ДОП Игра вокруг нас

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»
(ДДТ «Химмашевец»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор ДДТ «Химмашевец»
_______________М.М. Симонова
27.08.2025 г.

СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
(протокол № 1 от 27.08.2025 г.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Игра вокруг нас»

Физкультурно-спортивная направленность
Возраст учащихся: 6–17 лет
Срок реализации: 4 года

Автор-составитель:
Кошкарова Татьяна Викторовна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2025

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ .................................................................. 3
1.1. Пояснительная записка .................................................................................... 3
1.2. Цели и задачи программы ............................................................................... 7
1.3. Содержание программы .................................................................................. 8
1.4. Планируемые результаты ................................................................................ 8
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ...................................19
2.1. Календарный учебный график ...................................................................... 19
2.2. Условия реализации программы................................................................... 19
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .............................. 20
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................. 21
Приложение 1 ........................................................................................................ 23
Приложение 2 ........................................................................................................ 24

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Игра вокруг нас»
физкультурно-спортивной направленности разработана в соответствии
с новыми требованиями в образовании, отраженными в следующих
документах:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 года №
295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года
№ 678-р.
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 года № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
6.
Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2015
года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания,
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 года № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
10. Устав
Муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 21.08.2015 года № 1497/46/36.

11. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе от 30.08.2024 года Муниципального
автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского
(юношеского) творчества «Химмашевец».
Данная дополнительная общеразвивающая программа соотносится
с тенденциями развития дополнительного образования и, согласно Концепции
развития дополнительного образования, способствует удовлетворению
индивидуальных потребностей учащихся в занятиях физической культурой и
спортом, а также увеличению числа детей, регулярно занимающихся спортом.
Актуальность программы выражается в формировании здорового
образа жизни как неотъемлемой части всего воспитательно-образовательного
процесса.
В основе образовательной программы продуктивной идеи о том, что
непрерывная систематическая подготовка учащихся делает интерес к такому
виду спорта, как настольный теннис, устойчивым, формирует привычку
укреплять свое здоровье, создает потребность в двигательной активности,
делает здоровье стилем жизни.
Занятия
настольным
теннисом
способствуют
развитию
и совершенствованию у учащихся основных физических качеств –
выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств,
формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а
также формируют личностные качества: коммуникабельность, волю,
ответственность. Стремление превзойти соперника в быстроте действий,
изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий,
направленных на достижение победы, приучает мобилизовывать свои
возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать
трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических
индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки,
поддерживают активность и интерес к игре. Активные спортивные и
подвижные игры способствуют развитию самостоятельности, активности,
инициативы, творчества, сообразительности.
Программы дополнительного образования по настольному теннису
(«Настольный теннис» составитель В.Н. Буянов, «Настольный теннис»
Н.В. Арзамасова), а также программы для спортивных школ предполагают
воспитание спортсменов-разрядников, а данная программа включает в
учебный план не только разделы обучения техническим элементам
настольного тенниса, но и раздел игр (подвижные, спортивные).
Отличительная особенность данной программы выражается в
разнообразии функций игры: просветительской, оценочной, прогностической,
диагностической, релаксационной, развлекательной, коммуникативной,
социализирующей.

Программа имеет практическую направленность по средствам участия в
конкурсах/соревнованиях/олимпиадах по спортивной направленности на
районном, городской и всероссийском уровнях.
Адресат программы: программа ориентирована на учащихся 6-17 лет.
Количество детей, одновременно находящихся в группе: минимум – 10
человек, максимум – 16.
Комплектование объединения проводится в соответствии с физическим
развитием учащегося и его уже освоенными навыками игры в теннис. Набор
учащихся свободный, состав группы – постоянный, разновозрастной. На
период обучения возможен прием учащихся в зависимости от возраста или
имеющихся специальных способностей. Образовательный процесс
организуется в традиционной форме.
Возрастные особенности: анализ теоретико-методологической
литературы показал, что занятия настольным теннисом смогут оказать
благотворное влияние на организм учащихся лишь в том случае, если будут
учитываться их возрастные анатомо-физиологические и психологические
особенности (Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная.
Возрастная).
Младший школьный возраст является периодом формирования
ловкости, гибкости и координации двигательного навыка. Активно
продолжают развитие высшие психические функции (внимание, память,
восприятие, мышление, речь), осуществляя прочную взаимосвязь с
двигательными навыками. К основным характеристикам и тонкостям
возрастного периода можно отнести учебную деятельность как ведущую,
наличие слаборазвитого внимания, высокий эмоциональный фон,
механическое запоминание материала и важность игровой деятельности,
сохранившей свою актуальность.
Подростковый возраст (13-17 лет) — это период бурного роста и
развития организма. Несоответствие между быстрым ростом костей и
относительно медленным развитием мышц создает впечатление неловкости и
нескладности подростков; они часто проявляют неловкость, резкость в
движениях, не умея соразмерять, координировать их. При возбуждении
резкость и порывистость их движений увеличиваются. Упражнение,
тренировки, повторение движений постепенно устраняют этот недостаток.
Рост мускулатуры, совершенствование мускульного аппарата влечет за собой
осознание подростком своей силы, он явно этим гордится и часто
переоценивает свои силы и возможности. Это следует учитывать при
организации процесса обучения.
Несмотря на то, что игровая деятельность как ведущий вид отходит на
второй план, уступая место общению, можно говорить о том, что игра, в том
числе в рамках физкультурно-спортивной направленности, способствует
удовлетворению основных возрастных потребностей – непосредственному
контакту со сверстниками.
Резюмируя выше представленное, можно говорить о том, что
регулярные тренировки, общая физическая подготовка, соблюдение

