Учебный план ДОП Районный совет старшеклассников «Взлет»

Учебный тематический план
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Районный совет старшеклассников «Взлет»
Социально-гуманитарная направленность
Возраст учащихся 13-18 лет
Срок реализации – 2 года

Автор-составитель:
Бариева Елизавета Ивановна
педагог-психолог
Романова Юлия Сергеевна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024

1

Учебный план
№

Количество часов
по годам обучения Всего
1 год
2 год

Название блока
Введение. «Лидер и порядок». Развитие
самодисциплины, самомотивации.
«Разбуди в себе лидера». Создание
благоприятного социально- психологического
климата в группе
«Мужество». Обучение навыкам преодоления
трудностей, развитие уверенности в себе
«Лидер-человек- действие». Развитие навыков
социальной ответственности
Разработка и реализация
социальных акций

1.
2.
3.
4.
5.

«Выбор будущего» Закрепление приобретенных
знаний, ориентация на их использование в
повседневной жизни

6.

Сценическая практика
(подготовка к конкурсам и
защитам)
Авторская работа
(разработка сценариев)

7.
8.

Промежуточная (итоговая) аттестация

9.

ИТОГО:

36

-

36

18

-

18

-

21

21

-

18

18

36

63

99

24

-

24

45

57

102

51

51

102

6

6

12

216

216

432

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Учебно-тематический план
№
п/ п
1.
1.1.

1.2.

2

Название разделов, тем
Введение. «Лидер и
порядок».
Возникновение и значение
термина «Лидер». Легенда
лидера.
Упражнения на развитие
самодисциплины,
самомотивации.
«Разбуди в себе лидера».
Создание благоприятного
социально-психологического
климата в группе

Количество часов
Формы аттестации/
контроля
всего теория
практика
36

12

24

12

12

Наблюдение

24

-

24

18

6

12

2

2.1.

Цель работы лидера, её
структура

9

3

6

Наблюдение

2.2.

Правила группы

9

3

6

Наблюдение

Разработка и реализация
социальных акций

36

12

24

3.1

Понятие социальный проект

9

3

6

Наблюдение,
опрос

3.2.

Основные принципы работы
над проектом

15

6

9

Наблюдение,
опрос

3.3.

Вопросы и сложности в
написании и защите
социального проекта

12

3

9

Наблюдение,
опрос

«Выбор будущего»
Закрепление приобретенных
знаний, ориентация на их
использование в
повседневной жизни

24

8

16

4.1.

Методика написания
мероприятия
«Ярмарка интересов»

18

6

12

Наблюдение,
опрос

4.2.

Тренинг «Город выборов»

6

2

4

Наблюдение,
опрос

5.

Сценическая практика
(подготовка к конкурсам и
защитам)

45

18

27

5.1

Сценическая речь

30

12

18

Наблюдение

5.2

Сценическая культура

6

3

3

Наблюдение

9

3

6

Наблюдение

51

12

39

3

4.

5.3

6.

Особенности ведения
концертов, торжественных
мероприятий
Авторская работа
(разработка
сценариев)

6.1

Написание сценариев

27

6

21

Наблюдение
Опрос

6.2

Режиссура

24

6

18

Наблюдение

7.

Промежуточная (итоговая)
аттестация

6

-

6

3

7.1.

Импровизационные
игры, творческие работы
Итого:

