5. Сформировать теоретическую базу знаний в области вокальноэстрадного искусства.
Развивающие:
1. Развить кругозор в исполнении эстрадных песен.
2. Развить артистические, эмоциональные качества.
3. Пробудить творческое воображение и фантазию через средства
музыкальной выразительности.
4. Развить музыкальную память, внимание, наблюдательность,
выразительность мимики.
Воспитательные:
1. Воспитать эстетический вкус.
2. Воспитать ответственность, трудолюбие.
3. Воспитать навыки сценической культуры.
4. Воспитать чувство товарищества, взаимопонимание, чувство
ансамбля.
1.3.
Содержание программы
Учебный тематический план
№
1.
2.
3.
4.

Наименование разделов
Постановка дыхания и
голоса
Музыкальнообразовательная беседа
Сценическая деятельность
Промежуточная
(итоговая) аттестация
Итого:

Количество часов
1 год
2 год
3 год
стартовый базовый продвинутый
90

154

158

12

18

10

40

42

46

2

2

2

144

216

216

Форма
аттестации/
контроля
Наблюдение
Наблюдение,
тест
Наблюдение
Отчетный
концерт

Содержание учебного тематического плана
1. «Постановка дыхания и голоса» – содержит темы, направленные
на изучение как: пользоваться своим дыханием и голосом, координировать
слух и голос, расслаблять мышцы голосового аппарата, расположить корпус,

8

голову, шею при дыхании и пении.
2. «Музыкально-образовательная беседа» – данный раздел
включает изучение стилистики эстрадных песен, изучение истории
возникновения эстрадного творчества, изучение жанров эстрадного
искусства.
3. «Сценическая деятельность» – раздел включает темы по
сценическому воплощению образа, сценическому движению в процессе
пения.
1.4.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
− сформированы навыки в области техники вокально-эстрадного пения;
− сформированы навыки анализа песни по ритму, характеру, тембру;
− применяет навыки вокальной артикуляции;
− применяет теоретическую базу знаний в области вокальноэстрадного искусства.
Метапредметные результаты:
− развит кругозор в исполнении эстрадных песен;
− развиты артистические, эмоциональные качества учащихся;
− владение приемами самостоятельной работы, самоконтроля;
− развито творческое воображение и фантазия через средства
музыкальной выразительности;
− развита музыкальная память, внимание, наблюдательность,
выразительность мимики.
Личностные результаты:
− воспитан эстетический вкус;
− воспитана ответственность, трудолюбие;
− воспитаны навыки сценической культуры;
− воспитано чувство товарищества, взаимопонимание, чувство
ансамбля.
Комплекс основных характеристик программы по годам обучения
Стартовый уровень (1 год обучения)
Цель – формирование нравственной и творческой личности средствами
эстрадного вокального искусства.
Задачи.
Обучающие:
1. Обучить навыкам вокально-эстрадного пения.
2. Сформировать теоретическую базу знаний в области эстрадного
искусства.

9

3. Обучить вокальной артикуляции.
Развивающие:
1. Развить творческое воображение и фантазию через средства
музыкальной выразительности.
2. Развить артистические, эмоциональные качества учащихся.
3. Развить музыкальную память, внимание, наблюдательность,
выразительность мимики.
4. Развить артикуляционный аппарат и дикцию в речи.
Воспитательные:
1. Воспитать эстетический вкус.
2. Воспитать ответственность, трудолюбие.
Учебный тематический план (1 год)
№

Количество часов
Наименование разделов,
теория практика всего
тем

1. Постановка дыхания и голоса

20

70

90

Формы
аттестации/
контроля

1.1.

Вводное занятие

2

-

2

1.2.

Певческое дыхание

6

22

28

Наблюдение,
опрос
Наблюдение

1.3.

4

16

20

Наблюдение

1.4.

Освоение штрихов legato, non
legato
Звуковедение. Фразировка

4

14

18

Наблюдение

1.5.

Развитие артикуляции

4

18

22

Наблюдение

2. Музыкально-образовательная
беседа

12

-

12

2.1.

История возникновения
эстрадного искусства

6

-

6

2.2.

Жанры вокального исполнения

6

-

6

3. Сценическая деятельность

15

25

40

3.1.

Создание и воплощение
сценическогообраза

5

10

15

3.2

Искусство вокала и
музыкального театра

5

5

10

5

10

15

Наблюдение

-

2

2

Отчетный
концерт

47

97

144

Практическое применение
микрофона
4. Промежуточная (итоговая)
аттестация
3.3.

