Учебный план КДОП Познавай! Изобретай! Твори!

Учебный тематический план
КОМПЛЕКСНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПОЗНАВАЙ! ИЗОБРЕТАЙ! ТВОРИ!»
Социально-гуманитарная направленность
Возраст учащихся 5-6 лет
Срок реализации программы 1 года

Авторы-составители:
Конюк Людмила Викторовна
старший педагог дополнительного образования,
Макарова Наталья Владимировна
педагог дополнительного образования,
Макарцева Ольга Андреевна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024

2

Учебный план
№

Название модулей

Количество часов

1.

Интеллект+игра

72

2.

Читай-ка

72

3.

Разноцветная страна.

72

Итого:

216

Форма контроля/
аттестации
Игра-путешествие,
математический КВН
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа

Содержание модуля Интеллект+игра
Учебный (тематический) план
№

Наименование раздела, темы

1. Количество и счет.
1.1 Числовой ряд. Счет до 5.
1.2 Число 6. Цифра 6.
1.3 Число 7. Цифра 7.
1.4 Число 8. Цифра 8.
1.5 Число 9. Цифра 9.
1.6 Число 0. Цифра 0.
1.7 Число 10. Запись числа.
1.8 Счет в пределах 10.
2. Геометрические фигуры и тела.
2.1 Точка, линия, отрезок.
Плоские геометрические
2.2
фигуры.
Объемные геометрические
2.3
фигуры.
2.4 Геометрические головоломки.
Составление объемных фигур
2.5
из кубиков.
3.
Величина
(сравнение
предметов).
Измерение
предметов.
Свойства
предметов
и
3.1 символы.
Кодирование
информации.
3.2 Дом таблица.
Читаем таблицы, следуем
3.3
правилам.
Сравнение групп предметов.
3.4
Знаки сравнения.
3.5 Столько же, больше, меньше.
На сколько больше? На
3.6
сколько меньше?

Количество часов
всего
теория практика
17
5,1
11,9
2
0,6
1,4
2
0,6
1,4
2
0,6
1,4
2
0,6
1,4
2
0,6
1,4
2
0,6
1,4
2
0,6
1,4
3
0,9
2,1
18
5,4
12,6
3
0,9
2,1

Формы аттестации
/ контроля
наблюдение, опрос
наблюдение, опрос
наблюдение, опрос
наблюдение, опрос
наблюдение, опрос
наблюдение, опрос
наблюдение, опрос
наблюдение, опрос
наблюдение, опрос

2

0,6

1,4

наблюдение, опрос

4

1,2

2,8

наблюдение, опрос

7

2,1

4,9

наблюдение, опрос

2

0,6

1,4

наблюдение

21

6,5

14,5

6

2

4

наблюдение, опрос

2

0,6

1,4

наблюдение, опрос

2

0,6

1,4

наблюдение, опрос

3

0,9

2,1

наблюдение, опрос

1

0,3

0,7

наблюдение, опрос

2

0,6

1,4

наблюдение, опрос

3

Измерение длины. Сравнение
мер длины.
Сравнение
и
измерение
3.8
объема.
4. Ориентировка в пространстве и
во времени.
5. Деление целого на части.
6. Математические задачи.
6.1 Сложение.
6.2 Вычитание.
6.3 Сложение и вычитание.
7. Промежуточная (итоговая)
аттестация. Математический КВН.
Итого
3.7

3

0,9

2,1

наблюдение, опрос

2

0,6

1,4

наблюдение, опрос

4

1,2

2,8

наблюдение, опрос

2
10
4
3
2

0,6
3
1,2
0,9
1

1,4
7
2,8
2,1
1

1

0,3

0,7

наблюдение, опрос
наблюдение, опрос
наблюдение, опрос
наблюдение, опрос
наблюдение, опрос
математический
КВН

72

21,6

50,4

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Количество и счет
Тема 1.1. Числовой ряд. Счет до 5
Теория: повторить порядковый счет до 5, числа 1-5, актуализировать
умение соотносить цифру с количеством предметов, умение составлять
числовой ряд.
Практика: игра «Собери бусы». Экскурсия в парк. Повторение понятий
времена года, соотношение месяцев и времени года. Название осенних
месяцев. Характерные признаки осени.
Тема 1.2. Число 6. Цифра 6
Теория: познакомить с числом 6 и его цифрой, определить место числа
в числовом ряду, порядковый счет в пределах 6.
Практика: игра «Садовники», «В группу соберись», «Запомни и
выложи».
Тема 1.3. Число 7. Цифра 7
Теория: познакомить с числом 6 и его цифрой, определить место числа
в числовом ряду, порядковый счет в пределах 6.
Практика: игра «Садовники», «В группу соберись», «Запомни и
выложи».
Тема 1.4. Число 8. Цифра 8
Теория: познакомить с числом 6 и его цифрой, определить место числа
в числовом ряду, порядковый счет в пределах 6.
Практика: игра «Садовники», «В группу соберись», «Запомни и
выложи».
Тема 1.5. Число 9. Цифра 9
Теория: познакомить с числом 9 и его цифрой, определить место числа
в числовом ряду, порядковый счет в пределах 9.

4

Практика: игра «Садовники», «В группу соберись», «Запомни и
выложи».
Тема 1.6. Число 0. Цифра 0
Теория: сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой
0, сформировать умение соотносить цифру с ситуацией отсутствия предмета.
Тренировать навыки количественного и порядкового счета.
Практика: игра «Билеты», «Где стоит число 0».
Тема 1.7. Число 10. Запись числа
Теория: сформировать Умение считать до 10, различать запись числа
10 и соотносить ее с десятью предметами. Счет десятками. Уметь определять
порядковый номер предмета в зависимости от направления счета.
Практика: игры «Сбор урожая», «Цветные числа», «Вырастим
дерево» (игра с блоками).
Тема 1.8. Счет в пределах 10
Теория: закрепление количественного и порядкового значения числа в
пределах 10, составление простых задач и запись решений с помощью
примеров на сложение и вычитание. Уметь определять порядковый номер
предмета в зависимости от направления счета.
Практика: игра «Живые числа», «Волшебный мешочек», «Домино»
Раздел 2. Геометрические фигуры и тела
Тема 2.1 Точка, линия, отрезок
Теория: формировать первоначальные понятия – точка, линия, отрезок.
Практика: научить изображению данных фигур, и находить их в
окружающем пространстве. Игры с палочками на конструирование по
заданному образцу. Знакомство с профессией и работой инженера.
Тема 2.2. Плоские геометрические фигуры
Теория: повторить формы геометрических фигур (квадрат,
треугольник, прямоугольник, трапеция, круг, овал). Закрепить их
отличительные признаки.
Практика: построение геометрических фигур с помощью палочек,
шнуровки, преобразование одной формы в другую.
Тема 2.3. Объемные геометрические фигуры
Теория: познакомить с объемными телами - куб, цилиндр, конус,
пирамида, призма. Сформировать представления, чем отличаются плоские
фигуры от объемных. Знакомство с проекцией как с отражением на
плоскости, из каких элементов состоят пространственные фигуры.
Профессия «закройщик одежды».

