Программа воспитания 2021-2025

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка........................................................................................ 2
Раздел 1. Особенности организуемого воспитательного процесса.............. 3
Раздел 2 Цели и задачи воспитания .................................................................. 5
Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности .................................... 11
3.1 МОДУЛЬ «КЛЮЧЕВЫЕ ДЕЛА» .................................................................. 11
3.2. МОДУЛЬ «РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ» ..................................... 12
3.3. МОДУЛЬ «ЗАНЯТИЯ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ»
................................................................................................................................. 14
3.4.МОДУЛЬ «САМОУПРАВЛЕНИЕ» .............................................................. 15
3.5. МОДУЛЬ «ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ, ПОХОДЫ» .......................... 16
3.6. МОДУЛЬ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» ............................................................. 17
3.7. МОДУЛЬ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ»
................................................................................................................................. 17
3.8. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ .......................................................................... 18
Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы 19
Приложение 1 Календарный план воспитательной работы

Пояснительная записка
«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде» (ст.2. п.2 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации).
Воспитание
представляет
собой
многофакторный
процесс.
Формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных
учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой
информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К
тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом,
результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер и
зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного
ребенка.
Программа воспитания Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» (далее ДДТ «Химмашевец» разработана в соответствии с
основополагающими документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 304ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 № 533 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018
г. № 196».

2

5. Примерная программа воспитания (зарегистрирована в Единой
государственной
информационной
системе
учёта
научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
гражданского
назначения,
№
гос.регистрации
АААА-Г19619070900024-2от15.08.2019).
6. Устав МАУ ДО ДДТ «Химмашевец».
Программа воспитания ДДТ «Химмашевец» направлена на личностное
развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных
аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации
программы воспитания является приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных
результатов: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и
обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности;
активное участие в социально-значимой деятельности.
Организация воспитательной работы является составной частью
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ,
включающих воспитание всестороннего духовного, нравственного и
интеллектуального развития обучающихся, воспитания в них чувства
патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества, старшему поколению и человеку труда.
Концепция рабочей программы воспитания ДДТ «Химмашевец»
подразумевает, что образовательное учреждение создает условия для
самореализации и самоутверждения обучающихся, что, несомненно,
способствует их творческому самовыражению, культурному росту и
гражданской зрелости.
Раздел 1. Особенности организуемого воспитательного процесса
Процесс воспитания в ДДТ «Химмашевец» основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и обучающихся:
• неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье,
приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной
организации;
• ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой

3

невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и
педагогов;
• реализация процесса воспитания главным образом через создание в
образовательной организации детско-взрослых общностей, которые бы
объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями,
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг
к другу;
• организация основных совместных дел обучающихся и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
• системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как
условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в ДДТ «Химмашевец» являются
следующие:
• стержнем годового цикла воспитательной работы являются ключевые
дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогов;
• важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых
для воспитания других совместных дел педагогов и обучающихся,
является коллективная разработка, коллективное планирование,
коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
• в проведении ключевых дел отсутствует соревновательность между
группами, объединениями, поощряется конструктивное межгрупповое
и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная
активность;
• педагоги ориентированы на установление в группах, детских
объединениях доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
• ключевой фигурой воспитания в образовательной организации
является педагог дополнительного образования, реализующий по
отношению к обучающимся защитную, личностно-развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов)
функции.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы:
• гражданско-патриотическое
воспитание:
формирование
патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне,
народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование
представлений о ценностях культурно-исторического наследия России,
уважительного отношения к национальным героям и культурным
представлениям российского народа;

