ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Модный серпантин» Художественная направленность Возраст учащихся 11-17 лет Срок реализации 1 год Автор-составитель: Суслова Вера Николаевна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ......................................................... 3 1.1. Пояснительная записка ............................................................................... 3 1.2. Цель и задачи программы ........................................................................... 5 1.3. Содержание программы .............................................................................. 6 1.4. Планируемые результаты ......................................................................... 10 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ........... 10 2.1. Календарный учебный график ............................................................... 10 2.2. Условия реализации программы .............................................................. 10 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .......................... 11 2.4. Воспитательная работа 3. …………………………………………….13 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................... 14 3 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Модный серпантин» художественной направленности. Программа разработана в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). 5. РФ от Постановление Главного государственного санитарного врача 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 7. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования Свердловской области на период до 2035 года». на территории 4 8. Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от 21.08.2015 № 1497/46/36. 9. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе от 09.01.2024 г. № 3 Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец». Актуальность программы в том, что дополнительное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессиональнотрудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. Вопрос формирования трудовых навыков имеет большое значение для подготовки и адаптации детей к самостоятельной жизни. Актуальность для подростков стремление к самоопределению и самоутверждению среди ровесников проявляется в повышенном интересе и модной престижной одежде. Отличительная особенность программы от программ, «Твой стиль» Трухачева Ю. С. г. Райчихинск и «Твой стиль» Шпилева З. И. г. Таганрог, заключаются в том, что программа предполагает изучение всех сфер индустрии красоты, включая моду, визаж и парикмахерское искусство, а также изучение различных способов декорирования. Адресат программы программа рассчитана на учащихся подросткового возраста (в основном девочек) в возрасте от 11 до 15 лет. Именно в этом возрасте у девочек-подростков появляется осознанная потребность в творчестве, желание утвердиться в собственном «Я». Этот период приходится на переходный возраст подростков. Они стремятся самоутвердиться в жизни, проявляют интерес к будущей профессии, пробуют себя в различных областях созидательной деятельности. Набор учащихся свободный. Количество учащихся в группе: 15 5 человек. На обучения возможен прием учащихся разных возрастов в зависимости от их желаний и способностей. Комплектование творческого объединения проводится без предварительного отбора. В процессе обучения предусмотрено проведение добора учащихся в группы 1-го и 2го годов обучения. Для вновь поступивших учащихся подбираются задания, позволяющие быстрее приобрести необходимые навыки. Образовательный процесс организуется в традиционной форме. Объем срок реализации программы – 144 часов, 1 год обучения. Форма обучения очная, – в исключительных случаях дистанционная. Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Уровень освоения программы: программа предполагает стартовый уровень. Стартовый уровень – используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс организуется с применением дистанционных технологий. 1.2. Цель и задачи программы Цель – обучить начальным знаниям в области моды, имиджа, стиля с последующим применением в повседневной жизни. Обучающие: 1. Расширить представления о национальной культуре, о моде. 2. Расширить теоретические и практические знания по основам, изготовления сценического костюма. 3. творчества, Обучить основам различных техник декоративно-прикладного практическим навыкам и приемам изготовления и 6 декорирования изделий: декупаж. Развивающие: 1. Развить творческие способности: воображение, художественно-образное мышление, фантазию, зрительное восприятие чувства цвета и формы. 2. Развить познавательные и эмоционально-волевые процессы. Воспитательные: 1. Воспитать внутреннюю личностную культуру. 2. Воспитать чувство сопричастности к традициям различных культур, чувство особой гордости к традициям и культуре своей страны. 