ДОП Волшебный мир куклы 2024

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА *
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР КУКЛЫ»
Художественная направленность
Возраст учащихся 6 – 12 лет
Срок реализации 3 года

Автор-составитель:
Алексеева Елена Михайловна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2024

2

Содержание
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ............................................................................. 3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................................. 3
1.2. Цель и задачи программы ............................................................................................ 8
1.3. Содержание программы ............................................................................................... 9
1.4. Планируемые результаты ........................................................................................... 10
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ....................................26
2.1. Календарный учебный график .................................................................................. 26
2.2. Условия реализации программы .............................................................................. 26
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ........................................28
2.4. Воспитательная работа……………………………………………………..30
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .......................................................................................... 31
Приложение 1 ...................................................................................................................... 33
Карта наблюдения развития творческих способностей и практических умений
учащихся ............................................................................................................................... 33
Приложение 2 ...................................................................................................................... 34
Карта мониторинга развития качеств личности учащихся.........................................34

3

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебный мир куклы» художественной направленности разработана в
соответствие с новыми требованиями в образовании, отражённых в
следующих документах:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №
678-р;
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г.
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
5.
Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы);
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7.
СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
8.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»;
9.
Устав
Муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 21.08.2015 г. № 1497/46/36;

4

10. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе от 09.01.2024 г. № 3 Муниципального
автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского
(юношеского) творчества «Химмашевец».
Содержание и формы дополнительного образования учащихся должны
обеспечивать сочетание воспитания и обучения.
Основу обучения составляет метод тематических заданий,
позволяющий органично сочетать организационный процесс восприятия
детьми народных образов и практическое участие в народном творчестве.
Детям дается представление о гармоничном сочетании различных видов
народного творчества с окружающей средой.
Важным звеном в реализации государственной политики в области
дополнительного образования детей является содержание, через которое
подрастающее поколение знакомится с приоритетными направлениями
развития науки и технологий Российской Федерации, получает возможность
развивать свои таланты и способности, получать опыт исследовательской и
проектной деятельности, знакомится с разнообразием возможностей и
достижений своей малой Родины и страны.
Воспитание в образовательном пространстве Российской Федерации
рассматривается как стратегический общенациональный приоритет. Одной
из задач развития дополнительного образования детей, в соответствии с
«Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р), является «организация воспитательной деятельности
на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского
общества и государства, а также формирование у детей и молодежи
общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской
ответственности».
В соответствии с Указом Президента № 474 от 21 июля 2020 г. «О
национальных целях развития России до 2030 года» в рамках цели
«возможности для самореализации и развития талантов» формируется
эффективная система выявления, поддержки и развития способностей у
детей и молодежи, основанная на принципах справедливости, всеобщности и
направленную
на
личностное
развитие,
самоопределение
и
профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Творчество всегда рассматривалось как человеческая деятельность
высшего уровня познания и преобразования окружающего и социального
мира. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек –
форма и способы его мышления, личностные качества, поэтому важно
научить детей ориентироваться в окружающем мире, найти себя и
реализоваться в деятельности, способствующей его духовному развитию.

5

Поэтому основная актуальная идея программы – развитие у подрастающего
поколения мотивации к познанию и творчеству, а также формирование
полноценной личности было и остается важной задачей дополнительного
образования и предполагает гармоничное сочетание умственного и
физического развития, стремления к поиску красоты в жизни и в искусстве.
Программа «Волшебный мир куклы» создана на основе анализа
аналогичных существующих программ: программа по декоративноприкладному творчеству (В.Г. Демина), программа «Центр Барби» (Н.Ф.
Комарова), государственные программы для общеобразовательной школы по
трудовому обучению. В программе изменено содержание тем с учетом
возрастных особенностей, учащихся младшего школьного возраста.
Так, например, изготовление одежды осуществляется вручную, без
применения швейных машин, но при этом сохраняется последовательность
изложения тем раскроя и технологической последовательности обработки
моделей одежды. Тем самым обеспечивается практическое применение
полученных знаний в дальнейшем при изготовлении одежды для себя как на
уроках труда в школе, так и в кружках кройки и шитья.
Из программ по декоративно-прикладному творчеству за основу взяты
те темы, которые непосредственно касаются художественно-декоративного
оформления одежды или украшения домашнего интерьера, учитывая возраст
учащегося, практические задания не сложны в исполнении и подбираются
для каждого учащегося индивидуально.
Отличительная особенность данной программы заключается:
• в приобщении учащихся к трудовой и творческой деятельности в
процессе изготовления одежды для кукол и попробовать свои силы в разных
видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное
направление и максимально реализовать себя в нем;
• в том, что все виды деятельности за 3 года обучения развиваются
по принципу «от простого к сложному», работы становятся похожими на
шедевры художественного творчества. В основе программы лежит «принцип
спирали», когда на каждом следующем временном отрезке повторяются
одни и те же темы, но на качественно новом витке сложности
теоретического материала и практических работ;
• программа даёт большие возможности для коллективной
творческой деятельности учащихся. Все задания, предусмотренные
программой в разных разделах и на разных этапах обучения, могут
логически объединяться в единый выставочный проект и коллективные
композиции. Не отступая от основной идеи и задач, программа даёт

6

учащимся возможность свободного выбора тем и техник выполнения
заданий, ориентируясь на актуальность выставочных проектов.
Воспитательный потенциал: воспитание означает «деятельность,
направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения
и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, к природе и
окружающей среде» (п. 2 ст.2, ФЗ-304).
Основной формой воспитания и обучения детей в системе
дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных
занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием
программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное
значение; получают опыт деятельности, в которой формируются,
проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и
формировании среды своего личностного развития, творческой
самореализации.
Практические занятия обучающихся (подготовка к конкурсам, выставкам,
участие в коллективных творческих делах и проч.) способствуют усвоению и
применению правил поведения и коммуникации, формированию
позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они
участвуют, к членам своего коллектива.
Участие в проектах и исследованиях способствует формированию умений
в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю
дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности.
В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к
командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: конкурсы, выставки, презентации проектов и
исследований — способствуют закреплению ситуации успеха, развивают
рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно
воздействуют на эмоциональную сферу обучающихся.

7

Адресат программы: программа ориентирована на разновозрастной
коллектив учащихся 6-12 лет.
У учащихся этого возраста хорошо развита механическая память,
произвольное внимание, наглядно-образное мышление, развиваются
познавательные и коммуникативные умения и навыки. Количество в группе
10–15 человек. Набор учащихся свободный, группы – разновозрастные. На
первый год обучения возможен прием учащихся разных возрастов в
зависимости от их желаний и способностей. Комплектование творческого
объединения проводится без предварительного отбора. В процессе обучения
предусмотрено проведение добора в группы всех годов обучения. Для вновь
поступивших учащихся подбираются задания, позволяющие быстрее
приобрести необходимые навыки. Образовательный процесс организуется в
традиционной форме.
Объем и срок освоения программы: 572 часа (1 год – 144 часа; 2-3
год – по 216 часов).
Срок освоения программы: 108 недель (36 недель в год), 27 месяцев
(9 месяцев в год), 3 года обучения.
Форма обучения – очная.
Режим занятий: 1 год (2 раза в неделю по 2 учебных часа); 2-3 год (2
раза в неделю по 3 учебных часа).
Уровень освоения программы: программа разноуровневая,
предполагает стартовый, базовый, продвинутый уровни сложности.
Стартовый уровень (1 год обучения) – используются и реализуются
общедоступные и универсальные формы организации материала,
минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Базовый уровень (2 год обучения) – предполагает реализацию
материала, обеспечивающего освоение специализированных знаний,
создающего общую и целостную картину изучаемого предмета в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Продвинутый (3 год обучения) – используются и реализуются такие
формы организации материала, которые допускают доступ к сложным и
нетривиальным разделам содержательно-тематического направления
программы. Также предполагает углубленное изучение содержание
программы.
Каждый учащийся имеет доступ к любому из уровней,
соответствующему его возрастным и индивидуальным особенностям,

