Учебный тематический план
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Школа исследователей 1»
Естественнонаучная направленность
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Автор-составитель:
Карамышева Мария Юрьевна
педагог дополнительного образования
Екатеринбург, 2024
Учебный (тематический)
план
№
Наименование разделов, тем
Вводное занятие
Теоретические основы
исследовательской деятельности
Изобретения, основанные на
свойствах воздуха
Свойство воздуха
3.1.
3.2.
Давление воздуха
Воздушный двигатель, сила
сжатого воздуха
4. Свет и его свойства
Световой луч. Тень
4.1.
3.3.
Количество часов
Всего Теория Практика
3
1
2
3
1
2
30
12
18
10
4
6
10
4
6
10
4
6
30
12
18
10
4
6
2
Формы аттестации и
контроля
Наблюдение, опрос
фронтальный
Наблюдение, опрос
фронтальный
Наблюдение, опрос
фронтальный
Наблюдение, опрос
фронтальный
Наблюдение, опрос
фронтальный
Наблюдение, опрос
фронтальный
4.2.
Отражение и преломление
10
4
6
4.3.
Отклонения света
10
4
6
16
8
8
4
2
2
4
2
2
4
2
2
4
2
2
6. Твёрдые тела жидкости и газы
12
4
8
7. Химия в повседневной жизни
12
4
8
8. Растения в нашей жизни
12
4
8
5. Свойства магнитов
Воздействие
магнита
на
5.1.
предметы из железа, стали и
других материалов
Магнитные полюсы
5.2.
5.3.
5.4.
Противостояние
магнитной
силы силе тяжести
Устройство электромагнита
8.1.
Строение растения
6
2
4
8.2.
Фотосинтез
6
2
4
20
10
10
2
2
-
2
-
2
4
2
2
4
2
2
4
2
2
4
2
2
4
1
3
3
1
2
1
-
1
2
-
2
144
57
87
9. Изобретения, основанные на
свойствах воды
9.1.
Сила воды
9.4.
Зависимость плавучести тела от
формы и плотности
Вымещение жидкости при
погружении судна
Водяной двигатель
9.5.
Испарение водных растворов
9.2.
9.3.
Понятие
«экология».
Микроорганизмы
10. Разработка исследовательского
проекта
предмета
10.1. Определение
исследования
этапов
10.2. Реализация
исследовательского проекта
11. Промежуточная (итоговая)
аттестация
Итого
9.6.
Наблюдение, опрос
фронтальный
Наблюдение, опрос
фронтальный
Наблюдение, опрос
фронтальный
Наблюдение, опрос
фронтальный
Наблюдение, опрос
фронтальный
Наблюдение, опрос
фронтальный
Наблюдение, опрос
фронтальный
Наблюдение, опрос
фронтальный
Наблюдение, опрос
фронтальный
Наблюдение, опрос
фронтальный
Наблюдение, опрос
фронтальный
Наблюдение, опрос
фронтальный
Наблюдение, опрос
фронтальный
Наблюдение, опрос
фронтальный
Наблюдение, опрос
фронтальный
Наблюдение, опрос
фронтальный
Наблюдение, опрос
фронтальный
Наблюдение, опрос
фронтальный
Защита проекта
Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: кто такие исследователи. История изобретения. Изобретатели.
3
Практика: просмотр видео-презентации «История изобретения».
Раздел 2. Теоретические основы исследовательской деятельности
Теория: понятия: «Доказательство», «Опровержение». Выдвижение
гипотезы, понятие: «Гипотеза». Постановка цели, планирование. Понятия:
«цель», «задача».
Практика: игры «Белый огурец», «Хорошо - плохо», «Я поеду и
возьму с собой». Самостоятельная работа тема: «Доказать и опровергнуть
необходимость подарка на день рождение для Бармалея, Снегурочки». Игра
«Мой день».
Раздел 3. Изобретения, основанные на свойствах воздуха
Тема 3.1. Свойство воздуха
Теория: свойства горячего и холодного воздуха. Сопротивление воздуха.
Практика: опытно-поисковая деятельность «Циркуляция воздуха»,
Волшебный стакан». Изготовление аппарата, передвигаемого путём
нагревания воздуха, и определение его назначения (для передачи
информации, сигнальная система и т.п.).
Тема 3.2. Давление воздуха
Теория: понятие «давление воздуха».
Практика: опытно-поисковая деятельность Определение давления
воздуха во всех направлениях. Изобретение вертушки.
Тема 3.3. Воздушный двигатель, сила сжатого воздуха
Теория: воздушный двигатель, сила сжатого воздуха. Лучшая форма
для скоростного аппарата. Сопротивление воздуха.
Практика: опытно-поисковая деятельность «Передвижение грузов с
помощью сжатого воздуха». Конструирование аппарата, передвигаемого
силой сжатого воздуха. Изготовление парашюта, испытательные упражнения.
Изготовление самолёта с разной формой крыла. Изобретение воздушного
двигателя. Соревнования лётных аппаратов.
Раздел 4. Свет и его свойства
Тема 4.1. Световой луч. Тень
Теория: распространение светового луча, образование тени.
