ДОП Театральная студия ЮХИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Театральная студия «ЮХИ»

Художественная направленность
Возраст учащихся: 7–17 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
Турецкий Юрий Иванович
старший педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024

2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка..................................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы ................................................................................ 7
1.3. Содержание программы ................................................................................... 8
1.4. Планируемые результаты ................................................................................. 9
1.5. Комплекс основных характеристик программы по годам обучения......... 10
2.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ....................... 32
2.1. Календарный учебный график .................................................................... 32
2.2. Условия реализации программы ................................................................. 33
2.4. Воспитательная работа……………………………………………………34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................ 36
3.
Приложение 1 Диагностическая карта оценки результатов обучения ............. 38
«Уровни освоения программы по критериям» ................................................... 38

3
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Театральная студия
ЮХИ» художественной направленности разработана в соответствии с
требованиями в образовании, отражёнными в следующих документах:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678р;
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г.
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
5.
Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы);
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
7.
СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
8.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
9.
Устав
Муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 21.08.2015 г. № 1497/46/36;
10. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе от 09.01.2024 г. № 3 Муниципального

3.

4
автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского
(юношеского) творчества «Химмашевец».
Развитие личности каждого ребенка – одно из центральных звеньев
современной образовательной политики. Гуманизация образования, проблема
изучения познавательных и нравственно-психологических возможностей
учащихся, их способностей и склонностей, характера и эмоциональноволевых особенностей приобретает первостепенное значение.
Тончайшим и универсальным «механизмом» духовного становления
личности учащегося считается театральное искусство, способствующее
развитию образно-метафорического мышления. Театр – это эффективное
средство воспитания детей. Через живое слово, звуки, краски, формы, ритмы,
движения, юный человек вовлекается в театрально-творческую деятельность.
Актуальность программы выражена в сближении и соединении
театра, музыки, пластики в единый процесс помогает детям целостно
воспринимать мир, познавать красоту во всем её многообразии, способствует
снятию напряжения, помогает излечиться от утомляемости за счет
переключения их в ходе занятия на разнообразные виды деятельности.
Программа формирует культуру чувств, учит владению собственным
телом, словом, снятию физической и психологической зажатости,
вырабатывает чувство меры и вкуса, умение держаться естественно на сцене,
свободно общаться с аудиторией. Лежащее в основе образовательного
процесса драматическое искусство, интегрирующее различные виды
творческой деятельности, помогает развивать сенсорные способности,
обладает значительными ресурсами воспитания творческого человека,
пробуждая в нем мотивацию для реализации замыслов в разных видах
деятельности. Полученные представления о системе взаимодействия
искусства с жизнью помогают создать базу для успешной самореализации
учащегося в разных сферах деятельности.
В студии решается одна из важнейших проблем современности –
проблема общения учащихся друг с другом и со взрослыми. Современная
интенсивность жизни, обилие средств связи, компьютерные технологии
вытесняют живое общение, и все большее количество учащихся теряют
важный социальный навык – умение общаться.

5
Отличительная особенность программы заключается в том, что
образовательный процесс направлен на полихудожественное развитие
личности, т.е. личности, обладающей развитым воображением, творческой
активностью, ассоциативно-образным мышлением, осознанным стремлением
к освоению всего многообразия человеческой культуры, способностями к
самореализации, умениями публично выступать и многими другими
качествами и способностями, необходимыми как для театрально-творческой
деятельности, так и для жизни в целом.
Занятия в студии способствуют формированию таких значимых качеств
как коммуникативность, инициативность, самостоятельность, способность к
сотрудничеству и творческому созиданию. Заложенные в процесс реализации
программы современные образовательные методики способствуют
эффективному решению задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Адресат программы: учащиеся 7-17 лет.
Возрастные особенности: рассматривая

психофизиологические

особенности учащихся определяющие выбор программы, можно говорить о
том, что для детей младшего школьного возраста (7-11 лет) характерна
учебная деятельность в качестве ведущей, происходит ориентация на предмет
деятельности и способы его преобразования. Младший школьный возраст
предполагает возможность накопления творческого опыта не только в
процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и
преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого
применения полученных в процессе обучения знаний – театрализованной
деятельности. Таким образом, можно говорить о том, что младший школьный
возраст является наиболее благоприятным периодом для вхождения в
театральную студию, поскольку в данный период онтогенеза при сохранении
детской

непосредственности,

любознательности,

впечатлительности,

стремлении к познанию, происходит развитие всех когнитивных процессов,
воображения, мотивации, индивидуальности в целом.
Подростковый возраст (12-14 лет) и ранняя юность (15-17 лет),
характеризующийся интенсивным развитием психических познавательных
процессов, стойкими и дифференцированными интересами, а также
важностью общения с социальным окружением – это период расширения

6
кругозора, развития самопознания, появления социально ценных побуждений
и переживаний, которые активно формируются и развиваются в
театрализованной деятельности. Яркое стремление самоутвердиться,
самореализовываться и проигрывать жизненные ситуации в среде
сверстников актуализируют посещение театральной студии.
Количество учащихся: 17 человек в учебной группе. Набор учащихся
свободный. Состав группы постоянный. На период обучения возможен прием
учащихся в зависимости от возраста или имеющихся специальных
способностей.
Объем программы: 576 часов.
Срок освоения программы: 3 года обучения, 108 недель.
− 1 год обучения – 36 недель, 144 часа;
− 2 год обучения – 36 недель, 216 часа;
− 3 год обучения – 36 недель, 216 часа.
Форма обучения
дистанционная.

–

очная,

в

особых

случаях

применяется

Режим занятий: 1 год 2 раза в неделю по 2 учебных часа, 2 и 3 год 2
раза в неделю по 3 учебных часа.
Уровень

освоения

программы:

программа

разноуровневая,

предполагает стартовый, базовый, продвинутый уровень освоения.
Стартовый (1 год обучения) – используются и реализуются
общедоступные и универсальные формы организации материала,
минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Базовый (2 год обучения) – используются и реализуются такие формы
организации материала, которые допускают освоение специализированных
знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и
целостной картины в рамках содержательно тематического направления
программы.
Продвинутый (3 год обучения) – используются и реализуются такие
формы организации материала, которые допускают доступ к сложным и
нетривиальным
программы.

разделам

Также

содержательно-тематического

предполагает

углубленное

изучение

направления
содержание

7
программы

и

доступ

к

предпрофессиональным

знаниям

в

рамках

содержательно-тематического направления программы.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальногрупповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие.
Формы

подведения

итогов

реализации

дополнительной

общеразвивающей программы: наблюдение, открытый урок, отчетный
концерт, спектакль.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие природных творческих способностей и
самореализация учащихся средствами театрального искусства.
Задачи программы.
Обучающие:
1. Обучить

владению

речевым

аппаратом

и

умению

его

рационально использовать.
2. Обучить навыкам актерского мастерства.
3. Обучить навыкам сценического перевоплощения, сценической
речи и движения.
4. Ознакомить с историей развития театра.
5. Ознакомить с жанрами театрального искусства.
6. Обучить творческому использованию полученных умений и
практических навыков. Развивающие:
1. Развить творческие способности: выразительность образа.
2. Развить фантазию, воображение, логическое мышление, речь.
3. Развить произвольное внимание.
4. Развить коммуникативные качества.
5. Развить способности к творческой самореализации.
6. Развить

навыки

самостоятельного

образного

мышления,

творческой инициативы.
7. Развита

способность

зажимов. Воспитательные:

освобождения

от

психофизических

8
1. Воспитать культуру межличностных отношений.
2. Воспитать трудолюбие.
3. Воспитать ответственность за принятые решения.
4. Сформировать навыки общения и поведения в соответствии с
общепринятыми моральными и социальными нормами.
5. Сформировать способность работать в коллективе и принимать
общие правила.
6. Сформировать личностные качества самостоятельного человека,
готового к нестандартным решениям и поиску новых идей.
1.3. Содержание программы
Учебный тематический план
№
1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Наименование раздела,
темы
Введение
Актерский тренинг
Преодоление мышечных
зажимов и
неблагоприятных
сценических условий
Развитие восприятия и
наблюдательности
Развитие артистической
смелости и
непосредственности
Сценические этюды
Начальные навыки
работы над ролью
Сценическое действие
Сценическая речь
Сценическое движение
Беседы о театре
Сценическая практика
Разучивание роли
Промежуточная
(итоговая) аттестация
Итого

