Учебный тематический план
КОМПЛЕКСНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Мир вокруг нас»
Социально-гуманитарная направленность
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Авторы-составители:
Карамышева Ольга Юрьевна
педагог дополнительного образования
Карамышева Мария Юрьевна
педагог дополнительного образования
Проскурина Анна Александровна
педагог дополнительного образования
Елкина Ольга Вениаминовна
педагог дополнительного образования
Екатеринбург, 2024
Модуль 1. «Эврика»
Учебный тематический план
№
Наименование разделов, тем
1. Вводное занятие
2. Теоретические основы
исследовательской деятельности
3. Изобретения, основанные на
свойствах воздуха
Свойство воздуха
3.1.
3.2.
Давление воздуха
Воздушный двигатель, сила
сжатого воздуха
4. Свет и его свойства
Световой луч. Тень
4.1.
3.3.
Количество часов
Всего Теория Практика
1
0,5
0,5
4
1,6
2,4
9
1,7
7,3
3
0,5
2,5
3
0,6
2,4
3
0,6
2,4
9
1,7
7,3
3
0,5
2,5
4.2.
Отражение и преломление
3
0,6
2,4
4.3.
Отклонения света
3
0,6
2,4
15
1,9
13,1
2
0,4
1,6
3
0,4
2,6
5
0,5
4,5
5
0,6
4,4
6. Твёрдые тела жидкости и газы
4
1,1
2,9
7. Химия в повседневной жизни
3
0,6
2,4
8. Растения в нашей жизни
7
3
4
5. Свойства магнитов
Воздействие
магнита
на
5.1.
предметы из железа, стали и
другие материалы
Магнитные полюсы
5.2.
5.3.
5.4.
Противостояние
магнитной
силы силе тяжести
Устройство электромагнита
8.1.
Строение растения
3
1,5
1,5
8.2.
Фотосинтез
4
1,5
2,5
12
2,7
9,3
1
1
-
3
-
3
2
0,5
1,5
9. Изобретения, основанные на
свойствах воды
9.1.
9.2.
9.3.
Сила воды
Зависимость плавучести тела от
формы и плотности
Вымещение жидкости при
погружении судна
Формы аттестации и
контроля
наблюдение, опрос
фронтальный
наблюдение, опрос
фронтальный
наблюдение, опрос
фронтальный
наблюдение, опрос
фронтальный
наблюдение, опрос
фронтальный
наблюдение, опрос
фронтальный
наблюдение, опрос
фронтальный
наблюдение, опрос
фронтальный
наблюдение, опрос
фронтальный
наблюдение, опрос
фронтальный
наблюдение, опрос
фронтальный
наблюдение, опрос
фронтальный
наблюдение, опрос
фронтальный
наблюдение, опрос
фронтальный
наблюдение, опрос
фронтальный
наблюдение, опрос
фронтальный
наблюдение, опрос
фронтальный
наблюдение, опрос
фронтальный
наблюдение, опрос
фронтальный
9.4.
Водяной двигатель
2
0,5
1,5
9.5.
Испарение водных растворов
1
0,2
0,8
3
0,5
2,5
6
1,5
4,5
2
1,5
0,5
4
-
4
2
-
2
72
16,3
55,7
Понятие
«экология».
Микроорганизмы
10. Разработка исследовательского
проекта
предмета
10.1. Определение
исследования
этапов
10.2. Реализация
исследовательского проекта
11. Промежуточная (итоговая)
аттестация
Итого
9.6.
наблюдение, опрос
фронтальный
наблюдение, опрос
фронтальный
наблюдение, опрос
фронтальный
наблюдение, опрос
фронтальный
наблюдение, опрос
фронтальный
Защита проекта
Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. Вводное занятие
такие исследователи.
История
Теория: кто
изобретения.
Изобретатели.
Практика: просмотр видео-презентации «История изобретения».
