Учебный план ДОП ШЕДЕВРиЯ

Учебный тематический план
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА*
«ШЕДЕВРиЯ»

Художественная направленность
Возраст учащихся: 7–12 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
Макарова Наталья Владимировна
старший педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024

2

Учебный тематический план
Наименование
раздела/ год
обучения

Раздел 1.
«Цвет и
композиция»

Раздел 2.
«Цвет в
декоре»

Раздел 3.
«Цвет и
творчество»

Количество часов

Промежуто
чная
(итоговая)
аттестация

Итого

Стартовый (1
год обучения)

40

52

48

4

144

Базовый (2
год обучения)

40

52

48

4

144

Базовый (3
год обучения)

40

52

48

4

144

Форма
контроля/
аттестации
Презентация
творческой
работы
Презентация
творческой
работы
Презентация
творческой
работы

Учебный тематический план
1 года обучения
№
п.п.
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6

1.7
1.8
1.9
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ
Раздел 1. «Цвет и композиция»
Знакомство, введение в
изобразительную деятельность
Рисование с натуры. Пленэр
осенний
Понятия «цвет» и «краска»
Смешивание на палитре. Основные,
дополнительные цвета и их оттенки
Работа с палитрой тёплых оттенков
Знакомство с натюрмортом,
создание и изображение
композиции
Лепка. Создание рельефной
миниатюры или подсвечника
Знакомство с цветописью в
искусстве, передача образов
Стереотипы восприятия цвета
Раздел 2. «Цвет в декоре»
Замещение стереотипов
цветовосприятия
Коллажирование
Изготовление сувенира
Создание декораций
Декоративное рисование на основе
гжельской росписи

Количество часов
всего теория практика

Формы
аттестации/
контроля

40

12

28

2

1

1

наблюдение

2

1

1

наблюдение

4

2

2

наблюдение

4

1

3

наблюдение

4

1

3

наблюдение

8

2

6

наблюдение

8

2

6

выставка

4

1

3

наблюдение

4
52

1
13

3
39

наблюдение

4

1

3

наблюдение

4
8
8

1
2
2

3
6
6

наблюдение
наблюдение
выставка

4

1

3

наблюдение

3

2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
4

Декоративная композиция
Смешанная техника. Холодная
палитра
Смешанная техника. Тёплая
палитра
Акварель и масляная пастель в
композиции
Сувениры для семьи
Раздел 3. «Цвет и творчество»
Портрет в изобразительном
искусстве
Портрет родного человека
Фантазийное применение
нетрадиционных техник рисования
Изготовление пасхального сувенира
Графическое изображениефантазирование
Композиция с птицами
Городская архитектура
Монотипия
Рисование с натуры. Пленэр
весенний
Промежуточная (итоговая)
аттестация.
Итого:

4

1

3

наблюдение

4

1

3

наблюдение

4

1

3

наблюдение

4

1

3

наблюдение

8
48

2
12

6
36

выставка

4

1

3

наблюдение

4

1

3

наблюдение

8

2

6

наблюдение

4

1

3

наблюдение

4

1

3

наблюдение

8
8
4

2
2
1

6
6
3

4

1

3

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

4

1

3

144

38

106

Презентация
творческой
работы

Содержание учебного тематического плана
1 года обучения
Раздел 1. «Цвет и композиция»
Тема 1.1. Знакомство, введение в изобразительную деятельность
Теория: первое знакомство, обучение наблюдению в природе.
Практика: игры, направленные на знакомство, наблюдения в природе,
сбор гербария, природных материалов.
Тема 1.2. Рисование с натуры. Пленэр осенний
Теория: обучение рисованию с натуры.
Практика: рисование с натуры, передача цвета и форм, работа
графическими материалами.
Тема 1.3. Понятия «цвет» и «краска»
Теория: знакомство с оборудованием студии, профессией художника,
знакомство с красками и правилами работы кисточкой, понятия «цвет» и
«краска».
Практика: игра-занятие «Путешествие в Страну Волшебных Красок».
Тема 1.4. Смешивание на палитре. Основные, дополнительные
цвета и их оттенки

