ДОП Хоровод народов

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества (ДДТ «Химмашевец»)
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
(протокол № 1 от 27.08.2025 г.)

УТВЕРЖДАЮ
Директор ДДТ «Химмашевец»
_______________М.М. Симонова
27.08.2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Хоровод народов»

Художественная направленность
Возраст учащихся: 6-8 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Кошкарова Полина Табрисовна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2025

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ .................................................................. 3
1.1. Пояснительная записка .................................................................................... 3
1.2. Цели и задачи программы ............................................................................... 7
1.3. Планируемые результаты ................................................................................ 7
1.4. Содержание программы .................................................................................. 8
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ............................ 10
2.1. Календарный учебный график ...................................................................... 10
2.2. Условия реализации программы................................................................... 10
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .............................. 11
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................. 12
Приложение 1 ........................................................................................................ 13
Приложение 2 ........................................................................................................ 14
Приложение 3 ........................................................................................................ 15

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Хоровод народов»
художественной направленности разработана в соответствии с требованиями
в образовании, отраженными в следующих документах:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 года №
295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года
№ 678-р.
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 года № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
6.
Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2015
года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания,
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 года № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
10. Устав
Муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 21.08.2015 года № 1497/46/36.

4

11. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе от 09.01.2024 года № 3 Муниципального
автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского
(юношеского) творчества «Химмашевец».
В современном российском образовании особое внимание уделяется
универсальности знаний, а также повышению не только интеллектуального
уровня, но и духовной составляющей общества.
Программа соотносится с тенденциями развития дополнительного
образования и, согласно Концепции развития дополнительного образования,
способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся.
Этнокультурное воспитание подразумевает освоение и принятие
учащимися ценностей, нравственных установок и моральных норм, осознание
культурной принадлежности к тому народу, представителем которого он
является и в среде которого живет, посредством изучения народной культуры.
Разработка данной дополнительной общеразвивающей программы
обусловлена социокультурными потребностями и целевыми установками на
сохранение традиционной культуры народов России, духовно-нравственное
воспитание и приобщение учащихся к традиционной народной культуре.
Программа формирует культурную идентичность: в условиях
глобализации и культурного обмена важно, чтобы учащиеся знали и ценили
свое культурное наследие. Изучение народов России помогает осознавать
свою принадлежность к многонациональному обществу и развивать уважение
к различным культурам.
Программа способствует формированию у учащихся толерантного
отношения к представителям других народов. Знакомство с традициями и
праздниками различных этнических групп помогает развивать эмпатию и
понимание, что особенно важно в многонациональной стране.
Изготовление творческих проектов в технике «скрапбукинг», связанных
с народными традициями, позволяет развивать свои художественные и
творческие навыки. Это способствует не только самовыражению, но и
развитию мелкой моторики, воображения и креативного мышления.
Первая часть занятия: изучение нового материала (народы России,
праздники,
традиции)
в
интерактивной
форме
(видеоматериал,
аудиоматериал, презентация, веб-викторина, квест, игра и другое).
Вторая часть занятия: изготовление творческого продукта (открытка,
фотокарточка, картинка, альбом, коллективная работа и другое) в технике
«скрапбукинг».
Занятия скрапбукингом являются мощным инструментом для развития
как творческого потенциала детей, так и их духовно-нравственных качеств.

5

Скрапбукинг (от англ. scrapbooking, от scrap − вырезка и book − книга,
то есть «книга из вырезок») представляет собой вид рукодельного искусства,
связанный с созданием и оформлением семейных или личных фотоальбомов.
Этот процесс позволяет не только сохранить важные моменты жизни, но и
выразить свою индивидуальность и креативность через использование
различных материалов, декоративных элементов и уникальных композиций.
Скрапбукинг помогает рассказывать истории и передавать воспоминания в
визуально привлекательной форме, создавая настоящие произведения
искусства.
Уникальность программы заключается в изучении культурного
наследия различных народов, что формирует у учащихся положительное
восприятие многообразия, способствует созданию позитивного имиджа
России как многонационального и многокультурного государства.
Программа разработана с учетом потребностей и запросов учащихся и
родителей (законных представителей).
Воспитательный потенциал. Создание и поддержка воспитательной
среды общения и успешной деятельности, формирование межличностных
отношений на основе российских традиционных духовных ценностей
осуществляется на каждом из учебных занятий.
Формы: основная – учебное занятие, дополнительные – праздники.
Методы: метод убеждения, метод положительного примера, метод
упражнений.
Анализ результатов: воспитательный процесс осуществляется в
условиях организации деятельности объединения в ДДТ «Химмашевец».
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе.
Профориентационная работа. На одном из занятий проводится играквиз: учащиеся в игровой форме знакомятся с профессиями прошлого и
придумывают профессии будущего.
Отличительные
особенности
программы:
в
отличие
от существующих дополнительных общеразвивающих программ: «Россия –
Родина моя» Горская И.С., «Мир народов: путешествие по культуре»
Зайченко А.А., ценность программы состоит в том, что она дополняет
школьное образование, предлагая учащимся возможность изучать культуру и
традиции в интерактивной и увлекательной форме. Это делает процесс
обучения более разнообразным и интересным, что способствует лучшему
усвоению материала.

