ДОП Веселый фитнес с элементами йоги

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»
(ДДТ Химмашевец»)

СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
(протокол № 1 от 27.08.2025 г.)

УТВЕРЖДАЮ
Директор ДДТ «Химмашевец»
_______________М.М. Симонова
27.08.2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Веселый фитнес с элементами йоги»

Физкультурно-спортивная направленность
Возраст учащихся: 5-15 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Кошкарова Элина Павловна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2025

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ .................................................................. 3
1.1. Пояснительная записка .................................................................................... 3
1.2. Цели и задачи программы ............................................................................... 5
1.3. Планируемые результаты ................................................................................ 6
1.3. Содержание программы .................................................................................. 6
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.............................. 9
2.1. Календарный учебный график ........................................................................ 9
2.2. Условия реализации программы..................................................................... 9
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .............................. 10
2.4. Воспитательная работа .................................................................................. 10
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................. 11
Приложение 1 ........................................................................................................ 13

3

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселый фитнес с
элементами йоги» физкультурно-спортивной направленности разработана в
соответствии с новыми требованиями в образовании, отраженными в
следующих документах:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 года №
295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года
№ 678-р.
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 года № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
6.
Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2015
года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания,
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 года № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
10. Устав
Муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец» от 21.08.2015 года № 1497/46/36.
11. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе от 30.08.2024 года Муниципального
автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского
(юношеского) творчества «Химмашевец».
Данная дополнительная общеразвивающая программа соотносится
с тенденциями развития дополнительного образования и, согласно Концепции

4

развития дополнительного образования, способствует удовлетворению
индивидуальных потребностей учащихся в занятиях физической культурой и
спортом, а также увеличению числа детей, регулярно занимающихся спортом.
Актуальность программы «Веселый фитнес с элементами йоги»
заключается в ее значении для современных детей и подростков. В условиях
сегодняшнего мира, где 80% детей сталкиваются с различными проблемами
со здоровьем из-за малоподвижного образа жизни, важно обратить внимание
на физическую активность и осознанное отношение к здоровью. На фоне
постоянной физической и психологической нагрузки, характерной для
быстрого темпа жизни, организм ребенка не успевает окрепнуть в важные
годы формирования и может столкнуться с различными заболеваниями еще до
достижения 18 лет.
Семьи и общество нуждаются в здоровом и активном поколении, что
подчеркивает необходимость профилактики и укрепления здоровья детей.
Важно не только развивать физическую активность, но и формировать у
молодежи интерес к спорту и здоровому образу жизни. Поэтому нашей
задачей становится привитие навыков, которые помогут детям осознанно
подходить к вопросу здоровья.
На основе анализа существующих проблем и опираясь на практический
опыт в области психологии, педагогики и спорта, можно сделать вывод о
высокой степени эффективности программы «Веселый фитнес с элементами
йоги». Эта программа решает ключевые спортивно-оздоровительные задачи и
привлекает детей благодаря разнообразным формам и инновационным
подходам, адаптированным под психологические и возрастные особенности.
Основная идея заключается в том, чтобы заинтересовать детей XXI века,
развивая их индивидуальные таланты и создавая поддержку для здорового
образа жизни.
Отличительная особенность программы заключаются в том, что
программа собирает в себе различные современные спортивноздоровительные
фитнес-технологии, учитывая возрастные, психологические особенности и
интересы ребенка.
Адресат программы: обучающиеся 5 – 15 лет. Программа рассчитана
на участников без специальной спортивной подготовки. Профессионального
отбора по спортивным данным не производится. Существует деление по
возрастным группам. Занятия проходят в группах 5-6 лет, 7-10 лет, 11-15 лет.
Число детей, одновременно находящихся в группе от 10 до 16 человек.
Комплектование объединения проводится в соответствии с физическим
развитием учащегося. Набор учащихся свободный, состав группы –
постоянный, разновозрастной. Но таким образом, чтобы возрастной диапазон
в каждой группе не превышал 1-3 года (5-6 лет, 7-10 лет, 11-15 лет).
На период обучения возможен прием учащихся в зависимости от
возраста или имеющихся специальных способностей. Образовательный
процесс организуется в традиционной форме.
Возрастные особенности: при организации процесса обучения с
учащимися дошкольного и младшего школьного возрастов необходимо

