ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»
(ДДТ «Химмашевец»)
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
(протокол № 1 от 27.08.2025 г.)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ДДТ «Химмашевец»
_______________М.М. Симонова
27.08.2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА *
«СЕКРЕТЫ РУКОДЕЛИЯ»
Художественная направленность
Возраст учащихся 11 – 17 лет
Срок реализации 3 года
Автор-составитель:
Алексеева Валентина Георгиевна
педагог дополнительного образования
Екатеринбург
2025
2
Содержание
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ............................................................................ 3
1.1. Пояснительная записка................................................................................................. 3
1.2. Цель и задачи программы ............................................................................................ 7
1.3. Содержание программы ............................................................................................... 8
1.4. Планируемые результаты ............................................................................................ 9
1.5. Основные характеристики по модулям .................................................................... 9
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ...................................23
2.1. Календарный учебный график..................................................................................23
2.2. Условия реализации программы ..............................................................................24
2.3 Формы контроля/аттестации и оценочные материалы.........................................25
2.4 Воспитательный работа............................................................................... 26
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................................28
Приложение 1 ........................................................................................................ 30
КАРТА мониторинга результатов обучения по модулю............................................30
«Секреты рукоделия»......................................................................................................... 30
3
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Секреты рукоделия» художественной направленности.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 года №
295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022
года № 678-р.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
4.
Федерации от 22.09.2021 года № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
6.
Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2015
года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
7.
от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания,
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 года № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
10.
Устав
Муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 21.08.2015 года № 1497/46/36.
11.
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе от 09.01.2024 года № 3 Муниципального
автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского
(юношеского) творчества «Химмашевец».
Содержание и формы дополнительного образования учащихся должны
обеспечивать сочетание воспитания и обучения.
4
Основу обучения составляет метод тематических заданий,
позволяющий органично сочетать организационный процесс восприятия
детьми народных образов и практическое участие в народном творчестве.
Детям дается представление о гармоничном сочетании различных видов
народного творчества с окружающей средой.
Важным звеном в реализации государственной политики в области
дополнительного образования детей является содержание, через которое
подрастающее поколение знакомится с приоритетными направлениями
развития науки и технологий Российской Федерации, получает возможность
развивать свои таланты и способности, получать опыт исследовательской и
проектной деятельности, знакомится с разнообразием возможностей и
достижений своей малой Родины и страны.
Воспитание в образовательном пространстве Российской Федерации
рассматривается как стратегический общенациональный приоритет. Одной
из задач развития дополнительного образования детей, в соответствии с
«Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р), является «организация воспитательной деятельности
на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского
общества и государства, а также формирование у детей и молодежи
общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской
ответственности».
В соответствии с Указом Президента № 474 от 21 июля 2020 г. «О
национальных целях развития России до 2030 года» в рамках цели
«возможности для самореализации и развития талантов» формируется
эффективная система выявления, поддержки и развития способностей у
детей и молодежи, основанная на принципах справедливости, всеобщности и
направленную
на
личностное
развитие,
самоопределение
и
профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Творчество всегда рассматривалось как человеческая деятельность
высшего уровня познания и преобразования окружающего и социального
мира. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек – форма
и способы его мышления, личностные качества, поэтому важно научить
детей ориентироваться в окружающем мире, найти себя и реализоваться в
деятельности, способствующей его духовному развитию.
Актуальность программы в том, что дополнительное образование в
современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и
социальную адаптацию учащихся на основе приобретения ими
компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессиональнотрудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. Вопрос
формирования трудовых навыков имеет большое значение для подготовки и
адаптации учащихся к самостоятельной жизни.
5
В программе на занятиях рукоделием предлагается использование
лоскутков ткани, шелковых лент, пряжи из которых можно сделать красивые
вещи, которые создают домашний уют, украшают одежду, создают
неповторимый образ. Окружающие нас вещи влияют на наше настроение и
самочувствие. Кроме того, каждая из этих вещей может служить подарком.
Изготовление этих изделий не требует больших материальных затрат. Это не
только забава, развитие, это и способ творческого самовыражения ребёнка,
развивающий фантазию, эстетический вкус, мышление, память.
Воспитательная
направленность
занятий
в
объединении
осуществляется в ходе целенаправленной работы по формированию
совокупности ценностных качеств личности: трудолюбия, ответственности,
дисциплинированности, дружеской взаимопомощи, бережного отношения к
окружающей среде, самостоятельности. В объединении в сотрудничестве с
родителями
соблюдаются
традиции,
организуются
праздничные
мероприятия, мастер-классы которые способствуют развитию у учащихся
коммуникативных навыков общения.
Полноценное использование воспитательного, образовательного и
развивающего потенциала данной программы создает прочную основу для
формирования творческого, интеллигентного человека, практически
владеющего различными видами деятельности и способного решать
возникающие перед ним задачи.
Новизна программы «Секреты рукоделия» заключается в следующих
особенностях:
• отбор образовательного содержания осуществляется на основе
традиций русского и зарубежного искусства (тематика индивидуальных и
коллективных коллекций, тематика проектных работ);
• использование
проектно-исследовательских
образовательных
технологий, связанных с поиском новых совершенных форм,
конструктивных решений, нестандартного использования материалов при
создании швейных и декоративно-прикладных изделий;
• организация разнообразных форм образовательных мероприятий,
нацеленных на выявление личностных достижений учащихся (выставка
мастерства, защита авторских проектов).
Отличительная особенность от аналогичных программ «Студия моды
и дизайна «Анютины глазки» (автор Т.Г. Финикова), «В стране рукоделия»
(автор Е.Ю. Мухаметшина) заключается в том, что предполагает
интегрированное изучение лоскутной техники, вязания крючком и техники
изготовления цветов из ткани с дальнейшим практическим применением в
создании неповторимого образа, что способствует самовыражению
6
творческой индивидуальности каждого учащегося. Программа построена по
принципу сотрудничества, сотворчества и содружества педагога, учащихся и
родителей.
Адресат программы программа рассчитана на учащихся
подросткового возраста (в основном девочек) в возрасте от 11 до 17 лет.
Именно в этом возрасте у девочек-подростков появляется осознанная
потребность в творчестве, желание утвердиться в собственном «Я». Этот
период приходится на переходный возраст подростков. Они стремятся
самоутвердиться в жизни, проявляют интерес к будущей профессии, пробуют
себя в различных областях созидательной деятельности.
Набор учащихся свободный. Количество учащихся в группе: 10
человек. На обучение возможен прием учащихся разных возрастов в
зависимости от их желаний и способностей. Комплектование творческого
объединения проводится без предварительного отбора. В процессе обучения
предусмотрено проведение добора учащихся в группы 1-го и 2-го годов
обучения. Для вновь поступивших учащихся подбираются задания,
позволяющие быстрее приобрести необходимые навыки. Образовательный
процесс организуется в традиционной форме.
Объем программы – 648 часов, 216 часов в год:
Срок освоение программы – 3 года, 72 недели (36 недель в год),
Форма обучения – очная. В период приостановки образовательной
деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными
инфекциями образовательный процесс организуется с применением
дистанционных технологий.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 3 учебных часа или 3 раза в
неделю по 2 учебных часа.
Уровень освоения программы: программа разноуровневая,
предполагает стартовый и базовый уровень освоения.
Стартовый уровень (1 год обучения) – используются и реализуются
общедоступные и универсальные формы организации материала,
минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Базовый уровень (2-3 годы обучения) – предполагает реализацию
материала, обеспечивающего освоение специализированных знаний,
создающего общую и целостную картину изучаемого предмета в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Формы обучения: фронтальная – одновременная работа со всеми
учащимися; групповая – организация работы в группах; индивидуально —
групповая – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
7
индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, выполнение
творческого проекта.
Формы занятий: в процессе обучения и воспитания могут
использоваться разнообразные формы занятий: лекции, беседы,
демонстрация видеоматериалов, упражнения, конкурсы, выставки, семинары,
мастер-классы, обучающие игры, ролевые игры, игры-путешествия, защита
проектов, экскурсии, тематические праздники. Главное при выборе форм и
методов проведения занятий сделать учащихся субъектами совместной
деятельности, поэтому изучение программы предусматривает активное
вовлечение учащихся в подготовку проведение занятий.
