Учебный тематический план
КОМПЛЕКСНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
Школа развития «Территория успеха»
Социально-гуманитарная направленность
Возраст учащихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Авторы-составители:
Альтман Мария Михайловна, педагог
дополнительного образования
Кошкарова Татьяна Викторовна,
педагог дополнительного образования
Перетыкина Надежда Михайловна,
педагог дополнительного образования
Ржанникова Евгения Александровна
педагог дополнительного образования
Екатеринбург, 2024
МОДУЛЬ 1. «Мир логики»
Учебный (тематический) план
№
Часы
Наименование раздела, темы
Всего Теория Практика
1. Пространственно-временные отношения.
1.1 Положение предметов в пространстве.
План. Карта путешествий. Направление
движения.
1.3. Понятия, связанные с ориентировкой во
времени.
2. Сравнение предметов и совокупностей.
2.1. Величина предметов. Измерение и
сравнение предметов по длине, ширине,
толщине, высоте.
2.2. Масса предметов. Измерение и сравнение.
1.2.
2.3.
Объём (ёмкость). Измерение и сравнение.
Кодирование и декодирование свойств
предметов. Символы и таблицы.
2.5. Объединение предметов в совокупности.
Выделение части совокупности.
Логические связки “и”, “не”.
2.6. Сравнение совокупностей предметов по
количеству.
Сохранение количества.
2.7. Геометрические понятия, геометрические
образы в окружающей обстановке.
2.8. Геометрические фигуры и тела, развертки
многогранников.
2.9. Ритм. Поиск и составление
закономерностей.
3. Числа 1-10 и операции над ними.
3.1. Понятия: «много», «мало», «несколько»,
«немного».
3.2. Графический, словесный и
количественный образ числа.
3.3.
Числовой ряд.
2.4.
7
1,5
5,5
2
0,5
1,5
2
0,5
3
0,5
30
8,5
5
2
2
1,5
0,5
0,5
1,5
2,5
3,5
1,5
1,5
1,5
3,5
3
0,5
2,5
4
1
3
3
1
2
3
1
1
2
2
34
8,5
25,5
2
0,5
1,5
13
3
10
4
1
3
3.4.
Решение задач.
9
2,5
6,5
3.5.
Задачи на сообразительность
6
1,5
4,5
1
0
1
4. Промежуточная (итоговая) аттестация.
Праздник – игра «КВН»
2
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
21,5
5
3
Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Контрольные
задания
Итого:
72
18,5
53,5
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Пространственно-временные отношения
Тема 1.1. Положение предметов в пространстве
Теория: определения положения предметов в пространстве и точного
выражения их положения словами. Использование в речи понятий: между, выше ниже, далеко - близко, дальше - ближе, на, над, под, за, рядом.
Практика: игры: «Разноцветные точки», «Фигуры», «В лесу».
Тема 1.2. План. Карта путешествий. Направление движения
Теория: определения направления и точного выражения словами.
Использование в речи понятий, выражающих направление движения - вперед,
назад, вверх, вниз налево, направо. Коллективное составление элементарного
плана ограниченного пространства на основе применения умения определять
направления движения и положения предметов в пространстве. Условные
обозначения предметов.
Практика: игры: «Разноцветные точки», «Найди игрушку», «В лесу»,
«Ищем клад».
Тема 1.3. Понятия, связанные с ориентировкой по времени
Теория: установление временных отношений. Использование в речи
понятий: раньше, позже, прежде, потом, давно, теперь. Последовательность
событий. Времена года. Части суток. Дни недели. Восстановление
последовательности событий.
Практика: игры: «Детские забавы», «Запутанные картинки».
Раздел 2. Сравнение предметов и совокупностей
Тема 2.1. Величина предметов. Измерение и сравнение предметов по
длине, ширине, толщине, высоте
Теория: нахождение признаков сходств и различий. Классификация
предметов на основе свойств: большой – маленький, толстый – тонкий, длинныйкороткий, умение дифференцировать, сравнивать и измерять методом наложения
3-4 предметов, выражать словами: длинный - более длинный, короткий – более
короткий, такой же, средний по длине и высокий - низкий, средний по высоте т.д.).