Практика: исследование на тему «Можно ли остановить свет?».
Изготовление теневого театра.
Тема 4.2. Отражение и преломление
Теория: Отражение и преломление.
Практика: изготовление солнечных часов. Опытно-поисковая
деятельность «Сверкающий белый цвет». Изготовление перископа.
Тема 4.3. Отклонения света
Теория: Отклонения света.
4
Практика: опытно-поисковая деятельность «Может ли луч свет
искривляться?». «Сломанный луч». Изготовление простого телескопа.
Раздел 5. Свойства магнитов
Тема 5.1. Воздействие магнита на предметы из железа, стали и
других материалов
Теория: воздействие магнита на предметы из железа, стали и других
материалов. Зависимость силы магнита от формы и размера.
Практика: всё ли притягивают магниты? Создание игры «Магнитная
регата». Создание игры «Вынужденный маршрут», «Весёлая рыбалка».
Тема 5.2. Магнитные полюсы
Теория: магнитные полюсы. Разноимённые и одноимённые полюсы
магнитов. Ищем северный полюс.
Практика: нейтрализация магнитной силы. «Рисование без рук».
«Силовые линии», «Плавающие магниты».
Тема 5.3. Противостояние магнитной силы силе тяжести
Теория: противостояние магнитной силы силе тяжести.
Практика: создание игр «Гонки». Опытно-поисковая деятельность
Магнит по команде».
Тема 5.4. Устройство электромагнита
Теория устройство электромагнита.
Практика: создание простейшего электромагнитного мотора.
Раздел 6. Твёрдые тела жидкости и газы
Теория: строение тел, понятия «молекулы». Влияние тепла на
состояние вещества. Влияние изменения температуры и давления на
агрегатное состояние вещества.
Практика: игра «Молекулы», «Маленькие человечки». Расширение
жидкостей, нагревание твёрдых тел. Опытно-поисковая деятельность
«Охлаждение тел и газа». Опытно-поисковая деятельность «Молекулы в
движении».
Раздел 7. Химия в повседневной жизни
Теория: химические вещества в нашей жизни. Ферменты,
превращающие пищу в усвояемые вещества.
Практика: опытно-поисковая деятельность «Сила пузырьков или
почему дрожжи заставляют тесто подниматься. Ферменты в работе или как
пища расщепляется в желудке. Превращение пищи в легкоусвояемые
вещества, действие слюны.
Раздел 8. Растения в нашей жизни
Тема 8.1. Строение растения
5
Теория: строение растения. Вода – источник жизни для растений.
Значение корневой системы для растений.
Практика: посадка семян. Наблюдение за изменениями семени во
влажной ёмкости и сухой, сравнительный анализ. Опытно-поисковая
деятельность «Аленький цветочек», «Цветик-семицветик».
Тема 8.1. Фотосинтез
Теория: фотосинтез растений, питание растений. Значение углекислого
газа, кислорода в жизни растений. Влияние солнечных лучей на жизнь
растения. Многолетние и однолетние растения.
Практика: наблюдение за посадками, сравнительный анализ. Опытнопоисковая деятельность «Растения за работой», получение кислорода и
углекислого газа. Опытно-поисковая деятельность «Вслед за солнцем».
Наблюдение за изменениями растения, сравнительный анализ.
Раздел 9. Изобретения, основанные на свойствах воды
Тема 9.1. Сила воды
Теория: понятие «сила воды».
Практика: опытно-поисковая деятельность по исследованию силы
воды. Изготовление самого простого механизма фонтана (от эскиза до
действующей модели).
Тема 9.2. Зависимость плавучести тела от формы и плотности
Теория: зависимость плавучести тела от формы и плотности.
Практика: определяем плавучесть разных предметов, сравнительный
анализ. Опытно-поисковая деятельность «Предел плавучести». Изготовление
плавучего судна. Вымещение жидкости при погружении судна.
Тема 9.3. Вымещение жидкости при погружении судна
Теория: вымещение жидкости при погружении судна.
Практика: опытно-поисковая деятельность «Вымещение жидкости
при погружении судна».
Тема 9.4. Водный двигатель
Теория: история водяного двигателя.
Практика: опытно-поисковая деятельность «Водяная мельница».
Тема 9.5. Испарение водных растворов
Теория: испарение водных растворов.
Практика: опытно-поисковая деятельность «Тайна кристаллов».
Наблюдения и сравнительный анализ образовавшихся кристаллов.
Тема 9.6. Понятие «экология». Микроорганизмы
Теория: понятие «экология». Микроорганизмы.
6
Практика: исследование воды из водоема, кипяченой воды, талой воды
на наличие микроорганизмов с помощью микроскопа. Очистка воды
ультрафиолетовыми лучами. Эко фильтр, сравнительный анализ жидкостей.
Раздел 10. Разработка исследовательского проекта
Тема: 10.1. Определение предмета исследования
Теория: определение предмета исследования.
Практика: постановка цели и задач, выдвижение гипотезы.
Тема 10.2. Реализация этапов исследовательского проекта
Практика: реализация этапов исследовательского проекта.
Раздел 11. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: защита опытно-поисковой деятельности.