ДОП ШЕДЕВРиЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА*
«ШЕДЕВРиЯ»

Художественная направленность
Возраст учащихся: 7–12 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
Макарова Наталья Владимировна
старший педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.............................................................. 3
1.1. Пояснительная записка .................................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы................................................................................ 7
1.3. Содержание программы .................................................................................. 8
1.4. Планируемые результаты ................................................................................ 9
1.5. Комплекс основных характеристик программы по годам обучения ........ 10
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ..................... 28
2.1. Условия реализации программы................................................................... 28
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .............................. 29
3. Воспитательная работа……………………………………………………..30
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................... 302
Приложение 1. Карта педагогического наблюдения развития художественноэстетических способностей учащихся по годам обучения ............................. 344

3

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«ШЕДЕВРиЯ»
художественной направленности разработана в соответствии с
требованиями в образовании, отраженными в следующих документах:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №
678-р;
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г.
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
5.
Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы);
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
7.
СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
8.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
9.
Устав
Муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 21.08.2015 г. № 1497/46/36;
10. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе от 09.01.2024 г. № 3 Муниципального
автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского
(юношеского) творчества «Химмашевец».

4

Анализ научно-методической литературы показал, что дополнительное
образование детей должно обеспечивать адаптацию к жизни в обществе,
профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей,
проявивших выдающиеся способности. Таким образом, мы можем говорить о
запросе государства и потребности общества к формированию и развитию
творческих способностей детей, удовлетворению их индивидуальных
потребностей, а также на организацию свободного времени.
Актуальность данной программы с одной стороны, определена
потребностью общества в творческих и креативных людях, с другой стороны,
желанием детей заниматься художественным творчеством. Выявленные
запросы актуализируют применение изобразительной деятельности –
наиболее яркой стороны развития личности.
Несомненно, изобразительная деятельность несет в себе ценный
психолого-педагогический потенциал в связи с тем, что содействует
процессу становления ребенка как субъекта деятельности. В процессе
изображения, учащиеся ставят цели, выбирают средства, планируют и
реализуют деятельность, получают результат, становятся самостоятельными,
продукты их деятельности отличаются уникальностью, неповторимостью,
своеобразием.
Отличительная особенность: в программе «ШЕДЕВРиЯ», в отличие
от существующих программ той же направленности: «Изобразительное
искусство» (автор-составитель Курицына А.О.), «Акварелька» (авторсоставитель Яминева Р.Н.), «Краски» (автор-составитель Захарова О.А.),
большое внимание уделяется развитию чувства цвета. Формирование
«этического» цветовосприятия проходит три этапа:
1) замещение
сложившихся
и
заимствованных
стереотипов
цветовосприятия (цвета неба, моря, снега, лица и т.д.) с помощью
определения причин изменчивости цвета;
2) открытие связи цвета с настроением, а также символической роли
цвета в искусстве, осмысленное восприятие цвета в живописи;
3) определение
индивидуальных
цветовых
предпочтений
и
вырабатывание собственного выразительного цветового языка.
Новизна программы заключается в художественно-эстетическом
развитии детей младшего школьного и подросткового возрастов через
применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности, а также
уделение внимания развитию эмоционально-нравственной сферы личности
подрастающего поколения.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа
помогает подготовить учащихся к самостоятельной творческой жизни,

5

позволяющей адаптироваться к происходящим изменениям в российском
обществе.
Движение к обозначенной цели возможно при следовании принципам,
которые определяют содержание учебного материала, способы его освоения,
характер взаимоотношений педагога и учащегося:
− принцип гуманизма – утверждение непреходящей ценности
общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим
ценностям, их значимости для развития искусства, науки, культуры;
− принцип демократизма – свободный выбор видов и сфер
деятельности;
− принцип дифференциации образования – ориентация на
личностные интересы, потребности, способности учащегося;
− принцип системности – преемственность знаний; принцип единства
обучения, воспитания, развития;
− принцип сотрудничества – признание ценности совместной
деятельности учащихся и взрослых;
− принцип
природосообразности
–
учёт
возрастных
и
индивидуальных особенностей, задатков, возможностей учащихся при
включении их в различные виды деятельности;
− принцип культуросообразности – ориентация на потребности
общества и личности учащегося, единство человека и социокультурной
среды, адаптацию учащихся к современным условиям жизни общества.
Адресат программы: учащиеся 7–12 лет.
Возрастные особенности: рассматривая младший школьный возраст
(7-10 лет) можно говорить о том, что изобразительная деятельность
благоприятно влияет на развитие психических процессов учащегося: в
процессе изобразительной деятельности развивается мышление (нагляднообразное, мыслительные операции), зрительное восприятие, наблюдение,
активно формируется зрительная память, происходит развитие речи и
физических данных (мелкая моторика рук), происходит становление
нравственно-волевых качеств, нравственных представлений, эстетического
воспитания, эмоциональной сферы личности.
Определяя важность изобразительной деятельности и художественноэстетического развития для учащихся подросткового возраста (10-12 лет) мы
можем говорить о том, что в сфере дополнительного образования
удовлетворяются потребности в общении с референтной группой среды
сверстников, формируются личностные качества, культура поведения и
общения, развивается положительная Я-концепция, происходит развитие
культурно-нравственной позиции, эколого-эстетического отношения к

6

природе, а также – самовыражение и общественное признание социального
окружения посредством выставочной деятельности, благоприятно влияющее
на самооценку подростка.
Количество учащихся в группе – 12 человек. Комплектование
творческого объединения проводится без предварительного отбора. Набор
учащихся свободный, состав группы – постоянный, разновозрастной. На
период обучения возможен прием учащихся разных возрастов в зависимости
от их желаний и способностей. Образовательный процесс организуется в
традиционной форме.
Объем программы: 432 часа.
Срок освоения программы: 3 года обучения.
− 1 год обучения – 36 недель, 144 часа;
− 2 год обучения – 36 недель, 144 часа;
− 3 год обучения – 36 недель, 144 часа.
Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа.
Уровень освоения программы: программа разноуровневая,
предполагает стартовый, базовый уровень освоения.
Стартовый (1 год обучения) – используются и реализуются
общедоступные и универсальные формы организации материала,
минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Базовый (2-3 год обучения) – используются и реализуются такие
формы
организации
материала,
которые
допускают
освоение
специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают
трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно
тематического направления программы.
Каждый учащийся имеет доступ к любому из уровней,
соответствующему его возрастным и индивидуальным особенностям,
определяющим его готовность к освоению содержания дополнительной
общеразвивающей программы.
Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: беседа, экскурсия, практическое занятие.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: наблюдение, выставка, презентация
творческой работы.
Занятия в программе делятся на три основных раздела:
1. «Цвет и композиция».

7

2. «Цвет в декоре».
3. «Цвет и творчество».
Разделы соответствуют
количеству занятий.

сезонам

осень-зима-весна

по

темам

и

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – художественно-эстетическое развитие учащихся
через изобразительное творчество.
Задачи программы.
Обучающие:
1. Познакомить особенностями профессии художника и видами
изобразительного творчества.
2. Научить владению средствами изобразительного искусства.
3. Научить использовать средства изобразительного искусства для
создания целостного художественного образа, сформировать чувство цвета.
4. Обучить работе с различными художественными материалами и в
разных техниках, в специфических формах художественной деятельности, в
том числе базирующихся на нетрадиционных техниках изобразительной
деятельности.
5. Обучить экспериментированию с художественными материалами и
инструментами.
Развивающие:
1. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся,
формирование устойчивого интереса к творческой изобразительной
деятельности.
2. Развить умение оригинально мыслить и самостоятельно решать
творческие задачи.
3. Развить умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности.
4. Развить умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований.
5.
Развить умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с субъектами образовательного процесса.
Воспитательные:
1. Формировать художественно-творческую активность у учащихся.