Использование условной мерки для измерения величин.
Практика: игры: «Цветные цифры», предметы в окружающей обстановке,
блоки Дьенеша.
Тема 2.2. Масса предметов. Измерение и сравнение
Теория: развития умения дифференцировать, сравнивать массу предметов,
взвешиваемых с помощью чашечных весов без использования гирек, выражать
словами: легкий – более легкий, тяжелый – более тяжелый, такой же).
3
Практика: игра: «Магазин «Фрукты и овощи».
Профориентационная работа: знакомство с профессией продавец.
Тема 2.3. Объём (ёмкость). Измерение и сравнение
Теория: развитие умения дифференцировать, измерять и сравнивать объем
путем переливания жидкости или пересыпания сыпучего материала, выражать
словами свои действия: наливаю-выливаю, насыпаю-высыпаюпересыпаю.
Знакомство с понятиями «вместимость», «ёмкость».
Практика: игры: «Кружки», «Мешочки», сыпучие материалы, бусины,
злаковые, крупы.
Тема 2.4. Кодирование и декодирования свойств предметов. Символы и
таблицы
Теория: кодирование и декодирование свойств предметов. Понятия:
«таблица», «столбец», «строка». Выбор символов для зашифровки свойств
предметов, развитие умения пользоваться символами, развития умения
кодирования и декодирования свойств предметов.
Практика: игры: «Сыщик», «Лабиринты» (блоки Дьенеша), «Зашифруй
свойства фигуры», «Заполни таблицу» - развитие умения пользоваться таблицей,
«Мнемотаблица».
Тема 2.5. Объединение предметов в совокупности. Выделение части
совокупности. Логические связки “и”, “не”.
Теория: формирование понятия об отрицании некоторого свойства с
помощью частицы «не», развитие умения находить «лишние» элементы в
совокупности на основании одного свойства.
Практика: развитие умения объединять предметы по одному общему
свойству (цвету, форме, размеру, материалу). Игры: «Что меньше», «Третий
лишний», игра с обручами.
Тема 2.6. Сравнение совокупностей предметов по количеству.
Сохранение количества
Теория: развитие умения сравнивать совокупности по количеству предметов
путем составления пар, знакомство с равенством совокупностей (одинаково,
поровну, столько же), знакомство с идеей сохранения количества предметов
независимо от формы и расположения предметов.
Практика: игры: «Цветные цифры», «Помоги накрыть на стол», «В лесу».
Тема 2.7. Геометрические понятия, геометрические образы в
окружающей обстановке
Теория: знакомство с понятиями: «точка, прямая линия, отрезок, луч, кривая
линия, зигзаг, окружность; углы: прямой, острый, тупой». Формирование умения
выделять в окружающей обстановке предметы сходных линий, сходных
4
геометрических форм. Умение пользоваться линейкой с трафаретами, чертить
линии, пользоваться математическими терминами в речи.
Практика: игры: «Фигуры», «Конструктор», работа по карточкам.
Профориентационная работа: знакомство с профессией архитектор.
Тема 2.8. Геометрические фигуры и тела, развертки многогранников
Теория: знакомство с плоскостными геометрическими фигурами (квадрат,
круг, треугольник, прямоугольник, овал) и объёмными геометрическими телами
(многогранники: шар, куб, цилиндр, призма, пирамида, конус).
Практика: игры: «Фигуры», «Конструктор» с целью развития умения
распознавать геометрические фигуры и находить в окружающей обстановке
предметы, сходные по форме. Вырезаем, клеим и лепим многогранники. Материал:
пластилин, зубочистки, развертки многогранников.
Профориентационная работа: знакомство с профессией строитель.
Тема 2.9. Ритм. Поиск и составление закономерностей
Теория: поиск и составление закономерностей с 1-2 изменяющимися
признаками из геометрических фигур, развития умения рассуждать,
анализировать, находить закономерность (ориентирование на один признак).
Практика: игра: «Логические таблицы».
Раздел 3. Числа 1 - 10 и операции над ними Тема
3.1. Понятия «много», «мало», «нисколько», «немного»
Теория: знакомство с числительными «один», «много», «нисколько»,
использование их в речи, развитие количественных представлений, введение
новых терминов в активный словарь.