4

• духовно-нравственное
воспитание
формирует
ценностные
представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло,
истина ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме
нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных
ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям,
культуре и языку своего народа других народов России;
• художественно-эстетическое воспитание играет важную роль
формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии
хорошего вкуса и в поведении;
• физическое воспитание содействует здоровому образу жизни;
• трудовое и профориентационное воспитание формирует знания,
представления о трудовой деятельности; выявляет творческие
способности и профессиональное самоопределение обучающихся;
• воспитание познавательных интересов формирует потребность в
приобретении новых знаний, интерес к творческой деятельности.
Раздел 2 Цели и задачи воспитания
Современный национальный идеал личности, воспитанной в
современной образовательной организации – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество,
природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая
цель воспитания – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество
выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально
значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на обеспечение

5

позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно
сочетание усилий педагога по развитию личности обучающегося и усилий
самого обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество,
партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении
цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты:
1.
В воспитании детей дошкольного возраста (5 -7 лет) целевым
приоритетом является создание благоприятных условий для развития
ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на
основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим
возрасту видам деятельности.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей
дошкольного возраста: с их потребностью в игре. Воспитательное значение
игры состоит как в том, что дошкольники отражают в ней различные
стороны социальной жизни, так и в том, что в игровом коллективе у
дошкольников возникает потребность регулировать взаимоотношения со
сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются
нравственные чувства. Особое значение в воспитательном процессе
придается физическому развитию, т.к. все дети, начиная с самого раннего
возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и
хорошо учились. Особое значение придается гражданскому воспитанию:
прививанию чувств любви и уважения к родным и близким, других людей,
родительского дома, своего города, интереса и уважения к государственным
символам (флаг, герб, гимн), исторического и культурного наследия народа,
гордости за его достижения и желание приобщиться к общественнополезным делам и значимым общественным событиям. Значительное
внимание в воспитательном процессе уделяется труду, как части
нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на
формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и
навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей.
2.
В воспитании детей младшего школьного возраста (7 – 11 лет)
целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных
норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей
младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем

6

новом социальном статусе – статусе учащегося. Такого рода нормы и
традиции задаются в образовательном учреждении педагогами и
воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения
учащегося. К наиболее важным из них относятся следующие:
• быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой);
• уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребѐнка домашнюю работу, помогая старшим;
• быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как
в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца;
• знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
свою страну;
• беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные
зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоѐмы);
• проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
• стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
• быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
• соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
• уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности
помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к
людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями
здоровья;
• быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чѐм-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать своѐ мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.
Знание социальных норм и традиций, понимание важности следования
им имеет особое значение для ребенка, поскольку облегчает его вхождение в

7

широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных
отношений.
3.
В воспитании детей подросткового возраста (11-15 лет) таким
приоритетом является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных
отношений:
• к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
• к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
• к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая
завещана ему предками и которую нужно оберегать;
• к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со
стороны человека;
• к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в
будущем и создания благоприятного микроклимата в своей
собственной семье;
• знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного
труда;
• к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
• к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его
хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
• к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения,
дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства
одиночества;
• к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное
будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен
для личностного развития обучающихся в подростковом возрасте, так как

8

именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки,
его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании
связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением
утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому
миру. В этом возрасте особую значимость для обучающихся приобретает
становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных
ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития
социально значимых отношений.
4.
В воспитании детей юношеского возраста (15–18 лет) таким
приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения
обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
поможет имеющийся у молодых людей реальный практический опыт,
который они могут приобрести в том числе и в учреждениях
дополнительного образования. Важно, чтобы опыт оказался социально
значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению юношей и
девушек во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
• опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; −
трудовой опыт; − опыт дел, направленных на пользу своему родному
городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной
гражданской позиции;
• природоохранных дел;
• опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в
образовательном учреждении, дома или на улице;
• опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
• опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры,
опыт творческого самовыражения;
• опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
• опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
• опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.