гигиенических и режимных моментов позволяет всесторонне развивать
функциональные возможности всех органов и систем растущего организма
представителей младшего школьного, среднего, старшего и юношеского
возраста, а также удовлетворять ведущие потребности каждого возрастного
этапа.
Воспитательная работа
Основные целевые ориентиры программы: понимание ценности жизни,
здоровья и здорового образа жизни; безопасного поведения; культуры
самоконтроля своего физического состояния; трудолюбия; воли;
ответственности; стремление к командному взаимодействию.
Создание и поддержка воспитательной среды общения и успешной
деятельности, формирование межличностных отношений на основе
российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из
учебных занятий.
Формы: основная – учебное занятие, дополнительные – турниры,
эстафеты, соревнования, конкурсы.
Методы: метод убеждения, метод положительного примера, метод
упражнений.
Анализ результатов: воспитательный процесс осуществляется в
условиях организации деятельности объединения в ДДТ «Химмашевец».
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе.
Профориентационная работа в объединении
В содержании программы все темы косвенно затрагивают сферу
профориентации. Учащиеся развивают физические качества, умение выбирать
здоровый образ жизни, умение выбирать профессиональный путь. На одном
из занятий проводится игра по летним и зимним видам спорта для расширения
кругозора учащихся.
Вследствие воспитательной деятельности учащимся предоставлена
профессиональная проба, которая дает возможность изучить избранную сферу
и примерить на себя профессию спортсмена.
Объем программы: 792 часов.
Срок освоения программы: 3 года обучения.
• 1год обучения – 36 недель, 144 часов;
• 2 год обучения – 36 недель, 216 часов;
• 3 год обучения – 36 недель, 216 часов;
• 4 год обучения – 36 недель, 216 часов.
Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная.
Режим занятий: 1 год обучения 2 раза в неделю по 2 учебных часа, 2,
3 и 4 года обучения 3 раза в неделю по 2 учебных часа.
Уровень освоения программы: программа разноуровневая,
предполагает стартовый, базовый, продвинутый уровень освоения.
Стартовый (1 год обучения) – используются и реализуются

общедоступные и универсальные формы организации материала,
минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Базовый (2 год обучения) – используются и реализуются такие формы
организации материала, которые допускают освоение специализированных
знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной
картины в рамках содержательно тематического направления программы.
Продвинутый (3 и 4 года обучения) – используются и реализуются такие
формы организации материала, которые допускают доступ к сложным и
нетривиальным разделам содержательно-тематического направления
программы. Также предполагает углубленное изучение содержание
программы и доступ к предпрофессиональным знаниям в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: беседа, тренировка, подвижная игра, эстафета, турнир.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: наблюдение, зачет.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы – формирование и развитие коммуникативных,
двигательных способностей посредством игры в настольный теннис.
Задачи программы.
Обучающие:
1. Обучить основным техническим приёмам настольного тенниса.
2. Обучить правилам подвижных и спортивных игр.
3. Обучить правильно пользоваться современным спортивным
инвентарём и оборудованием.
4. Обучить навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной
деятельности, самостоятельной организации занятий.
Развивающие:
1. Сформировать потребность учащихся к занятиям физической
культурой и здоровому образу жизни, содействовать гармоническому
физическому развитию.
2. Развить основные физические качества, координационные
ориентационно-пространственные способности.
3. Сформировать навыки распределения функций и ролей в совместной
игровой деятельности.
Воспитательные:
1. Научить планировать, регулировать, контролировать и оценивать
свои действия.
2. Воспитать дисциплинированность и трудолюбие.
3. Воспитать терпение, настойчивость, инициативность в достижении
поставленных целей.
4. Воспитать умение совместно договариваться о правилах общения и
поведения и следовать им.

1.3. Содержание программы
Учебный тематический план

№

Наименование
разделов, тем
Общая
физическая
подготовка
Технико тактическая
подготовка
Игры
Специальная
физическая
подготовка
Промежуточная
(итоговая)
аттестация
Итого:

Количество часов
Форма
аттестации/
1 год
2 год
3 год
4 год
стартовый базовый продвинутый продвинутый контроля
24

44

44

44

Наблюдение

74

120

120

120

Наблюдение

36

32

32

32

Наблюдение

8

16

16

16

Наблюдение

4

4

4

4

Зачет

144

216

216

216

Содержание учебного тематического плана
Раздел «Общая физическая подготовка (ОФП)» знакомит учащихся с
оздоровительными свойствами физических упражнений и режимом дня.
Даются основные понятия и функции ОФП: виды ходьбы; упражнения в беге
и прыжках, упражнения для рук, плечевого пояса, для ног и туловища;
построение и перестроение и т.д.
Раздел «Технико - тактическая подготовка (ТТП)» знакомит
учащихся с основами техники, стойки, хватки. Знакомит с эволюцией
настольного тенниса (Изменение правил. Совершенствование инвентаря).
Раздел «Игры» знакомит учащихся с подвижными, спортивными
играми: беговые, ролевые игры, игры на внимание, на дыхание. А также
предполагает приобретение учащимися опыта индивидуальной и
коллективной работы и санитарно-гигиенических навыков.
Раздел «Специальная физическая подготовка (СФП)», начиная со
второго года обучения, знакомит учащихся с упражнениями для развития
силы мышц ног, рук и туловища.
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
• обучен основным техническим приёмам настольного тенниса;
• обучен правилам подвижных и спортивных игр;
• обучен правилам пользования современным спортивным
инвентарём и оборудованием;
• обучен навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной
деятельности, самостоятельной организации занятий.
Метапредметные результаты:
• сформирована потребность учащихся к занятиям физической

