ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Хореографическое творчество в коллективе «Bаby-dance» Художественная направленность Возраст учащихся 5-7 лет Срок реализации 2 года Автор-составитель: Третьякова Анна Арменовна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 2 Содержание 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ........................................................ 3 1.1. Пояснительная записка ............................................................................... 3 1.2. Цели и задачи программы .......................................................................... 6 1.3. Содержание программы.............................................................................. 7 1.4. Планируемые результаты ........................................................................... 8 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ................ 16 2.1. Календарный учебный график................................................................. 16 2.2. Условия реализации программы ............................................................. 17 2.3. Форма аттестации/контроля и оценочные материалы .......................... 18 2.4. Воспитательная работа………………………………………………18 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................ 20 Приложение 1 ................................................................................................... 23 Приложение 2 ................................................................................................... 24 Приложение 3 ................................................................................................... 26 2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Хореографическое творчество в коллективе «Bаby-dance» составлена в соответствие с требованиями в образовании, отражёнными в следующих документах: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р; 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 9. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от 21.08.2015 г. № 1497/46/36; 10. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе от 09.01.2024 г. № 3 Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец». 1. 4 Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. В настоящее время существует большой спрос со стороны детей и их родителей на образовательные услуги в области хореографии. Понимание всех положительных сторон в систематических занятиях танцем, подталкивает родителей отдавать детей в танцевальные кружки, студии в дошкольном возрасте. Программа ««Хореографическое творчество в коллективе «Bаby-dance»» разработана с учетом потребностей и запросов учащихся и родителей (законных представителей). Танцевальные занятия предоставляют возможность самовыражения. Жизнерадостность и активность ребенка находят органичный выход в танце. Выступления перед зрителем приносят детям моральное удовлетворение, заставляют чувствовать себя успешными и все время стремиться к совершенству. Систематические занятия хореографией оказывают благоприятное воздействие на костно-мышечный аппарат, осанку, снимают эмоциональное напряжение, поддерживают и укрепляют жизненный тонус ребенка. Занятия танцем развивают у ребенка любовь к музыке, музыкальный вкус, учат слушать музыку, воспринимать, оценивать её и пластически выразительно воплощать характер музыки. Танец учит ребенка создавать художественный образ, понимать смысл произведений. Особая культура поведения в танцевальном классе формирует у ребенка понимание норм поведения в обществе, общения со сверстниками и с педагогами, развивает чувство такта. Отличительная особенность и новизна: творческие занятия хореографией в группах настраивают ребенка на созидание, раскрывают природный потенциал, формируют понимание прекрасного, активизируют внимание и ассоциативное восприятие, воспитывают художественный вкус, раскрепощают и в то же время дисциплинируют, приучают к трудолюбию, вырабатывают волю, чувство ответственности, помогают социализироваться. Таким образом, танец является многофункциональным инструментом для разностороннего развития личности ребёнка с ранних лет. Педагогическая целесообразность: педагогическая целесообразность заключается в том, что учащиеся приобщаются к танцевальной, музыкальной, театральной культуре, приобретают соответствующие навыки и умения, расширяют кругозор, учатся применять полученные знания и добиваться индивидуального результата. Кроме того, педагогическая целесообразность образовательной программы определена тем, что у учащихся формируется чувство 5 ответственности за исполнение своих ролей и партий, коллективных и сольных, понимание, что он неотъемлемая