Учебный план КДОП Я познаю мир

Учебный тематический план
КОМПЛЕКСНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Я познаю мир!»

Социально-гуманитарная направленность
Возраст учащихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:
Карамышева Ольга Юрьевна
педагог дополнительного образования
Карамышева Мария Юрьевна
педагог дополнительного образования
Елкина Ольга Вениаминовна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024

МОДУЛЬ 1. «Мир загадок»
Учебный тематический план
№

Наименование разделов, тем

1. Вводное занятие. Час почемучек
2. В Солнечном царстве –
Космическом государстве
2.1 Солнечная система. Космические
объекты.
2.2 Модель солнечной системы.

Количество часов
Всего Теория Практика
1
0,5
0,5
22
8,2
13,8
3

1,5

1,5

1

0,5

0,5

2.3

Строение Земли. Глобус.

1

0,5

0,5

2.4

2

0,1

1,9

1

0,1

0,9

2.6

Почему все падает на Землю?
Гравитация и невесомость.
Почему Луна не падает на
Землю?
На Луне.

1

0,5

0,5

2.7

Кто обгрыз месяц?

2

0,5

1,5

Взаимодействие между Солнцем
и Землей.
2.9 Движение Земли. Может ли Зима
с Летом встретиться?
2.10 Движение Земли. Где ночует
Солнышко? Смена дня и ночи.
2.11 Может ли весь год быть день?

2

1

1

3

1

2

3

1,5

1,5

1

0,5

0,5

2.12 А по Солнцу гулять можно?

2

0,5

1,5

3. Дом, в котором мы живем
3.1 Планета Земля.

43
1

17
0,5

26
0,5

2.5

2.8

3.2

Изменение земной поверхности.

3

1,5

1,5

3.3

Может ли Зима с Летом
встретиться?
Почему бывает землетрясение?

1

0,5

0,5

2

1

1

3

1,5

1,5

3.6

Дрейф континентов: материки и
океаны сейчас и в ранние
геологические периоды.
Возникновение гор.

2

1

1

3.7

Что такое вулкан?

2

0,2

1,8

3.8

Что такое подземные богатства?

4

0,4

3,6

3.9

Тепловые пояса.

1

0,1

0,9

3.4
3.5

Формы контроля/
аттестации
Наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,

3.10 Почему у глобуса белая шапка?

2

0,2

1,8

3

1,5

1,5

3

1,5

1,5

3.13 Что такое Тайга?

3

1,5

1,5

3.14 Какое поле самое – самое
большое?
3.15 Пустыня – это там где, совсем
пусто?
3.16 Где живет крокодил?

3

1,5

1,5

3

1,5

1,5

3

1,5

1,5

3.17 Факторы, влияющие на климат.

1

0,5

0,5

3.18 Рельеф и климат.

2

0,5

1,5

3.19 Карта материков.

1

0,1

0,9

4. Микрокосмос
4.1 Насекомые.

5
3

2,5
1,5

2,5
1,5

2

1

1

1

–

1

72

28,2

43,8

3.11 Обитатели
Арктики
Антарктики.
3.12 Что такое Тундра?

4.2

Мельчайшие живые организмы.

5. Промежуточная аттестация.
Игра-путешествие «Вокруг света».
Итого:

и

наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Опрос фронтальный,
наблюдение
Самостоятельная
работа

Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. Вводное занятие. Час Почемучек
Теория: естественнонаучная картина мира – я и Вселенная.
Практика: формулировка вопросов на интересующую тему.
Раздел 2. В Солнечном царстве – Космическом государстве
Тема 2.1. Солнечная система. Космические объекты
Теория: понятия «солнечная система», «галактика», «созвездия»,
«комета», «метеор», «метеорит», «планета», «звезда».
Практика: различие объектов солнечной системы в опытнопоисковой деятельности.
Тема 2.2. Модель Солнечной системы
Теория: планеты солнечной системы.
Практика: сравнительный анализ планет Солнечной системы в
рамках детского экспериментирования.
Тема 2.3. Строение Земли. Глобус
Теория: понятия «глобус», «форма», «вода», «суша».