8

2. Воспитать нравственное отношение к миру и к себе через осознание
и чувственное восприятие красоты природы, произведения искусства,
поступка человека путём эстетического развития.
3. Воспитать
ценностные
качества
личности:
трудолюбие,
аккуратность, настойчивость, терпение, дружеская взаимопомощь, бережное
отношение к окружающей среде, самостоятельность.
4. Формировать коммуникативные качества.
1.3. Содержание программы
Учебный тематический план
Наименование
раздела/ год
обучения

Раздел 1.
«Цвет и
композиция»

Раздел 2.
«Цвет в
декоре»

Раздел 3.
«Цвет и
творчество»

Количество часов

Промежуто
чная
(итоговая)
аттестация

Итого

Стартовый (1
год обучения)

40

52

48

4

144

Базовый (2
год обучения)

40

52

48

4

144

Базовый (3
год обучения)

40

52

48

4

144

Форма
контроля/
аттестации
Презентация
творческой
работы
Презентация
творческой
работы
Презентация
творческой
работы

Содержание учебного тематического плана
Стартовый уровень (1 год обучения)
Раздел 1. «Цвет и композиция». Знакомство с оборудованием студии,
профессией художника, многообразием художественных материалов, показ
различных способов изображения; знакомство с основными, составными
цветами и их оттенками; знакомство с понятием «холодные», «тёплые»
цвета; знакомство с нетрадиционными техниками рисования; знакомство с
приёмами лепки (солёное тесто, пластилин, глина).
Раздел 2. «Цвет в декоре». Знакомство с цветовым многообразием
окружающего мира; формирование умений работы с различными
художественными
материалами;
продолжение
знакомства
с
нетрадиционными техниками изображения.
Раздел 3. «Цвет и творчество». Знакомство с цветовым
многообразием окружающего мира; формирование умений работы с
различными
художественными
материалами;
развитие
фантазии,
воображения через освоение нетрадиционных техник.
Базовый уровень (2 - 3 год обучения)

9

Раздел 1. «Цвет и композиция». Обучение знанию составляющих
цветового круга в сочетании с ахроматическими цветами, обучение
наблюдению и изображению явлений окружающей жизни и природы,
обучение передавать сюжеты, а также форму изображаемых объектов, их
характерные признаки, пропорции, и взаимное размещение частей,
передавать движение, самостоятельно определять замысел и сохранять его на
протяжении всей работы, создавать скульптурные формы, используя разные
приёмы лепки.
Раздел 2. «Цвет в декоре». Обучение подбору соответствующего
изобразительного средства для создания более выразительного образа,
обучение изображать явления окружающей жизни и природы, видеть красоту
природы в различные сезоны, передавать сюжеты, а также форму
изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции, и взаимное
размещение частей, выполнять рисунки в нетрадиционных техниках
рисования, самостоятельно определять замысел и сохранять его на
протяжении всей работы.
Раздел 3. «Цвет и творчество». Развитие фантазии, творческого
воображения через обучение нетрадиционным техникам изображения.
Развитие умения создавать творческие проекты на заданную тему.
Закрепление полученных знаний, умений.
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
− знание
особенностей
профессии
художника
и
видов
изобразительного творчества;
− научен владению средствами изобразительного искусства;
− научен использовать средства изобразительного искусства для
создания целостного художественного образа, сформировано чувство цвета;
− обучен работе с различными художественными материалами и в
разных техниках, в специфических формах художественной деятельности, в
том числе базирующихся на нетрадиционных техниках изобразительной
деятельности;
− обучен экспериментированию с художественными материалами и
инструментами;
Метапредметные результаты:
− развиты индивидуальные творческие способности, сформирован
устойчивый интерес к творческой изобразительной деятельности;
− развито умение оригинально мыслить и самостоятельно решать
творческие задачи;

10

− развито умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
− развито умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований;
развито умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с субъектами образовательного процесса.
Личностные результаты:
− проявление художественно-творческой активности;
− проявление нравственного отношения к миру и к себе через
осознание и чувственное восприятие красоты природы, произведения
искусства, поступка человека;
− проявление трудолюбия, аккуратности, настойчивости, терпения,
дружеская взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
самостоятельность;
− проявление коммуникативных навыков.
1.5. Комплекс основных характеристик программы по годам обучения
Стартовый уровень (1 год обучения)
Цель – развитие ознакомительного интереса к творческой
деятельности в сфере художественного творчества.
Задачи.
Обучающие:
1. Обучить знанию основных, составных цветов и их оттенков, умению
различать «тёплые», «холодные» цвета и их оттенки.
2. Обучить умению определять причины изменчивости цвета
(освещённость, время года, время суток).
3. Учить изображать несложные сюжеты, а также передавать форму
объектов, их характерные признаки, пропорции, и взаимное размещение
частей.
4. Обучить основным приемам в лепке из соленого теста, пластилина,
глины.
5. Познакомить с различными техниками декоративно-прикладного
искусства, научить изображать декоративные элементы, узоры.
6. Научить работать с разными видами бумаги и приспособлениями
при выполнении работы в нетрадиционных техниках.

11

7. Научить наблюдать и изображать явления окружающей жизни и
природы, видеть её красоту.
Развивающие:
1. Развить умение правильно пользоваться кисточками разными по
качеству ворса и толщине, палитрой, графическими материалами
(карандаши, пастель (сухая, масляная), фломастеры, гелевые ручки),
инструментами для лепки, гуашевыми, акварельными, акриловыми красками.
2. Развить умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата.
3. Развить интерес к творческому самопознанию, самовыражению.
Воспитательные:
1. Формировать качество восприятия произведений искусства опираясь
на свой жизненный опыт, способность чувствовать и понимать.
2. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, настойчивость, терпение,
бережное отношение к окружающей среде, самостоятельность.
3. Сформировать коммуникативные навыки, опыт взаимодействия в
среде сверстников.
Учебный тематический план
1 года обучения
№
п.п.
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6

1.7
1.8
1.9
2.
2.1

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ
Раздел 1. «Цвет и композиция»
Знакомство, введение в
изобразительную деятельность
Рисование с натуры. Пленэр
осенний
Понятия «цвет» и «краска»
Смешивание на палитре. Основные,
дополнительные цвета и их оттенки
Работа с палитрой тёплых оттенков
Знакомство с натюрмортом,
создание и изображение
композиции
Лепка. Создание рельефной
миниатюры или подсвечника
Знакомство с цветописью в
искусстве, передача образов
Стереотипы восприятия цвета
Раздел 2. «Цвет в декоре»
Замещение стереотипов
цветовосприятия

