ДОП Забавные игры

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Забавные игры»

Социально-гуманитарная направленность
Возраст учащихся: 6-9 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Кошкарова Полина Табрисовна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ .................................................................. 3
1.1. Пояснительная записка .................................................................................... 3
1.2. Цели и задачи программы ............................................................................... 6
1.3. Содержание программы .................................................................................. 6
1.4. Планируемые результаты ................................................................................ 8
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ............................. 9
2.1. Календарный учебный график ........................................................................ 9
2.2. Условия реализации программы .................................................................... 9
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .............................. 10
2.4. Воспитательная работа……………………………………………………11
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................. 11
Приложение 1 ........................................................................................................ 13
Приложение 2 ........................................................................................................ 14

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Забавные игры»
социально-гуманитарной направленности разработана в соответствии с
требованиями в образовании, отраженными в следующих документах:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678р;
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г.
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
5.
Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы);
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
7.
СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
8.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
9.
Устав
Муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 21.08.2015 г. № 1497/46/36;
10. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе от 09.01.2024 г. № 3 Муниципального
автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского
(юношеского) творчества «Химмашевец».

3.

4

Данная дополнительная общеразвивающая программа соотносится с
тенденциями развития дополнительного образования и, согласно Концепции
развития дополнительного образования, способствует удовлетворению
индивидуальных потребностей учащихся в занятиях физической культурой и
спортом.
Программа разработана с учетом потребностей и запросов учащихся и
родителей (законных представителей).
Образовательный процесс в современной системе постоянно
усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервнопсихического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым
условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным
уровнем физиологической зрелости учащихся, что предполагает хорошее
здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной
системы и функций организма, определенный уровень сформированности
двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность
выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные
со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
В этой связи актуальной становится проблема сохранения здоровья,
увеличения
двигательной
активности
как
мощного
фактора
интеллектуального и эмоционального развития человека, приобщения
к здоровому образу жизни.
Одним из таких путей являются занятия по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Забавные игры».
В системе
дополнительного
образования
учащийся
ориентирован
на совершенствование уже имеющихся навыков на основе собственного
интереса (либо запроса родителей (законных представителей)), а также на
формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие
физических качеств, чему способствует игровая деятельность, которая
активизирует процесс обучения, делает его разнообразным, наполняя силой
творчества.
Отличительные
особенности
программы:
в
отличие
от существующих программ внеурочной деятельности: «Спортивные
и подвижные игры», «ОФП с элементами русских народных подвижных игр»
программы по различным видам спорта, ценность программы «Забавные
игры» состоит в том, что она позволяет давать общее и довольно энергичное
физиологическое воздействие на организм без резких степеней утомления.
Игры характеризуются относительной свободой действий учащихся,
наличием элементов соревнования, большой эмоциональностью. Таким
образом реализация программы способствует созданию зоны комфорта

5

и повышению эмоционального фона, а также предполагает приобретение
учащимися опыта индивидуальной, коллективной и работы в парах.
Адресат программы: учащиеся в возрасте 6-9 лет.
Возрастные особенности: категория учащихся соответствует
младшему школьному возрасту. Анализируя психофизиологические
особенности детей младшего школьного возраста можно говорить о том, что
этот период онтогенеза характеризуется формированием учебной
деятельности, которая становится ведущей как способ усвоения человеческого
опыта. Младший школьный возраст с выявленной учебной деятельностью,
новообразованиями является сензитивным и обладает потенциальными
возможностями физического и духовного развития.
Наряду с учебной деятельностью значительное место в жизни младших
школьников занимают игры, особенно спортивные игры с правилами. Участие
в них способствует формированию у детей произвольности поведения,
положительно влияет на физическое и нравственное развитие.
Общение со сверстниками играет важную роль в данный возрастной
период. Совместная игровая деятельность не только делает самооценку более
адекватной и помогает социализации детей младшего школьного возраста
в новых условиях, но и стимулирует их учебную деятельность, формирование
высших психических функций.
Набор учащихся свободный. Количество учащихся 11 человек. Набор
учащихся свободный, состав группы – постоянный, разновозрастной.
На период обучения возможен прием учащихся в зависимости от возраста или
имеющихся специальных способностей. Образовательный процесс
организуется в традиционной форме.
При запросе родителей (законных представителей) возможна
реализация индивидуального образовательного маршрута учащегося по
индивидуальному плану.
Объем программы: 36 часов.
Срок освоение программы: 1 год обучения.
Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 учебному часу.
Уровень освоения программы: стартовый уровень – используются
и реализуются общедоступные и универсальные формы организации
материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Формы обучения: коллективная, групповая, работа в парах.
Виды занятий: праздничные эстафеты, викторина, игра.