Практика: игры: «Парные картинки», лото «Растения».
Тема 3.2. Графический, словесный и количественный образ числа
Теория: числительных в речи, знакомство с графическим изображением
чисел, поиск чисел на числовой ленте.
Практика: игра: «Подбери цифру» с целью знакомства с обозначениями
печатных и рукописных чисел. Материал: счётные палочки, цветные палочки
Кюизенера, числовая лента и кубики Зайцева Н., карточки с числами, раздаточный
материал. Игра: «Выложи коврик» (использование палочек Кюизенера).
Тема 3.3. Числовой ряд
Теория: прямой и обратный счёт на основе числового ряда. Пересчёт
предметов с употреблением числительных разного рода. Составление числового
ряда. Знакомство с порядковыми числительными.
Практика: игры: «Путешествие по сказкам», «Сколько? Какой?». Пересчёт
группы однородных предметов, расположенных в ряд, по кругу или в случайном
5
порядке с целью развития навыка пересчёта предметов, расположенных
вертикально, горизонтально, наклонно, вразброс.
Тема 3.4. Решение задач
Теория: развития навыков сложения в пределах 10, изучение состава чисел
1-10 из двух однозначных чисел.
Практика: карточки с числами, числовая лента и кубики Зайцева,
раздаточный материал, счётные палочки, цветные палочки Кюизенера.
Простые задачки в стихах. Игра: «Весёлые человечки».
Тема 3.5. Задачи на сообразительность
Теория: решение задач на нахождение суммы и разности, на увеличение или
уменьшение числа на несколько единиц, развития комбинаторных способностей.
Практика: игры: «Чудо-мешочек», «Раскрась флаги». Материал: простые
задачки в стихах, счётные палочки, магнитная доска, карточки
с цифрами, кубики и числовая лента Зайцева Н.
Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация Практика: праздникигра «КВН».
МОДУЛЬ 2. «Подвижные игры»
Учебный (тематический) план
№
Наименование раздела, темы
1. Музыка и движения.
Танцевальные упражнения и
1.1.
гимнастика.
Ритмическая гимнастика с
1.2.
предметами.
Танцевальный
1.3.
глазодвигательный комплекс
Танцевальный комплекс
1.4. упражнений для развития общей
и мелкой моторики.
2. Игры и забавы.
3. Промежуточная (итоговая)
аттестация.
ИТОГО
часы
всего
теория
практика
Формы
аттестации/
контроля
41
0,5
40,5
17
0,4
16,6
15
0,1
14,9
опрос
наблюдение
4
0
4
наблюдение
5
0
5
наблюдение
30
0,5
29,5
наблюдение опрос
1
0
1
опрос, зачет
72
1
71
наблюдение опрос
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Музыка и движения
Тема. 1.1. Танцевальные упражнения и гимнастика
Теория: общие правила техники безопасности на занятиях в зале. Чистота –
залог здоровья. Сделай компьютер своим другом. Полезные и вредные привычки.
6
Практика: день здоровья: игры на улице. Вводное занятие: игра «Угадай,
чей голосок»; «Ключик». Ориентационные упражнения: шаг шоссе, мамбо,
«колобок и два жирафа», «ориентир» (шаг по ограниченной поверхности), «В небе
облака», «яблоки веники», степ – марш (геометрия). В кругу друзей (зачетное
занятие). Джазовые разминки: «Маруся», «горошины цветные», «модница»,
«трамплин», «прыгалки». Партерная гимнастика включает в себя упражнения на
полу. Наклоны, отжимания, упражнения на развитие мышц брюшного пресса,
спины, ног, растяжку: «черепаха», «обезьянки», «каракатица».
Тема. 1.2. Ритмическая гимнастика с предметами
Теория: техника безопасности при выполнении упражнений с
гимнастической палкой, со скакалкой, с обручем и мячом.