4

Теория: приемы смешивания на палитре, основные, дополнительные,
составные цвета и их оттенки.
Практика: игра-занятие «Разноцветная страна красок», смешивание на
палитре.
Тема 1.5. Работа с палитрой тёплых оттенков
Теория: особенности строения подсолнуха, знание оттенков зелёного и
тёплой гаммы цветов (жёлтый, оранжевый, коричневый, золотистооранжевый).
Практика: освоение способов работы с художественными
инструментами и материалами; освоение способов получения оттенков
зелёного цвета, смешиванием синего и жёлтого, получения большого
количества оттенков тёплой гаммы.
Тема 1.6. Знакомство с натюрмортом, создание и изображение
композиции
Теория: знакомство с натюрмортом.
Практика: рассматривание репродукций. Обучение составлению
натюрморта, создание несложной композиции «Ягоды и фрукты»; эскиз,
набросок, передача форм, подбор цвета смешивание красок на палитре,
обучение сочетанию цветов и оттенков.
Тема 1.7. Лепка. Создание рельефной миниатюры или подсвечника
Теория: знакомство с лепкой несложных форм, используя приёмы
раскатывания, вытягивания, сплющивания, сглаживания, скручивания.
Практика: создание рельефной миниатюры или подсвечника, выбор
материала на усмотрение педагога, раскрашивание изделия гуашью,
смешивание красок на палитре.
Тема 1.8. Знакомство с цветописью в искусстве, передача образов
Теория: познакомить детей с цветом неба в произведениях искусства.
Цвет как средство передачи информации.
Практика: обсуждение влияния цвета на настроение (на примере
разного цвета неба), обсуждение роли цвета неба в раскрытии смысла
произведения и живописное изображение неба, смешивание красок на
палитре.
Тема 1.9. Стереотипы восприятия цвета
Теория: цвет как средство передачи информации.
Практика: рассматривание фотографий, репродукций картин с
изображением разного состояния моря (в зависимости от времени суток,
погоды, времени года, от глубины). Прослушивание аудиозаписей с шумом
моря. Изображение морского пейзажа в технике акварель «по-сырому».
Свободный выбор цвета и изображения.

5

Раздел 2. «Цвет в декоре»
Тема 2.1. Замещение стереотипов цветовосприятия
Теория: цвет как средство передачи информации.
Практика: рассматривание фотографий, репродукций картин с
изображением разного цвета снега (в зависимости от времени суток, погоды).
Чтение стихов с упоминанием разного цвета, характеристик снега.
Обсуждение с учащимися. Изображение зимнего пейзажа гуашевыми
красками.
Тема 2.2. Коллажирование
Теория: ознакомление с различными видами деревьев, особенностями
строения и внешним видом в зимний период, способами их изображения.
Практика: рассматривание репродукций, фотографий с изображением
различных видов деревьев, просмотр видеофильма «Зимний лес». Создание
дерева из бумажных салфеток белого цвета в технике «бумагопластика» на
работе предыдущего занятия. Подбор цвета на палитре для закрашивания
ствола и веток.
Тема 2.3. Изготовление сувенира
Теория: знакомство с традициями празднования Нового года, обучение
созданию новогоднего сувенира.
Практика: знакомство с технологией изготовления новогоднего
сувенира, ёлочной игрушки, материалы по выбору педагога.
Тема 2.4. Создание декораций
Теория: знакомство детей с процессом создания сценических
декораций, обучение посещению выставки, правилам поведения.
Практика: помощь в создании декораций для проведения праздника в
учреждении и оформление выставки, посещение экспозиции учреждения.
Тема 2.5. Декоративное рисование на основе гжельской росписи
Теория: знакомство с Гжельской росписью.
Практика: освоение приёмов декоративного рисования на основе
гжельской росписи.
Тема 2.6. Декоративная композиция
Теория: знакомство с изображением котят в разных позах.
Практика: создание простой композиции, передача форм, подбор
цвета, работа с палитрой.
Тема 2.7. Смешанная техника. Холодная палитра
Теория: познакомить детей с самой холодной частью света –
Антарктидой. Закреплять знания и умения использовать холодную палитру
красок.