8

определяющим его готовность к освоению содержания дополнительной
общеразвивающей программы.
Особенности реализации образовательного процесса.
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
Форма обучения – коллективная, групповая, индивидуальногрупповая.
Формы занятий: беседа, практические занятия, комбинированные
занятия, итоговые, игры, игры-праздники, выставки-конкурсы, выставки.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: наблюдение; устный опрос, экспрессвыставка, выставка, выставка-конкурс, защита проекта.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие творческих способностей учащихся через
ручное шитье одежды для кукол и освоение видов декоративно-прикладного
творчества: бумагопластика, лепка, вязание крючком, мягкая игрушка.
Задачи программы.
Обучающие:
1. Познакомить с традиционным народным творчеством.
2. Научить навыкам ручного шитья, вязания с соблюдением
технологии изготовления одежды и игрушек.
3. Научить приёмам создания декоративных композиций.
4. Научить работать с тканью, пряжей.
5. Научить работать с красками, гуашью, карандашами, клеем,
бумагой, пластилином, соленым тестом, природными материалами.
6. Научить практическим навыкам и умениям при работе с ручным
инструментом.
Развивающие:
1. Развить творческие способности, образное мышление, фантазию.
2. Развить координацию движения тела и мелкую моторику рук.
3. Научить творчески подходить к составлению самостоятельных
творческих проектов.
4. Развить привычку анализировать свою работу, побуждать к
самостоятельной проверке результатов готовой работы.
Воспитательные:
1. Воспитать интерес и любовь к декоративному творчеству.

9

2. Воспитать умение работать в коллективе.
3. Воспитать трудолюбие, аккуратность, ответственность.
4. Воспитать бережное и экономное отношение к основным
материалам.
5. Воспитать культуру поведения, труда и свободного досуга.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
1
2
3
4
5
6

Наименование разделов
Шитье одежды для кукол
Бумагопластика
Лепка
Мягкая игрушка
Вязание крючком
Промежуточная (итоговая)
аттестация
Итого:

Количество часов
1 год 2 год 3 год
54
72
72
34
42
42
12
24
24
16
30
30
22
42
42
6

6

6

144

216

216

Форма контроля/
аттестации
Экспресс-выставка
Экспресс-выставка
Экспресс-выставка
Экспресс-выставка
Экспресс-выставка
Тест, выставка

Содержание программы состоит из основных разделов
1. Шитье одежды для кукол – содержание данного раздела знакомит
учащихся с историей костюма, со свойствами тканей, видами и назначением
одежды, ассортиментом одежды, с последовательностью технологического
процесса изготовления одежды. На практических занятиях учащиеся учатся
шитью, крою, учатся работать ножницами, использовать различные виды
тканей, украшать одежду, что способствует развитию вкуса и чувства меры,
воспитывается трудолюбие, аккуратность, терпение.
2. Бумагопластика – содержание знакомит с бумагой, как материала
для детского творчества, ни с чем не сравнимым (легкость обработки,
минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей
форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные
поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы.
Знакомит с приемами работы с бумагой – складывание, вырезание, плетение:
это не только увлекательно, но и познавательно. При работе с бумагой
обучающиеся познакомятся со следующими техниками: аппликация;
квилинг, бумагокручение, – искусство скручивать длинные и узкие полоски
бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных
деталей объемные или плоскостные композиции; торцевание.
3. Лепка – занятие приятное, полезное и вполне доступное.
Сравнительно несложные приемы изготовления поделок из соленого теста
делает данное направление творчества необыкновенно привлекательным.

10

Каждый имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты,
воплощать самые интересные и сложные замыслы. Соленое тесто в
последние годы стало очень популярным материалом для лепки – это очень
«теплый» и эластичный материал, легко приобретает форму и изделия из
него достаточно долговечны, а работа с соленым тестом доставляет
удовольствие и радость. Пластилин используется в работе с учащимися в
качестве материала для поделок. Игры с пластилином способствуют
развитию координации пальцев, развивается его мелкая моторика,
совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет
на развитие речи и мышления. К тому же лепка благотворно влияет на
нервную систему в целом.
4. Мягкая игрушка – содержание знакомит учащиеся с истоками
народного творчества, умением рисовать, использовать различные
материалы и лоскуты тканей при изготовлении мягкой игрушки, предметов
быта, интерьера, изделий для ярмарок, памятных сувениров.
5. Вязание крючком – данный раздел знакомит учащихся со
свойствами пряжи, приемами вязание крючком, с последовательностью
технологического процесса изготовления одежды. На практических занятиях
учащиеся учатся вязать крючком, учатся работать ножницами, изучают
схемы вязания.
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
• знать традиционные виды народного творчества;
• уметь работать с красками, гуашью, карандашами, клеем, бумагой,
пластилином, соленым тестом, природными материалами;
• использовать навыки ручного шитья и вязания одежды для кукол и
игрушек;
• работать с тканью, с пряжей, бумагой, соленым тестом,
пластилином, с ручными инструментами;
• накапливать знания и расширять представления о дизайне одежды;
• использовать приёмы создания декоративных композиций.
Метапредметные результаты:
• сформирована устойчивая потребность анализа качества готовой работы;
• проявление
эмоциональной
отзывчивости,
фантазии
и
воображения;
• проявление творческого подхода к составлению самостоятельных
творческих проектов;

11

• развито умение воспринимать, понимать, переживать и ценить
искусство создания изделий декоративного творчества.
Личностные результаты:
• воспитан интерес учащихся к самостоятельной творческой
деятельности и навыки сотрудничества;
• воспитано умение бережно и экономно относиться к основным
материалам;
• воспитано трудолюбие, аккуратность, ответственность;
• воспитана культура поведения, труда и свободного досуга.
1.5. Основные характеристики по годам обучения
СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ (1 год обучения)
Цель – развитие творческих способностей учащихся через основы
шитья и освоение азов видов декоративно-прикладного творчества:
бумагопластика, лепка, вязания крючком, мягкая игрушка.
Задачи.
Обучающие:
1. Научить основам ручного шитья, вязания с соблюдением
технологии изготовления одежды.
2. Научить работать с красками, гуашью, карандашами, клеем,
бумагой, пластилином, соленым тестом, пряжей.
3. Научить практическим навыкам и умениям при работе с ручным
инструментом.
4. Познакомить с традиционным народным творчеством, историей
одежды.
Развивающие:
1. Развить художественные способности, образное мышление,
фантазию.
2. Развить координацию движения тела и мелкую моторику рук.
3. Развить привычку анализировать свою работу, побуждать к
самостоятельной проверке результатов готовой работы.
Воспитательные:
1. Воспитать умение работать в коллективе.
2. Воспитать бережное и экономное отношение к основным
материалам.
3. Воспитать трудолюбие, аккуратность, ответственность.
Учебно-тематический план
1 год обучения (стартовый)

