ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СТУДИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА» Художественная направленность Возраст учащихся 7-16 лет Срок реализации 1 год Автор-составитель: Ткаченко Алина Александровна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 2 Содержание 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ...............................................................3 1.1. Пояснительная записка .................................................................................3 1.2. Цель и задачи программы .............................................................................6 Планируемые результаты ....................................................................................7 1.3. Содержание программы ................................................................................8 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ..................... 10 2.1. Календарный учебный график ................................................................. 10 2.2. Условия реализации программы .............................................................. 10 2.3. Форма аттестации/контроля и оценочные материалы ........................ 10 2.4. Воспитательная работа…………………………………………………12 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................. 14 Приложение 1 ....................................................................................................... 15 Приложение 2 ....................................................................................................... 17 3 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Студия классического танца»» имеет художественную направленность и разработана в соответствии с новыми требованиями в образовании, отражённых в следующих документах: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 9. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» от 21.08.2015 г. № 1497/46/36; 10. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе от 09.01.2024 г. № 3 Муниципального 3. 4 автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец». Танец является многофункциональным инструментом для разностороннего развития личности ребенка. Как один из способов художественно-эстетического и физического развития человека, танец оказывает значительное влияние на творческую, эмоциональную составляющую личности, кроме того развивает телесный аппарат - укрепляет мышечный корсет, формирует осанку и красивую фигуру. Творческие занятия хореографией в группах настраивают ребенка на созидание, раскрывают природный потенциал, формируют понимание прекрасного, активизируют внимание и ассоциативное восприятие, воспитывают художественный вкус, раскрепощают и в то же время дисциплинируют, приучают к трудолюбию, вырабатывают волю, чувство ответственности, помогают социализироваться. Актуальность программы «Студия классического танца» заключается в том, что классический танец способствует формированию общей культуры учащиеся, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности. Классический танец является фундаментом всех сценических видов танца. Он выработал терминологию танца и особую систему подготовки исполнителей. В каждом виде танцевального искусства техника и художественное исполнение танца имеют большое значение. Эти качества могут быть достигнуты лишь в результате последовательной и систематической подготовительной учебной работы. В настоящее время современная хореография включает в себя сложные и разнообразные виды танцевального искусства. В огромном разнообразии стилей и направлений хореографии классический танец является отправной точкой развития танцовщика. Классический танец играет большую роль в художественном, эмоциональном и физическом развитии детей. Педагогическая целесообразность заключается в принципе взаимосвязи обучения и развития, взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание 5 детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.). Программа «Студия классического танца» предназначена для учащихся, освоивших программу «Классический танец для малышей» стартового уровня. Базовый уровень программы позволит учащимся развить приобретенные знания и навыки, полученные при обучении по программе стартового уровня в сочетании с природными задатками, самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности. Отличительная особенность и новизна заключается в том, что программа включает в себя обучение детей импровизации и самостоятельному сочинению танцевальных фрагментов, комбинаций. Дети получают большую свободу самовыражения, возможность показать свою индивидуальность, воплотить собственные идеи, самостоятельно придумывая и комбинируя движения. Это оказывает положительный эффект на развитие их