культурой и здоровому образу жизни, сформирована направленность к
гармоническому физическому развитию;
• развиты основные физические качества, координационно
ориентационно-пространственные способности;
• сформированы навыки распределения функций и ролей в совместной
игровой деятельности.
Личностные результаты:
• научен планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои
действия;
• воспитана дисциплинированность и трудолюбие;
• воспитано терпение, настойчивость, инициативность в достижении
поставленных целей;
• воспитано умение совместно договариваться о правилах общения и
поведения и следовать им.
Комплекс основных характеристик программы по годам обучения:
Стартовый уровень (1 год обучения)
Цель – формирование и развитие двигательных способностей,
технических навыков игры путём овладения приёмами игры в настольный
теннис.
Задачи.
Обучающие:
1. Обучение терминологии упражнений, их функциональный смысл и
направленность воздействия на организм.
2. Обучить выполнению комплекса общей и специальной физической
подготовки, технической подготовки в настольном теннисе.
Развивающие:
1. Развитие физических способностей (гибкости, быстроты,
выносливости, равновесия, анаэробных возможностей, координационных
способностей).
2. Развитие навыков самостоятельных занятий физическими
упражнениями во время игрового досуга, соревновательной деятельности.
Воспитательные:
1. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми,
групповой сплоченности и социальной активности.
2. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Учебный тематический план
1 год обучения
№

Наименование разделов, тем

1. Введение. Общая физическая
подготовка (ОФП)
2.Технико-тактическая
подготовка
(ТТП)
2.1. Эволюция настольного тенниса

Количество часов
Всего Теория Практика
24

2

22

72

4,5

67,5

4

0,5

3,5

Форма
контроля/
аттестации
Наблюдение

Наблюдение

2.2. Основы техники: удары на столе
3. Игры
4. Специальная физическая подготовка.
(СФП)
5. Промежуточная (итоговая)
аттестация.
Всего часов:

68
36

1,5
2

66,5
34

Наблюдение
Наблюдение

8

0,5

7,5

Наблюдение

4

–

4

Зачет

144

9

135

Содержание учебного тематического плана
1 года обучения
Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория: введение. Постановка целей и задач на учебный год. Функции
ОФП. Оздоровительные свойства физических упражнений. Влияние утренней
зарядки на организм. Правила гигиены, режим дня, закаливание.
Практика: ходьба на носках, на пятках, на внешней и внутренней
стороне ступни, с пятки на носок. Бег медленный, змейкой, с изменением
направления движения. Бег на короткие дистанции на время, челночный бег.
Упражнения на развитие подвижности в суставах рук и ног. Вращение в
лучезапястных локтевых плечевых суставах. Сгибание и разгибание стоп ног.
Повороты вращения туловища в различных направлениях. Прыжки
различными способами. Комплексы дыхательной гимнастики. Комплексы
упражнений для формирования правильной осанки.
Раздел 2. Технико - тактическая подготовка (ТТП)
Тема 2.1. Эволюция настольного тенниса
Теория: изменение правил. Совершенствование инвентаря. Основы
техники, стойки, хватки. Понятие «основная стойка теннисиста». Техника
одношагового способа передвижений и поворотов.
Практика: хватка. Жонглирование: удары по мячу правой, левой
сторонами ракетки, двумя сторонами поочередно, удары по мячу на разную
высоту (выше и ниже уровня глаз) с последующей ловлей мяча ракеткой без
отскока от нее правой и левой сторонами ракетки, удары по мячу игровой
поверхностью ракетки. Упражнения с ракеткой и мячом в движении – шагом,
бегом, бегом с жонглированием разными сторонами ракетки и двумя
сторонами ракетки поочередно, то же с поворотами, изменением Прибивание
мяча о пол. Одношажный способ передвижений и поворотов. Метание мяча в
мишень на стене.
Тема 2.2. Основы техники: удары на столе
Теория: имитация передвижений. Удары откидкой слева, накат слева и
справа. Исходное положение рук, ног, туловища при подготовке к удару.
Наблюдение за полетом мяча. Работа кисти, предплечья, плеча, туловища и
ракетки во время удара. Контакт мяча с ракеткой. Техника подач слева с
верхним вращением мяча. Прием подач.
Практика: имитация передвижений в игровой стойке со сменой зон
(передвижения влево – вправо, вперед – назад, по «треугольнику»- вперед –
вправо – назад, вперед – влево – назад).

