ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Занимательный английский» Социально-гуманитарная направленность Возраст учащихся: 6-9 лет Срок реализации: 4 года Автор-составитель: Авзалова Флорида Флоридовна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.............................................................................3 1.1. Пояснительная записка...................................................................................................3 1.2. Цель и задачи программы ............................................................................ 6 1.3. Содержание программы ............................................................................... 7 1.4. Планируемые результаты ............................................................................. 9 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ............................... 27 2.1. Календарный учебный график................................................................... 27 2.2. Условия реализации программы ............................................................... 27 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ........................... 28 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................. 32 Приложение 1 ..................................................................................................... 35 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательный английский» социально-гуманитарной направленности разработана в соответствии с требованиями в образовании, отраженными в следующих документах: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678р; 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 9. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от 21.08.2015 г. № 1497/46/36; 10. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе от 09.01.2024 г. № 3 Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец». 4 Данная дополнительная общеразвивающая программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и, согласно Концепции развития дополнительного образования, способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также способствует формированию представлений учащихся о мире профессий. Актуальность. Изучение английского языка способствует личностному развитию ребенка. Изучение второго языка с раннего возраста стимулирует развитие различных областей мозга, что улучшает когнитивные способности, долговременную и оперативную память, внимание, логическое мышление и способность к решению проблем. Изучение второго языка в старшем дошкольном возрасте готовит к обучению в школе, формирует у ребенка устойчивый интерес к предмету, а накопленный объем знаний обеспечивает комфортное вхождение учащегося в учебный процесс начальной школы, снижает уровень стресса и повышает уверенность в себе. Дети младшего школьного возраста имеют лучшие результаты в учебе в целом. Изучение языка способствует развитию аналитических навыков, логического мышления, творческого подхода к решению задач и общей культурной грамотности. А с развитием компьютерных технологий и интернета знание английского языка становится необходимым для эффективного использования онлайн-ресурсов, общения в социальных сетях, изучения новых информационных технологий и обучающих программ. Программа разработана с учетом потребностей и запросов учащихся и родителей (законных представителей), ориентирована на эффективное решение задач формирования и становления креативной, самостоятельной личности ребенка и соответствует социальному заказу общества. Отличительная особенность и новизна программы заключается в создании условий для погружения учащихся в языковую среду посредством использования песенного материала, чтения и обыгрывания аутентичных детских книг, проведения сюжетно-ролевых, настольно-печатных ,подвижных игр и выполнения творческих заданий, а также с помощью материала, связанного с интересами учащихся, позволяющего создавать мотивы для общения и взаимодействия (материалы с использованием любимых персонажей детских мультфильмов, телевизионных передач и компьютерных игр). При таком погружении в языковую культуру дети начинают лучше понимать и оценивать другие культуры, традиции и ценности. Это способствует их культурной грамотности и открытости к многообразию мировоззрений. Адресат программы: программа рассчитана на учащихся 6-9 лет. 5 Возрастные особенности: категория учащихся соответствует старшему дошкольному и младшему школьному возрасту. Ведущие виды деятельности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте – игровая и учебная деятельность. Учебная деятельность как деятельность, в процессе которой происходит усвоение новых знаний, опирается на игровую деятельность, игровые формы и приемы, чтобы максимально плавно включить детей в учебную работу, способствовать интенсификации умственной работы. Психофизиологические особенности – недостаточная устойчивость и произвольность внимания, впечатлительность, утомляемость однообразной и односторонней деятельностью, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Данный сензитивный период развития наиболее благоприятен для начала изучения иностранных языков, поскольку определяется максимальной чувствительностью к различным видам стимулов и повышенной способностью к усвоению новых знаний и навыков. В этом возрасте мозг детей находится в активном процессе формирования нейронных связей, что способствует более успешному и глубокому усвоению языка: легкому и естественному развитию навыков произношения, понимания и использования грамматических структур и лексики нового языка. Включение профориентационной компоненты в программу также обусловлено возрастными особенностями учащихся, проявляющих интерес к миру профессий. Сюжетно-ролевые игры, беседы, творческие задания позволяют учащимся не только развивать знания английского языка, но и расширять познавательный опыт, стимулировать интерес к профессиональной деятельности, формировать представления о собственных интересах и возможностях. Количество в группе 10-14 человек. Комплектование проводится без предварительного отбора. Набор учащихся свободный, состав группы – разновозрастной. Допускается возможность перевода учащихся из одной группы в другую в процессе обучения и по мере усвоения программного материала. Образовательный процесс организуется в традиционной форме. В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс организуется с применением электронных дистанционных технологий. Объем и срок освоения программы: 648 часов. Срок освоения программы: 4 года обучения. − 1 год обучения – 36 недель, 144 часа; − 2 год обучения – 36 недель, 144 часов; − 3 год обучения – 36 недель, 144 часов. − 4 год обучения – 36 недель, 216 часов. Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная. Режим занятий: 1, 2, 3 годы обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа, 4 год обучения – 3 раза в неделю по 2 учебных часа. 6 Уровень освоения программы: программа разноуровневая, предполагает стартовый и базовый уровень освоения. Стартовый (1, 2 годы обучения) – используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Базовый (3, 4 годы обучения) – используются и реализуются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно тематического направления программы. Формы обучения: групповая, парная, индивидуальная. Виды занятий: рассказ, беседа, просмотр кинофильма, самостоятельная работа с книгой, сюжетно-ролевая игра, театрализация, дидактическая игра, межпредметное интегрированное занятие, игра-путешествие. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: педагогическое наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание, открытое занятие. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы – формирование устойчивого интереса и внутренней потребности у учащихся к изучению английского языка посредством игровой деятельности. Задачи программы Обучающие: • сформировать правильное произношение английских звуков посредством фонетических игр, разучивания рифмовок и стихов; • увеличить словарный запас через использование лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке посредством лексических игр и песенного материала; • обучить элементарным грамматическим конструкциям в речи через употребление речевых образцов в естественных ситуациях посредством грамматических и сюжетно-ролевых игр; • сформировать навык чтения посредством использования коротких комичных историй, игр, аудио и видеоматериалов; • сформировать элементарный навык аудирования посредством песенного материала и игр; • сформировать элементарный навык устной речи посредством сюжетно-ролевых игр; • дать представление о культуре, традициях и обычаях стран изучаемого языка. Развивающие: • развить умение постановки учебных задач; • развить умение соблюдать определённый порядок планирования своих действий; • сформировать навыки рефлексии; 7 развить умение адекватно реагировать на трудности и не бояться совершить ошибку; • развить умение понимать информационную, смысловую и идейную составляющую текстов; • сформировать навыки осознанного построения речевого высказывания. Воспитательные: • формировать мотивацию к обучению; • формировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; • развивать навык сотрудничества с педагогом и сверстниками при решении образовательных проблем. • 1.3. Содержание программы Учебный тематический план 8 Наименование разделов 1 год стартовый Количество часов 2 год 3 год стартовый стартовый 4 год базовый 1 Знакомство 16 16 2 Школа 18 18 3 Дом 16 52 4 Семья 22 16 26 5 Животные 32 16 48 6 Тело 18 7 Одежда и погода 20 16 26 8 Досуг. Хобби 16 9 Транспорт 18 10 Еда 22 11 Распорядок дня 12 В городе 13 Здоровье 14 Итоговое занятие. Промежуточная (итоговая) аттестация Итого 18 26 38 36 22 20 26 22 2 2 2 2 144 144 144 216 Форма аттестации/контроля Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Открытое занятие Содержание учебного тематического плана 1. «Знакомство» – раздел включает темы, направленные на изучение фраз приветствия, знакомства, прощания, чисел, цветов, буквы алфавита и звуки. 2. «Школа» – данный раздел включает изучение школьных принадлежностей и мебели в кабинете. 3. «Дом» – раздел включает изучение лексики по темам «Игрушки», «Комнаты в доме», «Мебель в доме», места, где строятся дома. 9 4. «Семья» – раздел включает изучение лексики по темам «Семья», «Описание внешности и характера». 5. «Животные» – раздел включает темы «Домашние питомцы», «Дикие животные», «Домашние животные», «За городом». 6. «Тело» – раздел включает темы «Лицо и тело». 7. «Одежда и погода» – раздел включает темы «Одежда», «Погода». 8. «Досуг. Хобби» – раздел включает темы ««Занятия в свободное время», «Хобби», «Каникулы». 9. «Транспорт» – раздел включает темы «Транспорт». 10. «Еда» – раздел включает темы «Угощение для гостей», «Время обеда», «Мой день рождения». 11. «Распорядок дня» – раздел включает тему «Распорядок дня». 12. «В городе» – раздел включает тему «Город» 13. «Здоровье» – раздел включает тему «Болезни». 1.4. Планируемые результаты Личностные результаты: • сформирована мотивация к обучению; • сформировано уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; • развит навык сотрудничества с педагогом и сверстниками при решении образовательных проблем. Метапредметные результаты: • развито умение постановки учебных задач; • развито умение соблюдать определённый порядок планирования своих действий; • сформированы навыки рефлексии; • развито умение адекватно реагировать на трудности и не бояться совершить ошибку; • развито умение понимать информационную, смысловую и идейную составляющую текстов; • сформированы навыки осознанного построения речевого высказывания. Предметные результаты: • сформировано правильное произношение английских звуков и навыки фонетического слуха посредством фонетических игр и разучивания рифмовок и стихов; • увеличен словарный запас через использование лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке посредством лексических игр и песенного материала; • обучен элементарным грамматическим конструкциям в речи через употребление речевых образцов в естественных ситуациях посредством грамматических и сюжетно-ролевых игр; 10 сформирован навык чтения посредством использования коротких комичных историй, игр, аудио и видеоматериалов; • сформирован элементарный навык аудирования посредством песенного материала и игр; • сформирован элементарный навык устной речи посредством сюжетно-ролевых игр; • дано представление о культуре, традициях и обычаях стран изучаемого языка. • Комплекс основных характеристик программы по годам обучения Стартовый уровень (1, 2 годы обучения) Цель программы – развить у учащихся устойчивый интерес к изучению английского языка. Задачи программы. Обучающие: • сформировать правильное произношение английских звуков посредством фонетических игр и разучивание рифмовок и стихов; • научить употреблять лексику в речи в рамках изученных тем; • научить употреблять элементарные грамматические конструкции в речи через употребление речевых образцов в естественных ситуациях посредством грамматических и сюжетно-ролевых игр; • сформировать навык чтения посредством использования коротких комичных историй, игр, аудио и видео материалов; • сформировать элементарный навык аудирования посредством песенного материала и игр; • сформировать элементарный навык устной речи посредством сюжетноролевых игр. Развивающие: • развить умение соблюдать определённый порядок планирования своих действий; • сформировать навыки рефлексии; • развить умение адекватно реагировать на трудности и не бояться совершить ошибку; Воспитательные: • формировать мотивацию к обучению; • формировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; • развивать навык сотрудничества с педагогом и сверстниками при решении образовательных проблем. Учебный тематический план (1 год) 11 № Название разделов, тем Количество часов Всего Теория Практика 1 Знакомство 16 5 11 2 Школьные принадлежности 18 5 13 3 Любимые игрушки 16 4 12 4 Моя семья 22 6 16 5 Наши питомцы 16 3 13 6 Мое лицо 18 5 13 7 Дикие животные 16 2 14 8 Моя одежда 20 4 16 9 Итоговое занятие. Промежуточная (итоговая) аттестация Итого: 2 – 2 144 34 110 Формы аттестации и контроля Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Открытое занятие Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство Тема 1.1. Вводное занятие Теория: инструктаж по технике безопасности на занятиях, правила поведения на занятиях. Тема 1.2. Приветствие, знакомство, прощание Теория: лексика по теме «Приветствие, знакомство, прощание». Грамматические конструкции: “Hello, I'm (Stella), Goodbye. What’s your name? My name’s (Simon)”. Лексика по теме «Счет от 1 до 10». Грамматические конструкции: “How old are you? I’m (seven)”. Лексика по теме «Цвета»: blue, green, pink, purple, red, orange, yellow, rainbow. Грамматические конструкции: “What colour’s (the pencil)? It’s (red)”. Звуки и прописные и заглавные буквы Сс, Аа, Tt, Hh, Rr, Mm. Практика: разучивание песен “Hello, what’s your name?”, “Touch the colour”, “From one to ten”. Аудирование, прослушивание коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких слов с изученными буквами, отработка произношения. Прописывание введенных букв и слов. Сюжетноролевая игра: «Киоск мороженого». Раздел 2. Школьные принадлежности 12 Теория: лексика по темам «Школьные принадлежности»: book, chair, eraser, pen, pencil, table. Грамматические конструкции: Is this a/ an (pencil/eraser)? Yes, it is/No, it isn’t. How many (pencils)? What is it? It’s my (pencil) What is this? This is my (crayon). Who's that? He's (Alex) / She's (Meera). Who's he/ she? How old is he/she? He/ she is (six). How are you? I’m fine, thank you. Множественное число существительных. Звуки и прописные и заглавные буквы Ss, Nn, Oo, Ff. Практика: разучивание песен “Hello, how are you today?”, “How many fingers on one hand? Прослушивание коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких слов с изученными буквами, отработка произношения. Прописывание введенных букв и слов. Повторение тем: знакомство, счет от 1 до 10, название цветов. Творческая работа: «Мой рюкзачок». Раздел 3. Любимые игрушки Теория: лексика по темам «Игрушки»: ball, bike, car, computer, doll, train. Лексика по теме «Цвета»: black, brown, grey, white. Лексика: here’s, there’s. Грамматические конструкции: What's your favourite toy? My favourite... is.... Where’ (the ball)? Is (the ball) under the table? Yes, it is/ No, it isn’t. Предлоги места: It's in / next to / on / under...