фантазии, воображения, творческих способностей. Тренирует ассоциативное, образное восприятие, способность пластически мыслить. Психофизиологические особенности учащихся, определяющие выбор программы: учащиеся 7-11 лет – ядро детских хореографических коллективов. Для данного возрастного периода большое значение имеет общение со своими сверстниками и интересной совместной работой, что характеризует ведущий вид деятельности младшего школьного возраста. Хореографические занятия с данной возрастной группой проводятся на более сложном материале и в более быстром темпе. Учащиеся способны быстро усваивать танцевальные движения, они более координированы. Приобретая танцевальные навыки и умения, подростки проявляют большую заинтересованность искусством танца, они могут дать самостоятельную самооценку предложенному им танцевальному репертуару, обладают способностью рефлексировать и анализировать пройденный материал. Таким образом, занятия танцами удовлетворяют их потребность в движении и активной деятельности, активизируют жизнерадостность, свойственную детям, непосредственное общение со сверстниками в танцевальной, хореографической деятельности. Рассматривая старший подростковый возраст можно говорить о том, что хореографический коллектив становится сплоченным, при этом в связи с особенностями психического и физического развития детей данного возраста, в плане производятся определенные изменения. Подростковый период, характеризующий основную массу учащихся данной возрастной группы – это подчеркнутая самостоятельность, острый интерес ко всему, что их окружает, стремление к самовыражению и непосредственной концертной, конкурсной деятельности. 6 Психофизиологические особенности юношеского возраста характеризуются началом взрослости, становлением жизненной позиций, прогнозированием своего места в мире и выбором профессионального пути. Физиологически тело достигает своей мышечной крепости и силы, сохраняется гибкость, регуляция поведения. Занятия по своему общему и физическому развитию приближается к взрослым, существует потребность в особом подборе танцевального репертуара, а также продолжается работа над правильным физическим развитием: осанкой, утонченностью, активностью, ловкостью движений, предъявляются требования к точности и четкости в усвоении танцевальных навыков и знаний. Адресат программы: учащиеся 7-16 лет. Количество учащихся в группе 14 – 20 человек. На первый год обучения возможен прием учащихся разных возрастов в зависимости от их желаний и хореографических способностей. Комплектование творческого объединения проводится с учетом уровня подготовки по хореографии. В процессе обучения предусмотрено проведение добора учащихся в группы. Вновь поступившие учащиеся распределяются по группам соответствующему их возрасту и уровню подготовки. Объем 108 часов. Срок освоения программы - 36 недель, 9 месяцев. Форма обучения – очная. Уровень освоения программы – базовый - используются и реализуются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно тематического направления программы. Особенности реализации образовательного процесса Образовательный процесс организуется в традиционной форме. В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс организуется с применением дистанционных технологий. Режим занятий: занятия проводятся: 2 раза в неделю по 1,5 учебных часа. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы – художественное, эстетическое развитие учащихся средствами хореографии; пропаганда и популяризация здорового образа жизни. Задачи программы. Обучающие: 1. Обучить основам классического танца, техники исполнения. 7 2. Обучить навыкам телесной импровизации. 3. Обучить навыкам устранениями телесных и психических зажимов. 4. Обучить терминам базовых танцевальных движений. Развивающие: 1. Развить координацию движений. 2. Развить способности пластически мыслить, сочинять. 3. Развить механизм физической памяти. 4. Развить ритмичность и музыкальность. Воспитательные: 1. Сформировать устойчивый интерес к танцу. 2. Воспитать правила поведения, общения среди учащихся и с педагогом. 3. Воспитать самостоятельность при работе над основными упражнениями. 4. Сформировать качества личности: любознательность, трудолюбие, инициативность, доброжелательное отношение друг к другу, сотрудничество. Планируемые результаты Предметные результаты: • будут владеть основами классического танца, техники исполнения; • будут освоены навыки телесной импровизации; • будут уметь устранять телесные и психические зажимы; • будут знать термины базовых танцевальных движений. Метапредметные результаты: • будет развита координации движений; • будет развита способность пластически мыслить и сочинять; • будет развит механизм физической памяти; • будет развита ритмичность и музыкальность; Личностные результаты: • будет сформирован устойчивый интерес к танцу; • будут воспитаны правила поведения, общения среди учащихся и с педагогом; • будут воспитаны самостоятельность при работе над основными упражнениями. • будут сформированы качества личности: любознательность, трудолюбие, инициативность, доброжелательное отношение друг к другу, сотрудничество. 