Удары слева по мячу у тренировочной стенки, одиночные удары. Удары
справа по мячу у тренировочной стенки, одиночные удары. Удары на столе по
мячам, удобно выбрасываемым (отбиваемым) тренером, партнером сочетание
ударов справа и слева. Подача с верхним вращением мяча. Правила игры на
счет. Подача откидкой слева, подача слева с верхним вращением мяча.
Тренировка подач. Прием подач. Способы приема подач, выскакивающих за
заднюю линию стола. Пинпонговые башни. Игра на счёт до 6 очков
Раздел 3. Игры
Теория: правила игры.
Практика: игры с бегом. Игры с подпрыгиванием и прыжками. Игры с
бросанием и ловлей мяча. Игры на ориентирование в пространстве. Игры с
ракеткой и мячом. Спортивные игры: хоккей, бадминтон, боулинг, футбол,
пионербол. Эстафеты с бегом, мячом, ракеткой, шуточные эстафеты.
Раздел 4. Специальная физическая подготовка (СФП)
Теория: теоретический инструктаж.
Практика: упражнения для развития силы мышц ног и туловища. Бег
на короткие дистанции от 15- до 30 метров. Прыжки толчком одной или двумя
ногами в различных направлениях. Прыжки в приседе вперёд- назад, влевовправо. Приставные шаги и выпады. Бег скрёстным шагом в различных
направлениях. Прыжки боком через гимнастическую скамейку. Имитация
передвижений в игровой стойке вправо-влево. Выпрыгивание из приседа.
Повороты, вращения и наклоны туловища в различных направлениях.
Перемещение в 3-х метровой зоне. Отжимание, подтягивание. Упражнения
для развития мышц рук и верхней части туловищ: упражнения с набивными
мячами разного веса: метание двумя, одной рукой в различных направлениях.
Метание теннисного мяча на дальность и точность попадания в заданную цель.
Имитация ударов без ракетки, с ракеткой.
Раздел 5. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: зачет.
Планируемые результаты
Стартового уровня (1 года обучения)
Предметные результаты:
− знание
терминологии
разучиваемых
упражнений,
их
функциональный смысл и направленность воздействия на организм;
− правильное выполнение комплексов общей и специальной
физической подготовки, технической подготовки в настольном теннисе.
Метапредметные результаты:
− развиты
физические
способности
(гибкость,
быстрота,
выносливость, равновесие, анаэробные возможности, координационные
способности);
− развиты
навыки
самостоятельных
занятий
физическими
упражнениями во время игрового досуга, соревновательной деятельности.
Личностные результаты:

− развиты навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми,
групповой сплоченности и социальной активности.
− сформированы установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Базовый уровень (2 год обучения)
Цель – создание условий для физического развития и оздоровления
учащихся, а также становления их личности, посредством приобщения к
занятиям настольным теннисом.
Задачи.
Обучающие:
1. Обучить базовым приёмам техники игры и тактическим действиям.
2. Сформировать стойкий интерес к тренировочным занятиям
настольного тенниса.
Развивающие:
1. Развить гармоничные физические способности, укрепление
здоровья, закаливание организма.
2. Развить навыки соревновательной деятельности в соответствии с
правилами настольного тенниса.
Воспитательные:
1. Воспитать специальные способности (гибкости, быстроты,
ловкости) для успешного овладения навыками игры.
2. Воспитать дисциплинированность и трудолюбие.
Учебный тематический план
2 года обучения
Наименование разделов, тем
1. Введение. Общая физическая подготовка
(ОФП)
2. Технико-тактическая подготовка (ТТП)
2.1.

Эволюция настольного тенниса

Основы техники: подрезка слева.
2.2. Накаты.
Турнир
2.3.
3. Игры
4. Специальная физическая подготовка (СФП)
5.Промежуточная (итоговая) аттестация
Итого:

Количество часов
всег теори практик
о
я
а

Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение

40

3,0

37,0

126

3,5

122,5

2

0,5

1,5

Наблюдение
Наблюдение

84

2,0

82,0

Наблюдение

40

1

39

Наблюдение

38
8
4
216

2,0
0,1
–
8,6

36
7,9
4
207,4

Наблюдение
Наблюдение
Зачет

Содержание учебного тематического плана
2 год обучения
Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория: введение. Постановка целей и задач на новый учебный год.
Функции ОФП. Оздоровительные свойства физических упражнений.
Образ жизни, как фактор здоровья. Гигиена спортивной одежды и обуви,