5

Практика: игры «Фотоателье». Анализируем, сравниваем, находим
закономерности «У кого в гостях Винни-Пух». Игра-путешествие
«Осенины».
Тема 2.4. Геометрические головоломки
Теория: раскрыть смысл слова головоломка. Закрепить изученные
формы пристроения и преобразования квадратов и треугольников.
Практика: построить из квадрата простую головоломку, состоящую из
2 квадратов и 4 треугольников. Составлять заданные образы из фигур
головоломки. Познакомить с двухцветным квадратом Воскобовича, через
работу по составлению фигур по схеме.
Упражнять детей в составлении геометрических фигур с помощью
палочек, ниток на плоскости стола, анализе, обследовании их зрительноосязательным способом. Познакомить со способом, пристроения,
присоединения одной фигуры к другой. Составить два равных треугольника
из 5 палочек. Составить три равных треугольника из 7 палочек. Составить 4
равных треугольника из 9 палочек. Составить два равных квадрата из 7
палочек. Составить три равных квадрата из 10 палочек. Составит три равных
треугольника из 7 палочек. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных
треугольника. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника. Из 10
палочек составить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат
составляется из 2-х палочек внутри большого). Из 9 палочек составить 5
треугольников (4 маленьких треугольника, полученные в результате
пристроения, образуют1 большой).
Преобразование одной фигуры в другую Изменение квадратов в
фигуре. Упражнять в умении решать задачи путем целенаправленных
практических проб и обдумывания хода решения.
Тема 2.5 Составление объемных фигур из кубиков.
Теория: закрепить отличия куба от квадрата. Научить определять
проекции объемной фигуры с разных сторон. Знакомство с профессией
архитектора.
Практика: развитие пространственных представлений, образного
мышления через составление объемных фигур из кубиков по схеме (вид
сверху, сбоку, спереди).
Раздел. 3. Величина (сравнение предметов). Измерение предметов
Тема 3.1. Свойства предметов и символы. Кодирование
информации
Теория: повторить признаки сходства и различия предметов по цвету,
форме, размеру, толщине.

6

Практика: игра «Помоги муравьишкам», «Домино», уметь выделять
свойства предметов. Праздник –игра «Краски лета». Игра «Угадай–ка» уметь
выделять два свойства в отгадываемом предмете, самим загадывать предмет
по нескольким свойствам (цвет и форму, форму и размер, размер и толщину
и др.). Игра «Найди клад» -уметь определять свойства блока по карточкам
символам, правильно задавать вопросы по свойствам загаданного блока.
Игра «Где чей гараж» - ориентируясь на знаки символы свойств, разбивать и
группировать по несовместимым свойствам.
Тема 3.2. Дом-таблица
Теория: объединять предметы в группу на основе сходства, сравнивать
группы предметов с помощью составления пар. Познакомить с понятием
таблицы, строки и столбца таблицы.
Практика: составляем таблицы. Игра «Засели домик» (используя одно
свойство блока)
Тема 3.3. Читаем таблицы, следуем правилам
Теория: закрепить умение ориентироваться в строках и столбцах
таблицы.
Практика: учащиеся разбирают блоки и раскладывают их в домики –
таблицы, называют общее свойство блоков в каждой клетке. Игра «Засели
домик», работа с двумя таблицами –домиками, опираясь на три свойства:
цвет, размер, толщина.
Тема 3.4. Сравнение групп предметов. Знаки сравнения
Теория: тренировать умение выделять и называть свойства предметов.
Сформировать представление о равных и неравных группах предметов.
Умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем
составления идентичных пар и фиксировать результат сравнения с помощью
знаков =, >, <.
Практика: игра «Сок на завтрак», «Построй дом».
Тема 3.5. Столько же, больше, меньше
Теория: уточнение представлений о сравнении групп предметов по
количеству с помощью составления пар и умения записывать результаты
сравнения с помощью цифр и знаков сравнения.
Практика: Игра «Команды», «Построй дом».
Тема 3.6. На сколько больше? На сколько меньше?
Теория: формирование представлений о сравнении чисел на основе их
расположения в числовом ряду. Установление взаимосвязей между целым и
его частями. С помощью предметных действий отвечать на вопрос «На
сколько больше или меньше другого».

7

Практика: игры «Прятки с числами», «Переучет», «Построй дом».
Тема 3.7. Измерение длины. Сравнение мер длины
Теория: формирование представлений об измерении длины предметов
с помощью мерки. Измерять длину предметов с помощью мерки, установить
зависимость результата измерения длины от величины мерки, тренировать
умение соотносить число с количеством.
Практика: игра «Дорога», «Разные шаги», «Живые числа». Квест-игра
«Помощники Деда Мороза». Новогодняя сказка.
Тема. 3.8. Сравнение и измерение объема
Теория: формировать представление о непосредственном сравнении
сосудов по объему (вместимости), с помощью переливания, пересыпания
определять больше по объему, а какой меньше. Формирование
представления об измерении объема сосуда с помощью мерки. Знакомство с
профессией повара.
Практика: игра «Повара», «Наполни бочку».
Раздел 4. Ориентировка в пространстве и во времени
Теория: знакомство с временной единицей неделя, сутки, из чего
состоят (утро, день, вечер, ночь), месяц, времена года ритмичность
повторения. Составление последовательности дней недели и их названий.
Развивать умения ориентироваться в пространстве используя слова и
предлоги ориентирования относительно живых и неживых предметов.
Практика: Игра «Живые числа», «Дни недели». Преодолей лабиринт
и проведи друзей.
Раздел 5. Деление целого на части
Теория: деление целого на части. Формирование умения делить целое
на части и составлять целое по его частям.
Практика: игра «Печем печенье», игры с палочками.
Раздел 6. Математические задачи
Тема 6.1 Сложение
Теория: формирование представления о сложении как объединении
групп предметов, о записи сложения с помощью знака +. Формировать
умение складывать предметы с одинаковыми свойствами, исключать лишние
предметы. На практике сформировать представление о переместительном
свойстве сложения. Сформировать соответствие между сложением
предметов и сложением чисел.
Практика: на практике актуализировать представление о целом и его
частях, взаимосвязи между ними, учиться составлять целое из частей. Игра