Итого:

Наблюдение,
тест
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Содержание учебного тематического плана1 года обучения
Раздел 1. Постановка дыхания и голоса.
Тема 1.1. Вводное занятие

10

Теория: Цели и задачи учебного года. Ознакомление с основами
вокально-эстрадного пения. Знакомство с помещением, реквизитом.
Тема 1.2. Певческое дыхание
Теория: Роль дыхания в вокальном искусстве. Типы дыхания: брюшной,
грудной, смешанный. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания
дыхания.
Практика: Упражнение № 1 «Рычание», Упражнение № 2 «Стаккато»,
Упражнение № 3 «Ле», Упражнение № 4 «Хм», Упражнение № 5 «Насос»,
Упражнение № 6 «Кошка» (Дыхательная гимнастика Стрельниковой для
вокалистов), Упражнение № 7 «Шаги» (Дыхательная гимнастика
Стрельниковой для вокалистов), Упражнение № 8 «Горка», Упражнение № 9
«Грудной голос», Упражнение № 10 «Непрерывные линии», Упражнение
№ 11 «Гаммы», Упражнение № 12 «Верхний регистр», Упражнение № 13
«Глубокий вдох» (верхний регистр), Упражнение № 14 (верхний регистр),
Упражнение № 15 «Глубокий выдох» (верхний регистр), Упражнение № 16
«Наклон вперед» (нижний регистр), Упражнение № 17 (нижний регистр).
Тема 1.3. Освоение штрихов legato, non legato
Теория: Изучение штрихов legato, non legato и область его применения.
Теоретический аспект их применения в разнообразных стилях и песнях.
Практика: Упражнение № 18 «legato», Упражнение № 19 «non legato».
Тема 1.4. Звуковедение. Фразировка
Теория: Музыкальная речь и ее строение. Фраза, предложение.
Практика: Упражнение № 11, Упражнение № 25.
Тема 1.5. Развитие артикуляции
Теория: Дикция и артикуляция речи в песне.
Практика: Упражнение № 20 «Открыть-закрыть», Упражнение № 21
«Скачки», Упражнение № 22 «Атака», Упражнение № 23
«Тренировка»: Тренируем язык, Упражнение № 24 «Развитие
артикуляции», Упражнение № 25 «Уголки», Упражнение № 26
«Императрица», Упражнение № 27. «Цокание», Упражнение № 28
«Скороговорки».
Раздел 2. Музыкально-образовательная беседа.
Тема 2.1. История возникновения эстрадного искусства
Теория: История возникновения эстрадного творчества, эстрадной песни.
Практика: Тест «История эстрадного искусства».
Тема 2.2. Жанры вокального исполнения
Теория: Жанры вокальной музыки (песня, романс, баллада, серенада).
Раздел 3. Сценическая деятельность.
Тема 3.1. Создание и воплощение сценического образа

11

Теория: Сценический образ и эмоциональная выразительность исполнения.
Практика: Упражнение № 29 «Лукоморье», Упражнение № 30 «Игра»:
эмоции (удовольствие, восторг, радость, уверенность), Упражнение № 31
«Игра»: Игра на развитие эмоций (печаль), Упражнение № 32 «Игра»: Игра
на развитие эмоций сценических (бодрость), Упражнение № 33 «Игра»: Игра
на развитие эмоций нейтральные (изумление), Упражнение № 34 Игра
на движение «Броуновское» и пение одновременно. Песня. Сценический
образ.
Тема 3.2. Искусство вокала и музыкального театра Теория:
Музыкальный театр. Роль артиста на сцене. Декорации. Практика:
Постановка
музыкального
спектакля.
Выступление.
Посещение
музыкального театра, Живой театр, Тюз. Экскурсии.
Тема 3.3. Практическое применение микрофона Теория: Микрофон
и как им пользоваться на сцене.Практика: Репетиция песни.
Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: Отчетный концерт с одноголосным исполнением песни
в группе.
Планируемые результаты.
Стартового уровня (1 года обучения).
Предметные результаты:
−
владение навыками техники вокально-эстрадного пения;
−
сформирована теоретическая база знаний в области эстрадного
искусства;
−
сформированы навыки вокальной артикуляции.
Метапредметные результаты:
−
развит артикуляционный аппарат и дикция в речи;
− развито творческое воображение и фантазия через средства
музыкальной выразительности;
−
развиты артистические, эмоциональные качества;
−
развита
музыкальная
память,
внимание,
наблюдательность,выразительность мимики.
Личностные результаты:
−
воспитан эстетический вкус;
−
воспитана ответственность, трудолюбие.
Базовый уровень (2 год обучения).
Цель – приобретение основных певческих навыков, формирование
интереса к эстрадному искусству.
Задачи.