6

Практика: изображение северного сияния восковыми мелками,
ледяных гор белой свечой, заполнение всего листа акварелью с
использованием холодной палитры красок.
Тема 2.8. Смешанная техника. Тёплая палитра
Теория: познакомить учащихся с самой жаркой частью света –
Африкой. Закреплять знания и умения использования тёплой палитры
красок. Упражнять в умении рисования концом кисти. Учить создавать
простую композицию. Закреплять знания используемых цветов.
Практика: изображение неба и земли на закате, смешивание красок
тёплой гаммы на рисунке. Изображение африканских животных.
Тема 2.9. Акварель и масляная пастель в композиции
Теория: знакомство с обитателями моря и способами их изображения.
Практика: создание несложной композиции, масляная пастель,
акварель по-сырому.
Тема 2.10. Сувениры для семьи
Теория: обучение созданию сувенира.
Практика: работа над эскизами, материалы и техники по выбору
педагога, освоение технологии создания сувенира.
Раздел 3. «Цвет и творчество»
Тема 3.1. Портрет в изобразительном искусстве
Теория: знакомство с портретом. Открытие выразительных
возможностей цвета при изображении человека.
Практика: изображение автопортрета. Использование всей палитры
красок, работа гуашью.
Тема 3.2. Портрет родного человека
Теория: продолжение знакомства с жанром портрета.
Практика: изображение портрета близкого человека или друга,
использование цвета для передачи настроения и характера образа.
Тема 3.3. Фантазийное применение нетрадиционных техник
рисования
Теория: создание цветового образа космического пространства;
знакомство с «монотипией», созданием коллажа.
Практика: изображение космического пространства, использование
всей палитры, смешивание цветов на подмалёвке, заполнение всего листа
цветными пятнами с добавлением чёрной гуаши. Изображение космических
тел в нетрадиционной технике «монотипия», дополнение изображения
элементами коллажа.
Тема 3.4. Изготовление пасхального сувенира
Теория: знакомство с пасхальными традициями.

7

Практика: рассказ педагога о пасхальных традициях. Рассматривание
сувенирных яиц, изготовленных из различных материалов. Понятия
«крашенка», «писанка», особенности росписи яиц. Изготовление пасхального
сувенира.
Тема 3.5. Графическое изображение-фантазирование
Теория: знакомство с графическими способами изображения.
Практика: создание фантазийного рисунка графическим способом.
Работа над композицией, подбор цвета.
Тема 3.6. Композиция с птицами
Теория: познакомить учащихся с разными видами перелётных птиц и
способами их изображения.
Практика: рассматривание репродукций, фотографий, прослушивание
аудио записей «Птичьи голоса». Работа над композицией, выбор
художественных материалов, подбор цвета, способа изображения.
Тема 3.7. Городская архитектура
Теория: познакомить учащихся со способами изображения городских
зданий, вспышек салюта.
Практика: изображение городских зданий, работа над композицией,
подбор цвета. Изображение ярких вспышек салюта на фоне вечернего неба,
продолжение работы предыдущего занятия.
Тема 3.8. Монотипия
Теория: знакомство с техникой «монотипия».
Практика: использование метода «комбинаторных игр». Учащиеся
создают цветные пятна, а дальше ищут в них образы. Найденные
изображения можно дорисовать, дополнить деталями, характерными
данному образу.
Тема 3.9. Рисование с натуры. Пленэр весенний
Теория: познакомить учащихся с понятием «пленэр».
Практика: выход на природу, в парк, наблюдения, зарисовки в
альбомах, свободный выбор материалов, способов изображения.
4. Промежуточная (итоговая) аттестация.
Теория: актуализация полученного материала по стартовому уровню.
Практика: тема «Весенняя лужайка». Презентация творческих работ.
Учебный тематический план
2 года обучения
№
п.п.

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

1.

Раздел 1. «Цвет и композиция»

Количество часов
всего
теория практика
40

11

29

Формы
аттестации/
контроля

8

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8

Гербарий в искусстве
Осенний пленэр
Скетчинг. Деревья
Живопись. Растения
Графика. Листва
Цвет – источник информации
Кляксография
Осенний натюрморт

2
2
4
4
6
2
4
8

1
1
1
1
1,5
0,5
1
2

1
1
3
3
4,5
1,5
3
6

8

2

6

52
4
4
8

13
1
1
2

39
3
3
6

8

2

6

8
8
4

2
2
1

6
6
3

8

2

6

Раздел 3. «Цвет и творчество»
Леттеринг
Образ через цвет
Фантазийный образ
Пластилинография
Пасхальный сувенир
Пейзажная живопись
Фантазийные сны
Мозаичный натюрморт
Архитектура в искусстве
Весенний пленэр
Промежуточная (итоговая)
аттестация.