часть в едином механизме, которым является хореографический коллектив. Психофизиологические особенности учащихся, определяющие выбор программы: рассматривая дошкольный возраст можно говорить о том, что данный возрастной этап психического развития характеризуется игрой, как ведущим видом деятельности. Содержание игры, в частности в рамках учебных занятий, направлено на развитие психофизиологических особенностей, высших психических функций, способствует развитию коммуникативных умений в межличностном общении со сверстниками и взрослыми. Данный период онтогенеза связан со становлением личности и личностных механизмов поведения, осуществляется значительный рост физиологических особенностей и физических качеств личности, коррекция и развитие которых возможна в рамках творческих занятий хореографического коллектива. Адресат программы: возраст учащихся 5-7 лет. В процессе обучения предусмотрено проведение добора учащихся в группы 1-го и 2-го годов обучения. Вновь поступившие учащиеся распределяются по группам соответствующему их возрасту и уровню подготовки. Количество обучающихся в группе – 14-20 человек. Объем программы 288 часа: 1 – 2 годы – 144 часа. Срок освоения программы – 72 недели, 18 месяцев, 2 года обучения. Форма обучения – очная. Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Программа разноуровневая: «Стартовый» и предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы, дает возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, поддержать интерес, увлечённость процессом, вызвать у учащегося положительные эмоции, способствуя его самовыражению и повышению самооценки; «Базовый» предполагает реализацию материала, обеспечивающего освоение специализированных знаний, создающего общую и целостную картину изучаемого предмета в рамках содержательно-тематического направления программы. Особенности организации образовательного процесса: программа 6 предполагает поступление учащихся на любой, соответствующий возрасту или имеющимся специальным способностям, год обучения, а также окончание обучения на любом этапе. Образовательный процесс организуется в традиционной форме. В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс организуется с применением дистанционных технологий. Формы обучения: коллективная работа, групповая (работа в малых группах), индивидуальная работа (сольные партии). Формы занятий: • занятие – игра; • практическая работа с элементами беседы и игры; • практическая работа с элементами импровизации; • занятие - репетиция; • концерт. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: • опрос; • открытые уроки; • отчетный концерт; • участие в конкурсах разного уровня. 1.2. Цели и задачи программы Цель программы – формирование телесных навыков и приемов передачи художественного образа языком хореографии; культурноэстетическое воспитание, развитие творческого потенциала. Задачи программы. Обучающие: 1. Обучить запоминать и координировать танцевальный материал. 2. Обучить основам музыкальной грамоты. 3. Обучить применять полученные навыки в концертнойдеятельности. 4. Обучить учащихся воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности. 5. Обучить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.). 6. Обучить оценивать собственное движение и движение сверстника, 7 придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетнообразных движений. Развивающие: 1. Развить основы музыкальной культуры. 2. Развить музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память). 3. Развить творческие способности в области искусства танца. 4. Развить интерес к искусству танца. 5. Развить музыкальную культуру. 6. Развить творческое, образное, ассоциативное мышление и навыки пластического выражения. 7. Развить художественный вкус. 8. Развить гибкость, пластичность, мягкость движений, самостоятельность в исполнении, побуждение учащихся к творчеству. Воспитательные: 1. Воспитать культуру поведения и общения в хореографическом коллективе, социуме. 2. Воспитать нормы поведения в танцевальном классе, на сцене. 3. Воспитать умение и желание трудиться для достижения цели, чувство. 4. Воспитать интерес и любовь к танцевальной музыке разных национальностей. 1.3. Содержание программы Учебный план № Наименование разделов Количество часов 1 год 2 год 1. 2. 3. 4. 5. 6. Ритмика Растяжка Танец-игра Танцевальные движения Танцевальные рисунки Азы классического танца 16 20 12 28 10 - 0 20 16 0 10 20 7. Азы современного танца - 20 8. Репетиционно-постановочный процесс, конкурсная деятельность 56 56 Форма контроля/ аттестации Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение 8 9. Промежуточная (итоговая) аттестация Итого 2 144 Открытый урок Отчетный концерт 2 144 Содержание программы состоит из отдельных разделов, распределенных по годам обучения. Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий: • упражнения на развитие физических данных; • танцевальные комбинации на координацию; • музыкальное исполнение танцевальных движений, связь музыки и танца; • пластическое выражение заданных художественных образов; • танцевальные игры; • танцевальные рисунки и перемещения по ним; • упражнения и танец с предметами; • задания на импровизацию. 1.4. Планируемые результаты Предметные результаты: • сформирован устойчивый интерес к хореографическому творчеству; • получено умение запоминать и координировать танцевальный материал; • овладение основами музыкальной грамоты; • способность применять полученные навыки в концертной деятельности • восприятие музыкальных образов и выражение их в движениях, согласование движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности; • эмоциональная отзывчивость на музыку, определение музыкальных жанров (марш, песня, танец), видов ритмики (игра, пляска, упражнение), способность различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.); • оценка собственного движения и движения сверстника, способность придумывать «свой» игровой образ, персонажа и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, 9 танцевальных и сюжетно-образных движений; Метапредметные результаты: • развиты музыкальная память; слуховые представления, чувство ритма, • развиты творческие способности и интерес к искусству танца, образное, ассоциативное мышление и навыки пластического выражения; • сформирован художественный вкус; • развитие физиологических данных, рост показателей гибкости, пластичности движения. Личностные результаты: • воспитана творчеству. самостоятельность в исполнении, побуждение к • воспитан интерес и уважительное отношение к культурам разных народов; • воспитан интерес к коллективной и самостоятельной творческой деятельности в хореографическом творчестве; • сформирован творческий потенциал, активизация воображения и фантазии. Основные характеристики по годам обучения СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ (1 год обучения) Цель: изучить основы ритмики, растяжку в игровой форме, простые Танцевальные шаги, движения, рисунки танца, игры, постановку танцевальных номеров. Задачи: Обучающие: 1. Ознакомить с основными позициями ног и рук. 2. Изучить базовые танцевальные термины. 3. Обучить правилам поведения в танцевальном классе и на сцене. 4. Изучить правила постановки корпуса. 5. Научить запоминать и координировать танцевальный материал. 6. Обучить музыкально исполнять движения. Развивающие: 1. Развить азы музыкальной грамоты, понятие счёта; 2. Развить ассоциативное мышление. Воспитательные: 1. Воспитать умение и желание трудиться для достижения цели, чувство ответственности; 10 2. Воспитать интерес к искусству танца. Учебно-тематический план − 1 год обучения Наименование раздела, темы 1. Ритмика 2. Растяжка 2.1 Упражнения на гибкость позвоночника, а также координацию головы и таза. 2.2. Упражнения на растяжениемышц ног и спины. 3. Танец-игра 4. Танцевальные движения 4.1. Повороты и наклоны головы. 4.2. Упражнения для плечевыхсуставов. 4.3. Упражнения для запястныхсуставов. 4.4. Упражнения для локтевыхсуставов на изоляцию 4.5. Наклоны корпуса. 4.6.Маленькие приседания по 6 позиции. 4.7. Упражнение на устойчивость и подготовка к маршу - «цапелька». Марш с подъёмом колена. 4.8. Упражнение «туфельки» -подготовка к шагу «с носка». Шаг «с носка». 4.9. Бег. 4.10. Прыжки. 5. Танцевальные рисунки 6. Репетиционно-постановочная работа, конкурсная деятельность 7. Промежуточная аттестация Итого Количество часов Всего Теория Практика рма контроля/ аттестации 16 20 4 4 12 16 Наблюдение 10 2 8 Наблюдение 10 2 8 Наблюдение 12 28 2 2 2 0,5 0,5 - 12 25,5 1,5 2 2 Наблюдение 2 - 4 Наблюдение 2 2 - 2 2 Наблюдение Наблюдение 6 - 6 Наблюдение 6 - 6 Наблюдение 2 2 10 2 2 2 8 Наблюдение Наблюдение Наблюдение 56 - 56 Наблюдение , 2 144 10,5 2 133,5 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Открытый урок СОДЕРЖАНИЕ 1 год обучения Раздел 1. Ритмика Теория: понятие «позиций ног - первая, третья и шестая», «руки на поясе», «поклон». Практика: разучивание позиций ног - первая, третья и шестая. Разучивание положения «руки на поясе». Разучивание поклона. Шаги простые, на пятках, на полупальцах, «как мишки» на внешней стороне стопы, «как уточки» на внутренней стороне стопы. Раздел 2. Растяжка Тема 2.1. Упражнения на гибкость позвоночника, а также координацию головы и таза Теория: «исходная позиция». Практика: упражнение «Черепаха». Упражнение «Кошечка». 