ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мир красок» Художественная направленность Возраст учащихся: 7-11 лет Срок реализации: 3 года Авторы-составители: Альтман Мария Михайловна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 2 Содержание 1. 1.1. 1.2 1.3 1.4 1.5. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Цели и задачи программы Планируемые результаты. Содержание программы Комплекс основных характеристик по годам обучения ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Календарный учебный график Условия реализации программы Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Воспитательная работа СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Приложение 1 3 3 5 6 6 7 19 19 20 21 22 24 27 3 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка. Дополнительная общеразвивающая программа «Мир красок» художественной направленности разработана в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 9. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от 21.08.2015 г. № 1497/46/36; 10. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе от 09.01.2024 г. № 3 Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец». 3. 4 Актуальность программы художественной направленности обусловлена современным социальным заказом на художественное образование детей, которые выдвигаются в концепции развития дополнительного образования детей. Развитие детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных задач, как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Особенностью программы является комплексное изучение предметов «Рисунок», «Живопись», «Композиция», что позволяет изучить основы изобразительного искусства, развить творческие способности учащихся, их художественное и эстетическое развитие. Также в программе присутствуют разделы «Декоративно прикладное искусство» и «Скетчинг», что позволит проявить свои творческие способности и попробовать новый вид быстрых зарисовок. В основе всех занятий лежит наблюдение и изучение окружающей действительности, формирование у детей целостного, живого представления о предметах и явлениях. Знания, умения и навыки, полученные учащимися по программе, дают базовую подготовку для использования их в дальнейшем обучении. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия изобразительным искусством являются важным условием гармонического развития личности, способствует формированию нравственности. В основе преподавания изобразительного искусства должно быть положено систематическое развитие у учащихся способности, эстетически воспринимать действительность и по мере сил творчески отражать её в художественных образах. Адресат программы: программа ориентирована на учащихся 7-11 лет. Возрастные особенности: данный возраст характеризуется интеллектуальной и познавательной активностью, которая стимулируется учебно-познавательной мотивацией. В этот период формируются способности к формам обобщения, умозаключения, абстракции. Такое познание осуществляется детьми в основном, в наглядно-образной форме. Воображение развивается лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. В целом для этого уровня мышления характерно осознание учащимися собственных интеллектуальных операций и управление ими. Мышление переходит от наглядно-образного и начальных форм словеснологического к абстрактно-логическому мышлению, в основе которого лежит высокая степень обобщённости и абстрактности. 5 Набор учащихся свободный, количество в группе: 10-15 человек. Комплектование объединения проводится в свободном порядке, без предварительного отбора. Состав группы – постоянный, разновозрастной. На 4 общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Форма организации образовательного процесса: - индивидуально - групповая; - групповая. Виды занятий: беседы, практические задания, коллективные работы, организация игровых ситуаций, связанных с рефлексией мыслительной деятельности. Формы подведения результатов: Для оценки результата применяется педагогическое наблюдение, опрос, выставка. 1.2. Цели и задачи программы Цель - создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, мотивации, формирования навыков творческой деятельности и самореализации личности ребенка через знакомство с многообразием видов изобразительного искусства. Задачи: Обучающие: 1. Обучить основам реалистического и декоративного рисования, навыкам рисования с натуры, по памяти, по представлению, воображению. 2. Познакомить с правилами и законами композиции. 3. Познакомить с жанрами живописи. 4. Научить техническим приемам работы с акварелью, гуашью, акрилом, пастелью, сангиной, линером и др. Развивающие: 1. Развивать художественно – образное и пространственное мышление как основу творческой личности. 2. Развивать самостоятельность, коммуникативные способности в общении учащихся друг с другом. 