ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Рисуем сами Художественная направленность Возраст 5 – 10 лет, Срок реализации – 4 года Автор-составитель: Боровкова Карина Олеговна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 Содержание 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ................................................................ 3 2 1.1. Пояснительная записка..................................................................................... 3 1.2. Цели и задачи программы ............................................................................... 6 1.3. Содержание программы .................................................................................. 7 1.4. Планируемые результаты ................................................................................ 8 1.5. Комплекс основных характеристик по годам обучения .............................. 9 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ............................ 25 2.1. Календарный учебный график ...................................................................... 25 2.2. Условия реализации программы ...................................................................................................... 25 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .............................. 27 2.4. Воспитательная работа…………………………………………………29 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................. 29 Приложение 1 ........................................................................................................ 31 3 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Рисуем сами» художественной направленности разработана в соответствие с требованиями в образовании, отраженных в следующих документах: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р; 1. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 9. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от 21.08.2015 г. № 1497/46/36; 10. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе от 09.01.2024 г. № 3 Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец». 3. 4 Данная дополнительная общеразвивающая программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и, согласно Концепции развития дополнительного образования, способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии. Программа разработана с учетом потребностей и запросов учащихся и родителей. Социальный заказ государства и общества на сохранение и приумножение интеллектуального и творческого потенциала страны ставит перед современной педагогикой задачу по созданию условий, обеспечивающих выявление и развитие детской одаренности, через внедрение образовательных технологий, привлечение ресурсов дополнительного образования, непрерывный поиск новых форм и методов работы. Сегодня в педагогике все более актуальными становятся вопросы социализации ребенка, успешной адаптации его в обществе, помочь ему сделать первые шаги в жизненном пространстве. Программа формирует социально значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству. Дополнительная общеразвивающая программа «Рисуем вместе» создана на основе общеразвивающих программ дополнительного образования «Маленькие художники» Стыровой Е. Ю. (г. Москва), «Изобразительное искусство» Дубосарского Е. Д. (г. Москва). Отличительными особенностями программы является то, что она соединяет в себе основы традиционного рисования совместно с использованием нетрадиционных техник рисования, что дает возможность развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Практические и теоретические занятия интегрированы, что способствует лучшему усвоению программы. Беседы об изобразительном искусстве проводятся в течение 5-10 минут на занятии перед практической работой для общекультурного развития учащихся. Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, учащийся начинает экспериментировать, творить. 5 Педагогическая целесообразность заключается в том, что обучение выстраивается на основе учета возрастных особенностей, основной ведущей деятельности возраста. При создании условий по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных учащихся, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. Важное условие развития – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по программе: − развивает уверенность в своих силах; − способствует снятию детских страхов; − побуждает к творческим поискам и решениям; − учит работать с разнообразными художественными, природными бросовыми материалами; − развивает мелкую моторику рук; − во время работы учащиеся получают эстетическое удовольствие. Адресат программы: программа ориентирована на учащихся 5-7 лет. Содержание программы учитывает возрастные и психологические особенности учащихся дошкольного и младшего школьного возраста. Возрастные особенности: в дошкольном и младшем школьном возрасте происходит перестройка познавательных процессов ребенка: начинает формируется произвольность внимания и памяти, мышление из наглядно-образного преобразуется в словесно-логическое и рассуждающее, формируется способность к созданию умственного плана действий. Развивающие игры развивают настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые могут им понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т.