Притяжательные местоимения my, your. Множественное число существительных. Звуки и прописные и заглавные буквы Bb, Dd. Практика: разучивание песен “On, in, under” “On, in, under, by, where is the spider?”. Прослушивание коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких слов с изученными буквами, отработка произношения. Прописывание введенных букв и слов. Повторение тем: цвета, счет, школьные принадлежности. Творческая работа: «Игрушки в моей комнате». Раздел 4. Моя семья Теория: лексика по теме «Семья»: mother, father, brother, sister, grandfather, grandmother, baby. Грамматические конструкции: Who's that? He’s/She’s (happy). We’re (young). Предлог места: next to. Прилагательные beautiful, ugly, happy, sad, old, young, silly, scary. Вежливые слова: thanks, that’s OK, I’m sorry. Звуки и прописные и заглавные буквы Pp, Gg. Практика: разучивание песен “Finger Family”, “Emotions”. Прослушивание коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких слов с изученными буквами, отработка произношения. Прописывание введенных букв и слов. Повторение тем: цвета, счет, школьные принадлежности, игрушки. Творческая работа: «Портрет моей семьи». Раздел 5. Наши питомцы Теория: лексика по теме «Домашние питомцы»: bird, cat, dog, fish, horse, mouse. Грамматические конструкции: It’s/ They’re (small). Множественное число существительных. Прилагательные: big, small, clean, dirty, long, short. Звуки и прописные и заглавные буквы Ii, /sh/, Ee, Ll, Kk, /ck/. 13 Практика: разучивание песен “I have a pet”, “This is my pet”. Прослушивание коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких слов с изученными буквами, отработка произношения. Прописывание введенных букв и слов. Повторение тем: цвета, счет, школьные принадлежности, игрушки, моя семья. Чтение и разыгрывание истории «Dear Zoo”. Сюжетно-ролевая игра: «На выставке домашних животных». Раздел 6. Моё лицо и тело Теория: лексика по теме «Лицо и тело»: face, ear, eye, mouth, nose, teeth/tooth, hair, head, shoulders, knees, toes. Грамматические конструкции: I've got (purple hair). Have you got (a small mouth)? Yes, I have. No, I haven't. We’ve got (six dirty ears). I haven’t got (a tail). Лексика по теме «5 чувств человека»: hear, see, smell, taste, touch, hands. Глаголы: brush, feed, walk, wash. Звуки и прописные и заглавные буквы /th/, Uu, Xx, Yy. Практика: разучивание песен “Head, shoulders, knees and toes”, “Legs and arms”. Прослушивание коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких слов с изученными буквами, отработка произношения. Прописывание введенных букв и слов. Повторение тем: цвета, счет, школьные принадлежности, игрушки, cемья, домашние питомцы. Чтение и разыгрывание истории «Go Away, Big Green Monster». Творческая работа: «Семейка монстров». Раздел 7. Дикие животные Теория: лексика по теме «Дикие животные»: crocodile, elephant, hippo, giraffe, snake, tiger, monkey, zebra, animal. Грамматические конструкции: They've got (big mouths). / They haven' t got arms / feet / hands / legs / tails. Have they got (long legs)? How many (teeth) have they got? Звуки и прописные и заглавные буквы Jj, /ph/, Zz, /oo/, Vv. Практика: разучивание песен “Animals, Anmals, Big and Small”, “Let’s Go to the Zoo”. Прослушивание коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких слов с изученными буквами, отработка произношения. Прописывание введенных букв и слов. Повторение тем: цвета, счет, школьные принадлежности, игрушки, семья, домашние питомцы, лицо и тело. Чтение и разыгрывание истории «Monkeying Around”. Сюжетно-ролевая игра: «Экскурсия по зоопарку». Творческая работа: «Фантастические животные». Раздел 8. Моя одежда Теория: лексика по теме «Одежда»: jacket, shoes, skirt, socks, trousers, Tshirt, shorts, baseball cap. Грамматические конструкции: He's / She's got (red trousers). He /She hasn't got (a jacket). Лексика по теме «Среда обитания»: forest, plain, river, habitat. Звуки и прописные и заглавные буквы Ww, Vv, Mm. 14 Практика: разучивание песен “He’s got a blue jacket in his hands”, “Put on your shoes”. Прослушивание коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких слов с изученными буквами, отработка произношения. Прописывание введенных букв и слов. Повторение тем: цвета, счет, школьные принадлежности, игрушки, семья, домашние питомцы, лицо и тело, дикие животные, одежда. Сюжетно-ролевая игра: «В магазине одежды». Раздел 9. Итоговое занятие. Промежуточная (итоговая) аттестация Практика: Открытое занятие. Учебный тематический план 2 год обучения Количество часов № п/п Раздел всего теория практика Формы аттестации и контроля 1. Досуг 16 2 14 Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание 2. В парке развлечений 18 5 13 Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание 3. Комнаты в доме. 16 3 13 4. Угощение для гостей 22 5 17 5. Звуки и буквы. Алфавит. 16 4 12 6. В классе 18 8 10 7. Поиграем 16 4 12 8 Мебель в доме. 20 5 15 9. Итоговое Промежуточная аттестация – 2 36 108 Итого: занятие. (итоговая) 2 144 Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Открытое занятие Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения Раздел 1. Вводное занятие. Досуг Тема 1.1. Вводное занятие Теория: инструктаж по технике безопасности на занятиях, правила поведения на занятиях. Тема 1.2. Досуг Теория: Лексика по теме «Занятия в свободное время»: play football, play basketball, play tennis, play the guitar, ride a bike, play the piano, swim, ride a horse, sing, fish, drive a car. Грамматические конструкции: I / You / He / She can (sing). I / You / He / She can't (drive a car). What can you do? Can you (fish?). Who can (draw)? Звуки: /a/ в открытом слоге. 15 Практика: разучивание песен “What Can You Do?”, “Yes, I Can!” Прослушивание коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными буквами, отработка произношения. Прописывание введенных буквосочетаний, слов и словосочетаний. Повторение тем: цвета, счет, школьные принадлежности, игрушки, семья, домашние питомцы, лицо и тело, дикие животные, одежда. Чтение и разыгрывание истории “From Head To Toe”. Сюжетно-ролевая игра: «Шоу талантов». Раздел 2. В парке развлечений Теория: Лексика по теме «Транспортные средства»: bus, lorry, motorbike, helicopter, plane, boat, ship, funfair. Лексика по теме «Занятия в свободное время»: play table-tennis, sail, thing. Вежливые слова: I can help. Грамматический материал: What are you doing? I'm driving/ flying/ riding/ walking. Звук /o/ в открытом слоге. Практика: разучивание песен “What do you like to do?”, “I’m Walking, I’m Walking…”. Прослушивание коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными звуками и буквосочетаниями, отработка произношения. Прописывание введенных буквосочетаний, слов и словосочетаний. Повторение тем: цвета, счет, школьные принадлежности, игрушки, семья, домашние питомцы, лицо и тело, дикие животные, одежда, досуг. Сюжетно-ролевая игра: «В парке развлечений». Раздел 3. Комнаты в доме Теория: Лексика по теме «Комнаты в доме»: bathroom, bedroom, dining room, hall, kitchen, living room, house. Глаголы: eat fish, watch TV, have a bath. Лексика по теме «Занятия в свободное время»: play table-tennis, sail, thing. Грамматические конструкции: What's he/ she doing? He's / She's ...