6

-

6

216

68

148

Презентация
творческой работы,
тест

Содержание учебного плана
Раздел I. Введение. Лидер и порядок.
Тема 1.1. Возникновение и значение термина «Лидер». Легенда
лидера
Теория: легенда о магическом треугольнике. Магический треугольник:
успех, труд, самосовершенство. Ключевое слово-дисциплина. Стремление
лидера к достижениям более высокого уровня. 2-й закон лидера.
Диагностика.
Тема
1.2.
Упражнения
на
развитие
самодисциплины,
самомотивации.
Практика: упражнение «Тарелка».
Цель: воспитание дисциплинированности. Дети, включая тренера,
встают парами спиной друг к другу. Тарелку, наполненную водой, передают
из рук в руки, стараясь не пролить воду.
Упражнение «Встаньте вместе».
Цель: сплоченность группы, выявление лидера. Участники должны
встать вместе одновременно только с помощью невербального общения.
Упражнение: «Да-может быть-нет».
Цель: Учить отстаивать свое мнение, объяснять свой выбор. В разных
местах класса вывешиваются ответы: «да», «может быть», «не знаю».
Участникам зачитываются утверждения:
Внешний вид лидера не имеет никакого значения.
Лидер работает во благо других.
Лидер управляет при помощи силы.
Лидер должен уметь подчиняться.
Каждый выбирает ответ на это утверждение. Объясняют свой выбор.
Рефлексия. Что больше всего понравилось на занятии, какие чувства
испытываем, с каким настроением уходим.
Раздел 2. «Разбуди в себе лидера». Создание благоприятного
социально-психологического климата в группе
Тема 2.1. Цель работы лидера, её структура
Теория: цель работы лидера. Структура работы.
Практика: упражнение «Слепая геометрия». Участники встают в круг,
берутся за руки и закрывают глаза. Инструкция: «Сейчас ваша задача,
держась за руки с закрытыми глазами, выстроиться в квадрат (треугольник,
круг, овал). Затем проводится обсуждение: что помогло справиться с
заданием, что мешало. Рефлексия по занятию. Что было легко, какие
встретились трудности, самочувствие на данный момент.
Тема 2.2. Правила группы

4

Теория: правила группы. Разработка и их принятие.
Практика: тренинги и упражнения с приемами релаксации.
Упражнения: «Сосулька», «Снежинки», «Холодно жарко», «Тряпичная кукла
– солдат», «Шалтай-болтай», «Штанга», «Муравей», «Спящий котенок»,
«Насос и мяч», «Зернышко», «Пишущая машинка» и др.
Раздел 3. Разработка и реализация социальных акций
Тема 3.1. Понятие социальный проект
Теория: знакомство с понятием социальный проект. В чем его отличие
от других. Какие проблемы должен рассматривать тот или иной проект.
Основные принципы работы над проектом. Вопросы и сложности в
написании и защите социального проекта.
Практика: деловая игра «Социальные партнеры. Взаимопомощь и
взаимовыгодное сотрудничество»
Цель: предупреждение, минимизация или разрешение проблем,
обусловленных дефицитами социально-культурной интеграции, адаптации,
реабилитации, социализации, инкультурации и самореализации личности.
Созданная на основе анализа ситуации последовательность взаимосвязанных
мероприятий, действий и акций, обеспеченная в нормативно-правовом,
экономическом и кадровом отношении, должна обеспечить изменение
ситуации и создать условия, способствующие разрешению противоречий и
трудностей личного развития; оптимизации социально-культурной и
социально-психологической среды обитания человека.
Тема 3.2. Основные принципы работы над проектом
Теория: принципы и этапы работы над проектом.
Практика: создание реализация и защита собственного проекта.
Тема 3.3. Вопросы и сложности в написании и защите социального
проекта
Теория: спонсоры, защита и социальные партнеры проекта.
Практика: поиск способов решения вопросов, которые возникают при
реализации собственного проекта. Деловая игра «Реализуй свой проект».
Раздел 4. «Выбор будущего». Закрепление приобретенных знаний,
ориентация на их использование в повседневной жизни
Тема 4.1. Методика написания мероприятия «Ярмарка интересов»
Теория: «Ярмарка Интересов» - сущность проекта, его цель. Этапы
организации.
Практика: Упражнения и практические задания на отработку приемов
организации мероприятия.
Тема 4.2. Тренинг «Город выборов»
Теория: Цели и задачи тренинга. Разбор правил.
Практика: проведение игры. Место и условия проведения: игра
проводиться на любой территории, с условиями к расположению станций не
рядом друг с другом, желательно вечером, передвижение между станциями
должно осуществляться всей командой вместе и в полной тишине.
Сюжет: Игра заключается в том, что ребята должны услышать 5
историй. После того, как они услышат историю, то должны сделать