Практика: волшебная палочка: узкий, широкий хваты гимнастической
палки, комплекс упражнений с палкой, направленный на профилактику
плоскостопия, партерная гимнастика с палкой. Тонкая лента: прыжки через
скакалку на двух ногах, поочередно, комплекс общеразвивающих упражнений со
скакалкой. Кольцо с сюрпризом: вращение обруча на поясе, прыжки через обруч,
комплекс упражнений с обручем. Упражнения с мячом в бросках, ловле и
перепрыгивании мяча. Упражнения на расслабление: медуза. Шалтай болтай,
сосулька, чайка.
Тема. 1.3. Танцевальный комплекс упражнений для глаз
Практика: школа мяча П.Ф. Лесгафта: метание в цель, метание на
дальность, прибивание о пол.
Тема. 1.4. Танцевальный комплекс упражнений для развития мелкой
моторики
Практика: игры- «Бабушка кисель варила», «Колечки», «Лезгинка»,
«Орешек», «Домик».
Раздел 2. Игры и забавы
Теория: история Русской народной игры. Знания об основных правилах
подвижных игр, способа выбора водящих. Герои войны. Лето красное - для
здоровья время прекрасное.
Практика: игры народов России:раздничное мероприятие, посвящённое
Новому Году: новогодние танцы - игры. «Аты- баты шли солдаты»: эстафеты,
перетягивание каната, «Цифры». «Палочка-выручалочка», «Филин и пташки»,
«Заря», «Праздник бабушек и мам»: шуточные эстафеты, «Малечина - калечина»,
«Шлепанки», «Почта», «Коршун», «Стадо», «Липкие пеньки, «Рыбаки».
Подвижные игры: «Змейка», «Зоопарк», «Всемирный день здоровья 7 апреля» презентация, викторина, «Стадион». «Картошка». В кругу друзей. «Караси и
7
щука», «Водяной», «Шина», «День Победы» - полоса препятствий. «Приглашение
на прогулку». Игра «Угадай профессию», «Профессии прошлого».
Веселое дыхание: «Пинг-понговые ралли», «Шарик». День здоровья: полоса
препятствий.
Раздел 3. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: опрос, зачет.
МОДУЛЬ 3. «Ритмослов»
Учебный (тематический) план
№
Наименование раздела,
темы
1.Вводное занятие. Мир
звуков.
1.1
Звуки не речевые.
1.2
Звуки речевые.
Разомни язычок. Твой
1.3
голос.
1.4
Речевое дыхание
2. Музыка слов
2.1
2.2
2.3
Речевые игры со
звучащими жестами и
музыкальными
инструментами.
Дыхательные
упражнения
Выразительные
средства общие для
музыки и речи: ритм,
размер, темп,
интонация.
Короткие фольклорные
жанры: загадка,
2.4
пословицы, поговорки,
потешки.
3. Общение словесное и
несловесное. Мимика. Жест.
Телодвижение.
3.1
Игры и этюды
Коммуникативные игры
3.2
и этюды
Драматизация кротких
3.3
сценок.
4. Чтение — вот лучшее
учение.
4.1
Роль книг в нашей
Количество часов
В том
В том числе
числе
всего
практики
теории
4
2
2
Формы
аттестации/
контроля
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
устный опрос
устный опрос
1
0,5
0,5
устный опрос
1
32
0,5
8
0,5
25
устный опрос
6
2
4
устный опрос
2
1
1
наблюдение
19
3,5
15,5
устный опрос
6
1,5
4,5
устный опрос
23
7
16
7
1
6
наблюдение
10
3
7
наблюдение
6
3
3
21
6
15
1
1
0
8
конкурс
устный опрос
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
жизни.
Художественная
литература. Стихи
Рассказы
Сказки народные
Сказки авторские
Сочини сказку
Инсценировка сказки.
Изготовление реквизита
4.9
Сводная репетиция
5. Промежуточная (итоговая)
аттестация.
Итого
4
1
3
устный опрос
3
2
2
2
4
1
1
1
1
2
2
1
1
1
2
1
1
1
2
0
2
устный опрос
викторина
наблюдение
наблюдение
спектакль
наблюдение,
тест
конкурс
1
0
1
концерт
72
23
49
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Мир звуков Тема 1.1: Звуки не речевые.
Теория: звуки не речевые. Правила поведения на занятиях.