5

помнить, что в этом возрасте идет активное развитие и окостенение
конечностей, позвоночника и тазовых костей. Существенной физической
особенностью учащихся младшего школьного возраста является усиленный
рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост
мышечной силы, что обусловливает большую подвижность младших
школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение
продолжительное время пребывать в одной и той же позе.
Подростковый возраст — это период бурного роста и развития
организма. Несоответствие между быстрым ростом костей и относительно
медленным развитием мышц создает впечатление неловкости и нескладности
подростков; они часто проявляют резкость в движениях, не умея соразмерять,
координировать их. При возбуждении резкость и порывистость их движений
увеличиваются. Упражнение, тренировки, повторение движений постепенно
устраняют этот недостаток. Рост мускулатуры, совершенствование
мускульного аппарата влечет за собой осознание подростком своей силы, он
явно этим гордится и часто переоценивает свои силы и возможности. Это
следует учитывать при организации процесса обучения.
Объем программы: 144 часа.
Срок освоения программы: 1 год обучения.
Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа.
Уровень освоения программы: программа предполагает стартовый
уровень освоения.
Стартовый (1 год обучения) – используются и реализуются
общедоступные и универсальные формы организации материала,
минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: наблюдение, зачет.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы - укрепление здоровья учащихся с помощью
физической активности, а также формирование основ здорового образа жизни.
Задачи программы.
Обучающие:
1. Сформировать основы здорового образа жизни у учащихся.
2. Обучить правильной осанке и провести профилактику плоскостопия.
3. Развить зрительные и слуховые ориентировки.
4. Обучить знаниям, умениям и навыкам в области физической
культуры.
Развивающие:
1. Способствовать развитию и функциональному совершенствованию
органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем.
2. Повысить психомоторные способности: развить мышечную силу,

6

гибкость, выносливость, а также скоростные и координационные навыки,
умение ориентироваться в пространстве.
3. Развить память, произвольное внимание и наблюдательность.
4. Сформировать чувство ритма и музыкального слуха, научить
согласовывать движения с музыкой.
Воспитательные:
1. Воспитывать активность, настойчивость и самостоятельность у
детей.
2. Формировать стремление к активной деятельности и творчеству.
3. Развивать способности к сопереживанию, взаимопомощи и
сотрудничеству.
1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты:
1.
Учащиеся сформируют принципы здорового образа жизни и
научатся осознанно заботиться о своем здоровье.
2.
Учащиеся усвоят основы правильной осанки и профилактики
плоскостопия с помощью специализированных упражнений.
3.
Учащиеся разовьют зрительные и слуховые ориентировки, что
улучшит их координацию и внимательность.
4.
Учащиеся приобретут необходимые знания и навыки в области
физической культуры для активного и здорового образа жизни.
Метапредметные результаты:
1.
Учащиеся
добьются
развития
и
функционального
совершенствования органов дыхания, кровообращения и сердечно-сосудистой
системы.
2.
Учащиеся повысят свои психомоторные способности, развив
мышечную силу, гибкость, выносливость, а также скоростные и
координационные навыки.
3.
Учащиеся улучшат свою память, произвольное внимание и
наблюдательность.
4.
Учащиеся сформируют чувство ритма и музыкального слуха,
научившись согласовывать движения с музыкой.
Личностные результаты:
1.
Учащиеся
воспитают
активность,
настойчивость
и
самостоятельность в своих действиях.
2.
Учащиеся сформируют стремление к активной деятельности и
творческому самовыражению.
3.
Учащиеся
разовьют
способности
к
сопереживанию,
взаимопомощи и сотрудничеству с ровесниками.
1.3. Содержание программы
Учебный тематический план

7
№

Наименование разделов, тем

1.
2.
3.
4.

Общая физическая подготовка
Аэробика
Йога
Растяжка
Промежуточная (итоговая)
аттестация
Итого

5.

Количество часов

Форма аттестации/
контроля

54
24
46
18

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

4

Зачет

144

Содержание учебного тематического плана
Раздел «Общая физическая подготовка (ОФП)» знакомит учащихся с
оздоровительными свойствами физических упражнений и режимом дня.
Даются основные понятия и функции ОФП: виды ходьбы; упражнения в беге
и прыжках, упражнения для рук, плечевого пояса, для ног и туловища;
построение и перестроение и т.д.
Раздел «Аэробика» знакомит учащихся с динамичными физическими
упражнениями, которые направлены на развитие выносливости и сердечнососудистой системы. В рамках этого раздела предполагается изучение
различных аэробных упражнений, включая хождение, бег, танцы и фитнесдвижения под музыку. Учащиеся освоят основы координации движений,
ритма и группового взаимодействия.
Раздел «Йога» знакомит учащихся с основами древней практики,
направленной на гармонизацию тела и ума. Учащиеся изучат основные асаны
(позы). Особое внимание уделяется развитию гибкости, баланса и силы, а
также улучшению эмоционального состояния.
Раздел «Растяжка» знакомит учащихся с упражнениями на развитие
гибкости и подвижности суставов через различные упражнения на растяжение
мышц. Учащиеся узнают о важности растяжки для предотвращения травм,
улучшения осанки и снятия мышечного напряжения. В программе будут
представлены основные техники статической и динамической растяжки,
которые помогут углубить понимание о теле и его возможностях.
Учебный тематический план
1 год обучения
№

Наименование разделов, тем

1. Введение. Общая физическая
подготовка (ОФП)
2. Аэробика
2.1. Силовая аэробика
2.2. Танцевальная аэробика
3. Йога

Количество часов
Всего Теория Практика

Форма
контроля/
аттестации

54

4

50

Наблюдение

24
10
14
46

2
1
1
3

22
9
13
43

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

4. Растяжка

18

1

17

Наблюдение

5. Промежуточная (итоговая)
аттестация.