3. Развивать наблюдательность, сравнение, обобщение, воображение, ассоциативное мышление. Воспитательные: 1. Сформировать эмоциональную отзывчивость. 2. Воспитать культуру диалога со сверстниками и взрослыми. 6 3. Воспитать уважительное отношение к своей работе и работе другого учащегося. 1.3. Планируемые результаты. Предметные: 1. Обучены основам реалистического и декоративного рисования, обладают навыкам рисования с натуры, по памяти, по представлению, воображению. 2. Ознакомлены с правилами и законами композиции. 3. Ознакомлены с жанрами живописи. 4. Владеют техническими приемами рисования акварелью, гуашью, акрилом, пастелью, сангиной, линером и др. Метапредметные: 1. Проявляют художественно – образное и пространственное мышление. 2. Проявляют самостоятельность, коммуникативные способности в общении детей друг с другом. 3. Проявляют наблюдательность, воображение и ассоциативное мышление, умеют сравнивать и обобщать. Личностные: 1. Сформирована эмоциональная отзывчивость. 2. Воспитана культура диалога со сверстниками и взрослыми. 3. Воспитано уважительное отношение к своей работе и работе другого учащегося. 1.4. Содержание программы. Учебный план. № Наименование разделов Введение в программу. Цветоведение. Живопись. Цветовой круг Иттена. Теплые и холодные цвета. Выполнение работы в теплых оттенках 2.3. Выполнение работы в холодных оттенках 2.4. Знакомство и приемы работы с акварелью. Смешивание. 2.5. Знакомство и приемы работы с гуашью. Смешивание. 2.6. Хроматические и ахроматические цвета. 2.7. Монохромные композиции 2.8. Воздушная перспектива. 2.9. Натюрморт. 2.10. Пейзаж. 3. Композиция 3.1. Основные законы композиции. 3.2. Статичная композиция 1. 2. 2.1. 2.2. 1 год 2 34 2 4 2год 3 год Форма контроля/аттестации 34 2 2 34 Выставка 4 2 2 2 2 2 2 4 6 6 6 34 2 4 2 4 6 6 6 34 2 4 4 4 6 10 10 34 2 Выставка 7 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. 4.9. 4.10. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 6. 7. 8. Динамичная композиция Геометрическая композиция Русские народные сказки Сказки зарубежных писателей Животные Профессии вокруг Графика. Типы линий. Фактура. Текстура. Космос Подводный мир. Сказочный город Насекомые. Архитектура. Весенний букет цветов Линейная перспектива. Зарисовка фигуры человека. Портрет. Декоративно-прикладное творчество. Лепка из глины Орнамент. Народные узоры. Стилизация. Мозаика Скетчинг» Интерьерная картина Промежуточная (итоговая) аттестация Итого: Итого: 4 4 8 8 8 8 8 44 8 8 8 44 6 6 6 6 4 6 16 4 2 4 6 6 6 6 4 4 4 4 4 18 4 4 4 6 12 6 12 2 144 2 144 8 8 44 2 6 6 6 6 6 6 6 Выставка 4 6 8 2 2 2 2 Выставка 12 10 2 144 432 Выставка 1.5. Комплекс основных характеристик по годам обучения Учебный тематический план 1 год обучения Количество часов № Название раздела, темы Введение в программу. Цветоведение. Живопись. Цветовой круг Иттена. Теплые и холодные цвета. Выполнение работы в теплых оттенках. 2.3. Выполнение работы в холодных оттенках. 2.4. Знакомство и приемы работы с акварелью. Смешивание. 1. 2. 2.1. 2.2. Формы аттестации/ контроля всего теория практика 2 34 2 4 1 11 1 1 1 23 1 3 Наблюдение 4 1 3 Наблюдение 2 1 1 Наблюдение Наблюдение Опрос 8 2.5. Знакомство и приемы работы с гуашью. Смешивание. 2.6. Хроматические и ахроматические цвета. 2.7. Монохромные композиции. 2.8. Воздушная перспектива. 2.9. Натюрморт. 2.10. Пейзаж. 3. Композиция 3.1. Основные законы композиции. 2 1 1 Наблюдение 2 1 1 Опрос 4 6 4 4 34 2 1 2 1 1 9 1 3 4 3 3 25 1 Выставка Наблюдение Выставка Выставка 3.2 Статичная композиция. 4 3.3. Динамичная композиция. 4 1 1 3 3 3.4. Русские народные сказки. 8 2 6 8 8 44 2 6 6 6 6 6 6 6 16 2 2 15 1 2 2 2 2 2 2 2 7 6 6 29 1 4 4 4 4 4 4 4 9 4 2 4 6 12 2 2 1 2 2 4 - 2 1 2 4 8 2 144 47 97 3.5. 3.6. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 6. 7. Животные. Профессии вокруг. Графика. Типы линий. Фактура. Текстура. Космос. Подводный мир. Сказочный город. Насекомые. Весенний букет цветов. Линейная перспектива. Декоративно-прикладное творчество. Лепка из глины. Орнамент. Народные узоры. Мозаика. Скетчинг Промежуточная (итоговая) аттестация Итого Опрос. Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Выставка Наблюдение Выставка. Наблюдение Наблюдение Выставка Выставка Выставка Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Выставка Наблюдение Наблюдение Наблюдение Выставка СОДЕРЖАНИЕ 1 год обучения Раздел 1. Введение в программу. Теория: техника безопасности. Знакомство с группой. Постановка целей на год. Правила работы с художественными материалами, правила поведения в кабинете и во время учебного процесса. Практика: задание на творческую составляющую «Что ты видишь в квадрате». 