Количество часов
всего теория практика

Формы
аттестации/
контроля

40

12

28

2

1

1

наблюдение

2

1

1

наблюдение

4

2

2

наблюдение

4

1

3

наблюдение

4

1

3

наблюдение

8

2

6

наблюдение

8

2

6

выставка

4

1

3

наблюдение

4
52

1
13

3
39

наблюдение

4

1

3

наблюдение

12

2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
4

Коллажирование
Изготовление сувенира
Создание декораций
Декоративное рисование на основе
гжельской росписи
Декоративная композиция
Смешанная техника. Холодная
палитра
Смешанная техника. Тёплая
палитра
Акварель и масляная пастель в
композиции
Сувениры для семьи
Раздел 3. «Цвет и творчество»
Портрет в изобразительном
искусстве
Портрет родного человека
Фантазийное применение
нетрадиционных техник рисования
Изготовление пасхального сувенира
Графическое изображениефантазирование
Композиция с птицами
Городская архитектура
Монотипия
Рисование с натуры. Пленэр
весенний
Промежуточная (итоговая)
аттестация.
Итого:

4
8
8

1
2
2

3
6
6

наблюдение
наблюдение
выставка

4

1

3

наблюдение

4

1

3

наблюдение

4

1

3

наблюдение

4

1

3

наблюдение

4

1

3

наблюдение

8
48

2
12

6
36

выставка

4

1

3

наблюдение

4

1

3

наблюдение

8

2

6

наблюдение

4

1

3

наблюдение

4

1

3

наблюдение

8
8
4

2
2
1

6
6
3

4

1

3

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

4

1

3

144

38

106

Презентация
творческой
работы

Содержание учебного тематического плана
1 года обучения
Раздел 1. «Цвет и композиция»
Тема 1.1. Знакомство, введение в изобразительную деятельность
Теория: первое знакомство, обучение наблюдению в природе.
Практика: игры, направленные на знакомство, наблюдения в природе,
сбор гербария, природных материалов.
Тема 1.2. Рисование с натуры. Пленэр осенний
Теория: обучение рисованию с натуры.
Практика: рисование с натуры, передача цвета и форм, работа
графическими материалами.
Тема 1.3. Понятия «цвет» и «краска»

13

Теория: знакомство с оборудованием студии, профессией художника,
знакомство с красками и правилами работы кисточкой, понятия «цвет» и
«краска».
Практика: игра-занятие «Путешествие в Страну Волшебных Красок».
Тема 1.4. Смешивание на палитре. Основные, дополнительные
цвета и их оттенки
Теория: приемы смешивания на палитре, основные, дополнительные,
составные цвета и их оттенки.
Практика: игра-занятие «Разноцветная страна красок», смешивание на
палитре.
Тема 1.5. Работа с палитрой тёплых оттенков
Теория: особенности строения подсолнуха, знание оттенков зелёного и
тёплой гаммы цветов (жёлтый, оранжевый, коричневый, золотистооранжевый).
Практика: освоение способов работы с художественными
инструментами и материалами; освоение способов получения оттенков
зелёного цвета, смешиванием синего и жёлтого, получения большого
количества оттенков тёплой гаммы.
Тема 1.6. Знакомство с натюрмортом, создание и изображение
композиции
Теория: знакомство с натюрмортом.
Практика: рассматривание репродукций. Обучение составлению
натюрморта, создание несложной композиции «Ягоды и фрукты»; эскиз,
набросок, передача форм, подбор цвета смешивание красок на палитре,
обучение сочетанию цветов и оттенков.
Тема 1.7. Лепка. Создание рельефной миниатюры или подсвечника
Теория: знакомство с лепкой несложных форм, используя приёмы
раскатывания, вытягивания, сплющивания, сглаживания, скручивания.
Практика: создание рельефной миниатюры или подсвечника, выбор
материала на усмотрение педагога, раскрашивание изделия гуашью,
смешивание красок на палитре.
Тема 1.8. Знакомство с цветописью в искусстве, передача образов
Теория: познакомить детей с цветом неба в произведениях искусства.
Цвет как средство передачи информации.
Практика: обсуждение влияния цвета на настроение (на примере
разного цвета неба), обсуждение роли цвета неба в раскрытии смысла
произведения и живописное изображение неба, смешивание красок на
палитре.
Тема 1.9. Стереотипы восприятия цвета

14

Теория: цвет как средство передачи информации.
Практика: рассматривание фотографий, репродукций картин с
изображением разного состояния моря (в зависимости от времени суток,
погоды, времени года, от глубины). Прослушивание аудиозаписей с шумом
моря. Изображение морского пейзажа в технике акварель «по-сырому».
Свободный выбор цвета и изображения.
Раздел 2. «Цвет в декоре»
Тема 2.1. Замещение стереотипов цветовосприятия
Теория: цвет как средство передачи информации.
Практика: рассматривание фотографий, репродукций картин с
изображением разного цвета снега (в зависимости от времени суток, погоды).
Чтение стихов с упоминанием разного цвета, характеристик снега.
Обсуждение с учащимися. Изображение зимнего пейзажа гуашевыми
красками.
Тема 2.2. Коллажирование
Теория: ознакомление с различными видами деревьев, особенностями
строения и внешним видом в зимний период, способами их изображения.
Практика: рассматривание репродукций, фотографий с изображением
различных видов деревьев, просмотр видеофильма «Зимний лес». Создание
дерева из бумажных салфеток белого цвета в технике «бумагопластика» на
работе предыдущего занятия. Подбор цвета на палитре для закрашивания
ствола и веток.
Тема 2.3. Изготовление сувенира
Теория: знакомство с традициями празднования Нового года, обучение
созданию новогоднего сувенира.
Практика: знакомство с технологией изготовления новогоднего
сувенира, ёлочной игрушки, материалы по выбору педагога.
Тема 2.4. Создание декораций
Теория: знакомство детей с процессом создания сценических
декораций, обучение посещению выставки, правилам поведения.
Практика: помощь в создании декораций для проведения праздника в
учреждении и оформление выставки, посещение экспозиции учреждения.
Тема 2.5. Декоративное рисование на основе гжельской росписи
Теория: знакомство с Гжельской росписью.
Практика: освоение приёмов декоративного рисования на основе
гжельской росписи.
Тема 2.6. Декоративная композиция
Теория: знакомство с изображением котят в разных позах.

15

Практика: создание простой композиции, передача форм, подбор
цвета, работа с палитрой.
Тема 2.7. Смешанная техника. Холодная палитра
Теория: познакомить детей с самой холодной частью света –
Антарктидой. Закреплять знания и умения использовать холодную палитру
красок.
Практика: изображение северного сияния восковыми мелками,
ледяных гор белой свечой, заполнение всего листа акварелью с
использованием холодной палитры красок.
Тема 2.8. Смешанная техника. Тёплая палитра
Теория: познакомить учащихся с самой жаркой частью света –
Африкой. Закреплять знания и умения использования тёплой палитры
красок. Упражнять в умении рисования концом кисти. Учить создавать
простую композицию. Закреплять знания используемых цветов.
Практика: изображение неба и земли на закате, смешивание красок
тёплой гаммы на рисунке. Изображение африканских животных.
Тема 2.9. Акварель и масляная пастель в композиции
Теория: знакомство с обитателями моря и способами их изображения.
Практика: создание несложной композиции, масляная пастель,
акварель по-сырому.
Тема 2.10. Сувениры для семьи
Теория: обучение созданию сувенира.
Практика: работа над эскизами, материалы и техники по выбору
педагога, освоение технологии создания сувенира.
Раздел 3. «Цвет и творчество»
Тема 3.1. Портрет в изобразительном искусстве
Теория: знакомство с портретом. Открытие выразительных
возможностей цвета при изображении человека.
Практика: изображение автопортрета. Использование всей палитры
красок, работа гуашью.
Тема 3.2. Портрет родного человека
Теория: продолжение знакомства с жанром портрета.
Практика: изображение портрета близкого человека или друга,
использование цвета для передачи настроения и характера образа.
Тема 3.3. Фантазийное применение нетрадиционных техник
рисования
Теория: создание цветового образа космического пространства;
знакомство с «монотипией», созданием коллажа.

