ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Твори! Выдумывай! Пробуй!» Художественная направленность Возраст учащихся: 7-12 лет Срок реализации: 3 года Автор-составитель: Конюк Людмила Викторовна старший педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ .................................................................................3 1.1. Пояснительная записка ......................................................................................................3 1.2. Цель и задачи программы..................................................................................................6 1.3. Планируемые результаты ..................................................................................................7 1.4. Содержание программы.....................................................................................................7 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ........................................22 2.1. Календарный учебный график .......................................................................................22 2.2. Условия реализации программы....................................................................................22 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .............................................22 2.4. Воспитательная работа………………………………………………………….23 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..................................................................................................24 Приложение 1 ............................................................................................................................26 Приложение 2 ............................................................................................................................29 Приложение 3 ............................................................................................................................32 3 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Твори! Выдумывай! Пробуй!» художественной направленности разработана в соответствии с требованиями в образовании, отраженными в следующих документах: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678р; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 9. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от 21.08.2015 г. № 1497/46/36; 10. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе от 09.01.2024 г. № 3 Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец». 3. 4 Данная дополнительная общеразвивающая программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и, согласно Концепции развития дополнительного образования, способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии. Актуальность программы обусловлена требованиями общества, предъявляемыми к системе дополнительного образования и воспитания на современном этапе. Это и развитие способности учащегося к самостоятельному активному освоению мира, и стимулирование у него стремления к самореализации, формирование творческой активности в различных видах деятельности. В программе «Твори! Выдумывай! Пробуй!» предполагается, что результативность развития способностей учащихся посредством организации с ними творческого проектирования как формы образовательной деятельности повысится, если средством для создания творческого проекта будут выбраны различные технологии работы с бумагой, шерстью. В содержании программы имеются профориентационные темы занятий, которые направлены на развитие таких качеств личности, как инициативность, способность находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь. Новизна программы заключается в том, что элементы художественного конструирования используются с целью интеграции технической и гуманитарной культуры. У учащихся развиваются навыки практического применения теоретических знаний, полученных на занятиях, в самостоятельной практической проектной и изобретательской деятельности. Отличительной особенностью программы «Твори! Выдумывай! Пробуй!» в отличие от аналогичных программ («Рукодельница» Н.В. Полякова, «Бумагопластика» Т.П. Ильина, «Бумагопластика» А.Ф. Блохина) является интеграция детских видов деятельности в процессе творческого проектирования с помощью средств конструирования из бумаги, работы с шерстью и нитками в техниках и приёмах, позволяющих моделировать и апробировать основополагающие свойства пространства внешнего мира. При этом, в качестве связующего стрежня, используется – ассоциативносинектическая технология (далее АС-технология), разработанная С.А. Новосёловым, обеспечивающая комплексное гармоничное развитие творческих способностей учащихся сразу к нескольким основным видам творческой деятельности: вербальной, изобразительной и техникотехнологической. Так же разработана структура творческого проектирования со 5 следующими обязательными компонентами (приложение 1): вербальная мотивация к творческому проектированию; визуальная мотивация к творческому проектированию; совместный со взрослыми поиск проблем, порождающих проектную ситуацию; игровое наглядное моделирование проектных ситуаций; материализация комплексного творческого продукта; обсуждение и презентация результатов творческого проектирования. Адресат программы: программа рассчитана на учащихся 7-12 лет. Возрастные особенности: младший школьный возраст выступает сензитивным периодом в развитии творческих способностей, это выражается в становлении главных, определяющих предпосылок развития личности. У учащихся появляется интерес к самостоятельному продолжению творческой деятельности в выбранном проблемном поле. Набор учащихся свободный. Количество учащихся в группе 14 человек. Группы разновозрастные. В процессе обучения предусмотрено проведение добора учащихся в группы на любой этап обучения по данной программе. Для вновь поступивших учащихся подбираются задания, позволяющие быстрее приобрести необходимые навыки. Образовательный процесс организуется в традиционной форме. В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс организуется с применением электронных дистанционных технологий. При запросе родителей (законных представителей) возможна реализация индивидуального образовательного маршрута учащегося по индивидуальному плану. Объем программы: 432 часа. Срок освоения программы: 3 года обучения. − 1 год обучения – 36 недель, 144 часа; − 2 год обучения – 36 недель, 144 часа; − 3 год обучения – 36 недель, 144 часа. Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная. Режим занятий: 2 раз в неделю 2 учебных часа. Уровень освоения программы – программа разноуровневая, предполагает стартовый и базовый уровень освоения. Стартовый (1 обучения) – используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Базовый (2-3 год обучения) – используются и реализуются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных 6 знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно тематического направления программы. Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная. Виды занятий: беседа, экскурсия, практическое занятие, комбинированное занятие, игра-путешествие, выставка, творческий проект. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: наблюдение; устный опрос, выставка, анализ творческих работ, защита творческого проекта. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы – развитие творческих способностей учащихся в области художественного конструирования через организацию творческого проектирования на основе применения АС-технологии. Задачи программы. Обучающие: 1. Обучить конкретным трудовым навыкам и приемам работы с инструментами. 2. Обучить безопасным приемам работы с материалами и инструментами. 3. Познакомить с различными техниками работы с бумагой, шерстью и другими материалами. 4. Сформировать знания о композиции работы. 5. Обучить проектированию изделия. Развивающие: 1. Развить внимание, логическое и пространственное воображение, конструктивное мышление. 2. Развить навык выполнения логических операций. 3. Развить творческое воображение, художественный вкус. 4. Развивать навыки сотрудничества: способность мыслить, сочинять, изобретать оригинальные продукты творческого проектирования (изделия) на основе коллективного труда. Воспитательные: 1. Воспитать эстетическое отношение к окружающему миру и интереса к творческой деятельности. 2. Воспитать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, самостоятельность. 3. Воспитать интерес к народным традициям через декоративноприкладное искусство. 7 1.3. Планируемые результаты Предметные результаты: 1. Обучены конкретным трудовым навыкам и приемам работы с инструментами. 2. Обучены безопасным приемам работы с материалами и инструментами. 3. Ознакомлены с различными техниками работы с бумагой, шерстью и другими материалами. 4. Сформированы знания о композиции работы. 5. Обучены проектированию изделия. Метапредметные результаты: 1. Развитие внимания, логического и пространственного воображения, конструктивного мышления; 2. Развитие навыка выполнения логических операций; 3. Развитие творческого воображения, художественного вкуса; 4. Развитие навыков сотрудничества: способность мыслить, сочинять, изобретать оригинальные продукты творческого проектирования (изделия) на основе коллективного труда. Личностные результаты: 1. Воспитано эстетическое отношение к окружающему миру и интерес к творческой деятельности; 2. Воспитано трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, самостоятельность; 3. Воспитан интерес к народным традициям через декоративноприкладное искусство. 1.4. Содержание программы Учебный тематический план № п/п 1 Раздел Бумажные чудеса Количество часов 1 год 2 год 3 год стартовый базовый базовый 76 76 76 48 48 48 16 16 16 4 4 4 144 144 144 Фильцевание 2 3 4 Игрушки из ткани и ниток. Промежуточная (итоговая) аттестация ИТОГО Форма аттестации/ контроля Выставка, анализ творческих работ Выставка, защита творческого проекта, анализ творческих работ Выставка, защита творческого проекта, анализ творческих работ Выставка, защита творческого проекта, анализ творческих работ 8 В содержании программы присутствует материал, который знакомит учащихся с колоритом, традициями Урала. Содержание программы строится с учетом преемственности в изучении основ композиции, цвета, конструирования. Содержание заданий может быть скорректировано в связи с участием в мероприятиях, выставках или в программу могут быть включены дополнительные задания, соответствующие тематике определённой выставки, конкурса. Некоторые из заданий (по выбору педагога) могут быть изменены в ходе экспериментально-поисковой работы, проектной деятельности. Комплекс основных характеристик программы по годам обучения Стартовый уровень (1 год обучения) Цель – развитие творческих способностей учащихся в области художественного творчества через работу в нетрадиционных техниках работы с бумагой и шерстью. Задачи. Обучающие: 1. Научить приемам работы с нетрадиционными техниками аппликации (айрис-фолдинг), оригами, квиллинга. 2. Научить основным приемам раскладки войлока при изготовлении картин, сухого и мокрого валяния. 3. Углубить знания и умения выделять в окружающем пространстве геометрические фигуры и тела. 4. Научить моделировать простые объемные изделия. 5. Сформировать представления о закономерностях цветовых сочетаний и композиции. 6. Научить безопасным приемам работы с материалами и инструментами. 7. Научить выполнять все технологические операции с использованием рациональных приемов работы. 8. Познакомить с методами и приемами поиска новых идей и решения творческих задач. Развивающие: 1. Развить тонко-координированные движения кисти руки. 2. Развить внимание, воображение. Воспитательные: 1. Воспитать эстетическое отношение к окружающему миру и интерес к творческой деятельности. 2. Воспитать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, культуру общения. 9 Планируемые результаты Стартового уровня (1 года обучения) Предметные результаты: − овладение приемами работы в нетрадиционных техниках аппликации (айрис-фолдинг), оригами, квиллинга; − овладние основными приемами раскладки войлока при изготовлении картин, сухого и мокрого валяния; − знание и умение выделять геометрические фигуры и тела в окружающем пространстве; − умение моделировать простые объемные изделия; − знание о закономерностях цветовых сочетаний и композиции; − овладение безопасными приемами работы с материалами и инструментами; − научить выполнять все технологические операции с использованием рациональных приемов работы; − овладение методами приемами поиска новых идей и решения творческих задач. Метапредметные результаты: − развитие тонко-координированных движений кисти руки; − развитие внимания, воображения; Личностные результаты: − воспитано эстетическое отношение к окружающему миру и интерес к творческой деятельности; − воспитано трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, культуру общения. Учебный тематический план 1 года обучения № Наименование раздела, темы 1. Бумажные чудеса 1.1 Введение. Каким бывает лист? Рождение бумаги. Свойства 1.2 бумаги Техника радужного 1.3 складывания Квиллинг из гофрированного 1.4 картона. Метод морфологического анализа 1.5 Квиллинг из бумажной ленты Количество часов Формы аттестации и контроля всего теория практика 76 38 38 2 1 1 наблюдение 4 2 2 наблюдение, опрос 12 6 6 28 14 14 12 6 6 наблюдение, опрос, анализ творческих работ наблюдение, опрос, анализ творческих работ наблюдение, опрос, анализ творческих работ 10 1.6 Оригами. Метод фокальных объектов 8 4 4 1.7 Гофродетальки 10 5 5 48 4 4 24 2 2 24 2 2 наблюдение наблюдение, опрос 4 2 2 наблюдение, опрос 12 6 6 2. Фильцевание 2.1 История «фильцевания» 2.2 Природа цвета Основы композиции. 2.3 Композиционное размещение элементов на плоскости Техника «Шерстяная акварель» 2.4 при изготовлении картины 2.5 Сухое валяние на плоскости. 