Раздел 2. Теоретические основы исследовательской деятельности
Теория: понятия: «Доказательство», «Опровержение». Выдвижение
гипотезы, понятие: «Гипотеза». Постановка цели, планирование. Понятия:
«цель», «задача».
Практика: игры «Белый огурец», «Хорошо - плохо», «Я поеду и
возьму с собой». Самостоятельная работа тема: «Доказать и опровергнуть
необходимость подарка на день рождение для Бармалея, Снегурочки». Игра
«Мой день».
Раздел 3. Изобретения, основанные на свойствах воздуха
Тема 3.1. Свойство воздуха
Теория: свойства горячего и холодного воздуха. Сопротивление воздуха.
Практика: опытно-поисковая деятельность «Циркуляция воздуха»,
«Волшебный стакан». Изготовление аппарата, передвигаемого путём
нагревания воздуха, и определение его назначения (для передачи
информации, сигнальная система и т.п.).
Тема 3.2. Давление воздуха
Теория: понятие «давление воздуха».
Практика: опытно-поисковая деятельность Определение давления
воздуха во всех направлениях. Изобретение вертушки.
Тема 3.3. Воздушный двигатель, сила сжатого воздуха
Теория: воздушный двигатель, сила сжатого воздуха. Лучшая форма
для скоростного аппарата. Сопротивление воздуха.
Практика: опытно-поисковая деятельность «Передвижение грузов с
помощью сжатого воздуха». Конструирование аппарата, передвигаемого
силой сжатого воздуха. Изготовление парашюта, испытательные
упражнения. Изготовление самолёта с разной формой крыла. Изобретение
воздушного двигателя. Соревнования лётных аппаратов.
Раздел 4. Свет и его свойства
Тема 4.1. Световой луч. Тень
Теория: распространение светового луча, образование тени.
Практика: исследование на тему «Можно ли остановить свет?».
Изготовление теневого театра.
Тема 4.2. Отражение и преломление
Теория: Отражение и преломление.
Практика: изготовление солнечных часов. Опытно-поисковая
деятельность «Сверкающий белый цвет». Изготовление перископа.
Тема 4.3. Отклонения света
Теория: Отклонения света.
Практика: опытно-поисковая деятельность «Может ли луч свет
искривляться?». «Сломанный луч». Изготовление простого телескопа.
Раздел 5. Свойства магнитов
Тема 5.1. Воздействие магнита на предметы из железа, стали и
других материалов
Теория: воздействие магнита на предметы из железа, стали и других
материалов. Зависимость силы магнита от формы и размера.
Практика: всё ли притягивают магниты? Создание игры «Магнитная
регата». Создание игры «Вынужденный маршрут», «Весёлая рыбалка».
Тема 5.2. Магнитные полюсы
Теория: магнитные полюсы. Разноимённые и одноимённые полюсы
магнитов. Ищем северный полюс.
Практика: нейтрализация магнитной силы. «Рисование без рук».
«Силовые линии», «Плавающие магниты».
Тема 5.3. Противостояние магнитной силы силе тяжести
Теория: противостояние магнитной силы силе тяжести.
Практика: создание игр «Гонки». Опытно-поисковая деятельность
«Магнит по команде».
Тема 5.4. Устройство электромагнита
Теория устройство электромагнита.
Практика: создание простейшего электромагнитного мотора.
Раздел 6. Твёрдые тела жидкости и газы
Теория: строение тел, понятия «молекулы». Влияние тепла на
состояние вещества. Влияние изменения температуры и давления на
агрегатное состояние вещества.
Практика: игра «Молекулы», «Маленькие человечки». Расширение
жидкостей, нагревание твёрдых тел. Опытно-поисковая деятельность
«Охлаждение тел и газа». Опытно-поисковая деятельность «Молекулы в
движении».
Раздел 7. Химия в повседневной жизни
Теория: химические вещества в нашей жизни. Ферменты,
превращающие пищу в усвояемые вещества.
Практика: опытно-поисковая деятельность «Сила пузырьков или
почему дрожжи заставляют тесто подниматься. Ферменты в работе или как
пища расщепляется в желудке. Превращение пищи в легкоусвояемые
вещества, действие слюны.