9 Раздел 2. Цветоведение. Живопись. Тема 2.1. Цветовой круг Иттена. Теория: изучение цветового круга, названий цветов, основные, составные, родственные, противоположные цвета, колорит, насыщенность, светлота, цветовая гамма, контраст и др. Практика: заполнение круга, смешивание цветов. Тема 2.2. Теплые и холодные цвета. Выполнение работы в теплых оттенках. Теория: разделение цветов на теплые и холодные Практика: создание композиции с использованием теплой палитры. Тема 2.3. Выполнение работы в холодных оттенках. Теория: разделение цветов на теплые и холодные Практика: создание композиции с использованием холодной палитры. Тема 2.4. Знакомство и приемы работы с акварелью. Смешивание. Теория: акварельная растяжка (монохромная и двуцветная) Практика: выполнение растяжек акварелью, смешивание палитры в квадрате. Тема 2.5. Знакомство и приемы работы с гуашью. Смешивание. Теория: изучение приемов работы в технике гуашь, выразительные особенности белой краски и ее оттенков. Практика: выявление необходимых оттенков, намешивание краски для работы, выполнение работы. Тема 2.6. Хроматические и ахроматические цвета. Теория: разделение цветов на хроматические и ахроматические. Практика: выполнение работы в хроматической/ахроматической цветовой гамме. Тема 2.7. Монохромные композиции. Теория: понятие монохромная композиция, этапы создания монохромной композиции. Практика: создание композиции, разбивка по цветам, смешивание краски для монохромной композиции, выполнение работы. Тема 2.8. Воздушная перспектива. Теория: понятие воздушная перспектива. Близко – ярко, насыщенно. Далеко – холоднее, бледнее, менее насыщенно. Практика: выполнение работы. Тема 2.9. Натюрморт. Теория: многообразие оттенков цвета. Знакомство с понятиями: «локальный цвет», «оттенок». Выполнение натюрмортов из 2-3 предметов. 10 Практика: выполнение упражнений на растяжку цвета, получение различных оттенков. Ведение последовательной работы в техниках живописи акварель, гуашь. Выполнение работы в реалистическом стиле. Тема 2.10. Пейзаж. Теория: пейзаж, изучение понятий «линия горизонта», «ближний и дальний планы». Практика: выполнение работы. Раздел 3. Композиция. Тема 3.1. Основные законы композиции. Теория: основные законы композиции (цельности, типизации, контрастов, подчиненности идейному замыслу) и виды композиции (статичная и динамичная). Практика: применение законов в рисунке. Тема 3.2. Статичная композиция. Теория: статика. Практика: передача статичности в работе. Тема 3.3. Динамичная композиция. Теория: динамика. Практика: передача динамики в композиции. Тема 3.4. Русские народные сказки. Теория: русские народные сказки. Практика: выбор сказки, составление композиции Тема 3.5. Животные. Теория: знакомство с животными Свердловской области. Практика: выбор животного, составление композиции. Тема 3.6. Профессии вокруг. Теория: знакомство с профессиями художественной направленности (иллюстратор, учитель изобразительного искусства). Практика: выполнение работы по составлению композиции. Раздел 4. Графика. Тема 4.1. Типы линий. Теория: какие бывают линии Практика: работа графическими материалами, создание композиции. Пластика линий. Выполнение зарисовок (противоположных образов по пластическому решению: голубь-орел, лебедь-коршун). Тема 4.2. Фактура. Текстура. Теория: изучение различных видов поверхностей, правила нанесение штриховки Практика: отрисовка фактур (камень, дерево, ракушки, перо, мех и т.д.). 11 Тема 4.3. Космос. Теория: просмотр иллюстраций, беседа о космосе, этапы выполнения зарисовки в графике. Практика: выбор сюжета и материала, составление композиции, выполнение работы. Тема 4.4. Подводный мир. Теория: этапы выполнения зарисовки в графике. Практика: поэтапное выполнение зарисовки (фон – цвет, обитатели – графика). Тема 4.5. Сказочный город. Теория: понятие город. Практика: выполнение работы в графике по теме «Сладкий город» Тема 4.6. Насекомые. Теория: насекомые планеты. Практика: выбор представителя, набросок, выполнение работы в графике. Тема 4.7. Весенний букет цветов. Теория: этапы выполнения зарисовки в графике. Практика: составление композиции из цветов, выполнение работы в графике. Тема 4.8. Линейная перспектива. Теория: понятие линейная перспектива. Практика: выполнение работы в линейной перспективе с 1 точкой схода. Раздел 5. Декоративно-прикладное творчество. Тема 5.1. Лепка из глины. Теория: знакомство с материалом, этапы создания формы. Практика: лепка формы блюда, тарелки. Тема 5.2. Орнамент. Теория: понятие орнамент. Практика: нанесение орнамента на предмет. Тема 5.3. Народные узоры. Теория: народные узоры. Практика: роспись Северной Двины, Мезенская роспись. Тема 5.4. Мозаика. Теория: понятие мозаика. Практика: выбор сюжета, выполнение работы в стиле мозаики. Раздел 6. Скетчинг. Тема 6. Скетчинг. Теория: понятие скетчинг, виды скетчинга. Практика: выполнение работы по теме (предметный скетчинг, фуд скетчинг, энимал скетчинг). 