12 6 6 2.6 Мокрое валяние 12 6 6 3. Игрушки из ткани и ниток 16 8 8 4. Промежуточная (итоговая) аттестация 4 - 4 144 70 74 Итого: наблюдение, опрос, анализ творческих работ наблюдение, опрос, анализ творческих работ наблюдение, опрос, анализ творческих работ наблюдение, опрос, анализ творческих работ наблюдение, опрос, анализ творческих работ наблюдение, опрос, анализ творческих работ выставка, анализ творческих работ Содержание учебного тематического плана 1 года обучения Раздел 1. Бумажные чудеса Тема 1.1. Введение. Каким бывает лист? Теория: ознакомление учащихся с целями и задачами предмета, режимом работы, с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Безопасность труда и правила личной гигиены. Обсуждение правил игр на знакомство и организацию взаимодействия. Многозначность слова лист. Лексическое значение слова. Инструменты при работе с бумагой. Техника безопасности при работе с ними. Практика: экскурсия в парк. «Золотая осень». Игры на комадообразование: «Лазер», «Рыбаки и рыбки», «Нарисуй свое имя». Тема 1.2. Рождение бумаги. Свойства бумаги Теория: краткие сведения из истории возникновения и развития бумажного производства, знакомство с видами бумаги; техниками бумажного конструирования. Демонстрация изделий, выполненных из бумаги и картона. Показ слайдов, видеофильмов: значение изделий из бумаги и картона в быту, в жизни современного человека, в интерьере. Практика: знакомство со свойствами бумаги (плотность, пластичность, упругость). Определение продольных и поперечных волокон бумажного листа. Тесты и творческие задания на выявление неординарности мышления учащихся. Игры: «Снежный ком», «Поменяйтесь местами те, кто». 11 Тема 1.3. Техника радужного складывания Теория: знакомство с нетрадиционной техникой аппликации «Айрис фолдинг». Техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работа по цветовому кругу (подбор цветов). Определение поперечных и продольных волокон бумажного листа. Знакомство с рациональными приемами заготовки полосок бумаги одинаковых и разных цветов. Работа с силуэтным трафаретом. Обучение выделять существенный признак, классифицировать. Практика: работа с цветовым кругом (тональная или оттеночная гамма; пастельная гамма; контрастное цветовое решение). Знакомство с теплыми и холодными цветами. Работа с силуэтным трафаретом и вырезание контура. Заготовка полосок бумаги для работы. Выполнение открытки в технике «Айрис-фолдинг». Групповые игры: «Заслонки», «Элемент, имя признака, значение признака», «Гирлянда», «Узнай меня», «Что можно сказать о предмете, если там есть…?». Тема 1.4. Квиллинг из гофрированного картона. Метод морфологического анализа Теория: знакомство с основными приемами работы с полосками гофрированного картона. Освоить несколько наиболее часто встречающихся приемов: шайба, шайба в форме капли, шайба в форме листика. Освоить схемы данных элементов. Научить кодировать и декодировать свою работу. Умение читать схемы и составлять свой эскиз в виде простой схемы. Метод морфологического анализа. Обсуждение вариативности применения метода морфологического анализа в жизни. Продолжение работы по формированию навыка выделять существенный признак, классифицировать. Практика: отличия гофрированного картона от простого. Выполнение работы «Горшочки для цветов», «Цветок на стебельке», «Новогодние игрушки». Игры-путешествие: «Новогодний квест», «Новогодняя сказка», «Путешествия с ощущениями. Игра с мячом: ведущий (на первых порах взрослый, затем может быть учащийся) задает многовариантное задание: «Что летает? Что красное? Что шуршит?» и т. п. и кидает мяч участнику. Участник, отвечая, возвращает мяч. Постепенно темп увеличивается. Выполнение творческих заданий, упражнений, конструирование из подручных материалов изобретений, придуманных с помощью метода морфологического анализа. Тема 1.5. Квиллинг из бумажной ленты Теория: основные приемы работы с бумажной лентой и их обозначением на схеме (круглая шайба, овальная шайба, капля, листик, травка). Развивать умение продавливать шайбу, придав заготовке выпуклую форму, понимать и выполнять операцию «припустить заготовку». 12 Практика: составление эскиза в виде схемы. Освоить разнообразные виды цветов и листьев из бумажной ленты. Выполнение работы «Корзинка с цветами». Игры: «Смешивание ощущений», «Чепуха», «Что-то – часть чего-то». Тема 1.6. Оригами. Метод фокальных объектов Теория: знакомство с возникновением оригами, как традиционного японского искусства сложения моделей из бумажного листа. Представление о стране, культуре японского народа. Знакомство с простейшими чертежами и условными обозначениями, принятыми в оригами. Введение понятие «базовая форма». Анализ базовых формам: треугольник, дверь, воздушный змей, квадрат, двойной треугольник, двойной квадрат. Создание из данных форм объемных композиций. Введение в композиционное построение понятие «нюанс». Метод фокальных объектов: рассмотрение способов поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств других, случайно выбранных объектов. Обсуждение вариативности применения метода фокальных объектов в жизни. Формирование умения самостоятельно находить противоречивые свойства. Обсуждение правил игр, обучающих самостоятельно находить противоречивые свойства Практика: сложение и вырезание квадрата из прямоугольника путем разметки заготовки по осям симметрии, преобразование прямоугольной формы в квадратную и наоборот. Получение треугольника из квадратной и прямоугольной формы. Изготовление простейшей модели из двух- трех сложений. Изготовление моделей с отработкой разметки и сложения симметричных элементов оригами. Изготовление базовых форм. Простые базовые формы: треугольник, книга, дверь, воздушный змей. Средние базовые формы: блин, рыба, двойной треугольник, двойной квадрат. Сложные базовые формы: дом, птица, катамаран, лягушка. Создание индивидуальных пособий с примерами базовых форм. Сложение оригами по словесному описанию и по операционным образцам из разных базовых форм. Самостоятельный выбор «нюанса» при составлении композиции на практике. Выполнение творческих заданий, конструирование из подручных материалов изобретений, придуманных с помощью метода фокальных объектов. Мозговой штурм, выдвижение идей Игры на тренировку системного подхода: «Что в чем?», «У кого есть…», «Волшебный светофор», «Путешествие в будущее», «Где живу и с кем дружу», «Хорошо-плохо», «Где прячутся противоположности?». Игры на формирование умения самостоятельно находить противоречия, противоречивые свойства: «Составь противоречие», «Противоречивые свойства материалов», «Что хорошо, то и плохо», «Для кого, когда, при каких условиях?». Тема 1.7. Гофродетальки. Карандашница Теория: знакомство с креповой бумагой и ее свойствами. 