9

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных
с возрастными особенностями обучающихся, не означает игнорирования
других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему
педагогам, работающим с обучающимися конкретной возрастной категории,
предстоит уделять большее, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели, позволит обучающемуся получить необходимые
социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном
мире
человеческих
взаимоотношений,
эффективнее
налаживать
коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во
взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных
возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить
выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой
жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его
людей.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет
способствовать решение следующих основных задач:
• реализовывать
воспитательные
возможности ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в ДДТ «Химмашевец»;
• реализовывать потенциал руководителя детского объединения в
воспитании обучающихся, поддерживать активное участие детских
объединений жизни образовательной организации;
• реализовывать
воспитательные
возможности
занятий
по
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам;
• инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на
уровне образовательной организации, так и на уровне детских
объединений;
• организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
• организовывать профориентационную работу с обучающимися;
• развивать предметно-эстетическую среду образовательной организации
и реализовывать ее воспитательные возможности;
• организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение
проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
ДДТ «Химмашевец» интересную и событийно насыщенную жизнь
10

обучающихся и педагогов, что станет эффективным способом профилактики
антисоциального поведения обучающихся.
Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках направлений воспитательной работы ДДТ «Химмашевец» Каждое из
них представлено в соответствующем модуле.
3.1 МОДУЛЬ «КЛЮЧЕВЫЕ ДЕЛА»
Ключевые дела – это главные традиционные дела, в которых
принимает участие большинство обучающихся и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами.
Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для
них, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Для этого используются следующие формы работы:
На внешнем уровне:
• социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые обучающимися и педагогами комплексы дел
(благотворительной, экологической, патриотической, трудовой
направленности), ориентированные на преобразование окружающего
ДДТ «Химмашевец» социума;
• проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с
семьями обучающихся спортивные состязания, праздники, фестивали,
представления, которые открывают возможности для творческой
самореализации обучающихся и включают их в деятельную заботу об
окружающих.
На внутриучрежденческом уровне:
• разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события,
включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе которых складывается особая детско-взрослая общность,
характеризующаяся
доверительными,
поддерживающими
взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей
радости;
• общие
праздники
–
ежегодно
проводимые
творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные
со значимыми для обучающихся и педагогов знаменательными датами
и в которых участвуют все объединения;

11

• церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогов за
активное участие в жизни ДДТ «Химмашевец». Это способствует
поощрению социальной активности обучающихся, развитию
позитивных межличностных отношений между педагогами и
обучающихся, формированию чувства доверия и уважения друг к
другу.
На уровне объединений:
• выбор и делегирование представителей объединений в советы дел,
ответственных за подготовку общих в учреждении ключевых дел;
• участие объединений в реализации общих в учреждении ключевых дел;
• проведение в рамках объединения итогового анализа обучающимися
общих в учреждении ключевых дел.
На индивидуальном уровне:
• вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела
ДДТ «Химмашевец» в одной из возможных для них ролей:
сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы
и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и
т.п.);
• наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки,
проведения и анализа общих в учреждении ключевых дел, за его
отношениями со сверстниками, с педагогами и другими взрослыми;
• при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими
обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для него,
через предложение взять в следующем общем в учреждении ключевом
деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей
работы.
3.2. МОДУЛЬ «РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ»
Осуществляя
работу
с
детским
объединением,
педагог
дополнительного образования, руководитель детского объединения
организует работу с коллективом объединения; индивидуальную работу с
обучающимися; работу с родителями или их законными представителями.
Работа с коллективом детского объединения:
• инициирование и поддержка участия объединения в ключевых делах,
оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке,
проведении и анализе;