11 Упражнение «Собачка». Тема 2.2. Упражнения на растяжение мышц ног и спины Теория: «шпагат», «полушпагат». Практика: упражнение «Книжка». Упражнение «Волна». Упражнение «Неваляшка». Упражнение подготовка к продольным шпагатам «полушпагат», лежа на спине и сидя на полу. Упражнение поперечный шпагат. Раздел 3. Танец-игра Практика: «Пальчик, где твой домик». «Про козла и козу». «Сороконожка». «Ходим кругом друг за другом». «Мышка». «Аквариум». «Мы делили апельсин». «Бабочки». Раздел 4. Танцевальные движения Тема 4.1. Повороты и наклоны головы Теория: понятие и различие «Повороты и наклоны головы». Практика: упражнения «Повороты и наклоны головы». Тема 4.2. Упражнения для плечевых суставов Теория: подъем, опускание, вращение. Практика: упражнение «Подъём и опускание корпуса на 90 градусов». Упражнение «Круговые вращения корпусом». Упражнение «самолёт взлетает». Тема 4.3. Упражнения для запястных суставов Теория: понятие «флажки»; «кулачки». Практика: упражнение «Флажки». Упражнение «Кулачки». Тема 4.4. Упражнения для локтевых суставов на изоляцию Теория: методика упражнений для локтевых суставов на изоляцию. Практика: упражнение «Скелетики». Упражнение «Вертолёты». Тема 4.5. Наклоны корпуса Теория: понятие «Наклон». Практика: наклоны корпуса (вперед, назад, вправо , влево). Тема 4.6. Маленькие приседания по 6 позиции Теория: «Что такое приседание?». Практика: маленькие приседания по 6 позиции. Тема 4.7. Упражнение на устойчивость и подготовка к маршу – «цапелька». Марш с подъёмом колена. Теория: понятие «Марш». Практика: упражнение на устойчивость и подготовка к маршу – «цапелька». Марш с подъёмом колена. Тема 4.8. Упражнение «туфельки» - подготовка к шагу «с носка». 12 Шаг «с носка» Теория: что такое «Шаг»? Практика: упражнение «Туфельки» – подготовка к шагу «с носка». Шаг «с носка». Тема 4.9. Бег Практика: упражнение «Бег с подъёмом коленей». Упражнение «бег с захлёстом голени назад». Тема 4.10. Прыжки Теория: понятие «прыжки», разновидности, способы исполнения. Практика: упражнения по 6 позиции ног, «в звёздочку», подскоки; галоп. Раздел 5. Танцевальные рисунки Теория: основные танцевальные рисунки. Практика: изучение линии. Движение по кругу. Движение по диагонали. «Шахматный порядок». Раздел 6. Репетиционно-постановочная работа, конкурсная деятельность Теория: замысел танца, основная идея. Практика: эстрадный танец «Сюрприз». Раздел 7. Промежуточная аттестация Практика: открытый урок. Планируемые результаты Стартового уровня (1 года обучения) Предметные результаты: • азы музыкальной грамоты, понятие счёта; • основные позиции ног и рук; • базовые танцевальные термины; • правила постановки корпуса; • правила поведения в танцевальном классе и на сцене. Метапредметные результаты: • запоминать и координировать танцевальный материал; • музыкально исполнять движения; • применить полученные знания в концертной деятельности; • ассоциативно мыслить. Личностные результаты: • воспитано умение и желание трудиться для достижения цели, чувство ответственности; • воспитан интерес к искусству танца. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (2 год обучения) Цель: научить основам классического и современного танца, развить 13 более сложные танцевальные рисунки, изучить постановочную деятельность на основе изученных танцевальных движений. Задачи: Обучающие: 1. Ознакомить основные позиции ног и рук. 2. Изучить базовые танцевальные термины. 3. Изучить правила постановки корпуса. 4. Обучить сложной координации танцевальных движений. 5. Обучить музыкально исполнять движения. 6. Научить применять полученные знания в концертной деятельности. 7. Научить исполнять танцевальные комбинации и номера в соответствии с художественным образом. 8. Обучить азам классического танца. 9. Обучить азам современного танца. Развивающие: 1. Развить музыкальные способности: музыкальный слух, музыкальную память, мышление, чувство ритма. 2. Развить навыки и умения анализировать содержание музыкальных фраз, предложений, применяя эти знания при разучивании и исполнении танцевальных композиций. 3. Ознакомить с основами музыкальных жанров и стилей. Воспитательные: 1. Воспитать умение и желание трудиться для достижения цели, чувство ответственности. 2. Воспитать интерес к искусству танца. Учебно-тематический план 2 года обучения Количество часов Наименование раздела, темы Всего Теория Практика 20 2 18 20 4 16 16 10 20 2 2 16 8 18 5.1. Введение в классический танец. 4 2 2 5.2. Экзерсис у станка. 16 - 16 1. Ритмика 2. Растяжка 2.1. Развитие гибкости позвоночника, а также координации головы и таза. 3. Танец-игра 4. Танцевальные рисунки 5. Азы классического танца Форма контроля/ аттестации Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение, опрос Наблюдение 14 6. Азы современного танца 20 2 18 6.1. Введение в современный танец. 