ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Танцевальная азбука «Шаг вперёд» Художественная направленность Возраст учащихся: 6-12 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Гурвич Екатерина Валерьевна старший педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ............................................................................. 3 1.1. Пояснительная записка ................................................................................................. 3 1.2. Цель и задачи программы ............................................................................................. 6 1.3. Содержание программы................................................................................................ 7 1.4. Планируемые результаты ........................................................................................... 11 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ..................................... 11 2.1. Календарный учебный график................................................................................... 11 2.2. Условия реализации программы ............................................................................... 12 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 2.4. Воспитательная работа................................................................................................ 13 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................. 14 Приложение 1....................................................................................................................... 16 Карта входного контроля ................................................................................................... 16 Приложение 2....................................................................................................................... 17 Диагностическая карта «Мониторинг результатов обучения» ................................... 17 3 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Танцевальная азбука «Шаг вперед» художественной направленности разработана в соответствии с новыми требованиями в образовании, отраженными в следующих документах: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р; 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 9. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от 21.08.2015 г. № 1497/46/36; 10. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе от 09.01.2024 г. № 3 Муниципального 4 автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец». Данная дополнительная общеразвивающая программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и, согласно Концепции развития дополнительного образования, способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии. Обучение учащихся танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от педагога, руководителя объединения не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи. Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. Танцу свойственны образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у дошкольников способностей. Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у учащихся творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца – музыки, движения и игры. Актуальность программы обусловлена ее направленностью не только на то чтобы сформировать учащихся хореографические навыки и умения, но и обеспечить формирование познавательной активности и творческого мышления. Занятия по данной программе учитывают возрастные психологические и физиологические особенности учащихся, поэтому темы занятий танца и игры чередуются в течении всего учебного процесса. Ведущие педагогические идеи, ценности, принципы обучения и воспитания, следование которым обеспечивает реализацию целевого назначения программы: − личностно-ориентированный подход – предполагает помощь педагога воспитаннику в выявлении своих возможностей, реализации своих интересов; 5 − преемственность – после изучения элементарных движений танца задания осторожно усложняются. Освоение последующих заданий гораздо легче на основе предыдущих; − систематичность – соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», осознанное отношение учащихся к средствам танцевальной выразительности, овладение языком танцевальных движений. Понимание семантики, значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа, а также умение связывать эти «единицы» языка движений в «речевые» построения, включая их в контекст танца. Отличительная особенность данной программы заключается в том, что