16

Практика: изображение космического пространства, использование
всей палитры, смешивание цветов на подмалёвке, заполнение всего листа
цветными пятнами с добавлением чёрной гуаши. Изображение космических
тел в нетрадиционной технике «монотипия», дополнение изображения
элементами коллажа.
Тема 3.4. Изготовление пасхального сувенира
Теория: знакомство с пасхальными традициями.
Практика: рассказ педагога о пасхальных традициях. Рассматривание
сувенирных яиц, изготовленных из различных материалов. Понятия
«крашенка», «писанка», особенности росписи яиц. Изготовление пасхального
сувенира.
Тема 3.5. Графическое изображение-фантазирование
Теория: знакомство с графическими способами изображения.
Практика: создание фантазийного рисунка графическим способом.
Работа над композицией, подбор цвета.
Тема 3.6. Композиция с птицами
Теория: познакомить учащихся с разными видами перелётных птиц и
способами их изображения.
Практика: рассматривание репродукций, фотографий, прослушивание
аудио записей «Птичьи голоса». Работа над композицией, выбор
художественных материалов, подбор цвета, способа изображения.
Тема 3.7. Городская архитектура
Теория: познакомить учащихся со способами изображения городских
зданий, вспышек салюта.
Практика: изображение городских зданий, работа над композицией,
подбор цвета. Изображение ярких вспышек салюта на фоне вечернего неба,
продолжение работы предыдущего занятия.
Тема 3.8. Монотипия
Теория: знакомство с техникой «монотипия».
Практика: использование метода «комбинаторных игр». Учащиеся
создают цветные пятна, а дальше ищут в них образы. Найденные
изображения можно дорисовать, дополнить деталями, характерными
данному образу.
Тема 3.9. Рисование с натуры. Пленэр весенний
Теория: познакомить учащихся с понятием «пленэр».
Практика: выход на природу, в парк, наблюдения, зарисовки в
альбомах, свободный выбор материалов, способов изображения.
4. Промежуточная (итоговая) аттестация.
Теория: актуализация полученного материала по стартовому уровню.

17

Практика: тема «Весенняя лужайка». Презентация творческих работ.
Планируемые результаты
Стартового уровня (1 года обучения)
Предметные результаты:
− обучен знанию основных, составных цветов и их оттенки, умению
различать «холодные», «тёплые» цвета и их оттенки;
− обучен умению определять причины изменчивости цвета
(освещённость, время года, время суток);
− научен изображать несложные сюжеты, а также передавать форму
объектов, их характерные признаки, пропорции, и взаимное размещение
частей;
− обучен основным приемам в лепке из соленого теста, пластилина,
глины;
− знаком с различными техниками декоративно-прикладного
искусства, научен изображать декоративные элементы, узоры;
− научен работать с разными видами бумаги и приспособлениями при
выполнении работы в нетрадиционных техниках изобразительной
деятельности;
− научен наблюдать и изображать явления окружающей жизни и
природы, видеть её красоту.
Метапредметные результаты:
− развито умение владеть кисточками разными по качеству ворса и
толщине, палитрой, графическими материалами (карандаши, пастель (сухая,
масляная), фломастеры, гелевые ручки), инструментами для лепки,
гуашевыми, акварельными, акриловыми красками.
− развито умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата;
− развит интерес к творческому самопознанию, самовыражению.
Личностные результаты:
− сформировано качество восприятия произведений искусства
опираясь на свой жизненный опыт, способность чувствовать и понимать;
− воспитано трудолюбие, аккуратность, настойчивость, терпение,
бережное отношение к окружающей среде, самостоятельность;
− сформированы коммуникативные навыки, опыт взаимодействия в
среде сверстников.
Базовый уровень (2-3 год обучения)

18

Цель – формирование устойчивой мотивации к художественному
творчеству, освоение учащимися базовых знаний, умений и навыков по
разным направлениям изобразительного искусства.
Задачи.
Обучающие:
1. Обучить знанию цветов палитры, дать понятие «хром» и «ахром».
2. Учить использовать цвет с целью выражения настроения и личного
отношения к изображаемому.
3. Продолжать учить изображать несложные сюжеты, передавать
форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции,
взаимное размещение частей, передавать движение.
4. Учить создавать малые скульптурные формы, рельефы.
5. Продолжить знакомство с различными техниками декоративноприкладного искусства.
6. Учить выполнять творческие работы в нетрадиционных техниках.
7. Совершенствовать способность наблюдать и изображать явления
окружающей жизни и природы, видеть её красоту.
Развивающие:
1. Совершенствовать умение правильно работать с различными
художественными материалами и приспособлениями при выполнении
графических, живописных работ и в смешанных техниках.
2. Развить умение пользоваться различными материалами для лепки
(пластилин, солёное тесто, полимерная глина, масса для лепки), используя
необходимые приспособления и инструменты.
3. Продолжать развивать интерес к творческому самопознанию,
самовыражению.
Воспитательные:
1. Продолжать формировать качество при восприятии произведений
искусства быть самим собой, опираться на свою способность чувствовать и
понимать.
2. Продолжать воспитывать трудолюбие, аккуратность, настойчивость,
терпение, дружескую взаимопомощь, бережное отношение к окружающей
среде, самостоятельность.
3. Продолжать формировать умение общаться в группе.
Учебный тематический план
2 года обучения
№
п.п.

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Количество часов
всего
теория практика

Формы
аттестации/

19

1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8

Раздел 1. «Цвет и композиция»
Гербарий в искусстве
Осенний пленэр
Скетчинг. Деревья
Живопись. Растения
Графика. Листва
Цвет – источник информации
Кляксография
Осенний натюрморт

40
2
2
4
4
6
2
4
8

11
1
1
1
1
1,5
0,5
1
2

29
1
1
3
3
4,5
1,5
3
6

8

2

6

52
4
4
8

13
1
1
2

39
3
3
6

8

2

6

8
8
4

2
2
1

6
6
3

8

2

6

Раздел 3. «Цвет и творчество»
Леттеринг
Образ через цвет
Фантазийный образ
Пластилинография
Пасхальный сувенир
Пейзажная живопись
Фантазийные сны
Мозаичный натюрморт
Архитектура в искусстве
Весенний пленэр
Промежуточная (итоговая)
аттестация.

48
4
4
4
8
4
8
4
6
2
4

12,5
1
1
1
2
1
2
1
1,5
1
1

35,5
3
3
3
6
3
6
3
4,5
1
3

4

0,5

3,5

Итого

144

37

107

1.9 Рельефная миниатюра
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7

Раздел 2. «Цвет в декоре»
Ахроматическая живопись
«Холодная» кляксография
Новогодний сувенир
Сценические декорации
новогоднего спектакля
Искусство эмоций
Наброски животного мира
Зендудл

2.8 Подарочный сувенир
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
4.