режим
дня,
закаливание.
Правила
дыхания
при
выполнении
общеразвивающих упражнениях, ходьбе, беге, прыжках.
Практика: ходьба на носках, на пятках, на внешней и внутренней
стороне ступни, с пятки на носок. Бег медленный, змейкой, с изменением
направления движения. Бег на короткие дистанции на время, челночный бег.
Упражнения на развитие подвижности в суставах рук и ног. Вращение в
лучезапястных локтевых плечевых суставах. Сгибание и разгибание стоп ног.
Повороты вращения туловища в различных направлениях. Прыжки
различными способами. Комплексы дыхательной гимнастики. Комплексы
упражнений для формирования правильной осанки.
Раздел 2. Технико - тактическая подготовка (ТТП)
Тема 2.1. Эволюция настольного тенниса
Теория: история развития настольного тенниса за рубежом и в нашей
стране, успехи российских спортсменов в соревнованиях. Совершенствование
техники. Техника передвижений в игровой стойке со сменой зон.
Практика: имитация передвижений в игровой стойке со сменой зон
(передвижения влево – вправо, вперед – назад, по «треугольнику»- вперед –
вправо – назад, вперед – влево – назад), попадание мяча в мишень на полу
после отскока от стены.
Тема 2.2. Основы техники: подрезка слева
Теория: подрезка слева. Исходное положение рук, ног, туловища при
подготовке к удару. Наблюдение за полетом мяча. Работа кисти, предплечья,
плеча, туловища и ракетки во время удара. Контакт мяча с ракеткой. техника
подач слева с нижним вращением мяча. Прием подач.
Практика: подрезка слева. Исходное положение рук, ног, туловища при
подготовке к удару. Наблюдение за полетом мяча. Работа кисти, предплечья,
плеча, туловища и ракетки во время удара. Контакт мяча с ракеткой. Накат
справа, слева из двух точек стола, по диагонали, по прямой. Работа с большим
количеством мячей. Игра на счет. Подача слева с нижним вращением мяча.
Тренировка подач. Подача в определенную зону. Прием подач. Способы
приема подач, выскакивающих за заднюю линию стола.
Тема 2.3. Турниры
Теория: правила проведения турнира.
Практика: игра на счет разученными ударами.
Раздел 3. Игры
Теория: правила игры.
Практика: игры с бегом. Игры с бросанием и ловлей мяча. Игры на
ориентирование в пространстве. Игры с ракеткой и мячом. Спортивные игры:
хоккей, бадминтон, боулинг, футбол, пионербол. Эстафеты с бегом, мячом,
ракеткой, шуточные эстафеты.
Раздел 4. Специальная физическая подготовка (СФП)
Теория: теоретический инструктаж.
Практика: упражнения для развития силы мышц ног и туловища
бег на короткие дистанции от 15 до 30 метров. Прыжки толчком одной
или двумя ногами в различных направлениях. Прыжки в приседе вперёд-

назад, влево-вправо. Приставные шаги и выпады. Бег скрёстным шагом в
различных направлениях. Прыжки боком через гимнастическую скамейку.
Имитация передвижений в игровой стойке вправо-влево. Прыжки на скакалке.
Выпрыгивание из приседа. Повороты, вращения и наклоны туловища в
различных направлениях. Перемещение по «треугольнику». Отжимание.
Упражнения для развития мышц рук и верхней части туловища с набивными
мячами разного веса: метание двумя, одной рукой в различных направлениях.
Метание теннисного мяча на дальность и точность попадания в заданную цель.
Имитация ударов без ракетки, с утяжеленной ракеткой.
Раздел 5. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: зачет.
Планируемые результаты
Базового уровня (2 года обучения)
Предметные результаты:
− обучен базовым приёмам техники игры и тактических действий;
− сформирован стойкий интерес к тренировочным занятиям
настольного тенниса.
Метапредметные результаты:
− развиты гармоничные физические способности, укрепление
здоровья, закаливания организма;
− развиты навыки соревновательной деятельности в соответствии с
правилами настольного тенниса.
Личностные результаты:
− воспитаны специальные способности (гибкости, быстроты,
ловкости) для успешного овладения навыками игры.
− воспитана дисциплинированность и трудолюбие.
Продвинутый уровень (3 год обучения)
Цель – общее физическое воспитание учащихся и развитие у них
устойчивого интереса к спорту, формирование знаний, умений и навыков игры
в настольный теннис.
Задачи.
Обучающие:
1. Обучить навыкам игры в настольный теннис через расширение
техники и приёмов.
2. Обучить совместному разбору игр, выработка навыков судейства
теннисной игры.
3. Обучить применению современного спортивного инвентаря и
оборудования.
Развивающие:
1. Развить физические способности, укрепление здоровья.
2. Развить специальную физическую подготовку с применением
игровой деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитать умение планировать, регулировать, контролировать и

оценивать свои действия.
2. Воспитать умение совместно договариваться о правилах общения и
поведения и следовать им.
Учебный тематический план
3 года обучения
Наименование разделов, тем
1. Введение. Общая физическая подготовка
(ОФП)
2. Технико-тактическая подготовка (ТТП)
Основы техники: подрезка справа.
2.1. Накаты.
2.2. Турнир
3. Игры
4. Специальная физическая подготовка (СФП)
5.Промежуточная (итоговая) аттестация
Итого:

Количество часов
всег теори практик
о
я
а
40

3,0

37,0

Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение

126

3,5

122,5

Наблюдение

86

2,5

83,5

Наблюдение

40
38
8
4
216

1
2,0
0,1
–
8,6

39
36
7,9
4
207,4

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Зачет

Содержание учебного тематического плана
3 год обучения
Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория: Введение. Постановка целей и задач на новый учебный год.
Функции ОФП. Оздоровительные свойства физических упражнений. Что
влияет на формирование осанки. Гигиена спортивной одежды и обуви, режим
дня, закаливание.
Практика: ходьба на носках, на пятках, на внешней и внутренней
стороне ступни, с пятки на носок. Бег медленный, змейкой, с изменением
направления движения. Бег на короткие дистанции на время, челночный бег.
Упражнения на развитие подвижности в суставах рук и ног. Вращение в
лучезапястных локтевых плечевых суставах. Сгибание и разгибание стоп ног.
Повороты вращения туловища в различных направлениях. Прыжки
различными способами. Комплексы дыхательной гимнастики. Комплексы
упражнений для формирования правильной осанки.
Раздел 2. Технико - тактическая подготовка (ТТП)
Тема 2.1. Основы техники: подрезка справа
Теория: Исходное положение рук, ног, туловища при подготовке к
удару. Наблюдение за полетом мяча. Работа кисти, предплечья, плеча,
туловища и ракетки во время удара. Контакт мяча с ракеткой. Техника подач
справа с нижним вращением мяча. Прием подач. Правила ведения счета.
Практика: подрезка справа. Исходное положение рук, ног, туловища
при подготовке к удару. Наблюдение за полетом мяча. Работа кисти,
предплечья, плеча, туловища и ракетки во время удара. Имитация
передвижений в правосторонней стойке. Контакт мяча с ракеткой. Накат
справа, слева из левой зоны стола. Сочетание откидки слева и наката справа.