12 Раздел 7. Промежуточная (итоговая) аттестация. Тема 7. Промежуточная (итоговая) аттестация. Теория: подведение итогов. Практика: выставка творческих работ. Учебный тематический план 2 год обучения Количество часов № Название раздела, темы Цветоведение. Живопись. Цветовой круг Иттена. Теплые и холодные цвета. Выполнение работы в теплых оттенках. 1.3. Выполнение работы в холодных оттенках. 1.4. Знакомство и приемы работы с акварелью. Смешивание. 1.5. Знакомство и приемы работы с гуашью. Смешивание. 1.6. Хроматические и ахроматические цвета. Теплые и холодные цвета. 1.7. Монохромные композиции. 1.8. Воздушная перспектива. 1.9. Натюрморт. 1.10. Пейзаж. 2. Композиция 2.1. Основные законы композиции. 2.2. Статичная композиция. 2.3. Динамичная композиция. 2.4. Русские народные сказки. 2.5. Животные 2.6. Профессии вокруг. 3. Графика. 3.1. Фактура. Текстура. 3.2. Космос. 3.3. Подводный мир. 3.4. Сказочный город. 3.5. Насекомые. 3.6. Архитектура. 3.7. Весенний букет цветов. 3.8. Линейная перспектива. 3.9. Зарисовка фигуры человека. Портрет. 1. 1.1. 1.2. Всего Теория Практика 34 2 2 13 1 1 21 1 1 Формы аттестации/ контроля Опрос Наблюдение 2 1 1 Наблюдение 2 1 1 Наблюдение 2 1 1 Наблюдение 2 1 1 Наблюдение 4 6 6 6 34 2 4 4 8 8 8 44 6 6 6 6 4 4 4 4 4 2 2 2 1 11 1 2 2 2 2 2 15 2 2 2 2 1 1 1 2 2 2 4 4 5 23 1 2 2 6 6 6 29 4 4 4 4 3 3 3 2 2 Выставка Наблюдение Выставка Выставка Опрос Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Выставка Наблюдение Выставка 13 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 5. 6. Декоративно-прикладное творчество. Лепка из глины. Орнамент. Народные узоры. Мозаика. Скетчинг Промежуточная (итоговая) аттестация Итого: 18 8 10 4 4 4 6 12 2 2 2 2 2 4 - 2 2 2 4 8 2 144 51 93 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Выставка Наблюдение Выставка СОДЕРЖАНИЕ 2 год обучения Раздел 1. Цветоведение. Живопись. Тема 1.1. Цветовой круг Иттена. Теория: повторение цветового круга, основные, составные, родственные, противоположные цвета, колорит, насыщенность, светлота, цветовая гамма, контраст и др. Практика: заполнение круга, смешивание цветов. Тема 1.2. Теплые и холодные цвета. Выполнение работы в теплых оттенках. Теория: разделение цветов на теплые и холодные Практика: создание композиции с использованием теплой палитры. Тема 1.3. Выполнение работы в холодных оттенках. Теория: разделение цветов на теплые и холодные Практика: создание композиции с использованием холодной палитры. Тема 1.4. Знакомство и приемы работы с акварелью. Смешивание. Теория: акварельная растяжка (монохромная и двуцветная) Практика: выполнение растяжек акварелью, смешивание палитры в квадрате. Тема 1.5. Знакомство и приемы работы с гуашью. Смешивание. Теория: изучение приемов работы в технике гуашь, выразительные особенности белой краски и ее оттенков. Практика: выявление необходимых оттенков, смешивание краски для работы, выполнение работы. Тема 1.6. Хроматические и ахроматические цвета. Теория: разделение цветов на хроматические и ахроматические. Практика: создание композиции с использованием ахроматической палитры. Тема 1.7. Монохромные композиции. Теория: понятие монохромная композиция, этапы создания монохромной композиции, знакомство с техникой гризайль. Практика: создание композиции, разбивка по тону, выполнение работы. 14 Тема 1.8. Воздушная перспектива. Теория: понятие воздушная перспектива. Близко – ярко, насыщенно. Далеко – холоднее, бледнее, менее насыщенно. Практика: выполнение работы. Тема 1.9. Натюрморт. Теория: многообразие оттенков цвета, понятия: «локальный цвет», «оттенок». Выполнение этюдов с натуры. Выполнение натюрмортов из 3-4 предметов. Практика: ведение последовательной работы в техниках живописи акварель, гуашь. Выполнение работы в реалистическом и декоративном стилях. Тема 1.10. Пейзаж. Теория: пейзаж, повторение понятий «линия горизонта», «ближний и дальний планы», воздушная перспектива. Близко – ярко, насыщенно. Далеко – холоднее, бледнее, менее насыщенно. Практика: выполнение работы в реалистичном и декоративном стилях. Раздел 2. Композиция. Тема 2.1. Основные законы композиции. Теория: основные законы композиции (цельности, типизации, контрастов, подчиненности идейному замыслу) и виды композиции (статичная и динамичная). Практика: применение законов в рисунке. Тема 2.2. Статичная композиция. Теория: статика. Практика: передача статичности в работе. Тема 2.3. Динамичная композиция. Теория: динамика. Практика: передача динамики в композиции. Тема 2.4. Сказки зарубежных писателей. Теория: знакомство с творчеством зарубежных писателей. Практика: выбор сказки, составление композиции Тема 2.5. Животные. Теория: знакомство с животными России. Практика: выбор животного, составление композиции. Тема 2.6. Профессии вокруг. Теория: знакомство с профессиями художественной направленности (стилиствизажист, дизайнер интерьера). Практика: выполнение работы. Раздел 3. Графика. Тема 3.1. Фактура. Текстура. 