контроля
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение,
выставка
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение,
выставка
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение,
выставка
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
Презентация
творческой
работы

Содержание учебного тематического плана
2 год обучения
Раздел 1. «Цвет и композиция»
Тема 1.1. Гербарий в искусстве
Теория: знакомство с различными видами деревьев, растений.
Практика: наблюдения в природе, сбор гербария, природных материалов.
Тема 1.2. Осенний пленэр
Теория: знакомство с природой родного края.

20

Практика: выход на природу, в парк, наблюдения, зарисовки в
альбомах, свободный выбор материалов, способов изображения.
Тема 1.3. Скетчинг. Деревья
Теория: анализ формы дерева, возникновение первоначальных
представлений о цветовом контрасте (тёплый свет и холодная тень).
Практика: изображение деревьев, закрепление навыков смешивания
красок и получения различных оттенков.
Тема 1.4. Живопись. Растения
Теория: знакомство с осенними цветами и способами их изображения.
Практика: познакомить детей с интересными фактами мира растений.
Создание фона путём смешивания красок на подмалёвке – желтый, синий,
белый. Учить смешивать цвета на палитре для изображения лепестков,
использовать тёплые и холодные краски. Работа над композицией.
Изображение астр, георгинов, шафранов, хризантем в технике мазка.
Тема 1.5. Графика. Листва
Теория: знакомство с разными формами осенних листьев и способами
изображения.
Практика: изображение осенних листьев разных по форме, цвету,
размеру в движении. Работа сухой пастелью, цветными карандашами.
Тема 1.6. Цвет – источник информации
Теория: цвет как средство передачи информации.
Практика: рассматривание фотографий, репродукций картин с
изображением разного состояния неба (в зависимости от времени суток,
погоды). Изображение неба гуашью. Свободный выбор цвета и изображения.
Смешивание красок на палитре и подмалёвке.
Тема 1.7. Кляксография
Теория: знакомство с «кляксографией».
Практика: изображение деревьев в технике кляксография цветными
чернилами на фоне предыдущего занятия; дополнение рисунка аппликацией
из измельчённых осенних листьев
Тема 1.8. Осенний натюрморт
Теория: актуализация знаний и умений учащихся.
Практика: изображение натюрморта или портрета Осени, осенняя
фантазия; эскиз, набросок, работа над композицией, подбор цвета, свободный
выбор материалов.
Тема 1.9. Рельефная миниатюра
Теория: обучение созданию лепных форм различными способами
Практика: создание рельефной миниатюры или подсвечника. Выбор
материала на усмотрение педагога.

21

Раздел 2. «Цвет в декоре»
Тема 2.1. Ахроматическая живопись
Теория: знакомство с ахроматической гаммой цветов.
Практика: упражнение по смешиванию чёрного цвета с белым,
получение множества оттенков серого цвета. Проба цвета на бумаге, работа
гуашью.
Тема 2.2. «Холодная» кляксография
Теория: закрепление знаний «холодной» гаммы цветов, знакомство со
способом получения тёмных оттенков при помощи чёрной гуаши.
Знакомство с техникой «кляксография».
Практика: заполнение всего пространства на листе линиями, мазками
холодных цветов с добавлением чёрной гуаши – изображение
«заколдованного леса». Далее деревья «расколдовываются» при помощи
выдувания белой гуаши через соломинку (создание образа заснеженных
деревьев), дополнение изображения элементами коллажа.
Тема 2.3. Новогодний сувенир
Теория: знакомство с традициями Нового года. Изучение технологии
создания сувенира.
Практика: изготовление новогоднего сувенира, материалы, технику
исполнения подбирает педагог. Знакомство учащихся с технологией, подбор
материалов, работа с эскизами. Создание собственной творческой работы
учащимися по заданной технологии.
Тема 2.4. Сценические декорации новогоднего спектакля
Теория: знакомство детей с процессом создания сценических
декораций. Обучение посещению выставки, правилам поведения.
Практика: помощь в создании декораций для проведения праздника в
учреждении. Оформление выставки, посещение экспозиции учреждения.
Тема 2.5. Искусство эмоций
Теория: знакомство с профессией клоуна, дрессировщика.
Практика: учить детей изображать клоуна, дрессировщика с
животным, используя тёплые, холодные и ахроматические цвета. Дать
понятие о цветовом настроении (почему сочетание одних цветов вызывает
состояние веселья, а сочетание других – грусти), сочинение сюжета, работа
над композицией.
Тема 2.6. Наброски животного мира
Теория: знакомство с животным миром Земли, цветовой гаммой,
способами изображения.
Практика: творческая работа, свободный выбор материалов, техник,
создание эскизов, набросок, изображение животного на выбор.

22

Тема 2.7. Зендудл
Теория: знакомство с техникой «зендудл».
Практика: графическое изображение чёрным или белым маркером на
цветном фоне в технике зендудл, творческая работа.
Тема 2.8. Подарочный сувенир
Теория: знакомство с технологией создания сувенира.
Практика: изготовление подарочных сувениров.
Раздел 3. «Цвет и творчество»
Тема 3.1. Леттеринг
Теория: знакомство учащихся с видами шрифтов, с понятием
«буквица», способами её изображения и украшения.
Практика: изображение шрифтовой композиции «Моё имя» или
собственной буквы. Работа графическими материалами.
Тема 3.2. Образ через цвет
Теория: обучение передаче характера образа через цвет.
Практика: живописное изображение портрета любимого сказочного
героя. Передача отношения к образу через цвет. Использование всей палитры
гуаши.
Тема 3.3. Фантазийный образ
Теория: обучение элементам декоративного рисования.
Практика: тонирование листа, создание фантазийного образа на тёмном
фоне цветной гуашью, изображение элементов декоративного рисования.
Тема 3.4. Пластилинография
Теория: знакомство с техникой «пластилинография».
Практика: изображение космического пространства в технике
пластилинография с использованием бусин, пайеток, макаронных изделий.
Тема 3.5. Пасхальный сувенир
Теория: символическое значение яйца в народных традициях и сказках.
Практика: рассказ педагога о пасхальных традициях. Изготовление
пасхального сувенира, материалы, техники исполнения по выбору педагога.
Тема 3.6. Пейзажная живопись
Теория: весенние изменения в природе, цветовые предпочтения.
Практика: творческая работа, свободный выбор материалов, техник,
создание эскизов, набросок, составление композиции, цветовое решение.
Тема 3.7. Фантазийные сны
Теория: настроение сна в цвете. Раскрепощение фантазии.
Практика: знакомство с произведениями сюрреалистов – М.
Чюрлёниса, М. Шагала и др. мастеров искусства авангарда, обсуждение
характера сна на картинах (ассоциация цвета, линий с характером,

23

настроением). Придумывание и изображение детьми собственных снов,
свободный выбор художественных материалов.
Тема 3.8. Мозаичный натюрморт
Теория: знакомство с натюрмортом, техникой мозаичной живописи.
Практика: эскиз, набросок, составление композиции, подбор цвета на
палитре, работа в технике мозаичной живописи.
Тема 3.9. Архитектура в искусстве
Теория: знакомство с профессией архитектора.
Практика: беседа о профессии архитектора, рассматривание
фотографий необычных зданий мира, создание эскизов города мечты.
Тема 3.10. Весенний пленэр
Теория: знакомство с различными видами, формами и способами
изображения деревьев, растений.
Практика: рисование с натуры, свободный выбор материалов и
техник.
4. Промежуточная (итоговая) аттестация
Теория: актуализация полученного материала по базовому уровню.
Практика: Тема «Город моей мечты». Презентация творческих работ.
Учебный тематический план
3 года обучения
Количество часов
всего теория практика

Формы
аттестации/
контроля

№ п.п.