Формы подведения итогов реализации программы: фотоотчеты по
годам обучения; тематические выставки; творческие проекты. Формы
отслеживания и фиксации результатов: мониторинг развития качества
личности учащихся, мониторинг результатов обучения по программе.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие индивидуальных творческих
способностей, самовыражения и самореализации учащихся через обучение
технологиям изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.
Задачи программы.
Обучающие:
1. Ознакомить учащихся с историей ремесла и современными
техниками пэчворка, вязания и цветоделия.
2. Обучить технологии изготовления различных изделий в технике
«пэчворк», вязания крючком, «канзаши».
3. Научить использовать навыки художественно-декоративного
оформления одежды.
4. Научить качественно выполнять работу, рационально используя
материал и время.
Развивающие:
1. Развить общеучебные умения и навыки с целью обобщения их и
применения во всех сферах деятельности.
2. Развить творческий потенциал личности, способность оригинально
мыслить.
3. Научить использовать приобретенные знания и умения для
творческой самореализации при создании творческого проекта.
4. Развить воображение, фантазию, пространственное мышление.
5. Развить устойчивую потребность к сознательному выбору будущей
профессии и стиля жизни.
8
Воспитательные:
1. Сформировать интерес и уважительное отношение к культурам
разных народов.
2. Сформировать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
3. Воспитать бережное и экономное отношение к основным
материалам, оборудованию, приспособлениям.
4. Воспитать навыки трудолюбия, организованности, инициативности,
любознательности, добросовестного и ответственного отношения к делу.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
Название раздела
1
2
3
Пэчворк
Вязание крючком
Цветоделие
Конкурсы, тематические
мероприятия
Промежуточная (итоговая)
аттестация
Итого:
4
5
Количество часов
Общее кол3 год
во часов
99
279
99
285
30
1 год
2 год
90
96
12
90
90
18
12
12
12
36
6
6
6
18
216
216
216
648
Форма
аттестации
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Содержание программы строится с учетом преемственности в
изучении основ композиции, цветоведения. Содержание заданий может быть
скорректировано в связи с участием в мероприятиях, выставках или в
программу могут быть включены дополнительные задания, соответствующие
тематике определённой выставки или конкурса. Некоторые из заданий (по
выбору педагога) могут быть изменены в ходе экспериментально-поисковой
работы и проектной деятельности.
Содержание стартового уровня (1 год обучения) знакомит с
первоначальными знаниями. Знания и умения, формирующиеся у учащихся
являются залогом успешного освоения материала. В дальнейшем
приобретенные навыки позволят перейти на новый творческий уровень,
помогут работать в свободной и индивидуальной манере, разрабатывать
творческие проекты, самостоятельно оформлять и презентовать творческие
работы.
Содержание базового уровня (2-3 года обучения) углубляет и
совершенствует полученные знания через разработку творческих проектов по
разделам. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием
9
самосознания, решением задач профессионального
самосовершенствования, самостоятельности.
самоопределения,
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
• знание истории ремесла и современных технологий пэчворка,
вязания, цветоделия;
• знание технологии изготовления различных изделий в технике
«пэчворк», вязания крючком, изготовления цветов «канзаши»;
• знание способов решения проблем поискового характера и
использование навыков художественно-декоративного оформления одежды;
• качественно выполнять работу, рационально используя материал и
время.
Метапредметные результаты:
• способность использовать приобретенные знания и умения для
творческой самореализации при создании творческого проекта;
• использовать творческий потенциал личности, способность
оригинально мыслить;
• владение умениями и навыками с целью обобщения их и применения
во всех сферах деятельности;
• сформированность воображения, фантазии, пространственного
мышления;
• способность использовать устойчивую потребность к сознательному
выбору будущей профессии и стиля жизни.
Личностные результаты:
• сформирован интерес и уважительное отношение к культурам
разных народов;
• воспитаны навыки трудолюбия, организованности, инициативности,
любознательности, добросовестного и ответственного отношения к делу,
уважения к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;
• воспитан устойчивый интерес к декоративно-прикладному
творчеству;
• воспитано бережное и экономное отношение к основным
материалам, оборудованию, приспособлениям.
1.5. Основные характеристики по модулям
СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ (1 год обучения)
Цель – развитие творческих способностей, через знакомство учащихся
с основами лоскутной техники, вязания крючком и цветоделия.
Задачи:
10
Обучающие:
1. Научить
выполнять
все
технологические
операции
с
использованием рациональных приемов, обеспечивающих качество.
2. Ознакомить учащихся с историей ремесла и современным
технологиям.
3. Ознакомить с правилами техники безопасности при работе с
инструментами и материалами.
4. Обучить
правилам
пользования
швейной
машиной
и
инструментами: ножницами, карандашом, линейкой, шаблонами.
5. Обучить основным приемам лоскутного шитья, цветоделия.
Развивающие:
1. Развить творческое художественное мышление.
2. Развить интерес к прикладному искусству.
3. Развить самостоятельность, самооценку.
Воспитательные:
1. Воспитать эстетическую, эмоциональную отзывчивость на
прекрасное в жизни и творчестве.
2. Сформировать совокупность ценностных качеств личности:
трудолюбие,
ответственность,
дисциплинированность,
дружескую
взаимопомощь, самостоятельность.
Учебно-тематический план 1 год обучения
№
Разделы и темы
Количество часов
всего теория практика
Формы
аттестации/
контроля
1. Пэчворк
Введение. История «пэчворка» и
современные техники.
Природа цвета. Закономерности
цветовых сочетаний. Инструменты и
принадлежности.
Характеристика и выбор тканей.
Техники лоскутной мозаики.
Отделочные элементы. Приемы
работы.
Прихватка для горячего с
геометрическим рисунком
90
24
66
6
4
2
6
2
4
Наблюдение,
опрос
12
6
6
Наблюдение,
опрос
6
2
4
1.5
Наволочка в технике «Колодец»
12
2
10
1.6
Диванная подушка с трапециями в
технике «Квадрат в квадрате»
12
2
14
1.7
Чехол для стула
12
2
10
1.8
Новогодние сувениры
18
4
14
1.1
1.2
1.3
1.4
Наблюдение
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
11
1.9
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3.1
3.2
3.3
3.4
4
5
Выставка «Лоскутки в дело».
2. Вязание крючком
Введение. Все о вязании крючком.
Основные приемы вязания и техника
выполнения. Схема, Чтение схем.
Вязание квадрата, вязание по кругу
(плоское вязание). Вязание салфеток
разной формы
Вязание изделий (прихватка, салфетка,
чехол, тапочки)
Выставка «Вязаный калейдоскоп»
3. Цветоделие
Введение. Природа цвета.
Закономерности
цветовых сочетаний. Инструменты и
принадлежности
Цветы из кругов ткани
Цветы из атласной ленты
Выставка «Цветочный круговорот»
4.Конкурся, тематические
мероприятия
5. Промежуточная (итоговая)
аттестация
Итого:
Выставка
6
96
6
26
4
6
70
2
18
12
6
24
4
20
Наблюдение,
опрос
42
6
36
6
12
3
6
9
Наблюдение,
опрос
Выставка
3
2
1
Наблюдение,
опрос
3
3
3
0,5
0,5
-
2,5
2,5
3
Наблюдение
Наблюдение
Выставка
12
Наблюдение
Тест, выставка
12
6
3
3
216
56
160
Наблюдение
Наблюдение,
опрос
Содержание 1 год обучения
Раздел 1. Пэчворк
Тема 1.1. Введение. История «пэчворка» и современные техники
Теория: цели и задачи предмета. Истоки лоскутного шитья. Понятия
«пэчворк» и «квилт». Художественно-декоративное оформление одежды и
изделий в лоскутной технике.
Практика: просмотр видеоматериала о выставках декоративноприкладного искусства.
Тема 1.2. Природа цвета. Закономерности цветовых сочетаний.
Инструменты и принадлежности
Теория: спектральный цветовой круг. Гармония красок: сочетание
цветов и колорит. Швейные принадлежности. Режущие инструменты.