4

–

4

Зачет

8
Всего часов:

144

12

132

Содержание учебного тематического плана
1 года обучения
Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория: введение понятия ОФП, какие упражнения использует ОФП
(силовые, круговая тренировка, стретчинг и т.д.).
Практика: практический разбор упражнений ОФП на простых
примерах, правильное выполнение техники, соблюдение норм безопасности,
упражнения ОФП, направленные на ноги и тазобедренную область организма
(выпады, прыжки, прыжки ДЖЕКА, махи ногами из И.П. - на четвереньках и
лежа), упражнения ОФП на руки и область спины (отжимания, подтягивания,
поднятие корпуса из И.П. - лежа на животе, лодочка, наклоны в стороны и др.),
упражнения ОФП на области живота, груди, спины, тренировка мышечного
корсета организма (имитация плавания из И.П. лежа на животе, упражнения
на пресс из И.П. лежа на спине-поднятие туловища прямое и косое, малое
поднятие верхней части пресса прямое и со скруткой косое, «шаги в воздухе»,
складка, поднятие прямых ног, «планка» классическая и боковая, «скалолаз»
и др.).
Раздел 2. Аэробика
Тема 2.1. История аэробики, виды базовых шагов.
Теория: знакомство с историей аэробики, демонстрация разных видов
базовых шагов, разбор техники, демонстрация и разбор базовых аэробных
шагов в связи с ритмом, виды ритмов-разбор на примерах.
Практика: отработка базовых аэробных шагов на практике с
использованием разных ритмов, практика по разным видам аэробных шагов
со сменой ритма, составление композиций из разных видов шагов-отработка
на практике.
Тема 2.2. Аэробные связки
Практика: практический разбор и выполнение разных аэробных связок,
выполнение аэробных связок разной сложности с частой сменой ритма.
Отработка полученных тематических навыков.
Раздел 3. Йога
Теория: знакомство с историей йоги, видами йоги (даосская, хатха, флай
и др.).
Практика: разбор и проработка базовых асан («приветствие солнцу»,
«фламинго», «дерево», «лодка», «собака мордой вниз» и др.), проработка
дыхательных техник («трубочка, «жужжание жука», «воздух через трубочки»
и др.) и медитации (игра «путешествия по планете»), разбор и проработка
усложненных асан («лев», «черепаха» «халасана», «лягушка», «уткатасана» и
др.)
Раздел 4. Растяжка

9

Теория: введение и раскрытие понятий «растяжка»-«стретчинг»,
рассмотрение видов растяжки, о пользе растяжки для организма, техника
безопасности при работе, введение и раскрытие понятий «растяжкаразминка», «основная растяжка».
Практика: основные техники работы при разминочной и основной
растяжке, проработка техник пассивного и активного стретчинга в
индивидуальной и парной форме, выполнение упражнений и комплексов
упражнений на растяжку всех группы мышц простого уровня сложности(ноги
и руки от поверхности спины, парная растяжка с разведением ног сидя,
«бабочка» и т.д.), выполнение упражнений и комплексов упражнений на
растяжку всех группы мышц усиленного уровня сложности (глубокое
раскрытие ног, «лягушка», шпагаты и др.).
Раздел 5. Промежуточная (итоговая) аттестация
Практика: зачет.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Начало
Окончания
Период
обучения по обучения по
обучения
программе
программе
1 период 15 сентября 30 декабря
2 период 09 января
31мая

Всего учебных Количество
учебных часов
недель
15 недель
21 недель

144

Режим занятий
2 раза в неделю по
2 часа

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: для создания условий
реализации программы занятия проводятся в спортивном зале:
соответствующее СанПиНам освещение, горячая и холодная вода.
Сведения о доступе к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным
сетям:
наличие
в
образовательном учреждении подключения к сети Интернет. Скорость
подключения - 2 Мбит/сек и выше. Подключение к Wi-Fi – да.
Информационно-методическое обеспечение:
• дидактические материалы: Т. С. Лисицкая «Методика организации
и проведения занятий фитнесом в школе» - М.: Педагогический университет
«Первое сентября», 2009. – 64 с., «Фитнес в детском саду»: Программа и
конспекты занятий с детьми 5-7 лет/ Н.В. Микляева. – М.: АРКТИ, 2012. – 104
с. (Растем здоровыми).
• наглядные пособия: комплекс плакатов «Правила поведения на
уроках физкультуры», комплекс плакатов «Техника безопасности на уроках
физкультуры», 4 плаката с методическим сопровождением «Техника
безопасности на уроках физкультуры».
Материалы или инвентарь - спортивный коврик.