5

коллективный выбор, после рассказа героя и можно сделать
самостоятельный выбор: правильным ли было решение или неверным.
Самостоятельный выбор каждый из участвующих делает с помощью
ленточки в руках, белой и черной (и белых и черных меньше чем количество
станций). Белая при выборе обозначает, что участник поддерживает
конечный выбор ребят и финал истории. Черная лента – неодобрение,
протест.
Раздел 5. Сценическая практика (подготовка к конкурсам и
защитам)
Тема 5.1 Сценическая речь
Теория: Техника. Резонаторы. Значение резонирования. Роль слуха в
воспитании речевого голоса. Упражнения для тренировки дыхания и дикции.
Дикция. Понятие дикция. Понятие артикуляция и характеристика
гласных звуков. Согласные звуки, их значение для формирования слова.
Виды артикуляционных упражнений, гимнастика.
Дыхание и голос. Типы и вид дыхания. Роль дыхания в воспитании
речевого голоса. Смешано диафрагматический тип дыхания как основа
постановки речевого голоса. Виды дыхательных упражнений, гимнастика.
Дыхание и звук. Виды звуков. Упражнения на подачу звука, контроль
звука. Голос и дикция. Мышечная свобода речевого аппарата. Понятие
речевой аппарат. Артикуляционная гимнастика. Упражнения для нижней
челюсти, губных мышц, мышц языка. Речевая постановка голоса.
Пословицы, скороговорки. Словарь настроений. Работа с текстом по
выделению "ведущего настроения". Радостное, светлое. Печальное, сонное.
Хвастливое, хвалебное, насмешливое. Сердитое, возмущенное, обиженное
настроение. Таинственное, капризное, противоречивое настроение.
Монолог и диалог как основное средство раскрытия сценического
образа. Монолог и диалог ведущего. Особенности чтения монологов и
диалогов. Практика:
Упражнения на технику речи, дыхание, развитие голосового аппарата.
Чтение монологов и диалогов.
Тема 5.2. Сценическая культура
Теория: Умение вести себя на сцене. Имидж ведущего. Что можно, что
нельзя делать на сцене.
Практика: Практические задания.
Тема 5.3. Особенности ведения концертов, торжественных
мероприятий
Теория: Основные правила ведения торжественных мероприятий.
Одежда, речь ведущего. Искусство конферансье.
Практика: Работа с микрофоном. Выход на сцену.
Раздел 6. Авторская работа (разработка сценариев)
Тема 6.1 Написание сценариев
Теория: Понятие синопсис. Понятие логлайн. Алгоритмы сценариев.
Определение содержания сценария. Целеполагание.
написания

6

Практика: Моделирование различных видов сценариев. Подготовка к
проведению. Разбор сценария программы.
Тема 6.2. Режиссура
Теория: Художественное оформление спектаклей. Бутафория и
реквизит, их отличие друг от друга. Грим. Как пользоваться театральным
гримом, париком и наклейками. Использование грима в мастерстве
ведущего. Смысловая работа с текстом, средствами выразительности.
Практика: Самостоятельная постановка и режиссирование спектаклей
и сценариев
Раздел 7. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: импровизационные игры, выступления на конкурсах,
творческие работы. Тестирование. Презентация творческой работы.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Учебно-тематический план
№
п/ п
1.

1.1.
1.2.
2

2.1.
2.2.
3

3.1
3.2.
3.3.
4.

4.1

Количество часов
Формы аттестации/
контроля
всего теория
практика

Название разделов, тем
«Мужество». Обучение навыкам
преодоления трудностей,
развитие уверенности в себе.
Как избежать конфликтов в
команде
Подготовительная работа по
созданию проекта.
«Лидер-человек-действие».
Развитие навыков социальной
ответственности.
Правила приятия решений
Тренинги на сплочение.
Веревочный курс.
Разработка и реализация
социальных акций
Понятие социальный проект
Основные принципы работы над
проектом
Вопросы и сложности в написании
и защите социального проекта
Сценическая практика
(подготовка к конкурсам и
защитам)
Сценическая речь. Тренинги

7

21

6

15

12

3

9

9

3

6

18

4

14

12

3

9

6

1

5

63

27

36

24

9

15

21

9

12

18

9

9

57

24

33

36

18

18

Наблюдение
Опрос

Наблюдение
Опрос

Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос

Наблюдение
Опрос

4.2

Сценическая культура. Тренинги.

4.3

Особенности ведения концертов,
торжественных мероприятий

5.

Авторская работа

5.1

Написание сценариев

5.2

Режиссура

6.
6.1.