8 1.3. Содержание программы Учебно-тематический план Количество часов № Наименование разделов, тем 1. Классический танец 1.1. Организационное занятие 1.2 Содержание музыкальной темы 1.3 Движения на полу 1.4 Изучение положений и движений корпуса. 1.5 Баланс на руках 1.6 Позы Понятия «fall and recovery», «gravity– 1.7 momentum–suspension» Движение через пространство по 1.8 параллельным и выворотным позициям. Диагонали. 1.9 Exersis у станка в классическом танце. Exersis. Структура и особенности exersis в классическом танце. Движения 1.10 exersis по параллельным и выворотным позициям. Комбинации. Часть Allegro и вращения на середине зала 1.11 в классическом танце. 1.12 Stretching (растяжка) 2. Промежуточная аттестация 105 1,5 1,5 9 9 6 6 2 1,5 0,5 - Практик а 103 1 9 9 6 6 3 - 3 Наблюдение 12 - 12 Наблюдение 18 - 18 Наблюдение 12 - 12 Наблюдение 18 - 18 Наблюдение 9 - 9 Наблюдение Открытый урок Всего Теория 3 Итого: Формы контроля. аттестации 108 3 2 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 106 СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Классический танец Тема 1.1. Организационное занятие Теория: организационное собрание. Объявляются цели и задачи третьего года обучения, расписание, план концертной деятельности и массовых мероприятий с обучающимися. Тема 1.2. Содержание музыкальной темы Теория: понятие музыкальной темы. Музыкальные инструменты. Практика: определение музыкальных тем и инструментов на слух. Движение на разные музыкальные темы. Движения, характеризующие разные музыкальные инструменты. Тема 1.3. Движения на полу. 9 Практика: повторяется материал первого и второго года обучения. Добавляются сложные, комбинированные кувырки и перекаты. Тема 1.4. Изучение положений и движений корпуса Практика: повторяется материал первых двух лет обучения с усложненным ритмических рисунком и координацией движений. Добавляются новые элементы. Contraction – сжатие, сокращение, движение центра корпуса. Повороты корпуса в сторону – изолированные и последовательные. Круговые движения для корпуса. Тема 1.5. Баланс на руках Практика: динамический баланс на двух руках. Динамический баланс на одной руке. Тема 1.6. Позы Практика: Arabesque, attitude – особенности исполнения в технике танца модерн. Другие позы. Тема 1.7. Понятия «fall and recovery», «gravity–momentum– suspension» Практика: Движения Swing в сложных танцевальных комбинация в сочетании с другими движениями на полу и стоя. Тема 1.8. Движение через пространство по параллельным и выворотным позициям. Диагонали Практика: Pas de bourréе; Pas de bourréе в повороте и с уходом в пол. Тема 1.9. Exersis у станка в классическом танце Теория: изучение движений классического танца лицом к станку в первом полугодии и с одной рукой на станке во втором. Практика: учебные комбинации с движениями в чистом виде крестом и в медленном темпе. Demi, grand plie. Battement tendu. Battement tendu jete. Rond de jamde. Sur le cou de pied. Fondue. Relevelent. Passe. Allongée. Pordebras. Grand Bettement. Тема 1.10. Exersis. Структура и особенности exersis в классическом танце. Движения exersis по параллельным и выворотным позициям. Комбинации. Практика: Повторение пройденного материала с добавлением новых элементов. Вращения и повороты в сочетании с движениями корпуса. Tours: с IV параллельной и IV выворотной позиций; со II параллельной и II выворотной. Tours в больших позах – attitude, arabesque, parallel arabesque, Tilt, level T, diagonal level и другие позы. Tour chaîné. Другие виды поворотов: renversé, fouetté, pencil turn, шаги в повороте и др. Тема 1.11. Часть Allegro и вращения на середине зала в классическом танце 10 Теория: правила вращения на середине зала в классическом танце. Практика: Saute. Echappe. Glissade Тема 1.12. Stretching (растяжка) Практика: комплекс пассивных, парных и динамических растяжек. Раздел 2. Промежуточная аттестация Практика: открытый урок. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Календарный учебный график Период обучения 1 полугодие 2 полугодие Дата Дата начала окончания обучения по обучения по программе программе 10 сентября 09 января 30 декабря 28 мая Всего Количество учебных учебных недель часов 16 20 45 63 Режим занятий 2 раза в неделю по 1,5 часа 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Просторный класс, оборудованный станками и зеркалами; музыка на цифровых носителях; видеофильмы по хореографии; сценическая площадка. Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительная общеразвивающая программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Информационное обеспечение: Аудиотека (диски и флэш карты) для музыкального сопровождения, фото- и видеоматериалы. 2.3. Форма аттестации/контроля и оценочные материалы Время проведения Виды контроля Входной контроль В начале учебного Цель проведения: определение уровня года развития учащихся, их творческих способностей Формы контроля/аттестации Беседа, опрос, анкетирование. 11 Тематический контроль По окончании Цель проведения: изучения темы или •определение степени усвоения учащимися тем, раздела учебного материала по определенной теме; •определение результатов обучения. Промежуточная аттестация Цель проведения: •определение результатов обучения, изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей по окончании В конце учебного учебного года; года •ориентирование учащихся на дальнейшее обучение; •анализ дополнительной общеобразовательной программы для коррекции и совершенствования содержания. Итоговая аттестация. Цель проведения: •определение результатов обучения; В конце курса •определение изменения уровня развития обучения по учащихся, их творческих способностей; программе •анализ дополнительной общеобразовательной программы для коррекции и совершенствования содержания. Опрос, самостоятельная работа Открытый урок Отчетный концерт Формы контроля и промежуточной (итоговой) аттестации являются: • педагогическое наблюдение; • опрос; • открытые уроки, отчетные концерты; • участие в концертах, фестивалях, конкурсах. Подведение итогов проводится в соответствии с разработанными критериями оценки результатов реализации программы. Оценочные материалы: 1. Лист самоконтроля в хореографическом коллективе «Аннона» (Приложение № 1). 2. Карта входного контроля (Приложение № 2). Методические материалы: Формы организации образовательного процесса: командная работа (работа в малых группах), индивидуальная работа (сольные партии). Ведущими методами обучения учащихся танцевальному искусству являются: показ движений; объяснение методики исполнения движений современного танца; задания на импровизацию; танцевальная игра; постановка танцевальных композиций; просмотр видео материалов. 12 Такая организация учебного процесса дает учащемуся комплекс знаний и умений по хореографии, культурно обогащает, прививает любовь к искусству, к творчеству, прививает способность понимать сущность хореографической деятельности, самостоятельно решать разнообразные задачи, готовит к выбору профессионального образования в среднеспециальных и высших учебных заведениях. Типы занятий: изучение нового материала, закрепление и совершенствование пройденного материала, применение полученных навыков. Формы занятия: беседа, практические, комбинированные, итоговые. К концу обучения по программе учащиеся готовы к продолжению обучения профессии хореографа в средне-специальных и высших учебных заведениях. Методика преподавания по данной программе опирается на школу профессионально-хореографического обучения. Занятия логически выстроены с учетом специфики хореографического направления - от простого к сложному. Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение пройденных тем. Классический танец является фундаментом всей танцевальной подготовки и основой высокой исполнительской культуры. Современный танец дает представление о свободном, раскрепощенном, импульсном движении. В своем сочетании эти направления дают разностороннее развитие личности танцовщика, его творческих способностей, так как демонстрируют разные подходы к движению и приемы исполнения. Практические занятия импровизацией открывают большие возможности для развития индивидуальности танцора, поиска собственного неповторимого и естественного стиля движения в танце, приобретения и развития чувства партнерства. Музыкальный материал для занятий и постановок выбирается с учетом возраста учащихся по критериям – тематика и сложность восприятия. От простых музыкальных размеров и ровных музыкальные фраз на первых годах обучения к более сложным музыкальным формам на последних этапах. Обучение хореографии включает в себя занятия по теории и истории танца - просмотр обучающих документальных и художественных фильмов, спектаклей, разъяснения педагогом терминологии, исторические экскурсы. Репертуару и концертной деятельности коллектива уделяется большое внимание, так как они являются основными показателями его активности. Темы выбираются с учетом возраста и интересов учащихся. Материал подается с разъяснением не только техники исполнения движений, но также идеи и образа. 13 Педагогические технологии: 1. Игровые технологии. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. 