15 Теория: изучение различных видов поверхностей, правила нанесение штриховки Практика: отрисовка фактур (камень, дерево, ракушки, перо, мех и т.д.). Тема 3.2. Космос. Теория: просмотр иллюстраций, беседа о космосе, этапы выполнения зарисовки в технике граттаж. Практика: выбор сюжета, создание фона, поверхностного слоя, составление композиции, выполнение работы. Тема 3.3. Подводный мир. Теория: этапы выполнения зарисовки в графике. Практика: поэтапное выполнение зарисовки. Тема 3.4. Сказочный город. Теория: понятие город. Практика: выполнение работы в графике по теме «Город будущего» Тема 3.5. Насекомые. Теория: насекомые планеты. Практика: выбор представителя, набросок, выполнение работы в графике. Тема 3.6. Архитектура. Теория: архитектурные сооружения разных веков. Практика: подбор объекта, выполнение графической зарисовки. Тема 3.7. Весенний букет цветов. Теория: этапы выполнения зарисовки в графике. Практика: составление композиции из цветов, выполнение работы в графике. Тема 3.8. Линейная перспектива. Теория: понятие линейная перспектива. Практика: выполнение работы в линейной перспективе с 2 точками схода. Тема 3.9. Зарисовка фигуры человека. Теория: пропорции фигуры человека. Практика: выполнение работы. Раздел 4. Декоративно-прикладное творчество. Тема 4.1. Лепка из глины. Теория: знакомство с материалом, этапы создания формы. Практика: лепка формы блюда, тарелки. Тема 4.2. Орнамент. Теория: отличительные особенности древнеримского и древнегреческого орнаментов. Практика: нанесение орнамента на форму предмета. Тема 4.3. Народные узоры. Теория: народные узоры. 16 Практика: роспись Северной Двины: Мезенская роспись, Борецкая роспись. Тема 4.4. Мозаика. Теория: понятие мозаика. Практика: выбор сюжета, выполнение работы в стиле мозаики. Раздел 5. Скетчинг. Тема 5. Скетчинг. Теория: понятие скетчинг, виды скетчинга. Практика: предметный скетчинг, фуд скетчинг, энимал скетчинг, городской скетчинг, пейзажный скетчинг. Раздел 6. Промежуточная (итоговая) аттестация. Тема 6. Промежуточная (итоговая) аттестация. Теория: подведение итогов. Практика: выставка творческих работ. Учебный тематический план 3 год обучения Количество часов № Название раздела, темы 1. Цветоведение. Живопись. 1.1. Хроматические и ахроматические цвета. 1.2. Монохромная композиция 1.3. Воздушная перспектива. 1.4. Натюрморт. 1.5. Пейзаж. 2. Композиция. 2.1. Основные законы композиции. 2.2. Геометрическая композиция 2.3. Сказки зарубежных писателей 2.4. Животные 2.5. Профессии вокруг 3. Графика. 3.1. Фактура. Текстура. 3.2. Космос 3.3. Подводный мир. 3.4. Сказочный город. 3.5. Насекомые. 3.6. Архитектура. 3.7. Линейная перспектива. всего теория практика 34 4 7 1 27 3 4 6 10 10 34 2 8 8 8 8 44 6 6 6 6 4 6 4 1 1 2 2 9 1 2 2 2 2 14 2 2 2 2 1 2 1 3 5 8 8 25 1 6 6 6 6 30 4 4 4 4 3 4 3 Формы аттестации/ контроля Опрос Опрос Наблюдение Выставка Выставка Опрос Выставка Наблюдение Наблюдение Выставка Выставка Наблюдение Наблюдение Выставка Наблюдение Выставка Наблюдение 17 3.8. Зарисовка фигуры человека. Портрет. 4. Декоративно-прикладное творчество. 4.1. Лепка из глины. 4.2. Орнамент. 4.3. Народные узоры. 4.4. Стилизация. 5. Скетчинг. 6. Интерьерная картина 7. Промежуточная (итоговая) аттестация Итого 6 8 2 4 4 4 Выставка 2 2 2 2 12 10 2 1 1 1 1 4 3 - 1 1 1 1 8 7 2 Выставка Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Выставка 144 40 104 Выставка СОДЕРЖАНИЕ 3 год обучения Раздел 1. Цветоведение. Живопись. Тема 1.1. Хроматические и ахроматические цвета. Теория: разделение цветов на хроматические и ахроматические. Практика: создание двойной композиции с использованием теплой и холодной палитр, хроматической и ахроматической палитр. Тема 1.2. Монохромные композиции. Теория: понятие монохромная композиция, этапы создания монохромной композиции. Практика: создание композиции, разбивка по цветам, смешивание краски для монохромной композиции, выполнение работы. Тема 1.3. Воздушная перспектива. Теория: понятие воздушная перспектива. Практика: выполнение работы по фотографии. Тема 1.4. Натюрморт. Теория: выполнение этюдов с натуры. Выполнение натюрмортов из 3-4 предметов. Практика: выполнение работы в реалистическом и декоративном стилях. Тема 1.5. Пейзаж. Теория: пейзаж, повторение понятий «линия горизонта», «ближний и дальний планы», воздушная перспектива. Близко – ярко, насыщенно. Далеко – холоднее, бледнее, менее насыщенно. Практика: выполнение работы в реалистичном и декоративном стилях. Раздел 2. Композиция. Тема 2.1. Основные законы композиции. Теория: законы и виды композиции. Практика: выполнение работы с применением законов и видов композиции. Тема 2.2. Геометрическая композиция. 