12

Обучающие:
1.
Обучить технике вокально-эстрадного пения.
2.
Сформировать теоретическую базу знаний в области
эстрадногои джазового искусства.
3.
Обучить навыкам вокальной артикуляции.
4.
Обучить анализу песни по ритму, характеру, тембру.
5.
Обучить жанрам эстрадного искусства.
Развивающие:
1.
Развить творческое воображение и фантазию через средства
музыкальной выразительности.
2.
Развить артистические, эмоционально-личностные качества.
3.
Расширить кругозор в исполнении эстрадных песен.
Воспитательные:
1.
Воспитать эстетический вкус.
2.
Воспитать ответственность, трудолюбие.
3.
Воспитать навыки сценической культуры.
Учебный тематический план (2 год обучения).
№

Наименование разделов, тем

Количество часов
теория

практика всего

Формы
аттестации/
контроля

1. Постановка дыхания и голоса

28

126

154

1.1. Вводное занятие. Техника
безопасности
1.2. Певческое дыхание

2

-

2

12

60

72

Наблюдение

Наблюдение,
опрос

1.3. Освоение штрихов staccato,
glissando
1.4. Звуковедение. Фразировка

6

30

36

Наблюдение

4

16

20

Наблюдение

1.5. Развитие артикуляции

4

20

24

Наблюдение

2. Музыкально-образовательная
беседа
2.1. История эстрадной и джазовой
музыки
2.2. Жанры эстрадного искусства

18

-

18

6

-

6

12

-

12

4

38

42

2

10

12

Наблюдение

2

8

10

Наблюдение

-

20

20

Наблюдение

-

2

2

Отчетный
концерт

3. Сценическая деятельность
Создание и воплощение
3.1.
сценическогообраза
Искусство вокала и музыкального
3.2
театра
Практическое применение
3.3.
микрофона
4. Промежуточная (итоговая)
аттестация.

Наблюдение,
тест
Наблюдение

13

Итого:

50

166

216

Содержание учебного тематического плана2 год обучения
Раздел 1. Постановка голоса и дыхания
Тема 1.1. Вводное занятие. Техника безопасности
Теория: Цели и задачи учебного года. Обсуждается содержание
домашних заданий.
Тема 1.2. Певческое дыхание
Теория: Основных типы дыхания.
Практика: Упражнения Стрельниковой № 5-7, Упражнения № 1-4,
№ 8-15, Упражнение № 35 «Ку-ку», Упражнение № 37 «Арпеджио»,
Упражнение № 33 «Вокализ», Упражнение № 38 «Скачки».
Тема 1.3. Освоение штрихов staccato, glissando
Теория: Изучение штрихов staccato, glissando и область его применения.
Теоретический аспект их применения в разнообразных стилях и песнях.
Практика: Упражнение № 39 «staccato», Упражнение № 40 «glissando».
Тема 1.4. Звуковедение. Фразировка
Теория: Фразировка. Звуковедение (равномерное распределение
дыхания по фразам).
Практика: Упражнение № 11, Упражнение № 25.
Тема 1.5. Развитие артикуляции
Теория: Артикуляция в песне и упражнениях.
Практика: Упражнение № 20 «Открыть-закрыть», Упражнение № 21
«Скачки», Упражнение № 22 «Атака», Упражнение № 23
«Тренировка»: Тренируем язык, Упражнение № 24 «Развитие
артикуляции», Упражнение № 25 «Уголки», Упражнение № 26
«Императрица», Упражнение № 27 «Цокание», Упражнение № 28
«Скороговорки».
Раздел 2. Музыкально-образовательная беседа
Тема 2.1. История эстрадной и джазовой музыки
Теория: Истоки джаза. Джаз в других регионах мира. Современный джаз
(бибоп, кул, хард-боп, прогрессив, авангард).
Практика: Тест «История эстрадной и джазовой музыки».
Тема 2.2. Жанры эстрадного искусства
Теория: Изучение вокальных жанров: блюз, джаз, кантри, регги, поп.
Раздел 3. Сценическая деятельность
Тема 3.1. Создание и воплощение сценического образа
Теория: Сценический образ. Эмоциональная выразительность
исполнения.
Практика: Упражнение № 31 «Игра»: Игра на развитие эмоций

14

(печаль), Упражнение № 32 «Игра»: Игра на развитие эмоций сценических
(бодрость), Упражнение № 33 «Игра»: Игра на развитие эмоций нейтральные
(изумление), Упражнение № 34 Игра на движение «Броуновское» и пение
одновременно, Упражнение № 41 «Ритм»: простой ритм, хлопаем в ладоши,
Упражнение № 42 «Ритм»: усложненный ритм, хлопаем в ладоши,
Упражнение № 43 «Ритм»: сложный ритм, хлопаем в ладоши, Упражнение
№ 44 «Ритм»: очень сложный ритм, хлопаем в ладоши. Песня.
Сценический образ.
Тема 3.2. Искусство вокала и музыкального театра
Теория: Взаимодействие на сценической площадке с партнером.
Произвольно удерживать внимание на заданном объекте. Создавать и
«оживлять» образы предметов и живых существ.
Практика: Посещение мастер-классов по театральному искусству.
Постановка
музыкального
спектакля.
Выступление.
Посещение
музыкального театра, Живой театр, Тюз. Экскурсии.
Тема 3.3. Практическое применение микрофона
Практика: Репетиция песни с микрофоном.
Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: Отчетный концерт с двухголосным исполнением песни
в группе.
Планируемые результаты
Базового уровня (2 года обучения)
Предметные результаты:
− применяет техники вокально-эстрадного пения;
− применяет теоретическую базу знаний в области вокальноэстрадного и джазового искусства;
− применяет вокальную артикуляцию;
− применяет анализ песни по ритму, характеру, тембру.
Метапредметные результаты:
− развито творческое воображение и фантазия через средства
музыкальной выразительности;
− развиты артистические, эмоционально-личностные качеств;
− расширен кругозор в исполнении эстрадных песен.
Личностные результаты:
− воспитан эстетического вкуса;
− воспитана ответственность, трудолюбие;
− воспитан навык сценической культуры.
Продвинутый уровень (3 год обучения)