13 Практика: изготовление гофротрубочек. Изготовление карандашницы. Раздел 2. Фильцевание Тема 2.1. История «фильцевания» Теория: история о возникновения войлока и его роль в жизни человека. Инструменты и техника безопасности. Практика: просмотр видеоматериала. Инструктаж по технике безопасности. Правила организации рабочего места. Знакомство с материалами и инструментами для валяния. Краткая характеристика видов шерсти, разновидность и применение. Тема 2.2. Природа цвета Теория: закономерности цветовых сочетаний. Правила смешивания шерсти. Прием прибеливания. Практика: построение цветового круга из шерсти. Тема 2.3. Основы композиции Теория: основные законы композиции. Закон контраста. Закон целостности и неделимости. Закон подчиненности единому замыслу. Практика: анализ работ по законам композиции. Тема 2.4. Техника «Шерстяная акварель» при изготовлении картины Теория: знакомство с техникой шерстяной акварели (основные приёмы выкладывания шерсти на плоскости). Сочетание цветов при выкладывании шерсти послойно (лессировка). Практика: приёмы работы с шерстью: скручивание, рубка, отрыв. Скручивание шерсти (для выкладывания, например, ствола дерева), рубка шерсти (для выкладывания инея на ветках или при выкладывании мелких деталей), отрыв шерсти применяется при выкладывании из шерсти крупных элементов композиции. 1. Лессировка представляет собой смешение различных цветов шерсти, в связи с этим подобранные цвета должны быть совместимы между собой. Отрываются от гребенной ленты шерсти тонкие, почти прозрачные пряди, выкладывается фон. Пряди должны перекрывать друг друга (эффект лессировки). 2. Выполнение простого изображения из шерсти в технике «Шерстяная акварель» Выкладывание основы для картины, изготовление фона, подбор цвета. Проверка знаний учащихся о правилах пользования колющими и режущими предметами. 3. Оформление плоского изделия в раму. Тема 2.5. Сухое валяние на плоскости 14 Теория: знакомство с техникой «Сухое валяние» (приваливание, уваливание), с инструментами и техникой безопасности работы. Техника сухого валяния при выполнении плоских изделий. Основные приемы техники сухого валяния. Правильное положение игл фильцевания при работе. Практика: видеоматериал об истории возникновения сухого валяния. Работа с фильцевальной иглой. Изготовление простых изделий. Тема 2.6. Мокрое валяние Теория: основные приемы мокрого валяния. Правила раскладки шерсти. Приготовление мыльного раствора для валяния. Практика: изготовление бусин в технике мокрого валяния. Подготовка шаблонов для валяния. Изготовление грелки – цыпленок для яиц. Раздел 3. Игрушки из ткани и ниток Теория: история создания игрушки-оберега. Изучение традиций и народных обычаев родного края, связанных с оберегами. Рассмотрение материалов, используемых при создании оберегов. Практика: изготовление игрушки-оберега из ткани и ниток (помпон, кисточки). Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация Практика: выставка «Волшебство своими руками». Базовый уровень (2-3 год обучения) Цель – развитие творческих способностей учащихся в области художественного творчества через создание творческих проектов. Задачи. Обучающие: 1. Расширить знания о нетрадиционных техниках работы с бумагой (папье-маше). 2. Познакомить с новой техникой работы с бумагой (декупаж). 3. Углубить знания и умения выделять в окружающем пространстве геометрические фигуры и тела. 4. Сформировать представления о цветовых сочетаниях. 5. Научить выполнять технологические операции с использованием рациональных приемов, обеспечивающих качество изделия. 6. Познакомить с методом творческого проекта. Развивающие: 1. Развить внимание, воображение. 2. Развить умение синхронизировать работу обеих рук и глаз. 3. Развить проектные, исследовательские навыки. 15 4. Развить внимание, логическое и пространственное воображение, конструктивное мышление. 5. Развить навыки сотрудничества: способность мыслить, сочинять, изобретать комплексные продукты творческого проектирования (изделия) на основе коллективного труда. 6. Развить способность оценить свои поступки, умение определять границы собственного «знания» и «незнания». Воспитательные: 1. Воспитать эстетическое отношение к окружающему миру и интерес к творческой деятельности. 2. Воспитать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, культуру общения. Планируемые результаты Базового уровня (2-3 год обучения) Предметные результаты: − знание технологий работы с бумагой, в том числе в технике папьемаше; − овладение техникой декорирования (декупаж); − знание и умение выделять геометрические фигуры и тела в окружающем пространстве; − знание и применение на практике правил цветовых сочетаний; − знание технологических операций с использованием рациональных приемов, обеспечивающих качество изделия; − умение создавать и реализовывать творческие проекты в совместной сотворческой деятельности (учащиеся, педагог, родители); Метапредметные результаты: − развито внимание, воображение; − развито умение синхронизировать работу обеих рук и глаз; − развиты проектные, исследовательские навыки; − развитие внимания, логического и пространственного воображения, конструктивного мышления; − развитие навыков сотрудничества: способность мыслить, сочинять, изобретать комплексные продукты творческого проектирования (изделия) на основе коллективного труда; − развитие способности оценивать свои поступки, умения определять границы собственного «знания» и «незнания». Личностные результаты: 16 − воспитано эстетическое отношение к окружающему миру и интерес к творческой деятельности; − воспитано трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, культура общения. Учебный тематический план 2 года обучения № Наименование раздела, темы 1. Бумажные чудеса 1.1 Введение. Бумага и ее виды 1.2 Основы композиции Техника радужного 1.3 складывания Квиллинг из гофрированного 1.4 картона Количество часов всего теория практика 76 38 38 2 1 1 4 2 2 16 8 8 16 8 8 1.5 Модульное оригами. 10 5 5 1.6 Лепка из бумаги (папье-маше) 10 5 5 10 5 5 8 48 4 4 4 24 2 2 4 24 2 2 12 6 6 16 8 8 12 6 6 3. Игрушки из ткани и ниток 16 8 8 4. Промежуточная (итоговая) аттестация 4 - 4 144 70 74 Поделки из коробочек и втулок. 1.7 Разработка авторской настольной игры. 1.8 Гофродетальки 2. Фильцевание 2.1 Войлок в наши дни 2.2 Природа цвета Техника «Шерстяная акварель» 2.3 при изготовлении картины мокрым способом Сухое валяние полуобъемных 2.4 изделий 2.5 Мокрое валяние. Творческий проект «Чудо-валенки» Итого: Формы аттестации и контроля наблюдение наблюдение, опрос наблюдение, опрос, анализ творческих работ наблюдение, опрос, анализ творческих работ наблюдение, опрос, анализ творческих работ наблюдение, опрос, анализ творческих работ наблюдение, опрос, анализ творческих работ наблюдение выставка наблюдение наблюдение, опрос наблюдение, опрос, анализ творческих работ наблюдение, опрос, анализ творческих работ наблюдение, опрос, защита творческого проекта, анализ творческих работ наблюдение, опрос, анализ творческих работ выставка, анализ творческих работ Содержание учебного тематического плана 2 год обучения Раздел 1. Бумажные чудеса Тема 1.1. Введение. Бумага и ее виды Теория: роль бумаги в жизни человека. Из чего делают бумагу. Разные 17 виды бумаги. Практика: экскурсия в осенний парк. Тема 1.2. Основы композиции Теория: понятия композиция работы. Введение понятия – нюанс. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи. Практика: работа над эскизом панно. Игры: «Что имеем - не храним, потерявши – плачем», «Неверная причина», «Что может произойти, если…», «Причинно-следственное дерево», «Цепочка событий», «Продолжи историю», «Бином фантазии», «Почему это произошло?» Тема 1.3. Техника радужного складывания Теория: проектирование композиции в технике айрис-фолдинг, подбор цвета в работе. Формирование умения находить функциональный подход, альтернативные варианты. Практика: техника безопасности при работе с ножницами, макетным ножом. Построение схемы для укладывания полосок в разных геометрических формах. Выполнение пейзажа в данной технике. Игры: «Аукцион», «Что умеет делать», «Метод Робинзона Крузо», «Давай поменяемся», «Если я хочу... то что мне поможет...», «Сломался робот». Тема 1.4. Квиллинг из гофрированного картона Теория: анализ предмета работы по геометрической форме. Составление плана работы по преобразованию полоски в объемное изделие – кодирование словесной информации в графическую схему. Формирование умения находить функциональный подход, альтернативные варианты. Формирование умения находить функциональный подход, альтернативные варианты. Практика: подготовка гофрированного картона (разметка и нарезка на полоски). Составление схемы работы. Выполнение объемного изделия. Игры: «Давай поменяемся», «Если я хочу... то что мне поможет...», «Сломался робот», «Мои друзья», «Дразнилка». Тема 1.5. Модульное оригами Теория: техника создания объёмных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами, придуманных в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Практика: разбор схема модуля. Сбор треугольных модулей в изделие. Тема 1.6. Лепка из бумаги (папье-маше) Теория: знакомство с техникой папье-маше. Составление плана работы. Формирование умения проводить аналогии и ассоциации. 18 Практика: выполнение работы. Игры: «На что похоже?», «Метод Каталога», «Волшебные картинки». Тема 1.7. Поделки из коробочек и втулок Теория: понятие проект. Преобразование коробочек и втулок в сказочного персонажа. Знакомство с разнообразием видов игр. Обсуждение правил и закономерностей при создании авторских настольных игр. Разработка правил авторской настольной игры, внесение необходимых коррективов. Формирование умения проводить аналогии и ассоциации. Практика: создание своей игрушки из коробочек и втулок. Разработка авторской настольной игры «Болото и лягушки». Декор игрового поля авторской настольной игры. Игры: «Друдлы», «Цепочки ассоциаций», «Крокодил». Тема 1.8. Гофродетальки. Теория: свойства креповой бумаги. Формирование умения проводить аналогии и ассоциации. Практика: изготовление одинарных и двойных гофротрубочек. Изготовление «Сундучка с секретом». Оформление выставочных работ. Выставка «Чудеса из бумаги». Беседа по результатам выставки. Игра «Фокусник». Раздел 2. Фильцевание Тема 2.1. Войлок в наши дни. Теория: значение декоративно прикладного искусства в наши дни. Формирование умения проводить аналогии и ассоциации и находить способы решения проблемной ситуации. Практика: просмотр видеоматериала о музее валенок в г. Коломна. Игры: «Найди выход», «Изобретатель», «Ямки-горки», «Аналогии», «На что похоже настроение?», «Помоги сказке», «Если бы ты попал в сказку». Тема 2.2. Природа цвета Теория: закономерности цветовых сочетаний. Правила смешивания шерсти. Прием прибеливания. Практика: построение цветового круга из шерсти. Тема 2.3. Техника «Шерстяная акварель» при изготовлении картины мокрым способом Практика: работа над эскизом. Расчет изделия с учетом усадки. Подбор сочетаний цветов. Работа над картиной в технике мокрого валяния. Оформление изделия в раму. Тема 2.4. Сухое валяние полуобъемных изделий Теория: история возникновения броши. Правила подбора броши к одежде. Валяние основы сухим способом. Правила приваливания полуобъемных изделий. Использование росписи как постановки нюанса 19 изделия. Практика: изготовление «брошек – мордочек». Тема 2.5. Мокрое валяние. Творческий проект «Чудо-валенки» Теория: правила раскладки. Двухсторонняя раскладка при валянии симметричных изделий. История создания валенок от прошлого до современности. Обсуждение вариантов формы, декора, функциональности авторских валенок. Обсуждение критериев оценки будущих образов валенок. Обсуждение правил презентации коллекции. Практика: создание эскиза и валяние авторских валенок применением изученных техник декора. Организация «мозгового штурма» с помощью метода фокальных объектов с целью разработки функциональности применения в жизни и уникальности создаваемой модели валенок. Показ мод. Раздел 3. Игрушки из ткани и ниток Теория: история создания игрушки-оберега. Изучение традиций и народных обычаев родного края, связанных с оберегами. Рассмотрение материалов, используемых при создании оберегов. Практика: изготовление игрушки-оберега из ткани и ниток. Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация Практика: выставка «Своими руками сделаем сами». Базовый уровень (3 год обучения) Учебно-тематический план 3 года обучения № Наименование раздела, темы 1. Бумажные чудеса Квиллинг из бумажной ленты. 1.1 Творческий проект «Бумажная страна изобретателей» 1.2 Оригами. Творческий «Город моей мечты» проект 1.3 Декупаж 2. Фильцевание 2.1 Природа цвета. Роспись войлока Смешанная техника в «Шерстяной 2.2 акварели» 2.3 Сухое валяние объемных изделий 2.4 Мокрое валяние 3. Игрушки из ткани и ниток 4. Промежуточная (итоговая) Количество часов Формы аттестации и контроля всего теория практика 64 32 32 наблюдение, опрос, защита 28 14 14 творческого проекта, анализ творческих работ наблюдение, опрос защита 10 5 5 творческого проекта, анализ творческих работ наблюдение, опрос, анализ 26 13 13 творческих работ 60 30 30 6 3 3 наблюдение наблюдение, опрос, анализ 30 15 15 творческих работ 12 6 6 наблюдение, опрос 12 6 6 наблюдение, опрос наблюдение, опрос, анализ 16 8 8 творческих работ выставка, анализ творческих 4 4 20 работ аттестация Итого: 144 70 74 Содержание учебного тематического плана 3 года обучения Раздел 1. Бумажные чудеса Тема 1.1. Квиллинг из бумажной ленты. Творческий проект «Бумажная страна изобретателей» Теория: изучение условных знаков и схем в квиллинге. Творческий проект «Бумажная страна изобретателей». Вербальная мотивация к творческому проектированию, визуальная мотивация к творческому проектированию, поиск проблем, игровое наглядное моделирование, поисковая проектная деятельность, материализация объекта проектирования, совместное обсуждение и презентация результатов творческого проектирования. Практика: разработка и выполнение панно в технике квиллинг. Составление своих простых схем в эскизе изделия. Творческий проект «Бумажная страна изобретателей». Выбор любого детского литературного произведения. По аналогии с сюжетом (сюжетами) выбранных произведений сочинение собственного литературного произведения. Зарисовка действующих лиц, выполнение графической или живописной композиции. Поиск, анализ проблем, в которых оказались герои. Устранение увиденной проблемы с помощью придумывания новых устройств и способов. Изобретательская деятельность учащихся с помощью применения одного из ассоциативных методов творчества (метод фокальных объектов, метод морфологического анализа). Проектная деятельность, устранение увиденной проблемы. Материализация объекта проектирования по сочинённому литературному произведению и нарисованным композициям. Защита творческих проектов, анализ комплексных творческих продуктов. Тема 1.2. Оригами. Творческий проект «Город моей мечты» Теория: знакомство с мозаикой из ромбиков. Обсуждение уникальности родного города. Изучение схем базовых форм. Повторение математических понятий: линия, квадрат, прямоугольник, прямой угол. Повторение свойств прямоугольника. Рассмотрение горизонтальной и вертикальной линии симметрии. Рациональные способы сгибания и вырезания прямоугольников. Способы деления прямоугольника на равные две, три, четыре части. Метод фокальных объектов. Беседа об архитектуре родного города. История возникновения г. Екатеринбурга, достопримечательности и тайны столицы Урала. Беседа о правилах публичной презентации своего проекта. 21 Практика: закрепление базовой формы «воздушный змей». Проектирование композиции из цветов в данной технике. Создание плана города с помощью метода фокальных объектов. Подготовка и презентация проекта. Тема 1.3. Декупаж Теория: знакомство с техникой декорирования – декупаж. Практика: выполнение развертки параллелепипеда. Проектирование применения изделия в декоре дома. Выполнение декора коробочки в данной технике. Квест игра – «Мастерская Деда Мороза». Раздел 2. Фильцевание Тема 2.1. Природа цвета. Роспись войлока Теория: знания о теплых и холодных цветах, основные цвета, цвета, получаемые путем смешивания. Технология окрашивания войлока пастелью, красками для батика. Витражная и акварельная роспись шерстью. Практика: тонирование деталей. Акварельная роспись. Экскурсия в парк (наблюдение за сочетанием красок в природе). Тема 2.2. Смешанная техника в «Шерстяной акварели» Теория: эскиз композиции по заданной теме. Определение объема изображаемых предметов. Подготовка префельта. Технология работы с материалами для приваливания. Практика: работа с материалами для приваливания. Выполнение префельта. Подготовка объемных и полу объёмных деталей согласно выполненному эскизу. Выполнение картины в смешанной технике. Тема 2.3. Сухое валяние объемных изделий Теория: технология наращивания объема в деталях изделия. Правила приваливания мелких деталей. Практика: изготовление небольших игрушек. Теория 2.4 Мокрое валяние Теория: технологический процесс валяния на плоской форме. Практика: расчет и изготовление шаблона для чехла. Раскладка шерсти. Уваливание и приваливание нитей декора. Декорирование работ. Раздел 3. Игрушки из ткани и ниток. Игрушки обереги Теория: народные традиции в изготовлении игрушек оберегов. Практика: изготовление оберегов из тканей и ниток. Экскурсия в дом – музей Агафуровых (центр народных ремесел). Новогодняя сказка. Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация Практика: выставка «Своими руками сделаем сами». 22 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Календарный учебный график Начало Окончания Период обучения по обучения по обучения программе программе 1 период 10 сентября 30 декабря 2 период 09 января 28 мая Всего учебных Количество недель учебных часов 16 недель 20 недель 144 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: для создания условий реализации программы занятия проводятся в специально оборудованном кабинете: соответствующее СанПиНам освещение, горячая и холодная вода, столы, стулья. Для организации работы на занятиях в кабинете должны быть набор материалов и инструментов для занятий декоративно-прикладным творчеством: наборы материалов для организации работы с бумагой, с шерстью), демонстрационный и раздаточный материал в соответствии с изучаемой темой, образцы готовых изделий, методическая литература. Информационно-методическое обеспечение: − дидактические материалы: наглядные пособия (художественные альбомы, журналы, книги, иллюстрации, фотографии, папки с рисунками), методические разработки (пособия, тесты, кроссворды, сюжетно-ролевые игры). − наглядные материалы: образцы готовых изделий, коллекция образцов бумаги, шерсти, шаблоны для выполнения изделий в технике мокрого валяния. Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительная общеразвивающая программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Виды контроля: − текущий контроль осуществляется в ходе занятия методом наблюдения, устного опроса, экспресс-выставки, защиты творческого проекта и анализа творческих работ в конце каждого тематического раздела; − итоговый контроль – в конце каждого раздела защита творческого проекта, анализ творческих работ, выставка. 23 Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме анализа творческих работ выставки в соответствии с разработанными критериями оценки результатов реализации программы. Критерии оценки результатов реализации программы: отслеживание личностного развития и практических умений учащихся, осуществляется методом наблюдения и самостоятельной работы. Оцениваются: − знания, умения, навыки по разделам программы; − творческие способности учащихся. Критерии оценки результатов практической деятельности по программе можно считать следующее: создание каждым учащимся своего творческого проекта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата, участие в выставках, конкурсах. Художественная выразительность оценивается по следующим критериям: художественная выразительность: форма, цвет, композиция; сложность, изобретательность, авторская идея; качество, выявление ошибок и пути их исправлений; самоанализ, самооценка. Оценка уровня развития творческих способностей учащихся осуществляется на основе наблюдения за их учебно-игровой творческой деятельностью в процессе выполнения творческих заданий, а также анализа результатов выполнения этих заданий. Наблюдение за работой учащихся по выполнению заданий и анализ их результатов были организованы на основе применения теоретической модели блочной структуры творческих способностей и соответствующей системой критериев их оценки. С помощью этой модели и принятых в ней критериев мы оценивали степень проявления (включения) тех или иных творческих способностей и практических умений учащихся при выполнении творческого задания. В процессе наблюдения за выполнением творческих заданий и анализа их результатов выставляются оценки творческих способностей учащихся. Проявление качеств личности оценивается по бальной шкале от 0 до 10, что соответствует следующим уровням: от 0 до 2 баллов – низкий уровень, от 3 до 6 баллов – средний уровень, от 7 до 10 – высокий уровень. Таким образом каждая из измеряемых творческих способностей учащегося получает оценки, из которых затем будет выведена средняя. Результаты освоения программы определяются по трем уровням: высокий, средний, низкий. 