-ing. What are they doing? They’re …-ing. Is he/she ...-ing? Yes, he/she is. No, he/she isn't. Звук /u/ в открытом слоге. Правописание глаголов с окончанием -ing: colouring, playing. Практика: разучивание песни “Where’s Grandpa?”. Прослушивание коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными звуками и буквосочетаниями, отработка произношения. Прописывание введенных буквосочетаний, слов и словосочетаний. Повторение тем: цвета, счет, школьные принадлежности, игрушки, семья, домашние питомцы, лицо и тело, дикие животные, одежда, досуг, транспортные средства. Творческая работа: «Мой дом». Сюжетно-ролевая игра: «Агентство недвижимости и покупка дома». Раздел 4. Угощение для гостей 16 Теория: Лексика по теме «Еда»: apple, banana, burger, ice cream, cake, chocolate, kiwi, orange, painting, grapes, lemon, pear, watermelon. Глаголы: making a cake, making a pie, clean your teeth, wash apples, wash your hands, washing, cleaning. Грамматические конструкции: I like (cake). I don't like (chocolate). Do you like (snakes)? Yes, I do. No, I don’t. Звук /i/ в открытом слоге. Практика: разучивание песен “I like apples and bananas”, “Do You Like Broccoli Ice Cream?”. Прослушивание коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными звуками и буквосочетаниями, отработка произношения. Прописывание введенных буквосочетаний, слов и словосочетаний. Повторение тем: цвета, счет, школьные принадлежности, игрушки, семья, домашние питомцы, лицо и тело, дикие животные, одежда, досуг, транспортные средства, комнаты. Творческая работа: «Картина из овощей и фруктов». Сюжетно-ролевая игра: «Печем пирог для гостей». Раздел 5. Звуки и буквы. Алфавит Теория: Числа от 1 до 20. Цвета. Названия букв в алфавите. Произнесение слов по буквам. Буквосочетание ay. Грамматические конструкции: Can you spell (your name), please? Расположение слов в алфавитном порядке. Звук /e/ в открытом слоге. Буквосочетание ау. Практика: разучивание песен “Alphabet song”, “Numbers from 1 to 20”. Прослушивание и чтение коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными звуками и буквосочетаниями, отработка произношения. Прописывание введенных буквосочетаний, слов и словосочетаний. Повторение тем: числа от 1 до 10, цвета, предлоги места, еда. Раздел 6. В классе Теория: Лексика по теме «В классе»: board, bookcase, cupboard, desk, television, ruler, teacher, whiteboard, wall, poster. Лексика по темам «Фрукты» и «Дикие животные» для опроса: lemon, pear, pineapple, (polar) bear. Множественное число существительных. Грамматические конструкции: Is this a ...? Yes / No. How many (books) are there? There are/ there aren’t (ten desks). Is there (a ruler) on the (desk)? Yes, there is. / No, there isn’t. Are there (ten pens) on the desk? Yes, there are. No, there aren’t. I like... I don't like... I love...Вежливые слова: After you. Thank you. Can you (open the window / spell...), please? Yes, of course. Can we come in? Yes, come in. Буквосочетание ее. Практика: разучивание песни “Yes, there are! Yes, there is!”. Прослушивание и чтение коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными звуками и буквосочетаниями, отработка произношения. Прописывание введенных буквосочетаний, слов и словосочетаний. Повторение тем: Where are…? Числа от 1 до 20, школьные принадлежности, еда, предлоги места. Творческая работа: «Мой идеальный класс». Раздел 7. Поиграем 17 Теория: Лексика по теме «Игрушки»: camera, kite, robot, lorry, computer game, alien. Глаголы: making a cake, making a pie, clean your teeth, wash apples, wash your hands, washing, cleaning. Множественное число существительных. Указательные местоимения: this, these, that, those. Грамматические конструкции: Whose... is this / are these? Whose is it? It's / They're his / hers / Suzy's. Буквосочетания ee, ea. Практика: разучивание песни “This, that, these, those”,” Whose is this jacket?”. Прослушивание и чтение коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными звуками и буквосочетаниями, отработка произношения. Прописывание введенных буквосочетаний, слов и словосочетаний. Повторение тем: числа от 1 до 20, еда, предлоги места, игрушки, прилагательные, одежда, лицо и тело. Буква у в конце слов. Сюжетно-ролевая игра: «В магазине игрушек». Раздел 8. Мебель в доме Теория: Лексика по теме «Мебель»: mat, lamp, clock, phone, sofa, mirror, armchair. Грамматические конструкции: It's... They're... yours, mine. Which...? We're + прилагательно. What's it made from? It's made from... What have you got? I've got... What are you making? I'm making... What are you doing? I'm growing...Предлоги места: next to, in, on. Буквосочетания ow, oa. Практика:разучивание песни “Where’s Mr. Penguin?”, “This is my house, my big big house”, “Whose are these shoes?” Прослушивание и чтение коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными звуками и буквосочетаниями, отработка произношения. Прописывание введенных буквосочетаний, слов и словосочетаний. Повторение тем: еда, предлоги места, игрушки, прилагательные, одежда, лицо и тело, дом. Сюжетно-ролевая игра: «Перестановка мебели». Раздел 9. Итоговое занятие. Промежуточная (итоговая) аттестация Практика: Открытое занятие Планируемые результаты стартового уровня (1, 2 года обучения) Личностные результаты: • сформирована мотивация к обучению; • сформировано уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; • развит навык сотрудничества с педагогом и сверстниками при решении образовательных проблем. Метапредметные результаты: • развито умение соблюдать определённый порядок планирования своих действий; • сформированы навыки рефлексии; 18 развито умение адекватно реагировать на трудности и не бояться совершить ошибку; Предметные результаты: • сформировано правильное произношение английских звуков посредством фонетических игр и разучивания рифмовок и стихов; • умеют употреблять лексику в речи в рамках изученных тем; • умеют употреблять элементарные грамматические конструкции в речи через употребление речевых образцов в естественных ситуациях посредством грамматических и сюжетно-ролевых игр; • сформирован навык чтения посредством использования коротких комичных историй, игр, аудио и видео материалов; • сформирован элементарный навык аудирования посредством песенного материала и игр; • сформирован элементарный навык устной речи посредством сюжетноролевых игр. Базовый уровень (3, 4 год обучения) Цель программы – формирование внутренней потребности у учащихся к изучению английского языка посредством сюжетно-ролевых игр. Задачи программы. Обучающие: • расширить словарный запас через использование лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке посредством лексических игр; • научить употреблять лексические и грамматические конструкции в речи через использование речевых образцов в естественных ситуациях посредством грамматических и сюжетно-ролевых игр; • совершенствовать навык чтения; • сформировать навыки аудирования. Развивающие: • развить умение постановки учебных задач; • развить умение соблюдать определённый порядок планирования своих действий; • сформировать навыки рефлексии; • развить умение адекватно реагировать на трудности и не бояться совершить ошибку; • развить умение понимать информационную, смысловую и идейную составляющую текстов; • сформировать навыки осознанного построения речевого высказывания. Воспитательные: • формировать мотивацию к обучению; • формировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; • развивать навык сотрудничества с педагогом и сверстниками при решении образовательных проблем. • 19 № п/п Раздел Учебный тематический план 3 год обучения Количество часов всего Формы аттестации и контроля теория практика 1. Познакомьтесь с моей семьей 16 4 12 Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание 2. Время обеда 20 8 12 Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание 3. На ферме 16 4 12 4. Мой город 20 8 12 5. Наша одежда 16 4 12 6. Наши хобби 18 8 10 7. Мой день рождения 16 6 10 8. Каникулы 20 6 14 9. Итоговое Промежуточная аттестация – 2 48 96 Итого: занятие. (итоговая) 2 144 Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Открытое занятие Содержание учебного (тематического) плана 3 год обучения Раздел 1. Вводное занятие. Познакомьтесь с моей семьей Тема 1.1. Вводное занятие Теория: инструктаж по технике безопасности на занятиях, правила поведения на занятиях. Тема 1.2. Познакомьтесь с моей семьей Теория: Лексика по теме «Семья»: family, cousin, mummy, daddy, grandma, grandpa, baby. Глаголы: run, hit, jump, get, sleep, throw, catch, fly, clean, talk, kick? Притяжательный падеж. Настоящее продолженное время. Грамматические конструкции: What are you doing? I’m reading. What’s Grandpa doing? He’s sleeping. Правописание глаголов с окончанием -ing (hitting, running, sitting, swimming). I'm / He's / She's / It's (hitting)? He / She isn't (walking). They're (eating). Буквосочетания: ue. Практика: разучивание песни “My Grandpa isn’t walking”. Прослушивание и чтение коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными буквами, отработка произношения. Прописывание введенных буквосочетаний, слов и словосочетаний. Повторение тем: еда, предлоги места, игрушки, прилагательные, одежда, лицо и тело, дом, семья. Творческая работа «Семейное древо». Раздел 2. Время обеда 20 Теория: Лексика по теме «Еда»: bread, water, milk, juice, chicken, eggs, chip, rice, potatoes, carrots, lemons, meat, brown bread, fizzy drink, toast, burger, meatballs, lemonade, breakfast, lunch, tea, dinner, fridge. Лексика по теме «Время суток»: morning, afternoon, evening, at night. Вежливые слова: Can I/we have...? Here you are. Грамматические конструкции: We're having.... Where is meat from? Eggs are from animals. It’s a bad/good breakfast/ lunch/ dinner. Буквосочетание /ch/. Практика: разучивание песни “It’s morning, it’s morning”. Прослушивание и чтение коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными звуками и буквосочетаниями, отработка произношения. Прописывание введенных буквосочетаний, слов и словосочетаний. Повторение тем: еда, предлоги места, прилагательные, дом, семья, глаголы. Ролевая игра «Пикник». Раздел 3. На ферме Теория: Лексика по теме «Животные»: cow, duck, frog, goat, lizard, sheep, spider, zoo, farm, tree, give, frog, moo, baa, croak, cluck, farmer, donkey. Лексика по теме «Растения»: flowers, watermelon, pineapple, mangoes, coconuts, lime, onions, vegetables. Грамматические конструкции: I love (horses). So do I./ I don’t. Чтение слов, начинающихся на sp, st, sn, sw, sk и sch. Практика: разучивание песни “Cows in the kitchen, moo, moo, moo”. Прослушивание и чтение коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными звуками и буквосочетаниями, отработка произношения. Прописывание введенных буквосочетаний, слов и словосочетаний. Повторение тем: еда, предлоги места, прилагательные, одежда, лицо и тело, дом, глаголы, животные. Сюжетно-ролевая игра «На ферме». Раздел 4. Мой город Теория: Лексика по теме «Город»: park, shop, street, hospital, cafe, flat, town, boots, Count, see, buggy, skateboard, balloon, bin, grass, road, traffic lights/lights, rubbish. Множественное число существительных: children, men, women, babies. Предлоги места: behind, between, in front of, next to. Грамматические конструкции: Where's the (blue car)? It’s in front of the shop. It’s between the red car and the grey car. They're (cats). It's a (cow). Словапредупреждения: Stop! Don't... (cross/drop/walk). Listen! We can't (play football on the road). Буквосочетания: ow, ou (brown, mouse). 21 Практика: разучивание песни “Put two books on the table”. Прослушивание и чтение коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными звуками и буквосочетаниями, отработка произношения. Прописывание введенных буквосочетаний, слов и словосочетаний. Повторение тем: еда, предлоги места, прилагательные, одежда, лицо и тело, дом, глаголы, животные. Сюжетно-ролевая игра «Прогулка по городу». Раздел 5. Наша одежда Теория: Лексика по теме «Одежда»: dress, handbag, sunglasses/glasses, hat, shirt, jeans, watch, gold, shorts. Грамматические конструкции: I'm/You're/He's/ She's/They're wearing (a blue T-shirt) and (white shoes). Put (it / them) on, take (it / them) off. Have you got...? Has he/she got...? Yes, I have. No, I haven't. I've got/We've got... Yes, he/she has. No, he/she hasn't. I've got/I haven't got... Have you got? Звук /s/ и буквосочетание sh. Практика: разучивание песни “I’ve got a big garden”. Прослушивание и чтение коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными звуками и буквосочетаниями, отработка произношения. Прописывание введенных буквосочетаний, слов и словосочетаний. Повторение тем: предлоги места, еда, прилагательные, одежда, лицо и тело, дом, семья, глаголы движения, животные, город. Сюжетно-ролевая игра «Показ мод». Раздел 6. Наши хобби Теория: Лексика по теме «Хобби»: paint, sports, play hockey, table tennis, baseball, badminton, basketball, player, goalkeeper, likes, dislikes, wool, bounce, stick, bat, tennis racket. Грамматические конструкции: I like... / I love... / I don't like... +ing, cooking, gardening, driving, reading about... Does he/she like... –ing? Yes, he/she does. No, he/she doesn't. In my classroom there are... We wear it / them. Буквосочетание ng. Практика: разучивание песни “I love fishing”. Прослушивание и чтение коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными звуками и буквосочетаниями, отработка произношения. Прописывание введенных буквосочетаний, слов и словосочетаний. Повторение тем: предлоги места, прилагательные, одежда, семья, глаголы, животные, город. Социологический опрос «Твое хобби». Раздел 7. Мой день рождения Теория: Лексика по теме «Еда»: sausage, lemonade, Happy birthday, thing, great, big, coconut. Грамматические конструкции: Look at them/her/him/us/me/you. Would you like some/a... or some/a...? Yes, I'd love some/one. I'd like a/some... What would you like to drink/eat? Here you are. Don't give any to me. Буквосочетания ir, ur. 22 Практика: разучивание песни “I’d like a great big chocolate cake” Прослушивание и чтение коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными звуками и буквосочетаниями, отработка произношения. Прописывание введенных буквосочетаний, слов и словосочетаний. Повторение тем: еда, предлоги места, игрушки, прилагательные, одежда, лицо и тело, дом, глаголы, животные, семья, город, хобби. Ролевая игра «Меню». Раздел 8. Каникулы Теория: Лексика по теме «Места»: mountain, sea, sand, beach, sun, shell, jellyfish, helping holidays, teaching, speak, dirty, be on holiday, fun, on holiday, pick up. Грамматические конструкции: What's he/she doing? What's (name) doing? Where do you want to go on holiday? I want to... Do you want...? What can you see? I can see.... Короткие звуки: /а/, /е/, /i/, /o/, /u/. Практика: разучивание песни “I’m writing a new song”. Прослушивание и чтение коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными звуками и буквосочетаниями, отработка произношения. Прописывание введенных буквосочетаний, слов и словосочетаний. Повторение тем: еда, предлоги места, прилагательные, одежда, дом, глаголы, животные, город, хобби. Творческая работа «Каникулы». Раздел 9. Итоговое занятие. Промежуточная (итоговая) аттестация Практика: Открытое занятие Учебный тематический план 4 год обучения № п/п Раздел Количество часов всего теория практика 1. Знакомство 18 6 12 2. Семья важна 26 10 16 3. Любимый дом 26 10 16 4. Распорядок дня 22 8 14 5. В городе 26 10 16 6. Будь здоров 22 8 14 7. День за городом 24 10 14 8. Жизнь животных 24 10 14 9. Погода 26 10 16 10. Итоговое занятие. Промежуточная (итоговая) аттестация 2 – 2 216 82 134 Итого: Формы аттестации и