15

Цель – закрепление основных певческих навыков, формирование
творческого мышления, эмоционально-сознательного отношения к
исполнению репертуара.
Задачи.
Обучающие:
1. Сформировать навыки в области техники вокально-эстрадного пения.
2. Обучить самоанализу песни по ритму, характеру, тембру.
3. Сформировать навыки вокальной артикуляции и дикции.
4. Обучить приемам самостоятельной работы, самоконтроля.
5. Сформировать теоретическую базу знаний в области вокальноэстрадного искусства.
Развивающие:
1. Расширить кругозор в исполнении эстрадных песен.
2. Развить артистические, эмоциональные качества.
3. Развить творческое воображение и фантазию через средства
музыкальной выразительности.
Воспитательные:
1. Воспитать эстетический вкус учащихся.
2. Воспитать ответственность, трудолюбие.
3. Воспитать навыки сценической культуры.
4. Воспитать чувство товарищества, взаимопонимание, чувство
ансамбля.
Учебный тематический план (3 год обучения)
№

Наименование разделов, темы

1. Постановка дыхания и голоса

Количество часов
теория практика всего
30

128

158

Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение
, опрос
Наблюдение

1.1.

Введение в программу

2

-

2

1.2.

Певческое дыхание

6

64

70

1.3.

Освоение штрихов legato, non legato,
staccato, glissando

6

14

20

1.4.

Звуковедение. Фразировка

6

20

26

Наблюдение

1.5.

Развитие артикуляции

10

30

40

Наблюдение

10

-

10

4

-

4

2. Музыкально-образовательнаябеседа
2.1.

История вокального и эстрадного
искусства

Наблюдение

Наблюдение
, тест

16

2.2.

Жанры эстрадного и вокального
искусства

3. Сценическая деятельность
3.1.

Создание
и
сценического образа

3.2

Искусство вокала и
музыкального
театра
Практическое
микрофона

3.3.

воплощения

6

-

6

4

42

46

2

10

12

2

12

14

-

20

20

-

2

2

44

172

216

Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение

применение

4. Итоговая аттестация
Итого:

Наблюдение
Отчетный
концерт

Содержание учебного тематического плана3 год обучения
Раздел 1. Постановка дыхания и голоса
Тема 1.1. Введение в программу
Теория: Цель и задачи обучения. Обсуждается содержание домашних
заданий.
Тема 1.2. Певческое дыхание
Теория: Типы дыхания.
Практика: Упражнения Стрельниковой № 5-7, Упражнения № 1-4,
№ 8-15, Упражнение № 35 «Ку-ку», Упражнение № 37 «Арпеджио»,
Упражнение № 33 «Вокализ», Упражнение № 38 «Скачки».
Тема 1.3. Освоение штрихов legato, non legato, staccato, glissando
Теория: Штрих legato, non legato, staccato, glissando.
Практика: Упражнение № 18 «legato», Упражнение № 19 «non legato»,
Упражнение № 39 «staccato», Упражнение № 40 «glissando»,
Упражнение № 45 «Звук», Упражнение № 46 «Скачок».
Тема 1.4. Звуковедение. Фразировка
Теория: Звуковедение в песне, упражнениях. Фразировка в песне,
упражнениях.
Практика: Упражнение № 11, Упражнение № 25, Упражнение № 47
«Прыг-скок», Упражнение № 48 «Арпеджио».
Тема 1.5. Развитие артикуляции
Теория: Артикуляция в песне и упражнениях.
Практика: Упражнение № 20 «Открыть-закрыть, Упражнение № 21
«Скачки», Упражнение № 22 «Атака», Упражнение № 23
«Тренировка»: Тренируем язык, Упражнение № 24 «Развитие
артикуляции», Упражнение № 25 «Уголки», Упражнение № 26
«Императрица», Упражнение № 27 «Цокание», Упражнение № 28

