ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Танцевальная азбука «Супер!» Художественная направленность Возраст учащихся: 11-15лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Гурвич Екатерина Валерьевна старший педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 2 Содержание 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ................................................................................ 3 1.1. Пояснительная записка....................................................................................................... 3 1.2. Цель и задачи программы .................................................................................................. 6 1.3. Содержание программы...................................................................................................... 7 1.4. Планируемые результаты ................................................................................................ 10 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ .................................. 11 2.1. Календарный учебный график ...................................................................................... 11 2.2. Условия реализации программы................................................................................... 11 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы…………….12 2.4. Воспитательная работа………………………………………………….12 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .................................................................................................. 13 Приложение 1................................................................................................................................ 15 Карта входного контроля ......................................................................................................... 15 Приложение 2................................................................................................................................ 16 Диагностическая карта «Мониторинг результатов обучения» ................................ 16 3 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Танцевальная азбука «Супер!» художественной направленности разработана в соответствии с новыми требованиями в образовании, отраженными в следующих документах: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р; 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 9. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от 21.08.2015 г. № 1497/46/36; 10. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе от 09.01.2024 г. № 3 Муниципального 4 автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец». Обучение учащихся танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от педагога, руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи. Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. Танцу свойственны образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у дошкольников способностей. Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у учащихся творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца – музыки, движения и игры. Актуальность программы обусловлена ее направленностью не только на то чтобы дать учащимся хореографические навыки и умения, но и обеспечить формирование познавательной активности и творческого мышления. Занятия по данной программе учитывают возрастные психологические и физиологические особенности учащихся, поэтому темы занятий чередуются в течении всего учебного процесса. Ведущие педагогические идеи, ценности, принципы обучения и воспитания, следование которым обеспечивает реализацию целевого назначения программы: − личностно-ориентированный подход – предполагает помощь педагога воспитаннику в выявлении своих возможностей, реализации своих интересов; − преемственность – после изучения элементарных движений танца задания осторожно усложняются. Освоение последующих заданий гораздо легче на основе предыдущих; 5 − систематичность – соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», осознанное отношение учащихся к средствам танцевальной выразительности, овладение языком танцевальных движений. Понимание семантики, значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа, а также умение связывать эти «единицы» языка движений в «речевые» построения, включая их в контекст танца. Отличительная особенность данной программы заключается в том, что хореографическое обучение происходит через призму современного танца. А также большая роль отводится развитию профессиональных хореографических данных в разделе партерной гимнастики. Два этих компонента программы взаимодействуют и дополняют друг друга, и в тоже время могут реализовываться отдельно. Такой подход позволяет творчески сформировать хореографические навыки и умения учащихся. Адресат программы: программа ориентирована на учащихся 11-15 лет. Возрастные особенности: категория учащихся соответствует подростковому возрасту. Хореографическое искусство в данный возрастной период способствует формированию в личности подростка таких аспектов как: способность по-новому размышлять и творчески мыслить, уход от комплексов и стереотипов, работу в команде. Танец формирует уверенность в себе, высокие эмоции и эстетический вкус, проявляет значительное воздействие в физиологическом формировании учащихся, а также способствуют самовыражению через хореографические номера и концертную деятельность. Количество учащихся:15 человек в учебной группе. Набор учащихся свободный. Состав группы постоянный. На период обучения возможен прием учащихся в зависимости от возраста или имеющихся специальных способностей. Объем программы: 432 часа. Срок освоения программы: 2 года, 72 недели. − 1 год обучения – 36 недель, 216 часа; − 2 год обучения – 36 недель, 216 часа. Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная. Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 учебных часа. Уровень освоения программы: продвинутый уровень – используются и реализуются такие формы организации материала, которые допускают доступ к сложным и нетривиальным разделам содержательно-тематического 6 направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержание программы и доступ к околопрофессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы. Форма обучения: коллективная, групповая, индивидуально-групповая. Виды занятий: практическое занятие, беседа, комбинированное занятие. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: наблюдение, отчетный концерт. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы – формирование и совершенствование навыков технического исполнения хореографического материала, а также навыков ансамблевого исполнения. Задачи программы. Обучающие: 1. Обучить организации коллективной работы над хореографическими композициями и воплощение своего замысла, подключая к работе партнеров. 2. Обучить выразительному и техничному исполнению движений. 3. Обучить элементарной хореографической терминологии. 4. Сформировать навыки публичного выступления, умения держаться на сцене. 5. Научить анализировать свою работу на занятии и в концертном выступлении. 6. Сформировать умение использовать полученные знания в сценической деятельности; самооценка полученного результата. Развивающие: 1. Развить эмоциональное отношение к искусству. 2. Формирование личностного смысла постижения хореографического искусства; 3. Развить навыки продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решение различных творческих задач; 4. Развить навыки танцевального восприятия. Воспитательные: 1. Сформировать личностные качества, необходимые для взаимодействия в творческом коллективе (самодисциплина, выносливость, чувство товарищества и т.д.). 2. Воспитать культуру общения в творческом коллективе. 3. Воспитать чувство ответственности перед самим собой и коллективом. 7 4. Воспитать интерес к танцевальной культуре своего народа и народов других национальностей. 1.3. Содержание программы Учебный план № 1. 2. 3. Разделы Базовые элементы современного танца Досугово-развлекательные мероприятия Промежуточная (итоговая) аттестация Итого Количество часов 1 год 2 год Общее количество Форма контроля/аттестации 208 208 416 наблюдение 6 6 12 наблюдение 2 2 4 отчетный концерт 216 216 432 Содержание учебного плана Раздел 1. «Базовые элементы современного танца» входит в содержание с 1 года обучения и является основным. Данный раздел направлен на усовершенствование навыков владения своим телом в достаточной степени для воплощения хореографических образов в сценической деятельности, а также направлен на развитие устойчивого интереса к самообразованию. Раздел 2. «Досугово-развлекательные мероприятия» включает в себя участие в фестивалях и конкурсах различного уровня, в которых учащиеся могут показать свое мастерство и приобретенные навыки. Продвинутый уровень (1 год обучения) Учебный тематический план 1 год обучения № Наименование разделов, тем 1. Базовые элементы современного танца. 1.1. Введение в программу. 1.2. Элементы современного танца 1.3. Партерная гимнастика Постановочная и репетиционная 1.4. работа. Конкурсная деятельность 2. Досугово-развлекательные мероприятия 3. Промежуточная (итоговая) аттестация Количество часов Всего Теория Практика 208 2 206 2 72 30 1 1 1 72 29 104 - 104 6 - 6 2 - 2 Форма контроля/ аттестации Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Отчетный концерт 8 Итого: 216 2 214 Содержание учебного тематического плана 1 год обучения Раздел 1. Базовые элементы современного танца Тема 1.1. Введение в программу Теория: знакомство с программой. Практика: повторение простейших основных элементов. Тема 1.2. Элементы современного танца Теория: понятие центра. Центр и периферия. Понятие центральной оси тела. Взаимодействие с гравитацией. Использование веса тела при движении, использование силы инерции. Практика: координация рук в современном танце. Ощущение веса при движении. Изучение основных положений и позиций рук. Органичное движение во взаимодействии с полом. Понятие параллельных позиций. Изучение параллельных позиций (параллельная, II параллельная позиция, IV параллельная позиция). Понятие выворотности в современном танце. Изучение выворотных позиций (I, II, III, IV). Изучение основных движений корпуса в положении сидя (без движений рук и с движения рук): сurve – наклон верха корпуса вперед. Side – наклон верха корпуса в сторону. Arch – наклон верха корпуса назад. Contraction – сжатие, сокращение, движение центра корпуса. Повороты и другие движения корпуса. Изучение перекатов в положении лежа и сидя на полу. Изучение прыжков и других вариантов продвижения в пространстве с опорой одну руку и две руки. Изучение кувырков и перекатов назад и вперед. Изучение падений (варианты падений в сторону, вперед, назад). Другие варианты движений. Специфика баланса на руках в современном танце, отличие от акробатических и гимнастических вариантов. Изучение основных видов движений с опорой на руки: вертикальная стойка на двух руках с поддержкой (с помощью партнера). Вертикальная стойка на двух руках у стены. Динамический баланс на двух руках. Динамический баланс на одной руке. Тема 1.3. Партерная гимнастика Практика: упражнения исполняются на полу для растяжки и эластичности мышц ног, спины, живота. Упражнения на развитие подъема. Упражнения на развитие выворотности. Упражнения на развитие гибкости. Упражнения на развитие растяжки. Тема 1.4. Постановочная и репетиционная работа. Конкурсная деятельность 9 Практика: направлена на отработку и закрепление полученных умений и навыков при исполнении хореографических этюдов и небольших композиций. Раздел 2. Досугово-развлекательные мероприятия Практика: выступление на концертах, конкурсах, фестивалях различного уровня. Участие в праздничных мероприятиях: день рождения коллектива, Новый год, окончание учебного года. Раздел 3. Промежуточная (итоговая) аттестация Практика: проводится в форме отчетного концерта. Продвинутый уровень (2 год обучения) Учебный тематический план 2 года обучения № Наименование разделов, тем 1. Базовые элементы современного танца. 1.1. Введение в программу. 1.2. Элементы современного танца 1.3. Партерная гимнастика Постановочная и репетиционная 1.4. работа. Конкурсная деятельность 2. Досугово-развлекательные мероприятия 3. Промежуточная (итоговая) аттестация Итого: Количество часов Форма контроля/ аттестации Всего Теория Практика 208 2 206 2 72 30 104 1 1 - 1 72 29 104 6 - 6 Наблюдение 2 - 2 Отчетный концерт 216 2 214 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Содержание учебного тематического плана 2 год обучения Раздел 1. Базовые элементы современного танца Тема 1.1. Введение в программу Теория: знакомство с программой. Практика: повторение простейших основных элементов. Тема 1.2. Элементы современного танца Теория: изучение основных поз современного танца. Практика: diagonallevel, level T – поза с ногой, открытой в сторону, и наклоном корпуса. Tilt – поза с ногой, открытой в сторону, и наклоном корпуса. Parallelarabesque – поза, в которой корпус и рабочая нога образуют горизонтальную линию. Arabesque, attitude – особенности исполнения в технике танца модерн. Движение через пространство по параллельным и 10 выворотным позициям. Диагонали. Шаги. Бег. Pasdebourréе (музыкальный размер: 3/4; 2/4; 4/4). Exersis. Структура и особенности exersis в технике современного танца. Движения exersis по параллельным и выворотным позициям. Комбинации. Plié. FootIsolations. Battement tendu / brush.Battement jeté / brush.Ronde de jambe.Swings. Battementfondu. Adajio. Grandbattementjeté / swings. Тема 1.3. Партерная гимнастика Практика: упражнения исполняются на полу для растяжки и эластичности мышц ног, спины, живота. Упражнения на развитие подъема. Упражнения на развитие выворотности. Упражнения на развитие гибкости. Упражнения на развитие растяжки. Тема 1.4. Постановочная и репетиционная работа. Конкурсная деятельность Практика: направлена на отработку и закрепление полученных умений и навыков при исполнении хореографических этюдов и небольших композиций. Раздел 2. Досугово-развлекательные мероприятия Практика: выступление на концертах, конкурсах, фестивалях различного уровня. Участие в праздничных мероприятиях: день рождение коллектива, Новый год, окончание учебного года. Раздел 3. Промежуточная (итоговая) аттестация Практика: проводится в форме отчетного концерта. 1.4. Планируемые результаты Предметные результаты: − обучен организации коллективной работы над хореографическими композициями и воплощение своего замысла, подключая к работе партнеров; − обучен выразительному и техничному исполнению движений; − обучен элементарной хореографической терминологии; − сформированы навыки публичного выступления, умения держаться на сцене; − научен анализировать свою работу на занятии и в концертном выступлении; − сформировано умение использовать полученные знания в сценической деятельности; самооценка полученного результата. Метапредметные результаты: − развито эмоциональное отношение к искусству; − формирование личностного смысла постижения хореографического искусства; 11 − развиты навыки продуктивного сотрудничества (общение, взаимодействие) со сверстниками при решение различных творческих задач; − развиты навыки танцевального восприятия. Личностные результаты: − сформированы личностные качества, необходимые для взаимодействия в творческом коллективе (самодисциплина, выносливость, чувство товарищества и т.