Практика: детское экспериментирование с массой соленого теста,
рассматривание обозначений глобуса.
Тема 2.4. Почему все падает на Землю? Гравитация и
невесомость.
Теория: понятия «гравитация», «невесомость», «масса тела».
Практика: детское экспериментирование с резинкой и шариком,
бросание разных предметов.
Тема 2.5. Почему Луна не падает на Землю?
Теория: понятие «спутник», «орбита».
Практика: детское экспериментирование для изучения силы
гравитации и вращения.
Тема 2.6. На Луне
Теория: понятие «кратеры».
Практика: детское экспериментирование – возникновение кратеров
на поверхности.
Тема 2.7. Кто обгрыз месяц?
Теория: теоретический анализ фаз Луны: новолуние, полнолуние,
четверть Луны, понятие «четверть».
Практика:
составление
схемы
фаз
Луны,
детское
экспериментирование с глобусом, мячом, фонариком.
Тема 2.8 Взаимодействие между Солнцем и Землей
Теория: теоретический анализ понятий «звезда», «Солнце», «орбита»,
«притяжение».
Практика: детское экспериментирование с глобусом и настольной
лампой.
Тема 2.9. Движение Земли. Может ли Зима с Летом встретиться?
Теория: понятия «время», «год», «месяц», «времена года».
Практика: детское экспериментирование с глобусом и настольной
лампой, задания на узнавание времен года и расстановка в
последовательности.
Тема 2.10. Движение Земли. Где ночует Солнышко? Смена дня и
ночи
Теория: смена дня и ночи, понятия: «время», «ось вращения»,
«сутки», «части суток».
Практика: находим ось у предметов, работа в лаборатории (детское
экспериментирование с глобусом и настольной лампой), выстраиваем в
последовательность части суток и находим различия между ними.
Тема 2.11 Может ли весь год быть день?
Теория: вращение планет, понятие «год».

Практика: детское экспериментирование с мячиком.
Тема 2.12. А по Солнцу гулять можно?
Теория: понятия «температура», «газ», «атмосфера», «расстояние»,
«метр», «километр», «величина».
Практика:
просмотр
видеофильма
о
Солнце,
детское
экспериментирование с целью измерения расстояния.
Раздел 3. Дом, в котором мы живем
Тема 3.1. Планета Земля
Теория: понятие «планета», особенность планеты Земля, строение
планеты внутри и снаружи.
Практика: рассмотрение модели внутреннего строения Земли,
изготовление макета внутреннего строения планеты, рассмотрение модели
Земли.
Тема 3.2. Изменение земной поверхности
Теория: теоретический анализ понятий «поверхность», «рельеф
поверхности».
Практика: детское экспериментирование с пластилином в воде.
Тема 3.3. Может ли Зима с Летом встретиться?
Теория: теоретический анализ понятий «температура», «охлаждение»
и «нагревание».
Практика: детское экспериментирование в рамках наблюдения за
температурными явлениями.
Тема 3.4. Почему бывает землетрясение?
Теория: понятия «землетрясение», «сейсмограф».
Практика: детское экспериментирование с шарами, детское
экспериментирование с водой.
Тема 3.5 Дрейф континентов: материки и океаны сейчас и в
ранние геологические периоды
Теория: понятия «континент», «материк», «остров», «полуостров»,
«океаны», «моря», «реки», «озера», «дрейф».
Практика: детское экспериментирование с водой и пластилином.
Тема 3.6 Возникновение гор
Теория: теоретический анализ понятий «гора», «поверхность горы»,
«дифференциация гор», «землетрясение», «земная кора», «строение горы».
Практика: детское экспериментирование «Горообразование»,
наблюдение фото с изображением гор.
Тема 3.7. Что такое вулкан
Теория: понятия «вулкан», «лава», «извержение», «потухший
вулкан», «дремлющий вулкан», «гейзер», «родник»; «отличие и сходство».