контроля Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Наблюдение, устный опрос, письменное контрольное задание Открытое занятие 23 Содержание учебного (тематического) плана 4 год обучения Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство Тема 1.1. Вводное занятие Теория: инструктаж по технике безопасности на занятиях, правила поведения на занятиях. Тема 1.2. Знакомство Теория: Лексика по теме «Цвета»: blue, pink, black, red, yellow, green, orange, white, grey, purple, brown. Лексика по теме «Игрушки»: helicopter, doll, computer, kite, game, lorry, camera, train, bike, monster. Лексика по теме «Числа 11-20». Новая лексика к комиксу: detective agency, magnifying glass, brushes, joke, fur, comic, Lock and Key. Грамматические конструкции: What's your name? My name's... How old are you? I'm (eight). Have you got...? I've got (a brother / a dog). I like (reading). What's ... called? She / He / It's called.... Have got / has got: I've / He's / She's / We've got. Предлоги: next to, on, in, under, in front of, behind, between. Простое продолженное время, утверждения, вопросы и краткие ответы. Can в значении мочь/уметь. Рифмующиеся слова с краткими и долгими гласными звуками. Практика: разучивание песни “I’ve got an old bike” Прослушивание и чтение коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными звуками и буквосочетаниями, отработка произношения. Составление и запись рассказа о себе. Повторение тем: семья, домашние питомцы, числа, прилагательные, цвета, игрушки, приветствие, глаголы. Раздел 2. Семья важна Теория: Лексика по теме «Семья»: aunt, uncle, daughter, son, granddaughter, grandson, grandparent, parent, children, grandparents, grandchildren, good at, science, doctor, naughty, quiet, towel, clever, at the shops, read about, catch, helmet. Лексика по теме «Описание человека»: beard, curly, fair, moustache, straight hair, funny, farmer, artist, baby, laptop, pet, thief, dirty, jacket, detective agency. Лексика по теме «Искусство (портреты)»: painting, portrait, artist, self-portrait. Грамматика: притяжательный падеж -'s, настоящее продолженное время, настоящее простое время, like, love, enjoy + -ing / существительное, want + инфинитив. Долгие гласные звуки ay, ar (baby, artist) Практика: разучивание песни “Aunt May’s a doctor” Прослушивание и чтение коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными звуками и буквосочетаниями, отработка произношения. Составление своего древа семьи и запись рассказа о своей семье. Повторение тем: семья, игрушки, транспорт, прилагательные, цвета, глаголы, еда. Раздел 3. Любимый дом 24 Теория: Лексика по теме «Места»: city, town, village, country, street. Лексика по теме «Дом»: balcony, basement, downstairs, lift, floor, home, stairs, upstairs, flat, building, block of flats, need, address, move house, lovely, torch. Лексика по теме «Числа от 1 до 100». Предлоги: above, below, between, next to, at. Лексика по теме «География: (дома)»: flat, city, country, castle, houseboat, tree house, funfair. Грамматические конструкции: настоящее продолженное время для описания действий, происходящих непосредственно в момент речи. Where would you like to live? I'd like to live in ... Why? Because.... Долгие гласные звуки: oa, ou (goat, clown). Практика: разучивание песни “Upstairs, downstairs, one floor or two” Прослушивание и чтение коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными звуками и буквосочетаниями, отработка произношения. Составление рассказа о доме своей мечты. Повторение тем: дом, цвета, предлоги, глаголы, числа от 1 до 20, описание. Раздел 4. Распорядок дня Теория: Лексика по теме «Распорядок дня»: get dressed, get undressed, get up, put on, take off, wash, go to bed /school, have a shower, wake up, have breakfast, lunch, dinner, every day. Лексика по теме «Дни недели»: Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday, Saturday, Sunday, week, weekend, goal, score, show, reporter. Предлоги времени: before, after. Лексика по теме «Естествознание (сердце)»: heart, quick, slow, heartbeat, blood, oxygen, send, pulse, minute, pancakes. Грамматика: простое настоящее время для выражения повседневных дел, утверждения, вопросы, полные и краткие ответы. How often...? Наречия: always, sometimes, never. Everybody knows...Буквосочетание: or (horse). Практика: разучивание песни “I wake up in the morning”. Прослушивание и чтение коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными звуками и буквосочетаниями, отработка произношения. Составление рассказа о своем распорядке дня. Повторение тем: описание, дом, одежда, время, повседневные дела, предлоги, спорт и активности, дни недели, праздники, семья, числа, прилагательные, игрушки, части тела. Раздел 5. В городе Теория: Лексика по теме «Город»: bank, bus station, cinema, library, market, sports centre, supermarket, swimming pool, fruit, vegetables, money, CD, flowers, swimsuit, car park, tidy, untidy, city, ice cream, cinema, circus, exciting, Bank robber, look for... Лексика по теме «Математика (деньги, счет)»: maths, money, count, pence, pound, plus, minus, equals, trousers, book, watch, socks, digital camera, pen, ball, trainers, T-shirt, shopping list. Грамматика: инфинитив цели: You go there to buy food. Where do you go to see a film? Must для выражения обязанности, безличное местоимение you, can для выражения разрешения, Give me... How much...? Согласный звук /s/ (city, ice). 25 Практика: Прослушивание и чтение коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными звуками и буквосочетаниями, отработка произношения. Работа над проектом «Создай магазин. Совершай покупки». Повторение тем: дом, предлоги, еда, город, игрушки, школа, одежда, дни недели, глаголы, семья, числа. Раздел 6. Будь здоров Теория: Лексика по теме «Болезни»: ill, cold, cough, stomach-ache, headache, temperature, toothache, back, shoulder, backache, earache, hurt, zoo, bear, chair, snake, toothpaste. Лексика по теме «Естествознание (здоровое тело)»: unhealthy, the right food, good / bad for..., exercise, rest, relax, move, fit, well, dance. Грамматика: What's the matter with you? I'm not very well. What's the matter (with him / her / them / you)? Must / mustn't, can't. Рифма. Практика: Прослушивание и чтение коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными звуками и буквосочетаниями, отработка произношения. Работа над проектом «Книга о здоровом образе жизни». Повторение тем: еда, части тела, болезни, повседневные дела, обязанности, здоровье. Раздел 7. День за городом Теория: Лексика по теме «За городом»: field, forest, grass, lake, leaf, picnic, plant, river, country, countryside, duck, free time, adventure, bridge, mountain, differences, place. Прилагательные: bad, cold, fat, hot, hungry, loud, quiet, strong, thirsty, tired, thin, weak, angry. Лексика по теме «Естествознание (растения)»: fruit, plant, tree, leaf / leaves, root, seed, grow. Грамматика: настоящее продолженное время для описания историй с картинками. Shall I ...? Краткий гласный звук /e/ и долгий гласный звук /ее/ (eat). Практика: Прослушивание и чтение коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными звуками и буквосочетаниями, отработка произношения. Работа над проектом «Выращиваем растение». Повторение тем: прилагательные, предлоги, за городом, семья, еда, одежда, болезни, цвета. Раздел 8. Жизнь животных Теория: Лексика по теме «Животные»: dolphin, kangaroo, lion, panda, shark, whale, parrot, bear, bat, insect, penguin, huge, uglier, the (white) one, office, the wrong man, pouch, world, quick, the internet. Лексика по теме «География (места обитания животных)»: habitat, island, cave, waterfall, jungle, dark Грамматика: настоящее простое время, сравнительная степень прилагательных в один и два слога. Буквосочетание ph. 26 Практика: Прослушивание и чтение коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными звуками и