д.); − воспитана культуру общения в творческом коллективе; − воспитано чувство ответственности перед самим собой и коллективом; − воспитан интерес к танцевальной культуре своего народа и народов других национальностей. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Календарный учебный график Дата Дата начала окончания обучения по обучения по программе программе 1 полугодие 10 сентября 30 декабря 2 полугодие 09 января 28 мая Период обучения Всего Количество учебных учебных часов недель 16 20 96 120 Режим занятий 3 раза в неделю по 2 часа 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: занятия проходят в специально оборудованном помещении, где есть: хореографические станки; музыкальная аппаратура; колонка; музыкальный носитель; зеркала. Информационно-методическое обеспечение: − дидактические материалы: методическое пособие, сказки, стихи, подборка музыкальных произведений, подборка упражнений и этюдов. Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительная общеразвивающая программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Виды контроля: − входной контроль – проводится в виде среза индивидуальных хореографических данных учащегося; 12 − текущий контроль – после каждой темы, может быть фронтальный, групповой, индивидуальный; Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в конце года в соответствии с разработанными критериями оценки результатов в форме отчетного концерта. Формы контроля: наблюдение, беседа, сравнение и анализ выполняемых упражнений и этюдов, итоговый анализ полученных умений и навыков за период обучения. Результаты освоения программы определяются по трем уровням: высокий, средний, низкий. Исполнение программы на контрольном уроке оценивается по пятибалльной шкале, в основу которой положены объективность и единый подход оценки качестве исполнения в соответствии с выделенными критериями. Критерии оценки качества исполнения Количество баллов «Отлично» - 5 баллов (освоение учащимся более 80% содержания дополнительной общеразвивающей программы) «Хорошо» - 4 балла (освоение учащимся от 60% до 80% содержания дополнительной общеразвивающей программы) «Удовлетворительно» - 3 балла (освоение учащимся от 40% до 60% содержания дополнительной общеразвивающей программы) «Неудовлетворительно» - 2 балла (освоение учащимся менее 40% содержания дополнительной общеразвивающей программы) Критерии оценивания выступления Уверенное и осмысленное выступление; свободное владение материалом: умение передавать характер произведения и владеть художественно-выразительными средствами. Исполнение уверенное, выразительное, но задачи, поставленные преподавателем выполнены не в полном объеме: небольшие недочеты в исполнительском плане; характер произведения передается ограниченными выразительными средствами. Исполнение с большим количеством недочетов: выступление с явными техническими погрешностями; вялый физический аппарат; формальное отношение к исполнению. Комплекс серьезных недостатков: плохое знание материала; грубые и частые ошибки при исполнении хореографических движений; слабое владение навыками (по программным требованиям, соответствующим данному году обучения). Оценочные материалы: 1. Карта входного контроля (приложение 1). 2. Диагностическая карта «Мониторинг результатов (приложение 2). 2.4. Воспитательная работа Воспитательный потенциал: обучения» 13 Воспитательный потенциал танцев заключается в формировании активной личности, которая обладает пониманием самобытного искусства разных народов, культурой межнационального общения, толерантностью, самостоятельностью и трудолюбием. Танцы способствуют воспитанию молодёжи, развивают творческие способности, стимулируют интерес к изучению танцев народов мира и формируют межкультурную компетенцию. Методы воспитательной работы в танцах включают: − словесные методы (объяснение, беседа, рассказ); − практические методы (обучение хореографии); − наглядные методы (исполнительский мастерство педагога, его профессиональный показ). Профориентационная работа на занятиях по хореографии направлена на подготовку детей к поступлению в учебные учреждения, которые реализуют профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства. Она включает: − Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития детей. − Приобретение знаний, умений и навыков в области хореографического исполнительства. − Приобретение опыта хореографической деятельности. − Формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями. − Формирование умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности. − Воспитание в атмосфере доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и профессиональной требовательности. − Формирование умений давать объективную оценку своему труду, навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе. Профориентационная работа учитывает возрастные особенности формирования профессиональных намерений у детей и проводится с помощью различных методов, таких как экскурсии, встречи с выпускниками, обновление репертуара и другие. 