18 Теория: построение композиции. Практика: выбор геометрических тел, выполнение набросков в карандаше, завершение работы в цвете. Тема 2.3. Сказки зарубежных писателей. Теория: знакомство с творчеством зарубежных писателей. Практика: выбор сказки, выполнение наброска, выбор художественного материала, завершение работы в цвете. Тема 2.4. Животные. Теория: животные Африки, техника Тинго Тинго. Практика: выбор животных, выполнение работы в цвете. Тема 2.5. Профессии вокруг. Теория: знакомство с профессиями художественной направленности (модельер, реставратор). Практика: выполнение наброска карандашом, завершение работы в цвете. Раздел 3. Графика. Тема 3.1. Фактура. Текстура. Теория: изучение различных видов поверхностей, правила нанесение штриховки Практика: выбор фактуры, отрисовка реального изображения (камень – дорога, стена, дерево – скамейка заборчик, перо - птица, мех - животное и т.д.). Тема 3.2. Космос. Теория: понятие космос дудлинг. Практика: выполнение работы в технике дудлинг. Тема 3.3. Подводный мир. Теория: понятие подводный мир, объекты подводного мира. Практика: выполнение работы в технике дудлинг. Тема 3.4. Сказочный город. Теория: понятие город. Практика: выполнение работы по теме «Сказочный город на опушке леса». Тема 3.5. Насекомые. Теория: этапы выполнения зарисовки в графике. Практика: выбор насекомого, выполнение наброска, работа графическими художественными материалами. Тема 3.6. Архитектура. Теория: этапы выполнения зарисовки в графике Практика: выбор архитектурных сооружений, компоновка на листе нескольких объектов, поэтапное выполнение графической зарисовки. Тема 3.7. Линейная перспектива. Теория: понятие перспектива. 19 Практика: выполнение работы с 2 или 3 точками схода. Тема 3.8. Зарисовка фигуры человека. Портрет. Теория: пропорции головы. Практика: выполнение работы. Раздел 4. Декоративно-прикладное творчество. Тема 4.1. Лепка из глины. Теория: знакомство с материалом, этапы создания формы. Практика: лепка формы блюда, тарелки. Тема 4.2. Орнамент. Теория: отличительные особенности древнеримского, древнегреческого, восточного, русского орнаментов. Практика: нанесение орнамента на форму предмета. Тема 4.3. Народные узоры. Теория: народные узоры. Практика: роспись Северной Двины: Ракульская роспись. Тема 4.4. Стилизация. Теория: понятие стилизация. Практика: изображение стилизованных форм реальных предметов. Раздел 5. Скетчинг. Тема 5. Скетчинг. Теория: понятие скетчинг, виды скетчинга. Практика: предметный скетчинг, фуд скетчинг, энимал скетчинг, городской скетчинг, пейзажный скетчинг. Раздел 6. Интерьерная картина. Тема 6. Интерьерная картина. Теория: интерьерные картины. Практика: выполнение наброска карандашом, работа в цвете акриловыми красками. Раздел 7. Промежуточная (итоговая) аттестация. Тема 7. Промежуточная (итоговая) аттестация. Теория: подведение итогов. Практика: выставка творческих работ. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Календарный учебный график Период обучения Дата начала обучения по программе Дата окончания Всего Количество учебных учебных недель часов Режим занятий 20 1 полугодие 2 полугодие 10 сентября 09 января обучения по программе 30 декабря 28 мая 16 20 60 84 2 раза в неделю по 2 учебных часа 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Материально-техническое обеспечение: для проведения занятий необходим кабинет, оборудованный столами и стульями. Учебный кабинет должен быть оформлен в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с нормами СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Индивидуальный ученический комплект: 1. Краски: акварель, гуашь. 2. Карандаши: простые, цветные. 3. Палитра. 4. Точилка для карандашей. 5. Ножницы, ластик. 6. Салфетки для кистей. 7. Бумага: акварельная и для набросков. 8. Фломастеры, гелевая ручка или линер. 9. Пастель масляная, сухая, восковые мелки. Информационное обеспечение: Аудио-, видео-, фото-материалы, интернет источники. Технические средства обучения: компьютер, монитор, принтер, интернет-ресурсы. Сведения о доступе к информационным системам и информационнотелекоммуникационным сетям: Наличие в образовательном учреждении подключения к сети Интернет – да. Скорость подключения - 2 Мбит/сек и выше. Подключение к Wi-Fi – да. Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительная общеразвивающая программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Методическое обеспечение: 21 При реализации программы используется: 1. разработки теоретических и практических занятий; 2. дидактические и наглядные материалы: тематические иллюстрации, видеоролики. Методы обучения: По источнику изложения учебного материала: 1. Словесные: беседа, объяснение, рассказ, обсуждение. 2. Наглядные: показ иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения (изобразительные техники), работа по образцу. 