Раздел 8. Растения в нашей жизни
Тема 8.1. Строение растения
Теория: строение растения. Вода – источник жизни для растений.
Значение корневой системы для растений.
Практика: посадка семян. Наблюдение за изменениями семени во
влажной ёмкости и сухой, сравнительный анализ. Опытно-поисковая
деятельность «Аленький цветочек», «Цветик-семицветик».
Тема 8.1. Фотосинтез
Теория: фотосинтез растений, питание растений. Значение
углекислого газа, кислорода в жизни растений. Влияние солнечных лучей на
жизнь растения. Многолетние и однолетние растения.
Практика: наблюдение за посадками, сравнительный анализ.
Опытно-поисковая деятельность «Растения за работой», получение
кислорода и углекислого газа. Опытно-поисковая деятельность «Вслед за
солнцем». Наблюдение за изменениями растения, сравнительный анализ.
Раздел 9. Изобретения, основанные на свойствах воды
Тема 9.1. Сила воды
Теория: понятие «сила воды».
Практика: опытно-поисковая деятельность по исследованию силы
воды. Изготовление самого простого механизма фонтана (от эскиза до
действующей модели).
Тема 9.2. Зависимость плавучести тела от формы и плотности
Теория: зависимость плавучести тела от формы и плотности.
Практика: определяем плавучесть разных предметов, сравнительный
анализ. Опытно-поисковая деятельность «Предел плавучести». Изготовление
плавучего судна. Вымещение жидкости при погружении судна.
Тема 9.3. Вымещение жидкости при погружении судна
Теория: вымещение жидкости при погружении судна.
Практика: опытно-поисковая деятельность «Вымещение жидкости
при погружении судна».
Тема 9.4. Водный двигатель
Теория: история водяного двигателя.
Практика: опытно-поисковая деятельность «Водяная мельница».
Тема 9.5. Испарение водных растворов
Теория: испарение водных растворов.
Практика: опытно-поисковая деятельность «Тайна кристаллов».
Наблюдения и сравнительный анализ образовавшихся кристаллов.
Тема 9.6. Понятие «экология». Микроорганизмы
Теория: понятие «экология». Микроорганизмы.
Практика: исследование воды из водоема, кипяченой воды, талой
воды на наличие микроорганизмов с помощью микроскопа. Очистка воды
ультрафиолетовыми лучами. Эко фильтр, сравнительный анализ жидкостей.
Раздел 10. Разработка исследовательского проекта
Тема: 10.1. Определение предмета исследования
Теория: определение предмета исследования.
Практика: постановка цели и задач, выдвижение гипотезы.
Тема 10.2. Реализация этапов исследовательского проекта
Практика: реализация этапов исследовательского проекта.
Раздел 11. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: защита опытно-поисковой деятельности.
Модуль 2. «Играем в конструктор»
Учебный тематический план
№
Наименование раздела, тем
1. Вводное занятие. Знакомство с
миром конструктора
2. Блочный конструктор
2.1.
Конструирование по образцу
2.2.
Конструирование
по
простейшим
чертежам
и
наглядным схемам
Конструирование по модели
2.3.
1
0,5
0,5
36
1,5
34,5
7
0,5
6,5
7
0,5
6,5
Форма контроля/
аттестации
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
7
-
7
Наблюдение,
всего
Количество часов
теория
практика
2.4
Конструирование по теме
8
-
8
2.5
Конструирование по условию
7
0,5
6,5
3. Кубики Никитина «Сложи узор»
20
0,5
19,5
3.1.
Складывание узора по образцу
4
0.5
3,5
3.2.
Складывание узора по модели
13
-
13
3
-
3
14
0,5
13,5
7
0,5
0,5
7
-
13
1
-
1
72
3
69
Складывание
узора
по
замыслу
4. Методика Зайцева «Орнамент»
3.3.
4.1.
4.2.