д. Использование нетрадиционных техник рисования с включением игровых форм работы способствует развитию творческих способностей учащихся, воспитанию творчески активной и самостоятельной личности, формированию умения анализировать результаты своей работы. Количество в группе до 10 человек. Комплектование объединения проводится в свободном порядке, без предварительного отбора. Состав группы – постоянный, разновозрастной. На период обучения возможен 6 прием учащихся разных возрастов в зависимости от их желаний и способностей. Образовательный процесс организуется в традиционной форме. Объем и срок освоения программы: 288 часов. Срок освоения программы: 3 года обучения. Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная. Режим занятий: 2 раза в неделю 2 учебных часа. Уровень освоения программы: стартовый уровень – используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Форма обучения: − индивидуально - групповая; − групповая. Виды занятий: беседы, практические задания, коллективные работы, организация игровых ситуаций, связанных с рефлексией мыслительной деятельности. Формы подведения результатов Для оценки результата применяется педагогическое наблюдение, опрос, выставка. 1.2. Цели и задачи программы Цель − раскрыть и развить творческие способности посредством занятий изобразительным искусством. Задачи: Обучающие: 1. Научить использовать материалы и инструменты, применяемые в изобразительном искусстве. 2. Познакомить с различными художественными материалами, с различными нетрадиционными художественными техниками, приемами. 3. Познакомить с различными жанрами изобразительного искусства. Развивающие: 1. Развить умения сотрудничества со сверстниками и взрослыми. 2. Развить творческие способности, образное мышление, фантазию. 3. Развить координацию движения тела и мелкую моторику рук. Воспитательные: 1. Сформировать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, готовность к совместной деятельности со сверстниками. 7 2. Воспитать инициативность, исполнительность, ответственность, трудолюбие. 3. Воспитать культуру поведения в общественных местах. 1.3. Содержание программы Учебный план № Название разделов 1 2 Вводное занятие. Семь цветов радуги. Графика По страницам русских народных сказок и литературных произведений Новогодняя сказка Натюрморт Портрет Пейзаж Познание животного мира Изучение подводного мира Космос Букет цветов Город Промежуточная (итоговая) аттестация. Итого Осенний лес Разноцветные зонты. Овощи с натуры Ваза с цветами Рисуем сказку Грибы в корзине Первый снег Новогоднее счастье Сказочная Жар-птица Изучение диких животных Подарок для папы Бабочки Подарок маме Изучение домашних птиц Портрет мамы Салют над городом Летний цветочек Подводный мир Промежуточная (итоговая) аттестация. Итого Графика. Материалы и техника рисунка: фломастеры, маркеры, капиллярные ручки. Изучение перспективы Основы композиции Натюрморт 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 1 2 3 4 Количество часов 1 год 2 год 3 год 2 16 Форма контроля/ аттестации Наблюдение Опрос 18 16 12 8 20 20 6 6 6 12 2 144 Выставка 6 4 12 6 8 6 8 12 4 20 4 4 4 12 4 8 8 12 2 144 2 20 20 12 8 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Портрет Пейзаж Познание животного мира Изучение подводного мира Космос Великий праздник- День Победы! Букет цветов Профессии Город Промежуточная (итоговая) аттестация. Итого Повторение линейной и воздушной композиции. Человек в движение Основы композиции «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Птицы в лесу Пейзаж Путешествие по Сказам Бажова Изучение подводного мира Космические фантазии Великий праздник- День Победы! Весенние цветы Спорт-залог здоровья Город Промежуточная (итоговая) аттестация. Итого 1.4. Планируемые результаты 12 20 20 8 6 2 6 8 6 2 144 2 Выставка 20 20 12 12 20 20 8 6 2 6 8 6 2 144 Выставка Предметные: 1. Ознакомлены с материалами и инструментами, применяемыми в изобразительном искусстве. 2. Ознакомлены с различными художественными материалами, с различными нетрадиционными художественными техниками, приемами. 3. Ознакомлены с различными жанрами изобразительного искусства. Метапредметные: 1. Развито умение сотрудничества со сверстниками и взрослыми; 2. Развиты творческие способности, образное мышление, фантазию; 3. Развита координация движения тела и мелкая моторика рук. Личностные: 1. Сформирована эмоциональная отзывчивость, сопереживание, готовность к совместной деятельности со сверстниками. 2. Воспитана инициативность, исполнительность, ответственность, трудолюбие. 3. Воспитана культура поведения в общественных местах. 9 1.5. Комплекс основных характеристик по годам обучения Учебный тематический план 1 год обучения Количество часов № 1. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 3. 3.1. 3.2. 4. 4.1. 4.2. 5. 5.1. 6. 6.1. 7. 7.1. 7.2. 8. 8.1. 8.2. 8.3. 9. 9.1. 10. 10.1. 11. 11.1. 12. 12.1. 12.2. 13. Название раздела, темы Вводное занятие. Семь цветов радуги. Графика Техника работы простым карандашом и ластиком Материалы и техника рисунка: фломастеры, маркеры, капиллярные ручки. Граттаж – освоение техники По страницам русских народных сказок и литературных произведений Выбор сказки. Выбор сюжета. Композиция Рисуем собственную сказку Новогодняя сказка Зимний вид из окна. Подарки для деда Мороза. Натюрморт Виды натюрморта. Композиция. Портрет Портрет любимого героя мультфильма. Пейзаж Виды пейзажей. Природа вокруг нас Времена года Познание животного мира Путешествие по зоопарку. Животные, которых интересно рисовать и изучать. Царство тигров. Изучение подводного мира Подводный мир в разных техниках. Космос Полет в космос Букет цветов Весенний букет цветов Город «Сказочный город» Наш город Промежуточная (итоговая) Формы аттестации/ контроля всего теория практика 2 1 1 16 3 13 4 1 3 Наблюдение 4 1 3 Опрос 8 1 7 Выставка 18 2 16 Опрос 6 1 5 Наблюдение 12 1 11 Выставка 16 8 8 4 2 2 12 6 6 Выставка Выставка 12 12 8 1 1 1 11 11 7 Наблюдение 8 1 7 Выставка 20 4 16 3 2 1 17 2 15 Наблюдение Выставка 20 2 3 1 17 1 Опрос 12 1 11 Наблюдение 6 6 6 6 6 6 6 12 6 6 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 - 5 5 5 5 5 5 5 10 5 5 2 Выставка Наблюдение Выставка Выставка Выставка Наблюдение Выставка Выставка 10 аттестация. Итого 144 23 121 СОДЕРЖАНИЕ 1 год обучения Раздел 1. Вводное занятие. Семь цветов радуги. Теория: техника безопасности. Знакомство с группой. Постановка целей на год. Правила работы с художественными материалами, правила поведения в аудитории и во время учебного процесса. Знакомство с радугой. Практика: игра на знакомство «Расскажи мне о себе». Какой твой любимый цвет. Раздел 2. Графика. Тема 2.1. Техника работы простым карандашом и ластиком Теория: знакомство с традиционными методами рисования. Техника работы простым карандашом и ластиком. Обсуждение темы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа карандашом. Тема 2.2. Материалы и техника рисунка: фломастеры, маркеры, капиллярные ручки Теория: беседа о различных графических материалах. Техника работы фломастерами, маркерами, капиллярными ручками. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа фломастерами, маркерами, капиллярными ручками. Тема 2.3. Граттаж – освоение техники. Теория: беседа о различных графических материалах. Особенности работы в технике граттаж. Обсуждение темы. Практика: выполнение творческого задания. Фон. Эскиз. Нанесение воска на фон. Нанесение верхнего слоя, выбор цвета, сушка. Выполнение рисунка. Композиция работы. Процарапывание рисунка. Выставка. Раздел 3. По страницам русских народных сказок и литературных произведений Тема 3.1. Выбор сказки. Выбор сюжета. Композиция. Теория: беседа о сказке. Выбор сюжета. Характер образа. Обсуждение темы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Тема 3.2. Рисуем собственную сказку Теория: выбор сюжета. Обсуждение сказки. Выбор техники. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Выставка. 11 Раздел 4. Новогодняя сказка Тема 4.1. Зимний вид из окна. Теория: беседа о зиме. Образ природы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в смешанной технике (гуашь, вата). Выставка. Тема 4.2. Подарки для деда Мороза. Теория: просмотр мультфильма про деда Мороза. Обсуждение мультфильма. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Выставка. Раздел 5. Натюрморт Тема 5.1. Виды натюрморта. Композиция Теория: беседа о натюрморте. Виды натюрмортов. Композиция натюрморта. Последовательность выполнения работы. Практика: выполнение творческого задания. Выполнение рисунка. Выполнение работы в декоративной стиле. Раздел 6. Портрет Тема 6.1. Портрет любимого героя мультфильма. Теория: виды портретов. Беседа о героях мультфильма. Характер образа. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Выставка. Раздел 7. Пейзаж Тема 7.1. Виды пейзажей. Природа вокруг нас. Композиция. Теория: беседа о пейзаже. Виды пейзажа. Образ природы. Композиция. Практика: выбор темы. Выбор техники. Эскиз. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Тема 7.2. Времена года Теория: особенности пейзажа. Беседы о временах года и природы осенью, зимой, весной, летом. Практика: выполнение творческого задания. Выполнение рисунка. Работа в смешанной технике (пластилин, гуашь). Выставка. Раздел 8. Познание животного мира Тема 8.1. Путешествие по зоопарку. Теория: беседа о животных. Выбор сюжета. Характер образа. Обсуждение темы. 12 Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Тема8.2. Животные, которых интересно рисовать и изучать. Теория: беседа о домашних питомцев. Выбор сюжета. Практика: выполнение творческого задания. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Тема 8.3. Царство тигров. Теория: обсуждение выполнения работы «семейство тигров» Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Выставка. Раздел 9. Изучение подводного мира. Тема 9.1. Подводный мир в разных техниках. Теория: беседа о рыбах. Выбор сюжета. Характер образа. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Выставка. Раздел 10. Космос. Тема 10.1. Полет в космос. Теория: обсуждение темы. Выбор сюжета. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Выставка. Раздел 11. Букет цветов. Тема 11.1. Весенний букет цветов. Теория: виды цветов. Обсуждение темы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Выставка. Раздел 12. Город. Тема 12.1 «Сказочный город» Теория: беседа об архитектуре. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Тема 12.2. Наш город 13 Теория: беседа об особенностях архитектуры города. Выбор темы. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Выставка. Раздел 13. Промежуточная (итоговая) аттестация Практика: выставка творческих работ. Подведение итогов. Учебный тематический план 2 год обучения № 1. 1.1. 2. 2.1. 3. 3.1. 4. 4.1. 5. 5.1. 5.2. 6. 6.1. 7. 7.1. 7.2. 8. 8.1. 8.2. 8.3. 9. 9.1. 10. 10.1. 10.2. 11. 11.1. 12. 12.1. 13. 13.1. Название раздела, темы Осенний лес Путешествие по лесу Разноцветные зонты Рисуем зонтики. Овощи с натуры Натюрморт. Композиция Ваза с цветами Букет цветов в вазе Рисуем сказку Сказка «Колобок» Сказка «Лягушка-Царевна» Грибы в корзине Мы собрали грибы! Первый снег Зимний пейзаж Снегирь на ветке рябины Новогоднее счастье Узоры на окне Летящие снежинки Елочка нарядная Сказочная Жар-птица Путешествие с Жар-птицей Изучение диких животных Обитатели лесов Обитатели джунглей Подарок для папы Юный моряк Бабочки Изучение бабочек Подарок маме Весенний букет Количество часов Всего Теория Практика 6 6 4 4 12 12 6 6 8 4 4 6 6 8 4 4 12 4 4 4 4 4 20 10 10 4 4 4 4 4 4 1 1 1 1 2 2 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 3 1 1 1 1 1 4 2 2 1 1 1 1 1 1 5 5 3 3 10 10 5 5 6 3 3 5 5 6 5 1 9 3 3 3 3 3 16 8 8 3 3 3 3 3 3 Формы аттестации/ контроля Выставка Выставка Выставка Выставка Наблюдение Выставка Выставка Выставка Наблюдение Наблюдение Выставка Выставка Наблюдение Выставка Наблюдение Выставка Наблюдение 14 14. Изучение домашних птиц 14.1. Петушок-золотой гребешок 14.2. Попугай 15. Портрет мамы 15.1. Прекрасная моя мама 16. Салют над городом 16.1. Город в ночное время 16.2. Город в мерцающих огнях 17. Летний цветочек 17.1. Одуванчик 17.2. Веточка сирени 18. Подводный мир 18.1. Осьминожка 18.2. Золотая рыбка Промежуточная (итоговая) 19. аттестация. Итого 12 6 6 4 4 8 4 4 8 4 4 12 6 6 2 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 10 5 5 3 3 6 3 3 6 3 3 10 5 5 2 - 2 30 114 144 Выставка Наблюдение Наблюдение Наблюдение Выставка Выставка Наблюдение Наблюдение Наблюдение Выставка СОДЕРЖАНИЕ 2 год обучения Раздел 1. Осенний лес. Тема 1.1. Путешествие по лесу. Теория: беседа об осени. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Раздел 2. Разноцветные зонты. Тема 2.1. Рисуем зонтики. Теория: беседа о цветах в палитре. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Раздел 3. Овощи с натуры. Тема 3.1. Натюрморт. Композиция. Теория: беседа о натюрморте. Виды натюрмортов. Композиция натюрморта. Последовательность выполнения работы. Практика: выполнение творческого задания. Выполнение рисунка. Раздел 4. Ваза с цветами. Тема 4.1. Букет цветов в вазе. Теория: беседа о цветах. Композиция. Обсуждение последовательности работы. 15 Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Раздел 5. Рисуем сказку Тема 5.1. Сказка «Колобок» Теория: беседа о сказке «Колобок». Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Тема 5.2. Сказка «Лягушка-Царевна» Теория: беседа о сказке «Лягушка-Царевна». Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Раздел 6. Грибы в корзине Тема 6.1. Мы собрали грибы! Теория: беседа о грибах. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Раздел 7. Первый снег Тема 7.1. Зимний пейзаж Теория: беседа о зиме. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Тема 7.2. Снегирь на ветке рябины Теория: беседа о снегире. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Раздел 8. Новогоднее счастье Тема 8.1. Узоры на окне 16 Теория: беседа об узорах. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Тема 8.2. Летящие снежинки Теория: беседа о снежинках. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Тема 8.3. Елочка нарядная Теория: беседа об украшениях на елку. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Раздел 9. Сказочная Жар-птица Тема 9.1. Путешествие с Жар-птицей Теория: беседа о Жар-птице Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Раздел 10. Изучение диких животных Тема 10.1. Обитатели лесов Теория. беседа о животных леса. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика. выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Тема 10.2. Обитатели джунглей Теория: беседа о животных обитающих в джунглях. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Раздел 11. Подарок для папы Тема 11.1. Юный моряк 17 Теория: беседа о празднике «День защитника Отечества». Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Раздел 12. Бабочки Тема 12.1. Изучение бабочек Теория: беседа о бабочках. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Раздел 13. Подарок маме Тема 13.1. Весенний букет Теория: беседа о празднике 8 марта, о цветах. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Раздел 14. Изучение домашних птиц Тема 14.1. Петушок-золотой гребешок Теория: беседа о петухе. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Тема 14.2. Попугай Теория: беседа о попугае. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Раздел 15. Портрет мамы Тема 15.1. Прекрасная моя мама Теория: беседа о портрете. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. 18 Раздел 16. Салют над городом Тема 16.1. Город в ночное время Теория: беседа об архитектуре города. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Тема 16.2. Город в мерцающих огнях Теория: беседа о салюте. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Раздел 17. Летний цветочек Тема 17.1. Одуванчик Теория: беседа о одуванчике. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Тема 17.2. Веточка сирени Теория: беседа о сирени. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Раздел 18. Подводный мир Тема 18.1. Осьминожка Теория: беседа о обитателей подводного мира. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Тема 18.2. Золотая рыбка Теория: беседа о обитателей подводного мира. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. 19 Раздел 19. Промежуточная (итоговая) аттестация. Практика: выставка творческих работ. Подведение итогов. Учебный тематический план 3 год обучения Количество часов № 1. 1. 2. 2.1. 2.2. 3. 3.1. 4. 4.1. 5. 5.1. 6. 6.1. 6.2. 7. 7.1. 7.2. 8. 8.1. 9. 9.1. 10. 11. 11.1. 12. 12.1. 13. 13.1. 13.2. 14. Название раздела, темы Графика. Материалы и техника рисунка: фломастеры, маркеры, капиллярные ручки. Создание узора Изучение перспективы Линейная перспектива Воздушная перспектива Основы композиции Изучение художников. Композиции на заданные темы Натюрморт Виды натюрморта. Композиция. Портрет Портрет человека Пейзаж Виды пейзажей. Природа вокруг нас Времена года Познание животного мира Путешествие по зоопарку. Животные, которых интересно рисовать и изучать. Изучение подводного мира Подводный мир в разных техниках. Космос Полет в космос Великий праздник- День Победы! Букет цветов Весенний букет цветов Профессии Кем я буду, когда вырасту Город Прогулка по городу Наш город Промежуточная (итоговая) аттестация. Итого Формы аттестации/ контроля всего теория практика 2 1 1 16 3 13 20 10 10 20 20 4 2 2 2 2 16 8 8 18 18 12 12 12 12 20 4 16 1 1 2 2 3 2 1 11 11 10 10 17 2 15 20 8 3 1 17 6 Опрос 12 2 11 Выставка 8 8 6 6 2 6 6 8 8 6 3 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 7 7 5 5 1 5 5 7 7 4 2 2 Наблюдение Выставка 2 - 2 Выставка 144 23 121 Наблюдение Наблюдение Опрос Выставка Опрос Выставка Наблюдение Выставка Наблюдение Выставка Выставка Выставка Выставка Выставка Выставка СОДЕРЖАНИЕ 3 год обучения Раздел 1. Графика. Материалы и техника рисунка: фломастеры, маркеры, капиллярные ручки. 20 Теория: беседа о различных графических материалах. Техника работы фломастерами, маркерами, капиллярными ручками. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа фломастерами, маркерами, капиллярными ручками. Тема 1.1. Создание узора Теория: знакомство с традиционными методами рисования. Техника работы фломастерами, маркерами, капиллярными ручками. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа карандашом. Раздел 2. Изучение перспективы Тема 2.1 Линейная перспектива Теория: изучение перспективы в рисунке. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Выставка. Тема 2.2. Воздушная перспектива Теория: изучение перспективы в рисунке. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Выставка. Раздел 3. Основы композиции Тема 3.1 Изучение художников. Композиции на заданные темы Теория: беседа о знаменитых художников и композиции. Композиция изображения. Последовательность выполнения работы. Практика: выполнение творческого задания. Выполнение рисунка. Выполнение работы. Раздел 4. Натюрморт Тема 4.1. Виды натюрморта. Композиция Теория: беседа о натюрморте. Виды натюрмортов. Композиция натюрморта. Последовательность выполнения работы. Практика: выполнение творческого задания. Выполнение рисунка. Выполнение работы в декоративной стиле. Раздел 5. Портрет Тема 5.1. Портрет человека. Теория: виды портретов. Характер образа. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Выставка. Раздел 6. Пейзаж Тема 6.1. Виды пейзажей. Природа вокруг нас. Композиция. Теория: беседа о пейзаже. Виды пейзажа. Образ природы. Композиция. 21 Практика: выбор темы. Выбор техники. Эскиз. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Тема 6.2. Времена года Теория: особенности пейзажа. Беседы о временах года и природы осенью, зимой, весной, летом. Практика: выполнение творческого задания. Выполнение рисунка. Работа в смешанной технике (пластилин, гуашь). Выставка. Раздел 7. Познание животного мира Тема 7.1. Путешествие по зоопарку. Теория: беседа о животных. Выбор сюжета. Характер образа. Обсуждение темы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Тема 7.2. Животные, которых интересно рисовать и изучать. Теория: беседа о домашних питомцев. Выбор сюжета. Практика: выполнение творческого задания. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Раздел 8. Изучение подводного мира. Тема 8.1. Подводный мир в разных техниках. Теория: беседа о рыбах. Выбор сюжета. Характер образа. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Выставка. Раздел 9. Космос. Тема 9.1. Полет в космос. Теория: обсуждение темы. Выбор сюжета. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Выставка. Раздел 10. Великий праздник- День Победы! Теория: беседа празднике. Выбор сюжета. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Выставка. Раздел 11. Букет цветов. Тема 11.1. Весенний букет цветов. Теория: виды цветов. Обсуждение темы. 22 Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Выставка. Раздел 12. Город. Тема 12.1. Прогулка по городу Теория: беседа об архитектуре. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Тема 12.2. Наш город Теория: беседа об особенностях архитектуры города. Выбор темы. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Выставка. Раздел 13. Промежуточная (итоговая) аттестация Практика: выставка творческих работ. Подведение итогов. Учебный тематический план 4 год обучения Количество часов № 1. 1.1 2. 2.1. 2.2. 3. 3.1. 4. 4.1. 5. 5.1. 6. 6.1. 6.2. 7. Название раздела, темы Повторение линейной и воздушной композиции. Линейная и воздушная композиция. Человек в движение Изготовление человечка из картона Композиция «Человек в городе» Основы композиции Изучение художников. Композиции на заданные темы «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Изучение рассказов про животных. Композиция про героя Птицы в лесу Птицы Пейзаж Виды пейзажей. Природа вокруг нас Времена года Путешествие по Сказам Бажова Формы аттестации/ контроля всего теория практика 2 1 1 16 3 13 20 10 10 20 4 2 2 2 16 8 8 18 Наблюдение Опрос Выставка Опрос 20 2 18 Выставка 12 1 11 12 1 11 12 12 20 4 16 2 2 3 2 1 10 10 17 2 15 20 3 17 Наблюдение Наблюдение Выставка Наблюдение Выставка 23 7.1. 7.2. 8. 8.1. 9. 9.1. 10. 11. 11.1. 12. 12.1. 13. 13.1. 13.2. 14. Путешествие по сказкам Композиция на тему сказок Изучение подводного мира Подводный мир в разных техниках. Космические фантазии Полет в космос Великий праздник- День Победы! Весенние цветы Весенний букет цветов Спорт-залог здоровья Спортивная композиция Город Прогулка по городу Наш город Промежуточная (итоговая) аттестация. Итого Опрос Выставка 8 12 8 8 6 6 2 6 6 8 8 6 3 3 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 6 11 7 7 5 5 1 5 5 7 7 4 2 2 Наблюдение Выставка 2 - 2 Выставка 144 23 121 Выставка Выставка Выставка Выставка Выставка СОДЕРЖАНИЕ 3 год обучения Раздел 1. Повторение линейной и воздушной композиции. Тема 1.1. Линейная и воздушная композиция. Теория: изучение перспективы в рисунке. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Выставка. Раздел 2. Человек в движение Тема 2.1 Изготовление человечка из картона Теория: изучение анатомии человека Практика: выполнение творческого задания. Тема 2.2. Композиция «Человек в городе» Теория: изучение человека в движении. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Выставка. Раздел 3. Основы композиции Тема 3.1 Изучение художников. Композиции на заданные темы Теория: беседа о знаменитых художников и композиции. Композиция изображения. Последовательность выполнения работы. Практика: выполнение творческого задания. Выполнение рисунка. Выполнение работы. Раздел 4. «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Тема 4.1. Изучение рассказов про животных. Композиция про героя 24 Теория: беседа о прочитанных рассказов. Последовательность выполнения работы. Практика: выполнение творческого задания. Выполнение рисунка. Выполнение работы в декоративной стиле. Раздел 5. Птицы в лесу Тема 5.1. Птицы Теория: изучение разных видов птиц Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Выставка. Раздел 6. Пейзаж Тема 6.1. Виды пейзажей. Природа вокруг нас. Композиция. Теория: беседа о пейзаже. Виды пейзажа. Образ природы. Композиция. Практика: выбор темы. Выбор техники. Эскиз. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Тема 6.2. Времена года Теория: особенности пейзажа. Беседы о временах года и природы осенью, зимой, весной, летом. Практика: выполнение творческого задания. Выполнение рисунка. Работа в смешанной технике (пластилин, гуашь). Выставка. Раздел 7. Путешествие по Сказам Бажова Тема 7.1. Путешествие по сказкам Теория: беседа о сказах. Выбор сюжета. Характер образа. Обсуждение темы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Тема 7.2. Композиция на тему сказок Теория: Выбор сюжета. Практика: выполнение творческого задания. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Раздел 8. Изучение подводного мира. Тема 8.1. Подводный мир в разных техниках. Теория: беседа о рыбах. Выбор сюжета. Характер образа. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Выставка. Раздел 9. Космические фантазии. Тема 9.1. Полет в космос. 25 Теория: обсуждение темы. Выбор сюжета. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Выставка. Раздел 10. Великий праздник- День Победы! Теория: беседа празднике. Выбор сюжета. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Выставка. Раздел 11. Весенние цветы. Тема 11.1. Весенний букет цветов. Теория: виды цветов. Обсуждение темы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Выставка. Раздел 12. Спорт-залог здоровья. Тема 12.1. Спортивная композиция. Теория: беседа об спорте. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. Оформление работы. Выставка. Тема 12.2. Наш город Теория: беседа об особенностях архитектуры города. Выбор темы. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика: выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Оформление работы. Выставка. Раздел 13. Промежуточная (итоговая) аттестация Практика: выставка творческих работ. Подведение итогов. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Календарный учебный график Начало Окончания Период обучения по обучения по обучения программе программе 1 период 10 сентября 30 декабря 2 период 09 января 28 мая Всего учебных Количество недель учебных часов 16 недель 20 недель 288 2.2. Условия реализации программы Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа 26 Материально-техническое обеспечение: Для проведения занятий необходима аудитория, оборудованная станками, столами и стульями. Учебный кабинет должен быть оформлен в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с нормами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Индивидуальный ученический комплект 1. Краски: акварель, гуашь. 2. Карандаши: простые. 3. Палитры: бумажные, пластиковые или деревянные. 4. Точилки для карандашей. 5. Стаканчики для разведения красок. 6. Линейки, ножницы, ластики. 7. Салфетки для кистей. 8. Бумага: акварельная, для черчения, офисная бумага для набросков. 9. Маркеры и фломастеры. 10. Пастель масляная или восковые карандаши. Информационное обеспечение: − видеоматериалы; − фотоматериалы. Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям: наличие в образовательном учреждении подключения к сети Интернет. Скорость подключения - 2 Мбит/сек и выше. Подключение к Wi-Fi – да. Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительная общеразвивающая программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Методическое обеспечение: При реализации программы используется: − разработки теоретических и практических занятий; − дидактические и наглядные материалы: тематические иллюстрации, видеоролики. Методы обучения: По источнику изложения учебного материала: 27 1. Словесные: беседа, объяснение, рассказ, обсуждение. 2. Наглядные: показ иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения (изобразительные техники), работа по образцу. 3. Практические: тренировочные упражнения, самостоятельное выполнение практических заданий. По характеру учебно-познавательной деятельности используются: 1. Объяснительно - иллюстративные; 2. Репродуктивные; 3. Частично-поисковые методы. 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Виды контроля: текущий контроль осуществляется в ходе выполнения практического задания по каждому разделу методом наблюдения, теоретические знания проверяются в ходе беседы или фронтального опроса. Тематический контроль проводится по окончании каждой темы проходит просмотр готовых изделий, демонстрирующий лучшие образцы швов, лучшие рисунки, лучшие изделия. При обсуждении их отмечаются недостатки, типичные ошибки и недочеты. Формы контроля: наблюдение, опрос, выставка. Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме выставки в соответствии с разработанными критериями оценки результатов реализации программы. Критерии оценки результатов реализации программы: • усвоение знаний, умений, навыков по базовым разделам программы; • личностный рост, развитие общительности, работоспособности; • формирование художественных способностей, эстетического вкуса; • при оценке знаний, умений и навыков учитывается участие в выставках, конкурсах прикладного творчества. Художественная выразительность и практические умения оцениваются по следующим критериям: художественная выразительность: форма, цвет, композиция; сложность, изобретательность, авторская идея; качество, выявление ошибок и пути их исправлений; самоанализ, самооценка. Критерии оценки результатов практической деятельности по программе можно считать следующее: создание каждым учащимся своего оригинального проекта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. Результаты освоения программы определяются по трем уровням: высокий, средний, низкий. 28 1 уровень – высокий, полное освоение содержания образования (80100%). 