4 2 2 Наблюдение, опрос 16 - 16 Наблюдение 56 4 52 Наблюдение 2 - 2 Отчетный концерт 144 12 132 6.2. Основные упражнения всовременном танце 7. Репетиционно - постановочная работа, конкурсная деятельность 8. Итоговая аттестация Итого Повторяется содержание первого года с постепенным введением новых разделов «Азы классического танца» и «Азы современного танца»: • ускоряется темп исполнения; • усложняется ритмический рисунок движения; усложняется координация движений. СОДЕРЖАНИЕ 2 год обучения Раздел 1. Ритмика Теория: понятие «2, 5 позиции ног». Сочетание движений на 1/4 и 1/8. Практика: разучивание поклона для 2 года обучения. Разучивание 2, 5 позиции ног. Сочетание движений на 1/4 и 1/8 такта. Раздел 2. Растяжка Тема 2.1. Развитие гибкости позвоночника, а также координацию головы и таза Теория: упражнения улучшает гибкость позвоночника, а также координацию головы и таза. Практика: разогрев «Потягушки». «Поза дерева». «Полумост». «Засохший листик». «Черепаха». «Угольник» - вертикальный и горизонтальный. Поза лука. Поза чтеца. Поза лотоса. «Зайчик». «Лягушка». «Лодочка». Поза плуга. Поза героя. «Мостик». Шпагаты - продольные и поперечный. Раздел 3. Танец-игра Практика: «Разбойники». «Аквариум». «Соседи» «Зеркало» в парах и в группах. «Едет, едет на коне кот в штанишках на ремне». «Кукла». «Танцевальный массаж». Раздел 4. Танцевальные рисунки Теория: типы танцевальных рисунков. Практика: Клин. Dos à Dos (До-за-до). Сложные танцевальные рисунки. Раздел 5. Азы классического танца Тема 5.1. Введение в классический танец Теория: методика исполнения основных положений, позиций, • 15 движений в классическом танце. Практика: постановка корпуса. Тема 5.2. Экзерсис у станка Практика: движения у станка с опорой на две руки (лицом к станку): demi plie по 1, 2 позиции ног; grand plie по 1, 2 позиции ног; releve по 1, 2 позиции ног; battement tendu в сторону, вперёд и назад из 1 позиции ног; battement tendu jete в сторону и назад; grand battement tendu jete в сторону и назад; положение passe. Движения у станка с опорой на одну руку: battement tendu jete вперёд из 1 позиции ног; grand battement tendu jete вперёд из 1 позиции ног. Постановка позиций рук - 1, 2, 3 позиции. Прыжки - saute по 1, 2 позиции ног. Раздел 6. Азы современного танца Тема 6.1. Введение в современный танец Теория: методика исполнения основных положений, позиций, движений в современном танце. Практика: упражнения в партере, исполняются при проучивании отдельно друг от друга, затем комбинируются: положение «звезда»; упражнение на вытяжение и расслабление «жемчужина»; упражнение «столбики» - с опорой на целую стопу и с вытянутой стопой; упражнение «солнышко и луна» - работа коленных и тазобедренных суставов; упражнение для бедра «цветные кружочки» - накрест и в открытое положение; упражнение «язык» - развитие подвижности стоп и тактильного контакта с полом; перекаты - по прямой (за рукой и за ногой), по кругу «солнышко» (за ногами поочерёдно); упражнение «радуга» вытяжение, растяжение мышц рук, спины и вытяжение позвоночника; упражнение «гиря» - отработка импульсного движения. Подготовка к кувыркам. Тема 6.2. Основные упражнения в современном танце Практика: упражнения стоя: изучение параллельной позиции ног «на лыжах»; упражнение «пружинка» для стоп с акцентом вверх, вниз и вперёд на параллельным и выворотным позициям ног; упражнение «любопытные стопы»; упражнение «паучок» - изучение второй широкой позиции ног; упражнение «волна» - перенос веса с одной ноги на другую. Махи ногами. Перекаты через пол из положения стоя; с шага; через прыжок. Прыжки: с одной ноги на другую; в сочетании с хлопками; «Сороконожка». Бег с отведением коленей назад. Трюки: колесо; Стойка «журавля»; «Жеребёнок» 16 на месте и с переносом тела; «Колодец» с прямой опорной ногой и с согнутой. Парные танцевальные движения. Раздел 7. Репетиционно - постановочная работа, конкурсная деятельность Теория: идея, замысел танца. Практика: эстрадный танец «Шоколад». Раздел 8. Промежуточная (итоговая) аттестация Практика: отчетный концерт. Планируемые результаты Базовый уровень (2 год обучения) Предметные результаты: • основы музыкальных жанров и стилей; • основные позиции ног и рук; • базовые танцевальные термины; • правила постановки корпуса; • азы классического танца; • азы современного танца. Метапредметные результаты: • исполнять танцевальные комбинации и номера в соответствии с художественным образом; • усложнять координации танцевальных движений; • музыкально исполнять движения; • применять полученные знания в концертной деятельности; • использовать музыкальные способности: музыкальный слух, музыкальную память, мышление, чувство ритма; • анализировать содержание музыкальных фраз, предложений, применяя эти знания при разучивании и исполнении танцевальных композиций. Личностные результаты: • воспитано умение и желание трудиться для достижения цели, чувство ответственности; • воспитан интерес к искусству танца. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Период обучения Календарный учебный график Дата начала Дата обучения по окончания программе обучения по Всего Количество учебных учебных недель часов Режим занятий 17 1 полугодие 10 сентября 2 полугодие 09 января программе 30 декабря 28 мая 16 20 60 84 2 раза в неделю по 2 часа 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: 1. Просторный класс, оборудованный станками и зеркалами. 2. Музыка на цифровых носителях 3. Видеофильмы по хореографии. 4. Сценическая площадка. Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительная общеразвивающая программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Методические материалы: Для проведения занятий понадобятся: комплекс упражнений, подборка музыкальных произведений; стихи и сказки. Ведущими методами обучения учащихся танцевальному искусству являются: показ движений; объяснение методики исполнения движений современного танца; задания на импровизацию; танцевальная игра; постановка танцевальных композиций; просмотр видео материалов. Методы мотивации обучающихся: беседа; создание игровой ситуации, наличие общения; использование ассоциативного восприятия в процессе обучения; состязательности - наличие проблемного поля; создание ситуации успеха; соблюдение соревновательных правил, определение оценок деятельности; сотрудничество и сотворчество - отношение доверия и уважения, использование совета, умение выслушать мнение. Педагогические технологии: 1. Игровые технологии – игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта 2. Технология здоровьесберегающего обучения – для занятий хореографией мною принимаются учащиеся с различными физическими данными, поэтому возникает необходимость на уроках заниматься как общим физическим развитием, так и исправлением (коррекцией) физических недостатков. Формирование правильной техники исполнения движений создает и совершенную, в смысле «скульптурности», форму тела. В процессе обучения в коллективе формируются необходимые знания, умения и 18 навыки по здоровому образу жизни. 3. Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение – данная технология позволяет организовать обучение учащихся в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. Занятие состоит из трёх частей: I часть включает построение, приветствие, разогрев мышц, дыхания, подготовку к основной деятельности и занимает 1/3 урочного времени. II часть, самая длительная, состоит из повторения, закрепления пройденного материала, разучивания новых упражнений, движений и танцевальных комбинаций, занимает 1/2 времени от урока; III часть состоит из танцевально-музыкальных игр и занимает 1/6 времени от урока. Занятия проводятся в игровой форме. 2.3. Форма аттестации/контроля и оценочные материалы Виды контроля: различаются по функциям в образовательном процессе: • входной контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия или на первых занятиях нового раздела программы. Цель – изучение готовности коллектива и каждого учащегося к усвоению нового материала, включению в деятельность; • текущий контроль – непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов образовательного процесса и создания внешней стимуляции, побуждающей учащегося к систематическим занятиям; • тематический контроль – выявление проблемных и ресурсных зон в образовательном процессе и личностном развитии обучающихся, что позволяет корректировать учебный процесс в конце определённой темы; • итоговый контроль – это контроль, завершающий значительный отрезок образовательного процесса, проводиться при завершении обучения по программе. Формами контроля за уровнем подготовки после освоения содержания каждого раздела являются: открытые уроки. Подведение итогов проводится в соответствии с разработанными критериями оценки результатов реализации программы. Промежуточная (итоговая) аттестация учащихся проводится в соответствии с разработанными критериями в форме открытого урока, 19 отчетного концерта. Проведение педагогической диагностики развития учащегося необходимо для: • определения уровня соответствия развития учащегося с программойобучения; • планирования будущей деятельности; • стимулирования учащегося. В процессе наблюдения педагог оценивает выполнение поставленных целей и задач, ориентируясь на условно лучшие показатели, характерные для данного возраста. Цель диагностики: выявление динамики развития учащихся от начального уровня до контрольной точки и от одной аттестации до другой; оценка эффективности педагогической деятельности. Метод диагностики: наблюдение во время урока, определение качества, точности, выразительности и музыкальности исполнения заданных упражнений и танцевальных комбинаций, номеров. Критерии оценки результатов: 5 баллов – движения выполнены самостоятельно, без помощи педагога, точно в соответствии с порядком и методикой исполнения, музыкально, эмоционально наполнено. 