3. Практические: тренировочные упражнения, самостоятельное выполнение практических заданий. По характеру учебно-познавательной деятельности используются: 1. Объяснительно - иллюстративные; 2. Репродуктивные; 3. Частично-поисковые методы. В процессе реализации программы используются современные педагогические образовательные технологии «проектная», «здоровье сберегающая» технология. Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная. Типы занятий: изучение нового материала, комбинированные занятия, закрепление и совершенствование знаний. Методическая продукция: • план бесед по безопасному поведению в кабинете, использование художественных инструментов и материалов; • сборник пальчиковых игр и гимнастик; • словарь художественных терминов. Дидактические материалы: план-схема пошагового рисования. Учебно-наглядные средства: фотографии, иллюстрации, работы учащихся прошлых лет. Зрительный ряд находится в свободном доступе. На занятиях используются аудио и видео материалы. Видеоматериалы по темам программы хранятся на флеш-карте. 2.3. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы Виды контроля: 1. Текущий контроль – в течение всего учебного года. 2. Итоговый контроль – в конце учебного года. 22 В работе используется методика педагогического наблюдения за прохождением процесса обучения. Показатели освоения материала определяются как степень самостоятельности, точности, полноты выполнения заданий, которую можно определить тремя уровнями: • низкий уровень – задания выполняются учащимися с помощью карточек; • средний уровень – занимается самостоятельно, справляется с заданиями, отвечает на вопросы; • высокий уровень – самостоятельность, креативность, учащийся может работать по образцу, понимает инструкции, умеет выразить свою мысль, пояснить то, что делает. Формы контроля: наблюдение, фронтальный опрос, выставка. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме наблюдения, опроса. Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме опроса, выставки, в соответствии с разработанными критериями оценки результатов реализации программы. Результаты освоения программы определяются по трем уровням: высокий, средний, низкий. 1 уровень – высокий, полное освоение содержания образования (80-100%). 2 уровень – средний, частичное освоение содержания программы (50-80%), но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки. 3 уровень – низкий, не полностью освоил содержание программы (3050%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий. Оценочные материалы: Карта художественно-творческого развития учащихся (приложение 1). 2.4. Воспитательная работа Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.2, п.2. 23 Целевые ориентиры воспитания детей по программе: − уважительное и бережное отношение к художественной культуре, искусству народов России; − восприимчивость к разным видам искусства; − заинтересованность в презентации своего творческого продукта, опыта участия в выставках, конкурсах; − воли и дисциплинированности в творческой деятельности; − формирование чувства гражданственности, уважения к старшему поколению. Формы и методы воспитания. Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий. Формы: основная – учебное занятие; дополнительные – экологический проект по сбору на вторичной переработке одноразовых пластиковых стаканчиков, посещение выставок. Методы: метод убеждения (рассказ, разъяснение), метод положительного примера (педагога), метод упражнений (приучения), метод осуждения и одобрения поведения детей, метод поощрения, метод развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании. Анализ результатов. Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности объединения в ДДТ «Химмашевец». Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путем опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после е завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год). Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня. А получение общего воспитанности, развития качеств личности конкретного ребенка, учащегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив учащихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной 24 работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур – опросов, интервью – используются только в виде агрегированных, усредненных и анонимных данных. Профориентационная работа в объединении. В содержании программы имеются профориентационные темы «Профессии вокруг» раздел «Композиция», которые направлены на развитие таких качеств личности как способность творчески мыслить, инициативность, умение выбирать профессиональный путь. Вследствие воспитательной деятельности учащимся предоставлена профессиональная проба, которая дает возможность изучить избранную сферу и примерить на себя ту или иную профессию. 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики/А.С. Белкин. – М.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, 2000. – 192 с. 2. Иванова О.А., Васильева И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка/ О.