хореографическое обучение происходит через призму современного танца. А также большая роль отводится развитию профессиональных хореографических данных в разделе партерной гимнастики. Два этих компонента программы взаимодействуют и дополняют друг друга, и в тоже время могут реализовываться отдельно. Такой подход позволяет творчески сформировать хореографические навыки и умения учащихся. Адресат программы: программа ориентирована на учащихся 6-12 лет. Возрастные особенности: программа учитывает возрастные и индивидуальные способности учащихся. Занятия танцами в младшем школьном и подростковом возрасте оказывают серьезнейшее воздействие на формирование правильной осанки, способствуют исправлению функциональных нарушений осанки, укреплению «мышечного корсета» и связочно-мышечного аппарата стопы и голени, развитию чувства равновесия, ловкости, координации, двигательной памяти, а также обеспечивают формирование познавательной активности и творческого мышления учащихся, способствуют самовыражению через хореографические номера и концертную деятельность. Количество учащихся: 16 человек в учебной группе. Набор учащихся свободный. Состав группы постоянный. На период обучения возможен прием учащихся в зависимости от возраста или имеющихся специальных способностей. Объем программы: 648 часов. Срок освоения программы: 3 года обучения, 108 недель. − 1 год обучения – 36 недель, 216 часа; − 2 год обучения – 36 недель, 216 часа; Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная. Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 учебных часа. 6 Уровень освоения программы: базовый уровень – предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, используются и реализуются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно тематического направления программы. Форма обучения: коллективная, групповая, индивидуально-групповая. Виды занятий: практическое занятие, беседа, комбинированное занятие. Формы подведения итогов: наблюдение, открытый урок. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы – формирование сценической танцевальной культуры, посредством изучения современных направлений в хореографии, формирование и совершенствование исполнительских навыков. Задачи программы. Обучающие: 1. Сформировать навыки публичного выступления, умения держаться на сцене. 2. Сформировать навык исполнения экзерсиса у станка и на середине. 3. Сформировать навыки ансамблевого исполнительства. 4. Научить анализировать свою работу на занятии и в концертном выступлении. 5. Ознакомить с основами музыкальных жанров и стилей хореографии через учебную и художественно-творческую деятельность. Развивающие: 1. Развить эмоциональную отзывчивость на музыку. 2. Развить координацию. 3. Развить навыки и умения анализировать содержание музыкальных фраз, предложений, применяя эти знания при разучивании и исполнении танцевальных. Воспитательные: 1. Воспитать культуру общения в творческом коллективе. 2. Воспитать навыки самостоятельной работы над танцевальным номером. 3. Воспитать чувство ответственности перед самим собой и коллективом; воспитывать интерес к танцевальной культуре своего народа и народов других национальностей. 7 1.3. Содержание программы Учебный план № 1. 2. 3. Количество часов Разделы Базовые элементы классического танца, современного танца. Конкурсная деятельность Досугово-развлекательные мероприятия Промежуточная (итоговая) аттестация Итого Общее количество часов 1 год 2 год 208 208 624 6 6 18 2 2 6 216 216 648 Форма контроля/ аттестации наблюдение наблюдение открытый урок Содержание учебного плана Раздел 1. «Базовые элементы классического танца, современный танец» состоит из основных тем, в которых раскрыта суть освоения знаний навыков и умений хореографического искусства. Данный раздел направлен на усовершенствование навыков владения своим телом в достаточной степени для воплощения хореографических образов в сценической деятельности, а также направлен на развитие устойчивого интереса к самообразованию. Раздел 2. «Досугово-развлекательные мероприятия» включает в себя участие в фестивалях и конкурсах различного уровня, в которых учащиеся могут показать свое мастерство и приобретенные навыки. Базовый уровень (1 год обучения) Учебный тематический план 1 год обучения № Наименование разделов, тем 1. Базовые элементы классического танца, современный танец 1.1. Введение в программу Базовые элементы классического 1.2. танца 1.3. Партерная гимнастика Постановочная и репетиционная 1.4. работа. Конкурсная деятельность 2. Досугово-развлекательные