12

• организация интересных и полезных для личностного развития
обучающегося, совместных дел с обучающимися объединения
(познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовнонравственной, творческой, профориентационной направленности),
позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них обучающихся с
самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с обучающимися, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
• проведение бесед с обучающимися, как мероприятий плодотворного и
доверительного общения педагога и обучающихся, основанных на
принципах уважительного отношения к личности обучающегося,
поддержки активной позиции каждого в беседе, предоставления
обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
• сплочение коллектива детского объединения через: игры и тренинги на
сплочение и командообразование; однодневные и многодневные
походы и экскурсии, организуемые руководителями объединения и
родителями;
• празднования в объединении дней рождения обучающихся,
включающие в себя подготовленные обучающимися поздравления,
сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные мероприятия
внутри коллектива, дающие каждому обучающемуся возможность
рефлексии собственного участия в жизни детского объединения.
Индивидуальная работа с обучающимися:
• изучение особенностей личностного развития обучающихся детского
объединения через наблюдение за поведением обучающихся в их
повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих
отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с
результатами бесед руководителя объединения с родителями
обучающихся;
• поддержка в решении важных для обучающегося жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с обучающимися в коллективе, выбор
профессии и т.п.), когда каждая проблема трансформируется
руководителем объединения в задачу для обучающегося, которую они
совместно стараются решить;

13

• индивидуальная работа с обучающимися объединения, направленная
на заполнение ими личных портфолио, в которых не просто фиксируют
свои достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с
руководителем объединения в начале каждого года планируют их, а в
конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
• коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его
родителями
или
законными
представителями,
с
другими
обучающимися объединения.
Работа с родителями обучающихся или их законными
представителями:
• регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их
детей, о жизни объединения в целом;
• помощь родителям обучающихся или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией ДДТ
«Химмашевец» и учителями школы;
• организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания
учащихся детского объединения;
• привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению
дел в детском объединении;
• организация в детском объединении семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и образовательного
учреждения.
3.3. МОДУЛЬ «ЗАНЯТИЯ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ»
Реализация педагогами дополнительного образования воспитательного
потенциала занятия предполагает следующее:
• установление
доверительных
отношений
между
педагогом
дополнительного образования и обучающимися, способствующих
позитивному восприятию требований и просьб педагога, привлечению
их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их
познавательной деятельности;
• побуждение соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогами дополнительного
образования) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;

14

• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на занятии явлений, организация их работы с получаемой
на занятии социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование
воспитательных
возможностей
содержания
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
через демонстрацию
примеров
ответственного,
гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через
подбор проблемных ситуаций для обсуждения в объединении;
• применение на занятии интерактивных форм работы: дискуссий,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах,
которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с
другими;
• включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в объединении, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятия;
• организация шефства над обучающимися, испытывающими трудности
в освоении программы, дающего социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности
обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.4. МОДУЛЬ «САМОУПРАВЛЕНИЕ»
Поддержка детского самоуправления в ДДТ «Химмашевец» помогает
педагогам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а
обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Детское
самоуправление в ДДТ «Химмашевец» осуществляется следующим образом:

15

•

на уровне учреждения:
через деятельность выборного Совета обучающихся, создаваемого для
учета мнения обучающимися по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих
их права и законные интересы;

через деятельность Творческого совета обучающихся, инициирующего
и организующего проведение личностно значимых для обучающихся
событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов и т.п.) и
отвечающего за проведение тех или иных конкретных мероприятий,
праздников, акций и т.п.;
на уровне объединений:
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям
обучающихся объединения лидеров, представляющих интересы
объединения и призванных координировать его работу с работой
органов самоуправления;
на индивидуальном уровне:
• через вовлечение обучающихся в планирование, организацию,
проведение и анализ ключевых дел.

•

3.5. МОДУЛЬ «ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ, ПОХОДЫ»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающимся расширить
свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной,
культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться
к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в
различных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются
благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда,
преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения
рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти
воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и
форм деятельности:
• экскурсии, походы выходного дня;
• экскурсии (в музей, на предприятие, в парк и т.д.) с обучающимися и
родителями/законными представителями.

