Программа воспитание 2025-29

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»
(ДДТ «Химмашевец»)

СОГЛАСОВАНО
Решением педагогического совета
(протокол от 27.08.2025 № 1)

УТВЕРЖДАЮ
Директор ДДТ «Химмашевец»
___________ М.М. Симонова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на 2025 – 2029год

Екатеринбург - 2025

2

СОДЕРЖАНИЕ

1
2
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
4.

Пояснительная записка
Особенности организуемого воспитательного процесса
Цели и задачи воспитания
Виды, формы и содержание деятельности
Модуль «Ключевые дела»
Модуль «Руководитель объединения»
Модуль «Занятия в объединениях по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам»
Модуль «Самоуправление»
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Модуль «Профориентация»
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Модуль «Работа с родителями»
Основные направления самоанализа воспитательной
работы
Приложение

3
4
6
11
11
13
14
16
16
17
17
18
19

3

Пояснительная записка
«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде» (ст.2. п.2 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации).
Воспитание
представляет
собой
многофакторный
процесс.
Формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных
учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой
информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К
тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом,
результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер и
зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного
ребенка.
Программа воспитания Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» (далее ДДТ «Химмашевец» разработана в соответствии с
основополагающими документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 304- ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3. Приказ Минпросвещения России от 27.08.2025 № 629 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
4. Примерная программа воспитания (зарегистрирована в Единой
государственной
информационной
системе
учёта
научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
гражданского назначения, № гос. регистрации АААА-Г19- 6190709000242от15.08.2019).
5. Устав МАУ ДО ДДТ «Химмашевец».

4

Программа воспитания ДДТ «Химмашевец» направлена на личностное
развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных
аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации
программы воспитания является приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных
результатов: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и
обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности;
активное участие в социально-значимой деятельности.
Организация воспитательной работы является составной частью
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ,
включающих воспитание всестороннего духовного, нравственного и
интеллектуального развития обучающихся, воспитания в них чувства
патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества,
старшему поколению и человеку труда.
Концепция рабочей программы воспитания ДДТ «Химмашевец»
подразумевает, что образовательное учреждение создает условия для
самореализации и самоутверждения обучающихся, что, несомненно,
способствует их творческому самовыражению, культурному росту и
гражданской зрелости.
1. Особенности организуемого воспитательного процесса
Процесс воспитания в ДДТ «Химмашевец» основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и обучающихся:
• неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье,
приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной
организации;
• ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой
невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогов;
• реализация процесса воспитания главным образом через создание в
образовательной организации детско-взрослых общностей, которые бы
объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями,
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;

5

•

организация основных совместных дел обучающихся и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
• системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия
его эффективности.
Основными традициями воспитания в ДДТ «Химмашевец» являются
следующие:
• стержнем годового цикла воспитательной работы являются ключевые дела,
через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
• важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и обучающихся, является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
• в проведении ключевых дел отсутствует соревновательность между
группами, объединениями, поощряется конструктивное межгрупповое и
межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная
активность;
• педагоги ориентированы на установление в группах, детских объединениях
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
• ключевой фигурой воспитания в образовательной организации является
педагог дополнительного образования, реализующий по отношению к
обучающимся защитную, личностно-развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы:
• гражданско-патриотическое воспитание: формирование
патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам
Российской Федерации, к своей малой родине, формирование
представлений о ценностях культурно-исторического наследия России,
уважительного отношения к национальным героям и культурным
представлениям российского народа;
• духовно-нравственное воспитание формирует ценностные представления о
морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина ложь, смысл
жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора,
достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об
уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа
других народов России;
• художественно-эстетическое
воспитание
играет
важную
роль
формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии
хорошего вкуса и в поведении;

6

• физическое воспитание содействует здоровому образу жизни;
• трудовое и профориентационное воспитание формирует знания,
представления о трудовой деятельности; выявляет творческие способности
и профессиональное самоопределение обучающихся;
•
воспитание познавательных интересов формирует потребность в
приобретении новых знаний, интерес к творческой деятельности.
2. Цели и задачи воспитания
Современный национальный идеал личности, воспитанной в
современной образовательной организации — это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество,
природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель
воспитания - личностное развитие обучающихся, проявляющееся через:
1. усвоение знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2. развитие позитивных отношений к общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3. приобретение соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на обеспечение
позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание
усилий педагога по развитию личности обучающегося и усилий самого
обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские
отношения являются важным фактором успеха в достижении
цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты:
1.
В воспитании детей дошкольного возраста (5 -7 лет) целевым
приоритетом является создание благоприятных условий для развития ребенка,
открывающих возможности для его позитивной социализации, его