48
4
4
4
8
4
8
4
6
2
4

12,5
1
1
1
2
1
2
1
1,5
1
1

35,5
3
3
3
6
3
6
3
4,5
1
3

4

0,5

3,5

Итого

144

37

107

1.9 Рельефная миниатюра
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7

Раздел 2. «Цвет в декоре»
Ахроматическая живопись
«Холодная» кляксография
Новогодний сувенир
Сценические декорации
новогоднего спектакля
Искусство эмоций
Наброски животного мира
Зендудл

2.8 Подарочный сувенир
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
4.

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение,
выставка
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение,
выставка
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение,
выставка
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
Презентация
творческой
работы

Содержание учебного тематического плана
2 год обучения
Раздел 1. «Цвет и композиция»
Тема 1.1. Гербарий в искусстве
Теория: знакомство с различными видами деревьев, растений.
Практика: наблюдения в природе, сбор гербария, природных материалов.
Тема 1.2. Осенний пленэр
Теория: знакомство с природой родного края.
Практика: выход на природу, в парк, наблюдения, зарисовки в
альбомах, свободный выбор материалов, способов изображения.

9

Тема 1.3. Скетчинг. Деревья
Теория: анализ формы дерева, возникновение первоначальных
представлений о цветовом контрасте (тёплый свет и холодная тень).
Практика: изображение деревьев, закрепление навыков смешивания
красок и получения различных оттенков.
Тема 1.4. Живопись. Растения
Теория: знакомство с осенними цветами и способами их изображения.
Практика: познакомить детей с интересными фактами мира растений.
Создание фона путём смешивания красок на подмалёвке – желтый, синий,
белый. Учить смешивать цвета на палитре для изображения лепестков,
использовать тёплые и холодные краски. Работа над композицией.
Изображение астр, георгинов, шафранов, хризантем в технике мазка.
Тема 1.5. Графика. Листва
Теория: знакомство с разными формами осенних листьев и способами
изображения.
Практика: изображение осенних листьев разных по форме, цвету,
размеру в движении. Работа сухой пастелью, цветными карандашами.
Тема 1.6. Цвет – источник информации
Теория: цвет как средство передачи информации.
Практика: рассматривание фотографий, репродукций картин с
изображением разного состояния неба (в зависимости от времени суток,
погоды). Изображение неба гуашью. Свободный выбор цвета и изображения.
Смешивание красок на палитре и подмалёвке.
Тема 1.7. Кляксография
Теория: знакомство с «кляксографией».
Практика: изображение деревьев в технике кляксография цветными
чернилами на фоне предыдущего занятия; дополнение рисунка аппликацией
из измельчённых осенних листьев
Тема 1.8. Осенний натюрморт
Теория: актуализация знаний и умений учащихся.
Практика: изображение натюрморта или портрета Осени, осенняя
фантазия; эскиз, набросок, работа над композицией, подбор цвета, свободный
выбор материалов.
Тема 1.9. Рельефная миниатюра
Теория: обучение созданию лепных форм различными способами
Практика: создание рельефной миниатюры или подсвечника. Выбор
материала на усмотрение педагога.
Раздел 2. «Цвет в декоре»
Тема 2.1. Ахроматическая живопись