8

«Разбитая ваза», «Магазин», «Рецепт», «Письмо к бабушке». Составление
простых задач на сложение, игры «Хитрая лиса», «Земляничные тропинки».
Тема 6.2. Вычитание
Теория: формирование представления о вычитании как об удалении
части из целого, о записи вычитания с помощью знака -.
Практика: на основе предметных действий выполнять конкретный
смысл вычитания. Составление простых задач на вычитание.
Тема 6.3 Сложение и вычитание
Теория: закрепить представление о сложении и вычитании,
взаимосвязи между ними.
Практика: производить данные операции на основе предметных
действий. Игра «Хромая лиса».
Раздел 7 Промежуточная (итоговая) аттестация
Теория: инструктаж по выполнению заданий.
Практика: математический КВН.
Содержание модуля Читай-ка
№

Наименование раздела, темы

1. Знакомство с предложением,
слогом, с односложными словами
Введение в образовательный
1.1.
модуль.
Знакомство
с
предложением
Закрепление знаний о слове и
1.2.
предложении
1.3.
Знакомство со слогом
Закрепление знаний о слоге.
1.4.
Знакомство с односложными
словами
2. Звукобуквенный этап
Дифференциация
гласных
2.1.
звуков от согласных
Гласные звуки А,У,О, буквы
2.2.
А,У,О
Согласный звук М (Мь), буква
М. Закрепление знаний
2.3.
об изученных буквах и звуках
(А,О,У)
Согласный звук С(Сь), буква
2.4.
С
Закрепление знаний о звуках и
буквах А, О, У, М, С.
2.5.
Дифференциация гласных от
согласных звуков

Количество часов
Всего Практика Теория
12

10

2

4

2

2

2

2

-

2

2

-

4

4

-

54

53

-

2

1

-

6

6

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

Формы контроля/
аттестации

Игровое
тренировочное
упражнение

Игровое
тренировочное
упражнение

9

Звуки Х (Хь), Щ, Л (Ль),
буквы X, Ш, Л
2.7.
Дифференциация Л — ЛЬ
2.8.
Гласный звук Ы, буква Ы
Звук Н(Нь), Р (Рь), К (Кь), П
2.9.
(Пь), Т (Ть), буква Н, Р, К, П,
Т
Закрепление
знаний
об
изученных
гласных
и
2.10.
согласных
звуках.
2.11. Гласный звук И, буква И
Согласный звук В (Вь), буква
2.12.
В
2.13. Согласный звук 3 (ЗЬ), буква 3
2.14. Дифференциация звуков С—3
2.15. Согласный звук Ж, буква Ж
2.16. Дифференциация Ш—Ж
Согласный звук Б (Бь), буква
2.17.
Б
2.18. Согласный звук Г(Гь). буква Г
2.19. Дифференциация звуков Г—К
Согласный звук Д (ДЬ), буква
2.20.
Д
2.21. Звук Й, буква Й.....
Дифференциация звуков и
2.22.
букв И и Й.
2.23. Буква Е, Ь, Я, Ю, Е, Э
2.24. Согласный звук Ц, буква Ц
Согласный звук Ф(Фь), буква
2.25.
Ф
2.26. Согласный звук Ч, буква Ч
Согласный звук Щ (Щь),
2.27.
буква Щ
Закрепление знаний о звуках и
2.28. буквах, слове и слогах, о
составе предложения.
3. В библиотеке
Работа с известными детскими
3.1
книгами
Классификация известных и
3.2
неизвестных
букв
на
стеллажах с книгами
Работа
по
сюжетным
3.3.
картинкам
Чтение
названий
3.4.
произведений
известных
детских авторов
4.
Промежуточная
(итоговая)
2.6.

-

3

3

1
1

1
1

6

6

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

-

1
1

1
1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

10
2

10
2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

1

1

-

4

4

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

2

2

-

-

Игровое
тренировочное
упражнение

Самостоятельная
работа

Самостоятельная

10

аттестация
ИТОГО

работа
72

69

3

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Знакомство с предложением, слогом, с односложными
словами
Тема 1.1. Введение в образовательный модуль. Знакомство с
предложением
Теория: Рассказ о целях и задачах обучения по программе и модулю.
Знакомство с понятием «предложение».
Практика: объяснение понятия «слово». Дидактическая игра «Учимся
составлять предложение и его схему. Составление предложений по
сюжетным картинкам. Игровое упражнение «Шифровальщики» на
закрепление умения выделять на слух слова из предложения. Игровое
задание с загадками. Игровое задание «Четвертый лишний» на развитие
логического мышления, умения классифицировать. Экскурсия в парк.
Тема 1.2. Закрепление знаний о слове и предложении
Практика: повторение изученного материала. Познавательная игра
«Незнайка». Закрепление понятия предложение. Игровое задание
«Сокращайте предложение на одно слово» на развитие слухового внимания,
умения отделять от предложения по одному слову. Игровое упражнение
«Учимся считать слова в предложениях» (демонстрационный материал
карточки с цифрами на каждого ребенка). Игровое задание «Закончи
предложение» на развитие умения составлять предложения, дополнив их по
смыслу. Отгадывание загадок, составление схемы предложения.
Тема 1.3. Знакомство со слогом
Практика: объяснение понятия «слово». Знакомство с понятием
«слог». А также с разными способами деления слов на слоги, со схемой слов
и слогов. Обучение навыку составления слов из слогов, умению разбирать
слова из 2-3 открытых слогов. На материале игровых заданий «Угадай слово
по его описанию».
Тема 1.4. Закрепление знаний о слоге. Знакомство с односложными
словами
Практика: закрепление знаний о слове и предложении. Знакомство с
односложными словами. Игровое задание «Любопытный», «Играем в школу»
на умение делить слова на слоги. Игра с мячом «Дополни недостающие
слоги», «Встанем по цепочке», работа с разрезными картинками на развитие
памяти, слухового внимания, слогового анализа и синтеза.
Раздел 2. Звукобуквенный этап