7

личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на
основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим
возрасту видам деятельности.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей дошкольного
возраста: с их потребностью в игре. Воспитательное значение игры состоит
как в том, что дошкольники отражают в ней различные стороны социальной
жизни* так и в том, что в игровом коллективе у дошкольников возникает
потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются
нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Особое
значение в воспитательном процессе придается физическому развитию, т.к.
все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми,
крепкими, гармонически развитыми и хорошо учились. Особое значение
придается гражданскому воспитанию: прививанию чувств любви и уважения
к родным и близким, других людей, родительского дома, своего города,
интереса и уважения к государственным символам (флаг, герб, гимн),
исторического и культурного наследия народа, гордости за его достижения и
желание приобщиться к общественно полезным делам и значимым
общественным событиям. Значительное внимание в воспитательном процессе
уделяется труду, как части нравственного становления. Воспитательная
деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к
труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к
миру труда взрослых людей.
2.
В воспитании детей младшего школьного возраста (7 -11 лет)
целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения обучающимися социально значимых знаний - знаний основных норм
и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем
новом социальном статусе - статусе учащегося. Такого рода нормы и традиции
задаются в образовательном учреждении педагогами и воспринимаются
обучающимися именно как нормы и традиции поведения учащегося. К
наиболее важным из них относятся следующие:
• быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой);
• уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
• быть трудолюбивым, следуя принципу «делу - время, потехе - час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
• знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, свою

8

страну;
• беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
• проявлять миролюбие - не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
• стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
• быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
• соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
• уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать
обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в
этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или
религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с
ограниченными возможностями здоровья;
• быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.
Знание социальных норм и традиций, понимание важности следования лм
имеет особое значение для ребенка, поскольку облегчает его вхождение в
широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных
отношений.
3.
В воспитании детей подросткового возраста (11-15 лет) таким
приоритетом является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных
отношений:
• к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
• к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
• к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
• к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

9

• к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
• знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного
труда;
• к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
• к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
• к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения,
дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства
одиночества;
• к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития обучающихся в подростковом возрасте, так как
именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки,
его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании
связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением
•твердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому
пиру. В этом возрасте особую значимость для обучающихся приобретает
становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных
ориентаций. Подростковый возраст - наиболее удачный возраст для развития
социально значимых отношений.
4.
В воспитании детей юношеского возраста (15-18 лет) таким
приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения
обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор поможет
имеющийся у молодых людей реальный практический опыт, который они
могут приобрести в том числе и в учреждениях дополнительного образования.
Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет
гармоничному вхождению юношей и девушек во взрослую жизнь

10

окружающего их общества. Это:
• опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; трудовой опыт; - опыт дел, направленных на пользу своему родному городу,
стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской
позиции;
• природоохранных дел;
• опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в образовательном
учреждении, дома или на улице;
• опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
• опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
• опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
• опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
• опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных;
возрастными особенностями обучающихся, не означает игнорирования
других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему
педагогам, работающим с обучающимися конкретной возрастной категории,
предстоит уделять большее, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели, позволит обучающемуся получить необходимые
социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном
мире
человеческих
взаимоотношений,
эффективнее
налаживать
коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во
взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных
возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы
из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь
в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет
способствовать решение следующих основных задач:
• реализовывать
воспитательные
возможности ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в ДДТ «Химмашевец»;
• реализовывать потенциал руководителя детского объединения в

11

воспитании обучающихся, поддерживать активное участие детских
объединений жизни образовательной организации;
• реализовывать воспитательные возможности занятий по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам;
• инициировать и поддерживать ученическое самоуправление - как на уровне
образовательной организации, так и на уровне детских объединений;
• организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
• организовывать профориентационную работу с обучающимися;
• развивать предметно-эстетическую среду образовательной организации и
реализовывать ее воспитательные возможности;
• организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение
проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДДТ
«Химмашевец» интересную и событийно насыщенную жизнь учащихся и
педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального
поведения обучающихся.
3. Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
программах направлений воспитательной работы ДДТ «Химмашевец»
Каждое из -их представлено в соответствующем модуле.
3.1 МОДУЛЬ «КЛЮЧЕВЫЕ ДЕЛА»

Ключевые дела — это главные традиционные дела, в которых принимает
участие большинство обучающихся и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами.
комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для них.
объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Для этого используются следующие формы работы:
На внешнем уровне:
• социальные проекты ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
обучающимися и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической,
патриотической,
трудовой
направленности),
ориентированные на преобразование окружающего ДДТ «Химмашевец»
социума;