6

Адресат программы: учащиеся в возрасте 6-8 лет.
Возрастные особенности: категория учащихся соответствует
младшему школьному возрасту. Анализируя психофизиологические
особенности детей младшего школьного возраста можно говорить о том, что
этот период онтогенеза характеризуется формированием учебной
деятельности, которая становится ведущей как способ усвоения человеческого
опыта. Младший школьный возраст с выявленной учебной деятельностью,
новообразованиями является сензитивным и обладает потенциальными
возможностями физического и духовного развития.
Общение со сверстниками играет важную роль в данный возрастной
период. Совместная творческая деятельность не только делает самооценку
более адекватной и помогает социализации детей младшего школьного
возраста в новых условиях, но и стимулирует их учебную деятельность,
формирование высших психических функций.
Количество учащихся в группе до 11 человек. Набор учащихся
свободный, состав группы – постоянный, разновозрастной. На период
обучения возможен прием учащихся в зависимости от возраста или
имеющихся специальных способностей. Образовательный процесс
организуется в традиционной форме.
При запросе родителей (законных представителей) возможна
реализация индивидуального образовательного маршрута учащегося по
индивидуальному плану.
Объем программы: 36 часов.
Срок освоение программы: 1 год обучения.
Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 учебному часу.
Продолжительность одного академического часа – 30 минут.
Продолжительность перемены – 10 минут.
Уровень освоения программы: стартовый уровень – используются
и реализуются общедоступные и универсальные формы организации
материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Формы обучения: коллективная, групповая, работа в парах.
Формы занятий: беседа, практические занятия, мастер-класс, игровые
занятия, праздник, квиз, квест.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: наблюдение; устный опрос.

7

1.2. Цели и задачи программы
Цель программы – формирование художественно-эстетических
компетенций и национального самосознания посредством создания авторских
творческих проектов в технике «скрапбукинг».
Задачи программы.
Обучающие:
1.
Обучить основам техники скрапбукинга, включая работу с
различными материалами и инструментами.
2.
Развить умения композиционного построения и цветоведения в
создании скрапбукинг-проектов.
3.
Сформировать знания о культурных традициях и народном
творчестве народов России.
Развивающие:
1.
Развить художественно-творческие способности и креативное
мышление.
2.
Сформировать навыки работы с информацией о культурном
наследии народов России.
3.
Развить пространственное воображение и мелкую моторику.
Воспитательные:
1. Сформировать устойчивое, уважительное отношение к культуре
родной страны.
2. Воспитать инициативность, самостоятельность.
3. Воспитать доброжелательное отношение к сверстникам, развитие
конфликтологической компетентности.
1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты:
1.
Обучены основам техники скрапбукинга, включая работу с
различными материалами и инструментами.
2.
Развиты умения композиционного построения и цветоведения в
создании скрапбукинг-проектов.
3.
Сформированы знания о культурных традициях и народном
творчестве народов России.
Метапредметные результаты:
1.
Развиты художественно-творческие способности и креативное
мышление.
2.
Сформированы навыки работы с информацией о культурном
наследии народов России.

8

3.

Развито пространственное воображение и мелкая моторика.

Личностные результаты:
1. Сформировано устойчивое, уважительное отношение к культуре
родной страны.
2. Воспитана инициативность, самостоятельность.
3. Воспитано доброжелательное отношение к сверстникам, развитие
конфликтологической компетентности.
1.4. Содержание программы
Учебный тематический план
№

Наименование раздела, темы

1. Народы России по численности

Количество часов
всего теория

Формы
аттестации/контроля

практика

10

2

8

1.1 Русские

2
2

1,6
1,6

Наблюдение

1.2 Татары

0,4
0,4

1.3. Чеченцы

2

0,4

1,6

Наблюдение

1.4. Башкиры

2

0,4

1,6

Наблюдение

1.5. Чуваши

2

0,4

1,6

Наблюдение

2. Русские народные праздники
2.1 Рождество
2.2 Масленица
2.3. Пасха
2.4 Иван Купала
3. Народные сказки, уральские
сказы
4. Открытки на календарные
праздники
4. Промежуточная (итоговая)
аттестация
ИТОГО:

8
2
2
2
2

1,6
0,4
0,4
0,4
0,4

6,4
1,6
1,6
1,6
1,6

10

2

8

Наблюдение

7

1

6

Наблюдение

1

-

1

Опрос, наблюдение

36

6,6

29,4

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. Народы России по численности
Тема 1.1. Русские
Теория: правила техники безопасности нахождения в кабинете, правила
поведения на занятиях. Изучение основ в технике «скрапбукинг». Знакомство
с традициями и обычаями русских.
Практика: изготовление творческих проектов в технике «скрапбукинг»
в русском народном стиле.