А. Иванова., И.И. Васильева. - СанктПетербург: Книга для педагогов по изобразительной деятельности, 2011. – 92 с. 3. Коробко А.И., А.Н. Акопян, М.Ю. Казарян Психология и педагогика/ А.И.Коробко, А.Н. Акопян, М.Ю. Казарян. – М.: Учебное пособие, 2023. – 376 с. 4. Кузнецов Б.В. Большой самоучитель рисования/Б.В. Кузнецов — М.: Книга, 2005. — 192 с. 5. Кузин В.С. Особенности изобразительной деятельности/В.С. Кузин — М.: Пособие для учителя изобразительного искусства, 1969. — 100 с. 6. Кузин В.С. Рисунок, наброски и зарисовки/В.С. Кузин — М.: Учебное пособие для студентов, руководителей изостудий, учителей изобразительного искусства и самодеятельных художников, 2004. — 117 с. 7. Кузин В.С. Психология живописи/В.С. Кузин — М.: Пособие для учителя изобразительного искусства, 2005. — 96 с. 8. Неменский Б.М. Искусство вокруг нас/Б.М. Неменский. — М.: Учебник для общеобразовательных организаций, 2003. - 85 с. 9. Неменский Б.М. Педагогика искусства/Б.М. Неменский. — М.: Книга для педагогов и учителей общеобразовательных организаций, 2012. - 240 с. 10. Неменский Б.М., Фомина Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд/ Б.М. Неменский, Н.Н. Фомина. - М.: Учебник, 1991. – 128 25 с. 11. Николаенко В.М. Психология и педагогика/ В.М. Николаенко. –М.: Учебное пособие, 2000. – 174 с. 12. Рутковская А.А. Рисование в начальной школе/А.А. Рутковская. М.: Книга для учителей изобразительного искусства, родителей и детей, 2001. – 192 с. 13. Федотова Р.И. Основы изобразительного искусства/Р.И. Федотова. Волгоград: Методическое пособие, 2006. — 101 с. 14. Шматова О.В. Самоучитель по рисованию акварелью/О.В. Шматова. — М.: Экспресс-курс обучение с нуля шаг за шагом, 2021. - 80 с. 15. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство/Т.Я. Шпикалова. — М.: Учебное пособие, 2023. — 160 с. Электронные ресурсы: 16. Дубосарский Е.Д. Дополнительная общеразвивающая программа «Изобразительное искусство» [Электронный ресурс]. — М: 2022. — Режим доступа: https://www.sites.google.com/a/music238410.com/dmszdr/izobrazitelnoeiskusstvo 17. Основы скетчинга [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://blog.skillbox.by/dizajn/iskusstvo-v-prostom-chto-takoe-sketching-i-zachemon-nuzhen/?ysclid=ly2rookrfr635975692 18. Уроки рисования по скетчингу [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/@dari_art1 19. Основы рисования для начинающего художника [Электронный ресурс]. Режим доступа: Азбука Рисования - YouTube 20. Школа рисования Палитра [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://youtube.com/@kondrashinaschool?si=Jv2VubYMiXx1pqkp Литература для детей и родителей: 21. Алексеева В. В. Что такое искусство/ В. В. Алексеева. – М.: Книга для педагогов, детей и родителей, 1991. - 276 с. 22. Гарни Д., Захаров А. Как нарисовать то, что не существует/ Д. Гарни, А. Захаров. – М.: Учебное пособие, 2021. – 224 с. 23. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник/ М.Г. Дрезнина. – М.: Книга для педагогов и родителей, 2002.- 200 с. 24. Дрезнина М. Г. Учимся рисовать/ М.Г. Дрезнина. – М.: Рабочая тетрадь, 2003. - 48 с. 25. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 класс/В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – М.: Учебник, 2012. – 78 с. 26 26. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 класс/В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – М.: Рабочий альбом, 2013. – 40 с. 27. Курбатова Н.В. Рисование/ Н.В. Курбатова. – М.: Учебное пособие, 2007. – 128 с. 28. Опимах И. Живописные истории. О великих полотнах, их создателях и героях: Сборник/И. Опимах. - М: Книга, 2022. — 232 с. 29. Синицына Е. Умные занятия и игры/Е. Синицына. – М.: Книга, 2002. – 192 с. 30. Сокольникова Н.М., Ломов С.П. Изобразительное искусство для детей/ Н.М. Сокольникова, С.П. Ломов. – М.: Книга для семейного чтения и творческого досуга, 2009. – 144 с. 31. Соломенникова О.А. «Сказочная Гжель», «Матрешки», «Городецкая роспись», «Мезенская роспись», «Северодвинская роспись», «Графические орнаменты», «Дизайн»/ О.А. Соломенникова. – М.: Наглядно-дидактическое пособие, 2013. – 7 с. 32. Чаговец Т. Словарь терминов по изобразительному искусству. Живопись. Графика. Скульптура/Т. Чаговец. – Санкт-Петербург: Учебное пособие,2024. – 176 с. 33. Шайнбергер Ф. Скетчи без границ. Смелые зарисовкив дороге, в городе, на пляже и где угодно/Ф. Шайнбергер. – М.: Книга, 2019. – 160 с. 34. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство/Т.Я. Шпикалова. — М.: Учебное пособие, 2023. — 160 с. 27 Приложение 1 Карта художественно-творческого развития учащихся Критерии оценивания № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Ф.И. учащегося Итого: Цветовое решение Пропорци и Композици я Уровень самостояте льности Творческа я составляю щая Баллы 1 2 3 Баллы 1 2 3 Баллы 1 2 3 Баллы 1 2 3 Баллы 1 2 3