Сочетание наката слева и подрезки справа. Сочетание накатов и подрезок.
Повороты при ударах слева и справа. Подача справа с нижним вращением
мяча. Тренировка подач. Подача в определенную зону. Прием подач. Способы
приема подач, выскакивающих за заднюю линию стола. Работа с большим
количеством мячей. Судейство: счет на счетчике.
Тема 2.2. Турнир
Теория: правила проведения турнира одиночных игр.
Практика: игра на счет.
Раздел 3. Игры
Теория: правила игры.
Практика: игры с бегом. Игры с бросанием и ловлей мяча. Игры на
ориентирование в пространстве. Игры с ракеткой и мячом. Спортивные игры:
хоккей, бадминтон, боулинг, футбол, пионербол. Эстафеты.
Раздел 4. Специальная физическая подготовка (СФП)
Теория: теоретический инструктаж.
Практика: Упражнения для развития силы мышц ног и туловища.
Бег. Прыжки. Приставные шаги и выпады. Отжимание. Имитация
передвижений в игровой стойке вправо-влево. Выпрыгивание из приседа.
Перемещение в 3-х метровой зоне. Повороты, вращения и наклоны туловища
в различных направлениях. Упражнения для развития мышц рук и верхней
части туловища с набивными мячами разного веса: метание двумя, одной
рукой в различных направлениях. Метание теннисного мяча на дальность и
точность попадания в заданную цель. Имитация ударов без ракетки, с
утяжеленной ракеткой.
Раздел 5. Итоговая аттестация.
Практика: зачет.
Планируемые результаты
Продвинутого уровня (3 года обучения)
Предметные результаты:
− обучен навыкам игры в настольный теннис через расширение техник
и приёмов;
− обучен совместному разбору игр, выработка навыков судейства
теннисной игры;
− обучен применению современного спортивного инвентаря и
оборудования.
Метапредметные результаты:
− развиты физические способности, укрепление здоровья;
− развита специальная физическая подготовка с применением игровой
деятельности.
Личностные результаты:
− воспитано умение планировать, регулировать, контролировать и
оценивать свои действия;
воспитано умение совместно договариваться о правилах общения и
поведения и следовать им.

Продвинутый уровень (4 год обучения)
Цель – Обеспечение всестороннего физического развития учащихся и
формирование устойчивого интереса к занятиям спортом через освоение
техники и тактики игры в настольный теннис.
Задачи.
Обучающие:
1.
Освоение базовых и совершенствование продвинутых
технических приёмов игры в настольный теннис, включая подачу, приём,
удары, защиту и атакующие действия.
2.
Формирование навыков анализа игровых ситуаций, освоение
правил соревнований и основ судейства теннисных матчей.
3. Обучение правильному использованию современного теннисного
инвентаря: ракеток, мячей, столов и защитного оборудования
Развивающие:
1.
Укрепление здоровья учащихся через систематические
тренировки, развитие выносливости, силы, ловкости и координации
движений.
2.
Развитие специфических физических качеств теннисиста:
быстроты реакции, скорости перемещения, точности ударов и координации
движений в условиях игровой деятельности.
Воспитательные:
1.
Формирование навыков планирования тренировочного
процесса, контроля выполнения упражнений и оценки результатов
собственной деятельности.
2.
Развитие умения работать в команде, договариваться о правилах
поведения и общения, соблюдать этические нормы спортивного
соперничества.
Учебный тематический план
4 года обучения
№

Наименование разделов, тем

1. Введение. Общая физическая подготовка
(ОФП)
2. Технико-тактическая подготовка (ТТП)
Основы техники: топ-спин справа, слева.
2.1
Накаты.
2.2 Турнир
3. Игры
4. Специальная физическая подготовка (СФП)
5.Промежуточная (итоговая) аттестация
Итого:

Количество часов
всег теори практик
о
я
а
40

3,0

37,0

Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение

126

3,5

122,5

Наблюдение

86

2,5

83,5

Наблюдение

40
38
8
4
216

1
2,0
0,1
–
8,6

39
36
7,9
4
207,4

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Зачет

Содержание учебного тематического плана
4 год обучения
Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП)