Практика:
демонстрация
видео
извержения,
детское
экспериментирование «Извержение вулкана».
Тема 3.8. Что такое подземные богатства
Теория: теоретический анализ понятий «уголь», «камни», «металл»,
«нефть», «шахта».
Практика: опытно-исследовательская работа с разнообразными
полезными ископаемыми. Детское экспериментирование с огнем, водой,
воздействие глиной, изучение через микроскоп.
Тема 3.9. Тепловые пояса
Теория: теоретический анализ понятий «тепловой пояс», «ось
вращения», влияние Солнца на Землю, изучение тепловых поясов.
Практика: детское экспериментирование с глобусом и настольной
лампой, нагрев поверхности на разных расстояниях и под разным углом.
Тема 3.10. Почему у глобуса белая шапка?
Теория: полюс, воздействие солнечных лучей на поверхность
полюсов.
Практика: замораживание воды и воздействие на лед лампой.
Тема 3.11. Обитатели Арктики и Антарктики
Теория: теоретическое изучение разнообразие флоры и фауны
Арктики и Антарктики, выделение существенных признаков среды обитания
и отличительных внешних особенностей.
Практика: детское экспериментирование с целью изучения флоры и
фауны по отличительным признакам, просмотр видео.
Тема 3.12. Что такое тундра?
Теория: теоретическое изучение разнообразие флоры и фауны
тундры, выделение существенных признаков среды обитания и
отличительных внешних особенностей, местонахождение на модели Земли.
Практика: детское экспериментирование с целью изучения флоры и
фауны тундры по отличительным признакам, просмотр видео.
Тема 3.13. Что такое тайга?
Теория: теоретическое изучение разнообразие флоры и фауны тайги,
выделение существенных признаков среды обитания и отличительных
внешних особенностей, местонахождение на модели Земли.
Практика: детское экспериментирование с целью изучения флоры и
фауны тайги, нахождение животных по отличительным признакам.
Тема 3.14. Какое поле самое-самое большое?
Теория: теоретическое изучение разнообразие флоры и фауны степи,
выделение существенных признаков среды обитания и отличительных
внешних особенностей, местонахождение на модели Земли.

Практика: детское экспериментирование с целью изучения флоры и
фауны степи, нахождение животных по отличительным признакам.
Тема 3.15. Пустыня-это там, где пусто?
Теория: теоретическое изучение разнообразие флоры и фауны
пустыни, выделение существенных признаков среды обитания и
отличительных внешних особенностей, местонахождение на модели Земли.
Практика: детское экспериментирование с целью изучения флоры и
фауны степи, просмотр видео, физические опыты.
Тема 3.16. Где живет крокодил?
Теория: теоретическое изучение разнообразие флоры и фауны
Африки, тропический лес, выделение существенных признаков среды
обитания и отличительных внешних особенностей, местонахождение на
модели Земли.
Практика: детское экспериментирование с целью изучения флоры и
фауны тропических лесов и африканской саванны, нахождение животных по
отличительным признакам.
Тема 3.17. Факторы, влияющие на климат.
Теория: понятия «климат», «погода», «тепловой пояс».
Практика:
детское
экспериментирование
по
изучению
климатических свойств и актуализации теоретических знаний о тепловых
поясах.
Тема 3.18. Рельеф и климат
Теория: теоретическое изучение «поверхность», «рельеф», «климат».
Практика: детское экспериментирование в тазике с водой и
пластилином.
Тема 3.19. Карта материков
Теория: понятие «материк», «карта», отличительные особенности от
глобуса, названия материков.
Практика: детское экспериментирование с картой материков.
Раздел 4. Микрокосмос
Тема 4.1. Насекомые
Теория:
теоретическое
изучение
летающих
насекомых,
водоплавающих насекомых, ползающих насекомых; понятие «пленка воды»,
«аэродинамика», «звук», «звуковые волны», «воздух».
Практика: детское экспериментирование «Плавающая скрепка», две
пластины, с феном и листом бумаги, просмотр видео-наблюдений.
Тема 4.2. Мельчайшие живые организмы
Теория: понятие «микробы», «бактерии».