Правила и приемы работы с инструментами.
Практика: упражнения по сочетанию цветов. Изготовление шаблонов.
Раскрой полосок с помощью роликового резца.
Тема 1.3. Характеристика и выбор тканей. Техники лоскутной
мозаики. Отделочные элементы
Теория: ассортимент и свойства тканей. Шаблоны. Долевая нить.
Подготовка ткани. Понятие «техника лоскутной мозаики». Схема рисунка,
состоящего из отдельных элементов. Виды техник: шитье из полос, шитье из
12
квадратов, шитье из прямоугольных треугольников, техника «русский
квадрат», шитье из равносторонних треугольников, шитье из
многоугольников, шитье на основу, витражный способ шитья. Обработка
срезов. Приемы стежки.
Практика: выполнение блока в технике «изба». Выполнение блока из
полос. Выполнение ускоренных техник. Выполнение блоков в технике:
«Елочка», «Пашня», «Шахматка». Раскрой косых полосок. Выполнение
образца обработки косыми полосками. ВТО.
Тема 1.4. Прихватка для горячего с геометрическим рисунком
Теория: технологическая последовательность изготовления лоскутного
мотива «Геометрический рисунок».
Практика: подготовка шаблонов для кроя. Крой. Шитье прихватки.
ВТО
Тема 1.5. Наволочка в технике «Колодец»
Теория: технологическая последовательность изготовления лоскутного
мотива «Колодец».
Практика: подготовка шаблонов для кроя. Крой. Шитье наволочки.
ВТО
Тема 1.6. Диванная подушка с трапециями в технике «Квадрат в
квадрате»
Теория: технологическая последовательность изготовления лоскутного
мотива «Квадрат в квадрате».
Практика: подготовка шаблонов для кроя. Крой. Шитье подушки.
ВТО
Тема 1.7. Чехол для стула
Теория: технологическая последовательность изготовления лоскутного
мотива по выбору.
Практика: подготовка шаблонов для кроя. Крой. Шитье чехла. ВТО.
Тема 1.8. Новогодние сувениры
Теория:
технологическая
последовательность
изготовления
новогоднего сувенира. Эскиз. Подбор материала.
Практика: подготовка шаблонов для кроя. Крой. Шитье изделия.
Тема 1.9. Выставка «Лоскутки в дело»
Практика: подбор изделий на выставку «Лоскутки в дело».
Оформление выставки.
Раздел 2. Вязание крючком
Тема 2.1 Введение. Все о вязании крючком
Теория: История вязания. Цветовая гармония – согласованность в
сочетании цветов. Инструменты и материалы.
13
Тема 2.2 Основные приемы вязания и техника выполнения
Теория: начальная петля. Условные обозначения петель. Воздушная
петля. Колечко. Полустолбик. Полустолбик с накидом. Столбик без накида.
Три способа введения крючка. Столбик без накида с одной воздушной
петлей. Столбик с накидом. Столбик с накидом и воздушной петлей. Столбик
с двумя и тремя накидами. Запись и чтение схем. Влажно-тепловая
обработка. ВТО.
Практика: отработка приемов вязания первой петли. Постановка рук и
положение крючка во время работы. Выполнение цепочки. Выполнение
колечка – соединения первой петли с последней соединительным столбиком.
Полустолбик с накидом. Отработка техники вязания. Столбик с накидом.
Столбик с накидом и воздушной петлей. Столбик с двумя, тремя накидами и
больше. Выполнение влажно-тепловой обработки.
Тема 2.3. Вязание квадрата, вязание по кругу (плоское вязание).
Вязание салфеток разной формы
Теория: приемы вязания разных мотивов: квадрат, круг,
шестиугольник. Способы накрахмаливание изделий. Правила влажнотепловой обработки вязаных изделий.
Практика: способы соединения мотивов. Вязание салфеток разной
формы: «Бабушкин квадрат», круглые салфетки, шестиугольные салфетки.
Выполнение цветочных мотивов по схеме. Салфетки из разных мотивов.
ВТО
Тема 2.4. Вязание изделий (прихватка, салфетка, чехол, тапочки)
Теория: выбор изделия. Выбор узора. Способы накрахмаливание
изделий. Правила влажно-тепловой обработки вязаных изделий.
Практика: запись и чтение схем. Вязание мотивов для изделий.
Накрахмаливание изделий. Влажно-тепловая обработка готовых изделий.
Оформление связанных изделий.
Тема 2.5 Выставка «Вязаный калейдоскоп»
Практика: контроль усвоения программного материала. Подготовка
работ к выставке. Оформление выставочных экспозиций. Анализ
выставочных работ. Монтаж выставки. Демонтаж выставки.
Раздел 3. Цветоделие
Тема 3.1. Введение. Природа цвета. Закономерности цветовых
сочетаний. Инструменты и принадлежности
Теория: презентация «Декоративные цветы». Цветовой круг, цветовые
сочетания. Инструменты и приспособления. Разновидности материалов.
Практика: эскиз. Подбор материалов. Способы склеивания и
складывания готовых элементов для цветка. Оформление цветов.
14
Тема 3.2. Цветы из кругов ткани
Теория: особенности кроя кругов из шелка и органзы.
Практика: изготовление цветов из кругов ткани.
Тема 3.3. Цветы из атласной ленты
Теория: презентация «Цветы из лент». Ручной способ изготовление
цветов. Клеевой способ изготовление цветов.
Практика: изготовление цветов из атласной ленты.
Тема 3.4. Выставка «Цветочный круговорот»
Практика: подбор изделий на выставку «Цветочный круговорот».
Раздел 4. Конкурсы, тематические мероприятия
Теория: изучение традиций празднования Нового года в разных
странах, особенности разработки сценариев праздников.
Практика: праздник «День Матери». Развлекательная игра
«Новогодняя сказка». Конкурс поделок «Пасха». Игровая программа
«Праздник для всех!».
Раздел 5. Промежуточная (итоговая) аттестация
Теория: тестирование.
Практика: выставка «Рукодельные фантазии».
Планируемые результаты
1 год обучения
Предметные результаты:
• уметь выполнять все технологические операции с использованием
рациональных приемов, обеспечивающих качество;
• знать историю ремесла и современным технологиям;
• знать правила техники безопасности при работе с инструментами и
материалами;
• уметь пользоваться швейной машиной и инструментами:
ножницами, карандашом, линейкой, шаблонами;
• владеть основными приемами лоскутного шитья, цветоделия.
Метапредметные результаты:
• развито творческое художественное мышление;
• развит интерес к прикладному искусству;
• развита самостоятельность, самооценка.
Личностные результаты:
• воспитана эстетическая, эмоциональная отзывчивость на
прекрасное в жизни и творчестве;
15
• сформированы ценностные качества личности: трудолюбие,
ответственность,
дисциплинированность,
дружеская
взаимопомощь,
бережное отношение к окружающей среде, самостоятельность.
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (2 год обучения)
Цель – совершенствование индивидуальных творческих способностей,
творческое самовыражение и самореализация через проектную деятельность
в декоративно-прикладном творчестве.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить с методом проектов.
2. Научить разрабатывать и выполнять творческий проект.
3. Научить
выполнять
все
технологические
операции
с
использованием рациональных приемов, обеспечивающих качество.
4. Научить использовать лоскутные и вязаные мотивы в одежде.
5. Познакомить с японской техникой «канзаши».
6. Научить выполнять цветы в технике «канзаши».
Развивающие:
1. Развить творческое художественное мышление.
2. Развить интерес к прикладному искусству и созданию продукта
собственной деятельности.
3. Развить логическое мышление, воображение, умение создавать
образ, эстетическое восприятие и творческое отношение к жизни, стремление
к постоянному развитию и самообразованию.
4. Развить способность анализировать свою деятельность.
5. Развить умение оценивать качество готового изделия.
Воспитательные:
1. Воспитать эстетическую, эмоциональную отзывчивость на
прекрасное в жизни и творчестве.
2. Сформировать интерес и уважительное отношение к культурам
разных народов.