10

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды и формы контроля:
• текущий контроль осуществляется в ходе выполнения задания
методом наблюдения, фронтального опроса для проверки уровня освоения
программного материала в повседневной учебной деятельности.
• промежуточная (итоговая) аттестация проводится в конце года
в форме зачета.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
1 уровень – высокий, полное освоение содержания образования (80100%).
2 уровень – средний, частичное освоение содержания программы (5080%), но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки.
3 уровень – низкий, не полностью освоил содержание программы (3050%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении
практических заданий.
Оценочные материалы:
1. Карта мониторинга «Контрольные нормативы по общей и
специальной физической подготовке учащихся» (приложение 1).
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации
дополнительная общеразвивающая программа осуществляется педагогами
дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства
труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
2.4. Воспитательная работа
Основные целевые ориентиры программы: понимание ценности жизни,
здоровья и здорового образа жизни; безопасного поведения; культуры
самоконтроля своего физического состояния; трудолюбия; воли;
ответственности; стремление к командному взаимодействию.
Создание и поддержка воспитательной среды общения и успешной
деятельности, формирование межличностных отношений на основе
российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из
учебных занятий.
Методы: метод убеждения, метод положительного примера, метод
упражнений.
Анализ результатов: воспитательный процесс осуществляется в
условиях организации деятельности объединения в ДДТ «Химмашевец».
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе.

11

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа
жизни / О.С. Аранская. – М.: Педагогика, 2012.
2. Белкин А.С. Возрастная педагогика / А.С. Белкин. – Екатеринбург,
2009.
3. Глазырина Л.Д. Методика физвоспитания детей младшего
школьного возраста / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2010.
4. Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей / О.Б.
Казина. – Ярославль, 2012.
5. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические
разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр
для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г.
6.
Логвин, В.П. Лабораторный практикум по учебной дисциплине
«Физиология спорта» / В.П. Логвин, Т.В. Лойко, Н.В. Жилко; под общ. ред.
В.П. Логвин; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск:
БГУФК, 2013. – 88 с.
7.
Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле –
здоровый дух. Учебное пособие для ученика и учителя / А.Н. Маюров. - М.:
Педагогическое общество России, 2004.
8.
Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа /
О.Н.Моргунова. – Воронеж, 2009.
9.
Останко Л.В. Оздоровительная гимнастика / Л.В. Останко. – СПб.,
2006.
10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии
в работе учителя и Школы / Н.К. Смирнов - М.: АРКТИ, 2003.
11. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная.
Возрастная: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – изд. 3-е, испр. и доп. –
М.: Советский спорт, 2008. – 620 с.
12. Тристан, В.Г. Физиология спорта: Учебное пособие / В.Г.Тристан,
О.В. Погадаева. - Омск: СибГУФК, 2003. – 92 с.
Информационные образовательные ресурсы, в том числе цифровые
образовательные ресурсы
1. Образовательные сайты для учителей физической культуры
http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=22924&tmpl=com
2. Сообщество учителей физической культуры на портале «Сеть
творческих учителей» http://spo.1september.ru/urok/
3. И.П. Иванов. Энциклопедия коллективных творческих дел.
http://kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivaent.html
Литература для учащихся, родителей (законных представителей):
1. Волошина Л.Н. Игры с элементами спорта / Л.Н. Волошина,
Т.В. Курилова. – М., 2004.

12

2. Портал
о
фитнесе.
–
Режим
доступа:
http://fitnesburg.ru/gloss/nastolnyi_tennis
3. Фатеева Л.П. Подвижные игры, эстафеты / Л.П. Фатеева. –
Ярославль, 2005.
4. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек /
С.О.Филиппова – СПб., 2001.

13

Приложение 1
Карта мониторинга «Контрольные нормативы по общей и специальной
физической подготовке»
Возраст

№
1.

2.

3.
4.

5.

пол
Наименование
упражнений
Тест для определения
координационных
способностей:
статическое
равновесие
Тест для определения
силовой
выносливости: подъем
туловища из
положения лежа на
спине
Прыжок в длину с
места (см)
Тест для определения
силы: сгибаниеразгибание рук в упоре
лежа
Тест на гибкость: сидя
на полу, ноги на
ширине плеч наклон
вперед, колени
прямые, руками
коснуться пола.
Оценивается по 3балльной шкале:
ладони лежат на полу
— 3 балла, кулаки
касаются пола — 2
балла, пальцы
касаются пола — 1
балл

5-6
д

7-9
м

д

10-12
м

д

м

13-15
д

м


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».