10

Теория: знакомство с ахроматической гаммой цветов.
Практика: упражнение по смешиванию чёрного цвета с белым,
получение множества оттенков серого цвета. Проба цвета на бумаге, работа
гуашью.
Тема 2.2. «Холодная» кляксография
Теория: закрепление знаний «холодной» гаммы цветов, знакомство со
способом получения тёмных оттенков при помощи чёрной гуаши.
Знакомство с техникой «кляксография».
Практика: заполнение всего пространства на листе линиями, мазками
холодных цветов с добавлением чёрной гуаши – изображение
«заколдованного леса». Далее деревья «расколдовываются» при помощи
выдувания белой гуаши через соломинку (создание образа заснеженных
деревьев), дополнение изображения элементами коллажа.
Тема 2.3. Новогодний сувенир
Теория: знакомство с традициями Нового года. Изучение технологии
создания сувенира.
Практика: изготовление новогоднего сувенира, материалы, технику
исполнения подбирает педагог. Знакомство учащихся с технологией, подбор
материалов, работа с эскизами. Создание собственной творческой работы
учащимися по заданной технологии.
Тема 2.4. Сценические декорации новогоднего спектакля
Теория: знакомство детей с процессом создания сценических
декораций. Обучение посещению выставки, правилам поведения.
Практика: помощь в создании декораций для проведения праздника в
учреждении. Оформление выставки, посещение экспозиции учреждения.
Тема 2.5. Искусство эмоций
Теория: знакомство с профессией клоуна, дрессировщика.
Практика: учить детей изображать клоуна, дрессировщика с
животным, используя тёплые, холодные и ахроматические цвета. Дать
понятие о цветовом настроении (почему сочетание одних цветов вызывает
состояние веселья, а сочетание других – грусти), сочинение сюжета, работа
над композицией.
Тема 2.6. Наброски животного мира
Теория: знакомство с животным миром Земли, цветовой гаммой,
способами изображения.
Практика: творческая работа, свободный выбор материалов, техник,
создание эскизов, набросок, изображение животного на выбор.
Тема 2.7. Зендудл
Теория: знакомство с техникой «зендудл».

11

Практика: графическое изображение чёрным или белым маркером на
цветном фоне в технике зендудл, творческая работа.
Тема 2.8. Подарочный сувенир
Теория: знакомство с технологией создания сувенира.
Практика: изготовление подарочных сувениров.
Раздел 3. «Цвет и творчество»
Тема 3.1. Леттеринг
Теория: знакомство учащихся с видами шрифтов, с понятием
«буквица», способами её изображения и украшения.
Практика: изображение шрифтовой композиции «Моё имя» или
собственной буквы. Работа графическими материалами.
Тема 3.2. Образ через цвет
Теория: обучение передаче характера образа через цвет.
Практика: живописное изображение портрета любимого сказочного
героя. Передача отношения к образу через цвет. Использование всей палитры
гуаши.
Тема 3.3. Фантазийный образ
Теория: обучение элементам декоративного рисования.
Практика: тонирование листа, создание фантазийного образа на тёмном
фоне цветной гуашью, изображение элементов декоративного рисования.
Тема 3.4. Пластилинография
Теория: знакомство с техникой «пластилинография».
Практика: изображение космического пространства в технике
пластилинография с использованием бусин, пайеток, макаронных изделий.
Тема 3.5. Пасхальный сувенир
Теория: символическое значение яйца в народных традициях и сказках.
Практика: рассказ педагога о пасхальных традициях. Изготовление
пасхального сувенира, материалы, техники исполнения по выбору педагога.
Тема 3.6. Пейзажная живопись
Теория: весенние изменения в природе, цветовые предпочтения.
Практика: творческая работа, свободный выбор материалов, техник,
создание эскизов, набросок, составление композиции, цветовое решение.
Тема 3.7. Фантазийные сны
Теория: настроение сна в цвете. Раскрепощение фантазии.
Практика: знакомство с произведениями сюрреалистов – М.
Чюрлёниса, М. Шагала и др. мастеров искусства авангарда, обсуждение
характера сна на картинах (ассоциация цвета, линий с характером,
настроением). Придумывание и изображение детьми собственных снов,
свободный выбор художественных материалов.

12

Тема 3.8. Мозаичный натюрморт
Теория: знакомство с натюрмортом, техникой мозаичной живописи.
Практика: эскиз, набросок, составление композиции, подбор цвета на
палитре, работа в технике мозаичной живописи.
Тема 3.9. Архитектура в искусстве
Теория: знакомство с профессией архитектора.
Практика: беседа о профессии архитектора, рассматривание
фотографий необычных зданий мира, создание эскизов города мечты.
Тема 3.10. Весенний пленэр
Теория: знакомство с различными видами, формами и способами
изображения деревьев, растений.
Практика: рисование с натуры, свободный выбор материалов и
техник.
4. Промежуточная (итоговая) аттестация
Теория: актуализация полученного материала по базовому уровню.
Практика: Тема «Город моей мечты». Презентация творческих работ.
Учебный тематический план
3 года обучения
Количество часов
всего теория практика

Формы
аттестации/
контроля

№ п.п.

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

1.

