ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Забавные игры» Социально-гуманитарная направленность Возраст учащихся: 6-9 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Кошкарова Полина Табрисовна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ .................................................................. 3 1.1. Пояснительная записка .................................................................................... 3 1.2. Цели и задачи программы ............................................................................... 6 1.3. Содержание программы .................................................................................. 6 1.4. Планируемые результаты ................................................................................ 8 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ............................. 9 2.1. Календарный учебный график ........................................................................ 9 2.2. Условия реализации программы .................................................................... 9 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .............................. 10 2.4. Воспитательная работа……………………………………………………11 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................. 11 Приложение 1 ........................................................................................................ 13 Приложение 2 ........................................................................................................ 14 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Забавные игры» социально-гуманитарной направленности разработана в соответствии с требованиями в образовании, отраженными в следующих документах: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678р; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 9. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от 21.08.2015 г. № 1497/46/36; 10. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе от 09.01.2024 г. № 3 Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец». 3. 4 Данная дополнительная общеразвивающая программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и, согласно Концепции развития дополнительного образования, способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в занятиях физической культурой и спортом. Программа разработана с учетом потребностей и запросов учащихся и родителей (законных представителей). Образовательный процесс в современной системе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервнопсихического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости учащихся, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности. В этой связи актуальной становится проблема сохранения здоровья, увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека, приобщения к здоровому образу жизни. Одним из таких путей являются занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Забавные игры». В системе дополнительного образования учащийся ориентирован на совершенствование уже имеющихся навыков на основе собственного интереса (либо запроса родителей (законных представителей)), а также на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств, чему способствует игровая деятельность, которая активизирует процесс обучения, делает его разнообразным, наполняя силой творчества. Отличительные особенности программы: в отличие от существующих программ внеурочной деятельности: «Спортивные и подвижные игры», «ОФП с элементами русских народных подвижных игр» программы по различным видам спорта, ценность программы «Забавные игры» состоит в том, что она позволяет давать общее и довольно энергичное физиологическое воздействие на организм без резких степеней утомления. Игры характеризуются относительной свободой действий учащихся, наличием элементов соревнования, большой эмоциональностью. Таким образом реализация программы способствует созданию зоны комфорта 5 и повышению эмоционального фона, а также предполагает приобретение учащимися опыта индивидуальной, коллективной и работы в парах. Адресат программы: учащиеся в возрасте 6-9 лет. Возрастные особенности: категория учащихся соответствует младшему школьному возрасту. Анализируя психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста можно говорить о том, что этот период онтогенеза характеризуется формированием учебной деятельности, которая становится ведущей как способ усвоения человеческого опыта. Младший школьный возраст с выявленной учебной деятельностью, новообразованиями является сензитивным и обладает потенциальными возможностями физического и духовного развития. Наряду с учебной деятельностью значительное место в жизни младших школьников занимают игры, особенно спортивные игры с правилами. Участие в них способствует формированию у детей произвольности поведения, положительно влияет на физическое и нравственное развитие. Общение со сверстниками играет важную роль в данный возрастной период. Совместная игровая деятельность не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей младшего школьного возраста в новых условиях, но и стимулирует их учебную деятельность, формирование высших психических функций. Набор учащихся свободный. Количество учащихся 11 человек. Набор учащихся свободный, состав группы – постоянный, разновозрастной. На период обучения возможен прием учащихся в зависимости от возраста или имеющихся специальных способностей. Образовательный процесс организуется в традиционной форме. При запросе родителей (законных представителей) возможна реализация индивидуального образовательного маршрута учащегося по индивидуальному плану. Объем программы: 36 часов. Срок освоение программы: 1 год обучения. Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная. Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 учебному часу. Уровень освоения программы: стартовый уровень – используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Формы обучения: коллективная, групповая, работа в парах. Виды занятий: праздничные эстафеты, викторина, игра. 6 Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: наблюдение; устный опрос, зачет. 1.2. Цели и задачи программы Цель программы – развитие коммуникативных, двигательных навыков через освоение народных и танцевально-двигательных игр. Задачи программы. Обучающие: 1. Ознакомить с историей русских народных игр. 2. Ознакомить с правилами народных подвижных игр. 3. Обучить играть и организовывать подвижные игры в среде сверстников. 4. Обучить умению работать индивидуально и в группе. Развивающие: 1. Развить коммуникативную компетентность (открытость, активность, гибкость, умение договариваться друг с другом) на основе организации совместной игровой деятельности. 2. Приобщить к правилам ЗОЖ. 3. Развить самоконтроль эмоций при общении со сверстниками и взрослыми. Воспитательные: 1. Сформировать устойчивое, уважительное отношение к культуре родной страны. 2. Воспитать инициативность, самостоятельность. 3. Воспитать доброжелательное отношение к сверстникам, развитие конфликтологической компетентности. 1.3. Содержание программы Учебный тематический план № Наименование раздела, темы Формы аттестации/контроля Количество часов всего теория практика 1. Путешествие в мир игры 1.1 Русские народные игры 15 9 0,4 0,3 14,6 8,7 Наблюдение, опрос 1.2 Игры народов России Игра «Профессии 1.3. прошлого» 2. Калейдоскоп игр Адаптационные и 2.1 коммуникативные игры 5 0,1 4,9 Наблюдение, опрос 0 1 Наблюдение, опрос 14 0,5 13,5 6 0,2 5,8 1 Наблюдение, опрос 7 Танцевально-двигательные игры 3. Шкатулка секретов Игры и упражнения на 3.1 дыхание 4. Промежуточная (итоговая) аттестация ИТОГО: 2.2 Наблюдение, опрос 8 0,3 7,7 6 0,3 5,7 6 0,3 5,7 Наблюдение, опрос 1 - 1 Опрос, зачет 36 1,2 34,8 Содержание учебного тематического плана Раздел 1. Путешествие в мир игры Тема 1.1. Русские народные игры Теория: Правила поведения на улице. Правила техники безопасности нахождения в зале, правила поведения на занятиях. Знакомство с историей русской народной игры. Практик: «День здоровья» – полоса препятствий. Вводное занятие: «Снежный ком», игра «Найди свое место». Русские народные игры: «Бабки», «Бабка-ежка» «Жмурки», «Палочка-выручалочка», «Лапти», «Салки на одной ноге» «Ручеек», «Золотые ворота». Зачетное занятие: заполнение карты наблюдения, игра «Парашют». «Филин и пташки», «Заря», «Малечинакалечина», «Шлепанки», «Почта», «Коршун», «Стадо», «Бубенцы», «Репка», «Колечко-колечко». Тема 1.2. Игры народов России Теория: Основы знаний о народных играх: правила игр, правила поведения во время проведения игры. Практика: Народные игры: башкирские: «Липкие пеньки», «Юрта»; удмуртские: «Серый зайка» «Охота на лося»; татарские: «Угадай и догони», бурятские: «Волк и ягнята»; дагестанские: «Достань шапку», «Подними платок»; якутские: «Соколиный бой», чувашские: «Луна или солнце». Новый год: новогодние танцы - игры. Игры народов Сибири и Дальнего Востока: «Белый шаман», «Рыбаки»; мордовские: «Раю-раю». Тема 1.2. Игра «Профессии прошлого» Практика: квиз по угадыванию различных профессий из прошлого (коробейник, трубочист, фонарщик, ямщик, водовоз, скоморох и др.) Раздел 2. Калейдоскоп игр Тема 2.1. Адаптационные и коммуникативные игры Теория: История развития игры. Практика: Игры: «Клубочек», «Дракон», «Колечко на верёвочке», «Слепец и поводырь», «Магнит», «Гусеница», «Гармоничный танец», 8 «Волшебные водоросли», «Путаница», «Запрещённое движение». Праздничное мероприятие: Военным быть – здорово! Тема 2.2. Танцевально-двигательные игры Теория: Танцевально-двигательные игры как залог формирования здорового образа жизни. Правила ЗОЖ. Практика: Игры двигательные: «Третий лишний», «Ковбои-индейцы», «Елки-палки». Праздник бабушек и мам, практика: шуточные конкурсы. «Стражники и принцессы», «Борьба за флажки». Игры малой подвижности: «Море волнуется раз», «Кто дальше бросит», «Лягушки на болоте». Танцевальные игры: «Приглашение на прогулку», «Буги-вуги». «Всемирный день здоровья 7 апреля»- викторина, эстафеты с бегом, передача мяча. «Лесная дискотека». Раздел 3. Шкатулка секретов Тема 3.1. Игры и упражнения на дыхание Теория: Значение игр и упражнений на дыхание. Приемы правильного дыхания для здоровья. Личная гигиена, уход за кожей, гигиена питания, режим дня, закаливание. Практика: Игры и упражнение на дыхание: «Часики», «Золотая осень», «Паровоз», «Петух», «Насос», «Шина», «Партизаны». «День Победы»: преодоление полосы препятствий, перетягивание каната. «Шарик», «Пингпонговые ралли», «Жонглирование мячом». «День здоровья»: эстафеты с мячом. Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация Практика: Опрос, зачет. 1.4. Планируемые результаты Предметные результаты: • знание истории русских народных игр; • владение правилами народных подвижных игр; • умение организовывать и проводить подвижные игры; • знание правил ЗОЖ. Метапредметные результаты: • умение взаимодействовать с учащимися по правилам проведения подвижных игр и соревнований; • умение общаться и взаимодействовать с учащимся на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; • сформированность приемов самоконтроля эмоций при общении со сверстниками и взрослыми. Личностные результаты: 9 • сформирован интерес и уважительное отношение к культурам разных народов; • воспитана инициативность, самостоятельность; • воспитано доброжелательное отношение к сверстникам, сформированность конфликтологической компетентности. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Календарный учебный график Начало Окончания Период обучения по обучения по обучения программе программе 1 период 10 сентября 30 декабря 2 период 09 января 28 мая Всего учебных Количество недель учебных часов 16 недель 20 недель 36 Режим занятий 1 раз в неделю по 1 часу 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: для создания условий реализации программы занятия проводятся в специально оборудованном кабинете: соответствующее СанПиНам освещение, спортивный инвентарь по теме занятия. Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям: Наличие в образовательном учреждении подключения к сети Интернет – да. Скорость подключения - 2 Мбит/сек и выше. Подключение к Wi-Fi – да. Информационное обеспечение: аудиовизуальные материалы: аудиотека (диски и флэш карты) для музыкального сопровождения. Воспитательный потенциал. Основные целевые ориентиры программы: национального, этнокультурного самосознания, способности к командной деятельности. Создание и поддержка воспитательной среды общения и успешной деятельности, формирование межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий. Формы: основная – учебное занятие, дополнительные – конкурсы. Методы: метод убеждения, метод положительного примера, метод упражнений. Анализ результатов: воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности объединения в ДДТ «Химмашевец». 10 Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путем опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после ее завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год). Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребенка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усредненных и анонимных данных. Профориентационная работа в объединении На одном из занятий проводится игра-квиз: учащиеся в игровой форме знакомятся с профессиями прошлого и придумывают профессии будущего. Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительная общеразвивающая программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Виды контроля: • текущий контроль осуществляется в ходе выполнения практического задания по каждому разделу методом наблюдения, теоретические знания проверяются в ходе беседы или фронтального опроса. • тематический контроль проводится по окончании каждой темы. Анализируется участие в играх. Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в соответствии с разработанными критериями оценки результатов реализации программы в форме опроса, зачета. 11 Критерии оценки результатов реализации программы: • усвоение знаний, умений, навыков по базовым разделам программы; • личностный рост, развитие общительности, взаимодействие с учащимися по правилам проведения подвижных игр и соревнований • формирование интереса и уважительного отношение к культурам разных народов; • при оценке знаний, умений и навыков организация и проведение игр. Результаты освоения программы определяются по трем уровням: высокий, средний, низкий. 1 уровень – высокий, полное освоение содержания образования (80100%). 2 уровень – средний, частичное освоение содержания программы (5080%), но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки. 3 уровень – низкий, не полностью освоил содержание программы (3050%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий. Оценочные материалы: 1. Карты наблюдения развития коммуникативных навыков учащегося (Приложение 1). 2. Карты индивидуального развития учащегося (Приложение 2). 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. – 104 с. 2. Волошина Л. Н. Курилова Т.В. Игры с элементами спорта. – М.: ГНОМ, 2004. – 112 с. 3. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников. – М.: АРКТИ, 2007. – 64 с. 4. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с. 5. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208 с. 6. Николаенко В.М. Психология и педагогика. – М.: ИНФА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 175 с. 7. Русские народные игры малой подвижности. – Режим доступа: http://allforchildren.ru/games/index_active4.php. 12 8. Фатеева Л.П. Подвижные игры, эстафеты и аттракционы для младших школьников. – М.: АСТ, 2007 – 128 с. Литература для учащихся и родителей (законных представителей): 1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. – 104 с. 2. Галанов А. С. Игры, которые лечат. – М.: Просвещение, 2008. – 96 с. 3. Громова О.Е. Подвижные игры для детей. – М.: Сфера, 2018. – 128 с. 4. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников. – М.: АРКТИ, 2007. – 64 с. 5. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208 с. 6. Мустафина Т.В. Играю сам. Развитие самостоятельности у детей в подвижных играх. – М.: Сфера, 2019. – 112 с. 7. Подвижные игры для детей. 29 подвижных игр для детей 3-12 лет с подробным описанием правил игры. – Режим доступа: http://pedsovet.su/dosug/podvizhnye_igry_dlya_detey. 8. Фатеева Л.П. Подвижные игры, эстафеты и аттракционы для младших школьников. – М.: АСТ, 2007 – 128 с. 13 Приложение 1 Карта наблюдения развития коммуникативных навыков учащегося Ф.И_________________________ 1 Любит быть на людях 1 2 Открытый 10987654321 Обращается за помощью к другим детям Обращается за помощью к взрослому Яркая мимика, жесты Эмоционален в контакте 10987654321 Остается с затруднениями один 10987654321 Слабо выраженная мимика, жестикуляция 10987654321 Не проявляет эмоций 10987654321 Готов к деятельности коллективной 7 8 Остается с затруднениями один 10987654321 6 7 10987654321 10987654321 5 6 Скрытый 10987654321 4 5 Замкнутый общается с узким кругом старых друзей 10987654321 3 4 10987654321 10987654321 2 3 дата_________ __________ 10987654321 Предпочитает индивидуальную работу 10987654321 Глубокое общение 8 10987654321 Общение носит поверхностный характер 10987654321 Результат 1 Результат 2 14 Приложение 2 Карта наблюдения за освоением содержания программы Фамилия, имя учащегося __________________________________________ Дата проведения __________________________________________________ Группа ___________Год обучения __________________ 1 часть теоретическая: в форме опроса 1. Назови 5 народных игр. 2. Назови основные правила игры. 3. Расскажи, что такое здоровый образ жизни. 2 часть практическая, проведение игры Игра «Жмурки».