11

Тема 2.1. Дифференциация гласных звуков от согласных
Практика: учить дифференцировать гласные звуки от согласных. Дать
понятие основных характеристик звуков по степени голоса, преград, по
длительности и краткости произношения и т.д. Учить производить анализ
односложного слова. Игровые упражнения на выделение гласного из слова и
первого звука слова. Игра «Узнай инструмент по звуку», «Грамматическая
сказка», разбор и анализ сказки. Игровое задание «Чудесный дом».
Пропевание гласных звуков в виде песенки. Игровое упражнение «Из ряда
звуков выбери гласные и в этот момент поднимай красный кружок».
Тема 2.2. Гласный звуки А, У, О, буквы А, У, О
Практика: актуализация знаний о звуке и букве А, У, О. Закрепление
зрительного образа буквы. Анализ гласного звука А, У, О. Выделение звука
А У, О из начала, середины, конца слова. Подбор слов, которые начинаются
на данные звуки. Игровое задание «Добавлялки», «Плюс и минус», «Угадай
слово», «Найти звук У в словах», «Хлопни, когда услышишь звук У в
словах», придумывание слов на заданные звуки. Игровое задание «Запомни
только те слова, которые подходят к данной схеме», отгадывание кроссворда.
Игровое задание «Из слов сбежала буква А». Подчеркивание буквы А У, О в
ряду других букв и символов. Формирование элементарных навыков
послогового чтения: чтение слогов, обратные и прямые слоги, слово из двухчетырех слогов, элементарное чтение текстов.
Тема 2.3. Согласный звук М (МЬ), буква М. Закрепление знаний об
изученных буквах и звуках (А, О, У)
Практика: обогащение и уточнение знаний о букве М и звуке М (МЬ).
Совершенствование
навыков
звукового
и
слогового
анализа.
Дифференциация гласных и согласных звуков. Подбор слов на заданный
звук. Выделение первого звука в словах. Работа с разрезными азбуками.
Закрепление образа изученных букв А, О, У, и буквы М. Формирование
элементарных навыков послогового чтения: чтение слогов, обратные и
прямые слоги, слово из двух-четырех слогов.
Тема 2.4. Согласный звук С (СЬ), буква С
Практика: актуализация знаний о звуке С (СЬ) и букве С. Знакомство
с составлением звуковых схем слов. Закрепление и уточнение образа буквы
С. Выделение звука из ряда других звуков из слов. Умение определять
местоположение звуков в слове. Формирование элементарных навыков
послогового чтения: чтение слогов, обратные и прямые слоги, слово из двухчетырех слогов.

12

Тема 2.5. Закрепление знаний о звуках и буквах А, О, У.
Дифференциация гласных от согласных
Практика: знакомство с новым приемом анализа слова при помощи
цифрового ряда. Игровые упражнения на различие гласных и согласных
звуков, на отличие звуков по способу их образования. Закрепление
зрительных образов изучаемых букв. Формирование элементарных навыков
послогового чтения: чтение слогов, обратные и прямые слоги, слово из
четырех слогов, элементарное чтение текстов.
Тема 2.6. Звуки Х (ХЬ), Щ, Л (Ль), буквы Х, Ш, Л
Практика: уточнение и обобщение знаний о букве Х и звуке Х (ХЬ).
Деление слов на слоги, выделение слога с заданным звуком. Определение
наличия звука Х, Ш, Л(ЛЬ) в словах. Запоминание слов с заданными звуками.
Работа над умением находить по звуковой линейке место звука Х, Ш, Л(ЛЬ)
в ряду других знаков слова. Составление слов из букв разрезной азбуки.
Подведение к самостоятельному анализу звука Х, Ш, Л(ЛЬ). Подбор слов на
заданные звуки. Формирование элементарных навыков послогового чтения:
чтение слогов, обратные и прямые слоги, слово из четырех слогов,
элементарное чтение текстов.
Тема 2.7. Дифференциация Л - ЛЬ
Практика: учить различать мягкое и твердое звучание звука, учить
вставлять пропущенный звук в начало слова, в конец слова, на второе место в
слове. Познакомить с обозначением твердых и мягких согласных при
составлении звуковых схем, анализе слов. Игровые упражнения на
закрепление умения определять последовательность звуков в слове. На
развитие умения заменять один звук другим так, чтобы получилось новое
слово. Игры «Измени окончание слова», игра «Добавлялки», решение
кроссворда. Формирование элементарных навыков послогового чтения:
чтение слогов, обратные и прямые слоги, слово из двух-четырех слогов.
Тема 2.8. Гласный звук Ы, буква Ы
Практика: уточнение и закрепление знаний о звуке Ы. Игровые
упражнения на закрепление знаний о звуке Ы, на умения выделения звука Ы
из ряда звуков и слога с заданным звуком из слова. На выделение только
гласного звука из односложного слова. Совершенствование умения работать
со схемами слов, звуковыми линейками, с моделями слов. Определение звука
в слове. Формирование элементарных навыков послогового чтения: чтение
слогов, обратные и прямые слоги, слово из двух-четырех слогов.
Тема 2.9. Звуки Н (НЬ), Р (РЬ), К (КЬ), П (ПЬ), Т(ТЬ), буквы Н, Р,
К, П, Т.

13

Практика: уточнение и закрепление знаний о букве Н, Р, К, П, Т. и
звуке Н (НЬ), Р (РЬ), К (КЬ), П (ПЬ), Т(ТЬ). Совершенствование умения
вставлять пропущенный звуки в начало и конец слов, выделять первый звук
из слова. Деление слов на слоги. Составление звуковой схемы. Анализ
звукового состава слова с выделением гласных. Развитие чувства ритма,
понимания
грамматического
задания
из
стихотворного
текста.
Совершенствование навыка слогового синтеза, звукового синтеза и анализа.
Игровые упражнения на закрепление понятия «твердость и мягкость звука
Р». Игровые упражнения на выделения звука Н (НЬ), Р (РЬ), К (КЬ), П (ПЬ),
Т(ТЬ) из названий предметов. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза,
слухового анализа, чувства ритма, умения вслушиваться в стихотворную
речь и выделять из нее грамматические задания. Формирование
элементарных навыков послогового чтения: чтение слогов, обратные и
прямые слоги, слово из четырех слогов, элементарное чтение текстов. Квест
«Помощник Деда Мороза», праздник «Новогодняя сказка».
Тема 2.10. Закрепление знаний об изученных гласных и согласных
звуках
Практика: игровые упражнения на дифференциацию гласных от
согласных звуков, закрепление особенностей их различия. Составление слова
из первых звуков других слов. Определение количества звуков при помощи
цифрового ряда. Деление слов на слоги. Выделение первого звука из слов.
Подбор пропущенных гласных в слова. Пересказ по опорной схеме. Развитие
связной речи. Формирование элементарных навыков послогового чтения:
чтение слогов, обратные и прямые слоги, слово из двух-четырех слогов.
Тема 2.11. Гласный звук И, буква И
Практика: обобщение и расширение знаний о гласных звуках, их
отличия от согласных, о звуке и букве И, об ее роли при смягчении
предыдущего согласного. Дифференциация на слух звуков И-Ы.
Определения места звука И в словах при помощи цифрового ряда.
Составление слов на заданный звук. Знакомство с различными водными
обитателями. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и
синтеза (кроссворд), развитие логического мышления (загадки).
Формирование элементарных навыков послогового чтения: чтение слогов,
обратные и прямые слоги, слово из двух-четырех слогов.
Тема 2.12. Согласный звук В (ВЬ), буква В
Практика: уточнение и закрепление знаний детей о букве В и звуке В
(ВЬ) по твердости – мягкости произношения. Деление слов на слоги в игре
сдвижением. Подбор букв, пропущенных из слова. Решение кроссворда.