Количество часов
1 год
2 год
3 год
стартовый
базовый
продвинутый
2
3
3
20
27
48

Форма аттестации/
контроля
Наблюдение
Наблюдение

26

–

–

Наблюдение

26

–

–

Наблюдение

24

–

–

Наблюдение

24

–

–

–

48

–

Наблюдение
Наблюдение

–
–
–
10
10
–

21
27
54
18
15
–

36
33
36
3
18
36

2

3

3

144

216

216

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Открытый урок,
отчетный концерт,
спектакль

Содержание учебного тематического плана

9
В 1 год обучения запланировано больше тем практического характера в
игровых формах: «Преодоление мышечных зажимов и неблагоприятных
сценических

условий»,

«Развитие

восприятия

и

наблюдательности»,

«Развитие артистической смелости и непосредственности», «Сценические
этюды». При этом вся работа строится на играх, упражнениях и тренингах,
носящих по преимуществу, коллективный характер. Учащиеся знакомятся с
азами актерского мастерства и видами театрального искусства
На 2 году обучения учащимся даются основные теоретические знания о
драматургических принципах, а упражнения, игры, например, на развитие
внимания,

знакомят

учащихся

с

разнообразными

пластическими

особенностями людей, помогают ощутить свою собственную пластику в
качестве выразительного языка. От многофункциональных упражнений легко
перейти к играм с элементами действия. Комплекс подобных игр помогает
усвоить элементы визуального языка, являющегося основной сценической
выразительности. Основные темы: «Актерский тренинг», «Начальные навыки
работы

над

ролью»,

«Сценическое

действие»,

«Сценическая

речь»,

«Сценическое движение», «Сценическая практика». В ходе занятий учащиеся
приобретут первоначальные актерские навыки.
Эти темы также изучаются и на 3 году обучения, но основная тема года
«Разучивание роли» - проводится работа над ролью и постановка спектакля.
В этот период идет углубленная работа над ролью, чтобы учащиеся могли
сыграть убедительно, интересно и как можно точнее (познание тонкостей
актёрского мастерства). При разборе ролей и пьесы формируется система
оценки художественных произведений.
Изучая тему «Беседы о театре» учащиеся знакомятся с историей
развития мирового театра.
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
− обучен владению речевым аппаратом и умению его рационально
использовать;

10
− обучен навыкам актерского мастерства;
− обучен навыкам сценического перевоплощения, сценической речи и
движения;
− знакомы с историей развития театра; −
знакомы с жанрами театрального искусства;
− умение творчески использовать полученные знания и практические
навыки.
Метапредметные результаты:
− развиты творческие способности: выразительность образа.
− развиты: фантазия, воображение, логическое мышление, речь;
− развито произвольное внимание;
− развиты коммуникативные качества;
− развита способности к творческой самореализации,
− развиты навыки самостоятельного образного мышления, творческой
инициативы;
− развита способность освобождения от психофизических зажимов.
Личностные результаты:
− воспитана культура межличностных отношений;
− воспитано трудолюбие;
− воспитана ответственность за принятые решения;
− сформированы навыки общения и поведения в соответствии с
общепринятыми моральными и социальными нормами;
− овладеют способностью работать в коллективе и принимать общие
правила;
− сформированы личностные качества самостоятельного человека,
готового к нестандартным решениям и поиску новых идей.
1.5. Комплекс основных характеристик программы по годам обучения
Стартовый уровень (1 год обучения)

11
Цель – развитие природных творческих способностей учащихся
средствами театрального искусства путем использования общедоступных и
универсальных форм организации материала.
Задачи.
Обучающие:
1.

Ознакомить с историей развития театра.

2.

Обучить навыкам сценического перевоплощения, сценической

речи и движения.
3.

Обучение навыку выполнению сценических этюдов, передачи

пластики и мимики, авторского слова.
4.

Обучить выполнению артикуляционных упражнений, контролю

над артикуляционным аппаратом и его готовности к полному звучанию.
5.

Обучить краткому анализу художественного произведения.

Развивающие:
1.

Формирование артикуляционного аппарата и снятие мышечных

зажимов, психолого-педагогическая работа над преодолением сценического
волнения.
2.

Развить творческое мышление, воображение, инициативность.

3.

Развить способности контролировать и оценивать результат и

процесс деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитание нравственно-этических личностных качеств, интереса к
театральному искусству. Учебный тематический план 1 год обучения
№
1.
2.
3.

4.

Наименование раздела, темы
Введение в программу
Актерский тренинг
Преодоление
мышечных
зажимов
и
неблагоприятных
сценических условий
Развитие восприятия и
наблюдательности

Количество часов
всего теория практика
2
1
1
20
4
16

Форма аттестации/
контроля
Наблюдение
Наблюдение

26

6

20

Наблюдение

26

6

20

Наблюдение

12
5.
6.
7.
8.
9.

Развитие
артистической
смелости и непосредственности
Сценические этюды
Беседы о театре
Сценическая практика
Промежуточная (итоговая)
аттестация
Итого

24

4

20

Наблюдение

24
10
10

4
5
2

20
5
8

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

2

-

2

Открытый урок

144

32

112

Содержание учебного тематического плана
1 года обучения
Тема 1. Введение в программу
Теория: Инструктаж: правила техники безопасности и правила
поведения на занятиях.
Практика: Знакомство с педагогом и друг с другом; выполнение
пластических и речевых упражнений («Дракончик», «Самовар», «Деревья»,
«Кошачья разминка»).
Тема 2. Актерский тренинг
Теория: Понятие «театр». Беседа «Знакомство с видами театрального
искусства». Понятие – творческое воображение, активная и пассивная форма
творческого воображения. Понятие – творческая свобода, смелость,
решительность и непосредственность в выполнении сценических задач.
Практика: Формирование принципов коллективной творческой
работы; выполнение упражнений: «Школа разведчиков», «Кошачья
разминка» (на пластику); выполнение упражнений: «Чучело», «Дракончики»,
«Волны», «Деревья», «Самовар», «Чайник».
Настройка к действию: ассоциативные упражнения на развитие
воображения. Упражнения на развитие внимания и творческой фантазии
«Что вижу?», «Что слышу?». Упражнения на развитие внимания и
творческой фантазии «Что чувствую?». Упражнения на активную и
пассивную форму воображения. Упражнения на творческую свободу;
упражнения на коллективную творческую работу. Игра «Молекулы»,
упражнение «Мельница».
Наблюдения за животными: домашние, дикие животные, морские
животные. Самостоятельная форма коллективной творческой работы на
заданную тему («Времена года»).

13
Тема 3. Преодоление мышечных зажимов и неблагоприятных
сценических условий
Теория: Общие сведения о строении человеческого тела, понятия мышцы, мышечные зажимы. Понятия – внимание, произвольное и
непроизвольное внимание.
Практика: выполнение упражнений на концентрацию внимания.
Упражнения на снятие мышечных блокировок: «Каменный человек»,
«Пластилиновый человек». Упражнения на снятие мышечных зажимов:
«Железный человек», «Воздушный человек». Упражнения: «На слом
доминанты», «Тростинка». Выполнение упражнений на концентрацию
внимания: «Радиолокаторы», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Упражнения
на эмоциональную выразительность. Игра «Добрый-злой».
Чтение текста при внешних помехах. Чтение текста с различной
эмоциональность. Упражнение на расслабление мышц, игра «Брось свое
тело», игра «Царевна Несмеяна», игра «Комплименты». Упражнения на
координацию и внимание «Самурай». Игра на внимание «Пиф-паф».
Упражнения на внимание и координацию с мячами.
Упражнение

с

мячами

на

определение

сильной

доли.