6

Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: наблюдение; устный опрос, зачет.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы – развитие коммуникативных, двигательных навыков
через освоение народных и танцевально-двигательных игр.
Задачи программы.
Обучающие:
1. Ознакомить с историей русских народных игр.
2. Ознакомить с правилами народных подвижных игр.
3. Обучить играть и организовывать подвижные игры в среде сверстников.
4. Обучить умению работать индивидуально и в группе.
Развивающие:
1. Развить коммуникативную компетентность (открытость, активность,
гибкость, умение договариваться друг с другом) на основе организации
совместной игровой деятельности.
2. Приобщить к правилам ЗОЖ.
3. Развить самоконтроль эмоций при общении со сверстниками
и взрослыми.
Воспитательные:
1. Сформировать устойчивое, уважительное отношение к культуре
родной страны.
2. Воспитать инициативность, самостоятельность.
3. Воспитать доброжелательное отношение к сверстникам, развитие
конфликтологической компетентности.
1.3. Содержание программы
Учебный тематический план
№

Наименование раздела,
темы

Формы
аттестации/контроля

Количество часов
всего

теория

практика

1. Путешествие в мир игры
1.1 Русские народные игры

15
9

0,4
0,3

14,6
8,7

Наблюдение, опрос

1.2 Игры народов России
Игра «Профессии
1.3.
прошлого»
2. Калейдоскоп игр
Адаптационные и
2.1
коммуникативные игры

5

0,1

4,9

Наблюдение, опрос

0

1

Наблюдение, опрос

14

0,5

13,5

6

0,2

5,8

1

Наблюдение, опрос

7

Танцевально-двигательные
игры
3. Шкатулка секретов
Игры и упражнения на
3.1
дыхание
4. Промежуточная (итоговая)
аттестация
ИТОГО:
2.2

Наблюдение, опрос

8

0,3

7,7

6

0,3

5,7

6

0,3

5,7

Наблюдение, опрос

1

-

1

Опрос, зачет

36

1,2

34,8

Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. Путешествие в мир игры
Тема 1.1. Русские народные игры
Теория: Правила поведения на улице. Правила техники безопасности
нахождения в зале, правила поведения на занятиях. Знакомство с историей
русской народной игры.
Практик: «День здоровья» – полоса препятствий. Вводное занятие:
«Снежный ком», игра «Найди свое место». Русские народные игры: «Бабки»,
«Бабка-ежка» «Жмурки», «Палочка-выручалочка», «Лапти», «Салки на одной
ноге» «Ручеек», «Золотые ворота». Зачетное занятие: заполнение карты
наблюдения, игра «Парашют». «Филин и пташки», «Заря», «Малечинакалечина», «Шлепанки», «Почта», «Коршун», «Стадо», «Бубенцы», «Репка»,
«Колечко-колечко».
Тема 1.2. Игры народов России
Теория: Основы знаний о народных играх: правила игр, правила
поведения во время проведения игры.
Практика: Народные игры: башкирские: «Липкие пеньки», «Юрта»;
удмуртские: «Серый зайка» «Охота на лося»; татарские: «Угадай и догони»,
бурятские: «Волк и ягнята»; дагестанские: «Достань шапку», «Подними
платок»; якутские: «Соколиный бой», чувашские: «Луна или солнце». Новый
год: новогодние танцы - игры. Игры народов Сибири и Дальнего Востока:
«Белый шаман», «Рыбаки»; мордовские: «Раю-раю».
Тема 1.2. Игра «Профессии прошлого»
Практика: квиз по угадыванию различных профессий из прошлого
(коробейник, трубочист, фонарщик, ямщик, водовоз, скоморох и др.)
Раздел 2. Калейдоскоп игр
Тема 2.1. Адаптационные и коммуникативные игры
Теория: История развития игры.
Практика: Игры: «Клубочек», «Дракон», «Колечко на верёвочке»,
«Слепец и поводырь», «Магнит», «Гусеница», «Гармоничный танец»,