9

Тема 1.2. Татары
Теория: знакомство с традициями и обычаями татар.
Практика: изготовление творческих проектов в технике «скрапбукинг»
с использованием татарского орнамента и узоров.
Тема 1.3. Чеченцы
Теория: знакомство с традициями и обычаями чеченцев.
Практика: изготовление творческих проектов в технике «скрапбукинг»
с народным чеченским орнаментом.
Тема 1.4. Башкиры
Теория: знакомство с традициями и обычаями башкир.
Практика: изготовление творческих проектов в технике «скрапбукинг»
с национальным башкирским орнаментом.
Тема 1.5. Чуваши
Теория: знакомство с традициями и обычаями чуваш.
Практика: изготовление творческих проектов в технике «скрапбукинг»
с национальным чувашским орнаментом.
Раздел 2. Русские народные праздники
Тема 2.1. Рождество
Теория: история праздника. Символы праздника (ель, Вифлеемская
звезда, ангел, вертеп и другое)
Практика: изготовление творческих проектов в технике «скрапбукинг»
на рождественскую тему.
Тема 2.2. Масленица
Теория: история праздника. Символы праздника (блины, чучело,
гулянья, забавы и другое).
Практика: изготовление творческих проектов в технике «скрапбукинг»
в преддверие масленицы.
Тема 2.3. Пасха
Теория: история праздника. Символы праздника (яйцо, кулич, пасха,
свеча и другое). Традиции празднования.
Практика: изготовление творческих проектов в технике «скрапбукинг»
при подготовке к празднованию Пасхи.
Тема 2.4. Иван Купала
Теория: история праздника. Символы праздника (огонь-вода, цветок
Иван-да-Марья, обряды, венок, костер и другое).
Практика: изготовление творческих проектов в технике «скрапбукинг»
накануне народного праздника Иван Купала.
Раздел 3. Народные сказки, уральские сказы
Теория: чтение и изучение народных сказок, уральских сказов.

10

Практика: изготовление творческих проектов в технике «скрапбукинг»
по сказкам и сказам «Гуси- Лебеди», «Василиса Прекрасная», «Баба Яга»,
«Лисичка со скалочкой», «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка»,
«Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Ласточка».
Раздел 4. Открытки на календарные праздники
Теория: история создания праздников: день народного единства, новый
год, международный женский день, день защитника отечества, день
космонавтики, день победы,
Практика: изготовление творческих проектов в технике «скрапбукинг»
на календарные государственные праздники.
Раздел 5. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: устный опрос, изготовление открытки на свободную тему.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Начало
Окончания
Период
обучения по обучения по
обучения
программе
программе
1 период 15 сентября 30 декабря
2 период 09 января
31 мая

Всего учебных Количество
недель
учебных часов
15 недель
21 неделя

36

Режим занятий
1 раз в неделю по
1 часу

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: для создания условий
реализации программы занятия проводятся в специально оборудованном
кабинете: соответствующее СанПиНам освещение, горячая и холодная вода,
шкафы, парты, стулья.
Сведения о доступе к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям:
Наличие в образовательном учреждении подключения к сети Интернет
– да.
Скорость подключения - 2 Мбит/сек и выше.
Подключение к Wi-Fi – да.
Информационное
обеспечение:
аудиовизуальные
материалы
(презентации, видеоролики, изображения).
Основные материалы и инструменты:
Бумага: разнообразные виды бумаги (цветная, текстурированная,
дизайнерская) для создания страниц и элементов.
Картон (белый размер А4).
Ножницы: обычные и фигурные ножницы для вырезания.

11

Клей.
Ленты и украшения: бусины, стразы, наклейки, ленты, пуговицы и
другое.
Фотографии, цветные картинки и изображения.
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации
дополнительная общеразвивающая программа осуществляется педагогами
дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства
труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды контроля:
− текущий контроль осуществляется в ходе выполнения
практического задания по каждому разделу методом наблюдения,
теоретические знания проверяются в ходе беседы или фронтального опроса.
− тематический контроль проводится по окончании каждой темы.
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в соответствии
с разработанными критериями оценки результатов реализации программы
в форме опроса.
Критерии оценки результатов реализации программы:
− усвоение знаний, умений, навыков по базовым разделам программы;
− личностный рост, развитие общительности, взаимодействие
с учащимися в ходе создания индивидуальных проектов.
− формирование интереса и уважительного отношение к культурам
разных народов.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
1 уровень – высокий, полное освоение содержания образования (80100%).
2 уровень – средний, частичное освоение содержания программы (5080%), но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки.
3 уровень – низкий, не полностью освоил содержание программы (3050%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении
практических заданий.
Оценочные материалы:
1. Карты наблюдения развития коммуникативных навыков учащегося
(Приложение 1).