Теория: Введение. Постановка целей и задач на новый учебный год.
Функции ОФП. Оздоровительные свойства физических упражнений.
Мышечная система в организме человека. Закаливание как способ борьбы с
вирусами и укрепления здоровья.
Практика: ходьба на носках, на пятках, на внешней и внутренней
стороне ступни, с пятки на носок. Бег медленный, змейкой, с изменением
направления движения. Бег на короткие дистанции на время, челночный бег.
Упражнения на развитие подвижности в суставах рук и ног. Вращение в
лучезапястных локтевых плечевых суставах. Сгибание и разгибание стоп ног.
Повороты вращения туловища в различных направлениях. Прыжки
различными способами. Комплексы дыхательной гимнастики.
Раздел 2. Технико - тактическая подготовка (ТТП)
Тема 2.1. Основы техники: топ-спин справа, слева
Теория: Исходное положение рук, ног, туловища при подготовке к
удару. Наблюдение за полетом мяча. Работа кисти, предплечья, плеча,
туловища и ракетки во время удара. Контакт мяча с ракеткой. Техника подач
справа с нижним вращением мяча. Прием подач. Правила ведения счета.
Практика: топ-спин справа. Исходное положение рук, ног, туловища
при подготовке к удару. Наблюдение за полетом мяча. Работа кисти,
предплечья, плеча, туловища и ракетки во время удара. Имитация
передвижений в правосторонней стойке. Контакт мяча с ракеткой.
Топ-спин слева. Исходное положение рук, ног, туловища при
подготовке к удару. Наблюдение за полетом мяча. Работа кисти, предплечья,
плеча, туловища и ракетки во время удара. Имитация передвижений в
левосторонней стойке. Контакт мяча с ракеткой.
Накат справа, слева из левой зоны стола. Сочетание откидки слева и
наката справа. Сочетание наката слева и подрезки справа. Сочетание накатов
и подрезок. Работа с большим количеством мячей. Повороты при ударах слева
и справа. Подача справа с нижним вращением мяча. Тренировка подач. Подача
в определенную зону. Прием подач. Способы приема подач, выскакивающих
за заднюю линию стола. Судейство: счет на счетчике.
Тема 2.2. Турнир
Теория: правила проведения командных встреч.
Практика: игра на счет.
Раздел 3. Игры
Теория: правила игры.
Практика: игры с бегом. Игры с бросанием и ловлей мяча. Игры на
ориентирование в пространстве. Игры с ракеткой и мячом. Спортивные игры:
хоккей, бадминтон, боулинг, футбол, пионербол. Эстафеты.
Раздел 4. Специальная физическая подготовка (СФП)
Теория: теоретический инструктаж.
Практика: Упражнения для развития силы мышц ног и туловища.
Бег. Прыжки. Приставные шаги и выпады. Отжимание. Имитация
передвижений в игровой стойке вправо-влево. Передвижения в игровой стойке
передний скрестный и задний скрестный шаг. Выпрыгивание из приседа.

Перемещение в 3-х метровой зоне. Повороты, вращения и наклоны туловища
в различных направлениях. Упражнения для развития мышц рук и верхней
части туловища с набивными мячами разного веса: метание двумя, одной
рукой в различных направлениях. Метание теннисного мяча на дальность и
точность попадания в заданную цель. Имитация ударов без ракетки, с
утяжеленной ракеткой.
Раздел 5. Итоговая аттестация.
Практика: зачет.
Планируемые результаты
Продвинутого уровня (4 года обучения)
Предметные результаты:
− обучен базовым и продвинутым техническим арсеналом теннисиста,
применять приёмы в игровых ситуациях;
− обучен анализировать игровые ситуации, принципам судейства
соревнований;
− обучен подбирать оптимальную экипировку, обслуживать игровой
инвентарь.
Метапредметные результаты:
− повышение уровня общей выносливости, развитие силы и ловкости,
улучшение координации движения, укрепление здоровья;
− повышение
скорости
перемещения,
быстроты
реакции,
совершенствование координации в игровых условиях.
Личностные результаты:
− воспитано умение контролировать выполнение упражнений,
анализировать эффективность тренировки, способность планировать
тренировочный процесс;
− воспитано умение работать в команде, навыки спортивного общения,
способность соблюдать этические нормы соперничества.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Начало
Окончания
Период
обучения по обучения по
обучения
программе
программе
1 период 15 сентября
2 период 09 января

30 декабря
31 мая

Всего учебных Количество
недель
учебных часов
15 недель
21 недель

144
216

Режим занятий
2 раза в неделю по
2 часа
3 раза в неделю по
2 часа

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: для создания условий
реализации программы занятия проводятся в спортивном зале:
соответствующее СанПиНам освещение, горячая и холодная вода. Для
организации работы спортивный зал должен быть оборудован столами для
настольного тенниса, спортивным инвентарем.