1.3. Содержание программы Учебно-тематический план № Наименование разделов, тем 1 Мода и все о ней Введение. История моды. Мода на заре цивилизации Мода в Средние века Современная мода Цветоведение Психология восприятия и сочетания цветов. Цветовые типы людей. Цвет в одежде. Влияние цвета на окружающих. Цвет в аксессуарах. Цвет в макияже. Стиль в одежде Понятия стиль Знакомство со стилями одежды. Виды силуэтов. Особенности фигуры Коррекция фигуры при помощи одежды. Стиль–история и современность Основа парикмахерского искусства Мода и стиль в прическе Основные стили причёсок 1.1 1.2 1.3 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 4 4.1 4.2 Кол-во часов всего теория практика 16 6 10 4 2 2 6 6 30 2 2 20 4 4 10 10 6 4 9 6 3 11 32 6 6 6 8 20 4 4 4 3 12 2 2 2 7 4 3 7 4 3 20 10 10 10 10 5 5 5 5 Форма контроля/ аттестации Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 7 5 5.1 5.2 6 6.1 6.2 6.3 7 Основы косметологии и визажа История косметологии и визажа Понятие о строении кожи и её функции. Типы кожи и уход за ней Фото-образ Профессия фотомодели. Мимика, эмоции. Жест. Фотосъёмка для конкурса красоты Промежуточная (итоговая) аттестация Итого: 20 10 10 5 10 5 10 5 5 22 8 8 6 10 4 4 2 12 4 4 4 4 - 4 144 76 68 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Раздел 1. Мода и все о ней Тема 1.1. Введение. История моды. Мода на заре цивилизации. Теория: определение «мода». Мода Древней Греции, Рима, Египта, Японии, Китая. Элементы костюма древних цивилизаций в наши дни. Практика: создание Панно «Дамы средневековья» Эскизы одежды Древней Греции, Рима. Рисунок костюма с элементами древних цивилизаций в наши дни. Тема 1.2. Мода в Средние века. Теория: романский период, готическая мода. Помпезность стиля барокко, женственность стиля ампир. Практика: рисование эскизов платьев для бумажных кукол в стиле барокко и ампир. Тема 1.3. Современная мода. Теория: мода в наши дни. Практика: просмотр журналов. Составление индивидуального гардероба на сезон осень-весна, зиму, лето. Раздел 2. Цветоведение Тема 2.1. Психология восприятия и сочетания цветов. Цветовые типы людей. Теория: Цвет в одежде. Цветотипы людей: весна, лето, осень, зима. Таблица цветового спектра. Восприятие цветов. 8 Практика: определение своего цветотипа. Тема 2.2 Цвет в одежде. Влияние цвета на окружающих. Теория: восприятие цветов. Передача информации посредством цвета в образе. Подсознательное считывание цветовых сигналов. Практика: обсуждение влияние цвета на окружающих. Тема 2.3 Цвет в аксессуарах. Цвет в макияже. Теория: подсознательное считывание цветовых сигналов. контрастные цвета. Полутона. Контрастные и однотонные цвета. Резко- Практика: изготовление украшения-заколки для волос, своими руками. Раздел 3 Стиль в одежде Тема 3.1 Понятие стиль Теория: знакомство с понятиями мода, стиль, вкус, образ, имидж. Практика: просмотр журналов мод, рисование эскизов Тема 3.2 Знакомство со стилями одежды. Теория: законы моды. Практика: просмотр журналов мод, рисование эскизов. Тема 3.3 Виды силуэтов. Особенности фигуры. Теория: небольшие секреты для исправления недостатков фигуры. Практика: определение своего типа фигуры. Тема 3.4 Коррекция фигуры при помощи одежды. Теория: способы коррекции одежды. Практика: выбор одежды для своего типа фигуры. Тема 3.5 Стиль–история и современность Теория: обзор исторических стилей в одежде от Древнего Египта до начала 20-х годов 20 века. Познакомить с современными стилями и направлениями в моде. Практика: Просмотр журналов. Эскизы. Раздел 4 Основа парикмахерского искусства Тема 4.1 Мода и стиль в причёске. 9 Теория: инструменты и аксессуары. Средства для укладки и фиксации волос. Практика: просмотр журналов. Тема 4.2 Основные стили причёсок. Теория: причёски по форме лица, как корректор недостатков. Практика: рисунок прически. Раздел 5 Основы косметологии и визажа Тема 5.1 История косметологии и визажа. Теория: история косметологии и визажа и их значении для создания необходимого образа. Практика: просмотр журналов составление коллажа. Тема 5.2 Понятие о строении кожи и её функции. Типы кожи и уход за ней Теория: познакомить со строением кожи человека, ее функциями и особенностями, влиянием различных факторов на нашу кожу. Тип и цвет кожи. Способы и средства ухода за кожей лица. Практика: определение своего типа кожи. Раздел 6 Фото-образ Тема 6.1 Профессия фотомодели. Теория: отличия фото и видео работы манекенщицы от подиумного показа. Практика: просмотр фото в журналах мод. Тема 6.2 Мимика, эмоции. Жест. Теория: понятия «мимика», «эмоции», «жест». Практика: беседа о мимике, эмоциях и жестах во время фото съемки. Тема 6.3 Фотосъёмка для конкурса красоты. Теория: пластика – мгновенные 5-ти секундные позы. Правила фотосъёмки для конкурса красоты. Практика: индивидуальный подбор образов и аксессуаров к фото пробам. 10 Раздел 7.