Конструирование
на
плоскости
Объемное конструирование
5.
Промежуточная
аттестация
Итого
(итоговая)
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Контрольное
задание
Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с миром конструктора
Теория: происхождение конструктора. Виды конструктора. Основные
детали.
Практика: игра «Есть у тебя или нет?». Игра «Выдели похожие».
Игра «Найди кирпичик, как у меня».
Раздел 2. Блочный конструктор
Тема 2.1. Конструирование по образцу
Теория: название основных деталей. Способы соединений деталей,
функции и назначение деталей, конструирование по образцу понятие «Что
это?», значение конструирования.
Практика: изготовление построек из конструктора «Осенние
деревья», «Плоды осени», «Животные на ферме «Лошадь», «Колодец»,
«Плывут корабли», «Речные рыбки», «Беседка».
Тема 2.2. Конструирование по простейшим чертежам и
наглядным схемам
Теория: понятие «схема», «схематичные обозначения».
Практика: конструирование по схеме «Яблоня», «Животные (птицы)
в зоопарке», «Техника на ферме», «Замок», «Ракета», «Грузовой
автомобиль», «Букет для мамы».
Тема 2.3. Конструирование по модели
Практика: изготовление построек из конструктора «Неперелетные
птицы», «Гараж», «Автомобиль», «Верблюд», «Кошка», «Карусель»,
«Самолет».
Тема 2.4. Конструирование по теме
Практика: проектирование и сооружение построек «Огород»,
«Домашние животные», «Парк развлечений», «Детская площадка»,
«Воздушный транспорт», «Новый год», «Космос», «Дорожное движение».
Тема 2.5. Конструирование по условию
Теория: понятие «условие» в конструировании.
Практика: конструирование построек из конструктора «Постройка
должна содержать элементы желтого и зеленого цвета», «Постройка должна
быть небольшого размера», «Постройка не должна относиться к теме
«Животные», «Постройка должна состоять из одного цвета», «Постройка
должна быть не маленького размера», «Постройка должна состоять из
кирпичиков 2х4», «Постройка должна состоять из кирпичиков 2х2, 2х4»,
«Постройка должна быть небольшого размера, содержать в себе пластину».
Раздел 3. Кубики Никитина «Сложи узор»
Тема 3.1. Складывание узора по образцу
Теория: знакомство с Кубиками Никитина «Сложи узор».
Практика: «Разноцветные дорожки и квадраты», «Коврик для
«божьей коровки». Две дорожки», «Разноцветные платочки, полосатые
флажки», «Табуреточки для матрешки».
Тема 3.2. Складывание узора по модели
Практика: «Путешествие «Фантазейки» на цветочную поляну, дом, в
котором живет «Фантазейка», шарфик для «Фантазейки»», «Путешествие в
загадочный город на ковре самолете», «Елочка и бабочки», «Снежинки на
окошке», «Учимся играя. Фонарики», ««Повторение» 4 кубика»,
««Повторение» 9кубиков», «Построение из 16 кубиков», ««Бабочка» 4-9-16»,
«Алфавит» (4 занятия).
Тема 3.3. Складывание узора по замыслу
Практика: конструирование узора по замыслу (3 занятия).
Раздел 4. Методика Зайцева «Орнамент»
Тема 4.1. Конструирование на плоскости
Теория: знакомство с Методикой Зайцева «Орнамент».
Практика: «Построй узор» (2 занятия), «Симметрия» (3 занятия),
«Свой портрет», «Любимое животное».
Тема 4.2. Объемное конструирование
Практика: «Равновесие», «Автомобиль» (2 занятия), «Здание»,
«Подарок маме», «Постройка по замыслу» (2 занятия).
Раздел 5. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: контрольное задание.
Модуль 3. «Развивающие игры»
Учебный тематический план
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Наименование разделов
Вводное занятие. Правила
группы.
Игры для внимания
Игры для памяти
Игры для реакции
Игры для команды
Игры для мышления
Игры-стратегии
Калейдоскоп любимых игр
Турниры
Промежуточная
(итоговая)
аттестация.