Игра

«Марионетки». Упражнение «Пластичные руки». Игра «Веер». Игра
«Ожившие предметы». Упражнения «Публичное одиночество».
Тема 4. Развитие восприятия и наблюдательности
Теория:

Понятия:

восприятие,

наблюдательность,

мысль,

мыслительный процесс, память на ощущения.
Практика:

Упражнения

на

способность

к

мысленному

воспроизведению образов действительности. Воспроизведение действия с
воображаемым предметом. Упражнение на память физических действий
(ПФД): сжимаем резиновый шарик, открыть-закрыть дверь, открыть-закрыть
кран, моем руки.
Игры: «Перышко», «Воздушный шарик». Упражнение «Лентовидение»
(подробное описание действий в определенном временном отрезке).

14
Упражнения на тактильную память (мягкий - жесткий, теплый - холодный).
Упражнения на тактильную память (шершавый - гладкий, острый - тупой).
Упражнение «Волна за волной». Упражнение «Сбросы». Игры: «Море»,
«Отряхнуть руки от воды».
Воспроизведение

ощущений:

ходьба

при

различных

погодных

условиях (по снегу, босиком, по песку), ходьба (с тяжелым грузом, после
забега), смех, слезы. Игра «Маски», игра «Поймай хлопок». Упражнение
«Водоросль». Упражнение «Ртутный шарик». Упражнение круг (по росту, по
алфавиту, по цвету глаз). Упражнение «Найди друга». Упражнение «Вспомни
предыдущий день».
Тема 5. Развитие артистической смелости и непосредственности
Теория: Понятия: реальность, воображение, фантазия. Необходимые
качества актера: смелость, непосредственность и правдивость исполнения.
Практика: Упражнения на действия в условиях вымысла: творческое
воображение, фантазия, оценка, правдивые действия в условиях вымысла,
выполнение

упражнений

Упражнение

«Оправдай

с

реальным

предмет». Игра

и

воображаемым

предметом.

«Реклама». Упражнения на

наблюдения за животными, «Цирковые» этюды.
Наблюдения

за

животными:

психофизика

животного

просмотр

видеоматериалов: «Животные в дикой природе». Наблюдение за животными:
дикие

животные,

экзотические

животные,

наблюдение

за

птицами,

наблюдение за насекомыми.
Упражнения на действия с реальными предметами и беспредметными
(воображаемыми).
Память
физических
действий
с
предметами:
воспроизведение действий с воображаемым предметом. Игра «Оправдай
действие». Упражнение «Пуленепробиваемое стекло». Упражнение «Летний
дождь». Упражнение «Лестница». Упражнение «Ковбои». Упражнения на
голосовое звучание: выдох, выброс звука. Упражнение на голосовое звучание
«Цирковые собачки».
Тема 6. Сценические этюды
Теория: Понятие – сценический этюд, партнер. Необходимые
актерские качества: умение слышать, видеть, оценивать, действовать,

15
ориентируясь на поступки и действия партнера. Понятие «импровизация»,
характерные черты импровизации, группировка и мизансцены.
Практика: Основы пантомимы: упражнение «Эмоциональный окрас».
Принципы взаимодействия с партнером: игра «Краски»; упражнения и этюды
на общение с партнером: этюды на события, на переменуотношения.
Просмотр видеоматериалов «Открытый показ студентов РГИСИ»; сочинение
этюда на три предмета: ручка, лист бумаги, карандаш; сочинение этюда на
три предмета: чашка, чайник, ложка; сочинение этюда на три предмета:
ботинки и лужа, ботинки и шнурки; сочинение этюдов в предлагаемых
обстоятельствах (дома один, очередь, зимние игры). Этюды на место
действия (поле, пляж, лес, корабль). Этюды на органическое молчание, на
перемену отношения (поругался с другом, стесняюсь спросить, на
контрольной).
Словесные этюды по скороговоркам («Корабли лавировали», «Ехал
Грека», «От топота копыт»).Словесные этюды: этюд на стихотворение «Дом,
который построил Джек», этюд на стихотворение «Волны», самостоятельная
работа над диалогом.
Музыкальный этюд «Цветы», музыкальный этюд «Осенние листья»,
музыкальный этюд «Снежинки», музыкальный этюд «Снеговики». Этюд
«Музыкальные инструменты», этюд «Надувные игрушки», этюд «А что
рядом?».
Тема 7. Беседы о театре
Теория: Театральная азбука: театр, актер, этюд, пантомима, сцена.
Понятия – сцена, авансцена, кулисы, рампа, софит и др. Театральная азбука:
режиссер,

драматург,

художник,

композитор

и

др.

Понятие

–

драматургический жанр. Основные жанры драматургии: драма, комедия,
мелодрама, водевиль, мюзикл. Акт – актер. Этика поведения актера.
Предпосылки

к

появлению

театра.

Виды

театрального

искусства:

драматический театр, музыкальный театр, кукольный театр, опера, виды
театрального искусства: балет, оперетта; теневой театр.

16
Практика: Выполнение импровизации на различные виды театрального
искусства. Просмотр иллюстраций, фотоматериалов, видеоматериалов.
Тема 8. Сценическая практика
Теория: Основные принципы поведения на сцене, правила подготовки
к выступлению.
Практика: Психологическая настройка на выступление. Подготовка
собственного костюма. Подготовка собственного реквизита. Участие в
Новогоднем спектакле. Участие в концертах, проводимых по плану массовых
мероприятий учреждения с подготовленными номерами – инсценировками,
этюдами, играми и пародиями. Участие в различных конкурсах.
Тема 9. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика:

Промежуточная

(итоговая)

аттестация

учащихся

проводится в форме открытого урока.
Планируемые результаты
Стартового уровня (1 года обучения)
Предметные результаты:
− будут знакомы с историей развития театра;
− обучить навыкам сценического перевоплощения, сценической речи и
движений;
−

самостоятельное

выполнение

сценических

этюдов,

передача

пластики и мимики, авторского слова;
− обучен выполнению артикуляционных упражнений, контролю над
артикуляционным аппаратом и его готовностью к полному звучанию; −
обучен кратко анализировать художественное произведение.
Метапредметные результаты:
− сформирован артикуляционный аппарат и сняты мышечные зажимы,
произведена

психолого-педагогическая

работа

над

преодолением

сценического волнения;
− развито творческое мышление, воображение, инициативность;

17
− развиты способности контролировать и оценивать результат и
процесс деятельности.
Личностные результаты:
− воспитаны нравственно-этические личностные качества, интерес к
театральному искусству.
Базовый уровень (2 год обучения)
Цель – развитие творческих способностей и самореализации учащихся
средствами театрального искусства, через воспитание культурно-творческой
личности.
Задачи.
Обучающие:
1.

Сформировать

представления

об

алгоритме

работы

над

художественным текстом.
2.

Обучить

умению

передавать

мелодику

речи,

искусству

тембрирования в соответствии со стилистическими особенностями текста.
3.

Обучить

дикционному

и

ритмизованнму

пластическому

тренингу, задачам на сценическую свободу.
4.

Обучить

сценической

речи,

готовности

артикуляционного

аппарата к полноценному звучанию.
5.

Сформировать навыки исполнения сценичсеких этюдов, работа

над ролью и формирование способности к «переживанию» сценической
ситуации.
Развивающие:
1.

Развить пластическую культуру тела, снять мышечные зажимы.

2.

Развить

коммуникативную

и

конфликтологическую

компетентность, соблюдение культуры речи.
3.

Развитие умения работать в коллективе сверстников и взрослых,

готовности к реализации совместного продукта творческой деятельности.
4.

Развить способность производить контроль и оценку результатов

деятельности, развитие рефлексивных способностей.