2. Технология здоровьесберегающего обучения. Для занятий хореографией мною принимаются учащиеся с различными физическими данными, поэтому возникает необходимость на уроках заниматься как общим физическим развитием, так и исправлением (коррекцией) физических недостатков. Формирование правильной техники исполнения движений создает и совершенную, в смысле «скульптурности», форму тела. В процессе обучения в коллективе формируются необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. 3. Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение. Данная технология позволяет организовать обучение учащихся в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. 2.4. Воспитательная работа Воспитательный потенциал программы в рамках реализации программы воспитательная работа связана с выполнением учебно-творческих, воспитательных, организационно-педагогических задач. В основе воспитательного компонента лежат основные направления художественное, нравственное, социально-гуманитарное, здоровьесбережение, работа с родителями, участие обучающихся в конкурсах, организация отдыха детей, мероприятия по безопасности детей. Сегодня важными приоритетами государственной политики становится привлечение молодёжи в профессиональную деятельность. В связи с этим возрастает роль дополнительного образования, в котором большое внимание уделяется вопросам профессионального самоопределения подрастающего поколения. Педагогическими условиями активизации профессионального самоопределения обучающихся являются: творческие задания (сочинительство и самостоятельные постановки танцевальных связок), репетиции танцевальных композиций, позволяющие включить каждого обучающегося в различные виды учебно-профессиональной деятельности, непосредственно и опосредованно связанной с хореографическим искусством: исполнительскую, балетмейстерскую, педагогическую, культурно-просветительскую работу. 14 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 1. Бежар М. Мгновения из жизни другого. Мемуары. –М.: Редакция журнала «Балет», 2002 – 239 с. 2. Васенина Е. Российский современный танец. Диалоги. – М: Emergency Exit, 2005 – 268 c. 3. Ивлева Л. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе. – Челябинск: ЧГИК, 2009. 4. Жак – Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика - XXI, 2006 - 248c. 5. Классический танец: Методическая разработка для преподавателей хореографических школ. – М., 2002. 6. Полятков С.С. Основы современного танца. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 - 80 с. 7. Суриц Е. Балет и танец в Америке. Очерки истории. – Екатеринбург: Изд-во госуниверситета, 2004 – 392с. 9. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: двенадцать практических уроков. – М.: Ин - т Общегуманитарных исследований, 2009 - 224 с. Литература для учащихся: 1. Васенина Е. Российский современный танец. Диалоги. – М: Emergency Exit, 2005 – 268 c. 2. Захаров Р. Сочинения танца. – М.: Искусство, 2012. 3. Суриц Е. Балет и танец в Америке. Очерки истории. – Екатеринбург: Изд-во госуниверситета, 2004 – 392с. Интернет ресурсы: 1. Дэнсхелп.ру. – Режим доступа: https://dancehelp.ru/catalog/ 2. Журнал балет. – Режим доступа: www.russianballet.ru 3. Маленькая балетная энциклопедия. – Режим доступа: ballet.classical.ru 4. Международный танцевальный журнал. – Режим доступа: www.danceinternational.org 5. Энциклопедия балет. – Режим доступа: ballet-enc.ru 15 Приложение 1 Лист самоконтроля в хореографическом коллективе Ф.И. учащегося ___________________________ 0 баллов Развитие физических данных гибкость 1 выворотность прыжок растяжка выносливость равновесие шаг Средний балл: Знание основных хореографических навыков и умение их применять на практике постановка корпуса понятие "втянутое колено" 2 понятие "вытянутый подъем", "птичка" крест "два плеча, два бедра" основные позиции ног основные позиции рук термины различных техник танца, согласно году обучения Средний балл: Пространственная ориентация понятия "ближний круг", "дальний круг" интервал 3 ракурс Умение держать рисунок точность перестроения чувство партнёра Средний балл: Психофизиологическое 4 развитие 1 балл 2 балла 3 балла пенинауров ненавыка(пр именяетнапр актике) тепенинау ровнеувер енногопри мененияна практике Описание составляющих Качество выражено всреднейстепенинауровне первичногонавыка № Качество отсутствует выражено оченьслабонауро внепервичногозн ания Качество выражено оченьслабонауров незнаний Шкала оценки 4 балла 5 баллов 16 развитие чувства ритма 17 Карта входного контроля Фамилия имя Сколько полных лет, месяцев Рост Вес Строение тела Осанка Выворотность Стопа Балетный шаг Гибкость тела Прыжок Координация движений Музыкально-ритмическая координация Устойчивость Темперамент Особые отметки Приложение 2