1 уровень – высокий, полное освоение содержания образования (70100%). 24 2 уровень – средний, частичное освоение содержания программы (3070%), но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки. 3 уровень – низкий, не полностью освоил содержание программы (030%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий. Оценочные материалы: 1. Карта наблюдения освоения программы «Твори! Выдумывай! Пробуй!» (приложение 2). 2. Карта педагогической оценки творческих способностей учащихся (приложение 3). 2.4. Воспитательная работа Воспитательный потенциал: Целевые ориентиры воспитания детей в программе: уважения к художественной культуре, искусству народов России; восприимчивости к разным видам искусства; интереса к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров; опыта творческого самовыражения в искусстве. Формы работы: основная – учебное занятие; дополнительные – экологический проект по сбору на вторичной переработке одноразовых пластиковых стаканчиков, посещение выставок. Методы: метод убеждения (рассказ, разъяснение), метод положительного примера (педагога), метод упражнений (приучения), метод осуждения и одобрения поведения детей, метод поощрения, метод развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании. Анализ результатов. Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности объединения в ДДТ «Химмашевец». 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 1. Васина Н.Н. Бумажные цветы. – Айрис Пресс, 2012. 2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С, Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: От рождения до школы, 2013. 3. Гусакова И.А. Аппликация. – М.: Просвещение, 2012. 4. Гусакова М.В. Путь бумаги. – М.: Дошкольное воспитание, 2012. 5. Давыдовой. Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Просвещение, 2014. 6. Зайцева. А.Н. Войлок и фетр. Большая иллюстрированная энциклопедия. – М.: Эксмо, Москва. 2011. 7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: 25 Карапуз, 2015.Смирнова 8. Новосёлов С.А. Методология развития креативности и творчества / Новосёлов С.А., Попова Л.С. //Педагогическое образование в России. – Режим доступа: http://reftrend.ru. 9. Новосёлов С.А. Технология творчества для детей или АСтехнология/ С.А. Новоселов, Попова Л. С. // Педагогическое образование в России – Режим доступа: http://reftrend.ru. 10. Петрова И.М. Волшебные полоски. – М.: Просвещение, 2015. 11. Подъяков Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное восприятие в детском саду. – М.: Просвещение, 2012. 12. Рябинина Е., Калейдоскоп мышления – Режим доступа: http://resursyar.ru. 13. Смирнова Е. Войлочные звери. Сухое валяние из шерсти. – СПб.: Питер, 2015. 14. Спицына А.С. Удивительные поделки из бумаги. – М.: Рипол классик, 2012. 15. Черенкова Е.А. Оригами. – М.: Дом XXI век, 2014. 16. Юртакова Л.В. Квиллинг. – М.: Эксмо, 2012. Литература для учащихся, родителей (законных представителей): 1. Апликация. – Режим доступа: http://searchmasterclass.net/applikaciya. 2. Виртуальный компьютерный музей. – Режим доступа: http://www.computer-museum.ru/index.php. 3. Далидович А. Секреты аппликации «Шаг за шагом». – М.: Эксмо, 2014. 4. Квилинг. – Режим доступа:http://searchmasterclass.net/kvilling. 5. Оригами. – Режим доступа: http://searchmasterclass.net/origami. 6. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. – М.: Айрис-пресс, 2010. 7. Ступак Е.А. Оригами. Подарки к праздникам. – М.: Айрис-пресс, 2011. 8. Тойбнер А. Лучшие поделки из бумаги, картона, яичной скорлупы, горшочков и природных материалов – Ярославль: Академия развития, 2012. 9. Уоренс К. Бумажные чудеса – М.: Махаон, 2014. 10. Чен Н.В. Замечательные поделки своими руками – Харьков: Книжный клуб, 2012. 11. Юртакова А.Э. Юртакова Л.В. Объемные фигуры животных из бумаги – М.: Эксмо, 2010. 26 Приложение 1 Методика организации сотворчества детей, педагогов и родителей по созданию комплексного творческого продукта Методика организации сотворчества детей, педагогов и родителей по созданию комплексного творческого продукта включает в себя элементы организации литературного, художественного, технического, анимационного и других видов творчества и предполагает организацию творческого проектирования на основе применения АС-технологии, по следующему алгоритму. 1) На первом этапе участники выбирают любое известное детское литературное произведение: стихотворение детского поэта, детский рассказ, сказку, пословицу, поговорку и т. п. Выбор того или иного произведения может сделать ребенок самостоятельно или же с помощью родителей, роль родителей в данном случае заключаться в актуализации ранее прочитанных произведений ребенком. 2) Далее участникам предлагается аналогично сочинить собственное литературное произведение (индивидуальное или коллективное), здесь приветствуется сотворчество родителей и педагогов, так как ребенок может испытывать трудности в сопоставлении героев литературного произведения и построении логического сюжета литературного произведения, а также записи предложенных детьми идей, образов, сюжетов. 3) Следующий этап заключается в изображении детьми придуманных героев и других объектов сюжетов из сочиненного литературного произведения. На данном этапе родители и педагоги могут предложить метод алгоритмического рисования. 4) Далее родители, педагоги, перечитывая сочиненные литературные произведения и рассматривая получившиеся рисунки, помогаю детям увидеть, описать и проанализировать проблемные ситуации, в которых оказались герои, если же явной ситуации не обнаруживается, то взрослые помогают обнаружить проблемные ситуации, в которых могли бы оказаться герои. 5) На следующем этапе детям предлагается устранить увиденную проблему с помощью придумывания новых устройств, новых машин и механизмов, новых веществ и предметов труда. Данную деятельность детей мы относим к изобретательской деятельности, организованную с помощью применения одного из ассоциативных методов, например, метода фокальных объектов. 6) Техническое изобретение, придуманное детьми, зарисовывается, далее, анализируя полученные технические изобретения, детям предлагается досочинить 27 ранее написанное литературное произведение, при этом уже внедряя изобретенное техническое изобретение в сюжет литературного произведения так, чтобы устройство привнесло положительную смысловую окраску литературного произведения. 7) По сочиненному литературному произведению и нарисованным композициям участникам предлагается изготовить макет технического изобретения, с помощью любой известной техники работы с бумагой, шерстью. Например, с помощью оригами, квилинга, айрис-фолдинга, папье-маше, фельцевания или с использованием вторсырья. Этот макет и его описание являются главным творческим продуктом изобретательства. 