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

1.

40

11

29

2

1

1

наблюдение

2
8
8

1
2
2

1
6
6

наблюдение
наблюдение
наблюдение

4

1

3

наблюдение

1.6

Раздел 1. «Цвет и композиция»
Природные материалы в
искусстве
Осенний пленэр
Композиция цвета
Роспись засушенных листьев
Хроматическая и ахроматическая
композиция
Настроение цвета

8

2

6

1.7

Рельефная миниатюра

8

2

6

2.
2.1
2.2

Раздел 2. «Цвет в декоре»
Трансформация цвета
Новогодний сувенир

наблюдение
наблюдение,
выставка

52
8
8

13
2
2

39
6
6

2.3

Декорации как искусство

8

2

6

2.4
2.5
2.6
2.7

Выразительные свойства цвета
Музыка цвета
Мультипликации
Скетчинг. Вода

4
4
4
8

1
1
1
2

3
3
3
6

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5

наблюдение
наблюдение
наблюдение,
выставка
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

24

2.8

Подарочный сувенир

8

2

6

3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9

Раздел 3. «Цвет и творчество»
Творческий автопортрет
Фантазийная иллюстрация
Нравственное искусство
Фантазийный коллаж
Пасхальный сувенир
Цветное настроение
Архитектура как искусство
Раскрепощение фантазии
Весенний пленэр
Промежуточная (итоговая)
аттестация.

48
4
4
4
8
4
8
8
4
4

12
1
1
1
2
1
2
2
1
1

36
3
3
3
6
3
6
6
3
3

4

1

3

Итого

144

37

107

4.

наблюдение,
выставка
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
Презентация
творческой
работы

Содержание учебного тематического плана
3 год обучения
Раздел 1. «Цвет и композиция»
Тема 1.1. Природные материалы в искусстве
Теория: знакомство с природой родного края.
Практика: наблюдения в природе, сбор гербария, природных
материалов.
Тема 1.2. Осенний пленэр
Теория: знакомство с рисованием с натуры.
Практика: рисование с натуры, передача цвета и форм, свободный
выбор материалов и техник.
Тема 1.3. Композиция цвета
Теория: правильное сочетание тёплых и холодных оттенков,
хроматических и ахроматических цветов.
Практика: графическое рисование на листе замкнутых волнистых
линий, заполнение полученного изображения различными оттенками тёплых
и холодных цветов гуашью. Изображение животного в ахроматической
гамме на подмалёвке, работа с палитрой.
Тема 1.4. Роспись засушенных листьев
Теория: знакомство с новой техникой – роспись засушенных листьев.
Практика: декоративная роспись засушенных листьев акриловой
краской, творческая работа, свободный выбор цвета, создание композиции,
коллаж.
Тема 1.5. Хроматическая и ахроматическая композиция
Теория: сочетание хроматических и ахроматических цветов.

25

Практика: разделение листа на различные по величине плоскости
выпуклыми волнистыми линиями; чёрное пятно и чёрные линии прожилок
на цветных пятнах, цветные – на чёрных; работа фломастерами.
Тема 1.6. Настроение цвета
Теория: передача настроения через цвет.
Практика: изображение натюрморта или портрета Осени, осенняя
фантазия; эскиз, набросок, работа над композицией, подбор цвета, свободный
выбор материалов и техник.
Тема 1.7. Рельефная миниатюра
Теория: совершенствование умений в работе с пластичными
материалами.
Практика: создание рельефной миниатюры или подсвечника. Выбор
материала на усмотрение педагога.
Раздел 2. «Цвет в декоре»
Тема 2.1. Трансформация цвета
Теория: изменчивость цвета в природе.
Практика: создание сюжетной картины, работа над композицией,
подбор цвета, свободный выбор материалов и техник.
Тема 2.2. Новогодний сувенир
Теория: обучение технологии создания сувенира.
Практика: изготовление новогоднего сувенира, материалы выбирает
педагог. Знакомство с технологией, подбор материалов, работа с эскизами.
Создание собственной творческой работы учащимися.
Тема 2.3. Декорации как искусство
Теория: знакомство с профессией театрального художника. Обучение
оформлению выставки.
Практика: помощь в создании декораций для проведения праздника в
учреждении. Оформление выставки, посещение экспозиции учреждения.
Тема 2.4. Выразительные свойства цвета
Теория: понятие цвета как выразительного средства.
Практика: выражение в цвете настроения праздника. Изображение
цветовых пятен, зашифровка изображения. В конце занятия, учащиеся
совместно с педагогом отгадывают, «расшифровывают» каждое
изображение, какой праздник был изображён.
Тема 2.5. Музыка цвета
Теория: передача цветом настроения музыки.
Практика: прослушивание музыкальных произведений различных по
своему настроению, обсуждение, подбор цвета к каждой мелодии.

26

Изображение цветовыми пятнами настроения любого понравившегося
произведения, рисование акварелью в технике «по-сырому».
Тема 2.6. Мультипликации
Теория: знакомство с образами, созданными художникамианиматорами.
Практика: просмотр картинок, иллюстраций с изображением героев
мультфильмов. Детям предлагается изобразить любимого героя из
мультфильма. Создание эскиза с последующим заполнением цветом.
Свободный выбор художественных материалов и техник.
Тема 2.7. Скетчинг. Вода
Теория: обучение изображению воды в разных состояниях.
Практика: рассматривание фотографий, репродукций картин с
изображением разного состояния воды (в зависимости от времени суток,
погоды). Обсуждение с учащимися. Создание творческой работы, свободный
выбор материалов и техник.
Тема 2.8. Праздничный сувенир
Теория: обучение изготовлению праздничного сувенира
Практика: изготовление сувенира, работа над эскизами, материалы и
техники по выбору педагога.
Раздел 3. «Цвет и творчество»
Тема 3.1. Творческий автопортрет
Теория: закрепление знаний, умений, развитие фантазии.
Практика: творческая работа – изображение себя в образе животного,
растения, свободный выбор материалов, техник.
Тема 3.2. Фантазийная иллюстрация
Теория: определение характера персонажа в цвете.
Практика: изображение Бабы Яги, Кощея, Лешего или чудища
лесного из сказки «Аленький цветочек» (передача через цвет, форму личного
отношения к персонажу).
Тема 3.3. Нравственное искусство
Теория: понятие Красоты в природе, предметах созданных людьми, в
человеческих поступках, отношениях. Ассоциация красоты с цветом,
формой.
Практика: учащимся предлагается изобразить то, что, по их мнению,
самое красивое (передача через цвет, форму отношения к красоте). Свобода в
выборе художественных материалов, сюжета.
Тема 3.4. Фантазийный коллаж