18
Воспитательные:
1. Сформировать устойчивый интерес к театральному искусства.
2. Формирование

социально

активной

творческой

личности,

способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Учебный тематический план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

2 года обучения

Количество часов
всего теория практика
3
1
2
27
6
21

Наименование темы
Введение
Актерский тренинг
Начальные навыки работы над
ролью
Сценическое действие
Сценическая речь
Сценическое движение
Беседы о театре
Сценическая практика
Промежуточная
(итоговая)
аттестация
Итого

Форма аттестации/
контроля
Наблюдение
Наблюдение

48

12

36

Наблюдение

21
27
54
18
15

6
6
9
9
3

15
21
45
9
12

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

3

-

3

Отчетный концерт

216

52

164

Содержание учебного тематического плана
2 год обучения
Тема 1. Введение
Теория: Техника безопасности. Знакомство с планами на учебный год.
Практика: Выполнение речевой и пластической разминки, разученных
на 1 году обучения.
Тема 2. Актерский тренинг
Теория: Принципы осмысления образов действительности: память на
ощущения,

на

ранее

испытанные

чувства.

Понятие

«творческое

воображение», активная и пассивная форма творческого воображения.
Принципы преодоления мышечных зажимов: правильные ритм,
дыхание, освобождение мышц тела, мимика, свобода сценического жеста.
Принципы развития сенсорных способностей с помощью органов
чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.

19
Практика: Игры на развитие внимания «Баранья голова», «Снежный
ком». Упражнение на развитие внимания «Я вижу, я слышу». Упражнение на
преодоление мышечных зажимов: «Перекат», «Один-один», «Хоп».
Упражнения на развитие сенсорных способностей с помощью органов
чувств: «Тянучка», «Веер». Этюды на развитие способности к мысленному
восприятию образов действительности. Упражнения на развитие творческого
воображения. Упражнения на развитие внутренней творческой свободы.
Выполнение действий с воображаемым предметом. Упражнения на
выработку автоматизма в беспредметном действии. Сценическое общение.
Тема 3. Начальные навыки работы над ролью
Теория: Драматическое искусство и смежные с ним искусства: музыка,
живопись, литература. Понятие «сверхзадача спектакля». Основные
составляющие драматического произведения (тема, идея, конфликт,
событие). Техника безопасности на сцене.
Определение жанра пьесы, её стиля. Изучение бытовых, национальных,
исторических, этнических и социальных традиций, изображенных в пьесе.
Сбор иконографического материала.
Поиск речевой характерности, уточнение взаимоотношений героев;
«конфликт». Характеристика персонажей: характеры. Взаимоотношение
персонажей, их взаимодействие друг с другом. Речевые особенности
персонажей. Уточнение взаимоотношений героев и конфликта между
персонажами.
Пластическое
решение образа.
Речевая
характерность персонажа.
Практика: Обсуждение образов пьесы; знакомство с пьесой (чтение и
обсуждение пьесы). «Застольные» репетиции: сверка ролей, чтение пьесы по
ролям, уточнение действенных линий персонажей. Обсуждение и освоение
декорационного

оформления

спектакля

(декорации,

костюмы,

грим,

реквизит). Выход на сцену, освоение сценического пространства (освоение
декорационного оформления, постановка новых актерских задач и их
отработка, уточнение мизансцен).
Обсуждение сверхзадачи спектакля, «сквозное действие». Освоение
сценической площадки, мизансценирование. Репетиции отдельных эпизодов
и всего спектакля. Ознакомление с техникой падения, отработка приёмов.

20
Постановка сценических боев и их отработка, постановка танцев и их
отработка, постановка пластических сцен и их отработка.
Тема 4. Сценическое действие
Теория: Принципы органического действия в условиях сцены. Отличие
этюда от упражнения. Основные составляющие этюда.
Принципы выработки умения действовать «на зрителя» в условиях
вымысла. Принципы выработки умения действовать «на зрителе» в условиях
вымысла. Принципы выработки повторности и импровизационности
действия – «сегодня, здесь, сейчас». Принципы выработки активности
сценического действия (конфликт и его разрешение). Принципы выработки
определения художественного замысла в этюде: тема, идея, конфликт,
событие. Принципы выработки определения задачи этюда. Принципы
выработки необходимых составляющих при исполнении этюда: пластическая
выразительность, темпо - ритм, характерность, группировка, характерность
действия. Принципы выработки необходимые составляющих при исполнении
этюда: мизансцены. Принципы выработки необходимые составляющих при
исполнении этюда: текст и подтекст. Действие в предлагаемых
обстоятельствах. Создание внутренних видений - «кинолента видения»:
активность воображения, конкретность видения, образное мышление,
образность.
Практика: Упражнения для органического действия в условиях сцены:
умение по-настоящему видеть; умение по-настоящему слышать; умение понастоящему мыслить; умение по-настоящему чувствовать; умение понастоящему действовать.
Этюды: импровизационного характера, сценические, музыкальные, на
наблюдения, на органическое молчание, на перемену отношения.
Тема 5. Сценическая речь
Теория:

Сценическая

произношения
выразительность

в

пьесах
актера.

речь

в

современном

классического
Речевой

аппарат

театре.

репертуара.
-

Принципы

Интонационная

основные

сведения

и

разминочные упражнения. Артикуляция - основные сведения и разминочные
упражнения. Принципы диафрагмального дыхания. Орфоэпические нормы
литературного произношения. Постановка правильного дыхания с помощью

21
гимнастики. Знакомство с понятиями «дикция» и «артикуляция». Гласные и
согласные

звуки

в

произношении,

правильное

положение

рта

при

произношении этих звуков. Произношение гласных и согласных звуков в
речетативах.
Практика: Театральные игры: «На что похоже?». Вокальные игры:
«Веселые

нотки»,

«Чей

голос?».

Танцевальные

игры:

«Зеркало»,

«Танцевальная шкатулка».
Артикуляционная гимнастика. Упражнения на разработку мышц
речевого аппарата, языка, губ, активности челюстей. Дыхательная
гимнастика на развитие навыков диафрагмального дыхания. Упражнения над
развитием речевой характерности.
Инсценирование литературных отрывков (проза). Инсценирование
литературных отрывков (стихи).
Тема 4. Сценическое движение
Теория: Понятие о темпе и ритме: речи, действия, движения. Понятие
«мизансцена», законы композиции. Общефизическая подготовка. Развитие
музыкального слуха и умения двигаться под музыку. Ритмическая
гимнастика – система двигательных упражнений под музыку. Ритмические
танцевальные упражнения.
Характерные черты бытовых манер различных эпох. Знакомство с
этикетом (изучение бытовых манер различных эпох). Мизансцены, повороты,
подходы

и

отходы.

Создание

художественно-пластического

образа

персонажа. Общие понятия о манере поведения на сцене.
Принципы выполнения упражнений на разработку подвижности
суставов, растяжку. Принципы выполнения упражнений на тренировку
вестибулярного аппарата. Принципы выполнения упражнений на тренировку
координации движений. Принципы выполнения упражнений на разработку
подвижности суставов, растяжку. Принципы выполнения упражнений на
тренировку вестибулярного аппарата. Принципы выполнения упражнений на
тренировку координации движений.
Практика: Упражнения на разработку подвижности суставов,
растяжку. Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата. Упражнения
на тренировку координации движений. Упражнения на постановку корпуса

22
(выработка осанки, правильной походки). Упражнения на освоение
музыкальных размеров 2/4, %, 4/4. Повтор ритмического рисунка после
показа.
Разучивание поклонов, приветствий. Практическое изучение различных
походок (характерные и эмоциональные). Практическое изучение различного
вида

бега

(характерный

и

эмоциональный).