Практика: игры на знакомство. Игры на развитие музыкального слуха:
«Угадай чей голосок», «Звуки природы», Ориентация в пространстве по
звуку.
Тема 1.2. Звуки речевые
Теория: звуки речевые. Гласные и согласные звуки. Говорение и пение.
Практика: игры «Поймай звук», «Найди место звука в слове». Слушание
образцов чтения и пения.
Тема 1.3. Разомни язычок. Твой голос Теория: речевой аппарат человека.
Практика: разучивание комплекса логопедических упражнений: основные
движения корпусом и головой.
Музыкальная игра «Нитка- иголка» Тема 1.4. Речевое дыхание.
Теория: речевое дыхание.
Практика: дыхательные упражнения «надуть шарик» - дыхание животом.
Дыхание с вокализацией
Раздел 2. Музыка слов
Тема 2.1 Речевые игры со звучащими жестами и музыкальными
инструментами.
Теория: слоги, слова, ударение в слове, ударение в музыке. Названия цветов
и деревьев. Названия зверей и птиц. Слова - признаки. Слова – действия. Богатство
речи. Как рисовать словами?
Практика: игры «деление слов на слоги», прохлопай слово по слогам,
угадай по хлопкам загаданное слово. Ритмическая музыкальная игра «Повтори
хлопки» с выделением сильной доли: на счет 1- 2; Догадайся по признакам, о
каком предмете идет речь.
9
Тема 2.2 Дыхательные упражнения
Теория:
техника
исполнения.
Разучивание
комплекса
дыхательных упражнений.
Практика: знакомство с разными видами дыхательных игр и упражнений.
Закрепление.
Тема 2.3. Выразительные средства общие для музыки и речи
Теория: ритм в словах. Ритм в стихах и ритм в музыке. Короткие и длинные
длительности в музыке и в звучащем слове. Пауза. Упражнения музыкальноритмические. Размер4/4. Темп быстрый, медленный, замедление, ускорение.
Практика: прохлопай (потопай) слова, фразы. Простучи ритм карандашом.
Слушание музыки и стихов. музыкально-ритмические игры: «Кот и мыши»,
«Двигайся – замри». Игра «Музыкальное эхо», ходьба сидя на стуле, ходьба по
кругу с выделением сильной доли. Ходьба с ритмичным дыханием: четыре шагавдох, четыре шага – выдох; Слушание музыки в разных темпах. Чтение
стихотворения. Интонация. Слушание музыки. Речевые упражнения.
Тема 2.4. Короткие фольклорные жанры.
Теория: загадка. Пословицы и поговорки. Потешки. Объяснение смысла
пословиц и поговорок. Роль и характер потешек.
Практика: произнести в разных темпах, с разной динамикой. С разной
интонацией.
Раздел 3. Общение словесное и несловесное. Мимика. Жест.
Телодвижение Тема 3.1. Игры и этюды
Теория: радость. Интерес. Уныние. Гнев. Страх. Знакомство с понятиями,
обозначающими эмоциональные состояния. Мимика. Жест. Телодвижение,
соответствующее эмоции.
Практика: слушание отрывка «Денискины рассказы» В. Драгунского
«…когда у меня хорошее настроение, я люблю скакать». Разыгрывание ситуаций.
Противопоставление разных характеров в мимике и голосе.
Слушание музыкальных отрывков. Слушание стихов.
Тема 3.2 Коммуникативные игры и этюды
Теория: твоя коммуникативная задача в общении. Объяснить, Спросить.
Попросить. Кто говорит? Кому и, зачем? Знакомство с правилами
доброжелательного общения в игре с несколькими участниками. Будь вежлив!
Комплименты. Просить, умолять, клянчить. Вежливый отказ. Речь правильная и
хорошая. Слова - пустышки.
Практика: слушание литературных отрывков: А.С. Пушкин «Сказка о царе
Салтане». Слушание музыки П.И. Чайковский отрывок из балета «Спящая
красавица» Кота с белой кошечкой пригласили на бал. Как общаются между собой
10
кот и кошечка? Ритмические упражнения в игровом взаимодействии партнеров.