Итого:
Количество часов
Всего
Теория Практика
2
0,5
1,5
6
4
5
4
4
3
5
2
0,6
0,4
0,5
0,4
0,4
0,3
0,5
0,2
5,4
3,6
4,5
3,6
3,6
2,7
4,5
1,8
Формы контроля/
аттестации
наблюдение,
фронтальный опрос
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
1
-
1
открытый урок
36
3,8
32,2
Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. Вводное занятие. Правила группы
Теория: задачи программы, знакомство. Утверждение и принятие
правил группы. Рефлексивный анализ «Как быть победителем».
Практика: подвижные игры «Дотронься до…», «Трамвайчик», «Пять
мячей».
Раздел 2. Игры для внимания
Теория: знакомство с понятием «внимание», свойства внимания,
почему важно внимание и где оно пригождается.
Практика: подвижные игры «Я и мои друзья», «Запрещенная
цифра», «Тише едешь-дальше будешь», «Повтори наоборот», «Попробуй
повтори». Настольные игры «Герои сказок», «Хамелеон», «Матрешкино»,
«Дуббль», «Читай-хватай», «Фрукто 10», «Большая стирка».
Раздел 3. Игры для памяти
Теория: знакомство с понятием «память», виды памяти и где
пригождается память.
Практика: подвижные игры «Я-фотоаппарат», «Делай как я»,
«Повторюши», «Пересказ по кругу». Настольные игры «Мемо», «Цветовая
комбинация», «Кошки-мышки», «Кругозорник», «Дуббль».
Раздел 4. Игры для реакции
Теория: знакомство с понятием «реакция», мини-лекция «Как сделать
быстрее».
Практика: подвижные игры «Воробьи-вороны», «Сороконожка».
Настольные игры «Аква бум», «Держи ритм», «Спрячь крота», «Кто
быстрее».
Раздел 5. Игры для команды
Теория: обсуждение понятия «команда», основных принципов работы
в команде и командные роли.
Практика: подвижные игры «Карандаши», «Сбор по голосам»,
«Перекинь мячик», «Циферблат». Настольные игры «Коварный лис»,
«UNO», «Activity».
Раздел 6. Игры для мышления
Теория: знакомство с понятием «мышление», виды мышления:
наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление.
Практика: подвижные игры «Попробуй повтори». Настольные игры
«Соображариум»,
«Воображариум»,
«Пакля-рвакля»,
«Котосовы»,
«Разноцветная Дженга», «Загадки от Лисенка».
Раздел 7. Игры-стратегии
Теория: знакомство с понятиями «стратегия». Мини-лекция
«Стратегия в вашей жизни».
Практика: подвижные игры «Попробуй повтори». Настольные игры
«Твистер», «Четыре хвоста», «Цветариум».
Раздел 8. Калейдоскоп любимых игр
Практика: составление рейтинга любимых игр, свободная игра по
подгруппам.
Раздел 9. Турниры
Практика: турнир любимых игр по выбору.
Раздел 10. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: открытый урок «Мои победы». Коллаж «Я - победитель».
Модуль 4. «Я читаю»
Учебно-тематический план
№
Наименование раздела, темы
1. «Звук, мысль, слово»
2. Слоговое чтение и письмо
3.Части речи русского языка
3.1. Имя существительное.
Количество часов
всего
теория
практика
1
7
9
3
0,5
0,7
0,3
0,5
7
8.3
2,7
Формы
аттестации/
контроля
наблюдение
наблюдение
наблюдение,
3.2.
Имя прилагательное.
2
0,1
1,9
3.3.
Имя числительное.
1
0,1
0.9
3.4.
Глагол.
3
0,2
2.8
8
2
0.9
0,4
8,1
2,6
4. .Предложения
4.1. Понятие о предложении.
4.2.
Виды предложений в русском
языке.
1
0,3
0,7
4.3.
Распространенные и
нераспространенные
предложения.