3. Воспитать совокупность ценностных качеств личности: трудолюбие,
ответственность, дисциплинированность, взаимопомощь, самостоятельность.
Учебно-тематический план 2 год обучения
№
Наименование раздела, темы
1. Пэчворк
Применение лоскутной техники.
1.1
Крези-квилт.
Часы
всего
теория
практика
90
22
68
9
2
7
Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение
16
1.2 Методы шитья сложных блоков.
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Выставка
18
8
10
12
2
10
1.4 Проект «Сумка»
24
4
20
1.5 Проект «Коврик»
24
6
18
1.6 Выставка «Из бабушкиного сундучка»
2. Вязание крючком
2.1 Все о вязании крючком.
3
90
6
26
6
3
64
2.2 Вязаные цветы
24
6
18
24
6
18
33
8
25
3
18
5
3
13
3
3
-
Наблюдение,
опрос
3
1
2
Наблюдение,
опрос
3.3 Изготовление базовых форм.
9
1
8
3.4 Выставка «Цветочная феерия».
4.Конкурся, тематические
4
мероприятия
5. Промежуточная (итоговая)
5
аттестация.
3
-
3
Наблюдение,
опрос
Выставка
12
-
12
Наблюдение
6
3
3
Тест,
выставка
216
56
160
1.3
2.3
2.4
2.5.
3.1
3.2
Шитье предметов быта по выбору:
салфетки, игрушки, прихватки
Вязаные изделия (шарф, шапочка,
пончо, сумки)
Вязание сувениров, пасхальных
поделок по выбору.
Выставка «Творческое ассорти»»
3. Цветоделие
Знакомство с историей техники
«Канзаши», особенности техники.
Два основных способа складывания
лепестков – острый и круглый.
Двойной лепесток.
Итого
Наблюдение
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Выставка
Содержание 2 год обучения
Раздел 1. Пэчворк
Тема 1.1. Применение лоскутной техники. Крези-квилт.
Теория: применение лоскутной техники в интерьере, в одежде.
Игрушки. Сувениры. Ручные декоративные швы.
Практика: презентация «Пэчворк». Выполнение эскиза изделия в
цвете. Образец декоративных швов.
Тема 1.2. Методы шитья сложных блоков.
Теория: лоскутные блоки из геометрических фигур. Влажно-тепловая
обработка.
Практика: ручное изготовление мотивов. Упражнения на машине.
Изготовление: «Блок Двойная вертушка в квадрате», « Блок Конец дня»,
Блок «Карточный фокус». Ускоренные техники пэчворка. Блок «Безумный
лоскуток».
17
Тема 1.3. Шитье предметов быта по выбору: салфетки, игрушки,
прихватки
Теория: подбор ткани по цвету. Разработка технологической карты
последовательности. Быстрые подарки своими руками.
Практика: эскиз, подбор материала, раскрой, шитье изделия.
Художественное оформление изделия.
Тема 1.4. Проект «Сумка»
Теория: понятие «Творческий проект». Последовательность работы по
проекту «Сумка». Этапы работы: подготовительный, технологический,
заключительный.
Практика: эскиз, подбор материала, раскрой, шитье изделия,
окончательная отделка.
Тема 1.5. Проект «Коврик»
Теория: цветовое решение по проекту. Последовательность работы по
проекту «Коврик».
Практика: эскиз, подбор материала, раскрой, шитье изделия,
окантовка, окончательная отделка.
Тема 1.6. Выставка «Из бабушкиного сундучка»
Практика: подбор изделий и оформление выставки «Из бабушкиного
сундучка».
Раздел 2 Вязание крючком
Тема 2.1. Все о вязании крючком
Теория: новые техники вязания крючком. Демонстрация иллюстраций,
образцов, схем, готовых изделий. Особенности филейного вязания.
Тема 2.2. Вязаные цветы
Теория: особенности вязания цветов. Выбор узора. Запись и чтение
схем. Способы накрахмаливания изделий. Правила влажно-тепловой
обработки вязаных изделий.
Практика: вязание цветов по выбору: незабудки, листики, ромашки,
розы, подсолнухи, василек, сирень. Накрахмаливание изделий. Выполнение
влажно-тепловой обработки готовых изделий. Оформление связанных
изделий.
Тема 2.3 Вязаные изделия (шарф, шапочка, пончо, сумки)
Теория: выбор изделия. Выбор узора. Запись и чтение схем. Правила
влажно-тепловой обработки вязаных изделий.
Практика: вязание изделий по выбору. Выполнение влажно-тепловой
обработки. Обвязка готовых изделий: рачий шаг. Художественное
оформление связанных изделий: кисти, шнур, помпон.
Тема 2.4. Вязание сувениров, пасхальных поделок по выбору
18
Теория: особенности вязания пасхальных поделок, условное
обозначение петель. Выбор схемы изделия, графическое изображение.
Крючок и пряжа для вязания, запись и чтение схем. Способы
накрахмаливания изделий. Правила влажно тепловой обработки.
Практика: вязание изделий по выбору: колокольчики новогодние,
подставки под чашку, прихватка «Капелька», сервировочный комплект
«Чайная церемония», пасхальная курочка, пасхальные цыплята, подставки
под яйца, ажурное яйцо, декоративная пасхальная салфетка, петушокподставка под чашку. Художественное оформление поделок. Выполнение
влажно тепловой обработки. Накрахмаливание изделий.
Тема 2.5. Выставка «Творческое ассорти»
Практика: подготовка работ к выставке. Оформление выставочных
экспозиций.
Раздел 3. Цветоделие
Тема 3.1. Знакомство с историей техники «Канзаши», особенности
техники.
Теория: презентация «История техники «Канзаши». Разновидности
материалов. Выбор инструментов и материалов, организация рабочего места,
техника безопасности. Презентация «Цветы».
Тема 3.2. Два основных способа складывания лепестков – острый и
круглый. Двойной лепесток
Теория: форма острого и круглого лепестка. Форма двойного лепестка
Практика: формирование и склеивание лепестков. Сборка цветка из
однослойных лепестков. Сборка цветка из двухслойных лепестков.
Тема 3.3. Изготовление базовых форм
Теория: способы складывания объемных изделий из большого
количества лепестков. Разработка творческого проекта от идеи до готового
изделия.
Практика: изготовление базовых форм: «Хризантема». «Роза», «Пион»,
«Ромашка».
Тема 3.5. Выставка «Цветочная феерия»
Практика: подбор и оформление выставочных работ. Выставка
«Цветочная феерия».
Раздел 4. Конкурсы, тематические мероприятия
Теория: изучение традиций празднования Нового года в разных
странах, особенности разработки сценариев праздников.
Практика: развлекательная игра «Новогодняя сказка». Конкурс
поделок «Пасха». Праздничная программа «День Победы». Игровая
программа «Праздник для всех!».
19
Раздел 5. Промежуточная (итоговая) аттестация.
Теория: тестирование.
Практика: выставка «Своими руками сделаем сами».
Планируемые результаты
2 год обучения
Предметные результаты:
• знать методы проектов;
• уметь разрабатывать и выполнять творческий проект;
• уметь выполнять все технологические операции с использованием
рациональных приемов, обеспечивающих качество;
• уметь использовать лоскутные и вязаные мотивы в одежде;
• знать японскую технику «канзаши»;
• уметь выполнять цветы в технике «канзаши».
Метапредметные результаты:
• развито творческое художественное мышление;
• развит интерес к прикладному искусству;
• уметь создавать свой продукт деятельности;
• развито логическое мышление, воображение, умение создавать
образ, эстетическое восприятие и творческое отношение к жизни, стремление
к постоянному развитию и самообразованию;
• развита способность анализировать свою деятельность;
• уметь оценивать качество готового изделия.
Личностные результаты:
• воспитана эстетическая, эмоциональная отзывчивость на
прекрасное в жизни и творчестве;
• сформирован интерес и уважительное отношение к культурам
разных народов;
• воспитана
совокупность
ценностных
качеств
личности:
трудолюбие,
ответственность,
дисциплинированность,
дружеская
взаимопомощь, самостоятельность.