12

№

Наименование раздела, темы

1. Шитье одежды для кукол
Введение.
Рабочее
место
и
1.1.
инструменты
1.2. Экскурсия «Золотая осень!»
Общие
сведения
о
тканях,
1.3. конструировании
одежды
для
кукол. Правила раскроя
Ассортимент
одежды.
Шитье
1.4. простых моделей одежды для
кукол.
1.5
Аксессуары к одежде
2. Бумагопластика
Виды бумаги. Приемы работы.
2.1
Аппликация
2.2

Количество часов
всего
теория практика
54
12
42

Форма контроля/
аттестации

3

3

-

Наблюдение

3

-

3

Наблюдение

10

4

6

Наблюдение

32

4

28

6
34
4
10

1
7
1
2

5
27
3
8

Наблюдение,
опрос, экспрессвыставка
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Экспресс-выставка
Наблюдение
Экспресс-выставка

2.3

Квилинг

10

2

8

2.4

Торцевание.

10

2

8

12

6

6

6

3

3

6

3

3

16

7

9

3

3

-

Наблюдение

4

1

3

Наблюдение

4

1

3

Наблюдение

5

2

3

Наблюдение
экспресс-выставка

22
12

7
4

15
8

10

3

7

6

3

3

144

42

102

3. Лепка
Пластилин.
3.1
3.2

Соленое тесто.

4. Мягкая игрушка
Введение. Инструменты и
4.1
приспособления
Изготовление простых поделок:
4.2
игольница
Игрушка на основе конуса:
4.3
«Матрешка» и другие по выбору.
Игрушка на основе шара: «Веселые
4.4
клоуны».
5. Вязание крючком
5.1
Основы вязания крючком.
Вязание простых моделей одежды
5.2
для кукол.
5. Промежуточная (итоговая)
аттестация
ИТОГО:

Наблюдение
Наблюдение
Экспресс-выставка

Наблюдение
Наблюдение опрос
Экспресс-выставка
Выставка

СОДЕРЖАНИЕ
1 год обучения
Раздел 1. Шитье одежды для кукол
Тема 1.1. Введение. Рабочее место инструменты
Теория: задачи и цели работы. Правила внутреннего распорядка.
Сообщение исторических сведений: «История куклы», «История костюма»,

13

«Барби в России». Знакомство с оборудованием кабинета. Правила техники
безопасности и санитарно-гигиенические требования.
Практика: просмотр готовых изделий, рисунков, журналов.
Организация рабочего места, инструменты и приспособления. Приемы
работы с инструментами.
Тема 1.2. Экскурсия «Золотая Осень!»
Практика: Экскурсия в парк. Правила дорожного движения.
Тема 1.3. Общие сведения о тканях. Правила раскроя
Теория: текстильные волокна. Сведения о производстве тканей.
Хлопчатобумажные ткани. Льняные ткани. Шелк. Шерсть. Смесовые ткани.
Свойства тканей. Выбор тканей для одежды. Выкройка-лекало. Обозначение
долевой нити. Припуски на швы. Направление долевой нити. Направление
рисунка. Расход ткани. План раскладки лекал на ткани. Копирование
вытачек.
Практика: упражнения по определению свойств тканей разных групп:
сминание, пластичность, фактура ткани. Выбор ткани с учетом цвета,
рисунка, фактуры. Перевод выкройки на кальку, вырезание, подписывание
деталей. Упражнения по моделированию: расширение рукава, юбки.
Упражнения: определение долевой нити. Приемы раскладки выкроек на
ткани: по долевой нити, по косой нити. Перенос вытачек на парные детали.
Тема 1.4. Ассортимент одежды. Пошив простых моделей одежды
для кукол
Теория: виды одежды: для дома, повседневная одежда. Назначение
одежды. Рекомендуемые материалы. Терминология видов работ.
Последовательность обработки изделий. Обработка срезов. Обработка
мелких деталей. Обработка низа изделия. Художественно-декоративное
оформление изделий: кружево, тесьма, вышивка. Окончательная утюжка
изделия.
Практика: рисование эскизов одежда для дома, повседневная одежда.
Выполнение образцов ручных швов: стачной шов - шов "вперед иголку",
"назад иголку", обметочный шов - "через край", " обметочный". Шитье
одежды: белье, халат, пижама. Сюжетно-ролевые игры: "В гостях у Барби".
Экспресс-выставка лучших моделей одежды для Барби «Домашний уют».
Тема 1.5. Аксессуары к одежде
Теория: головные уборы, сумочки. Приемы изготовления.
Практика: изготовление аксессуаров к одежде: головные уборы,
сумочки. Экспресс-выставка.
Раздел 2. Бумагопластика

14

Тема 2.1. Виды бумаги. Приемы работы
Теория: виды бумаги. Правила работы с ножом и ножницами. Приемы
работы с бумагой.
Практика: выполнение композиции «Ежовая семья», «Осенний
натюрморт».
Тема 2.2. Аппликация
Теория: понятие «аппликация». Приемы выполнения аппликации на
бумаге. Технология выполнения.
Практика: изготовление аппликации «Осенний пейзаж». Открытка
«Зима». Открытка «С Новым годом!».
Тема 2.3. Квилинг
Теория: понятие «квилинг». Основные приемы работы. Основные
формы.
Практика: изготовление подвески «Ангел». Панно «Времена года».
Панно «Фантазия». Экспресс-выставка.
Тема 2.4. Торцевание
Теория: понятие «торцевание». Приемы работы.
Практика: изготовление панно «Снежинка». Панно «Символ года».
Экспресс-выставка «Новогодняя сказка».
Раздел 3. Лепка
Тема 3.1. Пластилин
Теория: используемые материалы, инструменты. Свойства пластилина.
Приемы лепки из целого куска. Рельефное изображение. Способы
изготовления изделий из пластилина.
Практика: экспресс-выставка. Лепка листьев деревьев, фруктов,
овощей и предметов быта с натуры. «Чайный сервиз с фруктами». «Цветы
для мамы».
Тема 3.2. Соленое тесто
Теория: используемые материалы, инструменты. Свойства соленого
теста. Приемы лепки из целого куска. Рельефное изображение. Способы
изготовления изделий из соленого теста.
Практика: экспресс-выставка. Фоторамка. Поделка «Символ года».
Панно «Сказочные герои». Поделка «Сердечки». Поделка «Подсвечник».
Экспресс-выставка.
Раздел 4. Мягкая игрушка.
Тема 4.1. Введение. Инструменты и приспособления
Теория: история игрушки. Инструменты и приспособления.
Тема 4.2. Изготовление простых поделок: игольница