Практика: просмотр видео-наблюдений развития микроорганизмов.
Экскурсия.
Раздел 5. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: самостоятельная работа. Игра-путешествие «Вокруг света».
МОДУЛЬ 2. «Мир фантазий»
Учебно-тематический план
№

Количество часов
Практик
Всего Теория
а
24
1,7
22,3

Наименование разделов, тем

1. Развитие творческого воображения
1.1. Введение в модуль.
1.2.

Приемы фантазирования.

1.3.
1.4.

Понятие
об
ассоциациях.
Ассоциативные загадки.
Метод фокальных объектов.

1.5.

Способы создания новых образов.

2. Развитие внимания и памяти
2.1. Внимание и память человека.
2.2. Упражнения
на
запоминание
информации.
3. Моделирование с элементами
конструирования
3.1. Понятие
о
материалах
и
инструментах.
3.2. Простейшие геометрические тела.
3.3.

Развертки и выкройки.

Первоначальные
графические
знания и умения.
4. Основные понятия ТРИЗ
4.1. Понятие о противоречии.
3.4.

История изобретательства.
Системное устройство мира.
4.3. Упражнения
на
развитие
диалектического мышления.
4.4. Упражнения
на
развитие
функционального мышления.
5. Экскурсии
6. Промежуточная (итоговая)
аттестация
Всего:
4.2.

Формы
аттестации/
контроля
наблюдение

2

0,2

1,8

8

0,6

7,4

5

0,2

4,8

5

0,3

4,7

4

0,4

3,6

6
4

0,3
0,3

5,7
3,7

наблюдение

2

-

2

наблюдение

17

1,2

15,8

6

0,4

5,6

5

0,4

4,6

3

0,2

2,8

3

0,2

2,8

22

5,6

16,4

8

1,6

6,4

10

4,0

6,0

2

-

2

2

-

2

2

-

2

наблюдение
опрос
наблюдение
опрос
наблюдение
опрос
наблюдение
опрос
наблюдение

1

-

1

выставка

72

8,8

63,2

Содержание

наблюдение
опрос
наблюдение
опрос
наблюдение
опрос
наблюдение
опрос

наблюдение
опрос
наблюдение
опрос
наблюдение
опрос
наблюдение
опрос

Раздел 1. Развитие творческого воображения
Тема 1.1. Введение в модуль
Теория: беседа о многообразии окружающего мира. Планирование
работы на год, правила поведения в кабинете, техника безопасности
на занятиях в объединении.
Практика: игра-путешествие «Мир фантазий и открытий вокруг нас
(мир природы, мир человека, мир техники)». Викторина «Час Почемучек».
Тема 1.2. Приемы фантазирования
Теория: фантазия это? Различие между терминами «фантазия» и
«воображение». Прием «Увеличение-уменьшение». Прием «Ускорениезамедление». Прием «Наоборот». Прием «Деление-объединение».
Практика: игры: «Великаны и гномы», «Хорошо-плохо»,
«Волшебный дождик», «Говори наоборот». Упражнение «Волшебная
дорожка». Изготовление поделок из различных материалов.
Тема 1.3. Понятие об ассоциациях. Ассоциативные загадки
Теория: значение ассоциативности. Алгоритм ассоциативных загадок.
Практика: игры: «На что это похоже?», «Волшебная мозаика»,
«Цепочка ассоциаций», «Волшебный мешочек». Сочинение собственной
загадки. Изготовление творческой загадки.
Тема 1.4. Метод фокальных объектов
Теория: история создания метода фокальных объектов. Применение
этого метода для создания нового объекта.
Практика: упражнение «Волшебная дорожка».
Тема 1.5. Способы создания новых образов
Теория: способ «Агглютинации». Способ «Акцентирование». Способ
«Гиперболизация».
Практика: игра «Фоторобот». Игра «Там на невиданных
дорожках!!!».
Раздел 2. Развитие внимания и памяти
Тема 2.1 Внимание и память человека
Теория: виды памяти. Приемы запоминания информации: на основе
ассоциаций, использования нескольких органов чувств.
Практика: выполнение дыхательных упражнений, положительно
влияющих на внимание и память. Игры на развитие произвольного
и непроизвольного внимания. Игры и упражнения на развитие памяти.
Тема 2.2. Упражнения на запоминание информации
Практика: упражнения на запоминание информации.
Раздел 3. Моделирование с элементами конструирования
Тема 3.1. Понятие о материалах и инструментах