12

• проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с
семьями обучающихся спортивные состязания, праздники, фестивали,
представления, которые открывают возможности для творческой
самореализации обучающихся и включают их в деятельную заботу об
окружающих.
На внутриучрежденческом уровне:
• разновозрастные сборы - ежегодные многодневные выездные события,
включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе
которых
складывается
особая
детско-взрослая
общность,
характеризующаяся
доверительными,
поддерживающими
взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей
радости;
• общие праздники - ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для
обучающихся и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют
все объединения;
• церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогов за
активное участие в жизни ДДТ «Химмашевец». Это способствует
поощрению социальной активности обучающихся, развитию позитивных
межличностных отношений между педагогами и обучающихся,
формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне объединений:
• выбор и делегирование представителей объединений в советы дел,
ответственных за подготовку общих в учреждении ключевых дел;
• участие объединений в реализации общих в учреждении ключевых дел;
• проведение в рамках объединения итогового анализа обучающимися общих
в учреждении ключевых дел.
На индивидуальном уровне:
• вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела ДДТ
«Химмашевец» в одной из возможных для них ролей: сценаристов,
постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных
редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование,
ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
• наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки,
проведения и анализа общих в учреждении ключевых дел, за его
отношениями со сверстниками, с педагогами и другими взрослыми;
• при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими

13

обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для него, через
предложение взять в следующем общем в учреждении ключевом деле на
себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. МОДУЛЬ «РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ»

Осуществляя работу с детским объединением, педагог дополнительного
образования, руководитель детского объединения организует работу с
коллективом объединения; индивидуальную работу с обучающимися; работу
с родителями или их законными представителями.
Работа с коллективом детского объединения:
• инициирование и поддержка участия объединения в ключевых делах,
оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении
и анализе;
• организация интересных и полезных для личностного развития
обучающегося, совместных дел с обучающимися объединения
(познавательной,
трудовой,
спортивно-оздоровительной,
духовнонравственной,
творческой,
профориентационной
направленности),
позволяющие с одной стороны, — вовлечь в них обучающихся с самыми
разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, - установить и упрочить доверительные
отношения с обучающимися, стать для них значимым взрослым, задающим
образцы поведения в обществе;
• проведение бесед с обучающимися, как мероприятий плодотворного и
доверительного общения педагога и обучающихся, основанных на
принципах уважительного отношения к личности обучающегося,
поддержки активной позиции каждого в беседе, предоставления
обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
• сплочение коллектива детского объединения через: игры и тренинги на
сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и
экскурсии, организуемые руководителями объединения и родителями;
• празднования в объединении дней рождения обучающихся, включающие в
себя подготовленные обучающимися поздравления, сюрпризы, творческие
подарки и розыгрыши; регулярные мероприятия внутри коллектива,
дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного
участия в жизни детского объединения.
Индивидуальная работа с обучающимися:
• изучение особенностей личностного развития обучающихся детского

14

объединения через наблюдение за поведением обучающихся в их
повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях,
в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в
организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным
проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
руководителя объединения с родителями обучающихся;
• поддержка в решении важных для обучающегося жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с обучающимися в коллективе, выбор
профессии и т.п.), когда каждая проблема трансформируется руководителем
объединения в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются
решить;
• индивидуальная работа с обучающимися объединения, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых не просто фиксируют свои
достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с
руководителем объединения в начале каждого года планируют их, а в конце
года - вместе анализируют свои успехи и неудачи.
• коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими обучающимися
объединения.
Работа с родителями обучающихся или их законными
представителями:
• регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о
жизни объединения в целом;
• помощь родителям обучающихся или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией ДДТ
«Химмашевец» и учителями школы;
• организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания учащихся детского
объединения;
• привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел в
детском объединении;
• организация в детском объединении семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и образовательного
учреждения.
3.3. МОДУЛЬ «ЗАНЯТИЯ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ»

Реализация педагогами дополнительного образования воспитательного

15

потенциала занятия предполагает следующее:
• установление
доверительных
отношений
между
педагогом
дополнительного образования и обучающимися, способствующих
позитивному восприятию требований и просьб педагога, привлечению их
внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их
познавательной деятельности;
• побуждение соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогами дополнительного образования)
и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятии явлений, организация их работы с получаемой на занятии
социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения,
высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы через демонстрацию
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор проблемных ситуаций
для обсуждения в объединении;
• применение на занятии интерактивных форм работы: дискуссий, которые
дают
обучающимся
возможность
приобрести
опыт
ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые
учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими;
• включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию
к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в объединении, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятия;
• организация шефства над обучающимися, испытывающими трудности в
освоении программы, дающего социально значимый опыт сотрудничества
и взаимной помощи;
• инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности
обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

16
3.4. МОДУЛЬ «САМОУПРАВЛЕНИЕ»