Пластика

животных

–

выполнение этюдов. Упражнения на разработку подвижности суставов,
растяжку. Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата. Упражнения
на тренировку координации движений. Тема 7. Беседы о театре
Теория: Понятие драматургического жанра. Рождение театра в Древней
Греции в 534 г. до н.э. из обрядов, посвященных богу Дионису. Мифы –
основа древнегреческой драматургии. Значение костюмов и масок в
древнегреческом театре. Сравнение театра в Древней Греции и современного
театра: искусство актера, режиссера; художника; композитора.
Этика поведения актера.
Практика: Просмотр иллюстраций на тему «Театр Древней Греции».
Просмотр фотоматериалов и видеороликов. Самостоятельное изучение
информации по теме.
Тема 8. Сценическая практика
Теория: Подготовка к выступлению, психологическая настройка на
выступление; правила поведения на сцене.
Практика: Поэтапное проучивание роли: разучивание текста, передача
характера. Правильное освоение сценической площадки, мизансценирование.
Взаимоотношение персонажей их взаимодействие друг с другом. Освоение
сценического пространства, декораций. Освоение костюма, грима.
Участие в Новогоднем спектакле. Участие в концертах, проводимых по
плану массовых мероприятий учреждения с подготовленными номерами –
инсценировками, этюдами, играми и пародиями. Участие в различных
конкурсах. Тема 9. Промежуточная аттестация.
Практика: Промежуточная аттестация учащихся проводится в форме
отчетного концерта.

23
Планируемые результаты
Базового уровня (2 года обучения) Предметные
результаты:
− сформировано

представление

об

алгоритме

работы

над

художественным текстом;
− обучен умению передавать мелодику речи, искусству тембрирования
в соответствии со стилистическими особенностями текста;
− обучен выполнению дикционного и ритмизованного пластического
тренингов, задач на сценическую свободу;
− обучен сценической речи, готовность артикуляционного аппарата к
полноценному звучанию;
− сформированы навыки исполнения сценичсеких этюдов, работа над
ролью и формирование способности к «переживанию» сценической
ситуации.
Метапредметные результаты:
− развита пластическая культура тела, снятие мышечных зажимов.
− развита коммуникативная и конфликтологическая компетентность,
соблюдение культуры речи;
− развито умение работать в коллективе сверстников и взрослых,
готовность к реализации совместного продукта творческой деятельности;
− развита способность производить контроль и оценку результатов
деятельности, развитие рефлексивных способностей.
Личностные результаты:
− сформированность устойчивого интереса к театральному искусству;
− сформирована социально активная творческая личность, способная к
творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Продвинутый уровень (3 год обучения)

24
Цель – развитие творческих способностей, содействие жизненному и
околопрофессиональному самоопределению учащихся, через воспитание
социально-активной,

культурно-творческой

личности

средствами

театрального искусства.
Задачи.
Обучающие:
1. Знания об истории развития театра и театральном искусстве
России.
2. Обучить строению драматургического произведения.
3. Обучить навыкам актерского мастерства.
4. Обучить работать с литературным материалом – самостоятельно
подбирать

прозу

для

выступлений,

производить

анализ

художественных произведений.
5. Обучить

самостоятельной работе

над

ролью,

созданию драматического образа. Развивающие:
1.
в

Развитие индивиуально-психологчисеких качеств, необходимых

театрализованной

деятельности:

воображение,

свобода,

смелость,

непосредственность.
2.

Развитие

навыков

актерского

перевоплощения

умение

рефлексировать,

в

рамках

сценичсекой практики.
3.

Развить

производить

оценку

театрализованной деятельности, адекватно воспринимать конструктивную
критику.
4.

Развить умение работать в коллективе сверстников и взрослых,

готовность к реализации совместного продукта творческой деятельности.
Воспитательные:
1.

Воспитать дисциплину, трудолюбие, коммуникативные качества

путем приобщения к совместной творческой деятельности.
2.

Формирование

социально

активной

творческой

способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Учебный тематический план 3 года обучения

личности,

25
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Наименование раздела, темы
Введение
Актерский тренинг
Сценическое действие
Сценическая речь
Сценическое движение
Беседы о театре
Сценическая практика
Разучивание роли
Промежуточная (итоговая)
аттестация
Итого

Количество часов
всего теория практика
3
1
2
48
6
42
36
6
30
33
6
27
36
6
30
3
3
18
3
15
36
3
33
3

-

3

216

34

182

Форма аттестации/
контроля
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Спектакль

Содержание учебного тематического плана
3 год обучения
Теория: Техника безопасности. Правила поведения на занятиях.
Знакомство с планами на учебный год.
Практика: Повторение театральной азбуки: актер, сцена, этюд,
режиссер, виды театрального искусства.
Тема 2. Актерский тренинг
Теория: Повторение речевой разминки. Повторение пластической
разминки. Ознакомление с понятиями «творческая сценическая свобода»,
«сценическая смелость», «решительность и непосредственность» в
выполнении сценических задач. Сознательное овладение логикой действия
до подсознательного его закрепления, концентрация внимания.
Принципы сценического общения: ориентировка, привлечение
внимания, творческая фантазия, «пристройка» к партнеру, воздействие на
него. Принципы изображения действия с воображаемым предметом.
Принципы сценического общения: ориентировка, привлечение внимания.
Принципы сценического общения: творческая фантазия, «пристройка» к
партнеру, воздействие на него. Взаимодействие с партнёром на эмоции.
Взаимодействие с партнером на органическое молчание. Сопоставление
беспредметного действия с реальным, его расчленение на составные части.
Практика:

Упражнения

на

преодоление

мышечных

зажимов.

Упражнения на развитие сенсорных способностей с помощью органов

26
чувств. Игры: «Я вижу, я слышу»; «Хоп». Выполнение упражнений: «Школа
разведчиков», «Кошачья разминка» (на пластику). Выполнение упражнений:
«Чучело»,

«Дракончики»,

«Волны»,

«Деревья».

Этюды

на

развитие

способности к мысленному восприятию образов действительности.
Упражнение: этюды с предметом (ручка, лист бумаги, линейка,
крышка).

Упражнение:

Этюдимпровизация

на

этюды
место

с

препятствием

действия

(остановка,

(скамейка,
магазин,

стул).
улица).

Упражнение «Зеркало». Взаимодействие с партнёром – ответ действием на
действие.
Упражнения,

творческие

задания

на

развитие

творческого

воображения. Творческие задания на развитие внутренней творческой
свободы. Действие с воображаемым предметом. Этюды на ПФД (память
физических

действий):

умываемся,

нарезаем

бутерброд,

одеваемся.

Упражнения на выработку автоматизма в беспредметном действии.
Упражнение «Ожившие предметы». Творческое задание на
коллективную
работу:
«Оживший
предмет».
Упражнение
«Пуленепробиваемое стекло». Этюд на сценическое общение по
стихотворению («Багаж», «Море», «Телефон»). Этюд на публичное
одиночество (в ожидании друга, на контрольной).
Наблюдение за животными. Этюды на наблюдение за животными
(лесные животные, экзотические животные). Этюд – создание образа под
музыкальное сопровождение (А. Вивальди «Времена года», С. Прокофьев
«Ромео и Джульетта», Шостакович). Упражнения на пластику рук «Веер»,
этюд «Тропические цветы».
Тема 3. Сценическое действие
Теория: Физическое действие – основа словесного действия. Осознание
логики физических действий: «пристройка» к объекту, воздействие на
партнёра, восприятие, оценка происходящего действия.
Понятия «текст и подтекст», «характерность действия». Создание
внутренних видений: «кинолента видения», активность воображения,
конкретность видения, образное мышление, образность. Словесные сигналы:
привлечение внимания объекта. Осознание логики физических действий:

27
выбор объекта, привлечение его внимания, «пристройка» к объекту,
воздействие на него, восприятие, оценка.
Практика: Упражнения на интонационную выразительность, логики
словесного взаимодействия. Этюд на интонационную выразительность «В
парке». Этюд на физическое действие «Рыбалка».
Упражнения на осознание логики физических действий. Упражнения на
словесное взаимодействие: активность и действенность диалога, умение
слушать и слышать. Упражнения на создание внутренних видений
«Кинолента видения». Упражнения на создание внутренних видений активность воображения, конкретность видения, образное мышление,
образность. Упражнения на создание внутренних видений под музыкальное
сопровождение. Упражнения на словесные сигналы: привлечение внимания
объекта; упражнения на словесные действия - ясность и четкость
произношения; этюды на перемену отношения.
Этюды на перемену отношения при взаимодействии с партнером:
действие

в

предлагаемых

обстоятельствах,

действие

в

этюдах

на

обстоятельство места. Этюды импровизационного характера групповой
«Кинопробы». Сценический этюд «Лес». Сценический этюд
«Гостеприимство». Упражнения на пантомиму и пантомимическое действие.
Сценический этюд на пантомиму «Фортепиано». Просмотр видеоматериала
«Дикие животные». Музыкальный этюд «Осенние краски». Этюд на
наблюдение «Дикие животные». Просмотр видеоматериала «Насекомые».
Этюд на наблюдение «Пауки».
Музыкальный этюд «Зимнее кружево». Музыкальный этюд в дуэте
«Манекен». Групповой музыкальный «Оркестр» (в трио, в квартете). Этюды
на органическое молчание «Марионетки».
Тема 4. Сценическая речь
Теория: Понятие – речевая характерность. Орфоэпические нормы
литературного произношения. Понятия «артикуляционный аппарат» и
«речевой аппарат». Принципы диафрагмального дыхания. Формирование
правильного дыхания. Интонационная выразительность актера. Работа актера
над речевой характерностью. Произношение в пьесах классического
репертуара. Сценическая речь в современном театре.