Теория: материалы и их свойства (металл, пластик, ткань, дерево,
пластилин, глина, бумага). Классификация материалов по свойствам
и функциям. Свойства бумаги и картона. «История возникновения бумаги?».
Инструменты. Правила по техники безопасности при работе с ними.
Организация рабочего места.
Практика: опыты и наблюдения при изучении свойств бумаги
и картона. Игра - путешествие «Приключения Странички». Игры: «Хорошо плохо», «На что это похоже?», «Угадай-ка».
Тема 3.2. Простейшие геометрические тела
Теория: понятие о простейших геометрических телах: куб, конус,
шар, параллелепипед, цилиндр. Элементы геометрических тел.
Практика: изготовление поделок с применением простейших
геометрических тел.
Тема 3.3. Развертки и выкройки
Теория: элементарные понятия о развертках и выкройках.
Практика: изготовление поделок с применением выкроек.
Тема 3.4. Первоначальные графические знания и умения
Теория: способы разметки деталей. Трафареты и шаблоны.
Использование их в работе. Вырезание, наклеивание, склеивание. Понятие
о контуре и силуэте. Виды соединения деталей из бумаги и картона:
подвижные, неподвижные.
Практика: изготовление поделок с применением различных способов
разметки деталей.
Раздел 4. Основные понятия ТРИЗ
Тема 4.1. Понятие о противоречии
Теория: противоречия в природе. Противоречия в предметах.
Противоречия в ситуациях. Противоречия в размерах. Противоречия
в количестве. Противоречивые признаки.
Практика: игры: «Хорошо-плохо», «Солнышко и дождь»,
«Дрессировщик», «Магазин», «Гулливер в стране лилипутов», «Большоймаленький», «Да-нет». Изготовление поделок.
Тема 4.2. История изобретательства. Системное устройство мира
Теория: природа и техника (что подсказала природа человеку).
Подсистемы человека. Подсистемы предметов: объект «Часы». Подсистемы
предметов: объект «Любое животное». Системный оператор. Функции
подсистем. «Системный лифт». Метод маленьких человечков. Твердые
и жидкие человечки. Газообразные человечки. Цветные человечки. Свойства
и признаки объектов.

Практика: игры «Хорошо-плохо»; «Светофор». Изготовление
поделок: часы, животное. Решение творческих задач.
Тема 4.3. Упражнения на развитие диалектического мышления.
Практика: решение упражнений на развитие диалектического
мышления.
Тема 4.4. Упражнения на развитие функционального мышления.
Практика: решение упражнений на развитие функционального
мышления.
Раздел 5. Экскурсии
Практика: посещение океанариума. Посещение Галилео парка.
Раздел 6. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практическая работа: выставка.
МОДУЛЬ 3. «Мир звуков»
Учебный тематический план
№

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля
наблюдение
наблюдение

всего

теория

практика

1. « Звуки вокруг нас»
2. Развитие слухового внимания
3.Развитие речевого слуха
3.1. Звуки человека.

1
4
4
1

0,5
0,1
0,1

0,5
4
3,9
0,9

3.2. Тренировка речевого слуха.
4. .Развитие фонематического слуха
4.1. Звуковой состав речи.