14

Формирование элементарных навыков послогового чтения: чтение слогов,
обратные и прямые слоги, слово из двух-четырех слогов. Чтение слов,
написанных буквами разного наклона, цвета, размера.
Тема 2.13. Согласный звук З (ЗЬ), буква З
Практика: игровые упражнения на систематизацию знаний детей о
букве З и звуке З (ЗЬ). Ориентация детей на самостоятельный
артикуляционный и акустический анализ звука. Определение звука при
помощи звукового ряда. Составление слов из рассыпных слогов, из букв.
Стоящих не по порядку. Работа над предложением. Развитие слухового
внимания. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза
(кроссворд), развитие логического мышления (загадки). Формирование
элементарных навыков послогового чтения: чтение слогов, обратные и
прямые слоги, слово из двух-четырех слогов.
Тема 2.14. Дифференциация звуков С – З
Практика: игровые упражнения на различение изолированных звуков
С – З, а также – в слогах, в словах. Закрепление навыка самостоятельного
анализа и сравнения звуков. Выделение заданного звука из слова, из названия
картинок. Деление слов на слоги. Составление слов из букв разрезной азбуки.
Работа над составлением предложений. Определение положения звуков С и З
на цифровом ряду. Формирование элементарных навыков послогового
чтения: чтение слогов, обратные и прямые слоги, слово из двух-четырех
слогов.
Тема 2.15. Согласный звук Ж, буква Ж
Практика: актуализация знаний о звуке и букве Ж. Активизация к
самостоятельному анализу звука и буквы. Определение положения звука Ж в
словах при помощи звуковых линеек. Выделение слов со звуком Ж из ряда
слов с акустически похожими звуками. Составление слов из звуков,
находящихся в разных словах в определенной последовательности.
Закрепление
умения
составлять
и
анализировать
предложения.
Формирование элементарных навыков послогового чтения: чтение слогов,
обратные и прямые слоги, слово из двух-четырех слогов.
Тема 2.16. Дифференциация звуков Ш – Ж
Практика: игровые упражнения на систематизацию знаний о звуках
Ш и Ж, и их акустическом различии. Подбор слов на заданный звук.
Составление звуковой схемы слов. Составление слова из звуков называемых
слов. Работа со словами, в которых пропущен звук. Закрепить умение
соотносить звук и букву. Формирование элементарных навыков послогового
чтения: чтение слогов, обратные и прямые слоги, слово из двух-четырех слогов.

15

Тема 2.17. Согласный звук Б (БЬ), буква Б
Практика: систематизация знаний о букве Б и звуке Б (Бь).
Совместный анализ звука. Работа по поиску врисованной буквы, помещению
ее в слова. Составление звуковой схемы слов. Деление слов на слоги,
выделение только слога с Б (Бь). Слияние слогов в разнообразные слова.
Определение места звука Б (Бь) в слове при помощи цифрового ряда,
называние «соседей» звука. Формирование элементарных навыков
послогового чтения: чтение слогов, обратные и прямые слоги, слово из двухчетырех слогов. Работа над предложением: составление, анализ слов в нем.
Развитие фонематического восприятия, связной речи.
Тема 2.18. Согласный звук Г (ГЬ), буква Г
Практика: актуализировать знания о букве Г и звуке Г(ГЬ).
Совершенствование навыков анализа написания буквы Г, акустического и
артикуляционного анализа звука Г(ГЬ). Подбор слов на заданный звук.
Составление слов из рассыпавшихся слогов. Запоминание начальных двух
звуков каждого слова, составление нового слова. Решение кроссворда.
Дополнение предложений словами на выбор, в которых есть звук Г.
Формирование элементарных навыков послогового чтения: чтение слогов,
обратные и прямые слоги, слово из двух-четырех слогов.
Тема 2.19. Дифференциация звуков Г-К
Практика: обобщение знаний о глухих и звонких согласных звуках.
Выделение звуков Г и К из названий картинок. Подбор пропущенной буквы,
чтение слов. Работа по определению места звуков К и Г в слове. Деление
слов на слоги, выделение только слога, где есть Г или К. Составление слов из
рассыпавшихся букв. Звукобуквенный анализ. Формирование элементарных
навыков послогового чтения: чтение слогов, обратные и прямые слоги, слово
из двух-четырех слогов.
Тема 2.20. Согласный звук Д (ДЬ), буква Д
Практика: знакомить и закреплять знания о букве Д и звуке Д (Дь).
Самостоятельный акустический и артикуляционный анализ звука,
сопоставление звука по твердости и мягкости звучания. Поиск
стилизованных под предметы букв на картинке. Анализ буквы Д, сравнение
буквы с похожими по написанию. Составление слов из «зашумленных»
изображений; из рассыпанных букв; из слогов. Решение кроссворда.
Определение места звука Д (Дь) словах при помощи цифрового ряда.
Добавление первого пропущенного звука в слова. Формирование
элементарных навыков послогового чтения: чтение слогов, обратные и
прямые слоги, слово из двух-четырех слогов.

16

Тема 2.21. Звук Й, буква Й
Практика: систематизация знаний о звуке Й, о букве Й. Знакомство с
характеристикой звука. Подбор слов со звуком Й в разных позициях.
Составление звуковой схемы слов. Подбор недостающего фрагмента к букве
Й из ряда других элементов. Выделение на слух звука Й из слов. Составление
слов из «зашумленных» изображений; из букв разрезной азбуки. Подбор
слов-действий (глаголов). Формирование элементарных навыков послогового
чтения: чтение слогов, обратные и прямые слоги, слово из двух-четырех слогов.
Тема 2.22. Дифференциация звуков и букв И, Й
Практика: выявление сходства и различия при произнесении И и Й,
закрепление образа букв. Повторение признаков гласных звуков.
Составление звуковых схем слов, сравнение пар слов. Подбор слов с
определенным звуком. Формирование элементарных навыков послогового
чтения: чтение слогов, обратные и прямые слоги, слово из двух-четырех
слогов.
Тема 2.23. Буква Е, Ь, Я, Ю, Е, Э
Практика: обобщение и уточнение знаний о букве Е, Ь, Я, Ю, Е, Э.
Закрепление образа букв (конструирование; стилизация буквы). Составление
звуковой схемы слова. Чтение слов из врисованных букв, составление с ними
предложений. Работа по разрезным азбукам. Чтение слов, написанных «по
спирали». Закрепление знаний о том, что Е, Ь, Я, Ю, Е, Э смягчает
предыдущий согласный звук. Развитие слогового синтеза слов.
Формирование элементарных навыков послогового чтения: чтение слогов,
обратные и прямые слоги, слово из двух-четырех слогов, элементарное
чтение текстов.
Тема 2.24. Согласный звук Ц, буква Ц
Практика: актуализировать знания о звуке и букве Ц. Закрепить
зрительный образ буквы Ц. Анализировать согласный звук Ц. Закрепление
навыка деления слов на слоги, совершенствование умения анализировать
слово по звуковому составу. Развитие навыков слогового анализа. Развитие
умения составлять предложения. Закрепить знания о звуке и букве Ц.
Совершенствовать умение анализировать слова по звуковому составу и
составлять звуковые схемы. Классифицировать слова по наличию в них звука
Ц, учиться составлять слова из слогов, данных вразброс. Формирование
элементарных навыков послогового чтения: чтение слогов, обратные и
прямые слоги, слово из двух-четырех слогов, элементарное чтение текстов.
Тема 2.25. Согласный звук Ф (ФЬ), буква Ф