15

Теория: техника безопасности. Шаблоны. Правила кроя.
Практика: раскрой по шаблону. Последовательность изготовления
игольницы.
Тема 4.3 Игрушка на основе конуса: «Матрешка» и другие по
выбору
Теория: техника безопасности. Шаблоны. Правила кроя.
Практика: раскрой по шаблону. Последовательность изготовления
«Матрешки».
Тема 4.4. Игрушка на основе шара: «Веселые клоуны» и другие по
выбору
Теория: техника безопасности. Шаблоны. Правила кроя.
Практика: раскрой по шаблону. Последовательность изготовления
«Веселый клоун». Экспресс-выставка.
Раздел 5. Вязание крючком
Тема 5.1. Основы вязания крючком
Теория: основы вязания крючком. Техника безопасности. Знакомство с
воздушными петлями.
Практика: выполнение «цепочки» из воздушных петель.
Изготовление панно из цепочки воздушных петель.
Тема 5.2. Вязание простых моделей одежды для кукол
Теория: Условные обозначения.
Практика: Техника вязания. Вязание юбки, топа. Экспресс-выставка
лучших моделей «Ах, лето!».
Раздел 6. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: выставка готовых изделий за год.
Планируемые результаты
Стартового уровня (1 года обучения)
Предметные результаты:
• знание
названий
материалов,
ручных
инструментов
и
приспособлений (ножницы, иголки, крючки), правил безопасности труда и
личной гигиены при работе с указанными инструментами;
• знание последовательности шитья одежды для кукол;
• владение основами ручного шитья, вязания с соблюдением
технологии изготовления одежды;
• знание и умение использовать приемы соединения деталей в
поделках;
• умение работать самостоятельно с опорой на рисунок-план.
Метапредметные результаты:

16

• сформированность художественных способностей, образного
мышления, фантазии;
• развита координация движения тела и мелкая моторика рук;
• умение
самостоятельно
определять
последовательность
изготовления поделки;
• умение анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с
изделием других учащихся, находить сходные и отличительные свойства.
Личностные результаты:
• воспитан интерес и любовь к декоративному творчеству;
• воспитано умение работать в коллективе;
• воспитано бережное и экономное отношение к основным
материалам;
• воспитано трудолюбие, аккуратность, ответственность.
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (2 год обучения)
Цель – развитие творческих способностей учащихся через
совершенствование навыков шитья одежды для кукол и освоения видов
декоративно прикладного творчества.
Задачи.
Обучающие:
1. Познакомить с ассортиментом одежды; моделированием одежды.
2. Научить шить и вязать сложную по фасону одежду для кукол с
соблюдением технологической последовательности.
3. Научить пользоваться технологическими картами.
4. Научить практическим навыкам и умениям при работе с особыми
тканями: трикотаж, искусственная кожа, мех, капрон.
Развивающие:
1. Развить образное мышление, фантазию.
2. Развить новое отношение к окружающему миру и умению
отображать его в своих творческих работах.
3. Научить решать художественно — творческие задачи при пошиве и
вязании одежды, игрушек.
4. Развить привычку анализировать результат своей работы.
Воспитательные:
1. Воспитать умение работать в коллективе.
2. Воспитать бережное и экономное отношение к основным
материалам и инструментам.
3. Воспитать культуру поведения, труда и свободного досуга.

17

Учебно-тематический план
2 год обучения (базовый)
№

Наименование раздела, темы

1. Шитье одежды для кукол
Введение. Рабочее место и
1.1.
инструменты
1.2. Экскурсия «Дары осени»
Общие сведения о современных
1.3. тканях, конструировании одежды
для кукол. Правила раскроя
Ассортимент одежды делового
1.4.
стиля. Шитье одежды для кукол
1.5.

Аксессуары к одежде делового
стиля.

2. Бумагопластика

Количество часов
практи
всего теория
ка
72
10
62

Форма контроля/
аттестации

3

3

-

Наблюдение

3

-

3

Наблюдение

6

1

5

Наблюдение

54

5

49

6

1

5

42

4

38

Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос, экспрессвыставка
Наблюдение
Экспрессвыставка
Наблюдение
Экспрессвыставка
Наблюдение
Экспрессвыставка
Наблюдение
Экспрессвыставка

2.1

Мозаика

6

1

5

2.2

Обрывная аппликация

9

1

8

2.3

Композиции в технике «квилинг»

12

1

11

2.4

Композиции в технике
«торцевание»

15

1

14

24

3

21

12

1

11

Наблюдение

12

2

10

4. Мягкая игрушка
Эскизы игрушек. Инструменты и
4.1
приспособления
Объемная игрушка: «Знаки
4.2
зодиака» и другие по выбору
Цельнокроеные игрушки
4.3
«Подводный мир» и другие по
выбору
Куклы-пальчики. Плоские
4.4
сувениры

Наблюдение
Экспрессвыставка

30

6

24

3

3

-

6

1

5

9

1

8

Наблюдение,
опрос

12

1

11

5. Вязание крючком

Наблюдение,
опрос, выставкаконкурс

42

9

33

3. Лепка
Композиционное решение
3.1
полуобъемного изображения из
пластилина
3.2

Объемная лепка из соленого теста

Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос

18

5.1

5.2

Вязания крючком отделочных
узоров.
Вязание
одежды
летнего
ассортимента.

6. Промежуточная (итоговая)
аттестация
ИТОГО:

12

3

9

30

6

24

6

3

3

216

35

181

Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Экспрессвыставка
Выставка

СОДЕРЖАНИЕ
2 год обучения
Раздел 1. Шитье одежды для кукол
Тема 1.1. Введение. Рабочее место инструменты
Теория: задачи и цели работы. Просмотр готовых изделий, рисунков.
Правила внутреннего распорядка. Организация рабочего места, инструменты
и приспособления. Правила техники безопасности и санитарногигиенические требования
Практика: приемы работы с инструментами.
Тема 1.2. Экскурсия «Дары осени»
Практика: экскурсия в парк.
Тема 1.3. Общие сведения о современных тканях, конструирование
одежды для кукол. Правила раскроя
Теория: современные ткани: трикотаж, искусственная кожа, мех.
Свойства тканей. Выбор тканей для одежды. Мерки. Последовательность
снятия мерок. Выкройка-лекало. Способы моделирования: параллельное
расширение. Припуски на швы. Направление долевой нити. Направление
ворса. Направление рисунка. Ткань в клетку. Расход ткани. План раскладки
лекал на ткани. Копирование вытачек.
Практика: упражнения по определению свойств тканей разных групп:
сминание, пластичность, фактура ткани, направление ворса. Выбор ткани с
учетом цвета, рисунка, фактуры. Снятие основных мерок по ширине и длине.
Перевод выкройки на кальку, вырезание, подписывание деталей.
Упражнения по моделированию: расширение рукава, складки. Упражнения:
определение долевой нити, определение направления ворса. Приемы
раскладки выкроек на ткани: по долевой нити, по косой нити. Перенос
вытачек на парные детали.
Тема 1.4. Ассортимент одежды делового стиля. Шитье одежды для
кукол
Теория: ассортимент верхней одежды. Назначение одежды.
Рекомендуемые материалы. Терминология видов работ. Последовательность