Промежуточная (итоговая) аттестация Практика: открытый урок. 1.4. Планируемые результаты Предметные: • расширены представления о национальной культуре, о моде; • расширены теоретические и практические знания по основам, изготовления сценического костюма; • овладели основами различных техник декоративно-прикладного творчества, практическими навыкам и приемами изготовления и декорирования изделий: декупаж. Метопредметные: • развиты творческие способности: воображение, художественнообразное мышление, фантазию, зрительное восприятие чувства цвета и формы; • развиты познавательные и эмоционально-волевые процессы. Личностные: • воспитана внутренняя личностная культура; • воспитано чувство сопричастности к традициям различных культур, чувство особой гордости к традициям и культуре своей страны. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Календарный учебный график Период обучения Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Количество учебных часов 1 полугодие 10 сентября 09 января 30 декабря 28 мая 16 20 64 80 2 полугодие 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Режим занятий 2 раза в неделю по 2 учебных часа 11 Для создания условий реализации программы занятия проводятся в специально оборудованном кабинете: соответствующее СанПиНам освещение, горячая и холодная вода, выставочные стенды, шкафы – витрины. Для организации работы на занятиях в кабинете должны быть: расходные материалы: резинки для волос, расчески, шпильки; ножницы, клей, цветные бумага и картон, писчая бумага. Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Информационно-методическое обеспечение: Дидактические материалы: Демонстрационные материалы, коллекция «Лен», «Хлопок», «Шерсть», плакат «Цветовой круг», плакаты «Строение кожи человека», «Строение ногтевой пластины», «Строение волос», «Типы фигуры человека», «Цветовой круг», наборы-планшеты по видам тканей. Наглядные материалы: Расходными материалами (отрезы льна, шелка, шерсти); швейная фурнитура (молнии, пуговицы, тесьма, кружево, набор бусин и страз, нитки, наборы швейных игл и игл для вышивания); резерв, контур и краски для шелка, набор акриловых красок, фурнитура для бижутерии, набор кистей для макияжа, набор декоративной косметики, расчески, шпильки, резинки для волос, невидимки. 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Виды контроля: Текущий контроль осуществляется в ходе выполнения практического задания по каждому разделу методом наблюдения, теоретические знания проверяются в ходе беседы или фронтального опроса. Тематический контроль проводится по окончании каждой темы проходит просмотр готовых изделий, демонстрирующий лучшие образцы 12 швов, лучшие рисунки, лучшие изделия. При обсуждении их отмечаются недостатки, типичные ошибки и недочеты. Формы контроля: - наблюдение, - устный опрос Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме открытого урока, в соответствии с разработанными критериями оценки результатов реализации программы. Результаты освоения программы определяются по трем уровням: высокий; средний; низкий. 1 уровень – высокий, полное освоение содержания образования (80-100%). 2 уровень – средний, частичное освоение содержания программы (50-80%), но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки. 3 уровень – низкий, не полностью освоил содержание программы (3050%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий. Критерии оценки качества исполнения Количество баллов Критерии оценивания выступления «Отлично» - 5 баллов (освоение учащимся более 80% содержания дополнительной общеразвивающей программы) Уверенное и осмысленное выступление; свободное владение материалом: умение передавать характер произведения и владеть художественновыразительными средствами. «Хорошо» - 4 балла (освоение учащимся от 60% до 80% содержания дополнительной общеразвивающей программы) Исполнение уверенное, выразительное, но задачи, поставленные педагогом, выполнены не в полном объеме: небольшие недочеты в исполнительском плане; характер произведения передается ограниченными выразительными средствами. «Удовлетворительно» - 3 балла (освоение учащимся от 40% до 60% содержания дополнительной общеразвивающей программы) Исполнение с большим количеством недочетов: выступление с явными техническими погрешностями; вялый физический аппарат; формальное отношение к исполнению. 13 «Неудовлетворительно» - 2 Комплекс серьезных недостатков: балла плохое знание материала; (освоение учащимся менее 40% содержания дополнительной общеразвивающей программы) грубые и частые ошибки при исполнении хореографических движений; слабое владение навыками (по программным требованиям, соответствующим данному году обучения). Оценочные материалы 1. Диагностическая карта мониторинга результатов обучения. (Приложение № 1) 2.4. Воспитательная работа Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам реализуется через вовлечение детей в деятельность, организацию их активностей. Основные целевые ориентиры воспитания в программе: развитие интереса к творческой деятельности, ценностей авторства и участия в художественном творчестве; навыков определения достоверности и этики технических идей; дисциплинированности в реализации проектов; опыта участия в творческих проектах и их оценки; работа в паре; командная работа. Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий. Формы: основная - учебное занятие. Методы: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения самовоспитания, в деятельности; методы развития самоконтроля и руководства самооценки детей и в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе. Анализ результатов воспитания проводится в процессе 14 педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребенка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усредненных и анонимных данных. Профориентационная работа в объединении. В содержании программы все темы косвенно затрагивают сферу профориентации. Учащиеся развивают креативность, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь. Вследствие предоставлена профориентационной профессиональная проба деятельности в формате учащимся подготовки к фотосъемке, показу и участию в них, которая дает возможность изучить избранную сферу и примерить на себя профессию костюмера, модели, стилиста и другое. 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 1. Бакеева Д. А., «Символика цвета в разнообразных культурах мира: мифологический этап» Тамбов: Грамота, 2012 г. 2. г. Васильев, А. Этюды о моде и стиле/А. Васильев: Глагол, 2007 15 3. Гербенова О., Кибалова Л., Ламарова М., Иллюстрированная энциклопедия моды/ Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова: Артия, 1987г. 4. Константинов, А. В. «Как стать парикмахером». Учебное пособие для студентов профессиональных колледжей, Москва, 2002 г. 5. Мерцалова, М. Н. Костюм разных времен и народов в 4-х томах / М. Н. Мерцалова: Искусство, 1972 г. 6. Мурадян, Ю. Имидж и стиль: полный свод правил/ Ю. Мурадян: АСТ 7. Найденская Н., Трубецкова И., Мода. Цвет. Стиль/ Н. Найденская, И. Трубецкова: Эксмо. 8. Омельяненко, Е. «Цветоведение и колористика»: Учебное пособие. Издательство: Планета музыки, 2014 г. 9. Перевертень, Г.И. «Самоделки из текстильных «Просвещение», 2003 10. Стивенсон Нил, «История моды в деталях. С XVIII века до наших дней»: Эксмо, 2013 11. Чанг-Бабая, Т. Макияж глаз. Подробное руководство/ Т. Чанг- Бабаян: Эксмо 12. Зелинг, Шарлотта. Мода. Век модельеров 1900-1999/ Ш. Зелинг: KONEMANN, 2000 г. Литература для учащихся: 1. Лерпер, Л.А. Сколько цветов у радуги [Текст] / Л.А. Лерпер // пособие для начинающего художника. - М: Педагогика, 2011 2. Орлова, Л. В. Азбука моды [Текст] / Л.В. Орлова // Научно- популярное издание. М.: Просвещение, 2012 г. 3. Спенсер, К. Выбери свой стиль [Текст] / К. Спенсер // Для женщин. – М: Экспо-пресс, 2011 г. 4. Храмова, Л. Энциклопедия моды для девочек [Текст] / Л. Храмова 16 //, М., «Делия», 2012 г. 17 Приложение 1 Диагностическая карта «Мониторинг результатов обучения» Показатели Критерии (оцениваемые параметры) 1. Теоретическая подготовка учащегося 1.1 Теоретические Соответствие знания (по теоретических знаний основным разделам учащегося программным учебнотребованиям тематического плана программы) 1.2 Владение специальной терминологией ВЫВОД: Осмысленность и правильность использования специальной терминологии. Знание элементарной художественной терминологии. Уровень теоретической подготовки Степень выраженности оцениваемого качества Баллы Минимальный уровень (учащийся овладел менее чем 1\2 объема знаний, предусмотренных программой); Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1\2) Максимальный уровень (учащийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) Минимальный уровень (учащийся, как правило, избегает употреблять специальные термины). Средний уровень (учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой). Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием) 1 Низкий Средний Высокий 2. Практическая подготовка учащегося 5 10 1 5 10 2-6 7-14 15-20 18 2.1 Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебнотематического плана программы) 2.2 Творческие навыки Powered by TC PDF ( www.tc pdf.org) Соответствие практических умений навыков программным требованиям. Освоение знаний, умений, навыков художественного искусства. Минимальный уровень (учащийся овладевал менее 1\2 предусмотренных умений и навыков). Средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более 1\2). Максимальный уровень (учащийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период Креативность в выполнении практических заданий. Организация коллективной работы над композициями и воплощение своего замысла, подключая к работе партнеров. Наличие эмоционального отношения к искусству. Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решение различных творческих задач. Начальный (элементарный) уровень развития креативности (учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) ВЫВОД: Уровень практической подготовки Низкий Средний Высокий Заключение Результат обучения учащегося по дополнительной общеобразовательной программе Низкий Средний Высокий 1 5 10 1 5 10 3-10 11-22 23-30 До 16 18-36 38-50