Промежуточная (итоговая)
аттестация
Импровизационные игры,
конкурсы, проекты
Итого:

9

3

6

Наблюдение
Опрос

12

3

9

Наблюдение
Опрос

51

15

36

27

6

21

24

9

15

6

3

3

6
216

3

3

79

137

Презентация
творческих работ
Презентация
творческих работ

Тест
Защита проекта

Содержание учебного плана
Раздел 1. «Мужество». Обучение навыкам преодоления трудностей,
развитие уверенности в себе.
Тема 1.1. Как избежать конфликтов в команде
Теория: знакомство с понятием мужество и его значение в лидерских
качествах. Понятие Конфликт. Как избежать конфликтов.
Практика: выполнение упражнений. Упражнение-разминка «Японские
машинки». Сидя в кругу, рассчитаться от 0 до числа участников. «0» ведущий хлопает ладонями по коленям, затем, щелкая пальцами правой руки,
называет свой номер, щелкая пальцами левой руки - «включает» любого
участника группы (например: 0-3). Третий продолжает вместе с ведущим,
«включает» следующего участника группы. И так до вовлечения всех ребят.
Работа в группах.
Ребята разбиваются на микрогруппы. Задание: составить вербальный
портрет уверенного, неуверенного и самоуверенного человека. По
окончанию выполнения задания проходит обсуждения.
Упражнение «Поводырь и ведомый».
Цель – выработка навыков уверенного поведения. Одному из
участников (по желанию) завязывают глаза, ведущий является поводырем,
проводит «слепого» по определенному пути с препятствиями. Затем ребята
обмениваются ролями. В конце упражнения проводится обсуждение.
Тема 1.2. Подготовительная работа по созданию проекта
Теория: карта проекта и ее разработка. Творческие проекты досуговых
программ, посвященных «Дню матери». Разработка и создание проектов
досуговых праздничных программ. Распределение социальных ролей между
участниками проектов и их освоение.

8

Практика: разработка сценариев, эскизов костюмов и оформления
праздничного пространства в ходе разработки творческих проектов.
Раздел 2. «Лидер-человек-действие». Развитие навыков
социальной ответственности
Тема 2.1 Правила приятия решений
Теория: как правильно принимать решения.
Человек – сумма всех отдельных решений, принятых им в течение его
жизни. Не принимать решения – значить решить ничего не предпринимать.
Составляющие успешности: умение быстро принимать решения и редко их
менять. Медлительность и нерешительность как результат недостатка
энергии. Право и власть принимать решения. Способность находить
элегантные, простые решения сложных проблем – качества эффективных
лидеров. Ответственность лидера за результат. (Проводится работа в
группах. Ребятам раздаются примеры рассуждений о лидерстве известных
руководителей, проводится обсуждение).
Практика: выполнение упражнений. Игра «Необитаемый остров».
Учащимся предлагается ситуация: в результате кораблекрушения вы
оказались на необитаемом острове с богатой растительностью и животным
миром. Есть на острове и ядовитые растения, и хищные животные. Помощи
ждать не от кого. Игра начинается с распределения ролей: кто и что будет
делать, за что отвечать, как будут приниматься решения, кто будет
руководить жителями острова? Обращается внимание на распределение
пищи и т.п. Разрабатывается нравственный кодекс. Предусматриваются
санкции за нарушение правил. После игры проводится её обсуждение,
подчеркиваются положительные стороны общения, удачные способы
принятия решений и др. Цель игры – формирование навыков принятия
конструктивных решений, развитие лидерских качеств.
Тема 2.2 Тренинги на сплочение. Веревочный курс
Теория: понятие веревочный курс. Тимбилдинг.
Практика:
упражнение
«Спиной
к
спине»
(способствует
воодушевлению и расслаблению членов группы). Участники делятся по
парам и становятся спиной к спине, плотно прикасаясь, друг к другу.
Ведущий дает различные задания: присели, погладили по голове друг друга,
наклонились, повернулись вокруг.
Раздел 3. Разработка и реализация социальных акций
Тема 3.1. Понятие социальный проект
Теория: социальное проектирование как метод создания и реализации
эффективных социально ориентированных проектных идей. Субъекты
социального проектирования. Объекты социального проектирования.
Классификация социальных проектов.
Практика: акция, посвященная Дню народного единства, упражнения
и практические задания на отработку приемов активизации зала. Анализ и
доработка «Карты проекта», практические задания и упражнения.
Тема 3.2. Основные принципы работы над проектом