17

«Скороговорки», Упражнение № 49 «Тигр»,Упражнения № 50 «Стук».
Раздел 2. Музыкально-образовательная беседа
Тема 2.1. История вокального и эстрадного искусства
Теория: Ранняя культура афроамериканцев. Три группы песен: рабочие
(work songs), духовные (spirituals), светские (blues).
Практика: Тест «История вокально-эстрадного искусства».
Тема 2.2. Жанры эстрадного и вокального искусства
Теория: Жанры эстрадного искусства. Жанры вокального искусства.
Раздел 3. Сценическая деятельность
Тема 3.1. Создание воплощения и сценического образа
Теория: Сценический образ. Эмоциональная выразительность
исполнения.
Практика: Упражнение № 31-№ 34, Упражнение № 41-№ 44. Песня.
Сценический образ.
Тема 3.2. Искусство вокала и музыкального театра
Теория:
Театральное
закулисье.
Организация
театрального
пространства. Практика: Посещение мастер-классов по театральному
искусству. Постановка музыкального спектакля. Выступление. Посещение
музыкального театра, Живой театр, Тюз. Экскурсии.
Тема 3.3. Практическое применение микрофона
Практика: Приемы и техники практического применения микрофона
в песнях.
Раздел 4. Итоговая аттестация
Практика: Отчетный итоговый концерт с двухголосным исполнением
песен в группе.
Планируемые результаты (3 год обучения)
Предметные результаты:
−
применяет техники вокально-эстрадного пения;
−
применяет навыки анализа песни по ритму, характеру, тембру;
−
применяет вокальную артикуляцию и дикцию;
−
применяет теоретическую базу знаний в области
вокально-эстрадного искусства;
Метапредметные результаты:
−
владеет расширенным кругозором в исполнении эстрадных
песен;
−
владеет артистическими, эмоциональными качествами;
−
владеет развитым творческим воображением и фантазией через
средства музыкальной выразительности;
−
применяет приемы самостоятельной работы, самоконтроля.

18

Личностные результаты:
− воспитан эстетический вкус у учащихся;
− воспитана ответственность, трудолюбие;
− воспитаны у учащегося навыки сценической культуры;
− воспитаны чувства товарищества, взаимопонимания, чувства ансамбля.
2.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.
Календарный учебный график
Период
Обучения
1 год
1 полугодие
2 полугодие
Период
Обучения
2,3 год
обучения
1 полугодие
2 полугодие

Дата
Дата начала
окончания
обучения по
обучения по
программе
программе

Всего
Количество
учебных
учебных
недель
часов

10 сентября
09 января

16 недель
20 неделя

30 декабря
28 мая

64
80

Дата
Дата начала
окончания
обучения по
обучения по
программе
программе

Всего
Количество
учебных
учебных
недель
часов

10 сентября
09 января

16 недель
20 неделя

30 декабря
28 мая

96
120

Режим
занятий
2 раза в
неделю по 2
часа
Режим
занятий
3 раза в
неделю по 2
часа

2.2.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет оформлен в
соответствии с профилем проводимых занятий и оборудован в соответствии
с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, шкафы
и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий,
фортепиано (настроенное).
Информационно-методическое обеспечение:
−
дидактические
материалы:
методические
разработки:
пособия
«СкороГоворки», «Чистый голос»; «Эмоции в пении», «Абсолютный
слух», «Цветные нотки», «Слуховое внимание», «Играем весело»
методическая литература, «Джаз и блюз».
−
наглядные
материалы:
артикуляционная
гимнастика
(изображение), изображения исполнителей эстрадного пения, изображение
артикуляции гласных звуков в пении.
Кадровое обеспечение: Кадровое обеспечение разработки и
реализации дополнительная общеразвивающая программа осуществляется
педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об

19

утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
2.3.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды контроля:
−
входной контроль: проводится в начале учебного года в форме
собеседования, прослушивания;
−
текущий контроль: проводится в форме теста в соответствии с
годомобучения и уровнем освоения программы;
−
итоговый контроль: проводится в форме концерта.
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме отчетного
концерта в соответствии с разработанными критериями оценки результатов
реализации программы.
Критерии оценки реализации программы:
− Оценка результатов представляет оценку достижения планируемых
результатов,
освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы. Основным объектом оценки результатов
служит сформированность у учащихся познавательных действий, которые
направлены на стремление к желанию выступать на различных конкурсах,
музыкальных мероприятиях, музыкальных фестивалях.
− Оценка предметных результатов представляет способность учащихся
владеть навыками анализа песни по ритму, характеру, тембру, владеть
навыки вокальной артикуляции, музыкальной памятью, владеть приемами
самостоятельной работы, самоконтроля, владеть теоретической базой знаний
в области вокально-эстрадного искусства.
− Оценка личностных результатов представляет собой оценку
достижения учащимися планируемых результатов в их личностном развитии,
а именно, воспитание, развитие эстетического вкуса, воспитание
ответственности, трудолюбия, воспитание у учащегося навыков сценической
культуры.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
1 уровень (высокий) – пение мелодии без ошибок, четкая артикуляция,
оценивается артистичность учащегося, быстрое повторение темпа по песни,
пение двух и трехголосное мелодии (80-100%).
2 уровень (средний) – частично допускаются не значительные ошибки
в мелодии и артикуляции, пение двухголосное мелодии (50-80%).
3 уровень (низкий) – допускает ошибки в процессе пения и при
выполнении практических упражнений, пение мелодии в унисон (30-50%).
Оценочные материалы:

20

1. Карта выявления уровня подготовки учащихся (приложение 1).
2. Тест «История эстрадного искусства» (приложение 2).
3. Тест «История эстрадной и джазовой музыки» (приложение 3).
4. Тест «История вокально-эстрадного искусства» (приложение 4).
5. Карта отслеживания развития учащегося в группе (приложение 5).
2.4. Воспитательная работа
Воспитательный потенциал. Целью воспитания является развитие
личности,
самоопределение
и
социализация
детей
на
основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества
и
государства,
формирование
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
−
усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей;
−
информирование детей, организация общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
−
формирование и развитие личностного отношения детей к
занятиям по рукоделию, к собственным нравственным позициям и этике
поведения в учебном коллективе;
−
приобретение
детьми
опыта
поведения,
общения,
межличностных и социальных отношений в составе учебной группы,
применение полученных знаний, организация активностей детей, их
ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды
воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей
и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации,
творчества при освоении предметного и метапредметного содержания
программы.
Решение задач информирования детей, создания и поддержки
воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
Формы: основная − учебное занятие; дополнительные − выступления,
проведение концерта, мастер-классы, экскурсии.
Методы: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод

21

положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,
педагогического требования (с учетом преимущественного права на
воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных
и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования,
поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в
деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля
и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы,
в коллективе.
Анализ результатов.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности объединения в ДДТ «Химмашевец».
Анализ
результатов
воспитания
проводится
в
процессе
педагогического наблюдения за поведением детей, их общением,
отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам,
к выполнению своих заданий по программе.
Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путем опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и
после ее завершения (итоговые исследования результатов реализации
программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребенка, обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в
будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов,
интервью — используются только в виде агрегированных усредненных и
анонимных данных.
Профориентационная работа в объединении.
В содержании программы имеются профориентационные темы
занятий, которые направлены на развитие таких качеств личности как
способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Вследствие воспитательной деятельности учащимся предоставлена
профессиональная проба, которая дает возможность изучить избранную
сферу и примерить на себя ту или иную профессию.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

22

Литература для педагога:
1.
Александрова Е. «Режиссер работает с хором. ХХ век /
Александрова Е. – М.: Культурная революция, 2017.
2.
Алеев В.В. «Музыка» 1-4 кл. рабочая программа для
общеобразовательных учреждений/ В.В. Алеева, Т.И., Науменко, Т.Н. Кичак.
3-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2013.
3.
Anna Peckham «Постановка современного вокала»/ Peckham A. –
USA.: Copyright 2006 Berklee Press. – 128 с.
4.
Ариадна Карягина Джазовый вокал: Практическое пособие для
начинающих/ Карягина А. – СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство
«ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2008. – 48 с.: нот. (+CD). – (Мир культуры,
истории и философии).
5.
Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. Метод
диагностики проблем: Учебное пособие / И.Б. Бархатова. - СПб.: Издательство
«Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2015.
6.
Блог. Школа. Регистры и типы голоса(адаптировано). – Режим
доступа: http://blog.tran.su/shkola/goods/general/voice-registers-types/
7.
Бочкарев
Л.Л.
Психология
музыкальной
деятельности/
Л.Л.
Бочкарев. - М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2008.
8.
Вокальные
дефекты.
–
Режим
доступа:
https://muzykantam.net/penie/vokalnye-defekty.php
9.
Вокал в музыкальной школе. Вокал и постановка голоса. – Режим
доступа: http://vocalmuzshcola.ru/vokal/vokal-i-postanovka-golosa
10. Внеурочная деятельность. Школьный театр для 1-4 класс.
Методическое пособие – практикум «Основы актёрского мастерства»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
11. Внеурочная деятельность. Школьный театр для 9-11 класс.
Методическое
пособие
–
https://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-imetodologii/uchebno--posobiya/
12. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства/
Н.Б. Гонтаренко. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2008.
13. ДИКТОРЫ.com. Профессиональное озвучивание текста. – Режим
доступа: http://diktory.com/golos.html
14. Дикция. Упражнения для дикции. Упражнения для улучшения
техники
речи
и
постановки
голоса.
–
Режим
доступа:
http://yourspeech.ru/training/articulation/tehnika-rechi-i-postanovka-golosa.html
15.
ИНФОУРОК.
Ведущий