27

Теория: создание цветового образа космического пространства.
Совершенствование умения работы в технике «коллаж». Обучение
составлению композиции.
Практика: изображение космического пространства, использование
всей палитры, смешивание цветов на подмалёвке, заполнение всего листа
цветными пятнами с добавлением чёрной гуаши. Составление композиции
(планеты, летящие ракеты, кометы) в технике коллажа с использованием
цветной бумаги, цветных салфеток, пайеток, планет, созданных на занятии
«Далёкие планеты». Завершается работа набрызгом (звёзды).
Тема 3.5. Пасхальный сувенир
Теория: знакомство с пасхальными традициями.
Практика: рассказ педагога о пасхальных традициях. Рассматривание
сувенирных яиц, изготовленных из различных материалов. Понятия
«крашенка», «писанка», особенности росписи яиц. Изготовление пасхального
сувенира, материалы, техники исполнения по выбору педагога.
Тема 3.6. Цветное настроение
Теория: связь настроения, содержания произведения с выразительным
языком разных искусств: поэзии, живописи, музыки.
Практика: знакомство с выражением весеннего настроения в разных
видах искусства (чтение стихов, рассматривание фотографий, репродукций,
прослушивание аудиозаписей) Весенняя фантазия. Самостоятельный подбор
цветовой гаммы, составление композиции. Работа гуашевыми красками.
Тема 3.7. Архитектура как искусство
Теория: актуализация знаний о профессии архитектора
Практика: создание рисунка-проекта «Город будущего»; творческая
работа, свободный выбор материалов и техник.
Тема 3.8. Раскрепощение фантазии
Теория: творческое использование цвета для выражения содержания
рисунка. Раскрепощение фантазии.
Практика: придумывание и изображение детьми собственной мечты,
свободный выбор художественных материалов.
Тема 3.9. Весенний пленэр
Теория: актуализация знаний, умений.
Практика: рисование с натуры, свободный выбор материалов и
способов изображения.
4. Промежуточная (итоговая) аттестация
Теория: актуализация полученного материала по базовому уровню.
Практика: Тема «Какого цвета Лето?». Презентация творческих работ.
Планируемые результаты

28

Базового уровня (2-3 года обучения)
Предметные результаты:
− знание цветов палитры, понятия «хром» и «ахром»;
− умение использовать цвет с целью выражения настроения и
личного отношения к изображаемому;
− умение изображать несложные сюжеты, передавать форму
изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции, взаимное
размещение частей, передавать движение;
− сформированность создания малых скульптурных форм, рельефов;
− владение
различными
техниками
декоративно-прикладного
искусства;
− выполнение творческих работ в нетрадиционных техниках
изобразительной деятельности;
− умение наблюдать и изображать явления окружающей жизни и
природы, видеть её красоту.
Метапредметные результаты:
− владение правилами работы с различными художественными
материалами и приспособлениями при выполнении графических,
живописных работ и смешанных техник;
− умение пользоваться различными материалами для лепки
(пластилин, солёное тесто, полимерная глина, масса для лепки), используя
необходимые приспособления и инструменты;
− проявление интереса к творческому самопознанию, самовыражению.
Личностные результаты:
− умение
взаимодействовать
с
произведениями
искусства,
сформированная стратегия восприятия произведение разнообразных жанров;
− проявление трудолюбия, аккуратности, настойчивости, терпения,
дружеской взаимопомощи, бережного отношения к окружающей среде,
самостоятельности;
− формирование коммуникативных навыков, умения общаться и
взаимодействовать в группе сверстников.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Период
обучения

Дата
Дата начала
окончания
обучения по
обучения по
программе
программе

Всего
Количество
учебных
учебных
недель
часов

Режим занятий

29

1 полугодие 10 сентября
2 полугодие 09 января

30 декабря
28 мая

16
20

64
80

2 раза в неделю по 2
часа

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: для создания условий
реализации программы занятия проводятся в специально оборудованном
кабинете: соответствующее СанПиНам освещение, горячая и холодная вода.
Для организации работы на занятиях в кабинете должны быть: мольберты,
столы, стулья; шкафы для хранения; набор материалов и инструментов для
занятий художественным творчеством.
Информационно-методическое обеспечение:
− дидактические материалы: на занятиях используются фото,
видео- и аудио-материалы, методические разработки;
наглядные материалы: материалы для зрительного ряда хранятся в
специальных папках по следующим темам: «Мир животных, птиц, рыб,
насекомых», «Портрет, пейзаж, натюрморт», «Архитектура», «Космос»,
«Деревья, цветы, плоды, растения», «Декоративно-прикладное искусство»,
наглядные пособия по различной тематике.
Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляют
штатные педагогические работники Муниципального автономного
учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского)
творчества «Химмашевец» г. Екатеринбург. Реализовывать программу может
педагог дополнительного образования, имеющий среднее специальное или
высшее педагогическое образование, обладающий достаточными знаниями и
опытом практической работы с учащимися младшего школьного и
подросткового возраста, что закреплено Профессиональным стандартом
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ
Министерства Труда России от 05.05.2018 г. №298-н).
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды и формы контроля:
− текущий контроль – осуществляется в течение всего учебного года
по окончанию изучения темы или раздела в форме педагогического
наблюдения, выставки, конкурса. Цель проведения – определение степени
усвоения учащимися учебного материала, определение готовности детей к
восприятию
нового
материала,
повышение
ответственности
и
заинтересованности воспитанников в обучении, выявление детей, отстающих
и опережающих обучение;
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме
презентации творческой работы в соответствии с разработанными

30

критериями оценки результатов реализации программы. Цель проведения –
определение степени усвоения учащимися учебного материала; определение
результатов обучения.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
1 уровень – высокий, полное освоение содержания образования (80100%).
2 уровень – средний, частичное освоение содержания программы (5080%), но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки.
3 уровень – низкий, не полностью освоил содержание программы (3050%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при
выполнении практических заданий.
Оценочные материалы:
1. Карта педагогического наблюдения развития художественноэстетических способностей учащихся по годам обучения (приложение 1).
2.4. Воспитательная работа
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
−
усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей;
−
информирование детей, организация общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
−
формирование и развитие личностного отношения детей к
занятиям художественным творчеством, к собственным нравственным
позициям и этике поведения в учебном коллективе;
−
приобретение
детьми
опыта
поведения,
общения,
межличностных и социальных отношений в составе учебной группы,
применение полученных знаний, организация активностей детей, их
ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды
воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей

31

и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации,
творчества при освоении предметного и метапредметного содержания
программы.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
Формирование и воспитание уважения к художественной культуре,
искусству народов России; восприимчивости к разным видам искусства;
интереса к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров; опыта
творческого самовыражения в искусстве, заинтересованности в презентации
своего творческого продукта, опыта участия в конкурсах, выставках;
стремления к сотрудничеству, уважения к старшим; ответственности; воли и
дисциплинированности в творческой деятельности; опыта представления в
работах российских традиционных духовно-нравственных ценностей,
исторического и культурного наследия народов России; опыта
художественного творчества как социально значимой деятельности.
Формы и методы воспитания
Решение задач информирования детей, создания и поддержки
воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
Формы: основная - учебное занятие; дополнительные – подготовка к
выставкам, конкурсам.
Методы: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод
положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,
педагогического требования (с учетом преимущественного права на
воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных
и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования,
поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в
деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля
и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы,
в коллективе.
Анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности объединения в ДДТ «Химмашевец».
Анализ
результатов
воспитания
проводится
в
процессе
педагогического наблюдения за поведением детей, их общением,
отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам,
к выполнению своих заданий по программе.