28
Практика: Развитие артикуляционного аппарата: гимнастика для губ.
Развитие артикуляционного аппарата: гимнастика для языка, челюстей.
Выполнение артикуляционной гимнастики: «Мячик», «Лев», «Губошлеп».
Разработка мышц речевого аппарата: «Заводной мячик», «Балабол».
Разработка мышц речевого аппарата: «Лошадь», «Горячая картошка».
Принципы диафрагмального дыхания – вдох-выдох под счет, выдох со
звуком. Формирование навыков диафрагмального дыхания: «Кувшин»,
«Дракончики», «Волны». Формирование навыков диафрагмального дыхания:
«Комарик», «Самовар», «Чайник», «Резиновый мяч». Упражнение «Ковбои».
Развитие артикуляционного аппарата – стихотворение «44 веселых Чижа».
Формирование правильного дыхания – распределение дыхания на 10, 15,
счетов. Формирование правильного дыхания – произношение стихотворения
с распределением дыхания (стихотворение «Буря мглою небо кроет...»).
Упражнение с мячами на счет 10, на счет 8. Упражнение с мячами –
перебрасывание на стихотворение «Котята». Упражнение с мячами –
перебрасывание на скороговорки «Корабли», «Конница». Упражнения с
мячами – перебрасывание на скороговорки «Снега лавина», «Карл у Клары».
Работа

актера

над

скороговорок с различной

речевой

характерностью

–

произношение

интонацией. Работа актера над речевой

характерностью – вопрос-ответ скороговорками; упражнения «Пинг-понг»,
«Футбол». Интонационная выразительность актера – упражнения «Карниз»,
«Яблоко». Интонационная выразительность актера – упражнения «Полет»,
«Мотоцикл». Интонационная выразительность актера – самостоятельная
подборка стихотворения. Произношение в пьесах классического репертуара –
просмотр видеоматериалов фрагментов спектаклей. Произношение в пьесах
классического репертуара – чтение рассказов «Переоценка ценностей»,
«Репетитор», чтение сказок Б. Шергина «Наш пострел везде поспел»,
«Рифмы». Работа над литературными отрывками: отрывок из «Сказки о царе
Салтане...». Работа над литературными отрывками: отрывок из рассказа
«Была война, была блокада». Вокальные упражнения: «Аист», «Цирковые
собачки»; вокальные упражнения – распевка скороговорок.

29
Тема 5. Сценическое движение
Теория: Общие понятия о манере поведения на сцене, понятие
«мизансцена». Ритмика – система двигательных упражнений под музыку.
Характерные черты бытовых манер различных эпох. Этикет: изучение
бытовых манер различных эпох. Этикет: разучивание поклонов, приветствий.
Сценический бой, сценическое падение. Сценические походки и бег.
Практика: Выполнение упражнений на разработку подвижности
суставов, растяжку «Резиновый человек». Выполнение упражнений на
тренировку вестибулярного аппарата, тренировку координации движений –
упражнение «Воздушный человек». ОФП (общефизическая подготовка):
разработка

подвижности

суставов;

растяжка.

ОФП:

тренировка

вестибулярного аппарата. ОФП: тренировка координации движений.
Упражнение на координацию: «Сигнальщик», «Робот». Постановка
корпуса – выработка осанки, правильной походки. Постановка корпуса –
упражнение «Модели».
Развитие музыкального слуха – определение сильной и слабой долей.
Развитие музыкального слуха – движение рук под ритм музыки. Развитие
умения двигаться под музыку – движение тела на сильную/слабую долю.
Ритмика – система двигательных упражнений под музыку, игра «Притоп».
Повтор ритмического рисунка после показа.
Импровизация с различным музыкальным материалом. Выполнение
танцевальных

движений –

«Русский

народный

танец». Выполнение

танцевальных движений – «Полонез», «Менуэт». Постановка танцевального
номера к спектаклю. Этюдная работа по музыку «Времена года».
Этикет:

изучение

средневековье,
(древность,

бытовых

современность),

средневековье,

манер

различных

разучивание

современность),

эпох

поклонов,

(древность,
приветствий

разучивание

поклонов,

приветствий – игра «Здравствуйте!». Мизансцены – упражнение на
определение места в пространстве «Точка», «Кадр». Повороты, подходы и
отходы – разучивание под музыку разных эпох; сценический бой:
сценическое

падение.

Сценический

бой:

бой

на

палках.

Создание

30
художественно-пластического образа персонажа. Походки: характерные и
эмоциональные. Бег: характерный и эмоциональный. Пластика животных.
Пластика человека. Пластика предмета. Пластика эмоциональная. Тема
6. Беседы о театре
Теория: Появление театра в России: скоморохи, театр при дворе
Михаила Романова; театр Федора Волкова и его братьев; театр 18 века при
учебных заведениях России; крепостной театр; императорский театр; частные
театры. Сумароков – основоположник русской литературной драматургии,
директор первого профессионального русского театра.
Практика:

Просмотр

фотоматериалов

и

иллюстраций.

Самостоятельный поиск информации по теме в сети Интернет. Просмотр
фотоматериалов и видеороликов - самостоятельное изучение информации.
Тема 7. Сценическая практика
Теория: Правила поведения на сцене. Подготовка к выступлению
(психологическая настройка на выступление; продумывание сценического
костюма, продумывание образа героя, физическая настройка к выступлению).
Практика: Поэтапное проучивание роли: разучивание текста; передача
характера. Правильное освоение сценической площадки, мизансценирование.
Освоение сценического пространства и декорационного оформления.
Освоение костюма и грима. Работа над эмоциональным актёрским
исполнением своей роли. Воспитание чувства ансамбля: точности и
слаженности коллективного исполнения. Участие в Новогоднем спектакле.
Участие в концертах, проводимых по плану массовых мероприятий
учреждения с подготовленными номерами – инсценировками, этюдами,
играми и пародиями. Участие в различных конкурсах.
Тема 8. Разучивание роли
Теория: Искусство мизансцены как одно из важнейших элементов
режиссуры. Понятие – сверхзадача спектакля. Основные составляющие
драматического произведения: тема, идея, конфликт, событие, жанр пьесы,
стиль.

31
Практика: Знакомство с пьесой: чтение и обсуждение пьесы.
Обсуждение образов пьесы.

Характеристика персонажей: характеры;

взаимоотношение персонажей, их взаимодействие друг с другом; речевые
особенности; взаимосвязь внутреннего мира персонажа и его пластического
выражения; взаимосвязь персонажа с внешним миром и его «препетии»;
конфликт – столкновение героев.
Изучение бытовых, национальных, исторических, этнических и
социальных традиций, изображенных в пьесе. Сбор иконографического
материала. «Застольные» репетиции: сверка ролей, чтение пьесы по ролям;
уточнение действенных линий персонажей, поиск речевой характерности;
уточнение взаимоотношений героев, «сквозное действие».
Сверхзадача

спектакля. Освоение

сценической

площадки,

мизансценирование. Уточнение взаимоотношений героев и конфликта между
персонажами.