8

«Волшебные
водоросли»,
«Путаница»,
«Запрещённое
движение».
Праздничное мероприятие: Военным быть – здорово!
Тема 2.2. Танцевально-двигательные игры
Теория: Танцевально-двигательные игры как залог формирования
здорового образа жизни. Правила ЗОЖ.
Практика: Игры двигательные: «Третий лишний», «Ковбои-индейцы»,
«Елки-палки». Праздник бабушек и мам, практика: шуточные конкурсы.
«Стражники и принцессы», «Борьба за флажки». Игры малой подвижности:
«Море волнуется раз», «Кто дальше бросит», «Лягушки на болоте».
Танцевальные игры: «Приглашение на прогулку», «Буги-вуги». «Всемирный
день здоровья 7 апреля»- викторина, эстафеты с бегом, передача мяча. «Лесная
дискотека».
Раздел 3. Шкатулка секретов
Тема 3.1. Игры и упражнения на дыхание
Теория: Значение игр и упражнений на дыхание. Приемы правильного
дыхания для здоровья. Личная гигиена, уход за кожей, гигиена питания, режим
дня, закаливание.
Практика: Игры и упражнение на дыхание: «Часики», «Золотая осень»,
«Паровоз», «Петух», «Насос», «Шина», «Партизаны». «День Победы»:
преодоление полосы препятствий, перетягивание каната. «Шарик», «Пингпонговые ралли», «Жонглирование мячом». «День здоровья»: эстафеты
с мячом.
Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: Опрос, зачет.
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
• знание истории русских народных игр;
• владение правилами народных подвижных игр;
• умение организовывать и проводить подвижные игры;
• знание правил ЗОЖ.
Метапредметные результаты:
• умение взаимодействовать с учащимися по правилам проведения
подвижных игр и соревнований;
• умение общаться и взаимодействовать с учащимся на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• сформированность приемов самоконтроля эмоций при общении
со сверстниками и взрослыми.
Личностные результаты:

9

• сформирован интерес и уважительное отношение к культурам
разных народов;
• воспитана инициативность, самостоятельность;
• воспитано доброжелательное отношение к сверстникам,
сформированность конфликтологической компетентности.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график

Начало
Окончания
Период
обучения по обучения по
обучения
программе
программе
1 период 10 сентября 30 декабря
2 период 09 января
28 мая

Всего учебных Количество
недель
учебных часов
16 недель
20 недель

36

Режим занятий
1 раз в неделю по
1 часу

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: для создания условий
реализации программы занятия проводятся в специально оборудованном
кабинете: соответствующее СанПиНам освещение, спортивный инвентарь
по теме занятия.
Сведения о доступе к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям:
Наличие в образовательном учреждении подключения к сети Интернет
– да.
Скорость подключения - 2 Мбит/сек и выше.
Подключение к Wi-Fi – да.
Информационное
обеспечение:
аудиовизуальные
материалы:
аудиотека (диски и флэш карты) для музыкального сопровождения.
Воспитательный потенциал.
Основные
целевые
ориентиры
программы:
национального,
этнокультурного самосознания, способности к командной деятельности.
Создание и поддержка воспитательной среды общения и успешной
деятельности, формирование межличностных отношений на основе
российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из
учебных занятий.
Формы: основная – учебное занятие, дополнительные – конкурсы.
Методы: метод убеждения, метод положительного примера, метод
упражнений.
Анализ результатов: воспитательный процесс осуществляется в
условиях организации деятельности объединения в ДДТ «Химмашевец».

10

Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе.
Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путем опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и
после ее завершения (итоговые исследования результатов реализации
программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребенка, обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем.
Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью —
используются только в виде агрегированных усредненных и анонимных
данных.
Профориентационная работа в объединении
На одном из занятий проводится игра-квиз: учащиеся в игровой форме
знакомятся с профессиями прошлого и придумывают профессии будущего.
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации
дополнительная общеразвивающая программа осуществляется педагогами
дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства
труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды контроля:
• текущий контроль осуществляется в ходе выполнения
практического задания по каждому разделу методом наблюдения,
теоретические знания проверяются в ходе беседы или фронтального опроса.
• тематический контроль проводится по окончании каждой темы.
Анализируется участие в играх.
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в соответствии
с разработанными критериями оценки результатов реализации программы
в форме опроса, зачета.