Инсценировка стихов, песен. Разыгрывание сценок. чтение литературных
отрывков: С.Макаров «Приключения Бобки». Помоги Бобке составить правильную
запись. Э. Мошковская «Такая, в общем, история».
Тема 3.3 Драматизация коротких сценок.
Теория: сценки- загадки. Мимика. Артистические способности.
Практика: освоение приёмов драматизации. Работа в парах и группах.
Конкурс мимов. Изобрази текст. Конкурс актеров. Сценка из сказки
«Волшебник изумрудного города»
4. Раздел. Чтение — вот лучшее учение.
Тема 4.1. Роль книг в нашей жизни.
Теория: роль книг в нашей жизни.
Практика: слушание литературных отрывков.
Тема 4.2. Художественная литература.
Теория: письменная речь. Писатели и поэты. Стихи. Русские классики.
Практика: слушание литературных отрывков.
Тема 4.3. Рассказы.
Теория: части рассказа. Русские авторы. Зарубежные авторы.
Практика: слушание литературных отрывков.
Тема 4.4. Сказки народные.
Теория: особенности сказки.
Практика: слушание литературных отрывков. Викторина по русским
народным сказкам. Сказка про профессии.
Тема 4.5. Сказки авторские.
Теория: современные авторы – обзор.
Практика: слушание литературных отрывков. Викторина по сказкам
зарубежных авторов.
Тема 4.6. Сочини сказку.
Теория: особенности сказки. Алгоритм.
Практика: сочиняем в группе, сочиняем индивидуально сочиняем «по
кругу», индивидуальные выступления. Слушание.
Тема 4.7. Инсценировка сказки.
Практика: репетиция инсценировки сказки. Освоение приёмов
драматизации. Коллективное творчество. Тема 4.8. Изготовление реквизита.
Теория: знакомство с понятием «реквизит».
Практика: коллективное творчество.
Тема 4.9. Конкурс инсценировок.
Практика: коллективное творчество. Конкурс инсценировок сказок.
11
Тема 5. Промежуточная (итоговая) аттестация. Практика: концерт
«Импровизации песен».
МОДУЛЬ 4. «Любимые краски в моем мире»
Учебный (тематический) план
№
Наименование раздела, темы
1.
Введение в язык искусства.
2.
3.
Цвет
Рисование по представлению и
памяти.
4.
Основы рисунка.
Количество часов
Всего Теория Практика
3
0,7
2,3
7
2,1
4,9
10
3
7
12
3,4
8,6
3
0,6
2,4
2
0,5
1,5
3
0,9
2,1
4.1
4.2.
4.3.
4.4.
5.
5.1.
5.2
5.3
6.
Линия
Свет, тень
Воздушная перспектива
Перспектива с точкой схода.
Композиция
Статичная композиция
Динамичная композиция
Декоративная роспись
Нетрадиционные техники
рисования.
4
1,4
2,6
29
17
8,7
5,1
20,3
11,9
2
0,6
1,4
10
3
7
10
3
7
7.
Промежуточная (итоговая)
аттестация
1
0,2
0,8
Итого:
72
21,1
50,9
Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Выставка
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Введение в язык искусства.
Теория: понятие о предмете, оборудование рабочего места, инструмент и
материалы для рисования, техника безопасности. Знакомство с основными
блоками модуля; техника безопасности при проведении массовых мероприятий,
правила дорожного движения.
Практика: экскурсия по парку. Цветовая гамма осени: небо, листва, трава,
дорожки, лужи, солнце. Какие смешиваются цвета. Сбор природного материала.
Практическое применение художественных материалов. Фантазийная работа «Я на
Луне», «Ах, лето».
Раздел 2. Цвет.
Теория: понятие «холодные, теплые» цвета, разнообразие палитр (за счет
высветления или затемнения цвета), смешивание цветов
12
Практика: нанесение на палитру основных теплых/ холодных цветов,
добавление белил или черного цветов (процесс высветления и затемнения). Работа
контрастными цветами. «Осенний лес», «Вечерние фонари», «Мозаика», «Белый
медведь и северное сияние».
Раздел 3. Рисование по представлению и памяти.
Теория: строение, цветовая гамма, симметричное и ритмичное расположение
элементов. Приемы работы.