40

11

29

2

1

1

наблюдение

2
8
8

1
2
2

1
6
6

наблюдение
наблюдение
наблюдение

4

1

3

наблюдение

1.6

Раздел 1. «Цвет и композиция»
Природные материалы в
искусстве
Осенний пленэр
Композиция цвета
Роспись засушенных листьев
Хроматическая и ахроматическая
композиция
Настроение цвета

8

2

6

1.7

Рельефная миниатюра

8

2

6

2.
2.1
2.2

Раздел 2. «Цвет в декоре»
Трансформация цвета
Новогодний сувенир

наблюдение
наблюдение,
выставка

52
8
8

13
2
2

39
6
6

2.3

Декорации как искусство

8

2

6

2.4
2.5
2.6
2.7

Выразительные свойства цвета
Музыка цвета
Мультипликации
Скетчинг. Вода

4
4
4
8

1
1
1
2

3
3
3
6

2.8

Подарочный сувенир

8

2

6

Раздел 3. «Цвет и творчество»

48

12

36

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5

3.

наблюдение
наблюдение
наблюдение,
выставка
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение,
выставка

13

3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
4.

Творческий автопортрет
Фантазийная иллюстрация
Нравственное искусство
Фантазийный коллаж
Пасхальный сувенир
Цветное настроение
Архитектура как искусство
Раскрепощение фантазии
Весенний пленэр
Промежуточная (итоговая)
аттестация.
Итого

4
4
4
8
4
8
8
4
4

1
1
1
2
1
2
2
1
1

3
3
3
6
3
6
6
3
3

4

1

3

144

37

107

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
Презентация
творческой
работы

Содержание учебного тематического плана
3 год обучения
Раздел 1. «Цвет и композиция»
Тема 1.1. Природные материалы в искусстве
Теория: знакомство с природой родного края.
Практика: наблюдения в природе, сбор гербария, природных
материалов.
Тема 1.2. Осенний пленэр
Теория: знакомство с рисованием с натуры.
Практика: рисование с натуры, передача цвета и форм, свободный
выбор материалов и техник.
Тема 1.3. Композиция цвета
Теория: правильное сочетание тёплых и холодных оттенков,
хроматических и ахроматических цветов.
Практика: графическое рисование на листе замкнутых волнистых
линий, заполнение полученного изображения различными оттенками тёплых
и холодных цветов гуашью. Изображение животного в ахроматической
гамме на подмалёвке, работа с палитрой.
Тема 1.4. Роспись засушенных листьев
Теория: знакомство с новой техникой – роспись засушенных листьев.
Практика: декоративная роспись засушенных листьев акриловой
краской, творческая работа, свободный выбор цвета, создание композиции,
коллаж.
Тема 1.5. Хроматическая и ахроматическая композиция
Теория: сочетание хроматических и ахроматических цветов.
Практика: разделение листа на различные по величине плоскости
выпуклыми волнистыми линиями; чёрное пятно и чёрные линии прожилок
на цветных пятнах, цветные – на чёрных; работа фломастерами.

14

Тема 1.6. Настроение цвета
Теория: передача настроения через цвет.
Практика: изображение натюрморта или портрета Осени, осенняя
фантазия; эскиз, набросок, работа над композицией, подбор цвета, свободный
выбор материалов и техник.
Тема 1.7. Рельефная миниатюра
Теория: совершенствование умений в работе с пластичными
материалами.
Практика: создание рельефной миниатюры или подсвечника. Выбор
материала на усмотрение педагога.
Раздел 2. «Цвет в декоре»
Тема 2.1. Трансформация цвета
Теория: изменчивость цвета в природе.
Практика: создание сюжетной картины, работа над композицией,
подбор цвета, свободный выбор материалов и техник.
Тема 2.2. Новогодний сувенир
Теория: обучение технологии создания сувенира.
Практика: изготовление новогоднего сувенира, материалы выбирает
педагог. Знакомство с технологией, подбор материалов, работа с эскизами.
Создание собственной творческой работы учащимися.
Тема 2.3. Декорации как искусство
Теория: знакомство с профессией театрального художника. Обучение
оформлению выставки.
Практика: помощь в создании декораций для проведения праздника в
учреждении. Оформление выставки, посещение экспозиции учреждения.
Тема 2.4. Выразительные свойства цвета
Теория: понятие цвета как выразительного средства.
Практика: выражение в цвете настроения праздника. Изображение
цветовых пятен, зашифровка изображения. В конце занятия, учащиеся
совместно с педагогом отгадывают, «расшифровывают» каждое
изображение, какой праздник был изображён.
Тема 2.5. Музыка цвета
Теория: передача цветом настроения музыки.
Практика: прослушивание музыкальных произведений различных по
своему настроению, обсуждение, подбор цвета к каждой мелодии.
Изображение цветовыми пятнами настроения любого понравившегося
произведения, рисование акварелью в технике «по-сырому».
Тема 2.6. Мультипликации