8) На завершающем этапе детям в совместной деятельности с родителями и педагогом предлагается презентовать получившееся изобретение. Необходимо соединить все придуманные детьми сюжеты и изобретения в сценарии театральной постановки или в сценарий анимационного ролика, который может быть снят с помощью имеющегося в распоряжении участников проектной группы оборудования. Эти продукты могут быть представлены на презентационном этапе как результат изобретательства детей в сотворчестве с педагогом и родителями. Как вариант, комплексный результат изобретательства детей может быть представлен и в форме оригинальной композиции, выставки. Таким образом, описанная методика организации сотворчества детей, педагогов и родителей по созданию комплексного творческого продукта можно схематично представить следующим образом (см. рис. 1). Рис. 1. Модель организации творческого проектирования 28 с детьми старшего дошкольного возраста 29 Приложение 2 Карта наблюдения освоения программы «Твори! Выдумывай! Пробуй!» Стартовый уровень, группа №____ Дата заполнения (число, месяц, год) _________________________________ Критерии Порядковый номер учащегося, соответствующий номеру в журнале 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1. Знание основных, составных цветов и их оттенков. 2. Различает «холодные», «тёплые» цвета и их оттенки. 3. Изображает несложные сюжеты, а также передаёт форму объектов, их характерные признаки, пропорции, и взаимное размещение частей. 4. Владеет основными приемами техники радужного складывания. 5.Умеет читать и складывать простые схемы оригами. 6. Знает и использует простые элементы квиллинга. 7. Использует разные виды бумаги и приспособления при выполнении работы в нетрадиционных техниках. 8.Использует рациональные способы (в разметке, вырезании). 9. Правильно пользуется ножницами 10. Правильно пользуется иглой для фильцивания. 11. Правильно пользуется линейкой. 12. Правильно пользуется шаблоном. 13.Знает и умеет выделять в окружающем пространстве геометрические тела. 14.Знает и умеет выделять в окружающем пространстве геометрические фигуры. 15. Проявляет интерес к творческому самопознанию, самовыражению. 16.Наблюдает и изображает явления окружающей жизни и природы, замечает её красоту. Итоговый показатель Уровни оценивания Знает уверенно/Умение сформировано В - высокий Знает частично/Умение сформировано частично С - средний Знание отсутствует/Умение не сформировано Н - низкий Результаты:__________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 30 Карта наблюдения освоения программы «Твори! Выдумывай! Пробуй!» Базовый уровень (2 год обучения), группа №____ Дата заполнения (число, месяц, год) _________________________________ Критерии Порядковый номер учащегося, соответствующий номеру в журнале 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1. Знаком с цветами палитры, сочетанием цветов. 2. Изображает несложные сюжеты, передаёт форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции, взаимное размещение частей. 3 Создаёт малые скульптурные формы в технике квиллинг из гофрированного картона. 4. Создаёт малые скульптурные формы, рельефы в технике папье-маше. 5. Создает объёмные фигуры из треугольных модулей оригами. 5. Знает различные техники декоративноприкладного искусства, понимает, как можно их применить. 6.Кодирование словесной информации в графическую схему. 6. Выполняет творческие работы в нетрадиционных техниках. 7. Самостоятельно (без мотивации) наблюдает и изображает явления окружающей жизни и природы, видит её красоту. 8. Умеет правильно работать с ножницами, макетным ножом, линейкой. 9. Изображает несложные сюжеты и последовательность работы в технике «Шерстяная акварель». 10. Имеет первоначальные навыки сухого валяния. 11. Имеет первоначальные навыки мокрого валяния. 10. Проявляет активный интерес к творческому самопознанию, самовыражению. Итоговый показатель Уровни оценивания Знает уверенно/Умение сформировано В - высокий Знает частично/Умение сформировано частично С - средний Знание отсутствует/Умение не сформировано Н - низкий Результаты:__________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 31 Карта наблюдения освоения программы «Твори! Выдумывай! Пробуй!» Базовый уровень (3 год обучения), группа №____ Дата заполнения (число, месяц, год) _________________________________ Критерии 1. Знает и использует цветовой круг в сочетании цвета. Порядковый номер учащегося, соответствующий номеру в журнале 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 2. Имеет собственные цветовые предпочтения собственный выразительный язык цвета. 3. Использует условные знаки и схемы в квиллинге. Составление своих простых схем в эскизе изделия. 4.Использует различные базовые формы в технике оригами. 5. Создаёт собственный творческий проект на заданную тему. Воплощает его. 6. Подбирает соответствующее технику для создания более выразительного образа. 7. Умеет наблюдать и изображать явления окружающей жизни и природы, видит красоту природы в различные сезоны. 8.Знает различные приемы при работе с шерстью. 9. Умеет передавать в разных техниках сюжеты, форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции, и взаимное размещение частей. 10. Умеет работать с острыми инструментами. Итоговый показатель В - высокий С - средний Н - низкий Уровни оценивания Знает уверенно/Умение сформировано Знает частично/Умение сформировано частично Знание отсутствует/Умение не сформировано Результаты:__________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 32 Приложение 3 Карта педагогической оценки творческих способностей учащихся Дата заполнения (число, месяц, год) _________________________________ Способности и качества личности Блок мотивационно-творческой активности и направленности личности 1.Любознательность в процессе творчества 2.Чувство увлеченности творчеством 3.Стремление к творческим достижениям 4.Личная значимость творческой деятельности Усредненная оценка Блок интеллектуально-логических способностей 1.Способность анализировать 2.Способность выделять главное 3.Способность доказывать 4.Способность к классификации и систематизации Усредненная оценка Блок интеллектуально-эвристических способностей 1.Способность генерировать идеи 2.Ассоциативность мышления 3.Способность видеть противоречия, проблемы Усредненная оценка Блок коммуникативно-творческих способностей личности 1.Способность аккумулировать и использовать творческий опыт других 2.Способность к сотрудничеству в процессе творчества 3.Способность избегать конфликтов и разрешать их Усредненная оценка Итоговый показатель Оценка (по 10-бал. шк.) от 1 до 10 Порядковый номер учащегося, соответствующий номеру в журнале 1 2 3 … Уровни оценивания В – высокий С – средний Н – низкий (7-10 баллов) (3-6 балла) (0-2 балл) Знает уверенно / Умение сформировано Знает частично / Умение сформировано частично Знание отсутствует / Умение не сформировано