2 уровень – средний, частичное освоение содержания программы (5080%), но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки. 3 уровень – низкий, не полностью освоил содержание программы (3050%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий. Оценочные материалы: 1.Карта наблюдения развития творческих способностей и практических умений учащихся (приложение 1). 2.4. Воспитательная работа Целевые ориентиры воспитания детей в программе: уважения к художественной культуре, искусству народов России; восприимчивости к разным видам искусства; интереса к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров; опыта творческого самовыражения в искусстве, заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в концертах, выставках и т. п.; стремления к сотрудничеству, уважения к старшим; ответственности; воли и дисциплинированности в творческой деятельности; опыта представления в работах российских традиционных духовно-нравственных ценностей, исторического и культурного наследия народов России; опыта художественного творчества как социально значимой деятельности. Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий. Методы: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе. Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности объединения в ДДТ «Химмашевец». Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. 29 Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путем опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после ее завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год). Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребенка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усредненных и анонимных данных. Профориентационная работа в объединении. В содержании программы имеются профориентационные темы занятий: Раздел 12 «Профессии. Кем я буду, когда вырасту», Раздел 7. «Пейзаж» Тема 7.1. «Виды пейзажей.» Природа вокруг нас. Композиция.», которые направлены на развитие таких качеств личности как, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь. Вследствие воспитательной деятельности учащимся предоставлена профессиональная проба, которая дает возможность изучить избранную сферу и примерить на себя ту или иную профессию. 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 1. Баррингтон Барбер. Рисуем, как великие/Б. Баррингтон. — М.: ЭКСМО, 2010. — 304 с. 2. Безрукова В.С. Все о современном уроке: проблемы и решения. Библиотека журнала «Директор школы» /В.С. Безрукова. — М.: ЭКСМО, 2004 — 34 с. 3. Бутенко Н.В. Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности ребенка/Н.В. Бутенко. — Челябинск: Цицеро, 2013. — 66 с. 4. Горяева Н.А. Островская О.В. Изобразительное искусство/Н.А. Горяева, О.В. Островская. — М.: Просвещение, 2010. — 198 с. 5. Кузин В.С. Особенности изобразительной деятельности/В.С. Кузин — М.: Просвещение, 1969. — 120 с. 30 6. Кузнецов Б.В. Большой самоучитель рисования/Б.В. Кузнецов — М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2010. — 192 с. 7. Неменский Б.М. Твоя мастерская/Б.М. Неменский. — М.: Просвещение, 2003. — 53 с. 8. Неменский Б.М. Искусство вокруг нас/Б.М. Неменский. — М.: Просвещение, 2003. — 85 с. 9. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки/А.А. Фатеева. — Ярославль: Академия развития, 2006. — 98 с. 10. Федотова И.В. Изобразительное искусство/И.В. Федотова. — Волгоград: Учитель, 2006. — 119 с. 11. Шматова О.В. Самоучитель по рисованию акварелью/О.В. Шматова. — М.: Эксмо, 2015. — 80 с. 12. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство/Т.Я.Шпикалова. — М.: Просвещение, 1985. — 192 с. Электронные ресурсы: 13. Дубосарскй Е. Д. Дополнительная общеразвивающая программа «Изобразительное искусство» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sites.google.com/a/music238410.com/dmszdr/izobrazitelnoeiskusstvo. 14. Стырова Е. Ю. Дополнительная общеразвивающая программа «Маленькие художники» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/planirovanie/dopolnitiel_naia_ob razovatiel_naia_obshchierazvivaiushchaia_proghramma_sotsial_n. Литература для детей и родителей 15. Гарни Д., Захарова А. Как нарисовать то, что не существует: учебное пособие/Д. Гарни, А. Захарова. — М: Бомбора, 2018. — 224 с. 16. Добрусина А. Точечная роспись: Сборник/А. Добрусина. — М: Феникс, 2015. — 94 с. 17. Евстратова Е.Н. 500 сокровищ русской живописи: Сборник/Е.Н.Евстратова. — М: Абрис, 2020 — 360 с. 18. Опимах И. Живописные истории. О великих полотнах, их создателях и героях: Сборник/И. Опимах — М: Ломоносовъ, 2020 — 272 с. 19. Руднев И.Ю. Композиция в изобразительном искусстве/И. В. Руднев. — Москва: Мир науки, 2019. — 98 с. 31 Приложение 1 Карта наблюдения развития творческих способностей и практических умений учащихся 1 Баллы 2 3 1 Баллы 2 3 1 Баллы 2 3 Сформированность творческих качеств Развитость творческих качеств Ф.И. учащихся Творческая активность Склонность к творчеству № Готовность к саморазвитию Критерии оценки 1 Баллы 2 3 1 Баллы 2 3 Итоги