19

обработки изделий. Обработка срезов. Обработка мелких деталей.
Втачивание рукава в пройму, воротника в горловину. Художественнодекоративное оформление изделий: кружево, тесьма, вышивка.
Окончательная утюжка изделия.
Практика: рисование эскизов моделей верхней одежды. Выполнение
образцов ручных швов: стачной шов - швом " вперед иголку", "назад
иголку", " через край"; накладной шов - швом " вперед иголку", " назад
иголку", " потайной"; шов встык - " через край", " обметочный"; обметочный
шов - "через край", " обметочный". Шитье одежды: платье, костюм, пальто.
Сюжетно-ролевые игры: " С добрым утром. Выставка «Деловая классика».
Тема 1.5. Аксессуары к одежде делового стиля
Теория: подбор аксессуаров. Головные уборы.
Практика: изготовление аксессуаров к одежде. Экспресс-выставка.
Раздел 2. Бумагопластика
Тема 2.1. Мозаика
Теория: понятие «мозаика». Приемы выполнения мозаики из цветной
бумаги.
Практика: мозаика из цветной бумаги. Экспресс-выставка.
Тема 2.2. Обрывная аппликация
Теория: понятие «композиция». Виды цветов. Обрывная аппликация.
Технология выполнения.
Практика: композиция «Нарцисс». Экспресс-выставка. Панно
«Новогодние тайны».
Тема 2.3. Композиции в технике «квилинг»
Теория: квилинг Основные приемы составления композиции.
Практика: композиция «Морозное окно» (квилинг). Экспрессвыставка.
Тема 2.4. Композиции в технике «Торцевание»
Теория: торцевание. Основные приемы составления композиции.
Практика:
композиция
«Новогодняя
сказка»
(торцевание).
Композиция из разных техник: квилинг+торцевание+аппликация на
свободную тему. Экспресс-выставка.
Раздел 3. Лепка
Тема 3.1. Композиционное решение полуобъемного изображения из
пластилина
Теория: понятие «полуобъемное изображение». Беседа «малая
скульптура».

20

Практика: экспресс-выставка. Композиция в круге. Композиция в
квадрате. Лепка полуобъемной фигуры. Экспресс-выставка.
Тема 3.2. Объемная лепка из соленого теста
Теория: понятие «объемная лепка». Композиционное решение
рельефного изображения. Объемная лепка.
Практика: «зоопарк». Объемная композиция по мотивам сказки
«Репка». Подставка для карандашей. Экспресс-выставка.
Раздел 4. Мягкая игрушка
Тема 4.1 Эскизы игрушек. Инструменты и приспособления
Теория: творческий замысел. Инструменты и приспособления.
Тема 4.2. Объемная игрушка: «Лошадка» и другие по выбору
Теория: техника безопасности. Шаблоны. Правила кроя.
Практика: раскрой по шаблону. Последовательность изготовления
игрушки.
Тема 4.3. Цельнокроеные игрушки «Подводный мир» и другие по
выбору
Теория: техника безопасности. Шаблоны. Правила кроя.
Практика: раскрой по шаблону. Последовательность изготовления
игрушек.
Тема 4.4. Куклы-пальчики. Плоские сувениры
Теория: техника безопасности. Шаблоны. Правила кроя.
Практика: раскрой по шаблону. Последовательность изготовления
игрушек. Выставка-конкурс на лучшую игрушку.
Раздел 5. Вязание крючком
Тема 5.1. Вязания крючком отделочных узоров
Теория: повторение основных приемов вязания и правил техники
безопасности. Простейшие отделочные узоры – тесьма.
Практика: обвязывание полотна. Выполнение образцов основными
приемами вязания: образование начальной петли, плетешок, навесные
зубцы.
Тема 5.2. Вязание крючком одежды летнего ассортимента
Теория: последовательность вязания одежды, сумочки. Подбор пряжи.
Практика: изготовление одежды для кукол: платье, сумочка.
Экспресс-выставка одежды «Летняя пора».
Раздел 6. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: тест. Выставка готовых изделий за год.
Планируемые результаты

21

Базового уровня (2 года обучения)
Предметные результаты:
• знание об особенностях работы с тканью и мехом, об элементарных
правилах комбинирования материала при изготовлении поделок;
• знание ассортимента одежды; моделирования одежды;
• умение шить и вязать сложную по фасону одежду для кукол с
соблюдением технологической последовательности;
• умение пользоваться технологическими картами;
• владение практическими навыками и умениями при работе с
особыми тканями: трикотаж, искусственная кожа, мех, капрон;
• умение работать самостоятельно с опорой на рисунок-план.
Метапредметные результаты:
• умение решать художественно — творческие задачи при пошиве и
вязании одежды, игрушек, пользуясь технологической картой, техническим
рисунком, эскизом, лекалом;
• развито образное мышление, фантазию;
• умение передавать в изделии настроение, общее построение формы
игрушки; высказывать простейшие суждения об игрушке;
• работать самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и
выработанные умения в разработке творческого проекта.
Личностные результаты:
• воспитано умение работать в коллективе;
• воспитано бережное и экономное отношение к основным
материалам;
• воспитана культура поведения, труда и свободного досуга.
ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ (3 год обучения)
Цель – практическая реализация творческих способностей и
социализация учащихся в процессе шитья и вязания одежды для кукол и
углубленного изучения видов декоративно-прикладного творчества.
Задачи.
Обучающие:
1. Познакомить с историей современной одежды.
2. Научить моделировать одежду для кукол сложных фасонов.
3. Научить создавать авторские проекты по шитью и вязанию одежды и
видам декоративно-прикладного творчества.
4. Научить практическим навыкам и умениям комбинировать разные
техники в поделках и одежде для кукол.

22

Развивающие:
1. Развить образное мышление, фантазию через нетрадиционные техники.
2. Развить привычку анализировать свою работу, побуждать к
самостоятельной проверке результатов готовой работы.
Воспитательные:
1. Воспитать коммуникативные навыки в общении со сверстниками.
2. Воспитать бережное и экономное отношение к материалам и
инструментам.
3. Воспитать аккуратность, терпение, настойчивость.
4. Воспитать
трудолюбие,
усидчивость,
целеустремленность,
предприимчивость, самостоятельность.
Учебно-тематический план
3 год обучения (продвинутый)
№

Наименование раздела, темы

Шитье одежды для кукол
1.1. Рабочее место и инструменты.
Сведения
о
современных
1.2. тканях, о конструировании
одежды для кукол
Особенности раскроя одежды
1.3.
для кукол.
1.4. Ассортимент одежды

Количество часов
всего теория практика
72
12
60
3
3
6

1

5

3

1

2

3

1

2

1.5.

Шитье одежды для кукол

51

5

46

1.6.

Аксессуары к одежде

6

1

5

42
12
15

3
1
1

39
11
14

15

1

14

24

3

21

2. Бумагопластика
2.1
Аппликация на пластилине.
2.2
Картины в технике квилинг
Картины
в
технике
2.3
«торцевание»
3. Лепка

Форма контроля/
аттестации
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
опрос
Наблюдение
Наблюдение
опрос, защита
проекта
Наблюдение,
выставкаконкурс
Наблюдение
Защита проекта
Экспрессвыставка
Экспрессвыставка
Экспрессвыставка

3.1

Композиции из пластилина.

9

1

8

3.2

Игрушки из соленого теста.

15

2

13

30

6

24

3

3

-

Наблюдение

6

1

5

Наблюдение

4. Мягкая игрушка
Эскизы игрушек.
4.1. Инструменты и
приспособления
Моделирование плоских
4.2.
игрушек. Игрушки-

23

4.3.

аппликации на картонной
основе.
Вязание игрушек

Игрушки и сувениры к
праздникам.
5. Вязание крючком.
Современные техники вязания
5.1.
крючком
4.4.