15

Теория: знакомство с образами, созданными художникамианиматорами.
Практика: просмотр картинок, иллюстраций с изображением героев
мультфильмов. Детям предлагается изобразить любимого героя из
мультфильма. Создание эскиза с последующим заполнением цветом.
Свободный выбор художественных материалов и техник.
Тема 2.7. Скетчинг. Вода
Теория: обучение изображению воды в разных состояниях.
Практика: рассматривание фотографий, репродукций картин с
изображением разного состояния воды (в зависимости от времени суток,
погоды). Обсуждение с учащимися. Создание творческой работы, свободный
выбор материалов и техник.
Тема 2.8. Праздничный сувенир
Теория: обучение изготовлению праздничного сувенира
Практика: изготовление сувенира, работа над эскизами, материалы и
техники по выбору педагога.
Раздел 3. «Цвет и творчество»
Тема 3.1. Творческий автопортрет
Теория: закрепление знаний, умений, развитие фантазии.
Практика: творческая работа – изображение себя в образе животного,
растения, свободный выбор материалов, техник.
Тема 3.2. Фантазийная иллюстрация
Теория: определение характера персонажа в цвете.
Практика: изображение Бабы Яги, Кощея, Лешего или чудища
лесного из сказки «Аленький цветочек» (передача через цвет, форму личного
отношения к персонажу).
Тема 3.3. Нравственное искусство
Теория: понятие Красоты в природе, предметах созданных людьми, в
человеческих поступках, отношениях. Ассоциация красоты с цветом,
формой.
Практика: учащимся предлагается изобразить то, что, по их мнению,
самое красивое (передача через цвет, форму отношения к красоте). Свобода в
выборе художественных материалов, сюжета.
Тема 3.4. Фантазийный коллаж
Теория: создание цветового образа космического пространства.
Совершенствование умения работы в технике «коллаж». Обучение
составлению композиции.
Практика: изображение космического пространства, использование
всей палитры, смешивание цветов на подмалёвке, заполнение всего листа

16

цветными пятнами с добавлением чёрной гуаши. Составление композиции
(планеты, летящие ракеты, кометы) в технике коллажа с использованием
цветной бумаги, цветных салфеток, пайеток, планет, созданных на занятии
«Далёкие планеты». Завершается работа набрызгом (звёзды).
Тема 3.5. Пасхальный сувенир
Теория: знакомство с пасхальными традициями.
Практика: рассказ педагога о пасхальных традициях. Рассматривание
сувенирных яиц, изготовленных из различных материалов. Понятия
«крашенка», «писанка», особенности росписи яиц. Изготовление пасхального
сувенира, материалы, техники исполнения по выбору педагога.
Тема 3.6. Цветное настроение
Теория: связь настроения, содержания произведения с выразительным
языком разных искусств: поэзии, живописи, музыки.
Практика: знакомство с выражением весеннего настроения в разных
видах искусства (чтение стихов, рассматривание фотографий, репродукций,
прослушивание аудиозаписей) Весенняя фантазия. Самостоятельный подбор
цветовой гаммы, составление композиции. Работа гуашевыми красками.
Тема 3.7. Архитектура как искусство
Теория: актуализация знаний о профессии архитектора
Практика: создание рисунка-проекта «Город будущего»; творческая
работа, свободный выбор материалов и техник.
Тема 3.8. Раскрепощение фантазии
Теория: творческое использование цвета для выражения содержания
рисунка. Раскрепощение фантазии.
Практика: придумывание и изображение детьми собственной мечты,
свободный выбор художественных материалов.
Тема 3.9. Весенний пленэр
Теория: актуализация знаний, умений.
Практика: рисование с натуры, свободный выбор материалов и
способов изображения.
4. Промежуточная (итоговая) аттестация
Теория: актуализация полученного материала по базовому уровню.
Практика: Тема «Какого цвета Лето?». Презентация творческих работ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».