Учебный план ДОП Начальное техническое моделирование

Учебный тематический план
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Начальное техническое моделирование»

Техническая направленность
Возраст учащихся 7-12 лет
Срок реализации 1 года

Автор-составитель:
Проскурина Анна Александровна
педагог дополнительного
образования

Екатеринбург, 2024

Учебный тематический план 1 года обучения
№

Наименование раздела,
темы

1. Основы моделирования и
конструирования
1.1 Вводное занятие
1.2 Материалы и инструменты
Знакомство с технической
1.3
деятельностью человека
Знакомство с некоторыми
1.4 условными обозначениями
графических изображений
2. Первые модели
2.1 Техника «Оригами»
Конструирование макетов и
моделей
технических
2.2
объектов и игрушек из
плоских деталей
Конструирование макетов и
моделей
технических
2.3
объектов и игрушек из
объемных деталей
Работа с наборами готовых
2.4
деталей
3. Творческие проекты
4. Промежуточная (итоговая)
аттестация
ИТОГО:

Формы
аттестации/контроля

Количество часов
всего

теория

практика

20

8

12

4

2

2

Наблюдение, опрос

6

2

4

Наблюдение, опрос

2

2

-

Наблюдение, опрос

8

2

6

Наблюдение, опрос

108
30

16
4

92
26

Наблюдение, опрос

16

4

12

Наблюдение, опрос

44

4

40

Наблюдение, опрос

18

4

14

Наблюдение, опрос

14

-

14

2

-

2

144

24

120

Выставка

Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. Основы моделирования и конструирования
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория: ознакомление учащихся с целями и задачами предмета,
режимом работы, с содержанием предстоящей работы. Организационные
вопросы. Безопасность труда и правила личной гигиены. Обсуждение правил
игр на знакомство и организацию взаимодействия.
Практика: изготовление объемных поделок из бумаги на тему «Моя
любимая поделка» с целью выявления интересов учащихся. Игры на
знакомство «Снежный ком». Игра с изготовленной поделкой.
Тема 1.2. Материалы и инструменты.
Теория: краткие сведения из истории возникновения и развития
бумажного производства, знакомство с видами бумаги бумаги/картона,
изучение их физических и химических свойств.

4

Практика: проведение простейших опытов по испытанию различных
образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость. Знакомство с
инструментами ручного труда и некоторыми приспособлениями (нож,
ножницы с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.).
Тема 1.3. Знакомство с технической деятельностью человека.
Теория: беседа о техническом конструировании и моделировании как о
технической
деятельности.
Общие
элементарные
сведения
о
технологическом процессе, рабочих операциях. Просмотр журналов и
фотографий, где обучающиеся могут познакомиться с технической
деятельностью человека.
Тема 1.4. Знакомство с некоторыми условными обозначениями
графических изображений.
Теория: изучение
условных
обозначений
на графических
изображениях. Знакомство с условным обозначением линии видимого
контура (сплошная толстая линия). Знакомство с условным изображением
линии сгиба и обозначением места для клея.
Практика: изготовление моделей различных самолетов из плотной
бумаги (разметка по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия
сгиба, а по краю – линия видимого контура. Изготовление упрощенных
моделей транспорта.
Раздел 2. Первые модели
Тема 2.1. Техника «Оригами».
Теория: знакомство с возникновением оригами, как традиционного
японского искусства сложения моделей из бумажного листа. Представление
о стране, культуре японского народа. Знакомство с простейшими чертежами
и условными обозначениями, принятыми в оригами. Введение понятие
«базовая форма». Знакомство со схемами. Обучение выделять существенный
признак, классифицировать.
Практика: изготовление простых базовых форм.
Тема 2.2. Конструирование и моделирование макетов и моделей
технических объектов и игрушек из плоских деталей.
Теория: изучение технологии сборки плоских деталей, технологии
работы с шаблонами: разметка и изготовление отдельных деталей по
шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и
более) равные части путем сгибания и резания. Деление квадрата и
прямоугольника по диагонали путем сгибания и резания. Соединение
(сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи

5

щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклепок» из мягкой
тонкой проволоки.
Практика: конструирование по шаблону из бумаги и тонкого картона
моделей технических объектов на выбор – транспорт водный, воздушный,
наземный. Окраска модели.
Тема 2.3. Конструирование макетов и моделей технических
объектов и игрушек из объемных деталей.
Теория: изучение технологий сборки объемных деталей, работы с
шаблонами, работы с развертками. Конструирование моделей и макетов
технических объектов: из готовых объемных форм; из объемных форм с
добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного
изделия; из объемных деталей, изготовленных на основе простейших
разверток.
Практика: изготовление упрощенной модели автомобиля, игрушкидергунчики «сова», «буратино». Окраска модели. Выставка моделей.
Тема 2.4. Работа с наборами готовых деталей.
Теория: Ознакомление с деталями конструктора набора. Изучение
названий и назначений входящих в конструктор деталей. Изучение способов
и приемов соединения деталей.
Практика: сборка макетов и моделей техники по образцу, по рисункусхеме, по собственному замыслу.
Раздел 3. Творческие проекты.
Практика: Начало подготовки к проектной деятельности, обозначение
основных этапов разработки проекта, выбор тематики и технологий
выполнения проектных работ; выполнение проектов; оформление работ;
защита проектов.
Перечень предлагаемых проектов: модель «Космическая паутинка»;
модель «Робот»; модель «Автомобиль моей мечты»; модель «Многоэтажный
дом»; модель «Жираф»; модель «Человечек»; модель «Гусеница»; модель
«Гусеничный трактор».
Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация
Теория: правила оформления выставки творческих работ.
Практика: выставка творческих проектов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».