5.2.

Вязание одежды для кукол по
выбору.

6. Промежуточная (итоговая)
аттестация
ИТОГО:

Наблюдение
опрос
Наблюдение,
защита проекта

12

1

11

9

1

8

42

8

34

12

2

10

Наблюдение

30

6

24

Наблюдение
опрос, выставкаконкурс

6

3

3

Выставка

216

35

181

СОДЕРЖАНИЕ
3 год обучения
Раздел 1. Шитье одежды для кукол
Тема 1.1 Рабочее место инструменты
Теория: задачи и цели работы. Просмотр готовых изделий, рисунков.
Правила внутреннего распорядка. Организация рабочего места, инструменты
и приспособления. Правила техники безопасности и санитарногигиенические требования.
Практика: рисование исторического костюма по выбору. Приемы
работы с инструментами.
Тема 1.2. Сведения о современных тканях, о конструировании
одежды для кукол
Теория: современные ткани: трикотаж, искусственная кожа, мех.
Свойства тканей. Выбор тканей для одежды. Мерки. Последовательность
снятия мерок. Выкройка-лекало. Способы моделирования: перевод вытачек.
Припуски на швы.
Практика: упражнения по определению свойств тканей разных групп:
сминание, пластичность, фактура ткани, направление ворса. Выбор ткани с
учетом цвета, рисунка, фактуры. Снятие основных мерок по ширине и длине.
Перевод выкройки на кальку, вырезание, подписывание деталей.
Упражнения по моделированию: перевод вытачки на лифе.
Тема 1.3. Особенности раскроя одежды для кукол.
Теория: особенности раскроя из современных тканей. Направление
ворса. Направление рисунка. Ткань в клетку. Расход ткани. План раскладки
лекал на ткани. Раскрой по косой нити. Копирование вытачек.

24

Практика: упражнения: определение долевой нити, определение
направления ворса. Приемы раскладки выкроек на ткани: по долевой нити,
по косой нити. Перенос вытачек на парные детали.
Тема 1.4. Ассортимент нарядной одежды
Теория: ассортимент нарядной одежды: вечерняя, нарядная,
торжественная Детали нарядной одежды и конструктивные разновидности.
Практика: рисование эскизов моделей нарядной одежды. Выставкаконкурс «Нарядная мода».
Тема 1.5. Шитье одежды для кукол.
Теория: рекомендуемые материалы. Терминология видов работ.
Последовательность обработки изделий. Обработка срезов. Обработка
мелких деталей. Втачивание рукава в пройму, воротника в горловину.
Художественно-декоративное оформление изделий: кружево, тесьма,
вышивка, стеклярус, пайетки. Окончательная утюжка изделия.
Практика: шитье одежды: торжественный костюм, бальное платье,
театральный костюм. Сюжетно-ролевые игры: «Ярмарка чудес», «На балу у
Барби»», "Карнавал", " Парад моделей". Творческий проект «Я модельер».
Выставка-конкурс «Карнавальное ШОУ».
Тема 1.6. Аксессуары к одежде
Теория: выбор аксессуаров к одежде. Подбор аксессуаров к костюму,
нарядному платью. Головные уборы.
Практика: шитье головных уборов.
Раздел 2. Бумагопластика
Тема 2.1. Аппликация на пластилине
Теория: приемы выполнения аппликации на пластилине. Технология
выполнения работы.
Практика: изготовление панно «Зимняя картина» (коллективная
работа), «Моя любимая кошка». Экспресс-выставка.
Тема 2.2. Картины в технике «квилинг»
Теория: основные приемы работы при создании картины.
Практика: изготовление картины «Букет в вазе». Творческий проект
«Бумажный завиток».
Тема 2.3. Картины в технике «торцевание»
Теория: основные приемы работы при создании сюжетной картины.
Практика: изготовление картины «Новогодняя сказка». Экспрессвыставка.
Раздел 3. Лепка
Тема 3.1. Композиции из пластилина

25

Теория: композиционное решение рельефного изображения.
Практика: экспресс-выставка «Шкатулка с драгоценностями».
Картины на диске
Тема 3.2. Игрушки из соленого теста
Теория: лепка объемных фигур. Изготовление игрушек из соленого
теста.
Практика: изготовление игрушек. Лепка игрушек по выбору на тему
«Сказочные персонажи». Экспресс-выставка
Раздел 4. Мягкая игрушка
Тема 4.1. Эскизы игрушек. Инструменты и приспособления
Теория: творческий замысел. Инструменты и приспособления.
Тема 4.2. Моделирование плоских игрушек. Игрушки-аппликации
на картонной основе
Теория: техника безопасности. Шаблоны. Правила кроя.
Практика: раскрой по шаблону. Последовательность изготовления
игрушки.
Тема 4.3. Вязание игрушек
Теория: техника безопасности. Правила работы.
Практика: последовательность изготовления игрушек
Тема 4.4. Игрушки и сувениры к праздникам.
Теория: календарные праздники. Семейные традиции. Эскиз игрушки.
Побор материалов. Творческий замысел.
Практика: последовательность изготовления игрушек. Творческий
проект по выбору темы самостоятельно.
Раздел 5. Вязание крючком
Тема 5.1. Техники вязания крючком
Теория: техники вязания крючком. Квадраты. Мотивы.
Практика: выполнение образцов. Вязание салфетки из мотивов.
Тема 5.2. Вязание одежды для кукол по выбору
Теория: ассортимент одежды.
Практика: изготовление одежды для кукол по выбору. Эспрессвыставка «Подиум».
Раздел 6. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: выставка готовых изделий.
Планируемые результаты
Продвинутый уровень (3 года обучения)
Предметные результаты:

26

• знание истории современной одежды;
• умение моделировать одежду для кукол сложных фасонов;
• умение создавать авторские проекты по шитью и вязанию одежды и
видам декоративно-прикладного творчества;
• владение практическими навыками и умениями комбинировать
разные техники в поделках и одежде для кукол.
Метапредметные результаты:
• развито образное мышление, фантазию через нетрадиционные
техники;
• развита привычка анализировать свою работу, побуждать к
самостоятельной проверке результатов готовой работы.
Личностные результаты:
• воспитаны коммуникативные навыки в общении со сверстниками;
• воспитано бережное и экономное отношение к материалам и
инструментам;
• воспитаны: аккуратность, терпение, настойчивость;
• воспитаны:
трудолюбие,
усидчивость,
целеустремленность,
предприимчивость, самостоятельность.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Период
обучения
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие

Дата
Дата начала
окончания
обучения по
обучения по
программе
программе
10 сентября 30 декабря
09 января
28 мая
15 сентября 30 декабря
09 января
28 мая

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

Режим занятий

16 недель
20 неделя
16 недель
20 неделя

60
84
90
126

2 раза в неделю по 2
часа
2 раза в неделю по 3
часа

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для создания условий реализации программы занятия проводятся в
специально оборудованном кабинете: соответствующее СанПиНам
освещение, горячая и холодная вода, выставочные стенды, шкафы –
витрины.
Для организации работы на занятиях в кабинете должны быть: набор
материалов и инструментов для шитья и занятий декоративно-прикладным
творчеством: бумагопластика, лепка, мягкая игрушка, вязание крючком.