Пластическое

решение

образа,

речевая

характерность персонажа. Обсуждение и освоение декорационного
оформления спектакля: декорации, костюмы, грим, реквизит.
Выход на сцену: освоение сценического пространства; освоение
декорационного оформления; постановка новых актерских задач и их
отработка, уточнение мизансцен; репетиции отдельных эпизодов и всего
спектакля; постановка и отработка сценических боев, танцев, пластических
сцен.
Тема 9. Итоговая аттестация
Практика: Итоговая аттестация учащихся проводится в форме
отчетного спектакля.
Планируемые результаты
Продвинутого уровня (3 года обучения)
Предметные результаты:
− знает об истории развития театра и театральном искусстве России;
− обучен строению драматургического произведения;
− обучен навыкам актерского мастерства;

32
− обучен работать с литературным материалом – самостоятельно
подбирать прозу для выступлений, производить анализ художественных
произведений;
− обучен самостоятельной работе над ролью, созданию драматического
образа.
Метапредметные результаты:
− развиты индивиуально-психологчисекие качеств, необходимые в
театрализованной

деятельности:

воображение,

свобода,

смелость,

непосредственность;
− развиты навыки актерского перевоплощения в рамках сценичсекой
практики;
−

развито

умение

рефлексировать,

производить

оценку

театрализованной деятельности, адекватное восприятие конструктивной
критики;
− развито умение работать в коллективе сверстников и взрослых,
готовность к реализации совместного продукта творческой деятельности;
Личностные результаты:
− воспитана дисциплина, трудолюбие, коммуникативные качества
путем приобщения к совместной творческой деятельности;
− сформирована социально активная творческая личность, способная к
творческому труду, сочинительству, фантазированию.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Начало
Окончания
Период
обучения по обучения по
обучения
программе
программе
1 период 10 сентября
2 период 09 января

30 декабря
28 мая

Всего учебных Количество
недель
учебных часов
16 недель
20 неделя

576

Режим занятий
1 год - 2 раза в
неделю по 2 часа
2, 3 год - 2 раза в
неделю по 3 часа

33
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое

обеспечение:

для

создания

условий

реализации программы занятия проводятся в специально оборудованном
кабинете: соответствующее СанПиНам. Спектакли и репетиции спектакля
проводятся в зрительном зале, оборудованном аппаратурой и специальным
освещением.
Информационно-методическое обеспечение:
− дидактические материалы: методические разработки: пособия
«СкороГоворки», «Эмоции в лицах»; «Театральный слух» методическая
литература, набор предметов для упражнений на внимание.
− наглядные

материалы:

артикуляционная

гимнастика

(изображение).
На занятиях используется реквизит для этюдов: мячи, палки, шары,
портфели и другие бытовые предметы. Для драматических произведений и
концертных

номеров используется

головные

уборы, парики, детали

костюмов, декорации.
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации
дополнительная общеразвивающая программа осуществляется педагогами
дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства
труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых».
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Виды и
формы контроля:
− текущий контроль – наблюдение; беседы по изучаемым темам на
знание комплексов упражнений по дикции, правильному дыханию, тренингов
по артикуляции, голосоведению; контрольные задания в виде творческих
работ над художественным материалом в процессе обучения.
Промежуточная

(итоговая)

аттестация

открытого урока, отчетного концерта, спектакля.

проводится

в

форме

34
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
1
уровень – высокий, полное освоение содержания образования
(80100%).
2
уровень – средний, частичное освоение содержания программы
(5080%), но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки.
3

уровень – низкий, не полностью освоил содержание программы

(3050%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при
выполнении практических заданий.
Оценочные материалы:
1. Диагностическая карта оценки результатов обучения «Уровни
освоения программы по критериям» (приложение 1).
2.4. Воспитательная работа
Воспитательный потенциал:
Формирование и развитие личностных отношений к нравственным
нормам реализуется через вовлечение детей в деятельность, организацию их
активностей.
Театрализованная

деятельность

позволяет

формировать

опыт

социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное
произведение всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта,
честность, смелость и др.), а также прививать любовь к театральному
искусству. Способность ребенка к идентификации с полюбившимся образом
позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать
позитивное влияние на воспитание детей. Целью воспитания является
развитие понимающего, умного театрального зрителя, интересной личности,
обладающей художественным вкусом, разносторонними знаниями, имеющей
собственное мнение.
Решение задач информирования детей, создания и поддержки
воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования

35
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
Формы: основная - учебное занятие.
Методы: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод
положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
упражнений (приучения); поощрения (индивидуального и публичного);
метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания,
развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания
воздействием группы, в коллективе.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе.
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности

конкретного ребенка, обучающегося, а

получение общего

представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в
будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов,
интервью — используются только в виде агрегированных усредненных и
анонимных данных.
Профориентационная работа в объединении.
В содержании программы все темы косвенно затрагивают сферу
профориентации.

Учащиеся

развивают

инициативность,

артистизм,

способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение
выбирать профессиональный путь.
Вследствие

профориентационной

деятельности

учащимся

предоставлена профессиональная проба в формате подготовки к спектаклю и

36
участию в нем, которая дает возможность изучить избранную сферу и
примерить на себя профессию актера, режиссера, костюмера, и другое.

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1.
Аванесов Г. Русское литературное произношение / Г.Аванесов. –
М.: Просвещение, 2004.
2.
Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты / Ю.С.
Василенко. – М.: Речь, 2002.
3.
Васильев Ю. Голосоречевой тренинг. Учебное
пособие
/
Ю. Васильев. - СПб.: СПбГУП, 2006.
4.
Вербовая Н. Искусство речи / Н. Вербовая, О.Головина, В.
Урнова. - М.: Речь, 2007.
5.
Кнебель С. Слово в творчестве актера / С. Кнебель. - М.:
Искусство, 2011.
6.
Козлянинова И. Речевой голос и его воспитание / И. Козлянинова,
Э. Чарели. - М.: Просвещение, 2005.
7.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман.
М.: Искусство, 2009.
8.
Петрова А. Сценическая речь / А. Петрова. - М.: Просвещение,
2001.
9.
Смоленский Я. В союзе звуков, чувств и дум / Я. Смоленский. М.: Речь, 2006.
10. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика
воспитания / В.С. Селиванов. - М.: Академия, 2000.
11. Сценическая речь. Учебник для студентов театральных учебных
заведений / Под ред. И.П. Козляниновой и И.Ю. Промтовой. - М.:
Просвещение, 2002.
Литература для учащихся, родителей (законных представителей):
1.
Васильев Ю.А. Тренинг голосовой энергии в ритмах общения /
Ю.А. Васильев. - М.: Речь, 2002.
2.
Дурылин С.Н. Пушкин на сцене / С.Н. Дурылин. - М.: Речь, 2001.
3.
Информация
об
искусстве мира.
–
Режим
доступа:
http://www.krugosvet.ru

37
4.
5.

Сайт о П.И. Чайковском. – Режим доступа: http://www.tchaikov.ru
Театрал. – Режим доступа: https://teatral-online.ru/

38
Приложение 1 Диагностическая карта оценки результатов обучения
«Уровни освоения программы по критериям»
№
п/п

критерий
№1

ФИО

критерий
№2

критерий
№3

критерий
№4

критерий
№5

Уровни освоения программы по критериям определяются в пределе
от 0 до 3 баллов:
− 3 балла – высокий уровень (характерна творчески преобразующая
деятельность детей, самостоятельная работа, творческие изменения,
высокий уровень мотивации).
−

2

балла

средний

–

уровень

(активная

познавательная

деятельность, проявляют творческую инициативу при выполнении
заданий,

выражена

мотивация

на

рост,

самостоятельность

при

выполнении заданий).
− 1 балл – начальный уровень (репродуктивный, мотивированный
на обучение (занимаются с интересом; нуждаются в помощи педагога).
− 0 баллов – низкий уровень.
Контрольные критерии 1 год обучения
Контрольный критерий №1
Запоминание и изображение заданной позы
Учащийся должен уметь придумать и зафиксировать позу,
запомнить и повторить предложенную позу и жест. Задача в точности
воспроизведения и представлении.
Контрольно-измерительный

материал:

этюдный

показ

(индивидуальный и групповой).
0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

39
Учащийся не
может
замереть на
месте,
запомнить и
изобразить
заданную
позу.