17

Практика: актуализация знаний о звук Ф(Фь), букве Ф. Подбор слов
на данный звук. Развитие навыков конструирования. Развитие умения
выделять слова из предложения. Работа по цифровому ряду. Определение
местоположения звука в слове. Решение кроссворда. Прочтение
деформированных предложений. Формирование элементарных навыков
послогового чтения: чтение слогов, обратные и прямые слоги, слово из двухчетырех слогов, элементарное чтение текстов.
Тема 2.26. Согласный звук Ч, буква Ч
Практика: актуализация знаний о звуке Ч и букве Ч. Учить
вслушиваться в речевые и неречевые звуки. Анализировать звук Ч.
Упражнять в составлении слов путем добавления недостающей части слова, в
подборе слов с определенным звуком. Учить выделять звук Ч из названия
предметной картинки; выделять слог из состава слова со звуком Ч.
Формирование элементарных навыков послогового чтения: чтение слогов,
обратные и прямые слоги, слово из двух-четырех слогов, элементарное
чтение текстов.
Тема 2.27. Согласный звук Щ, буква Щ
Практика: актуализация знаний о звуке Щ и букве Щ. Учить
вслушиваться в речевые и неречевые звуки. Анализировать звук Щ.
Упражнять в составлении слов путем добавления недостающей части слова, в
подборе слов с определенным звуком. Учить выделять звук Щ из названия
предметной картинки; выделять слог из состава слова со звуком Щ.
Формирование элементарных навыков послогового чтения: чтение слогов,
обратные и прямые слоги, слово из двух-четырех слогов, элементарное
чтение текстов.
Тема 2.28. Закрепление знаний о звуках и буквах, слове и слогах, о
составе предложения
Практика: обобщение и закрепление знаний по изученным темам с
элементами праздника. Элементарное послоговое чтение, чтение таблицы
слогов, чтение рассказов с картинками.
Раздел 3. В библиотеке
Тема 3.1. Работа с известными детскими книгами
Практика: экскурсия в библиотеку. Расширить знания о книгах (их
тематике, оформлении, назначении). Познакомить со стихотворением С.Я.
Маршака «Книжка про книжки» (в сокращении). Вызвать желание читать
книги, пользоваться библиотекой. Познакомить с пословицами и загадками о
книге, активизировать словарь словами: писатель, поэт, энциклопедия,

18

учебник. Развивать умение давать содержательный ответ на вопросы.
Познакомиться с профессией библиотекаря, писателя.
Тема 3.2. Классификация известных и неизвестных букв на
стеллажах с книгами
Практика: актуализация знаний о буквах соотнесение их с
предметами. Умение придумывать слова на заданную букву; знакомить с
историей появления книг, печатных букв, бумаги; обогащать словарный
запас (ксилография, бамбук, пальмовые листья, оттиск, камыш, водоросли,
крапива, солома, рукописные книги); развивать мелкую моторику рук
(закрашивание заглавных букв); карточки с изображением заглавных букв.
Тема 3.3. Работа по сюжетным картинкам
Практика: закреплять желание составлять рассказ по сюжетным
картинкам, выступать в роли экскурсовода; развивать познавательно-речевые
способности, умение составлять небольшие рассказы с помощью схем
описательных рассказов.
Тема 3.4. Чтение названий произведений известных детских
авторов
Практика: приобщить к культуре чтения посредством формирования
у ребенка сознательного отношения к книге и библиотеке, обучению
самостоятельного
выбора
книг,
внимательному
и
вдумчивому
прослушиванию, а также помощь в понимании прочитанного. Праздник
«Выпускарики».
Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: самостоятельная работа.
Содержание программы «Разноцветная страна»
Учебный (тематический) план
№

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9

Наименование раздела, темы
1.«Красивое и сказочное»
Введение в программу. Играэкскурсия
«Сказочная
страна
красок».
Пленэр «Резные листочки»
Солнышко. Какое оно?
Где живет дождик?
Сочный, сладкий арбуз
Еж и осень
Праздник «Осенины»
На лесной опушке яблонька росла
Золотая хохлома

Количество часов
всего
24

теория практика
12
12

Формы
контроля/
аттестации

1

0,5

0,5

наблюдение

1
1
1
2
2
1
2
2

0,5
0,5
0,5
1
1
0,5
1
1

0,5
0,5
0,5
1
1
0,5
1
1

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

19

1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
3.13

Компот для Карлсона
Мишка косолапый
В Антарктиде льдины
Волшебные перчатки
Кто окошко заморозил?
Сапожки Снежной Королевы (по
мотивам Гжели)
2. «Холодное и теплое»
Снеговик в зимнем лесу
Символ года
Портрет Деда Мороза
Квест «Помощники Деда Мороза»
Праздник «Новогодняя сказка»
Как розовые яблоки на ветках
снегири
Лисичка в зимнем лесу
Верблюжонок в пустыне
Африканская саванна
Чудо-черепашка
Животные морей и океанов
3.«Реальное и фантазийное»
Василиса Прекрасная
Цветы на подносе
Совушка-сова
Природа просыпается
Веселый клоун
Большое космическое путешествие
Пасхальное гнездышко
Весенние пташки
Салют над городом
Красные маки
Воздушные одуванчики
Полосатые пчелки
Праздник «Краски лета»
4. Промежуточная (итоговая)
аттестация
«Весенняя лужайка»
Итого