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 14 1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. –СПб.: ЛОИРО, 2000. 2. Горшкова Е. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. – М.: Издательство «Гном и Д», 2002. – 120 с. 3. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972. 4. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985. 5. Руднева С., Фиш А. Ритмика. Музыкально-ритмическое движение. – М., 1972. 6. Сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением». – Научный руководитель Н.М. Лаврухина. Под ред. О.А. Петрашевича. - Мн. – Национальный институт образования. – 2005. 7. Череховская Р. Танцевать могут все. – Мн., 1973. Литература для учащихся, родителей (законных представителей): 1. Контактная импровизация. – Режим доступа: http://www.contactimprovisation.ru/ 2. Маленькая балетная энциклопедия. – Режим доступа: http://ballet.classical.ru/ 3. Международный танцевальный журнал. – Режим доступа: https://danceinternational.org/ 4. Мир джазового танца. – Режим доступа: http://www.offjazz.com/ 5. Официальный сайт танцевальной компании «КаннонДанс». – Режим доступа: https://www.kannondance.ru/ 6. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца / В.М. Пасютинская – М.: Просвещение, 1985. – 233 с. 7. Центр хореографии А. Прельжокаж. – Режим доступа: https://www.preljocaj.org 8. Челябинский театр современного танца. – Режим доступа: https://www.urc.ac.ru/Arts/Dance_Theatre/about.html 9. Энциклопедия балет. – Режим доступа: https://ballet-enc.ru 10. American contemporary ballet. – Режим доступа: https://www.americancontemporaryballet.com 11. Dance-net.ru.– Режим доступа: https://www.dance-net.ru 12. CriticalDance. – Режим доступа: https://www.ballet-dance.com Карта входного контроля Фамилия, имя Сколько полных лет, месяцев Рост Вес Строение тела Осанка Выворотность Стопа Балетный шаг Гибкость тела Прыжок Координация движений Музыкально-ритмическая координация Устойчивость Темперамент Особые отметки Приложение 1 Приложение 2 Диагностическая карта «Мониторинг результатов обучения» Показатели (оцениваемые параметры) 1.1 Теоретические знания (по основным разделам учебнотематического плана программы) 1.2 Владение специальной терминологией ВЫВОД: 2.1 Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) 2.2 Концертная деятельность Критерии Степень выраженности оцениваемого качества 1. Теоретическая подготовка учащегося Соответствие Минимальный уровень теоретических (учащийся овладел менее чем 1\2 знаний учащегося объема знаний, предусмотренных программным программой); требованиям Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1\2) Максимальный уровень (учащийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) Осмысленность и Минимальный уровень правильность (учащийся, как правило, избегает использования употреблять специальные специальной термины); терминологии. Средний уровень (учащийся Знание элементарной сочетает специальную хореографической терминологию с бытовой); терминологии. Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их Содержанием) Уровень Низкий теоретической Средний подготовки Высокий 2. Практическая подготовка учащегося Соответствие Минимальный уровень практических умений (учащийся овладевал менее 1\2 навыков предусмотренных умений и программным навыков); требованиям. Средний уровень (объем Освоение знаний, освоенных умений и навыков умений, навыков составляет более 1\2); хореографического Максимальный уровень искусства: экзерсиса, (учащийся овладел практически основных всеми умениями и навыками, танцевальных предусмотренными программой за конкретный период элементов. Наличие навыков танцевального восприятия. Осмысленность и Минимальный уровень умений правильное (учащийся испытывает серьезные исполнение затруднения при исполнении Баллы 1 5 10 1 5 10 2-6 7-14 15-20 1 5 10 1 17 2.3 Творческие навыки ВЫВОД: Заключение хореографических элементов и эмоциональная передача танцевального образа. Умение использовать полученные знания в сценической деятельности. Креативность в выполнении практических заданий. Организация коллективной работы над хореографическими композициями и воплощение своего замысла, подключая к работе партнеров. Наличие эмоционального отношения к искусству. Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решение различных творческих задач. Уровень практической подготовки Результат обучения учащегося по дополнительной общеобразовательной программе хореографических постановок) Средний уровень (обучающийся справляется с исполнением элементов на ½, недостаточная вовлеченность в исполнения хореографического образа); Максимальный уровень (обучающийся максимально справляется с поставленной балетмейстером задачей ) Начальный (элементарный) уровень развития креативности (учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); Творческий уровень (выполняет практические задания с элементам творчества) Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий 5 10 1 5 10 3-10 11-22 23-30 До 16 18-36 38-50