Практика: выполнение работы по теме, подбор подходящей палитры.
«Разговорчивый родник», «Усатый, полосатый кот», «Зима на дворе», «Белая
береза», «Птицы прилетели», «Морское дно».
Раздел 4. Основы рисунка
Тема 4.1. Линия.
Теория: формообразующие линии
Практика: передача формы изображаемых объектов, их характерные
признаки, пропорции, и взаимное размещение частей; передача несложных
движений. «Осеннее дерево», «Ветка ели».
Тема 4.2. Свет, тень.
Теория: формирование представления о предметах и явлениях окружающей
действительности с понимание того, что рисунок – это плоскостное изображение
объёмных предметов, продолжение знакомства с понятиями свет и тень.
Практика: выполнение работы по теме. «Букет цветов».
Тема 4.3. Воздушная перспектива.
Теория: Понятие воздушная перспектива. Для чего она нужна в рисунке. Три
плана.
Практика: 3 цвета в работе, высветление цвета. Выполнение работы по теме
«За полями, за горами», «Пустыня Сахара».
Тема 4.4. Перспектива с точкой схода.
Теория: понятие перспектива, точка схода
Практика: расположение точки схода, расположение основных
направляющих в рисунке. Выполнение работы по теме «Поле цветов»,
«Проселочная дорога».
Новогодний праздник.
Теория: традиции Новогоднего праздника
Практика: новогодняя сказка у елки.
Раздел 5. Композиция.
Тема 5.1. Статичная композиция.
Теория:
форма,
строение,
пропорции.
Компоновка
на
листе
(горизонтальная/вертикальная композиция, сколько элементов композиции и их
13
форма, их взаиморазмещение и взаиморазмерность). Цветопередача (подбор
необходимой палитры для основных элементов, насыщенность фона).
Практика: просмотр репродукций; рассматривание с учащимися
композиции со всех сторон, выявление изменений (взаиморазмещение и
соразмерность), а также количество элементов композиции и их форма,
компоновка на листе бумаги; выявление основных цветов, применение приемов
правополушарного рисования. Выполнение работы по темам: «Натюрморт»,
«Горный пейзаж», «Весенний пейзаж», «Деревенька», «Вишенки», «Арбуз»,
«Тропические острова», «Морской пейзаж», «Енот», «Лесная поляна», «Портрет
защитника», «Кошачье семейство». «Моя будущая профессия», «Моя профессия в
будущем».
Тема 5.2. Динамичная композиция.
Теория: компоновка на листе (сколько элементов композиции, введение
асимметрии, диагональных направляющих). Цветопередача (подбор необходимой
палитры для основных элементов, насыщенность фона).
Практика: просмотр иллюстраций по теме, компоновка на листе бумаги;
прорисовывание основных динамических направляющих, подбор палитры.
«Оживленная дорога», «Весенняя гроза».
Тема 5.3. Декоративная роспись.
Теория: узор, из каких элементов состоит, принцип составления узора.
История зарождения росписи. Конструктивный прием лепки игрушек,
декоративная проработка деталей.
Практика: беседа об узоре (основные элементы узора, как его составить);
самостоятельная работа по составлению узора. Рассказ об истоках росписи,
просмотр плакатов, картинок, образцов посуды (игрушек); беседа: «А есть ли у вас
дома или у бабушки такая посуда (игрушка)?»; выявление основных цветов в
росписи; выполнение работы по теме: пошаговое рисование элементов росписи.
«Узоры» (геометрический), «Узоры» (растительный), «Филимоновская игрушка»,
«Мезенская роспись», «Дымковская игрушка», «Каргопольская игрушка».
Раздел 6. Нетрадиционные техники рисования
Теория: особенности техники.
Практика: приемы работы, выполнение работы по теме. «Букет из листьев»,
«Отражение на воде», «Далекий космос», «Кляксография с ниточкой», «Роспись
кружки», «Роспись вазы», «Салют победы».
Раздел 7. Промежуточная (итоговая) аттестация.
Теория: выставочная деятельность в изобразительном искусстве.
Практика: «Заря алая заливается». Выставка.
14