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (3 год обучения)
Цель – совершенствование индивидуальных творческих способностей,
творческое самовыражение и самореализация через изготовление одежды в
техниках пэчворк и вязание крючком.
Задачи:
Обучающие:
1. Научить создавать одежду, головные уборы в стилистике пэчворка.
2. Научить разрабатывать творческие проекты.
20
3. Научить выполнять все технологические операции с использованием
рациональных приемов, обеспечивающих качество.
4. Научить вязать одежду из мотивов.
Развивающие:
1. Развить творческое художественное мышление.
2. Развить интерес к прикладному искусству и созданию продукта
собственной деятельности.
3. Развить логическое мышление, воображение, умение создавать образ,
эстетическое восприятие и творческое отношение к жизни, стремление
к постоянному развитию и самообразованию.
4. Развить способность анализировать свою деятельность.
5. Развить умение оценивать качество готового изделия.
Воспитательные:
1.
Воспитать эстетическую, эмоциональную отзывчивость на
прекрасное в жизни и творчестве.
2.
Сформировать интерес и уважительное отношение к культурам
разных народов.
3.
Воспитать совокупность ценностных качеств личности: трудолюбие,
ответственность, дисциплинированность, взаимопомощь, самостоятельность.
Учебно-тематический план 3 год обучения
№
Наименование раздела, темы
Часы
Формы
аттестации/
контроля
всего
теория
практика
Раздел 1. Пэчворк
Применение лоскутной техники в
1.1
одежде. Отделочные элементы
Проект «Джинсовые переделки».
1.2 Методы шитья одежды и предметов
быта из джинсы в технике «пэчворк»
99
17
80
3
1
2
Наблюдение
12
2
10
Наблюдение,
опрос
1.3 Проект «Юбка»
24
4
20
1.4 Проект «Жилет»
30
6
24
1.5 Проект «Сумка»
24
4
20
1.6 Фото-выставка « Джинсовый БУМ »
Раздел 2. Вязание крючком
2.1 Все о вязании крючком. Мотивы
3
99
12
20
4
3
79
8
2.2 Одежда из мотивов и не только
60
12
48
Вязание изделий для интерьера из
мотивов
2.4. Выставка «Магия вязания»»
24
4
20
3
-
3
2.3
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Выставка
Наблюдение
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Выставка
21
Раздел 4.Конкурс, тематические
мероприятия
Раздел 5. Промежуточная (итоговая)
4
аттестация.
Итого
3
12
-
12
Наблюдение
6
3
3
Тест,
выставка
216
42
176
Содержание 3 год обучения
Раздел 1. Пэчворк
Тема 1.1. Применение лоскутной техники. Отделочные элементы
Теория: применение лоскутной техники в интерьере, в одежде.
Джинсовая ткань для пэчворка. Цветовое решение. Окантовка изделия.
Практика: презентация «Пэчворк» в одежде. Выполнение эскиза
изделия в цвете. Выполнение окантовки.
Тема 1.2. Проект «Джинсовые переделки». Методы шитья одежды и
предметов быта из джинсы в технике «пэчворк»
Теория: особенности джинсовой ткани. Способы переделки из
джинсов. Инструменты и приспособления. Шаблоны. Влажно-тепловая
обработка. Способы отделки готового изделия: окантовка, стежка.
Практика: подбор мотивов для пэчворка из джинсового лоскута.
Выбор изделия по замыслу. Изготовление шаблонов. Изготовление выкройки
юбки. Раскрой. Шитье блоков. Сборка изделия. Художественное
оформление: окантовка, стежка.
Тема 1.3. Проект «Юбка»
Теория: правила подбора ткани. Правила разработки технологической
карты последовательности шитья. Шаблоны. Правила раскроя ткани.
Практика: эскиз, подбор материала. Разработка технологической
карты. Изготовление шаблонов. Раскрой. Шитье блоков. Сборка изделия.
Художественное оформление: окантовка, стежка.
Тема 1.4. Проект «Жилет»
Теория: подбор мотивов для пэчворка из джинсового лоскута.
Изготовление шаблонов. Изготовление выкройки жилета. Раскрой. Шитье
блоков. Сборка изделия. Художественное оформление: окантовка, стежка.
Практика: эскиз, подбор материала. Разработка технологической
карты. Изготовление шаблонов. Раскрой. Шитье блоков. Сборка изделия.
Художественное оформление: окантовка, стежка.
Тема 1.5. Проект «Украсим интерьер»
Теория: цветовое решение проекта. Правила последовательности
работы по проекту «Украсим интерьер». Выбор предметов интерьера по
замыслу. Шаблоны.
Практика: эскиз, разработка последовательности работы по проекту.
22
Подбор материалов. Раскрой. Шитье блоков. Сборка изделия.
Художественное оформление: окантовка, стежка.
Тема 1.6. Фото-выставка «Джинсовый БУМ»
Теория: тестирование.
Практика: фото-выставка «Джинсовый БУМ».
Раздел 2 Вязание крючком
Тема 2.1. Все о вязании крючком. Мотивы
Теория: новые техники вязания крючком. Демонстрация иллюстраций,
образцов, схем, готовых изделий. Особенности вязаных мотивов. Схемы.
Практика: вязание мотивов по схемам. Соединение мотивов в единую
композицию. Вязание изделия по замыслу.
Тема 2.2. Одежда из мотивов и не только
Теория: виды пряжи. Цвет мотивов в одежде. Мотивы. Филейное
вязание. Узор «Бабушкин квадрат» и его варианты. Запись и чтение схем:
поворотными рядами, по кругу, в филейном вязании, декоративных мотивов.
Как правильно соединять мотивы. Раскладки и соединения. Как делать
обвязку изделий. Правила влажно-тепловой обработки вязаных изделий.
Практика: вязание квадратных мотивов, треугольных мотивов,
шестиугольных мотивов, круглых мотивов, набор эластичного края. Вязание
образца филейного вязания. Соединение мотивов. Расчет количества мотивов
по раскладке. Вязание образцов обвязки: кайма, резинка. Выбор изделия:
топ-жилет, маечка, юбка, шорты (брюки), туника, футболка. Вязание изделий
по выбору. Влажно-тепловая обработка готовых изделий. Оформление
связанных изделий.
Тема 2.3 Вязание изделий для интерьера из мотивов
Теория: виды пряжи. Цвет мотивов для изделий в интерьере.
Презентация. Способы выбора изделия. Запись и чтение схем. Раскладки и
соединения. Обвязка изделия. Правила влажно-тепловой обработки вязаных
изделий.
Практика: выбор узора мотива, вязание образца. Расчет мотивов по
раскладке. Вязание изделий по выбору: подушка, плед, коврик. Оформление
связанных изделий. Влажно-тепловая обработка готовых изделий.
Тема 2.4. Выставка «Магия вязания»
Практика: подготовка работ к выставке. Оформление выставочных
экспозиций. Анализ выставочных работ. Монтаж выставки. Демонтаж
выставки.
Раздел 4. Конкурсы, тематические мероприятия
Теория: изучение традиций празднования Нового года в разных
странах, особенности разработки сценариев праздников.
23
Практика: Праздник «День Матери». Развлекательная игра
«Новогодняя сказка». Конкурс поделок «Пасха». Игровая программа
«Праздник для всех!».
Раздел 5. Промежуточная (итоговая) аттестация.
Теория: тестирование.
Практика: выставка «Своими руками сделаем сами».
Планируемые результаты
3 год обучения
Предметные результаты:
• уметь создавать одежду, головные уборы в стилистике пэчворка;
• уметь разрабатывать и выполнять творческие проекты;
• уметь выполнять все технологические операции с использованием
рациональных приемов, обеспечивающих качество;
• уметь вязать одежду из мотивов.
Метапредметные результаты:
• развито творческое художественное мышление;
• развит интерес к прикладному искусству;
• уметь создавать свой продукт деятельности;
• развито логическое мышление, воображение, умение создавать
образ, эстетическое восприятие и творческое отношение к жизни, стремление
к постоянному развитию и самообразованию;
• развита способность анализировать свою деятельность;
• уметь оценивать качество готового изделия.