12

2. Карты наблюдения за освоением содержания программы
(Приложение 2).
3. Карта наблюдения развития практических умений учащихся
(Приложение 3).
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. –
Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. – 104 с.
2. Воронина, Г. Оригинальные подарки в техниках скрапбукинга / Г.
Воронина. – М.: Эксмо, 2011. – 678 c.
3. Елисеева, А. В. Скрапбукинг / А.В. Елисеева. – М.: Харвест, 2012. –
160 c.
4. Каминская, Е.А. Скрапбукинг : искусство оформления фотографий и
фотоальбомов / Е.А. Каминская. – М.: Рипол классик, 2012. – 254 с.
5. Михеева, А. Скрапбукинг : Домашний декор / А. Михеева. – М.:
Суфлер, 2013. – 111 с.
6. Николаенко, В.М. Психология и педагогика / В.М. Николаенко. – М.:
ИНФА-М, 2000. – 175 с.
7. Степанова, А.В. Воспитательный процесс: изучение эффективности:
методические рекомендации / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: АСТ, 2016. – 288
с.
Литература для учащихся и родителей (законных представителей):
1. Журнал «СКРАПБУКИНГ. Творческий стиль жизни» – 64 с.
Издательство: Хобби и Ты.
2. Линд, Х. Бумажная мозаика / Х. Линд. – М.: Айрис, 2007. – 32 с.
3. Михеева, А. Скрапбукинг. Домашний декор / А. Михеева. – М.:
Суфлер, 2013. с 112 c.
4. Чилверс, Я. Путеводитель по искусству / Я. Чилверс. – М.: Радуга,
2004. –688 стр.
Интернет ресурсы:
1. Scrap&Decor. Обучение скрапбукингу. – Режим доступа:
https://ru.pinterest.com/scrapanddecor/.
2. Журнал
о
скрапбукинге
Skraboo.
–
Режим
доступа:
https://www.scraboo.ru/tips/scrapbooking-dlya-nachinayuschih/.
3. Скрапбукинг
–
с
чего
начать?.
–
Режим
доступа:
https://www.youtube.com/playlist?list=PLZwXRbW84kimPnmQxd7lrwnRGjx1Q
6wJW.

13

Приложение 1
Карта наблюдения развития коммуникативных навыков
учащегося
Ф.И_________________________
1

Любит быть на людях

2

Открытый

3

5

Обращается за помощью к
другим детям
Обращается за помощью к
взрослому
Яркая мимика, жесты

6

Эмоционален в контакте

7

Готов
к
коллективной
деятельности
Глубокое общение

4

8

Результат 1

10987654321
10987654321
10987654321
10987654321
10987654321
10987654321
10987654321
10987654321
10987654321
10987654321
10987654321
10987654321
10987654321
10987654321
10987654321
10987654321

дата_________
Замкнутый общается с узким
кругом старых друзей
Скрытый
Остается с затруднениями один
Остается с затруднениями один
Слабо выраженная мимика,
жестикуляция
Не проявляет эмоций
Предпочитает индивидуальную
работу
Общение носит поверхностный
характер
Результат 2

14

Приложение 2
Карта наблюдения за освоением содержания программы
Фамилия, имя учащегося
__________________________________________
Дата проведения
__________________________________________________
Группа ___________
1 часть теоретическая: в форме опроса
1. Какие традиции русских ты знаешь? (Назови традиции и обычаи других
народов).
2. Расскажи, если у тебя в семье сохраняются какие-либо национальные
традиции?
3. Что нового ты узнал о России?
4. Назови пять русских народных сказок.
5. Ответь на вопрос: Почему ценятся Уральские сказы П.П. Бажова?
2 часть практическая
Изготовление открытки на свободную тему

15

Приложение 3

Сложность
выполнения
(от 0-5 баллов)

Работа с
различными
материалами

Цветоведение
(от 0-5 баллов)

Композиция
(от 0-5 баллов)

Техника
«скрапбукинг»
(от 0-5 баллов)

Карта наблюдения развития практических умений учащихся
№ Ф.И.
Практические умения
Итого
учащегося
баллов

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Результаты:
От 18 до 25 баллов – высокий уровень практических умений
От 11 до 18 баллов – средний уровень практических умений
От 1 до 11 баллов – низкий уровень практических умений


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».