2
2
2
2
2

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

1

0,5

0,5

наблюдение

22
2
2
2
1
1

10
1
1
1
0,5
0,5

12
1
1
1
0,5
0,5

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

3

1

2

наблюдение

3
2
2
2
2
24
2
1
2
3
2
2
2
2
2
2
2
1
1

1
1
1
1
1
11,5
1
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5

2
1
1
1
1
12,5
1
0,5
1
2
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

2

0,5

1,5

72

34

38

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
самостоятель
ная работа

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. «Красивое и сказочное»
Тема 1.1. Введение в программу. Игра-экскурсия «Сказочная
страна красок»

20

Теория: знакомство с оборудованием студии, профессией художника,
многообразием художественных материалов, правилами работы кистью,
знакомство с основными цветами.
Практика: игра «Путешествие с художником Волшебная кисточка»,
знакомство с правилами работы кистью, показ различных способов
изображения, игра «Где живут краски», свободный выбор изображения тремя
основными цветами: красный, синий, желтый.
Тема 1.2. Пленэр «Резные листочки»
Теория: обучение рисованию с натуры.
Практика: наблюдения в природе, сбор гербария, природных
материалов, рисование с натуры, передача цвета и форм, работа
графическими материалами.
Тема 1.3. Солнышко. Какое оно?
Теория: знакомство с круглой формой, основными и составными
цветами. Обучение рисованию простейших узоров (точка, волнистая линия,
прямая).
Практика: изображение солнышка основными и составными цветами.
Сочетание, смешивание цветов на рисунке. Украшение солнышка простыми
декоративными элементами.
Тема 1.4. Где живет дождик?
Теория: продолжать знакомство с основными и составными цветами.
Практика: игра-занятие «Где живет дождик», изображение тучки и
дождя (разного по характеру); рисование основными и составными цветами,
смешивание красок на рисунке.
Тема 1.5. Сочный, сладкий арбуз
Теория: знакомство с натюрмортом.
Практика: обучение изображению натюрморта – круглый зеленый
арбуз с красной сочной долькой на ярком «холодном» фиолетовом фоне,
создание несложной композиции, использование масляной пастели и
акварели.
Тема 1.6. Еж и осень
Теоретические знания:
знакомства с основными и составными цветами. Знакомство с
нетрадиционной техникой «печать мятой бумагой»
Практическая работа:
- изображение листьев пятнами трех цветов (красный, желтый, синий).
Заполнение всего листа бумаги.

21

- изображение одного или нескольких ежей, используя гуашь черного
цвета в нетрадиционной технике «печать мятой бумагой».
Тема 1.7. Праздник «Осенины»
Теория: знакомство с осенними русскими традициями.
Практика: присутствие на празднике, выполнение творческих
заданий, участие в конкурсах, играх.
Тема 1.8. На лесной опушке яблонька росла
Теория: знакомство с пейзажем, способами изображения дерева.
Знакомство с профессией садовника.
Практика: изображение пятна ограниченной палитрой (красный,
синий, желтый), заполнение всего листа бумаги (небо и земля), работа
гуашью. Изображение яблони с красными яблоками, рисование линий
концом кисти.
Тема 1.9. Золотая хохлома
Теория: знакомство с Хохломской росписью, с профессией художника
по росписи.
Практика: обучение рисованию узоров из растительных элементов
(травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи, гуашь;
обучение росписи шаблона ограниченной цветовой палитрой по мотивам
хохломской росписи, гуашь.
Тема 1.10. Компот для Карлсона
Теория: обучение изображению различных видов фруктов (передача
формы, подбор цвета)
Практика: изображение фруктов на готовом силуэте в форме банки.
Работа в смешанной технике: восковые мелки+акварель.
Тема 1.11. Мишка косолапый
Теория: обучение изображению медведя гуашью, созданию простой
композиции.
Практика: изображение медведя простыми формами – круги, овалы,
знакомство с коричневым цветом, заполнение формы туловища гуашью
способом «тычок щетинной кистью»;
- закрашивание фона в технике мазка гуашью основными и составными
цветами, дополнение образа деталями, работа тонкой кистью (мордочка,
когти, ягода малина).
Тема 1.12. В Антарктиде льдины
Теория: знакомство с самой холодной частью света – Антарктидой, ее
обитателями. Приемы изображения пингвина графическим способом.
Знакомство с профессией географа.

22

Практика: изображение пингвина масляной пастелью, передача
формы, подбор цвета; изображение северного сияния восковыми мелками,
ледяных гор белой свечой, заполнение всего листа с использованием
холодной палитры красок.
Тема 1.13. Волшебные перчатки
Теория: знакомство с орнаментом, способами сочетания разных
орнаментов.
Практика: обучение обрисовывать собственную ладошку, украшать
«перчатку» цветным орнаментом, работа восковыми мелками; далее
заполнить фон акварелью «по-сырому» в сочетании теплой и холодной
палитры красок.
Тема 1.14. Кто окошко заморозил?
Теория: знакомство с «холодными» цветами; с явлением природы
«изморозь», «морозные узоры»; с работой гуашью и пищевой пленкой.
Практика: изображение морозных узоров холодной гаммой красок
при помощи пищевой пленки; работа белой гуашью, декоративное
рисование, изображение морозных узоров.
Тема 1.15. Сапожки Снежной Королевы
Теория: знакомство с гжельской росписью, с профессией дизайнер
обуви, сапожник. Закрепление понятий «холодные» цвета и оттенки.
Практика: создание эскиза сапожек для Снежной Королевы с
последующим заполнением декоративными элементами по мотивам Гжели
(синий, голубой на белом фоне).
Раздел 2. «Холодное и теплое»
Тема 2.1. Снеговик в зимнем лесу.
Теория: знакомство с голубым цветом, обучение изображению
заснеженных деревьев концом кисти с использованием белой гуаши;
созданию образа снеговика, при помощи цветной палитры красок.
Практика: изображение зимнего вечера (небо синее, сугробы
голубые), заполнение всего листа; смешивание синей гуаши с белой и
черной, изображение заснеженного леса и снеговика на подмалевке
предыдущего занятия.
Тема 2.2. Символ года
Теория: знакомство с различными способами работы масляной
пастелью, обучение составлению изображения из простых форм.
Практика: обучение изображению животного – символа года,
графическим способом, создание простой композиции, передача
особенностей внешнего вида, окраски, работа масляной пастелью.