Личностные результаты:
• воспитана эстетическая, эмоциональная отзывчивость на
прекрасное в жизни и творчестве;
• сформирован интерес и уважительное отношение к культурам
разных народов;
• воспитана
совокупность
ценностных
качеств
личности:
трудолюбие,
ответственность,
дисциплинированность,
дружеская
взаимопомощь, самостоятельность.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Дата
Дата начала
Период
окончания
обучения по
обучения
обучения по
программе
программе
1 полугодие 15 сентября 30 декабря
2 полугодие 09 января
31 мая
Всего
Количество
учебных
учебных
недель
часов
15
21
45
63
Режим занятий
1 раза в неделю по 3
часа
24
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для создания условий реализации программы занятия проводятся в
специально оборудованном кабинете: соответствующее СанПинам
освещение, выставочные стенды и шкафы, швейные машины, оверлок,
средства малой механизации, утюжильная доска, утюг, пульверизатор,
манекен.
Для организации работы на занятиях в кабинете должны быть:
швейные иглы, наперстки, ножницы, катушечные нитки разных цветов,
фурнитура, кружево, тесьма, лоскуты ткани, портновские мелки, карандаши,
линейки, лекала, сантиметровая лента, циркули, картон, краски, гуашь,
кисти, клей, магнитофон, крючки, нитки «мулине», пряжа разной фактуры,
цветные карандаши, альбомы для рисования, репродукции, книги, журналы.
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и
реализации дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что
закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Методические материалы:
Программа обеспечивается необходимыми видами методической
продукции: план внеурочной работы, сценарии праздников, аудио-, видео-,
фото материалы на сайте, фотоиллюстрации, полиграфическая продукция и
видеопродукция коллекций ведущих модельеров. Демонстрационный и
раздаточный материал в соответствии с изучаемой темой, образцы поузловой
обработки изделий, коллекция образцов тканей, образцы готовых изделий,
фотоальбомы, методическая литература, таблицы, методические пособия.
Дидактические материалы: планы конспекты к урокам по темам, презентации
к урокам, образцы изделий по теме «Вязание крючком», мастер-классы,
тематические задания, инструкционная карта «Последовательность
обработки изделия», раздаточный материал по теме «Как читать схемы»,
методические разработки «Вязание юбки», «Вязание жилета», «Пряжа и все
о ней», «Переделки из джинсы», «Как украсить интерьер», методические
рекомендации по проектной деятельности. Задания для самостоятельной
работы учащихся: рабочие папки, образцы творческих работ, фотоматериал.
Для успешной реализации программы педагогом используются
следующие методы: мотивации и стимулирования, организации учебнопознавательной деятельности учащихся, контроля и коррекции
25
В объединении в сотрудничестве с родителями соблюдаются традиции,
организуются
праздничные
мероприятия,
мастер-классы
которые
способствуют развитию у учащихся коммуникативных навыков общения.
В основе обучения применяется технология мастерских. Мастерская –
нетрадиционный способ организации деятельности учащегося в составе
малых групп при участии педагога – мастера, инициирующего поисковый,
творческий характер деятельности учащегося. Также используются:
проектная технология, игровая технология, технология разноуровневого
обучения, технология индивидуализации обучения.
2.3 Формы контроля/аттестации и оценочные материалы
Формы контроля. Проверка успешной познавательной, трудовой и
другой видов деятельности осуществляется методом наблюдения,
индивидуального и фронтального опроса, тестирования, контрольных
заданий, выставки, защиты проекта.
Система контроля должна быть направлена на установление
результативности процесса обучения, по данному курсу, которая понимается
как уровень развития творческого мышления учащихся и действенность
применения знаний, умений и навыков.
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в соответствии с
разработанными критериями оценки результатов реализации программы в
форме теста, контрольного задания, защиты проекта, выставки.
Способы проверки результатов. Основные показатели, по которым
отслеживаются уровень знаний и динамика развития учащихся:
• теоретические знания, владение специальной терминологией;
• практические умения и навыки, владение специальным
оборудованием;
• подборка специальной литературы, компьютерных источников
информации, осуществлять проектную работу;
• коммуникативные навыки;
• организационные навыки.
Формы отслеживания и фиксации результатов: мониторинг развития
качества личности учащихся, мониторинг результатов обучения по
программе.
Оценочные материалы:
1. Оценочные материалы модуля «Секреты рукоделия» (Приложение № 1).
26
2.4
Воспитательный работа
Воспитание означает «деятельность, направленную на развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации
обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, к природе и окружающей среде» (п. 2 ст.2, ФЗ-304).
Основной формой воспитания и обучения детей в системе
дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных
занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием
программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное
значение; получают опыт деятельности, в которой формируются,
проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и
формировании среды своего личностного развития, творческой
самореализации.
Практические занятия обучающихся (подготовка к конкурсам, выставкам,
участие в коллективных творческих делах и проч.) способствуют усвоению и
применению правил поведения и коммуникации, формированию
позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они
участвуют, к членам своего коллектива.
Участие в проектах и исследованиях способствует формированию умений
в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю
дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности.
В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к
командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: конкурсы, выставки, презентации проектов и
исследований — способствуют закреплению ситуации успеха, развивают
рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно
воздействуют на эмоциональную сферу обучающихся.
Воспитательное значение активностей обучающихся при реализации
программы наиболее наглядно проявляется в социальных проектах,
благотворительных
и
волонтёрских
акциях,
в
экологической,
патриотической, трудовой, профориентационной деятельности.
27
К методам оценки результативности реализации программы в части
воспитания можно отнести:
— педагогическое наблюдение, в процессе которого внимание педагога
сосредотачивается на проявлении в деятельности обучающихся и в её
результатах определённых в данной программе целевых ориентиров
воспитания, а также на проблемах и трудностях достижения воспитательных
задач программы;
— оценку творческих и исследовательских работ и проектов экспертным
сообществом (педагоги, родители, другие обучающиеся, приглашённые
внешние эксперты и др.) с точки зрения достижения воспитательных
результатов;
— отзывы, интервью, материалы рефлексии, которые предоставляют
возможности для выявления и анализа продвижения обучающихся
(индивидуально и в группе в целом), оценки личностных результатов участия
обучающихся в деятельности по программе
В программу включены воспитательные мероприятия, практики и
спланированы воспитательные результаты.
Воспитательные практики:
• коллективная
творческая
деятельность
(командное
творчество,
планирование, анализ, коммуникация, всестороннее развитие);
• кейс-технологии («портфель» конкретных ситуаций и задач, требующих
решения);
• марафон (актуальная идея для реализации);
• квест (игра-приключение на заданную тему) и т.д.
Результаты воспитания:
• приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в обществе;
• формирование у обучающихся основ российской гражданской
идентичности;
• готовность обучающихся к саморазвитию;
• ценностные установки и социально-значимые качества личности;
• активное участие в социально — значимой деятельности и др.
Взаимодействие с семьей – одно из важных направлений в
воспитательной деятельности объединения. В основе такого взаимодействия
лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и
помощи, терпения и терпимости по отношению друг к друг,
заинтересованность с двух сторон в раскрытии и развитии в учащемся
28
лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и
самореализации.
Содержание работы с родителями в ходе воспитательной деятельности
объединения определяют функции:
• ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательновоспитательного процесса (открытые занятия, воспитательные мероприятия);
• педагогическое просвещение родителей (лектории, беседы на
родительских собраниях, размещение актуальных материалов на
информационных стендах для родителей, на официальном сайте ДДТ
«Химмашевец» и в социальных сетях);
• вовлечение родителей в совместную с учащимися воспитательную
деятельность (гостиные, праздники, конкурсы, участие родителей во всех
формах воспитательной работы).
Реализация конкретных форм и методов воспитательной работы
воплощается в календарном плане воспитательной работы объединения,
который конкретизирует перечень воспитательных событий и мероприятий
по датам, участникам и ответственным и является частью Рабочей
программы ДДТ «Химмашевец».
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Ажурный
квадрат.
–
Режим
доступа:
https://www.pinterest.ru/pin/753790056353614887/?lp=true
2. Активные методы обучения, Практикум по интерактивным технологиям,
Клименко И.С., Ищенко А.Н., 2018.