9

Теория: личностно-ориентированный подход и уважение личности
каждого; социальная активность при работе с общественностью; значимость
духовно - нравственных и эколого–этических позиций в процессе
формирования и становления личности; сотрудничество и содружество;
многообразия форм, видов и содержания деятельности; учет возрастных
особенностей, доступность предлагаемых форм работ.
Практика: разработка и реализация системы проектов, упражнения и
практические задания, презентация "Карты проекта".
Тема 3.3. Вопросы и сложности в написании и защите социального
проекта
Теория: социальные партнеры – это… Методы выходов на спонсоров.
Практика: деловая игра «Социальные партнеры. Взаимопомощь и
взаимовыгодное сотрудничество».
Цель: предупреждение, минимизация или разрешение проблем,
обусловленных дефицитами социально-культурной интеграции, адаптации,
реабилитации, социализации, инкультурации и самореализации личности.
Созданная на основе анализа ситуации последовательность взаимосвязанных
мероприятий, действий и акций, обеспеченная в нормативно-правовом,
экономическом и кадровом отношении, должна обеспечить изменение
ситуации и создать условия, способствующие разрешению противоречий и
трудностей личного развития; оптимизации социально-культурной и
социально-психологической среды обитания человека.
Раздел 4. Сценическая практика
Тема 4.1 Сценическая речь. Тренинги
Теория: техника. Резонаторы. Значение резонирования. Роль слуха в
воспитании речевого голоса. Упражнения для тренировки дыхания и дикции.
Дикция. Понятие дикция. Понятие артикуляция и характеристика гласных
звуков. Согласные звуки, их значение для формирования слова. Виды
артикуляционных упражнений, гимнастика. Дыхание и голос. Типы и вид
дыхания. Роль дыхания в воспитании речевого голоса. Смешано
диафрагматический тип дыхания как основа постановки речевого голоса.
Виды дыхательных упражнений, гимнастика. Дыхание и звук. Виды звуков.
Упражнения на подачу звука, контроль звука. Голос и дикция. Мышечная
свобода речевого аппарата. Понятие речевой аппарат. Артикуляционная
гимнастика. Упражнения для нижней челюсти, губных мышц, мышц языка.
Речевая постановка голоса. Пословицы, скороговорки. Словарь настроений.
Работа с текстом по выделению "ведущего настроения". Радостное, светлое.
Печальное, сонное. Хвастливое, хвалебное, насмешливое. Сердитое,
возмущенное,
обиженное
настроение.
Таинственное,
капризное,
противоречивое настроение. Монолог и диалог как основное средство
раскрытия сценического образа. Монолог и диалог ведущего. Особенности
чтения монологов и диалогов.
Практика: упражнения на технику речи, дыхание, развитие голосового
аппарата. Чтение монологов и диалогов.
Тема 4.2. Сценическая культура

10

Теория: умение вести себя на сцене. Имидж ведущего. Что можно, что
нельзя делать на сцене.
Практика: практические задания
Тема 4.3. Особенности ведения концертов, торжественных
мероприятий
Теория: основные правила ведения торжественных мероприятий.
Одежда, речь ведущего. Искусство конферансье.
Практика: работа с микрофоном. Выход на сцену.
Раздел 5. Авторская работа
Тема 5.1 Написание сценариев
Теория: понятие синопсис. Понятие логлайн. Алгоритмы сценариев.
Определение содержания сценария. Целеполагание. написания сценария.
Практика: моделирование различных видов сценариев. Подготовка к
проведению. Разбор сценария программы.
Тема 5.2. Режиссура
Теория: художественное оформление спектаклей. Бутафория и
реквизит, их отличие друг от друга. Грим. Как пользоваться театральным
гримом, париком и наклейками. Использование грима в мастерстве
ведущего. Смысловая работа с текстом, средствами выразительности.
Практика: самостоятельная постановка и режиссура спектаклей и
сценариев
Раздел 6. Промежуточная (итоговая) аттестация
Теория: тест по теоретической части.
Практика: импровизационные игры, выступления на конкурсах,
защита «Социально-значимых» проектов и акций, подведение итогов.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».