Учащийся не может
придумать и
зафиксировать
позу, не точно
копирует и
повторяет
заданную позу или
движение.

Учащийся копирует и
воспроизводит заданную
позу, но не может
воспроизвести ее через
определенный
промежуток времени.

Учащийся придумывает и
фиксирует позу, четко
копирует и воспроизводит
заданную позу. Может
повторить ее через
определенный промежуток
времени.

Контрольный критерий №2
Этюдное изображение животных и
птиц
Учащийся должен представлять животных, птиц, их повадки,
поведение, уметь изобразить движения различных животных с помощью
выразительных пластических движений.
Контрольно-измерительный

материал:

этюдный

показ

(индивидуальный и групповой).
0 баллов
Учащийся не
знает
животных и
птиц, не
представляет
как их можно
изобразить.

1 балл
Учащийся представляет
повадки и поведение
некоторых живых существ,
но не может воспроизвести
их с помощью
пластических движений.

2 балла
Учащийся скованно
и зажато показывает
некоторые элементы
поведения
животных и птиц.

3 балла
Учащийся изображает
различных животных
и птиц с помощью
пластических
движений.

Контрольный критерий №3
Создание образа, используя характер и настроение
музыкальных произведений
Учащийся должен прослушать музыкальную заставку и под характер
музыки изобразить заданный персонаж.
Контрольно-измерительный материал: музыкально-игровые этюдные
задания.
0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

40
Учащийся не
понимает характер
музыкального
произведения, не
представляет как
можно изобразить
заданный персонаж.

Учащийся не
сопоставляет
характер
музыкального
произведения и
изображение
заданного
персонажа.

Учащийся
представляет
персонаж, но не в
характере и
настроении заданного
музыкального
произведения.

Контрольный критерий №4

Учащийся четко
улавливает характер
музыкального
произведения и
изображает заданный
персонаж в
соответствии с
музыкой.

Готовность действовать согласованно,
включаясь одновременно или последовательно
Учащийся должен, в зависимости от задания, включиться в игровое
пространство вместе с другими, или выполнить действие один.
Контрольно-измерительный материал: этюды на согласованность
действий (индивидуальные и групповые).
0 баллов
Ученик не
понял смысл
задания, начал
движение не со
всеми, закончил
не по команде.

1 балл
Учащийся вступил
в игровое
пространство
вместе со всеми,
но закончил не по
команде.

2 балла
Учащийся вступил в
игровое пространство
вместе со всеми,
выполнил требования
игры, но не справился с
самостоятельным
выходом.

3 балла
Учащийся вступил в
игровое пространство
вместе со всеми,
выполнил требования
игры, справился с
самостоятельным
выходом.

Контрольный критерий №5
Готовность к творчеству, интерес к сценическому
искусству
Формирование у учащихся в процессе обучения положительного
отношения к сценическому искусству и развитие мотивации к
дальнейшему овладению актерским мастерством и развитию
познавательного интереса.
Контрольно-измерительный материал: музыкально-театральные
миниатюры.
0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

41
Отсутствие всякой
мотивации к
изображению и
представлению
различных
сценических
персонажей.

Низкий уровень
мотивации.
Низкий уровень
познавательной
деятельности.

Проявляет
активность на
занятии. Есть
мотивация к
сценическому
искусству, но
не высокая.

Высокий уровень
познавательной деятельности. С
интересом изучает, играет
различные роли. Высокая
мотивация. Проявляет
активность на занятии.
Проявляет творческую
мыслительную активность.

Контрольные критерии 2 и 3 годы обучения
Контрольный критерий №1
Действие с воображаемым
предметом
Учащийся должен представить воображаемый предмет и совершить
простейшие физические действия с ним. Контрольно-измерительный
материал: этюды на память физических действий (индивидуальные и
групповые).
0 баллов
Учащийся не
представляет
воображаемый
предмет.

1 балл
Учащийся
представил
воображаемый
предмет, но с
неправильными
формами.

2 балла
Учащийся представил
воображаемый
предмет, правильно
показал его формы и
произвел действие с
ним.

3 балла
Учащийся представил
воображаемый предмет,
правильно показал его
формы и про-извел действие
с ним в согла-сованности с
партнером.

Контрольный критерий №2
Действие в предлагаемых
обстоятельствах

Умение представить себя и партнера в воображаемых
обстоятельствах, выполнять одни и те же действия в различных
воображаемых ситуациях.
Контрольно-измерительный материал: этюды на действия в
предлагаемых обстоятельствах (индивидуальные и групповые).
0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

42
Учащийся по
предложенной
картинке не может
придумать и рассказать
какие действия можно
в этих предлагаемых
обстоятельствах
совершить.

Учащийся не может
представить себя и
других в
вымышленной
картинке и
предложенных
обстоятельствах.

Учащийся может
представить себя и
других в
вымышленной
картинке и
предложенных
обстоятельствах, но
не может показать
действия.

Учащийся представляет
себя и других в
вымышленной картинке
и предложенных
обстоятельствах,
придумывает
самостоятельно действия
и разыгрывает их в
согласованности с
партнером.

Контрольный критерий №3
Готовность действовать согласованно,
включаясь одновременно или последовательно
Учащийся должен, в зависимости от задания, включиться в игровое
пространство вместе с другими, или выполнить действие один.
Контрольно-измерительный материал: этюды на согласованность
действий (индивидуальные и групповые).
0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Ученик не
вступил в
игровое
пространство.

Учащийся
вступил в
игровое
пространство
задания, но не
выполнил
требования
игры.

Учащийся
вступил и понял
смысл вместе со
всеми, выполнял
требования игры,
но не справился с
самостоятельным
выходом.

Учащийся
вступил, понял
смысл игры,
вместе со всеми
выполнял
требования игры,
самостоятельно
вышел.
Проявляет
творческую
активность.

Контрольный критерий №4
Воображение и вера в сценический
вымысел
Учащийся должен представить себя в образе героя, и суметь
оправдать
причинами.

свое

поведение,

свои

действия

нафантазированными

43
Контрольно-измерительный материал: этюды на воображение и
фантазию (индивидуальные и групповые).
0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Учащийся не
может
представить себя
воображаемым
героем, не может
отгадать в кого
превратились
другие.

Учащийся может
представить себя
воображаемым
героем, но не
может действовать
в предполагаемых
обстоятельствах.

Учащийся
представляет себя
воображаемым
героем,
придумывает
действия в
предлагаемых
обстоятельствах,
но не может
согласованно
действовать с
партнером.

Учащийся
представляет себя
воображаемым
героям,
придумывает
действия в
предлагаемых
обстоятельствах,
согласованно
действует с
партнером в
воображаемых
обстоятельствах.

Контрольный критерий №5
Готовность к творчеству, интерес к сценическому
искусству
Формирование у учащихся в процессе обучения положительного
отношения к сценическому искусству и развитие мотивации к
дальнейшему овладению актерским мастерством и развитию
познавательного
интереса.
Контрольно-измерительный
материал:
театральные миниатюры.
0 баллов
Отсутствие
всякой мотивации
к изображению и
представлению
различных
сценических
персонажей.

1 балл
Низкий уровень
мотивации.
Низкий уровень
познавательной
деятельности.

2 балла
Проявляет
активность на
занятии. Есть
мотивация к
сценическому
искусству, но
не высокая.

3 балла
Высокий уровень
познавательной деятельности. С
интересом изучает, играет
различные роли. Высокая
мотивация. Проявляет активность
на занятии. Проявляет
творческую мыслительную
активность.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».