3. Википедия.
Свободная
энциклопедия.
–
Режим
доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Моделирование.
4. Домашнее ателье. – Режим доступа: http://lecalo.kuznk.ru/skirt.php
5. Коркина Женская легкая одежда. Технология. - Екатеринбург, 2009.
6. Коркина О.А. Женская верхняя одежда. Технология, ООО «Уральское
издательство»,2004.
7. Латышева И.В. Декор в одежде. (Художественное оформление из текстиля и
трикотажа). Методическое пособие - М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011.
8. Лоскутное шитье. – Режим доступа:http://loskutnoe.ru/
9. Мини-курс КОНСТРУИРОВАНИЕ ЮБКИ В CORELDRAW. – Режим
доступа: https://fashion-craft.ru/mini-corel
10. Пэчворк.
Игрушки
и
сувениры.
–
Режим
доступа:
https://www.pinterest.ru/pin/694398836279534182/
29
11. Ремёсла,
промыслы,
рукоделия.
–
Режим
доступа:
http://www.hnh.ru/handycraft/kvilt_books
12. Страна мастеров. – Режим доступа: https://stranamasterov.ru/pop-masterclass/1724,451
13. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация
работы, рекомендации/ Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008
14. Умелые ручки – поделки своими руками. Чудесные цветы крючком. –
Режим
доступа:
http://umelyeruchki.ucoz.ru/publ/nitki/vjazanie/chudesnye_cvety_krjuchkom_ot_mastericy_
mnogo/28-1-0-2976
15. Уроки
вязания
крючком
(видео).
–
Режим
доступа:
https://www.pinterest.ru/search/pins/?rs=ac&len=2&q=швейные%20изделия
&eq=швейные%20изделия&etslf=36111&term_meta[]=швейные%7Cautoco
mplete%7C1&term_meta[]=изделия%7Cautocomplete%7C1
16. Хорошие манеры. – М.: Мой мир. КГ, 2007.
17. Швейные
изделия.
–
Режим
доступа:
https://www.pinterest.ru/search/pins/?rs=ac&len=2&q=швейные%20изделия
&eq=швейные%20изделия&etslf=36111&term_meta[]=швейные%7Cautoco
mplete%7C1&term_meta[]=изделия%7Cautocomplete%7C1
18. Швейные
поделки.
–
Режим
доступа:
https://www.pinterest.ru/search/pins/?q=швейные%20поделки&rs=rs&eq=&e
tslf=6292&term_meta[]=швейные%7Crecentsearch%7C2&term_meta[]=поде
лки%7Crecentsearch%7C2
Литература для учащихся:
1. Бурда детская мода, 14 простых моделей, 2011.
2. Бурда моден, №10/2014.
3. Журнал мод № 571(2 2013).
4. Журналы БУРДА моден, ежемесячная подписка.
5. Спенсер Кэрол Выбери свой стиль - для женщин/ М.: Изд.-во ЭКСМОПРЕСС,2000.
30
Приложение 1
КАРТА мониторинга результатов обучения по модулю
«Секреты рукоделия»
Год обучения ___ Группа ________ Учебный год __________________
Основные общеучебные умения и навыки
Учебно-интеллектуальные
Подбирать и анализировать
специальную литературу
Пользоваться компьютерными
источниками информации
Осуществлять проектную работу:
«пэчворк», вязание крючком, цветы
из шелковых лент.
Коммуникативные
Слушать и слышать педагога,
принимать во внимание мнение
других людей
Выступать перед аудиторией
Участвовать в дискуссии, защищать
10.
9.
8.
7.
6.
5.
4.
2.
1.
Теоретическая подготовка
Теоретические знания,
предусмотренные модулем:
«пэчворк», вязание крючком, цветы
из шелковых лент.
Владение специальной
терминологией: «пэчворк», вязание
крючком, цветы из шелковых лент.
Практическая подготовка
Практические умения и навыки,
предусмотренные модулем:
«пэчворк», вязание крючком, цветы
из шелковых лент.
Владение специальным
оборудованием и оснащением:
«пэчворк», вязание крючком, цветы
из шелковых лент.
Творческие навыки: «пэчворк»,
вязание крючком, цветы из
шелковых лент.
3.
Фамилия, имя учащегося
Показатели
31
свою точку зрения
Организационные
Организовывать свое рабочее
(учебное) место
Планировать, организовывать
работу, распределять учебное время
Аккуратно, ответственно выполнять
работу
Соблюдения в процессе
деятельности правила ТБ
Достижения учащихся
На уровне детского объединения
На уровне ДДТ "Химмашевец"
На уровне района, города
На региональном, всероссийском,
международном уровне
М О Н И Т О Р И Н Г результатов обучения по программе
Показатели
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
Число
баллов
Т е о р е т и ч е с к а я п о д г о т о в к а
Теоретические
Соответствие
овладел менее чем ½
1
знания (по
теоретических
объема знаний,
основным разделам знаний
предусмотренных
учебнопрограммным
программой;
тематического
требованиям
объем усвоенных знаний
2
плана модуля)
составляет более ½;
освоил практически весь
3
объем знаний,
предусмотренных
программой за конкретный
период
Владение
Осмысленность
знает отдельные
1
специальной
и правильность
специальные термины, но
терминологией
использования
избегает их употреблять;
специальной
сочетает специальную
2
терминологии
терминологию с бытовой;
специальные термины
3
употребляет осознанно и в
полном соответствии с их
содержанием.
П р а к т и ч е с к а я п о д г о т о в к а
Методы
диагностики
Наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос и др.
Наблюдение,
собеседовани
е
32
Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
учебно тематического
плана программы)
Соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям
овладел менее чем ½
1
Наблюдение,
предусмотренных умений
контрольное
и навыков;
задание
2
объем усвоенных умений и
навыков составляет более
½;
3
овладел практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой за конкретный
период
Владение
Отсутствие
испытывает серьезные
1
Наблюдение,
специальным
затруднений в
затруднения при работе с
контрольное
оборудованием и
использовании
оборудованием;
задание
оснащением
специального
2
работает с оборудованием
оборудования и
с помощью педагога;
оснащения
работает с оборудованием
3
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей
Творческие навыки Креативность в
репродуктивный уровень –
1
Наблюдение,
выполнении
в основном, выполняет
контрольное
практических
задания на основе образца;
задание
заданий
творческий уровень (I) –
2
видит необходимость
принятия творческих
решений, выполняет
практические задания с
элементами творчества с
помощью педагога;
творческий уровень (II) 3
выполняет практические
задания с элементами
творчества
самостоятельно.
М е т а п р е д м е т н ы е у м е н и я и н а в ы к и
Учебно испытывает серьезные
1
Наблюдение,
интеллектуальны Самостоятельно
затруднения при выборе и
анализ
е
сть в подборе и
работе с литературой,
способов
Подбирать и
работе с
нуждается в постоянной
деятельности
анализировать
литературой
помощи и контроле
учащихся, их
специальную
педагога;
2
проектных
литературу
работает с литературой с
работ
помощью педагога или
родителей;
3
33
Пользоваться
компьютерными
источниками
информации
Осуществлять
учебноисследовательскую
работу (писать
рефераты,
проводить учебные
исследования,
работать над
проектом и пр.)
Коммуникативны
е
Слушать и
слышать педагога,
принимать во
внимание мнение
других людей
Самостоятельно
сть в
пользовании
компьютерными
источниками
информации
Самостоятельно
сть в учебноисследовательск
ой работе
Адекватность
восприятия
информации
идущей от
педагога
работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей.
испытывает серьезные
затруднения при выборе и
работе с литературой,
нуждается в постоянной
помощи и контроле
педагога;
работает с литературой с
помощью педагога или
родителей;
работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей.
испытывает серьезные
затруднения при выборе и
работе с литературой,
нуждается в постоянной
помощи и контроле
педагога;
работает с литературой с
помощью педагога или
родителей;
работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей.