23

образовательный
портал
России. Лекционное
занятие
«Методы
музыкального
образования»
–
Режим
доступа:
https://infourok.ru/lekcionnoe-zanyatie-metody-muzykalnogo-obrazovaniya4206196.html
16. ИНФОУРОК. Ведущий образовательный портал России.
Певческое дыхание. Упражнение в картинка. – Режим доступа:
https://infourok.ru/pevcheskoe_dyhanie.uprazhneniya_v_kartinkah-410523.htm
17. Евсеев Ф.Е. Школа пения: Теория и практика для всех голосов.
Учебное пособие. 2-е изд. /Ф.Е. Евсеев. – СПб.: Издательство «Лань», 2015. –
80 с.
18. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей
младшего школьного возраста/А.Н. Зимина. – М.: Владос, 2000.
19.
Как устроен голос? Физиология певца и голосовые связки. –
Режим доступа: https://ovocale.ru/kak-rabotayut-golosovye-svyazki-golos-ifiziologiya/
20.
Как устроен голос? Физиология певца и голосовые связки. –
Режим доступа: https://ovocale.ru/kak-rabotayut-golosovye-svyazki-golos-ifiziologiya/
21.
Конструктор Успеха. Развитие артикуляции. – Режим
доступа: https://constructorus.ru/samorazvitie/razvitie-artikulyacii.html
22. Линда Маркуорт. Самоучитель по пению. Перевод с
оригинального издания The Right Way to sing/ Маркуорт Линда. – М.: Астрель
АСТ, 2007.
23. Могучий А. Тренажер ума и памяти/ А. Могучий. – Москва:
Издательство АСТ, 2017. – 220с. – (Книга- тренажер для вашего мозга).
24.
Музыкальные волны. Шум. – Режим
доступа: https://interneturok.ru/lesson/physics/9-klass/mehanicheskie-kolebaniyai- volny/zvukovye-volny-istochniki-zvuka-harakteristiki-zvuka-ivanova-m-g
25.
Огороднов Д.Е. Методика музыкально-певческого
воспитания: Учебное пособие. – 4-е изд., испр. /Д.Е. Огороднов. – СПб.:
Издательство
«Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014.
26. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. Песни и упражнения
для развития голоса у детей с 7 – 8 лет/ Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.:
«Просвещение», 2003.
27.
Официальный сайт. Дыхательная гимнастика: виды, как
делать, в чем польза. – Режим доступа: https://tion.ru/blog/dyhatelnayagimnastika/
28. Петрушин В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. – М.:

24

Издательство Юрайт. 2017. – 380 с.
29. Поляков А.С. Методика преподавания эстрадного пения.
Экспресс- курс / А.С. Поляков. –М.: ООО Издательство «Согласие», 2015. –
248 с.
30. Портал СУБКУЛЬТУРА. Вокал для начинающих (упражнения
для развития). – Режим доступа: https://sub-cult.ru/chtivo/poleznye-sovety/2025razvitie-vokala-4-dejstvennykh-i-effektivnykh-uprazhnenij
31. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика
музыкального воспитания детей дошкольного возраста/ О.П. Радынова, Л.Н.
Комиссарова. –Дубна: Феникс+, 2011.
32. Роганова И.В. Современный хормейстер: Сборник статей/ И.В.
Роганова. – СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2013. – 109 с.
33.
Социальная сеть работников образования. Современное
развитие вокального эстрадно-джазового исполнительства. – Режим доступа:
https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnayatematika/all/2016/04/09/sovremennoe-razvitie-vokalnogo-estradno
34. Слуцкая Л.Е. Проблемы музыкальной
педагогики
и
психологии. Из опыта Московской консерватории / Л.Е. Слуцкая – М.:
Издательство Юрайт, 2019.
35. Сэт Риггз. Пойте как звезды/ Риггз Сэт – СПб.: Питер, 2007.
36. Упражнения для развития вокала, голоса. – Режим доступа:
http://www.21one.ru/v/55/589-uprazhneniya-dlya-razvitiya-vokalagolosa.html
37.
Файловый архив студентов. Интонационные
упражнения. –
Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2365034/page:34/
38. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей.
Учебное пособие для детей младшего школьного возраста/ Г.Франио. – М.:
Советский композитор, 2004.
39. Школьный музыкант. Эстрадный вокал как вид художественного
творчества. – Режим доступа: https://shkolamuzikant.ru/estradnyj-vokal-kak-vidxudozhestvennogo-tvorchestva/
40. Школа эстрадного вокала. Упражнения по вокалу: – Режим
доступа: http://vasilina-vocal.com/yprajneniyapovocaly.html
41. Эстрадный вокал. Чем занимаются на уроке вокала? – Режим
доступа: http://singlikeme.ru/estradnyj-vokal/
Литература для учащихся, родителей (законных представителей):
1.
Гонтаренко
Н.Б.
Сольное
пение.
Секреты
вокальногомастерства/Н.Б. Гонтаренко. –

25

Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2008.
2.
Гонтаренко Н.Б. Уроки сольного пения: вокальная практика/ Н.Б.
Гонтаренко. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2015.
3.
Огороднов
Д.Е.
Методика
музыкально-певческого
воспитания:Учебное пособие. – 4-е изд., испр. / Д.Е. Огороднов. –
СПб.: Издательство
«Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014.
4.
Попков Н.Н. Постановка голоса для вокалистов, 2-е изд.,
перераб. /
Н.Н. Попков. – СПб.: Издательство «Сопричастность», 2002. – 80 с.
5.
Сэт Риггз. Голос: пойте как звезды (+ CD)/ Риггз Сэт. - СПб.:
Питер,
2015.