11

Критерии оценки результатов реализации программы:
• усвоение знаний, умений, навыков по базовым разделам
программы;
• личностный рост, развитие общительности, взаимодействие
с учащимися по правилам проведения подвижных игр и соревнований
• формирование интереса и уважительного отношение к культурам
разных народов;
• при оценке знаний, умений и навыков организация и проведение
игр.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
1 уровень – высокий, полное освоение содержания образования (80100%).
2 уровень – средний, частичное освоение содержания программы (5080%), но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки.
3 уровень – низкий, не полностью освоил содержание программы (3050%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении
практических заданий.
Оценочные материалы:
1. Карты наблюдения развития коммуникативных навыков учащегося
(Приложение 1).
2. Карты индивидуального развития учащегося (Приложение 2).
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – Екатеринбург: Урал.
гос. пед. ун-т, 2004. – 104 с.
2. Волошина Л. Н. Курилова Т.В. Игры с элементами спорта. – М.:
ГНОМ, 2004. – 112 с.
3. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г. Медицинский контроль за
физическим развитием дошкольников и младших школьников. – М.: АРКТИ,
2007. – 64 с.
4. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
5. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. – М.: Айрис-Пресс,
2008. – 208 с.
6. Николаенко В.М. Психология и педагогика. – М.: ИНФА-М;
Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 175 с.
7. Русские народные игры малой подвижности. – Режим доступа:
http://allforchildren.ru/games/index_active4.php.

12

8. Фатеева Л.П. Подвижные игры, эстафеты и аттракционы для
младших школьников. – М.: АСТ, 2007 – 128 с.
Литература для учащихся и родителей (законных представителей):
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – Екатеринбург: Урал.
гос. пед. ун-т, 2004. – 104 с.
2. Галанов А. С. Игры, которые лечат. – М.: Просвещение, 2008. – 96 с.
3. Громова О.Е. Подвижные игры для детей. – М.: Сфера, 2018. – 128 с.
4. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г. Медицинский контроль за
физическим развитием дошкольников и младших школьников. – М.: АРКТИ,
2007. – 64 с.
5. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. – М.: Айрис-Пресс,
2008. – 208 с.
6. Мустафина Т.В. Играю сам. Развитие самостоятельности у детей
в подвижных играх. – М.: Сфера, 2019. – 112 с.
7. Подвижные игры для детей. 29 подвижных игр для детей 3-12 лет
с подробным
описанием
правил
игры.
–
Режим
доступа:
http://pedsovet.su/dosug/podvizhnye_igry_dlya_detey.
8. Фатеева Л.П. Подвижные игры, эстафеты и аттракционы
для младших школьников. – М.: АСТ, 2007 – 128 с.

13

Приложение 1
Карта наблюдения развития коммуникативных навыков учащегося
Ф.И_________________________
1

Любит быть на людях

1
2

Открытый

10987654321

Обращается за помощью к
другим детям
Обращается за помощью к
взрослому
Яркая мимика, жесты

Эмоционален в контакте

10987654321

Остается с затруднениями один

10987654321

Слабо выраженная мимика,
жестикуляция

10987654321

Не проявляет эмоций

10987654321
Готов
к
деятельности

коллективной

7
8

Остается с затруднениями один

10987654321

6
7

10987654321

10987654321

5
6

Скрытый

10987654321

4
5

Замкнутый общается с узким
кругом старых друзей

10987654321

3
4

10987654321
10987654321

2
3

дата_________ __________

10987654321

Предпочитает индивидуальную
работу

10987654321
Глубокое общение

8

10987654321

Общение носит поверхностный
характер

10987654321
Результат 1

Результат 2

14

Приложение 2
Карта наблюдения за освоением содержания программы
Фамилия, имя учащегося __________________________________________
Дата проведения __________________________________________________
Группа ___________Год обучения __________________
1 часть теоретическая: в форме опроса
1. Назови 5 народных игр.
2. Назови основные правила игры.
3. Расскажи, что такое здоровый образ жизни.
2 часть практическая, проведение игры
Игра «Жмурки».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».