Сложносочиненные предложения
3
-
3
2
0,2
1,8
10
3
0,6
0,3
9.4
2,7
Сюжетный рассказ
3
0,3
2,7
Сочинение сказок и историй
4
-
4
1
-
1
36
2,7
33,3
4.4..
5. Монологическая и диалогическая речь
5.1. Выборочный, последовательный
пересказы. План пересказа.
5.2.
6. Промежуточная (итоговая)
аттестация
Итого:
фронтальный
опрос
наблюдение,
фронтальный
опрос
наблюдение,
фронтальный
опрос
наблюдение,
фронтальный
опрос
наблюдение,
фронтальный
опрос
наблюдение,
фронтальный
опрос
наблюдение,
фронтальный
опрос
наблюдение,
фронтальный
опрос
наблюдение,
фронтальный
опрос
наблюдение
наблюдение,
фронтальный
опрос
наблюдение,
фронтальный
опрос
Контрольное
задание
Содержание
Раздел 1. Введение «Звук, мысль, слово»
Теория: ознакомление с понятиями «звук», «мысль», «слово».
Практика: игра «Угадай природу звука». Игра «Живое-неживое».
Игра «Мысли вслух».
Раздел 2. Слоговое чтение и письмо
Практика: песенки-попевки по таблице, письмо кубиками отдельных
слов, чтение отдельных слов по кубикам и таблице. Чтение небольших слов
на карточках. Игра «Поймай звук» на пособии «Логикомалыш», игры
«Титры», «Прятки».
Раздел 3. Части речи русского языка
Тема 3.1. Имя существительное
Теория: понятия «род», «число», «падеж» имени существительного.
Правильное применение имен существительных в разных падежах.
Практика: игра «Слушай и выполняй», «Кто- кто в Теремочке
живёт?».
Тема 3.2. Имя прилагательное
Теория:
понятие
«имя
прилагательное».
Значение
имен
прилагательных. Правильное согласование с существительными.
Практика: составление загадок про животных по описательным
признакам
Тема 3.3. Имя числительное
Теория: понятие «имя числительное». Правильное согласование с
существительными.
Практика: игра «Зашифрованное письмо».
Тема 3.4. Глагол
Теория: понятие «глагол». Отличительные особенности глагола.
Правильное согласование с существительными.
Практика: игра «Зашифрованное письмо». Нахождение глаголов в
тексте с помощью вопроса «Что делать?».
Раздел 4. Предложения
Тема 4.1. Понятие о предложении.
Теория: отличительные признаки предложения. Правила записи
предложений.
Практика: чтение, выявление существенных признаков
предложения.
Тема 4.2. Виды предложений в русском языке
Теория : связь слов в предложении. Знаки препинания в предложении
Практика:
чтение,
составление
схемы
предложения.
Формулирование предложений с предложенными словами.
Тема 4.3. Распространенные и нераспространенные предложения
Практика:
упражнения
в
правильном
составлении
распространенных и нераспространенных предложений. Чтение и выявление
ошибок в предложении. Составление схемы предложения.
Тема 4.4. Сложносочиненные предложения
Теория: понятие «сложносочиненные предложения»
Практика:
упражнения
в
правильном
составлении
сложносочиненных предложений. Чтение сложносочиненных предложений.
Раздел 5. . Монологическая и диалогическая речь
Тема 5.1. Выборочный, последовательный пересказы. План
пересказа
Теория: «Прошедшее время», «Настоящее время», «Будущее время».
Текст, структура текста, отличительные признаки.
Практика: игра «Незнайка-писатель».
Тема 5.2. Сюжетный рассказ
Практика: сочинение сюжетного рассказа по личным фотографиям.
«Рассказ про меня». «Мой день». «Мои поступки и последствия».
Тема 5.3. Сочинение сказок и историй
Практика: «Сказка на новый лад». «Сказка без начала и конца».
«Истории необыкновенных вещей».
Раздел 7. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: контрольное задание.