испытывает серьезные
затруднения в
концентрации внимания, с
трудом воспринимает
учебную информацию;
слушает и слышит
педагога, воспринимает
учебную информацию при
напоминании и контроле,
иногда принимает во
внимание мнение других;
сосредоточен, внимателен,
слушает и слышит
педагога, адекватно
воспринимает
1
Наблюдение
2
3
1
Наблюдение
2
3
1
2
3
Наблюдение
34
информацию, уважает
мнении других.
Выступать перед
аудиторией
Участвовать в
дискуссии,
защищать свою
точку зрения
Организационные
Организовывать
свое рабочее
(учебное) место
Свобода
испытывает серьезные
владения и
затруднения при
подачи ребенком
подготовке и подаче
подготовленной
информации;
информации
готовит информацию и
выступает перед
аудиторией при поддержке
педагога;
самостоятельно готовит
информацию, охотно
выступает перед
аудиторией, свободно
владеет и подает
информацию.
Самостоятельно испытывает серьезные
сть в дискуссии,
затруднения в ситуации
логика в
дискуссии, необходимости
построении
предъявления
доказательств
доказательств и
аргументации своей точки
зрения, нуждается в
значительной помощи
педагога;
участвует в дискуссии,
защищает свое мнение при
поддержке педагога;
самостоятельно участвует в
дискуссии, логически
обоснованно предъявляет
доказательства,
убедительно аргументирует
свою точку зрения.
испытывает серьезные
Способность
затруднения при
самостоятельно
организации своего
организовывать
рабочего места, нуждается
свое рабочее
в постоянном контроле и
место к
помощи педагога;
организовывает рабочее
деятельности и
убирать за собой
место и убирает за собой
при напоминании педагога;
самостоятельно готовит
1
Наблюдение
2
3
1
Наблюдение
2
3
1
2
3
Наблюдение,
собеседовани
е
35
Планировать и
организовать
работу,
распределять
учебное время
Аккуратно,
ответственно
выполнять работу
Соблюдения в
процессе
деятельности
правила
безопасности
Способность
самостоятельно
организовывать
процесс работы
и учебы,
эффективно
распределять и
использовать
время
Аккуратность и
ответственность
в работе
Соответствие
реальных
навыков
соблюдения
правил
безопасности
программным
требованиям
рабочее место и убирает за
собой
испытывает серьезные
затруднения при
планировании и
организации работы,
распределении учебного
времени, нуждается в
постоянном контроле и
помощи педагога и
родителей;
планирует и
организовывает работу,
распределяет время при
поддержке (напоминании)
педагога и родителей;
самостоятельно планирует
и организовывает работу,
эффективно распределяет и
использует время.
испытывает серьезные
затруднения при
необходимости работать
аккуратно, нуждается в
постоянном контроле и
помощи педагога;
работает аккуратно, но
иногда нуждается в
напоминании и внимании
педагога;
аккуратно, ответственно
выполняет работу,
контролирует себя сам.
овладел менее чем ½
объема навыков
соблюдения правил ТБ,
предусмотренных
программой;
объем усвоенных навыков
составляет более ½;
освоил практически весь
объем навыков ТБ,
предусмотренных
программой за конкретный
период и всегда соблюдает
1
Наблюдение
2
3
1
Наблюдение
2
3
1
2
3
Наблюдение
36
их в процессе работы.
Тест «Ручные швейные работы»
Ф.И. учащегося ______________ год обучения _____группа № ___________
Выберите правильный ответ:
1. Несколько стежков, расположенных друг за другом, называются
а) стежком; б) строчкой; в) швом.
Ответ __________________________________________
2. Соединение строчкой двух или нескольких деталей называется
а) шириной шва; б) швом; в) клеевым соединением.
Ответ __________________________________________
3. Ширина шва - это
а) расстояние от среза детали до шва; б) расстояние между двумя
проколами углы; в) не имеет значения.
Ответ __________________________________________
4. Толщина меловых линий, наносимых на ткань при раскрое, не
должна превышать
а) 1 мм; б) 2 мм; в) 3 мм.
Ответ __________________________________________
5. При выполнении строчек временного назначения нитки должны
быть
а) контрастного цвета; б) совпадать с цветом ткани; в) не имеет значения.
Ответ __________________________________________
6. При выполнении строчек постоянного назначения нитки должны
быть
а) контрастного цвета; б) совпадать с цветом ткани; в) не имеет значения.
Ответ __________________________________________
7. Закончите предложение:
Длину стежков и расстояние между строчками нужно выбирать в
зависимости от
________________________________________________________________
________________________________________________________________
37
КАРТА мониторинга развития качеств личности учащихся
Год обучения_____________ Группа ______________ Уч. год______________
Креативность,
склонность к
проектировочной
деятельности
Нравственность,
гуманность
Ответственность,
самостоятельность,
дисциплинированнос
ть
Фамилия,
имя
Коммуникативные
навыки,
коллективизм
№
Активность,
организаторские
способности
Качества личности и признаки проявления
Средний балл
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
МОНИТОРИНГ развития качеств личности учащихся
Признаки проявления качеств личности
ярко проявляются
проявляются
слабо проявляются
3 балла
2 балла
1 балл
1. Активность,
Активен, проявляет стойкий Активен, проявляет
Мало активен,
организаторские познавательный интерес,
стойкий познавательный наблюдает за
способности
целеустремлен, трудолюбив и интерес, трудолюбив,
деятельностью
добивается выдающихся
добивается хороших
других, забывает
результатов, инициативен,
результатов.
выполнить задание.
организует деятельность
Результативность
других.
невысокая.
2.
Легко вступает и
Вступает и
Поддерживает
Коммуникативные поддерживает контакты,
поддерживает контакты, контакты
навыки,
разрешает конфликты,
не вступает в
избирательно, чаще
коллективизм
дружелюбен со всеми,
конфликты, дружелюбен работает
инициативен, по
со всеми, по инициативе индивидуально,
собственному желанию
руководителя или
публично не
успешно выступает перед
группы выступает перед выступает.
аудиторией.
аудиторией.
Качества
личности
38
3.
Выполняет поручения охотно, Выполняет поручения
Ответственность, ответственно, часто по
охотно, ответственно.
самостоятельность, собственному желанию,
Хорошо ведет себя
дисциплинированн может привлечь других.
независимо от наличия
ость
Всегда дисциплинирован,
или отсутствия
везде соблюдает правила
контроля, но не требует
поведения, требует того же от этого от других.
других.
Неохотно выполняет
поручения.
Начинает работу, но
часто не доводит ее
до конца.
Справляется с
поручениями и
соблюдает правила
поведения только
при наличии
контроля и
требовательности
преподавателя или
товарищей.
4. Нравственность, Доброжелателен, правдив,
Доброжелателен,
Помогает другим по
гуманность
верен своему слову, вежлив, правдив, верен своему поручению
заботится об окружающих,
слову, вежлив, заботится преподавателя, не
пресекает грубость, недобрые об окружающих, но не всегда выполняет
отношения к людям,
требует этих качеств от обещания, в
других.
присутствии
старших чаще
скромен, со
сверстниками бывает
груб.
5. Креативность, Имеет высокий творческий Выполняет
Может работать в
склонность к
потенциал.
проектировочные
проектировочной
проектировочной Самостоятельно выполняет работы, может
группе при
деятельности
проектировочные работы.
разработать свой проект постоянной
Является разработчиком
с помощью педагога.
поддержке и
проекта, может создать
Способен принимать
контроле. Способен
проектировочную команду и творческие решения, но принимать
организовать ее деятельность. в основном использует творческие решения,
Находит нестандартные
традиционные способы. но в основном
решения, новые способы
использует
выполнения заданий.
традиционные
способы.
39
ПРОТОКОЛ
результатов проверки теоретических и практических знаний и умений
в группе № ____
№ п/п
Фамилия, имя
Результаты
освоения модуля
Развитие качества
личности
Итоговая
оценка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Результаты
освоения
модуля
определяются
по
трем
уровням:·Высокий;·Средний;·Низкий.
Высокий - полное освоение содержания образования (70-100%).
Средний - частичное освоение содержания программы (от 30 – до 70%), но
при выполнении заданий допускает незначительные ошибки.
Низкий - не полностью освоил содержание программы (до 30%), допускает
существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических
заданий.