Сведения о доступе к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным
сетям:
наличие
в
образовательном учреждении подключения к сети Интернет. Скорость
подключения - 2 Мбит/сек и выше. Подключение к Wi-Fi – да.
Информационно-методическое обеспечение:
• дидактические
материалы:
методическое
пособие
«Физиологические особенности учащихся на занятиях настольным
теннисом», методические разработки заданий к занятиям;
• наглядные пособия: комплекс плакатов «Правила поведения на
уроках физкультуры», комплекс плакатов «Техника безопасности на уроках
физкультуры», 4 плаката с методическим сопровождением «Техника
безопасности на уроках физкультуры».
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды и формы контроля:
• текущий контроль осуществляется в ходе выполнения задания
методом наблюдения, фронтального опроса для проверки уровня освоения
программного материала в повседневной учебной деятельности.
• промежуточная (итоговая) аттестация проводится в конце года в
форме зачета.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
1 уровень – высокий, полное освоение содержания образования (80100%).
2 уровень – средний, частичное освоение содержания программы (5080%), но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки.
3 уровень – низкий, не полностью освоил содержание программы (3050%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении
практических заданий.
Оценочные материалы:
1. Карта мониторинга «Контрольные нормативы по общей и
специальной физической подготовке учащихся» (приложение 1).
2. Карта мониторинга «Контрольные нормативы по технической
подготовке учащихся» (приложение 2).
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации
дополнительная общеразвивающая программа осуществляется педагогами
дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства
труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа
жизни / О.С. Аранская. – М.: Педагогика, 2012.
2. Белкин А.С. Возрастная педагогика / А.С. Белкин. – Екатеринбург,
2009.
3. Галанов А.С. Игры, которые лечат / А.С. Галанов. – М., 2009.
4. Глазырина Л.Д. Методика физвоспитания детей младшего
школьного возраста / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2010.
5. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 15 классы / Н.И. Дереклеева – М.: ВАКО, 2007 г.
6. Казина О.Б. Весёлая физкультура для детей и их родителей /
О.Б.Казина. – Ярославль, 2012.
7. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические
разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр
для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г.
8.
Логвин, В.П. Лабораторный практикум по учебной дисциплине
«Физиология спорта» / В.П. Логвин, Т.В. Лойко, Н.В. Жилко; под общ. ред.
В.П. Логвин; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск:
БГУФК, 2013. – 88 с.
9.
Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле –
здоровый дух. Учебное пособие для ученика и учителя / А.Н. Маюров. - М.:
Педагогическое общество России, 2004.
10. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице / С.А. Миняева. –
М., 2012.
11. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа /
О.Н.Моргунова. – Воронеж, 2009.
12. Останко Л.В. Оздоровительная гимнастика / Л.В. Останко. – СПб.,
2006.
13. Подвижные игры: 1–4 классы / Авт.-сост. Патрикеев А.Ю. – М.:
ВАКО, 2007.
14. Руководство к практическим занятиям по физиологии человека:
учеб.пособие для вузов физической культуры / Под общей ред. А.С.
Солодкова; СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. – М.: Советский спорт, 2006. – 192
с.
15. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии
в работе учителя и Школы / Н.К. Смирнов - М.: АРКТИ, 2003.

16. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная.
Возрастная: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – изд. 3-е, испр. и доп. –
М.: Советский спорт, 2008. – 620 с.
17. Тристан, В.Г. Физиология спорта: Учебное пособие / В.Г.Тристан,
О.В. Погадаева. - Омск: СибГУФК, 2003. – 92 с.
Информационные образовательные ресурсы, в том числе цифровые
образовательные ресурсы
1. Официальный сайт Федерации настольного тенниса России
(http://www.ttfr.ru).
2. Обучающее
видео
по
настольному
теннису
(https://www.propingpong.ru/video.php?subsection=15).
3. Настольный теннис – видео уроки (https://sol-x.ru/sport/ pingpong/).
Литература для учащихся, родителей (законных представителей):
1. Волошина Л.Н. Игры с элементами спорта / Л.Н. Волошина,
Т.В. Курилова. – М., 2004.
2. Портал
о
фитнесе.
–
Режим
доступа:
http://fitnesburg.ru/gloss/nastolnyi_tennis
3. Про пинг-понг. – Режим доступа: http://www.propingpong.ru
4. Фатеева Л.П. Подвижные игры, эстафеты / Л.П. Фатеева. –
Ярославль, 2005.
5. Федерация настольного тенниса России. – Режим доступа:
http://ttfr.ru/
6. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек /
С.О.Филиппова – СПб., 2001.

Приложение 1
Карта мониторинга «Контрольные нормативы по общей и
специальной физической подготовке»
Возраст
пол
Наименование
№ упражнений
Бег 30 м. с ходу (с)
1.

2.
3.
4.

5.

Челночный бег
3*10 м (с)
Прыжок в длину с
места (см)
Метание
теннисного мяча в
цель дистанция 6
м.(кол. попаданий)
Сгибание туловища
лежа на спине (раз)

7-9
д

м

10 - 11

12 - 13

д

д

м

м

14 - 15
д

м

16-17
д

м

Приложение 2
Карта мониторинга «Контрольные нормативы по технической
подготовке»
Наименование
технического
приема
Откидка слева
со всего стола
(количество
ошибок за 3
мин.)
Подача
откидкой слева

1 год
Кол-во
ударов
в серию

2 год
Кол-во
ударов в
серию
-

Откидка
(подрезка)
справа
Игра на столе с
тренером
(количество раз)

Оценка выполнения
хорошо

-

-

-

-

хорошо

-

-

удовлетворительно
хорошо
удовлетворительно

Накат слева по
диагонали

Подача справа
накатом

4 год
Кол-во
ударов в
серию

удовлетворительно

Накат справа по
диагонали

Сочетание
наката справа и
слева
Подача слева
накатом

3 год
Кол-во
ударов в
серию
-

хорошо
удовлетворительно
-

хорошо

-

удовлетворительно

-

хорошо

-

удовлетворительно

-

хорошо

-

удовлетворительно

-

-

хорошо

-

-

удовлетворительно
хорошо
удовлетворительно

Примечание:
Испытания проводятся в серии из 10 подач по диагонали.
Удары выполняются при игре с тренером (партнёром).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».