4 балла – движения выполнены точно в соответствии с порядком и методикой исполнения, музыкально, но без эмоционального наполнения или эмоционально наполнено, но не достаточно точно или музыкально. 3 балла – движения выполнены не точно относительно порядка и методики исполнения, только при помощи педагога и/или не музыкально. Параметры: Точность - танцевальные элементы и комбинации исполнены в соответствии с методикой и порядком построения движений; Музыкальность - движения выполнены в ритм музыки и соответствуют счёту заданному педагогом. Эмоциональность - движения наполнены изнутри, имеют особенный характер или манеру, соответствующую заданному образу. Учащиеся оцениваются методом наблюдения с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и сроков достижения личного результата. Оценочные материалы: 1. Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы (Приложение 1). 2. Карта выявления уровня хореографических способностей (Приложение 2). 3. Карта предварительного контроля (Приложение 3). 20 2.4. Воспитательная работа Воспитательный потенциал. Воспитательный потенциал в хореографии заключается в формировании определённых качеств личности, таких как дисциплинированность, трудолюбие, терпение, аккуратность и чувство ответственности. Занятия хореографией помогают развивать творческое мышление и учат детей относиться к любому делу творчески. Кроме того, хореография расширяет общий культурный и художественный кругозор, развивает эстетический вкус. Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации. Методы воспитания в хореографии: − метод убеждения: педагог использует разные способы воздействия на учащихся, чтобы сформировать у них определённые убеждения и взгляды; − метод побуждения: педагог стимулирует учащихся к эстетически прекрасному исполнению движений, сознательному применению идейноэстетических требований и норм поведения; − метод примера: педагог показывает учащимся образцы правильного поведения и исполнения движений, тем самым влияя на их эстетическое развитие; − метод поощрения: педагог использует различные формы поощрения, такие как похвала, награды и признание успехов учащихся, чтобы стимулировать их к дальнейшему развитию и улучшению своих результатов; − метод критики: педагог критикует ошибки учащихся, помогает им осознать и исправить свои недостатки, а также формирует критическое мышление и способность анализировать свои действия. Профориентационная деятельность на занятиях по хореографии направлена на подготовку учащихся к выбору профессии в сфере хореографического искусства. Она включает: − Создание условий для художественного образования, 21 эстетического воспитания и духовно-нравственного развития учащихся. − Приобретение знаний, умений и навыков в области хореографического исполнительства. − Формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями. − Воспитание доброжелательности, эмоциональной отзывчивости и профессиональной требовательности. − Формирование умений давать объективную оценку своему труду, навыков взаимодействия с преподавателями и другими учениками. Профориентационная работа начинается с первых дней знакомства с хореографическим коллективом и продолжается на протяжении всего обучения. 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 1. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. Пособие для музыкальных руководителей детских садов./Е.В. Горшкова - М.: Издательство «Гном иД», 2004. – 120 с. 2. Деникаева О.В. Развитие ребёнка средствами хореографии: Сборник учебных программ: Вып. 3; Объединение «Дворец молодёжи»./О.В.Деникаева - Екатеринбург, 2000. – 50 с. 3. Калашникова Т. И. Программа музыкально-ритмического воспитания./Т.И. Калашникова – ИГПК №1, 2007. 4. Костровицкая В. Сто уроков классического танца./В. Костровицкая – СПб., 2009. 5. Лисицкая Т.С Ритм +пластика./Т. С. Лисицкая – М.: Физкультура и спорт, 1988 – 160с. 6. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие./И.В.Лифиц – М.: Академия, 1999 – 224с. 7. Руднева С. и Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение./С. Руднева и Э. Фиш – М.:«Просвещение», 1972. – 334 с. 8. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие./Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина – СПб.: Детство-пресс,2001. 9. Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа:wikipedia.org 10. Глоссарий.ru. – Режим доступа: glossary.ru 11. Журнал балет. – Режим доступа: www.russianballet.ru 12. Маленькая балетная энциклопедия. – Режим доступа: ballet.classical.ru 22 13. Международный танцевальный журнал. – Режим доступа: www.danceinternational.org 14. Энциклопедия балет. – Режим доступа: ballet-enc.ru 15. Дэнсхелп.ру .– Режим доступа: dancehelp.ru Литература для учащихся и родителей: 1. Барышникова Т. Азбука хореографии./Т. Барышникова – М.: Айрис Пресс, 2009. 2. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца./В.М. Пасютинская – М.: Просвещение, 2015. – 233 с. 23 Приложение 1 Степень выраженности оцениваемого качества Критерии Наблюдение I. Организационно-волевые качества: 1. Терпение 2. Воля 3. Самоконтроль Способность переносить (выдерживать) извес тные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности. терпения хватает меньше, чем на ½ занятия; 1 терпения хватает больше, чем на ½ занятия; 5 терпения занятие 10 хватает на все Способность активно волевые усилия ребенка побуждать себя к побуждаются извне; практическим иногда — самим ребенком; действиям. Умение контролировать свои поступки (приводить к должному результату свои действия). 1 5 всегда — самим ребенком; 10 ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне; 1 периодически контролирует себя сам; 5 постоянно себя сам. 10 контролирует Опрос II. Ориентационные качества 4. Самооценка. 5. Интерес к занятиям в объединении. Способность оценивать завышенная 1 адекватно реальным заниженная достижениям. нормальная 5 Осознанное участие интерес к занятиям ребенка в освоении продиктован ребенку образовательной извне программы. интерес периодически поддерживается самим ребенком 1 себя интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно Форма диагностики Показатели (оцениваемые параметры) Возможное кол-во баллов Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 10 5 10 24 Приложение 2 Карта выявления уровня хореографических способностей № 1 2 3 4 № 1 Описание составляющих Развитие физических данных гибкость выворотность прыжок растяжка выносливость равновесие шаг Средний балл: Знание основных хореографических навыков и умение их применять на практике постановка корпуса понятие "втянутое колено" понятие "вытянутый подъем", "птичка" Понятие «лягушка,бабочка», «шпагат» основные позиции ног основные позиции рук термины различных техник танца, согласно году обучения Средний балл: Пространственная ориентация понятия "ближний круг", "дальний круг" интервал ракурс умение держать рисунок точность перестроения чувство партнёра Средний балл: Психофизиологическое развитие развитие чувства ритма Описание составляющих Развитие физических данных гибкость выворотность прыжок Шкала оценки Качеств о Качество Качество Качество отсутств выражен о выражен о выражен о очень очень в ует 0 баллов слабо на уровне первично го знания слабо на уровне знаний 1 балл 2 балла Качество выражено в средней степени на средней уровне степени навыка на уровне (применяе т первичного на практике) навыка 3 балла 4 балла Шкала оценки Качеств о Качество Качество Качество отсутств выражен о выражен о выражен о очень очень в ует 0 баллов слабо на уровне первично го знания слабо на уровне знаний 1 балл 2 балла Качество выражено в средней степени на средней уровне степени навыка на уровне (применяе т первичного на практике) навыка 3 балла 4 балла Качество выражено в высокой степени на уровне уверенного применени я на практике 5 баллов Качество выражено в высокой степени на уровне уверенного применени я на практике 5 баллов 25 2 3 4 растяжка выносливость равновесие шаг Средний балл: Знание основных хореографических навыков и умение их применять на практике постановка корпуса понятие "втянутое колено" понятие "вытянутый подъем", "птичка" Понятие «лягушка,бабочка», «шпагат» основные позиции ног основные позиции рук термины различных техник танца, согласно году обучения Средний балл: Пространственная ориентация понятия "ближний круг", "дальний круг" интервал ракурс умение держать рисунок точность перестроения чувство партнёра Средний балл: Психофизиологическое развитие развитие чувства ритма 26 Карта предварительного контроля Фамилия имя Сколько полных лет, месяцев Рост Вес Строение тела Осанка Выворотность Стопа Балетный шаг Гибкость тела Прыжок Координация движений Музыкально-ритмическая координация Устойчивость Темперамент Особые отметки Приложение 3