27

«Как устроен человек, эмоции», литература, журналы.
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и
реализации дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что
закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Методические материалы:
Дидактические материалы: наглядные пособия, художественные
альбомы, журналы, книги, иллюстрации, фотографии, папки с рисунками,
видеокассеты, компакт- диски, методические разработки: пособия, тесты,
кроссворды, логические игры, методическая литература.
Наглядные материалы: образцы готовых изделий, коллекция образцов
тканей, пряжи, картонные лекала по каждому изделию в достаточном
количестве, плакаты по темам: «Растительный мир», «Мир животных, птиц,
рыб, насекомых», «Космос», «Декоративно-прикладное творчество»,
«Времена года», «Бытовые приборы, мебель», «Игрушки», «Профессии»,
Методы обучения используемые в процессе реализации программы:
• в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное
изложение, беседа, рассказ); наглядный: показ мультимедийных материалов,
иллюстраций, наблюдений;
• в основе которых лежит уровень деятельности учащихся: объяснительно
— иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую
информацию; репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные
знания и освоенные способы деятельности; исследовательский –
самостоятельная творческая работа учащихся.
Типы занятий: комбинированное изучение, усвоение нового материала
(объяснение, демонстрация и практическая часть), закрепление и
совершенствование знаний, умений и навыков, самостоятельное применение
знаний, умений и навыков.
Коллективная, групповая работа проводится в форме теоретических
(беседа, показ, объяснение), практических занятий с индивидуальной
подходом педагога к каждому учащемуся. Самостоятельная работа
осуществляется в форме поиска теоретического материала, и изготовления
творческого проекта с последующей презентацией.
Теоретическая часть включает сведения об истории возникновения
куклы Барби и появления ее в России, о видах декоративно-прикладного
творчества, о видах тканей, правила раскроя, применения выкроек лекал,

28

терминологии,
используемой
при
обучении,
основные понятия
цветоведения, технологии изготовления изделий, требования к качеству
готовых изделий.
Практические знания учащиеся получают в процессе упражнений по
образцу, практических работ, творческих проектов, сюжетно-ролевых игр,
самостоятельной работы. Большое место отводится на занятиях
инструктажу, который включает и словесные и практические методы
обучения. Инструктаж используется при объяснении и показе технологии
выполнения швов, последовательности выполнения работы, правил
работы с иглой, ножницами, пяльцами.
Учитывая возрастные особенности учащихся занятия строятся по
принципу «от простого к сложному», используется метод поощрения,
создания ситуации успеха, доброжелательная атмосфера в объединении.
Учитывая художественную направленность, целесообразно посещать с
учащимися музеи, выставки декоративно-прикладного творчества, изучать
народные традиции и современное декоративное искусство. Эмоциональный
комфорт, отсутствие принуждения, возможность самовыражения - основные
условия к занятиям.
В процессе реализации программы используются современные
педагогические образовательные технологии «портфолио», «проектная»,
«технология сотрудничества».
Содержание заданий может быть скорректировано в связи с участием в
мероприятиях, выставках или в программу могут быть включены
дополнительные задания, соответствующие тематике определённой
выставки или конкурса. Некоторые из заданий (по выбору педагога) могут
быть изменены в ходе экспериментально-поисковой работы.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды контроля: текущий, тематический.
Текущий контроль осуществляется в ходе выполнения практического
задания по каждому разделу методом наблюдения, теоретические знания
проверяются в ходе беседы или фронтального опроса.
Тематический контроль проводится по окончании каждой темы
проходит просмотр готовых изделий, демонстрирующий лучшие образцы
швов, лучшие рисунки, лучшие изделия. При обсуждении их отмечаются
недостатки, типичные ошибки и недочеты.

29

Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме выставки
в соответствии с разработанными критериями оценки результатов
реализации программы.
Критерии оценки результатов реализации программы:
• усвоение знаний, умений, навыков по базовым разделам
программы;
• личностный рост, развитие общительности, работоспособности;
• формирование художественных способностей, эстетического вкуса;
• при оценке знаний, умений и навыков учитывается участие в
выставках, конкурсах прикладного творчества.
Художественная выразительность и практические умения оцениваются
по следующим критериям: художественная выразительность: форма, цвет,
композиция; сложность, изобретательность, авторская идея; качество,
выявление ошибок и пути их исправлений; самоанализ, самооценка.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
высокий; средний; низкий.
1 уровень – высокий, полное освоение содержания образования (80100%).
2 уровень – средний, частичное освоение содержания программы (5080%), но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки.
3 уровень – низкий, не полностью освоил содержание программы (3050%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при
выполнении практических заданий.
Оценочные материалы:
1. Карта наблюдения развития творческих способностей и
практических умений учащихся (Приложение № 1).
2. Карта мониторинга развития качеств личности учащихся
(Приложение № 2).
2.4. Воспитательная работа
Воспитательное значение активностей обучающихся при реализации
программы наиболее наглядно проявляется в социальных проектах,
благотворительных
и
волонтёрских
акциях,
в
экологической,
патриотической, трудовой, профориентационной деятельности.
К методам оценки результативности реализации программы в части
воспитания можно отнести:
— педагогическое наблюдение, в процессе которого внимание педагога
сосредотачивается на проявлении в деятельности обучающихся и в её
результатах определённых в данной программе целевых ориентиров

30

воспитания, а также на проблемах и трудностях достижения воспитательных
задач программы;
— оценку творческих и исследовательских работ и проектов экспертным
сообществом (педагоги, родители, другие обучающие ся, приглашённые
внешние эксперты и др.) с точки зрения достижения воспитательных
результатов;
— отзывы, интервью, материалы рефлексии, которые предоставляют
возможности для выявления и анализа продвижения обучающихся
(индивидуально и в группе в целом), оценки личностных результатов
участия обучающихся в деятельности по программе
В программу включены воспитательные мероприятия, практики и
спланированы воспитательные результаты.
Воспитательные практики:
• коллективная
творческая
деятельность
(командное
творчество,
планирование, анализ, коммуникация, всестороннее развитие);
• кейс-технологии («портфель» конкретных ситуаций и задач, требующих
решения);
• марафон (актуальная идея для реализации);
• квест (игра-приключение на заданную тему) и т.д.
Результаты воспитания:
• приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в обществе;
• формирование у обучающихся основ российской гражданской
идентичности;
• готовность обучающихся к саморазвитию;
• ценностные установки и социально-значимые качества личности;
• активное участие в социально — значимой деятельности и др.
Взаимодействие с семьей – одно из важных направлений в
воспитательной деятельности объединения. В основе такого взаимодействия
лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и
помощи, терпения и терпимости по отношению друг к друг,
заинтересованность с двух сторон в раскрытии и развитии в учащемся
лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и
самореализации.
Содержание работы с родителями в ходе воспитательной деятельности
объединения определяют функции:

31

• ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательновоспитательного
процесса
(открытые
занятия,
воспитательные
мероприятия);
• педагогическое просвещение родителей (лектории, беседы на
родительских собраниях, размещение актуальных материалов на
информационных стендах для родителей, на официальном сайте ДДТ
«Химмашевец» и в социальных сетях);
• вовлечение родителей в совместную с учащимися воспитательную
деятельность (гостиные, праздники, конкурсы, участие родителей во всех
формах воспитательной работы).
Реализация конкретных форм и методов воспитательной работы
воплощается в календарном плане воспитательной работы объединения,
который конкретизирует перечень воспитательных событий и мероприятий
по датам, участникам и ответственным и является частью Рабочей
программы ДДТ «Химмашевец».
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Бегун Т.А. Увлекательное рукоделие для детей 8-12 лет: Программа
кружка рукоделия. – Спб.: КАРО, 2008.
2. Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические
рекомендации/ под редакцией Е.Н. Степанова – М., 2016;
3. Галанова Т.В. Игрушки из помпонов - М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2010.
4. Грузинцева О.П. Аммигруми. Вязаные игрушки.-М.АСТ-ПРЕСС
КНИГА, 2013.
5. Зайцева А.А Амигруми: милые игрушки, связанные крючком-М.:
Эксмо, 2013.
6. Каргина З.А. Практическое пособие для работы педагога
дополнительного образования. – Изд. доп.- М.: Школьная Пресса, 2008;
7. Маленкова П.И. Теория и методика воспитания/ М., 2017;
8. Оригинальные идеи для вязания крючком и спицами.- М.: РИПОЛ
классик, 2010.
9. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы- изд.3-е-М, 2015.
10. Хаммонд У. Я шью сама.- М.: Мой мир КГ, 2006.
11. Школа маленькой принцессы. Мягкие игрушки. Астрель. Москва.
2009.
12. Школа маленькой принцессы. Цветы из ткани, 2007.
Литература для учащихся:

32

13. «Анна», увлекательное рукоделие, актуальные идеи, секреты
мастерства, ноябрь 2003.
14. Додж Винус Шьем одежду для кукол.- Минск: Попурри, 2013.
15. Ермакова С.О. Шьем для кукол, Москва, 2013.
16. Жакова О., Кононова Г. Наряды для Барби. – СПб.: изд.
«Кристалл», 2000.
17. Журналы «Мода Барби».
18. Ильковская Ю.А. Игрушки своими руками.-М.: ООО ТД
«Издательство Мир книги», 2007.
19. Калитина Р.М. Твоя кукла. Одежда для Барби.-СПб.: Питер, 2011.
20. Кононова Г.В. Мягкая игрушка.- СПб.: Издательский дом
«Кристалл», 2000.
21. Максимова М., Кузьмина М. Быстрый крючок. – М.: Изд-во
ЭКСМО-Пресс, 2001.
22. Ручная работа,. №18(22) сентябрь 2006.
Интернет ресурсы:
1. Аксессуары
для
куклы
Барби.
–
Режим
доступа:
https://domcreative.ru/2461-aksessuary-dlya-kukly-barbi.html.
2. Васильки
в
технике
квиллинга.
–
Режим
доступа:
https://www.diyideas.ru/19307-vasilki-v-tehnike-kvillinga.html.
3. Как сделать мебель для кукол своими руками. – Режим доступа:
http://happymodern.ru/izgotovlenie-mebeli-dlya-kukol-svoimi.
4. Праздники. Поделки своими руками. – Режим доступа:
https://svoimirukamy.com/category/prazdniki.
5. Фигурки из солёного теста для детей. – Режим доступа:
https://svoimirukamy.com/figurki-iz-solyonogo-testa-dlya-detej.html.

Приложение 1
Карта наблюдения развития творческих способностей и практических
умений учащихся

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

эстетические
суждения,
самооценка

качество

авторская идея

сложность

работа с крючком

работа с иглой

Практические умения
работа ножницами

Ф.И. учащегося

композиция

№

форма, цвет

Средства
выразите
льности

Итоги

34

Приложение 2
Карта мониторинга развития качеств личности учащихся
Год обучения_____________ Группа ______________ Уч.
год______________

Креативность,
склонность к
проектировочной
деятельности

Нравственность,
гуманность

Ответственность,
самостоятельность,
дисциплинированн
ость

Фамилия, имя

Коммуникативные
навыки,
коллективизм

№

Активность,
организаторские
способности

Качества личности и признаки проявления

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

МОНИТОРИНГ развития качеств личности учащихся
Признаки проявления качеств личности
Качества личности ярко проявляются
проявляются
слабо проявляются
не проявляются
3 балла
2 балла
1 балл
0 баллов
Активен, проявляет
Активен, проявляет Мало активен, наблюдает Пропускает занятия,
стойкий
стойкий
за деятельностью других,
мешает другим.
познавательный
познавательный
забывает выполнить
интерес, целеустремлен, интерес, трудолюбив,
задание.
1. Активность,
трудолюбив и
добивается хороших
Результативность
организаторские
добивается
результатов.
невысокая.
способности
выдающихся
результатов,
инициативен,
организует
деятельность других.

35

Легко вступает и
Вступает и
Поддерживает контакты Замкнут, общение
поддерживает
поддерживает
избирательно, чаще
затруднено,
контакты, разрешает контакты, не вступает в работает индивидуально,
адаптируется в
2. Коммуникативные
конфликты,
публично не выступает. коллективе с трудом,
конфликты,
навыки,
дружелюбен со всеми, дружелюбен со всеми,
является инициатором
коллективизм
инициативен, по
по инициативе
конфликтов.
собственному желанию руководителя или
успешно выступает группы выступает перед
перед аудиторией.
аудиторией.
Выполняет поручения Выполняет поручения Неохотно выполняет
Уклоняется от
охотно, ответственно, охотно, ответственно.
поручения.
поручений,
часто по собственному Хорошо ведет себя
Начинает работу, но безответственен. Часто
желанию, может
независимо от наличия часто не доводит ее до недисциплинирован,
или отсутствия
нарушает правила
привлечь других.
конца.
3. Ответственность,
поведения, слабо
контроля, но не требует
Справляется с
Всегда
самостоятельность,
реагирует на
дисциплинирован, везде этого от других.
поручениями и
дисциплинированност
соблюдает правила
воспитательные
соблюдает правила
ь
воздействия.
поведения, требует того
поведения только при
же от других.
наличии контроля и
требовательности
преподавателя или
товарищей.
Доброжелателен,
Доброжелателен,
Помогает другим по Недоброжелателен, груб,
правдив, верен своему правдив, верен своему
поручению
пренебрежителен,
слову, вежлив,
слову, вежлив,
преподавателя, не всегда
высокомерен с
4. Нравственность,
заботится об
заботится об
выполняет обещания, в
товарищами и
окружающих, пресекает окружающих, но не
гуманность
присутствии старших
старшими, часто
чаще скромен, со
обманывает, неискренен.
грубость, недобрые требует этих качеств от
других.
сверстниками бывает
отношения к людям,
груб.
Имеет высокий
Выполняет
Может работать в
В проектную
творческий потенциал. проектировочные проектировочной группе
деятельность не
Самостоятельно
работы, может
при постоянной
вступает. Уровень
выполняет
разработать свой проект поддержке и контроле. выполнения заданий
проектировочные
с помощью педагога. Способен принимать
репродуктивный.
работы. Является
Способен принимать творческие решения, но в
5. Креативность,
разработчиком проекта, творческие решения, но основном использует
склонность к
может создать
в основном использует традиционные способы.
проектировочной
проектировочную традиционные способы.
деятельности
команду и организовать
ее деятельность.
Находит нестандартные
решения, новые
способы выполнения
заданий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».