3
8
1

-

3
8
1

Восприятие фонем.
Различение на слух гласных
звуков в слове.
4.4. Дифференциация гласных и
согласных звуков.
4.5. Выделение первого звука в
слове.
4.6. Выделение последнего звука в
слове.
5. Гласные звуки русского языка
5.1. Образование гласных звуков.
5.2. Гласные звуки и обозначение
ихбуквами.

1
1

-

1
1

наблюдение,
фронтальный
опрос
наблюдение
наблюдение

1

-

1

наблюдение

2

-

2

наблюдение

2

-

2

наблюдение

4
1
3

0,8
0,5
0,3

3,2
0,5
2.7

6. Согласные звуки русского языка
6.1. Значение преграды на пути
воздушной струи для
образования

14
1

1.7
0,5

12.3
0,5

4.2.
4.3.

наблюдение,
фронтальный
опрос
наблюдение

наблюдение
наблюдение,
фронтальный
опрос
наблюдение,
фронтальный
опрос

согласных звуков.
Дифференциация согласных
звуков по звонкости и
глухости.
Слоговое чтение.
6.3. Буквы, обозначающие
«звонкие»и «глухие»
согласные звуки русского
языка. Слоговое чтение.
6.4. Дифференциация
согласныхзвуков по «
твёрдости» и
«мягкости». Слоговое чтение
6.5. Буквы , обозначающие
«твёрдые»и «мягкие»
согласные звуки
русского языка. Слоговое чтение
6.6. Чтение и письмо слов с
открытым слогом.
7. Промежуточная
(итоговая)аттестация
Итого:
6.2.

1

0,5

0,5

наблюдение,
фронтальный
опрос

3

0,1

2,9

наблюдение

1

0,5

0,5

наблюдение,
фронтальный
опрос

3

0,1

2,9

наблюдение

5

-

5

наблюдение

1

-

1

устный опрос

36

3,1

32.9

Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. Введение «Звуки вокруг нас»
Теория: знакомство с понятиями «звук», «звуковые волны».
Практика: узнавание неречевых звуков. Звукоподражание. Игра
«Встреча гостей».
Раздел 2. Развитие слухового внимания
Практика:
подготовка органов
речи и
слуха к
восприятию правильного звука. Игры «Жмурки с колокольчиком»,
«Ветер и птицы»,
«День ночь». Слушание музыкальных инструментов (струнных,
духовых,клавишных).
Раздел 3. Развитие речевого слуха
Тема 3.1. Звуки человека
Теория: артикуляционный
аппарат. Образование
звуков
русского языка. Различение высоты, силы и тембра голоса в
звукосочетаниях.
Практика: игра «Что так звучит?», «Угадай голосок».
Тема 3.2. Тренировка речевого слуха
Практика: игра «Слушай и выполняй», «Кто- кто в
Теремочке
живёт?», «Улавливай шёпот».

Раздел 4. Развитие фонематического слуха
Тема 4.1. Звуковой состав речи
Практика: игра «Буратино». Наблюдение
артикуляционного аппарата во время произношения слов.
Тема 4.2. Восприятие фонем
Практика: игра «Мы едем-едем- едем...».