Поддержка детского самоуправления в ДДТ «Химмашевец» помогает
педагогам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а
обучающимся - предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Детское
самоуправление в ДДТ «Химмашевец» осуществляется следующим образом:
на уровне учреждения:
• через деятельность выборного Совета обучающихся, создаваемого для
учета мнения обучающимися по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих их
права и законные интересы;
• через деятельность Творческого совета обучающихся, инициирующего и
организующего проведение личностно значимых для обучающихся
событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов и т.п.) и
отвечающего за проведение тех или иных конкретных мероприятий,
праздников, акций и т.п.;
на уровне объединений:
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся
объединения лидеров, представляющих интересы объединения и
призванных координировать его работу с работой органов самоуправления;
на индивидуальном уровне:
• через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение
и анализ ключевых дел.
3.5. МОДУЛЬ «ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ, ПОХОДЫ»

Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающимся расширить
свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной,
культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться
ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные
условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности,
формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их
инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные
возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
• экскурсии, походы выходного дня;
• экскурсии (в музей, на предприятие, в парк и т.д.) с обучающимися и

17

родителями/законными представителями.
3.6. МОДУЛЬ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение учащихся
и консультирование по проблемам профориентации. Задача совместной
деятельности педагога и обучающегося - подготовить обучающегося к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая профориентационные значимые проблемные ситуации,
формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в
постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и
внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа
осуществляется через:
• профориентационные часы общения, направленные на подготовку
обучающихся к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
• профориентационные игры: квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых
необходимо * принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся
профессиональной деятельности;
• совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных
выбору профессий;
• освоение обучающимися основ профессии в рамках обучения по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.
3.7. МОДУЛЬ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ
СРЕДЫ»

Окружающая
обучающегося
предметно-эстетическая
среда
образовательного учреждения, при условии ее грамотной организации,
обогащает внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса
и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному
восприятию обучающимся места обучения.
Воспитывающее влияние осуществляется через такие формы работы с
предметно-эстетической средой ДДТ «Химмашевец» как:
• оформление интерьера помещений учреждения (вестибюля, коридоров,

18

•

•
•

•

аудиторий, актового зала, лестничных пролетов и т.п.);
размещение в стенах учреждения регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой
творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга;
фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в ДДТ
«Химмашевец» (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях,
походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
событийный дизайн — оформление пространства проведения конкретных
событий (праздников, церемоний, выставок, собраний и т.п.);
организация и проведение конкурсов творческих проектов по
благоустройству различных участков территории ДДТ «Химмашевец»
(например, высадке культурных растений, закладке газонов, созданию
инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских
проектов мест);
акцентирование внимания обучающихся посредством элементов
предметно-эстетической * среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных
для воспитания ценностях ДДТ «Химмашевец», его традициях, правилах.
3.8. «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ»

Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и ДДТ «Химмашевец»
в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями
обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
на групповом уровне:
• родительский комитет ДДТ «Химмашевец» участвующий в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
социализации;
• родительские дни, во время которых родители могут посещать учебные
занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного
процесса;
• общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
• родительские собрания в группах, объединениях;
• общение
родителей/законных
представителей
обучающихся
и
руководителей объединений в группах объединений в мессенджерах, в
социальных сетях.

19

на индивидуальном уровне:
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении ключевых
мероприятий и мероприятий воспитательной направленности в
объединениях, группах;
• индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в ДДТ «Химмашевец» воспитательной работы
осуществляется по выбранным направлениям и проводится с целью
выявления основных проблем воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в ДДТ «Химмашевец», являются:
• принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к
обучающимся, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
• принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей,
а качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности,
характер общения и отношений между обучающимися и педагогами;
• принцип
развивающего
характера
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с обучающимися деятельности;
• принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития обучающихся ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие — это результат как социального воспитания (в
котором образовательное учреждение участвует наряду с другими
социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития
обучающихся.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития учащихся,
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся каждой группы.

20

Осуществляется анализ руководителем детского объединения совместно с
заместителем директора по учебно-воспитательной работе с последующим
обсуждением его результатов на заседании методического совета.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание
педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось
решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и
почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в образовательном учреждении совместной
деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в ДДТ «Химмашевец» интересной, событийно насыщенной и
личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Осуществляется
анализ
заместителем
директора,
руководителями
объединений, Советом обучающихся и родителями, хорошо знакомыми с
деятельностью ДДТ «Химмашевец».
Способами получения информации о состоянии организуемой в
образовательной организации совместной деятельности обучающихся и
взрослых могут быть беседы с обучающимися и их родителями, педагогами
при необходимости - их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются
на заседании методического совета.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
• качеством проводимых ключевых дел;
• качеством совместной деятельности руководителей объединений и их
объединений, групп;
• качеством реализации личностно развивающего потенциала учебных
занятий;
• качеством существующего в образовательном учреждении ученического
самоуправления;
• качеством проводимых экскурсий, экспедиций, походов;
• качеством профориентационной работы;
• качеством организации предметно-эстетической среды;
• качеством взаимодействия образовательного учреждения и се е'
обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в ДДТ «Химмашевец» воспитательной
работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит
работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это

21

управленческих решений


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».