мероприятия 3. Промежуточная (итоговая) аттестация Итого: Количество часов Всего Теория Практика 208 2 206 2 1 1 72 - 72 30 1 29 104 - 104 6 - 6 2 - 2 216 2 214 Форма контроля/ аттестации Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Открытый урок 8 Содержание учебного тематического плана 1 год обучения Раздел 1. Ритмика, базовые элементы классического танца, современный танец Тема 1.1. Введение в программу Теория: знакомство с новыми видами хореографии. Классический танец. Современный танец. Народно-сценический танец. Джазовый танец. Контемпорари. Историко-бытовой танец. Экзерсис на середине зала. Экзерсис у станка. Точки в зале. Практика: подготовка к экзерсису у станка и на середине. Изучение основных методических принципов исполнения позиций рук и ног, поднятия и удержания ног, аллегро. Тема 1.2. Базовые элементы классического танца Теория: общие сведения о базе классического танца. Allegro. Demiplie (деми плие)-неполное «приседание»; grandplie-(гранд плие)-глубокое, большое «приседание»; relevé-(релеве)-«поднимание», поднимание в стойку на носках с опусканием в ИП в любой позиции ног; battementtendu-(батман тандю)-«вытянутый» скользящее движение стопой в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в ИП; battementtendujeté-(батман тандю жете)«бросок», взмах в положение книзу; demirond-(демиронд)-неполный круг, полукруг; ronddejambparterre-(ронд де жамб пар тер)-круг носком по полу круговое движение носком по полу; ronddejambenl'air-(ронд де жамб ан леер)-круг ногой в воздухе, стойка на левой правая в сторону, круговое движение голенью наружу или внутрь; endehors -(андеор)-круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты; endedans-(андедан)круговое движение к себе, круговое движение внутрь; surlecoudepied-(сюрле ку де пье)-положение ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги),положение согнутой ноги на голеностопном суставе впереди или сзади; battementfondu-(батман фондю)-«мягкий», «тающий», одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставах; battementfrappe-(батман фрапэ)-«удар» -короткий удар стопой о голеностопный сустав опорной ноги, и быстрое разгибание в коленном суставе; passe-(пассе) - «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в сторону, сзади; relevelent- (релевелянт) «поднимать» медленно, плавно медленно; battementsoutenu-(батман сотеню)«слитный»; développe-(девелопе) - «раскрывание», «развернутый», из стоики на левои, правую скользящим движением до положения согнутой (носок у 9 колена) и разгибание ее в любом направлении (вперед, в сторону, назад) или выше; adajio-(адажио)-медленно, плавно включает в себя гранд плие, девелопе, релевелянт, все виды равновесий, пируэты, повороты; attitude(аттетюд) - поза с положением согнутой ноги сзади, стойка на левой, правую в сторону - назад, голень влево; grandbattement-(гранд батман) - «большой бросок ,взмах» на 90° и выше через положение ноги на носок; pordebras-(пор де бра) -«перегибы туловища», наклон вперед, назад, в сторону. Практика: постановка корпуса, рук, головы. Позиции ног: I, II, III, IV, V, VI. Позиции рук: подготовительное положение, IIIIII позиции; переводы. Рук из позиции в позицию. Постановка корпуса и позиции ног и рук боком к станку. Demi-plie по I, II, и III позиции. Battementstondu по I позиции вперед, в сторону и назад. Battementstondu по III позиции вперед, в сторону и назад. Releve на полупальцы по I, II, III позиции. Demi rond de jamb par terre en dehors et en dedans. Passeparterre. Battementsrelevelents на 45º вперед, в сторону и назад из I позиции. Battementsre-ti-res (поднимание ноги из позиции в положение и возвращение в позицию вперед и назад). Перегибы корпуса назад и в сторону лицом к станку. Поклон. Прыжки по позиции на двух ногах, на месте и в повороте на 90º с вытянутыми коленями. По позиции с согнутыми коленями в повороте и на месте. Перескок с ноги на ногу. Прыжки поочередные на правой и левой ноге. Прыжки с продвижением на двух ногах вперед, назад, в стороны. Тема 1.3. Партерная гимнастика Практика: упражнения на развитие подъема, выворотности, гибкости и шага. Упражнения исполняются на полу для растяжки и эластичности мышц ног, спины, живота. Лежа на спине: relevelent, на 180° с опусканием в исходное положение. Лежа на спине: grandbatement в выворотном положении вперед на 180°. Лежа на спине: fIex стоп в выворотном положении ноги, поднятой на 180°. Лежа на спине: passe в выворотном положении в сторону на 180°. Лежа на спине: медленный подъем ноги на 180° и отведение ноги в сторону. Возвращение ноги по полу до исходного положения. Стоя на коленях: резкие броски ног назад в выворотном положении. «Мостик» с положения лежа и стоя. Стойка на руках. Тема 1.4. Постановочная и репетиционная работа. Конкурсная деятельность. Практика: направлена на отработку и закрепление полученных умений и навыков при исполнении хореографических этюдов и небольших композиций. Раздел 2. Досугово-развлекательные мероприятия 10 Практика: выступление на концертах, конкурсах, фестивалях различного уровня. Участие в праздничных мероприятиях: день рождение МИКСа, Новый год, окончание учебного года и т.