буквосочетаниями, отработка произношения. Составление рассказала о своем любимом животном. Повторение тем: животные, прилагательные, профессии, еда, цвета, повседневные дела, части тела, город, за городом, предлоги, среда обитания животных. Раздел 9. Погода Теория: Лексика по теме «Погода»: weather, weather report, cloud, cloudy, hot, sun, sunny, rain, rainbow, snow, wet, windy, today, yesterday, last weekend, sweater, scarf, brilliant, coat, ready. Лексика по теме «Музыка (инструменты)»: instrument, orchestra, musician, brass, percussion, strings, woodwind, blow, shake, hit, piece of music, sky. Грамматические конструкции: It's (snowing, cold, wet, windy). There's no sun. What's the weather like? Глагол to be в прошедшем простом времени, утверждение и отрицание: was, wasn't, were, weren't. Согласный звук /w/ (why, were). Практика: Прослушивание и чтение коротких историй с опорой на картинки. Игры и работа в парах на закрепление изученных конструкций и лексики. Чтение коротких историй с изученными звуками и буквосочетаниями, отработка произношения. Составление рассказа «Погода сегодня». Повторение тем: погода, за городом, прилагательные, одежда, предлоги, дикие животные, время, музыкальные инструменты. Раздел 10. Итоговое занятие. Промежуточная (итоговая) аттестация Практика: Открытое занятие Планируемые результаты базового уровня (3,4 годы обучения) Личностные результаты: • сформирована мотивация к обучению; • сформировано уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; • развит навык сотрудничества с педагогом и сверстниками при решении образовательных проблем. Метапредметные результаты: • развито умение постановки учебных задач; • развито умение соблюдать определённый порядок планирования своих действий; • сформированы навыки рефлексии; • развито умение адекватно реагировать на трудности и не бояться совершить ошибку; • развито умение понимать информационную, смысловую и идейную составляющую текстов; • сформированы навыки осознанного построения речевого высказывания. Предметные: 27 расширен словарный запас через использование лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке посредством лексических игр; • умеет употреблять лексические и грамматические конструкции в речи через использование речевых образцов в естественных ситуациях посредством грамматических и сюжетно-ролевых игр; • сформирован навык чтения; • сформированы навыки аудирования. • 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Календарный учебный график Период обучения 1 полугодие 2 полугодие 1 полугодие 2 полугодие Дата начала обучения по программе 10 сентября 9 января 10 сентября 9 января Дата окончания обучения по программе 30 декабря 28 мая 30 декабря 28 мая Всего учебных недель 16 20 16 20 Количество учебных часов Режим занятий 60 84 90 126 2 раза в неделю по 2 часа 2 раза в неделю по 3 часа 2.2. Условия реализации программы Материальное техническое обеспечение: кабинет, оборудованный партами, стульями, шкафом для хранения материалов, а также техническими средствами обучения – проигрыватель, магнитно-маркерная доска, проектор, компьютер. Материалы для проведения игр: мячи, шарики, игрушки, перчаточные и пальчиковые куклы, настольно-печатные игры (лото, мемори, паззлы). Информационно-методическое обеспечение: − дидактические материалы: наглядные пособия, книги, иллюстрации, фотографии, методические разработки: пособия, тесты, сюжетно-ролевые игры, методическая литература; − наглядные материалы: плакаты, картинки, карточки по темам программы. Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляют штатные педагогические работники Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» г. Екатеринбург. Реализовывать программу может педагог дополнительного образования, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными знаниями и опытом практической работы с учащимися младшего школьного возраста, что закреплено Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»). В ходе образовательного процесса используются различные методы и приемы: Игровые: 1) дидактическая игра; 28 2) сюжетно-ролевая игра; 3) воображаемая ситуация; 4) загадывание и отгадывание загадок; 5) элементы соревнования. Наглядные: 1) метод иллюстраций (использование карточек с изображением изучаемых лексических единиц, как на этапе ознакомления, так и на этапе закрепления материала, выполнение зарисовок на доске, демонстрация адаптированных и аутентичных книг); 2) метод демонстраций (просмотр обучающих мультипликационных фильмов и видеороликов, мультимедийных презентаций). Практические: 1) упражнения (упражнения (устные, письменные и графические с целью отработки грамматических структур, закрепления лексических единиц, правил правописания воспроизводящего, тренировочного или творческого характера); 2) опыты, экспериментирование, моделирование; 3) работа с аудио и видеоматериалом. Словесные: 1) беседа (фронтальная, индивидуальная); 2) рассказ; 3) объяснение. 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Виды контроля: − входной контроль: проводится в начале учебного года в форме собеседования; − текущий контроль осуществляется в ходе занятия методом наблюдения или фронтального опроса. − тематический контроль – в конце каждого раздела с помощью тестов и письменных контрольных заданий; − промежуточная (итоговая) аттестация учащихся проводится в форме открытого занятия в соответствии с разработанными критериями оценки результатов реализации программы. Оценка результатов представляет оценку достижения планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: 1. основным объектом оценки результатов служит сформированность у учащихся познавательных действий, которые направлены на устойчивое стремление к дальнейшему изучению английского языка. 2. оценка предметных результатов представляет способность учащихся владеть языковыми умениями и навыками (лексическими, грамматическими, произносительными). 29 3. оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения учащимися планируемых результатов в их личностном развитии, а именно, воспитание ответственности, самостоятельности, трудолюбия, вежливости, внимательного отношения к сверстникам и чувства взаимопомощи и взаимовыручки. Результаты освоения программы определяются по трем уровням: высокий, средний, низкий. Критерии оценки результатов реализации программы: Диалогическая речь: • высокий уровень: задает более 2-х вопросов, вопросы правильно сформулированы, ответы дает четкие, используя полные и краткие предложения; • средний уровень: задает менее 2-х вопросов, вопросы условноправильные, ответы нечеткие, условно-правильные (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки); • низкий уровень: не задает вопроса, ответы неправильные (нарушающие смысл и с ошибками). Монологическая речь: • высокий уровень: учитывается общее количество фраз, построенных по различным моделям, речь корректная, содержит 3 и более фраз; • средний уровень: речь условно-правильная (есть лексические и грамматические ошибки), 2-3 фразы; • низкий уровень: не дает ответа. Аудирование: • высокий уровень: правильно передает содержание сказанного; • средний уровень: с помощью педагога передает содержание сказанного (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки ответы); • низкий уровень: не понимает, о чем шла речь. Лексические навыки • высокий уровень: лексический запас соответствует программным требованиям, называет все лексические единицы по каждой теме, не испытывая при этом затруднений; • средний уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет более 60% лексических единиц по каждой теме, испытывает при этом затруднения; • низкий уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет менее 60% лексических единиц по каждой теме, испытывает при этом серьезные затруднения. Оценочные материалы: карта наблюдения за овладением английским языком (приложение 1). 