23

Тема 2.3. Портрет Деда Мороза
Теория: знакомство с портретом. Особенности изображения дедушки
Мороза (внешний вид, одежда, волшебные предметы). Закрепление знаний о
смешивании цветов и получении нужных оттенков.
Практика: работа гуашью ограниченной палитрой красок: красный,
синий, белый. Передача образа через цвет, линию; передача в рисунке
характерных черт Деда Мороза (седая борода, волосы, шапочка с опушкой).
Тема 2.4. Квест «Помощники Деда Мороза»
Теория: знакомство с традициями празднования Нового года, развитие
коммуникативных качеств.
Практика: выполнение творческого задания.
Тема 2.5. Праздник «Новогодняя сказка»
Теория: инструктаж по технике безопасности.
Практика: присутствие на празднике, участие в играх, конкурсах.
Тема 2.6. Как розовые яблоки на ветках снегири
Теория: знакомство со свойством красок передавать холод, строение и
окрас рябиновой ветки с ягодами в зимний период, особенности внешнего
вида, окраски снегиря.
Практика: заполнение фона цветной гуашью с добавлением белого
цвета, создание подмалевка; рассматривание репродукций, фото
иллюстраций с изображением рябины в зимний период; рисование веток
рябины на подмалевке, работа концом кисти, гуашь; изображение снегирей в
технике коллажа, составление композиции, работа на подмалевке.
Тема 2.7. Лисичка в зимнем лесу
Теория: закрепление знания и умения в использовании холодной и
теплой палитры красок. Обучение изображению дерева. Знакомство с
техникой рисования вилкой. Знакомство со способами изображения лисы,
особенностей внешнего вида.
Практика: создание живописного подмалевка в холодной гамме,
изображение зимнего дерева кистью и пластиковой вилочкой, обучение
изображению лисички, смешивание красок на палитре.
Тема 2.8. Верблюжонок в пустыне
Теория: знакомство с «теплыми» цветами и их оттенками.
Практика: передача колорита характерного для пустыни, работа
гуашью. Изображение маленького верблюжонка на фоне песков пустыни.
Тема 2.9. Африканская саванна

24

Теория: знакомство с самой жаркой частью света – Африкой,
использование теплой палитры, совершенствование графических навыков,
составление простой композиции.
Практика: изображение африканского льва масляной пастелью
Закрепление знания используемых цветов. Заполнение фона акварелью.
Тема 2.10. Чудо-черепашка
Теория: знакомство со способами изображения черепахи.
Практика: изображение черепашки масляной пастелью. Работа над
композицией. Заполнение фона акварелью по-сырому, посыпание солью.
Тема 2.11. Животные морей и океанов
Теория: знакомство с обитателями морей и океанов. Изображение кита
или дельфина графическим способом. Совершенствование умения работы в
смешанной технике восковой мелок, акварель.
Практика: изображение кита или дельфина восковыми мелками.
Составление сюжета по желанию ребенка. Дополнение рисунка акварелью,
заполнение всего листа цветными мазками.
Раздел 3. «Реальное и фантазийное»
Тема 3.1. Василиса Прекрасная
Теория: знакомство с портретом, разными видами древнерусского
костюма.
Практика: изображение портрета Василисы Прекрасной гуашевыми
красками. Передача через цвет отношения к герою. Дополнение элементами
коллажа (украшение кокошника, костюма, волос и т.п.).
Тема 3.2. Цветы на подносе
Теория: знакомство с жостовской, урало-сибирской росписью
подносов.
Практика: обучение навыкам кистевой росписи; композиционное
решение цветового пятна на заданной форме.
Тема 3.3. Совушка-сова
Теория: обучение изображению совы гуашью, сочетание теплой и
холодной гаммы цветов.
Практика: создание холодного вечернего фона гуашью на подмалевке,
изображение совы или филина теплой гаммой, с добавлением белой и черной
гуаши.
Тема 3.4. Природа просыпается
Теория: знакомство с пейзажем, знакомство с техникой
«кляксография».

25

Практика: заполнение листа желтым, голубым, белым цветом,
создание фона с цветовыми переходами, гуашь; изображение весеннего
солнца, проталин, первых подснежников, работа гуашью на фоне
предыдущего занятия; изображение деревьев в технике кляксография,
набрызг, завершение работы.
Тема 3.5. Веселый клоун
Теория: знакомство с профессией клоуна, понятием «грим»
Практика: обучение составлению изображения из простых частей;
изображение фигуры человека в контрастном костюме. Закрепление знаний о
смешивании цветов. Работа гуашью.
Тема 3.6. Большое космическое путешествие
Теория: знакомство с праздником «День Космонавтики», профессиями,
изучающими
космическое
пространство.
Обучение
изображению
космического
пространства
в
смешанной
технике
(восковой
мелок+акварель). Знакомство с техникой «набрызг».
Практика: изображение космических тел, кораблей, летающих
тарелок графическим способом с последующим заполнением листа
акварелью черного цвета (пространство). После частичного высыхания
наносится набрызг белой гуашью (звезды).
Тема 3.7. Пасхальное гнездышко
Теория: знакомство с пасхальными традициями, обучение составлению
простой композиции.
Практика: изображение расписных яиц в гнезде, используя теплую
гамму цветов, заполнение фона холодной гаммой. Работа гуашью.
Тема 3.8. Весенние пташки
Теория: знакомство с цветами спектра; обучение изображению птицы
графическим способом.
Практика: работа акварелью, обучение заполнению всего листа,
изображение спектральных переливов, изображение птичек на ветке,
масляная пастель, работа на спектральном фоне.
Тема 3.9. Салют над городом
Теория: знакомство с изображением городских домов, салюта над
городом.
Практика: изображение домов графическим способом, работа над
композицией, масляная пастель; изображение вспышек салюта на фоне
ночного неба, работа над композицией, масляная пастель, акварель.
Тема 3.10. Красные маки

26

Теория: обучение изображению красных маков в нетрадиционной
технике.
Практика: заполнение фона акварелью в мозаичной технике
различными оттенками зеленого цвета. Изображение красных маков на
отдельных листах. Создание картины в технике коллажа.
Тема 3.11. Воздушные одуванчики
Теория: знакомство с цветком одуванчик, особенностями цветения и
разбрасывания семян. Овладение новой нетрадиционной техникой –
«рисование мыльными пузырями».
Практика: использование нетрадиционных техник - рисование
цветными мыльными пузырями, тычок щетинной кистью (передача легкости,
воздушности, невесомости), дорисовывание стеблей, листьев, трав. Работа
гуашью.
Тема 3.12. Полосатые пчелки
Теория: знакомство с пчелами (форма туловища, окраска, место
обитания, главной функцией пчел в природе).
Практика: изображение семьи пчел на поляне в смешанной технике
(восковые мелки+акварель); дополнение изображения в технике коллажа
цветными и ажурными салфетками с прорисовкой деталей (крылья, цветы).
Тема 3.13. Праздник «Краски лета»
Теория: инструктаж по технике безопасности, актуализация знаний,
умений.
Практика: присутствие на празднике, выполнение творческих
заданий, участие в конкурсах, играх.
Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация
Теория: актуализация полученных знаний.
Практика: самостоятельная работа. Тема «Летняя лужайка».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».