за

изменением

Тема 4.3. Различение на слух гласных звуков в слове
Практика: игра «Прятки».
Тема 4.4. Дифференциация гласных и согласных звуков
Практика: игры с кубиками Зайцева.
Тема 4.5. Выделение первого звука в слове.
Практика: работа с пособием «Логикомалыш».
Тема 4.6. Выделение последнего звука в слове
Практика: работа с пособием «Логикомалыш».
Раздел 5. Гласные звуки русского языка
Тема 5.1. Образование гласных звуков
Теория: отличительные признаки гласных звуков.
Практика: игра «Поймай звук».
Тема 5.2. Гласные звуки и обозначение их буквами
Теория: гласные звуки и обозначение их буквами.
Практика: песенки-попевки по таблице, работа с кубиками: игр
«Строим
поезд»,
«Братишки-сестрёнки»,
находим
буквы,
обозначающие гл. звуки в тексте разного шрифта и графического
изображения. Игры «Прятки»,«Титры» - развитие зрительного внимания.
Раздел 6. Согласные звуки русского языка
Тема 6.1. Значение преграды на пути воздушной струи для
образования
Теория: отличительные признаки согласных звуков.
Практика: наблюдение за артикуляционным аппаратом во время
произношения звуков с помощью зеркала. Выявление преграды на пути
воздушной струи. Игра «Поймай звук».
Тема 6.2. Дифференциация согласных звуков по звонкостии глухости
Теория: отличительные признаки звонких и глухих согласных звуков
русского языка. Понятие «звонкий согласный», «глухой согласный».
Практика: Исследование звуковых особенностей кубиков без
зрительного восприятия.

Тема 6.3 Буквы, обозначающие «звонкие» и «глухие» согласные звуки
русского языка
Практика: песенки-попевки по таблице, работа с кубиками:
игра «Строим поезд». Находим буквы, обозначающие согласные звуки в
тексте разного шрифта и графического изображения. Игры «Прятки»,
«Титры» – развитие зрительного внимания.
Тема 6.4. Дифференциация
согласных звуков по «твёрдости»и
«мягкости»
Теория: отличительные «мягких», «твёрдых» согласных звуков
русского языка. Понятие «мягкий согласный», «твёрдый согласный».
Практика: исследование звуковых особенностей кубиков без
зрительного восприятия.
Тема 6.5. Буквы, обозначающие «твёрдые» и «мягкие» согласные
звуки русского языка
Практика: песенки-попевки по таблице, работа с кубиками:
игра «Строим поезд». Находим буквы, обозначающие согласные звуки в
тексте разного шрифта и графического изображения. Игры «Прятки»,
«Титры» - развитие зрительного внимания.
Тема 6.6. Слоговое чтение и письмо
Практика: песенки-попевки по таблице, письмо кубиками отдельных
слов, чтение отдельных слов по кубикам и таблице. Чтение небольших слов
На карточках. Игра «Поймай звук» на пособии «Логикомалыш», игры
«Титры», «Прятки».
Раздел 7. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: устный опрос.
МОДУЛЬ 4. «Мир лепки»
Учебный тематический план
№
п/п

1
2
3

Названия разделов, тем

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1. Вводное занятие

1

0,5

0,5

2. Работа с соленым тестом.

9

3,5

5,5

1

0,5

0,5

3

1

2

5

2

3

2.1. История и свойства
соленого теста.
2.2.Основы технологии
приготовления теста.
2.3 Техника изготовления
изделий из теста

Формы
аттестата/кон
троля
наблюдение
опрос

наблюдение
опрос
наблюдение
опрос
наблюдение
опрос

3. Работа с керопластом.
1

1
2

1

История и свойства
керопласта
4.Работа с глиной.
4.1. Свойства глины
4.2. Лепка из глины
5.Работа с полимерной
глиной.
1.1. Лепка из полимерной
глины
6.Промежуточная
аттестация.
ИТОГО:

5

1,5

3,5

5

1,5

3.5

12

3,0

9,0

1

0.5

0.5

11

2,5

8.5

8

0,5

7.5

8

0,5

7,,5

1

-

1.0

36

9,0

27,0

наблюдение
опрос

наблюдение
опрос
опрос
наблюдение

опрос
наблюдение
опрос,
выставка

Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. Вводное занятие
Теория:
ознакомление
с
содержанием
дополнительной
общеразвивающей программы. Техника безопасности и санитарногигиенические требования при работе с пластичными материалами.
Оборудование рабочего места.
Практика: просмотр видеоматериалов на тему: «Виды пластичных
материалов. Особенности их обработки».
Раздел 2. Работа с соленым тестом
Тема 2.1. История и свойства соленого теста
Теория: исторические сведения о лепке из соленого теста, как вида
прикладного искусства. Свойства соленого теста. Материалы и
приспособления, применяемые при работе с соленым тестом.
Практика: ознакомление с различными видами лепки из соленого
теста (сплетения, украшения, прорезания).
Тема 2.2. Основы технологии приготовления соленого теста
Теория: основной рецепт приготовления соленого теста: соль, мука,
вода. Способы сушки: воздушная сушка, сушка в духовом шкафу,
комбинированная сушка.
Практика: замес теста, определение степени пластичности теста,
раскатывание теста и выдавливание при помощи подручных материалов.
Подготовка изделия к сушке.
Тема 2.3. Техника изготовления изделий из теста

Теория: базовые формы изделий из теста. Разновидности базовых
форм: шар, цилиндр, лепешка, овальная лепешка, колбаска, косичка, баранка.
Основные технологии их изготовления. Ознакомление с рисунком-планом.
Практика: приготовление соленого теста. Приготовление цветного
соленого теста. Применение рисунка-плана на практике. Изготовление
базовых форм. Изготовление изделий при помощи основных приемов лепки:
скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прощипывание,
оттягивание. Лепим: «Герои мультфильмов», «Мобиль сова», «Золотая
рыбка», «Горельеф и барельеф. Осенние листья».
Раздел 3. Работа с керопластом.
Тема 3.1. История и свойства керопласта
Теория: исторические сведения о лепке из керопласта. Свойства
керопласта. Правила работы с керопластом. Применение керопласта в быту и
промышленности.
Практика: лепка изделий из керопласта: «Волшебная шкатулка»
(лепка в ленточной технике на основе жгута), «Ангелочек», «Новогодний
подсвечник». Изготовление изделий на гончарном круге.
Раздел 4. Работа с глиной
Тема 4.1. Свойства глины
Теория: глина как художественный материал, рабочее состояние
глины. Ознакомление с правилами и приемами обработки глины.
Ознакомление с инструментами и приспособлениями, используемыми при
лепке из глины (стек, доска, блюдце для воды, тряпочка).
Практика: отработка приемов лепки: скатывание, раскатывание,
сплющивание, оттягивание, вдавливание, прощипывание, сгибание,
заглаживание.
Тема 4.2. Лепка из глины
Теория: история возникновения глиняной игрушки. Ознакомление с
лепкой из объемных исходных форм с детальной и декоративной
проработкой. Ознакомление с различными фактурами глины. Ознакомление
с техникой лепки фигурки человека из исходных форм с детальной и
декоративной проработкой. Ознакомление с техникой лепки фигурки
животного из исходных форм с детальной и декоративной проработкой.
Ознакомление с техникой расплющивания исходных форм. Ознакомление с
техникой лепки из нескольких частей с детальной и декоративной
проработкой. Гончарный круг. История возникновения гончарного круга.
Практика: изготовление птички (таволожская игрушка) с
заглаживанием (стеклом, пальцем, кисточкой и губкой). Изготовление
фигурки «Дед Мороз». Изготовление фигурки «Гномик». Изготовление

фигурки «Пришелец из космоса». Изготовление фигурки «Кошка с
котятами». Изготовление изделия «Танк». Работа на гончарном круге.
Раздел 5.Работа с полимерной глиной
Тема 4.2. Лепка из полимерной глины
Теория: Правила работы с полимерной глиной. Техники работы с
полимерной глиной.
Практика: лепка пуговиц со вспомогательными средствами,
декорирование. Лепка бусин техниками: разводы, калейдоскоп, налеп.
Изготовление браслета. Изготовление бус. Лепка чайной пары. Лепка
заколки.
Раздел 6. Промежуточная (итоговая) аттестация
Подготовка выставочных работ. Организация выставки работ учащихся.
Опрос «Проверка теоретических знаний по программе».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».