32

Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путем опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и
после ее завершения (итоговые исследования результатов реализации
программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребенка, обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в
будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов,
интервью — используются только в виде агрегированных усредненных и
анонимных данных.
Профориентационная работа в объединении
В содержании программы имеются профориентационные темы
занятий: «Нравственное искусство», «Архитектура как искусство»,
«Декорации как искусство», которые направлены на развитие таких качеств
личности как целеустремленность, способность творчески мыслить и
находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь.
Вследствие воспитательной деятельности учащимся предоставлена
профессиональная проба, которая дает возможность изучить избранную
сферу и примерить на себя ту или иную профессию.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
1. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М., 2008.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Часть 1. – М.,
2008.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Часть 2. – М.,
2008.
4. Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. –М., 2008.
5. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. – М., 2008.
6. Диккинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.,
2004.
7. Золочевский С.А. Какого цвета мир? Программа развития
цветовосприятия для детей 7 лет. – Санкт-Петербург, 2002.
8. Как рисовать животных. Учебное издание. – М., 2011.

33

9. Коротеева Е.И. Я учусь рисовать. – М., 2005.
10. Лаврова С.А. Потешные прогулки по Уралу. – М.,2011.
11. Мартин Д. Учимся смешивать цвета. – М., 2004.
12. Мосин И.Г. Рисование 1. –Екатеринбург, 2008.
13. Мосин И.Г. Рисование 2. Виды и жанры. – Екатеринбург, 2010.
14. Пауэлл У.Ф. Пишем облака и небо. – М., 2004.
15. Пауэлл У.Ф. Разберёмся в цветовой гамме. – М., 2004.
16. Собянина И.В. Художественное воспитание. – М., 2010.
17. Уотт Ф. Как научиться рисовать. – М., 2004.
18. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М., 2004.
Литература для учащихся, родителей (законных представителей):
1. Василиса Прекрасная: русская народная сказка/Обработка
А.Афанасьева. – М., 2013.
2. Группа Студия детского творчества «Цветной мир». – Режим
доступа: https://vk.com/club77044682
3. Догерти Дж. Птицы. – М., 2014.
4. Дэвидсон С. Киты и дельфины. – М., 2014.
5. Лыкова И.А. Волшебное кружево. Альбом для детского
художественного творчества. – М., 2007.
6. Лыкова И.А. Цветные пейзажи. Рисуем круглый год. – М., 2002.
7. Мороз В.В. Легендарные страницы нашей космонавтики: учебное
пособие для учащихся 2-4 классов. – М., 2011.
8. Рыжкова И., Рыжков А. Удивительная прогулка. – Екатеринбург,
2013.
9. Сайт «Рисовать могут все!». – Режим доступа: https://mogut-vse.ru
10. Сайт «Страна мастеров»/ – Режим доступа: https://stranamasterov.ru
11. Энциклопедия. Знаешь ли ты? Млекопитающие. – М., 2013.

34

Приложение 1
Карта педагогического наблюдения развития художественноэстетических способностей учащихся
Первый год обучения (стартовый)
Дата заполнения (число, месяц, год) ________________________________
Группа №_______
Порядковый номер учащегося,
соответствующий номеру в журнале

Критерии
1. Знает основные, составные
цвета и их оттенки.
2. Различает «холодные»,
«тёплые» цвета и их оттенки.
3. Определяет причины
изменчивости цвета
(освещённость, время года,
время суток).
4. Изображает несложные
сюжеты, а также передаёт
форму объектов, их
характерные признаки,
пропорции, и взаимное
размещение частей.
5. Владеет основными
приемами в лепке из соленого
теста, пластилина, глины.
6. Изображает декоративные
элементы, узоры.
7. Знает различные техники
декоративно-прикладного
искусства.
8. Использует разные виды
бумаги и приспособления при
выполнении работы в
нетрадиционных техниках.
9. Наблюдает и изображает
явления окружающей жизни и
природы, замечает её красоту.
10. Правильно пользуется
кисточками разными по
качеству ворса и толщине.
11. Правильно пользуется
палитрой.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

35

12. Правильно пользуется
графическими материалами
(карандаши, пастель (сухая,
масляная), фломастеры,
гелевые ручки).
13. Правильно пользуется
инструментами для лепки.
14. Правильно пользуется
гуашевыми, акварельными,
акриловыми красками,
15. Проявляет интерес к
творческому самопознанию,
самовыражению.

Уровни оценивания:

Знает уверенно/Умение сформировано
Знает частично/Умение сформировано частично
Знание отсутствует/Умение не сформировано

В – высокий (4-5 баллов)
С – средний (2-3 балла)
Н – низкий (0-1 балл)

Карта педагогического наблюдения развития художественноэстетических способностей учащихся
Второй год обучения (базовый)
Дата заполнения (число, месяц, год) ________________________________
Группа №_______
Порядковый номер учащегося,
соответствующий номеру в журнале

Критерии
1. Знаком с цветами палитры,
понятиями «хром» и «ахром».
2. Использует цвет с целью
выражения настроения и
личного отношения к
изображаемому.
3. Изображает несложные
сюжеты, передаёт форму
изображаемых объектов, их
характерные признаки,
пропорции, взаимное
размещение частей, передаёт
движение.
4. Создаёт малые
скульптурные формы,
рельефы.
5. Знает различные техники
декоративно-прикладного
искусства, понимает, как
можно их применить.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

36

6. Выполняет творческие
работы в нетрадиционных
техниках.
7. Самостоятельно (без
мотивации) наблюдает и
изображает явления
окружающей жизни и
природы, видит её красоту.
8. Умеет правильно работать с
различными
художественными
материалами и
приспособлениями при
выполнении графических,
живописных работ и в
смешанных техниках.
9. Умеет пользоваться
различными материалами для
лепки (пластилин, солёное
тесто, полимерная глина,
масса для лепки), использует
необходимые приспособления
и инструменты.
10. Проявляет активный
интерес к творческому
самопознанию,
самовыражению.

Уровни оценивания:

Знает уверенно/Умение сформировано
Знает частично/Умение сформировано частично
Знание отсутствует/Умение не сформировано

В – высокий (4-5 баллов)
С – средний (2-3 балла)
Н – низкий (0-1 балл)

Карта педагогического наблюдения развития художественноэстетических способностей учащихся
Третий год обучения (базовый)
Дата заполнения (число, месяц, год) ________________________________
Группа №_______
Порядковый номер учащегося,
соответствующий номеру в журнале

Критерии
1. Знает и использует
цветовой круг в сочетании с
ахроматическими цветами.
2. Имеет собственные
цветовые предпочтения
собственный выразительный
язык цвета.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

37

3. Знает и различает жанры
изобразительного искусства.
4. Самостоятельно определяет
замысел и сохраняет его на
протяжении всей работы.
5. Создаёт собственный
творческий проект на
заданную тему. Воплощает
его.
6.Владеет различными
техниками декоративноприкладного искусства (в
рамках программы).
7. Подбирает
соответствующее
изобразительное средство,
технику для создания более
выразительного образа.
8. Умеет наблюдать и
изображать явления
окружающей жизни и
природы, видит красоту
природы в различные сезоны.
9. Умеет передавать
изменчивость цвета в природе,
в зависимости от времени
суток.
10. Умеет передавать сюжеты,
форму изображаемых
объектов, их характерные
признаки, пропорции, и
взаимное размещение частей,
передавать движение.
11. Умеет работать с
пластичными материалами,
приспособлениями и
инструментами для лепки.

Уровни оценивания:

В – высокий (4-5 баллов)
С – средний (2-3 балла)
Н – низкий (0-1 балл)

Знает уверенно/Умение сформировано
Знает частично/Умение сформировано частично
Знание отсутствует/Умение не сформировано


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».