30 Кроме этого, для развития у учащихся способности и умения осуществлять адекватную самооценку и проводить самоконтроль в процессе овладения ими языковыми навыками предлагается ведение языкового портфолио. Общая структура языкового портфолио следующая: • обложка; • разделы по годам изучения; • анкета учащегося (All About Me); • контрольные задания; • творческие и проектные работы; • рабочие листы; • наградные документы за участие в конкурсах, олимпиадах по английскому языку; • оценочные шкалы, контрольные листы самооценки; • дополнительные материалы (интересные рифмовки для запоминания лексики и грамматических конструкций, тексты любимых песен на английском языке, фотографии англоязычных личностей и стран, материалы конкурсов по английскому языку, например «British Bulldog»). 2.4. Воспитательная работа Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2). Задачами воспитания по программе являются: − усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей; − информирование детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания; − формирование и развитие личностного отношения детей к занятиям по английскому языку, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе; 31 − приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы. Целевые ориентиры воспитания детей по программе «Занимательный английский»: − − − − − − осознанного опыта выполнения гражданских обязанностей; ценностного отношения к отечественной культуре; уважения к старшим, людям труда, педагогам, сверстникам; способности к командной деятельности; готовности к анализу и представлению своей нравственной позиции; воли, настойчивости, последовательности, принципиальности, готовности к компромиссам в совместной деятельности; опыта социально значимой деятельности. Формы и методы воспитания Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий. Формы: основная - учебное занятие; дополнительные - репетиция, подготовка к конкурсам, участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах и проектах. Методы: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учетом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе. Анализ результатов 32 Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности объединения в ДДТ «Химмашевец». Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путем опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после ее завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год). Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребенка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усредненных и анонимных данных. Профориентационная работа в объединении В содержании программы имеются профориентационные темы занятий в форме сюжетно-ролевых игр, творческих работ и проектов «В магазине одежды», «На выставке домашних животных», «В парке развлечений», «Агентство недвижимости и покупка дома», «Печем пирог для гостей», «Мой идеальный класс», «В магазине игрушек», «В магазине игрушек», «Прогулка по городу», «Показ мод», «Меню», «Создай магазин. Совершай покупки», «Книга о здоровом образе жизни», «Выращиваем растение», «Погода сегодня», которые направлены на развитие таких качеств личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь. Вследствие воспитательной деятельности учащимся предоставлена профессиональная проба, которая дает возможность изучить избранную сферу и примерить на себя ту или иную профессию. 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 33 1. Асмолов А.Г., Володарская И.А., Бурменская Г.В. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли». Просвещение. - 2014 2. Беляева Е.Б. Готовность младших школьников к изучению иностранного языка в школе. Современная школа. – 2010. – 3 (5). – 106. 3. Ваулина Ю.Е., Фрейдина Е.Л. Rhymes, Games, Riddles, FairyTales // Английский язык для студентов факультета дошкольного воспитания: учеб. / Ю.Е.Ваулина, Е.Л. Фрейдина. – М., 2005. – С.207-231. 4. Лешкова Т.А. Пальчиковые игры на занятиях английским языком в детском саду / Т.А.Лешкова // Метод. мозаика. – 2005. – № 5. – С.15-19. 5. Литвиненко С.В. Английский язык: 4-5 лет / для детей и родителей/ С.В. Литвиненко. – М.: АСТ: Астрель, 2015. – 43 с. 6. Литвиненко С.В. Английский язык: 5-6 лет / для детей и родителей/ С.В. Литвиненко. – Москва: АСТ: Астрель, 2015. – 46 с. 7. Литвиненко С.В. Английский язык: 6-7 лет / для детей и родителей/ С.В. Литвиненко. – Москва: АСТ: Астрель, 2015. – 46 с. 8. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. пособие: на англ. яз. / Р.П. Мильруд. – М.: Дрофа, 2005.- 253с.– (Высшее педагогическое образование). 9. Мильруд Р.П., Юшина Н.А. 12 шагов к английскому языку. Курс для дошкольников: в 12 частях. / Р.П. Мильруд, Н.А. Юшина. – Обнинск.: Титул, 2015–2016. 10. Протасова Е.Ю. Обучение дошкольников иностранному языку. Программа «Little by little» / Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина. – М.: КарапузДидактика, 2009. – 80 с. 11. Родина Н.М., Протасова Е.Ю. Методика обучения дошкольников иностранному языку (Учебное пособие для вузов) / Н.М. Родина, Е.Ю. Протасова – М.: 2010. Литература для учащихся, родителей (законных представителей): 1. Anna Wieczorek with Garan Holcombe. Primary I-dictionary. – Cambrigde University Press, 2012. 2. Anne Robinson, Karen Saxby. Fun for Starters. Student’s book. – CambridgeUniversity Press, 2017. 3. Anne Robinson, Karen Saxby. Fun for Starters. Teacher’s book. – CambridgeUniversity Press, 2017. 4. Cambridge English. Teaching and Learning materials (Каталог учебнометодической литературы). - Cambridge University Press, 2017. 5. Caroline Nixon, Michael Tomlinson. Kid’s Box 1 Updated Second Edition. Activity Book. – CambridgeUniversity Press, 2017. 6. Caroline Nixon, Michael Tomlinson. Kid’s Box 1 Updated Second Edition. Interactive DVD. –Cambridge University Press, 2017. 7. Caroline Nixon, Michael Tomlinson. Kid’s Box 1 Updated Second Edition. Pupil’s Book. – CambridgeUniversity Press, 2017. 34 8. Caroline Nixon, Michael Tomlinson. Kid’s Box 1 Updated Second Edition. Teacher’s Book. – CambridgeUniversity Press, 2017. 9. Caroline Nixon, Michael Tomlinson. Kid’s Box 1. Monty’s Alphabet Book. –Cambridge University Press, 2017. 10. Caroline Nixon, Michael Tomlinson. Kid’s Box 2 Updated Second Edition. Activity Book. – CambridgeUniversity Press, 2017. 11. Caroline Nixon, Michael Tomlinson. Kid’s Box 2 Updated Second Edition. Interactive DVD. –Cambridge University Press, 2017. 12. Caroline Nixon, Michael Tomlinson. Kid’s Box 2 Updated Second Edition. Pupil’s Book. – CambridgeUniversity Press, 2017. 13. Caroline Nixon, Michael Tomlinson. Kid’s Box 2 Updated Second Edition. Teacher’s Book. – CambridgeUniversity Press, 2017. 14. Caroline Nixon, Michael Tomlinson. Kid’s Box 3 Updated Second Edition. Activity Book. – CambridgeUniversity Press, 2017. 15. Caroline Nixon, Michael Tomlinson. Kid’s Box 3 Updated Second Edition. Interactive DVD. –Cambridge University Press, 2017. 16. Caroline Nixon, Michael Tomlinson. Kid’s Box 3 Updated Second Edition. Pupil’s Book. – CambridgeUniversity Press, 2017. 17. Caroline Nixon, Michael Tomlinson. Kid’s Box 3 Updated Second Edition. Teacher’s Book. – CambridgeUniversity Press, 2017. 18. Шишкова И.А., Вербовская М.Е, Английский для малышей. Рабочая тетрадь. / И.А. Шишковская, М.Е. Вербовская - М.: Изд.дом РОСМЭН, 2000.96 с. 19. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Давай говорить по-английски!; Рабочая тетрадь / Под.ред.Н А.Бонк. / И.А. Шишковская, М.Е. Вербовская М.: Изд.дом ОНИКС, 2000.-128 с. 20. Шишкова И.А., Вербовская М.П Давай говорить по-английски! /Под. ред. Н.А. Бонк. Учебник. / И.А. Шишковская, М.Е. Вербовская - М: Изд. дом ОНИКС, 2000. – 192 с. Приложение 1 Карта наблюдения за овладением английским языком ФИО учащегося Диалогическая речь Монологическая речь Аудирование Лексические навыки Н Н Н Н С В Н – Низкий уровень С – Средний уровень В – Высокий уровень С В С В С В Срединный уровень освоения программы