26

Приложение 1
Карта выявления уровня подготовки учащихся
Дата диагностики

уровни подготовки

3 Высокий
2 Средний
1 Низкий
ПРИМЕЧАНИЕ

ФИ учащегося

техника эстрадного
вокала
Упражнения
на штрих
Упражнение
legato, non
legato,
на дыхание
staccato,
glissando

Возраст учащегося

Ритмическое
упражнение

Упражне
ние на
развитие
артикуля
ции

27

Тест «История эстрадного искусства»

Приложение 2

Из трех возможных вариантов необходимо выбрать правильный ответ
1. Как назывались первые профессиональные певцы, которые с XIV века
выступали в роли так называемых профессиональных музыкантов, которые
зарабатывали себе на жизнь игрой на музыкальных инструментах и пением?
А) Менестрели
Б) Артисты
В) Актеры
2. Продолжить: Номер-………
А) маленький спектакль, одного или нескольких артистов, со своей завязкой,
кульминацией и развязкой
Б) комическая сцена или музыкальная пьеса шутливого содержания, которая
исполняется как самостоятельный номер
3. Дать определение понятия «Эстрада» из словаря Д.Н.Ушакова?
А) маленький спектакль, одного или нескольких артистов, со своей завязкой,
кульминацией и развязкой
Б) это искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений
на открытой сцене
4. Дать определение термина «Вокалист»?
5. В современном вокальном исполнительстве различают следующие виды
вокала, какие? (Перечислить и дать определение каждому)

28

Приложение 3
Тест «История эстрадной и джазовой музыки»
Из трех возможных вариантов необходимо выбрать правильный ответ
1. Дать определение понятию «Когда возник Джаз»?
А) в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской
гармонии.
Б) в начале ХХ века как слияние культура разных народов.
2. В какие годы XIX столетия появляются новые манеры и стили пения, такие
как джазовое пение, эстрадное пение, народное или этническое пение;
современные музыкальные стили, зародившиеся в афроамериканской
культуре: соул, хип-хоп, рэп, ритм-н-блюз; разнообразные приемы
звукоизвлечения, такие как гроулинг, скриминг, грим, скрим, харш?
А) 60-70-е
Б) 30-40-е
В) 10-20-е
3. Продолжить предложение… «Известными джазовыми исполнителями
блюза в 50-60-х г.г. были»?
А) Уинтон Марсалис и Дэйв Брубек.
Б) Джимми Рашинг (1903-1972) и Джо Вильямс (1918-1999).
4. Дать определение термина «свободный джаз (free jazz)»?
5. Дать определение термину"Smooth jazz" (приглаженный джаз) и написать
про этот стиль?

29

Приложение 4
Тест «История вокально-эстрадного искусства»
Из трех возможных вариантов необходимо выбрать правильный ответ
1. Самая уникальная и главная отличительная особенность джаза?
А) Свинг
Б) Кантри
В) Рэгги
2. Дать определение «Духовная музыка» в эстрадном вокале и написать про
это направление подробно.
3. Дать определение понятия «Рабочая песня»?
А) песня, которая исполняется по каким-либо социальным поводам
Б) песня, которая исполняется см оркестровым сопровождением
4. Дать определение термина «Джюбили сонгс»?
А) песня "исполняется" всем телом во время танца всех участников по кругу
против часовой стрелки)
Б) песни-проповеди
В) песни прославления с короткой, ритмичной мелодией.
5. Дать понятие терминов Рэгтайм и Спиричуэл?

30

Приложение 5
Карта отслеживания развития учащихся в группе
дата диагностики

ФИ учеников

возраст

год обучения

техника эстрадного вокала
уровни развития

дыхание

звукообразование

мышечная и
голосовая
раскрепощенность

в начале в конце в начале в конце в начале
года
года
года
года
года
3 Высокий
2 Средний
1 Низкий
ПРИМЕЧАНИЕ

координац
ия
голоса
в конце в начале
в
конце
года
года
года

методика создания сценического
образа
создание
воплощение
смысловой разбор
сценического
сценического
текста
уровни развития
образа
образа
в начале в конце в начале в конце в начале
года
года
года
года
года
3 высокий
2 средний
1 низкий
ПРИМЕЧАНИЕ

работа с
микрофоно
м
в конце в начале
в
конце
года
года
года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».