16

3.6. МОДУЛЬ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
учащихся и консультирование по проблемам профориентации. Задача
совместной деятельности педагога и обучающегося – подготовить
обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности.
Создавая профориентационные значимые проблемные ситуации,
формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует
его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в
постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но
и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа
осуществляется через:
• профориентационные часы общения, направленные на подготовку
обучающихся к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
• профориентационные игры: квесты, решение кейсов (ситуаций, в
которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания о типах профессий, о способах выбора
профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной
обучающимся профессиональной деятельности;
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору профессий;
• освоение обучающимися основ профессии в рамках обучения по
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам.
3.7. МОДУЛЬ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ
СРЕДЫ»
Окружающая
обучающегося
предметно-эстетическая
среда
образовательного учреждения, при условии ее грамотной организации,
обогащает внутренний мир, способствует формированию у него чувства
вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному
восприятию обучающимся места обучения.
Воспитывающее влияние осуществляется через такие формы работы с
предметно-эстетической средой ДДТ «Химмашевец» как:

17

• оформление интерьера помещений учреждения (вестибюля, коридоров,
аудиторий, актового зала, лестничных пролетов и т.п.);
• размещение в стенах учреждения регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой
творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга;
фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в ДДТ
«Химмашевец»
(проведенных
ключевых
делах,
интересных
экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
• событийный дизайн – оформление пространства проведения
конкретных событий (праздников, церемоний, выставок, собраний и
т.п.);
• организация и проведение конкурсов творческих проектов по
благоустройству различных участков территории ДДТ «Химмашевец»
(например, высадке культурных растений, закладке газонов, созданию
инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для
детских проектов мест);
• акцентирование внимания обучающихся посредством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на
важных для воспитания ценностях ДДТ «Химмашевец», его традициях,
правилах.
3.8. «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и ДДТ «Химмашевец»
в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями
обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
на групповом уровне:
• родительский
комитет ДДТ «Химмашевец» участвующий в
управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и социализации;
• родительские дни, во время которых родители могут посещать учебные
занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного
процесса;
• общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
• родительские собрания в группах, объединениях;

18

• общение родителей/законных представителей обучающихся и
руководителей объединений в группах объединений в мессенджерах, в
социальных сетях.
На индивидуальном уровне:
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении ключевых
мероприятий и мероприятий воспитательной направленности в
объединениях, группах;
• индивидуальное
консультирование
c
целью
координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в ДДТ «Химмашевец» воспитательной
работы осуществляется по выбранным направлениям и проводится с целью
выявления основных проблем воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется
самоанализ воспитательной работы в ДДТ «Химмашевец», являются:
принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к
обучающимся, так и к педагогам, реализующим воспитательный
процесс;
• принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его
показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие
деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и
педагогами;
• принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования
воспитательной
деятельности
педагогов:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора
видов, форм и содержания их совместной с обучающимися
деятельности;
• принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития обучающихся ориентирующий экспертов на понимание того,
что личностное развитие – это результат как социального воспитания
(в котором образовательное учреждение участвует наряду с другими
•

19

социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития обучающихся.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития обучающихся каждой группы.
Осуществляется анализ руководителем детского объединения
совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе с
последующим обсуждением его результатов на заседании методического
совета.
Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих
вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития
обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы
решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем
далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в образовательном учреждении совместной
деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие в ДДТ «Химмашевец» интересной, событийно насыщенной
и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и
взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора, руководителями
объединений, Советом обучающихся и родителями, хорошо знакомыми с
деятельностью ДДТ «Химмашевец».
Способами получения информации о состоянии организуемой в
образовательной организации совместной деятельности обучающихся и
взрослых могут быть беседы с обучающимися и их родителями, педагогами
при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты
обсуждаются на заседании методического совета.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
• качеством проводимых ключевых дел;
• качеством совместной деятельности руководителей объединений и их
объединений, групп;
• качеством реализации личностно развивающего потенциала учебных
занятий;
• качеством
существующего
в
образовательном
учреждении
ученического самоуправления;
• качеством проводимых экскурсий, экспедиций, походов;

20

• качеством профориентационной работы;
• качеством организации предметно-эстетической среды;
• качеством взаимодействия образовательного учреждения и семей
обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в ДДТ «Химмашевец»
воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над
которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект
направленных на это управленческих решений.

21

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».