д. Раздел 3. Промежуточная (итоговая) аттестация Практика: проводится в форме открытого урока. Базовый уровень (2 год обучения) Учебный тематический план 2 года обучения № Наименование разделов, тем 1. Базовые элементы классического танца, современный танец 1.1. Введение в программу. Базовые элементы классического 1.2. танца 1.3. Партерная гимнастика Постановочная и репетиционная 1.4. работа. Конкурсная деятельность 2. Досугово-развлекательные мероприятия 3. Промежуточная (итоговая) аттестация Итого: Количество часов Всего Теория Практика Форма контроля/ аттестации 208 2 206 2 72 1 - 1 72 Наблюдение 30 104 1 - 29 104 Наблюдение 6 - 6 Наблюдение 2 216 2 2 214 Открытый урок Наблюдение Наблюдение Содержание учебного тематического плана 2 год обучения Раздел 1. Базовые элементы классического танца, современный танец Тема 1.1. Введение в программу Теория: разновидности экзерсиса классического танца. Положение тела у станка. Особенности выполнения экзерсиса на полной стопе и полупальцах. Практика: повторение основных элементов классического танца. Тема 1.2. Базовые элементы классического танца Практика: работа над движением рук, ног, головы, корпуса. Классический экзерсис - техническая разработка следующих движений: Demi-plie по всем позициям. Grand-plie по всем позициям. Battementstondu по V позиции вперед, в сторону и назад. Releve по всем позициям. Demi rond de jamb par terre en dehors et en dedans. Battementsfondu. Battements frappe. Battements reIeve Ients на 90º. Grandbattements по всем позициям. Прыжки GIissade. Jete. Changementdepied. Chasse. Echappe. Отработка движений в отдельности, с последующим соединением. Тема 1.3. Партерная гимнастика 11 Практика: упражнения для растяжки и эластичности мышц ног, спины, живота. Упражнения на развитие подъема. Упражнения на развитие выворотности. Упражнения на развитие гибкости. Тема 1.4. Постановочная и репетиционная работа Практика: направлена на отработку и закрепление полученных умений и навыков при исполнении хореографических этюдов и композиций. Раздел 2. Досугово-развлекательные мероприятия Практика: выступление на концертах, конкурсах, фестивалях различного уровня. Участие в праздничных мероприятиях: день рождение коллектива, Новый год, окончание учебного года. Раздел 3. Промежуточная (итоговая) аттестация Практика: открытый урок. 1.4. Планируемые результаты Предметные результаты: − сформированы навыки публичного выступления, умения держаться на сцене; − сформированы навыки публичного выступления, умения держаться на сцене; − сформированы навыки ансамблевого исполнительства. − умеют анализировать свою работу на занятии и в концертном выступлении; − знание основ музыкальных жанров, видов и стилей хореографии. Метапредметные результаты: − развита эмоциональная отзывчивость на музыку; − развита координация; − развит навык и умение анализировать содержание музыкальных фраз, предложений, применяя эти знания при разучивании и исполнении танцевальных. Личностные результаты: − воспитана культура общения в творческом коллективе; − воспитаны навыки самостоятельной работы над танцевальным номером; − воспитан интерес к танцевальной культуре своего народа и народов других национальностей. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Календарный учебный график 12 Дата Дата начала Период окончания обучения по обучения обучения по программе программе 1 полугодие 10 сентября 30 декабря 2 полугодие 09 января 28 мая Всего Количество учебных учебных недель часов 16 20 96 120 Режим занятий 3 раза в неделю по 2 часа 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: занятия проходят в специально оборудованном помещении, где есть: хореографические станки; музыкальная аппаратура; колонка; музыкальный носитель; зеркала. Информационно-методическое обеспечение: − дидактические материалы: методическое пособие, сказки, стихи, подборка музыкальных произведений, подборка упражнений и этюдов. Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительная общеразвивающая программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Виды контроля: − входной контроль – проводится в виде среза индивидуальных хореографических данных учащегося; − текущий контроль – после каждой темы, может быть фронтальный, групповой, индивидуальный; Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в конце года в соответствии с разработанными критериями оценки результатов в форме открытого урока. Формы контроля: наблюдение, беседа, сравнение и анализ выполняемых упражнений и этюдов, итоговый анализ полученных умений и навыков за период обучения. Результаты освоения программы определяются по трем уровням: высокий, средний, низкий. Исполнение программы на контрольном уроке оценивается по пятибалльной шкале, в основу которой положены объективность и единый подход оценки качестве исполнения в соответствии с выделенными критериями. Критерии оценки качества исполнения Количество баллов «Отлично» - 5 баллов Критерии оценивания выступления Уверенное и осмысленное выступление; 13 (освоение учащимся более 80% содержания дополнительной общеразвивающей программы) «Хорошо» - 4 балла (освоение учащимся от 60% до 80% содержания дополнительной общеразвивающей программы) «Удовлетворительно» - 3 балла (освоение учащимся от 40% до 60% содержания дополнительной общеразвивающей программы) «Неудовлетворительно» - 2 балла (освоение учащимся менее 40% содержания дополнительной общеразвивающей программы) свободное владение материалом: умение передавать характер произведения и владеть художественно-выразительными средствами. Исполнение уверенное, выразительное, но задачи, поставленные преподавателем выполнены не в полном объеме: небольшие недочеты в исполнительском плане; характер произведения передается ограниченными выразительными средствами. Исполнение с большим количеством недочетов: выступление с явными техническими погрешностями; вялый физический аппарат; формальное отношение к исполнению. Комплекс серьезных недостатков: плохое знание материала; грубые и частые ошибки при исполнении хореографических движений; слабое владение навыками (по программным требованиям, соответствующим данному году обучения). Оценочные материалы: 1. Карта входного контроля (приложение 1). 2. Диагностическая карта «Мониторинг результатов (приложение 2). обучения» 2.4. Воспитательная работа Воспитательный потенциал: Воспитательный потенциал танцев заключается в формировании активной личности, которая обладает пониманием самобытного искусства разных народов, культурой межнационального общения, толерантностью, самостоятельностью и трудолюбием. Танцы способствуют воспитанию молодёжи, развивают творческие способности, стимулируют интерес к изучению танцев народов мира и формируют межкультурную компетенцию. Методы воспитательной работы в танцах включают: − словесные методы (объяснение, беседа, рассказ); − практические методы (обучение хореографии); − наглядные методы (исполнительский мастерство педагога, его профессиональный показ). Профориентационная работа на занятиях по хореографии направлена на подготовку детей к поступлению в учебные учреждения, которые реализуют профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства. Она включает: − Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития детей. 14 − Приобретение знаний, умений и навыков в области хореографического исполнительства. − Приобретение опыта хореографической деятельности. − Формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями. − Формирование умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности. − Воспитание в атмосфере доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и профессиональной требовательности. − Формирование умений давать объективную оценку своему труду, навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе. Профориентационная работа учитывает возрастные особенности формирования профессиональных намерений у детей и проводится с помощью различных методов, таких как экскурсии, встречи с выпускниками, обновление репертуара и другие. 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. –СПб.: ЛОИРО,2000. 2. Горшкова Е. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. – М.: Издательство «Гном и Д», 2002. – 120 с. 3. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972. 4. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985. 5. Руднева С., Фиш А. Ритмика. Музыкально-ритмическое движение. – М., 1972. 6. Сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением». – Научный руководитель Н.М. Лаврухина. Под ред. О.А. Петрашевича. - Мн. – Национальный институт образования. – 2005. 7. Череховская Р. Танцевать могут все. – Мн., 1973. Литература для учащихся, родителей (законных представителей): 1. Контактная импровизация. – Режим доступа: http://www.contactimprovisation.ru/ 15 2. Маленькая балетная энциклопедия. – Режим доступа: http://ballet.classical.ru/ 3. Международный танцевальный журнал. – Режим доступа: https://danceinternational.org/ 4. Мир джазового танца. – Режим доступа: http://www.offjazz.com/ 5. Официальный сайт танцевальной компании «КаннонДанс». – Режим доступа: https://www.kannondance.ru/ 6. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца / В.М. Пасютинская – М.: Просвещение, 1985. – 233 с. 7. Центр хореографии А. Прельжокаж. – Режим доступа: https://www.preljocaj.org 8. Челябинский театр современного танца. – Режим доступа: https://www.urc.ac.ru/Arts/Dance_Theatre/about.html 9. Энциклопедия балет. – Режим доступа: https://ballet-enc.ru 10. American contemporary ballet. – Режим доступа: https://www.americancontemporaryballet.com 11. Dance-net.ru. – Режим доступа: https://www.dance-net.ru Карта входного контроля Фамилия, имя Сколько полных лет, месяцев Рост Вес Строение тела Осанка Выворотность Стопа Балетный шаг Гибкость тела Прыжок Координация движений Музыкально-ритмическая координация Устойчивость Темперамент Особые отметки Приложение 1 Диагностическая карта «Мониторинг результатов обучения» Показатели (оцениваемые параметры) 1.1 Теоретические знания (по основным разделам учебнотематического плана программы) 1.2 Владение специальной терминологией ВЫВОД: 2.1 Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебнотематического плана программы) Критерии Приложение 2 Степень выраженности оцениваемого качества 1. Теоретическая подготовка учащегося Соответствие теоретических Минимальный уровень (учащийся овладел менее чем знаний учащегося 1\2 объема знаний, предусмотренных программой); программным требованиям Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1\2) Максимальный уровень (учащийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) Осмысленность и Минимальный уровень (учащийся, как правило, правильность использования избегает употреблять специальные термины); специальной терминологии. Средний уровень (учащийся сочетает специальную Знание элементарной терминологию с бытовой); хореографической Максимальный уровень (специальные термины терминологии. употребляет осознанно в полном соответствии с их Содержанием) Уровень теоретической Низкий подготовки Средний Высокий 2. Практическая подготовка учащегося Соответствие практических Минимальный уровень (учащийся овладевал менее 1\2 умений навыков программным предусмотренных умений и навыков); требованиям. Освоение Средний уровень (объем освоенных умений и навыков знаний, умений, навыков составляет более 1\2); хореографического искусства: Максимальный уровень (учащийся овладел экзерсиса, основных практически всеми умениями и навыками, танцевальных элементов. предусмотренными программой за конкретный период Наличие навыков танцевального восприятия. Баллы 1 5 10 1 5 10 2-6 7-14 15-20 1 5 10 18 2.2 Концертная деятельность 2.3 Творческие навыки ВЫВОД: Заключение Осмысленность и правильное исполнение хореографических элементов и эмоциональнаяпередача танцевального образа. Умение использовать полученные знания в сценической деятельности. Креативность в выполнении практических заданий. Организация коллективной работы над хореографическими композициями и воплощение своего замысла, подключая к работе партнеров. Наличие эмоционального отношения к искусству. Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решение различных творческих задач. Уровень практической подготовки Результат обучения учащегося по дополнительной общеобразовательной программе Минимальный уровень умений (учащийся испытывает серьезные затруднения при исполнении хореографических постановок) Средний уровень (обучающийся справляется с исполнением элементов на ½, недостаточная вовлеченность в исполнения хореографического образа); Максимальный уровень (обучающийся максимально справляется с поставленной балетмейстером задачей ) Начальный (элементарный) уровень развития креативности (учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); Творческий уровень (выполняет практические задания с элементам творчества) Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий 1 5 10 1 5 10 3-10 11-22 23-30 До 16 18-36 38-50